Надежда Константиновна писала о том, что в то время обстановка в стране оставляла желать лучшего: притесняли как поляков, так и евреев. Официально причиной смерти стал неоперабельный приступ аппендицита, спровоцировавший гнойный перитонит. Владимир Ильич и Надежда Константиновна были, пожалуй, самой известной супружеской парой своей эпохи и задавали правильный тон жизни в коммунистическом – Самые лучшие и интересные новости по теме: Владимир Ильич Ленин, Надежда Константиновна Крупская. Очередной обыск был устроен на квартире и даче Надежды Константиновны даже после ее смерти. Но после смерти так не любившего ее Сталина, работы Надежды Константиновны по воспитанию и педагогике снова стали изучаться и претворяться в жизнь.
Надежда революции
Жизнь в промозглом городе на Неве не лучшим образом отразилась на здоровье девочки. К тому же им с матерью приходилось зарабатывать на хлеб: отца на службу не брали, а потом его и вовсе не стало. Елизавета Васильевна, воспитанница Павловского института, хорошо готовила и устраивала платные обеды, а гимназистка Надя бегала по урокам. В 18 лет окончила с золотой медалью частную женскую гимназию Оболенской, а двумя годами позже поступила на Бестужевские курсы, но проучилась лишь год, потому что вступила в студенческий марксистский кружок и пошла по тернистой революционной дорожке. Занималась пропагандистской работой, преподавала в Петербургской воскресной вечерней школе для взрослых за Невской заставой на Шлиссельбургском тракте. Всех ее учеников потом арестовали в разное время. Жизнь у юной революционерки была нервная, а конституция — слабая. Щитовидная железа, как один из главных органов, регулирующих компенсаторно-приспособительные реакции, постоянно находилась под ударом.
А тут еще случилась первая любовь с будущим эсером, закончившаяся разбитым сердцем: пожили вместе и разбежались. В нечеловеческом напряжении, постоянном ожидании ареста пролетали годы и происходила суммация стресса. За развитием тиреотоксикоза можно проследить по фотографиям и воспоминаниям современников о постепенно менявшейся внешности Крупской. Вот перед нами гимназистка и бестужевка. Подруга Наденьки Ариадна Тыркова описывает ее как стройную барышню, очень хорошенькую, легко красневшую, с нежной белой кожей, большими но вовсе не навыкате! Так она выглядела и в 18 лет, и в 20. А к 25 годам — моменту знакомства с будущим мужем — у Крупской, по всей видимости, уже начал развиваться экзофтальм.
Иначе с чего бы Ленин, выбравший себе подпольную кличку Старик для участия в деятельности Союза борьбы за освобождение рабочего класса, придумал своей новой знакомой позывные Рыба и Минога? Первое, чем привлек внимание Крупской «приезжий с Волги», оказавшийся младшим братом казненного за 7 лет до этой встречи знаменитого бомбиста Александра Ульянова, повешенного за подготовку покушения на Александра III, был его сухой злой смех. Обвенчались они только через 4 года в ссылке. Крупская утверждала: по любви «Были мы мужем и женой и хотели жить и работать вместе… То, что я не пишу об этом в воспоминаниях, вовсе не означает, что не было в нашей жизни ни поэзии, ни молодой страсти…». Но брак заключили в том числе и по партийной необходимости. Изначально Ленин пытался приударить за другой марксисткой — Аполлинарией Якубовой. Даже сделал ей предложение, но получил отказ.
А у Крупских Ульянов года два обедал по воскресеньям. Кулинарные таланты будущей тещи помогли проложить путь к сердцу через желудок. После 7 месяцев тюрьмы Надежде предстояло на 3 года отправиться в ссылку в Уфимскую губернию, но она попросила разрешения отбыть ее в Сибири, в Шушенском, вместе с женихом. О том, что красота Крупской к моменту свадьбы уже поблекла под влиянием развивающейся болезни, косвенным образом свидетельствует высказывание друга и соратника вождя Глеба Кржижановского. Он утверждал, что Ульянов мог найти и покрасивее, но вот умнее и преданнее делу, чем Крупская, в его окружении не было. Одиночное заключение расстроило и без того хрупкое здоровье Надежды Константиновны, всегда боявшейся одиночества. Ее худший кошмар сбылся, только разговаривать с Богом, как в детстве, она уже не могла.
А ведь молитва порой заменяет курс психотерапии! Тюремный врач, осмотревший Крупскую 31 марта 1897 года, обнаружил, что та «похудела, ослабла в результате расстройства… пищеварения и не может заниматься умственным трудом в результате нервного истощения». В тюрьме субклиническое нарушение функции щитовидной железы стало переходить в клинически явную фазу, обрастая дополнительными симптомами. Самым травмирующим из них был отнюдь не экзофтальм, а бесплодие. Крупская мечтала стать матерью, а уж о том, как любил детей Ленин, все, кто вырос в СССР, наслышаны с ясельного возраста! Новоиспеченных супругов терзали вопросом: «не прилетают ли пташечки»? То есть аисты, подкладывающие младенцев в капусту.
Слух о том, что причиной смерти Крупской был отравленный по приказу Сталина торт, появился в том числе благодаря Никите Хрущеву. По крайней мере, Вера Васильева утверждает, что именно он сообщил членам политбюро о том, что Надежда Константиновна умерла от яда, который содержался в десерте. Однако, как справедливо отмечает Владимир Лавров, торт ела не только супруга Ленина, но и остальные гости. Но все, кроме именинницы, остались живы и здоровы. Безусловно, как предполагает профессор Лавров, сотрудники соответствующих органов вполне могли начинить ядом только один кусочек торта и организовать все так, чтобы именно его и съела Надежда Крупская. Но, по мнению Владимира Лаврова, это слишком сложная комбинация. К тому же сохранившиеся документы, свидетельствующие о последних часах жизни Крупской, говорят о том, что та ушла из жизни вовсе не из-за торта, а из-за намеренного бездействия медиков. Настоящая причина смерти Когда Надежда Крупская почувствовала себя неважно, ее гости, как и следует, вызвали бригаду врачей. Они в первую очередь заключили Крупскую под домашний арест, а уже спустя 3 часа вдову Ленина наконец осмотрели доктора Кремлевской больницы.
Крупская лично спасала и многих «врагов народа», их детей. Известно, что она помогала оставшемуся без жилья Михаилу Булгакову. Но иногда ее симпатия не была объективной. Так, Надежда Крупская не любила педагога и писателя Антона Макаренко и мешала ему работать, а журнал «Крокодил» Корнея Чуковского назвала «буржуазной мутью», что означало для детского писателя запрет на издание всех его произведений. Работа и преданность идеологии помогали Крупской выстоять, когда ее супружеская жизнь потускнела, а у мужа появилась любовница. И не просто появилась. С Инессой Арманд Ленин даже познакомил свою «селедку». Так он называл супругу. Какое-то время они жили втроем под одной крышей. Надежда Константиновна не хотела мешать счастью мужа и предложила развод, но партия не одобрила. Нельзя запятнать светлый образ вождя мирового пролетариата. Крупской не оставалось ничего другого, как подружиться с соперницей. А когда в 1920 году Арманд умерла от тифа, верная «селедка» даже поддерживала мужа в его безутешном горе. Более того, она взяла под опеку детей Инессы, а ее внучку воспитывала, как родную. И все же главным ребенком для Надежды Константиновны оставался ее муж. Ходит история о том, что Крупская была плохой хозяйкой и кормила Ленина исключительно яичницей, а он сам пришивал себе пуговицы и чистил ботинки. Однако сохранилось письмо, в котором тот хвастается, что «селедка» умеет готовить восемь видов борща. Пожалуй, не так важно, насколько хорошо Надежда Крупская вела быт: в их семье вскоре появились кухарки и горничные. Важнее то, что именно она вернула мужа к жизни после покушения в 1918 году. Тогда пуля перебила артерию, питающую мозг. Не поверила Крупская приговору врачей и в 1922 году, когда у Ленина случился инсульт. Она заново учила его говорить, писать, ходить... И на время поставила мужа на ноги.
Отец - Константин Игнатьевич служил поручиком, мать - Елизавета Васильевна была гувернанткой. Тихая бледная девочка с детства отличалась умом и тягой к знаниям. Она получила лучшее по тем временам образование для девушки - с золотой медалью окончила частную гимназию, а затем поступила на Бестужевские курсы. Крупской исполнилось 14 лет, когда привычная жизнь изменилась. Умер отец, и Наде с матерью пришлось выживать. В тонком пальтишке не по погоде и дырявых башмаках девочка бегала по петербургским лужам от одного дома к другому - давала частные уроки детям, а по вечерам преподавала в воскресной школе. Это не лучшим образом сказалось на ее здоровье: частые простуды обострили наследственное аутоиммунное заболевание. Надежда страдала головокружениями и повышенной утомляемостью. Но ее трудолюбие и работоспособность были просто фантастическими. Крупская увлеклась идеями марксизма, все свободные часы просиживала в библиотеке и самостоятельно выучила немецкий язык, чтобы читать Карла Маркса в оригинале. В то время как ее сверстницы зачитывались любовными романами и строили глазки кавалерам, Наденька пробиралась на конспиративную квартиру. Но не на свидания, а на заседания революционного кружка. Одна из таких встреч в феврале 1894 года круто изменила судьбу Крупской. На заседании кружка ждали особого гостя - Старика. После условного стука в комнату вошел невысокий симпатичный молодой человек. Его подбородок скрывала острая бородка, а голова заметно начинала лысеть, незнакомец без лишних церемоний подсел к столу и уже через пять минут увлеченно рассказывал об идеях мировой революции, при этом шутил и вглядывался в каждого своими цепкими глазками-буравчиками. Надежда вынести этот взгляд не могла - на ее бледных щеках пылал румянец, сердце бешено стучало, а слова застревали в горле. Она влюбилась. Владимир Ульянов пригласил Надежду на личную встречу, но лишь для того, чтобы она привела с собой подругу - красавицу Аполлинарию, которая ему очень понравилась. Однако Старика вскоре арестовали, и к нему в тюрьму Аполлинария ходить не пожелала. А Крупская пошла. Рискуя собственной свободой, она приносила ему передачи, прятала тайные письма, а когда свидания запретили, часами стояла на углу улицы - единственном пятачке, который был виден из тюремного двора, когда заключенные были на прогулке. Так ее возлюбленный мог знать: его поддерживают.
Крупская, Надежда Константиновна
Надежда Константиновна взяла на себя роль секретаря, редактора, переводчика, организатора встреч, связиста и даже домохозяйки. На ней были и конспиративные связи, и шифровки, и выпуск журналов, и общение с оставшимися в России союзниками. Не удивительно, что после Октябрьского переворота никто не усомнился в её праве занять место в верхушке нового правительства. Крупская занялась вопросами коммунистического воспитания и образования. И едва ли не первым делом устроила в молодом государстве жёсткую цензуру. Крупская устроила жёсткую цензуру В 1920 году во все уголки страны были отправлены инструкции по изъятию из общественных библиотек «идеологически вредной и устаревшей» литературы. Это решение вызвало резкую критику даже со стороны такого ярого сторонника большевиков, как Максим Горький. Крупская против «Крокодила» Особенно активную кампанию Крупская позже развернула против Корнея Чуковского. Его сказке «Крокодил» она даже посвятила целую статью в газете «Правда», где называла поэму вредоносной «буржуазной мутью», закладывающей в детские головы отнюдь не коммунистические идеи: «Такая болтовня — неуважение к ребёнку. Сначала его манят пряником — весёлыми, невинными рифмами и комичными образами, а попутно дают глотать какую-то муть, которая не пройдёт бесследно для него». Разумеется, статья стала почти приговором — ещё много лет после неё Чуковский сказок не писал.
Крупская и пионеры. Wikimedia Commons Крупская занималась не только книжками.
Тогда Виктор уже был тяжело болен. Виктор Константинович Курнатовский скончался в 1912 году. Он был сыном врача, имевшего обширную практику в Риге. Революцией был увлечен страстно и истово старался приблизить ее. Редактировал газету «Забайкальский рабочий» и вместе с Бабушкиным участвовал в Читинском восстании. В 1906 году ему удалось избежать расправы и бежать во Владивосток, а оттуда в Японию, затем и во Францию. Были ли в жизни Надежды Константиновны другие мужчины?
Об этом знает только она сама. Но даже нескольких имен достаточно для того, чтобы понять, каких ярких и сильных личностей привлекала к себе эта женщина.
И поэтому когда мы говорим — Ленин великий организатор, то я добавляю, что Ленин с помощью Надежды Константиновны — великий организатор». Когда началась первая российская революция, им пришлось нелегально приехать в Россию, чтобы заниматься подпольной деятельностью.
В годы Первой мировой войны Надежда Константиновна участвовала в подготовке Циммервальдской 1915 и Кинтальской 1916 международных социалистических конференций, на которых выступали «пораженцы» — марксисты, которые, как и Ленин, желали военного поражения своим империалистическим государствам. В новой России главным делом Надежды Константиновны стало просвещение, чем она и занималась до конца своей жизни. Культурная революционерка Главной задачей Крупской как теоретика и практика просвещения стало коммунистическое воспитание строителей нового социалистического общества. Ленин говорил о необходимости «культурной революции».
Целью большевики считали не развитие «образования» в техническом смысле слова, а именно Просвещение с большой буквы, в этико-философском понимании данного термина. В 1918 году появились комсомол и первые внешкольные детские учреждения. Крупская выступила инициатором пионерского движения в 1921 году. Оно переросло в массовую пионерскую организацию, которая занялась воспитанием юных граждан Страны Советов.
Надежда Константиновна в своих теоретических трудах разработала содержание, методы и организационные формы работы с пионерами. Большое место в воспитании детей Крупская отводила художественной и философской литературе. Она подготовила инструкцию по устранению из общественных библиотек «идеологически вредной и устаревшей литературы». Каким бы ни был частный педагогический вопрос, который затрагивала Надежда Константиновна, она связывала его с политикой партии.
Спустя несколько лет она признала, что изъятия книг были ошибкой, но цензура так и осталась характерной чертой советского режима. После смерти Ленина Сталин постепенно устранял одного за другим его старых товарищей по партии. Под давлением оказалась и его супруга. В ее кабинете проводились постоянные негласные обыски, ее почту читали, а публикации подвергали цензуре.
У Крупской конфисковали весь архив Владимир Ильчиа, а ее просьбу «похоронить мужа по-человечески» проигнорировали.
Надя просто кивнет в ответ. Инесса не поехала, да. Но что творилось с Володей… Надя знала: он пишет Арманд каждый день. Мука была беспрерывна. Но Надежда Константиновна понимала и другое: Володя не может, не хочет и не готов остаться без нее.
В незримой схватке между красотой и обыденностью все равно побеждала она, Надежда… Оставалось смириться и признать, что для каждой женщины в жизни Ильича была отведена особая роль. После революции, которую Надежда Крупская встречала на передовой, ей отдали на откуп образование и просвещение, а Инессе Арманд — Женский отдел ЦК. Крупская, понимая, как опустошена разрывом Инесса, жалела ее. Супруги были близки, практически неразлучны, а для Арманд Ильич становился все более недосягаем. Теперь он принадлежал всем — народу, стране, но не любящим женщинам. В Крупской не было злорадства и самодовольства от победы, но внутренне ее грыз червячок: она знала, что, оставшись с ней, Володя поступил по уму, но где было его сердце?
После ранения Ленина Крупская выходила его, словно ребенка, боясь услышать, как он в бреду зовет Инессу. Но этого не было. Он будто запер сердце на ключ. Или окончательно подарил его Революции… В 1920 году Инесса повезла подлечить сына на курорт. Свирепствовала холера. Арманд сдалась болезни без боя.
Последней в ее дневнике осталась страшная запись, иллюстрация абсолютного отчаяния. Она писала, что устала жить, несмотря на сохраняемые к «В. Похороны Инессы, некролог на которые в «Правде» писала Крупская, превратились в ад и для Надежды Константиновны, и для Ленина. Володя был растерзан. Он постарел, за фантастически красивым катафалком шел с закрытыми глазами, опираясь на Надю. Если бы она не держала его, он бы упал!
Это заметила бдительная Александра Коллонтай, заметили все... Дома Ленин плакал, как ребенок. Инесса будто уводила его с собой... Его держала только Надя. После смерти Инессы отрадой для Надежды Константиновны стали дети Арманд. Она любила их, как своих.
Через два года после смерти Арманд у Ленина случился инсульт. С работой Надежды Константиновны было фактически покончено: он онемел, рука не двигалась, Надя была нужна ему круглосуточно. Практически полная изоляция в Горках Надежду Константиновну и печалила, и оставляла равнодушной — ей было важно, чтобы Володя снова начал нормально говорить и писать. За попытку передачи Троцкому некоторых записей Ленина Крупская получила от Сталина жесткий нагоняй. У нее случилась истерика — она рыдала и каталась по полу, болезненно ощущая, как уходит их время. Январь 1924 года стал для Ленина последним.
Товарищи восприняли это как насмешку. Телу Ильича вообще была уготована другая роль… После смерти мужа постаревшая Крупская продолжила работу, искренне занимаясь образованием, детьми. Она совершала ошибки — например, осуждала сказки Чуковского или методику педагогики Макаренко, но кто из крупных политических фигур их не совершал? Она была искренней и беспредельно одинокой. Разве что дети Инессы… Глядя на них, она думала о сопернице и Володе, испытывая странное чувство — почти признательность. Бисквитный торт от Сталина, огромный, красивый, стал гвоздем вечера.
Ели его все, а боль и признаки отравления начались у Крупской.
Галантерейные амбиции
Надежда Константиновна Крупская известна прежде всего как соратница и жена Владимира Ильича. Когда это не помогло, Надежду Константиновну госпитализировали в кремлёвскую больницу, но помочь ей медицина была бессильна – сказалось многолетнее разрушение внутренних органов, спровоцированное Базедовой болезнью. О причинах смерти тоже говорят многое — одни уверены, что Надежда не могла больше жить с тираном, другие отмечают, что супруга вождя страдала от жутких головных болей, третьи считают, что виной всему стала депрессия от навалившейся на нее усталости.
Чем мы обязаны Надежде Константиновне Крупской?
Ходили слухи, что яд якобы был в торте, который прислал в подарок Иосиф Сталин. По воспоминаниям свидетелей, накануне юбилея она поссорилась с вождем и обещала придать огласке записку, продиктованную Лениным незадолго до его смерти. О первой леди Советского Союза и о тайнах, которые она хранила, смотрите в программе «Исторический детектив» с Николаем Валуевым.
Я тогда совсем не была влюблена в тебя, но и тогда я тебя очень любила. Я бы и сейчас обошлась без поцелуев, только бы видеть тебя, иногда говорить с тобой было бы радостью — и это никому бы не могло причинить боль. Зачем меня было этого лишать? Ты спрашиваешь, сержусь ли я за то, что ты провел расставание.
Нет, я думаю, ты это сделал не ради себя…» Точно известно только одно: поддерживая у гроба Инессы, умершей в Беслане от холеры Ленин, зная ее проблемы с туберкулезом, порекомендовал отправиться на Кавказ. Вот и отправилась , теряющего сознание в горе Владимира Ильича, Надежда Константиновна поклялась заботиться о ее малолетних детях. И клятву свою сдержала: некоторое время младшие девочки росли в Горках. Позже были отправлены за границу. До последнего своего дня Крупская состояла с ними в задушевной переписке. Особенно любила младшую, Инессу, а сына ее называла «внучком».
Вот строки из нее: «Женщина-работница или женщина-крестьянка почти не имеют возможности воспитывать своих детей, оставляя их на целый день на произвол судьбы». Народоволка Вера Засулич очень похвалила эту работу, сказав Ильичу, что она написана «обеими лапами». Книжка вышла без подписи автора. А в 1906 году была признана антигосударственной и публично уничтожена. Надежда Константиновна считала: проблема не в том, чтобы освободить женщин от необходимости трудиться наравне с мужчинами, а в том, чтобы создать систему, в которой материнское, семейное воспитание заменить общественным. Этому она посвятила значительную часть и своих педагогических трудов, которых к концу жизни набралось на 11 увесистых томов, и своих усилий: после революции, будучи заместителем наркома просвещения Луначарского, именно она заложила основы советской системы детских воспитательных учреждений: яслей, садов, лагерей, интернатов, школ, рабочих училищ.
Непосредственное участие приняла и в создании молодежных — пионерской и комсомольской — организаций. Для последней, кстати, написала устав. Ликбез Базедова болезнь — это аутоиммунное заболевание, диффузный токсический зоб. Данное заболевание получило свое название в честь немецкого врача Карла Адольфа фон Базедова, давшего ему полное и точное описание. Базедова болезнь сопровождается увеличением размеров щитовидной железы и повышением ее функции вследствие аутоиммунных процессов, происходящих в организме больного. Болезни подвержены люди всех возрастов, но чаще всего болеют женщины молодого и среднего возраста.
Способствуют возникновению токсического зоба и различные вирусные инфекции. Специфический симптом для Базедовой болезни — изменения со стороны глаз. При взгляде вниз при открытых глазах появляется белая полоска над зрачком, хотя в норме веко обычно опускается вслед за глазным яблоком. Глазное яблоко выглядит увеличенным и выпяченным. Глаза блестят, они широко раскрыты, мигание редкое. Веки могут быть отечными.
Из-за нарушения питания глазного яблока могут присоединяться различные виды инфекции и возникают конъюнктивиты. Эмиграция После ссылки Ленин эммигрировал в Австрию. Надежда Константиновна с матерью отправились в Уфу — досиживать срок. Здесь она опять попала в больницу, где врач поставил диагноз: «заболевание эндокринной системы». Начала выходить первая социал-демократическая газета «Искра». Издавали ее за границей, но деньги для этого собирали в России.
Сохранились записи, сделанные рукой Ильича: «Получено 427 марок 88 пфенингов из России из Уфы ». Собраны эти деньги были усилиями его жены, казначея местной социал-демократической организации Крупской. Живя в Уфе, Надежда Константиновна готовилась к жизни в эмиграции. Посещала курсы французского языка 3 раза в неделю по часу, 6 рублей в месяц. Для сравнения — ее собственные уроки ученикам оплачивались куда дороже — за 6 часов она брала 62 рубля. Объединились супруги в 1901 году, в Лондоне.
Первый период эмиграции длился до 1905 года, второй — с 1907 по 1917. Некоторое время провели и на отдаленных Российских территориях — в Финляндии и Польше. Все это время Крупская исполняла роль целого секретариата: вела переписку с соотечественниками, готовила и проводила съезды, конференции, редактировала печатные издания, исполняла обязанности переводчика и личного референта мужа. Читала лекции французским шляпницам о роли женщины в революции. Спустя годы, выступая на вечере, посвященном 50-летию Ильича, известный революционер Ольминский так оценил работоспособность Крупской: «. Она всю работу, так сказать, черновую, исполняла, она оставляла ему самую чистую работу, а все конспиративные сношения, шифровки, транспорт, сношения с Россией, все вела сама.
И поэтому, когда мы говорим — Ленин великий организатор, то я добавляю, что Ленин с помощью Надежды Константиновны — великий организатор». Лето супруги, как правило, проводили на горных европейских курортах: Альпы, Татры. Этого требовало слабое здоровье Крупской: ее мучили приступы аритмии. В 1912 году ситуация обострилась, встал вопрос об операции. Средства позволили сделать это у лучшего европейского специалиста — доктора Кохера Берне.
Большое внимание Крупская уделяла воспитанию нового человека Советской страны. В 1932 году в письме к А. Горькому она писала: «Строить социализм — это значит не только гигантские заводы и зерновые фабрики строить, это условие недостаточное для строительства социализма.
Растить людей должны и умом, и сердцем»; тогда сольются «я» и «мы». Крупская считала, что надо добиваться, чтобы личная жизнь гармонично сливалась с общественной, что надо смотреть на свои интересы с точки зрения общественного. Она говорила о необходимости создавать красноармейские школы и библиотеки, заинтересовать красноармейцев чтением политической и художественной литературы. Крупская категорично заявляла: «Наша Красная Армия должна быть самой грамотной и сознательной армией во всём мире». По мнению Крупской, большую роль в воспитании молодёжи должны играть история большевистской партии, рассказ при этом о героях революции, рассказы об их характерах. Основным качеством советской молодёжи она считала правдивость. Многие отмечают начитанность и эрудированность Крупской: она читала много литературы по психологии, философии, организации труда, истории развития культуры, в том числе иностранную литературу по этим вопросам Крупская знала английский, немецкий и французский языки ; при этом её особенно интересовали работы по педагогике. Отмечают, что она перечитывала труды К.
Ушинского и Л. Толстого и находила в их трудах много ценного как педагог. Крупская осуждала аскетизм и отказ от семьи. Большую и всестороннюю заботу Крупская проявляла о детях. Стасова отмечает, что Надежда Константиновна «безгранично любила детей, много времени уделяла детям, школе, яслям и т. Однажды Крупская даже сказала: «Я всегда сожалела, что у меня не было ребят. Теперь их у меня много — комсомольцы и пионеры». Мемуаристы отмечают, что Крупская «горячо и искренне любила… детвору,… материнским теплом отличаются её беседы и общение с ними».
В переписке она всегда интересовалась, есть в том или ином регионе школа в том числе для взрослых , библиотека, детский сад, ясли, какую общественную работу ведут пионеры; при этом часто вместе с письмом отправляла книги для библиотеки. Крупскую очень радовало открытие школ, она высоко ценила труд учителя. Крупская большое внимание уделяла трудовому воспитанию: «Производительный труд не только готовит из ребёнка в будущем полезного члена общества, он делает его полезным членом общества.. Она считала, что общественно-полезный труд должен быть в центре воспитания. Надежда Константиновна говорила, что учебник должен связывать учёбу с помощью производству, быту и всему строительству социализма. В связи с этим Крупская очень страшилась изготовления детьми бесполезных вещей, указывая, что детский труд должен носить общественно-полезный труд. Она указывала: «Труд в воспитании человека — это самое главное. Без труда нет жизни, нет человека».
Крупская большое внимание уделяла пионерам и школьникам.
Существовавшая школа повергалась критике, помимо вышеизложенного, за ее изолированность, за одиночество детей, которые никому не интересны, за индивидуалистический характер воспитания и за оторванность от реальной жизни. Школа с «полноценным воспитанием» и принципиально новой задачей могла быть создана только при социализме. Дети имеют право на счастье Н. Крупская среди пионеров После Октябрьской революции большевики смогли приступить к воплощению своих педагогических идей.
Перед советской школой, устроенной на марксистских основах, отныне ставилась глобальная задача воспитания нового человека, и школа должна была стать «орудием коммунистического перерождения общества в целях воспитания поколения, способного окончательно установить коммунизм». Крупской с товарищами отчасти удалось сделать то, что совсем не удалось Екатерине Великой с ее просветительскими помыслами — взращивать в Воспитательном доме третье сословие свободных граждан. Школа превратилась в питомник по выращиванию «нового человека», которому предстоит завершить строительство коммунизма, поэтому ему следует овладеть всеми навыками от материалистического мировоззрения до трудовой специальности. Так антирелигиозная проповедь вышла на первый план, исходя из главной задачи воспитания, сформулированной Крупской: «Воспитывать — значит планомерно воздействовать на подрастающее поколение с целью получить определенный тип человека». Революция только что свершилась, и социализм только начинали строить.
А «необходимой предпосылкой социализма является человек, способный осуществить социализм». Отсюда следовало, прежде всего, изменить его мировоззрение и воспитать в коммунистической морали, которая пришла на смену религии. Обычно, рассуждая об антирелигиозном советском воспитании, забывают эту вторую важнейшую идеологическую составляющую. Согласно ленинскому учению, вечной морали не существует, а существует только классовая. И если буржуазная мораль гласит: «Либо ты работаешь на другого, либо он на тебя», то в основе коммунистической морали лежит борьба за разрушение старой жизни и за построение коммунизма.
Оттого коммунистическая нравственность должна быть направлена «против эгоистов и мелких собственников», то есть против индивидуалистской психологии. Таким образом были заложены основы атеистической, следовательно тоталитарной, коллективистской и антинациональной системы советского воспитания. Перед ее творцами стояла грандиозная задача: уничтожив на корню старую школу с ее методами, выработать кардинально новые принципы обучения. Таковыми стали воинствующий атеизм, внедрение в умы материалистического мировоззрения, коллективизм, политехнизм знакомство в теории и на практике с главными отраслями производства , детский труд, школьное самоуправление, физвоспитание, имеющее целью подготовить молодежь к трудовой деятельности и защите социалистического отечества. Эти памятные многим громкие абстракции изначально были полны конкретного содержания.
Требовалось решить проблемы с учебниками, школьными программами и дисциплинами, с методикой их преподавания и с учителями. За время жизни Ленина и Крупской сущность текущего политического момента менялась неоднократно — гражданская война, военный коммунизм, электрификация, мирное строительство, НЭП, индустриализация, коллективизация и т. Оттого видоизменялись со временем и некие конкретные педагогические установки, но концепция образования оставалась неизменной: «школа должна не только обучать, она должна быть центром коммунистического воспитания». Генеральная стратегия образования определялась марксизмом и Лениным. Крупская вкупе с Луначарским и другими коллегами только интерпретировала ее на практике со своими конкретными добавлениями.
Ей выделили под контроль школу именно как основоположнику марксисткой педагогики. С первых дней революции Крупская работала в Наркомпросе, заведовала внешкольным отделом, являлась членом Государственной комиссии по просвещению, стала председателем Главного политико-просветительного комитета Главполитпросвета и затем председателем научно-методической педагогической секции Государственного ученого совета ГУСа , занимавшегося в числе прочего и разработкой новых школьных программ. Для ясности упомянем, что осенью 1918 года была одобрена система единой школы с двумя ступенями: I ступень — 5 лет начальная школа и II ступень — 4 года средняя школа. Вместе обе ступени составляли девятилетнюю среднюю общеобразовательную школу, что обеспечивало единство школьной реформы, которую можно условно разделить на два больших раздела: собственно преподавание и устройство школы как детского коммунистического коллектива. Основополагающему педагогическому принципу — воинствующему атеизму — было подчинено все образование в силу идеологического характера советской школы.
Даже попытки создания просто «безрелигиозной» школы были приняты Крупской и иже с нею в штыки. Крупская считала, что антирелигиозная пропаганда должна начинаться в дошкольном возрасте, когда эти вопросы только начинают интересовать детей, однако настаивала на крайней осторожности ее проведения среди учащихся, потому что иначе можно добиться противоположного результата — религиозности. Оттого методы расстрела икон в школах или насильственного снятия нательных крестов она строго порицала, так как после этого многие крестьяне забирали детей из советских школ, и учила обращаться с «орудием насмешки» правильно. Во-первых, полным изгнанием прежних учебников и хрестоматий, написанием новых детских книжек и учебников, созданием «правильных» библиотек и учебных программ. Во-вторых, воспитанием материалистического мировоззрения за счет широкого преподавания эволюционной теории, естественнонаучных дисциплин и марксистского обществоведения и изучения всех предметов в диалектической связи: то есть исследование явлений в их причинно-следственной связи, уяснение их взаимозависимости и итоговое понимание закономерности.
А там, где есть это понимание, там нет места религии». В-третьих — воспитанием в духе коммунистической морали и, следовательно, усиленным внедрением коллективизма, призванного развивать детские общественные инстинкты, учить детей понимать и творить окружающую жизнь. Тут явилась ее любимая идея, выношенная из личного опыта: не будет детского одиночества — не будет у подростка ипотребности в религии, а значит и антирелигиозная пропаганда со временем станет ненужной: «некого будет пропагандировать». По мысли Крупской, ведь и рабочий безбожнее крестьянина потому, что он член коллектива — «ему Бога не нужно». Тогда как крестьянин пока еще мелкий единоличник, и его дети приходят в школу религиозными, но школа должна их перевоспитать.
Разумеется, что от самого учителя требовались активные атеистические взгляды, но и старого квалифицированного преподавателя, «зараженного религией», Крупская призывала пока не отстранять от дел в силу острого дефицита учительских кадров. Пусть он оставит свои религиозные воззрения при себе и займется обучением ребят в той области, в которой он хороший специалист, например садоводству. К новому же учителю, подготовленному советской властью, предъявлялось категорическое требование — быть убежденным антирелигиозником, то есть лично не сомневаться в отсутствии Бога. Теперь о практике. После революции вопросе о детской книжке стал больным.
Старые учебники были противопоказаны для советского преподавания, хотя на первых порах их пытались как-то садаптировать к новым условиям, например, заменить некрасовскую фразу «по своей и Божьей воле» на «по своей мужичьей воле» и т. Однако такие фразы не были единичными, поскольку в старой школе, по словам Крупской, все было проникнуто религиозным духом, особенно литература и история. Например, книга для чтения весьма почитаемого ею К. Ушинского «Родное слово», предназначенная для детей в возрасте от 9 до 11 лет, была буквально испещрена напоминаниями о Боге, вроде: «Мама, мама! В Божьем небе Божьи ангелы поют, ходят розовые зори, ночи звездные плывут», и иллюстрациями на тему сочельника, Рождества, Пасхи.
Книжка по истории для детей старшего возраста содержала рассказы на тему «Крещение Руси», «Владимир-христианин», «Основание Киево-Печерской лавры». Классики тоже подавались в религиозном ключе — «Всенощная в деревне» Аксакова, «Песня бедняка» Жуковского. Отсюда вывод: все советские декреты сводятся на нет, если дети продолжают учиться по таким учебникам. Учебники отменили, новых пока не было, и детская книжка стала самым востребованным средством коммунистического воспитания. Крупская всегда придавала колоссальное значение книге, которая может быть «организующая» или «дезорганизующая», может формировать мировоззрение, тем более у детей.
Старая школа страдала разрывом книги с практикой жизни. Известен поход Крупской на сказки, большинство которых она отмела столь же категорически, как и старые учебники, отнюдь не настаивая на полной замене сказок былями, но призывая отделять форму от содержания. Недопустимы не только мистика и вредная фантастика, неприемлема мораль, так как большинство старых сказок содержат «классово чуждое нам содержание», да еще и подают его в чудесной фантастической форме более влияющей на детское сознание. Старую собственническую и рабскую мораль надо вытравлять. Мистические сказки с феями, русалками и лешими следует выкинуть в мусорную яму вместе со страшными сказками, травмирующими детскую психику, и впредь не будить к небылицам нездоровый интерес.
По мнению Крупской, каждый несуществующий в действительности образ задерживает развитие ребенка.
Надежда Крупская: несбывшаяся мечта
В Наде горел неистовый огонь марксизма — он и был ее любовью. В марксистский кружок она вступила, учась на Бестужевских курсах. Как торопилась она на его собрания! Денег не было, она зарабатывала преподаванием, ученики были «рассыпаны» по городу. Иногда Надя так замерзала, перебегая с занятия на занятие, что от холода сводило низ живота. А на кружке было всегда тепло — если и не ногам, то сердцу точно. Володю — быстрого, с проглядывающей, несмотря на молодые годы, лысинкой, — Надя впервые увидела на сходке у общих знакомых.
Она слышала о нем. Он молодец, и в студенческих волнениях участие принимал, и в ссылке побывал! Он не приглянулся ей внешне, но очаровал с первой встречи — с ним интересно, шумно, он говорил так запальчиво и яростно, что Надя невольно кивала головой в такт его словам. Они совпадали во всем, одинаково смотрели на жизнь, грезили революцией... Надю кольнуло то, что Володя сразу запал на Аполлинарию. Но больше изумляли ее те странные, смутные чувства, которые заставляли ее думать о нем, вспоминать к месту и не к месту его прищуренные, с хитринкой, глаза… Когда он заболел, она вызвалась быть при нем сиделкой.
Ей нравилось быть рядом. Его роман с подругой тек вяло, но мучил Надю порой уколами ревности. Они отдалились с Аполлинарией, и Крупская не знала точно, правда ли Володя предложил ей руку и сердце, и правда ли Якубова отвергла его, но вскоре Надя получила от него предложение стать его женой — в письме из тюрьмы. Оброненная ею фраза — «Ну что же, женой, так женой» — «войдет в анналы». Но равнодушия во фразе не было. Она просто была согласна на любую роль, лишь бы быть рядом.
Когда их обоих решили направить в ссылку, но в разные места, шанс остаться вместе у Крупской и Ленина был один — венчание. Так 22 июля 1898 года Петропавловский храм села Шушенское услышал их нетерпеливые «да»; кованные ссыльным-умельцем Оскаром Энгбергом из пятаков кольца обняли пальцы не хуже настоящих обручальных. Вместе в ссылке было не так уныло. Надя была сдержанна, но страсти между ними кипели. Мечталось о ребеночке… Но она так болела, так болела! Рези в животе, в самом его низу, бесконечные врачи и боль — она очень рано начала расплачиваться за небережное отношение к своему здоровью.
Володя от каждой ее болезни страдал не меньше: Надя в такие моменты становилась похожа на раненую птичку. И ждала она птичку. Так называла Крупская свою мечту о малыше. Надежда без надежды. Такой она стала через несколько лет бесплодных попыток стать матерью. Страсти супругов несколько улеглись.
Потом они смирились с тем, что не будут родителями, и вся их энергия была брошена на общее дело — политику и борьбу. Не будем давать ей оценок — не о том речь. Но Надя стала для своего Володи незаменимой. Она справлялась со всем — с шифрованием его писем всего она зашифрует 30 000 посланий! Ей плохо давался только быт: готовить она не любила и не умела, вершиной ее мастерства была яичница из четырех яиц, которую муж покорно съедал по утрам. Теща взяла на себя готовку и придание уюта любому дому, в который бы не занесла судьба ее «детей».
Ильич котлеты тещины любил, но цапался с ней регулярно, хотя в целом Елизавета Васильевна относилась к нему неплохо. Родные же Ильича не особо жаловали Надю: сестра Анна прозвала ее селедкой, что затем привело к получению партийной клички Минога. Ленин же довольно трезво оценивал жену. И понимал, что плюсов у его Нади — куда больше. И плевать на надоевшую яичницу: Надя незаменима!
Кравченко вспоминает о Крупской: «Всегда поражало, с какой искренностью она разговаривала с каждым,… с каким большим вниманием прислушивалась к мнениям самых разнообразных людей». В общении с людьми она «никогда не давала собеседнику повода почувствовать разницу в служебном положении или возрасте. С… молодёжью … она разговаривала как равный с равным».
Крупская проявляла большую заботу о людях. Дочь И. Арманд вспоминает, что после смерти Инессы Надежда Константиновна «заботилась о нас, интересовалась, что мы делаем, как мы себя чувствуем, как живём». Революционерка Р. Григорьева вспоминает такой случай. У неё сносилась обувь. Узнав об том, Крупская отдала ей свою пару ботинок, сказав: «Это у меня лишняя пара». Крупская была очень дружна с сестрой Владимира Ильича Марией Ильиничной.
Дридзо отмечает, что Крупская «больше всего не любила… людей равнодушных, быстро отказывающихся от своего мнения, если оно расходилось с мнением начальства, а в большинстве случаев просто не имеющих своего мнения… Она ценила людей… инициативных, умеющих отстаивать то дело, которым они занимались». Мемуаристы отмечают, что Крупская «любила тех, кто умел отстаивать свою точку зрения. Самым опасным для наших людей и нашей страны она считала равнодушие, была врагом парадности и фразёрства, комчванства, зазнайства, хвастовства, заносчивости, отрыва от масс». Большое внимание Крупская уделяла воспитанию нового человека Советской страны. В 1932 году в письме к А. Горькому она писала: «Строить социализм — это значит не только гигантские заводы и зерновые фабрики строить, это условие недостаточное для строительства социализма. Растить людей должны и умом, и сердцем»; тогда сольются «я» и «мы». Крупская считала, что надо добиваться, чтобы личная жизнь гармонично сливалась с общественной, что надо смотреть на свои интересы с точки зрения общественного.
Она говорила о необходимости создавать красноармейские школы и библиотеки, заинтересовать красноармейцев чтением политической и художественной литературы. Крупская категорично заявляла: «Наша Красная Армия должна быть самой грамотной и сознательной армией во всём мире». По мнению Крупской, большую роль в воспитании молодёжи должны играть история большевистской партии, рассказ при этом о героях революции, рассказы об их характерах. Основным качеством советской молодёжи она считала правдивость. Многие отмечают начитанность и эрудированность Крупской: она читала много литературы по психологии, философии, организации труда, истории развития культуры, в том числе иностранную литературу по этим вопросам Крупская знала английский, немецкий и французский языки ; при этом её особенно интересовали работы по педагогике. Отмечают, что она перечитывала труды К. Ушинского и Л. Толстого и находила в их трудах много ценного как педагог.
Крупская осуждала аскетизм и отказ от семьи.
Она вспоминала, как любила часами смотреть на лампадку перед иконами. Впрочем, марксизм оказался намного проще для ее понимания, к тому же он лишил ее одиночества. Борьбе с детским одиночеством Крупская отдаст немало сил, настаивая на том, что необходимо налаживать «коллективную работу детей», которая позволит им осознать себя частью единого целого.
Она разработает конкретную методику для учителей по сплочению коллектива, члены которого смогут «идти сообща к новой, счастливой, интересной и полноценной жизни». Молодожены Надежда и Владимир познакомились на одном из вечеров петербургских марксистов, устроенном у инженера Классона. Что покорило недавнюю гимназистку, увлеченную революционными идеями, в будущем вожде мирового пролетариата: острый ум, красноречие, задатки лидера? Вероятно, все сразу.
По воспоминаниям революционера Глеба Кржижановского, «Владимир Ильич мог найти красивее женщину… но умнее, чем Надежда Константиновка, преданнее делу, чем она, у нас не было…» Они обвенчались во время ссылки в Шушенском. В этом забытом Богом местечке они проведут, пожалуй, самые счастливые мгновения своей жизни. Много позже Крупская напишет, что ссылку скрашивало то, что они были молодоженами: «То, что я не пишу об этом в воспоминаниях, вовсе не значит, что не было в нашей жизни ни поэзии, ни молодой страсти…» Сладости и споры Тот факт, что Надежда Константиновна не была идеальной хозяйкой, пожалуй, уже не вызывает сомнения. Долгое время вести хозяйство ей помогала мать — Елизавета Васильевна.
После ее смерти Крупская признавалась, что семейная жизнь стала «еще более студенческой». В статье «Что ел Ленин» Вильям Похлебкин, в частности, пишет о том, что систематическое потребление яиц после 40 лет вредно, как и не переработанное молоко. Впрочем, однообразное меню не стоит напрямую связывать только с отсутствием у Крупской кулинарных талантов. Иногда нормально питаться было невозможно в силу обстоятельств.
Интересно, что в той же статье Похлебкин рассказывает, что именно Крупская приучила Ленина есть сладости эта «роскошь» была под запретом для него с раннего детства.
Были ли у Ленина и Арманд общие дети? Официально — нет. Однако старший сын революционерки Александр Стеффан утверждал, что является сыном вождя мирового пролетариата. По его словам, воспитывался он в семье одного австрийского коммуниста. Инесса Арманд. В конце концов она решила покончить с этим, предложив Владимиру Ильичу выбрать определиться с выбором. Ленин остался с супругой. Арманд умрет в 1920 году от холеры.
Поговаривают, что Владимир Ильич тяжело переживал ее уход, что, несомненно, сказалась на его и без того подорванном здоровье. Крупская же будет помнить соперницу до конца своих дней. Она приклеит ее фотографию на корочку своего удостоверения. Она многое сделала для развития пионерского движения, на посту заместителя наркома народного просвещения РСФСР Крупская занималась созданием советской системы образования Соратники отмечали ее необычайную работоспособность. Несмотря на возраст, она обрабатывала огромный массив корреспонденции, вникала в самую разную проблематику, занималась написанием статей. Активная трудовая деятельность лишь усугубляла здоровье Надежды Константиновны. По случаю юбилея организовали большое застолье. Одним из основных угощений на банкете стал огромный торт, преподнесенный лично Иосифом Сталиным.
Надежда Крупская: что мы не знали о супруге Ленина
Жена Владимира Ленина: были ли в жизни Надежды Крупской другие мужчины | После смерти Ленина в январе 1924 года все, что осталось у бездетной Надежды Константиновны – это работа. |
Крупская. Дочь гувернантки (Татьяна Алексеевна Щербакова) / Стихи.ру | Но что касается Надежды Константиновны Как и супруга Сталина, пока убивали белогвардейцев, капиталистов, священников, Крупская считала, что так все и полагается. |
Надежда Константиновна Крупская биография кратко | КРУПСКАЯ (в замужестве Ульянова) Надежда Константиновна [14(26).2.1869, С.-Петербург – 27.2.1939, Москва], рос. гос. и парт. деятель, теоретик и организатор сов. педагогич. науки и системы народного образования, поч. чл. АН СССР (1931). |
Первая вдова СССР | Настоящая причина смерти Когда Надежда Крупская почувствовала себя неважно, ее гости, как и следует, вызвали бригаду врачей. |
Жена Владимира Ленина: были ли в жизни Надежды Крупской другие мужчины | Супруга вождя, Надежда Константиновна Крупская, не относилась к числу эффектных «богинь революции», но и «синим чулком» не была. |
Более 4,6 млн кибератак отразила московская система электронного голосования
- Красивая и образованная
- Надежда Крупская. Женой так женой
- В печатном номере
- Надежда революции - Юлия ГОНЧАРОВА
- Личная трагедия Надежды Крупской / Назад в СССР / Back in USSR
6 фактов из жизни Надежды Крупской, которые замалчивали историки СССР
И Крупская занимается не только отменой наказания, но все силы бросает на устранение первопричин. Надежда Крупская Крупская преподавала в Смоленской воскресной вечерней школе за Невской заставой. Пока народ превозносил Ульянова, Надежда Константиновна пыталась его очеловечить. Надежда Константиновна Крупская.
Клинический случай. Единственная Надежда
22 июля 1898 года состоялась свадьба Владимира Ильича Ленина и Надежды Константиновны Крупской. Тогда Надежда Константиновна была еще далеко не пешкой, а королевой при немощном короле — по некоторым свидетельствам, в кругах старых партийцев даже рассматривался вариант создания триумвирата правителей. Полное имя: Надежда Константиновна Крупская.