Присутствие наблюдателей на избирательных участках, их активная работа может предотвратить попытки искажения итогов голосования, различные нарушения процедуры проведения выборов. В помощь наблюдателям – приложение "Мобильный наблюдатель", которое обеспечивает постоянную коммуникацию со Штабом, подтверждает присутствие наблюдателя на избирательном участке. Хотя количество наблюдателей, назначаемых кандидатами и объединениями, может составлять до трех человек на один день голосования, однако в помещении для голосования одновременно может находиться только один наблюдатель от каждого субъекта.
Центризбирком утвердил правила работы наблюдателей и СМИ на участках
Как производятся расчеты: в большинстве случаев с наблюдателями рассчитываются сразу после закрытия участков. В регионах проходят заключительные семинары для наблюдателей Общественные штабы по наблюдению за выборами в регионе проводят заключительные семинары для наблюдателей — их подготовка к ЕДГ по программе ОП РФ и НОМ подходит к концу. Как сообщают эксперты НОМ из регионов, интерес к возможности проконтролировать выборы — большой, семинары объединяли людей разных возрастов. Как рассказала руководитель общественного штаба по наблюдению за выборами в Смоленской области Марина Проскурнина, в семинарах приняли участие более 1200 будущих наблюдателей — их подготовка подходит к концу. В Смоленске мы провели для них большой семинар, я, как руководитель регионального отделения Союза журналистов России, рассказала коллегам об особенностях их правового статуса на выборах, правах и обязанностях», — рассказала Марина Проскурнина. В Архангельской области общественный штаб по наблюдению за выборами провёл 44 образовательных семинара для более чем трёх тысяч наблюдателей. Об этом сообщил руководитель общественного штаба Евгений Шевчук.
После окончания обучения все участники семинаров проходят тесты и получают сертификаты», — рассказал он. В Республике Башкортостан к выборам подготовлены более 13 тысяч наблюдателей. В сентябре голосование пройдёт по 777 избирательным кампаниям, в том числе выборы депутатов Государственного собрания — Курултая Республики Башкортостан. В Кемеровской области-Кузбассе образовательную программу НОМ и ОП РФ прошли более 4540 человек — это число превышает показатели прошлых лет, отметил руководитель общественного штаба по наблюдению за выборами в регионе Владислав Овчинников. Обученные наблюдатели будут работать все три дня голосования в 1604 участковых и в 46 территориальных избирательных комиссиях», — рассказал он. Подготовка общественных наблюдателей завершается и в Самарской области.
Как сообщили преподаватели программы, многие из будущих наблюдателей уже имеют «стаж», участвуют в таком статусе в избирательных кампаниях не впервые. Интерес к общественному контролю со стороны жителей региона высок: так, например, семинар в Промышленном районе на площадке дворца культуры «Победа» охватил более 100 человек. Статья 33. Наблюдатели Федеральный закон от 22. Наблюдателей вправе назначить каждая политическая партия, зарегистрировавшая федеральный список кандидатов, каждый кандидат, зарегистрированный по соответствующему одномандатному избирательному округу, а также субъекты общественного контроля. При этом субъекты общественного контроля, указанные в пункте 2 части 1 статьи 9 Федерального закона от 21 июля 2014 года N 212-ФЗ «Об основах общественного контроля в Российской Федерации», назначают наблюдателей в избирательные комиссии, расположенные на территории соответствующего субъекта Российской Федерации.
Федерального закона от 04. Наблюдателем может быть гражданин Российской Федерации, обладающий активным избирательным правом. Наблюдателями не могут быть выборные должностные лица, депутаты, высшие должностные лица субъектов Российской Федерации, главы местных администраций, лица, находящиеся в непосредственном подчинении этих должностных лиц, судьи, прокуроры, члены избирательных комиссий с правом решающего голоса, за исключением членов избирательных комиссий, полномочия которых были приостановлены в соответствии с пунктом 7 статьи 29 Федерального закона «Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации». Федеральных законов от 15. Полномочия наблюдателя должны быть удостоверены в письменной форме в направлении, выданном политической партией, зарегистрировавшей федеральный список кандидатов, кандидатом, зарегистрированным по соответствующему одномандатному избирательному округу, или его доверенным лицом, субъектом общественного контроля, назначившими данного наблюдателя. В направлении указываются фамилия, имя и отчество наблюдателя, адрес его места жительства, номер избирательного участка, наименование избирательной комиссии, в которую он направляется, а также делается запись об отсутствии ограничений, предусмотренных частью 2 настоящей статьи.
Указание каких-либо дополнительных сведений о наблюдателе, а в случае направления наблюдателя кандидатом, его доверенным лицом и проставление печати не требуются. Направление действительно при предъявлении паспорта или документа, заменяющего паспорт гражданина. ФЗ от 31. Политическая партия, зарегистрированный кандидат, субъект общественного контроля, назначившие наблюдателей в участковые комиссии и территориальные избирательные комиссии, не позднее чем за три дня до дня первого дня голосования досрочного голосования представляют список назначенных наблюдателей в соответствующую территориальную комиссию, назначившие наблюдателей в окружные избирательные комиссии не позднее чем за три дня до дня первого дня голосования досрочного голосования представляют список назначенных наблюдателей в окружную избирательную комиссию. В данном списке указываются фамилия, имя и отчество каждого наблюдателя, адрес его места жительства, номер избирательного участка, наименование избирательной комиссии, в которую он направляется. Федеральных законов от 04.
Направление, указанное в части 3 настоящей статьи, должно быть представлено наблюдателем в избирательную комиссию, в которую он назначен, в день, предшествующий дню голосования досрочного голосования , либо непосредственно в день голосования досрочного голосования. В участковую избирательную комиссию, территориальную избирательную комиссию и окружную избирательную комиссию направление может быть представлено только наблюдателем, указанным в списке, предусмотренном частью 3. ФЗ от 29. Политическая партия, зарегистрировавшая федеральный список кандидатов, кандидат, зарегистрированный по соответствующему одномандатному избирательному округу, субъект общественного контроля могут назначить в каждую участковую избирательную комиссию, территориальную избирательную комиссию и окружную избирательную комиссию за исключением случая возложения полномочий окружной избирательной комиссии на избирательную комиссию субъекта Российской Федерации не более трех наблюдателей в случае принятия решения, предусмотренного частью 1 статьи 80. Одно и то же лицо может быть назначено наблюдателем только в одну избирательную комиссию. Установление иных, кроме указанных в настоящем Федеральном законе, ограничений, касающихся присутствия наблюдателей в помещении избирательной комиссии, помещении для голосования, наблюдения за проведением голосования, подсчетом голосов избирателей, составлением протоколов об итогах голосования, а также выдачи копий этих протоколов, не допускается.
Наблюдатель вправе: 1 знакомиться со списком избирателей, сведениями об избирателях, подавших заявления о включении в список избирателей по месту своего нахождения, с реестром заявлений устных обращений о голосовании вне помещения для голосования; п.
Их функция — контролировать процесс голосования и подсчета голосов, предотвращать нарушения либо же сообщать о них. Наблюдатели необходимы для того, чтобы выборы были справедливыми, то есть чтобы их итоги отражали реальное волеизъявление народа. Какие бывают наблюдатели?
Наблюдателями на выборах называют всех общественных контролеров со статусом наблюдателя, члена комиссии с правом совещательного голоса или представителя СМИ. Отличие между этими статусами небольшое и касается прав, которые имеют наблюдатели. Больше всего прав у тех, кто имеет статус члена комиссии с правом совещательного голоса. Чуть меньше — у наблюдателей.
Еще меньше — у представителей СМИ. Так, например, член комиссии с правом совещательного голоса, в отличие от наблюдателя, может начать свою работу в УИК еще до дня голосования. Также он может принимать участие в голосовании комиссии по каким-либо спорным вопросам, вносить предложения по улучшению работы УИК, однако его голос носит совещательный рекомендательный характер. Также на выборах будут и международные наблюдатели.
Кто их назначает? Непосредственно наблюдателей и членов комиссии с правом совещательного голоса могут назначать сами кандидаты, партии, которые их выдвинули, и общественные палаты. Международные организации регистрируются ЦИКом. Журналисты должны заранее получать аккредитацию в избирательной комиссии в краевом либо центральном избиркоме.
Раньше, до выборов в Госдуму, любой человек с журналистской корочкой мог находиться на участке и следить за процедурами. У него были ограничены права, но он мог наблюдать, что происходит. Сейчас законодательство изменилось. Журналисты должны проходить процедуру предварительной аккредитации.
Сколько наблюдателей может быть на одном избирательном участке? Каждая партия, выдвигающая кандидата на пост президента, может направить на участок одного наблюдателя и одного члена комиссии с совещательным голосом. Такие же возможности и у самих кандидатов. Также наблюдателей направляют общественные палаты и международные организации, зарегистрированные ЦИКом.
Максимальное количество наблюдателей на участке может превышать 20 человек, однако на практике эта цифра меньше. На участках обычно находятся не более 10 наблюдателей. А зачем так много? Не каждый человек, который находится на избирательном участке в качестве наблюдателя, действительно исполняет функцию наблюдателя.
Некоторые кандидаты просто назначают людей за деньги, которые не проходят должного обучения и не понимают, что происходит на участке. Их мотивация — получить 500-1000 рублей за присутствие. Бывают и такие «наблюдатели», которые занимаются противодействием тем реальным наблюдателям, которые стремятся выявить нарушения. Наблюдение на выборах — волонтерская работа.
Те люди, которые сотрудничают с общественными организациями, обычно трудятся без финансовых вознаграждений. Но иногда штабы и кандидаты платят своим наблюдателям, если под это выделяется специальный бюджет. Это опасно? Когда независимый наблюдатель действительно сталкивается с серьезными нарушениями и начинает обращать на это внимание и вызывать полицию, то ему могут оказывать противодействие.
Встречаются и случаи реального физического насилия в отношении наблюдателей. В 2015 году на выборах совета депутатов городского округа Балашиха в Московской области были избиты наблюдатели Дмитрий Нестеров и Станислав Поздняков, задержавшие женщину, пытавшуюся вбросить бюллетени в урну для голосования. Позднякову затем были вынуждены удалить селезенку из-за полученных при нападении травм. В Краснодарском крае в 2013 году подрались наблюдатели и казаки.
Случилось это на досрочных выборах мэра Анапы. Однако случаи реального насилия все же встречаются не очень часто. Обычно угрозы работают просто как способ запугивания наблюдателей. Что надо будет делать?
Функции наблюдателей прописаны в законе, но каждый штаб формирует свои задачи. Кому-то просто нужно получить копию протокола, кому-то — следить за явкой. В самом общем виде функции наблюдателей можно описать так: необходимо прийти к семи утра на участок, наблюдать процедуру открытия, следить за всем ходом голосования и за подсчетом голосов, который обычно затягивается до ночи. В связи с этим наблюдателям нужна подготовка.
Российское избирательное законодательство очень тяжелое, а потому сходу разобраться в том, что происходит на участке, без обучения невозможно. Где готовят наблюдателей в Краснодаре? В штабе самовыдвиженца Владимира Путина сообщили, что у них уже сформированы списки наблюдателей и что обучены люди на базе местных отделений партии « Единая Россия » и штабов «Общероссийского народного фронта ». Всего набрали 8253 наблюдателя.
И, конечно, крайне интересно узнать и посмотреть на выборы изнутри, а не со стороны избирателя, как обычно». Среди наблюдателей немало студентов московских вузов и колледжей. Для них это первое реальное участие в политической жизни страны. Для многих молодых людей возможность стать наблюдателем — это еще и шанс попробовать себя в политике и научиться ответственности. Голосование на думских и других выборах пройдет с 17 по 19 сентября. Свои списки кандидатов к настоящему времени зарегистрировали 14 политический партий.
В семи субъектах федерации — Москве и Севастополе , Нижегородской, Ярославской, Курской, Мурманской и Ростовской областях — голосование будет проходить также и в дистанционном электронном формате.
О назначении наблюдателей в участковые и территориальные комиссии требуется не позднее чем за три дня до дня первого дня голосования т. Такое уведомление осуществляется путем направления списка назначенных наблюдателей [3]. В списке указываются фамилия, имя и отчество каждого наблюдателя, адрес его места жительства, номер избирательного участка, участка референдума, наименование комиссии, куда наблюдатель направляется.
Следует обратить внимание на то, что в действующей редакции п. Кроме того, ряд комиссий исходят из того, что такой срок представления списков наблюдателей для участковых комиссий применяется даже в тех случаях, когда досрочное голосование проводится исключительно в ТИК что, на наш взгляд, не обосновано. Разъяснения ЦИК о порядке работы со списками наблюдателей предусматривают возможность подачи списка наблюдателей позднее обычного срока в течение трех дней до дня первого дня голосования в территориальную избирательную комиссию либо в день первый день голосования — в соответствующую участковую избирательную комиссию , если участок образуется в местах временного пребывания в исключительном порядке позднее чем за 30 дней до дня голосования. Кроме того, эти же разъяснения позволяют изменять список до первого дня голосования досрочного голосования , если ранее назначенный наблюдатель не может присутствовать при голосовании по уважительным причинам болезнь, командировка и др.
Наблюдатели на выборах: кто они и зачем нужны?
Возможно ли проведение выборов на избирательном участке без наблюдателей? Нет, так как присутствие наблюдателей на избирательном участке в день голосования является обязательным условием для проведения голосования. Возможно, если в участковую избирательную комиссию не было назначено ни одного наблюдателя. Кем назначаются наблюдатели в избирательные комиссии на выборах? Общественными палатами субъектов РФ. Зарегистрированным кандидатом, избирательным объединением, выдвинувшим зарегистрированного кандидата, избирательным объединением, зарегистрировавшим список кандидатов. Участковыми избирательными комиссиями. Если агитационный материал, находящийся на расстоянии 60 метров, виден при выходе из помещения для голосования по причине большого размера, будет ли нарушением, если он останется висеть на своем месте за сутки до выборов и в день голосования? Да, это нарушение, так как запрещается размещать агитационные материалы, которые можно увидеть в день голосования из зданий, в которых находятся избирательные комиссии, помещения для голосования.
Нет, в данном случае нарушения нет, так как агитационный материал находится на расстоянии более 50 метров от входа в здание, в котором находится избирательная комиссия и помещение для голосования. Может ли кандидат в день выборов посещать участки для голосования или находиться в течение дня на одном из них? Кандидат входит в число лиц, которые имеют право находиться в день голосования на избирательном участке. Нет, кандидат не имеет права находится на избирательном участке в день выборов, для наблюдения за процессом голосования он может назначить наблюдателей. Нет, так как на избирательном участке в день голосования интересы кандидата представляют члены избирательных комиссий с правом совещательного голоса. Могут ли государственные органы, учреждения и их руководители проводить агитацию за того или иного кандидата на выборах? Государственные органы, учреждения и их руководители могут проводить агитацию за того или иного кандидата на выборах. Проведение предвыборной агитации запрещается только членам избирательных комиссий с правом решающего голоса, иностранным гражданам, международным организациям и международным общественным движениям, воинским частям, военным учреждениям и организациям, благотворительным и религиозным организациям, учрежденным ими организациям, а также членам и участникам религиозных объединений при совершении обрядов и церемоний.
Не могут так как запрещается проводить предвыборную агитацию Федеральным органам государственной власти, органам государственной власти субъектов Российской Федерации, иным государственным органам, органам местного самоуправления, лицам, замещающим государственные или выборные муниципальные должности, государственным и муниципальным служащим, лицам, являющимся членами органов управления организаций независимо от формы. Чем отличаются бюллетени для голосования с помощью КОИБ комплекс обработки избирательных бюллетеней от обычных бюллетеней для голосования? На обычном бюллетене членами избирательной комиссии ставится печать круглой формы синяя по цвету.
Как стать наблюдателем? Сейчас самый доступный способ стать наблюдателем - подать заявку через НКО.
Они самостоятельно договариваются с политическими партиями или кандидатами, чтобы те направили на участок своего «контролера». Как правило, в анкете таких организаций человека просят указать фамилию, имя и отчество, контактные данные, а также рассказать о своем опыте участие в выборах если таковой имеется. Сейчас подготовкой наблюдателей занимаются организации «Гражданин наблюдатель», «Сонар» и другие. Особенно важно зарегистрироваться в реестре наблюдателей как можно раньше - за три дня до начала выборов он должен быть полностью утвержден. Кто обучает наблюдателей?
Для граждан, выступающих в качестве наблюдателей на выборах впервые, партии, кандидаты и НКО проводят серии тренингов. Там всем желающим раздадут специальные методические материалы и расскажут об особенностях работы на избирательных участках. Некоторые организации предоставляют своим «надсмотрщикам» возможность обучаться контролю за ходом избирательного процесса не выходя из дома - путем онлайн-обучения. Всем желающим стать наблюдателями рекомендуется изучить действующее законодательство, затрагивающее вопросы проведения выборов. Как правило, обучение «общественных контролеров» проходит с начала агитационной кампании - в этом году она стартует 17 февраля.
Что может наблюдатель? Наблюдатель вправе следить за ходом голосования на избирательном участке: указывать на нарушения в письменной форме, составлять протоколы о результатах выборов, а также фиксировать происходящее на фото и видео. Кроме того, «контролер» имеет право обращаться в вышестоящие избирательные комиссии и даже подавать заявление в судебные органы. При это важно помнить и о запретах: наблюдатель не должен прикасаться к бюллетеням и агитировать за определенного кандидата. За нарушения этих правил члены участковой избирательной комиссии с решающим голосом вправе удалить гражданина с участка.
На государственных выборах любого уровня, кроме членов избиркома и наблюдателей от партий, на участках присутствуют и общественные наблюдатели. Это добровольцы, которые по своим убеждениям хотят собственными глазами убедиться в честности волеизъявлении народа на отдельно взятой территории. Не стоит отождествлять функции общественного наблюдателя и народного дружинника. Задача общественника одна единственная — следить, чтобы не происходило нарушений, как во время выборов, так и при подсчете голосов. Вплоть до подписания окончательного протокола о состоявшихся выборах.
Поскольку в нашей стране в день выборов участки открываются в 8 утра по местному времени, прибыть добровольцу следует заранее. Предъявив членам комиссии паспорт, направление из штаба кандидата или организации наблюдателей, а также требование о выдачи копии протокола итогов, следует найти удобное место, с которого хорошо видно весь участок. Памятка наблюдателя на выборах Запастись стоит не только терпением. Времени на участке провести потребуется много, а никто вас кормить и поить не будет. Кроме того, не повредит видеокамера и мобильный телефон вместе с несколькими ручками.
Председатель комиссии на участке может попросить стать еще и наблюдателем за официальными видеокамерами. При согласии, расписаться стоит с пометкой «с методическим инструктажем ознакомлен а ». И всё, что подписывается вами, необходимо проверять и ни в коем случае не оставлять автограф на пустых листах и бланках. Важный момент — предъявление пустых урн для голосования на участке и переносных ящиков, с последующим их опечатыванием. Пропустить этот момент никак нельзя.
На протяжении всего дня голосования, то есть до 20 часов, главный объект наблюдения — урны. К ним не должен приближаться никто, кроме голосующих. При этом периодически надо осматривать целостность печатей на урне. Вторая точка наблюдения там, где выдают бланки для голосования. В одни руки не должно попасть более одного бланка по каждому голосованию, если, например, кроме федеральных, проходят и местные выборы.
Книга со списком избирателей тоже не должна оставаться без внимания. В ней категорически запрещено делать записи и, вообще дотрагиваться, если перед членом комиссии никого нет из избирателей.
Мы свяжемся с Вами в кратчайшие сроки и сообщим о датах ближайших курсов и семинаров по подготовке наблюдателей. Пройдя подготовку, Вы сможете принять участие в контроле выборов в качестве наблюдателя от партии «Новые люди». Регистрация наблюдателя партии.
Многих мучили разного рода организационные вопросы, в том числе вопрос о том, как будет обеспечена санитарно-эпидемиологическая безопасность. Все эти моменты мы урегулировали. У нас уже очень много кандидатов в общественные наблюдатели — более 280 тысяч человек, продолжается подача заявок. Поэтому для всех людей, которые хотят быть наблюдателями, мы подготовили чёткие и понятные инструкции по тому, как работать. На сайте общественныйнаблюдатель.
Наблюдатели «Единой России»: На избирательных участках соблюдаются все санитарные нормы
По прибытии на избирательный участок, наблюдатель регистрируется в УИК в качестве наблюдателя. Федеральным законом может быть предусмотрено, что наблюдателем может быть гражданин Российской Федерации, обладающий активным избирательным правом. находиться на избирательных участках в день голосования. на избирательных участках, если количество зарегистрированных кандидатов в одномандатных и многомандатных избирательных округах, а также избирательных объединений влечет превышение длины избирательного бюллетеня, установленной. Кроме того, наблюдателем в избирательные комиссии от субъектов общественного контроля может быть назначен любой гражданин Российской Федерации, обладающий активным избирательным правом.
Кто и как может стать общественным наблюдателем на голосовании по поправкам к Конституции РФ?
места для наблюдателей расположены так, что в поле зрения не находятся места выдачи избирательных бюллетеней, места для тайного голосования, ящики для голосования. Не каждый человек, который находится на избирательном участке в качестве наблюдателя, действительно исполняет функцию наблюдателя. *Общественная палата Самарской области назначает наблюдателей в избирательные комиссии, расположенные на территории Самарской области. подсчетом голосов избирателей на избирательном участке на. *Общественная палата Самарской области назначает наблюдателей в избирательные комиссии, расположенные на территории Самарской области. подсчетом голосов избирателей на избирательном участке на. Точное количество наблюдателей на каждых выборах определяется организаторами и зависит от нескольких факторов, включая величину выборочной группы и доступность для наблюдателей избирательных участков. Стать наблюдателем на избирательном участке.
Кто и как может стать общественным наблюдателем на голосовании по поправкам к Конституции РФ?
Проверить факт включения в список избирателей в участковой избирательной комиссии по месту регистрации за 10 дней до дня голосования. В каких выборах может принять участие избиратель, если он зарегистрирован по постоянному месту жительства в Бурятии, живет в Новосибирске и не имеет возможности выехать в Бурятию в дни голосования? В выборах депутатов Улан-Удэнского городского Совета. В выборах депутатов Народного Хурала Республики Бурятия. В выборах депутатов Государственной Думы Российской Федерации. Сколько избирателей должны проигнорировать выборы, чтобы они не состоялись? Минимального порога явки избирателей на выборах нет. Сколько времени избиратель может находиться в кабине для тайного голосования?
Столько, сколько потребуется для принятия решения и выражения его в бюллетене. Норма времени нахождения избирателя в кабине для тайного голосования законодательством не установлена. Не более 1 часа. Когда бюллетень считается недействительным и при подсчете голосов не учитывается? Когда в бюллетене проставлен знак в одном квадрате. Когда в бюллетене не проставлен знак ни в одном из квадратов. Когда в бюллетене знак проставлен в двух и более квадратах.
Когда проставленный в бюллетене знак выходит за рамки квадрата. Имеет ли право голосовать избиратель, находящийся в день голосования за пределами Российской Федерации? В день голосования проголосовать могут все избиратели, являющиеся гражданами Российской Федерации. Все граждане, находящиеся за пределами Российской Федерации, не имеют возможности принять участие в голосовании. Проголосовать за пределами Российской Федерации могут только граждане, состоящие на консульском учете в посольствах.
После тестовых проверок и до выдачи КОИБом протоколов голосования он должен быть отключен от телефонной сети, связывающей его с системой ГАС «Выборы» отключен от телефонной розетки.
Ведение так называемой «шахматки» нецелесообразно в связи с тем, что она не имеет юридической силы, но зато отвлекает наблюдателя от решения более важных проблем контроля за деятельностью членов УИК, работающих со списками избирателей, выборными представителями УИК способными пойти на нарушения вброс, запись не пришедших граждан в списки проголосовавших избирателей, перекрытие обозрения наблюдателям избирательных урн и т. Задача наблюдателя дышать в затылок члену комиссии при его голосовании на данном избирательном участке. Это будет нервировать комиссию и не даст возможности вброса. Ваши действия абсолютно законны так как вы не знакомитесь с волей избирателя, а только контролируете количество вброшенных бюллетеней. Регулярно контролируйте деятельность членов избирательной комиссии, работающих со списками избирателей, не допуская выдачи нескольких бюллетеней в одни руки, выдачи бюллетеней без предъявления паспорта, военного билета, удостоверения личности военнослужащего, временное удостоверение личности гражданина РФ, выданного на период оформления паспорта, паспорта моряка или заграничного паспорта гражданина РФ. Если избиратель по каким-то причинам не внесен в списки, но зарегистрирован по месту проживания на данном участке, по предъявлению паспорта он вносится в дополнительный список и имеет право проголосовать.
А вы имеете право удостовериться что он действительно зарегистрирован на территории данного избирательного участка. Лицо, получившее откр. Список голосующих по откр. Если проголосовавших по открепительным удостоверениям слишком много более 20-25 то это должно насторожить наблюдателей и вместе с представителем штаба, имеющим на это право от вашей партии вы имеете право ознакомиться с этим списком выписать ФИО, адреса этих избирателей и передать их в штаб для сверки по другим участкам. Для голосования вне помещения выезжают два члена комиссии и наблюдатель от партии ли 1 член комиссии с ПРГ и 2 наблюдателя от разных партий п. В этом случае целесообразно отправить члена УИК с ПРГ так как его отсутствие даст дополнительную нагрузку на других членов комиссии и им будет не до нарушений.
Члена комиссии с правом совещательного голоса ПСГ и наблюдателя никто не может заставить отправиться с выездной комиссией. Наблюдение на участке всегда важнее чем контроль за голосованием вне помещения. По возвращении членов выездной комиссии они должны сдать неиспользованные избирательные бюллетени, опечатать урну для голосования и в списках для голосования сделать отметку о проголосовавших вне помещения карандашные пометки заменить на пометку ручкой. Наблюдатель в этот период должен визуально убедиться, что кто-то из избирателей, проголосовавших на дому не проголосовал вторично в помещении УИК. При подведении итогов голосования очень важно чтобы этапы подсчета следовали друг за другом в соответствии с законом о выборах на основании Ст. Включая доп.
Список проголосовавших по открепительным удостоверениям. Итоговые данные по каждому списку определяется как сумма по всем страницам списка избирателей. Суммарные данные по всем изб. На основании п. После этого список избирателей на время сортировки и подсчета голосов убирается в сейф или иное приспособленное для хранения документов место п. Нарушение этой последовательности не позволит наблюдателю отследить подгонку контрольных соотношений, которые могут осуществлять опытные члены УИК федеральным законом определено, что нарушение установленного порядка голосов влечет признание протокола об итогах голосования недействительным.
При расхождении этих цифр немедленно сообщить в штаб и написать заявление. Если по спискам проголосовало 2300 человек, а бюллетеней меньше это не является нарушением так как часть избирателей может взять свой бюллетень в качестве сувенира. А превышение количества бюллетеней над количеством проголосовавших граждан свидетельствует о вбросе и является основанием для признания выборов недействительными, а проведение повторных выборов должно осуществляться за счет членов комиссии по решению суда. При работе с избирательными бюллетенями количество погашенных бюллетеней суммируется с количеством испорченных бюллетеней. Работа со списками избирателей. На каждой странице списков избирателей должны заполняться ручкой суммарные данные по данной странице и подписаны членом УИК ведущего этот список.
Затем постраничные данные суммируются и вносятся в общий итог по книге списка избирателей, где расписываются член УИК и председатель зам. Суммарные данные по книгам списков избирателей, дополнительного списка избирателей оглашаются и заносятся в увеличенную форму протокола. Подсчёт голосов Лицам, присутствующим при непосредственном подсчете голосов должен быть обеспечен полный обзор действий членов УИК п. Перед вскрытием каждого переносного ящика председатель должен объявить сколько заявлений о голосовании вне помещения прилагается к данному ящику. Дать возможность наблюдателям убедиться в не поврежденности ящика и печати на нем. Если количество бюллетеней превышает объявленное число избирателей заявлений о голосовании на дому , то все бюллетени объявляются недействительными о чем составляется акт.
Затем извлекаются бюллетени из стационарных ящиков при этом надо не допустить вброса. Далее согласно п. Если компромисс не достигнут, то действуем по п. Это является грубейшим нарушением и комиссия вправе будет удалить вас с участка. Если комиссией получено бюллетеней больше, чем сумма выданных и погашенных, то эта разница заполняется в строке: число утраченных. Если сумма полученных комиссией бюллетеней меньше, чем количество выданных и погашенных, то эта разность заполняется в строку: число неучтенных, что говорит о вбросе.
В данном случае немедленно сообщить в штаб для принятия решения. Завершение работы комиссии После окончания заполнения протокола комиссия обязана провести итоговое заседание на котором рассматриваются жалобы, заявления о нарушениях при голосовании или подсчете голосов избирателей и подписывается членами УИК с ПРГ протокол об итогах голосования обратите внимание на то, чтобы комиссия заполнила специальную строку протокола «сведения о количестве поступивших в УИК жалоб и заявлений» , к этому протоколу в обязательном случае должны быть приложены жалобы и заявления. В соответствии с законом по заявке наблюдателя оформленной в момент прибытия на избирательный участок, он обязан получить копию протокола об итогах голосования - копия заверяется словами «копия верна» - подписью председателя, зам.
Когда независимый наблюдатель действительно сталкивается с серьезными нарушениями и начинает обращать на это внимание и вызывать полицию, то ему могут оказывать противодействие. Встречаются и случаи реального физического насилия в отношении наблюдателей. В 2015 году на выборах совета депутатов городского округа Балашиха в Московской области были избиты наблюдатели Дмитрий Нестеров и Станислав Поздняков, задержавшие женщину, пытавшуюся вбросить бюллетени в урну для голосования.
Позднякову затем были вынуждены удалить селезенку из-за полученных при нападении травм. В Краснодарском крае в 2013 году подрались наблюдатели и казаки. Случилось это на досрочных выборах мэра Анапы. Однако случаи реального насилия все же встречаются не очень часто. Обычно угрозы работают просто как способ запугивания наблюдателей. Функции наблюдателей прописаны в законе, но каждый штаб формирует свои задачи.
Кому-то просто нужно получить копию протокола, кому-то — следить за явкой. В самом общем виде функции наблюдателей можно описать так: необходимо прийти к семи утра на участок, наблюдать процедуру открытия, следить за всем ходом голосования и за подсчетом голосов, который обычно затягивается до ночи. В связи с этим наблюдателям нужна подготовка. Российское избирательное законодательство очень тяжелое, а потому сходу разобраться в том, что происходит на участке, без обучения невозможно. Где готовят наблюдателей в Краснодаре? В штабе самовыдвиженца Владимира Путина сообщили, что у них уже сформированы списки наблюдателей и что обучены люди на базе местных отделений партии «Единая Россия» и штабов «Общероссийского народного фронта».
Всего набрали 8253 наблюдателя. Также сформирован список наблюдателей и от КПРФ. Партия отправит по три наблюдателя на каждый краевой избирательный участок, всего — 8373 человека. Среди них не только члены партии, но и просто активные граждане, которые обратились на призыв КПРФ по поиску наблюдателей.
Кто ещё может присутствовать на выборах На избирательных участках могут присутствовать заранее аккредитованные журналисты, имеющие профессиональный стаж. Таким образом ограничивают присутствие на выборах гражданских активистов и провокаторов, «прикрывающихся» журналистским удостоверением. По итогам работы международные миссии публикуют доклады с оценкой организации выборов и своими рекомендациями.
До окончания голосования им рекомендуют воздерживаться от публичных суждений и обращений к СМИ. Иностранным представителям разрешают встречаться с кандидатами, представителями партий и иных общественных объединений, российскими наблюдателями. На тех выборах они не обнаружили серьёзных нарушений. Выборы 2024 года не лишились участия международных представителей. Иностранные наблюдатели должны посетить избирательные участки во всех субъектах, включая Крым и новые российские регионы. ЦИК РФ направил приглашения в 95 стран, исключая «недружественные». Какие нарушения фиксируют на выборах Нарушения на выборах довольно типичные и повторяются из раза в раз.
Рассмотрим наиболее популярные. Вброс бюллетеней. Это метод фальсификации, когда в урну для голосования засовывают пачку с бюллетенями, в которых уже проставлены галочки за нужного кандидата. Так, на выборах президента в 2018 году в подмосковных Люберцах за вброс отстранили председателя и членов УИК, а все бюллетени в урне признали недействительными. Всего же за подобное отменили итоги голосования на нескольких участках.
Кто и как может стать общественным наблюдателем на голосовании по поправкам к Конституции РФ?
Впервые же институт общественных наблюдателей появился на выборах президента РФ в 2018 году. Как подчеркнула директор исполнительной дирекции Общественной палаты РК Александра Афонина, общественные наблюдатели - независимые, и стать им может каждый желающий. Ранее на избирательных участках легитимность обеспечивали представители политических партий, дискредитируя процесс голосования, тем самым подрывая доверие. Независимые наблюдатели не получают деньги за свою работу, они действительно заинтересованы в результате голосования и хотят убедиться, что всё законно. Общественный наблюдатель - это тот человек, который сомневается в легитимности голосования, работает он намного лучше и ответственнее, чем представители политических партий, заявили на конференции. О новых правилах участия в общественном наблюдении в условиях ограничительных мер в связи с пандемией рассказал член совета при президенте РФ по развитию гражданского общества и правам человека, член координационного совета общероссийской общественной организации "Юристы за права и достойную жизнь человека" Александр Брод.
По его словам, Ассоциация независимого общественного мониторинга каждый день ведет свою работу.
Сведения об избирательных участках, участках референдума, оснащаемых КОИБ, направляются в Центральную избирательную комиссию Российской Федерации не позднее чем за 20 дней до дня голосования образец формы и вариант ее заполнения приведены в приложении N 1. Поручить ФЦИ при ЦИК России и Аппарату Центральной избирательной комиссии Российской Федерации оказывать избирательным комиссиям субъектов Российской Федерации методическую помощь в использовании КОИБ при проведении выборов в органы государственной власти субъектов Российской Федерации, органы местного самоуправления и соответствующих референдумов. Расходы, связанные с подготовкой и использованием КОИБ при проведении выборов в органы государственной власти субъектов Российской Федерации, органы местного самоуправления и соответствующих референдумов, финансируются в соответствии со статьей 57 Федерального закона "Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации" и статьей 25 Федерального закона "О Государственной автоматизированной системе Российской Федерации "Выборы".
Наблюдателям и аккредитованным представителям СМИ должен быть обеспечен полный обзор действий членов комиссии, в том числе при непосредственном подсчете повторном подсчете голосов избирателей, участников референдума, включая перемещение бюллетеней из ящиков для голосования в сейф-пакет в случае принятия решения, предусмотренного пунктами 1 или 2 статьи 631 Федерального закона. При сортировке бюллетеней и подсчете голосов избирателей, участников референдума наблюдателям и аккредитованным представителям СМИ должна быть обеспечена видимость отметок в бюллетенях. В связи с этим требуется, при наличии возможности, определить места для наблюдателей и аккредитованных представителей СМИ на расстоянии и в условиях, обеспечивающих указанным лицам полный обзор действий. Перед вскрытием сейф-пакетов наблюдателям и аккредитованным представителям СМИ обеспечивается возможность осмотреть сейф-пакеты, содержащие бюллетени, и составленные в отношении них акты в случае принятия решения, предусмотренного пунктами 1 или 2 статьи 631 Федерального закона. Места для осуществления фото- и или видеосъемки в помещении для голосования наблюдателями, в том числе при перемещении бюллетеней в сейф-пакет в случае принятия решения, предусмотренного пунктами 1 или 2 статьи 631 Федерального закона , определяются председателем участковой комиссии.
Фото- и или видеосъемка должна осуществляться наблюдателями и аккредитованными представителями СМИ с учетом Требований таким образом, чтобы не нарушалась тайна голосования и отсутствовала возможность контроля за волеизъявлением избирателей, участников референдума, а также чтобы сохранялась конфиденциальность персональных данных, которые содержатся в списках избирателей, участников референдума и иных документах, содержащих конфиденциальную информацию, отнесенную к таковой в порядке, установленном федеральным законодательством. Наблюдатель и аккредитованный представитель СМИ осуществляет фото- и или видеосъемку, предварительно уведомив об этом председателя, заместителя председателя или секретаря участковой комиссии.
Как поступить, если избиратель отказался впустить наблюдателя в квартиру? Это его право как гражданина. О факте такого отказа сообщается председателю УИК.
Почему наблюдателю отказали п помощи членам УИК рассортировать избирательные бюллетени? Наблюдатель не имеет права принимать непосредственное участие в подсчете голосов избирателей, но он может наблюдать за его проведением. Когда начинается непосредственный подсчет голосов избирателей? Непосредственный подсчет голосов избирателей начинается после погашения неиспользованных избирательных бюллетеней; работы со списком избирателей; вскрытия ящиков для голосования сначала переносных, потом стационарных ; сортировки избирательных бюллетеней по пачкам за каждого кандидата; внесения в строки протокола УИК об итогах голосования и его увеличенной формы соответствующих данных. После этого начинается непосредственный подсчет голосов избирателей в каждой пачке избирательных бюллетеней.
Может ли наблюдатель участвовать в итоговом заседании УИК? Наблюдатель имеет право присутствовать на итоговом заседании УИК. Но наблюдатель не имеет права участвовать в принятии ею решений. Как получить копию протокола УИК? После подписания членами УИК протокола об итогах голосования наблюдатель имеет право получить его заверенную копию.
Рекомендуется сообщить о своем желании получить копию председателю, заместителю председателя или секретарю УИК. На копии ставится запись «Верно» или «Копия верна», подпись, фамилия и инициалы только лица, заверяющего копию председателя, или заместителя председателя, или секретаря УИК , дата и время заверения, печать УИК. Также Вам необходимо расписаться за получение заверенной копии протокола УИК об итогах голосования в соответствующем реестре, где указываются номер копии, дата и время ее выдачи. Что делать если нарушен ход голосования или порядок подсчета голосов избирателей? К факту нарушения надо привлечь внимание председателя УИК и потребовать пресечь нарушение или разъяснить ситуацию.
Если реакции не последует, о нарушении следует сообщить представителю кандидата или иного субъекта, назначившего Вас наблюдателем, передав ему соответствующий акт или копию поданной в избирательную комиссию жалобы. Если нарушаются права наблюдателя, с жалобой можно обратиться в вышестоящую комиссию или в суд. Наиболее типичные нарушения Количество бюллетеней при подсчете не соответствует числу проголосовавших граждан. Число избирателей, вошедших на участок не соответствует количеству расписавшихся в списках и так далее. Но достаточно часто происходят и реальные нарушения.
Именно поэтому кандидаты стремятся заплатить за труд наблюдателей, так как любая работа, требующая внимательности и точности, должна подразумевать денежное вознаграждение. Как наблюдателю считать явку избирателей Подсчет явки — одна из самых ответственных процедур. На голосование могут прийти 200 человек, а в результате подсчетов потом окажется, что голосовало 2000, да при том все за одну партию. Наблюдателя могут привлечь к серьезным разбирательствам. Поэтому следует все вопросы прояснять заранее со своими кураторами.
Просто считать количество зашедших на участок не получится. Ведь человек может просто так зайти, за компанию с кем-то из знакомых, что-то узнать и так далее. Нужно считать именно количество опустивших бюллетени в урну. Для этого по правилам, председатель УИК обязан выделить место наблюдателям, чтоб оттуда хорошо обозревалась урна, но при этом не нарушалась тайна голосования. Считать избирателей можно посредством приложения на мобильном телефоне для этого подойдет любой счетчик, важно только протестировать его, чтобы данные не удалялись при нажатии на блокировку или просто случайном прикосновении , либо в тетрадке-блокноте.
Каждый десяток или сотню обводить в кружочек, чтоб потом легче было подводить итоги. Сколько платят наблюдателям на выборах Прежде всего, стоит разъяснить вопрос, кто платит наблюдателям на выборах. Многие считают, что это государство, но это не так. Наблюдателям платит конкретная политическая партия, если у нее не хватает волонтеров, и имеется на это бюджет. На местном уровне часто происходят усобицы, дележка мандатов и должностей.
Выборы под наблюдением: что и кому можно делать на избирательных участках, а чего нельзя?
Общественные наблюдатели не представляют интересы ни одной из политических партий или кандидатов, их главная задача — защита избирательных прав всех участников избирательного процесса. Обеспечивать голосование на Кубани будут 61 территориальная и 2850 участковых избирательных комиссий. На каждый участок Общественная палата направит от одного до трёх наблюдателей, прошедших специальное обучение. Благодаря этому выборы становятся все более открытым и прозрачным процессом. Прозрачность и открытость выборов на Кубани обеспечивается за счет работы наблюдателей, в том числе из числа граждан, за счет видеофиксации на избирательных участках и за счет доступности всех материалов о заседаниях и принятых решениях Крайизбиркома». В дни голосования 9-11 сентября на всех избирательных участках края будет вестись круглосуточная видеозапись. Для организации всестороннего общественного наблюдения за ходом выборов Общественная палата Краснодарского края открывает Центр общественного наблюдения — ЦОН Краснодар, ул. Северная, 405. Это позволит проводить качественную проверку сообщений об инцидентах на участках.
Граждане могут обращаться на горячие линии ОП КК, Крайизбиркома и Совета при главе администрации Краснодарского края по развитию гражданского общества и правам человека. Как и в прошлом году, в ЦОНе будут оборудованы рабочие места для граждан, наблюдателей от политических партий и журналистов. Напомним, по закону наблюдателем от Общественной палаты может стать гражданин РФ, достигший на день голосования 18 лет.
Наблюдателем может быть гражданин Российской Федерации, обладающий активным избирательным правом, т. Наблюдателями не могут быть: 1 выборные должностные лица главы муниципальных образований и местных администраций , 2 депутаты, 4 лица, находящиеся в непосредственном подчинении у вышеуказанных должностных лиц, 5 судьи, 6 прокуроры. По общему правилу члены избирательных комиссий с правом решающего голоса. Однако есть исключение: члены избирательных комиссий, полномочия которых были приостановлены могут быть назначены наблюдателями. Каков порядок назначения наблюдателей? Для назначения наблюдателя достаточно выдать ему направление в письменной форме, которым удостоверяются полномочия наблюдателя.
Форма направления Федеральным законом не установлена. Вместе с тем, предлагаю использовать за основу форму, представленную в Разъяснениях порядка назначения наблюдателей для общественных палат. Рекомендуемые формы направлений наблюдателя у вас имеются в раздаточном материале. Сколько наблюдателей можно назначить? Зарегистрированный кандидат или его доверенное лицо , партия, общественная палата могут назначить в каждую участковую комиссию несколько наблюдателей, которые имеют право поочередно осуществлять наблюдение в помещении для голосования.
Наблюдатели на избирательном участке не имеют права: -выдавать избирательные бюллетени; -расписываться за избирателя в получении избирательного бюллетеня; -заполнять за избирателя избирательный бюллетень; -совершать действия, нарушающие тайну голосования; -принимать непосредственное участие в подсчете избирательных бюллетеней; -препятствовать работе избирательной комиссии; -участвовать в принятии решений соответствующей комиссией. Представители СМИ При осуществлении своей деятельности на избирательном участке представители СМИ имеют определенные права и обязанности, а также должны придерживаться определенных правил проведения фото- и видеосъемки. Аккредитованные представители СМИ вправе: -находиться в помещениях для голосования в день дни голосования, в дни досрочного голосования; -присутствовать при подсчете голосов избирателей, при повторном подсчете голосов избирателей на избирательных участках; -присутствовать на заседаниях избирательных комиссий при установлении ими итогов голосования, определении результатов выборов; -производить фото- и видеосъемку в помещениях для голосования, предварительно уведомив об этом председателя, заместителя председателя или секретаря соответствующей избирательной комиссии. Представители СМИ также имеют право: -знакомиться с протоколами избирательных комиссий об итогах голосования, о результатах выборов, в том числе составляемыми повторно; -получать от соответствующей избирательной комиссии копии протоколов об итогах голосования, результатах выборов, в том числе заверенные копии протоколов участковых комиссий об итогах голосования.
В направлении должны быть: ФИО наблюдателя, номер избирательного участка, наименование избирательной комиссии, в которую он направляется, запись об отсутствии ограничений вам есть 18, вы гражданин РФ, не депутат, не судья и т. RU Направление нужно отнести в вашу избирательную комиссию за день до голосования, либо непосредственно в день голосования. Не забудьте паспорт — направление действительно только при его наличии. Как подготовиться? И в НКО, и в партиях вас ждет 1,5—2-часовое обучение тому, как быть наблюдателем, рассказывает Znak. Дополнительно можно прочитать 248-страничный «Справочник краткосрочного наблюдателя». В партиях рассказывают, что они тоже учат по методичкам «Голоса». Отдельно нужно изучить Избирательный кодекс. Можно почитать публикации в СМИ о том, какие были нарушения на прошлых выборах и не было ли их на вашем участке, чтобы заранее быть готовыми к чему-то подобному. На участке необходимо оставаться до конца подсчета голосов и заполнения протокола, иначе все было бессмысленно. Будьте готовы, что в крайних случаях вы задержитесь до утра, поэтому хорошо выспитесь накануне. Могут ли меня заставить уйти с участка? С 2016 года для этого требуется решение суда, а раньше комиссия могла удалить наблюдателя собственным решением, сообщает Znak. Представитель комиссии, вероятно, поедет с заявлением в суд, который рассмотрит документ незамедлительно. Пока это не очень распространенное явление, с которым почти никто не сталкивался на практике.
Общественный штаб по наблюдению за выборами Президента России в Москве в 2024 году
Количество наблюдателей, которые могут находиться на избирательном участке, регулируется законодательством и ограничено определенными правилами. Главная» Новости» Сколько длится обучение у наблюдателя на выборах в 2024 году. В участковую избирательную комиссию направление может быть представлено только наблюдателем, указанным в списке, предусмотренном частью 31 настоящей статьи. *Общественная палата Самарской области назначает наблюдателей в избирательные комиссии, расположенные на территории Самарской области. подсчетом голосов избирателей на избирательном участке на.
Наблюдатели на выборах: кто они и зачем нужны?
2. Нет, кандидат не имеет права находится на избирательном участке в день выборов, для наблюдения за процессом голосования он может назначить наблюдателей. В дни выборов наблюдатели от Общественной палаты будут работать на всех избирательных участках. Список наблюдателей, назначенных в участковые избирательные комиссии, сформированные на избирательных участках, образованных за пределами территории Российской Федерации, направляется вышестоящей территориальной избирательной комиссией в соответствующие. Федеральным законом может быть предусмотрено, что наблюдателем может быть гражданин Российской Федерации, обладающий активным избирательным правом.