Аннотация: Статья посвящена малоисследованному сюжету из истории эвакуации населения Ленинграда в годы блокады.
Блокада Ленинграда: можно ли было предотвратить крупнейшую гуманитарную катастрофу в истории?
Хотя въезд в Ленинград требовал особых пропусков и разрешений, после снятия блокады и, особенно, после окончания войны в город стали возвращаться эвакуируемые и стали возникать множество конфликтных ситуаций. В конце 1943 года, ещё до полного снятия блокады, население Ленинграда начало возвращаться в свои дома после эвакуации. В этот день начался один из самых трагических этапов Великой Отечественной войны – блокада Ленинграда. Как только была прорвана блокада в 1943 году, вышло постановление за подписью председателя Ленсовета о необходимости «выписать из Ярославской области и доставить в Ленинград дымчатых кошек».
Блокада Ленинграда
- Дети Ленинграда – Росгвардия
- Проблемы эвакуации жителей
- Блокадница об эвакуации из Ленинграда: несколько машин с детьми утонули
- Другие новости по теме
- Блокадница об эвакуации из Ленинграда: несколько машин с детьми утонули
Переживший блокаду Юрий Смолич рассказал, как его эвакуировали из Ленинграда
По ней же осуществлялась эвакуация населения. Прорыв к победе. Что предшествовало полному освобождению Ленинграда от блокады "Это была не просто дорога, шедшая через лед. Это была развитая транспортная магистраль с заправочными станциями, со станциями обогрева и техобслуживания, там стояли регулировщики и через каждые 400 м светили фонари. И, естественно, она была хорошо охраняема. Около 19 тыс. До июня 1944 года действовала Малая Дорога жизни по льду Финского залива, связывавшая Ораниенбаумский плацдарм через Кронштадт с Лисьим Носом на северном берегу. В ходе операции по снятию блокады по ней перебрасывали войска. После прорыва блокады главным путем снабжения города стала железная дорога: первый поезд с "большой земли" пришел в осажденный Ленинград 7 февраля 1943 года. Блокадные маршруты С учетом всех ограничений жители могли относительно свободно передвигаться в городской черте днем, ночью действовал комендантский час.
Каждый планировал свои маршруты — на работу, учебу, в театр или кино, за хлебом, водой, кипятком, к родственникам и знакомым, учитывая потребности и рассчитывая собственные силы. А усилий для того, чтобы преодолеть даже небольшое расстояние, требовалось немало. Транспорт не ходил с начала зимы 1941 года и до 15 апреля 1942-го, когда был пущен первый трамвай. Потому человек должен был рассчитывать только на свои силы. В основном передвигались пешком. На них перевозили вещи, с ними ходили за водой, потому что таскать тяжелые ведра для обессиленных людей было невыносимо. Ослабленных людей на санках везли в больницы, умерших — на кладбища", — сказал Мастридеев. При этом, по словам Никиты Ломагина, в городе были и места, куда не пускали в принципе, — например, Смольный в тот период в Смольном работало партийное и советское руководство, располагался и штаб Военного совета Ленинградского фронта. Нельзя было пройти без пропуска через линии заграждения, попасть на режимные объекты.
Пересечение мостов тоже строго отслеживалось. На них стояли посты, которые не просто проверяли документы, но и интересовались, куда идет человек и с какой целью. Кто остался в Ленинграде Состав и численность населения Ленинграда тщательно контролировались властями. Для обеспечения внутренней безопасности следили, чтобы в город не смог попасть никто "лишний". Еще до начала блокады всех, кто пытался приехать в Ленинград, перенаправили дальше в эвакуацию, минуя город. К тому же приняли меры для выселения неблагонадежных людей — их списки были составлены в конце августа 1941 года, рассказал Ломагин. Сберечь до последней крошки. Как хлеб стал на долгие годы ленинградской святыней Население города за период блокады сократилось в пять раз: с 3,2 млн человек до 650 тыс. Тогда были эвакуированы все, кто не мог участвовать в решении задач по обороне города.
Задача была оставить в Ленинграде "лишь то количество населения, которое нужно непосредственно, во-первых, на удовлетворение насущных нужд фронта и флота и, во-вторых, на удовлетворение насущных нужд остающегося населения, и чтобы это население было достаточно мобильно, чтобы в любой момент могло сменить свою профессию на винтовку, оборониться от штурма, потом опять взяться за работу, чтобы оно было мобильное, самодеятельное, а не беспомощное; могущее держать в руках себя и помогать другим в деле организации обороны".
Была полностью снята блокада Ленинграда, которая продолжалась 872 дня. Ленинград — единственный в мировой истории город, который смог выдержать почти 900-дневное окружение. Наступательная операция Ленинградского и Волховского фронтов называлась "Январский гром". В ее ходе советские войска уничтожили петергофско-стрельнинскую группировку фашистов и отбросили их на 60—100 километров от Ленинграда. Блокада Ленинграда Кольцо блокады сомкнулось вокруг Ленинграда 8 сентября 1941 года, на 79-й день Великой Отечественной войны. Гитлеровские планы не оставляли Ленинграду никакого будущего: германское руководство и лично Гитлер высказывали намерения сравнять город с землей. Такие же заявления звучали от руководства Финляндии — союзника Германии в военных действиях по блокаде Ленинграда. Потерпев неудачу в попытках прорвать оборону советских войск внутри блокадного кольца, немцы решили взять город измором. По всем расчетам германского командования, Ленинград должен был быть стерт с лица земли, а население города умереть от голода и холода.
Стремясь осуществить этот план, немцы вели варварские бомбардировки и артиллерийские обстрелы Ленинграда. Вспыхнули около 200 пожаров — один из них уничтожил Бадаевские продовольственные склады. Целью немцев было не только разбомбить важные предприятия, но и создать панику среди населения. Для этого в часы начала и окончания рабочего дня велся особенно интенсивный артобстрел. Всего за период блокады по Ленинграду было выпущено около 150 тысяч снарядов и сброшено свыше 107 тысяч зажигательных и фугасных бомб. Многие ленинградцы погибли во время обстрелов и бомбежек, множество зданий было разрушено. Голод в блокированном городе В блокированном Ленинграде оказались более двух с половиной миллионов жителей, в том числе 400 тысяч детей. Продовольственных запасов было мало, приходилось использовать пищевые суррогаты. В ноябре — декабре 1941 года рабочий мог получить лишь 250 граммов хлеба в день, а служащие, дети и старики — всего 125 граммов. Когда 25 декабря 1941 года впервые была сделана прибавка хлебного пайка — рабочим — на 100 граммов, остальным — на 75, — изможденные люди вышли на улицы, чтобы поделиться своей радостью.
Это небольшое увеличение нормы выдачи хлеба давало пусть слабую, но надежду умирающим от голода людям. Осень — зима 1941—1942 годов — самое страшное время блокады. Ранняя зима принесла с собой холод — отопления и горячей воды не было, и ленинградцы стали жечь мебель, книги, разбирали на дрова деревянные постройки. Транспорт стоял. От дистрофии и холода люди умирали тысячами. Прорыв блокады Ленинграда Советские войска неоднократно пытались прорвать кольцо блокады, но добились этого лишь в январе 1943 года. В результате успеха операции "Искра" южнее Ладожского озера образовался коридор шириной 8—11 километров. По южному берегу Ладоги за 18 дней была построена железная дорога протяженностью 33 километра и возведена переправа через Неву. В феврале 1943 года по ней в Ленинград пошли поезда с продовольствием, сырьем, боеприпасами. Операция "Январский гром" Утром 14 января 1944 года ленинградцев разбудил гул оглушительной канонады.
Масштабная артподготовка, которая проводилась в районе Ораниенбаумского плацдарма советской артиллерией, стала началом крупной наступательной операции под кодовым названием "Январский гром" по полному снятию блокады Ленинграда. Один из авторов повести "Республика ШКИД" Леонид Пантелеев, находившийся в январе 1944 года в Ленинграде, вспоминал: "Среди ночи проснулся от совершенно невообразимого гула. Так бывало осенью сорок первого года, когда поблизости работали все окрестные зенитки. Но на этот раз это были не зенитки. И не поблизости, а где-то очень далеко. Казалось, что посылают снаряды сразу несколько тысяч орудий. От этого грохота и грома просыпался среди ночи раз пять-шесть. Утром, часов в восемь, в номере звенело все, что может звенеть и сотрясаться: оконные стекла, зеркала, подвески на люстрах. Такого на моей памяти в Ленинграде еще не бывало. И вообще, я никогда не слышал такого орудийного грома.
Почему-то вдруг решил, что это — наши, что началось наступление". План наступления В операции "Январский гром" участвовали Ленинградский и Волховский фронты.
Специально для детей, работавших на заводах, были придуманы и изготовлены специальные подставки из дерева, чтобы они могли, как взрослые, работать над изготовлением деталей для пулеметов, артиллерийских снарядов и автоматов. Юнги Валаамской школы боцманов Остров Валаам с началом войны оказался на переднем рубеже. С помощью старых транспортников и спаренных "максимов" юнги творили чудеса.
Два месяца защитники Валаама удерживали остров, и, только получив приказ об эвакуации, они оставили Валаам. После чего отправились на помощь защитникам Ленинграда. Одно из последних упоминаний о валаамской школе содержится в приказе командующего Ленинградским фронтом о передислокации 4-й бригады моряков и гарнизона о. Во исполнение решения от 12 сентября 1941 года о снятии частей с островов Ладожского озера — Валаам и проч. Жуков приказывал в двухдневный срок: «Гарнизон Валаама школа юнг и боцманов обратить на усиление Шлиссельбургского укрепленного сектора».
Юнги сражались и на знаменитом Невском "пятачке", на Ладоге и Волхве. Большинство личного состава погибло при первой попытке прорыва ленинградской блокады. Семерым выпускникам присвоено звание Героя Советского Союза. По заслугам. Награды детей блокады.
Около 2000 детей награждены медалью "Партизану Великой Отечественной войны". Нюрнбергский процесс: "дело Ленинграда" 2 февраля 1946 года ленинградская блокада была представлена в общем контексте политики нацистской Германии по разрушению крупных советских городов. Ленинград шел вместе с Москвой, и здесь приводился хорошо известный историкам и тем, кто изучал историю блокады Ленинграда, приказ от 22 сентября 1941 года о будущем Петербурга. Фюрер отдал приказ стереть город с лица земли. Массовые убийства детей в городе также предъявлены обвинением.
Советская делегация настаивала на признании вермахта преступной организацией, но американский и английский представители не допустили этого решения, которое противоречило их интересам. Летчики люфтваффе, бомбившие Лычково, командиры артиллерийских расчетов, наводившие стволы на Эрмитаж, солдаты вермахта, убившие большинство юнг Валаама, остались безнаказанными. Соединенным Штатам было невыгодно по заслугам осудить преступников - детских убийц, пусть же это останется пятном на их совести.
Борьба за Ленинград была ожесточенной. Большую заботу о городе проявляла вся страна.
Важнейшую роль в его освобождении сыграли воины Ленинградского фронта и моряки Балтийского флота. Большое значения имели действия партизан. Правительство, ГКО, Ставка делали всё возможное для оказания помощи осажденному Ленинграду и спасения населения от голода. Осенью 1941 года по единственно возможным путям — Ладожскому озеру и воздуху — в Ленинград было доставлено более 60 тыс. В середине ноября 1941 года навигация на озере практически прекратилась, но с 22 ноября начала действовать военно-автомобильная дорога по льду Ладожского озера. Летом 1942 года по дну озера был проложен Ладожский трубопровод для снабжения Ленинграда горючим, а осенью — энергетический кабель.
В результате Тихвинской оборонительной операции 1941 года и Тихвинской наступательной операции 1941 года был сорван план немецкого командования полностью изолировать Ленинград от страны. Советские войска неоднократно предпринимали попытки прорвать кольцо блокады Синявинские операции 1941 и 1942 годов, Любанская операция 1942 года , удалось сделать это в январе 1943 года. В феврале в Ленинград пошли поезда с продовольствием, сырьем, боеприпасами.
В Музее обороны и блокады Ленинграда открыли выставку об эвакуации детей из осажденного города
До того, как в сентябре 1941 года вокруг города сомкнулось кольцо блокады, удалось эвакуировать часть населения, в первую очередь детей. В 1941 году Полоскин вместе с другими детьми был эвакуирован из Ленинграда в Челябинскую область. О том, как жил Боря в эвакуации и о его возвращении домой после снятия блокады, смотрите видео Детского исторического музея. Он был одним из основателей культового клуба авторской песни "Восток", а также стоял у истоков горного туризма в нашей стране.
Главным хранилищем стала картинная галерея в центре города. Юлия Сирина, заместитель директора по выставкам и развитию Музея изобразительных искусств Екатеринбурга: «Несущие балки были укреплены, чтобы выдержали перекрытия тот груз, который привезли». О том, что на Средний Урал перевезли реликвии Эрмитажа, в Свердловске тогда мало кто знал. Экспонаты были спрятаны в ящики, около них велось круглосуточное дежурство. Сразу после войны произведения искусства отправили обратно в Северную столицу. Около 300 экспонатов позже были переданы в дар свердловской галерее, сейчас коллекция открыта для посетителей. Хранят в Екатеринбурге и традиции Эрмитажа. Юлия Сирина, заместитель директора по выставкам и развитию Музея изобразительных искусств Екатеринбурга: «В нашем музее была организована и проведена реставрационная подготовка, постоянно оказывались консультационные услуги по хранению художественных произведений. Для нас это тоже было важно». Все сотрудники Эрмитажа — около 20 человек — уехали из Свердловска вслед за экспозицией. Поредели и ряды заводчан. Но большинство ленинградских рабочих все же пустили корни на Урале — профессионалы и после войны были на вес золота. Сегодня их дело продолжают дети и даже внуки — представители трудовых династий, которыми так славится опорный край державы. Яна Юмакаева.
Лед достиг 20 сантиметров толщины, достаточной для пропуска грузовиков, всего за месяц до конца года, поэтому за 1941 год по этой Дороге жизни перевезли всего 16,5 тысяч тонн грузов. Но к концу декабря лед окреп, и темпы поднялись до 1000 тонн в сутки машины могли идти полными и часто. Мы знаем об этом потому, что в ноябре были редкие случаи сплошной облачности, в которой эти машины летали свободно, без противодействия немцев истребители малоэффективны в таких условиях. В такие сутки доставлялось до 216 тонн продовольствия. Но это могло лишь чуть смягчить голод, а не ликвидировать его. Что 100, что 200 тонн еды в сутки — для двух миллионов человек недостаточно. Существенную разницу по числу погибших могли бы обеспечить хотя бы несколько сотен тонн в сутки или тысяча-две. Было ли это возможно? В теории — да. В СССР еще в 1935 году был создан деревянный САМ-5, самолет с мотором и стоимостью У-2, но при этом в полтора раза быстрее, и с нормальной нагрузкой 400 килограммов или пять пассажиров. Ничто не мешало выпустить вместо них САМ-5. Учитывая, что по полезной нагрузке, перевозимой в единицу времени, четыре такие машины заменяли один ПС-84 и при этом работали с коротких взлетных полос , они могли бы дать нормальный воздушный мост. По маршруту Ленинград — Новая Ладога такой самолет перевозил бы пару тонн грузов в одну ночь. Следовательно, всего тысяча подобных машин закрыла бы потребности Ленинграда без голода. Но это было возможно только в теории. На практике конструктор САМ-5 перешел дорогу Яковлеву, у которого был свой серийный самолет под мотор М-11. Да, он был медленнее САМ-5, а полезной нагрузки брал меньше, но он был свой, а не чужой. Поэтому «на вопрос Сталина Яковлеву, который у него был консультантом по авиации… тот ответил , что самолет [САМ-5-2 бис] неплохой, но его внешняя отделка желает лучшего». Конструктор продолжал дорабатывать машину и далее, в 1943 году выпустив более дальнюю модификацию САМ-25. Опытная машина успешно летала к партизанам, но в целом эти усилия были бесполезны, потому что разработчик самолета не сумел угодить Яковлеву, хотя тот прямо объяснил, как именно это сделать.
Однако это не останавливало ни водителей, ни кого-либо из трехсот человек, обслуживавших Дорогу жизни: все они принимали существовавшие опасности и осознанно шли на них - настолько сильным и действенным было бескорыстное стремление помочь жителям Ленинграда, оказавшимся в кольце неприятельских сил, и эвакуировать как можно больше людей из осажденного города. Ледовый режим стремительно обрел статус главной проблемы Дороги жизни - несмотря на рассчитанную исследователями толщину, пригодную для движения грузовых автомобилей, в первые недели работы трассы на дно ушли порядка сотни полуторок. Причиной, вызывавшей внезапные проломы льда, оказался эффект резонанса, который сумел выявить советский ученый Наум Рейнов при помощи изобретенного им специального устройства - прогибографа. Наука внесла бесценный вклад в организацию максимально безопасного движения по 30-километровой трассе, и Дорога жизни в свою первую зиму функционировала до конца апреля 1942 года - тогда машины успешно проходили по озеру при толщине льда всего 10 сантиметров по сравнению с ноябрем, когда рекомендуемыми были 20 сантиметров. Отрицая саму смерть Установленные правила безопасного прохождения по дороге не устраняли риск для жизни. Напротив, каждый неверно сделанный шаг или неправильное решение вели к летальному исходу. Смертельная опасность таилась повсюду: в ледовых торосах, в потере ориентиров, в непрерывных вражеских артобстрелах. Для обеспечения светомаскировки предписывалось выключать фары, но водители предпочитали этого не делать. Да и противник, отлично знавший трассу, все равно был бессилен остановить на ней поток жизни.
«Мы здесь больше не чужие»: как Сибирь встречала эвакуированных из блокадного Ленинграда
Всё ли сделал Смольный для того, чтобы оградить ленинградских детей от ужасов блокады? | В течение 2020-2021гг продолжалась масштабная работа с региональными архивными учреждениями по поиску и сбору информации об эвакуированных жителях блокадного Ленинграда, которых в годы войны судьба разбросала по всему Советскому Союзу. |
Эвакуированные из блокадного Ленинграда | Ситуация с жильем в Ленинграде после блокады с одной стороны накалилась ввиду того, что многие жилые дома оказались разрушенными, с другой стороны, наоборот, количество населения существенно уменьшилось во время блокады. |
Ответы : Почему не эвакуировали всех жителей блокадного Ленинграда? | Эвакуация населения из Ленинграда — одна из памятных страниц обороны города в период Великой Отечественной войны и блокады. |
Главархив рассказал, как москвичи поддерживали ленинградцев в блокаду | Реквием памяти эвакуированных ленинградцев, захороненных в Вологодской области в годы Великой Отечественной войны. |
Хроники блокадника: как 4 сухаря спасли семью от голодной смерти в окружённом фашистами Ленинграде | Ярославская область и Санкт-Петербург реализуют совместный проект "Эвакуация из Ленинграда и возвращение домой: "Сплоченные войной". Он приурочен к 80-летию полного снятия блокады Ленинграда. |
Банька по-черному и поганки
- Архивы Санкт-Петербурга: Документы по эвакуации детей | Пикабу
- Дорога через смерть ради жизни. Как спасали жителей блокадного Ленинграда
- Федеральный проект истории обороны и блокады Ленинграда
- первые лица
Просмотр трансляции
- Главархив рассказал, как москвичи поддерживали ленинградцев в блокаду
- Как эвакуировали паровозы из блокадного Ленинграда.mov
- Переживший блокаду Юрий Смолич рассказал, как его эвакуировали из Ленинграда
- Поездом, по воздуху, по воде и льду
- "Если видишь тонущую машину - не останавливайся!" Спасение ленинградцев на Дороге Жизни
Вы точно человек?
Как рассказали в Смольном, проект, соглашение о котором подписано в рамках ПМЭФ, «Эвакуация из Ленинграда и возвращение домой: „Сплочённые войной“ позволит открыть неизвестные ранее факты эвакуации из блокадного города. Эвакуация населения из Ленинграда — одна из памятных страниц обороны города в период Великой Отечественной войны и блокады. В общей сложности за период блокады из Ленинграда были эвакуированы 1,5 миллиона человек. Кандидат исторических наук Ирина Карпенко много лет исследует историю блокады Ленинграда и ту её часть, которая касалась возвращения горожан домой из эвакуации.
Блокада Ленинграда: Как спасали осаждённый город
Эвакуация продолжалась, даже когда вокруг города на Неве сомкнулось кольцо блокады. Эвакуация населения из Ленинграда — одна из памятных страниц обороны города в период Великой Отечественной войны и блокады. В целом во время эвакуации умерло 120–160 тысяч ленинградцев (только на территории Вологодской и Ярославской областей, по данным историка Александра Ваксера, умерло 20 тысяч эвакуированных из Ленинграда). Восемьдесят лет назад, 27 января 1944 года, была окончательно снята блокада Ленинграда. Подписано Соглашение о создании межрегионального электронного проекта «Эвакуация из Ленинграда и возвращение домой: “Сплоченные войной”».
«Выживу ли я в этом аду?»: как начиналась блокада Ленинграда
Новости и события Российского исторического общества | Подписано Соглашение о создании межрегионального электронного проекта «Эвакуация из Ленинграда и возвращение домой: “Сплоченные войной”». |
Тяжелые годы мира: как жители Ленинграда восстанавливали город после блокады | Эвакуация населения из Ленинграда в период блокады была беспрецедентным актом величайшей гуманности. |
Тяжелые годы мира: как жители Ленинграда восстанавливали город после блокады | Ровно 81 год назад, в 1942 году, началась первая эвакуация жителей блокадного Ленинграда по льду Ладожского озера. |
Как эвакуировали паровозы из блокадного Ленинграда.mov | Блокада Ленинграда — один из самых известных и трагических периодов Великой Отечественной войны. |