Аполлинария Суслова была ярой феминисткой, а также эгоцентристкой, которая до 23 лет не знала любви (в то время женщины познавали любовь многим раньше и это было нормально). Людмила Сараскина «Аполлинария Суслова» Информация о книге: описание, содержание, в каких магазинах можно купить, скачать, читать. Это была 22-летняя слушательница Петербургского университета Аполлинария Суслова. Книга известного историка литературы, специалиста по творчеству Ф. М. Достоевского Людмилы Сараскиной посвящена Аполлинарии Сусловой — возлюбленной великого писателя.
Людмила Сараскина «Аполлинария Суслова»
Образ Аполлинарии Сусловой, своенравной красавицы с дурным нравом, страстной натуры, волевой, противоречивой, для Достоевского оказался источником целой плеяды его героинь. Аполлинария же вышла замуж за критика и публициста Василия Розанова, который оказался младше Сусловой на 16 лет. Годы близости с Достоевским обложка книги. продажа с быстрой доставкой по всей России.
Пионерки эмансипации: жизнь и деятельность сестёр Сусловых в Крыму
В книжном интернет-магазине «Читай-город» вы можете заказать книгу Аполлинария Суслова от автора Людмила Сараскина (ISBN: 978-5-23-504514-9) по низкой цене. О бурной судьбе Аполлинарии Сусловой расскажет историк Егор Яковлев, автор проекта «Цифровая история». Аполлинария Суслова была связана с Достоевским многие годы и послужила прототипом некоторых его женских образов.
«Молодая гвардия» выпускает биографию Аполлинарии Сусловой
Возможно, это произошло и раньше. В другой повести Сусловой, «Чужие и свой», опубликованной лишь посмертно, в XX веке, где образ героини по имени Анна имеет автобиографический характер, а Достоевский явился прототипом влюблённого в неё героя — Лосницкого, Анне 22 года и упоминается, что их связь длится уже год. Сусловой исполнилось 22 года в январе 1861 года. Значит, можно было бы заключить, что они познакомились с Достоевским в конце 1860-го, вскоре после его возвращения из Сибири. Но, увы, художественное произведение — не биографический документ. Ещё с первой половины 1920-х годов, когда начали появляться первые исследования на тему «Достоевский и Суслова», укрепилось мнение, что её дебютная повесть «Покуда» — самое слабое её произведение. Я не разделяю этого мнения: повесть «Чужие и свой», имеющая тот интерес, что в ней отразились их отношения с Достоевским, в силу чего её особенно часто перепечатывают, мне представляется гораздо более слабой. Оригинальная черта повести «Покуда» состоит в том, что повествование ней ведёт герой-мужчина и это заставляет вспомнить незавершенный роман Достоевского «Неточка Незванова», написанный от лица женщины. Начальный абзац: «Как странно создан человек! Говорят — существо свободное… какой вздор!
Я не знаю существа более зависящего: развитие его ума, характера, его взгляд на вещи — всё зависит от внешних причин. Разум, эта высшая способность человека, кажется, дан ему для того, чтобы глубже чувствовать собственное бессилие и унижение перед случайностью» — звучит вполне в духе ещё не написанных «Записок из подполья». Может, это и подкупило Достоевского при знакомстве с произведением Сусловой? А может, — нельзя исключать — тут прослушивается его редакторская правка? Характер героя его имя Александр , наделённого болезненной рефлексией, с детства уединявшегося от самых близких людей, тоже близок подпольным героям Достоевского. Этим интересны первые страницы повести «Покуда». Но затем появляется героиня сперва невеста, затем жена брата героя , которую Суслова наделяет собственными чертами, и интерес повествования резко падает. Александр находит в Зинаиде свой идеал, но с её стороны встречает не более чем симпатию. В истории этой героини Суслова в чем-то напророчила свою будущую судьбу: Зинаида оставляет мужа, уезжает в другой город, поступает в гувернантки.
В финале — умирает в полном одиночестве. История вполне тривиальная. Федор Достоевский, 1879 год. Натура страстная, недобрая, красивая, нервная, истеричная и с драмой. Можно ли сказать, что это описание подходит Сусловой? Какой её видел писатель, современники и какой она видела себя? Означает прежде всего неистово страстную, «демоническую» женщину, соблазнительную и соблазняющую. Любопытно, однако, что, признавая Суслову прототипом ряда женских образов Достоевского, её муж, Василий Розанов, как раз отказывался считать её прототипом именно Грушеньки. В Суслихе — ничего грубого, похабного».
Александр находит в Зинаиде свой идеал, но с её стороны встречает не более чем симпатию. В истории этой героини Суслова в чем-то напророчила свою будущую судьбу: Зинаида оставляет мужа, уезжает в другой город, поступает в гувернантки. В финале — умирает в полном одиночестве. История вполне тривиальная. Федор Достоевский, 1879 год. Натура страстная, недобрая, красивая, нервная, истеричная и с драмой. Можно ли сказать, что это описание подходит Сусловой? Какой её видел писатель, современники и какой она видела себя? Означает прежде всего неистово страстную, «демоническую» женщину, соблазнительную и соблазняющую. Любопытно, однако, что, признавая Суслову прототипом ряда женских образов Достоевского, её муж, Василий Розанов, как раз отказывался считать её прототипом именно Грушеньки.
В Суслихе — ничего грубого, похабного». Впрочем, и Митя Карамазов словом «инфернальница» характеризует лишь одну сторону Грушеньки, связанную со страстным характером, полом, надрывом. А позднее корректирует эту свою характеристику: «И томит она [Грушенька] меня, любовью томит. Что прежде! Так что Грушенька в «Братьях Карамазовых» тоже разная, существует на границе с самой собой, и «инфернальность» не сущность, а лишь одна из её ипостасей, далеко не главная. Эгоизм и самолюбие в ней колоссальны. Она требует от людей всего, всех совершенств, не прощает ни единого несовершенства в уважение других хороших черт, сама же избавляет себя от самых малейших обязанностей к людям», — писал Достоевский младшей сестре Аполлинарии Надежде. Это, впрочем, слова отвергнутого любовника, образ весьма односторонний. Но эта «одна сторона» как-то наглядно проступает, когда знакомишься с ответом, который Суслиха дала своему будущему мужу, Розанову, на его вопрос, почему они разошлись с Достоевским. И он должен был так поступить.
Он не поступил, и я его кинула». Брак продлился 6 лет и был несчастливым: ссоры, разногласия. Однако Розанов помнил эту женщину и не только потому, что Суслиха, как он её называл, отказывала долгие годы в разводе. Почему она это делала? Когда студент Василий Розанов 12 ноября 1880 года венчался с Аполлинарией Сусловой, ему действительно было 24 года, а вот новобрачной без нескольких недель — уже 42 года. Разница в возрасте у них была 17 лет и несколько месяцев. Кстати, ровно такая же, как у Сусловой с Достоевским, только наоборот: в первом случае она моложе на 17 лет, во втором — она старше на столько же. И нельзя сказать, в юридическом смысле, что брак Розановой и Сусловой «продлился 6 лет».
Окончила пансион благородных девиц в Санкт-Петербурге. Считается прототипом ряда ключевых женских образов в романах Ф. Автор нескольких автобиографических повестей.
Это ярко выраженная истерическая психопатка, которая могла быть убедительнейшей иллюстрацией к любой книге об извращениях характера... Жаждущая беспредельного признания, эмоционально холодная, расчётливая, презиравшая жалость и милосердие, эта психопатка, побывав в руках Достоевского, стала ещё более извращённой... Аполлинария с детства отличалась неудержимой капризностью, кокетством, чувством неполноценности. Как все истерические психопатки, она страдала извращением полового влечения. Никого не любя, а испытывая лишь неглубокую чувственность без оргазма и благодарности к партнёру, она, говоря словами дочери Достоевского, «служа Венере, переходила из рук в руки, от одного студента к другому». Может, так она мстила Достоевскому за то, что он был много старше её?.. Импульсивность, неустойчивость, непредсказуемость поступков сочетаются с расчётливостью, неэмоциональностью, каким-то шахматным, бухгалтерским подходом к Достоевскому. Буянов этим высказыванием даёт всеобъемлющую характеристику Сусловой. После смерти своей первой жены Достоевский предложил Сусловой выйти за него замуж, но она отказалась. Их отношения продолжали оставаться нервными, неясными, мучительными прежде всего для Фёдора Михайловича. Для Сусловой Достоевский был не великим писателем, а всего лишь поклонником, книг которого она почти не читала. После окончания романа с Достоевским Суслова сожгла многие компрометирующие её бумаги, в том числе и письма к ней великого писателя.
Мучительница
СУСЛОВА Апполинария | Аполлинария Суслова" Сараскина Л. И.: Книга известного историка литературы, специалиста по творчеству Ф. М. Достоевского Людмилы Сараскиной посвящена Аполлинарии Сусловой. |
Апполинария Прокофьевна Суслова - биография, фото, личная жизнь, Достоевский - Biography Life | Людмила Сараскина «Аполлинария Суслова» Информация о книге: описание, содержание, в каких магазинах можно купить, скачать, читать. |
Полюбите нас беленькими — Журнальный зал | Достоевский и Аполлинария Суслова вместе путешествовали по Европе, ссорились, расставались и снова встречались, но вскоре поняли, что эти отношения обоим им затрудняют. |
Апполинария Суслова – роковая муза
В наличии "Аполлинария Суслова" автора (Сараскина Л.), Эксмо-АСТ в интернет-магазине Book24 со скидкой! Отрывок из книги, отзывы, фото, цитаты, обложка. Произведение Аполлинарии оказалось так себе, но Федору Михайловичу было проще согласиться издать его, чем объяснять Сусловой недостатки повести. Анна Достоевская в Ялте, Аполлинария Суслова (по мужу Розанова) в Севастополе. Подпишитесь на Первый Севастопольский в ях. Аполлинария Прокофьевна Суслова была старшей дочерью и родилась в крестьянской семье, но в не совсем обычной.
«СОЛНЦЕ МОЕЙ ЖИЗНИ ФЁДОР ДОСТОЕВСКИЙ»
Сёстрам Поле и Наде нанимали учителей, а затем отдали в пансион благородных девиц. В отличие от сестры, питавшей явный интерес к естественным наукам, Полю ничего не увлекало. Из всей школьной программы ей запомнились только уроки истории: Древняя Греция и античное искусство пробудили её воображение и тягу к творчеству. После гимназии сёстры Сусловы продолжили образование. Высшие женские курсы в России в то время ещё не были созданы, но правительство под давлением молодёжи разрешило барышням слушать лекции в университете. Аполлинария же продолжала искать себя — она интересовалась так называемым женским вопросом, была участницей всех студенческих сходок и демонстраций, не раз попадала в полицейский участок. Со всей горячностью молодости она хваталась за любые модные идеи и занятия. К этому разряду относилось и писательство.
В «Современнике» уже вышел рассказ Надежды Сусловой, а Аполлинария всё ещё в задумчивости грызла перо. Тут как нельзя кстати на её горизонте и появился прославленный писатель Фёдор Достоевский. Мука-любовь К моменту их встречи Фёдор Михайлович уже был настоящей звездой поколения. Он только вернулся из ссылки — попал туда за близость к кружку петрашевцев, готовивших государственный переворот. Прогрессивная молодёжь зачитывалась его повестями и романами, он выступал перед студентами в Санкт-Петербургском университете. На одной из таких встреч его и увидела Аполлинария. Набравшись храбрости, она протянула ему свою первую повесть «Покуда».
Повесть была совершенно посредственной, но Достоевский решился опубликовать её в своём журнале «Время». Так у них с Аполлинарией появился легальный повод для встреч. Вскоре стало понятно, что объединяет их не только интерес к литературе. То, что Достоевский женат, Суслову не смущало. Да и брак этот нельзя было назвать счастливым. Она была замужем за местным спивающимся чиновником. Вскоре тот умер от затяжной болезни.
Достоевский сразу же сделал предложение молодой вдове и получил унизительный отказ. Она выбирала между ним и местным учителем, в которого была влюблена.
Писатель Федор Достоевский Фото: peoples. Темпераментная барышня без труда обратила на себя внимание писателя — она написала ему пылкое письмо, в котором с присущей ей склонностью к театральным эффектам «раскрыла свое сердце». И решительная девушка своего добилась — вскоре Достоевский стал ее любовником. Аполлинарию не смущало ни то, что писатель был женат, ни то, что он не намеревался уходить от болеющей жены. Писатель, для которого его молодая муза стала злым гением Фото: zhurnalko. Аполлинария Суслова постоянно устраивала любовнику скандалы, то требуя того, чтобы он наконец ушел «от этой чахоточной», то настаивая на публикации своей повести в журнале «Время».
И хотя писательницей она была посредственной, Достоевский шел у нее на поводу и выполнял все капризы. Аполлинария Суслова и Федор Достоевский Фото: archive. После очередной бурной ссоры она уехала в Париж, завела себе там любовника, а когда Достоевский отправился следом за ней, обошлась с ним холодно и заставила утешать ее после расставания с неверным поклонником. Аполлинария разыграла перед ним целый спектакль, схватив нож и заявив о том, что собирается убить любовника. Писателю пришлось долго отговаривать ее и успокаивать, а потом он увез ее с собой в Германию, рассчитывая на примирение. Вместо этого они окончательно разругались и расстались. Позже Достоевский понял, что этим спас себя от помешательства. Эгоизм и самолюбие в ней колоссальны… Я люблю ее еще до сих пор, очень люблю, но я уже не хотел бы любить ее.
Она не стоит такой любви.
Фото: wikimedia. Литературовед Аркадий Долинин в 1920-е годы объяснял публикацию этого посредственного, по его оценке, произведения в журнале братьев Достоевских тем, что Фёдор Михайлович уже сблизился к этому времени с Аполлинарией. Возможно, это произошло и раньше. В другой повести Сусловой, «Чужие и свой», опубликованной лишь посмертно, в XX веке, где образ героини по имени Анна имеет автобиографический характер, а Достоевский явился прототипом влюблённого в неё героя — Лосницкого, Анне 22 года и упоминается, что их связь длится уже год. Сусловой исполнилось 22 года в январе 1861 года. Значит, можно было бы заключить, что они познакомились с Достоевским в конце 1860-го, вскоре после его возвращения из Сибири. Но, увы, художественное произведение — не биографический документ.
Ещё с первой половины 1920-х годов, когда начали появляться первые исследования на тему «Достоевский и Суслова», укрепилось мнение, что её дебютная повесть «Покуда» — самое слабое её произведение. Я не разделяю этого мнения: повесть «Чужие и свой», имеющая тот интерес, что в ней отразились их отношения с Достоевским, в силу чего её особенно часто перепечатывают, мне представляется гораздо более слабой. Оригинальная черта повести «Покуда» состоит в том, что повествование ней ведёт герой-мужчина и это заставляет вспомнить незавершенный роман Достоевского «Неточка Незванова», написанный от лица женщины. Начальный абзац: «Как странно создан человек! Говорят — существо свободное… какой вздор! Я не знаю существа более зависящего: развитие его ума, характера, его взгляд на вещи — всё зависит от внешних причин. Разум, эта высшая способность человека, кажется, дан ему для того, чтобы глубже чувствовать собственное бессилие и унижение перед случайностью» — звучит вполне в духе ещё не написанных «Записок из подполья». Может, это и подкупило Достоевского при знакомстве с произведением Сусловой?
А может, — нельзя исключать — тут прослушивается его редакторская правка? Характер героя его имя Александр , наделённого болезненной рефлексией, с детства уединявшегося от самых близких людей, тоже близок подпольным героям Достоевского. Этим интересны первые страницы повести «Покуда». Но затем появляется героиня сперва невеста, затем жена брата героя , которую Суслова наделяет собственными чертами, и интерес повествования резко падает. Александр находит в Зинаиде свой идеал, но с её стороны встречает не более чем симпатию. В истории этой героини Суслова в чем-то напророчила свою будущую судьбу: Зинаида оставляет мужа, уезжает в другой город, поступает в гувернантки. В финале — умирает в полном одиночестве. История вполне тривиальная.
Федор Достоевский, 1879 год. Натура страстная, недобрая, красивая, нервная, истеричная и с драмой. Можно ли сказать, что это описание подходит Сусловой? Какой её видел писатель, современники и какой она видела себя? Означает прежде всего неистово страстную, «демоническую» женщину, соблазнительную и соблазняющую.
Ответственность за тексты произведений авторы несут самостоятельно на основании правил публикации и законодательства Российской Федерации. Данные пользователей обрабатываются на основании Политики обработки персональных данных. Вы также можете посмотреть более подробную информацию о портале и связаться с администрацией.
Общественно-политическая газета Сосновского района Нижегородской области
В настоящее время Анастасия работает медицинской сестрой физиотерапевтического отделения одного из медицинских центров города Орла. В рамках деловой программы Национального чемпионата был представлен опыт Орловской области по развитию региональной системы инклюзивного образования, который вошел в тройку лучших и будет опубликован в форме методических рекомендаций Федерального методического центра по инклюзивному образованию.
Розановым оказался мукой для обоих, ее последние годы прошли в нужде и забвении. Но сегодня загадка ее личности, перипетии ее отношений с выдающимися современниками вызывают все больший интерес.
Первая биография А.
Суслова могла быть чрезвычайно умна, чрезвычайно тонко образованна, но совершенно не потому, что она эмансипированная девушка: пламенная охота учиться и трудиться не обязывает к тому же… Суслова, еще недавно познакомившаяся с анализом, еще не пришедшая в себя, еще удивленная, открывшая целый хаос в себе, слишком занята этим хаосом, она наблюдает за ним, за собой; за другими наблюдать она не может, не умеет. Она — Чацкий, не имеющий соображения. Грибоедова напрасно бранят за эту черту в характере его Чацкого, она глубоко подмечена, она присуща известной степени развития.
Достоевский, растроганный, читал письмо Полины…» Аполлинария Суслова. Фото: Александр Эйхенвальд Роман, судя по всему, развивался быстро, и сама Аполлинария писала в дневниках, что любила Достоевского, «не спрашивая ничего, ни на что не рассчитывая». Впрочем, влюбленность явно помогла Аполлинарии: вскоре она опубликовала свою первую повесть «Покуда» — как раз в журнале «Время», который издавали братья Достоевские. Но потом выяснилось, что Федор Михайлович — сам «сладострастник», притом ревнивый и истеричный.
Они нередко ругались в пух и прах, а потом мирились — страстно, с таким же надрывом и чувством. Все это продолжалось из раза в раз: Достоевский извинялся, стоя перед Полиной на коленях. Достоевский в порыве писал Надежде Сусловой крайне неприятные вещи о ее сестре: «Аполлинария — больная эгоистка. Эгоизм и самолюбие в ней колоссальны. Она требует от людей всего, всех совершенств, не прощает ни единого несовершенства в уважении других хороших черт, сама же избавляет себя от самых малейших обязанностей к людям». Крупная ссора помешала совместному долгому путешествию в Париж в 1863 году Аполлинария поехала туда в одиночестве и три месяца была сама по себе. За это время девушка успела найти новый любовный интерес — французского учителя пения. Полина даже написала Достоевскому, чтобы тот не приезжал и что это уже «поздно» делать.
Но он или не получил письмо вовремя, или решил проигнорировать его — в июле писатель был в Париже. Федор Достоевский. Оно серьезно омрачалось тем, что Достоевский играл в рулетку и проигрывал постоянно — Сусловой приходилось закладывать вещи, чтобы найти деньги на жилье и еду. Оба постоянно дрожали при мысли, что скоро надо выселяться и рассчитываться с отелем. В итоге и любовное увлечение Аполлинарии французом, и постоянная рулетка, и странные ссоры, и нервный характер отношений легли в основу повести «Игрок». От «этой дуры» — к «Брылкиной» Первая жена Достоевского, Мария Дмитриевна, умерла от туберкулеза в 1864 году. Вскоре писатель предложил Аполлинарии выйти за него замуж, но девушка отказалась. Почему — неизвестно.
Возможно, она иначе видела свое положение рядом с писателем или считала институт брака устаревшим. В одном из писем Федор Михайлович так писал возлюбленной: «О милая, я не к дешевому необходимому счастью приглашаю тебя…» В итоге Достоевский снова женился в 1867 году, до конца не разорвав отношений с Сусловой — периодически они встречались, иногда обменивались письмами. Второй супругой писателя стала его стенографистка Анна Григорьевна Сниткина, которая была беззаветно влюблена в Достоевского. Анна Григорьевна, вторая жена Достоевского. Господи, не посылай мне такого несчастья! После она перехватила еще одно послание от Сусловой: «Я два раза прочла письмо, где меня называют Брылкиной очень неостроумно и неумно ». Когда письмо прочел сам Достоевский, он сильно переживал, нервничал — руки у него тряслись. Впоследствии, получая письмо для «госпожи Достоевской», Анна Григорьевна писала: «Рука была женская.
«БЫВШАЯ ДОСТОЕВСКОГО И РОЗАНОВА» — 3
Напуганный отец наконец поехал во Францию и сделал все возможное, чтобы образумить безутешную красавицу. Но так как Полина нашла Достоевского слишком холодным, то прибегла к крайним средствам. В один прекрасный день она явилась к моему отцу в 7 часов утра, разбудила его и, вытащив огромный нож, заявила, что ее возлюбленный — подлец, она хочет вонзить ему этот нож в глотку и сейчас направляется к нему, но сначала хотела еще раз увидеть моего отца… Я не знаю, позволил ли Федор Михайлович себя одурачить этой вульгарной комедией, во всяком случае, он посоветовал Полине оставить свой нож в Париже и сопровождать его в Германию. Полина согласилась, это было именно то, чего она хотела». Их отношения продолжали оставаться нервными, неясными, мучительными прежде всего для Федора Михайловича. Для Сусловой Достоевский был не великий писатель, а всего лишь поклонник, книг его она почти не читала, так что весь богатейший внутренний мир Федора Михайловича для нее словно и не существовал. И когда Достоевский написал Аполлинарии в одном из писем: «О милая, я не к дешевому необходимому счастью приглашаю тебя…», для нее это были лишь слова, скользнувшие мимо ушей. А услышала те слова молодая стенографистка Анна Сниткина: она была согласна на любое приглашение, к любому счастью — лишь бы с Достоевским.
Сниткина готова была раствориться в нем, пожертвовать себя ему. А Аполлинария жаждала отнюдь не покорного служения гению, но личной свободы… После окончания романа с Достоевским Суслова сожгла многие компрометирующие ее бумаги, в том числе и письма к ней писателя. Тайны их бурных и необычных отношений так и канули в историю, оставив исследователям только догадки и предположения. Уже расставшись с Аполлинарией, Достоевский напишет: «Я люблю ее до сих пор, очень люблю, но уже не хотел бы любить ее». Розанов знал, что Аполлинария была любовницей самого Достоевского, и для него, отчаянного поклонника великого писателя, одного этого уже было достаточно, чтобы проявить к ней интерес. Любовь к ней. Суслова меня любит, и я ее очень люблю.
Это самая замечательная из встречавшихся мне женщин…» 11 ноября 1880 года Розанов получил свидетельство: «От ректора Императорского Московского Университета студенту 3-го курса историко-филологического факультета Василию Розанову в том, что к вступлению его в законный брак со стороны университета препятствий нет». Невесте — 40 лет, жениху — 24. Может, благодаря Сусловой Розанов и стал знаменитым Розановым, одним из самых оригинальных и парадоксальных русских мыслителей.
Она вошла в историю не только и не столько как писательница, автор небольших рассказов, но в первую очередь как возлюбленная и муза Федора Достоевского. К славе — тайно завистлива. Ума — среднего, скорее даже небольшого.
Но стиль, стиль…», - писал об Аполлинарии Василий Розанов, много лет состоявший с ней в тяжелом, изнуряющем браке. О бурной судьбе Аполлинарии Сусловой расскажет историк Егор Яковлев, автор проекта «Цифровая история». Билет на лекцию включает в себя посещение анфилады парадных залов Шереметевского дворца.
Что в них правда? Достоевский в начале 1860-ых годов. Обиды друг на друга 31:40 — Совместное путешествие. Попытка восстановить отношения 36:42 — Расставание и лудомания Достоевского.
Пленницы Судьбы. Аполлинария Суслова.
Произведение Аполлинарии оказалось так себе, но Федору Михайловичу было проще согласиться издать его, чем объяснять Сусловой недостатки повести. В 1861 году Аполлинария Суслова впервые посетила открытую лекцию Достоевского и влюбилась в него. PRO-ВзлЁт Город и горожане Новости Новости компаний. Здесь в позапрошлом веке проживала возлюбленная Федора Достоевского Аполлинария Прокофьевна Суслова.
"Иваново с Перцем". Часть II. "Любовница Достоевского Аполлинария Суслова"
"Иваново с Перцем". Часть II. "Любовница Достоевского Аполлинария Суслова" | Черты Аполлинарии Сусловой просматриваются в Настасье Филипповне из романа «Идиот», а её отношения с самим Достоевским стали основной ещё не для одного художественного. |
Пленницы Судьбы. Аполлинария Суслова. – смотреть видео онлайн в Моем Мире | Александр Кашицын | 1919. Писательница, жена В.В. Розанова. |
Людмила Сараскина «Аполлинария Суслова» | Образовательный проект к 200-летию великого русского писателя, основанный на письмах его жены Анны Григорьевны и его возлюбленной Аполлинарии Сусловой. |
Лекция «Аполлинария Суслова: вечный друг Достоевского» | Аполлинария Суслова" Сараскина Л. И.: Книга известного историка литературы, специалиста по творчеству Ф. М. Достоевского Людмилы Сараскиной посвящена Аполлинарии Сусловой. |
Неистовая и одинокая - новости культура Медиапроект | Аполлинария Суслова прожила долгую жизнь (она умерла в охваченном Революцией Крыму в 1918 году). |
Последние Posts
- 25 декабря, воскресенье, 16:00
- Правила комментирования
- Первые произведения Достоевского
- Аполлинария Суслова - все книги по циклам и сериям | Книги по порядку
- Суслова, Аполлинария Прокофьевна
- «Инфернальница» Аполлинария Суслова
СУСЛОВА Апполинария
Тайные встречи. Литературная помощь. В семейном журнале братьев Достоевских «Время» появляется повесть Сусловой — слабая, претенциозная… Их отношения можно было охарактеризовать как любовь-ненависть. От Аполлинарии Федор Михайлович постоянно слышал упреки, требования развестись со «своей чахоточной женой». Потом Достоевский напишет: «Аполлинария — больная эгоистка. Эгоизм и самолюбие в ней колоссальны. Она требует от людей всего, всех совершенств, не прощает ни единого несовершенства в уважении других хороших черт, сама же избавляет се бя от самых малейших обязанностей к людям». Достоевский приехал во Францию чуть позже… Аполлинария даже и не ждала его. У нее появился некий господин из тех, кто нравился женщинам. Вот как вспоминает Любовь Федоровна Достоевская о дальнейшем развитии событий: «Весной Полина написала отцу из Парижа и сообщила о неудачном окончании ее романа. Французский возлюбленный обманул, но у нее не хватало сил покинуть его, и она заклинала отца приехать к ней в Париж.
Так как Достоевский медлил с приездом, Полина грозилась покончить с собой — излюбленная угроза русских женщин. Напуганный отец наконец поехал во Францию и сделал все возможное, чтобы образумить безутешную красавицу. Но так как Полина нашла Достоевского слишком холодным, то прибегла к крайним средствам. В один прекрасный день она явилась к моему отцу в 7 часов утра, разбудила его и, вытащив огромный нож, заявила, что ее возлюбленный — подлец, она хочет вонзить ему этот нож в глотку и сейчас направляется к нему, но сначала хотела еще раз увидеть моего отца… Я не знаю, позволил ли Федор Михайлович себя одурачить этой вульгарной комедией, во всяком случае, он посоветовал Полине оставить свой нож в Париже и сопровождать его в Германию. Полина согласилась, это было именно то, чего она хотела». Их отношения продолжали оставаться нервными, неясными, мучительными прежде всего для Федора Михайловича. Для Сусловой Достоевский был не великий писатель, а всего лишь поклонник, книг его она почти не читала, так что весь богатейший внутренний мир Федора Михайловича для нее словно и не существовал. И когда Достоевский написал Аполлинарии в одном из писем: «О милая, я не к дешевому необходимому счастью приглашаю тебя…», для нее это были лишь слова, скользнувшие мимо ушей.
Достоевского Людмилы Сараскиной посвящена Аполлинарии Сусловой — возлюбленной великого писателя, ставшей прототипом целого ряда героинь его произведений.
После расставания с ним Аполлинария прожила долгую, но несчастливую жизнь — ее литературная карьера не состоялась, брак со знаменитым впоследствии мыслителем В. Розановым оказался мукой для обоих, ее последние годы прошли в нужде и забвении. Но сегодня загадка ее личности, перипетии ее отношений с выдающимися современниками вызывают все больший интерес.
В 1865 году, через год после отвергнутого предложения руки и сердца Аполлинарии, он написал очень откровенное письмо ее сестре Надежде Прокофьевне: «... Аполлинария — больная эгоистка. Я люблю ее еще до сих пор, очень люблю, но я уже не хотел бы любить ее. Она не стоит такой любви. Мне жаль ее, потому что, предвижу, она вечно будет несчастна. Она нигде не найдет себе друга и счастья.
Кто требует от другого всего, а сам избавляет себя от всех обязанностей, тот никогда не найдет счастья... А впереди у Аполлинарии Сусловой был яркий брак с неординарным человеком. Было у нее удивительное чутье на гениев. Новая жертва В 1880 году за год до смерти Достоевского 40-летняя Аполлинария Суслова вышла замуж. За человека значительно моложе себя, значительно талантливее и образованнее… Это был Василий Розанов, которому исполнилось в то время 24 года. Его ослепляющая любовь к уже зрелой женщине во многом была обусловлена тем, что «ее любил сам Достоевский». Замечательное ее описание оставил потомкам Розанов. Вся в черном, без воротничков и рукавчиков, со «следами былой» замечательной красоты — она была «русская легитимистка»... Взглядом «опытной кокетки» она поняла, что «ушибла» меня — говорила холодно, спокойно.
И словом, вся — «Екатерина Медичи». На Катьку Медичи она в самом деле была похожа. Равнодушно бы она совершила преступление, убила бы — слишком равнодушно... Еще такой русской я не видел. Она была по стилю души совершенно русская, а если русская, то раскольница бы «поморского согласия» или еще лучше — «хлыстовская богородица»». Впрочем, Суслова была вполне земная и всегда умела «преподнести себя». Удивительная самоуверенность, королевские повадки, заставляющие окружающих вдруг почувствовать себя ничтожными подданными… И юный Розанов вдруг обернулся новой бабочкой, пришпиленной булавкой. И так же бил крылышками, пытаясь освободиться. И так же, как его кумиру Достоевскому, ему это не удалось.
Шесть лет брака оказались шестью годами унижений и слез для величайшего ума России. Может быть, именно брак и сделал его философом? Закончилось все плохо: Суслова бросила в итоге Василия Васильевича, укатив в закат с его приятелем. Он умолял жену вернуться, на что получил жестокое: «Тысяча мужей находятся в вашем положении и не воют — люди не собаки». Но и Розанов, отплакав и отстрадав, смог встретить другую женщину, Варвару Дмитриевну Бутягину, вдову священника, учителя елецкой гимназии.
Юные годы сёстер прошли в пансионе благородных девиц, а уже в 1859 году девушки переехали в Санкт-Петербург. Аполлинария и Надежда вращались в студенческих кругах, на тот момент увлеченных социалистическими идеями. Старшая сестра часто ходила на демонстрации, а младшая стала членом подпольной организации «Земля и Воля». Мысль о женской эмансипации была очень близка молодым свободолюбивым девушкам, правда, повлияет она на жизнь обеих совершенно по-разному. В 1861 году Аполлинария Суслова впервые посетила открытую лекцию Достоевского и влюбилась в него.
Подобно пушкинской Татьяне, она без страха и сомнения пишет пламенное письмо-признание. Фёдору Михайловичу на тот момент было 40 лет, он был уже известный писатель, возглавлял журнал «Время», правда, в личной жизни всё было не так гладко. Жена Достоевского, будучи больна чахоткой, давно не жила с ним, но он продолжал помогать ей. Известно, что их отношения ещё до болезни зашли в тупик — Мария Дмитриевна изменяла ему. С письмом юной Поли в кромешную тьму разочарования от женщин проник лучик надежды. Аполлинария влюбляет в себя великого писателя, он печатает её первый не очень талантливый рассказ «Покуда» в своем журнале. Молодая любовница просит бросить «чахотную» жену, но совесть не позволяет ему сделать этого. Возможно, именно эта преданность устоявшимся правилам, которые юная нигилистка полностью отвергала как «фарс», оттолкнула её от светлого образа писателя-страдальца. Через три года, на грани разрыва отношений, они решаются на попытку всё наладить, встретившись в Париже. Фёдор Михайлович долгое время не мог выехать из-за своих долгов он был игрок.
Когда заждавшийся встречи писатель всё таки приезжает в Париж, Аполлинария говорит, что уже слишком поздно: у неё появился любовник, молодой испанец с «гордым и самоуверенно дерзким лицом», но она для него была всего лишь увлечением. Достоевский пытается успокоить её, говоря о том, что она необыкновенная девушка, а этот мерзавец даже «не Лермонтов». Для того, чтобы забыть на время о горечи, они вместе едут в Германию. В Баден-Бадене Фёдор Михайлович проигрывает огромную сумму в казино. Полина, находясь ещё в мечтах об испанце, мучает писателя своим двойственным поведением.