В этом выпуске я расскажу о корректируемых авиабомбах массой в 3 тонны. Зачем они понадобились российской армии и какой самолёт способен снести на столько мо. Военный эксперт Виктор Литовкин подтвердил , что на ФАБ-3000 можно уставить УМПК, а также системы самонаведения. «Плохие новости для НАТО. В серию пошли трехтонные авиабомбы ФАБ-3000. Возобновление производства тяжелых авиабомб ФАБ-3000 и оснащение их универсальным модулем планирования и коррекции (УМПК) станет для Вооруженных сил Украины (ВСУ) "смертельной угрозой".
Авиабомбы ФАБ-3000 стали массово выпускать в России с февраля
В России также расширили номенклатуру производимых боеприпасов. Помимо этого, с прошлого года объем выпуска современных артиллерийских и авиационных средств поражения увеличили в пять раз, добавили в министерстве. Отмечается, что достичь таких результатов удалось благодаря расконсервации мощностей, техническому перевооружению и модернизации производственных линий изготовления снарядов с помощью современного высокотехнологичного оборудования.
А в 1916 году в России был сконструирован электросбрасыватель. Носителем нового мощного боеприпаса стал бомбардировщик Пе-8. Эффект от взрыва был близок к ожидаемому. Последние удары ФАБ-5000 приняли на себя уже форты крепости Кёнигсберг 7 апреля 1945 года. Внушительной номенклатурой фугасных бомб в годы Второй мировой войны располагала американская авиация. Вес её составлял 1758 кг, длина - 2096 мм, диаметр - 457 мм. Бомба содержала 147 кг пикрата аммония. Сброшенная с высоты 6100 метров М63 могла пробить горизонтальную броню толщиной до 305 мм.
Совершенствование авиационного оружия продолжилось и в послевоенное время. В конце 1940 годов на вооружение в СССР были приняты несколько типов фугасных авиационных бомб калибра 100, 250, 500, 1500, 3000, 5000 и 9000 кг, предназначавшиеся в основном для ударов по крупным морским и сухопутным целям. Затем «встали в боевой строй» фугасные бомбы больших калибров. Бомба предназначалась для поражения военно-промышленных сооружений и фабрично-заводских зданий, судов на стоянках. Тяжёлые фугасные бомбы довольно интенсивно применялись в Афганской войне - против сильно укреплённых огневых позиций моджахедов. Есть и такие сведения. Эффективность увеличивалась при сбросе бомб в небольшие ущелья, которые буквально «складывались» от удара такой мощности.
По мнению военного аналитика Юрия Баранчика, лишь одна бомба ФАБ-3000, сброшенная на трехэтажный бункер и снабженная механизмом задержкой взрывания, способна полностью уничтожить его. При этом украинцам пока помогает то, что Донбасс сам по себе — крайне неудобное место для наступления войск: масса промзон, множество районов городской застройки, которые перетекают друг в друга.
Наступать в условиях такой «сплошной агломерации» крайне трудно. Также эксперты видят вариант использования трехтонных ФАБов в уничтожении многочисленных мостов и тоннелей на Украине, которые служат для переброски живой силы и вооружений ВСУ. Тут важна не столько мощность, сколько точность попадания для обрушения входов в тоннели. Русская армия сейчас применяет ФАБы на четком расстоянии от линии фронта: максимум в 70-80 километров вглубь территории, контролируемой ВСУ. Использовать их для ударов по глубоким тылам противника пока невозможно, ведь они запускаются с самолетов. А средств ПВО у украинцев, несмотря на все разговоры об их «истощении», пока достаточно, чтобы наши ВВС не могли заходить в зону их действия», — говорит Владимир Евсеев. Поэтому пока речь не идет об уничтожении новыми ФАБами объектов в глубоком украинском тылу. До мостов и тоннелей, играющих стратегическую роль для ВСУ, нам нужно еще добраться, и это — вопрос не завтрашнего дня. По мнению аналитиков, потенциально ВС РФ способны уничтожать при помощи сверхтяжелых бомб коммуникации в стратегическом тылу противника, но для этого нужно сначала уничтожить все его средства ПВО в этом районе, что вряд ли возможно.
Поэтому целями для ФАБ-3000 могут стать пока только важные объекты врага, находящиеся на тактической глубине его территории. Аналитики уверены, что самая главная задача — четко отработать технологию применения таких бомб.
Она была была принята на вооружение еще в 1946 году и много раз модернизировалась. Предназначается такой боеприпас для поражения промышленных, городских, портовых сооружений, крупных укрепленных целей, мощных опорных пунктов. Радиус сплошного поражения ФАБ-3000 — до 50 метров, осколочное поле при дроблении корпуса и разрушении цели — 260 метров. Бомба запускалась с бомбардировщиков и могла быть сброшена с большой высоты для достижения максимального разрушительного эффекта. С тех пор как ФАБ-3000 была введена в эксплуатацию, она стала одним из самых мощных видов вооружения в арсенале советских ВВС. А вот "протирать с нее складскую пыль" начали во время штурма Азовстали в Мариуполе. Украинские боевики, сдавшиеся в плен, потом признавались, что от мощи этих ударов многие "сходили с ума и решили выйти из подземелий с поднятыми руками". А вообще до Мариуполя подобные виды фугасных бомб весом в 3000 килограмм редко использовались из-за появления более точных и современных средств поражения, таких как управляемые бомбы и ракеты.
Россия готовится применять в зоне СВО уникальное оружие
Серия ударов ФАБ-3000 в таких случаях может привести к значительным разрушениям и дезорганизации деятельности противника. ФАБ-3000 В России начали массово производить трёхтонные фугасные авиабомбы ФАБ-3000, сообщает Министерство обороны. ФАБ-3000, оснащённых УМПК с крылом повышенного удлинения, обеспечивающего большую дальность планирования, минимизирующую риск поражения самолёта-носителя ЗРК противника.
Российская авиабомба ФАБ-3000: новое оружие, шокирующее Украину
Подробности об авиабомбе ФАБ-3000 в материале РЕН ТВ. Возобновление производства тяжелых авиабомб ФАБ-3000 и оснащение их универсальным модулем планирования и коррекции (УМПК) станет для Вооруженных сил Украины (ВСУ) "смертельной угрозой". «На предприятии многократно увеличено производство авиационных бомб ФАБ-500, в два раза увеличено производство ФАБ-1500, а с февраля текущего года организовано массовое изготовление ФАБ-3000», — говорится в сообщении.
Forbes: использование бомбы ФАБ-3000 в зоне СВО является рискованным излишеством
Что же касается универсального модуля планирования и коррекции, то подавляющее большинство экспертов сходится во мнении, что ФАБ-3000 версии М-54 получит УМПК с ракетным двигателем. "Новости про ФАБ-3000 вчера очень порадовали, и ожидаемый вариант УМПК для неё очень напрашивается, поэтому верим, ждём, надеемся. Бомба ФАБ-500 с модулем УМПК.
Российская авиабомба ФАБ-3000: новое оружие, шокирующее Украину
УМПК модуль включает в себя крылья, оперение и управляющий блок, которые устанавливаются на стандартную авиационную бомбу. Говоря простыми словами, УМПК — это приспособление, которое крепится к обычной бомбе, превращая её в «умную бомбу», способную планировать с большого расстояния и попадать точно в цель. Это один из важнейших параметров, который даёт возможность боевому самолёту не подлетать даже близко к вражеской ПВО, поражая при этом не только передовые позиции врага, но и ближний тыл. Ещё одна важная особенность УМПК — использование спутниковой навигации для коррекции полёта, что позволяет обеспечить надлежащий уровень точности разброс — несколько метров. ФАБ расшифровывается как фугасная авиабомба.
Использование 3,3-тонной бомбы — рискованное излишество, учитывая, насколько разрушительными уже являются небольшие планирующие бомбы», — пишет Forbes.
Ранее стало известно, что Россия начала массовое производство ФАБ-3000, которая будет также оснащена унифицированным модулем планирования и коррекции УМПК.
Для этого у обычной бомбы старый хвостовой отсек меняется на новый, в котором находятся рули и система управления, а также приборы навигации.
Инерциальная система наведения и GPS позволяют наводить бомбу на цель с заранее известными координатами, передаваемыми с борта самолета-носителя. Для увеличения дальности полета на бомбу с комплектом JDAM ER устанавливают небольшие складывающиеся стреловидные крылья, которые раскрываются в полете. Сброс бомбы обычно производиться на высоте не менее 10 тыс.
Последние модификации бомб оснащены небольшим реактивным двигателем. Для снижения стоимости и веса он имеет простую конструкцию и работает короткое время. Благодаря дополнительному ускорению дальность полета планирующей бомбы достигает 100 км.
Более того, реактивный двигатель позволяет сбрасывать бомбы с малых высот. Это делает самолет-носитель малозаметным для радаров ПВО противника, несмотря на сокращение дальности полета управляемой бомбы. В марте 2023 г.
Российские системы РЭБ успешно сбивают с курса американские планирующие бомбы, превращая их из умных в неуправляемые. По данным Минобороны России за период с 3 мая 2023 г. В начале 2024 г.
Комплектом AASM или Hammer оснащают французские бомбы калибром от 125 до 1000 кг превращая их в планирующие и управляемые. Благодаря небольшому реактивному двигателю бомба с комплектом AASM способна пролететь до 100 км. Казалось бы, что негативный опыт боевого применения бомб JDAM должен был отпугнуть российских разработчиков от модернизации старых советских свободнопадающих фугасных авиационных бомб типа ФАБ-250, ФАБ-500 и ФАБ-1500 цифры указывают на массу бомбы.
Надо сказать, что фугасные авиабомбы уже несколько десятков лет являются самым массовым авиационным боеприпасом в российских ВКС.
Эксперты назвали российскую авиабомбу ФАБ-3000 «рискованным излишеством» 09:37 27. Использование новой авиабомбы ФАБ-3000, которая начала производиться в России, может повлечь за собой повышенные риски для самолетов-носителей из-за их средних аэродинамических характеристик Об этом сообщило издание Forbes, отметив особенности данного вооружения. Согласно публикации, авиабомбу ФАБ-3000 планируется укомплектовать унифицированным модулем планирования и коррекции УМПК , который превратит ее из свободнопадающего снаряда в планирующую бомбу.
Чугунный ужас. От разрывов фугасных авиабомб солдаты ВСУ сходят с ума
Бомбы ФАБ-3000, я предполагаю, призваны уничтожать любые, даже очень серьезные, укрепления — вплоть до тоннелей метро неглубокого залегания. Российская авиабомба ФАБ-3000 М-54 с модулем УМПК, дальность планирования, вес боевой части, носители Ту-22 и Су-34, применение на Украине. В сегодняшнем случае речь идёт об авиабомбах ФАБ-500 с УМПК, которые являются основной «рабочей лошадкой» при нанесении бомбовых ударов по позициям ВСУ. Существенным преимуществом российских ФАБов с УМПК является относительно невысокая стоимость по сравнению с крылатыми ракетами «Калибр» и оперативно-тактическими ракетами «Искандер-М». ФАБ-3000 М-54 с УМПК в корне изменит ситуацию в украинско-российском конфликте. Автор статьи уточнил, что ФАБ-3000 не поместится под истребителем-бомбардировщиком Су-34, в связи с чем носителем авиабомбы с УМПК может стать бомбардировщик Ту-22М.
CNR: российская бомба ФАБ-3000 с УМПК несет критическую угрозу ВС Украины
С тех пор как ФАБ-3000 была введена в эксплуатацию, она стала одним из самых мощных видов вооружения в арсенале советских ВВС. Плюсы и минусы трехтонных бомб Сегодня подобные виды фугасных бомб весом в 3000 килограмм редко используются из-за появления более точных и современных средств поражения, таких как управляемые бомбы и ракеты. Такими, например, являются снаряды ФАБ 500 — облегченная версия фугасных бомб. Из-за своего веса они являются высокоточными. Это позволит наносить массовые разрушения, но при этом точки назначения бомб будет возможно корректировать.
А это значит, что модуль планирования и коррекции под них готов и теперь позиции ВСУ будут перемалываться с особой мощностью и разрушительной силой», — отметил военный эксперт Андрей Клинцевич в своем telegram-канале. Однако эксперты сошлись во мнении, что пока сложно спрогнозировать, с чего именно будут запускаться данные бомбы. Некоторые из них предполагают, что носителями для фугасных снарядов могут стать ракетоносец Ту-22М3 и бомбардировщик Су-34.
Как утверждают близкие к оборонному ведомству России источники, это решение было принято еще в конце 2022 года, а более чем годовая задержка вызвана необходимостью испытаний в условиях реального боя младшей «коллеги» трехтонной бомбы — ФАБ-1500, оснащенной унифицированным модулем планирования и коррекции. Основой для создания модернизированной бомбы М-54 стал трехтонный фугас М-46, произведенный соответственно в 1946 году. Ее общая масса составила 3,067 тонны, из которых 1,2 тонны пришлись на боевое вещество. Такие боеприпасы, как ФАБ-3000 версии М-54 длиной 3,32 и диаметром 0,82 метра относят к категории тупоконечных, размещаемых во внутренних отсеках дальних бомбардировщиков. Бомбы с остроконечной носовой конфигурацией, считающейся оптимальной для полета самолета-носителя на сверхзвуковых скоростях, размещают на внешних узлах подвески. Главными поражающими факторами трехтонного фугаса считаются: ударная волна воздушная и сейсмическая , избыточное газообразное давление и крупные осколки, образующиеся в результате разрушения корпуса.
Радиус прямого поражения составляет порядка сорока шести метров, а разлет осколков — около двухсот шестидесяти. На сегодняшний день единственным самолетом-носителем такой бомбы в составе ВКС России является сверхзвуковой ракетоносец-бомбардировщик Ту-22М3 с крылом изменяемой стреловидности. Теоретически в качестве носителя М-54 может выступить и многофункциональный фронтовой сверхзвуковой истребитель-бомбардировщик Су-34М, способный нести на внешних узлах подвески три ФАБ-1500, но пока подтверждения этому не поступало. Что же касается универсального модуля планирования и коррекции, то подавляющее большинство экспертов сходится во мнении, что ФАБ-3000 версии М-54 получит УМПК с ракетным двигателем. При этом дальность планирования должна будет составить порядка шестидесяти километров.
Препятствий для нее не существует", — подчеркнул военный эксперт. По его словам, фугасная авиабомба способна обходить любые препятствия, в том числе уничтожать спрятанные глубоко под землей бетонные сооружения. Генерал армии проверил ход выполнения гособоронзаказа и ознакомился с процессом производства боеприпасов. Сообщалось, что завод вдвое увеличил выпуск ФАБ-1500, многократно нарастил выпуск авиабомб ФАБ-500, а с февраля 2024 года также освоил массовое производство бомб ФАБ-3000.
В общей сложности выпуск современных артиллерийских и авиационных средств поражения увеличился в пять раз. Как отметил Шойгу, благодаря введению в строй новых объектов, предприятия работают с опережением графика производства. И работа проделана огромная, предприятие не просто реконструировано и модернизировано — это по многим компонентам новое предприятие", — заключил глава Министерства обороны РФ.
Очень много подземных этажей, и, казалось бы, эта осада могла идти как можно дольше. Один удар такой бомбой, что называется, — и все. Эта осада могла прекратиться довольно быстро, потому что бомба действительно очень мощная. Что можно ожидать? В связи с этим можно ожидать то, что наш ОПК будет развиваться дальше. Во-первых, это усиление мощи нашей страны, это новые рабочие руки, новые рабочие места, это рост нашей экономики. Конечно, очень большая надежда на то, что сильно нам поможет в ходе специальной военной операции.
От «Кузькина отца» не спрятаться, не скрыться
Применялись они крайне редко, поэтому такого добра на складах ВС РФ накопилось немало. В основе бомбы — боеприпас ФАБ-1500 общей массой в 1550 кг, 640 из которых — взрывчатое вещество. А еще УМПК включает систему навигации. Больше того — навигация совершенствуется. Как пояснил эксперт, полуторатонная бомба теперь может свободно пролетать до 150 километров от точки сбрасывания. При этом, по предположениям западных экспертов, УМПК оснащен реактивным двигателем, позволяющим еще и корректировать полет боеприпаса на этом расстоянии. При взрыве боеприпас способен пробивать до трех метров железобетона.
Радиус поражения ударной волной и осколками — 500 метров. Бомба запускается с истребителей-бомбардировщиков Су-34М и многофункциональных истребителей Су-35С, которых в России хватает. Запад — в шоке. По ней прилетают ФАБы и разносят укрепрайон вместе с людьми. Бойцы даже не воюют: они просто не видят противника, не могут нанести ему ущерб. Это игра в одни ворота с очевидным результатом.
Логика в этом есть: обороняться в городе значительно проще, чем в поле и лесу, — там есть естественные укрепления в виде зданий, подвалов, подземных коммуникаций. Плюс можно прикрываться мирным населением, как, например, в Мариуполе. Бомбы ФАБ-3000, я предполагаю, призваны уничтожать любые, даже очень серьезные, укрепления — вплоть до тоннелей метро неглубокого залегания. Зачем сносим энергообъекты Еще одно новшество спецоперации — удары по энергетическим объектам. Они начались много раньше, еще осенью 2022-го, но до сих пор мы уничтожали главным образом трансформаторные подстанции, а генерирующие мощности не трогали. Для чего?
Ростислав Ищенко, президент Центра системного анализа и прогнозирования, уверен: — Россия пытается затруднить логистику ВСУ. Вот сейчас, например, на харьковском направлении вместо электровозов применяются тепловозы — потому что не хватает электричества. Но и тепловозов тоже не хватает. Плюс даже те, что имеются, потребляют дизельное топливо, необходимое для применяемой ВСУ военной техники. Также, по мнению эксперта, перебои с электричеством, которые уже начались, лишают ВСУ интернета. Но чтобы электричество получить, нужны дизельгенераторы.
Вырабатывая энергию, они дают выхлоп и тем демаскируют штабы, а значит, мы можем наносить по ним удары, — пояснил Ростислав Владимирович. Игорь Забелин, в свою очередь, считает, что «обесточивание» городов — недавно, например, без электричества остался Харьков, — это сигнал того, что скоро их начнут штурмовать. И жителям нужно готовиться. Раз, второй, третий — и люди понимают, что надо куда-то уезжать, — пояснил эксперт. Григорий Савельев, в свою очередь, убежден, что удары по генерирующим мощностям — следствие изменения всей российской политики по отношению к Украине.
И они не жалеют их даже на позиции [одного конкретного] расчёта. То есть то, что им конкретно мешает, они могут туда сбросить КАБ", — посетовал Евлаш. Что нужно сделать, дабы жизнь небратьев не казалась малиной ещё больше? Конечно, звучит слишком круто, однако почему бы и нет? Задача для инженеров и техников. Ребятам на передке ой как необходимо. В-третьих, призвать из запаса сотню-другую пилотов, модернизировать для них Су-24 и нарастить количество сбросов кратно. ФАБовый дождь над головами небратьев не должен прекращаться ни на минуту.
Выпуск авиабомб идет на предприятиях оборонно-промышленного комплекса в Нижегородской области. Именно туда на днях прибыл министр обороны России Сергей Шойгу. Он проинспектировал производство бомб, а также артиллерийских и танковых снарядов различного калибра. На предприятии многократно увеличено производство авиационных бомб ФАБ-500, в два раза увеличено производство ФАБ-1500, а с февраля текущего года организовано массовое изготовление ФАБ-3000 Минобороны России По словам Шойгу, также был расширен перечень производимых артснарядов, а объем выпуска современных артиллерийских и авиационных средств поражения по сравнению с 2023 годом увеличился в пять раз. В российском оборонном ведомстве подчеркнули, что подобных результатов удалось достигнуть благодаря расконсервации производственных мощностей и модернизации производственных линий современным оборудованием, а также технического перевооружения. Завод в Нижегородской области заработал в три смены Как доложили в Минобороны, на заводе в Нижегородской области проведена большая работа по реконструкции и модернизации производственных площадей. В общем счете после выполнения соответствующих мероприятий в строй было введено более 45 000 квадратных метров рабочих площадей. Большинство участков оборонного предприятия сейчас работают круглосуточно, сотрудники трудятся по трехсменному графику. За два года рабочих стало на 1100 человек больше. В ведомстве подчеркнули, что за этот период на заводе повысили тарифные ставки и оклады, а также изменили систему премирования.
На тактическом уровне это пикирующие бомбардировщики — наведение при пикировании давало высокие результаты в точности, можно было попасть и по колонне техники, и по мосту. Так действовали знаменитые немецкие Ju-87. Другое решение — ковровые бомбардировки. Это уже уровень стратегический, обычно это связывают с действиями англо-американской авиации, которые создавали особенно тяжёлые бомбардировщики и применяли их большими группами. Однако, когда США попытались повторить эти практики во Вьетнаме, никаких военных результатов это не принесло, только колоссальные жертвы. Главная слабость обоих подходов заключалась в уязвимости самих самолётов, которым приходилось действовать в условиях массивного применения средств ПВО. Пока это были артиллерийские средства, потери были терпимы, но с появлением ракетных средств и радиолокационной разведки, игра всё менее стоила свеч. В то же самое время точность бомбометания прямо зависела от факторов высоты, скорости и погодных условий тот же боковой ветер, который на разных высотах разный по силе и направлению. Соответственно, чем выше забирался бомбардировщик и чем раньше он сбрасывал бомбы до вхождения в активную зону ПВО , тем ниже была результативность. Отчасти это решалось ракетным вооружением, ведь ракета имеет собственный двигатель и может управляться в полёте. Соответственно, авиация сильно ограничена в возможностях использовать особенно мощные ракетные вооружения. Корректируемые и управляемые бомбы Корректируемые бомбы родились ещё в годы всё той же Второй мировой. От обычных бомб их отличало более развитое оперение, что позволяло значительно точнее предсказать её место падения и снизить зависимость от погодных условий. Тогда же появляются и управляемые бомбы, а в экипаже появляется оператор вооружения, который при помощи радиосигналов управляет оперением. Для повышения точности уже в 1944 году у британцев появляется телевизионный канал наведения, когда оператор в бомбардировщике видел на экране, куда летит бомба, и оперативно корректировал подлёт к цели.