Рерих Н.К. сокровище ангелов (фрагмент стенописи). “Сокровище ангелов” — первая работа на тему индийских легенд в творчестве Рериха [40,с.21,22]. Впервые в Москве будут показаны шедевр Рериха "Сокровище Ангелов" из Государственного комплекса "Дворец конгрессов" в Санкт-Петербурге и уникальный иконостас для церкви Казанской иконы Божией Матери в Перми (1907). «Сокровище Ангелов» повешено там, где когда-то мечтал его иметь Нуця, закрыв оба окна, наверху «Вечер» на такой же стене, закрывая окна. Впервые в Москве будут показаны шедевр Рериха «Сокровище Ангелов» из Государственного комплекса «Дворец конгрессов» в Санкт-Петербурге и уникальный иконостас для церкви Казанской иконы Божией Матери в Перми (1907).
7 шедевров Николая Рериха, которые нужно знать (КАРТИНЫ)
Даже закрепил на специальной разборной основе, чтобы упростить перевозку на выставки. Кроме нее на торги выставлены еще шесть работ Григорьева, в том числе очень выразительный «Автопортрет» 200—300 тыс. Не менее значительный экспонат коллекции — «Сокровище ангелов» Николая Рериха 1905 года эстимейт 800 тыс. Полотно, на котором ангелы стерегут драгоценный краеугольный камень мироздания, заключающий в себе добро и зло, вероятно, связано с неосуществленными росписями храма в Талашкине. Работа много раз экспонировалась и публиковалась и имеет безупречный провенанс. Знаменитая музыкальная пара — Галина Вишневская и Мстислав Ростропович. Из 20 произведений Ефима Репина, выставленных на торги, любопытна работа «Большевики» 1918 года 300—500 тыс.
Она отражает неоднозначное отношение художника к новой власти через почти по-карикатурному страшный сюжет: красноармеец отнимает хлеб у беспризорного ребенка. Интересен и «Портрет Чуковского» 300—500 тыс. Портретов в коллекции Ростроповича—Вишневской представлено много. Среди них выделяется долгое время считавшийся утерянным «Портрет Прасковьи Бестужевой» кисти Владимира Боровиковского 400—600 тыс. Портрет был написан в качестве дополнения к портрету ее мужа Александра Бестужева, ныне хранящемуся в Кировском музее. Стоит отметить и «Портрет княгини Авроры Демидовой» 800 тыс.
В разделе декоративно-прикладного искусства — великоустюжские финифти XVII века, резные изделия из моржовой кости XVIII века, бронза и малахит, русское императорское стекло. И, конечно, русский фарфор, поклонником которого является сама Галина Вишневская.
Третьяковская галерея c 10 октября 2023 по 10 марта 2024. Третьяковская галерея открывает самый ожидаемый проект 2023 года — выставку Николая Константиновича Рериха 1874-1947 , одного из наиболее известных русских художников конца XIX — первой половины ХХ века. Крупнейшая монографическая выставка, приуроченная к юбилею мастера, раскрывает перед зрителями панораму его творчества.
Особое внимание уделено опытам Н. Рериха в разных видах искусства, а также его путешествиям по России и Азии. Экспозиция позволит получить представление об особенностях мировоззрения художника и оценить его вклад в развитие искусства XX века. Яркая жизнь Рериха подобна удивительной легенде. Его жизненный путь начался в России, продолжился в Европе и Америке, а завершился в Индии.
Он создал свыше 5 000 произведений, был автором множества статей и книг, возглавил две масштабные научные экспедиции, инициировал первое международное соглашение о защите культурных ценностей — Пакт Рериха, участвовал в археологических раскопках. Состав выставки: около 150 произведений живописи и графики, скульптуры, произведения декоративно-прикладного искусства, костюмы, книги, мемориальные предметы, а также редкие архивные документы. Собрания: Государственная Третьяковская галерея, Государственный Русский музей, Государственный музей искусства народов Востока, Санкт-Петербургский государственный музей-институт семьи Рерихов, Нижегородский государственный художественный музей, Саратовский государственный художественный музей им. Радищева, Пермская государственная художественная галерея, Воронежский областной художественный музей им.
Выставка «Николай Рерих» будет работать до 10 марта. Фото: t.
Стравинского «Весна священная» 1912-1913 , общая тональность которых, высветляясь обилием зеленых и голубых цветов, придает образам большую натурную энергию и фольклорную музыкальность звучания, но при этом не впадает в пеструю лубочность «Поцелуй земле», эскиз декорации к I действию балета И. Стравинского «Весна священная», 1913, Астраханская государственная картинная галерея имени М. Следует заметить, что темпера «Весна священная» ГРМ 1945 года при всей своей хороводной мажорности и большей по сравнению с ранними работами иллюстративности также хранит отзвук «мглистой» вдумчивой глубины рериховских настроений эпохи модерна. Подобные связи во времени - на уровне сюжета, колористических отзвуков, ритмических стилизаций - наглядно свидетельствуют о целостности образной системы Рериха, «былинно-песенные» мотивы которой еще до «Весны священной» проявились в декоративно-аппликативной приближающейся к панно пластике картины «Поморяне. Утро» 1906, Горловский художественный музей, Донецкая Народная Республика. Совсем небезосновательно одним из главных эстетических героев эпохи рубежа XIX-XX столетий стал архетипический образ Орфея. Свою фольклоризированную трактовку этому культовому образу-символу дал и Рерих в картине «Человечьи праотцы» 1911, Музей Эшмола, Оксфорд , на которой медведи, завороженные звуками свирели, пребывают в полной гармонии с неслышимой, но зримой музыкой луговых трав по склонам сизо-зеленых волнистых холмов. Это отрешенное музицирование славянского пастушка Орфея, воссоздающее полусказочную атмосферу северной идиллии языческих времен, своим образным строем визуализирует одну из главных идей Рериха о преображающем начале красоты, духовное сияние которой проникает и в человека, и в природу, и даже в зверей: «Не знаем, как говорили, но так красиво мыслили древние»[21], - писал Рерих в программном для понимания его эстетики очерке «Радость искусству» 1908. Подобное созерцательно-поэтическое начало лежало у Рериха и в основе иносказательно выраженной идеи святости допетровской Руси. Неслучайно на картине «И не убоимся» из упомянутого выше цикла «Sancta» 1922 Рерих вновь иносказательно изображает покорность звериного начала медведя музыке духа монахов. Поясняя логику названия, стоит напомнить, что медведи, «считавшиеся человеческими праотцами»[22], как писал Рерих С. Дягилеву в 1913 году в связи с готовившейся постановкой «Весны Священной», являлись воплощением языческой силы и участвовали в шаманских культах, в которых свидетели жертвоприношения набрасывали на себя медвежьи или оленьи шкуры «Колдуны», 1905, Национальный музей «Киевская картинная галерея». Воскрешая в памяти историю гармонизирующего стихийные силы природы доброго отношения к медведю святого Сергия Радонежского и много позднее святого Серафима Саровского, картина «И не убоимся» имеет и еще одно ассоциативное сближение. Оно связано со сравнением Фридрихом Ницше в книге «Так говорил Заратустра» 1883-1885 старца-отшельника, не желающего разменивать в людской сутолоке свою устремленную к Богу жизнь, с «медведем из медведей» и «птицей из птиц»[23]. Уход, отшельничество, уединение - важные для эстетики Серебряного века парадигмальные творческие установки. Удаление художника от бушующего мира в окрестности индийского поселения Наггар также может быть отчасти мотивировано идеалистическими внушениями эпохи модерна, культивировавшей мысль о творческом отрешении как высочайшей ступени душевного роста. Символистская реминисценция поэтической концепции Ницше об одиноком взращивании духа в горах, связывающая разные этапы биографии художника, в свое время оказала сильное воздействие на его воображение. Глубокое увлечение Рериха культовой для символистов книгой «Так говорил Заратустра» нашло отражение как в его письмах, в одном из которых он сравнивает себя и свою будущую супругу с «природными ницшеанцами»[24], так и в творчестве. Причем и в литературе, и в искусстве художественными элементами, связующими образные системы Рериха и Ницше, является целый ряд сквозных мотивов: иконографических - горы и небо, проводящие тему духовного отрешения, воспарения; колористических - голубой тон голубые тропы, по которым бегут к золотому чуду[25] , огненный, со всей амплитудой пламенеющих оттенков от лилового до мглисто-золотистого; семантических - пламень, символизирующий огонь пылающего знания, горения, свечения, тайны. Даже знаковая в концептуальном плане повесть Рериха «Пламя. Письмо » 1918 , синтезирующая вымышленную фабулу с отдельными автобиографическими мотивами[26], несет на себе отзвуки идеалистической поэтики «Заратустры», наглядно давшего о себе знать в 1931 году визуальным эхо одноименной картины «Заратустра», 1931, Государственный музей Востока. В 1902 году Галлен-Каллела напишет работу «Остров мечтаний» Художественный музей Турку, Финляндия , в основе которой аллюзия на картину Бёклина о путешествии в бесконечность, сблизив художественные грезы с вечностью. Одной из причин подобного атрибуционного расхождения стало создание нескольких эскизов[30] композиции, заключавшей в себе не только панегирическую, но и погребальную символику. Идея создания «Сокровища Ангелов» была непосредственно связана с проявлением того высокого представления о художественном произведении как способе отражения сакрального духовного измерения, принадлежность к которому была одной из главных функций искусства с древнейших времен, - с идеей сопровождения усопших в царство вечной жизни. Дело в том, что «Сокровище Ангелов» изначально задумывалось как часть эскиза стенописи усыпальницы князя В. Тенишева - мужа М. Тенишевой, с 1900 года строившей в своем имении церковь Преображения Господня, - в Талашкине. Во многом под влиянием бесед с Рерихом княгиня изменила название на храм Святого Духа. Замысел стенной росписи воплощен не был. Это вековое сопоставление добра и зла, и его ревниво охраняют толпы ангелов, прелестных ангелов XIII века монастырской России»[31]. В России полотно «Сокровище Ангелов» как самостоятельное произведение было показано позже, чем в Европе Вена, 1906; Париж, 1907; Лондон, 1908. Широкая публика впервые с ним могла познакомиться с января 1909 года в «Салоне», устроенном критиком и единомышленником Рериха С. В «Сокровище Ангелов», как в визуальном каноне, явлен контрапункт двух главных духовных измерений человеческой жизни: на уровне считываемой иконографии мы видим иерархически выстроенную Божественную природу «нового неба и новой земли» - жизнь вечную; на уровне скрытых внутренних чувств - неявную повесть о пути души, уже сделавшей свой выбор в земной юдоли добра и зла и постигающей дальнейшую судьбу за границами материального мира. Реквиемообразная интонация очень важна в контексте формирования музыкальной ауры, которая наполняет это одно из наиболее лиричных и в то же время торжественно-религиозных произведений Рериха. Камень как образ, символически выражающий средоточие Абсолютной истины, - сквозная тема всего творчества художника, которого Максимилиан Волошин, например, также одним из первых сравнил с камнем[33]. Неслучайно он появляется и в апокалипти- чески озаренном каменном нагромождении одной из наиболее эсхатологических по звучанию композиций «Героической сюиты» «Спрятанное сокровище» вариант названия: «Клад захороненный», 1917, Музей Николая Рериха, Нью-Йорк , и в сияющем огненным дыханием духа «камне мудрости» на седле несущего это «Сокровище Мира» коня «Сокровище Мира - Чинтамани», серия «Его страна», 1924, Музей Николая Рериха, Нью-Йорк , возникающего затем как символ космической гармонии в овеянной розово-голубым прозрачным светом композиции «Конь счастья» 1925, Нижегородский государственный художественный музей , входящей в живописную сюиту художника о приходе Мессии в Азию «Майтрейя» 1925, Нижегородский государственный художественный музей. Примечательно и то, что ставшее концептуально «краеугольным», программным в творчестве художника полотно «Сокровище Ангелов», принадлежавшее Елене Ивановне Рерих, находилось в Музее Николая Рериха в Нью-Йорке открыт 17 ноября 1923 года , украшая центральную лестницу[34]. У Рериха был особый, отличный от других русских художников эпохи символизма круг тем, связанный с архаическими славяно-скандинавскими, «варяжскими» пластами истории Древней Руси, что изначально действительно было навеяно серьезными занятиями археологией. Сюжетная сторона творчества художника опиралась на внутренние, «архаические» слои его интересов как историка, археолога, одаренного поэтической интуицией мыслителя[35] причем если перенести этот научный потенциал в сравнительную с художеством область, то характеристика «археолог-охотник» имеет прямое отношение к темпераменту Рериха, упорного и деятельного. Научная проработка материала сопутствовала формированию образной системы Рериха на протяжении всей его жизни, позволяя синтезировать знания в образы. Так, например, в сохранившемся в Русском музее альбоме Рериха с записями об археологических раскопках[36] можно найти зарисовки курганов, абрис которых, стилизованный под узор, получил новую ипостась образной жизни в трансформированных пейзажных мотивах символистских работ художника, в частности в картинах «Заклятие земное» 1907, ГРМ , «Залив» 1917, Костромской историко-архитектурный и художественный музей-заповедник , отдельных эскизах декораций «Половецкого стана» к опере «Князь Игорь» 1908-1909. Здесь стоит вспомнить и реальные натурно-практические опыты художника, связанные с его поездками: сначала от Ладоги до Новгорода 1899 , а затем по старинным городам России, путешествие по которым легло в основу высокохудожественной серии архитектурных этюдов 1903-1904 годов[37]. Однако, отдавая должное научным интересам Рериха, следует отметить, что интуиция постижения прошлого а память о родовом синкретичном язычески-христианском начале прошлого оказывалась незавершенной с течением столетий в процессе творческого воплощения замысла уводила художника от сухой фактографии в область поэтического мифологизма, задачи которого сводились к созданию образно убедительного, «аутентичного» внутреннему представлению о старине визуального произведения. Примечательно, что этот новый механизм отражения прошлого сквозь призму современного мироощущения отметил уже Николай Гумилев в упомянутой выше статье о выставке нового русского искусства в Париже, «королем» которой, по мнению поэта, стал именно Рерих: «Устроители хотели здесь представить ту часть русского искусства, которая занимается воскрешением старинного стиля, что еще интереснее, старинной жизни. Поэтому здесь старательно изгнан элемент антикварности или подражательности, и художники еще раз хорошо доказали мысль, что тот, кто действительно поймет и полюбит русскую старину, найдет ее только в своем воображении»[38]. Поиск «неподдающейся формулы убедительности» в «художественном понимании дела старины»[39] вел Рериха, как и других мастеров модерна, в частности художников «Мира искусства», не под землю, а устремлял ввысь, в ту поэтическую область, которая над землей[40]. В искусстве эпохи модерна обе грани художественного постижения темы прошлого - историческая и поэтическая - объединялись творческим началом лирической веры в значимость душевной жизни личности. Именно этот «метафизический произвол души», основанный на чуткой интуиции подобий, это «душевное напряжение слуха и зренья», как охарактеризовал творческий процесс А. Толстой, строки которого приведены Рерихом в его «Очерке русского художества в 1896 году»[41], будет одним из ведущих голосов в постижении незримой истории в искусстве начала XX века. Родство между визуальным и вербальным выражением поэтической системы образов было на творческом уровне освоено как художниками модерна, так и поэтами, писателями, что, в частности, подтверждает сближение Рериха с организованной Сергеем Городецким группой «Краса» 1915 , в которую входил Алексей Ремизов и Вячеслав Иванов. Отметим, что и музыка играла большую роль в эмоциональной жизни Рериха, который мог бы назвать себя не только «природным ницшеанцем», но и «природным вагнерианцем». Лихтман писала в очерке «Рерих в музыке»: «... Весь Парсифаль, и Валькирия, и полный набор других вагнеровских опер сопровождали художника во всех его странствиях»[42]. Это нашло прямое отражение и в работах мастера, причем не только в конкретных тематических композициях, сюжетно связанных с музыкальными постановками эскизы декораций к опере Р. Вагнера «Тристан и Изольда», 1912, Государственный центральный театральный музей имени А. Бахрушина, Москва , но и в вагнеровской теории повторяющихся лейтмотивов в нашем случае - визуальных , а также в самой формотворческой логике - в склонности мыслить сериями, в которых «ряд картин подчинен одной сущности»[43]. На протяжении всей жизни Рерих постоянно развивал эту идею, задумав множество циклов воплотившихся полностью или частично. Приведем названия лишь некоторых из них при этом отметим, что близкие по семантике и иконографии мотивы варьируются Рерихом и вне серий : «Начало Руси.
Не только мастер гор: в Новой Третьяковке покажут другого Рериха
Рерихом, и исследователями его творчества как важнейший источниковедческий и юридический документ. В этой связи законное недоумение и возмущение вызывают запутанные сведения о картине Н. Рериха «Еще не ушли» в каталоге Кристис 2008. Рерих в 1935 году, «безусловной собственностью Музея» [3]. О факте связи картины с Музеем упоминается лишь в конце списка литературы. Весьма странно! Однако благодарность за предоставление каталожных сведений по-прежнему выражается старшему исследователю Музея Рериха в Нью-Йорке синьору Гвидо Трепша. Трудно представить, что нынешние сотрудники американского музея не умеют читать собственные архивы и издания. Те же претензии следует отнести к провенансу картины «Цайдам». По каталогу 1930 года она обозначена в составе Музея Рериха с аббревиатурой L.
Но в провенансе об этом — ни слова, здесь история ее бытования начинается с... Именно он назван первым владельцем. И даже, что случается крайне редко в каталогах аукциона, указан год, с которого Хорш «завладел» произведением, — 1935! Что совсем удивительно, ибо в этом году решение суда о собственности на картины Музея Рериха еще не было вынесено. Как мы знаем, вопреки Декларации и призыву Н. Рериха с «величайшей тщательностью охранять неприкосновенность этого дара, составляющего историческую дату в жизни Культуры Америки», Луис Хорш с июня 1935 года начал варварское разграбление Музея Николая Рериха. Возникает закономерный вопрос, на каком основании и почему «эксперты» нынешнего Музея Рериха вопреки документам бесцеремонно изымают из истории картин Н. Рериха факт их принадлежности Музею Рериха в Нью-Йорке, подаренному в 1929 году американской нации? Наконец, почему все чаще исключают имя самого Н.
Рериха как правомочного владельца и имя Е. Рерих, права которой художник постоянно утверждал в письмах к американским сотрудникам? Так, в марте 1936 года он просит их напомнить адвокатам, что «мои картины всегда принадлежали и принадлежат Е. Трудно представить, что сотрудники Музея Рериха в Нью-Йорке не знают содержания цитируемых нами документов — ведь все они находятся в составе музейного архива и адресованы лично З.
В создании выставки приняли участие Российский государственный исторический архив и 17 музеев, в том числе Русский музей, Музей Востока, Бахрушинский театральный музей, Исторический музей и другие. Ольга Любимова сообщила, что выставка включает три раздела: русский период творчества, Центрально-Азиатскую экспедицию и работу в театре. Ольга Любимова добавила, что московским зрителям впервые представили шедевр художника «Сокровище Ангелов» и задник к легендарному балету «Половецкие пляски» по эскизам Рериха.
Именно поэтому идеалистическая по существу образная «держава» Рериха, рождавшаяся на волне слияния исторических знаний и поэтического воображения, глубоко реалистична в контексте выражения одной из главных идей искусства символизма о наличии в жизни духовного измерения. В произведениях Рериха 1890-1910-х годов постепенно усиливается суггестивный настрой в трактовке художественных мотивов, происходит переход от буквальной, предсказуемо натурной передачи визуального замысла к более свободным, освоенным на индивидуальном психологическом уровне обобщениям, в основе которых лежал поэтический синтез. Эффект «делания», выявление на холсте скрытых пластов того, чего, по сути, уже нет, но что для человека с суггестивным настроем на восприятие жизни - рядом, чувство психологической незавершенности времени достигались Рерихом с помощью ритмической организации пластических масс. Этот прием проявился и в пружинистом ритме всполохов на картине «Красные паруса. Поход Владимира на Корсунь» 1900, ГТГ , и в мажорно льющемся движении «Заморских гостей» 1901, ГТГ , и в бурной «вагнеровской» фактуре этапного для художника произведения «Небесный бой» 1909, частное собрание; 1912, ГРМ , за облаками которого незримо парят валькирии.
Эти воображаемые героини[19] как символический намек на смыслы облачных «столпотворений» появились у Рериха в подготовительном эскизе 1905 года «Небесный бой Летящие валькирии », [1905], ГРМ , который, предположительно, был создан к другому эпическому сражению природных и человеческих сил - к картине «Бой» 1906, ГТГ; авторское название «Морской бой». Однако в итоге Рерих скрыл динамичный полет «человекообразных» фигур в золотом пожаре облаков, чем ушел от наглядности символов к ассоциативно-визуальному выражению. К особым суггестивным качествам пластического языка Рериха относится и своеобразный приглушенный, «ведовской», колорит «Языческое капище», середина 1900-х, ГТГ. Это качество, несмотря на усилившиеся в 1900-е годы и далее смелые интенсивные сочетания красного, голубого, синего, зеленого, ультрамаринового цветов, полностью не уходит из его работ. Объяснить подобный феномен можно опять же тем тяготением к «неявностям», которое внушал символизм.
На уровне решения визуальных задач оно было связано с ранними попытками Рериха воссоздать таинственную атмосферу полуязыческой, полухристианской Руси. Немало в творчестве художника и чисто ночных сцен «Гонец. Заклинание », Государственный музей Востока, Москва; и другие , говорящих о «рембрандтовском» как подметил Давид Бурлюк[20] устремлении Рериха в глубину психологически емкого освоения прошлого: темное, сумеречное естественно сближалось с чем-то таинственным, сокровенным, глубоко укрытым в природе, хранящей память и о живых, и об ушедших. Неслучайно даже эскизы к «Половецким пляскам», при всей их завораживающей золотисто-бронзовой ауре степной старины, при всей их звучности и ритмичности, в целом смотрятся потаенно сдержанными, дымно-приглушенными «Половецкий стан», эскиз декорации к опере А. Бородина «Князь Игорь», 1914?
С особой органичностью таинственная рериховская «матовость» проявилась в эскизах декораций к балету И. Стравинского «Весна священная» 1912-1913 , общая тональность которых, высветляясь обилием зеленых и голубых цветов, придает образам большую натурную энергию и фольклорную музыкальность звучания, но при этом не впадает в пеструю лубочность «Поцелуй земле», эскиз декорации к I действию балета И. Стравинского «Весна священная», 1913, Астраханская государственная картинная галерея имени М. Следует заметить, что темпера «Весна священная» ГРМ 1945 года при всей своей хороводной мажорности и большей по сравнению с ранними работами иллюстративности также хранит отзвук «мглистой» вдумчивой глубины рериховских настроений эпохи модерна. Подобные связи во времени - на уровне сюжета, колористических отзвуков, ритмических стилизаций - наглядно свидетельствуют о целостности образной системы Рериха, «былинно-песенные» мотивы которой еще до «Весны священной» проявились в декоративно-аппликативной приближающейся к панно пластике картины «Поморяне.
Утро» 1906, Горловский художественный музей, Донецкая Народная Республика. Совсем небезосновательно одним из главных эстетических героев эпохи рубежа XIX-XX столетий стал архетипический образ Орфея. Свою фольклоризированную трактовку этому культовому образу-символу дал и Рерих в картине «Человечьи праотцы» 1911, Музей Эшмола, Оксфорд , на которой медведи, завороженные звуками свирели, пребывают в полной гармонии с неслышимой, но зримой музыкой луговых трав по склонам сизо-зеленых волнистых холмов. Это отрешенное музицирование славянского пастушка Орфея, воссоздающее полусказочную атмосферу северной идиллии языческих времен, своим образным строем визуализирует одну из главных идей Рериха о преображающем начале красоты, духовное сияние которой проникает и в человека, и в природу, и даже в зверей: «Не знаем, как говорили, но так красиво мыслили древние»[21], - писал Рерих в программном для понимания его эстетики очерке «Радость искусству» 1908. Подобное созерцательно-поэтическое начало лежало у Рериха и в основе иносказательно выраженной идеи святости допетровской Руси.
Неслучайно на картине «И не убоимся» из упомянутого выше цикла «Sancta» 1922 Рерих вновь иносказательно изображает покорность звериного начала медведя музыке духа монахов. Поясняя логику названия, стоит напомнить, что медведи, «считавшиеся человеческими праотцами»[22], как писал Рерих С. Дягилеву в 1913 году в связи с готовившейся постановкой «Весны Священной», являлись воплощением языческой силы и участвовали в шаманских культах, в которых свидетели жертвоприношения набрасывали на себя медвежьи или оленьи шкуры «Колдуны», 1905, Национальный музей «Киевская картинная галерея». Воскрешая в памяти историю гармонизирующего стихийные силы природы доброго отношения к медведю святого Сергия Радонежского и много позднее святого Серафима Саровского, картина «И не убоимся» имеет и еще одно ассоциативное сближение. Оно связано со сравнением Фридрихом Ницше в книге «Так говорил Заратустра» 1883-1885 старца-отшельника, не желающего разменивать в людской сутолоке свою устремленную к Богу жизнь, с «медведем из медведей» и «птицей из птиц»[23].
Уход, отшельничество, уединение - важные для эстетики Серебряного века парадигмальные творческие установки. Удаление художника от бушующего мира в окрестности индийского поселения Наггар также может быть отчасти мотивировано идеалистическими внушениями эпохи модерна, культивировавшей мысль о творческом отрешении как высочайшей ступени душевного роста. Символистская реминисценция поэтической концепции Ницше об одиноком взращивании духа в горах, связывающая разные этапы биографии художника, в свое время оказала сильное воздействие на его воображение. Глубокое увлечение Рериха культовой для символистов книгой «Так говорил Заратустра» нашло отражение как в его письмах, в одном из которых он сравнивает себя и свою будущую супругу с «природными ницшеанцами»[24], так и в творчестве. Причем и в литературе, и в искусстве художественными элементами, связующими образные системы Рериха и Ницше, является целый ряд сквозных мотивов: иконографических - горы и небо, проводящие тему духовного отрешения, воспарения; колористических - голубой тон голубые тропы, по которым бегут к золотому чуду[25] , огненный, со всей амплитудой пламенеющих оттенков от лилового до мглисто-золотистого; семантических - пламень, символизирующий огонь пылающего знания, горения, свечения, тайны.
Даже знаковая в концептуальном плане повесть Рериха «Пламя. Письмо » 1918 , синтезирующая вымышленную фабулу с отдельными автобиографическими мотивами[26], несет на себе отзвуки идеалистической поэтики «Заратустры», наглядно давшего о себе знать в 1931 году визуальным эхо одноименной картины «Заратустра», 1931, Государственный музей Востока. В 1902 году Галлен-Каллела напишет работу «Остров мечтаний» Художественный музей Турку, Финляндия , в основе которой аллюзия на картину Бёклина о путешествии в бесконечность, сблизив художественные грезы с вечностью. Одной из причин подобного атрибуционного расхождения стало создание нескольких эскизов[30] композиции, заключавшей в себе не только панегирическую, но и погребальную символику. Идея создания «Сокровища Ангелов» была непосредственно связана с проявлением того высокого представления о художественном произведении как способе отражения сакрального духовного измерения, принадлежность к которому была одной из главных функций искусства с древнейших времен, - с идеей сопровождения усопших в царство вечной жизни.
Дело в том, что «Сокровище Ангелов» изначально задумывалось как часть эскиза стенописи усыпальницы князя В. Тенишева - мужа М. Тенишевой, с 1900 года строившей в своем имении церковь Преображения Господня, - в Талашкине. Во многом под влиянием бесед с Рерихом княгиня изменила название на храм Святого Духа. Замысел стенной росписи воплощен не был.
Это вековое сопоставление добра и зла, и его ревниво охраняют толпы ангелов, прелестных ангелов XIII века монастырской России»[31]. В России полотно «Сокровище Ангелов» как самостоятельное произведение было показано позже, чем в Европе Вена, 1906; Париж, 1907; Лондон, 1908. Широкая публика впервые с ним могла познакомиться с января 1909 года в «Салоне», устроенном критиком и единомышленником Рериха С. В «Сокровище Ангелов», как в визуальном каноне, явлен контрапункт двух главных духовных измерений человеческой жизни: на уровне считываемой иконографии мы видим иерархически выстроенную Божественную природу «нового неба и новой земли» - жизнь вечную; на уровне скрытых внутренних чувств - неявную повесть о пути души, уже сделавшей свой выбор в земной юдоли добра и зла и постигающей дальнейшую судьбу за границами материального мира. Реквиемообразная интонация очень важна в контексте формирования музыкальной ауры, которая наполняет это одно из наиболее лиричных и в то же время торжественно-религиозных произведений Рериха.
Камень как образ, символически выражающий средоточие Абсолютной истины, - сквозная тема всего творчества художника, которого Максимилиан Волошин, например, также одним из первых сравнил с камнем[33]. Неслучайно он появляется и в апокалипти- чески озаренном каменном нагромождении одной из наиболее эсхатологических по звучанию композиций «Героической сюиты» «Спрятанное сокровище» вариант названия: «Клад захороненный», 1917, Музей Николая Рериха, Нью-Йорк , и в сияющем огненным дыханием духа «камне мудрости» на седле несущего это «Сокровище Мира» коня «Сокровище Мира - Чинтамани», серия «Его страна», 1924, Музей Николая Рериха, Нью-Йорк , возникающего затем как символ космической гармонии в овеянной розово-голубым прозрачным светом композиции «Конь счастья» 1925, Нижегородский государственный художественный музей , входящей в живописную сюиту художника о приходе Мессии в Азию «Майтрейя» 1925, Нижегородский государственный художественный музей. Примечательно и то, что ставшее концептуально «краеугольным», программным в творчестве художника полотно «Сокровище Ангелов», принадлежавшее Елене Ивановне Рерих, находилось в Музее Николая Рериха в Нью-Йорке открыт 17 ноября 1923 года , украшая центральную лестницу[34]. У Рериха был особый, отличный от других русских художников эпохи символизма круг тем, связанный с архаическими славяно-скандинавскими, «варяжскими» пластами истории Древней Руси, что изначально действительно было навеяно серьезными занятиями археологией. Сюжетная сторона творчества художника опиралась на внутренние, «архаические» слои его интересов как историка, археолога, одаренного поэтической интуицией мыслителя[35] причем если перенести этот научный потенциал в сравнительную с художеством область, то характеристика «археолог-охотник» имеет прямое отношение к темпераменту Рериха, упорного и деятельного.
Научная проработка материала сопутствовала формированию образной системы Рериха на протяжении всей его жизни, позволяя синтезировать знания в образы. Так, например, в сохранившемся в Русском музее альбоме Рериха с записями об археологических раскопках[36] можно найти зарисовки курганов, абрис которых, стилизованный под узор, получил новую ипостась образной жизни в трансформированных пейзажных мотивах символистских работ художника, в частности в картинах «Заклятие земное» 1907, ГРМ , «Залив» 1917, Костромской историко-архитектурный и художественный музей-заповедник , отдельных эскизах декораций «Половецкого стана» к опере «Князь Игорь» 1908-1909. Здесь стоит вспомнить и реальные натурно-практические опыты художника, связанные с его поездками: сначала от Ладоги до Новгорода 1899 , а затем по старинным городам России, путешествие по которым легло в основу высокохудожественной серии архитектурных этюдов 1903-1904 годов[37].
После завтрака мы продолжали работу, закончив на время, ибо завтра Музей будет открыт, а потом продолжим. Потом Н. Между прочим, он изменил бланк World Service; говорил, что огромное дело начнется, когда откроется «Белуха», читал отчеты Яруи и остался доволен его работой и прибылью. Светик нас забавлял, изумительно подражая браминам и заклинателям змей в Индии. Он вообще удивителен, работает с утра до вечера, работал в Музее, развешивая, ко всем ласковый и всех и все любит — чудесная душа и огромный талант.
Потом у нас была дивная Беседа, по обыкновению. Потом еще долго беседовали.
7 шедевров Николая Рериха, которые нужно знать (КАРТИНЫ)
Сокровище Ангелов. В картине «Сокровище Ангелов» у Рериха впервые появляется образ «древа жизни». С мая 2008 года «Сокровище ангелов» находится в постоянной экспозиции Константиновского дворца в Санкт-Петербурге.
Держава Рерихов - Щит Культуры
Второй раздел, восточный, погружает зрителей в атмосферу стран Центральной и Южной Азии. Соответствующий зал обладает круговой формой и воплощает идею Дхармачакры — колеса Сансары. Его оформление выполнено в желтых тонах, характерных для одеяний монашествующих буддистов. Здесь представлены горные пейзажи, созданные Рерихом во время его экспедиций по Средней Азии. Центральное место занимает бронзовая скульптура будущего Будды — Майтрейи, — окруженная картинами в насыщенных тонах, сдвинутых к фиолетовой части спектра. Особую часть экспозиции составляют театральные работы Рериха, включающие эскизы костюмов и декораций к известным спектаклям, таким как "Снегурочка" и "Пер Гюнт".
Шапошникова "Великое путешествие. Книга первая. Обычно это означает выполнение какого-либо из следующих условий. Оно было впервые опубликовано до 1 января 1929 года, а его автор умер[1]: до 1 января 1950 года или в период между 1 января 1950 года и 1 января 1954 года, не работал во время Великой Отечественной войны и не участвовал в ней.
Рериха в разных видах искусства, а также его путешествиям по России и Азии. Экспозиция рассказывает об особенностях мировоззрения художника и позволяет оценить его вклад в историю искусства. Только в таком межмузейном сотворчестве и возможен подход к дате, дорогой для всех, кто любит творчество Николая Константиновича Рериха. Уверена, это проект в ближайшие месяцы соберет вокруг себя и профессиональное сообщество, и многих любителей русского искусства, на него будут приходить семьями, и непременно открывать что-то новое и близкое для себя», — сказала Ольга Любимова. Данный проект — это большой научный и исследовательский труд наших специалистов, и я хочу сказать большое спасибо всей команде галереи за то, каким замечательным получился этот проект. Мы верим, что выставка Рериха займет достойное место в ряду блокбастеров Третьяковской галереи, которыми славится музей», — сообщила Елена Проничева. Его произведения отличаются глубоким символизмом, нестандартными композициями и изяществом исполнения. Выставка Рериха — одно из самых ожидаемых событий 2023 года в культурной жизни. Ее поддержка — вклад ВТБ в развитие общества, ведь такие художники вдохновляют новые поколения на творчество и самовыражение. Специально для выставки совместно с оркестром musicAeterna мы подготовили новый выпуск проекта «Музыкальное изменение».
В него входят музыкальные подборки, тематические дискуссии экспертов и выступления оркестра в экспозициях, которые позволят глубже погрузиться в контекст выставки», — сказала Наталья Кочнева. Яркая жизнь Рериха подобна удивительной легенде.
Сокровищем держатся все города ангельские. Без сокровища-камня — разлетятся ангелы. Всем конец придёт». За долиною, за горбатым холмом, за древами бытия лежит сокровище ангелов. Самоцветный камень. В нём добро и зло.
Всем конец придёт.
Сокровище ангелов (картина) — Рерих Н.К. (Часть 1)
Причём далеко не всегда предположения носили невинный характер: учёного и философа, мечтавшего найти в горах Тибета легендарную страну Шамбалу, пытались уличить даже в сотрудничестве с НКВД. Кем же был Рерих-старший, и отражением чего стали написанные им картины, всего около 7000? Ответы на эти и другие вопросы попыталась дать открывшаяся позавчера в ЦВЗ «Манеж» масштабная выставка «Рериховский век», посвящённая 75-летию подписания в Вашингтоне Пакта Рериха, представляющего собой договор о защите культурных ценностей. Тогда, в 1929 году, когда проект только предлагался на рассмотрение, Рерихом было придумано Знамя Мира - белое полотнище с красной окружностью, в которую были вписаны три красных круга, обозначающих единство прошлого, настоящего и будущего в вечности. Это знамя, являющееся отличительным знаком для идентификации объектов охраны, стало символом открывшейся в Петербурге выставки. Экспозицию составили привезенные со всего мира живописные полотна, которые активно покупались ещё при жизни художника. Всего более 70 музеев и научно-образовательных центров России и мира, среди которых можно выделить Эрмитаж, Русский музей, Третьяковскую галерею, привезли в Северную столицу не только картины Рериха, но и его уникальную коллекцию западноевропейской живописи и буддийских танок, ранее никогда не экспонировавшихся вместе.
Лихтман Фосдик [1] , чьим архивом давно занимается г-н Энтин. В этой записке Николай Константинович подчеркивает, что «группа картин, написанных в Азии от 1923-го до 1929 года, была передана мною Музею за цену, определенную Советом Трестис в двести тысяч долларов», но за неимением такой суммы она «остается за Учреждением» [2] как долг, который художник вовсе не собирался востребовать. Тем более что, согласно Декларации 1929 года, подписанной всеми Учредителями Музея и в том числе четой Хорш, коллекция Музея Рериха с 1929 года передавалась в дар американской нации. Однако в провенансах, сведениях о картинах об этом факте никогда не сообщается, как и о статусе временного пребывания некоторых картин с указанием их владельцев — Н. Рерих — там, где это положено. Нет в них и ссылок на официальный каталог 1930 года Музея Николая Рериха в Нью-Йорке, в отличие от архивных списков музея, на которые последнее время любит ссылаться Г. Трепша, он опубликован и всегда рассматривался и самим Н. Рерихом, и исследователями его творчества как важнейший источниковедческий и юридический документ. В этой связи законное недоумение и возмущение вызывают запутанные сведения о картине Н. Рериха «Еще не ушли» в каталоге Кристис 2008. Рерих в 1935 году, «безусловной собственностью Музея» [3]. О факте связи картины с Музеем упоминается лишь в конце списка литературы. Весьма странно! Однако благодарность за предоставление каталожных сведений по-прежнему выражается старшему исследователю Музея Рериха в Нью-Йорке синьору Гвидо Трепша. Трудно представить, что нынешние сотрудники американского музея не умеют читать собственные архивы и издания. Те же претензии следует отнести к провенансу картины «Цайдам». По каталогу 1930 года она обозначена в составе Музея Рериха с аббревиатурой L. Но в провенансе об этом — ни слова, здесь история ее бытования начинается с... Именно он назван первым владельцем. И даже, что случается крайне редко в каталогах аукциона, указан год, с которого Хорш «завладел» произведением, — 1935! Что совсем удивительно, ибо в этом году решение суда о собственности на картины Музея Рериха еще не было вынесено. Как мы знаем, вопреки Декларации и призыву Н. Рериха с «величайшей тщательностью охранять неприкосновенность этого дара, составляющего историческую дату в жизни Культуры Америки», Луис Хорш с июня 1935 года начал варварское разграбление Музея Николая Рериха.
Русский: Н. Рерих "Сокровище ангелов". Эскиз росписи молельни. Холст, темпера.
Каменный век! Сколько раз я заставал Рериха за рабочим столом, бережно перебирающим эти удивительные «кремни», считавшиеся так долго непонятной прихотью природы: граненые наконечники стрел, скребла, молотки, ножи из могильных курганов. Он восхищается ими как ученый и поэт. Любит их цвет и маслянистый блеск поверхностей и красивое разнообразие их, столь чуждое ремесленного холода, так тонко выражающее чувство материала, линии, симметрии. Камни, в которых живет безликая душа ранних людей! Он верен им с детства; они вдохновили его первые художнические ощущения. Вблизи от родового имения «Извара» Петербургской губернии, где он вырос, на холмистых нивах, рядом с мачтовым бором, в котором водились тогда медведи и лоси, были старинные курганы. Будучи еще мальчиком, он рылся в них и находил бронзовые браслеты, кольца, черепки и кремневые орудия. Так зародилось его влечение к минувшим столетиям, и великая, тихая природа севера для него слилась с далями незапамятного варварства. Так маленькие камни «пещерного человека» заворожили его мечту. Впоследствии любовь к ним придала совершенно особый оттенок его исканиям примитивных форм. Это обнаруживается очень ясно в его декоративных композициях, в графических работах и даже в самой манере письма. Между холстами Рериха есть тонко обласканные кистью, бархатные ковры с обдуманной выпиской деталей. Но есть написанные густо, тяжелыми, слоистыми мазками: они кажутся высеченными в каменных красках. И во всем стиле его рисунка, упрощенного иногда до парадоксальной смелости, как будто чувствуется нажим каменного резца. С этой точки зрения искусство Рериха гораздо ближе к примитивизму Гогена, чем к народническому проникновению кого-нибудь из русских мастеров. Но Гоген — сын юга, влюбленный в солнечную наготу тропического дикаря. Подобно финляндским примитивистам, Рерих — сын севера. Каменный север — в его живописи: суровость, угрюмая сила, нерадостная определенность линий, цвета, тона. И если иногда его картины, особенно ранние, неприятно темны, то причину надо искать не в случайном влиянии В. Васнецова или Куинджи под руководством которого он начал работать , но в сумрачном веянии сказки, околдовавшей его душу. И если в его картинах вообще нет светлого полдня и так редко вспыхивают солнечные лучи, то потому, что образы являлись к нему из хмурых гробниц времени. Солнце — улыбка действительности. Солнце — от жизни. Думы о мертвом рождаются в сумраке. Точно замкнул себя волшебным кругом, где все необычайно, как в недобром сне. Темное крыло темного бога над ним.
"Сокровище ангелов" Николая Рериха
Сокровище ангелов - инфографика, характеристики, композиция. | Подробно рассказываем о выставке, приуроченной к 150-летию великого художника Николая Рериха, которая проходит в Новой Третьяковке на Крымском валу с 10 октября 2023. |
Сокровище ангелов - инфографика, характеристики, композиция. | Эскиз храма Святого Алексея, Митрополита Московского, в имении Императора Николая II в вицы (Польша). |
"Сокровище ангелов" Николая Рериха | За долиною, за горбатым холмом, за древами бытия лежит сокровище ангелов. |
Николай константинович рерих, «гонец. восстал род на род», «ангел последний» | Книга (аналит. описание): "Сокровище ангелов" Николая Рериха. Для того, чтобы заказать или отложить издание, необходимо Войти в систему. |
Рерих сокровища ангелов картина | С мая 2008 года «Сокровище ангелов» находится в постоянной экспозиции Константиновского дворца в Санкт-Петербурге. |
Поделиться
- Последнее обновление
- Сокровище Ангелов | Великие художники
- Навигация по записям
- Николай Рерих. Описание картины - Сокровище ангелов -
- НИКОЛАЙ КОНСТАНТИНОВИЧ РЕРИХ (1874-1947)
Откройте свой Мир!
“Сокровище ангелов” — первая работа на тему индийских легенд в творчестве Рериха [40,с.21,22]. Санкт-Петербург Впервые картина «Сокровище Ангелов» была выставлена на вернисаже петербургского «Салона» в 1908 году. Русский: "Сокровище ангелов".
Сокровище из созвездия Орион
Впервые в Москве будут показаны шедевр Рериха “Сокровище Ангелов” из Государственного комплекса “Дворец конгрессов” в Санкт-Петербурге и уникальный иконостас для церкви Казанской иконы Божией Матери в Перми (1907). Он посвящен русскому периоду Рериха. "Сокровище ангелов" – работа, которую обычно довольно сложно увидеть. Ольга Любимова добавила, что московским зрителям впервые представили шедевр художника «Сокровище Ангелов» и задник к легендарному балету «Половецкие пляски» по эскизам Рериха.