Рембрандт. Даная, 1636-1647 Самая известная картина Рембрандта Даная с момента своего создания и до наших дней попадала в такие истории, что ее сохранность можно считать чудом. Рембрандт Даная В живописи есть много популярных сюжетов, которые кочуют из одной эпохи в другую. «Даная» (1636—1647) — картина Рембрандта из коллекции Эрмитажа, написанная по мотивам древнегреческого мифа о Данае, матери Персея. .
История о том, как копия спасла оригинал
Сегодня в Эрмитаже посетители могут любоваться Данаей Рембрандта. Описание картины Даная, выполненой Рембрандтом Харменсем Ван Рейном в 1636 году. По иронии судьбы "Даная" Рембрандта была куплена вместе с "Данаей" Тициана. Символика, художественные особенности и место «Данаи» в творчестве Рембрандта: как переписывалась картина и что означают отдельные детали произведения. Рентгенограммы участков картины Рембрандта «Даная», из которых виден творческий поиск художника. О главной медицинской загадке картины Даная Рембрандта читайте на нашем сайте.
Красавица Даная в живописи
Я ведь очень хорошо помню: за неделю до того, как я стал директором Эрмитажа, в газете было опубликовано интервью с умирающим вором, который утверждал, что почему-то именно наши «голландцы» все проданы в Аргентину. И знаете, что в первую очередь сделали работники Счетной палаты? Они пошли проверять, на месте ли наши «голландцы». Выяснилось, что на месте...
Стереотип «у них все украдено» существует среди воров и темных антикваров. Они утверждают, что в музеях никто ничего не понимает и вообще «они еще хуже, чем мы». И этот вот мотив проходит и в книге Константинова, и в фильме.
Якобы воры заботятся о культурном наследии, а искусствоведы — нет. Может быть, искусствоведы и не все заботятся, но воры не заботятся — уж точно. Было непорядочно показывать его в преддверии выборов, это воспринималось как политический жест.
Еще одна претензия вот какая. Если город называют бандитским, то, наверное, в ответ следует создавать сагу о бандитах, как в Чикаго. Но почему эта сага создается за счет репутации порядочных людей?
Будто они не лучше бандитов, а бандитизм романтизируется. Жанрово картина не получилась, и вышло так, что фильм гадит в собственном доме. К нам обращались с просьбой о съемках в Эрмитаже.
Мы не разрешили, у нас нельзя снимать игровое кино. И Кирилл Юрьевич Лавров мне говорил, что собирается в этой картине сниматься. Меня это не волновало, хотя историю я знал.
Ну фильм и фильм. Кто же мог предположить, что он станет орудием политической технологии. Неким фактом о том, какой плохой Петербург.
Вообще в нынешней жизни надо быть очень осторожным. Нет чистой журналистики. Но и чистого искусства сегодня тоже нет.
Фильмы вторгаются в сознание людей и создают определенные стереотипы. Для всех настоящих петербуржцев то, что случилось с «Данаей», — страшная трагедия. И когда в ней сладострастно ковыряются, это неприятно.
История художественной коллекции Эрмитажа начинается в 1764 году, когда в Петербург в уплату контрибуции 316 тыс. Гоцковским для прусского короля Фридриха Великого. Король не смог приобрести картины из-за финансовых трудностей после окончания войны Семилетней. Впоследствии императрица покупала одно собрание за другим, нередко принадлежавших к числу лучших в Европе. Так, в 1769 году у внуков канцлера Саксонии графа Брюля за 150 тыс. Итак, в Эрмитаже были блестяще представлены не только особенно любимые коллекционерами XVIII века фламандская и голландская школы живописи работы Рубенса, ван Дейка, Рембрандта, etc , но и работы итальянских и французских живописцев. В Риме купили произведения лидера классицизма П. В Эрмитаж попадали произведения и художников, чьё творчество было проверено временем, и работы современных мастеров.
Малый Эрмитаж. Екатерина Вторая, не считая себя знатоком живописи, опиралась на мнение наиболее авторитетных ценителей. Среди них были великий философ Д. Дидро, энциклопедист Гримм Ф. Голицын и А. Мусин-Пушкин, знаток римских древностей И. Рейфенштайн, через которого, в частности, был сделан заказ на выполнение копии с росписей Лоджий Рафаэля, что в Ватикане. Страстная любительница резных камней, императрица приобретала многие коллекции гемм, а среди них — одну из лучших в мире, принадлежащую герцогу Орлеанскому.
В её собрании имелись не только работы античных мастеров, но и геммы, созданные её современниками. По заказам Екатерины Алексеевны работали крупнейшие современные камнерезы, в том числе братья Браун из Англии почти половина созданного ими хранится в Эрмитаже. Сначала все приобретения размещались в специальном дворцовом флигеле - Малом Эрмитаже от фр. В 1814 мадам Богарне подарила русскому императору камею Гонзага; в этом же, 1814 году, в Амстердаме было приобретено собрание английского финансиста Кузвельта, положившее начало испанской живописи в Эрмитаже. В 1815 году тридцать восемь картин из собраний Жозефины Богарне Александр Павлович выкупил у наследников экс-императрицы Франции. В 1850 году картинная галерея герцога Барбариго пополнила собрание Эрмитажа шедеврами позднего Тициана, венецианского живописца. Важным событием стало появление в Эрмитаже картин русских художников при создании Русского музея им. Александра Третьего их передали туда.
Во второй половине XIX века сложилась восточная коллекция Эрмитажа. Из Царскосельского арсенала передали в музей большое собрание восточного оружия, а купленная в Париже в 1885 году коллекция русского собирателя Базилевского А. Это вкратце история собрания. Но мы рассмотрим один шедевр Рембранта. Предчувствие любовного свидания — скучная и избитая тема, решил Рембрандт, все женщины в этот момент одинаковы. А вот после свидания… После в них можно разглядеть что-то интересное и настоящее... Она оставалась у него вплоть до 1656 года, когда из-за долгов произошла распродажа его имущества. На время следы картины теряются.
Причиной послужила так называемая гипердиагностика. Женщина, не являясь врачом, может найти у себя то, чего на самом деле нет и дофантазировать самый страшный прогноз, что приводит к усугублению ситуации. Диагностировав у себя признаки грозного заболевания, скованная страхом, женщина, вопреки здравой логике, не идёт к врачу. Она прикладывает капустные листы, использует различные народные методы лечения и теряет драгоценное время. Врачи говорят о том, что часто между нахождением у себя уплотнения и обращением к доктору может пройти год. Поэтому лучше доверять своё здоровье профессионалам и один раз в полгода посетить врача-маммолога или онколога.
Данные исследования не требуют направления врача и являются безопасными. Современная аппаратура позволяет диагностировать любые, даже самые мелкие образования молочных желёз. Картина «Даная» оставалась с художником до момента распродажи его имущества в 1656 году. Рембрандт нарушал каноны и превратил парадные портреты в жанровые сцены. Был известен при жизни и богат, но умер в нищете и одиночестве… Весной 1656 года осознав, что у него остался единственный способ избежать тюрьмы — написать прошение о деловом банкротстве, Рембрандт сделает это. А причиной укажет потери в сделках.
Это была правда лишь отчасти, но судьи не знали об этом. Художника признали несостоятельным должником и судебные исполнители приступили к описанию его имущества… Судить гениев сложно.
Герасимов работают над восстановлением картины Рембрандта Работа над восстановлением шедевра Реставрация «Данаи» длилась долгих 12 лет. Поскольку работы предстояло очень много, и она неизбежно приводила к изменениям первоначального варианта, многие предлагали оставить все как есть — мол, в противном случае от Рембрандта там вообще ничего не останется. Но реставраторы все же продолжили работу.
Им удалось укрепить красочный слой и грунт, восстановить лак, убрать натеки. Реставраторы трудятся над восстановлением шедевра В 1997 г. Хотя реставраторам удалось восстановить картину, многие ценители искусства говорят: «Даная» умерла. В ней больше нет чувств художника». Бронюс Майгис о своем поступке никогда не жалел.
Однажды он заявил: «Никакого сожаления в том, что я уничтожил шедевр мирового значения, я не испытываю. Значит, его плохо охраняли и берегли, если мне это так сравнительно легко удалось сделать».
Покушение на Данаю. 28 лет назад вандал изуродовал картину Рембрандта
Одна из самых загадочных работ Рембрандта — это картина «Даная», написанная по мотивам древнегреческого мифа. Рембрандт Даная В живописи есть много популярных сюжетов, которые кочуют из одной эпохи в другую. Картину «Даная» Рембрандт начинает писать в 1636 году, через 2 года после своей женитьбы на Саскии ван Эйленбюрх. Кроме «посмертной» консервации останков рассматривался и другой вариант: реконструировать картину за Рембрандта, по возможности правдоподобно и красиво.
Побеждая кислоту. Секреты картины Рембрандта «Даная»
Они утверждают, что в музеях никто ничего не понимает и вообще «они еще хуже, чем мы». И этот вот мотив проходит и в книге Константинова, и в фильме. Якобы воры заботятся о культурном наследии, а искусствоведы — нет. Может быть, искусствоведы и не все заботятся, но воры не заботятся — уж точно. Было непорядочно показывать его в преддверии выборов, это воспринималось как политический жест. Еще одна претензия вот какая. Если город называют бандитским, то, наверное, в ответ следует создавать сагу о бандитах, как в Чикаго. Но почему эта сага создается за счет репутации порядочных людей? Будто они не лучше бандитов, а бандитизм романтизируется.
Жанрово картина не получилась, и вышло так, что фильм гадит в собственном доме. К нам обращались с просьбой о съемках в Эрмитаже. Мы не разрешили, у нас нельзя снимать игровое кино. И Кирилл Юрьевич Лавров мне говорил, что собирается в этой картине сниматься. Меня это не волновало, хотя историю я знал. Ну фильм и фильм. Кто же мог предположить, что он станет орудием политической технологии. Неким фактом о том, какой плохой Петербург.
Вообще в нынешней жизни надо быть очень осторожным. Нет чистой журналистики. Но и чистого искусства сегодня тоже нет. Фильмы вторгаются в сознание людей и создают определенные стереотипы. Для всех настоящих петербуржцев то, что случилось с «Данаей», — страшная трагедия. И когда в ней сладострастно ковыряются, это неприятно. Трагедия не должна быть предметом злорадства. Это стандартный сюжет.
Есть, например, одна книга, где меня, директора Эрмитажа, убивают. Там тоже действуют реставраторы, правда, хорошие. Они подменяют копией работу да Винчи, чтобы она не досталась колумбийской мафии.
Так «Даная» оказалась в «Эрмитаже». Вандалом оказался 48-летний литовский безработный Бронюс Майгис. Говорят, что перед этим он выкрикнул «Свободу Литве! Преступника признали душевнобольным и освободили от уголовной ответственности. Центральная часть картины пострадала больше всего: кислота прожгла в живописном слое глубокие борозды, которые заполнили стекавшие сверху картины темные краски.
Но к вечеру химическая реакция была остановлена. Широков, А. Рахман и Е. Герасимов работают над восстановлением картины Рембрандта Работа над восстановлением шедевра Реставрация «Данаи» длилась долгих 12 лет. Поскольку работы предстояло очень много, и она неизбежно приводила к изменениям первоначального варианта, многие предлагали оставить все как есть — мол, в противном случае от Рембрандта там вообще ничего не останется. Но реставраторы все же продолжили работу.
В Эрмитаже он подошел к «Данае» и облил ее серной кислотой. После чего нанес по холсту два удара ножом. Картина сильно пострадала, после нападения «Данаю» реставрировали 12 лет. Сегодня картина снова в музее, но уже под бронированным стеклом. Вандала же признали сумасшедшим и на шесть лет отправили в психиатрическую больницу.
Сейчас покрывала в ногах Данаи нет, никто его не дописывал. Многие черты лица и тела, которые больше всего пострадали, не восстановлены. Создается новое впечатление от картины, когда все ее боковые части, весь фон вдруг стал по-новому виден. Но надо помнить: секрет для обывателя не является секретом для специалистов. Мы об этом постоянно говорим. То же можно повторить и в связи с трофейным искусством. Есть журналисты, которые гордятся тем, что они якобы раскрыли этот секрет Полишинеля. Кому надо, тот знал. То же самое могу сказать и по поводу «Данаи». Все мировые специалисты по Рембрандту у нас побывали, со всеми мы советовались в ходе реставрации. Во всяком случае последние 5 лет, когда я был директором, все происходило на виду у специалистов. Да и прессы было много. Хотя до сих пор почему-то встречается мнение, что все происходило под завесой секретности. И это рождает обывательские слухи. Говорить о подделках просто смешно, потому что существует одна вещь, и к ней, кстати, не допускают посторонних. Это рентгенограмма, по которой, как по отпечатку пальцев у человека, всегда можно установить, та это картина или нет. И они известны. Говорить о подделках можно только по невежеству, сочетающемуся со стереотипом мышления. Кстати, не только нашим. Всегда и везде вокруг музеев ходят слухи: у них, дескать, половина экспонатов — подделки. Это стандартные обывательские слухи, которые иногда подхватываются прессой и усиливаются, если есть элемент секретности. Но секретность давно ушла. И объективных причин для слухов нет. Хотя не всех мы допустили к работе с «Данаей», и были разные мнения, что с ней делать. Да, кое-кто из специалистов поговаривал, что никакой настоящей «Данаи» нет, что мы всю ее переписали заново. Но этого как раз не было. Я уже сказал, каким путем мы шли. Возникает вымысел, а потом говорится, что все основано на документальном материале.
Побеждая кислоту. Секреты картины Рембрандта «Даная»
Так он набрал трехлитровую банку взрывчатки. А два литра серной кислоты он тоже "на всякий случай" приобрел на дрожжевом заводе в Каунасе, где работал позднее. На территории якобы открыто стояла большая емкость с серной кислотой, откуда все желающие брали ее по мере необходимости. Приехав в Ленинград, в вокзальном туалете мужчина привязал к ногам под брюки две металлические фляжки с серной кислотой по 500 миллиграммов каждая и взрывные устройства, за поясом прикрепил батарейку, в сумочке спрятал литровую банку с кислотой и нож. В таком виде Майгис отправился в Эрмитаж.
В случае отсутствия в зале посетителей он планировал подорвать картину своими СВУ. Но, оказавшись в зале, где была выставлена "Даная", он увидел довольно много людей и от замысла отказался. И реализовал свой "запасной" вариант с кислотой и ножом. Так что посетители, можно сказать, спасли картину от полного уничтожения.
Занимаясь личностью Майгиса, Виктор Егоров выяснил, что он родился в селении Альнес Молетского района Литвы в феврале 1937 года. Однако за всю его жизнь не удалось найти и пяти человек, которые хоть как-то охарактеризовали бы Бронюса. Единственное, что о нем говорили, что он жил отшельником, был нелюдимым и неразговорчивым.
В числе картин оказалась и рембрандтовская «Даная». Сюжетом, вдохновившим Рембрандта на создание произведения, является знаменитый древнегреческий миф о Данае — матери Персея, и его традиционный сюжет, легший в основу композиции: явление Зевса в виде золотого дождя к находящейся в заключении Данае, которую посадил в темницу её отец Акрисий. На картине изображена лежащая на роскошной кровати обнажённая женщина, на которую падает мягкий золотистый свет из-за полога, который распахнут её служанкой, стоящей на заднем фоне.
Женщина с лёгкой полуулыбкой на устах протягивает руку навстречу свету и ленивая прелесть её тела, нега словно разлитая в воздухе, говорят о том, что Даная только что пробудилась ото сна. Над изголовьем кровати можно заметить младенца с крыльями, на лице которого изображено страдание. В противовес произведениям других художников, использовавших этот сюжет, Рембрандт не рисует золотой дождь, символизирующий Зевса, а заменяет его на льющийся золотой свет.
С помощью компьютерной анимации был реконструирован весь процесс реставрации. Шаг за шагом был показан путь от консервации живописи до восстановления всех слоев полотна в соответствии с его первоначальной структурой и воссоздания утраченных фрагментов полотна. Одним из удивительных результатов реставрации стало получение сведений о процессе работы художника над произведением.
С помощью специальной съемки в инфракрасных лучах удалось зафиксировать некоторые первоначальные сюжетные построения, которые были изменены в окончательной версии, так, например, изначально положение руки Данаи было другим, иным было и положение кормилицы. Все эти материалы легли в основу информационного сопровождения выставки одной картины.
Впрочем, семейное счастье влюбленных было недолгим. Слабое здоровье не позволило Саксии обзавестись здоровым потомством. Все дети умирали в младенчестве, выжить удалось только одному — Титусу. После его рождения Саксия прожила девять месяцев, а затем умерла. Оплакав потерю жены, Рембрандт нашёл новую любовь в лице Гертье Диркс, которая после смерти Саксии стала няней Титуса.
Обретя утешение в лице Гертье, в 1642 году Рембрандт возвращается к картине и переписывает её. Именно этот исправленный вариант и дошел до наших дней. Как показала рентгенография, художник изменил черты лица Данаи, и она больше стала напоминать Гертье Диркс, нежели покойную жену живописца. Кроме того, изначально Даная смотрела не в сторону света, а на золотой дождь, льющийся сверху. В первой редакции картины рука обращена ладонью вниз, символизируя прощание, а во второй призывно поднята вверх. В лице золотого Купидона над постелью женщины тоже произошли изменения. Если в первой версии он был весел, то во второй выглядел страдающим, словно оплакивал счастье, ушедшее со смертью Саксии.
Ещё один важный нюанс, который определил рентген, связан с отсутствием во второй версии картины покрывала, прикрывающего бедра Данаи. С его помощью Рембрандт как будто оберегал сокровенность своей жены, но с Диркс этого ему уже делать не хотелось. Изначально Рембрандт не планировал продавать «Данаю», она была дорога ему как память о потерянной любви. Однако после смерти жены финансовая ситуация резко ухудшилась. Заказов становилось всё меньше, а долги только росли. В 1656 году художник объявил о банкротстве. Всё имущество, включая дом, было распродано, а «Даная» на сто лет исчезла из виду.
Бесценная копия: как омский музей помог спасти «Данаю» Рембрандта
Там у него возникли проблемы со зрением. Он уволился и стал жить у знакомых в подсобке, хлопоча о пенсии. Он был склонен к пространным рассуждениям, в которых сплетались самые разные темы — и идеи национализма, и борьбы с растущим растлением общества. В каморке у Майгиса были действительно обнаружены репродукции «Данаи» и ряда других картин, которые, правда, находились в московских музеях. Оказывается, у него было несколько вариантов своей акции и в Ленинград он поехал потому, что были билеты на поезд. Майгис в итоге отправился в психиатрическую клинику в Черняховске, где спокойно, без каких-либо эксцессов просидел до 1992 года. Затем его отправили в Литву, в Вильнюсскую психиатрическую клинику, где он и пребывал до 2006 года — позже его перевели в местный дом престарелых.
А во время революции пострадал Брюлловский портрет губернатора Перовского, в него стреляли. Пули попадали и в Мадонну в соборе святого Петра в Ватикане. Такие трагедии хранители искусства воспринимают как личные. Цивилизация не способна преодолеть комплекс Герострата. Бронис Майгис провел несколько лет под присмотром психиатров и словно в наказание ослеп. Реставраторы, совершили невероятное, но не могли сотворить чуда. Хотя даже поврежденная Даная остается шедевром.
Но к вечеру химическая реакция была остановлена. Но благодаря мастерству реставраторов реставрация длилась более 12 лет картину удалось не только спасти, но и разгадать многие загадки. В 1997 г. Хотя реставраторам удалось восстановить картину, многие ценители искусства говорят: «Даная» умерла. В ней больше нет чувств художника». Бронюс Майгис о своем поступке никогда не жалел. Однажды он заявил: «Никакого сожаления в том, что я уничтожил шедевр мирового значения, я не испытываю. Значит, его плохо охраняли и берегли, если мне это так сравнительно легко удалось сделать». Рембрандт Харменс ван Рейн 1606-1669. Великий Рембрандт родился в семье состоятельного владельца мельницы в голландском городе Лейден. Он закончил Латинскую школу при местном университете, затем в 1620 году поступил в этот же университет. Но занятия мало увлекали юношу, мечтавшего стать художником. Поэтому в 1621 году он уходит из универа и становится учеником местного живописца Якоба ван Сваненбюрха. В 1624-1625 годах совершенствовался под руководством Петера Ластмана в Амстердаме. В 1625 оду возвратился в родной Лейден, и открыл собственную мастерскую. В это время у Рембрандта появляется и свой ученик — известный впоследствии художник Херард Доу. В это же время он пишет много портретов своих домочадцев — матери, отца и многочисленных сестёр, а также свои автопортреты. Уже в этот период художник уделяет особое внимание освещению и передачи духовных переживаний своих моделей. Молодой Рембрандт любит наряжать их в различные одежды, драпировать в красивые ткани, великолепно предавая их фактуру и цвет. Эта картина принесла ему признание и славу. Однако, не смотря на славу, он одержим одной мыслью — усовершенствовать собственное мастерство. При этом Рембрандт теряет материально, но не оставляет своих поисков. Начинается самая счастливая пора жизни художника: обоюдная страстная любовь, материальное благополучие, масса заказов, ученики. Но счастье — дама капризная fortuna non penis, in mano non recipi : в 1642 году Саския ушла в мир иной, оставив мужу четырёх детей, из которых до совершеннолетия дожил Титус. Позже художник сошёлся с соблазнительной нянькой Титуса. Моральная подавленность и страсть к коллекционированию постепенно привели ван Рейна к разорению. Этому способствовало и изменение вкусов заказчиков, увлекшихся тщательно прописанной светлой живописью. Живописец же, никогда не уступавший вкусам публики, интересовался контрастами света и тени, сосредотачивая свет в одной точке и оставляя остальные части полотна в полутени и тени. Заказов становилось всё меньше и меньше. Его новая женщина, Хендрикье Стоффельс и сын Титус основали в помощь художнику компанию по торговле картинами и антиквариатом. Но их усилия оказались тщетными. Дела шли всё хуже и хуже.
Известный французский критик Луи Виардо в середине XIX века, увидев «Данаю», сказал про неё: «Мерзкий сюжет, исполненный с неподражаемым мастерством» Так почему картина Рембрандта казалась такой непристойной, ведь обнаженная натура встречалась на картинах художников постоянно? Попробуем ответить на этот вопрос, но вначале обратимся к мифологии. История «Данаи» заимствована Рембрандтом из мифологии Древней Греции. Смысл истории прост — от судьбы не уйти. Царь Аргоса Акрисий стремился избежать исполнения пророчества, согласно которому его должен был убить собственный внук. Свою единственную дочь Данаю правитель заточил в «медной башне». Но что могло остановить Зевса, который хотел овладеть какой-либо женщиной. Это у других богов бывали неудачи. Громовержец же всегда достигал цели. Он проник в темницу, а потом и в деву в облике золотого дождя. Отца рассказы Данаи о том, что она забеременела от золотого ливня, не убедили. Несчастную с ребенком заключили в большой ларец и отдали на волю волн, но такой способ казни в мифах никогда не был успешным. Приговорённые к смерти выжили. И пророчество сбылось. Якобы случайно, но всё же. Сына Данаи и Зевса назвали Персеем. Однажды юный герой упражнялся в метании диска. Порыв ветра изменил траекторию полета снаряда. Диск влетел в голову Акрисия. Персей недаром был героем. Броски у него были сильные. Шансов у деда не было. Вообще, к этому мифу обращались многие мастера эпохи Возрождения. Корреджо, Тициан, Тинторетто по-разному изображали золотой дождь, в образе которого предстал перед Данаей Зевс.
Что еще почитать
- Картина Даная - Рембрандт Ван Рей
- Даная | Рембрандт Ван Рейн
- Одна из самых знаменитых работ Рембрандта -Даная
- «Ночной дозор», Рембрандт: протыкали ножом
«Золотые монеты» - не главная загадка «Данаи» Рембрандта?
Создавая этот автопортрет, Рембрандт отказался от театральных приёмов, свойственных его ранним автопортретам, и изобразил себя очень просто. Рембрандт изобразил бога любви плачущим в знак того, что любовь Зевса к Данае была скоротечна. Но потом Рембрандт, сгорающий от страсти к Гертье, как полагают те же биографы, наделил Данаю чертами свей любовницы.
Картина «Даная» Рембрандта ван Рейна — шедевр с трагической судьбой
Картины Рембрандта "Даная" после завершения основного этапа реставрации. 15 июня 1985 года человек, которого впоследствии признали безумным, плеснул серной кислотой на полотно Рембрандта «Даная». Картина «Даная» относится к произведениям искусства, история которых таинственная и трагическая, ведь в ее судьбе переплелись жизни Саскии, Геертье и Рембрандта. Но потом Рембрандт, сгорающий от страсти к Гертье, как полагают те же биографы, наделил Данаю чертами свей любовницы. Картину «Даная» Рембрандт начинает писать в 1636 году, через 2 года после своей женитьбы на Саскии ван Эйленбюрх.
Картина Даная - Рембрандт Ван Рей
Счастье входит в обитель Данаи, и единственным напоминанием о днях ее тягостного одиночества остается лишь плачущий скованный амур — деревянная фигурка в изголовье ее кровати. Над изголовьем кровати - младенец с крылышками, на лице которого застыло страдание Рембрандт писал Данаю сам, не доверив ученикам ни мазка. Но вернемся в последние годы бурного ХХ века. Субботним утром, в ленинградском ныне - санкт-петербургском Эрмитаже в присутствии экскурсионной группы молодой мужчина выплеснул на «Данаю» кисти Рембрандта серную кислоту из литровой банки, после чего с криком "Свободу Литве! Преступником оказался душевнобольной литовец Бронюс Майгис, который объяснил свои действия "политическими соображениями". Майгис Бронюс Дело Майгиса Бронюса. Человеком,который обезоружил «безумного» Майгиса, оказался Василий Клешевский, белорусский милиционер, а не сотрудник ленинградской милиции, как считалось много лет!
Тогда еще 30-летний старшина белорусской милиции оказался в Эрмитаже один на один с вандалом в последний день своего отпуска. Благодаря его рассказу выясняется, что в тот день Майгис планировал не только уничтожить картину, но и устроить мощный взрыв. После "покушения" Спасать шедевр взялись мгновенно, промывая полотно водой. Но очень пострадала самая ценная часть картины — женская фигура: кислота прожгла в живописном слое глубокие борозды, которые тут же заполнили стекавшие сверху картины темные краски, перемешанные с лаком и водой. Драпировка, прикрывавшая ноги Данаи, растворилась полностью. Но к вечеру химическая реакция была остановлена.
Компьютерный анализ показал, что чуть менее 30 процентов авторского письма утрачено навсегда… По приказу Министерства культуры была создана Государственная комиссия, в которую вошли крупнейшие специалисты в области исследования и реставрации живописи и администрация музея. Проведение реставрационных работ поручили эрмитажным художникам-реставраторам Е. Герасимову, А. Рахману, Г. Основную часть научно-методических разработок осуществляла секретарь Государственной комиссии Т. Консервация картины, включавшая укрепление красочного слоя и грунта, удаление двух дублировочных холстов и подведение нового, глубинная регенерация покровных лаков, была завершена уже к концу 1985 года.
В течение последующих лет проводились работы по удалению натеков, в места утрат красочного слоя подводился новый реставрационный грунт из мела и пигмента, имитирующего цвет авторской имприматуры светло-серый , на клеевом связующем. Геннадий Широков, Александр Рахман и Евгений Герасимов работают над восстановлением картины Рембрандта Наконец,после того, как в июле 1987 года Государственная комиссия приняла проделанную работу, начался следующий этап реставрации, направленный на восполнение утрат и приведение картины в экспозиционное состояние. Этот процесс проводился в традиционной для Эрмитажа и идентичной подлиннику технике масляной живописи на слое лака, разделяющем авторскую живопись и реставрационные тонировки. Тем самым был соблюден важнейший принцип реставрации - обратимость, возможность в любой момент вернуться к исходной точке. Рембрандт пользовался пигментами неорганического происхождения, а богатство оттенков цвета достигал смешиванием красок. Кроме того, было найдено в смесях красок некоторое количество измельченного стекла.
Стекло делает краски более прозрачными из-за марганца, содержащегося в нем. Над восстановлением картины реставраторы бились долгих 12 лет. В 1997 году шедевр снова появился в Эрмитаже. На этот раз под бронированным стеклом… После реставрации Суд над Бронюсом Майгисом проходил в Ленинграде. Он закончился 26 августа 1985 года вынесением приговора: признать вину Майгиса и освободить его от уголовной ответственности как душевнобольного вялотекущая шизофрения. Некоторое время он лечился в психиатрической клинике в Ленинграде, потом был отправлен в Литву, где его выпустили из клиники ввиду того, что Литва стала независимым государством.
Завадского посадили на пять лет. В наши дни подобная живопись не пользуется популярностью, поэтому 22 марта 2001 года залы Барбизона и Салона были закрыты. Именно в этот день таинственный вор пробрался к Жерому мимо охранника и вырезал картину из рамы. Кражу обнаружили, музей заперли, всех обыскали, но о полотне ничего не было слышно ещё пять лет. В 2006 году Геннадию Зюганову в Госдуму позвонил неизвестный. Он сказал, что если кто-то из сотрудников аппарата встретится с ним в метро, то «получит бесценную картину». Свёрток забрали.
В нём оказалось полотно Жерома. Жан-Леон Жером, Бассейн в гареме. Правда, сильно повреждённый: сложенная вчетверо картина еле держалась на нитях холста. К слову, личность преступника всё ещё остаётся загадкой и предметом спекуляций. Кражи египетской чаши и польской вазы В 1994 году с выставки «Культура и искусство народов Кавказа» пропала небольшая египетская стеклянная чаша III века до нашей эры. Год спустя её нашли в квартире бывшего электрика Эрмитажа. А в 2006-м на Украине обнаружили польскую стеклянную вазу, оправленную в бронзу и серебро. Она пропала с выставки «Художественное оформление русского интерьера».
Экспонат вернули в Эрмитаж и приурочили событие к круглому столу «Украина — Россия: возвращение культурных ценностей», который проходил в 2010 году.
Дек 10, 2019 В музее по традиции отметили Дни Эрмитажа — 7-9 декабря, учитывая, что первые коллекции появились 7 декабря, в день Святой Екатерины, его и считают днем рождения. А празднование Дней всегда связано с открытием новых выставок, военными церемониями в Георгиевском зале, в целом с годовым отчетом о событиях в одном из крупнейших хранилищ художественных ценностей. В эти дни в музей приезжают посланцы Обществ друзей Эрмитажа со всего мира, ветеранам по традиции вручают гранты Фонда Потанина, бриллиантовые знаки. В этом году, рассказал журналистам директор Эрмитажа Михаил Пиотровский, премьер-министру Монголии подарят копию «Чингисова камня» — старейшего письменного памятника монгольского языка, надпись на котором свидетельствует о племяннике Чингиса, отличившемся в стрельбе из лука. В дни торжеств в Эрмитаже посмотрят два документальных фильма.
Российские документалисты сняли фильм о великом ученом Николае Николаевиче Никулине, знатоке нидерландской живописи, который рядовым прошел всю войну и написал о ней книгу. Его труд стоит в одном ряду с томом «Подвиг Эрмитажа», повествующим о том, как музей возвращал людям память о ленинградской блокаде. И вторая лента итальянцев — «Эрмитаж. Сила искусства», в которой к зрителям обратится с экрана знаменитый актер Тони Сервилло. Среди выставок — экспозиции «Это сам Потемкин», к 280-летию государственного деятеля, ассирийские рельефы из Британского музея, Фрагменты римской скульптуры Виктории Кальватоне, найденные в Италии в XIX веке. Позднее статуя оказалась в Берлине, а после войны — в Эрмитаже, ее исследованием российские реставраторы занимались совместно с немецкими.
Скульптуру много раз переделывали, в результате решено было оставить как есть — как памятник европейской реставрации античного искусства. Во многих музеях есть копии скульптуры.
И будет он жить одновременно с двумя женщинами — кормилицей сына и Хендрикье, чем приведет в ужас благопристойный Амстердам. Интересно отметить, что завещание Саскии будет составлено весьма своеобразно. По нему она оставляла сорок тысяч флоринов мужу и сыну. Но, имея право распоряжаться собственностью до совершеннолетия или свадьбы Титуса, Рембрандт это право утрачивает, если вторично женится. После того,как в 1650г. Гертье Диркс оказывается в тюрьме,единственной спутницей жизни Рембранта становится Хендрикье Стоффельс. Рембрандт окончит жизнь в полной нищете, его дом будет конфискован, а в него въедет хамоватый сапожник. А надгробная плита с могилы Саскии будет продана Рембрандтом могильщикам для того, чтобы похоронить свою последнюю любовь — Хендрикье… Гертье Диркс Женщина в постели ок.
Любимая жена или любовница? Ответить на этот вопрос удалось лишь в двадцатом веке. После того как был проведен рентгенографический анализ картины, оказалось, что в 1646—1647 годах Рембрандт полностью переписал центральную часть картины. На полотне оказались запечатленными две реальные женщины, две Данаи. В ее образе мастер изобразил Саскию. Мифологический сюжет подан в эффектном оформлении, но сама героиня поражала своей обыкновенностью. Здесь все было так, как того требовал миф: откуда-то с небес струится золотой дождь, и смотрит Даная не прямо перед собой, а вверх. Бедра Данаи стыдливо прикрывала ткань художник оберегал целомудрие жены. Но спустя пять лет после смерти Саскии ее образ заменит образ Гертье Диркс. Две модели соединятся на одной картине.
Какая из них проступает более явственно? Исследователи утверждают, что Саския. Может быть, и так. Но до сих пор непонятно, зачем Рембрандту нужно было переписывать полотно, закрывая облик Саскии другим… Рентгеновский снимок руки Данаи На рентгенограмме две поднятые руки: Обнажённое тело молодой женщины привлекает внимание мягкими контурами, игрой света и тени. Беззащитность и мягкость чувствуется во всей её фигуре, которая, несмотря на несоответствие современным канонам, является символом женственности и красоты. Деталь Радостно пробуждение Данаи. Старуха-служанка отодвигает полог ее кровати, и золотистый свет широким, ровным потоком вливается в комнату. Робко приподнимается взволнованная Даная навстречу свету. Она переживает радостное предчувствие счастья, доверчиво отдается овладевающему ею большому чувству, встречает входящего трепетной, робкой улыбкой и взглядом покорным и одновременно манящим. Свет чарует ее, вырывает из холодного окружения.
Она ласково нежится в теплых лучах, доверчиво протягивает руку вперед, в то же время слегка защищаясь от слепящего света; в этом жесте слились воедино и слабое сопротивление, и призыв. Правая рука обращена навстречу свету Под влиянием света, властно проникающего в спальню, все словно обновляется,становится радостным, одухотворенным. Постепенно разгорается красный цвет. Приглушенный, сдержанный тон бархатной скатерти сменяется теплотой розоватых тонов тела, интенсивным горением лент на браслетах; прозрачно просвечивают кончики пальцев протянутой руки.