Кронштадт не только не потребовал продовольствия от Ленинграда, но вместе с флотом даже помог ему. Из них 2.5 года я участвовал в защите Кронштадта, которая была не только и не столько защитой самой крепости, сколько обороной Ленинграда. Дело в том, что на образовании 8 сентября 1941 года кольца окружения Ленинграда, враг не собирался ограничиваться блокадой. 27 января 1944 года в результате Ленинградско-Новгородской стратегической наступательной операции фашистские войска были окончательно разгромлены, а блокада. Прорыв блокады Ленинграда. 20.01.2017 23:08. Новости проекта.
Кронштадт в ВОВ
все очевидно: "Кронштадт во время блокады Ленинграда ". Конечно, о трагедии перехода наших кораблей из Таллина вспомнили. В Музее военно-морской славы в Кронштадте 18 января открывась тематическая выставка «Флот для блокадного Ленинграда»: билеты и режим работы. читайте последние и свежие новости на сайте РЕН ТВ: Выставка "Флот для блокадного Ленинграда" открылась в Кронштадте Четырехлетний ребенок лизнул дуло пушки. —Ирина Александровна, реэвакуация в Ленинград после прорыва блокады — это был организованный или стихийный процесс? В бывшем Ленинграде в честь 81-й годовщины начала блокады объявили общегородскую минуту молчания.
«900 дней подвига. Блокаде вопреки»
Представления о морали в Ленинграде 1941-1942 гг., отношения между друзьями во время блокады неизбежно менялись. город-герой наравне с Ленинградом, выстоявший 900 дней блокады, не давший немецким захватчикам победить. Блокада» (6+) и разместится инсталляция «Мы слышим сердце Ленинграда» — пост противовоздушной обороны времен Великой Отечественной войны.
Страницы истории. 80 лет со дня наводнения 25 октября 1942 года в блокадном Ленинграде
Герою Советского Союза В. Федоров и его товарищи уходили в смелые рейды по тылам фашистов. Крохотный островок буквально кишел фашистами. Умирали лучшие мастера. А враг все бил и бил по заводским корпусам, по докам. На территории предприятия в 1941 году взорвались 1241 снаряд и 31 бомба.
И за то же время завод выполнил 1800 оперативных заданий командования флота и фронта. Гитлер еще раз потребовал от своих генералов, и адмиралов уничтожить корабли Краснознаменного Балтийского флота. Вечером 4 апреля одновременно с артобстрелом фашисты предприняли массированную атаку с воздуха. Однако к заранее намеченным целям прорвались лишь 58 бомбардировщиков. В течение апреля захватчики устроили еще 5 налетов.
Операция «Айсштосс» провалилась. Тогда гитлеровцы решили запереть Балтийский флот, прежде всего—подводные лодки. Чтобы избавиться от этой угрозы, противник минировал Морской канал, фарватеры и рейды Котлина, Сескара и Лавепсари. Специалисты всего мира издавна считали Балтику труднейшим морским театром военных действий. С этой угрозой советские воины боролись всеми средствами.
Зимой дозоры непрерывно курсировали на буерах и лыжах по трассе Морского канала, вокруг Котлина и островных фортов. Они обнаруживали вражеские мины, спущенные под лед. Бдительно несли вахту зенитчики кораблей и береговых батарей. Лучшие летчики В. Корешков, И.
Сербин, П. Бискуп, К. Соловьев, А. Алексеев, выполнив боевое задание, пересаживались на заранее подготовленные самолеты и снова взмывали в небо. Каждый из них за ночь проводил 10—15 воздушных боев.
Как только появилась чистая вода, дивизионы тральщиков М. Безбородова, Ф. Пахольчука, В. Кимаева принялись очищать от мин фарватеры от Ленинграда до Кронштадта и дальше—к Сескару и Лавенсари. На Морском заводе переоборудовали рыболовные суда «Скат», «Поводеп», «Пикша», «Сиговец» и катера типа «КМ-5» в тральщики, оснащенные средствами борьбы с магнитными и акустическими минами.
Основные силы бригады траления базировались в Кронштадте. Ее возглавили капитан 1-го ранга Г. Левченко и бригадный комиссар П. В, Боярченко. Охрану водного района Кронштадта возложили на капитана 1-го ранга Ю.
Афанасьева, быстро увеличивался. Особо отличившиеся «Щ-406» Е. Осипова и «С7» С. Им приходилось отражать вражеские атаки. В «КТЩ-702» попала бомба.
Но и для них атаки не проходили безнаказанно. Чернышева и «МО-308» М. Самолеты противника сбросили на каждый катер до 80 бомб. Первая лодка второго эшелона, «Л-3», пробралась в самое логово врага — на меридиан Берлина, в Померанскую ныне Поморская бухту. Советские моряки во главе с П.
Грищенко быстро нарушили безмятежную жизнь фашистов. Транспорт водоизмещением 10000 тонн мог перевезти 200 танков или 2 тысячи солдат с оружием и боеприпасами либо полугодовой запас продовольствия для пехотной дивизии. Эти блестящие победы достались дорогой ценой. Из боевых походов не вернулись «М-97», «С-7» и 9 «щук». Воды Балтики стали могилой для сотен подводников.
Бон перегородил залив на всю его глубину и ширину. Операция «Балрус» потребовала напрячь силы и средства всего рейха. В мае 1943 года из Кронштадта вышли на разведку три лодки. Что случилось с Краснознаменной «Щ-406» Е. Осипова, неизвестно.
Летчики потопили два вражеских сторожевика, остальных рассеяли, но совсем отогнать не смогли. Тогда «Щ-408» всплыла и два часа сражалась с 8 фашистскими катерами. Два из них загорелись, еще два получили повреждения. Но слишком не равны были силы. Под градом снарядов и крупнокалиберных пуль, изрешеченная пробоинами, лодка медленно уходила на дно.
Над ней трепетал не спущенный флаг. Этот сигнал, понятный всем морякам мира, способны поднять лишь самые сильные духом: «Погибаю, но не сдаюсь! Они несколько раз пересекала минные поля, запуталась в сетях, но все же освободилась из стальной паутины уклонилась от преследования кораблей и самолетов противника, сбросивших на нее сотни бомб. Экипаж лодки во главе с И. Травкиным выполнил поставленную задачу.
Данные разведки убедили командование флота и фронта в необходимости временно воз держаться от применения подводных лодок. В Германии торжествовали: операция «Балрус» удалась! Немецкие транспорты стали ходить с зажженными ходовыми и отличительными огнями, без конвоев и даже без зенитного вооружения. На море работали все маяки и световые буи, словно в мирное время. Но с 28 мая вражеские суда снова стали гореть, взрываться и тонуть.
Это вышли на морские коммуникации летчики 1-го гвардейского минно-торпедного авиаполка. В 1943 году они потопили 55, повредили 6 транспортов и кораблей противника. Левченко , а в его составе - Островная военно-морская база командир - контр-адмирал Г. База объединила все части и подразделения на острове Лавенсари. Гуськова, истребительный отряд охраны водного района Кронштадта во главе с капитаном 2-го ранга М.
И, конечно, атаковали врага при первой возможности. Гуманенко и С. Осипова, капитан-лейтенантов И. Иванова и А. Чернышева отправились в дозор.
Они должны были обеспечить безопасность перехода больших конвоев между Лавенсари и Котлином. Позже к ним добавились еще три. Казалось бы, вступать в бой при таком соотношении сил бессмысленно, но советские моряки отважно атаковали врага. В этом неравном бою пули буквально изрешетили командира катера Н. Лежа па палубе, истекая кровью, он продолжал руководить экипажем, Командир второго «охотника» В.
Чернышев и многие моряки получили ранения и контузии.
У железной дороги имелись свои приоритеты — военные грузы, поэтому эшелоны шли в том темпе и по тем направлениям, куда их можно было направить. Места направления менялись довольно часто и неожиданно, особенно если начинались бомбёжки. Истощенные дети в дороге болели, их могли высадить, оставить в госпиталях.
Если везли малышей, то бывало, что дети не знали или забывали свои имена и фамилии, адреса. Могли также поменяться или умереть в пути сопровождающие детей взрослые со списками. То есть возникала масса непредвиденных ситуаций… Самая трагическая страница истории войны — это возвращение и поиск детей. Найти и возвратить родителям потерянного ребенка удавалось не всегда.
Порой поиск велся десятилетиями и продолжался уже в наше время. В архивах хранится очень много запросов от людей, которые детьми в войну были вывезены из Ленинграда. Даже когда им исполнялось 60 и больше лет, они продолжали надеяться, искать своих родителей и родных. Оставшиеся в живых родственники Тани Савичевой — сестра Нина и брат Михаил — ничего не знали о её судьбе до самых 1960-х.
О том, что она умерла в эвакуации, близкие узнали через 20 лет после её смерти. И это только один случай из тысяч… Галина Тольская с преподавателем Бишкекского финансово-экономического техникума, в котором когда-то училась. Фото: предоставлено семьёй Галины Тольской Личное дело Рассказывает жительница Бишкека Кыргызстан Галина Тольская: — О том, как мы жили во время блокады Ленинграда, я написала воспоминания и назвала их так: «Неужели это было со мной? Так случилось, что папа уехал в Кронштадт и потом не смог оттуда выбраться, а позже был оттуда эвакуирован.
Он болел, на фронт его не взяли из-за болезни. Мы с мамой и двумя младшими сестрами остались в осаждённом городе. Мама и сестры умерли в первую зиму. Я осталась одна.
Какое-то время жила у соседей. Потом попала в детский дом, и нас вывезли в Ярославскую область. В 1943 году папа сумел меня разыскать, приехал в детский дом. Мы очень радовались тому, что снова оказались вместе.
Думали, что потеряли друг друга навсегда. Папа жил и работал на станции Берендеево. Но радость оказалась недолгой: папа скоро ушёл из жизни. Меня взял в свою семью человек, у которого папа работал.
В 1947 году эта семья переехала жить в Узбекистан.
Смерть настигала людей везде Число умерших горожан с декабря 1941-го по февраль 1942-го составило более 252 тысяч человек. В обратном направлении везли станки и главным образом людей — детей, женщин, пожилых и больных.
За зиму 1941-1942 годов на Большую землю эвакуировали более 514 тысяч человек. Со второй половины мая 1942 года, когда на Ладоге началась навигация, до ноября 1942-го из Ленинграда вывезли еще 448 тысяч жителей. Несмотря на бесконечные обстрелы, бомбежки, голод и холод, защитники города не собирались капитулировать, отвлекая на себя большое количество боеспособных немецких соединений, необходимых на других направлениях.
В ней он приказал войскам на юге осуществить прорыв в направлении Кавказа, а на севере «добиться падения Ленинграда и установить связь с финнами по суше». Таким образом, вновь реанимировалась идея штурма. Ее осуществление фюрер поручил фельдмаршалу Георгу фон Кюхлеру, сменившему Лееба на посту главкома группы армий «Север».
Материалы по теме:.
Под удары метронома участники акции почтили память тех, кто защищал город и погиб в период блокады, минутой молчания, сообщает департамент информации и массовых коммуникаций Министерства обороны РФ.
Исторические события
- Кронштадт в ВОВ
- Родная кровь
- Кронштадт в ВОВ
- В Кронштадте прошли мероприятия в честь годовщины снятия блокады Ленинграда
- Коридор смерти: как снабжался Кронштадт в годы блокады Ленинграда
- Исторические события
В Кронштадте открывается выставка «Флот для блокадного Ленинграда»
В преддверии 81-ой годовщины начала блокады на портале «Книга Памяти блокадного Ленинграда» добавлены тысячи новых имен эвакуированных блокадников, данные о которых до этого были утеряны либо неизвестны. Кронштадт с начала блокады стал тыловым щитом флота Ленинграда. Блокада города Ленинграда (ныне Санкт-Петербург) во время Великой Отечественной войны проводилась немецкими войсками с 8 сентября 1941 года по 27 января 1944.
Страницы истории. 80 лет со дня наводнения 25 октября 1942 года в блокадном Ленинграде
Синий мост Через Обводной канал перекинут Синий мост, рядом с которым расположены три достопримечательности. Чтобы осмотреть один из старейших в мире футштоков — чугунную линейку с делениями для определения уровня воды и абсолютных высот — нужно спуститься по лестнице под мост. Планка закреплена на опоре. Рядом, в небольшом круглом павильоне со шпилем, установлен мареограф — прибор, который автоматически фиксирует изменение уровня моря. От этих кронштадтских приборов ведётся отсчёт Балтийской системы высот, которой и сегодня пользуются на территории всей России. Если же перегнуться через парапет Синего моста и посмотреть вниз, то можно заметить скульптуру трёх золотых рыбок-колюшек. Колючая рыбёшка считается несъедобной, однако именно она спасла жителей Ленинграда от голода во время блокады. Итальянский пруд За Синим мостом находится прямоугольный Итальянский пруд. Начиная с 1771 года здание занимали различные учебные учреждения, например, кадетский корпус и инженерное училище. Сегодня в его стенах открыт для посещения Мемориальный музей-кабинет изобретателя радио А. Учёный проводил первые испытания нового прибора именно в Кронштадте.
На другом берегу пруда, в здании Голландской кухни, находится Музей-макет фортов Кронштадта. Петровский док и пирс с маяком Если выйти из Музея-макета в сторону Петровского канала, а затем развернуться спиной к морю, то можно увидеть ворота Петровского дока — первого сухого дока в России, построенного в 1752 году. Однако сам объект закрыт для осмотра. На пирсе напротив стоит Задний створный маяк Кронштадтского рейда , который виден за 30 км от берега. Также здесь пришвартованы старые корабли, в том числе и ставший музеем миноносец «Беспокойный». Объекты находятся за забором, и чтобы подойти поближе, необходимо приобрести билет. Однако подняться на борт экспонатов всё равно не получится. Петровская пристань и парк Зато с Петровской пристани — одной из лучших смотровых площадок города — хорошо видны современные боевые и исследовательские корабли, базирующиеся в Средней гавани. Громадные серые судна завораживают своими объёмами и сложными инженерными решениями. С каменных ступеней можно сделать классические фотографии с открыточными видами на главные достопримечательности Кронштадта.
Особенно интересно посещение этой локации в мае в день празднования рождения флота и в июле во время Главного военно-морского парада. К пристани можно попасть, прогулявшись через уютный и аккуратный Петровский парк, а затем вернуться через него же на Петровскую улицу. Летний сад и Музей «Подводная археология» Пеший маршрут можно завершить двумя способами. Если вы устали, то будет удобно вернуться на Якорную площадь через Летний сад.
В эти августовские дни подвигу моряков-балтийцев исполняется 80 лет. К концу лета 1941 года в советской Прибалтике сложилась драматическая ситуация.
Войска группы армий "Север" под командованием фельдмаршала Федора фон Бока стремительно наступали по территории Советского Союза. Началась героическая оборона Таллина. Город не был подготовлен для обороны от сухопутного противника, так как советское командование не могло предположить, что враг сможет продвинуться настолько вглубь территории Советского Союза. Таллин обороняли 10-й стрелковый корпус, подразделения морской пехоты и отряды добровольцев из числа эстонских рабочих. Защитников города поддерживали корабельная артиллерия, береговые батареи и морская авиация. Подготовка к эвакуации 25 августа советские войска отступили к предместьям Таллина, а немцы получили возможность обстреливать всю территорию города, в том числе и корабли, стоящие на рейде.
На следующий день ставка Верховного главнокомандования приняла решение о проведении эвакуации таллинского гарнизона и кораблей Балтийского флота в Кронштадт и Ленинград. Подводник, капитан первого ранга Георгий Обушенков так описывал эти дни: "Противник все ближе и ближе подходил к Таллину. Фашистская авиация совершала налеты на корабли, стоящие в гавани. В один из солнечных августовских дней я сошел с "Амура" минный заградитель — прим. Baltnews на пирс, и ко мне подошли трое краснофлотцев. В это время стервятники Люфтваффе, германские военно-воздушные силы — прим.
Baltnews совершали очередной налет, а артиллерия противника открыла огонь по рейду. Сброшенная с самолета бомба попала в большой буксир. Вскоре он ушел под воду на наших глазах". К этому моменту немцы успели многое сделать, чтобы помешать морякам-балтийцам прорваться в Кронштадт.
Памятный знак находится рядом со зданием бывшей пятой Северной оборонительной казармы. Он установлен в качестве напоминания о ледовой дороге, проходившей по Финскому заливу. Именно через неё в Кронштадт поступали продовольствие и боеприпасы во время блокады.
Адольф Гитлер требовал не допустить прорыва кораблей из Таллина. Командующий Балтийским флотом вице-адмирал Владимир Трибуц получил приказ о проведении эвакуации 27 августа. В этот же день немцы ворвались в город. Погрузка на корабли осложнялась постоянными бомбежками и обстрелами, наличием большого количества раненых среди эвакуируемых. Посадка на корабли продолжалась до рассвета следующего дня. Согласно плану, конвои под защитой отрядов главных сил и прикрытия должны были пробиться в Кронштадт, а арьергард был обязан защитить их от нападения с тыла. В море вышло 225 кораблей и судов, на борту которых находились более 41 тыс. В 17:00 после проведения траления морских мин основные силы вышли в открытое море. Единственным обстоятельством, которое облегчало положение моряков-балтийцев, была погода. Низкая облачность и дожди не давали противнику применять авиацию. В ночь с 28 на 29 августа отряд главных сил зашел в минные заграждения. Первыми подорвались на минах тральщики "Краб" и "Барометр". Эстонцев и русских объединило место скорби и светлой памяти Тяжелые потери понесли и конвои. На пути транспорта "Элла" оказались морские мины. В результате подрыва из 905 человек удалось спасти 50. После гибели корабля "Эверита" из 1,5 тыс. Командующий Балтийским флотом отдал приказ застопорить ход и встать на якорь. К этому моменту противник потопил 26 советских кораблей, пять повредил, два судна были захвачены.
«900 дней подвига. Блокаде вопреки»
В самые тяжёлые месяцы блокады Кронштадт делился с жителями Ленинграда продуктами и обеспечивал поставку необходимых припасов в осаждённый город. Колюшка — мелкая рыбка, которую не едят в обычное время, но во время блокады она помогала жителям Ленинграда выжить. Композитор Дмитрий Шостакович (первый справа) в дни блокады Ленинграда во время Великой Отечественной войны был бойцом добровольной противопожарной команды и дежурил на крыше консерватории. 3 июня глава администрации Кронштадтского района Олег Довганюк вручил документы на квартиру ветерану, жительнице блокадного Ленинграда Галине Григорьевне Сидоренко. И ко дню снятия блокады Ленинграда решили провести очередной телемост в формате игры "Морской бой". Колюшка — мелкая рыбка, которую не едят в обычное время, но во время блокады она помогала жителям Ленинграда выжить.
Петербуржцам расскажут об истории кронштадтских школ в период блокады
Музей истории Кронштадта расскажет о «Подвиге блокадного учителя» | На выставке «Подвиг блокадного учителя» представлен материал об истории кронштадтских школ в период блокады. |
Кронштадт в годы блокады : | За время осады и блокады Ленинграда немецко-фашистскими варварами бомбами и снарядами разрушено и повреждено 187 исторических зданий города, выстроенных прославленными зодчими. |
В Кронштадте прошли мероприятия в честь годовщины снятия блокады Ленинграда | Таким образом, маленький Кронштадт помогал своему старшему брату в тяжелые блокадные дни. |
Музей истории Кронштадта отмечает предстоящее 80‑летие со дня полного освобождения Ленинграда
В годы войны Кронштадт стал надёжным щитом для Ленинграда. В самые тяжёлые месяцы блокады Кронштадт делился с жителями Ленинграда продуктами и обеспечивал поставку необходимых припасов в осаждённый город. Прошло 70 лет, подростки блокадного Ленинграда стали дедушками и бабушками, но до сих пор бережно хранят воспоминания о днях блокады. После прорыва блокады Ленинграда в январе 1943 года снабжение ленинградцев и кронштадтцев значительно улучшилось, что позволило организовать на заводе рационное питание. Прорыв блокады Ленинграда. 20.01.2017 23:08. Новости проекта. Роль Кронштадта в наступательных операциях советских войск под Ленинградом.
Как добраться
- Страницы истории. 80 лет со дня наводнения 25 октября 1942 года в блокадном Ленинграде
- Содержание
- Прорыв блокады Ленинграда
- Где остановиться
Ледовый фронт
- Экскурсия Кронштадт во время блокады
- Книга памяти блокадного Ленинграда
- Кронштадт во время Великой Отечественной войны
- Город воинской славы Кронштадт
- Город воинской славы Кронштадт
Таллинский переход: как Балтийский флот по немецким минам шел в Кронштадт
Завод отремонтировал 229 кораблей, при этом 5 — капитально, 154 корабля прошли доковые ремонты. Был возобновлен массовый выпуск морских шлюпок 125 единиц и 12-весельных баркасов. Всего завод выполнил 1380 оперативных заданий, выполнив годовую программу по судоремонту 1943 года досрочно - к 1 ноября. Немецкая подлодка U-250 в доке. В дальнейшем Морской завод продолжал работы по ремонту кораблей уже без артиллерийских обстрелов и авиационных налетов. В ходе войны заводом руководили капитан 1 ранга Б. Волосатов 1938-1942 , капитан 1 ранга А. Бурлаков 1942-1948.
Главными инженерами были капитан 1 ранга Т. Гушлевский 1940-1941, 1942-1945 , капитан 1 ранга С. Афанасьев 1941-1942. Награждение завода орденом Ленина в 1944 году. Орденами и медалями были награждены многие заводчане. Среди них: капитаны 1 ранга А. Бурлаков и С.
Афанасьев, П. Ермаков, И. Лаврентьев, М. Бевзюк, П. Гигилев, Б. Заглядимов, П.
Захватывать его и не хотели. Вот что было подписано Гитлером в его ставке 21 сентября 1941 года: «Сначала мы блокируем Ленинград герметически и разрушаем город, если возможно, артиллерией и авиацией… Остатки «гарнизона крепости» останутся там на зиму. Весной мы проникнем в город, …вывезем все, что осталось живое, в глубь России или возьмем в плен, сровняем Ленинград с землей и передадим район севернее Невы Финляндии». Декабрь 1941 года. Пианист Владимир Софроницкий дает концерт в театре имени Пушкина. В зале стояла температура в три градуса. Современные историки утверждают, что это событие не было критическим с точки зрения снабжения мегаполиса, но так или иначе оно стало мрачным предвестником наступивших событий. В Ленинграде уже к началу декабря 1941 года свирепствовал голод. В ту зиму в городе сотрудниками НКВД фиксировались факты каннибализма.
Пророковым, В. Соколовым, С. Боимом — выпускал сатирические плакаты, объединенные общим названием «Балтийский прожектор».. После демобилизации в 1946 году Непринцев вернулся в институт и стал членом Ленинградского Союза художников. Наш проект был отмечен экспертами как заслуживающий поддержки из почти десяти тысяч инициатив, представленных на второй конкурс 2018 года. Нам предстоит большая работа. Спасибо всем за поддержку!
Формирует резервные части, пополняет их рабочим ополчением, в составе которого была значительная часть коммунистов — рабочих ленинградских заводов, снимает часть зенитных орудий, расположенных в городе и использует их как противотанковые средства. По его приказу боевые порядки сравнительно малочисленных войск, равномерно распределенных по всему фронту, перегруппировываются, эшелонируются в глубину, создаются подвижные резервы. Артиллерия всех калибров стала более широко использоваться для стрельбы прямой наводкой, а танки — в качестве неподвижных зарытых в землю и маневренных огневых точек. Были также приняты меры по прикрытию стыков и флангов войск огнем и минными полями, организовано тесное взаимодействие между соединениями и объединениями. В интересах всемерного укрепления обороны города были успешно использованы силы и средства Балтийского флота под командованием вице-адмирала В. Для укрепления обороны в инженерном отношении дополнительно были мобилизованы силы местного населения на строительство тыловых оборонительных рубежей и подготовку города к обороне. По предложению Г. Жукова Ставка подчинила в оперативном отношении Ленинградскому фронту Балтийский флот, 2-й и 7-й истребительно-авиационный корпуса ПВО страны. Говоря об обороне Ленинграда, особо следует отметить оперативную роль Ораниенбаумского плацдарма. Отступившая из Прибалтики, понесшая огромные потери, но не побеждённая 8-я армия сумела при поддержке Балтфлота и береговых фортов организовать здесь оборону на небольшом прибрежном пятачке. Несмотря на полную блокаду с суши и трудности снабжения, советские войска держались здесь до начала наступательной операции в январе 1944 года. Автору настоящей статьи довелось воевать на Ленинградском фронте во всё время блокады. Я был бойцом 50-й отдельной стрелковой бригады морской пехоты, которая занимала центральную часть 65-километровой линии фронта Ораниенбаумского плацдарма. Историю обороны этого плацдарма, я постарался изложить в книжке «Под Ленинградом в дни блокады». Как человек, работающий в печати Таджикистана с 1954 года, я не мог пройти мимо героических подвигов воинов-таджиков, защищавших Ленинград.