Военный аналитик подчеркнул, что американские специалисты не могут создать двигатель, который смог бы развить скорость, равную гиперзвуковой. Новейшие российские гиперзвуковые комплексы хотят научить летать еще быстрее: согласно представленной информации, в обозримом будущем их скорость на траектории сможет. При выполнении маневров на гиперзвуковой скорости «Циркон» становится неуязвим для современных средств ПВО.
Новый гиперзвуковой самолет впервые испытан в полете
Россия получила эту информацию и потом создала ее. Во время этого разговора он заявил, что Россия была вынуждена начать разрабатывать гиперзвуковое оружие из-за выхода США из Договора по противоракетной обороне в 2002 году. По его словам, масштабные работы начались в 2004 году. Мы должны были создать это оружие в ответ на развертывание США системы стратегической ПРО, которая в перспективе была бы способна фактически нейтрализовать, обнулить весь наш ядерный потенциал. Владимир Путин, президент России Что еще важно знать? Впервые Путин упомянул их в декабре 2018-го, а затем заявлял , что такое российское оружие позволяет сохранять стратегический баланс и стабильность в мире.
Трамп говорил о «супер-пупер-ракете», которая в 17 раз быстрее всех существующих, в мае. Позже в Пентагоне уточнили, что президент США имел в виду мартовские испытания, во время которых скорость ракеты в 17 раз превышала скорость звука. При этом, по данным CNN, разработки США уступают российским или китайским, а на вооружение поступят вряд ли раньше 2023 года. А что говорит Герберт Ефремов, который лично выступил с идеей создания гиперзвукового блока «Авангард»? Бывший гендиректор военно-промышленной корпорации «НПО машиностроения» Герберт Ефремов дал интервью, где рассказал подробнее о своей работе.
Работа Герберта Ефремова была засекречена более 60 лет. Генеральный конструктор, а позже генеральный директор НПО, Ефремов участвовал в разработке межконтинентальных баллистических ракет УР-100, пилотируемой орбитальной станции «Алмаз», системы морской космической разведки и серии научных спутников-лабораторий «Протон». Ракетный комплекс «Бастион», который использовался Россией в Сирии, также создавался под руководством Ефремова. С 2007 года конструктор занимает в НПО должность советника по науке. По словам Ефремова, Владимир Путин поставил задачу создать «Авангард» как боевую систему в 2004 году.
Но эксперименты велись еще с 1980-х, во время активного конфликта с Америкой. Эксперты при этом считают , что «Авангард» будет очень заметным, потому что при полете нагреется до очень высоких температур и будет светиться в инфракрасном диапазоне. На это Ефремов ответил, что, несмотря на видимость, в ракету будет нельзя попасть в любом случае из-за ее высокой скорости.
В принципе, ракеты, которые могут менять направление, были и в СССР, просто сейчас все модернизируется, — пояснил эксперт. Дандыкин отметил, что все эти ракеты очень осложняют работу вражеской противовоздушной обороне: — Сейчас мы их применяем не штучно, а группой. Они работают по дальнему тылу, оперативным тылам, на западной Украине. У нас определенно есть преимущество в авиации, в комплексе это помогает решать задачи, особенно это заметно на Авдеевском и Донецком направлениях.
То есть пока они будут произведены, пока они начнут массово поставляться в войска, в любом случае должно пройти минимум пять-семь лет», — пояснил эксперт ИА Регнум.
Главное — манёвры Главный же вопрос не сроки разработки новых систем ПРО, а то, каким гиперзвуковым вооружениям они должны противостоять, пояснил эксперт. На практике, как обычно, всё несколько сложнее», — отмечает Васильев. Сам по себе перехват системами ПРО ракет, действующих на гиперзвуковых скоростях в том числе на указанных 6,9 тыс. Здесь речь идёт о ракетах, которые маневрируют на такой скорости», — подчеркнул эксперт. Когда цель просто летит на гиперскорости, всё достаточно просто: выбирается точка упреждения, рассчитывается, и по этой точке отправляется противоракета системы ПРО, которая может лететь даже без наведения, пояснил Васильев. Но если гиперзвуковая ракета маневрирует, то сбить её гораздо труднее. При этом важный момент, что ракета, когда летит на гиперзвуковых скоростях, окружена облаком нагретого воздуха, на такой скорости образуется плазма, — указал эксперт. Следовательно, возникают сложности с обнаружением».
Но, отмечает Васильев, в принципе, это не невозможно. Британско-французский концерн MBDA — один из немногих производителей вооружений, который действительно способен создать и выпустить подобные системы ПРО, пояснил собеседник.
По его словам, не стоит полностью отвергать заявления Ирана о новых разработках, но относиться к ним следует с большой осторожностью. Чулда подчеркнул, что сама разработка в сфере гиперзвуковых технологий по большому счету ни о чем не говорит, так как гиперзвуковые ракеты «куда более требовательные», чем баллистические и крылатые, — для них необходимы «чрезвычайно эффективные и стабильные компоненты, включая мощные двигатели». При таких высоких скоростях даже незначительное отклонение от намеченной траектории может привести к катастрофе. Более того, такой снаряд должен сохранять высокую скорость а для этого нужен эффективный и надежный двигатель и быть устойчивым к экстремально высоким температурам, трению и деформации», — пояснил эксперт. Кроме того, добавил Чулда, даже научный прорыв в гиперзвуковой технологии не означает автоматически, что у совершившей его страны есть промышленный потенциал для превращения прототипа в оружие массового производства для боевого применения. В этом процессе принципиально важны высокий промышленный потенциал, современные производственные линии, очень строгий технологический регламент и финансовый аспект.
Есть ли у Ирана не только научный, но и промышленный и финансовый потенциал, чтобы стать гиперзвуковой державой? В качестве аргумента в пользу своей точки зрения он приводит тот факт, что «иранская оружейная промышленность в наши дни наиболее известна производством дешевых и очень уязвимых дронов», и это характеризует ее совершенно определенным образом. Относиться к иранским заявлениям о вооружениях с осторожным скептицизмом призывали и эксперты The Foundation for Defense of Democracies FDD. Так, старший научный сотрудник фонда Бехнам Бен Талеблу предполагал , что объявление Тегерана о гиперзвуковой ракете «является совокупностью тех фактов, что некоторые из его баллистических ракет уже возвращаются в атмосферу на гиперзвуковых скоростях и что боеголовка «Фатх», вероятно, является маневрирующей, в ней используется твердотопливный двигатель меньшего размера».
Гиперзвуковая суета: в погоне за скоростью
«Авангард» двигателя не имеет, он приобретает гиперзвуковую скорость от ракеты-носителя, от которой впоследствии отделяется. Гиперзвуковой планер отделится от самолёта в воздухе и разовьёт рекордную скорость, после чего приземлится на аэродром. Гиперзвуковая крылатая ракета при запуске в серию и постановке на вооружение армий мировых держав может изменить весь существующий баланс тактических и стратегических.
Какая самая быстрая ракета в мире
Звуковой удар достигает наблюдателя Интересный факт: с преодолением звукового барьера часто связывают возникновение белого облака в хвостовой части самолета. Однако к звуковому барьеру оно отношения не имеет. Речь идет об эффекте Прандтля-Глоерта — конденсации влаги сразу за движущимся самолетом. Проблемы сверхзвукового полета Как бы ни разгонялся обычный самолет, он не сможет длительное время лететь на сверхзвуковой скорости. Дозвуковые самолеты отличаются более плавными и округленными формами. А при полете на сверхзвуковой скорости возникают иные аэродинамические условия. Резко увеличивается сопротивление воздуха, корпус самолета нагревается из-за трения. В результате обычный самолет потеряет стабильное управление и может начать разрушаться прямо в воздухе. Активно развиваться сверхзвуковая авиация начала в 50-60-х годах. Первым сверхзвуковым самолетом, который выпускался серийно, стал истребитель North American F-100 Super Sabre. Данная модель впервые совершила полет в 1953 году.
Создавались и пассажирские сверхзвуковые самолеты, которые выполняли регулярные рейсы. Но их было всего 2: советский Ту-144 и англо-французский Concorde. Сверхзвуковой пассажирский самолет Ту-144 Преимущество таких самолетов — это преодоление больших расстояний за короткий промежуток времени. Также сверхзвуковой самолет перемещается на большей высоте по сравнению с обычными.
Предполагается, что этим летом Китай дважды успешно испытывал гиперзвуковое оружие. СМИ напоминают, что среди китайских гиперзвуковых ракет имеются DF-26, скорость которых, по некоторым данным, в 18 раз может превышать скорость звука. Эта ракета может нести обычную или ядерную боеголовку, а одну из ее модификаций можно использовать против авианосных группировок в море. Также сообщалось, что Китай разрабатывает гиперзвуковое оружие, что должно будет генерировать электромагнитный импульс, который выведет из строя электронику и электросети потенциального неприятеля.
По сообщениям DARPA, испытания проходили на прошлой неделе: прямоточный воздушно-реактивный двигатель ракеты запустился спустя несколько секунд, как HAWC сбросили с самолета. Гиперзвуковые ракеты, предназначенные для полетов в верхних слоях атмосферы, обладают поразительной маневренностью. Также ракеты класса HAWC способны поражать цели намного быстрее дозвуковых аппаратов, а благодаря значительной кинетической энергии их не обязательно оснащать мощными взрывчатыми веществами.
При этом остальные характеристики ракеты по-прежнему держатся в строжайшем секрете, тайной является даже внешний вид ракеты — например, на корабль "Цирконы" грузят в закрытых контейнерах, отметил офицер. Тайна в футляре "Леденящий душу", как выразились британские журналисты, пуск на самом деле даже с учетом большого расстояния, с которого велась съемка, ничего экстраординарного не содержал, на мой взгляд. Затем в головной части ракеты можно увидеть несколько вспышек — это срабатывают двигатели, задающие ей направление полета. После чего и этот блок отлетает в сторону. Следует более мощная и ослепительная вспышка — включается основной двигатель, а ракета буквально растворяется в северном небе. При этом на днях Минобороны в ходе учений в Крыму показало стрельбу береговым ракетным комплексом "Бастион" — так вот, если сравнить "морской" ролик и "сухопутный", то очевидно, что корабельная ракета улетает куда быстрее. На днях ее или ее модернизированную версию Х-32 внешне ракеты идентичны показали в составе вооружения дальнего бомбардировщика Ту-22М3 на российской авиабазе Хмеймим в Сирии. Первая — совсем не новая фактически принята на вооружение в 1968 году. При весе около 6 т и длине 12 м ракета несет фугасную или ядерную боевую часть весом в тонну. В 1990-х годах на базе Х-22, по моим данным, был проведен российско-немецкий эксперимент по достижению гиперзвуковой скорости. Для этого потребовалось "всего лишь" поставить на нее дополнительные ракетные ускорители.
Китайские учёные разработают рельсотронную катапульту для запуска гиперзвуковых космопланов
Характеристики иранского гиперзвуковой ракеты — дальность полета до 1,4 тысячи километров и скорость до 12–13 Махов — вызывают сомнения, рассказал военный эксперт. Диапазон скоростей очень широкий — от дозвуковых и трансзвуковых режимов полёта до сверхзвуковых и гиперзвуковых, от 5 Махов до 20. Ведь российские гиперзвуковые ракеты не просто являются примером достижения российских оружейников, которые позволят усилить обороноспособность страны. Известно, что аппарат достиг скорости пяти Махов, в пять раз превышающей скорость звука, ― это примерно 6,2 тыс. км/ч. При этом важный момент, что ракета, когда летит на гиперзвуковых скоростях, окружена облаком нагретого воздуха, на такой скорости образуется плазма, — указал эксперт. На гиперзвуковой скорости кинетическая энергия ракеты настолько высока, что ее будет достаточно, чтобы уничтожить определенные классы целей даже без использования заряда.
Жители нескольких районов Подмосковья услышали звуки взрывов. Объясняем, что это было
И, как и ожидалось, в 1959 году ракетный Х-15 впервые совершил пилотируемый гиперзвуковой полёт. В дальнейшем на базе узлов Х-15 предполагалось создать испытательный самолёт Х-15D для отработки гиперзвуковых прямоточных двигателей. От изначального варианта не оставалось ничего, а название Х-15 использовали для упрощения получения финансирования Казалось бы, вот оно — пройдёт ещё лет пять, максимум десять, и гиперзвуковые аппараты встанут в серию. Благо по соседству ещё семимильными шагами развивалось ракетостроение, где гиперзвуковые скорости стали привычным делом, — много решений можно было почерпнуть оттуда. На чертёжных досках различных фирм появились наброски гиперзвуковых аппаратов: в основном разведчиков и бомбардировщиков — они как раз летают на больших высотах и не требуют особой манёвренности. Было много проектов и пассажирского гиперзвука: попасть в Нью-Йорк из Лондона за час с небольшим — крайне привлекательная идея. Гиперзвуковой многоцелевой самолёт от Republic, используемый в том числе в качестве первой ступени для космических аппаратов. Да, Х-15 летал на гиперзвуке — но имел ракетный двигатель и совершенно не умел маневрировать. Последнее было особо критично для любого серийного самолёта.
И, как показали последующие испытания, с маневрированием на гиперзвуке всё было совсем плохо. Даже в линейном полёте нагрузки на конструкцию запредельные, а маневрирование при этом смертельно опасно. Любое повреждение теплозащиты — и самолёту конец. Но может, и не нужно это маневрирование? Проект многорежимного гиперзвукового грузового самолёта от Rolls Royce Различные режимы полёта многорежимного гиперзвукового грузового самолёта от Rolls Royce Пусть манёвры происходят на меньших скоростях, а на гиперзвуке полёт идёт только по прямой. Однако ракетные двигатели для этого совсем не подходили — с контролем скорости у них всё было плохо, а сделать реактивный двигатель для подобного полёта никак не выходило. Сначала вообще думали о многорежимном, способном эффективно работать на любых скоростях. Но создание такого двигателя для цэрэушного А-12 , с максимальной скоростью всего в 3,2 М, оказалось предельно сложной задачей.
Двигатель J58 был вершиной инженерного искусства и почти пределом развития в своём классе. Схема работы воздухозаборников А-12 и двигателя J58 на различных скоростях Использование специальных гиперзвуковых прямоточных двигателей ГПВРД выглядело куда перспективнее. Да, появились бы проблемы с полётами на меньших скоростях, но решить их можно было, например, просто установив дополнительные турбореактивные двигатели. Однако создание ГПВРД, казавшееся на бумаге не самой сложной задачкой, обернулось множеством проблем.
На днях «Циркон» с успехом продемонстрировал точность ударов, поразив цель в Белом море, пишет специализированное издание Hi-News. Она может поражать цель на расстоянии 1 500 км. При этом средства ПВО не смогут ее сбить, так как пока ее обнаружат и настроят зенитно-ракетный комплекс, ракета достигнет своей цели. Более того «Циркон» одновременно может поразить несколько кораблей, так как поддерживает залповую стрельбу. Производят их в НПО машиностроения в Реутове. Атомная подлодка К-329 «Белгород» на данный момент является одной из самых секретных субмарин в мире. Она на 11 метров длиннее самой большой подлодки в мире — подводного стратегического ракетного крейсера проекта 941 «Акула», к тому же шире и длиннее главных носителей ядерного оружия на флоте — подлодок проекта 955 «Борей2». Главной особенностью «Белгорода», как считают специалисты, является секретная «гибридная энергетическая установка», включающая в себя малошумную турбину, которая позволяет подлодке оставаться практически невидимой для гидроакустических комплексов при движении на предельной глубине погружения.
Большинство считает, что скорость звука в воздухе равна 340 метрам в секунду. Но свойства-то воздуха могут быть разными. А значит, различна и скорость распространения звука в нем! В приземном слое она действительно равна тем самым 340 метрам в секунду, но, к примеру, на высотах около десяти километров, скорость из-за разреженности воздуха и низких температур — иная, и составляет уже около 300 метров в секунду. Разница около 13—14 процентов — это весьма немало и имеет существенное значение как для инженеров, проектирующих самолет, так и для пилотов, им управляющих. Иными словами, 1 Мах — это скорость звука при конкретных параметрах высоты и температуры, в которых летит самолет, «здесь и сейчас». Для чего нужно измерение скорости в Махах? Слово «MACH» или буква «М» значатся на особых индикаторах скорости в пилотских кабинах — этими приборами часто дополняют измерители приборной скорости и на летном жаргоне их именуют «махометрами». Лимб «махометра» размечен в условных единицах — условно говоря, если его стрелка встанет на цифру 1, то самолет летит со скоростью звука в данный момент времени и на данной высоте. Но возникает естественный вопрос — для чего пилоту необходимы данные скорости с «махометра»? Дело в том, что момент перехода через звуковой барьер связан с резкими изменениями аэродинамического баланса самолета и требует повышенного внимания в управлении.
Его первые испытания, судя по сообщениям в СМИ, были проведены в феврале 2015 года под Оренбургом. Предполагается, что самолет будет использоваться в военных целях. Так, гиперзвуковой аппарат сможет при необходимости осуществлять доставку поражающих средств на значительные расстояния, вести мониторинг территории, а также задействоваться как элемент штурмовой авиации. Некоторые исследователи полагают, что в 2020-2025 гг. В СМИ есть сведения о том, что рассматриваемый гиперзвуковой самолет России будет размещаться на баллистической ракете «Сармат», которая также находится на стадии проектирования. Некоторые аналитики считают, что разрабатываемый гиперзвуковой аппарат Ю-71 — это не что иное, как боеголовка, которая должна будет отделяться от баллистической ракеты на конечном участке полета, чтобы затем, благодаря высокой, характерной для самолета маневренности, преодолевать системы ПРО. Проект «Аякс» В числе наиболее примечательных проектов, связанных с разработкой гиперзвуковых самолетов, — «Аякс». Изучим его подробнее. Гиперзвуковой самолет «Аякс» — концептуальная разработка советских инженеров. В научной среде разговоры о ней начались еще в 80-е годы. В числе наиболее примечательных характеристик — наличие системы тепловой защиты, которая призвана защищать корпус от перегрева. Таким образом, разработчики аппарата «Аякс» предложили решение одной из «гиперзвуковых» проблем, обозначенных нами выше. Традиционная схема тепловой защиты летательных машин предполагает размещение на корпусе особых материалов. Разработчики «Аякса» предложили иную концепцию, по которой предполагалось не защищать аппарат от внешнего нагрева, а впускать тепло внутрь машины, одновременно увеличивая ее энергоресурс. Основным конкурентом советского аппарат считался гиперзвуковой самолет «Аврора», создаваемый в США. Однако в связи с тем, что конструкторы из СССР существенно расширили возможности концепции, на новую разработку был возложен самый широкий круг задач, в частности, исследовательских. Можно сказать, что «Аякс» — гиперзвуковой многоцелевой самолет. Рассмотрим более подробно технологические новшества, предложенные инженерами из СССР. Итак, советские разработчики «Аякса» предложили использовать тепло, возникающее как результат трения корпуса самолета об атмосферу, преобразовывать в полезную энергию. Технически это могло быть реализовано посредством размещения на аппарате дополнительных оболочек. В результате формировалось что-то вроде второго корпуса. Его полость предполагалось заполнить неким катализатором, например, смесью горючего материала и воды. Теплоизолирующий слой, изготовленный из твердого материала, в «Аяксе» предполагалось заменить на жидкостный, который, с одной стороны, должен был защищать двигатель, с другой — способствовал бы каталитической реакции, которая, между тем, могла сопровождаться эндотермическим эффектом — перемещением тепла с наружной части корпуса внутрь. Теоретически охлаждение внешних частей аппараты могло быть каким угодно. Избыточное тепло, в свою очередь, предполагалось задействовать с целью повышения эффективности работы двигателя самолета. При этом данная технология позволяла бы генерировать вследствие реакции топлива и виды свободный водород. В данный момент доступные широкой публике сведения о продолжении разработки «Аякса» отсутствуют, однако исследователи считают весьма перспективным внедрение советских концепций в практику. Он представляет собой гиперзвуковой управляемый планер, размещаемый на баллистической ракете. МБР запускает летательный аппарат в космос, откуда машина резко пикирует вниз, развивая гиперзвуковую скорость. Китайский аппарат может монтироваться на разных МБР, обладающих дальностью от 2 до 12 тыс. Установлено, что в ходе тестов аппарат WU-14 смог развить скорость, превышающую 12 тыс. Вместе с тем многие исследователи считают, что китайскую разработку не вполне правомерно относить к классу самолетов.
Подписка на дайджест
- Полковник Матвийчук: США отстают от РФ по гиперзвуку на 5-7 лет
- Очевидное и неизвестное
- Ответ российскому "Кинжалу": Что известно об американской гиперзвуковой ракете HAWC
- Гиперзвуковая скорость. Разработчики российских ПВО обогнали США на 10 лет
- Кто первым сделает ракету — МКБ «Радуга» или Boeing?
- Главный секрет русского гиперзвука
История создания
- Быстрее звука: у кого есть гиперзвуковое оружие
- Взрыв на гиперзвуке: уникальные кадры попадания ракеты «Циркон» по водной мишени
- Самый быстрый гиперзвуковой самолет в мире. Российский гиперзвуковой самолет
- Самые мощные ракеты России | Что такое «Циркон» и Р-37 - Hi-Tech
- Новый гиперзвуковой самолет впервые испытан в полете
Гиперзвуковая ракета «Кинжал» пробивает любую защиту
Того же мнения придерживаются и американские военные эксперты. Так, издание Popular Mechanics называло «Циркон» «вселяющей ужас» ракетой и «гиперзвуковым монстром», а в The National Interest отмечали, что «…НАТО следует настороженно отнестись к новым гиперзвуковым ракетам России» [11]. Бондарева, ракета «Циркон» уже входит в арсенал Вооруженных Сил РФ и ее развертывание запланировано в рамках новой государственной программы вооружения на 2019—2027 г. В последних заявлениях ТАСС в новостях от 25. РИ «Новости» прозвучало, что Россия ускорит испытания гиперзвуковой ракеты «Циркон». Крылатую ракету КР одновременно будут испытывать с подводной лодки типа «Ясень» и с фрегата «Адмирал Горшков». Россия ускорит испытания гиперзвуковой ракеты «Циркон», а стрельбы с подводной лодки крылатой ракетой начнутся параллельно с запусками с борта фрегата [8]. Успешно проведенные испытания около десяти пусков , в том числе с фрегата и двух стартов надводного и подводного с подводной лодки, в конце 2021 года, а также предварительные результаты данных испытаний, дали основание считать, что в ближайшее время на вооружение российского ВМФ и морской авиации может поступить совершенно новое и мощное ракетное оружие.
Этими крылатыми ракетами предполагается перевооружить, по американской классификации: атомные ракетные крейсера типа «Орлан», оснастить строящиеся крейсера проекта «Лидер» и атомные подводные лодки типа «Хаски». По сведениям прессы и других средств массовой информации, первым российским боевым кораблем, укомплектованным новыми ракетами «Циркон», станет тяжелый атомный крейсер «Адмирал Нахимов», находящийся в настоящее время в процессе модернизации. Оба крейсера планируется оснастить десятью пусковыми установками вертикального запуска 3С-14, в каждой пусковой установке может размещаться до десяти ракет. Это позволит каждому кораблю нести на борту до 80 крылатых ракет, состав которых будет смешанным и может включать как «Цирконы», так и ракеты дальнего радиуса действия «Калибр». В дальнейшем, по мнению специалистов, ракетный комплекс с гиперзвуковой крылатой ракетой «Циркон» будет создаваться в двух модификациях — для авиации и для подводных лодок. Как уже сообщалось в средствах массовой информации, ракеты «Циркон» планируются к установке на атомных подводных лодках нового поколения класса «Хаски», а также на современные атомные подводные лодки класса «Ясень». Кроме того, планируется использовать гиперзвуковые ракеты «Циркон» для оснащения нового самолета Ty-160M2 и опытной разработки — стратегического бомбардировщика-невидимки ПАК-ДА [6, 7].
Таким образом, рассмотренные и разрабатываемые в мировом ракетостроении, с военной точки зрения, гиперзвуковые летательные аппараты — это крайне эффективное ударное ракетное средство, обнаружение системами радиолокации которых в полете является чрезвычайно сложным, а поражение современными зенитными средствами эвентуального противника — практически невозможным. В настоящее время не существует и даже не предвидится создания эффективных зенитных средств перехвата противостояния подобных ракет. Следовательно, появление гиперзвуковой противокорабельной ракеты «Циркон» на вооружении российского Военно-Морского Флота резко ослабит роль американских авианосцев в морском противоборстве в пользу наших тяжелых атомных крейсеров и ракетных подводных лодок. Ежегодное Послание Президента России Федеральному собранию от 20 февраля 2019 года. Видеоматериалы, РИО Новости, 2019. Бычков В. Рычков В.
Гиперзвуковая крылатая ракета «Циркон». Сборник статей по материалам межвузовской научно-практической конференции. Носатенко П. Взгляд на возникновение и развитие гиперзвукового оружия в развитых странах мира.
Ракета универсальная и предназначена как для надводного, так и для подводного стартов. Поэтому в задачи обтекателя входит и защита изделия при движении сквозь толщу воды при старте с подводной лодки, и поворот ракеты после вертикального выхода из пусковой установки. Судя по всему, боеприпас использует систему послестартового поворота и ориентации в пространстве, аналогичную подобной системе противокорабельной крылатой ракеты «Оникс» разработки того же «НПО машиностроения». Система твердотопливных двигателей ориентации разворачивает изделие на курс к цели, приводит в горизонтальное положение, снимает и уводит в сторону обтекатель. После этого запускается маршевая ступень твердотопливной первой ступени ракеты. Первая ступень «Циркона» также необычна и включает в себя стартовую часть двигателя, которая обеспечивает выход ракеты из пусковой установки, прохождение через толщу воды при подводном пуске или взлет на безопасную высоту над кораблем-носителем. Маршевая часть твердотопливной стартовой ступени обеспечивает изделию разгон до гиперзвуковой скорости. После отделения разгонной первой ступени маршевую скорость поддерживает прямоточный воздушно-реактивный двигатель. В такой конфигурации ракета может начинать маневрировать в атмосфере, используя аэродинамические поверхности. При выполнении маневров на гиперзвуковой скорости «Циркон» становится неуязвим для современных средств ПВО. Дмитрий Корнев Материал размещён правообладателем в открытом доступе В новости упоминаются.
Тем не менее технологии, полученные в ходе подобных исследований, позволили США и Советскому Союзу создать баллистические ракеты с ядерными боеголовками, способные перемещаться в 20 раз быстрее звука. К тому же эти разработки продвигали вперед и гражданскую космонавтику. К примеру, созданные для проекта «Спираль» жаростойкие материалы использовались при строительстве легендарного «Бурана». Однако после разрядки и снижения напряженности в мировой политике проекты гиперзвукового оружия, казалось, снова отложили — чтобы вернуться к ним лишь в начале нового тысячелетия. Поводом для активизации работ стала атака «Аль-Каиды» запрещена в России 11 сентября 2001 года на Нью-Йорк, заставившая США вновь обеспокоиться созданием систем, которые могли бы в считаные минуты уничтожать угрозы по всему миру. Новый виток Воспользовавшись ситуацией, 13 декабря того же года Соединенные Штаты в одностороннем порядке вышли из Договора об ограничении систем противоракетной обороны. Россия не оставила эти действия без реакции и возобновила разработку вооружений, которые могли бы обходить современные и будущие системы ПРО. Именно так появилось российское, а потом и китайское гиперзвуковое оружие. Ракетный блок межконтинентальной баллистической ракеты МБР , способный маневрировать для уклонения от противоракет противника, в СССР задумали еще в 1980-х. Проект назывался «Альбатрос» — его ключевой особенностью предполагалась неуязвимость к перехвату как с Земли, так и из космоса. Но после успешного пуска ракеты в 1990 году разработки заморозили. К счастью, генеральный конструктор Герберт Ефремов смог сохранить кадровый и технический потенциал ОКБ-52, создававшего «Альбатрос». Уже три года спустя первый заместитель начальника Генштаба Вооруженных сил России Юрий Балуевский отчитался об успешных испытаниях гиперзвукового космического аппарата, способного менять траекторию. Этот комплекс неуязвим для противоракетной обороны противника, утверждал Владимир Путин , рассказывая о нем публике в 2005 году. Лишь через десять лет, в 2015-м, американские СМИ выяснили, что речь идет о гиперзвуковом боевом блоке Ю-71, который позже получил название «Авангард». Как работает «Авангард»? Ракетный комплекс стратегического назначения «Авангард» конструктивно представляет собой межконтинентальную баллистическую ракету МБР УР-100Н УТТХ, оснащенную «Изделием 4202» — планирующим гиперзвуковым крылатым боевым блоком. Соответствующий проект получил название «Альбатрос». Все это время в США тоже работали над гиперзвуком, но менее успешно. Во время первых пусков в апреле 2010 года FHTV-2 удалось развить скорость в 20 чисел Маха 24,5 тысячи километров в час , он находился в воздухе девять минут. Однако в полете испытатели потеряли связь с аппаратом и не смогли получить телеметрическую информацию. В результате аппарат самоуничтожился. Вторые тесты состоялись через полтора года и в какой-то степени прошли успешнее: аппарат передавал информацию больше 20 минут, однако на 26-й минуте полета попросту пропал. Оба испытания американского гиперзвукового оружия закончились провалом Параллельно в США разрабатывали гиперзвуковую крылатую ракету X-51A Waverider. Этот проект был запущен в 2003 году. Ракету считали главной надеждой Пентагона, и в тестовых условиях ей даже удалось развить скорость 5,1 числа Маха. Но после 2013 года испытания Waverider не проводились, а затем проект и вовсе закрыли. Авиационная ракета AGM-183 также не вышла за пределы полигонов, а в 2021 году стало известно сразу о трех ее неудачных испытаниях. Тем временем в 2018 году в послании Федеральному собранию Владимир Путин рассказал о нескольких видах гиперзвукового оружия, находящихся на финальной стадии разработки. Мы начали разработку таких новых видов стратегического оружия, которые вообще не используют баллистические траектории полета при движении к цели, а значит, и системы ПРО в борьбе с ними просто бессмысленны президент России Владимир Путиниз послания Федеральному собранию, март 2018 года На опережение 18 марта 2022 года с одного из аэродромов Южного военного округа ЮВО в ходе специальной операции взлетел истребитель-перехватчик МиГ-31К, к нижней части планера которого была подвешена ракета гиперзвукового комплекса «Кинжал».
Вот всем нам известные ракеты. Межконтинентальные баллистические наземного в специальных шахтах и морского на атомных подводных лодках базирования. Они летают одинаково. Как брошенный вверх теннисный мячик. Сначала летят вверх, потом падают вниз. Все просто. Но эта простота позволяет также просто вычислить и траекторию этих летательных аппаратов. И, соответственно, их сбивать. Хотя в данном случае, перефразируя известную поговорку, все дело не в умении, а в числе. Никакие существующие системы противоракетной обороны не справятся с огромными стаями баллистических ракет, которые полетят из США к нам и, соответственно, в обратном направлении в случае возникновения глобального ядерного конфликта. Да и всем остальным мало не покажется. Жизнь на Земле, быть может за исключением каких-нибудь бактерий, просто исчезнет. Крылатые ракеты А вот крылатые ракеты летают по-другому. Не так, как баллистические. На то они и крылатые. Они были поставлены на вооружение достаточно давно. Их существовало, да и сейчас существует много типов. Земля — воздух, воздух — воздух и далее по списку. Базируются они на самолетах, кораблях. Главное в том, что они всегда были тактическим оружием, пусть и весьма грозным. Вот те же американские дозвуковые «Томагавки», которые с авианосцев разнесли всю Иракскую армию во время известного конфликта. И что? Дальность полета этого оружия — 1500 километров или около того.
Ответ российскому "Кинжалу": Что известно об американской гиперзвуковой ракете HAWC
Главная» Новости» Гиперзвуковые ракеты последние новости. Великобритания планирует к 2030 году поставить на вооружение гиперзвуковую крылатую ракету собственного производства, сообщает The Telegraph. Максимальная скорость ракеты в 12-13 раз превышает скорость звука, достигая 14-15 тысяч километров в час.
Главный секрет русского гиперзвука
В США провели испытания гиперзвуковой крылатой ракеты / Хабр | GE Aerospace считает новую силовую установку практичной, так как она работает как на сверхзвуковых скоростях (менее 3 Махов), так и на гиперзвуковых скоростях. |
В России стартовали испытания гиперзвуковых патронов - Ведомости | Скорость гиперзвуковой ракеты превысила 8 Махов. |
Ракета "Кинжал": ТТХ, применение, история создания | Это ракетное оружие, способное осуществлять полет в атмосфере со скоростью гиперзвука и маневрировать, используя аэродинамические силы. |
«Кинжал» в плазменном коконе. Как ракета обогнала сухопутного предка «Искандера» | Максимальная скорость ракеты в 12-13 раз превышает скорость звука, достигая 14-15 тысяч километров в час. |
"Кинжальная" атака: сверхскоростные аргументы российской армии - Мнения ТАСС | министр обороны России Сергей Шойгу 21 декабря призвал производителей вооружений в 2023 году нарастить поставки. |
Какая самая быстрая ракета в мире
Кроме того, в результате простой параболической траектории ракета взлетает вертикально, затем, преодолев плотные слои атмосферы, наклоняется и летит горизонтально, после чего падает на заданную цель легко сбивается. В результате такой уязвимости эффективность межконтинентальных баллистических ракет достигается за счет их количества. То есть при пуске большого количества ракет системы противоракетной обороны не смогут все их сбить. Какие-то обязательно достигают своей цели. Наиболее актуально это для ракет, несущих ядерный заряд. Ведь их поражающая способность настолько высока, что всего одной достаточно, чтобы сделать непригодной для жизни огромную территорию.
Мы уже рассказывали, что будет после атомной войны и что делать во время ядерного взрыва. Почитайте, это интересная и полезная информация. Ведь мир уже не раз по случайности был в полушаге от катастрофы Массивные баллистические ракеты являются уязвимой целью для систем противоракетной обороны противника Надо сказать, что гиперзвуковые ракеты даже визуально отличаются от остальных. Вместо привычной нам формы заточенного карандаша они приплюснутые. Передняя часть напоминает морду акулы.
Такая форма обеспечивает наилучшую обтекаемость, что крайне важно в условиях атмосферы. Чем отличаются крылатые и баллистические ракеты и какие они ещё бывают. В чем опасность гиперзвуковых ракет Гиперзвуковые ракеты на сегодняшний день являются действительно страшным оружием, так как лишены недостатков межконтинентальных баллистических ракет. В результате практически неуязвимы для существующих систем противоракетной обороны. Так как они летают низко и имеют сравнительно компактные размеры, радиолокационными станциями их невозможно обнаружить до самого последнего момента.
В то же время скорость очень высокая — 5-7 махов. В верхних слоях атмосферы при такой скорости даже после обнаружения ракеты остаются практически неуязвимыми.
Российская экспериментальная гиперзвуковая ракета проходит летные испытания с 2012 года Ожидалось, что Россия приняла участие в подобных летных испытаниях французского гиперзвукового аппарата MBDA LEA с пуском с «Backfire». Впрочем, по имеющимся данным, тестовый гиперзвуковой компонент является исконно российским проектом.
В октябре-ноябре 2012 года Россия и Индия заключили предварительное соглашение по работе над гиперзвуковой ракетой BrahMos-II. Индия: новый игрок на поле После соглашения по совместной разработке с Россией в 1998 году стартовала индийская программа по ракете BrahMos. Согласно соглашению, основными партнерами выступили российское «НПО Машиностроения» и индийская организация по оборонным исследованиям и разработкам DRDO. Первый ее вариант представляет собой сверхзвуковую крылатую двухступенчатую ракету с радиолокационным наведением.
BrahMos, по сути, представляет собой индийский вариант российской ракеты «Яхонт». В то время как ракета BrahMos была уже поставлена в индийскую армию, флот и авиацию, решение о начале разработки силами уже сложившегося партнерства гиперзвукового варианта ракеты BrahMos-II было принято в 2009 году. В соответствии с техническим проектом, BrahMos-ll Kalam будет летать на скоростях свыше 6 чисел Маха и иметь более высокую точность по сравнению с вариантом BrahMos-А. Ракета будет иметь максимальную дальность действия 290 км, которая ограничена Режимом контроля за ракетными технологиями, подписанным Россией он ограничивает для страны-партнера разработку ракет с дальностью более 300 км.
С целью повышения скорости в ракете BrahMos-2 будет использован гиперзвуковой прямоточный воздушно-реактивный двигатель и, по данным ряда источников, российская промышленность разрабатывает для него специальное топливо. Для проекта BrahMos-II было принято ключевое решение сохранить физические параметры предыдущего варианта с тем, чтобы новая ракета могла использовать уже разработанные пусковые установки и другую инфраструктуру. В набор целей, определенный для нового варианта, входят укрепленные цели, например подземные убежища и склады с вооружением. Масштабная модель ракеты BrahMos-II была показана на выставке Aero India 2013, а испытания прототипа должны начаться в 2017 году.
В 2015 году в одном из интервью исполнительный директор компании Brahmos Aerospace Кумар Мишра сообщил, что точная конфигурация ещё должна быть утверждена и что полноценный опытный образец ожидается не ранее 2022 года. Су-30МКИ с ракетой BrahMos на выставке Aero India 2017 Одна из основных проблем заключается в поиске конструктивных решений для BrahMos-II, которые позволили бы ракете выдерживать экстремальные температуры и нагрузки, действующие во время гиперзвукового полета. Среди сложнейших проблем — поиск самых подходящих материалов для изготовления этой ракеты. Дальнейшие испытания технологического демонстратора BrahMos-II Hypersonic Technology Demonstrator Vehicle проходят в научном институте в Бангалоре, чья гиперзвуковая аэродинамическая труба играет ключевую роль в моделировании скорости, необходимой для тестирования различных элементов конструкции ракеты.
Понятно, что гиперзвуковая ракета будет поставляться только в Индию и Россию и не будет доступна для продажи третьим странам. Лидер есть В качестве самой мощной военной и экономической державы в мире Соединенные Штаты определяют тенденции разработок в сфере гиперзвука, но такие страны как Россия и Индия не позволяют им уйти далеко в отрыв. Высшее командование ВВС США в 2014 году объявило о том, что в предстоящее десятилетие гиперзвуковые возможности выйдут на первое место в первой пятерке приоритетных разработок. Гиперзвуковое оружие будет затруднительно перехватить, оно даст возможность наносить удары на больших дальностях быстрее, чем позволяют нынешние ракетные технологии.
Кроме того, эта технология рассматривается некоторыми в качестве преемника технологии «стеле», поскольку оружие, двигающееся на высоких скоростях и на больших высотах, будет обладать лучшей живучестью, чем медленные низколетящие системы, то есть оно сможет поражать цели в оспариваемом пространстве с ограниченным доступом. Вследствие прогресса в области технологий ПВО и их быстрого распространения жизненно необходим поиск новых способов проникновения через «вражеские кордоны». С этой целью американские законодатели заставляют Пентагон ускоренными темпами продвигать гиперзвуковую технологию. Многие из них указывают на разработки в Китае, России и даже в Индии в качестве обоснования более агрессивных усилий США в этом направлении.
Палата представителей Конгресса в своем варианте закона об оборонных расходах заявила, что «они осведомлены о быстро развивающейся угрозе, связанной с разработками гиперзвукового оружия в стане потенциальных противников». Они упоминают там о «нескольких недавних испытаниях гиперзвукового оружия, проведенных в Китае, а также о разработках в этой области в России и Индии» и призывают «энергично двигаться вперед». В частности, в нем говорится также о том, что Пентагон должен использовать «оставшиеся от предыдущих гиперзвуковых испытаний технологии» для продолжения развития этой технологии. Официальные представители ВВС США прогнозируют, что многоразовые гиперзвуковые летательные аппараты могут поступить на вооружение к 40-м годам и эксперты военных исследовательских лабораторий подтверждают эти оценки.
Выход с конкурентным решением раньше потенциальных противников поставит Соединенные Штаты в выигрышное положение, особенно на Тихом океане, где преобладают большие расстояния и будут предпочтительны высокие скорости на больших высотах. Предварительный макет российско-индийской ракеты BrahMos-II, показанный в 2013 году в качестве демонстрации намерений по совместной разработке гиперзвуковой ракеты Поскольку технология, которая должна «созреть» в ближайшей перспективе, может быть применена при разработке вооружения и разведывательных летательных аппаратов, то возникает большой вопрос — в каком направлении прежде всего двинется Пентагон. Для остального мира, включая Россию и Индию, путь вперед менее четко определен, когда речь идет о длительных циклах разработки и будущем развертывании гиперзвуковой технологии и гиперзвуковых платформ.
Непросто было вообще направить поток воздуха в воздухозаборник двигателя на гиперзвуковых скоростях, ведь это требовало достаточно необычной конструкции фюзеляжа, с серьёзной теплозащитой. Были проблемы и с топливом — при сверхзвуковой скорости потока в двигателе оно должно было успеть прореагировать с воздухом. Подходящих вариантов имелось немного, почти все они были не самыми разумными. Например, пентаборан — одно из опаснейших веществ на земле.
Оно не только крайне токсично, но и воспламеняется при почти комнатной температуре. А значит, пришлось бы создавать эффективную систему охлаждения на борту серьёзно нагретого самолёта, и весила бы она слишком много. Проект пассажирского гиперзвукового самолёта от Bell По сути, единственный реальный метод получить работоспособный гиперзвуковой аппарат в то время — это построить ракету с крыльями, которая могла бы летать по прямой, эдакую увеличенную версию Х-15. Именно по этому пути собирались пойти в ЦРУ. Спутники-шпионы в то время были ещё не самого лучшего качества, фотографировали плохо и ждать плёнок с орбиты приходилось долго. Потому в рамках программы Isinglass ЦРУ попыталось создать ракетный разведчик со скоростью 20 М, способный преодолевать даже ПВО, использующую ядерные боеприпасы. Но проект оказался слишком долгим, дорогим и сложным.
ЦРУ не устраивал ни срок разработки — минимум десять лет, — ни размах привлечения к разработке сторонних фирм, из-за чего о секретности не могло быть и речи. Реконструкция возможного внешнего вида разведчика Isinglass фото: Джузеппе де Чиара Эпоха «Авроры» Все 70-е годы работы над гиперзвуком не прекращались, но финансирование на них выделялось по остаточному принципу. В 80-е из-за развития технологий снова пошли серьёзные разговоры о постройке гиперзвуковых самолётов. Казалось, что благодаря появлению новых материалов и компьютеров, способных рассчитать сложные формы гиперзвуковых аппаратов, препятствий для гиперзвука почти не осталось. Военные инициировали работы над гиперзвуковым разведчиком, бомбардировщиком и самолётом ПРО. Схожие работы велись и в СССР. Проект гиперзвукового перехватчика ПРО Фареро-Исландского рубежа Программа NASP имела больше гражданскую направленность, но результаты её работ должны были использовать и в военных проектах.
В рамках программы планировалось построить самолёт Х-30 — проблемы с его стоимостью во многом и привели к закрытию NASP Несмотря на весь оптимизм, скоро стало ясно, что создание больших пилотируемых гиперзвуковых аппаратов, по сути, невозможно. ГПВРД даже не были нормально испытаны; тепловые нагрузки по расчётам хоть и не превышали таковые у «Шаттла» , но использование знаменитой «плиточной» теплозащиты было невозможно. Серьёзные вопросы вызывали взлёт и посадка таких аппаратов.
Для сравнения, сам ТА-1, согласно прошлым сообщениям, весит 2,7 тонны, а его размер 8,5 метра. Основные задачи летных испытаний включали выполнение безопасного запуска корабля ТА-1 с воздуха, зажигание двигателя, ускорение, устойчивый набор высоты и управляемую посадку на воду. Но мы рады сообщить, что в дополнение к выполнению всех основных и клиентских задач полета мы достигли высоких сверхзвуковых скоростей, приближающихся к 5 Махам 1 Мах равен скорости звука - прим. Собрано огромное количество данных в рамках выполнявшихся на заказ замеров ", - сказал генеральный директор компании Закари Кревор. Показать больше.
«Циркон» задает тренд
Скорость гиперзвуковой ракеты превысила 8 Махов. В пользу этой версии говорит и то, что скорость в 17-20 Махов всеми гиперзвуковыми ракетами может развиваться только в стратосфере. Переход на сверхзвуковую скорость – это скорость более 1200 км/ч.
«Кинжал» в плазменном коконе. Как ракета обогнала сухопутного предка «Искандера»
Перехватить гиперзвуковую ракету существующая система ПРО морского базирования АУГ ВМС США не в состоянии. Судя по всему, в кадр попали гиперзвуковые ракеты «Кинжал» воздушного базирования, скорость которых может достигать 10–12 Махов (до 14688 км/ч или 4080 м/с). Скорость гиперзвуковой ракеты превысила 8 Махов. В аэродинамике «гиперзвуковая скорость» значительно превосходит скорость звука — по аналогии со сверхзвуком, только ещё быстрее. По его словам, это переход самолетов на гиперзвуковую скорость. Ее расчетная скорость не превышала 6 М, однако и в этом случае обтекатель и антенна под ним разогревались так, что радиолокатор слеп.