Мало кто знает, что пьеса «Иван Васильевич» была изначально написана Булгаковым прицельно для Театра сатиры.
Спектакль «Иван Васильевич»
Небезынтересно, что пьеса, написанная Михаилом Булгаковым почти 90 лет назад, в 1935 году, специально для этого театра, не появилась на сцене из-за цензуры. Зато восполнила знакомство с этим произведением русского писателя фантастическая комедия режиссёра Леонида Гайдая «Иван Васильевич меняет профессию», созданная по мотивам пьесы Михаила Булгакова « Иван Васильевич» с участием незабываемых Юрия Яковлева, Леонида Куравлева и Александра Демьяненко в главных ролях и вышедшая на широкий экран в 1973 году. В ней фигурировали инженер-изобретатель Александр Сергеевич Тимофеев Шурик , создавший машину времени, которая из-за сбоя в работе открыла двери во времена царствования Ивана Васильевича Грозного, оказавшегося ненароком вдруг в XX столетии, а его тёзка, московский управдом Иван Васильевич Бунша, сосед Шурика, вместе с квартирным и карманным вором-рецидивистом Жоржем Милославским переместились в XVI век, прямо в палаты царя. В результате сложившейся водевильной ситуации, иначе не скажешь, произошла невообразимая путаница, при которой герои, независимо от них самих, попав в разные исторически эпохи времена НЭПа и русского Средневековья живут по законам своего времени. Именно это и показано в веселой постановке Театра Сатиры, которую первыми смотрели представители СМИ на пресс-показе 27 сентября на протяжении двух с половиной часов с антрактом, не отрывая глаз, на одном дыхании! На хорошо обустроенной сцене, где возвышается огромная ультрасовременная машина времени, при создании которой использовались самые современные технологии, ее мечущийся изобретатель нечаянно, с помощью визуальных и звуковых сценических эффектов, отправляет в роскошные царские покои управдома Буншу с жуликом Милославским в XYI век, а царь Иван Васильевич Грозный появляется в московской коммуналке по адресу: Банный переулок, 10, в 30-е годы XX века.
На одной сцене Римский-Корсаков переплетется с джазом, машина времени будет бок обок с Царь-пушкой, а бояре смешаются в толпе с советскими милиционерами. Ранее актер Александр Лазарев заявил, что режиссер Константин Богомолов издевается над актерами , так как его задача — «перевернуть пьесу, обидеть зрителя, артиста».
Актеры театра и творческая команда Театра кукол имени Сергея Образцова воплотят нелинейное повествование истории. При этом, по словам Сукачева, он работает над лиричной историей, чего нет в тексте романа Александры Николаенко "Убить Бобрыкина", на основе которого ставится спектакль.
Эта комедийная история о временных сдвигах и забавных персонажах позволяет зрителям окунуться в захватывающий мир Булгакова, где смех становится средством проникновения в глубокие проблемы и тонкости советской действительности. Театр Сатиры, известный своими смелыми и инновационными постановками, уже не раз оправдал свою репутацию. Оформление сцены, костюмы и музыкальное сопровождение сочетаются между собой и создают особую атмосферу.
«Иван Васильевич» в Московском академическом театре сатиры
Царь из него получился великолепный -действительно грозный, страшный и могущественный. А Бунша - мелкий надоедливый старикашка в нелепых очочках. И когда на сцену в финале выходят оба один - загримированный артист в маске "под Грозного" , начинаешь всерьез сомневаться - вправду ли один актер исполнял обе роли? Забавно, что спектакль по-своему обыгрывает тему двойничества, столь популярную в литературе. Здесь два "фокусника" Тимофеев с его адской машинкой является как бы благородной альтернативой жулику Милославскому , два патологических враля Бунша то и дело врет про своего выдуманного папашу, как и Шпак про число украденных предметов. Последняя, кстати, своими театральными па хореограф Сергей Землянский зачастую потешно выдает истинное настроение, хотя на словах говорит совсем иное. Изобретатель Тимофеев Антон Буглак мало похож на киношного Шурика. Он - фанатик своего дела, которого мало волнует все окружающее. И лишь потрясение от полученного результата опытов заставляет его задуматься о социальных последствиях "езды в незнаемое". Прямая речь Режиссер Сергей Газаров: - Писатель часто обращался к фантастическим сюжетам, и в них чувствуется тревога о человеке, который пытается войти на территорию неизведанного.
И каждый раз я искала что-то новое: как играли артистки сто лет назад, как они выглядели, их способ существования на сцене. Актер Театра сатиры Артем Минин, исполнитель роли Жоржа Милославского: Когда мы работали над образом Милославского, вдохновлялись большим количеством артистов эстрадного жанра, как российских, так и зарубежных, а также великими иллюзионистами, танцорами и фокусниками, потому что Милославский «по профессии» - вор, а по натуре - большой артист, который любит и искусство в себе и себя в искусстве. Артист Театра сатиры Илья Малаков, исполнитель роли инженера Тимофеева: Главный герой спектакля — это не человек, а машина времени. Это символ развития человечества, который бездумно приближает своими безумными идеями и изобретениями техногенную катастрофу. Я, может быть, покажусь субъективным, поскольку именно мой персонаж изобрел эту машину. А вот феномен спектакля — в Юрии Васильеве, который исполняет одновременно две роли. У него колоссальная работа —и физическая, и техническая, и эмоциональная, и актерская.
Вместе с героями перемещается и зритель, из XXI века в 30-е годы прошлого века, а затем, с помощью визуальных и звуковых сценических эффектов и ультрасовременной машины времени, в XVI век. Инсценировка требовала погружения творческой группы в исторические материалы, чтобы изучить и понять, чем жили люди при Иване Грозном и во времена НЭПа, как отличались их жесты, мимика, речь, мысли, тревоги и надежды. При этом сами образы персонажей намеренно остаются узнаваемыми - по книгам, картинам из Третьяковской галереи и Русского музея, по школьным учебникам и журналам мод советской России. Отдельным героем пьесы станет машина времени, при создании которой использовались самые современные технологии — в финале для нее приготовлена особая «роль». Все детали тщательно продуманы режиссером, а также художником Владимиром Арефьевым и хореографом Сергеем Землянским. Каждый элемент одного столетия пытается раствориться в столетии другом. Но живет по законам своей эпохи, а потому раствориться не может.
Поэтому закономерно, что получившаяся комедия положений в постановке Сергея Газарова, прекрасно иллюстрирует булгаковскую фантасмагорию тонко продуманным действием, подтверждая известную истину: человек не меняется со временем, в каком бы столетии он не находился. За богатые красочные костюмы эпохи Ивана Грозного, яркие женственные платья ар-деко, кафтаны челяди и царские наряды, роскошные туалеты киноактрисы немого кино Зинаиды Михайловны в спектакле отвечала художник по костюмам Мария Боровская, окончившая Университет имени Косыгина по специальности «Художник-модельер, художник по костюмам», к тому же являющаяся достойным продолжателем династии знаменитых театральных художников — сценографа Давида Боровского и театрального художника Александра Боровского. Своим искусством спектакль украсили художник по свету, заслуженный деятель искусств России Дамир Исмагилов и написавший музыку к постановке композитор Алексей Айги, лауреат многих престижных премий за музыку к кинофильмам. При этом в музыкальной партитуре спектакля звучат фрагменты народных песен, включая «Ой ты, степь широкая», а также мелодии из сочинений зарубежных композиторов, таких, как Бах, Бетховен, Вивальди, Моцарт и многих других, а также отечественных композиторов, в том числе. И в его послужном списке многочисленные роли в театре и кино, в том числе в драматическом фильме «Палач» 1990 года режиссёра Виктора Сергеева, где он играл вместе со своей первой любимой женой, актрисой Ириной Метлицкой 1961-1997. Примечательно, что Артём Минин виртуозно выступил в роли Жоржа Милославского, умудрившись показать не простые фокусы с перемещением предметов и ценностей.
«Иван Васильевич» Михаила Булгакова предстал на сцене Театра Сатиры
Купить билеты онлайн на Спектакль «Иван Васильевич», с 1 мая по 30 июня 2024, Москва, Московский академический театр сатиры. Театр сатиры откроет юбилейный сезон 29 и 30 сентября спектаклем по пьесе Булгакова «Иван Васильевич». Об этом рассказал на пресс-конференции художественный руководитель театра Сергей Газаров. 29 и 30 сентября 2023 года в Московском академическом театре сатиры состоялась премьера спектакля по пьесе Михаила Булгакова «Иван Васильевич». Ситуация в Театре Сатиры, по словам актёров, критическая.
Спектакль "Иван Васильевич" в театре Сатиры
Театр сатиры открылся в 1924 году указом № 69 от 26 мая « поручается художественному подотделу выработать точный устав театра общественно-злободневной сатиры». Сотый сезон Московский театр сатиры открывает премьерой. «Иван Васильевич» в постановке Сергея Газарова откроет юбилейный сезон Театра сатиры Премьера спектакля «Иван Васильевич» состоится в Театре сатиры 29 и 30 сентября 2023 года. Московский академический театр сатиры открывает 100-й сезон с премьеры «Ивана Васильевича». все самое интересное о театральной постановке Театра Сатиры в Москве.
В театре сатиры вспомнили о «Иване Васильевиче»
«Иван Васильевич» Михаила Булгакова на сцене Театра Сатиры. Зрители старшего поколения прекрасно помнят фильм «Иван Васильевич меняет профессию» 1973 года режиссера Леонида Гайдая. Свой 100-й сезон Театр сатиры открыл премьерой по пьесе Михаила Булгакова «Иван Васильевич», известной широкому зрителю по культовой кинокомедии Леонида Гайдая «Иван Васильевич меняет профессию». Взяться за постановку, обреченную на сравнение с. Московский академический театр сатиры отметит столетие с момента своего основания пьесой Михаила Булгакова «Иван Васильевич». Режиссер Сергей Газаров решил объединить две эпохи – времена НЭПа и русского Средневековья, создавая комедию положений.
Юбилейный 100-й сезон Театра сатиры начался с премьеры «Ивана Васильевича»
Богатые костюмы эпохи Ивана Грозного, расписные потолки грановитой палаты Московского Кремля, женственные платья ар-деко и реалистичная обстановка из коммунальной квартиры периода НЭП. Вместе с героями перемещается и зритель, из XXI века в 30-е годы прошлого столетия, а затем, с помощью визуальных и звуковых сценических эффектов и ультрасовременной машины времени, в XVI век. Комедия положений режиссера Сергея Газарова ярко иллюстрирует булгаковскую фантасмагорию филигранно продуманным действием, подтверждая простую истину — человек не меняется.
В центре сюжета — изобретатель Тимофеев, который случайно перемещает Ивана Грозного в свое время. Первые показы спектакля состоятся 29 и 30 сентября.
Вместе с героями перемещается и зритель, из XXI века в 30-е годы прошлого столетия, а затем, с помощью визуальных и звуковых сценических эффектов и ультрасовременной машины времени, в XVI век. Комедия положений режиссера Сергея Газарова ярко иллюстрирует булгаковскую фантасмагорию филигранно продуманным действием, подтверждая простую истину — человек не меняется. В каком бы столетии он не находился.
Оказалось, что лучше всех этим владеет исполнитель заглавной роли - Юрий Васильев, который в спектакле сыграл сразу двух Иван Васильевичей - управдома Буншу-Корецкого и царя всея Руси Грозного. Фото: Наталия Губернаторова Но артист, воспитанный в лучших традициях прежней Сатиры, в этой роли превзошёл себя. Я даже не узнала его поначалу, как только он появился в образе хлопотливого управдома: на полусогнутых шаркает, голос дребезжащий, суетлив и мелочен. И через сцену он же - царь, чья поступь и голос полностью соответствуют его историческому прозвищу. И оба его Ивана Васильевича убедительны. Кстати, у артиста, чем у кого либо, в спектакле больше превращений из одного образа в другой, поэтому его страхуют другим артистом в маске Васильева-царя, а может, и Васильева-Бунши - совсем я запуталась в этой булгаковский фантасмагории, воплощенной Газаровым. Вторая, бесспорно, удачная роль - Жорж Милославский в точном исполнении Артема Минина, лёгкого, пластичного артиста, он прямо-таки гнётся, вращается, на шпагат садится. Другим с фарсом и гротеском пришлось сложнее - внешняя острая характерность образов, достигнутая в основном за счёт костюмов и париков, внутренней остроты не добавляла. Может, поэтому больше запомнились объёмные костюмы Марии Боровской, чем те, кто их демонстрировал, принимая в них эффектные позы или валяясь в ногах Ивана Васильевича. Поз оказалось недостаточно.
Спектакль по пьесе Михаила Булгакова «Иван Васильевич» открыл 100-й сезон Театра сатиры в Москве
В 1930-х годах Михаил Булгаков написал комедию «Иван Васильевич» специально для Театра сатиры, но тогда ее посчитали неуместной, отказав в постановке. Театральный режиссер сделал акцент на буффонаде комическая игра актеров. В начале спектакля зрителя не покидает ощущение, что актеры переигрывают, но с каждым действием на сцене все больше привыкаешь к такой подаче материала. В пьесе Сергей Газаров увидел, прежде всего, комедию положений: герои попадают в непредвиденные обстоятельства, что приводит к курьезным ситуациям, которые не оставят равнодушными зрителей. В спектакле отчетливо читается мысль: человек не меняется, и неважно, в какой эпохе и среди каких реалий он находится.
Действие спектакля происходит в московской коммунальной квартире, где инженер Тимофеев ставит опыты с машиной времени. В результате научных экспериментов он случайно отправляет управдома Буншу и авантюриста Милославского в русское Средневековье.
Однажды во время опыта изобретатель нечаянно отправляет управдома Буншу с жуликом Милославским в позднее Средневековье, а царь Иван Васильевич Грозный обнаруживает себя в московской коммуналке по адресу: Банный переулок, дом 10. Зрители увидят костюмы эпохи Ивана Грозного, масштабную сценографию с машиной времени и расписными потолками Грановитой палаты Московского Кремля, женственные платья ар-деко и реалистичную обстановку из коммунальной квартиры периода НЭПа.
Московский театр сатиры откроет сезон с пьесы Булгакова "Иван Васильевич" 29. Об этом сообщается в пресс-службе театра. Режиссер и художественный руководитель театра Сергей Газаров готовит постановку "Иван Васильевич" и планирует вернуть ей первоначальные смыслы, заложенные Михаилом Булгаковым", — говорится в уведомлении.
Для многих зрителей, включая меня, фильм «Иван Васильевич меняет профессию» - образец кинематографической классики, который сильно отличается от произведения, написанного в далеком 1936 году. Так стоит ли ожидать точной копии на сцене? Конечно, нет.
"Иван Васильевич" таки прошёл сквозь 90 лет
«Иван Васильевич» Михаила Булгакова на сцене Театра Сатиры. Зрители старшего поколения прекрасно помнят фильм «Иван Васильевич меняет профессию» 1973 года режиссера Леонида Гайдая. Театр Сатиры открыл сотый сезон долгожданной премьерой по классической пьесе Михаила Булгакова «Иван Васильевич». Режиссер Сергей Газаров создал практически идеальный зрительский спектакль, который воспринимается, как настоящий праздник. Вчера посетила постановку «Иван Васильевич меняет профессию» в театре Сатиры. Пьеса «Иван Васильевич» потрясающая, в ней поразительные образы и ситуации. Иван Васильевич, Константин Богомолов, Михаил Булгаков, Рудольф Фурманов, Театр имени Андрея Миронова. В Санкт-Петербургском театре «Русская антреприза» имени Андрея Миронова готовится к постановке спектакль «Иван Васильевич» по пьесе Михаила Булгакова.
Спектакль по пьесе Михаила Булгакова «Иван Васильевич» открыл 100-й сезон Театра сатиры в Москве
В Театре сатиры сыграли премьеру «Иван Васильевич» в постановке худрука Сергея Газарова и поделились творческими планами на юбилейный 100-й сезон. Театр сатиры сразу взялся за её сценическое воплощение. Театр Сатиры начинает свой юбилейный — сотый сезон. В сентябре Московский академический театр сатиры впервые покажет спектакль по пьесе Михаила Булгакова «Иван Васильевич», на основе которой снят советский фильм «Иван Васильевич меняет профессию». Об этом сообщила пресс-служба театра.