Основанная в 1650 году землепроходцем Е.П. Хабаровым, Албазинская крепость положила начало закреплению русских на левом берегу Амура.
Албазинский острог и начало Православия в Поднебесной
Гирин стоит на реке Сунгари, по которой можно легко добраться до Амура, поэтому здесь началось строительство флотилии для переброски войск и грузов. Гирин целенаправленно готовился для боевых действий против русских. Весной 1681 года к Албазину прибыл отряд цинских войск, который потребовал объяснений по поводу строительства в устье реки Зеи русского острога. На переговорах с китайцами десятник Юрий Лабой объяснил, что местное население на реке Зее признало русское подданство и платит ясак России. В ответ маньчжуры объявили бассейн Зеи своей исконной территорией и потребовали вывести оттуда русских людей, угрожая войной. Россия учредила Албазинское воеводство, направив в Албазин воеводу Алексея Толбузина с отрядом в 300 человек, а китайский император дал поручение фудутуню губернатор Маньчжурии Лантаню и фудутуню Гирина Пэнчуню разработать план вытеснения русских из Приамурья. В ноябре 1682 года Лантань с небольшим конным отрядом побывал вблизи Албазина, где объяснил своё появление охотой на оленей.
Русские и маньчжуры обменялись подарками. По результатам рекогносцировки Лантань составил доклад об организации военной экспедиции против Албазина, деревянные укрепления которого он оценил как слабые. В марте 1683 года император Канси издал ряд указов по подготовке военных действий на Амуре. Летом 1683 года Лантань с флотилией прибыл на Амур, окружил близ устья реки Зея струги русского отряда Григория Мыльника 70 человек и заставил сдаться. После этого русские оставили без боя Долонский и Селемджинский остроги, укрепившись в Верхне-Зейском, где оборонялись до февраля 1684 года, но вынуждены были сдаться, чтобы не погибнуть голодной смертью за полным отсутствием продовольствия. Летом 1684 года маньчжуры основали при слиянии Зеи и Амура крепость Айгун, чтобы предотвратить возвращение русских на Зею.
В это время к острогу пришли плоты с русским подкреплением из деревень в верховьях Амура. Маньчжуры обстреляли плоты и захватили в плен около 40 человек крестьян с семьями. Пять дней цинские войска строили вокруг Албазина осадные сооружения и позиции для артиллерии. Напротив северной стены были установлены мощные, ломовые пушки и когда 15 июня начался штурм, эти пушки проломили бревенчатые стены Албазина. По словам очевидцев, бывали случаи, когда китайские ядра пролетали город насквозь, пробивая северную и южную стены. В результате вспыхнувших пожаров в Албазине сгорели хлебные амбары и церковь.
Из трех русских пушек одна была выведена из строя. Всего от артиллерийских обстрелов погибли около 100 человек из 450 защитников крепости. Ранним утром 16 июня цинские войска начали общий штурм. Защитники крепости не давали маньчжурам преодолеть окружавшие крепость ров и вал и забраться на полуразрушенные укрепления. Вечером маньчжуры отступили. Лантань отдал приказ готовить новый штурм и ночью маньчжуры завалили крепостной ров хворостом.
Отогнать противника от стен албазинцы уже не могли, так как у них подошли к концу запасы пороха. Воевода Толбузин обратился к Лантаню с предложением вывести гарнизон и жителей из Албазина в Нерчинск. Цинское командование настаивало на уходе русских в Якутск, считая, что Нерчинск также находится на маньчжурских землях, однако Толбузину удалось настоять на отступлении вверх по Амуру, что было гораздо предпочтительнее, чем переход через горный хребет в Якутию. Лантань уничтожил строения Албазина и отошел к Айгуну. Там был оставлен гарнизон в 500 человек, остальные цинские войска ушли в Гирин. Пленные русские, 45 человек с семьями видимо те, кто был пленен перед осадой были увезены в Пекин.
В конце 1685 г. Из них была сформирована Русская сотня маньчжурской гвардии. Албазинцы были поселены в северо-восточной части китайской столицы, у городской стены, где им выделили казенные квартиры, денежное содержание, рисовые пайки и наделы пахотной земли. Китайские власти предприняли ряд мер по ассимиляции русских, дав им в жены китаянок, однако не вторгались в их духовный мир: албазинцы остались православными. Окормлял их священник Михаил Леонтьев, также попавший в плен.
Русский шатёр был покрыт турецкими коврами, посреди него находился стол с креслами, на столе стояли часы с золотой чернильницей. Китайский шатёр был покрыт простым полотном.
Головин показал верительную грамоту, цинские послы — императорскую печать. Переговоры проходили на латинском языке. Переводчиками выступили с китайской стороны иезуиты Тормас Перейра португалец и Жан Франсуа Жербильон француз , с русской — переводчик Андрей Белобоцкий. Переговоры начались с предъявления русскими жалобы на то, что богдыхан начал войну без предварительного объявления. Цинские послы указали на самовольную постройку русскими Албазина и вред, причинённый подданным богдыхана изгнание князя Албазы. Китайская сторона отметила, что, после того, как богдыхан первый раз овладел городом, он отпустил русских при условии, что они не вернутся, но они вернулись и заново отстроили Албазин. Китайцы утверждали, что Даурия принадлежит императору со времён Чингисхана, потомками которого, якобы, является династия Цин.
Головин отвечал, что население Даурии давно платит ясак русским. Он предложил установить границу между государствами по реке Амур в то время, как цинские послы предлагали установить границу по реке Шилке до Нерчинска. Нательные кресты защитников Албазина, найденные при археологических раскопках. Фото: Из открытых источников 13 августа переговоры оказались под угрозой срыва. По словам Головина, знавшего латынь, переводчик Жербильон искажал речь маньчжурских послов, препятствуя успеху переговоров. Тогда русские решили подкупить иезуитских переводчиков через Андрея Белобоцкого. Те согласились и тайно приняли от русских подарки пушниной и продуктами, пообещав доводить сведения о намерениях цинских послов.
В период переговоров Нерчинск был оцеплен цинскими войсками в количестве 15 тысяч человек. Русских войск, вместе с гарнизоном Нерчинска, насчитывалось не более 3 тысяч человек и фактически, договор был подписан под дулами китайских пушек. Когда 18 августа цинские послы предложили провести границу по рекам Шилке и Аргуни, а русские отказались, китайские войска приготовились штурмовать Нерчинск. Чтобы предотвратить кровопролитие, Головин предложил сдать Албазинский острог и провести границу по Албазину, но китайские послы не согласились. Нерчинск стал готовится к осаде. К этому моменту стало известно о предательстве местных монголов и бурят, которые платили ясак русскому царю, но стали массово переходить на сторону империи Цин, видя преимущество китайцев в количестве войск, окруживших Нерчинск. Головин вынужден был пойти на предложение Сонготу и 23 августа были согласованы условия договорённостей.
Следующим пунктом, вызвавшим разногласия, стало положение о торговле. Цинские послы поначалу отказались включать его в текст договора, считая, что он будет им "в безчестье", но русские щедро одаривали иезуитов мехами и 26 августа статья о взаимной торговле была внесена в договор. Переводчики зачитали текст договора, который был составлен на трех языках: русском, маньчжурском и латыни. Головин и Соготу принесли клятву соблюдать заключённый договор, обменялись экземплярами и обняли друг друга. Последние дни Албазина и Албазинская икона Божией Матери 31 августа 1689 года Головин направил Бейтону в Албазин указ: "Построенный город Албазин разорить без остатку, и впредь с обеих сторон в нем крепости и жилища никакова не иметь". К тому времени защитников крепости оставалось в живых менее 100 человек.
В конференции примут участие руководитель экспедиции Андрей Николаевич Черкасов и Пётр Михайлович Канцедалов, координатор юнармейского отряда Благовещенска, член Регионального Штаба «Юнармии" Амурской области», - рассказали в Амурском областном краеведческом музее. Албазинский острог Сковородинский район, Амурская область — первый русский город на Амуре, основанный отрядом Ерофея Хабарова в 1650 году. В 1685-1689 годы албазинцы пережили две осады, а острог стал символом героизма и воинской славы. Закрепление России на Амуре: 1581-1585 гг. Начало присоединения Сибири к Русскому государству. Отряд Ерофея Хабарова занял на Верхнем Амуре селение даурского князя Албазы, имя которого дало название острогу. Основание Нерчинского острога. Отражение нападения и снятия осады маньчжурских войск. Учреждение Нерчинского воеводства с включением в него всех земель Забайкалья и Приамурья.
В целом мы видим, что в регионе формируется кластер по военно-патриотическому воспитанию». Сейчас специалисты работают над созданием культурно-исторического пространства копии Албазинского острога. На площадке комплекса будут проходить занятия для школьников и студентов, выставки, праздники, и исторические фестивали. Воссозданный острог будет способствовать развитию туризма в Приамурье.
Погружение в историю Приамурья: 1,5 тысячи человек посетили "Албазинский острог" в мае
«Албазинский острог» — это масштабная площадка для проведения исторических реконструкций. В рамках образовательных программ здесь организовывают экскурсии и квесты. Албазинский острог – крупнейшее поселение русских первопроходцев на Амуре во второй половине XVII века. Реконструкция, выставленная в АмГУ, представляет собой макет Албазинского острога 1685 года.
На территории Албазинского острога, скорее всего, была церковь
Головин отвечал, что население Даурии давно платит ясак русским. Он предложил установить границу между государствами по реке Амур в то время, как цинские послы предлагали установить границу по реке Шилке до Нерчинска. Нательные кресты защитников Албазина, найденные при археологических раскопках. Фото: Из открытых источников 13 августа переговоры оказались под угрозой срыва. По словам Головина, знавшего латынь, переводчик Жербильон искажал речь маньчжурских послов, препятствуя успеху переговоров. Тогда русские решили подкупить иезуитских переводчиков через Андрея Белобоцкого. Те согласились и тайно приняли от русских подарки пушниной и продуктами, пообещав доводить сведения о намерениях цинских послов. В период переговоров Нерчинск был оцеплен цинскими войсками в количестве 15 тысяч человек. Русских войск, вместе с гарнизоном Нерчинска, насчитывалось не более 3 тысяч человек и фактически, договор был подписан под дулами китайских пушек. Когда 18 августа цинские послы предложили провести границу по рекам Шилке и Аргуни, а русские отказались, китайские войска приготовились штурмовать Нерчинск.
Чтобы предотвратить кровопролитие, Головин предложил сдать Албазинский острог и провести границу по Албазину, но китайские послы не согласились. Нерчинск стал готовится к осаде. К этому моменту стало известно о предательстве местных монголов и бурят, которые платили ясак русскому царю, но стали массово переходить на сторону империи Цин, видя преимущество китайцев в количестве войск, окруживших Нерчинск. Головин вынужден был пойти на предложение Сонготу и 23 августа были согласованы условия договорённостей. Следующим пунктом, вызвавшим разногласия, стало положение о торговле. Цинские послы поначалу отказались включать его в текст договора, считая, что он будет им "в безчестье", но русские щедро одаривали иезуитов мехами и 26 августа статья о взаимной торговле была внесена в договор. Переводчики зачитали текст договора, который был составлен на трех языках: русском, маньчжурском и латыни. Головин и Соготу принесли клятву соблюдать заключённый договор, обменялись экземплярами и обняли друг друга. Последние дни Албазина и Албазинская икона Божией Матери 31 августа 1689 года Головин направил Бейтону в Албазин указ: "Построенный город Албазин разорить без остатку, и впредь с обеих сторон в нем крепости и жилища никакова не иметь".
К тому времени защитников крепости оставалось в живых менее 100 человек. Бейтон составил список, в котором значатся 97 казаков. Включая двух пятидесятников и его самого, всего 99 человек. В сентябре 1689 года русский гарнизон, взяв имущество, пушки и церковную утварь, покинул Албазин, предав огню сохранившиеся укрепления и стены крепости. Когда русские уходили на запад, на востоке полыхало зарево от пожара догорающего Албазинского острога… 8 октября воевода А. Бейтон доложил об уничтожении Албазина и исходе из него русской военной силы. Икона Албазинской Божией Матери. Фото: Из открытых источников Вместе с отрядом Никифора Черниговского, основавшим Албазинский острог, на Амур из Киренского Свято-Троицкого монастыря ушел старец Гермоген, который прихватил с собой чудотворную икону Божией Матери "Слово плоть бысть" "И слово стало плотью". В 1671 году старец основал в урочище Брусяной Камень в полутора километрах от Албазина обитель, где икона пребывала вплоть до подписания Нерчинского договора и уничтожения Албазинской крепости.
В 1689 году икона была увезена из обители, сохранена и с тех пор стала именоваться Албазинской.
Перед районным дворцом культуры казаки-станичники КСКО «Станица Константиновская» развернули площадку активностей и казачьих развлечений для взрослых и детей «Казачьи забавы». Здесь каждый желающий смог воочию познакомиться с разными видами казачьего оружия, примерить традиционное казачье обмундирование, посмотрели выставку об истории становления казачьего общества на Амуре… А ещё с удовольствием попробовали силы в развлечениях: рубке шашкой прутьев и наполненных водой бутылок, умении работать арапником кнутом , фланкировке шашками и нагайками. Кто-то прокатился на лошадях, поиграл в казачьи игры, приобрёл предметы казачьего быта и сувениры, выполненные мастерами из разных уголков России и представленные в казачьей лавке из Владивостока. Старт празднику был дан у памятного креста в честь основания села, где участников и зрителей поприветствовали министр культуры и национальной политики области Надежда Доргунова, глава района Александр Колесников, атаман Амурского оказачьего общества «Амурское казачье войско» Александр Тюрин….
Гиперссылка должна размещаться непосредственно в тексте, воспроизводящем оригинальный материал hab. За достоверность информации в материалах, размещенных на коммерческой основе, несет ответственность рекламодатель. Instagram и Facebook Metа запрещены в РФ за экстремизм.
На историческое событие собрались сотни амурчан. Как и планировали создатели, копия реального Албазинского острога стала настоящим музеем под открытым небом. На его территории возвели частокол и башни, внутри создали восьмигранную часовню. Проектирование и подготовку документации выполнила одна из ведущих компаний России, занимающаяся организацией исторических фестивалей, агентство исторических проектов «Ратоборцы», отметили в пресс-службе Законодательного собрания Амурской области. Как было отмечено на открытии, бюджетных средств на строительство потрачено не было. Все обязательства на себя взял фонд поддержки социально-ориентированных проектов и программ «Петропавловск». Все, кому посчастливилось лично побывать на этом историческом месте, отмечают особую энергетику территории, политой кровью защитников восточных рубежей России. Идея создания копии острога в более доступном для амурчан месте ждала своего воплощения давно. И теперь у наших земляков появилась возможность соприкоснуться с историей малой родины, — отметил в приветственной речи председатель Законодательного собрания Вячеслав Логинов. Использовались все данные археологии, исторические документы. Разумеется, есть некоторые искажения, связанные с современными требованиями в плане безопасности. Использовались и новейшие технологии строительства. Мне, конечно, как историку, хотелось, чтобы пришли люди с топорами, сами срубили лес и построили острог, но вы понимаете, что это нереально. То, что мы сейчас видим, это уникальный объект для России.
Фестиваль “Албазинский Острог”
А в нынешнем, великие государи, году в Албазинском остроге собрано на вас ясачные соболиные казны 45 соболей. Фестиваль “Албазинский Острог”. Областной фестиваль казачьей культуры прошёл с размахом в с. Константиновка в прошлом – одна из крупных и значимых казачьих станиц. Сегодня территория бывшего Албазинского острога — уникальный памятник истории и культуры федерального значения и объект исследований ученых-археологов. Первую очередь Албазинского острога «Взлёт» соорудил на федеральный грант в размере 2 млн рублей от Союза ректоров России.
В Амурской области перезахоронили останки казаков - защитников Албазинского острога
Для нового туристического и образовательного комплекса подготовлена мультимедийная выставка «Российский орел над Амуром», посвященная истории Албазинского острога. Более того, снят полнометражный фильм «Албазинские скаски» о жизни острога и подвиге его жителей, защитивших рубежи российского государства. Надежда Доргунова, министр культуры и национальной политики Амурской области, рассказала, что на работу уже приняты два экскурсовода, которые будут сопровождать гостей исторического комплекса. Понравилась новость?
Сначала создали концепцию выставки-реконструкции в малом остроге с картинами быта русских первопоселенцев и коренного мирного населения приамурских земель, эпизодами героической защиты крепости в период осады маньчжурскими войсками. В 2022 году подготовили мультимедийную выставку «Российский орел над Амуром», посвященную истории Албазинского острога. Создали видеоролик о главных реликвиях Албазина: знамя Албазинское, серебряная печать Албазинского воеводства, чудотворная икона Албазинской Божией матери. Инвестор снял фильм «Албазинские скаски» о жизни острога и жертвенном подвиге его жителей, проявленном при защите рубежей российского государства.
Гости увидели условия жизни и быта Амурских казаков, как на гончарном круге руками мастера — гончара создаются различные глиняные предметы бытовой утвари, которыми Амурские казаки пользовались в 17 веке. Возведенная в парке «Патриот» крепость, является точной копией Албазинского острога воздвигнутого Ерофеем Павловичем Хабаровым и казаками - первопроходцами на реке Амур в селе Албазино, Сковородинского района Амурской области.
Воссозданный острог является точной копией оригинального Албазинского острога, построенного на основе результатов раскопок проводимых Албазинской археологической экспедицией на месте существования острога и по сути, уникальным объектом, памятником археологии и исторической архитектуры Дальнего востока. Это только часть всего запланированного к постройке комплекса.
Албазинский острог стал местом столкновения геополитических интересов двух крупнейших держав — Российской империи и цинского Китая. Выставка «Албазинский острог: из истории археологических исследований» рассказывает о стационарных раскопках памятника археологии федерального значения - городище «Албазинская крепость» в период научных изысканий с 1970-х по 2020-е гг. Археологические исследования острога продолжаются, с каждым годом выявляются всё новые и новые страницы истории.
Что еще почитать
- От дронов до сабель: под Благовещенском открыт музей при «Албазинском остроге» — АМУР.Инфо
- Подпишитесь на рассылку
- В Приамурье к сдаче в эксплуатацию готова копия Албазинского острога
- Арабский халифат и его распад
Навигация по записям
- В Амурской области перезахоронили останки казаков - защитников Албазинского острога
- Подпишитесь на рассылку
- Иммануил Кант: философ, присягнувший на верность Российской империи
- Другие статьи
- Приамурье первым показало, как будет выглядеть его павильон на ВЭФ - Финансы
- Албазинский острог - центр русской государственности под боком у Китая
Албазино. История Албазинского острога. Амурская область
Перед районным дворцом культуры казаки-станичники КСКО «Станица Константиновская» развернули площадку активностей и казачьих развлечений для взрослых и детей «Казачьи забавы». Здесь каждый желающий смог воочию познакомиться с разными видами казачьего оружия, примерить традиционное казачье обмундирование, посмотрели выставку об истории становления казачьего общества на Амуре… А ещё с удовольствием попробовали силы в развлечениях: рубке шашкой прутьев и наполненных водой бутылок, умении работать арапником кнутом , фланкировке шашками и нагайками. Кто-то прокатился на лошадях, поиграл в казачьи игры, приобрёл предметы казачьего быта и сувениры, выполненные мастерами из разных уголков России и представленные в казачьей лавке из Владивостока. Старт празднику был дан у памятного креста в честь основания села, где участников и зрителей поприветствовали министр культуры и национальной политики области Надежда Доргунова, глава района Александр Колесников, атаман Амурского оказачьего общества «Амурское казачье войско» Александр Тюрин….
Today в Telegram, достаточно пройти по ссылке t. Не забывайте подписываться на канал Vostok. Today Дзен.
Но именно Никифор Черниговский восстановил Албазинский острог и превратил его в первую русскую крепость на Амуре. Знать эту историю необходимо, — подводит итог Марина Боевец. Справка: Остатки Албазинского острога — один из главных археологических памятников Амурской области. На месте одного из первых русских поселений на Дальнем Востоке ведутся археологические раскопки. Обнаруженные предметы старины можно рассмотреть в Албазинском краеведческом музее. В 1650 году после сражения казаки-первопроходцы под предводительством Ерофея Хабарова заняли городок даурского князя Албазы. Новые хозяева после зимовки отправились открывать новые земли вдоль Амура. А городок сожгли, чтобы не достался врагам. Пятнадцать лет спустя, в 1665 году казаки под руководством Никифора Черниговского восстановили Албазинский острог. Через несколько лет здесь было организовано Албазинское воеводство с собственным гербом: орлом, сжимающим в одной лапе лук, а в другой — стрелу. Албазин рос очень быстро: на вольные и плодородные земли отовсюду стекались казаки, ремесленники и беглые крестьяне. Но жизнь там складывалась непросто: острог подвергался набегам маньчжуров. В 1685 году острог окружили китайские войска численностью в несколько тысяч человек.
Рядом парк «Патриот», куда входит партизанская деревня, есть выставка военной техники. Как писал ранее портал 2х2. Туристов предупредили: посещать парк они могут и во время строительства.
На территории Албазинского острога, скорее всего, была церковь
И Албазинский острог — как центр будущего Албазинского воеводства. крупнейшее укрепленное поселение русских первопроходцев на Амуре во второй половине XVII в. Строительство копии Албазинского острога в Амурской области планируется завершить в конце июня. Исторический комплекс воссоздаст поселение русских первопроходцев в 17 веке.
Арабский халифат и его распад
- Амурский областной краеведческий музей им. Г.С. Новикова-Даурского
- Как ученые и энтузиасты хранят историческую память о первом городе на Амуре
- Копию Албазинского острога в Амурской области воссоздадут в июне | 360°
- В Амурской области завершается строительство копии Албазинского острога
Албазинский острог
Восстановленные по останкам лики албазинцев позволяют увидеть всё многообразие этнических элементов, участвовавших в формировании албазинского субэтноса», - отметил в пресс-центре НСН Денис Пежемский. Спикеры отметили актуальность и современность изучения истории Албазина. В 2013 году было сильнейшее наводнение на Дальнем Востоке, всё Албазино было затоплено. Наш лагерь стоял рядом с острогом, и мы были единственными, кого не затопило. Наши предки знали, где ставить жильё.
В прошлом году нас терзали сильные ураганы, три раза сносило лагерь. Пришёл священник, отпел покойных, и ураганы тут же прекратились», - рассказал в пресс-центре НСН Андрей Черкасов. Сенатор Юрий Кушнарь добавил, что эти исследования важны и для имиджа региона, и для укрепления самоидентификации всего народа: «Эти исследования помогут изменить восприятие Амурской области и всего Дальнего Востока не как региона, где всё горит и тонет, а как места, откуда пошла русская государственность. В Благовещенске разработан проект нового, передового музея, посвящённого освоению Дальнего Востока, но на этот музей ещё надо найти средства.
Говорить о туристическом потенциале региона, Албазинского острога пока рано, хотя на будущее мы должны рассматривать и этот путь. Там настолько сильная энергетика этого места, сравнимая с Валаамом, Новгородом, Дивеевым. Там настоящая русская история, к которой можно прикоснуться руками. Для её изучения нужны, конечно, средства.
Древние стены Албазина - это свидетельство подвига русских землепроходцев, это напоминание о древних истоках российской государственности на Дальнем Востоке. Задолго до выхода России на Балтийское и Черное моря, строительства Санкт-Петербурга и присоединения Крыма русский флаг, поднятый албазинскими казаками, развевался над Амуром. Албазинский острог - это памятник героизма и воинской славы: несколько лет с 1686 по 1689 год в ходе войны с Цинской империей Китаем защитники крепости держали оборону против многократно превосходящего противника. Тогда большинство албазинцев погибло, но не сдалось. Благодаря их подвигу, Россия и сейчас крепко стоит на берегах Амура.
История Первое упоминание об Албазинском остроге связано с землепроходцем Ерофеем Хабаровым, который остановился здесь в 1650 году со своим отрядом на зимовку. С его уходом укрепления были заброшены, крепость была восстановлена только в 1665 году отрядом казаков Никифора Черниговского, которые пришли с Лены после убийства ими илимского воеводы. Несмотря на свое преступление, казаки заявили, что ушли на Амур служить России, в знак чего подняли "царское знамя". Казаки отстроили крепость с тремя башнями, начали выращивать хлеб, осваивать богатые амурские земли. Обложили налогом-ясаком местные племена.
Албазинский острог стал центром уезда, был расширен и перестроен. Высоко над Амуром поднялись новые постройки крепости: колокольня, церковь, проезжая башня, увенчанная изображением орла.
Более того, в 1651 году, во время второго посещения, опасаясь преследования маньчжуров, с которыми он имел столкновение ниже по Амуру, Хабаров приказал сжечь Албазин и городок опустел. Новый этап в истории Албазина начался в 1665 году, когда на Амур бежали 84 "воровских казака" под предводительством Никифора Черниговского. Никифор Черниговский был ссыльным литвином подданным Великого княжества Литовского , попавшим в русский плен во время Смоленской войны 1632—1634 между Россией и Речью Посполитой уния Польши и Литвы. Война закончилась подписанием Поляновского мира, согласно которому состоялся обмен пленными без выкупа и задержания, но часть пленников не захотела вернуться на родину.
Среди них был Никифор Черниговский. В документах Полоняничного приказа приказ, ведавший делами пленных , он указан, как литвин, но определить его малую родину до сих пор не удавалось. В распросных речах, записанных с его слов, Никифор назван "черкашениным Бряславского повета". Повет — это административная единица ВКЛ, а "черкашенин" — это житель Чекркасс или шире — запорожский казак. При этом Никифора записали в черниговцы, хотя ни Чернигов, ни Черкассы никакого отношения к Бряславскому повету не имеют. Судя по всему, прозвище Черниговский, ставшее фамилией, было дано ему по ошибке — фамилия Никифора должна быть Черкавский, но по ошибке писарей Полоняничного приказа, он стал Черниговским.
После крещения по русскому православному обычаю, Никофор был отправлен служить в конный полк из числа иноземцев, расположенный в Туле. В 1635 г. Летом 1635 г. Никифор и еще семь литвинов бежали, были пойманы и допрошены. Причиной побега назвали низкое жалованье, которого не хватало на пропитание семьи. После этого случая жалование в полку было увеличено, но беглецы были наказаны и в 1636 году сосланы в Сибирь.
Фото: из открытых источников В 1637 году Никифор Черниговский с женой прибыли в Енисейский острог, где прожили 12 лет. В одной из челобитных, Никифор так описал свою жизнь в Енисейске: "Служил... И под Ленской волок… ходил для ясашного збору", т. Служба эта была трудная и опасная — ясачник должен был быть, с одной стороны, хорошим дипломатом и обладать даром красноречия, чтобы убеждать население переходить в русское подданство и платить ясак русскому царю, с другой, иметь талант в боевом искусстве, поскольку сбор ясака зачастую сопровождался сопротивлением и восстаниями. В 1649 году Никифор Черниговский был переведен из Енисейска в Илимск, где продолжал служить сборщиком ясака. К этому времени у него родились три сына — Федор, Анисим и Василий, и дочь Пелагея.
Летом 1653 года здесь произошло событие, которое, похоже, повлияло на его дальнейшую судьбу. Из Илимска бежали на Амур промышленники и крестьяне плотники под предводительством Проньки Кислого, а вслед за ними служилые люди Верхоленского острожка под предводительством Васьки Черкашенина. Оба побега были удачными и позже беглецы влились в Амурское войско Онуфрия Степанова. Летом 1655 года случился еще один побег с реки Лены в Даурскую землю во главе со служилым человеком Верхоленского острога Михаилом Сорокиным. Бежало несколько сотен человек источники называют разные цифры — от 200 до 300 человек. Сам Никифор Черниговский рассказывал: "В нынешнем [1655] году, на весне, как побежали воры, изменники, верхоленские служилые люди Мишка Сорокин, Федька Краснояр с товарищи...
А меня, Микифорка, те воры искали и хотели убить досмерти, и в воду посадить [утопить]. А женишко мое и детишка хотели с собою воровски взять в Даурскую землю. И я от тех воров жил в побегах... Никифор с женой и детьми проживал в Киренске, где был назначен казачьим пятидесятником, а в 1656-1657 гг. К 1665 году Никифор дослужился до приказчика Верхне-Вилимской волости Илимского уезда. Казалось бы, карьера у Никифора Черниговского удалась, но дальнейшие события полностью поменяли его жизнь и жизнь его семьи.
Преступление и наказание Илимский воевода Лаврентий Обухов слыл крутым нравом и прижимистостью. Он вогнал илимских крестьян в долги, забирая у них весь хлеб и выдавая по собственному разумению, под разорительные проценты. Крестьяне написали челобитную и отправили в Москву, но Обухов ее перехватил, приказал жалобщиков бить смертным боем и заключил в тюрьму. Последующие челобитные воевода тоже перехватывал и жестоко наказывал жалобщиков. В 1664 году от распоясавшегося воеводы пострадала семья Никифора Черниговского. В челобитной, которая также не дошла до Москвы, описано, как "воевода Лаврентий Обухов, приехав на Киренгу [г.
Киренск] своим воровским умыслом", положил глаз на попадью Пелагею, жену попа Фомы Кирилова и "выслав его, попа, с Киренги... Челобитная об этом преступлении воеводы Обухова была составлена, но то ли не отправлена, то ли перехвачена его людьми.
К этому времени у него родились три сына — Федор, Анисим и Василий, и дочь Пелагея. Летом 1653 года здесь произошло событие, которое, похоже, повлияло на его дальнейшую судьбу. Из Илимска бежали на Амур промышленники и крестьяне плотники под предводительством Проньки Кислого, а вслед за ними служилые люди Верхоленского острожка под предводительством Васьки Черкашенина. Оба побега были удачными и позже беглецы влились в Амурское войско Онуфрия Степанова. Летом 1655 года случился еще один побег с реки Лены в Даурскую землю во главе со служилым человеком Верхоленского острога Михаилом Сорокиным. Бежало несколько сотен человек источники называют разные цифры — от 200 до 300 человек.
Сам Никифор Черниговский рассказывал: "В нынешнем [1655] году, на весне, как побежали воры, изменники, верхоленские служилые люди Мишка Сорокин, Федька Краснояр с товарищи... А меня, Микифорка, те воры искали и хотели убить досмерти, и в воду посадить [утопить]. А женишко мое и детишка хотели с собою воровски взять в Даурскую землю. И я от тех воров жил в побегах... Никифор с женой и детьми проживал в Киренске, где был назначен казачьим пятидесятником, а в 1656-1657 гг. К 1665 году Никифор дослужился до приказчика Верхне-Вилимской волости Илимского уезда. Казалось бы, карьера у Никифора Черниговского удалась, но дальнейшие события полностью поменяли его жизнь и жизнь его семьи. Преступление и наказание Илимский воевода Лаврентий Обухов слыл крутым нравом и прижимистостью.
Он вогнал илимских крестьян в долги, забирая у них весь хлеб и выдавая по собственному разумению, под разорительные проценты. Крестьяне написали челобитную и отправили в Москву, но Обухов ее перехватил, приказал жалобщиков бить смертным боем и заключил в тюрьму. Последующие челобитные воевода тоже перехватывал и жестоко наказывал жалобщиков. В 1664 году от распоясавшегося воеводы пострадала семья Никифора Черниговского. В челобитной, которая также не дошла до Москвы, описано, как "воевода Лаврентий Обухов, приехав на Киренгу [г. Киренск] своим воровским умыслом", положил глаз на попадью Пелагею, жену попа Фомы Кирилова и "выслав его, попа, с Киренги... Челобитная об этом преступлении воеводы Обухова была составлена, но то ли не отправлена, то ли перехвачена его людьми. Никифор, разуверившись в том, что справедливости и наказания воеводы можно добиться правдой, организовал против него заговор, собрав вокруг себя врагов Обухова, которых он нажил немало.
Здесь он проверял дела приказчиков, разбирал судебные дела, делал покупки. В Киренске тайно собрались участники заговора, коих было полтора десятка человек, но история сохранила имена десяти: Никифор Черниговский с тремя сыновьями, служилый человек Федот Лукьянов, плотник Ярофей Творогов, отставной казак Федор Давыдов, крестьяне Михаил Еремеев, Михаил Сапожник, Оска Подкаменный. Дощаник крюками подтянули к острову и стали стрелять из пищалей. Воевода бросился в воду, где его догнали на лодке и закололи копьями. Впоследствии этот остров получил имя Обухов. После убийства воеводы заговорщики захватили его дощаники с грузами и товарами, погрузили на них свои семьи, а также всех желающих отправиться с ними на Амур, о котором ходили легенды, как о "реке богатой и хлебной", и отправились в путь. Всего с Никифором Черниговским в побег пустились 84 человека: казаки, служилые люди и пашенные крестьяне. На общем сходе ватаги атаманом был выбран Никифор Черниговский.
Воровской острог Летом 1665 года Черниговский сотоварищи прибыли в Албазин, поставили там острог, а в следующем году установили связь с Нерчинским воеводой Ларионом Толбузиным, о чем тот сообщал в Москву: "В прошлом, великие государи [1666] году, сентября в 28 день, писал ко мне из Албазинского острогу приказной человек Микифорко Черниговской: поимали де оне в Албазинском остроге тунгуса оленного Контагирсково роду и взяли де у нево сына в аманаты [заложники], и ясака на вас, великих государей, взяли 19... И хлеб де в Албазинском остроге, рожь и ячмень, и пшеница, родился добр… А в нынешнем, великие государи, году в Албазинском остроге собрано на вас ясачные соболиные казны 45 соболей. А кругом де Албазинского острогу оленных тунгусов много и даурские люди живут близко. А в Албазинском остроге служилых людей мало, пороху и свинцу, и пушек нет. А ясачные люди сказывают велят жить с великим береженьем, что будут де богдойские и даурские люди в Албазинской острог войной идти... Создалась уникальная ситуация.
Албазинский острог и начало Православия в Поднебесной
Начали с территории, которую в XVII веке занимал Албазинский острог (он, кстати, частично сохранился по сей день). Здесь же фонд «Петропавловск» открыл музей Албазина. Албазинский острог — уникальное древнее строен Смотрите видео онлайн «В селе Албазино проходит Дальневосточный фестиваль казачьей культуры «Албазинский острог». Новости все новости.
Албазинская эпопея, часть 2: История рождения и гибели первой русской крепости на Амуре
В перспективе на его территории будет основан музейно-туристический комплекс «Албазинский острог», центром которого станет воссозданная Албазинская крепость. Албазинский острог. Как казакам всего за несколько месяцев удалось создать укрепления, которые выдержали огонь китайских пушек? Правда ли, что потомки защитников острога. Албазинский острог в Сковородинском районе Амурской области — первый русский город на Амуре, основанный отрядом Ерофея Хабарова в 1650 году. В «Албазинском остроге» приняли участие исполнители и умельцы из Благовещенска, Белогорска, Белогорского, Ромненского, Тамбовского, Шимановского округов.