3. Предвыборная агитация, агитация по вопросам референдума может проводиться. Обращаем внимание СМИ на запрет проведения 15–17 марта предвыборной агитации.
Призвал не ходить на выборы — плати 20 тысяч!
“В частности, в соответствии с поправками, вводится запрет агитации на всех заблокированных ресурсах, а также ряд уточнений, касающихся работы СМИ.” — уточнил РИА Новости первый зампред конституционного комитета Владимир Полетаев. По каким правилам пройдет агитация перед выборами в Госдуму — в материале «Известий». «День тишины» перед выборами официально отменен, но в соответствии с принятыми поправками в избирательное законодательство при проведении многодневного голосования запрет на агитацию вступает в силу в 00:00 первого дня голосования. Запрет на публикацию результатов социологических опросов, прогнозов и исследований, связанных с предстоящими выборами президента России, вступает в силу во.
Предвыборную агитацию перед днём голосования запретят 12 и 13 сентября
это агитация, а она разрешена только в агитационный период перед выборами. В начале 2021 года блогеры и СМИ хайпили о полном запрете политической агитации в социальных сетях — были приняты изменения в законодательство о выборах. Изменения были внесены в статью 5.10 КоАП «Проведение предвыборной агитации, агитации по вопросам референдума вне агитационного периода и в местах, где ее проведение запрещено законодательством о выборах и референдумах». Кроме того, им запретят публиковать данные об итогах голосования до конца дня выборов. Однако под запрет подпадают и иные формы злоупотребления свободой массовой информации при проведении предвыборной агитации, которые не указаны в п. 1 комментируемой статьи. Планируется запретить политическую агитацию в интернете только в день тишины и непосредственно день выборов.
Роскомнадзор предупреждает о запрете на агитацию в "день тишины" и в день выборов
Согласно п. Агитационный период для кандидата, выдвинутого в составе списка кандидатов, начинается со дня представления в соответствующую избирательную комиссию списка кандидатов. Агитационный период для кандидата, выдвинутого непосредственно, начинается со дня представления кандидатом в избирательную комиссию заявления о согласии баллотироваться, а в случае, предусмотренном п. Агитационный период при проведении референдума начинается со дня регистрации инициативной группы по проведению референдума. Агитационный период прекращается в ноль часов по местному времени дня, предшествующего дню голосования. Предвыборная агитация, агитация по вопросам референдума на каналах организаций телерадиовещания, в периодических печатных изданиях и в сетевых изданиях проводится в период, который начинается за 28 дней до дня голосования и прекращается в ноль часов по местному времени дня, предшествующего дню голосования. Проведение предвыборной агитации, агитации по вопросам референдума в день голосования и в предшествующий ему день запрещается.
Граждане Российской Федерации, общественные объединения вправе в допускаемых законом формах и законными методами проводить предвыборную агитацию, агитацию по вопросам референдума. Действия, совершаемые при осуществлении представителями организаций, осуществляющих выпуск средств массовой информации, и представителями редакций сетевых изданий профессиональной деятельности и указанные в подпункте "а" пункта 2 настоящей статьи, признаются предвыборной агитацией в случае, если эти действия совершены с целью побудить избирателей голосовать за кандидата, кандидатов, список, списки кандидатов или против него них , а действия, указанные в подпунктах "б" - "е" пункта 2 настоящей статьи, - в случае, если эти действия совершены с такой целью неоднократно.
Предвыборная агитация, агитация по вопросам референдума может проводиться: а на каналах организаций телерадиовещания, в периодических печатных изданиях и сетевых изданиях; б посредством проведения агитационных публичных мероприятий; в посредством изготовления и распространения, в том числе в информационно-телекоммуникационных сетях, включая сеть «Интернет», печатных, аудиовизуальных и других агитационных материалов; г иными не запрещенными законом методами. Особенности изготовления и или распространения агитационных материалов могут быть установлены Центральной избирательной комиссией Российской Федерации с учетом требований законодательства Российской Федерации о выборах и референдумах. Кандидат, избирательное объединение, инициативная группа по проведению референдума самостоятельно определяют содержание, формы и методы своей агитации, самостоятельно проводят ее, а также вправе в установленном законодательством порядке привлекать для ее проведения иных лиц. Постановлением Конституционного Суда РФ от 14 ноября 2005 г. Расходы на проведение предвыборной агитации, агитации по вопросам референдума осуществляются исключительно за счет средств соответствующих избирательных фондов, фондов референдума в установленном законом порядке. Агитация за кандидата, избирательное объединение, оплачиваемая из средств избирательных фондов других кандидатов, избирательных объединений, запрещается. Запрещается привлекать к предвыборной агитации, агитации по вопросам референдума лиц, не достигших на день голосования возраста 18 лет, в том числе использовать изображения и высказывания таких лиц в агитационных материалах. Запрещается проводить предвыборную агитацию, агитацию по вопросам референдума, выпускать и распространять любые агитационные материалы: а федеральным органам государственной власти, органам государственной власти субъектов Российской Федерации, иным государственным органам, органам местного самоуправления; б лицам, замещающим государственные или выборные муниципальные должности, государственным и муниципальным служащим, лицам, являющимся членами органов управления организаций независимо от формы собственности в организациях, высшим органом управления которых является собрание, - членами органов, осуществляющих руководство деятельностью этих организаций , за исключением политических партий, при исполнении ими своих должностных или служебных обязанностей, кроме случая, предусмотренного пунктом 8.
Указание в агитационном материале должности такого лица не является нарушением настоящего запрета; в воинским частям, военным учреждениям и организациям; г благотворительным и религиозным организациям, учрежденным ими организациям, а также членам и участникам религиозных объединений при совершении обрядов и церемоний; д комиссиям, членам комиссий с правом решающего голоса; е иностранным гражданам, за исключением случая, предусмотренного пунктом 10 статьи 4 настоящего Федерального закона, лицам без гражданства, иностранным юридическим лицам; е. Лицам, замещающим государственные или выборные муниципальные должности, запрещается проводить предвыборную агитацию на каналах организаций телерадиовещания и в периодических печатных изданиях, за исключением случаев, если указанные лица зарегистрированы в качестве кандидатов в депутаты или на выборные должности.
Там также разъяснили, что к предвыборной агитации относятся призывы голосовать за либо против кандидата, описание возможных последствий избрания или неизбрания кандидата, распространение информации о деятельности кандидата, не связанной с профессиональной деятельностью или исполнением служебных обязанностей. Совет Федерации назначил выборы президента РФ на 17 марта 2024 года. Центризбирком РФ решил, что голосование продлится три дня: 15, 16 и 17 марта.
Также крайизбирком сможет по согласованию с ЦИК брать на себя организацию выборов в депутатский корпус краевой столицы. Помимо этого поправки опишут порядок действий кандидата, у которого уже после регистрации появилась судимость. Он обязан не позднее 18 часов по местному времени предоставить информацию о ней в зарегистрировавшую его комиссию в письменной форме. Изменения связаны с переменами в федеральном законодательстве.
Что случилось
- Стало известно, как изменились правила предвыборной агитации из-за трехдневного голосования
- Запрет на активную агитацию в «период молчания» перед выборами
- Утвержден порядок ограничения доступа к незаконной предвыборной агитации | ГАРАНТ.РУ
- Путин подписал закон о пресечении незаконной агитации в интернете — РТ на русском
Роскомнадзор напомнил о запрете предвыборной агитации в СМИ 15-17 марта
Запрет на публикацию результатов социологических опросов, прогнозов и исследований, связанных с предстоящими выборами президента России, вступает в силу во. Выборы при военном положении, журналисты с договорами и подсчёт голосов вне участка: что ещё нам готовят сегодняшние поправки в федеральный закон о выборах. Глава ЦИК Элла Памфилова заявила, что в этом году будет запрещена предвыборная агитация в день тишина 12 сентября и единый день голосования 13 сентября. и видеосъемку внутри избирательных участков. В России с 12 марта вступил в силу запрет на публикацию результатов опросов общественного мнения, прогнозов результатов и различных исследований, связанных с предстоящими выборами президента.
Пленум ВС рассказал о нарушениях при агитации на выборах
Колоколова М. Липатов Э. Свечникова И. Чаннова С.
Издание: Издательство "РосБух", 2019 год Комментируемая ст. Объектом правонарушения по ст. Статьей 5.
К предвыборной агитации, в том числе, относятся: призывы голосовать за либо против кандидата кандидатов ; описание возможных последствий избрания или неизбрания кандидата; распространение информации о деятельности кандидата, не связанной с профессиональной деятельностью или исполнением служебных обязанностей", - сказано в пресс-релизе. Предвыборная агитация прекращается 15 марта в 00:00 по местному времени.
Кроме того, временные будут созданы в больницах, следственных изоляторах, на железнодорожном вокзале Екатеринбурга и в аэропорте Кольцово. Прозрачность грядущих выборов в регионе будут обеспечивать наблюдатели.
На каждом участке таких будет минимум трое, их подготовка уже началась. Мы должны сделать так, чтобы после трёх дней голосования на утро ни у кого не было сомнений, что выборы были нечестные, непрозрачные и так далее. Для этого нужен тотальный общественный контроль», — отметил председатель Общественной палаты Свердловской области Александр Левин.
ВС напомнил, что закон предусматривает обязанность кандидата, избирательного объединения указать в подписном листе в том числе сведения о своей судимости, а также о том, что кандидат является иностранным агентом или лицом, аффилированным с иностранным агентом. Иное означает невнесение сведений о кандидате и является основанием для признания недействительными всех подписей в подписном листе. Помимо этого ВС предписал кандидатам быть аккуратнее с использованием нацистской и экстремистской символики в предвыборной агитации. Ее можно использовать только для формирования негативного отношения к идеологии нацизма и экстремизма. В тексте постановления пленум также обращает внимание, что агитация законна только на сайтах и рекламных площадках СМИ, которые не заблокированы на территории России. Чтобы защитить свои права, гражданам необходимо ознакомиться с реестром иностранных агентов, ведение которого осуществляется Минюстом, отметила руководитель корпоративной практики Key Consulting Group Ангелина Севостьянова.
Коммунисты пожаловались в прокуратуру на странную агитацию в Ростове перед выборами
В этот же раз мы связываем давление на коммунистов в общем тренде борьбы против кандидатов от КПРФ на муниципальных выборах в Москве - более ста наших кандидатов лишились регистрации через суды и решения избиркомов по надуманным основаниям. В ходе акции полицией было задержано четверо участников мероприятия. Неизвестный атаковал со спины, повалил коммуниста на землю и начал его избивать. В результате мужчина серьёзно пострадал и был госпитализирован.
Сообщалось о том, что всё его тело покрыто гематомами, ссадинами, сломаны рёбра и повреждены почки. Ранее «Утренний Юг» рассказал, что прокуратура Краснодарского края не дала передать дело коммуниста в суд.
Сегодня Пленум Верховного суда обсудил проект постановления по вопросам рассмотрения дел об административных правонарушениях, посягающих на порядок информационного обеспечения выборов и референдумов.
С докладом об этом выступил судья ВС Сергей Кузьмичев. Он отметил, что по результатам изучения практики выявили затруднения в применении закона «Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации» и норм КоАП об ответственности за его нарушение. Проект состоит из 41 пункта.
В Законе «Об основных гарантиях избирательных прав граждан РФ» об этом сказано: «В течение пяти дней до дня голосования, а также в день голосования запрещается опубликование результатов опросов общественного мнения, прогнозов результатов выборов и референдумов, иных исследований, связанных с проводимыми выборами и референдумами, в том числе их размещение в информационно-телекоммуникационных сетях, доступ к которым не ограничен определенным кругом лиц». Аналогичная норма есть в законе о выборах Президента РФ. Положения закона касаются СМИ, граждан и организаций, указано на сайте Центризбиркома. При этом Кодекс об административных правонарушениях предусматривает штраф за нарушение порядка участия СМИ в информационном обеспечении выборов, в том числе за неправильную или несвоевременную публикацию результатов соцопросов. Максимальная санкция для организации — сто тысяч рублей. Предвыборной агитацией называют деятельность, которая имеет цель побудить избирателей к голосованию за конкретного кандидата или против него. Агитацию на телевидении, по радио, в газетах или в интернете проводят не журналисты или представители этих ресурсов, а сами кандидаты, используя возможности площадки. Агитационный период начинается за 28 дней до дня голосования. Проведение предвыборной агитации в день голосования и в предшествующий ему день запрещается.
Но только если речь не идет о многодневных выборах.
Способы обхода запретов дня тишины[ править править код ] Существуют способы обойти день тишины. Распространённой тактикой является создание кандидатом или партией информационного повода, поскольку предоставление объективной информации в СМИ не относится к агитационной деятельности. Гораздо менее сложным является проведение скрытой агитации через распространение материалов, прямо не призывающих предпочесть ту или иную силу на выборах, но содержащих достаточно прозрачные отсылки к их лозунгам или узнаваемые высказывания их лидеров. Существенно упрощает использование всех подобных способов использование административного ресурса [12].
Агитировать в интернете не по правилам стало сложнее и дороже
Агитация на сайтах в сети "Интернет", доступ к которым ограничен на основании официального решения Роскомнадзора, согласно поправкам, не допускается", - сообщил в своем Telegram-канале один из авторов поправок, глава комитета Совета Федерации по конституционному законодательству Андрей Клишас. Кроме того, поправками закрепляется положение о том, что агитационные материалы, в том числе предвыборные программы кандидатов, не должны содержать в себе не только призывы к совершению действий, подпадающих под признаки экстремизма, но и по своему собственному содержанию не должны подпадать под иные признаки экстремизма. Ряд предложенных изменений касается финансирования выборов.
На кого распространяются ограничения и что будет, если их нарушить, узнала «Парламентская газета». В Законе «Об основных гарантиях избирательных прав граждан РФ» об этом сказано: «В течение пяти дней до дня голосования, а также в день голосования запрещается опубликование результатов опросов общественного мнения, прогнозов результатов выборов и референдумов, иных исследований, связанных с проводимыми выборами и референдумами, в том числе их размещение в информационно-телекоммуникационных сетях, доступ к которым не ограничен определенным кругом лиц». Аналогичная норма есть в законе о выборах Президента РФ. Положения закона касаются СМИ, граждан и организаций, указано на сайте Центризбиркома. При этом Кодекс об административных правонарушениях предусматривает штраф за нарушение порядка участия СМИ в информационном обеспечении выборов, в том числе за неправильную или несвоевременную публикацию результатов соцопросов.
Максимальная санкция для организации — сто тысяч рублей. Предвыборной агитацией называют деятельность, которая имеет цель побудить избирателей к голосованию за конкретного кандидата или против него. Агитацию на телевидении, по радио, в газетах или в интернете проводят не журналисты или представители этих ресурсов, а сами кандидаты, используя возможности площадки. Агитационный период начинается за 28 дней до дня голосования. Проведение предвыборной агитации в день голосования и в предшествующий ему день запрещается.
Днем тишины называют запрет предвыборной агитации за день перед выборами. Согласно новому закону, если ЦИК принимает решение о проведении голосования в течение нескольких дней, то предвыборная агитация закончится в ноль часов по местному времени первого дня голосования. К слову, глава Центризбиркома Элла Памфилова ранее уже заявляла, что в современных условиях развития интернета и соцсетей «день тишины» давно уже лишен всякого смысла.
Участие в них смогут принять как самовыдвиженцы, так и кандидаты, выдвинутые различными партиями. Решение о их регистрации Центральная комиссия примет 10 февраля, а с 17 февраля начнётся агитация в СМИ. В Свердловской области уже образовано 2446 постоянных избирательных участков. Кроме того, временные будут созданы в больницах, следственных изоляторах, на железнодорожном вокзале Екатеринбурга и в аэропорте Кольцово. Прозрачность грядущих выборов в регионе будут обеспечивать наблюдатели.
Агитировать в интернете не по правилам стало сложнее и дороже
1.1. При проведении предвыборной агитации, агитации по вопросам референдума также не допускается злоупотребление свободой массовой информации в иных, чем указанные в пункте 1 настоящей статьи, формах. Кандидатам на выборах в Алтайском крае запретят пользоваться для агитации на выборах запрещенными в России социальными сетями. Депутаты Госдумы приняли закон, отменяющий положение о запрете предвыборной агитации в «день тишины», предшествующий выборам, в случае проведения многодневного голосования. В среду Госдума приняла в третьем чтении закон, который предполагает существенное увеличение штрафов за незаконную агитацию на выборах. ст. 5.10 «Проведение предвыборной агитации, агитации по вопросам референдума вне агитационного периода и в местах, где ее проведение запрещено законодательством о выборах и референдумах». Планируется запретить политическую агитацию в интернете только в день тишины и непосредственно день выборов.
Сайты нарушителей будут оперативно блокировать
- Съемка на участке, агитация, соцопросы: что запрещено на выборах
- Кандидатам на выборах на Алтае запретят агитацию через запрещенные соцсети - Толк 05.06.2023
- Напоминаем о запрете агитации 8, 9 и 10 сентября
- Юристы напомнили о запрете на агитацию во время выборов
О компании
- Информирование избирателей отменяет агитацию / Политика / Независимая газета
- Информирование избирателей отменяет агитацию
- Правила комментирования
- Управа района Некрасовка города Москвы
Портал правительства Москвы
Правда, единственной на то возможностью является диверсификация СМИ, чтобы они по-разному информировали людей, а это связано не столько с законами, сколько с политическим и экономическим устройством страны. Только законом с этим бороться нельзя», — заявил Бузин. Эксперт заметил, что организаторы выборов оправдываются тем, что вроде бы справедливо утверждают: бесплатная печатная площадь и эфирное время выделяются одинаково для всех. Богатые кандидаты могут еще использовать и платную площадь, но она тоже не всем предоставляется. И тоже не может конкурировать с «информированием», хотя на мелких выборах бывают редкие исключения», — сказал он. Что касается ситуации в Пскове, то Бузин предположил, что ее можно было бы оспорить в суде, правовые основания для этого есть: «Можно еще на основании закона потребовать от телеканала предоставить такое же время другим кандидатам, но он, скорее всего, откажет — и суд его поддержит.
В крайнем же случае канал возьмет вину на себя, скажет, что никакой инициативы со стороны кандидата не было, заплатит небольшой штраф. И такие случаи бывали, но очень редко». Глава Политической экспертной группы Константин Калачев заметил, что «грань между агитацией и информированием действительно тонкая». Что же касается попыток реально достучаться через эту агитацию до избирателей, то в отдельных случаях они есть. Это явная апелляция к настроениям против варягов.
А вот у Сокола какие-то казенные плакаты — «Силу государства — на благо Хакасии! Он пояснил, что такие формальные агитпродукты не несут эмоционального заряда, а распространены в тех регионах, где на выборах активно работает админресурс. А вот там, где еще остаются демократичные электоральные традиции, губернаторы и депутаты ЕР все-таки вынуждены работать с избирателем и с помощью агитации. Творческий подход к агитации сразу проявляется и там, где есть риски протестного голосования или проблемы с рейтингом самого кандидата от власти: «Врио, как правило, работают с проблемами по районам, ставят задачи и презентуют образы будущего. А вот действующие начальники вынуждены работать по собственным следам, то есть бороться «с собой» и своими недочетами».
День тишины перед выборами был отменен 17 сентября 2021, 02:20 В этом году голосование на выборах в Государственную Думу, Законодательное Собрание области и органы местного самоуправления проходит 17, 18 и 19 сентября. Новая схема реализации избирательного права привела к решению об отмене дня тишины.
Однако под запрет подпадают и иные формы злоупотребления свободой массовой информации при проведении предвыборной агитации, которые не указаны в п. В соответствии с Законом РФ «О средствах массовой информации» к таким формам злоупотребления свободой массовой информации относятся: - использование средств массовой информации далее - СМИ в целях совершения уголовно наказуемых деяний, для разглашения сведений, составляющих государственную или иную специально охраняемую законом тайну, для распространения материалов, содержащих публичные призывы к осуществлению террористической деятельности или публично оправдывающих терроризм, других экстремистских материалов, а также материалов, пропагандирующих порнографию, культ насилия и жестокости, и материалов, содержащих нецензурную брань ч.
Законодателем также запрещена агитация, нарушающая законодательство об интеллектуальной собственности. Данное законодательство входит в состав гражданского законодательства и включает специальные нормы, посвященные правовой охране отдельных результатов интеллектуальной деятельности и средств индивидуализации. В настоящее время основным источником, содержащим нормы об интеллектуальной собственности, является ч. Несоблюдение кандидатом, избирательным объединением ограничений, предусмотренных в пп.
Под подкупом избирателей понимается предоставление или обещание предоставления определенными в законе лицами кандидатами, избирательными объединениями, иными лицами и организациями имущественных выгод избирателям при проведении предвыборной агитации в рамках конкретной избирательной кампании с целью склонения их к реализации своего активного избирательного права не свободно, а в интересах достижения определенным кандидатом или избирательным объединением выгодных для них итогов голосования и результатов выборов. Соответственно под подкупом участников референдума следует понимать предоставление или обещание предоставления указанными в законе лицами инициативной группой по проведению референдума, иной группой участников референдума, иным лицами и организациями имущественных выгод участникам референдума при проведении агитации по вопросам референдума в рамках конкретной кампании референдума с целью склонения их к голосованию не свободно, а в интересах достижения определенной группой участников референдума выгодных для них итогов голосования и результата референдума. Подкуп избирателей или участников референдума направлен на искажение их действительного волеизъявления. Будучи подкупленными, избиратели и участники референдума голосует не свободно, а в угоду подкупивших их лиц в интересах того или иного кандидата, избирательного объединения или той или иной группы по проведению референдума.
В основе подкупа избирателей, участников референдума как правонарушения лежит установленный в рамках предвыборной агита- ции факт незаконной передачи или обещание такой передачи избирателю либо участнику референдума денежного или материального вознаграждения либо незаконное оказание ему услуги, которые выступают обязательным условием соответствующего варианта голосования этого подкупленного лица. Такая интерпретация подкупа избирателей и участников референдума находит отражение в судебной практике. При решении вопроса о том, имел ли место подкуп избирателей, участников референдума, надлежит выяснять следующие обстоятельства: - подпадают ли совершенные действия под перечень действий, которые в соответствии с п. Если действия осуществлены в отношении несовершеннолетних, не обладающих активным избирательным правом например, при раздаче несовершеннолетним подарков, содержащих агитационные материалы , то необходимо учитывать, что такие действия не остаются вне поля зрения законных представителей детей - их родителей, и поэтому могут рассматриваться как подкуп, если родители являются избирателями соответствующего избирательного округа; - относятся ли лица, осуществившие названные в п.
Подкуп избирателей лицами, указанными в пп. Судебной практикой сформулирован целый ряд содержательных правовых позиций об особенностях квалификации действий кандидатов и избирательных объединений в качестве подкупа избирателей. Обратим внимание на некоторые из них. Большое значение для безошибочной квалификации рассматриваемого правонарушения имеет правовая позиция о том, что при установлении подкупа избирателей обязательным условием является агитация за или против кандидата, просьба или требование голосовать за или против него.
Вне рамок агитационной деятельности объективно невозможно совершение подкупа избирателей. Следовательно, при решении вопроса о наличии и или отсутствии подкупа избирателей кроме факта передачи или обещания определенных благ необходимо доказать наличие агитационных действий [5]. Верховный Суд РФ неоднократно указывал, что действия кандидатов как подкуп избирателей могут быть квалифицированы лишь при наличии доказательств, свидетельствующих о том, что эти действия по отношению к избирателям совершались под условием голосовать за или против конкретного кандидата либо ставились в зависимость от результатов выборов [6]. В целях правильной правовой оценки предмета подкупа избирателей судами была выработана правовая позиция, согласно которой для признания материальных ценностей предметом подкупа должны учитываться не только их коммерческие или потребительские свойства, но и цель их изготовления и распространения.
Так, по одному из дел суд не признал брошюру «Как обратиться в суд» с содержащимися в ней несколькими образцами заявлений граждан в суд предметом подкупа избирателей, так как эта брошюра не имеет коммерческой ценности и ею нельзя воспользоваться без консультаций юриста. Суд пришел к выводу о том, что эта брошюра подпадает под понятие печатных материалов, специально изготовленных для избирательной кампании, распространение которых среди избирателей допустимо в соответствии с п. По другому делу судебные инстанции посчитали несостоятельными доводы заявителя о том, что кандидат совершил подкуп избирателей посредством выкупа тиража двух номеров газеты, в которых был помещен его агитационный материал, и бесплатного распространения этих газет среди избирателей. В соответствии с выводами судов эти действия не являются подкупом избирателей и не подпадают под запрет на бесплатное распространение товаров, поскольку газета является печатным материалом, специально изготовленным для избирательной кампании [8].
В судебной практике также возникал вопрос: могут ли упаковочные полиэтиленовые пакеты признаваться печатными агитационными материалами и по этой причине не являться предметом подкупа избирателей? Разрешая один из избирательных споров, областной суд сформулировал правовую позицию, согласно которой полиэтиленовые пакеты с нанесенной на них полиграфическим способом агитационной информацией должны признаваться печатным агитационным материалом. В этой связи суд признал необоснованным довод представителя заявителя о том, что полиэтиленовые пакеты являются товаром, который запрещен к распространению в агитационный период, поскольку пакеты фактически являются упаковочным материалом. Верховный Суд РФ подтвердил законность и обоснованность приведенной правовой позиции суда первой инстанции [9].
Немаловажное значение имеет и судебная правовая позиция о том, что при квалификации подкупа избирателей стоимость незаконно переданных товаров, выполненных работ или оказанных услуг не имеет правового значения.
Например, то, что агитация должна оплачиваться с избирательного счета, а ее проводить могут только граждане, уполномоченные на это кандидатами. При этом иноагентам запрещено участвовать в агитации, если они, конечно, сами не баллотируются. Среди важных замечаний Верховного суда России — указание нижестоящим судам, что регистрация не определяющий признак СМИ.
Это необходимо на случай привлечения ответственных за нарушения при агитации к ответственности, в том числе в интернете.