Новомученики и Исповедники своим подвигом перебросили мост над бездной. Они соединили нас с нашим Отечеством, и земным, и Небесным. Новости Региональных отделений. В Волгограде открылась выставка, посвящённая событиям 2013–2014 годов на Украине. Выставка "Небесное воинство" охватывает период в тысячу лет.
Небесное Воинство
В числе экспонатов - храмовый образ "Архангел Михаил с деяниями ангелов", который впервые с 1980 года покинул иконостас Архангельского собора Кремля, иконы "Благословенно воинство Небесного царя" и "Чудо Георгия о змие". Название выставки, время ее открытия и показа широкой аудитории "символичны и не случайны. Когда люди бессильны, вступает воинство Небесное", - написал в своем Telegram-канале глава синодального отдела Московского патриархата по взаимоотношениям церкви с обществом и СМИ Владимир Легойда.
На Куликовом поле открылась выставка «Воинство небесное и земное» Это совместный проект с Государственным музеем истории религии из Санкт-Петербурга. Выставку предоставил Государственный музей истории религии из Санкт-Петербурга. Она сменила постоянную экспозицию в Музейно-мемориальном комплексе в селе Монастырщино. Экспонаты музея Куликовской битвы — доспехи и реликвии сражения — отправились в фонды, и некоторые из них попадут в музейные залы новой экспозиции «Сказание о Мамаевом побоище».
А выставка о неразделимой связи православия и русского воинства гармонично вписалась в существующие музейные залы и витрины. Как заметил директор музея-заповедника Владимир Гриценко, что хоть и жалко было расставаться с прежней экспозицией, которая еще не изжила себя, сегодня в селе Монастырщино - достойное продолжение той главной темы, ради которой и существует музей-заповедник «Куликово поле».
Владивосток общей протяженностью более 9700 километров, установив тем самым мировой рекорд по дальности перелёта на мотопараплане. Участники перелета пронесли над Россией 75-метровую Георгиевскую ленту, государственный флаг Российской Федерации 9х14 метров и, с благословенья схиархимандрита Илия, иконы с мощами святых воинов-победителей Александра Невского и Георгия Победоносца. В различных городах на маршруте перелета по согласованию с местной администрацией организовывались воздушные парады и встречи с населением, которые активно освещались на региональных и федеральных телеканалах, а также другими средствами массовой информации. В текущем году мы поставили перед собой не менее амбициозные цели и решили осуществить «Перелет-2022» от Белого моря к Черному, из г. Архангельска в г.
Но какая разница? Они теперь все мне родные. С ними еще Илюша и Ванечка. Как же так… Все наши ребята с Алтая вместе держались с первого дня. Силу их объединения не смогло разрушить даже командование. Только благодаря их настойчивости, воле, упорству и умению аргументированно отстаивать собственное мнение, в зоне СВО образовалась рота, которая сегодня в народных кругах носит название — алтайская.
Выставка "Небесное воинство. Образ и почитание" открылась в Музеях Московского Кремля
Проект «Небесное Воинство» под руководством Игоря Потапкина по благословению схиархимандрита старца Илии (Ноздрина) стартовал 24 июня под Санкт-Петербургом. 21 ноября 2020 года, в праздник Собора Архистратига Михаила и прочих Небесных Сил бесплотных, митрополит Екатеринбургский и Верхотурский Кирилл совершил малое освящение. Воинство ставшее небесным помогает воинам, сражающимся на поле брани в наши дни. Празднование Собора Архистратига Божия Михаила и прочих Небесных Сил бесплотных установлено в начале IV века на Лаодикийском Соборе. В Национальном музее Республики Бурятия проходит выставка «Воинство Небесное» из собрания Центрального музея древнерусской культуры и искусства имени Андрея Рублева (г. Небесные аномалии и сверхъестественные явления во время битв не являются новостью для русского воинства.
Выставка «Воинство небесное и земное»
После вступления Ивана Павлова в число братии их непосредственное общение происходило, во-первых, во время еженедельного посещения Лавры отцом Тихоном — пока он был в силах, всегда проводил в обители один из будних дней, молясь на литургии у раки Преподобного Сергия и общаясь с братией. А во-вторых, во время посещения самим отцом Кириллом домика на Полевой улице, что тоже бывало, хотя и не часто, — и это стало особенно важным, когда отец Тихон по старческой немощи уже не мог бывать в Лавре. Так что отец Тихон был без сомнения одним из тех, у кого отец Кирилл духовно окормлялся. У отца Тихона от преподобномученика Кронида была икона Святой Троицы, которая после кончины батюшки была передана насельнику Лавры — архимандриту Вениамину Тощеву , который обращался к нему за советом. Перед венцом мы с Катей исповедовались у отца Кирилла. Кроме того, я потом исповедовался у него перед диаконской хиротонией. И мы часто бывали у него в келье и со старшим сыном Всеволодом, а потом с младшим Сергием — ныне в постриге Серафимом. Иногда, ожидая старца, мы видели, как к нему приходили архиереи: архиепископ Саратовский и Вольский Пимен Хмелевский , нынешний митрополит Архангельский и Холмогорский Даниил Доровских , который тогда был благочинным Лавры, и др.
Отец Кирилл, бывало, очень внимательно, как-то неспешно облачался перед исповедью, надевал епитрахиль, потом поручи, крест и — исповедовал. И вот как-то раз после исповеди, когда он еще был в Лавре, я спросил о его участии в Сталинградских сражениях и в этом самом Доме Павлова: как там было? Он со свойственным ему смирением склонил голову и сказал: «Было». Вот и все, что я могу сказать об этом. В 1980-х гг. Почти всегда семьей приезжали на Святках, ездили поздравлять отца Кирилла с Пасхой на Светлой Седмице и никогда не уходили от батюшки Кирилла без подарков. На Рождество отец Кирилл неизменно одаривал нас ягненком — это теперь они продаются, а тогда это было большой редкостью, а полученное из рук батюшки доставляло особую радость.
После кончины нашего духовника, протоиерея Всеволода Шпиллера, и отца Павла Троицкого мы при возникновении сложных вопросов всегда обращались к отцу Кириллу и просили его молитв об их решении по воле Божией. Милостивый, снисходительный, с любовью и терпением относившийся ко всем нам. Так что все удивительно. А кто приходил в братию Троице-Сергиевой Лавры после ее открытия в 1946 г.? Преподобномученик архимандрит Кронид Любимов , по его поручению отец Тихон Пелих хранил антиминсы обители до 1946 г. Матушка отца Тихона, Татьяна Борисовна, старалась как-то им всем помочь, вместе с друзьями принимала активное участие в жизни монахов: обеспечивала их и одеждой, и пищей, поскольку в монастыре в то время еще ничего не было налажено. На Пасху, например, десятка четыре или больше выпекала куличей — чтобы каждому монаху подарить кулич с яичком.
С самого начала открытия обители Преподобного Сергия матушка пела в лаврском хоре, под управлением протодиакона Сергия Боскина. А монашеским хором Трапезной церкви в 1947 г. У самого владыки был слегка глуховатый бас, он всегда стоял лицом к алтарю и никогда руку выше головы не поднимал.
Одна из серебряных медалей — «В память Отечественной войны 1812 г. Медная медаль у подножия креста — точная копия первой серебряной медали — была учреждена высочайшим манифестом от 30 августа 1814 года для награждения старшин в дворянском роду и купечества, содействовавших победе русских войск. Таким образом, так же как и само серебряное распятие, отлитое из офицерского знака, все три медали связаны с событиями Отечественной войны 1812 года и последовавших за ней Заграничных походов русской армии. Ещё одна икона, представленная на выставке и связанная с историей Отечественной войны 1812 года, — это «Богоматерь Ченстоховская». Икона в серебряном окладе, выполненном мастером В. Поповым в Санкт-Петербурге в 1813 году, представляет собой список чудотворной иконы, находящейся в Польше, в Ченстоховском монастыре. В 1813 году, когда русские войска вошли в Ченстоховскую крепость, настоятель и братия монастыря в благодарность за освобождение от наполеоновских войск поднесли генералу русской армии Ф. Остен-Сакену список с чудотворного образа. Генерал передал список М. Кутузову, который отправил икону в Санкт-Петербург. По распоряжению Александра I икона была оправлена серебряным окладом с драгоценными камнями и помещена в Казанском соборе. К числу редких относится и экспонировавшаяся на выставке икона «Троица Новозаветная», на которой каждый лик Троицы виден только с одной стороны: слева — Иисус Христос, справа — Саваоф, анфас — Дух святой в виде голубя. Каждый образ виден под определённым углом и размещён на отдельных пластинках, поставленных вертикально на расстоянии друг от друга и содержащих только часть общего изображения. Подобный способ размещения цельной композиции на горизонтальной и вертикальных поверхностях встречается со второй половины XVIII века в светском искусстве и в религиозном — в изображении Троицы. На тыльной стороне мемориальная надпись, сделанная рукой князя Петра Алексеевича Волконского: «1812 года. В память моего спасения от неприятеля в Донском монастыре посвящает сий образ от трудов моих КПА Волконский». На выставке был представлен и ряд экспонатов, задействованных при праздновании 100-летия Отечественной войны 1812 года. Это церковная утварь, иконы, хоругви, облачение священника, альбом цветных репродукций «За Веру, Царя и Отечество.
Архангельска в г. В поддержку Российской Армии и спецоперации на Украине мы решили символично назвать наш перелёт «Небесное Воинство», а иконы с мощами святых воинов-победителей должны были пролететь крестным знамением в очередной раз через всю Россию. Но в связи с форсмажором , связанным со спецоперацией РФ на Украине, конечную точку маршрута пришлось перенести в город-герой Новороссийск. Маршрут крестного перелета составил около 3 000 километров и прошёл через такие субъекты Российской Федерации, как Калмыкия, Чечня, Дагестан, Осетия, Ингушетия, Адыгея, Ставропольский и Краснодарский Край. В ходе перелёта дважды чемпионом мира по мотопарапланам пилотом Игорем Потапкиным в тандеме с нашим прославленным современником, путешественником и священником Федором Конюховым было установлено два мировых рекорда по дальности беспосадочного перелёта на паралётах.
Например, в Преображенском всей гвардии соборе хранились 488 знамён, 12 замков и 65 ключей от крепостей Турции и другие трофеи. В убранстве церквей могли быть использованы элементы воинской символики, в частности, изображения ордена Святого Георгия. Каждый полк имел свой полковой храм, своих особо почитавшихся святых. Для него в 1688 году известным иконописцем московской Оружейной палаты П. Билигдиным была написана икона «Троица Ветхозаветная в бытии с хождением». Она также экспонировалась на выставке. Хотелось бы особо подчеркнуть, что иконы и богослужебная утварь полковых храмов часто являлись вкладом офицеров и рядовых воинских подразделений. Об этом свидетельствуют сопроводительные надписи с перечнем фамилий и званий всех дарителей, что придаёт этим памятникам мемориальный характер Кроме полковых стационарных церквей, существовали походные церкви для проведения богослужений в походных, в том числе боевых условиях. Одним из центральных экспонатов выставки «Воинство небесное и земное» как раз и являлась такая походная церковь, кстати, специально отреставрированная к данной выставке. Среди полковых икон, демонстрировавшихся на выставке, особый интерес посетителей привлекала икона в киоте «Богоматерь от бед страждущих», датированная 1896 годом. Икона была создана в ознаменование столетнего юбилея лейб-гвардии 1-й артиллерийской бригады. В нижней части киота находится металлическая табличка с текстом: «Ко дню столетия батареи 9 ноября 1896 года и в молитвенную память о собратьях-сослуживцах, убитых на поле брани и умерших на службе. От чинов 3-й батареи Л. I-й артиллерийской бригады». Отметим, что сформированный 9 ноября 1796 года лейб-гвардии артиллерийский батальон с 16 октября 1869 г. За боевые заслуги 3-я батарея награждена знаками отличия на головных уборах и Георгиевскими серебряными трубами: «За отличие при поражении и изгнании неприятеля из пределов России 1812 года», «За отличие в турецкую войну 1877 и 1878 годов» и юбилейной трубой с бантом из Андреевской ленты, пожалованной 9 ноября 1896 года в связи со столетием батареи. Таким образом, выставка продемонстрировала ещё раз, сколь сильны были связи РПЦ с русской армией, что неизменно содействовало военно-патриотическому воспитанию личного состава Вооружённых сил Российской империи.
Навигация по записям
- Выставка «Небесное воинство. Образ и почтение» — Гимназия Святителя Василия Великого
- Председатель ИППО Сергей Степашин посетил выставку «Небесное воинство. Образ и почитание»
- Воинство небесное
- Небесное воинство - 23 Декабря 2023 - МБУК "ЦБ Наро-Фоминского городского округа"
Архив анонсов
В выставочных залах Патриаршего дворца и Успенской звонницы музеев Московского Кремля с 17 марта работает выставка «Небесное воинство. Выставка «Небесное воинство» — о святых покровителях русских воинов. Более 130 древних икон и памятников, которые редко демонстрируются публике, а какие-то и вовсе впервые. Собственно, в 2023 году «Небесное воинство» оказалось более актуальным, потому что к святым воинам обращаются за заступничеством, исцелением и помощью в бедах.
Музейный киоск
Окончательным разрывом с язычеством русские земли обязаны святому равноапостольному князю Владимиру, принявшему крещение вместе со своей дружиной в крымском Херсонесе в 988 году. С самого начала христианская вера была неразрывно связана с примерами благочестия воинов-мучеников и благоверных правителей. Особым ореолом почитания был окружен архистратиг глава всего Небесного воинства — архангел Михаил. К плеяде святых воинов вскоре присоединились и русские праведники: благоверные князья, стяжавшие бессмертную славу ценой собственного мученичества сыновья Крестителя Руси — Борис и Глеб, павший в битве с монголами великий князь Владимирский Юрий Всеволодович, погибший в Орде князь Михаил Черниговский или защитой православного народа великие князья Александр Невский и Дмитрий Донской. Имена архангела Михаила, святых воинов-мучеников и русских благоверных князей давали младенцам при крещении, к их заступничеству обращались в дни войн и бедствий, в их честь строили приходские храмы и величественные соборы.
При любом использовании материалов сайта ссылка на m24. Редакция не несет ответственности за информацию и мнения, высказанные в комментариях читателей и новостных материалах, составленных на основе сообщений читателей. СМИ сетевое издание «Городской информационный канал m24. Средство массовой информации сетевое издание «Городской информационный канал m24.
Экспонаты - из фондов Государственного музея истории религии Санкт-Петербурга. Задача экспозиции не только познакомить омичей со старинными иконами и богослужебными предметами, но и рассказать, какова была роль Православной Церкви в судьбоносные для Отечества дни, во время различных исторических сражений. В Омской епархии, к примеру, недавно возродили традицию - проводить молебен в кадетском корпусе.
Реальность превзошла все наши ожидания: после выемки почти половины икон из центрального иконостаса перед исследователями и реставраторами предстала полная картина росписей на западной грани юго-восточного алтарного столпа, западной стене ризницы и лестничной башне. Также стала ясна степень их сохранности». Фрески Дионисия в Успенском соборе Московского Кремля: это была сенсация! Ниже, на верхней части алтарной стены, видим небольшой цикл из двух сцен, посвящённых преподобной Марии Египетской. По словам Гагариной, для русских стенописей первой половины XVII века довольно распространенная тема, хотя местоположение цикла - высоко на алтарной стене - аналогий не имеет. Ещё одна особенность: сцены изначально задуманы как полу-фигурные, то есть, писались поверх иконостаса, который закрывал не всё то пространство, которое закрывает сейчас. Все эти сцены, по всей видимости, принадлежат основному слою росписи собора 1643 года, они находились под частичной записью, которая лежала на ликах и руках персонажей, по стилю её можно датировать концом XVIII века. И это согласуется с тем фактом, что в 1773 году живопись собора была впервые поновлена по приказу Екатерины II». Последние археологические исследования в соборе привели к тому, что в его пространстве нашли фрагменты фундаментов более древних храмов - собора времён Ивана Калиты 1327 и собора архитекторов Кривцова и Мышкина, который, согласно летописям, был разрушен в 1474 году землетрясением. После этого в Россию пригласили итальянских мастеров, которые возвели на этом фундаменте ныне существующий собор. Считаем, что это очень перспективное исследование, которое позволит определить границы утраченных рам, потому что сейчас мы не знаем, насколько большими они были, и сделать графические реконструкции. Подчёркиваю, что это остатки самых древних храмов, найденных на территории Московского Кремля». Музейщики активно ведут отделочные работы на территории нового музея на Красной площади, реставрируют экспонаты, которые туда переедут, начиная от государственных регалий и заканчивая мелкими предметами. Платья императриц О том, как реставрировали коронационное платье императрицы Александры Фёдоровны сер.
Небесное воинство: Год назад в зоне СВО погиб протоиерей Михаил
Это более 130 уникальных экспонатов, древних икон и памятников, которые редко демонстрируются публике, а какие-то — и вовсе впервые. Например, храмовую икону «Архангел Михаил с деяниями ангелов» времен Куликовской битвы впервые с 1980 года сняли с иконостаса Архангельского собора, чтобы показать посетителям. Это единственный сохранившийся до наших дней храмовых образов из первых кремлевских соборов. Икона датируется примерно 1400 годом.
Богоматерь Одигитрия, иконы святых великомучеников Георгия и Дмитрия Солунского, одна из шести сохранившихся в мире монет «сребреник Ярослава», редкие образцы ордена Св. А выполненный европейским мастером рельефный образ из камня «Чудо о змие», перенесенный в Успенский собор в XVII столетии, вообще демонстрируется впервые. Много предметов представлено из арсенала русских царей XVII столетия с религиозной христианской и исламской символикой, шедевры нумизматики, византийской и русской мелкой пластики, каменные и деревянные скульптуры.
Отдельного внимания заслуживает экспонат, предоставленный Третьяковской галереей. Это белокаменный образ Георгия Победоносца 1464 года, который охранял град Москву, находясь на Спасской башне Фроловской башне.
В одном из последних интервью Арни спросили: «В чём разница между парнями правых убеждений с похожими татуировками, которые воюют сегодня по разные стороны фронта? А они сражаются против правды.
Ведь правда — за нами». Для таких, как он, футбольные противостояния на трибунах и около стадиона ушли в прошлое. Сегодня все русские фанаты болеют за одну команду — за свою Родину, Россию. Сегодня у всех фанатов одни клубные цвета — цвета русского национального флага.
Покойся с миром, Арни. Вчера ты стал частью Небесного воинства.
Всего на выставке представлено более 130 произведений. Экспозиция будет открыта с 17 марта по 20 августа 2023 года.
Сколько будущих пастырей и архиереев нашей Церкви он наставил, благословил на монашеский путь, исповедовал, венчал! К отцу Тихону писали и ехали со всех концов Русской земли… Интересен в этом отношении его помянник: против имен можно прочесть в скобках примечания: с Урала, или из Сибири, или пятигорские, или из Киева, Костромы, Печор, Киржача, из Крыма, из Владивостока… Отец Тихон имел от Господа особый дар душепопечительства и обладал величайшим даром смирения и кротости, даром служения людям.
Неслучайно Святейший Патриарх Алексий I определил отца Тихона духовником учащихся Московских духовных школ, зная святость его жизни и его духовный опыт. Он очень переживал свою разлуку с приходом, с храмом, где прослужил 30 лет, и свой вынужденный «отдых». Несмотря на 84-летний возраст и многие недуги, отец Тихон был бодр и силен духом.
Той печальной осенью он не раз говорил нам: «У меня еще столько сил, чтобы служить Богу и людям…» И Господь возложил на Своего пастыря новое послушание — трудный подвиг старчества… Вы знаете, все очень просто. Простите, приходится печальные факты отмечать. Кто-то из молодых отцов хотел занять его место настоятеля хотя Господь не сподобил этого ни одного из них.
Он даже хотел ехать в другую епархию. Об этом услышал отец Валериан и говорит: «Батюшка, давайте ко мне! Здесь он по мере сил служил с моим братом отцом Валерианом и помогал ему в требах.
И опять множество людей приезжали к нему на исповедь, за советом, и всех встречал с любовью кроткий, смиренный и ласковый старец — «батюшка Тихон». Четыре года он ежедневно исповедовал. И все удивлялся — откуда столько грешников?
Или придет, вздыхает, говорит: «Опять йоги были, как с ними тяжело…» Однажды они вдвоем с отцом Валерианом служили литургию. Отец Тихон вдруг спрашивает: «А кто там стоит — с противоположной стороны Престола? Отец Валериан отвечает: никого.
Проходит какое-то время. Отец Тихон так настойчиво спрашивает: «А кто нам сослужит? А еще одна бабуля, такая простецкая, детской веры, увидела: батюшка Тихон идет к Горнему месту, а его Ангел сопровождает.
После службы отца Тихона выводят, он потихонечку идет, а она ему говорит: «Батюшка, я Ангела видела». В его помяннике еще до их прославления было записано: «Николай, Александра со чадами». И как-то незадолго до смерти он говорит мне: «Знаешь, как бы хорошо умереть в воскресенье».
И вот умирает Татьяна Борисовна — на Боголюбскую икону, 1 июля 1983 г. А через 17 дней — отец Тихон, как раз в день расстрела Царской семьи, в воскресенье, 17 июля, в три часа дня, когда в Лавре ударили в колокол к малой вечерне, перед днем Преподобного Сергия.
В Московском Кремле открылась уникальная выставка «Небесное воинство»
Небесные аномалии: силы, помогающие в битвах русскому воинству – Земля - Хроники жизни | вы делаете те новости, которые происходят вокруг нас. |
Ольга Любимова открыла выставку «Небесное воинство. Образ и почитание» в Музеях Московского Кремля | 17 марта в Музеях Московского Кремля (ММК) состоится открытие масштабной выставки "Небесное воинство", которая будет посвящена образам святых воинов. |
Владимир Легойда назвал символичной выставку "Небесное воинство" в эпоху гонений на УПЦ | Вы находитесь тут:Главная»События»Воинство небесное. |
Небесное воинство
+Упокой, Господи, душу новопреставленного служителя Твоего Михаила, даруй ему Царствие Небесное, прости нас его молитвами! Такое небесное воинство добра в бесконечном симде. 6 мая в храме Покрова Пресвятой Богородицы станицы Каневской прошло патриотическое мероприятие «Небесное воинство: Православие в лицах». написал Легойда в своем Telegram-канале. В экспозиции представлены предметы XIII-XX веков, среди которых образы ангелов, составлявших Воинство Христово, изображения святых воинов-великомучеников и воинов. 7 июня в Вологде побывали участники перелёта сверхлёгких летательных аппаратов «Небесное воинство — 2022».
Карта сайта
- ДРУГИЕ МАТЕРИАЛЫ
- Еще по теме:
- Новости Закамского благочиния
- Воинство небесное и земное - новости Сыктывкара
Правила комментирования
- Последние новости
- Участники проекта «Небесное воинство» взлетели на мотопарапланах над
- 04.05.2023 — Выставка «Небесное воинство. Образ и почтение»
- «Архиепископ Савватий: выставка «Воинство небесное» потрясает воображение»
Воинство небесное
Награждают семейный творческий коллектив из Беломорска Кутузов и Наполеон встретились в одной выставочной витрине Три богатыря. В марте-апреле они демонстрировались в музее в Петербурге, а потом отправились по России, в музеи, которые стали партнерами петербуржцев в реализации этого проекта. В детский центр музея-заповедника «Кижи» поступило 38 работ коллективных работ из Петрозаводска, районов Карелии, Новгорода Великого, из которых 24 лучших были переданы в Санкт-Петербург. Победители и призеры нашего региона были награждены во время открытия выставки в Петрозаводске.
Вернисаж стал настоящим праздником — для больших м маленьких. Вместе с детьми сюда пришли из родители, воспитатели и преподаватели. Выставка «Воинство небесное и земное» предварила пасхальную неделю, которая будет проходить в «Кижах» с 6 по 17 мая.
Имена архангела Михаила, святых воинов-мучеников и русских благоверных князей давали младенцам при крещении, к их заступничеству обращались в дни войн и бедствий, в их честь строили приходские храмы и величественные соборы. Образы святых воинов заняли выдающееся место в русском искусстве: они возникали на фресках и иконах, в нагрудных образках и в скульптуре, на оружии и создаваемом женскими руками лицевом шитье. Выставка, рассказывающая о святых воинах в русском искусстве на протяжении тысячелетнего периода — от домонгольского времени до XX столетия, — объединяет более ста тридцати произведений иконописи, скульптуры, светской живописи, нумизматики, фалеристики, оружейного дела и ювелирного искусства. Экспозиция в Одностолпной палате Патриаршего дворца включает семь тематических разделов, посвященных архангелу Михаилу, наиболее известным воинам-мученикам — святым Георгию, Димитрию Солунскому и Феодору Стратилату, а также русской княжеской святости и благочестию. Вторая часть экспозиции в выставочном зале Успенской звонницы раскрывает тему обращения к заступничеству Небесного воинства в придворном церемониале и государственной символике Московского царства и Российской империи.
Внушительно и волнующе. Нижний «этаж» внутреннего убранства — не менее своеобразный. С одной стороны — горный пейзаж, изображающий место расположения святилища это я уже упоминала. С другой — мадонна в осетинском костюме с характерной для горянки внешностью и с ребенком на руках, как и положено Божьей матери.
Две оставшиеся стены посвящены, тоже достаточно необычному и тоже с нимбом над головой, но только в виде короны. Он резко отличается от мужчин верхнего яруса: он явно старше, мудрее и могущественнее их. И везде — традиционный осетинский орнамент с изображением двух диковинных птиц, клюющих яблоки с мирового древа или древа жизни. А еще бросается в глаза люстра с непривычными по форме крестами, похожая чем-то на обычную для осетинского жилища надочажную цепь: кованая, нарочито корявая, очень весомая, важная и наполненная каким-то древним равновесием. Ее автор — Сергей Цахилов, замечательный мастер художественной обработки металла. Такое место! Маленькое пространство, заполненное художником Тиграном Кайтмазовым так, как ему боги на душу положили и на ухо прошептали. Конечно, это смесь язычества и христианства. Но не такова ли по сути вера современных жителей Осетии, которых Ахмед Цаликов когда-то назвал «уастырджистами»?
Конечно, это не соответствует церковным канонам, хотя место освящено по всем правилам приглашенными священнослужителями. И не важнее ли канонов искренняя, чистосердечная, даже наивная, но неистребимая и светлая вера? Конечно, то, что сделал Тигран, специалисты отнесут к разряду примитивного, НАИвного от слова «НАИтие», кстати, а наитие — это, в первую очередь, голос сверху искусства.
Особым ореолом почитания был окружен архистратиг глава всего Небесного воинства — архангел Михаил. К плеяде святых воинов вскоре присоединились и русские праведники: благоверные князья, стяжавшие бессмертную славу ценой собственного мученичества сыновья Крестителя Руси — Борис и Глеб, павший в битве с монголами великий князь Владимирский Юрий Всеволодович, погибший в Орде князь Михаил Черниговский или защитой православного народа великие князья Александр Невский и Дмитрий Донской. Имена архангела Михаила, святых воинов-мучеников и русских благоверных князей давали младенцам при крещении, к их заступничеству обращались в дни войн и бедствий, в их честь строили приходские храмы и величественные соборы. Образы святых воинов заняли выдающееся место в русском искусстве: они возникали на фресках и иконах, в нагрудных образках и в скульптуре, на оружии и создаваемом женскими руками лицевом шитье. Выставка, рассказывающая о святых воинах в русском искусстве на протяжении тысячелетнего периода — от домонгольского времени до XX столетия, — объединяет более ста тридцати произведений иконописи, скульптуры, светской живописи, нумизматики, фалеристики, оружейного дела и ювелирного искусства.