Разрушенная летом 1933 года колокольня Воскресенского Новодевичьего монастыря вновь возвысилась на своем историческом месте. Красивые службы, возрожденные храмы, много икон, святые мощи, свечи из настоящие воска.
Петербуржцам сообщили расписание церковных служб на Пасху в 2024 году
При прибытии десницы Свт. Спиридона Тримифунтского, которого на Руси ранее почитали так же, как Николая Чудотворца, у нас произошло удивительное событие. Когда мы приехали в обитель, то очереди не было совсем! А ведь целый день люди стояли перед этим помногу часов! Мы поклонились Святому, и очередь снова стала расти. И вот так радостно стало, словно тебя почему-то незаслуженно приласкал небесный угодник. Возрождение Некрополя Оттепель времён коснулась и многострадального Новодевичьего Некрополя.
В 1995 году он становится памятником федерального значения. Здесь также наведён порядок, облагорожены многие могилы, продолжаются захоронения. Сюда хорошо прийти зимой, когда по снегу, словно строгие стражи, разгуливают смоляные вороны, а обнаженные ветви деревьев на фоне петербургского неба кажутся особо трогательными. Люблю я этот Некрополь и осенью, в удивительно красивую и вместе с тем грустную пору прощания с золотым листопадом и теплом. По словам Святителя Игнатия Брянчанинова деревья напоминают нам о вечности, о том, что после зимы жизни непременно наступит весеннее воскресение. Архитектура Воскресенскуюобитель в Петербурге строили по образу и подобию Николаевской богадельни для отставных военнослужащих.
Фасад келейного П-образного корпуса «смотрит» прямо на оживленный Московский проспект. В центре сверкают золотом купола Воскресенского собора. Покрашенные в пастельные желтый и розовый тона здания выполнены в русском стиле. Единственная постройка, архитектура которой отличается от основного ансамбля — это новая Казанская церковь архитектора В. Косякова в неовизантийском стиле. Престольные праздники Главным праздников Воскресенского собора является Воскресение Христово.
В других храмах почитаются следующие даты: 12 февраля — день Вселенских учителей: Василия Великого, Григория Богослова, Иоанна Златоустого; 15 января, 1 августа — дни памяти преподобного Серафима Саровского; 21 июля, 4 ноября — икона Казанской Божией Матери; 15 марта — икона Богородицы «Державная»; 3 февраля — икона Богоматери «Ватопедская». Колокольня: строительство, разрушение и воссоздание Четырехъярусная звонница с золоченым куполом стояла прямо у тротуара Московского проспекта перед центральным ризалитом монастыря. Она напоминала колокольню Ивана Великого в Московском кремле. Высота Исидоровской колокольни, названной именем Свт. Исидиора Пелусиота, некогда достигала 55,5 метров. Ее возвели по проекту архитекторов Л.
Бенуа и И. Цейдлера в 1895 году рядом с Воскресенским собором. Звон десяти колоколов, установленных на двухъярусной звоннице, созывал прихожан к заутренней и вечерне. В первом ярусе располагалась арка центрального входа, во втором — церковь Святого Исидора. Согласно исторической иконографии, колокольня имела проездную арку проезд на территорию монастыря , являющуюся «Святыми» воротами.
Полностью в отроенный монастырский комплекс монахини переселились в 1854 году.
После этого обитель стала расти и развиваться. Так при ней открылись различные мастерские: иконописная, рисовальная, чеканная, золотошвейная, ковровая, башмачная, просфорная. Кроме того, на территории монастыря работала поварня, квасоварня, фермы, огороды. Его насельницы и служители разбили сад и открыли пасеку. Схема строительства и реконструкции Новодевичья монастыря в Санкт-Петербурге с 1849 по 1856 год. Обитель активно строилась и развивалась вплоть до Октябрьской революции 1917 года В 1866 — 1886 году при монастыре организовали приют для девочек с 8-ми классным училищем.
В это же время купол Воскресенского собора позолотили. В 1901 году выстроены здания, в которых разместилась трапезная, ризница, больница, библиотека. Работали: богадельня, детский приют, церковно-приходская Князь-Владимирская школа. Кроме того, имелось 8 храмов: собор в честь Воскресения Христова; домовые церкви в келейных корпусах: во имя Трех Святителей и во имя Афонской иконы Божией Матери; усыпальница в честь Казанской иконы Божией Матери; два храма на кладбище: во имя святого Илии Пророка и в честь иконы Божией Матери «Всех скорбящих Радость»; каменная церковь во имя Казанской иконы Божией Матери не освящена ; церковь во имя преподобного Исидора Пелусиота в колокольне освящена после 1917 г. Вид Новодевичьего монастыря в Санкт-Петербурге. Цветная фотография до 1917 года.
На 1917 год в обители проживало 400 насельниц Кроме того, в январе 1883 года Новодевичьему монастырю подарили 6,5 десятин леса в районе Вохново Царскосельского уезда для устройства скита. Его учредили в 1884 году. Однако уже в 1889 году Мариинский скит обращён в общежительный заштатный монастырь. Архитектура монастыря Монастырские кельи расположены буквой «П», выходящей передней стороной на Московский проспект. В центре неё находится доминанта монастыря — Воскресенский собор, выходящий на Московский проспект высоким арочным порталом. Образцом для архитектурного решения женской обители послужила созданная в 1840-х годах Николаевская военная богадельня в подмосковном селе Измайлове: её корпуса были пристроены, один с севера, другой с юга, к пятиглавому Покровскому соборому XVII века.
Монастырские постройки выполнены в псевдорусском стиле. Их стены покрашены в нежный жёлто-розовый цвет. Кельи выстроены в два этажа. Окна келий собраны в группы по три штуки, при этом центральное окно является декоративным «глухим окном». Они имеют арочную форму, их наличники служат распорками для стрельчатых арок русского типа, завершающих каждое окно. По бокам от Воскресенского собора расположены две одинаковые церкви: Афонская церковь с южной стороны и церковь Трёх Святителей с северной стороны.
В настоящий момент действует недавно восстановленная Афонская церковь, а церковь Трёх Святителей закрыта на реставрацию. С псевдорусским стилем основного объёма монастыря контрастирует Казанская церковь, построенная в начале XX века архитектором В. Западный корпус Западный корпус и Воскресенский собор Воскресенский Новодевичий монастырь упоминается в поэме А. Архитектор — Н. Строился в 1849—1861 годах. Вход в собор находится в высоком арочном портале, выходящем на Московский проспект.
Завершением каждого портала является полуциркульная кровля с большим полукруглым окном. Окна фасада также имеют большой размер и полукруглую форму. В восточной части фасад завершают три апсиды, одну из которых венчает купол на барабане средней высоты. Барабан опоясывает такая же аркада, при этом окна в каждой арке имеют вытянутую форму. Верхняя часть барабана декорирует живописная мозаика сине-голубых тонов. Внутри трехпрестольный храм отделан в русском стиле и выглядит весьма величественно.
Росписи выполнены художником Ф. В 1910-1915 он же выполнил темперой живописные работы, большей частью сохранившиеся до наших дней. Круглый в плане церковный зал разделен на три нефа. Центральный зал напоминает ротонду, окруженную колоннадой, образованной колоннами из красного мрамора с позолоченными капителями. За пределами этой ротонды находятся два боковых нефа, заканчивающиеся иконостасами боковых приделов. Таким образом боковые иконостасы отделены от центрального стенами.
Под каждым из малых куполов устроены хоры. Особенную ценность представляют три пышных позолоченных иконостаса - двухъярусный перед главным престолом и одноярусные - в боковых приделах. Киоты икон также позолочены. Слева от алтаря между колоннами стоит рака с частью мощей святого Иллариона. В 1925 году монастырь был упразднен, началась конфискация земель и имущества. В разоренном монастыре остались одни больные и престарелые монахини, которых закрыли в подвале, обрекая на смерть.
Разграбили монастырский собор, взорвали колокольню. Одно из самых живописных кладбищ Петербурга подверглось надругательству. Сильно пострадал некрополь, где погребены многие выдающиеся государственные, общественные и военные деятели, поэты, композиторы, литераторы.
В оба дня можно освящать праздничные угощения — крашеные яйца, куличи и паски. Обратите внимание, благодатный огонь из Иерусалима в этом году может быть привезён в храмы позже обычного. Традиционно его доставкой в Россию из Иерусалима занимается фонд Андрея Первозванного.
Новодевичий монастырь в санкт петербурге расписание часы работы сегодня
Новодевичий монастырь в Санкт-Петербурге был частично разрушен в период советской власти. А если вы посетили Санкт-Петербург как путешественник — воскресенский Новодевичий женский монастырь обогатит ваше знакомство с городом. Воскресенскому Новодевичьему монастырю передали один из корпусов бывших Бадаевских складов.
Игуменья София: Я не видела ни одного плохого человека в Церкви за эти годы
Этот дар женскому монастырю Санкт-Петербурга прислал старец Серафим Святогорец. За территорией монастыря находится Новодевичье кладбище, одно из старейших в Санкт-Петербурге. Праздничную Божественную литургию в Воскресенском соборе Новодевичьего монастыря возглавил митрополит Санкт-Петербургский и Ладожский Варсонофий. Воскресенский Новодевичий монастырь был основан в 1748 году в царствование императрицы Елизаветы Петровны.
Богослужение в новодевичьем монастыре спб
Неподалёку от Московских ворот находится Воскресенский Новодевичий монастырь, предшественником которого был Смольный девичий монастырь, основанный императрицей Елизаветой Петровной в 1746 году. Игумения Евдокия приняла участие в торжествах, посвященных 25-летию возрождения Воскресенского Новодевичьего монастыря в Санкт-Петербурге. В ноябре этого года Воскресенский Новодевичий монастырь Санкт-Петербурга празднует 25-летие своего возрождения, а сегодня, 18 ноября, отмечает свой 50-летний юбилей и настоятельница монастыря – игумения София (Силина).
Воскресенский новодевичий монастырь санкт-петербург
Воскресенский Новодевичий монастырь в Санкт-Петербурге: описание и фото | Возрождение Воскресенского Новодевичьего монастыря в Санкт-Петербурге сопровождалось принесением в его стены многих православных святынь. |
Прогулка по Воскресенскому Новодевичьему монастырю в СПб. : foto_history — LiveJournal | Расписание богослужений. В обычные дни попасть в монастырь можно с семи часов утра, когда начинается утренняя служба и до 20:00, когда завершаются вечерние богослужения. |
Новодевичий монастырь в санкт петербурге расписание богослужений
Разрушенная летом 1933 года колокольня Воскресенского Новодевичьего монастыря вновь возвысилась на своем историческом месте. После возвращения Санкт-Петербургской епархии храмов и зданий Новодевичьего монастыря началось восстановление святыни. Новодевичий монастырь в Санкт-Петербурге – Воскресенский монастырь, принадлежащий Русской православной церкви. Расписание богослужений.
Праздник Светлой Пасхи 2024 в Казанском храме Новодевичьего монастыре
В 1845 году по указу Николая 1 Первоклассный женский монастырь был размещен на Васильевском острове, а службы проходили в соседней Благовещенской церкви. Но так как место не подходило монахиням, то им был выделен участок у Московских ворот, где в 1849 году митрополит Никанор сделал закладку обители. Через 4 года тут было основано и кладбище. Настоятельницей стала Феофания. Уже в 1854 году монахини переселились в новопостроенный комплекс.
Спиридона Тримифунтского, которого на Руси ранее почитали так же, как Николая Чудотворца, у нас произошло удивительное событие. Когда мы приехали в обитель, то очереди не было совсем! А ведь целый день люди стояли перед этим помногу часов! Мы поклонились Святому, и очередь снова стала расти. И вот так радостно стало, словно тебя почему-то незаслуженно приласкал небесный угодник. Возрождение Некрополя Оттепель времён коснулась и многострадального Новодевичьего Некрополя. В 1995 году он становится памятником федерального значения. Здесь также наведён порядок, облагорожены многие могилы, продолжаются захоронения. Сюда хорошо прийти зимой, когда по снегу, словно строгие стражи, разгуливают смоляные вороны, а обнаженные ветви деревьев на фоне петербургского неба кажутся особо трогательными. Читайте также: Храм Казанской иконы Божией Матери в Коломенском: часы работы, расписание богослужений, адрес и фото Люблю я этот Некрополь и осенью, в удивительно красивую и вместе с тем грустную пору прощания с золотым листопадом и теплом. По словам Святителя Игнатия Брянчанинова деревья напоминают нам о вечности, о том, что после зимы жизни непременно наступит весеннее воскресение. Престольные праздники Главным праздников Воскресенского собора является Воскресение Христово. В других храмах почитаются следующие даты: 12 февраля — день Вселенских учителей: Василия Великого, Григория Богослова, Иоанна Златоустого; 15 января, 1 августа — дни памяти преподобного Серафима Саровского; 21 июля, 4 ноября — икона Казанской Божией Матери; 15 марта — икона Богородицы «Державная»; 3 февраля — икона Богоматери «Ватопедская». Монастырь сегодня Архитектурный ансамбль Об архитектуре ныне действующих и ещё не восстановленных храмов Воскресенского Новодевичьего монастыря, а также историях, связанных с ними, можно подробно узнать здесь. Отмечу отдельно новую домовую церковь во имя Преподобного Серафима Вырицкого, расположенную в Игуменском корпусе. Роспись внутри храма выполнена иконописцами монастырской мастерской — Е. Ивановой и А. Дело в том, что имя знаменитого петербургского святого, можно сказать, нашего современника, тесно связано с Новодевичьей обителью. Кстати, 10 августа 2021 года церковный ансамбль монастыря вновь пополнился. В аэропорту Пулково открылась часовня иконы Божией Матери «Благодатное небо», относящаяся к Новодевичьей Воскресенской обители. Святыни обители Все посетители монастыря при желании могут приложиться к его удивительным святыням. Подробный рассказ о них и связанных с ними чудесах можно найти здесь. Но я хочу дополнить этот список ещё одной иконой — «Отрада и утешение». Написана она была на Святой Горе Афон и передана обители в 2003 году. Эта большая икона стоит в правой части Казанской церкви. Как-то около неё нас с подругой остановила пожилая женщина и напомнила, что празднование этого Образа совершается 3 февраля, когда в честь Него в храме даже происходит особое ночное богослужение. И так она проникновенно про эту икону рассказывала, что уже спустя полгода, именно 3 февраля, моя не очень воцерковленная приятельница позвонила мне и напомнила, что сегодня День Ватопедской иконы Богородицы! Подвижники обители О замечательных людях, чьи судьбы были тесно переплетены с обителью, можно узнать здесь. Кстати, некоторые из них сегодня причислены к лику святых. А я хочу в дополнение немного рассказать о двух из них. Странница Дарьюшка В 2007 году я сама впервые узнала о Дарьюшке, которую называют странницей за то, что она пешком посетила многие храмы России, в том числе Соловки и Киевскую лавру. Сегодня для канонизации этой подвижницы собираются материалы о многочисленных чудесах, происходящих при обращении за её молитвенной помощью. В память о новопреставленной старице Исидоре устроили поминальную трапезу, за которой кормили и одаривали деньгами нищих и убогих, дорогих милостивому сердцу почившей. Могилка ее находится неподалеку от входа на Новодевичье кладбище. Богомольцы приходят сюда, оставляют записочки с просьбами, трижды читают «Богородице Дево, радуйся! Эта женщина имела обычай за всё всегда благодарить Бога, несмотря на все сложности судьбы. Себя же она называла не иначе как «худой человек», «природье нищее», в чём проглядывает смиренное юродство, глубокая печать русской святости. Всем людям она несла радость и утешение. Я очень советую приобрести в лавке монастыря повествование о её жизни, написанное С. Книга составлена по личным рассказам Дарьюшки и передаёт живую, бесхитростную, наполненную любовью к Богу и ближнему речь самой подвижницы. Духовная писательница С. Снессорева Хочу рассказать и о самой Софии Ивановне Снессоревой, замечательной писательнице, чьё имя сегодня незаслуженно забыто. Её судьба тесно связана с Воскресенским новодевичьим монастырём. Кстати, именно ей мы должны быть благодарны за переводы «Народных сказок братьев Гримм». София Ивановна была духовной дочерью Святителя Игнатия Брянчанинова , труды которого 5 томов она корректировала и редактировала по его просьбе, а также после кончины Святого написала краткий очерк о нём. После работы над книгой о Дарьюшке-страннице писательница 2 года трудится над биографией первой игуменьи монастыря — Феофании 1868. Далее 5 лет было уделено ею истории самой обители. Книгу С. Снессоревой «Санкт-петербургский первоклассный женский монастырь» 1887 и сегодня можно рассматривать в качестве энциклопедии церковного устройства. Далее следует ещё несколько объёмных изданий. Особым, не имеющим аналогов трудом считается сборник «Земная жизнь Пресвятой Богородицы», который она писала, будучи парализованной и почти ослепшей. Скончалась София Ивановна в 1904 году в Богородицком Пятагорском монастыре под Гатчиной, который ранее был подворьем Воскресенской Новодевичьей обители с 2021 года монастырь этот также активно восстанавливается. Сегодня могила С. Снессоревой находится под заасфальтированной площадкой. И мне это кощунство как-то напоминает ситуацию с честными останками первой настоятельницы петербургского женского монастыря игуменьи Феофании, жизнеописание которой мы можем прочитать благодаря Софии Ивановне. Сегодня в Интернете, к сожалению, почти нет данных об этой удивительной и скромной женщине, самоотверженной труженнице на духовной ниве добра. Свято-Владимирская школа монастыря При монастыре вновь действует Свято-Владимирская школа, история возникновения которой восходит к с 1873 году. Сегодня это учебное заведение имеет официальную лицензию на образовательную деятельность. У этой школы богатое прошлое и замечательные традиции. Когда-то до революции, согласно отчётам 1892-93 гг. Сегодня обучение здесь строится на тесном союзе семьи, учителей и церкви. Директором является сама настоятельница монастыря, игуменья София. По её словам цель школы — возродить подлинное образование, ставящее на первое место духовное воспитание личности ребёнка. Помимо общеобразовательных и духовных дисциплин для учеников существует масса кружков: театральный, фольклорный, хоровой, инструментальный и др. Для девочек здесь работает мастерская «Сундучок с приданым». Ребята выступают со своим театром даже на городских площадках, даря радость окружающим. Школьники ездят на экскурсии, ходят в походы, участвуют в конкурсах и фестивалях. Хочу отметить что это учебное заведение при Воскресенском монастыре было открыто в XIX веке стараниями К. По своему завещанию Константин Петрович был похоронен в 1907 году около школьного Введенского храма, также принадлежащего Новодевичьей обители. При школе существуют дополнительные отделения: Дошкольная ступень, где малыши проходят базовую подготовку к школе, приобщаются к церковной жизни и участвуют в художественных кружках. Воскресная школа для детей от 6 до 12 лет. Её посещают все желающие дети. Воскресная школа имени сщмч. Илариона Троицкого для молодёжи и взрослых людей. Трапезная монастыря Если вы проголодаетесь при посещении монастыря, то советую подкрепиться в замечательной трапезной, при которой есть своя пекарня находится слева от монастырской лавки. В уютном, красиво оформленном зале этого монастырского кафе вас ждут замечательная всегда свежая выпечка, вкусный сбитень, монастырский квас и ароматный чай. Мы непременно покупаем здесь прекрасный хлеб на настоящей живой закваске.
Советский период[ править править код ] В 1918 году монастырь был упразднён, но продолжал существовать явочным порядком. Были конфискованы имущество и церковные ценности. В конце 1919 года монашествующие создали трудовую общину вокруг прихода Воскресенского собора. В 1928—1937 годы игуменские покои монастыря служили резиденцией митрополитов Ленинградских последовательно: Серафима Чичагова и Алексия Симанского. На глазах митрополита Серафима в 1929—1932 годах были закрыты главный собор и все церкви монастыря, кроме той, при которой находилась митрополичья резиденция, снесена монастырская колокольня; в феврале 1932 года арестовано и выслано около 90 монахинь и послушниц, живших в монастырских корпусах. В 1930-е годы внешний облик монастырского ансамбля был искажён. Для спрямления Международного ныне Московского проспекта — главной магистрали города, выводящей на Московское и Киевское шоссе взорвали важнейшую вертикальную доминанту монастыря, Свято-Исидоровскую колокольню, хотя в итоге это место так и осталось не застроенным. Были также сняты купола Воскресенского собора, снесены часовни и кладбищенские церкви Скорбященская и св. Илии Пророка. В основном корпусе монастыря разместился режимный оборонный Научно-исследовательский институт электромашиностроения, в связи с чем были перестроены и внутренние помещения монастырских зданий. Постсоветское время[ править править код ] С 1990 года началось постепенное восстановление монастыря. В ноябре 1995 года монастырь был юридически возобновлён. К этому времени монахинями вновь была обретена могила игуменьи Феофании, расположенная между Казанской церковью и апсидой Воскресенского собора, в советское время она была осквернена и долго находилась под асфальтом. В момент восстановления монастыря ему были переданы три запущенных полуразрушенных флигеля. В одном из них помещались кельи, в двух других — трапезная, богадельня, библиотека, мастерские. Тем не менее, в большей части корпусов продолжал размещаться НИИ электромашиностроения.
Здесь митрополит Никанор Клементьевский 3 [15] ноября 1849 года совершил закладку обители. Первый кирпич заложил император Николай I. За 4 года до этого здесь было основано и кладбище. Первой игуменьей монастыря была Феофания Готовцова. Строительство комплекса велось по проекту архитектора Н. Ефимова, при участии К. Реймерса, Л. Бонштедта и Н. Среди жертвователей были графиня А. Орлова-Чесменская и вюртембергская королева Ольга Николаевна. Кроме того, ежегодно на постройку монастыря казна выделяла 25000 рублей. В 1854 году монахини переселились в отстроенный комплекс. После основания при монастыре действовали различные мастерские: иконописная, рисовальная, чеканная, золотошвейная, ковровая, башмачная, просфорная, поварня, квасоварня, появились фермы, огороды, сады, пчельник. В 1901 году в монастыре были построены здания, в которых расположились трапезная, ризница, библиотека, больница и др. При монастыре стали работать детский приют, богадельня и церковно-приходская Князь-Владимирская школа. К 1917 году в монастыре проживали 77 монахинь и 66 послушниц. Четырежды в год в годовщину основания монастыря, день Всех святых, празднование Казанской иконы Божией Матери и Успения Пресвятой Богородицы вокруг обители устраивался крестный ход. В январе 1883 года Новодевичьему монастырю были подарены 6,5 десятин леса в деревне Вохоново Царскосельского уезда для устройства скита. Он был учреждён в 1884 году, но уже в 1889 году Мариинский скит был обращён в общежительный заштатный монастырь. Советский период[ править править код ] В 1918 году монастырь был упразднён, но продолжал существовать явочным порядком. Были конфискованы имущество и церковные ценности. В конце 1919 года монашествующие создали трудовую общину вокруг прихода Воскресенского собора. В 1928—1937 годы игуменские покои монастыря служили резиденцией митрополитов Ленинградских последовательно: Серафима Чичагова и Алексия Симанского. На глазах митрополита Серафима в 1929—1932 годах были закрыты главный собор и все церкви монастыря, кроме той, при которой находилась митрополичья резиденция, снесена монастырская колокольня; в феврале 1932 года арестовано и выслано около 90 монахинь и послушниц, живших в монастырских корпусах. В 1930-е годы внешний облик монастырского ансамбля был искажён.
Новодевичьему монастырю в Петербурге передали корпус Бадаевских складов
Монастырь становится летней загородной резиденцией правительницы. В это время окончательно сформировался его архитектурный ансамбль, который полностью сохранился до нашего времени. Участие царевны Софьи в борьбе за царский престол привело к тому, что Новодевичий монастырь стал местом ее ссылки. После стрелецкого заговора 1698 г.
Софья Алексеевна была пострижена здесь в монашество. Она скончалась в монастыре в 1704 году. Новодевичий монастырь теряет статус «придворной обители».
А после 1764 г. Новодевичий монастырь, как и все прочие русские обители, лишаются своих земельных владений. После Екатерининских реформ он был причислен к I-му классу с соответствующим денежным содержанием от государственной казны.
Во время Отечественной войны в сентябре — октябре 1812 года, французским гарнизоном занят монастырь, а по выходе неприятеля спасен от взрыва и пожара решительными действиями оставшихся сестер во главе с казначеей мон. Саррой Николаевной. Вплоть до ХХ в.
В ХIХ веке происходит процесс осознания культурной и исторической значимости Новодевичьего монастыря: его архитектурного ансамбля, древних икон и фресок. С 1898 г. После революции 1917 года жизнь Новодевичьего монастыря резко меняется.
В 1922 г. Монашеская жизнь в древней обители прерывается на 72 года. В 1928 г.
В 1929 г. После Великой Отечественной воны, церковная жизнь постепенно возвращается в древнюю обитель: в 1944 г. С 1964 года Успенская церковь является кафедральным собором митрополитов Крутицкий и Коломенских, а Лопухинские палаты — их резиденцией.
К 1980 году Государственный Исторический музей завершает масштабную реставрацию архитектурных и художественных памятников Новодевичьего монастыря. Обитель становится популярным туристическим объектом. Осенью 1994 г.
В 2010 году решением правительства ансамбль Новодевичьего монастыря был возвращен Русской Православной Церкви. Монастырские храмы Воскресенский Новодевичий монастырь представляет собой гармоничный архитектурный комплекс, выполненный в псевдорусском стиле. Фасадом обитель повернута к Московскому проспекту, а если посмотреть на нее с высоты птичьего полета, то можно увидеть, что все здания размещены буквой «П».
Воскресенский собор Жемчужина Новодевичьей лавры возводилась на протяжении 12 лет под руководством Н. Это двухэтажное здание с пятью позолоченными куполами, под которыми спрятаны звонницы. С двух сторон фасад оформлен колоннами, главный вход украшен арочным порталом, барабаны несколько удлинены — все это указывает на влияние византийской архитектуры.
Внутри собора возвышается полукруглый пятиярусный иконостас. Вся храмовая роспись принадлежит кистям монастырских художников и насельниц. Воскресенский собор возводился 12 лет Келейные церкви Между монашескими кельями и Воскресенским собором возведены две церкви: северная — Трех Святителей, южная — Афонская.
Проектировщиками являются Н. Ефимов и Н. Фундамент Афонского храма, который вмещает около сотни прихожан, заложили в 1850 г.
Южная церковь, построенная по схожему проекту, обслуживала монастырский лазарет и была освящена год спустя. Обе постройки имеют пять глав, покрытых позолотой, шатровую колокольню, а также декорированные арками фасады. Крыши двух храмов выкрашены одинаковой зеленой краской.
Кладбищенская церковь Илии Пророка На входе у монастырского некрополя располагается церковь, освященная во имя пророка Илии. Несмотря на то что в 30-х годах ХХ столетия постройку разобрали до основания, ее удалось восстановить, сохранив былую архитектуру. Это пятиглавое каменное здание, купола которого оформлены глазурованным кирпичом.
Внутреннее убранство отличается богатством, также там можно увидеть резной дубовый иконостас. Кладбищенская Скорбященская церковь Эту святыню постигла аналогичная участь — большевики уничтожили ее вместе с могилой Карамзиных, над которой возвышалось строение. Храм был возведен в 50-х годах XIX столетия и отличался тем, что хранил чудотворный лик «Воскресение Господне», сделанный из слоновой кости.
Казанская церковь В отличие от предыдущих монастырских построек, Казанский собор был возведен по проекту В. Из-за Первой мировой войны храм строили долго. Внешняя архитектура представляет собой симбиоз византийского и русского стилей, а во внутреннем убранстве четко прослеживается древнерусская культура.
Храм облицован зеленым мраморным камнем, имеет три придела, центральная часть декорирована колоннами. Монастырская колокольня Неподалеку от Воскресенского собора возвышается стройная Свято-Исидорская звонница. Это уже вторая колокольня, так как первая была взорвана в связи с расширением Московского проспекта.
Здание датируется 1985 г. Постройка украшена цитатами из Священного Писания, а также изображениями святых. Его и считают «Стародевичьим».
Интересна еще одна версия. Согласно легенде, здесь во времена золотоордынского ига татарские баскаки собирали девушек со всех концов Москвы, которых в качестве уплаты дани отправляли в Золотую Орду как служанок или наложниц. Начинается история Новодевичьего монастыря в XVI в.
Во время правления царя Василия III в 1514 г. По легенде, Василий дал обет в случае победы построить монастырь и возвести в нем храм в честь Богородицы Именно Смоленский собор был первым построен на территории Новодевичьего монастыря; в нем находится древняя чудотворная икона Смоленской Божьей матери Одигитрия, в честь которой храм был освящен. По легенде, храм был основан на месте, где в 1456 году москвичи прощались со Смоленской иконой Богородицы, которую по воле московского князя Василия Темного возвращали в Смоленск.
Собор отлич ается от остального облика монастыря: он построен по образу Успенского собора Кремля, который для всех зодчих позднего средневековья стал эталоном православного храма. Строительство собора приписывается архитектору итальянцу Алевизу Новому, по другой версии его строил Нестор. Это традиционный пятиглавый храм с ясными, читаемыми, простыми формами.
В интерьерах собора сохранилась фресковая живопись XVI в. Сам монастырь начал сооружаться несколько позже. Многие историки связывают начало строительства с разводом Василия III с его первой женой Соломонией Сабуровой, которая после 20 лет брака так и не родила наследника.
Царь даже запретил своим племянникам жениться, чтобы избежать появления сторонних претендентов на престол. Это событие, да еще и с последующей ссылкой Соломонии в монастырь, вызвало большой резонанс в патриархальном обществе, но протесты были жестоко подавлены царем. Священнослужители, выступавшие против, были сосланы, а митрополит московский лишен сана.
Первой игуменьей монастыря была Феофания Готовцова. Строительство комплекса велось по проекту архитектора Н. Ефимова , при участии К. Реймерса , Л.
Бонштедта [3] и Н. Среди жертвователей были графиня А. Орлова-Чесменская [4] и вюртембергская королева Ольга Николаевна. Кроме того, ежегодно на постройку монастыря казна выделяла 25000 рублей.
В 1854 году монахини переселились в отстроенный комплекс. После основания при монастыре действовали различные мастерские: иконописная, рисовальная, чеканная, золотошвейная, ковровая, башмачная, просфорная, поварня, квасоварня, появились фермы, огороды, сады, пчельник. В 1901 году в монастыре были построены здания, в которых расположились трапезная, ризница, библиотека, больница и др. При монастыре стали работать детский приют, богадельня и церковно-приходская Князь-Владимирская школа.
Монастырь на открытке конца XIX века до строительства колокольни Московский проспект близ монастыря, начало 1930-х гг. К 1917 году в монастыре проживали 77 монахинь и 66 послушниц. Четырежды в год в годовщину основания монастыря, день Всех святых, празднование Казанской иконы Божией Матери и Успения Пресвятой Богородицы вокруг обители устраивался крестный ход. В январе 1883 года Новодевичьему монастырю были подарены 6,5 десятин леса в деревне Вохоново Царскосельского уезда для устройства скита.
По преданию, императрица собиралась провести в монастыре свои последние дни, приняв постриг в старости. Много испытаний выпало на долю обители. Сегодня она возродилась, но нуждается в масштабных восстановительных работах. История обители Царица Елизавета I отдала в 1748 году свой летний дворец Смольный под обустройство девичьей обители. Но, в то время, государство переживало тяготы Семилетней войны. Процесс строительства затянулся. Только в 1764 году в обитель заселились пять монахинь под предводительством настоятельницы. Когда на престол села Екатерина II, на базе монастыря было организовано училище, в котором предполагалось обучать девушек из дворянского сословия.
Воскресенский Новодевичий женский монастырь в Санкт-Петербурге Чуть позже учебное заведение переросло в Смольный институт. В то же время крепкую монашескую общину сформировать не получилось. К 1822 году в обители не осталось ни одной насельницы. Монастырь расформировали. Ситуация изменилась с приходом к власти царя Николая I. Его дочь, княжна Ольга, обратилась с предложением о возобновлении Новодевичьего монастыря к обер-прокурору Святейшего Синода, Н. В свою очередь, Протасов переговорил об этом с государем, и Николай Павлович счёл такую идею уместной. На тот момент в каждом крупном городе страны имелись женские обители.
В Санкт-Петербурге же не было ни одной. Изначально для возобновления монастыря был выбран Васильевский остров. Однако место показалось монахиням не слишком подходящим. Здание бывшей Униатской коллегии находилось в центре города. К тому же через Неву начали строить мост, проходящий как раз рядом с поселением монахинь. В результате сам император взял на себя хлопоты по поиску подходящего места для устройства обители. Начало строительства Выбор пал на земельные угодья вблизи Московских Триумфальных ворот, вдоль Царскосельской дороги. После окончательного утверждения нового места, началось возведение церкви Казанской иконы Божией Матери.
Она строилась из дерева, и в 1849 году её уже освятил митрополит Никанор. В этом же году состоялась закладка главного сооружения всего ансамбля монастыря — собора Воскресения Христова.
В был учрежден женский монастырь, находящийся в ведении митрополита Крутицкого и Коломенского Ювеналия. Смоленский собор и многие корпуса находятся в ведении музея. В монастыре располагается Московское областное епархиальное управление. Становление обители Инициатор возведения первой женской обители в Санкт-Петербурге — дочь Петра I, Елизавета Петровна, которая устраивала монастырь «для себя», собираясь удалиться туда под старость, но не дожила до окончания строительства. Здание возводили по проекту Растрелли. Собор строился с необыкновенным размахом. После смерти царственной заказчицы строительство замерло.
С кончиной последних монахинь монашеская жизнь в Смольном монастыре угасла, и обитель закрыли в 1822 году. Возобновление Воскресенского девичьего монастыря свершилось спустя 27 лет при императоре Николае I, который утвердил положение о строительстве обители на новом месте. Главный — в память о Воскресении Христа. Император лично заложил в основание монастыря первый кирпич и выделил деньги на строительство. Стоимость собора — 119 тысяч рублей, значительную часть пожертвовала купеческая семья Громовых. В 1854 году монахини переехали в отстроенный кирпичный комплекс, освященный 2 июля 1861 года митрополитом Исидором. Реставрация святынь В рамках реставрации памятников религиозного назначения за счет городского бюджета в 2011—2018 годах провели работы на 85 объектах, 33 из которых — по программе «Культура Москвы» и 52 — по городской программе субсидий. В 2019-м реставраторы вели работы на 27 объектах. В этом году планируется начать восстановление 41 объекта культурного наследия религиозного назначения, среди которых можно выделить объекты ансамбля Донского монастыря.
Кроме того, в 2011—2019 годах завершена реставрация 111 произведений монументального искусства и 426 архитектурно-художественных надгробий и объектов исторического и воинского некрополя, являющихся объектами культурного наследия. В 2020-м работы проводят на 10 объектах монументального искусства и 74 художественных надгробиях на территории кладбища Донского монастыря. В этом году уже привели в порядок семь захоронений Донского монастыря. Успенский храм Успенский храм-трапезная построен в 1686 году по приказу сестры Петра I царевны Софьи. Необходимость возведения здания вызвана общей перестройкой монастыря в едином стиле. Храм высотой в два этажа открывает двери для экскурсий и богослужения в нижнюю «теплую» церковь Успения Божией Матери, верхнюю — «холодную» неотапливаемую церковь Сошествия Святого Духа. На второй этаж ведет узкая лестница, созданная в южной стене. Трапезная палата представлена заказчикам экскурсий обширным площадью более 2000 м2 хорошо освещенным, устроенным на высоком подклете зданием с цельным рядом залов, тремя парадными крыльцами, роскошной внутренней, внешней отделкой. Трапезная и храм являются единым сооружением, одновременно церковь, относительно столовой возвышена.
Началом новых суток в Новодевичьем монастыре считается 6:00 вечера. Ежедневно в храмах совершается вечернее, утреннее, дневное богослужение — отличный вариант для экскурсий Игуменьи Первой игуменьей Новодевичьего стала схимномонахиня из города Суздаля Елена Девочкина. После смерти в 1547 году матушка Елена оставила духовную грамоту. В документе содержатся уникальные сведения об очень тяжелых первых 22 годах своего пребывания игуменьей. Имя Елены — первое в списке монахинь-настоятельниц. Почти за каждым стоит яркая, неординарная личность. После возрождения обители в XX столетии настоятельницами служили Серафима и Елисавета Елена — совершенно разные по происхождению и воспитанию люди. Матушка Серафима — профессор, доктор химических наук , из дворянской фамилии Чичаговых. Елена, названная в честь первой игуменьи, из простой крестьянской семьи.
С конца 2007 года настоятельницей является матушка Маргарита, в миру Елена Феоктистова. После окончания медицинского института работала санитарным врачом. В 2002 г. В 2005 г. Усыпальница Смолнеского собора Князь Василий III, Иван Грозный придавали Новодевичьей обители особое значение: давали льготные грамоты, жертвовали дворцовые села, иконы. Делало пожертвования большинство бояр, но в 1610 году монастырь был разорен и сожжен поляками. Нынешние экскурсии проходят по палатам, отреставрированным в годы царствования Романовых. Усыпальница под храмом вмещает 160 захоронений, не доступных для экскурсий. Памятники требуют бережного отношения, тщательной научной реставрации и кропотливого изучения.
Увидеть своими глазами надгробные плиты Рюриковичей, наследников боярских родов, первых инокинь монастыря, первой жены и дочери Ивана Грозного, а также наследниц царя Алексея Михайловича могут только историки, искусствоведы. Первые христиане, спасаясь от ранения, проводили богослужения в катакомбах Новодевичьего монастыря. Сохраняя традиции, воспоминания о кровопролитных событиях, под храмом возводили памятники, оставляли скрипты. Белокаменные прямоугольные плиты, выполняющие функции надгробий, содержат резные надписи на верхней плоскости, расширение у изголовья. Новые испытания на долю Новодевичьей обители выпали в 1812 году при нашествии Наполеона. После Бородинского сражения французы направились в Москву, император приказал укрепить северные и южные ворота, установить против северных ворот пушки, а приходскую церковь Иоанна Предтечи у стены монастыря «взорвать порохом». Укрепление Новодевичьего монастыря позволяло складировать провиант, фураж. Покидая крепость, французские солдаты, согласно приказу Наполеона, оставили горящие свечи в кельях и храмах, а подклет Смоленского храма оснастили бочками с порохом и зажгли фитили. Мать-казначея Сара, заручившись помощью монахинь, потушили свечи и фитили.
Монастырь уцелел. Тело спасительницы захоронено у западных стен Смоленского собора. На монастырском кладбище также был найден последний приют 100 активных участников и свидетелей происшествий 1812 года. До 2020 года уцелело 12 надгробий. Обычно гиды выделяют на экскурсиях памятник Денису Давыдову, вдохновлявшему партизанское движение против Наполеона. Будучи писателем, Давыдов оставил потомкам уникальные хроники военного времени. История строительства Князь Московский Василий III освободил в 1514 году город Смоленск, почти столетие находившийся под господством Литовского княжества. Икона Смоленской Божией Матери считалась покровительницей русского войска, помогла победить в тяжелой битве. В честь святой иконы Великий князь дал обет основать обитель.
Первую деревянную церковь построили в 1524 году. На следующий год в нее крестным ходом внесли копию иконы Божией Матери. Поэтому 1525 год стал считаться временем основания Богородице-Смоленского монастыря. При царствовании Бориса Годунова проводились значительные перестройки — в Новодевичьем храме установили новый иконостас, оклад украсили драгоценными камнями, обновили настенные росписи. Территорию окружили каменными стенами с караульными помещениями и смотровыми башнями. При Романовых, начиная с Михаила Федоровича, проводились восстановительные работы после разрушений в Смутное время, строились новые помещения религиозного и нерелигиозного назначения. С первых дней возникновения и на протяжении более двухсот лет это было место не только добровольного, но и насильственного пострига женщин благородного сословия в монахини. Василий III удалил туда царицу, так как за годы брака она не смогла родить наследника царского престола впоследствии ее удалили в Суздаль. Царь Петр I постриг в монахини Софью после подавления стрелецкого бунта.