Крестопоклонная Неделя — это третье воскресенье Великого поста. На Крестопоклонной неделе, празднуемой в самой середине Великого поста, церковь допускает некоторые послабления в пище. У третьего воскресенья Великого поста название редкое – Крестопоклонная неделя.
Оптина пустынь
3-я неделя Великого поста | Вот мы достигли Недели Крестопоклонной Великого поста. Вчера на всенощном бдении был вынесен Крест Господень для поклонения. |
Неделя третья Великого поста и четвертая седмица | | Третье воскресенье Великого поста — Неделя Крестопоклонная. |
НЕДЕЛЯ 3-Я ВЕЛИКОГО ПОСТА. КРЕСТОПОКЛОННАЯ | Крестопоклонная неделя в 2023 году, как и в предыдущие годы, будет праздноваться в последнее воскресенье третьей недели Великого поста. |
Когда Крестопоклонная неделя в 2023 году
За всенощной этого дня, после Великого Славословия, Крест торжественно выносится на середину церкви и остается там всю неделю; после каждой службы совершается особое поклонение Кресту. Надо обратить внимание на то, что о Кресте говорится во всех песнопениях этого воскресенья, но говорится не о страданиях на Кресте, а о победе и радости. Больше того, ирмосы второго воскресного Канона взяты из Пасхальной службы: «Воскресения день» и весь он является как бы парафразой пасхального Канона. Смысл всего этого ясен. Мы достигли середины Великого Поста. С одной стороны, физический и духовный подвиг, если он серьезен и последователен, начинает сказываться, чувствуется усталость. Нам нужна помощь и ободрение. С другой стороны, претерпев эту усталость, взойдя на половину горы, мы начинаем видеть конец нашего странствования, и сияние Пасхального света становится ярче. Великий Пост — это время нашего самораспинания, опыт, пускай и ограниченный, Христова призыва, который мы слышим в Евангельском чтении этого дня: «... Кто хочет идти за Мною, отвергнись себя и возьми крест свой, и следуй за мной» Мк 8:24.
Или как перед приходом царя, возвращающегося с победой, вначале шествуют его знамена и скипетры, так и Крест Господень предваряет Христову победу над смертью — Светлое Воскресение.
Он живо напоминает нам, что, если мы со Христом страждем, то с Ним и прославимся — если с Ним умираем, то с Ним и воскреснем. Таким образом, Неделя Крестопоклонная есть как бы предвкушение среди поста ожидающей нас светлой пасхальной радости, почему, прославляя Крест Господень, мы одновременно воспеваем и Его Воскресение , когда троекратно поем: «Кресту Твоему покланяемся, Владыко, и святое воскресение Твое славим». Служба недели Крестопоклонной В cубботу вечером на всенощном бдении в центр храма торжественно выносится Животворящий Крест Господень — напоминание о приближающейся Страстной Седмице и Пасхе Христовой. После этого священники и прихожане храма совершают перед крестом три поклона. Это песнопение поется и на Литургии вместо Трисвятого. Крест остается для поклонения в течение недели до пятницы, когда он перед Литургией вносится обратно в алтарь. Поэтому третье воскресенье и четвертая седмица Великого поста называются «крестопоклонными».
По Уставу положено делать четыре поклонения на Крестопоклонной неделе: в воскресенье, понедельник, среду и пятницу. В воскресенье бывает поклонение Кресту только на утрене после выноса Креста , в понедельник и среду оно совершается на первом часе, а в пятницу «по отпусте часов». Богослужебные тексты в честь Креста очень возвышенны и красивы, они изобилуют противопоставлениями, аллегориями, художественной персонификацией. Радуйся, Крест, носитель жизни! Непобедимая победа благочестия, дверь, ведущая в рай, утверждение верующих и ограда Церкви, Ты — Крест, которым уничтожилось и исчезло тление, и побеждена власть смерти, и мы вознеслись от земли к небесам. Ты, Крест — непобедимое оружие, демонам противоборствующий, слава мучеников, настоящее украшение преподобных, гавань спасения, ты даруешь миру великую милость. Песнопения: Тропарь Собора Архистратига Михаила и прочих Небесных Сил Бесплотных Еще одной особенностью грядущей воскресной службы станет отсутствие традиционного великопостного песнопения «Покаяния отверзи ми двери». Мы привыкли уже, что в субботу вечером после чтения Евангелия в храме гасится свет и поют это покаянное песнопение, однако сегодня — особый случай. Вслушайтесь в Евангельское чтение: оно будет не о воскресении Христа, как бывает обычно, а о Божией Матери.
Поэтому вместо покаянного пения будет также стихира в честь Матери Божией.
Самое время вспомнить про крестные страдания Иисуса Христа. О третьем воскресенье Великого поста в Постной Триоди книга, где содержатся порядок и тексты богослужения написано: «Поклонение празднуем Честнаго и Животворящаго Креста». Во время поста, говорится в Триоди, мы распинаемся, подобно Христу, при этом «ощущаем горечь, унывая и изнемогая». Именно поэтому перед верующими предстает Крест Христов, «напоминающий нам о страданиях Господа нашего Иисуса Христа и утешающий».
Утешение заключается в том, что теперь пламенный меч уже не охраняет врата рая, а смерть и ее жало изгнаны.
НЕДЕЛЯ 3-Я ВЕЛИКОГО ПОСТА. КРЕСТОПОКЛОННАЯ. БЛАГОВЕЩЕНИЕ ПРЕСВЯТОЙ БОГОРОДИЦЫ
Третья неделя Великого поста: самарцам рассказали, как провести Крестопоклонную седмицу. 3 апреля, в Неделю 3-ю Великого поста, Крестопоклонную, Святейший Патриарх Кирилл совершил чин великого освящения храма Покрова Пресвятой Богородицы в Ореховo-Борисове Южном г. Москвы и возглавил Литургию в новоосвященном храме. Сегодняшнее воскресенье – особый день Великого поста, когда мы молимся перед изнесенным из алтаря изображением Креста Господня, взирая на страдающего Спасителя, и стараемся осмыслить все то, что произошло две тысячи лет назад на Голгофе, осмыслить.
Оптина пустынь
Мы достигли середины Великого Поста. С одной стороны, физический и духовный подвиг, если он серьезен и последователен, начинает сказываться, чувствуется усталость. Нам нужна помощь и ободрение. С другой стороны, претерпев эту усталость, взойдя на половину горы, мы начинаем видеть конец нашего странствования, и сияние Пасхального света становится ярче. Великий Пост — это время нашего самораспинания, опыт, пускай и ограниченный, Христова призыва, который мы слышим в Евангельском чтении этого дня: «... Кто хочет идти за Мною, отвергнись себя и возьми крест свой, и следуй за мной» Мк 8:24. Но мы не можем принять свой крест и следовать за Христом, если не примем Его креста, взятого Им для нашего спасения. Спасает нас Его крест, а не наш.
Только Его крест сообщает не только смысл, но и силу нашим крестам. Это и объяснено нам в Синаксарии Крестопоклонного Воскресенья: «...
Чудесным заступничеством Матери Божией столичный город был избавлен от нашествия, а потом ход войны переменился, и в конце концов византийский император Ираклий I праздновал победное окончание 26-летней войны. Предположительно 6 марта 631 года Животворящий Крест вернулся в Иерусалим. Император собственноручно внес его в город, а вызволенный из плена патриарх Захария радостно шел рядом. С тех пор в Иерусалиме стали праздновать годовщину возвращения Животворящего Креста. Надобно сказать, что в ту пору продолжительность и строгость Великого поста еще обсуждались, а порядок великопостных служб только формировался.
А молитва Ефрема Сирина стала главной покаянной молитвой церкви. Дух же целомудрия, смиренномудрия, терпения и любве даруй ми, рабу Твоему. Ей, Господи, Царю, даруй ми зрети моя прегрешения и не осуждати брата моего, яко благословен еси во веки веков. Не дай мне склонности к лени, к беспечности, к властолюбию и пустословию. Чистоту души, смирение, терпение и любовь пошли мне, рабу Твоему. О Царь и Господь, дай мне видеть мои собственные грехи и не осуждать моего брата; потому что Ты благословен во веки веков. Стоит посвятить больше времени молитве и своему духовному развитию. Третья седмица Великого пост а — это не только поклонение кресту Господню, но и время подумать, что этот символ значит для каждого христианина. Искупительный крест у каждого свой, и нести его — значит следовать за Христом. Это значит осознать свою боль и страдания, но не забывать при этом о боли и страдании Господа. Ведь дело спасения верующего начинается с отвержения своей греховности и себя. В эти дни можно и нужно прощать обиды. Нельзя продолжать лелеять их, нужно постараться разрешить конфликты и по возможности примириться. Особое значение имеет усиленная молитва. И в третью неделю Великого поста нельзя пренебрегать богослужением и молитвой. Все богослужения Великого поста совершенно особенные, они передают главное настроение этого периода — покаяние. Есть службы канон Андрея Критского, Литургия преждеосвященных Даров, Пассии, богослужения Страстной недели , на которых православным верующим надо побывать непременно. В Великий пост христианину нельзя продолжать жить в привычной суете, забывая о Боге. Как говорят священнослужители, нужно находить время и возможности, чтобы делать пусть самые маленькие, но шажки к Господу. И провести их надо так, чтобы встретить праздник с чистым сердцем. Исключены мясо и хлебобулочные изделия, приготовленные с добавлением жиров и сливочного масла.
Честнейшую Херувим и славнейшую без сравнения Серафим, без истления Бога Слова рождшую, сущую Богородицу, Тя величаем. Именем Господним, святейший владыко, благослови. Псалом 53 Боже, во имя Твое спаси мя, и в силе Твоей суди ми. Боже, услыши молитву мою, внуши глаголы уст моих. Яко чуждии восташа на мя и крепцыи взыскаша душу мою, и не предложиша Бога пред собою. Се бо Бог помогает ми, и Господь Заступник души моей. Отвратит злая врагом моим, истиною Твоею потреби их. Волею пожру Тебе, исповемся имени Твоему, Господи, яко благо, яко от всякия печали избавил мя еси, и на враги моя воззре око мое. Псалом 54 Внуши, Боже, молитву мою и не презри моления моего. Вонми ми и услыши мя: возскорбех печалию моею и смятохся. От гласа вражия и от стужения грешнича, яко уклониша на мя беззаконие и во гневе враждоваху ми. Сердце мое смятеся во мне и боязнь смерти нападе на мя. Страх и трепет прииде на мя и покры мя тьма. И рех: кто даст ми криле, яко голубине, и полещу, и почию? Се удалихся бегая и водворихся в пустыни. Чаях Бога, спасающаго мя от малодушия и от бури. Потопи, Господи, и раздели языки их: яко видех беззаконие и пререкание во граде. Днем и нощию обыдет и по стенам eго. Беззаконие и труд посреде eго и неправда. И не оскуде от стогн eго лихва и лесть. Яко аще бы враг поносил ми, претерпел бых убо, и аще бы ненавидяй мя на мя велеречевал, укрыл бых ся от него. Ты же, человече равнодушне, владыко мой и знаемый мой, иже купно наслаждался еси со мною брашен, в дому Божии ходихом единомышлением. Да приидет же смерть на ня, и да снидут во ад живи, яко лукавство в жилищах их, посреде их. Аз к Богу воззвах, и Господь услыша мя. Вечер и заутра, и полудне повем, и возвещу, и услышит глас мой. Избавит миром душу мою от приближающихся мне, яко во мнозе бяху со мною. Услышит Бог и смирит я, Сый прежде век. Несть бо им изменения, яко не убояшася Бога. Простре руку свою на воздаяние, оскверниша завет Его. Разделишася от гнева лица Его, и приближишася сердца их, умякнуша словеса их паче елеа, и та суть стрелы.
Неделя Крестопоклонная Великого поста
Припев к канону и другие песнопения Центральное песнопение дня — «Кресту Твоему поклоняемся, Владыко, и святое Воскресение Твое славим». Многие песнопения дня также могут показаться удивительными человеку малоцерковному. Ведь они обращены… к Кресту, как бы живому, одушевленному существу. Но как иначе — если орудие страшной казни освятилось Самим Богом, стало залогом нашего спасения? Наконец, Крестопоклонная — время не только скорби о грехах, возведших на Крест Сына Божия, но также — радости о грядущей Пасхе. Впервые в году на каноне звучат ирмосы, которые поются на Пасхальной заутрене: «Воскресения день, просветимся, людие…». Так православные, в отличие от католиков, особо почитающих Христовы Страсти, не дают себе предаться чрезмерной скорби о Распятом, и даже — о своих грехах, пусть и тяжелых. Все равно впереди спасение — и Воскресение. Это — слова упования и надежды для всех, изнемогающих — от поста ли, от мирской ли суеты или житейских скорбей. Павел зовет каждого ко Христу, великому Первосвященнику, но и Богу, Единственному, Кто дает благодать, милость, может помочь в любой скорби: «Итак, имея Первосвященника великого, прошедшего небеса, Иисуса Сына Божия, будем твердо держаться исповедания нашего.
Ибо мы имеем не такого первосвященника, который не может сострадать нам в немощах наших, но Который, подобно нам, искушен во всем, кроме греха. Посему да приступаем с дерзновением к престолу благодати, чтобы получить милость и обрести благодать для благовременной помощи…» Евр. Евангелие дня Оно посвящено крестному пути — Самого Христа и всякого верующего, кто захочет следовать за Ним. Вот эти слова Господа, которые содержатся в Евангелии от Марка: «Кто хочет идти за Мною, отвергнись себя, и возьми крест свой, и следуй за Мною. Ибо кто хочет душу свою сберечь, тот потеряет ее, а кто потеряет душу свою ради Меня и Евангелия, тот сбережет ее. Ибо какая польза человеку, если он приобретет весь мир, а душе своей повредит? Или какой выкуп даст человек за душу свою? Ибо кто постыдится Меня и Моих слов в роде сем прелюбодейном и грешном, того постыдится и Сын Человеческий, когда приидет в славе Отца Своего со святыми Ангелами». Последние же слова этого «зачала» Евангелия — обетование Царства, которое Господь обещал Своим Апостолам и нам: «… Истинно говорю вам: есть некоторые из стоящих здесь, которые не вкусят смерти, как уже увидят Царствие Божие, пришедшее в силе» Мк.
Часто читающие Писание знают, о каком историческом событии говорится у св. Марка дальше в этой главе: о Преображении на горе Фавор. А было это, по церковному преданию, за 40 дней до Его Распятия… Что вспоминает Церковь Крестопоклонная — особое время, соединяющее напоминания: о Крестной жертве Христа во имя спасения людей; о грядущем Воскресении Христовом; об историческом событии: обретении Креста во Иерусалиме, что произошло в 1 пол. Смысл и значение для верующих Крестное древо — утешение и надежда для всех, идущих дорогой Поста, укрепление ослабевших, радость о будущем Воскресении — для тех, кто начал унывать от многих искушений, которые, как правило, окружают постящегося, или же от неприглядного зрелища своих грехов и немощей.
То, что изначально должно было вызывать у нас страх, на самом деле побеждается верой, побеждается тем, что Христос нас любит, и уже ничего поэтому нам не страшно. Борисова — Я вот сейчас подумала, что почему не виселица и не автомат. Ну виселица — это спорный вопрос, для современников Христа это, собственно, и была виселица, по сути. Протоиерей Дионисий — Это именно так, да. Борисова — Но мне кажется, что Господь Сам выбрал. Ну я имею в виду, что поскольку есть предопределение в Его земном пути именно такое. Ведь неслучайно очень много свидетельств в разные эпохи о знамении Креста в небе. Протоиерей Дионисий — Конечно. Борисова — Ну можете вы представить знамение кучи камней в небе? Это как-то нелепо. Символичность креста, мне кажется, она предопределена просто промыслом Божиим. Протоиерей Дионисий — Да, конечно. То есть когда я до этого говорил о разных других казнях, это с известной долей условности, то есть просто ради того, чтобы мы пережили как бы другие варианты. Но то, что крест спасительное орудие, действительно было и в Ветхом Завете предсказано — и когда евреи в пустыне скитались, и медный змий, который был на шесте повешен — та же самая идея. Страх перед смертью от жала змеи на самом деле, если смотреть на него бесстрашно, с упованием на будущее, то оно перестает быть смертельно опасным. Ну а самое главное, конечно, это то, что уже потом раскрыли нам апостолы и, в частности, в Апостольских Посланиях говорится о том, что крест — это высота и долгота, и глубина, и широта — то есть это все концы мироздания крестом охвачены. И как говорится в одном из текстов, что Христос на кресте нас обнял, раскрыл Свои объятия через распростертые руки на этой страшной казни. Борисова — Поклонение Кресту ведь у нас, помимо Великого поста, вы уже напоминали нашим радиослушателям, происходит в праздник Воздвижения Креста Господня. В принципе, по чину церковному то же самое, а по смыслу, по сути? Ведь там тоже торжество, но, если мы здесь вспоминаем крестную смерть Спасителя, в которую вот-вот уже мы скоро погрузимся, в это созерцание ее на Страстной седмице, а там мы все-таки вспоминаем вот этот момент торжественного возвращения Креста, когда Патриарх его воздвигает, чтобы все могли видеть и поклониться. Вот, по сути, разница в том смысле, который мы этому поклонению придаем сегодня для себя, вот для нас как для верующих. Протоиерей Дионисий — Ну действительно, сейчас наш путь идет к Пасхе. Мы в первую очередь хотели бы пройти вместе со Христом Его и путем страдания, и путем потом Воскресения. Потому что, как известно, если человек не прошел этот путь, не пережил его, не покаялся в подлинной степени, если он не совершил каких-то подвигов, для него Пасха пройдет просто как один из праздников, он не почувствует этой радости Воскресения и не совоскреснет со Христом. Поэтому сейчас вот этот вот акцент на Кресте — это как бы вот напоминание, как нечто, что нам дает возможность не потерять из вида то, к чему мы идем. А ведь Страстная седмица и Пасха — это некий единый период, это, можно сказать, даже единый праздник, потому что без Креста невозможно Воскресение. И я на этом сегодня сконцентрировал наше внимание, когда мы говорили о том, что «Кресту Твоему поклоняемся, Владыко, и святое Воскресение Твое славим» — то есть мы идем-то к Воскресению, и именно от этого и наше поклонение Кресту — это путь к Пасхе. А праздник Воздвижения — это праздник торжества Церкви, это праздник того, что наконец Константин Великий издал указ о том, что христианство уже становится принимаемой религией, это стало религией господствующей. И как видимый знак того, что христианство почитается, были и построены главные святыни на месте страдания Христова Воскресения в Иерусалиме, храм святого Воскресения, в Вифлееме была построена базилика. И, в частности, в рамках этих же мероприятий и было обретение Креста Господня, который лежал в поругании, в неизвестном месте, которое долгое время искали, но наконец его обрели, благодаря чуду воскресения умершего человека. Поэтому здесь как бы некие разные оттенки, хотя принципиально смысл все-таки где-то близкий. Борисова — Вы слушаете программу «Седмица». Мы ненадолго прервемся и вернемся к вам буквально через минуту. Не переключайтесь. Борисова — Продолжаем программу «Седмица», в которой мы каждую субботу с помощью наших гостей стараемся разобраться в смысле и особенностях богослужения наступающего воскресенья и предстоящей недели. Вот начинается у нас неделя, где, мне кажется, такое христианское доказательство гендерного равенства, скажем так, что все святые перед Богом равны, независимо от пола и возраста. Я имею в виду воспоминания о мученице Фотине, она же Светлана, римская, — 2 апреля. Ну и о преподобной Вассе Псково-Печерской — 1 апреля. Это как раз тот самый символ гендерного равенства, на мой взгляд, по-христиански, по-православному. Но напомним сначала радиослушателям, кто такая была мученица Фотина. Собственно говоря, такая традиционная для первых веков христианства история, когда целая семья христиан пострадала — то есть при императоре Нероне сначала был выявлен «злостный» христианин сын Фотины, и за ним уже потянулась цепочка, потому что и три его брата, и мать с ее сестрами, все практически пришли к единому финалу, все пострадали от гонений императора Нерона. Но мне вот всегда было интересно: мы, конечно, ужасаемся, читая жития мучеников первых веков, потому что там очень подробно, со вкусом описано, как их там страшным образом терзали. Возможно, когда жития эти писались писались они, как правило, ближе уже к средним векам , было актуально, по-видимому, нужно было такие жестокие картины показать тогдашним, уже в значительной степени обмирщившимся христианам, чтобы они вздрогнули и как-то прониклись. Но мне кажется, для нас это не самое значимое. А самое значимое, может... Ну мы можем себе представить, сконструировать такую картину вот времена Нерона: там кожу сдирали без всякого христианства десятками на арене цирка, для того чтобы просто развлечение получить, там народ был такой присмотревшийся к этим ужасам, что его так сильно и не проймешь всякими пытками. А важно, мне кажется, другое — важно то, что происходило внутри у этих людей, и что для христиан мученичество было не столько мучением, сколько свидетельством. Почему нужно было так засвидетельствовать, что есть что-то, ради чего стоит умереть. Почему это, казалось бы, ведь вроде все были пускай язычниками, но назывались-то они религиозными людьми, почему же было это для них так важно, чтобы кто-то продемонстрировал, что за свою веру можно, не жалко отдать жизнь? Протоиерей Дионисий — В этом и есть сила христианства, что люди проповедуют не только словами, но главное, своей жизнью. А что проповедуют? А проповедуют то, что есть ценности выше, чем это земная жизнь со всеми ее благами и жизнь сама по себе, что есть жизнь важнее жизни, которая начинается уже после смерти. И в этом смысле христиане уподоблялись Христу, Который пошел ради людей на смерть, но таким образом открыл Царствие Небесное. Борисова — Ну, собственно, это то самое евангельское слово, о котором мы говорили, вспоминая воскресное чтение. Борисова — По сути дела, отвергнись себя, возьми крест свой. И кто захочет душу свою сохранить, тот ее потеряет, а кто ее потеряет ради Евангелия и Христа, тот обретет. Протоиерей Дионисий — Тот обретет. И христиане, конечно же, эти слова Христа все время имели в виду, для них это была путеводная звезда, как, надеюсь, и для современных тоже христиан. Потому что мы все время должны себе напоминать, что есть ценности выше, чем наша обычная жизнь. Борисова — Вот мне хочется на этом сделать акцент. Поскольку мы живем в обществе, в представлении которого самое ценное — это жизнь человека. И мы в разных вариациях, по разным поводам слышим это с утра до вечера каждый день. Ну это и по поводу того, что нужно вот помогать больным, и вот дети, вот нужна операция, давайте соберем деньги — все это правильно и верно. Но все это смещает какие-то акценты очень важные у нас в голове, и мы начинаем относиться жизни как к священной корове. Жизнь — это очень важно, это то что каждому понятно и не нужно объяснять. Но мы перестаем понимать, что есть вещи, за которые жизнь можно отдать — вот просто сам пошел и отдал. Ну и еще, кстати, есть перемычка между тем, о чем вы говорили в понимании жизни как ценности. Чужая жизнь — это безусловная ценность для тебя должна быть, ровно такой же, ради которой ты свою жизнь не будешь ценить, то есть жизнь ради Христа и ради ближних — это как раз возможность своей жизнью пожертвовать ради них. И обратим внимание, что многие моменты, которые нам кажутся в христианстве традиционными и обычными, на самом деле нами окрашиваются в другие цвета. Нам кажется, что мученики — это пассивные мученики, их просто вот схватили, отвели и умертвили; что смирение — это тоже состояние ничегонеделания. Но мне кажется, это так же, как и смирение — состояние активности, это состояние как бы внутреннего предстояния и свидетельствования, точно так же и мученичество — это активное состояние, при котором человек горит любовью, он ее демонстрирует, он ее проявляет. И если бы не тысячи мучеников, то, в общем-то, Церковь, может быть, и не смогла бы распространиться, потому что это и есть действенное свидетельство того, что Церковь жива, и то что Христос действует через этих святых. Борисова — А теперь давайте поговорим о моей любимой святой — преподобной Вассе Псково-Печерской. Вот в детстве у нас говорили: «1 апреля — никому не верю». А мы 1 апреля вспоминаем женщину, которая всей своей жизнью засвидетельствовала, что такое вера. И даже после смерти Господь так устроил, что ее мужу было явственно показано, как нужно обойтись с ее мощами, по сути, поскольку он ее два раза пытался по-христиански похоронить. Муж был священник. Протоиерей Дионисий — Давайте не будем интриговать, а сразу расскажем, что мы имеем в виду.
В пост Церковь не рекомендует ходить на вечеринки, светские праздники и в развлекательные центры. Питание на 3-й неделе Великого поста Согласно церковным канонам, требования к еде и питью остаются строгими. Основная пища в пост — простые блюда из злаков , овощей и фруктов. В тему Готовимся к 4-й неделе Великого поста: что можно и нельзя Как и раньше, понедельник, среда и пятница — это дни «сухоядения». Это означает, что верующие употребляют пищу без термической обработки. Во вторник и четверг разрешены тушеные и отварные блюда без масла. В субботу и воскресенье можно есть горячую пищу, приправленную небольшим количеством растительного масла. Понедельник Завтрак. Мюсли из разных злаков с апельсиновым соком и орехами. Салат из зеленого горошка, капусты и моркови. Хлеб, абрикосовый чай. Несколько кусков ржаного хлеба с медом, корицей и орехами. Груша и чай. Вторник Фото: shutterstock. Рисовая каша с ванилью и курагой. Травяной чай.
Третья неделя Великого поста Крестопоклонная. Позднюю Божественную литургию возглавил настоятель храма иерей Алексий Ишков. Накануне было совершено всенощное бдение с чином выноса креста, которое возглавил настоятель храма иерей Алексий Ишков.
Крестопоклонная неделя Великого поста: как её соблюдать и что нельзя делать
Половина Великого поста позади: в тульских храмах началась крестопоклонная неделя | 19 марта 2023 года, в Неделю 3-ю Великого поста, Крестопоклонную, в эфир радиоканала «Смоленская весна» вышла программа из цикла «Мысли о главном: воскресные беседы с митрополитом Исидором». |
Третья неделя Великого Поста 2022: Крестопоклонная. | Вот мы достигли Недели Крестопоклонной Великого поста. Вчера на всенощном бдении был вынесен Крест Господень для поклонения. |
Беседы с батюшкой. Крестопоклонная неделя, смотреть онлайн | Неделя 3-я Великого поста именуется Крестопоклонной, так как в этот день (накануне в субботу) в конце всенощного бдения из алтаря. |
Когда Крестопоклонная неделя в 2023 году
Когда Крестопоклонная неделя в 2023 году | Неделя 3-Я великого поста, крестопоклонная. Ибо кто хочет душу свою сберечь, тот потеряет ее, а кто потеряет душу свою ради Меня и Евангелия, тот сбережет ее. |
Третья неделя Великого Поста 2024: Крестопоклонная, что надо знать | В статье мы подробно рассмотрим, как проходит Крестопоклонная неделя Великого Поста в 2024 году. |
Третья неделя Великого Поста, Крестопоклонная. | Поклонение Кресту продолжается и на четвертой неделе поста – до пятницы, и потому вся четвертая неделя называется крестопоклонною. |
Неделя 3-я Великого поста, Крестопоклонная | – Не напрасно Крестопоклонная неделя Великого поста находится посередине этого трудного и важного пути. |
Крестопоклонная Неделя Великого Поста
На Крестопоклонной неделе, празднуемой в самой середине Великого поста, церковь допускает некоторые послабления в пище. Поклонение Кресту продолжается и на четвертой неделе поста – до пятницы, и потому вся четвертая неделя называется крестопоклонною. 19 марта в Неделю 3-ю Великого Поста — Крестопоклонную, в храмовом комплексе преподобного Сергия Радонежского на Рязанке состоялись Воскресные Богослужения. Проповедь в Неделю 2-ю Великого поста. Заканчивается третья неделя Великого поста 29 марта – 4 апреля.
Please wait while your request is being verified...
Неделя третья Великого поста называется Крестопоклонной – на воскресной службе Церковь прославляет Святой Крест Господень и плоды крестной смерти Спасителя. 19 марта, в Неделю 3-ю Великого поста, Крестопоклонную совершены богослужения. Слово священника Константина Корепанова.***САЙТ ТЕЛЕКАНАЛА СОЮЗ: ты на самые важные вопросы духовной жизни можно найти в разделе ВОПРОС. 3 апреля, в Неделю 3-ю Великого поста, Крестопоклонную, Святейший Патриарх Кирилл совершил чин великого освящения храма Покрова Пресвятой Богородицы в Ореховo-Борисове Южном г. Москвы и возглавил Литургию в новоосвященном храме.