Илья Ефимович Репин (1844-1930) — один из самых известных русских художников, профессор Академии художеств, основатель русского реализма в живописи.
Финский музей изменил национальность художника Ильи Репина на украинскую
Три дня назад на сайте музея Метрополитен также поменяли национальность русского художника Архипа Куинджи. В карточке с биографией уточнялось, что он родился в Мариуполе, когда украинский город входил в состав Российской империи. К тому же американские искусствоведы сделали дополнительную надпись, в которой обвинили Россию в уничтожении музея Куинджи в Мариуполе. Ранее администрация музея Метрополитен изменила название картины Эдгара Дега «Русская танцовщица» на «Танцовщица в украинском платье», хотя в годы жизни французского художника Украины как государства даже не существовало.
Веришь в третий сон Веры Павловны? Из романа "Что делать? Острые ножницы производили резкий энергичный звук: "чик", и пышная коса падала на пол"54. Обрядность, как видим, напоминала масонскую. Кстати говоря, ненависть к известному деятелю русской национальной правой, литератору и публицисту М.
Каткову 1818- 1887 доходила до неимоверных пределов. Тот же Репин вспоминал, как в Академии художеств у каждого "развитого" ученика на письменном столе на самом почетном месте стояли фотографии Чернышевского, Лассаля и Прудона. В то же время "ненавистные лица [... Лица эти были: Катков, М. Муравьев и Наполеон 3"55. Много лет спустя ненависть эта нашла совершенно конкретный выход: Репин не только сам категорически отказался писать портрет Каткова, заказанный Третьяковым для его галереи, но и отсоветовал последнему обратиться с этим к какому-либо другому художнику. Не место-де Каткову в Третьяковке! Отсюда, между прочим, следует то, что сам Илья Ефимович любил расковыривать такие раны...
Академии художеств Ф. Ландцерт, - что произведения искусства, при одинаковости прочих условий, отличаются тем большею степенью совершенства, чем выше степень умственного развития и образования художника... Репин не обладал не только чутьем живописца, но и вообще не особенно был отягощен знаниями. Суворин отмечал в своем дневнике 20. Веронезе к 17 столетию и Венецию в том столетии подчинив Австрии. Я поправил его [... Плохо художники наши знают историю и даже историю живописи"58. Еще в 1875 г.
Стасов опубликовал письма к нему И. Репина из-за границы. Отживший, мертвый город, и даже следы-то жизни остались только пошлые, поповские, - не то что во дворце дожей, в Венеции! Только один Моисей [работы] Микеланджело действует поразительно. Остальное, и с Рафаэлем во главе, такое старое, детское, что смотреть не хочется [... Письма эти возмутили в России многих. Стасов разразился в защиту суждений Репина грозной статьей60. Достоевский отозвался на нее кратко, но, как всегда, вполне проницательно: "Репины - дураки, Стасов хуже"61.
Капитальной чертой Ильи Ефимовича было отсутствие в нем "уважения перед чуждым ему творчеством". В свое время М. Волошин приводил в одной из своих статей ряд выписок из репинских высказываний об искусстве52: "Невменяемый рамолисмент живописи, вечно-танцующий от печки желтеньких и лиловеньких глуповатых тоников - Клод Моне". Внимайте, языцы! Живопись их так глупа, так пуста, что и сказать нельзя. У них даже и учения не видно - шарлатанство одно... Одна русских беда: слишком они выросли в требованиях. Их идеалы так велики, что все европейское искусство кажется им карикатурой или очень слабым намеком...
С целью хотя бы отчасти исправить положение по инициативе известного археолога гр. Уварова в Обществе любителей художеств были организованы лекции ученых для художников. После одной из таких лекций историк И. Забелин поинтересовался впечатлением у своего знакомого, члена Комитета литератора А. Вот, говорят, Иоанн 4 играет в шахматы. Так шахматы в Оружейной палате, кафтан тоже. Откуда же взять иначе"63. Были, правда, и иные примеры.
В дневнике И. Забелина сохранилось свидетельство о том, как он сам понимал "историческое художество". Одному из своих собеседников Иван Егорович "раскрыл... Говорю, что пишут? По Карамзину, Устрялову, по Соловьеву, по Оленину, по Солнцеву, а не сами, возьмут событие, наберут костюмов, оружия, рисунков и думают, что всё дело сделано, историческая картина написана. Этого мало. А человек с умом, истинным талантом этим не удовлетворится. Доказательство - Иванов.
Грабарь о втором "историческом" полотне И. Им был только Суриков - величайший из воскресителей прошлого в изобразительном искусстве, до которого далеко не только Деларошу и Мейссонье, но и Менцелю"65. Не только историческая достоверность изображаемого исторического события, но сам дух времени и при этом точность в мелочах отличали современника И. Репина - выдающегося русского художника Василия Ивановича Сурикова, о котором говорили, как о наделенном "редчайшим даром ясновидения прошлого"66. Внучка В. Сурикова вспоминала диалог между дедом и гр. Толстым по поводу картины "Утро Стрелецкой казни" 1881 : - А скажите, как вы себе представляете, - Толстой быстро поднялся со стула, - стрельцов с зажженными свечами везли на место казни? Современные исследователи подтверждают: "Ответ художника [...
Об этой перекличке образов впервые написал Максимилиан Волошин: "Семи видимым главам собора соответствуют семь смертных свечей картины". Это тончайшее наблюдение, наверняка обсуждавшееся поэтом во время его бесед с самим Суриковым 1913 год , в дальнейшем не было развито исследователями. В творчестве и личности Василия Ивановича Сурикова, - отмечал М. Волошин, - русская жизнь осуществила изумительный парадокс: к нам в двадцатый век она привела художника, детство и юность которого прошли в 16 и 17 веке русской истории"70. Но для этого нужно было, прежде всего, родиться русским человеком. Что значит писать такую картину становится понятным, если вспомним признания того же Сурикова. Из них, между прочим, ясно, какое осторожное отношение к изображению смерти, крови должно быть у нормального богобоязненного православного человека: "Я когда "Стрельцов" писал - ужаснейшие сны видел: каждую ночь во сне казни видел. Кровью кругом пахнет.
Боялся я ночей. Проснешься и обрадуешься. Посмотришь на картину. Слава Богу, никакого ужаса в ней нет. Все была у меня мысль, чтобы зрителя не потревожить. Чтобы спокойствие во всем было. Все боялся, не пробужу ли в зрителе неприятного чувства. Я сам-то свят, - а вот другие...
У меня в картине крови не изображено, и казнь еще не начиналась. А я ведь это все - и кровь, и казни в себе переживал. Торжественность последних минут мне хотелось передать, а совсем не казнь"71. Совершенно другим был Репин. Человек не просто чужой крови, а еще и другого духа. А дух в художестве много значит.
При этом мастер пейзажной живописи имеет греческие корни, но никак не украинские. К тому же, Украины в то время, как отдельной страны, просто не существовало. В отношении Айвазовского администрация Metropolitanа все же немного «одумалась», уточнив, что художник хоть и украинец, но все-таки имеет армянские корни.
Хотя, возможно, логика в отношении Айвазовского и прослеживается, но весьма специфическая. Иван Айвазовский любил жить и творить в Крыму, а Крым, как известно, Америкой до сих пор признается как территория Украины.
Надежда, которая была младше Веры на два года [54] , окончила Рождественские женские курсы лекарских помощниц в Петербурге, затем работала в земских больницах. После поездки в зону эпидемии тифа в 1911 году молодая женщина начала страдать душевным недугом [55]. Живя с отцом в Куоккале , Надежда Ильинична почти не покидала своей комнаты. Она ушла из жизни в 1931 году [56]. Юрий Ильич 1877—1954 пошёл по стопам отца и стал художником.
Трагедией его жизни стала история без вести пропавшего сына Дия. Младшая дочь Репина Татьяна по мужу Язева по окончании Бестужевских курсов преподавала в здравнёвской школе; после смерти отца она с семьёй уехала во Францию; скончалась в 1957 году [56]. Пенсионерская поездка за границу 1873—1876. Государственный Русский музей, Санкт-Петербург В апреле 1873 года, когда старшая дочь немного подросла, семья Репина, имевшего право на заграничную поездку в качестве пенсионера Академии , отправилась в вояж по Европе. В письмах Стасову он сетовал, что столица Италии его разочаровала «Галерей множество, но… не хватит никакого терпенья докапываться до хороших вещей» , а Рафаэль показался «скучным и устаревшим» [59]. Отрывки из этих писем были обнародованы; журнал « Развлечение » март 1875 откликнулся на них ядовитой карикатурой, на которой Стасов «помогал Репину вылупиться из гнезда». Привыкание к Парижу шло медленно, но к концу поездки художник начал признавать французских импрессионистов , отдельно выделяя Мане [61] , под влиянием которого, как считают исследователи, Репиным была создана картина «Парижское кафе» [62] , свидетельствующая об овладении приёмами пленэрной живописи [49].
Тем не менее, по утверждению художника Якова Минченкова , новые формы до конца жизни «ставили его в тупик, а пейзажисты-импрессионисты приводили в раздражение». Те, в свою очередь, упрекали Илью Ефимовича в «непонимании красоты» [63]. Своеобразным откликом на их претензии стала написанная Репиным в Париже картина « Садко », герой которой «чувствует себя в некоем подводном царстве». В 1876 году за картину «Садко» Репин получил звание академика. Однако это не спасло художника от критики: так, искусствовед Андрей Прахов написал в рецензии, опубликованной в художественном журнале «Пчела»: Позвольте, да это не тот ли самый Репин, который написал «Бурлаков»? Что же он должен делать теперь, если ещё учеником он уже производил совершенства? Проникаюсь трепетом и иду… «Ах, смотрите, maman, человек в аквариуме!
Все эти месяцы он вёл переписку с Поленовым, предлагая тому поселиться в Москве. Переезд оказался сложным: Илья Ефимович, как он сам сообщал Стасову, вёз с собой «большой запас художественного добра» [66] , который долго стоял нераспакованным из-за свалившей Репина малярии [67]. После выздоровления художник сообщил Крамскому, что решил вступить в Товарищество передвижников. Крамской, будучи одним из главных вдохновителей этого творческого объединения, воспринял инициативу с энтузиазмом: Знаете ли вы, какое хорошее слово вы написали: «Я ваш». Это слово вливает в моё измученное сердце бодрость и надежду. Государственная Третьяковская галерея, Москва Одной из первых картин, к написанию которой Репин приступил после переезда в Москву, была «Царевна Софья» полное авторское название — «Правительница царевна Софья Алексеевна через год после заключения её в Новодевичьем монастыре во время казни стрельцов и пытки всей её прислуги в 1698 году» [70]. Исследователи полагают, что для более глубокого погружения в тему художник даже квартиры выбирал себе с учётом расстояния от монастыря : сначала жил в Тёплом переулке , затем — в Большом Трубном переулке [71].
Работа продолжалась больше года; Илья Ефимович много времени проводил вне мастерской, изучая исторические документы и материалы, которые для него подбирал в Петербурге Стасов [72]. Для детального знакомства с аксессуарами художник посещал музеи и костюмерные мастерские театров, делая там множество зарисовок. Жена Репина Вера Алексеевна собственноручно шила платье по эскизам, принесённым из Оружейной палаты [74]. По словам искусствоведа В. Разочарован был и Мусоргский, который признался, что увидел на полотне «бабу не толстоватенькую, а всю расплывшуюся до того, что при её огромной величине по картине зрителям было мало места» [76]. Едва ли не единственным из близких людей, поддержавших Репина, оказался Крамской, назвавший «Софью» исторической картиной [72]. Ученик Валентин Серов В.
Портрет художника И. Художник впервые увидел его в 1871 году, когда после смерти Александра Серова пришёл в дом композитора, чтобы поддержать вдову и шестилетнего сына. Позже судьба свела их в Париже: Валентин вместе с матерью-музыкантшей жил на бульваре Клиши и почти ежедневно приходил в мастерскую Ильи Ефимовича [77]. Когда Валентину исполнилось пятнадцать лет, его мать Валентина Семёновна попросила Репина взять юношу в свою семью. В доме художника тот чувствовал свободно: Серова не выделяли среди других детей, при необходимости он включался в домашние заботы, много часов проводил в мастерской [78]. Репин намётанным глазом определил, что Валентин имеет и усердие, и художественный вкус: Днём, в часы досуга, он Серов переписывал все виды из окон моей квартиры: садики с берёзками и фруктовыми деревьями, построечки к домикам; всё с величайшей любовью и невероятной усидчивостью переписывал мальчик Серов, доводя до полной прелести свои маленькие холсты масляными красками [79]. О том, что ученик созрел для дальнейшего роста, Репин понял во время летних этюдов в деревне близ Абрамцева.
Работая с Валентином возле монастыря, Илья Ефимович обратил внимание на изображение горбуна, сделанное юным Серовым впоследствии именно этот типаж был использован для картины «Крестный ход в Курской губернии». Рисунок, выполненный «с блеском опытного мастера», стал свидетельством того, что Серов готов для поступления в Академию художеств. Вскоре Валентин уехал в Петербург и стал вольнослушателем этого учебного заведения. Репин лично хлопотал о том, чтобы юноша был зачислен на курс профессора Павла Чистякова , которого ценил не только как мастера живописи, но как и тонкого, умного педагога [80]. Портрет Тургенева Портрет И. Государственная Третьяковская галерея, Москва Работа над портретом Тургенева была настолько тяжёлой, что исследователи называли её «хождением по мукам» [81]. Знакомство писателя и художника произошло ещё в Петербурге [82] ; позже они встретились в Париже.
Первый сеанс прошёл успешно, однако на следующий день посыльный принёс записку о том, что начатый вариант был забракован Полиной Виардо [83]. Этой оценки хватило для того, чтобы вдохновение ушло; вспоминая о дальнейшей работе, Репин сокрушался: «О, глупость моя, я сгоряча повернул мой удачно схваченный подмалёвок головой вниз и начал с другого поворота… Увы, портрет вышел сух и скучен» [84]. Третьяков, получивший в свою коллекцию портрет Тургенева, не скрывал неудовольствия. Картина с изображением Ивана Сергеевича ушла от него в галерею Кузьмы Солдатёнкова , от него попала к Савве Мамонтову , затем в Румянцевский музей и в 1920-х годах вернулась в Третьяковскую галерею [85]. В январе 1879 года, когда Тургенев приехал в Москву, Третьяков, так и не оставивший мечту получить хороший портрет писателя, организовал у себя дома встречу Ильи Ефимовича и Ивана Сергеевича. Сеансы возобновились, и к весне картина была готова. Однако её демонстрация на 7-й выставке передвижников не принесла художнику ничего, кроме отрицательных эмоций: рецензенты увидели на голове писателя «взбитое мыло», а созданный образ сравнивали с «каким-то стареньким селадоном » [86].
Стасов, признав, что вторая попытка тоже оказалась безуспешной, отметил: Репина постигла в этом случае общая участь: кто ни писал портрет Тургенева, все потерпели неудачу, ни одному живописцу нашему не удалось передать лицо и фигуру знаменитого русского писателя [87]. Его порождает белесоватая окраска словно выгоревшего от зноя неба, насыщенный пылью раскалённый воздух и господствующие в картине пятна коричневато-серых крестьянских одежд. Между 1880 и 1883. Государственная Третьяковская галерея, Москва Три года ушло у Репина на создание картины «Крестный ход в Курской губернии», которую первоначально художник называл «Чудотворной иконой». Для сбора материалов он ездил в Курскую губернию , Киев и Чернигов. В людском потоке выделяются не менее семидесяти фигур с «ясными характеристиками»; из множества лиц и настроений складывается «целостная картина народной жизни» 1880-х годов [30]. Социальные типажи обозначены не только в тех персонажах, что находятся на переднем плане горбун и барыня , но и во «второстепенных» образах — таких, как представитель власти, замахнувшийся нагайкой на нарушителя порядка [90].
Если в год окончания полотна обозреватель петербургской газеты « Новое время » увидел в ней «не беспристрастное изображение русской действительности, а только изобличение взглядов художника на жизнь» [91] , то уже в 1930-е годы Игорь Грабарь считал, что эта картина «окончательно установила за Репиным репутацию первого художника России» [92] [93]. Репин и Толстой Пахарь. Лев Толстой на пашне. Картон, масло. Государственная Третьяковская галерея, Москва Инициатором знакомства Льва Толстого и Репина был Стасов, который начиная с 1870-х неустанно рассказывал писателю о появлении в русском искусстве «нового светила» [94]. Об этом художник подробно написал Стасову, отметив, что писатель «на портрет Крамского очень похож»: Я был так ошеломлён его посещением неожиданным и так же неожиданным уходом хотя он пробыл около двух часов, но мне показалось не более четверти часа , что я по рассеянности забыл даже спросить, где он остановился, надолго ли здесь, куда едет… Напишите мне, пожалуйста, его адрес, где можно найти [95] [96]. Знакомство было продолжено через год, когда Лев Николаевич, прибыв в Москву, остановился у Волконских.
Как вспоминал впоследствии художник, вечерами, закончив работу, он нередко отправлялся на встречи с Толстым, стараясь приурочить их ко времени его вечерних прогулок. Писатель мог без устали преодолевать большие расстояния; иногда собеседники, увлёкшись разговором, «забирались так далеко», что для обратной дороги приходилось нанимать конный экипаж [97]. В 1882 году Толстой участвовал в московской переписи населения. Ему достался участок в районе Смоленского рынка , включавший так называемую «Ржановскую крепость», заселённую городской беднотой. По мнению исследователей, Репин мог сопровождать писателя во время этих обходов; подтверждением тому являются рисунки «Уличная сценка», «Л. Толстой и счётчики на переписи» и некоторые другие [98]. За время двадцатилетнего знакомства со Львом Николаевичем Репин, бывавший и в его московской квартире, и в Ясной Поляне , создал несколько портретов Толстого самые известные — «Л.
Толстой за письменным столом» 1887 , «Л. Толстой в кресле с книгой в руках» 1887 , «Л. Толстой в Яснополянском кабинете под сводами» 1891 , а также десятки зарисовок и набросков; многие из них остались в разрозненных альбомах [99]. Картина «Л. Толстой на пашне», как вспоминал сам художник, появилась в тот день, когда Лев Николаевич вызвался вспахать поле одной вдовы [100].
Что нужно знать о Репине и его картинах перед походом на ретроспективу в Русском музее?
Порой Третьяков подсказывал художнику идеи для будущих произведений. Так, именно он предложил Илье Ефимовичу написать портрет тяжело больного и жившего затворником писателя Алексея Писемского - в итоге галерею пополнило «из ряда вон выходящее художественное произведение». В 1884 году Репин получил первый «государственный заказ»: ему поступило предложение написать картину «Приём волостных старшин Александром III во дворе Петровского дворца в Москве» второе название - «Речь Александра III к волостным старшинам». Несмотря на то, что слово «заказ» несколько тяготило художника, поставленная перед ним задача показалась интересной - в письме Павлу Третьякову он сообщал: «Эта новая тема довольно богата, и мне она нравится, особенно с пластической стороны». Для создания фона художник специально ездил в Москву, чтобы во дворе Петровского дворца подготовить этюды с обязательным присутствием солнца, свет которого служил важнейшим элементом композиции. Картина, работа над которой была завершена в 1886 году, находилась в первом зале второго этажа Большого Кремлёвского дворца. После революции её сняли и убрали в хранилище, а на освободившееся место повесили полотно художника Исаака Бродского «Выступление В.
Ленина на II конгрессе Коминтерна». Их знакомство произошло в мастерской художника, куда Нордман пришла вместе с княгиней Марией Тенишевой. Пока Илья Ефимович работал над портретом Тенишевой, другая гостья вслух читала стихи. Весной 1900 года Репин приехал на парижскую художественную выставку вместе с Натальей Борисовной, а в конце того же года перебрался к ней в имение Пенаты, расположенное в Куоккале. Корней Чуковский, который, по собственному признанию, «близко наблюдал» за жизнью Нордман в течение нескольких лет, считал, что второй жене художника усилиями некоторых исследователей была создана репутация «чудачки дурного тона». Однако в основе этих «чудачеств» лежала искренняя забота о муже.
Наталья Борисовна с момента сближения с Репиным начала собирать и систематизировать всю выходящую в прессе информацию об Илье Ефимовиче. Зная, что визиты многочисленных гостей порой не дают ему сосредоточиться на работе, она инициировала организацию так называемых «сред», дав тем самым возможность художнику не отвлекаться на посетителей в другие дни недели. В то же время, как отмечал Чуковский, в своих новаторских идеях Наталья Борисовна порой заходила слишком далеко. Так, бурно протестуя против мехов, она наотрез отказывалась носить шубы и в любой мороз надевала «какое-то худое пальтишко». Прослышав, что отвары из свежего сена полезны для здоровья, Нордман ввела эти напитки в повседневный рацион. На открытые «среды» в Пенаты съезжались студенты, музыканты, друзья-художники, которые не уставали удивляться тому, что подача блюд за столом регулировалась с помощью механических устройств, а в обеденное меню входили только вегетарианские блюда и немного виноградного вина, называвшегося «солнечной энергией».
В доме повсюду были развешаны написанные хозяйкой объявления: «Не ждите прислуги, её нет», «Всё делайте сами», «Дверь заперта», «Прислуга - позор человечества». Второй брак Репина закончился драматически: заболев туберкулёзом, Нордман покинула Пенаты. Она уехала в одну из зарубежных больниц, не взяв с собой ни денег, ни вещей. От финансовой помощи, которую ей пытались оказать муж и его друзья, Наталья Борисовна отказалась. Она скончалась в июне 1914 года в Локарно. После смерти Нордман Репин передал хозяйственные дела в Пенатах дочери Вере.
После 1918 года, когда Куоккала стала финской территорией, Репин оказался отрезанным от России. В 1920-х годах он сблизился с финскими коллегами, сделал немалые пожертвования для местных театров и других учреждений культуры - в частности, подарил большую коллекцию картин Гельсингфорскому музею. В 1925 году в гости к Репину приехал Корней Чуковский. Этот визит стал поводом для слухов о том, что Корней Иванович должен был предложить художнику перебраться в СССР, однако вместо этого «тайком уговаривал Репина не возвращаться». Спустя десятилетия были обнаружены письма Чуковского, из которых следовало, что писатель, понимавший, что его друг «не должен на старости лет покидать» Пенаты, в то же время очень скучал по нему и звал в Россию в гости. Через год в Куоккалу прибыла делегация советских художников, возглавляемая учеником Репина - Исааком Бродским.
Они жили в Пенатах в течение двух недель. Судя по отчётам финских надзорных служб, коллеги должны были уговорить Репина переехать на родину. Вопрос о его возвращении рассматривался на самом высоком уровне: по итогам одного из заседаний Политбюро Сталиным была вынесена резолюция: «Разрешить Репину вернуться в СССР, поручив тт. Луначарскому и Ионову принять соответствующие меры». В ноябре 1926 года Илья Ефимович получил письмо от наркома Ворошилова, в котором говорилось: «Решаясь переехать на родину, Вы не только не делаете личной ошибки, но совершаете поистине большое, исторически-полезное дело». К переговорам был подключён и сын Репина Юрий, однако они завершились безрезультатно: художник остался в Куоккале.
Дальнейшая переписка с друзьями свидетельствовала об угасании Репина. В 1927 году в письме Минченкову художник сообщал: «Мне в июне стукнет 83 года, время берёт своё, и я делаюсь форменным лентяем». Для помощи по уходу за слабеющим отцом из Здравнёва была вызвана его младшая дочь Татьяна, которая впоследствии рассказывала, что все его дети по очереди дежурили возле Ильи Ефимовича до самого конца. Репин скончался 29 сентября 1930 года и был похоронен в парке усадьбы Пенаты. В одном из последних писем друзьям художник успел попрощаться со всеми: "Прощайте, прощайте, милые друзья! Мне много было отпущено счастья на земле: мне так незаслуженно везло в жизни.
Я, кажется, вовсе не стою моей славы, но я о ней не хлопотал, и теперь, распростёртый в прахе, благодарю, благодарю, совершенно растроганный добрым миром, так щедро всегда меня прославлявшим".
Репин, как и несколько поколений его предков, родился в Чугуеве Харьковской области, то есть на территории современной Украины. Музей посчитал, что этого достаточно, чтобы исправить информацию о национальности.
В залах ведущего художественного музея Финляндии можно было увидеть признанные шедевры Ильи Репина. В Финляндии его имя и творчество известно благодаря тому, что художник много лет жил в этой стране. За это время Илья Репин передал в Атенеум свои работы, а также произведения других художников: Поленова, Серова, Шишкина. Напомним , год назад Нью-йоркский Метрополитен-музей также подчинился требованиям украинской диаспоры и переименовал работу Эдгара Дега.
Архип Куинджи родился в Российской империи, как и остальные, причисленные к украинцам художники. При этом мастер пейзажной живописи имеет греческие корни, но никак не украинские. К тому же, Украины в то время, как отдельной страны, просто не существовало. В отношении Айвазовского администрация Metropolitanа все же немного «одумалась», уточнив, что художник хоть и украинец, но все-таки имеет армянские корни. Хотя, возможно, логика в отношении Айвазовского и прослеживается, но весьма специфическая.
Илья Репин - биография, новости, личная жизнь
Признание окончательно и бесповоротно пришло к Илье Репину после картины «Бурлаки на Волге». Помимо Айвазовского в Метрополитен-музее поменяли национальность и другого выдающегося художника — Ильи Репина. Финский художественный музей "Атенеум" (Ateneum) изменил национальность русского художника Ильи Репина на украинскую под давлением активистов с Украины. В пользу бедных: Метрополитен-музей «изменил» национальность Репина, Айвазовского и Куинджи. 12 Февраля 2023. Метрополитен-музей в Нью-Йорке назвал Илью Репина и Ивана Айвазовского «украинскими художниками». Как сообщает РИА Новости. Финский художественный музей «Атенеум» объяснил РИА Новости, на каком основании он заменил национальность художника Ильи Репина с русской на украинскую.
Илья Репин
Художник Илья Репин — один из немногих мастеров 19-го века, в творчестве которых нашёл своё выражение героизм русского революционного движения. Мог ли предположить 19-летний Илья Репин из Чугуева, начинающий иконописец, непринятый в Императорскую академию художеств, что через 81 год ее назовут его именем? Крупнейший художественный музей в Финляндии «Атенеум» после обращения общественных деятелей Украины стал называть художника Илью Репина украинцем.
Илья Репин — биография
- Финский художественный музей меняет национальность Ильи Репина на украинскую
- Биография Ильи Репина
- Илья Репин. Потомок русских казаков Харькова
- Илья Репин - биография и жизнь художника, произведения
- Популярные за месяц
- Илья Репин тоже «украинец»?
Илья Репин - Ilya Repin
Илья Репин увлекся рисованием в раннем детстве, он учился на топографа и был подмастерьем у иконописцев. главный художник второй половины XIX века. Кстати на сайте картин Репина, встретила интересный комментарий Владимира Репина: Илья Ефимович Репин евреем не был. Илья Репин — где родился, кто по национальности. Метрополитен-музей в Нью-Йорке поменял национальность знаменитых русских живописцев Ильи Репина и Ивана Айвазовского, назвав их украинскими художниками. Илья Ефимович Репин родился 5 августа 1844 года в украинском городке Чугуеве в бедной семье военного поселенца Ефима Репина.
Финский художественный музей меняет национальность Ильи Репина на украинскую
За свою дипломную работу — картину на библейский мотив «Воскрешение дочери Иаира» — Репин получил Большую золотую медаль и возможность поехать в Европу, чтобы изучать западноевропейское искусство. К тому времени как Репин окончил Академию, он был уже довольно известным художником и получил свой первый крупный заказ. Александр Пороховщиков, владелец гостиницы «Славянский базар», предложил ему написать «Собрание русских, польских и чешских композиторов» для украшения ресторана. Сумма гонорара — 1500 рублей — на тот момент показалась Репину огромной.
В работе художнику помогал Василий Стасов: он собирал нужные для работы архивные материалы. Публике картина понравилась. В письме Стасову он язвительно назвал картину «винегретом живых и мертвых».
В 1873 году Илья Репин закончил полотно «Бурлаки на Волге», над которым работал несколько лет. Вскоре художник отправился в пенсионерскую поездку от Академии. В письме Стасову он жаловался: «Галерей множество, но… не хватит никакого терпенья докапываться до хороших вещей».
Вернувшись в Россию, Репин собрал свой «большой запас художественного добра», переехал из Чугуева в Москву и вступил в Товарищество передвижников. Однако Москва вскоре надоела художнику, и он решил вновь переехать в Петербург. За это время художник написал несколько работ, которые стали классикой русского искусства.
В 1885 году на выставке передвижников художник представил хрестоматийное полотно «Иван Грозный убивает своего сына». Ее гости увидели картину «Запорожцы пишут письмо турецкому султану» — над ней Репин работал 11 лет.
Финский художественный музей "Атенеум" объясняет изменение национальности известного русского художника Ильи Репина на украинскую. В связи с организацией предстоящей выставки "Вопрос времени" весной 2023 года, музей решил пересмотреть категорию и национальность художника. Такое решение было принято на основе церковного документа, где указано, что отец и дед Репина родились на территории современной Украины.
Репин в тот период очень нуждался в деньгах. Картина была объемной, а гонорар скромным, но молодому художнику не приходилось выбирать. Он постарался на славу, полотно с изображением самых знаменитых славянских композиторов принесло художнику всероссийскую известность. Картина Репина «Парижское кафе» Творческие люди всегда нуждаются в новых впечатлениях. В 1873 году Репин отправился в долгое путешествие, которое ему оплачивала академия. Вместе с семьей он побывал во Франции, Италии, Австрии. В Париже русский художник познакомился с импрессионистами. Особенно его вдохновляли работы Эдуарда Мане.
Под влиянием его картин Репин написал картину «Парижское кафе», за которую его резко раскритиковали русские коллеги. Они видели в Илье Ефимовиче художника-реалиста, а его новое полотно, где изображена иностранная буржуазия и представители богемы заставляло думать, что Репин «сменил масть». Но это было не так, чуждая культура и импрессионизм не увлекли Илью Ефимовича. Все его помыслы и стремления были направлены в сторону России. Художник пишет новое полотно, «Садко». Былинный герой, оказавшийся в подводном царстве, с интересом рассматривает парад невест, но эти женщины не привлекают его. Многие критики считали, что в образе Садко художник изобразил самого себя — человека из народа, попавшего в чуждую ему страну и среду. Не все критики были рады успеху Репина, некоторые из них не могли удержаться от колких замечаний.
Они пытались сравнивать бурлаков и «человека в аквариуме», что было, по меньшей мере, некорректно. Изображение реальной жизни и сказочной картины всегда имеют резкие отличия. После путешествия по Европе художник почти целый год провел на своей малой родине. Затем он уехал в столицу, примкнул к художникам-передвижникам, стал работать над исторической картиной «Царевна Софья». Для полного погружения в материал, Илья Ефимович в течение года жил рядом с Новодевичьим монастырем, работал в архивах, посещал музеи, театральные мастерские. Одновременно он творил. Через год картина была выставлена на суд зрителей, перед которыми предстал образ грозной правительницы, сосланной в монастырь. Это полотно получило неоднозначную оценку критиков и коллег.
И только Иван Крамской выразил безоговорочное восхищение новой работой Репина. Он нуждался в ярких типажах, для этого пришлось посетить три города — Чернигов, Киев и Курск. Картина была представлена в 1883 году, и вновь вызвала неоднозначные оценки. Некоторые критики увидели в полотне силу, мощь и красоту, другим не понравилось видимое расслоение русского общества на крепких, солидных хозяев жизни, и бедных людей, даже здесь оттертых на обочину. При этом никто из критиков не возражал против великого таланта художника, позволившего ему показать характер и чувства каждого участника религиозного действия. Церковные, библейские сюжеты всегда были близки Репину. Современники считали его не слишком верующим человеком, однако именно этот художник подарил миру свои вдохновенные полотна — «Тайную вечерю», «Искушение Христа», «Голгофу». Часто Репин обращался к историческим сюжетам.
В 1885 году поклонники мастера получили возможность увидеть его новый шедевр «Иван Грозный и сын его Иван 16 ноября 1581 года». Полотно было выставлено вместе с работами художников-передвижников. Трактовка сюжета возмутила Александра III, он сделал попытку запретить картину, перестать ее выставлять. Защита именитых людей заставила самодержца пересмотреть свое мнение. И вновь художник выступил как мастер психологического портрета. Интерьером полотна он выбрал комнату дачи в Мартышкино, расположенной недалеко от северной столицы. Выражение лица главного героя художнику никак не удавалось. Картина уже находилась в экспозиции галереи Третьякова, при этом мастер тайно работал в зале, добиваясь необходимого ему результата.
В 1880 году Репин вместе со своим учеником Валентином Серовым уехал в Малороссию. Здесь с художником случился настоящий творческий запой. Совсем как в детстве он не мог оторваться от холста и кисти, рисовал все подряд — природу, избы, людей, одежду, домашнюю утварь. Он никогда не терял связь с земляками, яркими, веселыми, озорными людьми. Результат этой творческой поездки превзошел все ожидания. Почитатели таланта Репина вскоре увидели его новую работу «Запорожцы пишут письмо турецкому султану». Вторую картину пришлось ждать пять лет, в 1896 году Третьяков выставил ее в своей московской галерее. Эта была картина «Дуэль».
Третье полотно Репин написал только в 1927 году. Эта была картина «Гопак. Танец запорожских казаков». Мастерство Репина высоко ценила императорская семья. Затем последовал второй заказ от императорской семьи, после чего живописец создал картину «Торжественное заседание Государственного совета 7 мая 1901 года». Третьим полотном стал «Портрет Николая II». В последние тридцать лет своей жизни Репин жил в Финляндии, в Куоккале, в имении «Пенаты». Коллеги, приезжавшие из СССР, звали его на родину.
Ларион женат на 20-летней Мавре Осиповне, у них общая дочь Ульяна 1-го года. Таким образом, Ефим Яковлевич Репин женился 2-й раз около 1777-1778 гг. В исповедной росписи церкви Покрова Пресвятой Богородицы села Большая Бабка Чугуевского уезда Верховского стана за 1774 года находим следующие подробности. Причт церкви состоял из 1 священника, 2 пономарей, 698 однодворцев 341 мужчин и 357 женщин , 27 дворовых майора Костромитинова 12 мужчин и 15 женщин и 44 подданных черкас асессорши Анны Гавриловны Мальцевой 23 мужчины и 21 женщина. У них дети: Федор 36 лет, Ларион 14 лет. Федор женат на 30-летней Прасковье Гавриловне, у них дочери Агафья 5-ти лет и Ксения 1-го года. Особый интерес представляет ревизия 1762 года.
Все однодворцы Чугуевского уезда в 1762 году подавали о себе «сказки» - листы установленного образца в табличной форме.
Финны признали Репина украинским художником. Очередь за Айвазовским и Малевичем?
Финский музей назвал русского художника Илью Репина украинцем — «Важное в Витебске» | Илья Репин, как все гениальные люди, был человеком своеобразным и противоречивым. |
Финский музей объяснил, почему назвал Илью Репина украинским художником, 2 февраля 2024 года | Илья Ефимович Репин (русский: Илья Ефимович Репин; Финский: Илья Ефимович Репин; украинец: Ілля Юхимович Рєпін; 5 августа [ОПЕРАЦИОННЫЕ СИСТЕМЫ. |
Биография Ильи Репина | Финский художественный музей "Атенеум" заменил национальность художника Ильи Репина с русской на украинскую, опираясь на церковный документ о месте рождения его родителей, заявила РИА Новости директор по связям с общественностью Анна Кари. |
В финском музее Илью Репина представили как украинского художника - - 02.02.2024 | Илья Репин родился 24 июля (5 августа) 1844 года в уездном городе Чугуеве Харьковской губернии в казачьей семье. |
Илья Репин тоже «украинец»? | Ранее украинским активистам удалось добиться того, что Метрополитен-музей в Нью-Йорке изменил национальность Ильи Репина. |