Новости бондарев юрий писатель

Юрий Бондарев был прям, чист, честен, скромен, независим, всю жизнь боролся с тем, что считал духовным злом, написала глава Комитета Государственной Думы по культуре Елена Ямпольская на своей странице в Facebook в связи с кончиной писателя. Сегодня отмечается 100-летие со дня рождения Юрия Бондарева, чье имя стоит особняком в числе авторов, писавших о Великой Отечественной войне. Хочется отметить деликатность и человечность мастера и фронтовика, которую проявляет Бондарев при описании самых страшных подробностей смертоубийств. Можно лишь сожалеть, что в последние десятилетия проза выдающегося русского писателя Юрия Бондарева находилась в информационной блокаде.

Поделиться

  • Горячий век Юрия Бондарева
  • Читайте также
  • О насущном
  • Горячий век Юрия Бондарева
  • Путин выразил соболезнования в связи со смертью писателя-фронтовика Юрия Бондарева | ОТР
  • Подпишитесь на рассылку

Умер писатель-фронтовик Юрий Бондарев

Когда началась Великая Отечественная война, ушел на фронт добровольцем. В 1942 году был призван на военную службу, получил звание сержанта, был отправлен на Сталинградский фронт, командовал минометным расчетом. Был дважды ранен, в том числе здесь, на берегах Волги. В составе наступающих советских войск дошел до Чехословакии.

Юрий Васильевич поступил в Литературный институт в 1946-м. Первый рассказ был опубликован в 1949-м — «Поздним вечером». Коля ждёт маму-врача в доме, одолеваемом метелью, а в руке сжимает перочинный ножик, подаренный ему отцом, погибшим на фронте. Вернувшись с войны, я писал о войне. Прихожу, сидит секретарь, довольно симпатичная молодая женщина. Почитала: «Угу, так, так, угу… По отчеству Васильевич?

Юрий Васильевич, стихи неудачные. Вон там мусорное ведро, стопочку порвите и выбросьте. А это рассказы? Вам позвонят». Позвонила через два дня: «Поздравляю. Я передала ваши рассказы Паустовскому, и тот сказал: принимать без экзаменов».

Курс был почти весь из фронтовиков. Константин Георгиевич Паустовский меня заметил, умилился моим рассказами. Например, он очень оценил мой уже упомянутый рассказ «Поздним вечером» — да, да, о том, как ребёнок ждет мать. Он же первым хорошо отозвался о моём романе «Тишина». Он говорил: «Юра, работать! Забудьте про все увеселения этой изменчивой жизни.

Работайте, ищете образ, метафору, слово». Он был деликатным и доброжелательным, лиричным, много говорил о словах, об их тонкости, точности, свежести. Много рассказывал о других писателях, изображая их интонацию, передавая их излюбленные словечки. Я у него бывал дома, мы подолгу говорили о литературе, жил он скромно. Но это название «лейтенантская» придумали критики. Упомяну Виктора Некрасова.

Кстати, он мне был особенно близок из военных писателей. Меня еще поначалу называли «жестоким реалистом». Я, действительно, реалист в своих книгах, я следую правде жизни. Но при этом каждая моя книга — познание тайны. На самом деле, память для меня оказалась ответственностью. Всё, что мною написано о войне, — это искупление долга перед теми, кто остался там… Я постарался осмыслить их судьбы.

Рука — помощница. В 51-м предлагали пойти в аспирантуру. Но решил посвятить себя столу — писательству. Только после тяжёлой работы за столом. Я много читаю, несмотря на возраст. Всё время возвращаюсь к своим любимым писателям: Бунину, Паустовскому, Шолохову, Твардовскому.

И, конечно, Толстому. Мой литературный бог — мудрейший Лев Николаевич. Мне кажется, он сказал о жизни всё. Например, он сказал так: «Всё пройдёт, всё… Всё изменится и от костей наших не останется ничего. Но если в наших произведениях есть хоть крупица настоящего искусства, они будут жить вечно». Толстой говорил, что надо всю жизнь учиться, до конца.

Я учился и до сих пор учусь у жизни. Вот что важно для писателя. Выходит немало интересного, и всё же явно не хватает серьезных и ярких романов, способных вобрать широту бытия и выразить саму историю через драму человеческой личности. Но я вопреки модным стенаниям хочу сказать, что не держу обиду на цензоров, с которыми ночами пили кофе и спорили над той или иной фразой. Иногда я говорил: «Если вы знаете, как художественно достоверно переделать эту сцену, я хоть сейчас ее перепишу. Не знаете?

Тогда оставлю! Иногда что-то предлагали смягчить. Он всегда относился ко мне с большой заботой и уважением, а значит, подавал пример детям, как относиться ко мне, к старшим. Все вместе мы — дружная семья, без всяких преувеличений. Настоящий патриот, главный редактор «Нашего современника».

Не вышел ли роман отдельным изданием? Если вышел, то где, в каком издательстве? Были ли на него литературно-критические отклики?

Мне на глаза пока не попадались. В «Непротивлении» великолепно выстроена сюжетная интрига, блистательно выписаны характеры Александра Ушакова, Кирюшкина, Логачева, а также тыловых крыс, сумевших избежать призыва на фронт. Столь же впечатляет новый, остродраматический подход к изображению послевоенной жизни столицы, героического фронтового поколения, к которому принадлежите и Вы, Юрий Васильевич. В определённом смысле, полагаю, «Непротивление» это и «автобиографический» роман. Желаю Вам от всей души успеха в окончании этой глубокой художественно — философской работы, ибо, думаю, Вы ещё будете продолжать роман — вплоть до наших напряжённых и непредсказуемых дней. Общественное непротивление, всеобщая социальная пассивность, замордованность простого народа от либеральных, псевдодемократических СМИ и всевозможных политических болтунов приведут, в конце концов, к развалу и гибели страны и всеобщей трагедии… Всего Вам самого доброго! С Новым годом! Сердечно — Владимир Юдин.

Тверь, 7. Глубокоуважаемый Владимир Александрович! Очень печально! Роман я свой «Непротивление». Писать роман сугубо исторический — смысла нет в немыслимое наше время. Я знаю Вас, теоретика и внимательного читателя, поэтому Ваше мнение будет мне интересно. Здоровья Вам и удач! Чистосердечно — Ю.

Дорогой Юрий Васильевич! Сердечно благодарю Вас за тёплое, благожелательное письмо и ценные советы и замечания, связанные с моим осмыслением нравственно — философской основы «Непротивления». Направляю Вам для ознакомления первый, ещё сырой вариант статьи о романе. Прошу, по возможности, ознакомиться и дать общую оценку. Размышляю, куда её предложить. В журнале «Молодая гвардия», где роман напечатан, вряд ли возьмут. В «Советской России» читал рецензию Г. Орехановой, в газете «Завтра» - тоже был отзыв.

Остаётся газета «Правда» если они ещё не подготовили свой материал или «Литературная Россия». Всего Вам самого доброго! Крепкого здоровья и благополучия. Дорогой Владимир Александрович! Вот какие замечания у меня по Вашей хорошей и умной статье речь идёт о моей статье о романе Ю. Бондарева «Непротивление». Василенко в своей статье был совершенно не прав, когда утверждал, что я вместе со своим поколением медленно, но последовательно отторгал космополитическую, интернационалистскую оболочку и возвращался таким образом к «всеобъемлющей полноте жизни русского человека»… Что касается всего поколения — вопрос архисложный, что касается меня, то я никогда не мыслил идеями приспособления. Для этого достаточно быть знакомым с моими работами разных лет.

Мне посчастливилось не лгать. Прочитал Вашу статью и задумался: статья велика по объёму и не совсем газетная. Действительно — где её печатать? Пожалуй, она не для «Правды», не говоря уже о демпрессе или о так называемых независимых. Чем дышат «толстые» журналы — Вам хорошо известно. Не уверен — решится ли «Молодая гвардия» напечатать вторую статью. Остаётся «Наш современник». Крепко жму Вам руку!

С искренним уважением, Ю. Сердечно Вас благодарю за письмо! Рад, что в целом Вы одобрили мою статью о «Непротивлении», дали ценные советы. Хотя сам я, признаться, не очень доволен своей работой: пока нет должной аналитической глубины проникновения в философию романа и его чрезвычайно животрепещущую актуальность применительно к нашим суровым дням… Ведь в романе много остро звучащей символики, смысловая многозначность, легко ассоциируемая с нашим тревожным, трагическим для всей страны временем. Считаю необходимым вывести ваше романное мышление из классических традиций русского романа. Вряд ли преувеличу, если скажу, что даже на фоне вашей очень яркой и впечатляющей фронтовой, так называемой «лейтенантской» прозы, умело выстроенной на базе Вашего колоссального боевого опыта, «Непротивление» особенно утончённо психологично, социально и нравственно многоаспектно. Иначе сказать, я рассматриваю этот роман не просто вашим неким очередным творческим успехом, но принципиально новым и высоким уровнем литературно -художественного постижения послевоенной эпохи. А как изумительно Вами выписана Нинель!..

Казалось бы, эпизодический образ, но какой яркий, волнующий и прекрасный характер русской женщины!.. В нём органично совместились лучшие духовные и нравственно - психологические черты подлинно русских женщин - от Пушкина, Лермонтова, Некрасова, Тургенева, Бунина, Блока, Шолохова до наших дней. От всей души желаю Вам крепкого здоровья и творческого вдохновения! О судьбе своей статьи я Вам сообщу. С глубоким уважением, Владимир Юдин. Тверь, 18 марта 1996 г. Внимательно прочитал последний текст Вашей статьи и никаких замечаний у меня не возникло по существу её содержания: статья, как говорится, готова. В Вашей статье есть очень точные и тонкие наблюдения этим обладает не каждый теоретик литературы — вся часть о матери, об отношении Александра к матери — для меня это важнейшая часть романа.

Из современной прозы если её можно назвать литературой начисто выпали естественные человеческие отношения, и она, проза, стала изображать лишь скелет действия; не литература, не жизнь людская, а запах серы из сточных канав — вот её малоароматический запах, который с наслаждением вдыхают дебилы… Спасибо за умный разбор романа. Одно пожелание: статья длинновата в первой части, может быть, за счёт цитат. Посмотрите, что удобно сократить. К сожалению, пока не смогу приехать в Тверь — много всяческих забот. Но всё-таки в жизни всегда бывает «вдруг»… Крепко жму руку! Ваш Юрий Бондарев 23. Свою статью о «Непротивлении» я предложил «Нашему современнику», но ответа из редакции пока не получал. Роман, изданный «Библиотекой журнала «Молодая гвардия», появился на прилавках наших тверских киосков и пользуется большим спросом — я интересовался у киоскёров.

Меня это очень радует! Радует и то, что, несмотря на суровое время, интерес к подлинной литературе у массового читателя не пропал. Посылаю Вам газету «Литературная Тверь» с моей статьёй о «Непротивлении» в сокращённом варианте и статью о бедственном положении науки и образования в современной России. Журнал «Наш современник», куда послал статью о романе, по-прежнему не отвечает, видимо думает, как поступить — печатать или воздержаться. Дозвониться до отдела критики, которым руководит Сергей Куняев, пока невозможно, никак не застать его на месте. Желаю Вам, Юрий Васильевич, всего самого доброго, крепкого здоровья и успехов! Прочитал Вашу статью «Бьют тревогу учёные России» - нужная, деловая и вместе чрезвычайно горькая статья честного учёного и писателя, болеющего за судьбу России. Ведь безграмотная Россия — это страна рабов.

И тут вспоминается и политика англичан в колониях, и Даллес, и Бжезинский, занимавшиеся «омертвлением» русской культуры… Вы пишете, что, возможно, надо бы мне напомнить Куняеву главному редактору журнала «Наш современник». Я вышел из редколлегии журнала 2 года назад. С искренним уважением, Юрий Бондарев. Посмотрите мою статью «Куда идёшь, Россия» в «Советской России» за 14 июня. Она близка Вашим мыслям. Сердечно благодарю Вас за письмо и высокую оценку моей статьи о судьбе нынешних учёных, науки, творческой интеллигенции в целом в России. Ранее предлагал её и в «Правду», и в «Советскую Россию» - нигде не стали печатать. Ваши искромётные статьи в «Советской России», в т.

Неизменно восхищаюсь вашим острым, высокогражданственным пером пламенного публициста — патриота. Далеко не каждый нынче решится на столь смелую, принципиальную, бескомпромиссную позицию по отношению к прозападно — космополитическим узурпаторам несчастной России!.. Тем сильнее Ваше доброе, вдохновляющее влияние на честных русских сограждан. Не нахожу слов от возмущения поведением Виктора Астафьева: ведь фронтовик же, подлинно русский талант — и вот так легко поддакивает отъявленным либералам — русофобам… Неужто не понимает, откуда ветер дует?.. Понимает, конечно, но творит нечто несуразное, обвиняя всех и вся в трагедии Великой Отечественной войны, в «лишних» жертвах с советской стороны и «напрасно» пролитой крови, и пр. Из «Нашего современника» до сих пор нет ни слова относительно моей статьи о «Непротивлении». Посылаю тверскую областную газету с небольшой моей рецензией на книгу воспоминаний о Валентине Пикуле, написанной его супругой Антониной Ильиничной. Знаю, что к исторической романистике Валентина Савича Вы относитесь доброжелательно, в отличие от замшелых русоненавистников, навешивающих ему тьму грязных, оскорбительных ярлыков.

Мне довелось видеть фото, на котором Вы с Валентином Савичем за дружеской беседой. Всего Вам наилучшего! Сердечно, Владимир Юдин. По Вашему отзыву на дипломную работу Орловой я понял, что Вы одинаково серьёзно относитесь к литературе и к своим ученикам. В наше растрёпанное время это качество не так уж часто встречается в среде теоретиков, махнувших на нашу «прагматическую молодёжь» рукой. Если разрешите, позволю одно замечание. Всё-таки я написал тетралогию: «Берег», «Выбор», «Игра», «Искушение». Роман этот наиболее резок в смысле социальном и философском.

Интересно, почему он выпал из поля зрения Натальи Орловой? Не поймите, ради Бога, моё замечание за упрёк. В Москве у нас идут дожди, я же сижу на даче под пасмурным небом и пишу «Мгновения», где присутствует нечто иррациональное, как в нашей сверхфантастической жизни. Прекрасно Вами сказано: «В. Пикуль — буян в литературе»! В самом деле — ведь с Пикуля началось нечто новое, свежее, непривычное в исторической литературе. Он кое-что поломал и кое-что смело построил. Вы хорошо сделали, что написали статью о книге Антонины Ильиничны супруги писателя В.

Книга её стоит доброго слова. Несколько дней назад разговаривал по телефону с А. Ивановым — и он сказал, что Ваша статья пойдёт у них, в «Молодой гвардии». О «Нашем современнике» забудьте. Здесь дело не только в отсутствии внимания к автору статьи. С этим журналом что-то случилось… У меня, к примеру, нет желания печататься у них. Как-нибудь я всё-таки заеду к Вам в Тверь. Всяческого Вам добра, дорогой Владимир Александрович!

Юрий Бондарев. Сердечно благодарю Вас за письмо от 23 июля 1996 г.! Всецело разделяю Ваше мнение, что «Берег», «Выбор», «Игра» и «Искушение» - это т е т р а л о г и я, то есть единый цикл романных повествований, объединённых общим пафосом патриотизма, высокой гражданственности, глубинным выражением выстраданного чувства Родины, а также общими принципами художественно-философской реализации, благодаря чему эти прекрасные творения стали классическими. Полагаю, что и роман «Непротивление» объективно встроен в этот ряд произведений по тем же творческим принципам. Ваши слова, что Вы «вытащили на свет Божий главные наши болезни…», станут для меня ориентиром в понимании социально-философской сущности романа. Тут и чеховская лапидарность, и толстовская психологическая утончённость, и некая расшифровка социально-нравственного поведения сограждан в годину смуты и разврата, что безжалостно свалились на нашу Родину, а главное — Ваше необычайное умение выразить короткими штрихами трудные судьбы людей, нации, нашего многострадального Отечества… Судьбинность — вот, очевидно, ключевая отличительная особенность «Мгновений», этих философских мозаик, будто «списанных» с живой действительности… Мне пришла в голову мысль, что надо активно приобщить своих студентов и начинающих учёных к написанию дипломных работ и диссертаций по «Мгновениям», ведь именно русская литература в большей степени, нежели что-либо другое из искусства, формирует у молодёжи неизбывное патриотическое чувство. Пока есть в нашем Отечестве такие могучие, несгибаемые, не подвластные социальной конъюнктуре творцы пера, как Вы, Юрий Васильевич, русская литература, русский патриотический дух не оскудеет и не иссякнет. Опять с большим интересом прочитал Вашу статью «Русофобия на марше».

Тяжелейшие времена мы переживаем — и не завтра они кончатся… Демократическим ничтожествам, в том числе и русского происхождения, дана полная свобода испохабить, испакостить, унизить, разрушить нашу литературу, растлить души молодёжи, что, кстати, кое - в чём им удалось — этот рассчитанный и просчитанный на Западе духовный и не только разврат распространяется по России с надеждой обрести дебилов, тупоголовых рабов и роботов. Напишите, пожалуйста, чем живут сейчас студенты, с которыми Вы имеете дело? Вышло несколько книг «Мгновений», но в каждой они не полностью. Задумываюсь — что Вам прислать? Всяческих Вам удач и благ!

Двор был — одна семья. Почти все ночью выносили кровати и спали под столетними липами. Старшие рассказывали о Гражданской войне… Я во дворе поставил турник, делал солнышко… У меня был второй разряд по гимнастике. Скажу без ложной скромности, что считался самым сильным и храбрым во дворе.

Может быть, на меня повлиял Джек Лондон, я любил и до сих пор люблю его безоглядно отважных мужественных героев. В Замоскворечье, где прошло мое детство, я полюбил голубей. И там, в Замоскворечье, были сплошные голубятни. У меня были все породы голубей! В 41-м началась война, и я, ещё школьник, отправился рыть окопы под Смоленском. А в октябре 42-го уже попал в Сталинград, где был командиром минометного расчёта, получил ранение, контузию, обморожение… Потом Воронежский фронт, форсирование Днепра, освобождение Киева. Бои за Житомир, новое ранение, госпиталь… А дальше бои в Карпатах. Вспоминаете тех, с кем вместе прошли войну? Какие они были?

Постоянно вспоминаю. Мы воевали с мыслью, что за нами стояла Россия. Кроме их отваги и самопожертвования я хотел бы отдельно отметить их уровень культуры. Это были артиллеристы, почти все деревенские ребята. Только три городских офицера во всей нашей батарее. Эти ребята со всей страны не учились в вузах, но тянулись к знаниям, и, подозреваю, были гораздо образованнее многих сегодняшних студентов. Тогда ведь всюду были кружки, дома пионеров, ребята читали и хорошо знали классику. И отличались человеческим достоинством, чуткостью, деликатностью. Возможно, до конца я даже так и не смог передать невероятную теснейшую дружбу и взаимозависимость солдат на войне.

Самое страшное — первая бомбардировка. А так, я не встретил ни одного ненадёжного сослуживца. Все на войне были влюблены в места, где они жили, и поэтому верили, что не погибнут. Это было способнейшее поколение! Мы проходили все круги ада, полные надежд, и чувствовали себя людьми, защищавшими свой дом, родных и любимых. Мы сами себе казались очень взрослыми людьми, которых уже ничем не удивишь. И при этом мои ровесники, вернувшиеся после войны и ничего не страшившиеся, боялись поцеловать девушку. Сейчас таких не встретишь. Думаю, что выжил на войне чудом.

Смерть всё время была рядом. Однажды снаряд упал прямо передо мной, тогда пронеслось: «Господи, спаси и сохрани! И он не взорвался. Вся жизнь чудесная. Сегодня посмотрел на дерево. Было зелёное, а стало всё желтое, а потом будут голые ветки. Это и есть необыкновенность. Они обстреляли нашу артиллерийскую колонну, ну и мы ответили хорошенько. Помню, у Каменец-Подольского у реки подошли мутные хлопцы в черных куртках, а спустя полчаса началась по нам стрельба из кустов возле берега.

Кстати, в Карпатах я видел своими глазами, как маршал Москаленко, командующий армией, стоял на перевале почему-то с немецкой винтовкой и кричал: «Стой, славяне! Ни шагу назад! Но мы уж, конечно, не драпали. И врезалось в сознание это грозное: «Славяне, ни шагу назад! О многом его расспрашивал, а он многое прояснил в нашей военной стратегии. Он не упрекнул нас в неточности. Был привязан к пушке. Потом всё доставалось из памяти. И жили мы рядышком.

Моя Озерковская набережная и его Новокузнецкая улица. Встречались на перекрестке и много гуляли. И уже больше шестидесяти семи лет вместе. Юрий Васильевич поступил в Литературный институт в 1946-м.

Юрий Бондарев: командир батареи

Перечитывая тома, написанные Юрием Васильевичем Бондаревым, видишь, как и у всех больших писателей, то, что не мог увидеть раньше. Юрий Бондарев — представитель литературного жанра, известного как «лейтенантская проза» о Великой Отечественной войне. Председатель ГД также отметил, что Юрий Бондарев отстаивал свою гражданскую позицию и был эталоном нравственности для многих поколений читателей.

Он был писателем-воином. Ушел из жизни Юрий Бондарев

Юрий Бондарев: Ну заплачь хоть, а? По мне заплачь! Церемония прощания с писателем Юрием Бондаревым, последним классиком советской фронтовой прозы, проходила в ритуальном зале Центральной клинической больницы на улице Маршала Тимошенко.
Жизнь и непростая судьба русского писателя Юрия Бондарева Фото: РИА Новости. На 97-м году жизни в Москве скончался русский советский писатель-фронтовик Юрий Бондарев.
Юрий Бондарев отказался от ордена, который хотел вручить ему Ельцин: как жил певец «окопной правды» Кончина писателя-фронтовика Юрия Бондарева символизирует уход целого поколения, сказал РИА Новости первый зампред комитета Госдумы по культуре Александр Шолохов.
Писатель Юрий Бондарев: «Всё простить невозможно. И, наверное, не нужно» О таких, как писатель Юрий Бондарев, тупились затем перья графоманов и лже-историков, потому что достичь литературных и нравственных высот им, даже с их пронырливостью и мощнейшей поддержкой кураторами нового мирового порядка, не получалось.
Лучшие книги Юрия Васильевича Бондарева Сегодня в Москве простились с легендарным писателем-фронтовиком Юрием Бондаревым, которому принадлежат знаменитые романы «Батальоны просят огня» и «Горячий снег».

Через горнило войны к Богу

Юрию Васильевичу Бондареву. Впрочем, Юрий Бондарев стоял в первом ряду русских писателей еще со времен «Батальоны просят огня» (1957). Юрий Бондарев никогда не терял выправки боевого лейтенанта в сочетании с манерами московского интеллигента.

Юрий Бондарев: Ну заплачь хоть, а? По мне заплачь!

Но «Бермудский треугольник» не просто яркий документ эпохи. Это, на мой взгляд, вершинное произведение Юрия Бондарева. С ним писатель уверенно входит в XXI век». А для кого Бондарев «нерукопожатный»? Он действительно вошёл в этот очередной век уверенно и твёрдо, несмотря на продолжающиеся обстрелы влиятельных недоброжелателей и, прямо скажем, настоящих врагов.

Но почему всё-таки даже сегодня о них приходится говорить? Да как раз потому, что до сих пор весьма влиятельны они. Бондарев в главном не изменился, хоть и усиленно пытались сломить его. Написал пронзительную повесть «Без милосердия», ставшую в некотором роде продолжением «Бермудского треугольника».

В миниатюрах давно начатой серии «Мгновения» схватывал жизненные ситуации сегодняшнего дня, требующие заострённого осмысления. И публицистика, выходившая из-под его пера, тоже нацелена была на осмысление того, что произошло со страной. Теперь, когда минуло время, даже с властного верха прозвучало: крупнейшая катастрофа века. Значит, он был прав, стремясь всеми силами её предотвратить и уж во всяком случае не радуясь развалу страны?

Казалось бы, ответ очевиден. Но… Поблизости живут, вещают, функционируют те, кто эту катастрофу и учинил. Многие по-прежнему во власти или при власти. Дело их оказалось провальным: страна из-за них не вверх пошла, а вниз покатилась.

Ей предписано теперь вставать с колен. Однако поставившие её на колени, как ни удивительно, по-прежнему нередко задают в обществе основной тон. Отношение к писателю и гражданину Юрию Бондареву — вопиющий тому пример. Вот молодой писатель издал сборник своих бесед со старшими коллегами.

Тридцать прозаиков и поэтов, в число которых попал он, Бондарев. И что же? О, такой факт привлёк внимание аж правительственной «Российской газеты»! Немедленно откликнулся её постоянный автор — колумнист, то есть ведущий свои регулярные колонки в газете, доктор искусствоведения Михаил Швыдкой.

А откликнулся он как? Строгим внушением молодому творцу! Бондарева, дескать, недопустимо представлять с таким уважением, как это сделано в книге, да и вообще ничего хорошего писать о нём категорически нельзя. Вы, конечно, спросите: почему?

И тут я должен сообщить, что отвечает на этот вопрос автор колонки весьма необычно. Отвечает, припомнив давний телефонный разговор ещё с одним писателем — Григорием Баклановым, о чём счёл нужным поведать в газете. Поведаю вслед за ним и я — процитирую Швыдкого: «Миша, прошу Вас, никогда не упоминайте моё имя вместе с именем Бондарева! И повесил трубку».

Согласитесь, любопытный состоялся разговор. Вы не находите, что просьба писателя Бакланова, обращённая к «популярному театральному критику», была очень странной, как странно и то, что этот критик решил её обнародовать? Ведь звучит она по отношению к писателю Бондареву оскорбительно! Это что же такое запредельное должен совершить человек, какую крайнюю неприязнь должен у меня вызвать, чтобы недопустимым в любом контексте!

То есть Бондарева и Бакланова, двух писателей фронтового поколения. Ключевое здесь слово — «понятно». Оно означает, что система координат, оценки, предпочтения, места в неписаной табели о рангах — всё давно и незыблемо определено, так что говорить на сей счёт, собственно, излишне. Вы спросите: кем определено?

Но это как бы само собой разумеется — «между ними». Так что приговор не только без сомнений и колебаний, но и безо всяких рассуждений: виноват во всём Бондарев. В чём конкретно — не имеет значения. Бакланов знает, Бакланову виднее.

И вы обязаны, не думая, принимать: не был. Впрочем, к этому мы ещё вернёмся. А пока личное заключение Швыдкого в той его колонке: «Нынешние политические воззрения Бондарева суть пещерный сталинизм, делающий его для меня нерукопожатным». Отчеканил, как говорится.

Учат жить разрушители Отечества Можно было бы нам и не вспоминать завещание Бакланова Швыдкому: мало ли подлостей на честную бондаревскую голову сваливалось. Однако происходит потрясающее! Уже более десятка лет минуло с тех пор, как Швыдкой в правительственной газете огласил злобный баклановский вердикт, уже четыре года назад ушёл из жизни Юрий Васильевич, а доктор искусствоведения и специальный представитель президента РФ по международным культурным связям со всех публичных трибун, где только удаётся, продолжает рассказывать, как Бакланов заклеймил Бондарева. Сам я по телевизору слышал это множество раз — к месту и не к месту, что называется.

Официальная нынешняя должность Михаила Ефимовича Швыдкого, названная выше, безусловно, поднимает статус его высказываний и оценок: представитель президента страны! Ссылка на Бакланова, как Швыдкой несомненно думает, также усиливает удар по Бондареву. Но давайте разберёмся, кто кого бьёт и почему. Страна после «перестройки» и антисоветского переворота в 1991-м понесла чудовищные потери.

Мы знаем, Юрий Бондарев все силы свои положил, чтобы этого не произошло. А вот Бакланов со Швыдким, наоборот, упоённо работали на развал. Собственно, за это Ельцин поднял «популярного театрального критика» сперва до высоты руководителя главного федерального телеканала, а затем и до министра культуры РФ. Что касается Григория Яковлевича Бакланова, он уже с трибуны памятной XIX партконференции яростно уничтожал Бондарева за его выступление.

Когда же в поверженную страну явились оккупанты, стал одним из самых угодливых их пособников.

Учительница была права. Первые произведения Юрия Бондарева увидели свет в 1949 году. Тема войны стала основной в его творчестве. Его произведения обрели феноменальную известность, и главная причина этому — искренность, с которой писатель описывал происходящие события. Повести Юрия Бондарева стали вершиной батального жанра. Их называют истинной «окопной правдой». Цензура тогда строго следила за тем, чтоб не было «дегероизации подвига» и чрезмерного внимания к мрачным и неприглядным сторонам войны.

Но Бондарев и не акцентировал внимания на чернухе, крови и грязи. Но и никакого пафоса, красивых слов, псевдо-героизма и ура-патриотизма в его книгах тоже нет. Там всё просто, по жизненному. Ведь Юрий Васильевич войну пережил сам. Поэтому он знал, что писал и что делал. Когда в 1957 году вышла книга «Батальоны просят огня», Ю. Бондарев проснулся знаменитым. Действие книги происходит во время Великой Отечественной войны, и в ней рассказывается о двух батальонах, которым поручено захватить плацдарм под Новомихайловкой.

Первоначально им была предоставлена поддержка артиллерийских бригад, но командование меняет план, оставляя их без помощи, сводя с остатками уже перемолотых войск и бросая в безнадёжный бой. Результат оказывается катастрофическим: большие потери, в живых остаются только пять человек. Книга «Батальоны просят огня» и сегодня остается столь же актуальной. Ее антивоенный посыл неподвластен времени. Пожалуй, можно сказать, что Юрий Васильевич Бондарев — это «наш Ремарк советской эпохи». Он не гонялся за конъюнктурой, не искал славы, он писал и говорил то, что думал. Особенно дорог писателю «Горячий снег», потому что это Сталинград, а герои романа — артиллеристы. Роман «Горячий снег» — одно из достоверных произведений, написанных Бондаревым о войне, о Сталинградской битве, о защитниках Сталинграда, для которых он олицетворял защиту Родины.

Пронзительный «Горячий снег», где каждую секунду понимаешь, из чего на самом деле состоит подвиг. И от этого понимания сжимаются кулаки. А героям не сострадаешь — проживаешь с ними ад, изо всех сил пытаясь ему противостоять. Роман, не знающий передышек и лирических отступлений, будто у автора от постоянного напряжения перехвачено дыхание. В 1972 году по мотивам романа был создан одноименный фильм. Есть фильмы, о которых не хочется говорить, что ты их просто видел.

Существует память о Сталинградской битве. А оставлять в названии города имя человека, который, мягко говоря, скомпрометировал себя перед поколениями, вряд ли правильно... Из истории и так никуда не денется то, что сражавшиеся солдаты во время войны шли в бой с именем Сталина».

Вы что об этом думаете? Считаю несправедливым, что этот символ в его точном вербальном выражении бережно хранят французы, а не мы с вами название «Сталинград» с 1946 г. Мифом были 28 панфиловцев, история с Александром Матросовым…» Вы согласны? Статья по теме "Несмотря на войну, людские потери и разруху, мы сумели остаться людьми" - Конечно же, война - питательная почва для мифотворчества. Есть мифы, основанные на исторической правде. Не зря создаются и хранятся народные былины. А есть попытки оболгать и исказить истинный ход событий. Их метко называют небылицами. Так что миф мифу рознь.

Не думаю, что героизм простых защитников Отечества чрезмерно гиперболизирован. Подвигов в годы войны было намного больше, чем то, что отражено в официальной пропаганде и воспето в литературе. В военные годы было всё, что бывает в жизни: и героизм, и предательство, и подлое мещанство. Потому, что на нашей стороне была зима, что у нас были хорошие командующие, Жуков, в частности. А ещё - нас довели до того, что Пушкин называл остервенением народа. Он ведь тоже задавался вопросом: как мы выиграли войну 1812 г.? И в конце концов разводил руками: а может, просто «русский бог». То есть чудо»… - Мы били захватчиков не только зимой, но и в более привычных для них климатических условиях.

В романе «Игра» — острое неприятие бездуховной потребительской «культуры» Запада, которая ведёт сегодня фронтальное наступление на нашу жизнь. Остро современное звучание романа «Игра» именно в этом — в призыве к очищению нашего общества от потребительской скверны. Роман «Игра» — о том, сколь опасна атмосфера потребительства для самого таланта, если он поддаётся ей, как раздваивает, искажает она душу даже такого крупного художника, каким представлен в романе кинорежиссёр Крымов.

БиблиоПрофи

Юрий Бондарев никогда не терял выправки боевого лейтенанта в сочетании с манерами московского интеллигента. Интервью с писателем и живым классиком отечественной литературы Юрием Бондаревым, которое вышло по случаю 95-й годовищны автора. В Москве на 97-м году жизни умер великий русский прозаик Юрий Бондарев — основоположник легендарной «лейтенантской прозы», сценарист столь же легендарной эпопеи «Освобождение» (1969–1972). В Москве на 97-м году жизни скончался писатель-фронтовик Юрий Бондарев, автор книг «Горячий снег», «Батальоны просят огня» и многих других. Юрий Бондарев был зачислен командиром миномётного расчёта 308-го полка 98-й стрелковой дивизии.

Высота справедливости и низость кощунства. Как хоронили Юрия Бондарева

Требуется именно равновесие. Бондарев пытается сформулировать то, что, пожалуй, формулировке не поддается: «Возбуждение, напряжение исходит из самих слов, из текста. Одно слово тянет за собой другое или увлекает другое, этого в точности никто не знает. Тогда рука пишет, она знает, что писать. От настроения идет фраза, ритм, тон вещи. Все произведения Ивана Бунина написаны в определенной тональности, в его рассказах настроение выявлено с самой первого абзаца». Юрий Васильевич правит текст прямо по написанному, затем отдает в печать. Второй и третий раз правит текст по напечатанному, и это уже окончательный вариант для издания. В свободные дни, в воскресенье или после окончания работы Бондарев с женой и дочерьми нередко ходил на речной пляж, катались на лодке, которую брали напрокат на лодочной пристани. На весла садился Бондарев, женщины располагались в качестве пассажиров. Он мог грести долго и не уставая, сказывалась спортивная подготовка и хорошая физическая форма.

До войны у Юры был второй разряд по спортивной гимнастике, он был готов к участию в соревнованиях на первый разряд, но помешала война. Вторым спортивным увлечением были яхты. Здесь он получил звание рулевого яхты класса М-20. По своим убеждениям Бондарев писатель патриотического направления. Причем, эти убеждения далеки от конъюнктурных соображений. Он стоял на своих позициях прочно, и это принималось далеко не всеми знакомыми однозначно. При всем при том Бондарев отзывается о большинстве своих соседей тепло, с уважением и с горечью вспоминает ранний уход из жизни некоторых из них. Из соседей по поселку Бондарев очень долго и тесно общался с композитором Модестом Табачниковым. Песни этого композитора помнил и любил еще с войны: «Давай закурим, товарищ, по одной», «Ты одессит, Мишка», «Над синим Доном». При очной встрече у них возникло ощущение давнего и тесного взаимопонимания.

Табачников интересовался литературой, даже сам был автором текста песни об Одессе «Жемчужина у моря». И они вели нескончаемые разговоры о литературном и музыкальном творчестве. Табачникова интересовало, как приходит в голову идея литературного произведения, что служит толчком для написания вещи, как строится сюжет. Когда Бондарев задавал ему аналогичные вопросы о музыке, Модест Ефимович садился за рояль и начинал играть что-нибудь новое. Это было для Бондарева чрезвычайно интересно, ведь он считал и считает музыку голосом природы. Юрий Васильевич с любовью вспоминает их совместные прогулки по аллеям поселка, чаепития то на террасе у Розовых, то в каминной комнате у Бондаревых. Виктор Сергеевич был человеком с большим юмором, прекрасным рассказчиком. Даже в самых серьезных своих рассказах у него проскальзывали шутки, и тогда друзья весело смеялись. У Надежды Варфоломеевны был крепко поставленный голос и свойство разговаривать с мужской решительностью. Она часто рассказывала житейские или театральные истории, которые Юрий Васильевич любил слушать.

Вообще, Бондарев гораздо больше любит слушать, чем сам рассказывать, как губка впитывает информацию. Он очень жалеет, что сейчас с ним рядом уже нет интеллигентных людей, подобных Розову. Виктору Сергеевичу не были свойственны конформизм, зависть, искажение фактов, что иногда встречается в интеллигентной среде. С Юрием Трифоновым Бондарев дружил с институтских времен. Говорили они преимущественно о литературе. Однажды Юрий Валентинович позвонил своему тезке и другу: — Юра, приезжай в Союз, — под «Союзом» подразумевался ресторан Дома литераторов, который Бондарев и тогда не любил, а сейчас терпеть не может. От таких дружеских предложений отказываться было не принято. Они встретились. После первой рюмки Трифонов сказал Юрию Васильевичу: — Ты написал такую вещь… Теперь нам всем будет легче писать, потому что ты сказал то, что очень трудно говорить. В этом был весь Трифонов.

В нем не было ревности к чужому труду, чужому успеху. Он никогда не говорил плохого слова ни о ком из писателей. И был искренне влюблен в литературу. Хорошо вспоминает Бондарев о Михаиле Абрамовиче Червинском. Близкими друзьями они не были, но Юрий Васильевич подолгу любил с ним беседовать. Червинский был великолепным рассказчиком. Вдруг, без всякого повода, он говорил: — Знаете, Юра, заходим мы как-то в ЦДЛ… Далее следовала невероятно смешная история. В этом была какая-то открытость души, доброта, которые Бондарев в нем чрезвычайно ценил. С Владимиром Михайловичем Крепсом разговоры касались в основном кино. В начале 1960-х Юрий Васильевич был главным редактором Объединения писателей и киноработников на студии «Мосфильм».

Крепс работал в этом объединении, был редактором кинофильма «Тишина» по роману Бондарева.

Она является противоположностью по отношению к героизму, основанному на собственной гордыне, мечте о славе, личном величии. Как подчеркивал сам писатель, истоки такого героизма связаны с особенностями русского национального характера. В нынешнем году страна празднует столетие лейтенантской прозы. Потому что в этом году исполняется 100 лет со дня рождения писателям, участникам Великой Отечественной войны: Юрию Бондареву, Борису Васильеву, Владимиру Богомолову, Василю Быкову, Виктору Астафьеву… Вера православная на фронте Размышляя уже в наши дни о том, почему он остался жив на войне, пройдя с артиллерийским расчётом через сталинградские степи, Курскую дугу, форсирование Днепра, через бои в Карпатах, Польше и Чехословакии, Юрий Бондарев обмолвился: «Видимо, Господь хранил. Вера — она ведь глубоко в душе» «Я видел, как неверующие солдаты начинали молиться» книга «Мгновения, 2008. Были случаи, когда, что называется, смотрел смерти в глаза. Однажды снаряд прямо-таки ввинтился в бруствер прямо передо мной, но почему-то не взорвался.

В голове промелькнуло: "Господи, спаси и сохрани! А ещё как-то угодил под шрапнель. Мой вещмешок разнесло в клочья, а спину задело только по касательной. Значит, Бог и на этот раз помиловал. Вообще-то, говорить долго о войне я не могу. Тяжко…» — говорил Юрий Васильевич в интервью другу, писателю Александру Арцибашеву. В интервью писателю Сергею Шаргунову 2019 г. Я крещён, читаю Библию», а его супруга Валентина добавила «Мы отмечаем все церковные праздники».

На войне складывается особое товарищество, братство, возникают сложные взаимосвязи между бойцами, не ограничивающиеся только служебными отношениями. Это почти родственное сплочение, духовное единство. Подчеркнём, что речь здесь идёт именно о соборном целом, о таком единении людей, в котором личность не обособляется, но и не сливается с ним до неразличимости, а пребывает в родственном, питаемом любовью единстве со всеми, в братском служении ближнему, в которых наиболее полно раскрывает себя. Эти отношения, это соборное начало в народе, по мнению писателя, и явились залогом нашей Победы в Великой Отечественной войне. Бондарев был из тех личностей, кто в советские времена фактически с самого начала своего творческого пути открыто заговорил о традиционных духовных ценностях. О миллионах погибших писатель, проходивший сам постепенно свое духовное становление, не мог позволить себе писать небрежно, непродуманно, торопливо. Память о своих однополчанах для него была священна. В 2015 году Юрию Бондареву была присуждена Патриаршая литературная премия имени святых равноапостольных Кирилла и Мефодия, которую вручил ему Святейший Патриарх Московский и всея Руси Кирилл.

Бондарев комментировал своё награждение: «Рад этой награде. Но главное, конечно, не премия, а Вера. И Церковь, которая собирает народ. Отрадно, заходя в храм, видеть живой интерес людей, чувствовать их желание что-то понять, узнать. Кто-то скажет, это поветрие.

Бондарев был ярким представителем «лейтенантской прозы», не ряженым, а настоящим фронтовиком. Во время Великой отечественной войны он несколько раз был ранен, получил контузию, удостоился нескольких орденов и медалей за проявленное в боях мужество.

В декабре 1945 года признан ограниченно годным к службе и демобилизован по ранениям в звании младшего лейтенанта. А в мирной жизни — уже после войны — окончил Литературный институт им.

Горького семинар К. Произведения Юрия Бондарева пользовались неизменной популярностью у отечественного читателя, выходили немалыми тиражами, по ним снимались фильмы, по ним защищались диссертации. С 1991 по 1994 годы Бондарев возглавлял Союз писателей России. В 1994 году отказался принять орден Дружбы народов от Бориса Ельцина по случаю своего 70-летия.

Юрий Бондарев: «Мы мыслили несколько иначе»

Юрий Бондарев родился 15 марта 1924 года в Орске. Сегодня исполняется 9 дней, как от нас ушёл выдающийся русский и советский писатель, Герой Социалистического Труда Юрий Васильевич Бондарев. Интерфакс: Писатель-фронтовик Юрий Бондарев скончался в воскресенье в Москве на 97-м году жизни, сообщил "Интерфаксу" председатель правления Союза писателей России Николай Иванов.

Умер писатель-фронтовик Юрий Бондарев

Вчера на 97-м году жизни скончался известный писатель Юрий Васильевич Бондарев. Командир минометного расчета под Сталинградом, Бондарев был представителем той самой «лейтенантской прозы», автором, который писал правду о войне. Некоторые произведения Юрия Бондарева экранизированы, также он был одним из сценаристов киноэпопеи о войне «Освобождение».

Юрий Бондарев

В октябре того же года курсанты училища были направлены под Сталинград, где Бондарев был зачислен командиром минометного расчета 308-го полка 98-й стрелковой дивизии. Участвовал в форсировании Днепра и освобождении Киева, был дважды ранен. С января 1944 года воевал в рядах 121-й Краснознамённой Рыльско-Киевской стрелковой дивизии в Польше и на границе с Чехословакией. После окончания войны, с 1946 по 1951 год учился в Литературном институте имени А. Горького, занимался в семинаре Константина Паустовского.

Печататься начал в 1949 году. С 1963 года являлся членом Союза кинематографистов. С 1971 года — первый заместитель председателя правления Союза писателей РСФСР, входил в состав редколлегий многих литературных журналов, возглавлял различные общественные организации. C 1990 по 1994 год был председателем Союза писателей России.

Герой Социалистического Труда 1984 , лауреат Ленинской премии 1972 и двух Государственных премий СССР 1977, 1983 , а также Государственной премии Российской Федерации имени маршала Жукова в области литературы и искусства 2014 , лауреат Патриаршей литературной премии имени святых равноапостольных Кирилла и Мефодия 2015 , почётный гражданин города-героя Волгограда 2004.

Капитан, командир батареи. Учился в школе, летом 1941 года комсомолец Бондарев сооружал оборонительные укрепления под Смоленском, после 10 класса отправился в пехотное училище, в октябре 1942 года был направлен под Сталинград. Участвовал в форсировании Днепра и освобождении Киева. В боях за Житомир. Две медали "За отвагу", с 1944 года член ВКП б. После войны занялся литературой.

Проза Бондарева - это великая проза. Юрий Бондарев никогда не терял выправки боевого лейтенанта в сочетании с манерами московского интеллигента. Правда о войне - это ведь не только боевые действия. Для Бондарева это простая человеческая порядочность в экстремальных условиях.

Бондарев достаточно жёстко оценивал современную российскую действительность. По его словам, мы живём в безвременье, время без больших идей, без нравственности и естественной доброты, без защитительной стыдливости и скромности. Но при этом писатель не терял веры в будущее России, он был убежден в том, что даже в очень страшной трагедии есть место надежде.

В мае 2009 года Ю. Бондарев поддержал решение мэра Москвы о запрете гей-парада [18]. Бондарев подписал обращение Союза писателей России к Федеральному собранию и Президенту России Путину , в котором выразил поддержку действиям России в отношении Крыма и Украины [19].

Послевоенная жизнь Бондарева была наполнена литературным творчеством.

В 1946 году Юрий Васильевич поступил в Литературный институт им. Первое крупное произведение писателя — «Юность командиров» — было издано в 1956 году. Многие из работ Бондарева были связаны с тематикой войны, в том числе знаменитая повесть «Батальоны просят огня», широко известные романы «Тишина», «Берег», «Горячий снег» и многие другие. Произведения писателя переведены на 70 языков мира, они легли в основу множества известных фильмов.

Похожие новости:

Оцените статью
Добавить комментарий