Новости тамбовские епархиальные ведомости 1861 1917

Тамбовская епархия в 1933–1935 гг. «Кировский поток» репрессий. Тамбовская губерния между двумя революциями: февраль 1917 г. – март 1918 г. Также в «Тамбовских епархиальных ведомостях» появляются отдельные статьи по истории тамбовских храмов, в частности, по истории главного кафедрального собора Тамбова – Спасо-Преображенского[12]. В 1861-1872 г.г. часть неофиц. имеет заглавие: "Прибавление к Тамбовским епархиальным ведомостям" и отд. тит. л. к каждому году. Тамбов, 1861. Формат PDF, 344 стр.

Тамбовские епархиальные ведомости, № 10, 2009

Таким образом сыны церкви получили от нее не один талант, а два и более, и правильно пользуясь ими, легко могли бы приобрести другие два таланта и порадовать ими Вас, Ваше Преосвященство. Но они, подобно евангельскому ленивому рабу, когда благоугодно было Вам посмотреть, что приобретено ими на данные им таланты, могли показать Вам, Преосвященнейший Владыко, только то, что получено было ими от матери церкви, не прибавив к данным им талантам ничего из своего труда. А некоторые из особенно ленивых и лукавых и по сие время продолжают протягивать свои руки без нужды к последним крохам достояния церковного, унижая тем самым свою матерь церковь. Ведь слабо и не авторитетно будет то учреждение, которое не будет иметь у себя запасного капитала, такое учреждение всегда готовит себе путь к самоуничтожению. Ни один отец из любви к своим детям не позволит ведь им тратить все до копейки из своих сбережений, когда видит, что дети его предаются лености, беспечности и вражде.

Вот почему через епархиальное начальство напоминалось приходу, что он должен постройку храма взять на себя и закончить это дело на приходско-общественные средства. Помолитесь же Преосвященный Владыка, пред Престолом Всевышнего за нас немощных и грешных, да почиет мир на людях сих, ведь только в мире и единение вся сила и успех нашего дела, возгрей своим пламенным словом сердца их любовь. Тогда и в нас и через нас прославится всесвятое имя Господа Нашего Иисуса Христа». Выслушав в храме речи о.

Настоящее пришествие мое к вам вызвано желанием видеть своими глазами, как живут здесь люди Божьи, как творится дело нашего общего спасения… Я, как Архипастырь Тамбовского края, даю отчет пред Высшей Церковной Властью в том, как живет моя паства, преуспевает ли в вере или упадает среди нее религиозность. Во многих случаях приходится сообщить во всеобщее церковное сведение, что есть места, куда проникли сектанты-лжеучители, которые отторгают верующих от церкви. Но много есть свидетельств, что жители Тамбовского края крепко и бережно хранят свою веру, усердно заботятся о сооружении благолепных храмов, где могут проявлять свою религиозную жизнь… Не только в селениях, но и в деревнях строятся храмы. Мы живем в отношении близости храмов к селениям с большими удобствами, чем где бы то ни было… Я сам уроженец Петербургской губернии, там храмы от многих селений прихода находятся часто на верст десять и больше… Между тем у нас здесь расстояние в пять верст между церквями считается уже большим.

За эту милость, что Господь дает нам возможность иметь храмы вблизи наших жилищ, нужно Бога постоянно славить и благодарить. В храме мы можем славить Бога все вместе едиными устами и единым сердцем, здесь мы все составляем одну семью. А Христос Спаситель для того и устроил церковь, чтобы собрать всех во едино, - в единое стадо. Где люди находятся в единении между собой, тут только можно найти любовь между ними самими, тут только может проявиться и та любовь их к Богу, от которой не может их отлучить, Кук говорит апостол, ни высота, ни глубина, и никакая тварь.

И святые апостолы всячески оберегали единение между людьми… Стало быть, где строится храм, в котором совершается дело спасения и объединения людей, там не должно быть никаких разделений, там должны умолкнуть всякие страсти, там нет места соображениям о личных удобствах… Мы должны подражать святым апостолам. Павел ради общего спасения готов был пожертвовать личным спасением, лишь бы Израиль спасся Рим. Этим он как бы говорит, что там, где идет дело об общей пользе, об общем спасении, там не должно быть места личным выгодам.

Однако новости из Рассказово в большом количестве печатались в губернских газетах и журналах XIX-XX века, таких как Тамбовские Губернские ведомости 1838-1917 , Тамбовский край 1907-1917 , Тамбовский земской вестник 1916-1918 , Журналы Тамбовского Земского собрания 1865-1917 , Тамбовские Епархиальные ведомости 1861-1918 , Известия Тамбовского Совета рабочих, крестьянских и солдатских депутатов с 1917 г. Прообразом местной провинциальной прессы стала так называемая: Газета общественной жизни - «Народная Нива». Данная газета издавалась с 27 марта 1909 г. Козлова, Кирсанова и Рассказово а также о наиболее важных Российских событиях, интересных случаях из других губерний и местных объявлений. Для каждого населенного пункта через несколько лет остались только новости Кирсанова и Рассказово на ее страницах существовал свой раздел, где чрезвычайно живым и доступным языком рассказывалось обо всех событиях в том числе и с критической стороны и происшествиях, происходивших, также и в ближайших селах. Первой полноценной Рассказовской газетой стала газета «Рассказовская беднота» издававшаяся местным отделением ВКП б с 1918 года. Газета, вероятно, прекратила свое существование в 1920 г. Не найдено пока и ни одного номера данной газеты. Руководство Центрально-Черноземной области куда входила и территория современной Тамбовской области в августе 1930 г. Рассказовскую газету решили сделать образцовой, дав ей название «Вперед! Создание новой «районки» поручили журналистскому коллективу главной областной газеты «Коммуна». В то время в Воронежской «Коммуне» заведующим отделом промышленности работал Александр Дмитриевич Котов. Котов родился 22 октября 1902 г.

Димитрий приводил следующие соображения: 1 значительное сокращение переписки бумаг в консисториях при типографском изготовлении более грамотных и точных копий; 2 получение местным духовенством нужных для него сведений, «причем многие из священно-церковно-служителей, будучи извещаемы посредством ведомостей, не имели бы нужды совершать поездки… в епархиальный город для справок об участи своих просьб, о праздных местах, об успехах своих детей, обучающихся в семинарии» и т. Те же и др. Другой целью было информационное обеспечение местных инициатив духовенства: содержания и благоустройства духовных уч-щ, выборов благочинных, благочиннических съездов, выбора священством духовников и т. Кроме того, указывалось на необходимость освещать общехрист. С 16 апр. Нила Исаковича по программе, аналогичной плану архиеп. Иннокентия, стали издаваться «Ярославские епархиальные ведомости» , на 2,5 месяца опередившие «Херсонские ЕВ». Большинство епархиальных журналов назывались Е. С 1861 г. Новгороде, с 1865 г. Ставропольские епархиальные ведомости. В 1913-1917 гг. Салми, Карелия и Выборге ж. Хроника церковной жизни обеих столиц печаталась на страницах общецерковных журналов, тематика и распространение к-рых не ограничивались пределами епархии. Так, сведения по Новгородско-С. Прототипом Е. С 1845 г. Архангельск, 1889. Инициаторами или попечителями издания мн. Так, свт. Феофан Затворник был инициатором издания и одним из авторов «Тамбовских епархиальных ведомостей» и «Владимирских епархиальных ведомостей». Они имели приложения, важные статьи часто издавались отдельными оттисками. Иногда Е. Если в пределах епархии выходил академический или семинарский богословский журнал, Е. В офиц. Большой интерес для местной церковной истории и генеалогии духовного сословия представляют печатавшиеся здесь списки служащих по духовному ведомству, сообщения о переменах по службе рукоположениях, назначениях, перемещениях, смертях , наградах и производстве в чины, взносах в эмеритальные кассы и выдаче пособий из них, разрядные списки выпускников и учащихся духовных семинарий и уч-щ, расписания экзаменов, списки вакантных мест для клириков и причетников иногда включая просфорниц , расписания проповедей в кафедральном соборе иногда и в храмах уездных городов.

Злободневные полемические заметки, др. Для мн. Подписка на издание была обязательной для всех приходов епархии, в зависимости от их числа тираж Е. Если в епархии еще не было своих Е. Если в издающей Е. С революционными потрясениями 1905-1907 гг. Так появились «Саратовский духовный вестник» сент. В 1915 г. Новгороде 1915-1917 , «Варшавский епархиальный листок» и «Холмская церковная жизнь» 1915-1917 , а также «Литовские ЕВ» 1916 - в Москве, «Минские епархиальные ведомости» - в Рязани 1915-1917. После Февральской революции 1917 г. Появились новые заглавия: «Вестник Екатеринославского губернского комитета Православной Церкви» март-авг. В 1917 г. В 1920-1922 гг. Всего дореволюционные и преемственные издания 1917-1922 гг. Лишь немногие из них имеют подробные общие указатели «Подольские ЕВ» за 1862-1905, «Пензенские епархиальные ведомости» за 1866-1900, «Иркутские ЕВ» за 1863-1904, «Минские ЕВ» за 1868-1897 или указатели к одной из частей к неофиц. Остальные имеют указатели или обзоры содержания только за первые годы издания, указатели статей по определенной тематике, а издания некоторых епархий Варшавской, Владивостокской, Гродненской, Екатеринбургской, Забайкальской, Костромской, Литовской, Могилёвской, Московской, Олонецкой, Псковской, Рижской, Туркестанской, Уфимской, а также Грузинского Экзархата имеют лишь годовые оглавления. Всего в 1860-1916 гг. Издания 1917-1922 гг. В 1922-1928 гг. Нек-рые из них имели традиц. На заглавиях других отразилось стремление отмежеваться от «церковной контрреволюции»: «Церковное оживление» Одесса, 1922 , «Друг православного народа» Саратов, 1922 , «Голос живой веры» Тамбов, 1922-1923 , «Живая Церковь» Пенза, 1922; Киев, 1922-1923 , «Обновление Церкви» Царицын, 1922; Челябинск, 1923 , «Церковная заря» Вологда, 1922-1923 , «Церковное обновление» Орёл, 1922-1923; Рязань, 1923-1926. В кон. В рус. Традиции дореволюционной епархиальной прессы в какой-то степени продолжались в «Церковном вестнике Западноевропейской епархии» Париж, 1927-1940, 1946-1959 , «Вестнике Русского Западноевропейского Патриаршего Экзархата» Париж, 1947-1989 , неск. По образцу Е. После присоединения униатов к правосл.

Епархиальные ведомости.

Фотограф: иеродиакон Зосима Клинков. Авторами статей являются заведующие и сотрудники отделов епархии, сотрудники, духовенство, ведущие научные сотрудники музеев, исторических отделов, студенты вузов и семинарии, а также прихожане храмов епархии. Тематика издания определяется его духовно-просветительской направленностью.

Из обвинительного заключения по обвинению священника села Мамонтова Отъясского сельсове-та …Ястребцева П. Вы в Сосновке сдайте хлеб, а взамен оттуда привезите побольше гробов и крестов, будем заранее отпевать вечную память голодающим, в результате часть возчиков красного обоза вернулась обратно». Из показаний обвиняемого Игнатия Романова:«…на Стежинском тракте восстали крестьяне, разбирают колхозное имущество и идут против Советской власти…» «…крестьянство поняло вред коллективизации и восстало против власти, громит колхозы и разби-рает лошадей и инвентарь. Сила восставших боль-шая и победа будет на нашей стороне, крестьянс-ким восстанием охвачен весь Стежинский тракт…» Обвинение в контрреволюционной агитации было выдвинуто и против «монашек и черничек»: «…агитацию разносили по с. Мамонтово и все мо-нашки, которые проживали в с. Виновны-ми себя эти простые русские православные жен- щины, как впрочем и все 68 человек, не признали. Они не захотели «приобрести блага мира во вред своей душе, ибо душа человеческая больше, цен-нее мира». Однако, по циничной формулировке обвинительного заключения, были «достаточно изобличены показаниями других свидетелей и об-виняемых». Даль-нейшая судьба большинства из них неизвестна.

Мамон-тово, монахи Серафим и Игнатий, священники Василий и Иван Криновы, сыновья протоиерея Алексея Кринова строившего Никольский храм и возглавлявшего приход до 1917 года ; священ-ники сел Русское, Карели, Стежки, Л-Ламки, Ка-менный Брод, Сосновка, Бодин Угол и других — как «идейные руководители, организаторы и активные участники контрреволюционной цер-ковно-монархической организации «Мефодьев-цы» были приговорены к 5-ти годам концентра-ционных или исправительно-трудовых лагерей. Архивные материалы позволяют узнать неко-торые подробности жизни последнего игумена Саровского монастыря Мефодия Коковихина. Дубничи бывшего Вятского уезда, образование монастырское, …с 9-летнего возраста ушел в Саровский монастырь, где находился до 1926 года. С 1926 года до момента ликвидации монастыря был игуменом последне-го, в 1928 году судим по ст. Темников, после чего получил минус 12, отбывать ссылку в г. Но их непобедимое христианское терпение и мужество свидетельствуют, что «заповеди и пове-ления Божии были для них не отвлеченными ис-тинами, а насущным хлебом повседневной жизни. Без исполнения заповедей их жизнь была бы пуста и бессмысленна. Репрессивная машина продолжала ра-ботать. ГУЛАГ поглощал «врагов народа».

Последний процесс над монахинями Ма-монтовской общины состоялся в 1940 году. Ксению Копылову и Анну Виденину арестовали 13 октября, в день, когда отошла ко Господу игуменья Алексеевской общины матушка Агния. Им даже не позволили по-хоронить свою начальницу. Допросы в Ми-чуринской тюрьме длились по 8-10 часов в день, в вину вменялось - неучастие в Все-союзной переписи населения и в выборах в Верховный Совет СССР. Приговором выездной сессии Там-бовского областного суда от 30 ноября 1940 года матушки были осуждены по статьям 58-10 и 58-11 УК РСФСР к десяти годам ли-шения свободы с поражением в правах пос-ле отбытия наказания сроком на пять лет. В конце 1950-х годов Ксения и Анна вер-нулись в поруганную Мамонтовскую оби-тель, поселились в маленьком бревенчатом домике-келье. Местные жители уважали их за стойкость веры, доброту и благочестие. Ксения, последняя монахиня Алексеевской общины с. Мамонтово, имела удивитель-ный дар вразумительной и утешительной беседы.

Она закончила свой земной путь на 102 году жизни 20 марта 2002 года и была погребена по монашескому чину на Мамонтовском кладбище. Ушел в прошлое XX век — огромный пласт нашей трагической истории, жизни и памя-ти. Мы никогда не узнаем, сколько было их, претерпевших за веру гонения, страдания и смерть. Но, по словам Святейшего Патри-арха Московского и всея Руси Алексия II, «их жизнь и смерть были убедительнейшей проповедью истинности и нерушимости Христова дела. Мученики и исповедники совершили нетленный подвиг, страдания перенесли со славою, были превознесены Богом и сделались похвалой Церкви». Восшедший на Патриаршество незадолго до смерти Алексея Михайловича, в 1674 г. По крайней мере, Патриарх дважды активно вмешивается в поли-тику, что непосредственно отразилось на судьбах российского государства. Первый раз он поспо-собствовал исполнению завещания Алексея Ми-хайловича, в соответствии с которым престол передавался Феодору Алексеевичу, второй раз он станет на сторону младшего сына Алексея Ми-хайловича — Петра в его борьбе с царевной Со-фьей. В церковной политике Патриарх Иоаким был консерватором и боролся с различными про-явлениями западной культуры.

С другой стороны, мы знаем Патриарха Иоакима как ревностного борца со старообрядческим расколом. Поместный собор и образование Тамбовской епархии Поместный собор Русской Православной Цер-кви, решения которого привели к образованию Тамбовской епархии в 1682 г. Дело в том, что Феодор Алексеевич был человеком очень слабого здоровья и в этом смыс-ле меньше всего подходил для управления госу-дарством в столь неспокойное время. Его отец, Алексей Михайлович, сам умер еще довольно молодым человеком, оставив после себя незакон-ченными много дел. А Россия в это время стояла перед большими переменами. Московское царс-тво уходило в прошлое, и рождалась Российская империя. При этом уже довольно четко обозна-чилась основная тенденция развития российс-кого государства, охарактеризованная великим русским историком Сергеем Михайловичем Со-ловьевым следующим образом: «Русский народ после осьмивекового движения на восток круто начал поворачивать на запад». Сам Феодор Алек-сеевич был воспитан своим учителем, Симеоном Полоцким, в западном духе, неплохо говорил по-польски, знал латынь. Склонность к западной культуре имели и его фавориты, игравшие, ви- на фоне важнейших событий церковно-государственной жизни России Крепость Тамбов Page 33 вращения к старому обряду.

По поводу старооб-рядчества в вопросах, подготовленных организа-торами собора, в частности, говорилось: «Многие монахи и монахини, не хотя быть у наставников своих под послушанием, отходят из монастырей и селятся в лесах, мало-помалу прибирают к себе таких же непослушников и устрояют часовни, служат молебны, а потом бьют челом архиереям о грамотах на построение церквей на тех местах, которые называют пустынями, и в пустынях этих церковное пение отправляют не по исправным книгам, вследствие чего приходят к ним многие люди, селятся вблизи и считают их страдальцами: от этого возрастает на св. Собор на это отвечал челобитьем, чтоб великий государь своих грамот о строении вновь пустынь отпускать не указал; они, архиереи, переведут эти пустыни в монастыри, а на их местах устроят приходские церкви. Мы видим, что здесь жела-ние упорядочить монашескую жизнь соединя-ется со стремлением к ограничению социальной базы для раскольников. Кстати, не исключено, что именно раскольничьи настроения среди час-ти населения Тамбовского края стали важней-шей побудительной причиной учреждения Там-бовской епархии. Итак, собирается Поместный собор Русской Православной Церкви.

Славяне появились в наших краях видимо около X века. Но активное освоение началось со второй половины XII века выходцами из Рязани. Русские люди, жившие в этих поселениях по берегам рек, были христианами.

Об этом свидетельствуют находки предметов христианского быта такие как: фрагмент энколпиона, металлический образок с изображением св. Елены, нательные кресты и пр. В этот и последующие периоды времени наши земли были пограничными, во-первых, для двух русских княжеств Рязанского и Черниговского, а во-вторых, со степными кочевыми народами половцами затем татарами. Сложно сказать сейчас насколько христиански просвещенной была в наших краях та часть русских людей, которая жила в этих самых многочисленных поселениях. Предметы, найденные при раскопках Никольского городища, свидетельствуют о христианской принадлежности проживающих в этих местах славян лишь косвенно. Никаких предметов христианского быта найдено не было, а вот языческих амулетов, так называемых астрагалов, нашли предостаточно. Во всяком случае, удаленность от религиозных центров могла сказываться в целом на уровне религиозной жизни русских поселенцев и даже можно предположить, что часть из них находилась под влиянием языческой мордвы. Косвенно об этом свидетельствуют и легенды о мудрых мордовских жрецах, которых одинаково почитали, как славяне, так и мордва [2].

Расселение славян в Тамбовских пределах было прервано монголо-татарским нашествием. Но, несмотря на это говорить о полном запустении местности в этот период не приходится. Большая часть славян осталась на прежних местах своего жительства и лишь после того, как в XIV — начале XV вв. Однако по-прежнему на юге между Хопром, устьем Воронежа и рекой Вороной существовал анклав русских поселений, получивший название Червленый Яр. До нас дошла история спора, который возник между Рязанскими и Сарайскими епископами вследствие того, что последние старались распространить свою власть на места, лежавшие по правому берегу Вороны и Хопра. Митрополиты Киевские Максим, Петр и Феогност решали его в пользу Рязанских епископов, прямо называя упомянутые реки Рязанским пределом [3]. Притязания Сарайских епископов, однако, не прекращались до времен митрополита Алексея, который около 1360 г. Эти поселения, расположенные по течению рек Хопра и Вороны, появились здесь еще в XIII веке, о чем свидетельствуют грамоты митрополитов Максима и Петра, на которые ссылается Феогност.

Последний, в своей грамоте, написанной между 1334 и 1353 гг. Частые набеги ордынцев заставили русских князей прибегнуть к содержанию в степи караулов, которые могли бы вовремя извещать об опасности. Начало таких караулов относится ко второй половине XIV в. В грамоте митрополита Киевского Феогноста, адресованной православному населению Червленого Яра говорится: «Благословение Феогноста, митрополита всея Руси, к детем моим, к баскакам и к сотникам, и к игуменом и попом, и ко всем крестьяном Червленого Яру, и ко всем городом, по Великую Ворону…» [4] Православное население Червленого Яра, находившееся на прямой дороге между Москвой и Сараем, на окраине центральной части Золотоордынского государства, была очень удобной базой, как для русской военной разведки, так и для миссионерской деятельности. Червленоярцы составляли, заметную часть населения центрального района государства, служили в ханских войсках, платили подати. Неслучайно, что сохранилось несколько легенд связанных с русским населением этого края, одна из них говорит о Яблоновой пустыни расположенной недалеко от г. Основана она была неким старцем Петром еще в XIV в. И именно он направил на путь истинный атамана одной из разбойничьих шаек по прозвищу Тяпка.

Этот атаман, послушав отца Петра, оставил свою прежнюю жизнь, распустил шайку и постригся в монахи. Начиная с XVI в. И первопоселенцами в этих лесных местах были монахи. Известно, что в Шацком уезде Свято-Никольский Чернеев мужского монастырь был основан старцем Матфеем в лесу на Мамышевой поляне в 1573 г. Старец Матфей основал монастырь на Мамышевой поляне, где уже сто лет стояла ветхая церковь свт. Шацк, ставшей центром новой колонизации основан в 1552 г. Несколько позже было основано еще несколько монастырей: Сергеевская Проломская пустынь, Вышенская Успенская пустынь, Мамонтовская и Троицкая пустыни. Все они располагались недалеко от рек среди дремучих лесов, и с самого своего основания, вели миссионерскую работу, просвещая языческую мордву.

Сам старец Матфей крестил 20 мордовских семей. Но кроме этого монахи были и колонизаторами, так как вокруг монастырей, на монастырских землях селились крестьяне и таким образом появлялись новые села: Мамонтово, Отъяссы, Троицкая Дубрава, Ново Чернеево и др. В XVII в. Наиболее яркой фигурой этого времени был архиепископ рязанский Мисаил, который прославился как замечательный проповедник христианства среди мордвы. Он лично посещал мордовские деревни, рассказывал о христианской вере и крестил почти 4000 человек. В 1656 г. Несмотря на предупреждение, что его поджидают несколько сотен вооруженных язычников, святитель двинулся вперед из села Конобеево в деревню Янбирную ныне Шацкий район Рязанской области. Апостольская проповедь была заглушена грубой мордовской бранью, свистом пуль и стрел.

Одна из стрел выпущенная мордвином Горечишкой, пронзила левую руку и сердце архиепископа. Боярский сын Бохолдин, сумел вынести проповедника из толпы и перенести в Чернеев монастырь. Случилось это 14 апреля 1656 г. В жестоких страданиях Мисаил прожил еще девять дней и скончался 23 апреля. Тело его было торжественно предано земле 27 мая 1656 г. Он стал первым мучеником Тамбовской земли пострадавшим за веру во Христа. В 1988 г. Русской Православной церковью архиепископ Мисаил был причислен к лику святых [5].

Дело архиепископа Мисаила было продолжено другими ревнителями православия. Священник Иоанн из с. Кондровки Темниковского уезд в 1663 г. Еще одной жертвой язычников стал священник Иосиф из с. Базарная Кадомского уезда, убитый мордвином в 1648 г. В 1680 г. Миссионерством занимались и миряне. Так подъячий Темниковской приказной избы Иван Мыльников бывал в разных мордовских селах, помогал беднякам, проповедовал, многих обратил в веру Христову, за что получил царскую грамоту.

Реалии XVII в. Тамбовская земля стала важным стратегическим рубежом на юго-востоке Русского царства и как следствие этого появление таких укрепленных городов как Тамбов и Козлов. К этому времени фактически на территории Тамбовщины проживало три народа: мордва, русские и татары. И поэтому остро стоял вопрос о христианизации и мордвы и татар. Теперь это уже была не частная инициатива отдельных монастырей, духовенства и мирян, а государственная задача. И неслучайно, что именно в этот период времени так резко активизируется миссионерская работа архиепископа Мисаила. Сложнее было с татарами. Миссионерская деятельность поначалу принесла некоторые успехи: по документам того времени мы знаем, что существовали целые деревни крещеных татар, были крещены знатные татарские роды Чолокаевы, Енгалычевы, Мансуровы и др.

К середине XVII в. Тамбовская земля от реки Воронеж до реки Цны покрыта сетью христианских поселений в каждом из которых был приходской храм. Складывается и своя традиция, когда приходская община выдвигала кандидата в священники из своей среды или же принимала в приход пришлого священника документы не раз упоминают черных попов, этим термином обозначали не просто иеромонаха, а именно такого иеромонаха, который служит в приходском храме. При каждой церкви был участок земли, и видимо уже тогда стали появляться священнические династии, так как обучением своих детей духовенство занималось само и потому при выборе кандидата в священство предпочтение отдавалось именно детям духовенства. Безусловно, одним из важнейших факторов развития церковной жизни в крае стало наличие нескольких крупных для нашей местности монастырей, которые играли большую роль и в экономической и духовной жизни. Настоятели монастырей пользовались непререкаемым авторитетом. Нужно помнить, что в то время духовный отец являлся часто и поручителем своих чад в финансовых и экономических делах, а также подписывал духовные завещания. Но, безусловно, землю, ставшую в это время полноправной частью Российского государства нельзя было оставлять без высшего духовного руководства и вполне естественно, что в правительственных и церковных кругах созрела мысль об открытии епархии.

Картины религиозной бытовой жизни середины и конца XVII в. Церковная власть была очень строга, даже к таким, как нам сейчас кажется невинным забавам, как игры. Патриарх Иосиф в своей грамоте Темниковскому протопопу от 1652 г. Также категорично Святейший был настроен по отношению к скоморохам, которых: «С домрами и с гуслями и с гудками и с бубнами и с медведи и с волынки и с сопельми … отнюдь не было» [6]. Все эти строгости современному христианину могут показаться излишними, так как получалось, что человеку нельзя было не в игры играть, ни музыку слушать, причем запрещения эти относились не ко времени поста. И часто такое времяпрепровождение связано было именно с праздничными днями и именно здесь следует искать причину таких строгих мер. Вспомним, что все перечисленные игры и обычаи по сути своей имели под собой языческие корни, именно так принято было проводить время в дни языческих праздников, что теперь было неприемлемо. Косвенно все эти факты свидетельствовали о том, что вера православная еще не очень глубоко вошла в души простых людей.

Документы также свидетельствуют об огромном количестве различных пережитков прежних верований, которые до сих пор были живы: обычай умываться с серебра, гадания в виде литья олова и воска в воду, окуривание скота, завивание в лесу березок, плетение венцов и хождение с ними к воде и многое другое. Отрицательное отношение было и к традиционному празднованию Святок, когда запрещалось: «На вечерие Рождества Христова и Богоявления коляды и глуги и таусеня не кликали и игрищ не играли, и в рядех калачники в хлеб птиц и зверей не делали. Меж Рождеством Христовым и Богоявлением игр не играли и в харех не ходили, и молозева бы не ели, и телячей пузырь на избах не хоронили, и крестцов не пекли и скота не кормили». Появились и новые «народные обычаи» связанные непосредственно с христианством, например, сохранение благовещенских просвир для хлебного засевания, выпекание опресноков на святой воде и кормление ими скота. Однако с течением времени мало что менялось. В 1698 г. За все эти проступки Патриарх предлагал достаточно суровые наказания: брать пени по 2, 4 и по 6 руб. Особая страница истории епархии этого периода связана с ведовством.

Видимо в каждом селении был свой ведьмак или ведунья, на худой конец ворожея или знахарка. Они гадали, лечили людей, а иногда и вредили. Ведовство настолько распространилось, что государственная власть была вынуждена применить строгие меры и, даже нескольких ведьм сжечь. Первое такое упоминание о ведьмах относится к июню 1630 г. Она ворожила по городам и слободам. Воевода донес об этом в Разрядный приказ, оттуда велели «бабу» схватить и расспросить, держать в цепи и в железах. Проведенное расследование дало следующие результаты: оказалось, что мимо Лебедяни шел на струге по Дону воронежец Павел Веневетинов, у него и была эта «баба». Он остановился в Лебедяни, «баба» сошла на берег начала ворожить и гадать по рукам.

К ней тут же стал обращаться народ. Стрелецкий голова Василий Павлов, сообразив, что она может принести доход, купил «бабу» у Веневитинова. Она открыла в Лебедяни широкую практику. Причем русский язык знала плохо, в качестве переводчика выступал сам стрелец. Специализировалась она в основном на гадании по рукам хиромантия. Но употребляла и некие экзотические способы, нам теперь и не понятные: «нутрю щупала» видимо гадала по внутренностям животных , «луком». Ходили к ней в основном стрельцы и казаки. Не брезговала она и целительской практикой, вот как один из таких способов описывается в документе того времени: «Наговорила воду и сыпала просу в воду и той водой меня мыла.

Пускала в глаза женское молоко у стрелецкой жены Сазона Волкова … Взяла алтын денег подержала у меня на руке и привязала ко лбу, над глазом и велела отслужить молебен Николе» [6]. Такое вот сочетание язычества и православия, впрочем, современные колдуны не далеко отошли от «бабки Авнасалтан». Этот случай не привел к смерти колдуньи, ее лишь изолировали от общества, но вот в истории произошедшей в первой половине XVII в. Родом этот крестьянин был из д. Луткозино на р. Цне , каким-то образом попал на Волгу, здесь у «судовых ярыжных» обучился искусству сводить у людей опухоли и вызывать потенцию. Вернувшись домой передал умение своей снохе Авдотье, жившей в с. Та передала тайну сестре Агафии.

Они вместе и начали «ведовство и порчу». Муж Авдотьи в это время был на Дону. К Агафии Великим постом пришел «вино пить и рыбу есть» приказной человек князей Одоевских Федор Севергин. Агафья «сжилась» с ним, затем, чтобы привязать его к себе давала ему в кислых щах «скареде» с приговором, чтобы «по ней сох». Но это не подействовало, и Севергин стал жить с другой женщиной. Тогда Агафья взяла «нить мертвого человека с приговором» и наказала Севергина так, что тот вернулся, прося помочь. Агафья и Авдотья лили сквозь пробой воду и тем помогли. Но Севергин женился, и сестры решили отомстить ему: ходили ночью на погост, брали землю с могилы и давали ее в питье Севергину с приговором, еще дали какие-то грибы и коренья.

В результате Севергин умер. Кроме него они уморили выборного крестьянина Степана Шоха, который мешал свиданиям Агафьи с Севергиным. Агафья мазала Степану губы, «грибами, что растут на навозе, да кореньи, да орепьями маленькими и все вместе сжегши давали пить с скаредной примесью. Степан от этого и суток жив не был». Еще Агафья подвергла порче дьячка Шилика и навела опухоль на Авдотьина деверя Степана. Когда все открылось, Авдотья сбежала с одним крестьянином в Казань. Но остались Терешка и Агафья, которых схватили, жгли и пытали. После допросов из Разрядного приказа пришел указ: «Женке Агафьице и мужику Терешке, дав отца духовного велеть их причастить св.

Божиих Таин … , а причастя, вывести на площадь, и при многих людех, велеть их в срубе оболокши соломою, сжечь» [6]. История эта показывает с одной стороны, что познания простых ведуний и ведунов в области магии были достаточно хорошими. Они владели приворотной, любовной магией, знали также рецепты из арсенала черной магии земля с могилы именно из этой области. С другой стороны, она говорит и о нравах населения, когда православный человек приходит Великим постом к чужой жене «вино пить и рыбу есть», а потом меняет девиц как перчатки, то с одной спит, то с другой. В результате ведьмы уморили двух человек и нанесли вред здоровью еще двоим. К фактам этим можно по-разному относиться, но опровергнуть мы их сейчас не можем. Атакам колдунов подвергались даже священнослужители. В 1676 г.

Добром Богородский поп Давид подал воеводе челобитную: «Объявились у меня в домишку в избе, за потолком в углу, заткнуты коренья и земля. Подозренье на наймита моего Мишку и женку его Иринку, а от того их волшебства я и попадья моя и дети кончаются смертью» [6] Когда указанного священником Мишку Киреева поймали, то он показал, что коренья затыкал: «Вотчим мой, добренский драгун Исайка Некиреев о Св. Сам Мишка в Великий Пост клал коренья в белой горнице на косяку, а дал ему их отчим. Жена Мишки давала поповской семье зимой коренья в браге и квасе, чтобы их поморить, а давал отчим и свекровь Аграфена. Мишка вынимал из следов попа и попадьи землю и отдавал отчиму для порчи. Аринка украла у попадьи кокошник и подубрусник и эти вещи свекровь велела ей положить под столб с приговором, выдернула также лоскут у попадьи напротив сердца». Кроме того, желтой травы давала в питье наемному работнику Аниске и «он от того ныне сохнет». При обыске у Исайки найдено было 12 узлов и 6 мешочков трав, заговоры от оружья в тетрадь.

На пытке Исайка и жена его во всем признались. После таких действий колдунов у попа умер сын-младенец. Суеверия были распространены и на бытовом уровне, просто среди обычных людей как само собой разумеющееся и без чего уже нельзя было обойтись. Так в 1693 г. У него нашли заговорное письмо от ружья. На допросе он показал, что письмо взял в смутное время восстание под предводительством Ст. Разина 1670—1671 гг. Наказали его жестоко: жгли огнем и дали 60 плетей.

Все перечисленные факты свидетельствовали о том, что религиозно-нравственная обстановка в Тамбовском края оставалась сложной. Нужно было срочно принимать какое-то решение, чтобы исправить положение. Таким решением стало открытие Тамбовской епархии. Лекция 3. Открытие Тамбовской епархии. Разина, проведенными С. Андреевым в 2005 г. Но было основано и множество новых поселений.

Городки, острожки ставились в тех местах, где было наиболее удобно вести борьбу с кочевниками. Фактически вся территории будущей епархии находилась на военном положении и основу населения ее составляли военнослужащие. И положение духовенства было сродни положению военного духовенства в синодальной России. Тамбова Наши дореволюционные историки создали миф о том, что до утверждения епархии Тамбовщина была абсолютно дикой, непросвященной, населенной разбойниками. Так ли это? В 1644—1645 гг. Она разделялась на Тамбовскую десятину 23 церкви и 1 часовня и Козловскую десятину 28 церквей и 4 часовни. С 1645 г.

Окладные книги Тамбовского и Козловского уездов дают некоторое представление о том каково было состояние христанства на Тамбовской земле за шесть лет до открытия епархии в т. Сразу же бросается в глаза тот факт, что состав населения в основном служилый: казаки, солдаты, дети боярские, стрельцы, помещики, пушкари и пр. Зависимое население, т. Особую социальную прослойку составляли вдовы, дворы которых находились во многих селах. В каждом селе имелся храм или же часовня, но даже и при часовне жил священник, а то и дьячек. Это говорит о том, что богослужение совершалось регулярно, требы исправлялись. Причт храма в основном состоял из священника, дьячка и иногда пономаря. Диакон был только в одном храме.

В крупных селах 100 дворов было два священника, а в Сосновке было их три в селе 329 дворов, в состав прихода входила д. В состав причта включались и просфорни, которые чаще всего были из вдов дьячков или священников. При всех храмах имелась земля в размере от 9 до 30 четвертей пашни и покосы в размере от 15 до 400 копен. Таким образом говорить, что край был малонаселен, совсем не просвящен, переполнен раскольниками и разбойниками вовсе не приходится. Стольник князь Кропоткин в «Выписи данной полковым казакам с. Горелое» за 1677 г. Что касается просвященности и традиций, то нужно сказать о том, что в наших краях жили не выходцы с другой планеты, а теже русские люди, что и в Москве, Рязани и других городах. И уклад жизни их был вполне традиционен, даже и на новом месте [7].

Книги в крае имелись и относились к ним очень бережно почитая на вес золота. Мы знаем, что довольно обширное книжное собрание было в Мамонтовой пустыни. Все это конечно же была богослужебная литература, но не надо забывать, что богослужебные тексты в то время являлись основой знаний. В том же селе Горелом Минея общая переписана от руки, а вдова священника Ирадиона хранила у себя Псалтирь и часослов. Не следует также забывать, что у нас был свой летописный труд — Тамбовский летописец, а это также свидетельствует в пользу того, что в крае жили образованные люди. Принято считать, что и особо почитаемые святыни у нас появились только со свт. Питирима, однако с приездом святителя у нас начинается новая эпоха о которой мы поговорим в своем месте, до него же в Троицком храме г. Тамбова пребывала очень почитаемая икона свт.

Николая, в Преображенском соборе Казанская икона Божией Матери, в храме с. Хлыстово икона великомученицы Параскевы, в Мамонтовой пустыни образ свт. Вообще почитание свт. Николая было распространено в крае, в честь него названы многие древние храмы, которые строились первоначально, еще до основания Тамбова в Шацке, или в той же Морше. Можно предположить, что святитель считался небесным покровителем Тамбовской земли. На втором месте по почитанию из святых стоял прп. Сергий Радонежский, в честь него было освящено 15 престолов в разных храмах Тамбовского края. Доепархаильная история наша вполне традиционна, люди жили здесь еще старым бытом, старым укладом и даже пользовались при богослужении еще и в конце XVII в.

Таким образом тезис об дикости края, отсталости его в христианском смысле малоубедителен. Другой вопрос в том, что действительно проживающие здесь христиане были значительно удалены от центров епископской власти и очень остро стоял вопрос о просвящении в христианском духе все еще многочисленных язычников и о борьбе в среде самих христиан с пережитками язычества. Мысль об открытии Тамбовской епархии возникла еще в 1654 г. Тогда было вполне понятно значение такой идей: обширные земли включенные в сферу интересов Русского государства должны были иметь не только представителя светской власти воевода , но и духовной епископ. Однако в то время идея так и осталась идеей. На более серьезном уровне вопрос поднялся на Московском соборе 1667 г. С одной стороны на Тамбовщине скопилось большое количество раскольников, которые жили своими небольшими поселениями, а иной раз и целые «крепости» создавали Дубасов упоминает о городке между Тамбовом и Козловом с населением до 500 чел. Они фактически жили сами по себе не признавая существующую государственную власть; с другой стороны в крае существовало мощное, как бы сейчас сказали, монашеское лобби, пользующееся большим влиянием, часто подчиненное непосредственно крупным московским монастырям и едва ли желающее, чтобы каким-либо образом люди епископа вмешивались в дела братии.

И духовенство края, чувствующее себя полноправными хозяевами в своих приходах, выдвигаемое на свои должности прихожанами вполне было довольно тем, что епископ где-то есть, но далеко. И вот к концу века получалось так, что несколько десятков православных общин жили независимо, практически никак не связанные с центром, где-то уже и не ощущая свою принадлежность к общероссийской Церкви, а часть населения старообрядцы и вообще не признавало никакой власти над собой. Создавалась реальная угроза если и не отпадения этих земель от Российского государства, то создания здесь очага бунта и непокорности. Поэтому вполне логично было учредить Тамбовскую епархию и не случайно, что вместе с нашей епархией была открыта и Воронежская, которая находилась примерно в таком же положении. То что открытие епархии было инициативой не столько церкви, а государства свидетельствуют и слова царя Федора Алексеевича, обращенные в 1681 году к патриарху Иоакиму: «Архиерейское вновь прибавление потребно и нужно для того, что во многих дальних местах христианская вера не расширяется, развратники же святыя церкви там умножаются, зане не имеют себе возбранения за разстоянием дальним, понеже в епархиях град от града и место от места имеют разстояние немало» [8]. Итак в 1682 г. Как это всегда бывает в России начиная что-то новое мы часто не думаем о том, а как собственно это новое осуществлять. Епархию открыли, епископа назначили, но совершенно не подумали о том, каким образом он будет осуществлять свою деятельность не обладая ни финансовыми ни материальными средствами?

Наш первый епископ стал заложником не столько своего, как писали в прошлом историки, «строптивого и гордого» нрава, а совершенного разгильдяйства высших светских и церковных властей. Судите сами: 26 марта 1682 г. Епархия, которой ему предстояло управлять была небольшой всего 3 города Тамбов, Козлов и Добрый и 160 церквей. Отправлялся на новое место епископ Леонтий, что называется «гол как сокол», у него не было ни облачений, ни богослужебных книг, ему даже негде было в Тамбове жить. Правда эту проблему на первое время решили выдав из рязанской домовой казны «книги, церковной архиерейское облачение и одеяние, посох, кареты, запас, посуды, деньги», все это было скорее всего ветхое и на первое время. Для обеспечения нужд новооткрывшейся кафедры по указу царя Федора Алексеевича в распоряжение архиерея должны было поступить два монастыря: Мамонтова и Троицкая пустыни. Но оба эти монастыря были вотчинами первый Саввино-Сторожевского, а второй Чудова монастырей. Когда принималось это решение еще был жив царь Федор Алексеевич, возможно он как-то собирался решить эту проблему компенсировав потери московских монастырей, но он умер в 1682 г.

Зная все это, епископ Леонтий предпринял попытку взять под свой контроль Козловский Троицкий монастырь, но козловцы написали челобитную в Москву и последовал достаточно странный указ в котором не только не велено было епископу трогать монастырь, но он явно был возвышен над другими и противопоставлен епископской власти, так как: «Тому монастырю велено быть в той епархии ныне и впредь особо». И тогда же козловский настоятель Дорофей был возведен в сан архимандрита. Попытка осуществить свои права в отношении Мамонтовской пустыни, также ни к чему хорошему не привела и фактически закончилась поражением для епископа Леонтия, так как саввинские монахи пользуясь своими связями при дворе добились того, чтобы их Мамонтовская вотчина оставалсь в неприкосновенности. Понимая всю сложность своего положения епископ Леонтий предпринял отчаянный шаг решившись на силовую акцию: разобраться с непокорными мамонтовскими монахами владыка послал боярского сына Григория Шашковского и подъячего Ивана Рубцова. Те устроили в пустыни погром — избили «смертным боем» строителя старца Иону и отправили его в оковах в Козлов, побили плетьми монастырского слугу Ивана Агеева, описали все имущество монастыря и забрали монастрыскую казну. Саввинские власти вновь начали дело против владыки Леонтия, которое закончилось окончательной потерей Мамонтовой пустыни для епископа. Таким образом еще не прибыв в епархию епископ Леонтий лишился и всех средств к существованию и настроил против себя монашеское лобби. Прибыв в Тамбов 24 ноября 1682 г.

Единственный источник, который еще оставался в распоряжении епископа это пошлины со ставленных грамот. Ставка их была определена на Стоглавом соборе, но она, может быть достаточна была для обширных епархий, а для такой как Тамбовская епархия сборы получались мизерные. Вот и решил епископ Леонтий увеличить эту ставку, чем фактически подписал себе приговор, так как сразу же настроил против себя и духовенство и прихожан.

Крест, слава нашего Иисуса, составляет наше главное до-стояние, потому что он послужил ради нас, наследников Бога и сонаследников Сына Его. Отче, — говорит наш сладчайший Иисус, — славу, юже Мне дал, ecи, дах им Ин. И опять: Святи их во истину Твою; слово Твое истина есть Ин. Если не было бы Креста, не было бы и Воскресения. Если не было бы Креста, то не был бы посрамлен дья-вол и ниспровержен грех, не была бы попрана смерть и изглажено тление, не воссияли бы радость, ликование и свобода, никогда бы не вернулось к гармонии разроз-ненное состояние «сущих», находившихся под законом тления и смерти.

Если бы не было Креста, то никогда бы не были уничтожены несчастья, происходящие от нашего осуждения, и мрачный покров горя и прокля-тия был бы нашим угрюмым спутником. Болезнь, боль, страх, неуверенность и осуждение на смерть были бы постоянными атрибутами несчастного человечества, если бы с Голгофы нам не воссияло утешение. Если бы Духовный Змей, предсказанный пророками, то есть Го-сподь наш Иисус Христос, не взошел на Животворящее Древо Креста, вся вселенная не смогла бы освободиться от бедственного присутствия демонов — мысленных змеев. Как без Креста могло бы существовать утешение в страдании, надежда в состоянии безнадежности, му-жество в отчаянии, долготерпение в искушениях, вера, подвижничество и терпение? Все это, и даже выше этого, вступление в духовную жизнь и вся возводящая наверх лествица добродетелей и духовных дарова-ний, более того, все доступное человеку совершенство и отеческое обетование Бога — все это стремитель-но изливается от Благодати Животворящего Креста. По этим причинам нам всем сегодня, и вообще всем верующим во все времена до скончания века, подобает хвалиться Крестом Христовым. Ты носил нa себе Носящего всю вселенную; на тебе было совершено мироспасительное Домостроительство. Да будет через тебя изглажено наше собственное рукописание вины и вместо него дано оставление грехов и усыновление!

Ты отвратил пламенное оружие обращаемое Быт. Ты — Древо Жизни и поклоняю-щихся тебе вводишь в Жизнь! Ты открывался древнему Израилю в символах, для пророков и праведных ты был предметом желания и тоски, но хотя тебя и искали как спасение и искупление, ты укрылся от них и открылся на основе Евангелия, и среди людей распространяет-ся благочестие и добродетель. Крестом человеку была дана амнистия и выражено сочувствие в его мучениях и унижении, которые он претерпевал от неистовства принудительного насилия страстей, превративших все общество в жертвенных животных. И дело не в порочности, присущей врагам Креста. Они отрекаются от веры и призывания силы Креста; к сожалению, таковые всегда были и будут. Для них бог чрево, и слава в студе их, иже земная мудрствуют, Флп. А те, кто Христов, согласно Павлу, плоть распята со страстъми и похотьми Гал.

Иов 41, 20. А чья сила и Благодать совершили это чудо настоя-щего собрания, где большинство присутствующих — молодежь? Как насильственное притяжение всеоб-щего гедонизма, который стал новым богом и увлек за собой всю поднебесную, не возмогло ввести в заблуж-дение эти чистые юношеские души? Какая тайная сила помогла отречься от влечения к наслаждениям, и, на-против, предаться воздержанию и добродетелям? Кто дал силу для всецелого самоотречения и злострадания в противовес господствующим заблуждениям и все-общему отступничеству? Че-рез тебя Единородный Сын Божий даровал всему миру спасение, через тебя, а не от дел праведников творение вернулось от смятения и волнения к первоначальной гармонии. Брошенное пророком Елисеем в Иордан де-рево, которое помогло достать со дна упавший в воду топор, указывало на тебя, Всесвятый Крест Господень, ибо воистину через тебя Великий Пророк, предсказан-ный Моисеем 4 Цap. Тебя символизировал патриарх Иаков, когда, поменяв руки, благословил детей Иоси-фа Быт.

Тебя символизировал двойной удар Моисея по Красному морю: ударив вертикально, он открыл путь спасения израильтянам; ударив же гори-зонтально, потопил войско египетское. Тебя символи-зировал и сам Моисей на горе: когда он поднимал руки, тогда Израиль одолевал Амалика Исх. Но зачем нам обращаться к символам уже минувших времен, когда сейчас животворящая Благодать Креста покрывает все лицо земли? Крест и животворящая его сила везде и всегда укрепляют и направляют всякого человека. Пришло искушение изнутри? Страсть, по-хоть, гнев? Мы воздвизаем оружие Креста — и вконец исчезают все оружия врага. Сомнение, равнодушие, страх?

Мы выставляем против них щит Креста — и ис-кушавшие нас становятся невидимыми. Болезнь, угро-за и опасность? Мы противостоим этому призыванием и знамением Животворящего Креста — и к нам при-ходит утешение. Не будет ошибкой отнести к силе и помощи Креста то сладчайшее обещание, которое дал нам Христос: Се, даю вам власть наступати на змию и на скорпию и на всю силу вражию; и ничесоже вас вредит Лк. Но и в предлежащей нам брани, на нашем крестном пути, откуда мы черпаем силы и где берем помощь к достижению добродетелей? Каким образом мы берем на себя подвиг поста и воздержания от влекущих к греховной жизни причин и поводов? Откуда чистота в страшном вихре всеобщего гедонизма? Откуда вера и верность истине посреди хаоса всеобщего отступ-ничества и отречения от всех ценностей?

Откуда сила в подвиге нестяжания, скромности и умения доволь-ствоваться малым в условиях, когда своекорыстие и стремление к обогащению увлекает всех людей? Крест, который для формалистов соблазн, а для рационалистов безумие, есть для верующих и призванных сила Божия и Божия премудрость ср. Крест для под-вижников союзник, для пустынников сотоварищ, для труждающихся покой, для страждущих бальзам, для малодушных утешение. Лествица, виденная патриар-хом Иаковом, по которой поднимались и опускались ангелы, символизировала не что иное, как Животворя-щий Крест, через который и мы поднимаемся от зем-ли на Небо, а ангелы спускаются к нам, просвещая и укрепляя нас. В своих многоразличных песнопениях Церковь осо-бенно чтит и прославляет Честной Крест. Наши бого-носные Отцы и гимнографы возвысили и возвеличили славу Креста за нас, потому что он есть главное сред-ство, через которое Всеблагой Искупитель совершил наше спасение. Как поется в церковных песнопениях, «Крест — хранитель всея все-ленныя, Крест — красота Церкве, Крест — царей дер-жава, Крест — верных утверждение, Крест — ангелов слава и демонов язва». О Всесвятый Христов Крест, спаси нас силою твоею и сокруши направленное против нас безумие врагов наших и их орудий и умири мир, избавив его от пре-лести и лжи!

Светлое Христово Воскресение. ПасхаХристос Воскресе! Сегодня мы, православные христиане всего мира, празднуем праздник Пасхи Христовой. Пасха - это нечто большее, чем просто один из праздников. Тот, кто хотя бы однажды принимал участие в торжестве этой ночи, которая светлее дня, кто хотя бы однажды вкусил этой ни с чем не сравнимой радости, знает, что такое Пасха. В день праздника Светлого Христова Воскресения верующие люди оживают, воскресают духом, торже-ствуют, безконечно радуются, приветствуя и поздравляя друг друга радостным: «Христос Воскресе! В этот великий день все забывается: и обиды, и оскор-бления, и ненависть, и вражда. Душа как бы обновля-ется в своем существе, черствое сердце смягчается при пении победных гимнов, спавшая совесть пробуждается от пасхального радостного звона.

В этот день так светло, так хорошо становится на душе, так хочется жить, всех любить, крепко верить и горячо молиться. Праздник Светлого Христова Воскресения - это празд-ник радости. И несмотря на продолжительность его - 40 дней, кажется, всей этой радости не перечувствовать и не вместить в свои души и сердца. В эти священные дни Церковь призывает всех верую-щих радоваться и ликовать: «Сей день, его же сотвори Господь, возрадуемся и возвеселимся в онь». Частым призывом к радости Церковь хочет пробудить нас от сна, избавить хотя бы на время от суеты и приобщить к светлому торжеству. Чувство радости превышает все наши чувства. Радость - это чувство благополучного, победоносного заверше-ния всякого доброго дела и всякого усилия. Радость - это торжество правды.

Радость - это символ всего святого и совершенного. Сколько Господь раздает богатых Своих даров в тече-ние нашей жизни! И все это -предмет и повод для радо-сти: радость в молодости, радость в мудрой и чистой ста-рости, радость в силе, радость в красоте, радость в успехе работы и учебы, радость в семейной жизни, радость и в одинокой жизни, радость от совершения добрых дел; радость тогда, когда мы прощаем наших обидчиков; ра-дость в молитве, радость от посещения храма Божьего, радость от встречи с людьми; радость от того, что светит солнце; радость от того, что мы живем! И радость Пасхи Господней не случайна у верующих людей. Пасха Господня - это сущность христианской веры и христианского упования. Мы подчас не задумы-ваемся, что было бы, если бы вдруг не стало солнца с его теплом, светом и энергией. Привыкая к тому, что Боже-ственная любовь и правда, независимо от того, прини-мают ее люди или нет, вечно светит, изливая свои жи-вотворящие и спасительные лучи, мы не задумываемся глубоко над тем, что имеем. У Христа были приятели и неприятели, были друзья и недруги, были любящие Его и ненавидящие, исповедующие истину Его бытия и Вос-кресения и отвергающие.

Но то, что небо бывает порой затянуто темными тучами. В одном месте мрачная погода, а в другом в то же самое время - ясная. Как в материаль-ном мире, так и в духовном мрак побеждается светом, свет на фоне мрака смотрится и воспринимается еще ярче, еще отчетливее. На протяжении человеческой истории многие пыта-лись доказать, именно доказать, несуществование Хри-ста Спасителя, развенчать Его Евангельское учение, от-вергнуть факт Его Воскресения, на котором зиждется вера человеческая в наше безсмертие. Чтобы отвергнуть истину Воскресения, выдвигались различные мнения. Другие утверждали, что Христос не Воскрес. Иные говорили, что Иисус Христос умер, но некоторые ученики Его, «ввиду свое-го возбужденного состояния», увидели призрак Христа и вообразили, что видели Самого Учителя и так далее. Подводя итоги вышесказанному, следует признать, что ни обман, ни самообман учеников никогда не могли бы привести к таким дивным и долговечным последствиям.

Мы верим в Воскресение Христово. Каково оправда-ние нашей веры? Не ошибаемся ли мы? Другими сло-вами: почему мы думаем и верим, что Христос Воскрес? А вот почему. Прежде всего, Сам Спаситель говорил о Своем Воскресении. Говорил не прикровенно, а пря-мо, ясно и вразумительно. Так, во время пребывания в Галилее Христос сказал Своим ученикам: «Сын Челове-ческий предан будет в руки человеков, и убьют Его, и в третий день Воскреснет» Мф.

Об этих словах напомнили ученикам и Ангелы, когда, явившись им по Воскресении Христа, сказали: «Его нет здесь: Он Воскрес; вспомните, как Он говорил вам, когда был еще в Галилее, сказывая, что Сыну Человеческому надлежит быть пре-дану в руки человеков грешников, и быть распяту, и в третий день воскреснуть» Лк. Мы верим, что Христос Воскрес, ибо Он об этом гово-рил, а слова Его всегда исполнялись. Мы веруем в Воскре-сение Христа потому, что после действительной смерти Его видели Воскресшим. Видели несколько сот учеников, видели жены-мироносицы, видел сомневавшийся в Его Воскресении, а после встречи со Христом уверовавший апостол Фома, видели и многие другие. Видели и свиде-тельствовали миру. Мы не можем отвергать их свиде-тельства. Воскресение Христово становится исходным пунктом новой жизни в сердцах учеников. Оно превращает их печаль в необычную радость, павшим духом внушает мужественную решимость и из бедных рыбаков дела-ет мировых учителей и проповедников.

За проповедь о Воскресении Христа Апостолов и их последователей преследовали, мучили, сжигали на кострах, распинали на крестах. Могли ли они, такие же смертные, как и мы с вами, люди, за ложь умирать, за ложь отдавать все то, что так дорого и близко бывает каждому человеку? Трудно поверить и в то, что ложное могло принести миру столько прекрасного и замечательного. Ни один факт не оставил столь глубоких следов в истории, как этот. Без факта Воскресения Христова не было бы хри-стианства на земле, не было бы той христианской куль-туры и цивилизации, которая явилась началом всего самого возвышенного, благородного и прекрасного во всем мире, в том числе и в пределах нашего Отечества, на просторах нашей земли. Христианство на Руси поло-жило основание нашей самобытной национальной куль- туре и истории, письменности, живописи, архитектуре и многому другому, чем мы и поныне горды и богаты.

1. Обзор источников и литературы по истории Тамбовской епархии (републикация)

Миссионерский листок при "Тамбовских епархиальных ведомостях". Архимандрит Серафим (Соболев) (1881 – 1950), с 1900 по 1917 гг. был редактором «Воронежских епархиальных ведомостей». Тамбовская епархия в 1933–1935 гг. «Кировский поток» репрессий. Тобольские епархиальные ведомости. Тобольск, 1882-1919. «Тамбовские Епархиальные Ведомости» стали выходить в свет с 1-го июля 1861 года двумя книжками в месяц, причем каждая книжка разделялась на две части: 1-я составляла «официальную часть» и 2-я «прибавление к Тамбовским Епархиальным Ведомостям».

ТАМБО́ВСКИЕ ЕПАРХИА́ЛЬНЫЕ ВЕ́ДОМОСТИ

Тамбовская епархия в 1933–1935 гг. «Кировский поток» репрессий. в Калуге, Каменце-Подольске («Подольские епархиальные ведомости») и Туле, с 1863 г.- в Вильне («Литовские епархиальные ведомости»), Вятке (ныне Киров), Иркутске и Полтаве, с 1864 г.- в Вологде и Н. ВЛАДИВОСТОКСКИЕ ЕПАРХИАЛЬНЫЕ ВЕДОМОСТИ «Владивостокские епархиальные ведомости», выходили в 1903-1917 гг. 2 раза в месяц. 18 $w 005526517 $i Тамбовские епархиальные ведомости: тамбовский епархиальный духовно-просветительский журнал. 18 $w 005526517 $i Тамбовские епархиальные ведомости: тамбовский епархиальный духовно-просветительский журнал.

Тамбовские епархиальные ведомости - фото сборник

Тамбовские епархиальные ведомости. «Столовое. Это село расположено в 25 верстах от города Тамбова на большой Тамбово-Спасской дороге. Новости Тамбовской епархии сегодня. Тамбовские епархиальные ведомости. Тамбовская духовная семинария буклет. Дата учреждения русской митрополии. Митрополия это в истории. Божественные литургии в духовной семинарии города Саратов. В Тамбовской епархии в 1861 году числилось 984 приходских и монастырских храма, в которых служили 3 950 священно-церковнослужителей [8]. Храмов требовалось как минимум в три раза больше, поэтому их возведение являлось одной из главных забот архипастырей. Однако новости из Рассказово в большом количестве печатались в губернских газетах и журналах XIX-XX века, таких как Тамбовские Губернские ведомости (1838-1917), Тамбовский край (1907-1917), Тамбовский земской вестник (1916-1918).

Вышел в свет пятый номер Тамбовских епархиальных ведомостей за 2022 год

тамбовские епархиальные ведомости 1861 1917 скачать – Telegraph Тамбовския Епархиальные Ведомости. №20. 14-го мая. 1916 год. Живопись Сретенского храма в городе БОРИСОГЛЕБСКЕ(*). В ряду других уездных городов Тамбовской губернии, в большинстве имеющих своебразную, патриархальную физиономию русског.
Тамбовские епархиальные ведомости 1905 — Bitbucket решебник по сборнику задач по химии 8 гдз по литературе отзыв практика пройти книга сборник рецептур скачать решебник самостоятельные и контрольные информатика босова скачать книгу алгебра и начало анализа тамбовские епархиальные ведомости 1861 1917 скачать.

Вышел в свет двенадцатый номер журнала «Тамбовские епархиальные ведомости» за 2023 год

Тамбовские Епархиальные ведомости № 24 (15 декабря). 1866 г. Тамбовская епархия выпустила очередной номер журнала «Тамбовские епархиальные ведомости» №1 (181) 2023. В номер вошли статьи, освещающие жизнь митрополии — Тамбовской и Рассказовской, Мичуринской и Уваровской епархий, значимые события.
Вышел в свет восьмой номер Тамбовских епархиальных ведомостей за 2023 год с 1901 г. во главе с редактором и издателем П.П. Падучевым и "Тамбовский голос" с 1905 г. под.
Персональный сайт - Тамбовские епархиальные ведомости Отдельной строкой, именно как исторический источник, я бы отметил Тамбовские епархиальные ведомости, которые издавались с 1861 г. по 1918 г. сначала 2 раза в месяц, затем еженедельно.
Статьи (Православная Жизнь) 1915–1917 — ТЕВ выходят без конкретных те-матических приложений, их заменяют ведомости о сборе пожертвований на нужды войны от учите-лей и учащихся церковных школ.

Новгородские епархиальные ведомости до 1917 г архив номеров

Миссионерский листок при "Тамбовских епархиальных ведомостях". Тамбов, 1861–1917 Ежемесячно; с 1901 года – еженедельно Тверские епархиальные ведомости. ТАМБОВСКИЕ ЕПАРХИАЛЬНЫЕ ВЕДОМОСТИ. «ТАМБОВСКИЕ ЕПАРХИАЛЬНЫЕ ВЕДОМОСТИ», периодическое издание, основано святителем Феофаном Затворником в бытность его епископом Тамбовским и Шацким в 1861. Епархиальные ведомости Курской епархии. Тамбовские епархиальные ведомости. Тамбовская духовная семинария буклет.

Вышел в свет 6 (174) номер Тамбовских епархиальных ведомостей за 2022 год

В бумажной обложке зеленого цвета. Регистрационный номер: 3624836. Место производства: Тамбов: Электро-Типография Губернского Правления. Например, активно поддержал ведение нового немецкого качества Б Мендельсон. Тамбовские знатоки, тамбовские фасады, тамбовские епархиальные ведомости 1861-1917, тамбовские группировки. «Тамбовские Епархиальные Ведомости» стали выходить в свет с 1-го июля 1861 года двумя книжками в месяц, причем каждая книжка разделялась на две части: 1-я составляла «официальную часть» и 2-я «прибавление к Тамбовским Епархиальным Ведомостям». Тамбовские епархиальные ведомости.1895, №34. Из поездки по епархии Преосвященнейшего Александра, Епископа Тамбовского. Печатный орган Тамбовской и Шацкой епархии. Выходил еженедельно (в 1862–1869, 1873–1892 — 2 раза в месяц, в 1870–1872 — ежемесячно). Списки упоминающихся в издании священнослужителей см. на вкладках отдельных годов.

Похожие новости:

Оцените статью
Добавить комментарий