Армянское население НКАО уже выступало против административно-хозяйственного управления областью со стороны Баку. Закон Азербайджанской Республики от 26 ноября 1991 года №279-XII "Об упразднении Нагорно-Карабахской автономной области Азербайджанской Республики". Армянское население НКАО уже выступало против административно-хозяйственного управления областью со стороны Баку.
Закон Азербайджанской Республики
Расшифровка аббревиатуры и основные аспекты ее работы являются ключевыми для понимания роли и значимости этого космического агентства. Развитие и достижения «НКАО» способствуют не только прогрессу в науке и технологиях, но и влияют на многие аспекты нашей жизни, от связи и навигации до научных открытий и экологии. Вам также может понравиться МЭК: расшифровка аббревиатуры и его роль в международной 03 Киро — это аббревиатура, которая имеет разные 02 Аббревиатура ЖОВМ: Расшифровка и значение этого термина 08 Илк расшифровка аббревиатур — важная тема, которая 01 Аббревиатура ПСД: расшифровка и важность В современном 05 Окно — это неотъемлемая часть нашей жизни, оно 04 ГАУЗ — расшифровка аббревиатуры В современной 010 МГУ — расшифровка аббревиатуры и история Московского 06.
При этом если царское правительство при проведении административно-территориальных преобразований начисто игнорировало принцип этнического единства, то смысл относительно либеральной политики советского руководства в отношении национальных окраин внешне заключался в том, чтобы гасить очаги национального напряжения на окраинах. Вариативность и в то же время непоследовательность политики большевиков, порождавшая множество компромиссов, вызывалась их недостаточным контролем над территориями и населением национальных окраин. Одно декретирование создания конкретного национально- территориального образования ещё не означало, что большевики имели ясные представления и политические рецепты воплощения в жизнь своих решений. Эти решения не всегда основывались на заранее подготовленном плане с выверенным рисунком этнических границ. Чаще всего при организации нового территориального образования изначально сталкивались различные политико-идеологические и экономические приоритеты, а также различные групповые интересы, и все это сопровождалось конфликтами и кулуарными решениями. В результате многие решения, формировавшие первоначальные административные границы, впоследствии то и дело пересматривались.
Поэтому при распаде Советского Союза бывшие союзные республики, выдвигая друг к другу территориальные претензии, для доказательства своей правоты ссылались на политические решения и на географические карты разного времени. Образованная в составе Азербайджанской ССР в июле 1923 года армянская автономия в Нагорном Карабахе, будучи одним из вариантов решения большевиками межнациональных конфликтов, вобрала в себя многие противоречия советской формы национально- государственного строительства. Карабах — историческая область Азербайджана, по своему рельефу делился на низменную равнинную и нагорную часть. Нагорный Карабах ограничивался на востоке Карабахским хребтом, включая также область предгорий Карабахского хребта, отделявшую его от степных пространств Низменного Карабаха, а на западе Зангезурским хребтом. Таким образом, географически Нагорный Карабах в несколько раз превосходил по площади административное образование с тем же названием, то есть область предгорий Карабахского хребта, которая стала именоваться с 1923 года Автономной Областью Нагорного Карабаха. В период вхождения Карабаха, точнее — бывшего Карабахского ханства в состав царской России понятие «Карабах» утратило своё первоначальное административно-политическое значение. Однако в период Азербайджанской Демократической Республики 1918-1920 топониму «Карабах» было возвращено прежнее значение. В это же время появляется также созданный дашнаками термин «Нагорный Карабах», который стал приобретать не столько географическое, сколько политическое значение. После завоевания Северного Азербайджана большевиками этот термин начал употребляться и в административно-политическом значении, став одним из основных понятий в политическом лексиконе армяно-азербайджанских отношений.
После долгих дискуссий на различных уровнях 5 июля 1921 г. Шуше, входящим в состав автономной области». Как видим, с самого начала в процессе разрешения армяно-азербайджанского территориального конфликта присутствовал правовой казус, состоящий в том, что этим вопросом занимался партийный орган третьей страны тогда СССР еще не было — Кавказское бюро РКП б. С другой стороны, вполне правомочным представляется подписанное 22 августа 1919 г. Данное соглашение было единственным до 1921 года официальным документом, касающимся урегулирования отношений между армянами Карабаха и правительством Азербайджана. В целом декрет не производил впечатления серьезного юридического документа.
Такой территориальной единицы не существует, и употреблять такое название нельзя".
Глава государства призвал международные организации и страны не применять термин "Нагорный Карабах.
НАГО́РНЫЙ КАРАБА́Х
В АОНК подавляющее большинство селений имели тюркские названия. Так, в марте 1925 г. Уже летом 1925 г. Другим очагом армянского сепаратизма в Азербайджане была нагорная часть Гянджинского уезда. Прав был Н. В связи с названием НКАО необходимо отметить еще один момент.
В начале 1988 года 75 тыс. Советское руководство расценило эту просьбу как проявление национализма. С сентября 1988 года между армянами и азербайджанцами начались вооруженные столкновения.
В начале 1990 года на армяно-азербайджанской границе начались бои с применением артиллерии. В августе 1991 года, во время так называемого парада суверенитетов и образования новых суверенных государств, Карабах де-юре стал частью независимой Азербайджанской Республики. Провозглашение независимости Карабаха положило начало открытому вооруженному противостоянию между Арменией и Азербайджаном за контроль над регионом. Конфликт стал первым крупным вооруженным противостоянием на территории постсоветского пространства.
По различным оценкам, потери азербайджанской стороны в ходе конфликта составили от 4 тыс. Боевые действия были прекращены после подписания соглашения, призывающего к прекращению огня в зоне конфликта Бишкекский протокол; 5 мая 1994 года , и соглашения о бессрочном прекращении огня 9 мая 1994 года. Ситуация в регионе после 1994 года На протяжении последующих лет региона оставался провозглашенной республикой, не признанной ни одним государством - членом ООН. Стороны обвиняли друг друга в нарушении режима прекращения огня, на границе происходили локальные инциденты с применением огнестрельного оружия.
Периодически в зоне конфликта вспыхивали крупные вооруженные столкновения. Обострение конфликта в 2020 году и его урегулирование В 2020 году ситуация в регионе резко обострилась. Вооруженные столкновения, начавшиеся в июле, переросли в сентябре в полномасштабные военные действия между Арменией и Азербайджаном с применением боевой техники.
А это было очень опасно, особенно в таком стратегически важном регионе, как Закавказье. Данный процесс имел объективные предпосылки. Дрейф тюркской части элиты Азербайджана в сторону национализма и навязывания азербайджанской идентичности другим народам, был продиктован рядом факторов. Здесь, конечно, был элемент своеобразного симбиоза соблазна и страха. Соблазн заключался в том, что создавалась своего рода «мини-имперская» нация и «мини-империя» и необходимо было полноценно использовать предоставившейся возможности для этого в максимально короткий срок. Страх заключался в наличии объективных и серьезных препятствий на этом пути.
И важнешим из них была именно Нагорно-Карабахская Автономная Область, как армянское государственное образование, с уже указанными особенностями. Если мусульманские народы Азербайджана, у которых много общего в традициях, культуре, религии и менталитете, могли консолидироваться в единую азербайджанскую общность, то армяне, также как и русские, евреи и другие не исповедующие ислам народы республики, сохранили свою национальную идентичность. Но в отличие от других немусульманских народов, армяне Карабаха имели не только уходящую в глубь веков историю государственности, но и свою государственность, пусть даже в форме автономной области. Ассимилировать армянский Карабах было попросту невозможо. Можно было попытаться изменить этнонациональный состав этой автономной области, добиться превращения армян в меньшинство. Кстати, именно эта политика с успехом была проведена в другом автономном образовании Советского Азербайджана — Нахичеванской Автономной Советской Социалистической Республике, где за несколько десятилетий практически не осталось армянского населения. Но с Карабахом этого не получилось по целому ряду причин, важнейшей из которых были такие черты армян Карабаха, как жизнестойкость, мощнейшая привязанность к родной земле, бунтарский нрав и т. В этой ситуации азербайджанская тюркская элита, видела в Карабахе главную угрозу своей государственности и национальной консолидации. Начался новый этап азербайджано-карабахских отношений, НКАО предстояло выдержать сильнейшее давление со стороны Баку.
Ситуация усугублялась тем, что несмотря на форсированную ассимиляцию нацменьцшинств и официальное «исчезновение» целых народов, реальная ситуация была несколько иной. Так, по официальным данным уже к 1963 году в Азербайджане полностью «исчезли» талыши, таты и курды, а кавказские горцы, так же как и лезгины составляли лишь незначительную часть населения в районах, где некогда были самыми многочисленными народностями. Однако кавказоязычные лезгины и аварцы, компактно приживающие на севере современной Азербайджанской Республики, на границе с Дагестаном, а также ираноязычные талыши, ареал которых находится юге Азербайджана, на границе с Ираном сохранили свою национальную иденточность и до сих пор сопротивляются азербайджанской этно-национальной агрессии. Между тем, общая территория, которую занимают эти народности, составляет примерно четверть территории нынешнего Азербайджана, а иx численность — около трети населения этой страны. Этно-политическая агрессия Азербайджана по отношению к Карабаху достигла своего апогея во время эры правления Гейдара Алиева 1969-1982 гг. Весьма откровенно высказался по этому поводу в 1999 году министр внутренних дел Азербайджана Рамиль Усубов. Вот что он сказал в одном из своих выступлений: «Можно без преувеличения утверждать, что лишь после прихода Гейдара Алиева к руководству Азербайджана карабахские азербайджанцы почувствовали себя полными хозяевами края. В 1970-е годы проводилась большая работа. Все это вызвало приток в Нагорный Карабах азербайджанского населения из окружающих районов — Лачинского, Агдамского, Джабраильского, Физулинского, Агджабединского и других.
Все эти меры, осуществленные благодаря дальновидности первого секретаря ЦК КП Азербайджана Гейдара Алиева, благоприятствовали притоку азербайджанского населения. Но НКАО сумела выстоять. И не только выстоять, но и периодически предпринимать попытки воссоединения в Матерью-Арменией. Такие попытки предпринимались в 1920-е и 30-е годы, в 1945 , 1965, 1967 и 1977 годах. Арцах также участвовал в мировой политие. Общеизвестно участие карабахцев в Великой отечественной войне. Треть населения Карабаха стражалась на разных фронтах Второй мировой и это самый высокий показатель в мире. Славные сыны Арцаха участвовали и в таких важнейших событиях, как Тегеранская, Ялтинская и Потсдамская конференции. Заметную роль в лице маршала Баграмяна и Анастаса Микояна наши соотечественники сыграли и в урегулировании Карибского кризиса 1962 года.
Карабах также дал целую плеяду ученых с мировым именем, которые покоряли космос, внесли огромный вклад в различные сферы науки техники экономики. Новый этап в истории Карабаха и НКАО наступил в 1988 году, когда начался новый этап национально-освободительной борьбы. Так, лауреат Нобелевской премии мира академик Андрей Сахаров в своем письме от 21 марта 1988 года генеральному секретарю ЦК КПСС Михаилу Горбачеву назвал проблему Нагорного Карабаха «пробным камнем перестройки — ее способности преодолеть сопротивление и груз прошлого». Он же назвал проблему Карабаха для Азербайджана вопросом амбиций, а для народа Карабаха — вопросом жизни и смерти. Весьма интересным этапом в существовании НКАО было введение 11 февраля 1989 года особой формы управления, с образованием Комитета особого управления. Это был первый и единственных в СССР случай, когда автономная область была фактически выведена из состава союзной республики и непосредственно подчинялась высшим органам государственной власти и управления Союза ССР. Другим подтверждением этого является то, что когда 6 ноября 1991 года Верховный Совет Азербайджана принял закон об упразднении Нагорно-Карабахской автономной области, а ее районы и населенные пункты переименовывались и переподчинялись новообразованным административным центрам Азербайджана, то 28 ноября того же года вышло постановление Комитета конституционного надзора СССР, осуждающего данный акт и признающего его неконституционным, как нарушающий закрепленный в Конституции СССР статус НКАО. Интересно, но Комитет конституционного надзора не признал неконституционным провозглашение НКР, что, фактически, означало признание легитимности НКР и законности ее выхода из состава Азербайджана. В сложившейся ситуации и в соответствии с Законом СССР от 3 апреля 1990 года «О порядке решения вопросов, связанных с выходом союзной республики из состава СССР», 2 сентября того же года совместная сессия Нагорно-Карабахского областного и Шаумяновского районного Советов народных депутатов приняла декларацию о провозглашении Нагорно-Карабахской Республики.
Согласно вышеназванному закону СССР право посредством референдума самостоятельно принять решение о пребывании в Союзе ССР или в выходящей республике, а также на постановку вопроса о своем государственно-правовом статусе наряду с союзными республиками и автономными образованиями имели и компактно проживающие национальные группы. Строго следуя положениям данного закона, было принято решение о проведении референдума о государственном суверенитете НКР. В сроки, предусмотренные законодательством, был назначен референдум. В бюллетени для голосования было указано следующее: «Согласны ли вы, чтобы Нагорно-Карабахская Республика была независимым государством, самостоятельно определяющим формы сотрудничества с другими государствами и сообществами? Необходимо подчеркнуть, что Центральная избирательная Комиссия НКР создала необходимые условия для проведения референдума на всей территории республики, включая и азербайджанонаселенные пункты. До этого Центризбирком НКР обратился с телеграммой к администрации Шушинского района с просьбой организовать участие азербайджанского населения района в референдуме. Нагорный Карабах воспользовался своим правом на самоопределение строго в соответствии с действовавшим тогда советским законодательством. Самоопределение Нагорного Карабаха не нарушает ни одного основополагающего международного принципа, в том числе и территориальной целостности. Однако, понятно, что азербайджано-карабахский конфликт лежит больше в плоскости геополитики, нежели права, тем не менее, вышеуказанные документы лишний раз показывают правовую легитимность эволюции НКАО в НКР.
Какие же основные выводы можно сделать о роли и месте НКАО в истории армянской государственности и ее армянского сегмента? Выводы достаточно четкие.
Минобороны Армении показало видеокадры боевых действий По его словам, сейчас азербайджанская армия продолжает операцию на линии фронта с целью сломить сопротивление противника. В свою очередь пресс-секретарь Министерства обороны Армении Шушан Степанян подтвердила, что бои в Нагорном Карабахе продолжаются с различной интенсивностью. Утром уничтожена группа атакующей бронетехники», — заявила Степанян и добавила, что Азербайджан готовит «очередное нападение».
Азербайджан сообщил, что армянские силы обстреляли его позиции и населенные пункты на линии разграничения, и объявил о контрнаступлении.
Закон Азербайджанской Республики
(участников) событий 1988 -1991 годов, принимавших участие в выполнении специального правительственного задания правительства Союза ССР на территории Закавказья (НКАО, Аз. Нагорно-Карабахская автономная область (НКАО) (азерб. Азербайджанские военные удерживают все территории, взятые под контроль в ходе в боев на линии соприкосновения в зоне карабахского конфликта.
Нагорно-Карабахская автономная область
НКАО. • Нагорно-Карабахская автономная область. Источник: Список русских сокращений, применяемых в СССР на политические, экономические, культурные и спортивные новости Армении и всего мира. В Оренбурге (Россия) на 53-м году жизни скончался председатель областной общественной организации «Национальный конгресс азербайджанцев Оренбуржья» (НКАО). Проект «Карабахский фронт Москвы» продолжает публикацию материалов, посвящённых событиям в Нагорно-Карабахской Республике и российской интеллигенции, не побоявшейся, в.
История катастрофы. Как начинался конфликт в Нагорном Карабахе
Расскажем как зарегистрировать, что учесть и как сдавать отчеты. Нкао что это за организации. В тот же день руководство непризнанной Нагорно-Карабахской республики обратилось к властям Азербайджана с предложением остановить военные действия и начать переговоры. Нагорный Карабах (Арцах) прекратит свое существование в качестве республики 1 января 2024 года. 1 определение НКАО. Как расшифровывается сокращение НКАО?
Нагорно-Карабахская республика прекращает свое существование с января 2024 года
При этом если царское правительство при проведении административно-территориальных преобразований начисто игнорировало принцип этнического единства, то смысл относительно либеральной политики советского руководства в отношении национальных окраин внешне заключался в том, чтобы гасить очаги национального напряжения на окраинах. Вариативность и в то же время непоследовательность политики большевиков, порождавшая множество компромиссов, вызывалась их недостаточным контролем над территориями и населением национальных окраин. Одно декретирование создания конкретного национально- территориального образования ещё не означало, что большевики имели ясные представления и политические рецепты воплощения в жизнь своих решений. Эти решения не всегда основывались на заранее подготовленном плане с выверенным рисунком этнических границ. Чаще всего при организации нового территориального образования изначально сталкивались различные политико-идеологические и экономические приоритеты, а также различные групповые интересы, и все это сопровождалось конфликтами и кулуарными решениями. В результате многие решения, формировавшие первоначальные административные границы, впоследствии то и дело пересматривались. Поэтому при распаде Советского Союза бывшие союзные республики, выдвигая друг к другу территориальные претензии, для доказательства своей правоты ссылались на политические решения и на географические карты разного времени. Образованная в составе Азербайджанской ССР в июле 1923 года армянская автономия в Нагорном Карабахе, будучи одним из вариантов решения большевиками межнациональных конфликтов, вобрала в себя многие противоречия советской формы национально- государственного строительства. Карабах — историческая область Азербайджана, по своему рельефу делился на низменную равнинную и нагорную часть. Нагорный Карабах ограничивался на востоке Карабахским хребтом, включая также область предгорий Карабахского хребта, отделявшую его от степных пространств Низменного Карабаха, а на западе Зангезурским хребтом. Таким образом, географически Нагорный Карабах в несколько раз превосходил по площади административное образование с тем же названием, то есть область предгорий Карабахского хребта, которая стала именоваться с 1923 года Автономной Областью Нагорного Карабаха.
В период вхождения Карабаха, точнее — бывшего Карабахского ханства в состав царской России понятие «Карабах» утратило своё первоначальное административно-политическое значение. Однако в период Азербайджанской Демократической Республики 1918-1920 топониму «Карабах» было возвращено прежнее значение. В это же время появляется также созданный дашнаками термин «Нагорный Карабах», который стал приобретать не столько географическое, сколько политическое значение. После завоевания Северного Азербайджана большевиками этот термин начал употребляться и в административно-политическом значении, став одним из основных понятий в политическом лексиконе армяно-азербайджанских отношений. После долгих дискуссий на различных уровнях 5 июля 1921 г. Шуше, входящим в состав автономной области». Как видим, с самого начала в процессе разрешения армяно-азербайджанского территориального конфликта присутствовал правовой казус, состоящий в том, что этим вопросом занимался партийный орган третьей страны тогда СССР еще не было — Кавказское бюро РКП б. С другой стороны, вполне правомочным представляется подписанное 22 августа 1919 г. Данное соглашение было единственным до 1921 года официальным документом, касающимся урегулирования отношений между армянами Карабаха и правительством Азербайджана. В целом декрет не производил впечатления серьезного юридического документа.
Спустя сутки Баку объявил о ее завершении. Карабах в этот же день сообщил о своей капитуляции. Спустя сутки боевых действий она подошла к концу. RU - сообщи новость первым! Подписка на URA. RU в Telegram - удобный способ быть в курсе важных новостей! Подписывайтесь и будьте в центре событий. Все главные новости России и мира - в одном письме: подписывайтесь на нашу рассылку!
Подписаться На почту выслано письмо с ссылкой. Перейдите по ней, чтобы завершить процедуру подписки. Закрыть Нагорный Карабах Арцах прекратит свое существование в качестве республики 1 января 2024 года. Территория современного Карабаха с начала второго века до нашей эры входила в состав Великой Армении в качестве отдельной провинции. С 1988 года внутри области началось обсуждение о присоединении к Армении. После 2010-х годов между Карабахом, Азербайджаном и Арменией проходили вооруженные стычки.
История[ править править код ] В 1918—1920 годах Карабахский регион был спорным между Арменией и Азербайджаном ; после советизации Армении и Азербайджана решением Кавбюро ЦК РКП б от 4 июля 1921 года было решено передать Нагорный Карабах Армянской ССР , но окончательное решение оставалось за ЦК РКП б , и новым решением от 5 июля исходя из необходимости национального мира между мусульманами и христианами и экономической связи Верхнего и Нижнего Карабаха, его постоянной связи с Азербайджаном, Нагорный Карабах был оставлен в составе Азербайджанской Советской Социалистической Республики с предоставлением широкой областной автономии с административным центром в городе Шуше [3]. В 1936 году, после принятия новой союзной конституции , была переименована в Нагорно-Карабахскую автономную область НКАО.
Главная новая
Расшифровка аббревиатуры и основные аспекты ее работы являются ключевыми для понимания роли и значимости этого космического агентства. Развитие и достижения «НКАО» способствуют не только прогрессу в науке и технологиях, но и влияют на многие аспекты нашей жизни, от связи и навигации до научных открытий и экологии. Вам также может понравиться МЭК: расшифровка аббревиатуры и его роль в международной 03 Киро — это аббревиатура, которая имеет разные 02 Аббревиатура ЖОВМ: Расшифровка и значение этого термина 08 Илк расшифровка аббревиатур — важная тема, которая 01 Аббревиатура ПСД: расшифровка и важность В современном 05 Окно — это неотъемлемая часть нашей жизни, оно 04 ГАУЗ — расшифровка аббревиатуры В современной 010 МГУ — расшифровка аббревиатуры и история Московского 06.
Этническая группа «азербайджанские тюрки» представляла значительную опасность, так как могла с легкостью пойти на союз с Турцией, как это произошло во время Первой мировой войны. Учитывая традиционно тесные связи между Германией и Турцией, а также события, произошедшие на Кавказе в 1918 году, Советский Союз принял решение сформировать новую нацию. Поэтом было принято создать «азербайджанскую» нацию, причем «сверху» и ускоренными темпами. Под новым названием «азербайджанцы» были объединены различные мусульманские народы и этногруппы с целью создания исторической, культурной и политической платформы для недопущения идентификации тюрок Восточного Закавказья с турками, проживающими в Турции. Именно так в 1936 году в мире появилась новая нация — азербайджанцы. Базой консолидации мусульманских народов Азербайджанской Советской Социалистической Республики в единый азербайджанский народ должна была стать территориально-административная принадлежность. Люди различных национальностей должны были идентифицировать себя как азербайджанцы, то есть жители Азербайджана. Искусственное формирование новой нации сверху в геополитических целях привело к постепенному торжеству национализма, сначала на негласном уровне, a затем, особенно по мере ослабления советской власти, уже и совершенно открыто. А это было очень опасно, особенно в таком стратегически важном регионе, как Закавказье. Данный процесс имел объективные предпосылки. Дрейф тюркской части элиты Азербайджана в сторону национализма и навязывания азербайджанской идентичности другим народам, был продиктован рядом факторов. Здесь, конечно, был элемент своеобразного симбиоза соблазна и страха. Соблазн заключался в том, что создавалась своего рода «мини-имперская» нация и «мини-империя» и необходимо было полноценно использовать предоставившейся возможности для этого в максимально короткий срок. Страх заключался в наличии объективных и серьезных препятствий на этом пути. И важнешим из них была именно Нагорно-Карабахская Автономная Область, как армянское государственное образование, с уже указанными особенностями. Если мусульманские народы Азербайджана, у которых много общего в традициях, культуре, религии и менталитете, могли консолидироваться в единую азербайджанскую общность, то армяне, также как и русские, евреи и другие не исповедующие ислам народы республики, сохранили свою национальную идентичность. Но в отличие от других немусульманских народов, армяне Карабаха имели не только уходящую в глубь веков историю государственности, но и свою государственность, пусть даже в форме автономной области. Ассимилировать армянский Карабах было попросту невозможо. Можно было попытаться изменить этнонациональный состав этой автономной области, добиться превращения армян в меньшинство. Кстати, именно эта политика с успехом была проведена в другом автономном образовании Советского Азербайджана — Нахичеванской Автономной Советской Социалистической Республике, где за несколько десятилетий практически не осталось армянского населения. Но с Карабахом этого не получилось по целому ряду причин, важнейшей из которых были такие черты армян Карабаха, как жизнестойкость, мощнейшая привязанность к родной земле, бунтарский нрав и т. В этой ситуации азербайджанская тюркская элита, видела в Карабахе главную угрозу своей государственности и национальной консолидации. Начался новый этап азербайджано-карабахских отношений, НКАО предстояло выдержать сильнейшее давление со стороны Баку. Ситуация усугублялась тем, что несмотря на форсированную ассимиляцию нацменьцшинств и официальное «исчезновение» целых народов, реальная ситуация была несколько иной. Так, по официальным данным уже к 1963 году в Азербайджане полностью «исчезли» талыши, таты и курды, а кавказские горцы, так же как и лезгины составляли лишь незначительную часть населения в районах, где некогда были самыми многочисленными народностями. Однако кавказоязычные лезгины и аварцы, компактно приживающие на севере современной Азербайджанской Республики, на границе с Дагестаном, а также ираноязычные талыши, ареал которых находится юге Азербайджана, на границе с Ираном сохранили свою национальную иденточность и до сих пор сопротивляются азербайджанской этно-национальной агрессии. Между тем, общая территория, которую занимают эти народности, составляет примерно четверть территории нынешнего Азербайджана, а иx численность — около трети населения этой страны. Этно-политическая агрессия Азербайджана по отношению к Карабаху достигла своего апогея во время эры правления Гейдара Алиева 1969-1982 гг. Весьма откровенно высказался по этому поводу в 1999 году министр внутренних дел Азербайджана Рамиль Усубов. Вот что он сказал в одном из своих выступлений: «Можно без преувеличения утверждать, что лишь после прихода Гейдара Алиева к руководству Азербайджана карабахские азербайджанцы почувствовали себя полными хозяевами края. В 1970-е годы проводилась большая работа. Все это вызвало приток в Нагорный Карабах азербайджанского населения из окружающих районов — Лачинского, Агдамского, Джабраильского, Физулинского, Агджабединского и других. Все эти меры, осуществленные благодаря дальновидности первого секретаря ЦК КП Азербайджана Гейдара Алиева, благоприятствовали притоку азербайджанского населения. Но НКАО сумела выстоять. И не только выстоять, но и периодически предпринимать попытки воссоединения в Матерью-Арменией. Такие попытки предпринимались в 1920-е и 30-е годы, в 1945 , 1965, 1967 и 1977 годах. Арцах также участвовал в мировой политие. Общеизвестно участие карабахцев в Великой отечественной войне. Треть населения Карабаха стражалась на разных фронтах Второй мировой и это самый высокий показатель в мире. Славные сыны Арцаха участвовали и в таких важнейших событиях, как Тегеранская, Ялтинская и Потсдамская конференции. Заметную роль в лице маршала Баграмяна и Анастаса Микояна наши соотечественники сыграли и в урегулировании Карибского кризиса 1962 года. Карабах также дал целую плеяду ученых с мировым именем, которые покоряли космос, внесли огромный вклад в различные сферы науки техники экономики. Новый этап в истории Карабаха и НКАО наступил в 1988 году, когда начался новый этап национально-освободительной борьбы. Так, лауреат Нобелевской премии мира академик Андрей Сахаров в своем письме от 21 марта 1988 года генеральному секретарю ЦК КПСС Михаилу Горбачеву назвал проблему Нагорного Карабаха «пробным камнем перестройки — ее способности преодолеть сопротивление и груз прошлого». Он же назвал проблему Карабаха для Азербайджана вопросом амбиций, а для народа Карабаха — вопросом жизни и смерти. Весьма интересным этапом в существовании НКАО было введение 11 февраля 1989 года особой формы управления, с образованием Комитета особого управления. Это был первый и единственных в СССР случай, когда автономная область была фактически выведена из состава союзной республики и непосредственно подчинялась высшим органам государственной власти и управления Союза ССР. Другим подтверждением этого является то, что когда 6 ноября 1991 года Верховный Совет Азербайджана принял закон об упразднении Нагорно-Карабахской автономной области, а ее районы и населенные пункты переименовывались и переподчинялись новообразованным административным центрам Азербайджана, то 28 ноября того же года вышло постановление Комитета конституционного надзора СССР, осуждающего данный акт и признающего его неконституционным, как нарушающий закрепленный в Конституции СССР статус НКАО. Интересно, но Комитет конституционного надзора не признал неконституционным провозглашение НКР, что, фактически, означало признание легитимности НКР и законности ее выхода из состава Азербайджана. В сложившейся ситуации и в соответствии с Законом СССР от 3 апреля 1990 года «О порядке решения вопросов, связанных с выходом союзной республики из состава СССР», 2 сентября того же года совместная сессия Нагорно-Карабахского областного и Шаумяновского районного Советов народных депутатов приняла декларацию о провозглашении Нагорно-Карабахской Республики. Согласно вышеназванному закону СССР право посредством референдума самостоятельно принять решение о пребывании в Союзе ССР или в выходящей республике, а также на постановку вопроса о своем государственно-правовом статусе наряду с союзными республиками и автономными образованиями имели и компактно проживающие национальные группы. Строго следуя положениям данного закона, было принято решение о проведении референдума о государственном суверенитете НКР. В сроки, предусмотренные законодательством, был назначен референдум.
Алиев активно использовал нефтяные деньги, чтобы продемонстрировать населению НКАО выгоды от пребывания в составе Азербайджана. Попутно проходил процесс «азербайджанизации» области — национальный состав менялся как по объективным демографическим причинам многодетность азербайджанских семей , так в связи с целенаправленной переселенческой политикой, проводимой властями Азербайджана. Курс Алиева встретил полное одобрение союзного центра — в 1976 году он стал кандидатом в члены политбюро ЦК КПСС, а в 1982-м — членом Политбюро с переводом в Москву на пост союзного первого вице-премьера. Алиевская модель управления Карабахом просуществовала до его отставки — в октябре 1987-го он был отправлен на раннюю 64 года пенсию, а в феврале 1988-го вышедший из повиновения облсовет НКАО проголосовал за присоединение к Армении. Кеворков, оказавшийся в полной изоляции и как сторонник Азербайджана, и как «алиевец», тесно связанный с опальным партбоссом , был смещен со своего поста и исключен из партии за «политическую близорукость». Уязвимыми сторонами модели Гейдара Алиева были как сохранение самостоятельных институтов управления НКАО, которые «ожили» после начала политической либерализации в СССР, так и неспособность эффективно противостоять национальной идее — инвестиции здесь всегда проигрывают сильным эмоциям.
Азербайджанские ученые оспаривают ее, утверждая, что граница проходила по реке Аракс и, следовательно, в состав Албании входил также Арцах. С того момента и начался конфликт о принадлежности Нагорного Карабаха. В XIX веке в результате русско-персидской войны 1804—1813 годов территория Карабаха вошла в состав Российской империи. Тогда новоиспеченная земля называлась Карабахское ханство. На протяжении полувека Карабах несколько раз видоизменялся, переходя в состав различных губерний. С 1868 года территория была включена в Елизаветпольскую губернию. Уже начиная с того периода между Азербайджаном и Арменией, которые находились в составе Российской империи, вновь начались территориальные споры вокруг Карабаха. После распада Российской империи, но до создания СССР, на заседании Кавказского бюро Центрального комитета Российской коммунистической партии 4 июля 1921 года решили передать Карабах Армении. Однако на следующей день этим же бюро было решено закрепить территорию за Азербайджаном. Последствия ночного обстрела Степанакерта. Ситуация в Нагорном Карабахе обострилась 27 сентября, на спорной территории идут активные боестолкновения. RU Провозглашение независимости Карабаха С 1988 года внутри области началось обсуждение о присоединении к Армении. Через три года 2 сентября 1991 года НКАО провозгласила себя как независимая республика. В декабре того же года состоялся соответствующий референдум. С 1992 Азербайджан пытался взять самопровозглашенную республику под свой контроль и выступил против Армении.
Нагорно-Карабахская автономная область
В 1923 году получил статус автономной области (НКАО) в составе Азербайджанской ССР. Генсек Организации Договора о коллективной безопасности Имангали Тасмагамбетов заявил, что ОДКБ в полном объеме сохраняет свои обязательства по отношению к Армении. Об этом. В воскресенье состоялся учредительный совет орского отделения Национального конгресса азербайджанцев Оренбуржья (НКАО). История Нагорно-Карабахской автономной области (НКАО) в составе Азербайджана демонстрирует подход Гейдара Алиева к управлению этим регионом в его бытность первым. Тема статьи: «НКАО: расшифровка аббревиатуры и основные аспекты» Аббревиатуры – это сокращения слов или фраз, которые используются в различных областях и облегчают.
Минобороны Азербайджана заявляет о взятии под контроль территорий НКАО
Председатель Республиканского оргкомитета по НКАО, второй секретарь Центрального Комитета Компартии Азербайджана, член ЦК КПСС, народный депутат СССР Виктор Петрович. Нагорный Карабах (Арцах) прекратит свое существование в качестве республики 1 января 2024 года. НКАО — Нагорно Карабахская автономная область (НКАО) (азерб. Новости Телепрограмма Передачи Түннүк Сериалы. Следующим шагом стало обращение НКАО в Верховные советы СССР и республик с просьбой о переходе автономной области в состав Армении.