Купец это определение. Кто такие купцы. купец — купец I м. 1. Тот, кто принадлежал к купечеству купечество I (в Российском государстве до 1917 г.). 2. Лицо, владеющее торговым предприятием, ведущее частную торговлю от своего имени; торговец. КУПЕЦ, купца, муж. 1. Лицо, владеющее торговым предприятием, ведущее торговлю. Профессия купца известна ещё в Древней Руси, в IX—XIII веках на первых порах купцы были странствующими, впоследствии же стали оседать в населённых пунктах и прочее бла-бла-бла. Также словом «купец» назывались торговые корабли, в отличие от военных судов.
Купеческие гильдии: как это было в России
[Франц:] Купец, сидя за своими книгами, считает, считает, клянется, хитрит перед всяким покупщиком. Теоретически купцом мог стать любой свободный человек, объявив о наличии у себя необходимого капитала и записавшись в одну из трех гильдий. по названию волости. Купцами становились те, кто получал гильдейские свидетельства. КУПЕЦ, купца, муж. 1. Лицо, владеющее торговым предприятием, ведущее торговлю. Имя Павла Васильевича Щетинкина, купца 1-й гильдии, прочно связано в истории Казани с гостиницей «Казань», которую он основал в 1889 году.
Меценаты – купцы и промышленники
Купцы часто имели прислугу, которая помогала им в быту и при обслуживании клиентов. Украшением домов купцов могла служить богатая резьба на деревянных особняках или толстые каменные стены при каменных домах. Такие дома были не только местом жительства, но и символом достатка и успеха в торговле. Купцы жили в соответствии с их статусом и социальным положением, их дома отражали их богатство и влияние в обществе. Позже, они оседали в населенных пунктах, где осуществлялся наибольший товарообмен.
В древней Руси огромное значение тут играла система рек, покрывающая всю Русь.
Именно на реках возникли самые ранние русские города - также как и греческие полисы, одновременно и военные крепости и центры торговли. Первые славянские напр. Само [1] и русские князья, в т. Также в это время Русь включается в международную торговлю в Евразии, систему "Великого Шелкового Пути". В это же время начинает развиваться гужевый транспорт знаменитая ямщицкая служба и торговля с ним связанная, просуществовавшая до конца XIX века, когда ее заменила торговля, основанная на железнодорожном транспорте.
Так в XIX в. Второв, родоначальника купеческой династии Второвых, который как и многие другие начал свое дело с крупных оптовых поставок мануфактуры в Сибирь с Нижегородской ярмарки и Москвы, как тогда говаривали, «добывал хлеб гужом» гуж — кожаная глухая петля, которой скрепляется хомут с оглоблями. В будние дни купцы носили картуз разновидность фуражки , длиннополый, утеплённый, из толстого сукна сюртук, сапоги с высокими голенищами.
Эти ребята станут творцами новой истории костромского края. Среди них — инженеры и строители, технологи и товароведы, музыканты, художники, военные… Опираясь на достойный опыт своих предков — честных, предприимчивых и мужественных купцов — им будет проще добиваться высоких целей, принимать верные решения и воплощать в жизнь самые смелые проекты. От станков — к пароходам… Имя купца Павла Шипова для костромской земли по-настоящему знаковое. С ним связаны два важнейших исторических факта — подъем костромской промышленности в середине XIX века и становление костромского пароходства.
В 1852 году в Костроме открылся механический завод, превратившийся в крупный судостроительный центр Поволжья, а выпущенные на заводе двигатели паровых машин имели отменные скоростные и экономические характеристики. В 1860 году были спущены на воду первые пароходы, построенные на верфи завода. Область предпринимательских интересов купцов Шиповых была очень широкой: они вкладывали капиталы в разные отрасли народного хозяйства, в том числе, торгово-промышленную сферу, а внедрение новых технологий и хорошее качество продукции выделяло их из общего ряда предприятий. На их средства в Костроме строились фабрики, артели, казенные дома, улицы, велось общее градостроительство. Шиповы принадлежали к купцами 1-ой гильдии и пользовались большим авторитетом и уважением среди костромского купечества. Глава семьи Павел Дмитриевич Шипов был предводителем дворянского собрания, жил и трудился в Солигаличе. У него было пять сыновей и пять дочерей.
Воспитывались дети в лучших дворянских традициях. К достижению взрослого возраста отличались самостоятельностью, организованностью, дисциплинированностью, высокими нравственными качествами. Все сыновья достигли больших успехов в жизни и трудовой деятельности.
Лицо, владеющее торговым предприятием, ведущее торговлю. Лицо, принадлежащее к купеческому сословию дореволюц. Гончаров был из купцов.
Торговое судно, в отличие от военного мор. Источник: «Толковый словарь русского языка» под редакцией Д. Одоевский, «Импровизатор», 1833 г. Татищев, «Наказ комиссару екатеринбургских заводов Федору Неклюдову», 1723 г. Меня зовут Лампобот, я компьютерная программа, которая помогает делать Карту слов.
Купец – это кто? Русский купец
Тот, кто присылает 500, кэс, 5тр., у тех больше шансов стать богатым, это значит, что они тверды и не преобладает магическое мышление. Купцы выполняли функции посредников между производителями и потребителями или между производителями различных видов товаров и тем самым являлись связующими звеньями экономики. Чтобы «купец», «коммерсант», «бизнесмен» стали уважаемыми понятиями, для начала нужно избавиться от традиционного презрительного отношения к тем соотечественникам, кто добился благосостояния большего, чем остальные. В рамках проекта «Честное слово купца», который реализуется командой Музея костромского купца при поддержке Фонда президентских грантов, молодежь региона знакомится с деятельностью, бытом и укладом жизни известных костромских купцов.
Как возникло русское купечество
Купцы, мол, верили друг другу на слово, были образцовыми членами общества, людьми религиозными, филантропами и меценатами. устар. (устаревшее) то же, что покупатель В сем случае разсматривать, ежели купец, ведая, купил или кто ему по худобу сказывал, також ежели кто купит что тайно, то вина равная купца, как и продавца. купец — купец I м. 1. Тот, кто принадлежал к купечеству купечество I (в Российском государстве до 1917 г.). 2. Лицо, владеющее торговым предприятием, ведущее частную торговлю от своего имени; торговец.
Эй, купец, откуда родом?
С развитием государственных формирований и торгово-экономических связей купечество приобретало все большее значение и статус. В различные исторические периоды в торговле и купечестве возникали свои специфические формы и организации, такие как гильдии, магазины, базары и торговые палаты. Роль в обществе Купцы имеют значительную роль в обществе. Они являются связующим звеном между потребителями и производителями, обеспечивают поставки товаров, создают рыночные отношения и способствуют развитию торговли и экономики. Купцы также являлись одной из социальных групп, имеющих значительное влияние в обществе. Они обладали богатством и политическими связями, что позволяло им занимать ведущие позиции в экономике и политике. Они часто были спонсорами и благотворителями и вносили существенный вклад в развитие культуры и искусства. В современном обществе роль купцов также весьма значительна.
Они занимаются не только традиционной торговлей, но и развивают электронную коммерцию, создают сетевые магазины и интернет-платформы. Заключение Купец — это не только профессия, но и определенный образ жизни, связанный с коммерческой деятельностью. Купцы играют важную роль в экономике и обществе, способствуя развитию торговли, созданию рабочих мест и улучшению качества жизни. Купец-практик: характеристики и обязанности Купец — это предприниматель, занимающийся торговлей различными товарами. Купцы имеют особый статус и являются важным звеном в экономической системе общества. Основные характеристики купца включают: Коммерческий навык: купец должен обладать глубокими знаниями в области товаров и рынков, а также уметь анализировать спрос и предложение. Умение вести деловые переговоры: купец должен быть в состоянии достичь выгодных условий с поставщиками и покупателями.
Финансовая грамотность: купец должен уметь правильно оценивать свою прибыль, контролировать расходы и управлять финансами. Организационные навыки: купец должен быть организованным и уметь планировать свою работу, организовывать доставку товаров и контролировать их хранение. Гибкость и приспособляемость: купец должен быть готов к изменениям на рынке, уметь быстро адаптироваться и искать новые возможности для развития бизнеса. Обязанности купца могут включать: Выбор поставщиков: купец должен выбирать надежных поставщиков, устанавливать с ними условия сотрудничества и контролировать качество поставляемых товаров. Реализация товаров: купец должен продавать товары покупателям, устанавливать цены, проводить маркетинговые и рекламные активности для привлечения клиентов.
Еще одной важной привилегией гостей было освобождение от государственного тягла — денежной повинности и налогов товарами, продуктами, пушниной, которыми облагали крестьян и посадских людей. Судить гостей за провинности не мог никто, кроме царя. Позже такие же пути проложили и в восточном направлении, до Каспийского моря. На продажу везли пушнину и меха, воск и мед, а обратно привозили заморские пряности и благовония, шелковые и сафьяновые ткани, вина, украшения и драгоценные камни. Самым большим спросом пользовались изделия из жемчуга и золота. Из Волжской Булгарии, или Булгарского царства, купцы привозили янтарь, рыбу и орехи. Там же закупали кольчуги и мечи. В XV веке международным торговым центром стала Москва. Оптовая торговля расположилась в гостиных дворах, а мелкая, розничная — в торговых рядах. Здесь закупали меха польские и немецкие купцы. Крупная торговля шла и с Великим Новгородом, к которому постепенно перешел статус главного центра торговли. Иноземные купцы закупали у местных выделанные кожи, медь, лен и хмель, лес для строительства и корабельную древесину для флота. А взамен поставляли полотно и сукно, жесть, олово и свинец для кровель и даже церковные колокола. Привилегий такие купцы имели меньше, чем гости. Представителям гостиной сотни нельзя было свободно выезжать за границу и покупать вотчины. Но звание члена гостиной сотни они могли передать по наследству, причем не только сыновьям, но и братьям или племянникам. Главным условием для наследования было ведение общего хозяйства. Государственные должности гости и люди гостиной сотни получали тоже по-разному: первых назначали царским указом, а вторые проходили через процедуру выборов. Гости были выше в иерархии, а люди гостиной сотни часто поступали к ним в помощники или назначались в товарищи. За усердную службу член гостиной сотни мог подняться на ступень выше: лучших царь удостаивал жалованной грамоты и переводил в гостей. Социальный статус и достаток ее представителей был ниже, чем у гостей и гостиной сотни. В нее входили зажиточные посадские люди и крестьяне, которые занимались торговлей и ремеслом. Суконников на должность выбирали земства — органы местного самоуправления. Чаще всего члены суконной сотни были целовальниками на таможнях, денежных и кабацких дворах: они исполняли финансовые, судебные или полицейские обязанности. Название «целовальник» произошло от старой традиции. Заступая на должность, суконник обещал честно исполнять обязанности, а в подтверждение этой клятвы целовал крест. Царь вручал суконникам жалованные грамоты, которые давали разные льготы, например освобождали от подсудности местным властям, уплаты проезжих пошлин, постоя и подводной повинности — обязанности предоставлять повозки для государственных и местных нужд. По льготам суконники могли в любое время топить избы и держать в домах спиртное для собственного употребления. Вплоть до XVIII века купцы гостиной и суконной сотен делились на перво-, средне- и третьестатейных — по имущественному признаку. Чтобы получить право на торговлю, каждый купец платил подушный оклад в размере 40 алтынов, то есть трехкопеечных монет.
Временные купцы Во временные купцы записывались предприниматели из других сословий: дворян, мещан, крестьян. Временные купцы приобретали торговые права, но при этом продолжали числиться в своём сословии. Во временные купцы также записывались дети купцов, которые вели деятельность от имени родителей в других городах, или регионах. Купеческое свидетельство Свидетельство давало право на торговлю в определенной местности, они выдавались только в городах, причём все города в империи были разделены на пять классов местностей. А стоимость свидетельства изменялась в зависимости от класса местности. Купцам, уплатившим гильдейский сбор, выдавалось Купеческое свидетельство. В этот документ кроме «начальника семейства» вписывались члены его семьи. Указ Правительствующего Сената от 28 февраля 1809 года определял круг родственников, которые могли быть вписаны в купеческое свидетельство. Это могла быть жена, сыновья и незамужние дочери. Внуки включались только в том случае, если в свидетельство были вписаны их отцы, и не торговали от своего имени. Братья могли быть вписаны в свидетельство, если они объявили наследственный капитал, и уплатили с него налог на перевод наследства. Все остальные родственники не могли включаться в купеческое свидетельство. Они имели право состоять в сословии только от своего имени. Если свидетельство выписывалось на имя женщины, то муж не имел право вписываться в свидетельство. Дети, достигшие совершеннолетия, могли получить свидетельство на своё имя. Все вписанные в купеческое свидетельство имели право заниматься торговыми делами. Данная система с различными изменениями просуществовала до 1890-х годов. Система купеческих свидетельств создавалась в фискальных целях. Сферы приложения купеческих капиталов На ранних этапах купеческие капиталы формировались в торговле: хлебом, скотом, пушниной и т. Многие купцы занимались винным откупом. В 1830-е — 1840-е в Сибири начинается добыча золота. В 1830-е — 1860-е годы появляются городские общественные банки. В 1840-е — 1860-е годы появляются пароходы, и создаются пароходства. В 1863 году был отменён винный откуп, и введена акцизная система. Ранее, в первой половине XIX века была отменена государственная монополия на винокурение, и было разрешено строительство частных винокуренных заводов.
По историческим сведениям скифы вообще не имели других дорог. Прибрежные города становились сначала торговыми центрами, а затем в них развивались ремесла. В Древней Руси купец — это не только торговец. Афанасий Никитин, памятник которому установлен в Твери, на его родине, был и великим путешественником, ходившим «за три моря», и первооткрывателем, и дипломатом. А знаменитый легендарный новгородский купец Садко хаживал и на дно морское. Торговые пути Благодаря товарообмену и его представителям купцам были открыты такие великие торговый пути, как «из варяг в греки», «великий шелковый путь», который называют «перекрестком цивилизаций», «чумацкий шлях», знаменитый «путь благовоний», пересекающий Аравийский полуостров, и многие другие. Купцами были русские князья, вынужденные каким-то образом избавляться от излишков натуральной дани или накопившихся денег, тратя их на заморские диковинки. Купец — это и главный информатор в те далекие времена «Ладно ль за морем иль худо? И какое в свете чудо? Петровские реформы коснулись всех Этот вид деятельности был уважаем, купечество являлось важным сословием во все времена. О коммерческой предприимчивости русских слагались легенды. Старинные купеческие дома часто приходили на помощь государству. Богатейшие Строгановы открывали новые земли, строили заводы, возводили храмы. В некоторых исторических исследованиях говорится о том, что Петр I разгромил купечество, в результате чего погибли многие виды русских ремесел, любимых и поддерживаемых купцами.
Кто такие купцы определение. Значение слова купец
За возможность продавать они платили в государственную казну часть прибыли — сбор. Упоминания об отдельных купеческих корпорациях также датируются XII веком, однако в это время купцы еще не сформировали отдельного сословия. До появления купеческих гильдий крупных торговцев называли «гостями». Одно из первых упоминаний гостей — иноземных купцов — содержится в Повести временных лет. Князь Олег во время похода на Киев в 882 году назвался местным князьям, Аскольду и Диру, «гостем», торговым человеком, который «въ греки от Олга и от Игоря княжича». Гости занимались только оптовой торговлей, им разрешалось вести дела с другими странами. Каждый купец-гость имел жалованную грамоту от царя «на гостиное имя». По ней он свободно ездил за границу по торговым делам и покупал вотчины — земли, которые мог потом передать по наследству.
Для удобства гостей строили особые комплексы зданий — гостиные дворы. Там купцы торговали, заключали сделки, хранили товары и транспорт, иногда даже жили. Еще одной важной привилегией гостей было освобождение от государственного тягла — денежной повинности и налогов товарами, продуктами, пушниной, которыми облагали крестьян и посадских людей. Судить гостей за провинности не мог никто, кроме царя. Позже такие же пути проложили и в восточном направлении, до Каспийского моря. На продажу везли пушнину и меха, воск и мед, а обратно привозили заморские пряности и благовония, шелковые и сафьяновые ткани, вина, украшения и драгоценные камни. Самым большим спросом пользовались изделия из жемчуга и золота.
Из Волжской Булгарии, или Булгарского царства, купцы привозили янтарь, рыбу и орехи. Там же закупали кольчуги и мечи. В XV веке международным торговым центром стала Москва. Оптовая торговля расположилась в гостиных дворах, а мелкая, розничная — в торговых рядах. Здесь закупали меха польские и немецкие купцы. Крупная торговля шла и с Великим Новгородом, к которому постепенно перешел статус главного центра торговли. Иноземные купцы закупали у местных выделанные кожи, медь, лен и хмель, лес для строительства и корабельную древесину для флота.
А взамен поставляли полотно и сукно, жесть, олово и свинец для кровель и даже церковные колокола. Привилегий такие купцы имели меньше, чем гости. Представителям гостиной сотни нельзя было свободно выезжать за границу и покупать вотчины. Но звание члена гостиной сотни они могли передать по наследству, причем не только сыновьям, но и братьям или племянникам. Главным условием для наследования было ведение общего хозяйства. Государственные должности гости и люди гостиной сотни получали тоже по-разному: первых назначали царским указом, а вторые проходили через процедуру выборов. Гости были выше в иерархии, а люди гостиной сотни часто поступали к ним в помощники или назначались в товарищи.
За усердную службу член гостиной сотни мог подняться на ступень выше: лучших царь удостаивал жалованной грамоты и переводил в гостей.
В древней Греции существовала домашняя птица "персидская птица". В наше время она тоже известна. Как она называется сейчас? На странице вопроса Как называется купец в наше время? Если полученный ответ не устраивает и нужно расшить круг поиска, используйте удобную поисковую систему сайта. Можно также ознакомиться с похожими вопросами и ответами других пользователей в этой же категории или создать новый вопрос. Возможно, вам будет полезной информация, оставленная пользователями в комментариях, где можно обсудить тему с помощью обратной связи. Последние ответы Л345 26 апр.
Властям приходилось принимать меры для обеспечения достаточной явки на выборы, иногда даже принуждать к исполнению должности. Одна из особенностей Сибири заключалась в немногочисленности чиновничества и дворянства. Это обусловливало тесное общение купцов с чиновниками, отсутствие у них комплекса неполноценности по отношению к дворянам.
В результате купцы в Сибири входили не только в финансовую, но и в культурную элиту местного общества. Это создавало почву как для плодотворного взаимодействия, так и для расхождения точек зрения на важность того или иного хозяйственного проекта и последующих конфликтов». Усилия власти и частного капитала, далеко не всегда понимавших друг друга, в идеале были призваны работать на одно — на развитие региона, его прочное включение в экономическое и социокультурное пространство империи, на утверждение влияния России в Азии.
В мемуарах сибирских чиновников можно встретить самые разнообразные отзывы о сибирских купцах: от резкого негатива до признания положительных качеств и исключительной роли отдельных купцов и коммерции в целом, как для конкретного города, так и для всего региона. Особый интерес авторы проявляли к неординарным личностям, круг интересов которых выходил далеко за рамки предпринимательства. Отдавая должное таким купцам, мемуаристы указывали и на присущие купеческой среде лицемерие, ябедничество, стремление повлиять на местные власти и заставить их действовать в своих корыстных интересах.
Размах взяточничества и сращивание интересов купеческой верхушки с интересами части чиновничества даже вызывали у некоторых администраторов серьезные опасения в чрезмерном усилении влияния купечества. Как купечество влияло на облик сибирских городов? Гуляя по улицам современных сибирских городов, можно заметить красивые старинные задания, большинство из которых были возведены на средства купцов, то есть мы до сих пор видим результаты их деятельности, следы их жизни.
В последнее время много говорят о купеческой благотворительности, меценатстве. Насколько широко в действительности были распространены купеческие пожертвования и для чего они в первую очередь предназначались? Неравнодушных, стремящихся сделать что-нибудь полезное для малой родины, патриотически настроенных и по-настоящему ярких личностей было немало среди сибирских купцов разной этнической принадлежности и вероисповедания.
Чукмалдин, М. Сидоров, Я. Фризер, Нерпины, Сибиряковы, Баснины, Трапезниковы, Айтыкины, Поклевские-Козелл, Ереневы, Хаминовы и многие другие купцы заботились не только о собственном процветании, но и о нуждах своих сограждан».
Здание торгового дома Голованова в Томске. Их пожертвования зачастую поражают своими размерами, составляя сотни тысяч и даже миллионов рублей. Например, иркутские купцы Сибиряковы, входившие в десятку самых крупных жертвователей России, затратили на благотворительные деяния в совокупности 4 миллиона 884 тысяч рублей.
Среди благотворительных вкладов сибирского купечества наибольшее распространение получили взносы на развитие образования и Русской православной церкви. Однако если пожертвования на образовательные и просветительные учреждения характерны преимущественно для второй половины XIX — начала XX века, то православная церковь оставалась в центре внимания попечителей на протяжении всего времени: несмотря на усилившуюся секуляризацию сознания русского общества во второй половине XIX века, для многих купцов по-прежнему не теряла значение религиозная самоидентификация. Православие воспринималось не только как личное мировоззрение, но и как средство распространить и утвердить влияние России на новых территориях, как способ сохранения исторической памяти русского народа, обеспечения духовного единства страны.
Именно поэтому многие купцы активно поддерживали возведение православных храмов и миссионерскую деятельность церкви среди аборигенного населения региона. Характерно, что на этой ниве проявили себя не только купцы — приверженцы официальной Русской православной церкви, но и члены других этноконфессиональных групп, для которых, конечно, важно было поддерживать и своих единоверцев, иначе было просто невозможно сохранить этническую и культурную идентичность. А что с грамотой?
Вопрос о культурно-образовательном уровне сибирских купцов, особенно если говорить про конец XVIII — первую половину XIX века, в современной историографии остается дискуссионным. Многие исследователи склоняются к той точке зрения, что навыками письма и чтения владела лишь незначительная часть купечества. Например, популярный в 1990-х годах в России американский автор Р.
Пайпс, говоря о российском купечестве в целом, совершенно голословно утверждал: «Русский купец понятия не имел о всей той изощренной коммерческой системе, на базе которой создавалось богатство Западной Европы. Он, как правило, не знал грамоты, даже если и ворочал миллионами. И даже умея читать и писать, он всё равно не знал, как вести бухгалтерские книги, и предпочитал полагаться на память.
Так вот, особенностью этих зданий было то, что они были построены из термолита на основе кирпичной основы. Данный «второй» Универмаг просуществовал до 50-х годов. Тогда на проспекте Металлургов были выстроены три пятиэтажки по проекту московского архитектора Георгия Градова, и в одно из угловых зданий Металлургов, 34 переехал существующий в общежитии, образовав «третий» Универмаг. В 60-е годы там обосновался «Детский мир», но многие старожилы продолжали называть его «старый Универмаг». Кирова, 20 планировали к постройке еще в 1934 году, как капитальный крупный торговый объект, - рассказывает Пётр Лизогуб.
До Великой Отечественной войны построили только два этажа и начало третьего. Когда началась война, было принято решение организовать в постройке военное производство. И вот с осени 1941 и до 43-го годов там располагался этот завод. Когда завод реэвакуировали назад в Серпухов, здание некоторое время стояло бесхозным. Но затем КМК взял его на свой баланс и принялся достраивать.
В 1956 году Универмаг был торжественно открыт». Его торговые площади были совмещены с рестораном «Москва» и открылся он в 1938 году. Спроектировано здание было местными архитекторами, и он стал очень знаковым для города — в нём можно было купить дефицитные товары. Статус крупного магазина он сохранял до 60-х годов. Добавим, что с конца 40-х годов в стране и в нашем городе, естественно, тоже при строительстве крупных улиц применялись такие проекты, которые предусматривали на первых этажах домов на красной линии помещения под магазины или общественные организации.
Примером этого может послужить как старая часть улицы Кирова, так и спроектированная в 70-х годах и открытая в 1981 году новая левобережная часть. Подытоживая рассказ о развитии торговли в Новокузнецке, скажем, что в своё время славился и Универсам на проспекте Дружбы, и другие торговые точки во всех районах города.
Сословия. Купцы
А в пресс-релизе самого музея говорится, что первое упоминание о Гостином дворе, тогда деревянном, встречается еще в писцовых книгах XVI века. Город тогда считался крупным военно-административным центром. Расширение и развитие ремесел и торговли привело к тому, что Казань стала играть важную роль в формировании российского внутреннего рынка. Благодаря выгодному географическому положению Казани в следующем веке стала развиваться и торговля на внешних рынках Российской империи. Подтверждение этому утверждению мы нашли в книге «Казань. Времен связующая нить», изданной в 2000 году Казань, изд-во «Титул» , в статье, которая так и называется — «Гостиный двор». Перед статьей — цитата из «Книги Казанского торгу…», датированной 1566 годом: «Против же города за таможенною избою по стороне Спасские улицы двор гостин, а от городовые каменные стены до гостина двора, площадь порозжего места 52 сажени». Во времена Казанского ханства, утверждается в этой книге, на территории Гостиного двора или недалеко от него стояла колония-поселение торговцев и ремесленников, выходцев из далекой Бухары. Поселение было обнесено деревянным частоколом, а с 1500 года, после набега ногайских мурз на Казань, по велению казанского хана Абдыл-Летифа по двум сторонам поселения появились насыпные валы со рвами. Через 30 лет колонию бухарцев, как и все посадские поселения, обнесли острожными стенами, которые хан Сафа-Гирей выстроил в преддверии ожидаемой войны с Москвой.
Позже, с уходом русских войск и завершением строительства оборонительных укреплений вокруг Казани, валы бухарского посада были срыта, а рвы за ненадобностью зарыты. Большим разрушениям подвергся бухарский посад во время осады Казани войсками Ивана Грозного летом-осенью 1552 года. После взятия города власти вернули на прежнее место два базара — нижний, Так як, прямо под кремлем воды Казанки в ту пору плескались довольно далеко от кремлевских стен , и верхний, бывший бухарский. Недалеко от новых каменных стен кремля, прямо напротив Спасской башни, появились 82 казенных амбара и 5 изб для заезжих гостей — так звались в то время крупные купцы. Все это было обнесено деревянным забором с тремя воротами и официально названо Гостиным двором. Амбары сдавались купцам в аренду, за это в пользу города взималась пошлина — более 3 рублей в неделю. Как указывается в книге «Казань…», в то время на эти деньги можно было купить 3 лошади или 6 коров. От Гостиного двора лучами расходились по ближним улицам и переулкам более 200 торговых рядов с лавками. Пять лавок, как указывается в этой книге, принадлежало татарским купцам, которые торговали в основном привозным товаром — персидскими тканями и шелком.
В конце XVI века в Гостином дворе насчитывалось 635 торговых точек. Сведения эти взяты из материалов археологических раскопок, и у нас нет оснований им не доверять. Но все-таки это еще не был Гостиный двор в известном нам смысле. Каменное строительство началось здесь на исходе XVII века. В 1695 году близ новых главных ворот Гостиного двора была освящена церковь во имя Алексея Божия Человека. К 1739 году уже все постройки были из камня. Кафтырев построил новое здание на месте старого, которое не сохранилось. Вот как писал о Гостином дворе один из первых исследователей Казани — Петр Рычков в 1767 году: «Гостиный двор каменный, на котором в верху таможня каменная ж; внутри однаго двора ряды: Суконной, 2 Мелочной, 3 Сибирской железной. К сему ж гостиному двору приделаны деревянные ряды».
В Гостином дворе размещались также каземат, гарнизонная канцелярия, а над ней — трактир. Это было центральное место городской торговли. В конце века Казань насчитывала 676 русских и 595 татарских купцов. В конце 50-х годов ХIХ века казанское купечество составляло около трех процентов всего городского населения. Наиболее состоятельные из них входили в «гостиную сотню», они-то и имели самые лучшие лавки в Гостином дворе. Во время взятия Казани Емельяном Пугачевым в 1774 году, а потом — во время пожара 1797 года Гостиный двор серьезно пострадал. Пожар уничтожил здание практически полностью. В 1798 году Павел I издал указ о восстановлении Гостиного двора и даровал Казани беспроцентную ссуду на 10 лет из губернских доходов в размере 200 тысяч рублей — для сооружения нового Гостиного двора. В 1800 году, 25 июня, началось возведение третьего по счету сооружения Гостиного двора.
Автором проекта стал архитектор Ф. Парадный вход в Гостиный двор. Колоннада разрушена после одного из пожаров Гостиный двор был открыт в 1815 году. Это было двухэтажное строение, возведенное на кремлевском холме. Здание в виде эллипсоидного кольца, построенное из кирпича большая редкость по тем временам занимало по периметру весь квартал по соседству с кремлем и одним из фасадов выходило на нижнюю часть города ныне на улицу Профсоюзную. Оно было выполнено в скромных формах русского классицизма. Колоннада ионического ордера, завершенная фронтоном, выделяла главный вход в здание с улицы Воскресенской, гармонируя с классическими фасадами близлежащих домов. Кстати, часть улицы Кремлевской — от Спасской башни до Пассажа —сохранила свой первозданный облик, и мы можем судить, каким красивым был наш город в XIX веке. Правда, такая красота была лишь в его центральной части, в других районах преобладали деревянные дома.
Максима Горького, д. При любом использовании материалов сайта и сателлитных проектов, гиперссылка hyperlink www. Публикации с пометкой «На правах рекламы», «Новости компании» оплачены рекламодателем.
Гостиные и суконные сотни имели самоуправление, их общие дела вершили выборные головы и старшины. Низший разряд купечества представляли жители черных сотен и слобод. Это были преимущественно ремесленные самоуправляемые организации, сами производившие товары, которые потом продавали. Этот разряд, условно говоря, непрофессиональных торговцев составлял сильную конкуренцию профессионалам-купцам высших разрядов, т. В крупных городах посадские люди, имеющие право вести торговлю, делились на лучших, средних и молодших. Сфера деятельности русских купцов XVII в.
Беломорский Вологодский путь шел через Вологду по Сухоне и Северной Двине в Архангельск ранее к Холмогорам и на Белое море, а оттуда в зарубежные страны. К этому пути тяготели знаменитые центры русского предпринимательства: Великий Устюг, Тотьма, Сольчевыгодск, Яренск, Усть-Сысольск, давшие России тысячи купцов. В сер. XVI в. Русские везли в Англию меха, лен, пеньку, говяжье сало, юфть, ворвань, смолу, деготь, а получали ткани, сахар, бумагу, предметы роскоши. Важнейшим перевалочным центром на этом пути была Вологда, куда всю зиму свозились товары из Москвы, Ярославля, Костромы и других городов, а затем по воде направлялись в Архангельск, откуда, в свою очередь, осенью приходили товары для отправки в Москву санным путем. Этим путем в Германию шли русский лен, пенька, сало, кожи и красная юфть. Главным предпринимательским центром на этом пути был Н. Новгород с располагающейся рядом с ним Макарьевской ярмаркой.
Путь от Н. Новгорода до Астрахани преодолевался русскими купцами примерно за месяц. Шли караванами из 500 и более судов с большой охраной. И даже на такие караваны время от времени совершались разбойные нападения. Купцы плыли и останавливались в местных предпринимательских центрах — Чебоксарах, Свияжске, Казани, Самаре, Саратове. Торговля с Хивой и Бухарой проводилась в Караганском пристанище, куда из Астрахани под охраной приходили купеческие суда, а на встречу с ними приезжали местные купцы со своими товарами. Торговля велась ок. После этого часть русских судов возвращалась в Астрахань, а другая шла в Дербент и Баку, откуда купцы уже посуху добирались до Шемахи и торговали с персами. Сибирский путь шел водой из Москвы до Н.
Новгорода и до Соликамска. От Соликамска купцы волоком двигались до Верхотурья, где был большой торг с вогулами, а затем снова водой до Тобольска, через Туринск и Тюмень. Далее дорога шла на Енисейск мимо Сургута, Нарыма. В Енисейске был устроен большой гостиный двор. От Енисейска путь пролегал в сторону Илимского острога по Тунгуске и Илиму. Часть купцов следовала и дальше, достигая Якутска и Охотска, проникая даже на Амур. Главным предпринимательским центром Руси по торговле с Китаем был Нерчинск, где был построен специальный гостиный двор. Основными товарами, которые покупали или выменивали на этом пути, были меха и звериные шкуры, из Центральной России в Сибирь везли железо, оружие, ткани. Смоленский Литовский путь шел из Москвы через Смоленск в Польшу, но из-за постоянных войн этот путь для широкой торговли использовался сравнительно мало.
Более того, в Москве очень неохотно привечали польских и еврейских купцов, имевших плохую репутацию, а русские купцы избегали отношений с торговцами местечковой Польши. Степной Малороссийский Крымский путь пролегал через рязанские, тамбовские, воронежские края, выходил к донским степям, а оттуда в Крым. Широкий размах основных путей торгово-предпринимательской деятельности наглядно свидетельствовал о гигантских усилиях, вложенных в экономическое освоение огромной территории России. В Древней Руси эта деятельность была связана и с путевыми трудностями. Осуществляя торговлю теми или иными товарами, русские купцы нередко принимали участие в организации их производства, особенно это касалось выработки воска, сала, смолы, дегтя, соли, юфти, кож, а также добычи и выплавки металлов и производства различной продукции из них. Но основу его богатства составила торговля сибирской пушниной. Строил он ладьи и суда, перевозившие разные товары, хлеб и соль. В 1614 он получает звание гостя. С 1632 Никитников вкладывает капиталы в солеваренную промышленность.
Никитников держит целый ряд для продажи соли в разных городах, располагавшихся по течению Волги и Оки и связанных с ними рек: в Вологде, Ярославле, Казани, Н. Новгороде, Коломне, Москве и Астрахани. Семейный портрет купцов Никитниковых Долгое время центром торговой деятельности Никитникова был его родной г. Ярославль с обширным двором, принадлежавшим его предкам. По старым описаниям, усадьба купца Никитникова превращается в настоящий торговый центр Ярославля, становится узловым торговым пунктом, в котором скрещивались волжские и восточные товары, приходившие из Астрахани, с западными товарами, привозившимися из Архангельска и Вологды. Здесь Никитниковым была построена в 1613 деревянная церковь Рождества Богородицы. Недалеко от усадьбы стоял знаменитый Спасский монастырь, рядом с которым находился рынок. Ближе к р. Которосли размещались соляные и рыбные амбары Никитниковых.
В 1622 Никитников по приказу царя переезжает в Москву, туда же перемещается и его торговый центр. В Китай-городе Никитников строит богатые палаты и красивейшую церковь Троицы в Никитниках она сохранилась до сих пор. Никитников возводит большие склады для ведения оптовой торговли. Его дом становится местом встречи богатых купцов и заключения сделок. Купец Никитников прославился не только предпринимательством, но и своей общественно-патриотической деятельностью. XVII в. Никитников постоянно участвовал в несении государственных выборных служб, представительствовал на земских Соборах, участвовал в составлении челобитных царю от гостей и купцов, искавших защиты интересов русской торговли и ограничения привилегий иностранных купцов. Он был смел и уверен в себе, бережлив и аккуратен в платежах, не любил должать, но и не любил давать в долг, хотя в долг приходилось давать довольно часто, даже самому царю, который жаловал его в награду серебряными ковшами и дорогой камкой. Исследователь жизни Григория Никитникова свидетельствует о нем как «о человеке деловом и практичном, глубокого проницательного ума, твердой памяти и воли, с крутым решительным характером и большим жизненным опытом.
Через все его наставления неизменно проходит требование сохранения семейного и хозяйственного порядка таким, каким он был при нем. Такой же деловой тон звучит в наказах о поддержании благолепия в выстроенных им церквах и в распоряжении об аккуратных взносах пошлин в казну за соляные варницы». Весь свой капитал Никитников завещал не дробить, а передал в совместное и нераздельное владение двум внукам: «…и внуку моему Борису, и внуку моему Григорию жить в совете и промышлять вместе, а буде который из них станет жить неистова и деньги и иные пожитки станет сородичам своим раздавать и сторонним людям, один без совету брата своего, и он благословения моего и приказу лишен, до дому моево и до пожитков ему дела нет». Умирая в 1651 , купец Никитников завещает: «…и церковь Божию украсить всякими лепотами, и ладан, и свечи, и вино церковное, и ругу священнику и иным церковникам давать вместе, чтоб церковь Божия без пения не была и не за чем не стала, как было при мне, Георгии».
Все эти люди "В потоке", ищут себя годами, летают на Бали и Айваски. Таро, Лила, гвозди, дыхание простаты, астрология, эзотерика. Мне вчера женщина, которая занимается и пытается продавать продукты по энергии, изобилию и здоровью доказывала, что бокал вина по вечерам это полезно, а кофе это хорошо. Взрослеть выгодно. Спорщики конечно набегут, но 8 лет наставничества и 24000 учеников это большой опыт, допусти, что я могу быть прав. Получил более 200 комментариев в Инсте, вк и на Ютюбе. Многие поняли, внедрили и радуются, но так как рилс залетел, то пришла не только моя аудитория, но и те несчастные, кто не проходил Колесо.
Купечество и краеведение. Никита Зеленюк, Верхотурье
В средневековом обществе купцы объединяются в торговые гильдии (подобно тому, как объединяются в цеха ремесленники). Именно купцам город обязан тем, что выглядит сегодня, как декорации к пьесам Островского или Лескова. Купец сколачивал свой капитал на разнице между закупочной и розничной ценой того или иного товара. Новости генеалогии. Тегикупечество это в истории россии, купцы это в древней руси, кто такие купцы в древней руси. Иван Никифорович Дёмин являлся известным и уважаемым в Москве и столичной губернии человеком, купцом первой гильдии, крупным и успешным фабрикантом, а также попечителем уездных учреждений.
Значение слова «купец»
Иноземных купцов называли «гостями», впрочем, таким термином обозначали и русских купцов, которые торговали с другими государствами. Значение слова Купец на это купец — человек (торговец), занятый в сфере торговли, купли-продажи. Лицо, владеющее торговым предприятием, занимающееся частной времена Древней Руси (см. Русь) купцом называли человека, занимающегося торговлей в городе. Теоретически купцом мог стать любой свободный человек, объявив о наличии у себя необходимого капитала и записавшись в одну из трех гильдий. Кто такие купцы определение. Купечество, сословие людей, профессионально занимающихся торговлей. В Российской империи являлись более привилегированным сословием, чем основное, крестьянское. #мещанекупцыекатерина #торговля #гостин. Смотрите онлайн видео «ИСТОРИЯ РУССКОГО.
КУПЕ́ЧЕСТВО
Финансовая грамотность: купец должен уметь правильно оценивать свою прибыль, контролировать расходы и управлять финансами. Организационные навыки: купец должен быть организованным и уметь планировать свою работу, организовывать доставку товаров и контролировать их хранение. Гибкость и приспособляемость: купец должен быть готов к изменениям на рынке, уметь быстро адаптироваться и искать новые возможности для развития бизнеса. Обязанности купца могут включать: Выбор поставщиков: купец должен выбирать надежных поставщиков, устанавливать с ними условия сотрудничества и контролировать качество поставляемых товаров. Реализация товаров: купец должен продавать товары покупателям, устанавливать цены, проводить маркетинговые и рекламные активности для привлечения клиентов.
Учет и отчетность: купец должен вести учет и отчетность о движении товаров и финансов, а также предоставлять информацию в налоговые органы. Соблюдение правовых норм: купец должен соблюдать законодательство в области торговли, включая требования по безопасности товаров и права потребителей. Развитие бизнеса: купец должен следить за изменениями на рынке, анализировать конкурентов и разрабатывать стратегии для увеличения прибыли и развития бизнеса. В целом, купец-практик является профессионалом в области торговли, который владеет не только знаниями и навыками в сфере бизнеса, но и способностью адаптироваться к рыночным условиям и принимать решения с учетом экономической ситуации.
Торговые партнеры и взаимодействие Купец — это предприниматель, занимающийся торговлей. Основным инструментом его деятельности является взаимодействие с торговыми партнерами. Взаимодействие купца с его торговыми партнерами строится на основе договорных отношений. Купец заключает соглашения с поставщиками товаров, с которыми он сотрудничает.
Торговые партнеры купца могут быть как отечественными, так и иностранными компаниями. Купец может иметь несколько основных поставщиков товаров или сотрудничать с разными поставщиками, в зависимости от специализации своего бизнеса. Одним из важных аспектов взаимодействия с торговыми партнерами является установление долгосрочных и взаимовыгодных отношений. Купец должен стремиться к долгосрочным партнерским отношениям, так как это обеспечивает стабильность его бизнеса.
В процессе взаимодействия с торговыми партнерами купец может использовать различные стратегии, такие как договорные отношения, соглашения о снижении цен на товары, скидки и преференции. Также купец может организовывать совместные мероприятия с торговыми партнерами, такие как промоакции, совместные рекламные кампании и т. Одним из способов укрепления взаимодействия с торговыми партнерами является мониторинг их деятельности.
Как и дети представителей других сословий, купеческие отпрыски могли это сделать или дома, или в казенных школах, которые начали появляться с конца XVIII века. До организации широкой сети учебных заведений для обучения грамоте прибегали к помощи частных учителей.
Домашнее образование часто обеспечивало более высокий уровень знаний по сравнению с казенной школой и сохраняло ведущие позиции вплоть до второй половины XIX века. Предпочтение домашнего образования было связано и с недовольством программами учебных заведений, и с боязнью утратить связь с детьми, которые могли увлечься новыми, чуждыми отцам и дедам идеями. К середине XIX века престиж систематического глубокого образования постепенно повышался. Большое влияние на мировоззрение и тягу к знаниям сибирских купцов, безусловно, оказали ссыльнопоселенцы, а также хлынувшие в годы золотой лихорадки в Сибирь люди самого разного происхождения, многие из которых были по-настоящему хорошо образованы. Постепенно формировалась и соответствующая семейная традиция: у прошедших курс обучения в государственных учебных заведениях уже не было предубеждения против школ, и число купеческих детей, посещавших казенные учебные заведения, заметно возрастало с каждым годом.
Тяга к расширению кругозора, новым впечатлениям вела к тому, что со временем всё большее число купеческих детей стали не просто заканчивать гимназии, но и уезжать для продолжения обучения в Европейскую Россию, иногда — за рубеж, ведь до открытия университета в Томске повысить образовательный уровень можно было, только покинув Сибирь. Девочки учились так же, как и мальчики: либо в домашних условиях, либо в одном из учебных заведений, которые поначалу были смешанного типа, то есть их посещали дети обоих полов. Первые чисто женские учебные заведения появились в Сибири во второй трети XIX века. Программа обучения в одном из них — Девичьем институте в Иркутске — включала арифметику, российскую и всеобщую историю и географию, грамматику, словесность, французский язык, естественную историю, физику, чистописание, рисование, рукоделие, танцы, пение, музыку, а также обучение ведению домашнего хозяйства и приготовлению пищи. Среди идеалов повседневного поведения, которые стремились привить девочкам, были аккуратность, трудолюбие, хозяйственность, искренность.
И, конечно, образование и нравственное воспитание шли неразрывно с воспитанием религиозным. В итоге в купеческой среде появились такие образованные, умные и активные женщины, как, например, енисейская и минусинская купчиха Вера Арсеньевна Баландина, окончившая Красноярскую женскую гимназию, затем Бестужевские высшие женские курсы в Санкт-Петербурге и продолжившая образование в Париже, где изучала химию, европейскую живопись, литературу, библиотечное дело, педагогику, практиковалась в клинике знаменитого Луи Пастера. Вернувшись в Сибирь, она стала главным инициатором поиска каменного угля под Минусинском и строительства Ачинск-Минусинской железной дороги. Вера Арсеньевна Баландина Как в целом повлияли купцы на развитие Сибири? В основе деятельности купцов лежало как стремление к обогащению поиск доступа к новому сырью и товарам, открытию новых рынков сбыта , так и желание послужить государству и согражданам, стремление на самых далеких окраинах, по выражению Колумба российского, рыльского и иркутского купца Г.
Шелихова, «завести помален[ь]ку Русь». Причем для части купцов последнее соображение имело не менее важное значение, чем узко прагматические цели. В ХХ веке советская власть развила, привлекая мощные государственные ресурсы, многие частные начинания сибирских купцов. Это еще раз доказывает дальновидность и правомерность деятельности купечества, устремленность купцов в будущее и их стремление вписать свое имя в историю Сибири, оставив грядущим поколениям достойное наследие. Стеклоделательный завод минусинского купца И.
Гусева в селе Знаменка. Фото второй половины XIX в. Так какой же можно составить образ купца? Акцент на нелицеприятных сторонах деятельности и личностных качеств купцов, конечно, был связан с мировоззренческими позициями самих авторов и с поставленными ими целями. Если это произведение, относящееся к дореволюционному периоду, то нужно помнить и о тех высоких ожиданиях, которые на купцов возлагали их современники.
При анализе материалов региональной периодики второй половины XIX — начала XX века можно заметить, что и в официальных органах печати, и в частных изданиях либерального толка целенаправленно формировался определенный образ купца, некий идеал, отражающий представления современников о том, какими обязательствами связывало человека богатство. Авторы заметок неизменно подчеркивали и одобряли активную общественную позицию и щедрые пожертвования владельцев капиталов, подвергали жестокой критике и насмешкам их стремление ставить свои личные интересы выше общественных. Например, о курганском купце Д. Встречались и те, кто занимался настоящим разбоем, как, например, основатель крупнейшего купеческого клана П. Можно также привести не один пример, когда в обыденной жизни купцы поступали некрасиво и непорядочно.
Многие из них прекрасно сознавали свое значение и вес в глазах общества, иногда горделиво выставляя свою финансовую власть напоказ: так, в конце XIX века один из представителей влиятельного купеческого рода в Енисейской губернии — Гадаловых — говорил клиентам: «Захочу — раздавлю, как гниду, а захочу — помилую».
Играл оркестр, парад продолжался, и все мы - молодые и старые, португальцы, африканцы и ни то ни се, купцы , бездельники и нищие дети - стояли и смотрели, зачарованные военными мундирами, саблями и торжественностью всего действа, музыкой и маршем, громкими командами и сложным парадным церемониалом. Синяка повел одиннадцать человек в сторону серого пятиугольника Элизабетинских пакгаузов, где в былые времена купцы , входившие в Ахен через южные ворота, хранили свой товар. Купец - человек торговец , занятый в сфере торговли, купли-продажи. На первых порах купцы были странствующими, впоследствии же стали оседать в населённых пунктах , где происходил наибольший товарообмен.
В Российской империи купцы были выделены в отдельное сословие см. В будние дни купцы носили картуз разновидность фуражки , длиннополый, утеплённый, из толстого сукна сюртук, сапоги с высокими голенищами. Сюртуки купцы предпочитали чёрного или темно-синего крепа, кастора или сукна. Пуговицы на купеческих сюртуках были маленькие, размером с двухкопеечную монету, плоские, обтянутые шелком. Широкие брюки шаровары заправлялись в сапоги.
Часто носили брюки в мелкую клеточку или в полоску. Зимой носили шубы. Мелкие купцы носили утеплённую разновидность сюртука, которая называлась «сибирка». Сибирка одновременно выполняла роль и летнего пальто, и представительского костюма. В праздничные дни купцы следовали европейской моде, надевали сюртуки, жилетки, туфли, иногда фраки и цилиндры.
Для того, чтобы выделиться, купцы сочетали в своей одежде различные стили : шинель могла сочетаться с цилиндром. Постепенно традиционная русская одежда в гардеробе купца заменялась на европейскую: фраки, визитки, костюмы, зачастую сшитые у столичных мастеров. Браки[править править вики-текст] Жёны купцов были, как правило, моложе мужей. Были широко распространены межсословные браки. Жены остальных купцов происходили, в основном, из крестьян и мещан.
Семья[править править вики-текст] Купеческие семьи - патриархального типа, с большим количеством детей. Семьи купцов евреев и старообрядцев были большего размера. Купеческая семья к тому же была ещё и формой купеческой компании, семейным предприятием. Некоторые из них стали крупнейшими в России компаниями, например «Товарищество А. Второва с сыновьями».
После смерти мужа купчихи зачастую продолжали торговую деятельность мужа, несмотря на наличие взрослых сыновей. Дочери купцов в браке могли получать купеческое свидетельство на своё имя и самостоятельно вели свои дела, даже заключали сделки с собственными мужьями. Разводы были крайне редкими. Разрешение на развод выдавал Святейший Синод. Дети с раннего возраста начинали трудовую деятельность.
С 15 - 16 лет выезжали в другие города для совершения сделок, работали в лавках, вели конторские книги и так далее. Многие купеческие семьи имели «воспитанников» - приёмных детей. Герои поэмы А. Некрасова, решая вопрос, «кому на Руси жить хорошо», в числе прочих «кандидатов» поминают «купчину толстопузого». Действительно, этот персонаж известен давно — ещё у древних цивилизаций, причём традиционно представляемый «толстопузым», жадным и хитрым… что греха таить, такой стереотип во все времена «приклеивался» к тем, кто имел отношение к торговле — даже в советские времена , когда торговля была целиком и полностью государственной… Каким же на самом деле было купечество и как оно возникло?
Купец — это, по сути дела, старинное название предпринимателя, человека, производящего торговые сделки от своего имени. Такой человек покупал товар не для того, чтобы пользоваться им, а для того, чтобы продать кому-то другому — то есть выступал посредником между производителем и покупателем. Это особенно важно, например, когда товар производят за тридевять земель от места проживания потенциальных покупателей, впрочем, даже без учёта расстояний, производителю удобнее, когда не нужно заботиться самому о поиске покупателей. Разумеется, посредничество связано с определёнными расходами как гласит русская пословица, «за морем телушка — полушка, да рубль — перевоз» , да и самому посреднику надо жить на какие-то доходы — поэтому продаёт он товар дороже, чем закупает у производителя. Эта профессия родилась вместе с торговлей в период распада родового строя, когда «сдавало позиции» натуральное хозяйство и уже в цивилизациях Древнего мира играло немалую роль, причём не только экономическую: торговые контакты помогали народам знакомиться друг с другом, купеческие караваны привозили из дальних стран не только товары, но и сказки, песни, легенды… Наиболее известны были в Древнем мире , пожалуй, финикийские купцы.
В средневековом обществе купцы объединяются в торговые гильдии подобно тому, как объединяются в цеха ремесленники. И хотя такие гильдии защищают интересы купцов, всё-таки риск, связанный с торговыми операциями, у каждого свой — и успех или наоборот, провал тоже. Поэтому купец в Средние века — это особый человек , отличающийся от прочих людей той эпохи прежде всего «курсом на индивидуализированность», меньшую связь с общиной, чем у крестьянина или даже у ремесленника. Деятельность купца требовала умения читать, писать, считать — в то время как рыцари и даже герцоги зачастую были неграмотными… В определённом смысле средневековых купцов можно считать провозвестниками грядущих эпох — Возрождения и Нового времени, когда именно из купечества формируется класс владельцев мануфактур, в перспективе — капиталистов. Существовало купечество и в нашей стране.
В Древней Руси главными торговыми путями были реки — не случайно именно на их берегах возникали города. С XIII века Русь оказывается включена в систему Великого шёлкового пути , и главная нагрузка ложится на сухопутный транспорт — товары возят на лошадях. Вплоть до появления железных дорог в XIX веке именно гужевой транспорт был основой торговли, породив попутно знаменитые ямщицкие песни, которые так любят включать в репертуар современные академические певцы — особенно с русским народным оркестром. Переломным моментом стала гильдейская реформа 1775 г. Правда, ситуация изменилась после Жалованной грамоты городам 1785 г.
Согласно этому акту, купцы разделялись на три гильдии: купцы 1й гильдии имели право свободно передвигаться по стране «паспортная льгота» , вести заграничную торговлю и владеть морскими судами, а 2й гильдии — речными, и те, и другие освобождались от рекрутской повинности, владели заводами и фабриками.
Типичный пример — новгородская былина о купце Садко. Новгородские купцы вели свою торговлю и промысловую деятельность артелями, или компаниями, представлявшими из себя хорошо вооруженные отряды. Купеческих артелей в Новгороде насчитывалось десятки, в зависимости от товаров, которыми они промышляли, или местности, куда ходили торговать. Были, напр. Самые основательные новгородские купцы объединялись в торгово-промышленную «ассоциацию», именуемую тогда «Иваново сто», имевшую свой центр около храма св. Иоанна Предтечи в Опоках. Здесь располагался общественный гостиный двор, где купцы складывали свои товары, а также находилась «гридница» большая палата , своего рода зал для проведения деловых совещаний. На общем собрании «Иваново сто» купцы выбирали старосту, который руководил делами этой «ассоциации», наблюдал за общественной кассой и оформлением деловых документов. Около церкви проходил торг, стояли специальные весы, при которых находились выборные присяжные чины, наблюдавшие за правильностью веса и торговли.
За взвешивание, как и при продаже товара, взималась особая пошлина. Кроме больших весов возле церкви стояли и малые, служившие для взвешивания драгоценных металлов, слитки которых заменяли монеты. Возникавшие между купцами и покупателями противоречия решались в специальном торговом суде, председателем которого был тысяцкий. Купцы, входившие в «Иваново сто», обладали большими привилегиями. В случае финансовых затруднений им предоставляли кредит или даже безвозмездную помощь. При опасных торговых операциях от «Иваново сто» можно было получить вооруженный отряд для охраны. Однако вступить в «Иваново сто» мог только очень состоятельный купец. Для этого в кассу «ассоциации» нужно было внести большой взнос — в 50 гривен — и, кроме того, безвозмездно пожертвовать в пользу церкви св. Иоанна в Опоках еще почти 30 гривен за эти деньги можно было купить стадо в 80 волов. Зато, вступив в «Иваново сто», купец и его дети участие было наследственным сразу занимали почетное положение в городе и получали все связанные с этим привилегии.
Большую взаимовыгодную торговлю новгородские купцы вели с Ганзейским союзом. Новгородские купцы скупали по всей России и продавали ганзейцам льняные ткани, выделанные кожи, смолу и воск высокого качества, хмель, строевой лес, мед, меха, хлеб. От ганзейцев новгородские купцы получали вино, металлы, соль, сафьян, перчатки, крашеную пряжу и разные предметы роскоши. Сильно развитая система купеческого предпринимательства вкупе с народным самоуправлением были главными условиями экономического процветания Древнего Новгорода, которое неоднократно отмечалось иностранными купцами и путешественниками. Кроме «Иваново сто» в русских городах существовали и другие профессиональные объединения купцов. Рядовичи сообща владели отведенной под лавки территорией, имели своих выборных старост, обладали особыми правами на сбыт своих товаров. Чаще всего их центром была патрональная церковь в подвалах ее хранились товары , нередко им также предоставлялись даже судебные функции. Имущественное положение купцов было неравное. Самыми богатыми были «гости-сурожане» — купцы, торговавшие с Сурожем и другими городами Причерноморья. Состоятельными были и купцы суконного ряда —«суконники», торговавшие привозным с Запада сукном.
В Москве патрональным храмом «гостей-сурожан» была церковь Иоанна Златоуста. Принадлежность к корпорации московских гостей обставлялась примерно теми же правилами, что и в новгородской «Иваново сто». Положение в этой корпорации было тоже наследственным. Гости возглавляли купеческие караваны, отправлявшиеся в Крым. Уже в XV в. Тверской купец Афанасий Никитин в 1469 посещает Индию и, по сути дела, открывает ее для России. В эпоху Ивана Грозного символом русского купечества становится энергичная деятельность купцов Я. Строгановых, стараниями которых начинается активное освоение русскими Урала и Сибири. Кильбургер, побывавший в Москве в царствование Алексея Михайловича в составе шведского посольства, отмечал, что все москвичи «от самого знатного до самого простого любят купечество, чему есть причиной то, что в Москве помещается больше торговых лавок, чем в Амстердаме или хотя бы ином целом княжестве». Некоторые города по внешнему виду напоминали пестрые торговые ярмарки.
Широкое развитие торговли отмечалось и в более ранние времена. Иностранцы, побывавшие в Москве XV в. Погрузка товаров на корабль По описанию венецианца Иосафата Барбаро, «зимою привозят в Москву такое множество быков, свиней и других животных, совсем уже ободранных и замороженных, что за один раз можно купить до двухсот штук… Изобилие в хлебе и мясе так здесь велико, что говядину продают не на вес, а по глазомеру». Другой венецианец, Амвросий Контарини, также свидетельствует о том, что Москва «изобилует всякого рода хлебом» и «жизненные припасы в ней дешевы». Контарини рассказывает, что каждый год в конце октября, когда р. Москва покрывается крепким льдом, купцы ставят на этот лед «лавки свои с разными товарами и, устроив таким образом целый рынок, прекращают почти совсем торговлю свою в городе». На рынок, расположенный на Москве-реке, купцы и крестьяне «ежедневно, в продолжение всей зимы привозят хлеб, мясо, свиней, дрова, сено и прочие нужные припасы». В конце ноября обычно «все окрестные жители убивают своих коров и свиней и вывозят их в город на продажу… Любо смотреть на это огромное количество мерзлой скотины, совершенно уже ободранной и стоящей на льду на задних ногах». Ремесленными изделиями торговали в лавках, на рынках и в мастерских. Уже в глубокой древности ряд дешевых массовых товаров, изготавливаемых городскими ремесленниками бусы, стеклянные браслеты, крестики, пряслица , распространялись купцами-коробейниками по всей стране.
Русские купцы вели большую торговлю с другими странами. Предметом торговли были не только сырье и продукция добывающих промыслов, вывозившаяся из Руси пушнина, лес, воск , но также изделия русских ремесленников юфти, однорядки, шубы, холсты, седла, стрелы, саадаки, ножи, посуда и др. Крымские царевичи и князья обращались в Москву с просьбой о присылке панцирей и других доспехов. Позднее, в XVII в. Масштабы русской торговли поражали иностранцев, посещавших нашу страну. Другие кожи, крашенные в красный цвет, лен, пеньку, всякого рода веревки, кавиар, т. Что касается хлеба, то, хотя его очень много, они не рискуют вывозить его из страны в сторону Ливонии. Сверх того, у них много поташа, льняного семени, пряжи и прочих товаров, которые они обменивают или продают, не покупая чужеземного на наличные деньги, и даже император… приказывает платить хлебом или воском». В XVII в. Самое высшее и почетное место принадлежало гостям их в XV в.
Звание гостя получали самые крупные предприниматели, с торговым оборотом не меньше 20 тыс. Все они были приближены к царю, свободны от уплаты пошлин, вносимых купцами рангом пониже, занимали высшие финансовые должности, а также имели право покупать в свое владение вотчины. Члены гостиной и суконной сотен в XVII в. Гостиные и суконные сотни имели самоуправление, их общие дела вершили выборные головы и старшины. Низший разряд купечества представляли жители черных сотен и слобод.