Так когда же родился Христос, если в Библии нет даты его рождения? Каждая газета первой своей новостью сообщает о том, что в семье плотника из Назарета двадцать (или почти двадцать) веков назад родился малыш. С другой стороны, если Иисус родился раньше смерти Ирода, то Его рождение невозможно отнести на 750 год от основания Рима. Когда же родился Иисус и есть ли в Писании подтверждение конкретной даты?P.S. Присылайте ваш.
Когда родился Иисус Христос? (часть 1)
Очень скоро о рождении Иисуса Христа узнал и царь Ирод, который тогда властвовал в Иудее. Иисуса Что касается года рождения Христа, то Иисус фактически родился на несколько лет раньше. В каком именно году Христос родился, и в каком точно году его распяли, евангелические тексты вовсе не сообщали. Первых 330 лет в истории христианской веры из-за ее гонения Рождество Христово не праздновали.
7 января православные христиане отмечают Рождество
Итак, Иисус Христос родился в субботу 21 (23 юлианского) сентября н.э., в субботу, в последний день праздника Кущей того года. Христиане условились отмечать Рождество Иисуса в этот день, но точный день Его рождения неизвестен. Библейские и исторические сведения указывают только на приблизительный год рождения Иисуса. Рождение Иисуса Христа.
Православное Рождество: история и традиции праздника
РОЖДЕСТВО ХРИСТОВО Считается, что впервые год новой эры как год Рождества Христа вычислил римский монах Дионисий Малый в VI веке н. э., то есть более чем через 500 лет после датируемого им события. Иисуса Что касается года рождения Христа, то Иисус фактически родился на несколько лет раньше. Иисус Христос точно не мог родиться зимой, потому что незадолго до его рождения «цезарь Август издал указ о проведении переписи по всей обитаемой земле». Тот факт, что во время рождения Иисуса пастухи проводили ночь на поле для того, чтобы охранять стада, доказывает то, что Иисус родился не в холодное время года. Христиане условились отмечать Рождество Иисуса в этот день, но точный день Его рождения неизвестен. Библейские и исторические сведения указывают только на приблизительный год рождения Иисуса.
Рождество Христово в летосчислении от сотворения человека
Праздник посвящен рождению Иисуса Христа Девой Марией. 7 января православные христиане всего мира празднуют рождение Иисуса Христа. нет доказательств, что Иисус Христос родился 25 декабря (или 7 января), почему же тогда Рождество отмечают в этот день? По преданию, казнили Иисуса в пятницу, и с тех пор верующие в этот день соблюдают особые традиции и запреты.
«Украденное Рождество»? Почему Евангелисты не все рассказали о рождении Иисуса
Иисус — греческая версия имени Иешуа. При написании Библии на греческом языке имя Иешуа было написано как Иисус. По мнению теологов такая метаморфоза с именем Иешуа произошла из-за того, что в греческом языке нет шипящей «Ш». Исторические изыскания установления даты рождения Иисуса Христа? На протяжении всего времени неоднократно предпринимались изыскания с целью установить точную дату рождения Христа по датам сопутствующих событий годов правления императоров, царей, консулов и т. Все эти изыскания не привели к какой-либо конкретной исторически подтвержденной дате рождения иисуса Христа. В настоящее время большинство историков сходятся во мнении, что Иисус Христос родился в 4-6 году до н. Рождение Иисуса Христа никак не связано с началом отсчета новой эры. Новая эра определяется не фактом рождения Иисуса Христа, а вводом в летоичисление Юлианского календаря. Средняя продолжительность года составляет 365,25 суток. Календарь назван в честь Юлия Цезаря, по указу которого был введён в Римской республике с 1 января 45 года до н.
Дата 25 декабря впервые указана Секстом Юлием Африканом в его летописи, написанной в 221 году, а также в толковании Ипполита Римского на книгу пророка Даниила, написанном до 211 года, где он пишет, что Христос родился в среду, 25 декабря, в 42-й год правления Августа. Счисление, положенное в основание нашей эры, было сделано в 525 году римским монахом, папским архивариусом, Дионисием Малым. Дионисий, возможно, основывался на данных Хронографического сборника за 354 год. Запись в Хронографе 354 г. В различных современных исследованиях даты рождения Иисуса находятся в интервале между 12 годом до н. Противоположное мнение исходит из соотнесения даты Рождества с периодом правления Ирода I Великого на основании упоминания об "избиении младенцев" , то есть до 4 г. Достоверно известно, что общеримских переписей в правление Августа не было, а провинциальная перепись Квириния происходила в 6 году н. Разрешить это хронологическое противоречие сегодня невозможно. Часть учёных считает, что автор Евангелия от Луки допустил ошибку, увязав рождение Иисуса с переписью Квириния, однако возможно и иное мнение: недостоверность предания об "избиении младенцев", не подтвержденном иными, независимыми источниками. Согласно Евангелию от Луки, Иисус вышел на проповедь, когда ему было «около 30 лет» Лк.
Вместе с тем Лука даёт временные привязки, позволяющие датировать начало этой проповеди примерно 28-29 годами н. Если из 28 года вычесть тридцать, становится ясно, что Иисус не мог родиться задолго до смерти Ирода 7-5 год до н. С другой стороны, ещё Ириней Лионский обратил внимание на строки Евангелия от Иоанна, в которых иудеи упрекают Иисуса, что ему ещё нет и 50 лет Ин. В этом случае Иисус мог быть старше 30 лет и родиться задолго до смерти Ирода. Впрочем, мнение Иринея не поддерживается современными ему авторами, а число 50 в данном случае считается скорее риторическим округлением. Как отмечает исследователь Роберт Д. Майерс: «Библейское описание рождества Иисуса не содержит указания на дату события. Но сообщение Луки Лк. Так как декабрь в Иудее холодный и дождливый, пастухи, по всей вероятности, ночью искали бы убежища для своего стада». Однако, согласно Талмуду, пастухи, пасшие стада для храмовых жертв, бывали на полях даже за тридцать дней до Пасхи, т.
Город Давидов, называемый Вифлеем Согласно Евангелиям Иисус родился в Вифлееме в Иудее, его мать Мария была замужем то ли за пастухом, то ли за столяром по имени Иосиф. Апокрифы говорят о том, что на момент описанных событий Иосифу было 82 года, а матери Иисуса - деве Марии было 14 лет. Кроме того апокрифы указывают, что и Иосиф и дева Мария в библии Мэриам были потомками еврейского царя Давида. Вифлеем Бет-Лехем , смерть около 965 год до н. Второй царь народа Израиля. Многие современные ученые считают рассказы о рождении Иисуса неисторическими, потому что они пронизаны теологией и представляют собой два разных рассказа, которые невозможно объединить в единое связное повествование. Рождество является основой христианского праздника Рождества Христова и играет важную роль в христианском литургическом году. Оба в значительной степени полагаются на еврейские писания, что указывает на то, что они оба рассматривают эту историю как часть истории спасения Израиля, и оба представляют Бога Израиля как управляющего событиями. Оба согласны с тем, что Иисус родился в Вифлееме во время правления царя Ирода, что его мать звали Марией Мэриам , а ее муж Иосиф Иосэф был потомком царя Давида хотя они расходятся во мнениях относительно линии происхождения , и оба отрицают Биологическое отцовство Иосифа при трактовке рождения или, скорее, зачатия как божественного. Помимо этого, они соглашаются.
Матфей подразумевает, что у Иосифа уже есть дом в Вифлееме, а Лука утверждает, что он жил в Назарете. У Матфея ангел говорит с Иосифом, а у Луки ангел говорит с Марией. Только у Луки есть рассказы о рождении Иоанна Крестителя, переписи Квириния, поклонении пастухов и представлении в храме на восьмой день; только у Мэтью есть волхвы, Вифлеемская звезда, заговор Ирода, избиение невинных и бегство в Египет. Два маршрута совершенно разные: Святое Семейство Матфея начинается в Вифлееме, переезжает в Египет после рождения и обосновывается в Назарете, а у Луки они начинаются в Назарете, отправляются в Вифлеем для рождения и немедленно возвращаются в Назарет. Два повествования нельзя объединить в единое последовательное повествование или проследить до одного и того же источника Q, что побудило ученых классифицировать их как «особый Матфей» или просто источник М и «особый Лука» источник L. История родителей Иисуса Христа начинается с момента когда 81-летний Иосиф был обручен с 12 летней девочкой по имени Мария Мэриам , живущей при иудейском храме. Через год после обручения, 13-летняя Мария переехала в дом к своему мужу, 82-летнему вдовцу Иосифу прим. Сразу же после свадьбы Иосиф покинул дом, так и не вступив в плотскую связь с молодой женой. Иосиф отсутствовал дома несколько месяцев, а Мария осталась жить с детьми Иосифа от первого брака, старшему из которых было около 60-ти лет, а младшему более сорока. По возвращению Иосифа, отсутствующего несколько месяцев, его жена 14-летняя жена призналась Иосифу, что она непорочно беременна от Святого Духа.
Иосиф не поверив молодой жене, поутру собрался оправить ее назад в иудейский храм откуда он ее взял. Ночью архангел Гавриил явился во сне спящему Иосифу и рассказал ему о непорочном зачатия Марии. Во сне Архангел Иосифу о том, что Мария беременна от Святого Духа и носит в себе мальчика, который является сыном божьим — сыном Бога Яхве. Примечание: Яхве — Бог из Ветхого Завета. Яхве в главном догмат христианской церкви Троице известен как Бог Отец. Вторая ипостась Троицы — это ипостась Бога отца Яхве, яввившаяся на Земле в человеческом обличье — в обличии Иисуса Христа. Таким образом согласно догмата о Троице получается, что Иисус это не просто сын Бога, а Иисус и есть сам Бог Яхве, только в человеческом обличии. Бог Яхве, обидевшись на людей устроил потоп и утопил все человечество, за исключением Ноя и его семь. Бог Яхве - в Библии описан как Бог еврейского народа. Иудеи поклоняются Богу Яхве и отрицают божественную сущность Иисуса.
После беседы с Архангелом, Иосиф отказался от идеи развестись с Марией, согласился взять ее в жены и согласился признать ее нерожденного ребенка как своего сына. Иосиф проснулся, взял Марию себе в жены, никогда не вступал с ней в половую связь, пока она не родила сына и не дала ему имя Иешуа Матфея 1:18—25. Эти стихи представляют собой проблему, поскольку в предшествующей матфеевской генеалогии Иисуса Иосиф был показан как потомок Давида ангел обращается к нему как к «сыну Давида» и наследнику царства Иудейского, но Матфея 1:16 показывает, что Иисус не сын Иосифа, и Матфей старается никогда не упоминать его таким образом.
Это был карнавал: мужчины одевались, как женщины, хозяева выряжались слугами, все пировали, пили и даже хулиганили.
На Британских островах друиды срезали и благословляли омелу, чтобы отметить зимнее солнцестояние. Всегда ли отмечали Рождество в Европе после принятия христианства? Не совсем. Когда Оливер Кромвель и его пуританские армии захватили Англию, Рождество было запрещено.
Поскольку дата рождения Иисуса Христа не указана в Библии, пуритане решили, что это всего лишь псевдохристианские одеяния языческих праздников.
Учитель выступил в Тире только один раз, 20 июля пополудни, когда он говорил верующим о любви Отца ко всем людям и о миссии Сына — раскрыть Отца всем народам. Около полудня в воскресенье, 24 июля, Иисус и двенадцать вышли из дома Иосифа, к югу от Тира, и отправились прибрежным путем в Птолемаиду. Здесь они остановились на один день, обратившись со словами утешения к группе местных верующих. Петр выступил перед ними с проповедью вечером 25 июля. Во вторник они покинули Птолемаиду и взяли путь на восток, продвигаясь внутрь страны по тивериадской дороге в сторону Иотапаты. В среду они сделали остановку в Иотапате, где вновь беседовали с верующими о царстве.
В четверг они покинули Иотапату и отправились на север караванным путем, соединявшим Назарет с Ливанскими горами, следуя в село Завулон через Раму. В пятницу они провели в Раме несколько встреч и остались здесь на субботу. В воскресенье, 31 июля, они добрались до Завулона, провели в тот же вечер встречу и на следующее утро продолжили свой путь. В начале августа 29 года н. Учитель вернулся из миссионерского путешествия в Финикию и приступил к реорганизации рассеянных и поредевших рядов своих испытанных сторонников в преддверии последнего, богатого событиями года своей миссии на земле. Посещение Иисусом Капернаума в воскресенье, 7 августа, с целью повидаться со своей семьей. В понедельник, 8 августа, когда Иисус и двенадцать апостолов остановились в Магаданском парке неподалеку от Вифсаиды-Юлии, более ста верующих, евангелистов, членов женского корпуса и других людей, интересующихся царством, прибыли из Капернаума на совещание.
Ранним утром во вторник Иисус и двенадцать апостолов вышли из Магаданского парка в Кесарию Филиппову, столицу владений тетрарха Филиппа. В этот августовский день трое его апостолов увидели, как он отказался быть наделенным всей полнотой власти во вселенной. В изумлении они смотрели, как небесные посланники удалились, оставив его одного завершать свою земную жизнь в качестве Сына Человеческого и Сына Божьего. Рано утром в среду Иисус и двенадцать вышли из Кесарии Филипповой и направились в Магаданский парк, находившийся неподалеку от Вифсаиды-Юлии. Утром — в четверг, 18 августа — Учитель созвал своих последователей и велел каждому апостолу взять себе в напарники одного из евангелистов и вместе с остальными евангелистами отправиться двенадцатью группами в города и села Декаполиса. Иисус выделил на это путешествие четыре недели, наказав своим последователям вернуться в Магадан не позднее пятницы, 16 сентября. В пятницу, 16 сентября, все труженики собрались в Магаданском парке.
В субботу состоялся совет, в котором приняли участие более ста верующих, всесторонне обсудивших дальнейшие планы работы по установлению царства. С воскресенья, 18 сентября, в течение недели встречи с Роданом Александрийским, греческим философом, который уверовал в евангелие Иисуса. В воскресенье, 25 сентября 29 года н. После длительного совещания со своими сподвижниками Иисус, к удивлению всех присутствующих, объявил, что на следующий день ранним утром он и двенадцать апостолов отправятся в Иерусалим на праздник кущей. Во второй половине октября Иисус и двенадцать покинули окрестности Иерусалима. В воскресенье, 30 октября, Иисус и его спутники вышли из города Ефраим, где он отдыхал в уединении в течение нескольких дней, и никуда не сворачивая, направились по западно-иорданской дороге в Магаданский парк, куда прибыли к вечеру в среду, 2 ноября. Иисус и двенадцать приступили к интенсивной подготовке особой группы верующих, из хорошо подготовленных и опытных учеников.
Занятия с ними начались в пятницу, 4 ноября, и продолжались до субботы, 19 ноября. Из этих хорошо подготовленных и опытных учеников Учитель позднее отобрал семьдесят учителей и послал их возвещать евангелие царства. Семьдесят евангелистов были посвящены Иисусом в Магаданском лагере пополудни в субботу, 19 ноября, и Абнер был назначен главой этих проповедников и учителей евангелия. В пятницу, 30 декабря, пока Иисус находился неподалеку в горах вместе с Петром, Иаковом и Иоанном, семьдесят посланников начали по двое прибывать в лагерь у Пеллы в сопровождении многочисленных верующих. Примерно к пяти часам, когда Иисус вернулся в лагерь, все семьдесят были уже в сборе в том месте, где обычно учил Иисус. Во вторник, 3 января 30 года н. Эта миссионерская деятельность продолжалась почти три месяца и стала последним служением Учителя.
После этого Иисус отправился в Иерусалим, где прошел через свои завершающие испытания во плоти. К середине января в Пелле собралось более тысячи двухсот человек. К середине марта, когда Иисус направился в Иерусалим, более четырех тысяч человек собирались каждое утро на утреннюю проповедь Учителя или Петра. В субботу, 18 февраля, Иисус находился в Рагабе, где жил богатый фарисей по имени Нафанаил. В четверг, примерно в половине третьего пополудни, в маленьком селении Вифания произошло величайшее из всех чудес, связанных с земным служением Михаила Небадонского, - воскрешение Лазаря. Это была последняя неделя пребывания Иисуса в лагере, и он уделял большое внимание обучению народа и наставлению апостолов. В понедельник, 13 марта, в первой половине дня, Иисус и его двенадцать апостолов в последний раз покинули лагерь у Пеллы и отправились на юг в путешествие по городам южной Переи, где трудились соратники Абнера.
Они провели среди семидесяти более двух недель, после чего направились прямо в Иерусалим на празднование Пасхи. Более двух недель Иисус и двенадцать, в сопровождении толпы из нескольких сот учеников, путешествовали по южной Перее, посещая все города, где трудились семьдесят. Вечером в среду, 29 марта, Иисус и его последователи остановились в Ливиасе на пути в Иерусалим, завершив свое путешествие по южной Перее. К вечеру в четверг, 30 марта, Иисус и его апостолы, во главе группы примерно из двухсот верующих, подошли к стенам Иерихона. Лазарь, его сестры и их друзья уже ожидали их. В воскресенье, 2 апреля 30 г. В тот понедельник утром, посреди шумного сборища менял, лавочников и торговцев животными, Иисус пытался учить евангелию небесного царства.
И помощью верующих Иисус с выгнал торговцев из храма. В ЭТОТ вторник, около семи часов утра, в доме Симона состоялась встреча Иисуса с апостолами, женским корпусом и группой из двух-трех десятков ближайших учеников. В третьем часу пополудни Иисус прибыл в храм в сопровождении одиннадцати апостолов, Иосифа Аримафейского, тридцати греков и некоторых других учеников и приступил к последнему из своих обращений, произнесенных во дворах этого святилища. Ближе к полночи, во вторник, 4 апреля 30 года н. Вскоре после того, как Иисус и Иоанн Марк покинули лагерь, Иуда Искариот спешно отправился в город на встречу с врагами Иисуса, которая состоялась в доме у первосвященника Кайафы. Неофициальное заседание синедриона должно было начаться вскоре после 10 часов утра. В ТЕХ случаях, когда Иисус и апостолы не были перегружены обучением людей, они, как правило, посвящали каждую среду отдыху.
Иисус собирался отправиться в одиночестве в горы. ИИСУС планировал провести этот четверг — свой последний свободный день на земле в качестве божественного Сына, инкарнированного во плоти, — вместе с апостолами и несколькими верными и преданными учениками. Около половины пятого в четверг Учитель повел своих двенадцать апостолов по тропе к дороге на Вифанию и, далее, в Иерусалим. В четверг вечером состоялась тайная вечеря в доме Иоанна Марка. БЫЛО около десяти часов вечера, когда в этот четверг Иисус повел одиннадцать апостолов из дома Илии и Марии Марк назад в гефсиманский лагерь. Около половины двенадцатого Иуда Искариот вышел из храма, его сопровождало более шестидесяти человек — храмовая стража, римские солдаты и любопытные слуги первосвященников и правителей для ареста Учителя. Около половины четвертого утра в пятницу первосвященник Кайафа потребовал от следственной комиссии синедриона тишины и приказал привести Иисуса для официального суда.
В половине шестого началось второе заседание трибунала, и Иисуса отвели в соседнюю комнату, где его ждал Иоанн. Здесь Учитель находился под надзором римского солдата и храмовых стражников. Тем временем трибунал приступил к формулированию обвинений, которые следовало представить Пилату. В шесть часов утра Иисуса вывели из дома Кайафы, чтобы доставить к Пилату для утверждения смертного приговора, столь несправедливо и незаконно вынесенного синедрионом. Утром в пятницу, по приказу Пилата Иисуса отвели к Ироду. Было около половины девятого утра, в пятницу, когда Пилат завершил свой допрос и Учитель был передан римским солдатам для распятия. Шел десятый час, когда процессия с осужденными на казнь прибыла на Голгофу, и римские солдаты начали прибивать двух разбойников и Иисуса к их крестам.
В ту пятницу, около половины десятого утра, Иисус был распят на кресте. К одиннадцати часам более тысячи человек собралось здесь, чтобы увидеть это зрелище, — распятие Сына Человеческого.
Это торжественный день для всех христиан.
В чем главная суть Рождества "Рождество Христово" буквально означает "рождение Христа". Согласно церковному учению, в этот день на земле в теле человеческом воплотился сам Бог — родился Сын Божий Иисус Христос. Он родился от Девы и воплотился, став и Богом, и человеком.
Христос пришел на землю, чтобы искупить людские грехи и открыть всем людям двери к раю и спасению души. История Рождества Христова Согласно церковному преданию, Дева Мария и ее супруг старец Иосиф пришли в Вифлеем для участия в переписи населения. Все гостиницы были заняты, и поэтому они были вынуждены заночевать в пещере.
Рождество Христово в летосчислении от сотворения человека
Если бы Христос родился в 5508 году от сотворения мира, то это означает, что он родился 25 декабря 2 года до н.э., если считать за начало года январь (в юлианском календаре). Иисус родился 21 августа 7 года до н. э. в полдень. Неизвестным и неузнанным родился Христос на земле, и лишь волхвы и пастухи вместе с Ангелами вышли навстречу Ему: так тихо и незаметно для других рождается Христос в человеческой душе, а она выходит Ему навстречу, потому что возгорается в ней звезда. По многим вопросам библейской хронологии до рождения Иисуса Христа эти точки сходятся, а после рождения Иисуса Христа расходятся. Очень скоро о рождении Иисуса Христа узнал и царь Ирод, который тогда властвовал в Иудее. Иисус родился 21 августа 7 года до н. э. в полдень.
Рождество Христово у восточных христиан
В послевоенные годы ели вернулись в дома в виде новогоднего атрибута, никак не связанного с религиозным праздником. Власти поняли, что несправедливо лишать детей праздника и эмоций, связанных с этим символическим деревом. Однако масштабно праздновать Рождество начали лишь в 1991 году. Викимедиа Традиции православного Рождества Христова Священник отметил, что в честь Рождества в православных церквях проходят торжественные службы. Их начинают проводить утром 6 января — в сочельник, а вечером этого же дня верующие собираются на всенощное бдение с литией. Ровно в полночь 7 января начинается рождественская заутреня и ранняя Божественная литургия. Традиционно в канун праздника рядом со святынями возводят снежные рождественские вертепы. Внутри кукольного театра показывают сцену Рождества. Объемные фигурки отсылают к истории праздника. Традиционными персонажами, конечно же, остаются Дева Мария и младенец Иисус. Это напоминало о трех евангельских событиях: рождении Христа, поклонении волхвов и крещении Христа на реке Иордан.
Древние славяне традиционно проводили первый день дома или у родных. На второй день женщины с детьми до года ходили в церковь, чтобы причащать их. Считалось, что это день младенцев. Уже с третьего дня отправлялись к родственникам и друзьям, захватывая с собой самые лучшие угощения. Викимедиа Предки верили, что святки обладают особой магией, поэтому проводили обряды, гадали и пытались заглянуть в будущее. Помимо этого, в течение 12 дней нельзя было делать работу по дому: стирать, убирать, чистить двор, рубить дрова.
И каждый из нас ежедневно стоит перед выбором:с кем он?
Где он? Со Христом, или за Ирода? А, может, просто укрылся в своем уютном мирке и не впустит туда чужую беду и боль, а, значит, не впустит и Господа. Каковы традиции празднования Рождества Христова? Во-первых, сам праздник Рождества Христова начинается с ожидания. И главное в этом ожидании пост, длящийся с 28 ноября по 6 января. Пост готовит дух и тело к восприятию самого события Рождества Христова, к участию в нем.
Церковь понимает, насколько это важно - ожидание праздника. Подобно тому, как волхвы, восточные мудрецы, шли в Вифлеем и ожидали увидеть родившегося Христа, готовились к этой встрече, несли ему дары, так и мы, совершая пост, совершаем духовный путь и приносим Господу свои духовные дары. Это ожидание праздника. А есть еще и приближение праздника. Приближение заключается в том, что накануне, 6 января,совершается Рождественский сочельник, день очень строгого поста, когда готовится сочиво - блюдо из пшеницы и меда. В этот день не едят до появления на небе первой звезды в воспоминание о Вифлеемской звезде, указавшей волхвам путь к месту рождения Спасителя. Сочельник проходит в подготовке - люди готовятся к исповеди и Причастию, чтобы причаститься или на праздник Рождества Христова, или в сам сочельник, и подготавливают рождественскую трапезу.
Так происходит наш настрой на встречу родившегося Христа, собирание всего человека. И при настоящей подготовке и дух, и тело участвуют в празднике. Во-вторых, понимая, насколько важно для нас, людей, внешняя сторона событий, Церковь готовит нас к празднику и особыми рождественскими традициями. В домах ставится вечнозеленая елка - символ вечной жизни, которую даровал нам Христос. Звезда, которой мы увенчиваем наши елки, напоминает о Вифлеемской звезде, зажегшейся, когда родился Иисус, звезде, которая вела волхвов к Богомладенцу, указывала им путь. В Навечерие Рождества, в Рождественский сочельник на окна принято ставить горящую свечу. Тут тоже глубокий смысл.
Свеча - символ человеческой души, которая горит перед Богом. Горит и освещает путь другим. Зажженная свеча в окне перед Рождеством показывает, что в этом доме мы ждем Христа. Потому что самая главная цель праздника Рождества Христова, чтобы наши сердца стали теми Вифлеемскими яслями, в которых родился Христос. И смысл нашего празднования в рождении Христа в нашем сердце. И, наконец, когда мы дарим на Рождество подарки, мы уподобляемся волхвам - восточным мудрецам, принесшим Богомладенцу свои дары: золото, ладан и смирну. Эти подарки волхвов тоже были глубоко символичны: золото, как Царю, ладан, как Богу и смирну, благовонную мазь, используемую при погребении, как человеку смертному.
В чем смысл Праздника Рождество Христово?
Позднее под влиянием западноевропейской иконографии в сцене Рождества Христова появляется мотив кормления грудью Младенца. Древнерусское искусство продолжает византийскую традицию иконы из Спасо-Преображенского собора в Твери , середина 15 в. В поздних русских иконах центральный мотив Рождества Христова может дополняться сценами «Убиение Захарии» икона конца 16 в. Гринберг Мария Владимировна В западноевропейском искусстве 6—8 вв.
Он сохраняется в искусстве «Каролингского возрождения» и «Оттоновского возрождения» , дополняясь сценами «Поклонение пастухов» и «Благовестие пастухам», а также «Омовение Младенца», в него проникают архитектурные элементы древнеримского происхождения навеса — базилики , стен Вифлеема в виде римского каструма сторожевой башни пастухов. В романский период восточная схема упрощается: в ней остаются Младенец в яслях, животные, ангел и Мария с Иосифом. Под влиянием богослужения вводится новая форма яслей — алтарь. Сцена Рождества Христова становится частью цикла детства Христа или прообразовательного цикла витраж Шартрского собора, 1215. В Италии 13—14 вв.
Под влиянием «Золотой легенды» Якова Ворагинского и францисканской мистики появляются более эмоциональные варианты сцены, где Мария проявляет заботу о Младенце — отдёргивает завесу у яслей, чтобы увидеть его, или берёт на руки и ласкает рельеф кафедры Пизанского собора, до 1311, Джованни Пизано. С конца 14 в. Этот тип, получивший название «Humilitas» «Смирение» , был рекомендован художникам в начале Контрреформации взамен восточного. Под влиянием религиозного театра и проповедей в сцены Рождества Христова вводятся многие житейские подробности: изображения Иосифа с кастрюлей каши, кипятящего воду, сушащего пелёнки и т. Нидервильдунгенский алтарь К.
Наши сведения о жизни глухой провинции Римской империи, какой тогда была Иудея, обрывочны. Какие могут быть у нас косвенные данные, свидетельствующие о дате Рождества? Собственно, здесь есть только одна зацепка: можно попробовать отождествить Вифлеемскую звезду с некоторым астрономическим явлением, которое было описано в других источниках и получило подтверждение современных астрономов. Это могла быть вспышка сверхновой — на небе на краткое время появилась очень яркая звезда и затем погасла. Если она была видна над Иерусалимом в южной части неба, над самым горизонтом это могло быть даже в утреннее время, настолько яркими бывают сверхновые , то волхвы, следуя ей как указателю, вполне могли дойти до Вифлеема от Матфея 2:9 , а когда они оказались там, звезда зашла за горизонт. Действительно, в китайских летописях содержится упоминание об очень яркой звезде, вспыхнувшей примерно в 5 г. Тут, правда, приходится учитывать, что интерпретация древнекитайских документов и точная датировка описанных в них событий тоже дело нелегкое, да и среди современных астрономов нет полного единодушия насчет того, какая именно это была звезда.
А может быть, это вообще была комета, причем такая, которая больше не возвращалась к Земле, так что точную дату ее появления вычислить невозможно? В любом случае, всё это только гипотезы. Ни историки, ни астрономы не могут назвать нам точную дату или хотя бы точный год Рождества Христова. В этом нет ничего удивительного: из тех времен история донесла до нас даты великих битв и сроки жизни великих царей, да и то не всегда точно. Младенец Иисус родился совсем не во дворце, его почтили вовсе не придворные летописцы, и величие этого события ничуть не похоже на то, что принято считать великим в этом мире. Подлинность Рождества удостоверяется не архивными документами, а опытом веры. Когда бы оно ни произошло тогда, оно действительно произошло, оно происходит везде и всегда, где и когда люди готовы принять Младенца.
На заставке фрагмент картины: Репин И. Рождество Христово.
Почему мы празднуем Рождество в декабре, если Иисус родился в марте?
Более того, поскольку вторая четверть и так самая короткая в школьном учебном году, ее сокращение почти на неделю потребует, очевидно, переноса на более ранний срок осенних каникул. И тогда, ради празднования Рождества, потребуется осенние каникулы разъединить с "октябрьскими праздниками". Отрыв школьных каникул от "революционных традиций" я бы только приветствовал. Но в реальной жизни современной России это означало бы спровоцировать возрождение антицерковных пережитков у определенной части людей, причем пожилых людей как раз того порогового возраста, для которых предельно важна близость с Церковью. Далее - а на какую дату должны мы перенести Рождество? На 25 декабря? Так эта дата с точки зрения астрономии тоже не является датой зимнего солнцестояния 21 декабря. Если следовать велениям астрономии - мы теперь должны обогнать даже католиков. А если просто перейти к католической дате 25 декабря, то это действие, будучи абсурдным с точки зрения научной, окажется странным с точки зрения церковно-политической.
Нельзя ради единства с дальними менять свою жизнь так, чтобы войти в разрыв с ближними. В конце концов западные страны и День Победы празднуют 8 мая, а не Девятого. Но попробуйте предложить нашим ветеранам такую реформу календаря - и они справедливо увидят в этом очередное кощунство. Да и прежде чем предлагать православным перекроить свой календарь, этот же совет неплохо было бы предложить католикам. И посмотреть: а возможна ли календарная реформа современной Римской Церкви, последние десятилетия всячески приветствующей любые изменения? И тогда обнаружится, что перевод западного Рождества к астрономически верному 21 декабря весьма затруднителен. Представьте, что отныне Рождество празднуется 21 декабря. Связка "Рождество-Новый год" оказывается под угрозой.
Столь длительные каникулы не может себе позволить ни политическая, ни финансовая, ни экономическая жизнь. Значит, общенационального праздника из такого Рождества уже не получится. Каникулы останутся только новогодними только "рождественскими" их не позволит сделать пресса под тем же лозунгом "многоконфессиональности". Выход из такого положения мог бы быть только один - одновременное изменение гражданского календаря: все названия дней сдвинуть так, чтобы нынешний день 21 декабря назывался "двадцать пятым", а 28 декабря называть "Новым годом", первым января. Однако потеря трех дней, особенно в конце года, может вызвать непредсказуемые затруднения в деловой жизни. Кроме того, гражданский календарь должен быть изменен одновременно во всех странах. Когда католическая церковь была светским властителем и прочно держала в своей власти всю Европу - она могла одновременно реформировать и церковный и гражданский календарь. Кстати, отсутствие такого рода административной централизации в православии не позволило в начале нашего века провести аналогичную реформу: часть православных Церквей ввела новый стиль, сохранив старую систему вычисления Пасхи; часть осталась при старом стиле; наконец, Финская Церковь приняла и новую пасхалию, и новый стиль.
Сегодня явно утопическим выглядит требование изменить гражданский календарь в угоду одной из конфессий. Так что и католикам придется смириться с тем, что богослужебный календарь будет жить сам по себе, а астрономический - сам. Впрочем, вопрос о календаре совсем скоро вновь станет неотложным: при переходе в XXI век по григорианскому календарю, еще на одни сутки увеличится разрыв между юлианским, церковным календарем, и светским. И Рождество придется праздновать уже не 7, а 8 января... Так что перемены в церковном календаре скоро будут - неясно только, в какую сторону: воспользуются ли высшие церковные инстанции необходимостью календарной реформы для того, чтобы увеличить разрыв со светским календарем, или же для того, чтобы этот разрыв снять. Сама по себе двухнедельная разница в праздновании Рождества была бы беспроблемна, если бы не глобализм современных средств массовой информации. Если бы эти поздравления были адресованы конкретно русским католикам - они были бы вполне уместны. К, сожалению, зачастую они формулировались гораздо более масштабно: "Вас, дорогие телезрители!
Государственное телевидение Польши не устраивает рождественские шоу в день православного празднования Рождества. Во Франции или Германии в православную Пасху теле и радио каналы отнюдь не переполнены поздравлениями. А ведь в этих странах православных не меньше, чем католиков в России, и тем не менее общенациональные системы вещания в крайнем случае лишь напоминают, что у таких-то сограждан сегодня такой-то праздник, но не призывают всех вообще разделить этот специфический праздник меньшинства. Да, у католиков к 25 декабря рождественский пост уже заканчивается, но у православных-то он еще идет, и две самые значимые, самые богатые духовными переживаниями его недели еще впереди. Поздравлять же с праздником, который еще не наступил, не всегда возможно. Дело в том, что литургический календарь включает в себя весьма резкие, разительные перепады.
И тогда, ради празднования Рождества, потребуется осенние каникулы разъединить с "октябрьскими праздниками". Отрыв школьных каникул от "революционных традиций" я бы только приветствовал.
Но в реальной жизни современной России это означало бы спровоцировать возрождение антицерковных пережитков у определенной части людей, причем пожилых людей как раз того порогового возраста, для которых предельно важна близость с Церковью. Далее - а на какую дату должны мы перенести Рождество? На 25 декабря? Так эта дата с точки зрения астрономии тоже не является датой зимнего солнцестояния 21 декабря. Если следовать велениям астрономии - мы теперь должны обогнать даже католиков. А если просто перейти к католической дате 25 декабря, то это действие, будучи абсурдным с точки зрения научной, окажется странным с точки зрения церковно-политической. Нельзя ради единства с дальними менять свою жизнь так, чтобы войти в разрыв с ближними. В конце концов западные страны и День Победы празднуют 8 мая, а не Девятого.
Но попробуйте предложить нашим ветеранам такую реформу календаря - и они справедливо увидят в этом очередное кощунство. Да и прежде чем предлагать православным перекроить свой календарь, этот же совет неплохо было бы предложить католикам. И посмотреть: а возможна ли календарная реформа современной Римской Церкви, последние десятилетия всячески приветствующей любые изменения? И тогда обнаружится, что перевод западного Рождества к астрономически верному 21 декабря весьма затруднителен. Представьте, что отныне Рождество празднуется 21 декабря. Связка "Рождество-Новый год" оказывается под угрозой. Столь длительные каникулы не может себе позволить ни политическая, ни финансовая, ни экономическая жизнь. Значит, общенационального праздника из такого Рождества уже не получится.
Каникулы останутся только новогодними только "рождественскими" их не позволит сделать пресса под тем же лозунгом "многоконфессиональности". Выход из такого положения мог бы быть только один - одновременное изменение гражданского календаря: все названия дней сдвинуть так, чтобы нынешний день 21 декабря назывался "двадцать пятым", а 28 декабря называть "Новым годом", первым января. Однако потеря трех дней, особенно в конце года, может вызвать непредсказуемые затруднения в деловой жизни. Кроме того, гражданский календарь должен быть изменен одновременно во всех странах. Когда католическая церковь была светским властителем и прочно держала в своей власти всю Европу - она могла одновременно реформировать и церковный и гражданский календарь. Кстати, отсутствие такого рода административной централизации в православии не позволило в начале нашего века провести аналогичную реформу: часть православных Церквей ввела новый стиль, сохранив старую систему вычисления Пасхи; часть осталась при старом стиле; наконец, Финская Церковь приняла и новую пасхалию, и новый стиль. Сегодня явно утопическим выглядит требование изменить гражданский календарь в угоду одной из конфессий. Так что и католикам придется смириться с тем, что богослужебный календарь будет жить сам по себе, а астрономический - сам.
Впрочем, вопрос о календаре совсем скоро вновь станет неотложным: при переходе в XXI век по григорианскому календарю, еще на одни сутки увеличится разрыв между юлианским, церковным календарем, и светским. И Рождество придется праздновать уже не 7, а 8 января... Так что перемены в церковном календаре скоро будут - неясно только, в какую сторону: воспользуются ли высшие церковные инстанции необходимостью календарной реформы для того, чтобы увеличить разрыв со светским календарем, или же для того, чтобы этот разрыв снять. Сама по себе двухнедельная разница в праздновании Рождества была бы беспроблемна, если бы не глобализм современных средств массовой информации. Если бы эти поздравления были адресованы конкретно русским католикам - они были бы вполне уместны. К, сожалению, зачастую они формулировались гораздо более масштабно: "Вас, дорогие телезрители! Государственное телевидение Польши не устраивает рождественские шоу в день православного празднования Рождества. Во Франции или Германии в православную Пасху теле и радио каналы отнюдь не переполнены поздравлениями.
А ведь в этих странах православных не меньше, чем католиков в России, и тем не менее общенациональные системы вещания в крайнем случае лишь напоминают, что у таких-то сограждан сегодня такой-то праздник, но не призывают всех вообще разделить этот специфический праздник меньшинства. Да, у католиков к 25 декабря рождественский пост уже заканчивается, но у православных-то он еще идет, и две самые значимые, самые богатые духовными переживаниями его недели еще впереди. Поздравлять же с праздником, который еще не наступил, не всегда возможно. Дело в том, что литургический календарь включает в себя весьма резкие, разительные перепады. Перед самым Рождеством - Сочельник, день самого строгого поста, воздержания практически от всякой пищи.
В городе они не нашли ни одного свободного места в гостинице. Так в известняковой пещере, служившей стойлом, в обстановке, лишенной не только земного величия, но и самого простого уюта, родился Богочеловек, Спаситель мира. Почтили Рождество Богочеловека только Ангелы, пастухи и волхвы. Праздник Рождества Христова возник в первые века христианства, до IV века отмечался 6 января и вначале относился ко Крещению Господню. Главной целью праздника было воспоминание и прославление явления во плоти Сына Божия. При этом Православная Церковь особо выделяла значение Рождества Христова в противоположность распространенным тогда ересям, отрицавшим Божественную природу Иисуса Христа и утверждавшим, что лишь при Крещении произошло «истечение Божества» на Спасителя. Восточная Церковь ввела эту традицию немногим позже, около 377 года. По мнению отцов Церкви, 25 декабря и исторически более соответствует дню самого Рождения Господа Иисуса Христа. Священное Писание Гал. И се, звезда, которую видели они на востоке, шла перед ними, как наконец пришла и остановилась над местом, где был Младенец.
Хотя она и необязательна. Соединенные, чередующиеся, сдвоенные согласные в корне слова — это влияние западно-славянской традиции. Комментирует иерей Иоанн Курбацкий , настоятель старообрядческого храма в г. Калуге: Слово «Рожество» пишется под титлой, как и другие сакральные слова Бог, Господь, Богородица и др. На богослужении мы произносим его так, как написано в книгах и как принято в древнерусской традиции, без «д». В то же время «д» мы произносим во многих других случаях: «Девая днесь Пресущественнаго раждает…», «Исусу рождьшуся в Вифлееме Июдейстем…», «От Девы раждается…» и т. Интересно, что «д» в церковно-славянском языке произносится иногда там, где в современном русском языке его нет. В каноне Благовещению читаем слова, вложенные в уста Богородицы: «Како рожду Сына? Помимо «Рожества» можно привести примеры иных слов с сочетанием букв «жд» утверждение, надежда, прежде, осуждение. В богослужебных книгах можно встретить их написание по-разному: и с буквой «д» и без нее. Мы читаем так, как написано в книге. Итак, мы смело можем поздравлять людей с Рождеством Христовым, а на молитве произносить «Рожество» согласно древнерусской традиции. Новообрядцы же совсем отказались от этой архаичной фонетической формы, равно как и изменили произнесение многих других слов Предтеча вместо Предотеча, Николай вместо Никола и т. В этой и других статьях нашего сайта мы будем придерживаться общепринятого в современном русском языке наименования «Рождество», потому что в ином случае, к большому сожалению, наша статья просто выпадет из поисковых систем и не сможет быть найдена читателями по соответствующему запросу. Рождество Христово. Событие праздника Христос рождается — славите! Подробный рассказ о рождении Исуса Христа приводится только у евангелистов Луки и Матфея. Все праведники Ветхого завета жили верой и надеждой, что придет Мессия, который исправит последствия грехопадения Адама, примирит человечество с Богом и спасет погибающего от греха человека. Все книги Ветхого завета содержат пророчества о Христе. И вот наступило время, когда все они исполнились. В то время Иудея была под властью Рима. Император Август Октавий объявил всенародную, вернее, всемирную перепись. По обычаю иудеев, с которым считались римские власти, каждый должен был записаться в том городе, откуда происходил его род. Все гостиницы и дома в Вифлееме были переполнены. Иосиф Обручник и Пресвятая Богородица, ожидавшая скорого рождения Ребенка, были вынуждены остановиться на ночлег за городом, в пещере вертепе , куда в ненастную погоду пастухи загоняли скот. Когда Сам Господь пришел на землю спасти человека, то ему не нашлось места в доме Наступило время рождения Христа. Спаситель Мира, Царь Царей, которого мир ждал на протяжении тысячелетий, родился в убогой пещере, лишенной даже скромных удобств. Он родился глубокой ночью. Пресвятая Богородица спеленала Его и положила в ясли — кормушку для скота. Исполнилось многовековое пророчество о пришествии Спасителя, но мир спал. Только пастухи, стерегущие стада, узнали дивную весть — им явился Ангел с радостными словами о рождении Христа. Затем пастухи услышали ангельское пение: Слава в вышних Богу, и на земли мир, в человецех благоволение! Пастухи и волхвы пришли поклониться рожденному Богомладенцу Первыми поклонились Господу простые пастухи. А за ними пришли вавилонские мудрецы — волхвы. Со времен вавилонского плена, когда Навуходоносор увел евреев в рабство, персидские язычники узнали пророчества о Христе: «Восходит звезда от Иякова и восстает жезл от Израиля» Числа 24:17.