Новости лествица великого поста

Четвертое воскресенье Великого Поста Церковь Христова посвящает памяти преподобного Иоанна Лествичника, или, как его еще называют, списателя «Лествицы».

Пятая Седмица и четвертая неделя Великого поста 2024

Часто случается, что Сам Бог смиряет тщеславных, насылая неожиданное бесчестие... Если это не поможет, устрашимся его позором Страшного суда. Возносяйся смирится [2] даже здесь, прежде будущего века. Когда хвалители, или, лучше, льстецы, начнут хвалить нас, тотчас приведем себе на память все беззакония свои и найдем, что вовсе не стоим мы того, что нам приписывают». Источник: Архимандрит Илия Рейзмир. Иоанн Синайский. Лествица, VII, 31. Сергиев Посад, 1908.

В возрасте семидесяти пяти лет, после сорокалетнего подвижничества в уединении, преподобный был избран игуменом Синайской обители. Содержание одной из степеней «Лествицы» 22 -я раскрывает подвиг истребления тщеславия. Когда, например, храню пост — тщеславлюсь, и когда, скрывая пост от других, разрешаю на пищу, опять тщеславлюсь — благоразумием. Говорить ли стану — попадаю во власть тщеславия. Молчать ли захочу, опять предаюсь ему. Когда услышишь, что ближний или друг твой в глаза или за глаза злословит тебя, похвали и полюби его... Но кто, обесчещенный другим, не уменьшает своей любви к нему... Часто случается, что Сам Бог смиряет тщеславных, насылая неожиданное бесчестие...

Во имя Отца и Сына и Святого Духа. Четвёртое воскресенье Великого поста Церковь посвящает памяти преподобного Иоанна, игумена монастыря святой Екатерины на Синае, который более шестидесяти лет монашествовал среди красных скал и синего неба богошественной горы. Эта гора особенно памятна и дорогa христианам, потому что на её пустынной вершине Бог говорил со Своим народом: здесь Моисей получил скрижали Завета, на которых огненным перстом Божиим были начертаны заповеди Закона — правила жизни Ветхозаветной Церкви. На этой безжизненной вершине, среди угрюмых скал приютился крошечный храм, в котором на высоте двух с половиной тысяч метров над землёй братия монастыря святой Екатерины все эти долгие века совершали и совершают Божественную литургию. Подъём на вершину Синая не просто труден, он мучителен. Когда на исходе третьего часа пути кажется, что нет сил пошевелить рукой и ногой, когда хочется только одного — лечь и никогда больше не вставать, в этот самый момент и без того узкая каменистая тропа заканчивается и начинается лестница, вырубленная в скале. Опыт восхождения на Синай — это опыт понесённого труда, опыт преодоления соблазнов, переживание победоносной борьбы с малодушным желанием отказаться от подвига. Этим восхождение на святую гору удивительно похоже на жизнь христианского подвижника, который, по слову Спасителя, отвергся себя, взял крест свой и пошёл за Христом. Эти тяжкие ступени в мёртвых скалах, которые многократно за свою долгую монашескую жизнь преодолевал преподобный Иоанн, по-видимому, стали для него образом, символом не физического, не спортивного, как мы бы теперь сказали, подвига.

Лествица у святого Лествичника имеет тридесять ступеней, по числу лет сокровенной жизни Господа и Спасителя, после коих Он начал «творити же и учити» Деян. Подобно лествице, виденной патриархом Иаковом Быт. По лествице Иакова восходили и нисходили Ангелы, означая, что христианские добродетели суть ангельское дело и совершаются при помощи святых Ангелов. На верху лествицы святой Иаков видит Господа Быт. Сие неописанное благо, братие, предзря, мужественно, приступим к сей лествице и бодренно понудим себя к неленостному по ней восхождению. Мужественно приступим и бодренно понудим себя положить доброе начало сему восхождению. Если везде доброе начало — половина дела, тем паче в жизни духовной, которой оно бывает полным предначертанием. Ибо смотрите, чего требует здесь первый шаг? Требует оставить землю. Как в житейском порядке нельзя ступить на лестницу, не отделившись от земли, над которою неизбежно поднимаются вместе с тем, как вступают на первую ступень, так и в порядке духовном первая степень восхождения к христианскому совершенству есть оставление земли — греха, то есть удаление от грешных дел и страстных чувств и расположений, которое совершается в Покаянии, когда, отвергши все недоброе и оплакавши, полагают благую решимость угождать Единому Богу. Кто дошел до сей решимости, тот сделал первый шаг, вступил на первую ступень. Как тому, кто как бы прирос к земле, нельзя подниматься по лествице, так тому, кто еще обременен грехами, невозможно и думать о восхождении к совершенству. Уклонись прежде от зла — и начнешь творить благое. Вступив на лестницу, как потом восходят? Действуя руками и ногами, ступая то правою, то левою ногою и напрягаясь всеми членами тела. Так и покаявшийся и возымевший благую решимость угождать Богу тотчас вступает в труд, требующий напряжения и душевных, и телесных сил и безжалостного их утомления. Ибо ему необходимо противиться себе в худом и нудить себя на добро, внимать себе и всему встречающемуся, из многого избирать лучшее, не упрежу дать и не отставать, не пропускать без внимания и малых приражений греха, отстранять препятствия, угадывать способы в нападениях врагов и бороться с ними, не слагая оружий. Все сие и подобное составляет труд борьбы со страстьми и преуспеяние доброделания, которым определяется самое восхождение к совершенству. Ибо что есть совершенство, как не искоренение страсти и вкоренение вместо нее доброго расположения. Это и есть главный труд наш. И не одну ступень надо перешагнуть, пока он кончится. Не искоренишь вдруг всех страстей и не насадишь всех добродетелей. И то, и другое совершается постепенно. И каждой страсти умаление имеет свои степени, равно как и утверждение всякого доброго расположения.

Неделя 4-я Великого поста, преподобного Иоанна Лествичника

За одно только слово Бог помиловал мытаря; одно слово веры спасло разбойника на кресте. Многословие в молитве рассеивает ум и наполняет его обилием образов. Единое же слово, обращенное к Богу, собирает ум в Его присутствии. И если, когда молишься, какое слово ударило тебя в сердце, достигло самых твоих глубин, — держись этого слова, повторяй его, ибо в такие минуты сам ангел-хранитель молится с тобой, потому что тогда мы правдивы и верны самим себе и Богу». Станем же помнить, что говорит святой Иоанн Лествичник, даже если забудутся мои пояснения; станем помнить его слова, потому что он был человеком, который знал, что значит обратиться к Богу и остаться с Ним, быть радостью для Бога и радоваться о Нем. Память и личность святого Иоанна Лествичника предлагаются нам сейчас, когда мы восходим к страстным дням, в пример того, как благодать Божия может обыкновенного, простого человека претворить в светильник миру. Научимся от него, станем следовать его примеру, станем радоваться о том, что Бог может Своей силой сделать с человеком; и с уверенностью, с надеждой, с ликующей и вместе с этим тихой, невозмутимой радостью последуем этому совету прислушаться к Богу, умоляющему нас найти путь жизни и говорящему нам, что с Ним, в Нем мы будем живы, потому что Он есть Истина, но так же и Путь, и Жизнь вечная. Тропарь святому Иоанну Лествичнику Слез твоих теченьми пустыни безплодное возделал еси, и иже из глубины воздыханьми во сто трудов уплодоносил еси, и был еси свтильник вселенней, сияя чудесы, Иоанне отче наш, моли Христа Бога, спастися душам нашим. Кондак святому Иоанну Лествичнику Плоды прсноцветущия, от твоея книги принося учения премудре, услаждаеши сердца, сим с трезвением внемлющих блаженне: лествица бо есть души возводящая от земли к небесней и пребывающей славе, верою чтущих тя. На 17 году своего возраста Иоанн принес себя в жертву Богу: тело вознес на Синайскую гору, а душу на гору небесную. Пребыв на Синайской горе в подвигах уединения 19 лет — до сорокалетнего своего возраста, преподобный удалился потом в Синайскую пустыню Фола, отстоящую на 5 стадий от Синайской церкви, и здесь в великих подвигах строгого поста и непрестанной молитвы подвизался 40 лет.

Лествица: как читать одну из главных книг Великого поста? Правда ли что нельзя зажигать свою свечу от других свечей? Какие чудеса происходят в жизни специального корреспондента телеканала Спас Александра Егорцева? Каждая из сохраненных и возрожденных из небытия святынь — это тоже Торжество Православия.

Как идет восстановление храма в Ярославской области? Что такое сны и стоит ли им доверять? Обо всем этом мы поговорим в начале нового дня — в эфире программа «Утро на Спасе». Подписывайтесь на нас.

Чуждый прекословия, преподобный Иоанн опять начал наставлять братию правилам иноческой жизни. В неослабных подвигах поста и молитвы, в богомыслии и созерцании провел в пустыне преподобный Иоанн сорок лет. Вопреки своим замыслам, общим желанием братии он был избран игуменом Синайской обители. Кроме дара чудотворений, преподобный Иоанн он был украшен многими дарами Духа Святого, был образцом добродетелей. По просьбе святого Иоанна, игумена Раифского, преподобный Иоанн написал замечательный аскетический труд — «Лествицу», в котором раскрыл 30 степеней духовного восхождения к совершенству. Эта книга стала надежным путеводителем для восхождения к Богу, и многие поколения монахов и благочестивых мирян черпали из нее наставления и руководство в духовной жизни. На «Лествицу» ссылались как на лучшую книгу для спасительного руководства многие святые, воссиявшие в Православной Церкви — преподобные Феодор Студит, Сергий Радонежский, Иосиф Волоцкий, Нил Сорский, старец Паисий Величковский , старцы Оптиной пустыни и многие другие. Около четырех лет пробыл преподобный Иоанн игуменом Синайской обители, а затем вновь возвратился к уединению и безмолвию, поставив после себя игуменом своего брата, старца Георгия. По некоторым ыиысточникам святой Иоанн умер около 649 года в возрасте семидесяти лет. Тропарь преподобного, глас 1-й Пустынный житель и в телеси Ангел и чудотворец явился еси, богоносе отче наш Иоанне, постом, бдением, молитвою Небесная дарования приим, исцеляеши недужныя и души верою притекающих ти. Слава Давшему ти крепость, слава Венчавшему тя, слава Действующему тобою всем исцеления.

КОНТАКТЫ ПОРТАЛА

Вот почему «Лествица» и воспоминается нам среди поста, чтоб, если кто, уразумев уроки ее, найдет, что он блуждает еще вне ее, имел время прийти в себя и покаяться. Церковь предлагает нам это произведение в Великом посту именно для того, чтобы мы в эти дни поучились духовной тактике борьбы со своими грехами. Именно во время Великого поста, когда каждый из нас стремится стать хоть немного светлее, хоть на крошечный шажок приблизиться к Богу, “Лествица” может стать настольной книгой для каждого христианина. Некоторым людям трудно отказаться в пост от просмотра новостей или чтения фейсбука, что оправдывается необходимостью быть в курсе событий. В воспоминание об этом событии ежегодно в первое воскресенье Великого поста Православная Церковь торжественно празднует восстановление иконопочитания, именуемое Торжеством Православия.

"Лествицу" Иоанна Лествичника впервые экранизировали в России

В четвертую неделю Великого Поста вслед за поклонением Честному и Животворящему Кресту Святая Православная Церковь постановила поминать преподобного и богоносного отца нашего Иоанна, описателя Лествицы духовной. Почему именно из всех святых отцов выбран Церковью Иоанн Лествичник, и в чем значение его «Лествицы» для стольких и стольких поколений православных христиан, что каждый год Великим постом к ней снова и снова нас обращает Церковь? Этим Великим постом по благословению наместника Сретенского монастыря иеромонаха Иоанна (Лудищева) по воскресным дням для прихожан проводятся беседы по книге преподобного Иоанна Лествичника «Лествица». Именно во время Великого поста, когда каждый из нас стремится стать хоть немного светлее, хоть на крошечный шажок приблизиться к Богу, “Лествица” может стать настольной книгой для каждого христианина. Дорогие братья и сестры, чтобы укрепить нас в спасительном подвиге Великого поста, Святая Церковь предлагает нам пример жизни великого подвижника и автора замечательного духовного творения, называемого «Лествицей».

КОНТАКТЫ ПОРТАЛА

После их ухода ученик святого Иоанна Савваита спросил его, почему он так сделал. Старец ответил: «Поверь мне, чадо, я не знаю, кто этот отрок, но я принял игумена Синайского и умыл ноги игумену». Авва Стратегий предсказал, что Иоанн будет некогда великим духовным светочем. Слова великих старцев сбылись. В 35 лет преподобный Иоанн удалился отшельником в пустыню у подножия горы Синай.

Это издание было выполнено по рукописи соловецкого инока Сергия Шелонина , принимавшего участие в работе Печатного двора. Книга «Лествица», рукопись с миниатюрами. Сочинение известно также под названием «Лествица рая».

Написано в конце VI века по просьбе Иоанна, игумена Раифского монастыря: «Преподай нам невежественным то, что ты видел в боговидении, как древний Моисей, и на той же горе; и изложи это в книге, как на богописанных скрижалях, в назидание новых Израильтян». Представляет собой руководство к совершенствованию. Образ «Лествицы» заимствован из Библии, где описано видение Лестницы Иакова, по которой восходят ангелы Быт.

Сочинение относится к разряду аскетической литературы. Текст адресован игумену Иоанну Раифскому. Слово посвящено роли духовного отца в жизни монаха.

Игумен Раифского монастыря просит Иоанна Лествичника прислать «драгоценный выпуск» для назидания своих учеников; в ответ Иоанн Лествичник обещает прислать свой труд, опасаясь «смерти из-за непослушания». Тропарь, кондак и канон преподобному Иоанну Лествичнику Тропарь, глас 8 Слезами твоих источник, пустыни безплодное напоил еси, и еже из глубины воздуханми, во сто труды уплодоносил еси. И бысть светильник вселенней, сияя чудесы Иоанне отче наш.

Моли Христа Бога, спастися душам нашим. Кондак, глас 4 Яко Божественную лествицу обретше, Иоанне преподобне, твоя Божественная писания, ими же на Небо возводими бываем: и добродетелем бо был еси воображение. Моли Христа Бога да спасет душа наша.

Кондак, глас 4 На высоте Господь воздержания, воистину тя постави, яко же звезду нелестную просвещающа концы, наставниче Иоанне отче наш. Иконы Иконописные изображения, связанные с преподобным Иоанном Лествичником, разделяют на две группы: единоличные образы святого и изображения на тему «Лествицы». Преподобный Иоанн изображается худощавым, у него аскетическое лицо, высокий лоб, иногда с обозначением глубоких складок-морщин и небольшими залысинами.

Преподобный Иоанн, великомученик Георгий и святитель Власий. Новгород, вторая пол. XIII века.

Кипр, монастырь Неофита. Преподобный Иоанн Лествичник изображается в монашеском одеянии, которое состоит из хитона, мантии, схимы. В руках Иоанн Лествичник обычно держит крест, свиток или книгу, как автор «Лествицы».

Преподобный Иоанн Лествичник. Монастырь св. Иконописный подлинник.

Подлинник иконописный. Иконография преподобного Иоанна сложилась достаточно рано, но по сохранившимся памятникам прослеживается не ранее X века. В мозаичных и фресковых декорациях храмов образ Иоанна Лествичника нередко помещался среди прославленных преподобных и аскетов.

Икона таблетка. Конец XV в. На иконе «Святые Иоанн Лествичник и Савва Стратилат, предстоящие Спасу» из сольвычегодского Благовещенского собора Иоанн Лествичник изображен с короткими волосами, удлиненной, слегка раздвоенной бородой; с раскрытым свитком в руке текст на свитке: «Восходите, восходите, услышите, братия…» представляет собой фрагмент из Слова 30 «Лествицы».

Иоанн Лествичник и Савва Стратилат, предстоящие Спасу. Из Сольвычегодского Благовещенского собора. Сольвычегодск, СИХМ.

Начало XVII в. Наиболее распространенным типом иллюстрации являлась композиция с ведущей к небу лествицей и восходящими по ней монахами, многие из которых низвергались, соблазняемые бесами; традиционно на этой миниатюре изображали Иоанна Лествичника — внизу у лествицы либо на одной из верхних ступеней. Икона Видение преподобного Иоанна Лествичника.

XII в. На иконе представлена ведущая в небеса лестница из 30 ступеней, по которой устремляются ввысь монахи, но многие из них, улавливаемые бесами, не достигнув цели, падают вниз. На самом верху лестницы — Иоанн Лествичник, которого благословляет Христос, изображенный в небесном сегменте, за Иоанном следует архиепископ Синайский Антоний, по инициативе которого была выполнена икона.

В нижней части представлена группа монахов, вверху — ангелы. Небесная лествица преподобного Иоанна Лествичника. Происходит из монастыря великомученицы Екатерины на Синае.

Конец XII в. Иллюминированные рукописи Лествицы, наглядно представляющие идеалы монашеской аскетики, появляются во второй половине XI века. Некоторые содержат развернутый цикл иллюстраций различных ступеней покаяния и аскезы, но изначально в греческих рукописях было лишь выполненное чернилами изображение лестницы с тридцатью ступенями, увенчанной крестом.

Видение преподобного Иоанна Лествичника. Попова по рис. Аверкиева, М.

Великий Пост. Неделя Иоанна Лествичника Четвертая неделя Великого Поста посвящена Иоанну Лес твечнику, автору «Лествицы» — наверное, самого авторитетного аскетического трактата Православия. Нужна ли «Лествица» мирянам? Часто можно встретить сомнения в том, следует ли мирянам читать монашескую литературу — неясно, как использовать семейным работающим горожанам то, что было написано для монахов из сельской местности. Это первое сомнение. Второе: что делать мне, обычному мирянину, с высотой Лествицы? Я не способен сдержать гнев на задевшего меня человека в электричке; мне нужно еще «молоко» элементарных нравственных советов, а не «твердая пища» Лествицы. И третье: «Лествица» просто-напросто пугает. Вот, например: «Так и делали сии блаженные осужденники. У них видимы были колена, оцепеневшие от множества поклонов; глаза, померкшие и глубоко впадшие; вежды веки , лишенные ресниц; ланиты щеки , уязвленные и опаленные горячестию многих слез; лица, увядшие и бледные, ничем не отличавшиеся от мертвых; перси грудь , болящие от ударов, и кровавые мокроты, извергаемые от ударений в грудь.

Где там было приготовление постели? Где одежды чистые или крепкие? У всех они были разорванные, смердящие и покрытие насекомыми. Что в сравнении с ними злострадания беснующихся, или плачущих над мертвецами, или пребывающих в заточении, или осужденных за убийства? Поистине невольное мучение и томление оных ничто, в сравнении с произвольным страданием сих...

Иосиф плакал, когда ему говорили это. И успокоил их и говорил по сердцу их. И набальзамировали его и положили в ковчег в Египте. Книга Притчей Соломоновых 31.

"ЛЕСТВИЦА": КАК ЧИТАТЬ ОДНУ ИЗ ГЛАВНЫХ КНИГ ВЕЛИКОГО ПОСТА?

Именно во время Великого поста, когда каждый из нас стремится стать хоть немного светлее, хоть на крошечный шажок приблизиться к Богу, “Лествица” может стать настольной книгой для каждого христианина. Специально было отведено время, когда прочитывалась в течение всего поста вся Лествица. 14 апреля, в Неделю 4-ю Великого поста, совершается память преподобного Иоанна Лествичника, игумена Синайского. В посте и искреннем покаянии, в плаче о своих грехах как о единственном несчастье, достойном наших слез, вступим на духовную «лествицу», возводящую на небо.

«Божественную лествицу, обретохом»: Лавра молитвенно почтила память преподобного Иоанна Лествичника

Любой учебный процесс основан на этом принципе, в спорте и в любом другом деле точно так же. Великий пост, в некотором смысле - тоже лестница, когда мы, ступень за ступенью, восходим к Страстной и самой Пасхе. Заповеди блаженств из Нагорной проповеди - тоже лестница, если присмотреться. Но, хочется упомянуть и про антилестницу, которая вниз идёт. Принцип тот же: начиная с малого греха и не придавая значения этому малому, человек может дойти или лучше сказать - кубарём скатиться до глубин ада.

Четыредесятницы и Страстной седмицы. Этот пост называется Великим как ввиду его духовной значимости, так и по причине его продолжительности. Великий пост — образ сорокадневного пощения Иисуса Христа в пустыне перед Его выходом на проповедническое общественное служение. Пост — это не самоцель, а средство. Соблюдая Великий пост, христианин лучше подготавливается к Дню Святой Пасхи. По большому же счёту правильное соблюдение церковных постов вообще способствует духовно-нравственному преображению христианина, более тесному соединению с Богом и ближними.

Четвертая неделя Великого Поста. Икона XVI в. В богослужении четвертой недели Великого поста Православная Церковь предлагает всем своим чадам обратиться к главному творению преподобного Иоанна, игумена Синайского монастыря, — «Лествице Божественного восхождения», от названия которого святой стал именоваться Лествичником. Преподобный Иоанн Раифский игумен Раифского монастыря, находившегося в трех десятках километров от Синая на берегу Суэцкого залива , как сказано в Житии святого Иоанна Лествичника, «убедил сего нового боговидца усильными своими просьбами, для пользы братий сойти помышлением с горы Синайской и показать нам свои богописанные скрижали». На новых языках этот труд вышел в средние века, к примеру, в XIV веке был опубликован перевод на португальский язык, а в 1474 году читающие на итальянском языке смогли ознакомиться с этим памятником в переводе Дж. В начале XVI века 1504 г. Приблизительно в середине позапрошлого века творение преподобного Иоанна Лествичника стало доступным на немецком 1834 г. X-м веком исследователи датируют первый славянский перевод «Лествицы», выполненный в Болгарии. На Руси имели хождение разные списки «Лествицы», обычно содержащие, помимо основного текста, Житие святого Иоанна Лествичника, написанное Даниилом Раифским, предварительные послания и предисловие, а также «известие о святых отцах, именовавшихся Иоанном» и несколько дополнительных материалов.

На первое и второе: «Некоторые люди, нерадиво живущие в мире, спросили меня, говоря: «Как мы, живя с женами и оплетаясь мирскими попечениями, можем подражать житию монашескому? Если так будете поступать, то не далеко будете от Царствия Небесного». На второе и третье: «Нерадивый же пусть и не касается того, что здесь описано, чтобы ему, отчаявшись, не расточить и того, что делает; и тогда сбудется на нем евангельское слово: от неимущаго же усердия, и еже мнится имея возмется от него Матф. Итак, Лествичник советует читать его с умом: не все здесь надо применять сразу и буквально, кое-чего надо просто «не касаться»; но что можно делать доброго — делать. Иначе читателя постигнет отчаяние, про которое он тоже пишет: «Нет ничего равного милости Божией; нет ничего больше ее. Посему отчаявающийся сам себя губит». Итак, прежде всего и помимо всего прочего в «Лествице» надо видеть любовь Божию. Книга о любви Любой текст — это не просто череда слов. Композиция текста, то, как он устроен, управляет всем остальным, всем частным. Описание «темницы», процитированное выше, испугало нас как раз потому, что мы рассматривали его вне контекста. В своей книге Иоанн Лествичник описывает путь совершаемой в свободе метанойи покаяние, поворот ума , обретения бесстрастия истинной свободы , и через него — священного безмолвия, в котором становится возможным услышать голос Божий. От начала и до конца, все больше и больше, это — путь возгорания любви, постоянно усиливающейся динамики стремления к Богу. В начале долгого пути Лествичник напоминает главное — Любовь Божья не знает границ: «Всех одаренных свободною волею Бог есть и жизнь, и спасение всех, верных и неверных, праведных и неправедных, благочестивых и нечестивых, бесстрастных и страстных, монахов и мирских, мудрых и простых, здравых и немощных, юных и престарелых; так как все без изъятия пользуются излиянием света, сиянием солнца и переменами воздуха; несть лицеприятия у Бога». На последней тридцатой ступени «Лествицы» подвижник встречает эту Любовь: «Тогда Она Агапе сия Царица, как бы с неба явившись мне, и как бы на ухо моей души беседуя, говорила: доколе ты, любитель Мой, не разрешишься от сей дебелой плоти, не можешь познать красоты Моей, какова она. Лествица же […] пусть научит тебя составлять духовную лествицу добродетелей, на верху которой Я утверждаюсь, как и великий таинник Мой говорит: Ныне же пребывают вера, надежда, любы, три сия: больши же сих — любы».

ЛЕСТВИЦА ВЕЛИКОГО ПОСТА.

Святитель Василий Великий пишет об этом так: «И я сказал бы, что упражнение в добродетели уподобляется лествице, той именно лествице, которую видел некогда блаженный Иаков, одна часть которой была близка к земле и касалась ее, а другая простиралась даже выше самого Неба. Посему вступающие в добродетельную жизнь должны сперва утвердить стопы на первых ступенях и с них непрестанно восходить выше и выше, пока, наконец, через постепенное преспеяние не взойдут на возможную для человеческого естества высоту. Посему как первоначальное восхождение по лествице есть удаление от земли, так и в жизни по Богу удаление от зла есть начало преспеяния». Начальные три главы повествуют о необходимых условиях монашеской жизни: отречении от жития мирского первая , беспристрастии, то есть, отложении попечений и печали о мире вторая и странничестве, то есть, уклонении от мира третья. Затем речь идет о важных добродетелях, которые постепенно должен стяжать монах: блаженном и приснопамятном послушании четвертая глава , попечительном и действительном покаянии пятая , памяти смерти шестая , радостотворном плаче седьмая , безгневии и кротости восьмая.

После преподобные пишет о различных страстях, с которыми вынужден сражаться каждый воин Христов: памятозлобии девятая , злословии и клевете десятая , многоглаголании одиннадцатая , лжи двенадцатая , унынии и лености тринадцатая , чревоугодии четырнадцатая глава с юмором называется «О любезном для всех и лукавом владыке, чреве» , о том, что мешает нетленной чистоте и целомудрию пятнадцатая , сребролюбии шестнадцатая. Главы с семнадцатой по двадцать третью также посвящены вопросам духовной брани. В них говорится о нестяжании; нечувствии; сне, молитве и псалмопении в соборе братий; бдении телесном; малодушной боязливости, или страховании; многообразном тщеславии и безумной гордости. С двадцать четвертой главы идет описание плодов успешной борьбы с грехом.

Я в принципе не вспомню экранизаций духовной литературы. Серии проекта будут выходить каждый будний день Великого поста. Ведущими стали Борис Корчевников и протоиерей Игорь Фомин. Преподобный Иоанн Лествичник до 579 - ок.

Мы знаем, что Иоанн жил в VI веке, что в ранней юности он пришел в Синайский монастырь, где вскоре принял монашеский постриг. На протяжении девятнадцати лет находился в послушании у старца, затем в течение сорока лет пребывал в безмолвии. Пройдя многие этапы монашеского искуса и преуспев в добродетелях, он был возведен в сан игумена и долгие годы начальствовал над монастырской братией. В качестве начальника преподобный Иоанн проявил себя как опытнейший духовный руководитель, что стало известно за пределами Синайского монастыря, и по просьбе монахов соседней обители игумен Иоанн приступил к написанию душеспасительных наставлений, которые назвал «Лествицей». Это универсальная книга, которую использовали не только в монастырях, но и люди, живущие в миру. Другое название этого труда — «Духовные скрижали», по аналогии со скрижалями ветхозаветных заповедей, данных Моисею на горе Синай; там же, где впоследствии располагался Синайский монастырь, и была написана «Лествица». Преподобный Иоанн много путешествовал по монастырям, общался с монахами, систематизировал полученные знания. Именно этот опыт настоящей подвижнической жизни и сумел обобщить преподобный и систематически изложить в своей книге. В «Лествице» дается большое количество примеров из жизни монахов, на которых разъясняются особенности борьбы с той или иной страстью. В период Святой Четыредесятницы весь строй церковной жизни вводит верующего в спасительную атмосферу покаяния, работы над собой. Это и ограничение сна и пищи, и устранение от всевозможных увеселений; а если говорить о богослужебной стороне Великого поста, то это и чтение Великого покаянного канона преподобного Андрея Критского, и пассия, или служба Страстям Христовым, и коленопреклоненные молитвы, и многое-многое другое. Так вот, попадая в эту атмосферу и приобретя решимость положить исправление своей жизни, человек не найдет для этого более удобного времени, чем Великий пост, и более доступного и универсального труда, чем «Лествица» преподобного Иоанна.

Его Преосвященству сослужило духовенство храма, песнопения исполнил мужской хор под управлением регента Евгения Ахмадиева. Молитвенное участие в Богослужении приняли многочисленные прихожане и гости Крутицкого подворья. По сугубой ектении Владыка вознес молитву о восстановлении мира.

Похожие новости:

Оцените статью
Добавить комментарий