Почему в Белоруссии нет проблем с мигрантами? Азербайджанцев, армян, узбеков или таджиков в Белоруссии с огнем поискать. В четверг на заседании российского правительства премьер Михаил Мишустин сообщил о планах создания единых налоговых условий на территории России и Белоруссии. Александр Лукашенко заявил, что РФ и Белоруссия, оставаясь независимыми, могут создать «уникальное объединение, которое будет мощнее, чем унитарное какое-то государство».
Последние новости по теме Интеграция
Мы 25 лет готовились к интеграции. Когда нас в начале 90-х резали живьем на пятнадцать частей, нас никто не спрашивал, готовы ли мы к разделению. Надо понимать, что в случае объединения это будет та историческая Россия, которую более тысячи лет подряд строили наши генеральные секретари, цари и князья. Пора уже переходить к практическим шагам, - призвал Аграновский. В плане экономических процессов вряд ли что-то в случае объединения двух стран резко изменится, считает эксперт. Однако здесь есть один серьезный риск для Белоруссии: - Белорусская экономика уникальна, они многое производят сами. Главное, чтобы их экономика не пострадала из-за наших ретивых олигархов.
Очень важно за этим будет следить, - считает Дмитрий Аграновский. Андрей Кортунов также полагает, что интеграционные процессы между Россией и Белоруссией не будут резкими: - Процесс идет и будет идти дальше без резких движений.
Это не удивительно, если вспомнить, что Лукашенко торговался и по Военной доктрине , которую Россия давно согласовала», — поделился источник URA. RU, знакомый с ситуацией.
С другой стороны, четыре программы могли «исчезнуть» в результате оптимизации, считает директор Центра изучения кризисного общества Максим Вилисов. Он напомнил, что при подписании договора о создании Союзного государства в 1999 году было утверждено 17 пунктов по интеграции со сроками реализации 2001—2006 годы. После активизации переговоров в 2018 году их количество увеличилось до 32. Но это не означает, что если список уменьшился, уменьшилось и количество вопросов», — полагает Вилисов.
Переговоры президентов двух стран по интеграции были нелегкими. RU, считают, что несколько пока не согласованных программ могут касаться ключевых вопросов интеграции — политической и финансовой сферы. Например, к 1 апреля 2021 года планировалось принять единый налоговый кодекс, однако этого не произошло. По словам Максима Вилисова, интеграция налогового, таможенного и финансового администрирования — «самые болезненные вопросы в переговорах».
Тогда же он напомнил о подписанном между двумя странами договоре о создании Союзного государства. Как подчёркивал Лукашенко, союз Белоруссии и России может развиваться только на равноправной основе. Позднее, в апреле 2022 года, во время поездки во Владивосток говоря о включении Белоруссии в состав России, Лукашенко заявил, что он с президентом России Владимиром Путиным не настолько глупы, чтобы действовать старыми методами. В этой связи глава Белоруссии подчёркивал, что Москва и Минск собираются отстроить такое единство двух независимых государств, что другие страны будут у них учиться.
В феврале 2024 года Лукашенко рассказал о планах оппозиции присоединить к Белоруссии российские регионы. Он пояснил, что оппозиционные политики обсуждают с западными коллегами возможность передачи Польше части территории республики и одновременно — присоединения к Белоруссии части западных регионов России.
Отношения с Россией, по словам Лукашенко, носят всеобъемлющий многоплановый характер. Между тем разговоры о превращении Союзного государства в единое в последние годы лишь участились, и спецоперация, кажется, способна ускорить интеграционные процессы. Размещение ядерного оружия — тому пример. Примечательны результаты опроса, опубликованные фондом «Общественное мнение» ФОМ.
Он посвящен отношениям России и Белоруссии. Предыдущее исследование на эту тему ФОМ проводил еще до спецоперации. Впрочем, на фоне явной заморозки связей России со многими западными государствами и некоторыми бывшими республиками СССР такой тренд можно считать ожидаемым.
Лукашенко об объединении России и Белоруссии: «Мы с Путиным не настолько глупы»
Российские инвестиции в экономику соседней страны составляют почти 4 млрд долларов. Около 2,4 тысячи российских компаний работают на территории Белоруссии. Главным итогом заседания ВГС стало утверждение 28 союзных программ , которые предварительно были согласованы президентами в сентябре 2021 года. Экономики двух стран начнут функционировать на основе общих согласованных правил и норм», — убежден Путин. Новую Военную доктрину, которую принял 4 ноября ВГС Союзного государства, президент Лукашенко долго отказывался согласовывать, говорят эксперты Фото: Официальный сайт Президента Республики Беларусь Кроме того, члены Высшего госсовета одобрили еще два документа — новую Военную доктрину и Концепцию миграционной политики Союзного государства. Это серьезный шаг вперед, и он не связан с внутриполитическими повестками наших стран. Он связан с необходимостью эффективного взаимодействия наших экономик», — сказал Путин. Количество программ, которые планировали принять стороны изначально, было больше — 32.
Это не удивительно, если вспомнить, что Лукашенко торговался и по Военной доктрине , которую Россия давно согласовала», — поделился источник URA. RU, знакомый с ситуацией.
В беседе с газетой «Коммерсант» Цеков опроверг эту информацию, подчеркнув самостоятельность и независимость Белоруссии. Ранее президент Белоруссии Александр Лукашенко заявил, что республика перебросила несколько батальонов полной оперативной готовности к своей западной границе, отмечает «Радиоточка НСН».
Не исключено, что президент Белоруссии встретится с Владимиром Путиным, чтобы «сверить часы». Ну, а с учетом того, что менее чем через неделю должно состояться послание российского лидера к Федеральному Собранию, которое уже на следующий день соберется полным составом на внеплановые заседания обеих палат, - мысли сами собой лезут в голову. Может быть лидеры двух стран решат запустить интеграционные процессы на полную мощность, а вместо Союзного государства будет просто Единое? Уже 25 лет надеюсь. Должно же исполниться? Политологи считают, что прогноз парламентария может быть недалек от истинного геополитического расклада. Тем более, что предпосылки к максимально плотному уровню интеграции у двух государства есть, - отмечает глава Российского совета по международным делам РСМД Андрей Кортунов: - Объединение в том или ином виде между Россией и Белоруссией идет много лет. Но сейчас в сложившейся обстановке можно говорить о новых форматах интеграции с точки зрения безопасности и внешней политики, - пояснил «МК» политолог. В новой редакции нет прямого указания на безъядерный статус государства.
Создание объединенной транспортной системы России и Белоруссии приобретает особую важность из-за попыток Запада изолировать Россию и Белоруссию от внешних рынков, заявил спикер Госдумы Вячеслав Володин. Посол решил проблемы с логистикой в Белоруссии 18 июня 2023, 22:37 "Коллеги, еще один вопрос, который мы будем с вами сегодня обсуждать, касается создания объединенной транспортной системы.
Союзное государство
Торжественная церемония подписания Договора об образовании Союза России и Белоруссии президентами двух стран Борисом Ельциным и Александром Лукашенко, Москва, 2 апреля 1997 года. Фото: Владимир Родионов / РИА Новости. О характере интеграционного объединения. Максимально возможная интеграция России и Белоруссии была бы в интересах обеих стран, но об их полном объединении речь не ведется. Более того, по мнению отдельных специалистов, революционные инициативы по вопросу интеграции России и Белоруссии могут быть объявлены в ходе Ежегодного Послания Президента России Федеральному собранию РФ. Партнерство Беларуси и России выстраивается на принципах безусловного сохранения государственного суверенитета и территориальной целостности, ответственного выполнения сторонами своих международных обязательств. Валютного объединения РФ и Беларуси еще лет 7 ждать придется. Последние новости» Эксклюзив» Новые перспективы развития Союзного государства России и Белоруссии. Валютного объединения РФ и Беларуси еще лет 7 ждать придется.
Последние новости по теме Интеграция
Президенты России и Беларуси Владимир Путин и Александр Лукашенко провели в Константиновском дворце заседание Высшего Государственного Совета (ВГС) Союзного государства. А в перспективе жители России и Белоруссии смогут пользоваться банковскими услугами в обоих странах без всяких трансграничных ограничений. Белорусский лидер Александр Лукашенко заявил о намерении выстроить такое единство с Россией, которое послужило бы примером всем остальным. У посла поинтересовались, насколько он доволен скоростью интеграции Беларуси и России.
Союзный поворот: Что пишут западные СМИ о сближении и интеграции России и Белоруссии
1 декабря 2023 года будет подписан договор об объединении рынка газа России и Белоруссии. Александр Лукашенко заявил, что РФ и Белоруссия, оставаясь независимыми, могут создать «уникальное объединение, которое будет мощнее, чем унитарное какое-то государство». Для граждан России и Белоруссии 2 апреля является особым днем в календаре — эта дата считается праздником единения двух стран.
Последние новости по теме Интеграция
Реалии»; Кавказ. Реалии; Крым. НЕТ»; Межрегиональный профессиональный союз работников здравоохранения «Альянс врачей»; Юридическое лицо, зарегистрированное в Латвийской Республике, SIA «Medusa Project» регистрационный номер 40103797863, дата регистрации 10. Минина и Д. Кушкуль г.
Вузовские преподаватели окрестили такую практику объединением «ужа и ежа». Обнадеживает то, что в России это уже поняли и намереваются исправлять, о чем неоднократно заявлялось на высоком уровне, в том числе чиновниками министерства науки и образования. Полезно было бы исправлять не только в России, но и в масштабах единого образовательного пространства Беларуси и России. А путеводителем в этом процессе может стать лучшая в мире советская образовательная система. Кстати, наиболее сильные ее элементы заимствовали многие государства.
В целом же важно понимать: объединенная производственная система может действовать эффективно только при условии, когда ее подпитывает живительная сила единства духа и созидания объединившихся. Ее во многом формирует в человеке образовательный процесс. Стоит также отметить, что к процессу интеграции слабо подключен потенциал общественных организаций и объединений, во всяком случае со стороны Беларуси. В этом плане выделяется своим звучанием научная конференция «Безопасность и экономический суверенитет Союзного государства Беларуси и России: общие приоритеты», которая прошла на площадке Общественной палаты России 15 февраля 2022 года. В ней участвовали представители парламентов и экспертного сообщества Беларуси и России. Участники конференции единодушно сошлись во мнении, что общественные структуры Беларуси и России должны более широко вовлекаться в реализацию интеграционных проектов. Глубинная суть такого посыла состоит в том, что гражданское общество в любой стране является фундаментом определенной прочности и устойчивости политической системы как во внутренней политике, так и внешней. Подключение общественных формирований способно не только ускорить создание в Союзном государстве единой безбарьерной экономики, синхронизировать налоговую и таможенную системы, но и дать более четкое понимание народам наших стран, зачем мы включились в интеграцию и как протекает этот процесс. Причем сегодня, в условиях беспрецедентного санкционного давления на Россию и Беларусь коллективного Запада, такая возможность общественных формирований особенно актуальна и ценна.
В процессе интеграции такие объединения могут сыграть исключительно важную роль, естественно, при поддержке политической власти. Они способны вместе с государственными органами участвовать в разработке единых образовательных программ в вузах, научных программ Союзного государства, разрабатывать содержание идеологической, воспитательной работы и др. Союзное государство Беларуси и России на данном этапе его развития представляет своеобразный тип территориально-государственного устройства, который в определенной мере проходил в своем становлении Европейский союз. В Союзном государстве и Россия, и Беларусь все больше выступают как бы в качестве регионов одного государства, но полностью юридически самостоятельных. Поэтому с точки зрения территориально-государственного устройства его нельзя отнести ни к одной из известных классических форм: ни к конфедерации, ни к федерации, ни к унитарному государству. Это не конфедерация, так как здесь координируются не только внешнеполитические действия, что характерно для конфедерации, но и внутриэкономические. Это не федерация, ибо отсутствует главный признак — наличие общей, единой Конституции. Это не унитарное государство, потому что Союзное государство состоит из государственных образований, каждое из которых имеет юридическую самостоятельность и собственную валюту в унитарном государстве составляющие структурные образования не имеют юридической самостоятельности. В Союзном государстве нет единого центра управления и единой денежной единицы.
Нет и конституционно закрепленной надгосударственной политической и экономической власти. В мировом сообществе государств оно выделяется сильными президентами с большими полномочиями в обеих интегрирующихся странах. Если рассматривать Союзное государство не с точки зрения формы, а содержания, что намного важнее, то это интеграционное образование с реально формирующейся безбарьерной экономикой. Этот феномен в своем развитии будет постоянно вызывать к себе пристальное внимание политологов, экономистов, философов, юристов, историков и политиков-практиков. Программы углубленной интеграции Беларуси и России основываются на положениях Договора о создании Союзного государства от 1999 года. Они не несут никакой угрозы суверенитету наших государств, ибо не предусматривают создание каких-то наднациональных органов. Углубление интеграции ставит целью более тесное согласование стратегий экономического развития обоих государств, объединение их усилий и возможностей. Говоря об интеграции, необходимо подчеркнуть, что это неизбежный, закономерный процесс в развитии современного мира и отдельных государств. Он отражает степень включенности Беларуси в глобальное экономическое, политическое, культурное и информационное пространство.
Характерно, что под воздействием глобализации формируются региональные интеграционные объединения — по сути новые формы государственных образований, вносятся существенные коррективы в содержание государственного суверенитета. На смену абсолютному суверенитету пришла тенденция самоограничения суверенитета в пользу национальных интересов. Если в начале XX века классическая форма государства основывалась на принципах территориальной целостности и суверенитета, то ряд нынешних интеграционных объединений представляют своего рода государство в экономических границах. Такой тип государства расширяет зону экономического хозяйствования за пределы своего государства, а нередко и силу политической власти. Опыт Европейского и Евразийского экономических союзов, а также наблюдаемое стремление многих государств в самых разных точках планеты реализовать свои национальные интересы посредством интеграции можно рассматривать и как способ противостояния процессу глобализации, выживания в ее условиях. В целом же регулятором процесса интеграции в условиях демократического развития выступают национальные интересы страны, государственный суверенитет и требования жизни. Для Беларуси стратегическим ориентиром может быть формула: суверенитет — насколько возможно, интеграция — насколько необходимо. Причем с учетом языковой, этнической, конфессиональной близости белорусов и россиян процесс интеграции не является чем-то необычным. Пожалуй, это больше похоже на плотную реинтеграцию отдельных частей когда-то единой страны, на данном этапе — под разными суверенными флагами.
И еще хотелось бы подчеркнуть: если после распада СССР СНГ при всех своих недостатках стало эпицентром сдерживания разобщения бывших советских республик, то Союзное государство с момента его образования явилось вдохновляющим примером для тех государств, которые стали членами Евразийского экономического союза. Владимир Бобков, профессор, доктор исторических наук, Минск Список использованных источников 1. Мезенцев, Д. Беларусь — Россия. Крят, Д.
Позднее, в апреле 2022 года, во время поездки во Владивосток говоря о включении Белоруссии в состав России, Лукашенко заявил, что он с президентом России Владимиром Путиным не настолько глупы, чтобы действовать старыми методами. В этой связи глава Белоруссии подчёркивал, что Москва и Минск собираются отстроить такое единство двух независимых государств, что другие страны будут у них учиться. В феврале 2024 года Лукашенко рассказал о планах оппозиции присоединить к Белоруссии российские регионы. Он пояснил, что оппозиционные политики обсуждают с западными коллегами возможность передачи Польше части территории республики и одновременно — присоединения к Белоруссии части западных регионов России. В этой связи он заявил, что Минск до последнего будет бороться за свои земли, а на соседские территории не претендует. Взаимодействие России и Белоруссии строится на Договоре о дружбе, добрососедстве и сотрудничестве, подписанном 21 февраля 1995 года.
Но в целом это живая лаборатория интеграции на постсоветском пространстве Главное — не сбавлять темп и не терять оптимизма. Компромиссы находятся, и многое получается. Вражда с Западом еще более сближает нас. Можно и нужно смотреть в будущее с оптимизмом. Кирилл Аверьянов Сейчас актуальность проекта Союзного государства связана с тем, что Россия и Белоруссия оказались в одинаковой геополитической ситуации. Союзное государство позволяет двум странам держаться вместе и поддерживать друг друга. При этом я даже сейчас не жду прорывов в сфере российско-белорусской интеграции, потому что даже в текущих условиях Белоруссия продолжает фетишизировать свой суверенитет Сложно представить, чтобы Александр Лукашенко пожертвовал частью своего суверенитета ради полной реализации договора о создании Союзного государства. А без этого никакое реальное объединение невозможно. Интеграция — это всегда ограничение суверенитета. А белорусское руководство к этому не готово. Да, конечно, в будущем он разовьется, но что станет триггером, толчком для этого, я сейчас сказать не могу. Может, какие-то политические события. Этот вопрос можно вынести на экспертное и даже общественное обсуждение. Можно даже провести плебисцит, если на это будет воля политических лидеров. Мне кажется, что будущее Союзного государства лежит в постепенном и неспешном создании единого государства или наднациональной надстройки над двумя государствами с опорой на волю народа и политического класса. Со временем мы придем к единому парламенту и институту единого гражданства, более углубленной экономической интеграции, например, введению единой валюты В этом нет ничего невозможного, есть пример Европейского союза и ряда африканских государств, у которых единая валюта — восточно-африканский франк. Но другое дело, что там основным эмитентом выступает национальный банк Франции , то есть государство, которое являлось бывшей метрополией. А здесь мы не можем сказать, что Россия была метрополией по отношению к Белоруссии. Это должно быть движение медленное, поступательное, но ощутимое. В рамках этого движения должны создаваться наднациональные органы в рамках трех ветвей власти — исполнительной, законодательной и судебной. Экономическая интеграция должна выйти на более высокий уровень. Мы уже прекрасно понимаем, что никакой политической интеграции не будет, нам просто нужен союзник. Для белорусской элиты — то же самое, что и 25 лет назад: выход на российский рынок. Просто теперь им жизненно важно выкачивать из России не только ресурсы, но и технологии, потому что их страна живет по технологиям 1980-х годов. Причем отдавать технологии они требуют безвозмездно, ссылаясь на факт существования Союзного государства. Мы сами их так воспитали.
РФ и Белоруссия рассматривают разработку союзной программы по судостроению
Достижение указанных целей осуществляется поэтапно с учетом приоритетного решения экономических и социальных вопросов. Партнерство Беларуси и России выстраивается на принципах безусловного сохранения государственного суверенитета и территориальной целостности, ответственного выполнения сторонами своих международных обязательств. Россия традиционно является основным торговым партнером Беларуси и крупнейшим экспортным рынком для белорусских товаров. По итогам 2022 года взаимный товарооборот двух стран увеличился почти на 15 процентов. На долю России приходится более половины объема внешней торговли Республики Беларусь. Беларусь и Россия эффективно развивают сотрудничество в таких сферах как энергетика, транспорт, промышленная кооперация. В 2022 году начата реализация совместных проектов по выпуску импортозамещающей продукции на базе флагманов белорусской промышленности. Наряду со взаимодействием в рамках «двойки» Беларусь и Россия выступают за углубление сотрудничества в коллективном формате, принимают активное участие в других интеграционных проектах на постсоветском пространстве. В качестве одного из наиболее «продвинутых» интеграционных объединений на постсоветском пространстве стороны рассматривают Евразийский экономический союз ЕАЭС , который открывает государствам-членам путь к созданию жизненно необходимых условий для свободного перемещения товаров, услуг, капиталов, рабочей силы, равных условий и гарантий для хозяйствующих субъектов.
Мнения по данному поводу высказываются диаметрально противоположные. Так, политолог Сергей Маркелов прогнозирует изменение статуса СВО как реакцию на дальнейшую эскалацию конфликта: Может быть, термин СВО будет заменен на некое военное противостояние Запада и России, потому что это становится очевидным, а у Минобороны появятся какие-то дополнительные возможности и опции: например, ускоренные варианты мобилизации. Надо показать Западу, что Россия не ограничивает себя рамками международных договоров, и тогда мы можем со всей полнотой военных ресурсов вкатываться в этот конфликт. Некий Борис Межуев считает, что президент Путин вообще может заявить о завершении спецоперации со следующей мотивировкой: Думаю, президент скажет, что цели СВО выполнены: основная территория Донбасса защищена, а то, что сейчас происходит, носит совершенно другой характер. А если на нас пойдут «Абрамсами» и «Леопардами», то для нас это будет носить характер защиты собственного дома. Это будет также сообщение партнерам — дружественным странам — Китаю и Индии, Турции и Израилю. Все же хотели, чтобы Россия прекратила СВО, вот мы и завершаем. Теперь пас не за нами. Конечно, довольно абсурдно говорить о достижении целей СВО, когда ВСУ продолжают обстреливать Донецк из Авдеевки и Марьинки, но за прошедший год мы чего только ни насмотрелись. Вот только не совсем понятно, что тут пафосно отмечать на митинге-концерте в «Лужниках»?
Расширение Союзного государства? Одной из самых любопытных выглядит версия о том, что в ближайшие дни в Москве могут произойти некие подвижки в деле строительства не виртуального, а реального Союзного государства России и Белоруссии с возможностью его дальнейшего расширения. Весьма многозначительные намеки сделал первый зампред комитета Госдумы по госстроительству и законодательству Даниил Бессарабов: Сразу после послания пройдет заседание Госдумы, и обсудим все озвученные в ходе послания вопросы. Сейчас время требует быстрых решений.
Эти заявления настораживают, так как Белоруссия обеспечивает безопасность Калининградской области, «нависая» над Сувалкским коридором.
Кроме того, территория республики представляет собой плацдарм для наступления на Киев, что и было использовано в начале СВО. Через тот же Кобринский район лежит самый короткий путь и на западную границу Украины в направлении Луцк — Львов. Ударом в этом направлении можно обрезать основные пути западной военной логистики. Минск опубликовал военную доктрину, утверждённую Всебелорусским народным собранием. В документе говорится о возможности вовлечения Белоруссии в международный вооружённый конфликт из-за интенсивных военных приготовлений стран Восточной Европы, агрессивной политики руководства Польши и стран Прибалтики.
Доктрина учитывает вероятность перехода Запада к насильственным методам, ведущим к провоцированию в Белоруссии «внутреннего вооружённого конфликта», а также целенаправленные попытки западных стран разрушить интеграционные связи в ОДКБ и Союзном государстве. Если вспомнить начало СВО в феврале 2022 года, то тогда также Лукашенко говорил о возможном нападении на Белоруссию «с четырёх мест». Возможно, что сейчас реализуется подобный же план.
В их числе — единый эмиссионный центр, счетная палата и суд Союзного государства, единый таможенный орган, единый орган по учету собственности Союзного государства, единые налоговый и антимонопольный органы, а также единые регуляторы в области транспорта, промышленности, сельского хозяйства, связи. Об этом заявил журналистам министр иностранных дел Беларуси Владимир Макей. Он отметил, что появился новый термин «понуждение к интеграции». Сегодняшний разговор состоялся по инициативе Путина, главы стран поздравили друг друга с наступающим Новым годом и «в продолжение и развитие вчерашнего разговора» обсудили тему поставок углеводородов, однако к соглашению не пришли: Лукашенко поручил закончить переговоры с российской стороной и наладить поставки из альтернативных источников. По сути, это означает, что Беларусь отказалась от российской нефти. По его словам, остались не согласованы только несколько вопросов.
Возможно ли расширение Союзного государства на годовщину начала СВО
Последние новости о действиях России и Белоруссии по формированию Союзного государства. 16 сентября пресс-секретарь президента РФ Дмитрий Песков сообщил, что программа экономической интеграции России и Белоруссии должна быть представлена президентам двух стран до конца текущего года. Россия и Белоруссия также приняли постановление о стратегии научно-технического развития Союзного государства до 2035 года и договорились о модернизации и развитии железнодорожной инфраструктуры. Вопрос объединения России и Белоруссии скорее из области психологии. "Лукашенко зависит от российской поддержки по причине усиливающейся изоляции Белоруссии.
Путин и Лукашенко обсудили программы интеграции Союзного государства
Председатель правительства РФ, председатель совета министров Союзного государства Михаил Мишустин, премьер-министр Республики Беларусь Роман Головченко и государственный секретарь Союзного государства России и Белоруссии Дмитрий Мезенцев. Накануне послания Федеральному собранию президент РФ планирует встретиться с президентами Беларуси, Абхазии и Южной Осетии: о чем глава России будет говорить с лидерами республик, читайте в материале ФедералПресс. Партнерство Беларуси и России выстраивается на принципах безусловного сохранения государственного суверенитета и территориальной целостности, ответственного выполнения сторонами своих международных обязательств. Глава комитета Совета Федерации по международным делам Григорий Карасин заявил, что необходимо укреплять отношения Белоруссии и России в разных сферах, это сделает страны сильнее на международном уровне. Глава комитета Совета Федерации по международным делам Григорий Карасин заявил, что необходимо укреплять отношения Белоруссии и России в разных сферах, это сделает страны сильнее на международном уровне.