Последний советский фильм Георгия Данелии «Паспорт» мог изменить историю мирового кинематографа.
11 фильмов великого Георгия Данелии
Мэтр отечественного кино скончался на 89-м году жизни в одной из московских клиник, куда попал еще в конце февраля с воспалением легких. Георгий Данелия про свои фильмы говорил: люди достойны лекарства, которое делало бы их жизнь светлее. Он редко давал интервью, зато оставил после себя легкие остроумные не только фильмы, но и книги, из которых стал известен такой диалог. Худсовет принимает «Я шагаю по Москве». Данелию спрашивают: «Почему смысла нет? Так впервые в СССР в титрах и написали. Москву Данелия нежно любил. Он вырос на Сретенке и русский знал лучше грузинского, что, впрочем, не помешало ему снять, наверное, до сих пор самый популярный фильм о грузинах — «Мимино». Она родилась случайно, в полном соответствии с принципом его создателя — не писать заведомо смешно.
Не сними он любимого всеми «Мимино», в Советском союзе не узнали о Грузии с той стороны, с какой рассказал о ней Данелия. Только после того, как Данелия создал гениальную комедию, мир узнал о том, что каждый кавказский мужчина «хочет Ларису Ивановну», и это нормально.
И о том, что грузин и армянин живут в вечном споре кто круче и лучше из них. И о том, что грузин открутит голову любому за поруганную честь женщины, и многое-многое другое. Хотя, фильм-то, о дружбе между людьми и месте человека в жизни, а это уже общенациональные и вечные ценности жизни. Вахтанг Кикабидзе, Георгий Данелия и Фрунзик Мкртчян В своих картинах Данелия рассказывал об очень сложных вещах очень простым и понятным для всех языком. В этом и состояла гениальность режиссера. Вплести в сюжетную канву свою фирменную и неподражаемую иронию. Показать зрителю несовершенство человеческой природы и заставить посмеяться над самим собой, что является, по сути самой большой силой. Смеяться над бытием и персонажами так, как это делал Данелия, мог только он — человек с абсолютным чувством юмора. Они все с недостатками, огромное количество глупостей делают, как Афоня или Мимино, но они никогда не переступали ту черту, после которой человек становится противен», — говорил о своем отношении к героям мэтр. Кому доверил бы Данелия снимать фильм… С молодым кинорежиссером Эдуардом Оганесяном мы познакомились в Тбилиси лет шесть назад.
Он тогда снимал тут свой фильм. После съемок картины он вернулся домой, в Москву. Приблизительно в тот же период ему позвонили по поручению Георгия Николаевича Данелия и передали, что он посмотрел его короткометражный фильм «Азниф» и он ему очень понравился. Фильм молодого режиссера дошел до мэтра кинематографа через ВГИК-овских друзей Эдуарда, которые и просили Георгия Николаевича посмотреть его. Спустя какое-то время Эдуарду позвонили и пригласили к нему домой. Эдуард Оганесян — Это был для меня небольшой шок. Он был уже тогда затворником и не выходил из квартиры на Чистых прудах, — рассказывает Эдуард Оганесян. И я знал, что он очень любит грузинский сыр. И вот мы пришли к нему, а у него на одном кресле сидел его кот Афоня, а на другом он сам. Вся комната была заставлена книгами.
Он тогда работал над мультфильмом «Киндза-дза». На столе дымились горячие хачапури. И вот мы с ним сели говорить. И первое, что он сказал это было то, что, если бы он начал фильм, и по состоянию здоровья он не смог бы его закончить, то он бы мог его доверить только мне.
С февраля постановщик находился в больнице с воспалением лёгких, 24 числа его ввели в искусственную кому. О смерти Георгия Николаевича рассказала семья режиссёра.
Данелия прославился сатирическими комедиями и трагикомедиями, его фильмы и сценарии отличал грустный и парадоксальный юмор. Фантастике он подарил один из лучших советских НФ-фильмов — трагикомедию «Кин-дза-дза», шутки и афоризмы из которой мы будем цитировать ещё много лет.
Отмечается, что церемония прощания с режиссёром прошла в Доме кино в Москве. Народный артист СССР скончался 4 апреля в возрасте 88 лет. Данелия — автор фильмов «Я шагаю по Москве», «Кин-дза-дза!
Похороны Георгия Данелии пройдут на Троекуровском кладбище. Сообщается, что у здания на Васильевской улице выстроилась очередь. Об этом сообщил глава столичного департамента торговли и услуг Алексей Немерюк. Кинематографист скончался от остановки сердца. Последние месяцы Данелия находился в больнице — в феврале его госпитализировали с эмфиземой лёгких, а затем на время ввели в состояние искусственной комы.
Мастер трагикомедии: за что Данелию любили советские трудяги и каннские критики
Последние новости о персоне Георгий Данелия новости личной жизни, карьеры, биография и многое другое. Георгий Николаевич Данелия (25 августа 1930, Тифлис — 4 апреля 2019, Москва) — советский и российский кинорежиссёр, сценарист и мемуарист. Прощание с Георгием Данелией пройдет 9 апреля в Доме кино. В конце февраля Георгия Данелию доставили в реанимацию одной из столичных больниц. «Знакомьтесь, это Георгий Данелия», — представили Токаревой художественного руководителя ее проекта.
«В нем много чего было: и юмор, и глубина, он вообще был айсбергом». Умер Георгий Данелия
Коля приглашает Володю домой, чтобы зашить порванные брюки, знакомит его с семьёй. Вскоре оказывается, что знакомые Володи уехали из Москвы на лето, Володя оставляет вещи у Коли и уходит по делам. Оставшись дома один, Коля надеется выспаться, но неожиданно к нему приходит друг Саша Шаталов Евгений Стеблов , которого забирают в армию. Саша просит Колю пойти с ним в военкомат, чтобы получить отсрочку от призыва в связи с тем, что Саша сегодня женится на Свете Ирина Титова.
О смерти Георгия Николаевича рассказала семья режиссёра. Данелия прославился сатирическими комедиями и трагикомедиями, его фильмы и сценарии отличал грустный и парадоксальный юмор. Фантастике он подарил один из лучших советских НФ-фильмов — трагикомедию «Кин-дза-дза», шутки и афоризмы из которой мы будем цитировать ещё много лет.
Не все помнят, но в этом фильме он ещё и сыграл небольшую роль инопланетянина Абрадокса.
А мы в простое из-за того, что пропал пепелац — здоровенная махина, которую, как позже выяснилось, по ошибке отправили во Владивосток. Железнодорожники не могли понять, что надо искать — что такое пепелац? Директор «Мосфильма» привлек к поискам даже КГБ. В итоге спустя месяц пепелац нашли». Режиссер признался, что часть реквизита для фильма делали самостоятельно из хлама, найденного на помойках, и «многое из задуманного не получилось, купленная для съемок механика не работала». Однако, несмотря на «примитивность», мастерство советских киношников впечатлило американцев. А я ему: «А там нету спецэффектов.
Военные дали нам гравицапу. Мы поставили ее на декорацию, и она летала.
В 1975-1987 годы - художественный руководитель «Экспериментального объединения комедийных и музыкальных фильмов». С 1987 года - президент и художественный руководитель киностудии «Ритм» киноконцерна «Мосфильм». Первый же фильм «Серёжа», снятый совместно с И.
Таланкиным, обратил на себя внимание критиков и зрителей. А программной его работой стал фильм «Я шагаю по Москве», вышедший в 1964 году. Картина стала культурным событием хрущёвской оттепели. Начиная с вышедшей в 1965 году картины «Тридцать три» режиссёр обращается к жанру сатиры, становится признанным мастером комедии. Творчество Данелия отличает подлинно глубокая сатира, продуманный гротеск, тонкий лиризм и раскрытие психологического образа героев.
Умение создать слаженный ансамбль из актёров разных школ - особый дар мастера как режиссёра. В 1967-1970 годах создал несколько миниатюр для сатирического журнала «Фитиль». Самый известный сюжет - «О пользе алкоголя» 1974 с участием актёра Евгения Леонова. Часто снимался в эпизодах своих фильмов. Георгий Данелия в фильме "Кин-дза-дза!
Внутри повествований, и даже в одних и тех же его персонажах подчас скрыты взаимоисключающие настроения: от восторженности и жажды жизни до отчаяния и тяги к смерти. Именно поэтому видится условным определение раннего и позднего кинематографа Данелии, как и настойчивое стремление вписать его в какие-то жанровые рамки. Самый кассовый фильм «Афоня» 1975 не очень-то разнится по подспудной интонации «печали о маленьком человеке», например, с якобы фантастической притчей «Тридцать три» 1966 , плохо встреченной публикой. Одна из самых горьких и беспощадных картин об эпохе застоя - «Осенний марафон» 1979, главный приз на Международном кинофестивале в Сан-Себастьяне и Государственная премия РСФСР, 1981 - была поддержана на государственном уровне, как и более лирическая лента «Мимино» 1977, главный приз Международного кинофестиваля в Москве, Государственная премия СССР, 1978. Фильм «Мимино» созвучен в какой-то степени с лирической комедией «Я шагаю по Москве» 1964.
Но и в этой лирике находилось место для сатирических и трагикомических обертонов, а в мрачной эксцентрике картин «Совсем пропащий» 1973, по роману Марка Твена «Приключения Гекльберри Финна» и «Кин-дза-дза» 1986 вдруг прозвучали проникновенные нотки ностальгии по теплоте человеческих отношений. Был автором или соавтором сценариев большинства своих фильмов, а также соавтор сценариев картин, снятых другими режиссёрами. Член Союза кинематографистов СССР, почётный член Российской академии художеств, академик Национальной академии кинематографических искусств и наук России, академик Российской академии кинематографических искусств «Ника». С 2003 года - президент «Фонда Георгия Данелия сохранения традиций и развития нового кино». Автор нескольких биографических книг: «Безбилетный пассажир», «Тостуемый пьет до дна», «Чито-грито».
В 2010 году награжден Орденом «За заслуги перед Отечеством» II степени - за большой вклад в развитие отечественного кинематографического искусства и многолетнюю творческую деятельность. В 2014 году ему присуждена Премия Правительства Российской Федерации в области культуры - за участие в создании анимационного фильма «Ку! В 2015 году режиссеру вручен Орден преподобного Андрея Иконописца II степени с формулировкой «во внимание к Вашим трудам, направленным на утверждение традиционных ценностей в культуре, и в связи с 85-летием со дня рождения». Живёт и работает в Москве.
Фильмы Георгия Данелии, которые стоит показывать чаще
После, была комедия «Тридцать три» 1965 , прохладно встреченная и зрителями и кинокритиками, драма «Не горюй» 1969 и приключенческая картина «Совсем пропащий» 1972 по мотивам романа Марка Твена. Следующая работа режиссера «Афоня» 1975 , в съемках которой приняли участие такие звезды советского кинематографа, как Леонид Куравлев, Евгений Леонов, Владимир Басов и многие другие, становится наиболее коммерчески успешной картиной 1975 года и приносит Данелии всесоюзную известность. В последующие 25 лет Данелия поставил всего восемь картин, три из которых входят в «золотой фонд» советского кинематографа. Это великолепная комедия «Мимино» 1977 , благодаря главной роли в которой всесоюзную известность приобрел талантливейший актер Вахтанг Кикабидзе, сатирическая комедия «Осенний марафон» 1979 , повествующая об эпохе застоя, и культовая драматическая комедия «Кин-дза-дза!
Его называли мастером трагикомедии, гением, умевшим точно передать дух советской эпохи. Мэтр отечественного кино скончался на 89-м году жизни в одной из московских клиник, куда попал еще в конце февраля с воспалением легких. Георгий Данелия про свои фильмы говорил: люди достойны лекарства, которое делало бы их жизнь светлее. Он редко давал интервью, зато оставил после себя легкие остроумные не только фильмы, но и книги, из которых стал известен такой диалог. Худсовет принимает «Я шагаю по Москве». Данелию спрашивают: «Почему смысла нет? Так впервые в СССР в титрах и написали.
Москву Данелия нежно любил. Он вырос на Сретенке и русский знал лучше грузинского, что, впрочем, не помешало ему снять, наверное, до сих пор самый популярный фильм о грузинах — «Мимино».
Отца забрали на фронт, и Георгий даже сам пытался сбежать из дома, чтобы примкнуть к армии. Но окончательно вырваться из Тифлиса он смог только в 1943 году. В Москве он начал сниматься в массовке, атмосфера была творческой, и в дом семейства Данелия приходили такие легенды кино, как Пудовкин, Довженко и Эйзенштейн. На такой богатой опытом и идеями почве Георгий Данелия изобрел свой жанр лирической комедии. Фильмы Данелии неспроста считаются классикой советской комедии. В них есть глубокая рефлексия исторического сознания, многонациональный колорит и лиризм, из-за которых это кино и находит отклик у людей самых разных поколений.
Режиссер был Заслуженным деятелем искусств РСФСР, двукратным народным артистом, кавалером нескольких орденов и обладателем советских, грузинских и российских премий. Добрый, немного язвительный, стильный и музыкальный фильм.
Одно время за регулярное присутствие в лентах драматурга Ирину Скобцеву называли музой Данелии. Не пропустите Ирина Скобцева — разлучница или идеальная жена? Именно Георгий Данелия открыл дорогу в кино Роману Мадянову, пригласив его в картину «Совсем пропащий», признанную американцами лучшей экранизацией повести Марка Твена в истории. А с середины 70-х и вовсе началась «звездная пора» в карьере режиссера: трагикомедия «Афоня» с ее реалистичными зарисовками быта и фильм «Мимино» побили все рекорды в прокате.
Лента «Осенний марафон» едва не стоила драматургу жизни: он так выкладывался на съемках, что перенес клиническую смерть. Лишь через три года Данелия вернулся к работе, выпустив притчу «Слезы капали». А в середине 80-х Георгий Николаевич неожиданно выступил в новом жанре, сняв фантастический фильм «Кин-дза-дза! Картины последующих лет — «Настя», «Орел и решка», «Фортуна» — были прохладно встречены критиками, и постановщик отошел от дел, занявшись написанием мемуаров. С первой женой он познакомился на вечеринке у друзей. Избранницей тогда еще начинающего режиссера стала дочь министра строительства Ирина Гинзбург.
Стремительно развивающийся роман привел не только к браку, но и к рождению у пары дочки Светланы. Однако уже через год супруги приняли решение развестись: не сошлись характерами. Они расстались без скандала и сумели сохранить хорошие отношения. Тогда Данелия заключил, что не стоит больше спешить со вступлением в официальный брак. Не планировал он и служебных романов, но, встретив на съемках «Хождения по мукам» эффектную актрису Любовь Соколову, влюбился. Артистка пережила смерть мужа во время блокады и, боясь начинать новые отношения, долго не подпускала к себе драматурга.
Однако настойчивый режиссер добился расположения пассии. Будучи старше на девять лет, умудренная опытом женщина терпеливо сносила выходки партнера: Георгий Николаевич пренебрегал ею из-за работы, мог исчезнуть без предупреждения на несколько дней, нередко злоупотреблял спиртным. Соколова прощала ему все, а сама оставалась дома, вела хозяйство, забросила кино. В 38 лет избранница подарила драматургу сына Николая. Когда мальчик немного подрос, Любовь решила вернуться к съемкам. Ей часто предлагали роли матерей, самой популярной из которых стала родительница Нади в «Иронии судьбы».
Карьера артистки шла в гору, но семейная жизнь становилась все более невыносимой — коллеги судачили о романе Данелии с писательницей Викторией Токаревой.
Почему Георгий Данелия остался в сердцах миллионов
Он написал его вместе с Викторией Токаревой, но постановку Серому не дали. И тогда Данелия взял ответственность на себя. Сказал, что если Серому дадут фильм, то он будет на его картине худруком. Закончилось это тем, что он снял почти всех «Джентльменов удачи». Он снял два неудачных фильма, и на этом его профессиональная карьера закончилась... После того, как Данелия написал для него замечательный сценарий и снял за него почти все кино, он взял, да и настрочил на него донос.
Дело было в том, что Данелия не согласился писать ему следующий сценарий. Данелия этот донос прочитал и сказал: — Извини, пожалуйста, я не только сценарий писать не буду, я теперь и тебя знать не хочу... Все уверены, что «Джентльменов удачи» снял Данелия. Так оно и есть: Серый снимал только некоторые эпизоды, массовые сцены. Еще он очень претендовал на то, чтобы значиться сценаристом, хотя его роль здесь была крошечной.
Иногда он, исходя из своего опыта, подкидывал какие-то «тюремные» реплики. Тут тоже возник конфликт — Серый хотел быть в титрах и здесь... Но Георгий Николаевич никогда об этом не говорил: — Я не имею на это права. Пусть он и непорядочный человек, но у него тяжелая судьба... Он молчал и после смерти Серого: — У него же осталась дочь...
Она не должна разочароваться в отце. Ни в одном из своих интервью Данелия не сказал, что имеет какое-то отношение к этому фильму, кроме сценария... Но оно и так видно. А в результате он получил такую невероятную «благодарность». Из-за концентрации накладок и опасных случайностей съемки фильма оказались едва ли не мистическими.
Борис Брондуков к началу съемок перенес инсульт и не смог сниматься. Вахтанга Кикабидзе на съемки не пустили врачи. Леонид Ярмольник два раза приезжал на съемки: в первый его приезд сгорела декорация, а во второй в нее въехал пьяный шофер. В фильме Ярмольник так и не появился... У нас постоянно что-нибудь пропадало.
То пепелац, вместо того, чтобы приехать в Каракумы, уезжал во Владивосток. То у нас терялось колесо обозрения. То костюмы почему-то оставались в Москве и не приезжали или приезжали не те. Потом сгорел пепелац. Сделали другой: когда его обжигали паяльными лампами, он загорелся, и пришлось тушить...
Все время были бесконечные неурядицы. Сейчас у нас в Петербурге есть театр Георгия Данелии: он возник в 2015-м, Георгий Николаевич был художественным руководителем. Недавно мы ставили пьесу «Мужчины грешные», которая касается Бога и потустороннего, и у нас все время были ассоциации с «Кин-дза-дза! То один артист заболеет ковидом, то другой. То что-то пропадет, то кто-то подводит — в результате репетиции шли полтора года.
Премьера состоялась в мае, спектакль пройдет в августе. В августе день рождения Георгия Николаевича, и это будет его спектакль. Казалось, что у их создателя и в жизни много прекрасного юмора, а трагедии обходят его стороной. Он был похож на свои фильмы? Каким он был человеком?
И он был провидец, ему можно было задать вопрос «что случится?
Кто такой Рене Хобуа, имя которого указано в титрах почти всех фильмов Данелии Почти во всех фильмах Георгия Данелии в титрах указан актёр Рене Хобуа, хотя он никогда в них не снимался. Тот самый Рене Хобуа в титрах фильма Афоня. Георгий Данелия и Резо Габриадзе познакомились со строителем Рене Хобуа в конце 1960-х, когда жили в гостинице в Тбилиси и вместе писали сценарий фильма «Не горюй! Несколько дней подряд они рассказывали ему разные версии сценария, чтобы узнать «мнение простого зрителя», пока Рене не попросил, чтобы его отпустили. Оказалось, что он приехал в командировку из Зугдиди и должен был «достать» стройматериалы, но вместо этого вынужден был слушать сценарий. В благодарность его фамилию поместили в титры. Тогда актрисе Татьяне Распутиной, чтобы увеличить грудь, решили подложить в бюстгальтер манную крупу. Грудь так "заиграла" в прозрачной блузке, что потом критики искренне восхищались этой художественной находкой.
Через некоторое время после начала съемок Никита Михалков подошел к Георгию Данелия и попросил поднять гонорар с 8 рублей до 25. Так как это нужно было согласовывать с Госкино, Данелия пошел на хитрость и сказал Никите, что на его место берут другого актера. Никита расплакался, попросил прощения и сказал, что этому его научил Андрон Кончаловский. Этот фильм стал первой главной ролью 18-летнего Никиты. Но при любом раскладе стало бы невозможно продать фильм либо в западногерманский, либо в восточногерманский прокат. Поэтому национальность профессора Хансена была заменена на датскую.
В своей автобиографии не раз подчёркивал, что все комические диалоги — это случайно подслушанные разговоры на улицах Грузии. Его первой работой, после окончания режиссёрских курсов, стал фильм «Серёжа», снятый совместно с режиссёром Игорем Таланкиным. Дебютная лента имела международный успех, её отметили на конкурсной программе в Карловых Варах. Всеобщая любовь пришла к режиссёру после съемок комедии «Я шагаю по Москве» в 1964 году. Кинокартина стала настоящим культурным феноменом отечественного кинематографа. Сам Данелия называл свою любимую работу, фильм «Я шагаю по Москве», «лекарством против всякого стресса». Георгий Данелия преподавал на курсах киностудии «Мосфильм» и писал сценарии в соавторстве с другими сценаристами. Он помог с текстом дебютного фильма сценаристу Виктории Токаревой. Позднее они вместе создали сценарий уморительной комедии «Джентельмены удачи». В прокате её посмотрело около 70 миллионов зрителей. Яркая лирическая комедия «Афоня», которая вышла в 1975 году, лидировала в советском прокате весь год.
Реалии» Кавказ. Реалии Крым. НЕТ» Межрегиональный профессиональный союз работников здравоохранения «Альянс врачей» Юридическое лицо, зарегистрированное в Латвийской Республике, SIA «Medusa Project» регистрационный номер 40103797863, дата регистрации 10.
«Не горюй», мы еще встретимся — не стало легендарного Георгия Данелия
Многие фильмы Георгия Данелии вошли в «золотой фонд» отечественного кинематографа. Последние новости о персоне Георгий Данелия новости личной жизни, карьеры, биография и многое другое. Георгий Данелия: «Первыми, кого я представил в образе Афони, — Владимир Высоцкий и Даниэль Ольбрыхский.
Неизвестные фильмы Георгия Данелия
один из самых лучших советских кинорежиссёров. Именно Георгий Данелия открыл дорогу в кино Роману Мадянову, пригласив его в картину «Совсем пропащий», признанную американцами лучшей экранизацией повести Марка Твена в истории. Данелия задумал фильм как многоязычный, в нем говорят на русском, грузинском и иврите. Печальные новости — на 89-м году ушёл из жизни режиссёр, актёр и сценарист Георгий Николаевич Данелия. С 22 по 28 ноября 2019 года в Грузии пройдет Неделя российских фильмов, в рамках которой состоятся Дни памяти выдающихся кинорежиссеров, народных артистов СССР, уроженцев Тбилиси Георгия Данелия и Марлена Хуциева, которые в этом году ушли из жизни. →.