О шурави — советских солдатах, воевавших в Афганистане, — сняты фильмы («Шурави»[2]), написаны книги[3], патриотические клубы создают музеи[4]. Смотрите онлайн видео «Кто такие «Шурави»?» на канале «Секреты Умелых Рук» в. О шурави, о советских солдатах, воевавших в Афганистане, сняты фильмы «Шурави».
"Шурави" - кто это? Происхождение и значение слова
шурави — сущ., кол во синонимов: 2 • амиго (17) • советский (8) Словарь синонимов ASIS. служить или честно трудиться «на гражданке». Невидимыми прочными нитями пережитого это обращение связывает накрепко тех, кто имеет на это право, навсегда. 15 февраля 1989 года «шурави» (советские воины) покинули Афганистан в образцовом походном порядке с развернутыми боевыми знаменами. Связь понятия шурави с советской властью обозначилась еще в 1920, когда появилась Бухарская народная советская республика (тадж: Ҷумҳурии Халқии Шӯравии Бухоро). За время пребывания ограниченного контингента советских войск в ДРА здесь попеременно побывали несколько отдельных отрядов спецназа ГРУ Генштаба ВС СССР общей численностью порядка 4 тысяч человек.
Чеченские «шурави»
Очень много времени с ними проводил. Доходило иногда до того, что некоторые офицеры пеняли меня за чрезмерную, по их мнению, заботу о солдатах. А я не мог поступать иначе, ведь большинство солдат — это совсем молодые парни, 18-19 лет. Многие даже не знали, куда и зачем они попали. Приходилось объяснять. В каких условиях приходилось жить? Жили в Кабуле мы в утепленной палатке. Первая ассоциация — землянка времен Великой Отечественной, приспособленная под другой климат. Водой нас обеспечивали, привозили на специальной машине. Песчаные бури летом доставляли много неудобств. Бывали случаи, когда моджахеды закладывали в пыль мину и устанавливали взрыватель так, чтобы взорвалась не первая машина, а любая из последующих.
Вы постоянно работали с ребятами 18-19 лет, самому было уже за 30. Была ли у Вас семья и как поддерживали связь с ней во время службы в Афганистане? На тот момент, я еще не был женат. Мама — вот и вся моя семья. Она, конечно же, сильно переживала. Общаться можно было только за счет писем, каждое из которых шло минимум 2 недели. Когда я был в отпуске на родине, в Вологодской области, то перед самым отъездом, я заболел желтухой. Только со второго письма в части появилась информация, о моей болезни и мне надо остаться. Ваша родина — Вологодская область, а что связывает с Орлом? Супруга моя отсюда Солдат, побывавших в Афганистане, называют сейчас «воинами — интернационалистами».
А чем для вас был интернациональный долг? Каким образом вы разъясняли это понятие солдатам? В длинных речах смысла не было. Объясняли просто. Мы помогаем дружественной нам нации в борьбе с внутренними и внешними противниками. Одновременно с этим, говорили, что в нашу задачу входит защита южных рубежей. И если бы не мы, то в Афган пришли бы другие. Кто знает, пошли ли бы они дальше, уже к нам. И сами так понимали, и другим объясняли. Вы, так или иначе, должны были взаимодействовать с местными жителями.
Как афганцы воспринимали «шурави» диалектическое прозвище русских? Крестьяне относились к нам нормально. Еще до начала войны в Афганистане было много русских. Они строили дороги, школы, больницы. Местные знали, что мы помогали, помогаем и будем помогать. С детьми наши солдаты тоже хорошо общались. Малышей привлекало наше вооружение, машины. Часто можно было наблюдать, как стайка полуголых, голодных маленьких афганцев бежала за машиной, пытаясь вспрыгнуть на подножку. И как все дети, они были всегда безмерно рады сладкому. Мы их часто угощали сгущенкой или печеньями.
А что скажете о взрослых? Как Вы к ним относились? Сложно ответить однозначно задумался. Те, что в полях трудятся и моджахеды из банд — это, конечно, совершенно разные люди. И всегда было сложно понять, кто перед тобой.
Первое, о чем он меня попросил - не опубликовать сообщение о нем. Я спросил: «А стрелял ли он в людей». После длительной паузы ответил: «В меня стреляли, я стрелял, в меня не попали, я надеюсь, что я тоже не попал». По словам Хайрулло, там «шурави» по-настоящему не воевали - они охраняли кишлаки, дороги, мосты, школы, больницы: «В основном «духи» нападали, мы отбивались». На вопрос, не сожалеет ли, что год его жизни в Афганистане был прожит впустую, он сначала обиделся. Мы помогали афганцам строить новую жизнь, мы не только воевали, но и строили. Лично наш полк построил кинотеатр, баню, поликлинику, и потом - мы выполняли приказ». Так "шурави" встречали в Курган-Тюбе, февраль 1989 года При этом он добавил, что афганцы в основном добрые люди, большинство не хотят войны, и он на них зла не держит.
Произошло от афганского названия советских гражданских и военных специалистов , в большом количестве работавших в Афганистане с 1956 года. Связь понятия шурави с советской властью обозначилась еще в 1920, когда появилась Бухарская народная советская республика тадж.
Это обращение — особый знак единства. По нему отличают своего от остальных. Понимают, поддерживают, помогают, многое прощают.
«Дурак, зря воевал с русскими». Почему в Афганистане любят «шурави»?
Чтобы помнили У «Правды шурави», без сомнений, будет еще немало подписчиков, новых рассказов и фактов, которые можно услышать от живых солдат той войны. Несмотря на жестокое противостояние с «шурави», тех из них, кто соглашался стать мусульманином, они легко принимали в свои ряды. Несмотря на жестокое противостояние с «шурави», тех из них, кто соглашался стать мусульманином, они легко принимали в свои ряды.
Советский спецназ в Афганстане: «шурави», которых «душманы» боялись больше всего
Поголовно - небритых и с огромными тюрбанами на макушках голов. Заросших курчаво-густыми, годами не стриженными волосами. Люди — загадки. Живописно одетые суровые мужчины, на ногах - широкие шаровары, на плечах — свисающие до щиколоток бесцветные безразмерные робы. У некоторых, в огромных, покрытых навсегда не смываемым коричневым загаром, лапищах, потёртые, много раз стрелявшие карабины. Аборигены притаившейся глубокими горными ущельями земли. Многие местные — босые. Но все - себе на уме.
Народ — мало известной Азиатской страны. Живущей бедно. По законам другого вероисповедания. Страны, прозябающей, и по сей день, в меридианах и амплитудах приторможенного средневековья. С цепко удерживаемыми металлическими дужками дырочками, по окружности головы, для вентиляции. И с широкими, простроченными по кругу грубыми нитками, полями… И автоматы. Калаши, как их называют наши.
Ребята поверили, так им сказали, что их помощь — очень нужна стране. В которой они оказались… Солнце в Афганистане палит каждый день нещадно. Выжигает лица и шеи. Постоянно хочется пить. И леденит сковывающим насквозь безволием уставшие за день тела. В температуре — до -10. Замерзали до смерти солдаты в тентовых палатках, на горных стоянках.
Засыпая, беспробудно, распаренными афганским пеклом, в кинутых прямо на землю спальных мешках. Именно там, в горах, будут происходит многочасовые изматывающие бои советских с племенами. Воинственно-враждебно настроенными против русских. Полномасштабная гражданская война, которая уже вовсю пылала в Афганистане, до прибытия советских войск, означала только одно: начинался период затяжного военного конфликта. На своих плечах, вещмешками, весом до 40 килограмм, тащили на себе, рты- на замках молчания, глыбы афганского синдрома, в горы, с гор, молодые ребята. Для которых, мужество отчаянно смелых и рано постаревших первыми сединами на висках, не стали тогда разменными монетами. В понятиях Родина, Отчизна, солдатский долг, патриотизм.
Честь бойца. Советский Союз. О геройстве служивых, из того опально-дымного времени, не принято, в общем-то, много говорить. Темя —специфическая. И больше она - для людей, проявляющих к ней свой личный интерес. Но, если зацепит она каким-то шальным образом — разорвёт в хлам мысли. Достаточно только поинтересоваться героизмом солдатских будней.
Озадачиться состоянием афганских дорог, связующих и сегодня между собой горные кишлаки-деревни. Зигзагами огромной жирной змеи анаконды петляют серые ленты, эти рукотворные безасфальтовые прямолинейсти, среди отвесных, недоступных пешим восхождением на них, на горные вершины. Внизу, с обратной от серпантиновых скал дорог — отвесные, под прямым углом к дорогам, пропасти. Не один, подбитый смертельным дождём льющегося из невидимых горных щелей артобстрела советский бронетранспортёр, со всем экипажем машины, рухнул в бездонную афганскую пропасть. И такие поражения так болезненно переживались… Невозможность собрать останки переломанных вживую тел. Заторможенность осмысленности. Неспособной вообразить мгновенную трагичность внезапно оборвавшихся молодых жизней.
На последнем своём издыхании пролетевших над проклятой пропастью. Язык не поворачивается озвучить, сколько тысяч километров вдали от родного дома. Который в Сибири. Или на Урале. А, может, и в Киеве был. Перевал Саланг. Стратегически важная отметка в георафии Афганистана.
Советские посторили здесь туннель, длиной 2, 7 километров. Всемирно известным он стал после разыгравшейся здесь печальной трагедии. Случившейся здесь в годы присутствия в Афганистане шурави. Воздастся Небом тем, кто вспомнит дословно эти трагические даты. Всех советских, погибших в Афганистане. Дорога-высотка — в узком трубообразном тоннели. Голова колонны медленно вошла в туннель.
Внутри машина-бензовоз подорвалась на минах. Огонь, горящее бешеным пламенем топливо, из огромных бензобаков.
В целом на территории Афганистана было разрушено три четверти объектов, построенных Советским Союзом в дар афганскому народу. Сейчас бывшие «воины джихада» за голову хватаются — для чего они так поступали, ведь своими же руками вогнали промышленно развитое государство в каменный век! Например, в Джелалабаде в 1979—1989 гг. Теперь производства еле-еле хватает для нужд Афганистана, да и то не везде — на месте теплиц находятся минные поля. Хирург Ильяс Ахмад, учившийся в 80-е гг.
Иду я по коридору и вдруг вижу табличку на стене — это здание отремонтировано на деньги какого-то фонда из США. Я интересуюсь: а где же упоминание о русских? Оказалось, приказали стереть. И отныне у молодёжи мнение — институт им подарили американцы. Но это же ложь! Ощущение противное — у людей специально отшибают память, говоря: русские — жестокие оккупанты, они не делали для Афганистана вообще ничего хорошего». Дорогу из Герата в Кабул, проложенную советскими строителями, американцы собирались «перемостить», но деньги, как обычно в современном Афганистане, разворовали — положили только две бетонные плиты.
Тоннель сквозь горный перевал Саланг, который делали московские метростроевцы, разрушили во время боёв между талибами и Северным альянсом. Позже отремонтировали, однако его по-прежнему именуют «тоннелем шурави».
Слово получило распространение сначала среди афганцев, впоследствии и среди ветеранов афганской войны , как автоэтноним «Мы — шурави».
Мы боимся их вертолетов! К тому же специально для оперативно-разведывательных действий в Афганистане были созданы группы спецназначения «Кобальт», «Каскад» и другие. В условиях секретности это внесло настоящую сумятицу в стан врага. Моджахеды путались в названиях, удивлялись, чем один Spetsnaz отличается от другого, но особенно пугались количества отрядов специального назначения, которые дислоцировались по всей территории Афганистана. Советские спецподразделения могли за сутки покрывать огромные расстояния и наносить удары в самых неожиданных местах. По признаниям пленных душманов из воспоминаний Александра Лазаренко, командовавшего отрядом «Каскад» , у них порой создавалось впечатление, что они воюют с целой армией спецотрядов. Не числом, но умением На самом деле общая численность бойцов спецподразделений никогда не превышала 3 000 человек. В 1985 году разрозненные отряды объединили в группу, главной задачей которой стал контроль границы и уничтожение караванов из Пакистана. Как отмечает журналист Эдуард Жирарде, немало поездивший по Афгану в годы войны, спецназовцы справлялись с поставленной задачей на отлично, действуя «быстро, тихо и смертоносно».
Происхождение афганского шурави от тотема
Мир продержался недолго. В конце лета 1979 года конфликт, вызванный расколом в межпартийных рядах, обострился настолько, что действующий глава правительства Н. Тараки был отстранен, исключен из членов партии и арестован. Немного позже он «умер от волнений», как сообщили афганские СМИ. Следствием переворота стали масштабные чистки в среде действующей партии. Получивший власть Х. Вам будет интересно: Лысьва: история города, достопримечательности и фото Реклама 12 декабря 1979 года, прикрывшись ранее звучавшей от Х. Сам Х. Амин погиб от взрыва гранаты во время штурма правительственного здания. Советские средства массовой информации, ранее положительно оценивавшие его деятельность, сменили курс и стали писать о нем как о «приспешнике ЦРУ», а его окружение называли «кровавой кликой». Реакция народа Афганистана Большинство местного населения не приняло ввод иностранных войск и начало активно оказывать вооруженное сопротивление.
Что такое «шурави» для местного жителя? Конечно же, прежде всего - враг. Против наших солдат сражались противники социализма и революционной борьбы, получившие название «душманы», то есть бандиты.
Большое количество добровольных помощников, снабжающих повстанцев информацией и продовольствием, глубокая религиозная убежденность в борьбе против «неверных», неприхотливость делали афганцев трудным противником. Слово «шурави» стало для них лозунгом освободительной борьбы. Военные действия продолжались более девяти лет и унесли жизни почти миллиона афганцев.
Правительство озвучило наши потери цифрой в 15 тысяч человек. В середине лета 1987 года новое правительство Афганистана предложило бунтовщикам мирное решение затянувшегося военного конфликта. По результатам соглашения, подписанного СССР в Женеве, 15 мая 1988 года начался организованный вывод войск с территории Афганистана. Девятью месяцами позднее, 15 февраля 1989 года ее официально покинул последний советский бронетанковый взвод. Эта дата вошла в историю Советского Союза как день окончания Афганской войны. Эхо войны Некоторые местные жители, мирно настроенные к советским солдатам, и сейчас отмечают положительные следы советского военного присутствия в стране.
Что такое «шурави» для них? Люди, принесшие на родную землю материальную и медицинскую помощь, построившие крепкие здания и проложившие хорошие дороги. Люди, которых до сих пор вспоминают добрым словом. Источник Кто такие шурави и как афганцы называют русских? Первые контакты России и Афганистана относятся к концу XIX века, когда империя завоевала Среднюю Азию и напрямую вышла к территории этого государства. Кабульскому эмиру тогда подчинялись далеко не все местные племена, но это не мешало ему оказывать отчаянное сопротивление британским вторжениям.
Англия тогда считала, что земля горных кланов должна надежно прикрывать от россиян Индию — бриллиант в короне британской империи. Поэтому ее несколько раз пытались завоевать с разной степенью успешности. Афганцы были рады любой помощи и усиление влияния Петербурга приняли очень благожелательно. Правда, контакты тогда были только между приближенными эмира, горсткой офицеров и немногочисленными русскими посольствами и резидентами. Простой народ о могучем северном государстве не знал совсем ничего. Соответственно, необходимости как-то называть его жителей не имелось.
Слово получило распространение сначала среди афганцев, впоследствии и среди ветеранов афганской войны , как автоэтноним «Мы — шурави». В культуре.
В магазинах Афганистана почти нет «своих» продуктов — из-за полувековых, практически не прекращающихся войн. Разве что баранина, питьевая вода, орехи. Зато полно импортного фастфуда — хотя это больше для зажиточных афганцев, результат такой «диеты» можно сразу увидеть по их весьма упитанным детям. Рассказали и о нашей «Алёнке» — шоколад привозят в Афганистан китайские торговцы, активно закупающие сладости в РФ.
Евгений Сатановский: «Шурави» были лучшими врагами Афгана
Требовалась медпомощь, оказывать её женщине в данном случае, по понятиям афганцев, могла только женщина. Видимо, тогда 24-летняя фельдшер-шурави попала в поле зрения тургундийских «авторитетов». После этого в батальоне побывал в гостях у особиста Дастагир-хан, старший брат Джелани-хана. Тогда никто и не догадывался, что это были «смотрины».
Вскоре появился и сам соискатель руки и сердца. Правда, он истолковал это по-своему: решил, что мне ткань не понравилась. Позвал в дукан — магазин — и предложил выбрать всё, что я хочу.
Когда я снова отказалась от подарков, Джелани-хан понял, что сватовство не удалось. Потом наш особист со смехом рассказывал, что породистый афганец, прежде чем идти ко мне, попросил в батальонном магазине продать ему офицерские туфли — они там обычно в калошах ходили. Роды в кишлаке Был случай, когда в батальон приехали афганцы из соседнего кишлака на трёх машинах марки «Тойота».
У одного из них жена собралась рожать, им сказали, что у шурави есть женщина, умеющая принимать роды. Допустить на женскую половину дома мужчин-медиков они не могли. К тому же афганский кишлак — настоящий лабиринт узеньких улиц, где два человека расходятся с большим трудом.
Там легко заблудиться и потеряться. С собой я взяла на всякий случай кнопочный нож, спрятала его среди перевязочного материала.
Общественная организация ежегодно проводит целый ряд мероприятий к праздничным датам — таким, как День защитника Отечества, годовщина вывода советских войск с территории Афганистана, День Победы, День освобождения Ржева от немецко-фашистских захватчиков. Кроме того, участники ООВ «Шурави» поздравляют матерей погибших или умерших воинов, по мере возможности оказывают им помощь, выступают в школах и колледжах, ведут большую разъяснительную работу. Словом, организация не бумажная и не номинальная, а самая что ни на есть живая и постоянно развивающаяся. Отдельной строкой нужно отметить работу афганцев в части благоустройства сквера на берегу Волги. Всё начиналось с идеи построить мемориал воинам-интернационалистам, который станем местом, куда можно будет прийти и почтить память погибших героев. Но от идеи до её воплощения в жизнь был пройден долгий и трудный путь.
Собственно, у «Шурави» кроме идеи ничего и не было: ни денег, ни техники, ни даже проекта. Единственной газетой, которая много лет назад поддержала это начинание, была «Ржевская правда». Через «РП» собирались средства от неравнодушных людей, на её страницах корреспонденты рассказывали о том, как идёт строительство, здесь же публиковались отчёты о мероприятиях и планах на перспективу.
Поэтому ее несколько раз пытались завоевать с разной степенью успешности. Афганцы были рады любой помощи и усиление влияния Петербурга приняли очень благожелательно. Правда, контакты тогда были только между приближенными эмира, горсткой офицеров и немногочисленными русскими посольствами и местными резидентами. Простой народ о могучем северном государстве не знал совсем ничего. Соответственно, необходимости как-то называть его жителей не имелось. Но после появления на исторической арене Советского Союза связи усилились. СССР даже стал первой страной, которая признала Афганистан в качестве независимого государства.
Он только что освободился от британского протектората и даже принял конституцию. Правда, в 1929 и 1930 годах Красная армия вторгалась на чужую территорию погонять среднеазиатских басмачей, но на отношения с центральным правительством страны это не шибко-то повлияло. Граждане Союза тогда стали частыми гостями на территории этого мусульманского королевства. Возникла необходимость как-то их называть. Поскольку в СССР было заявлено о формировании нового, советского, народа и это же название употреблялось в официальной переписке , его представители получили у афганцев имя шурави — «советские», от персидского и арабского слова шура, то есть совет. Все время, пока отношения двух стран оставались дружественными, такое понятие в глазах афганцев имело положительный оттенок. Еще бы, ведь шурави помогали им почти за бесплатно. Да и были совсем не такими надменными, как малахольные европейцы и американцы. Но с началом военного вторжения в 1979 году, значение термина поменялось на противоположное. У местных борцов за независимость, моджехедов, даже появился девиз — «Марг бар шурави» или «Смерть Советам».
Несмотря на такой негативный смысл, национальное прозвище вполне восприняли и солдаты советской армии, которым вменялось в обязанность поддерживать хорошие отношения с местными. Многие воины-интернационалисты продолжали так себя именовать и «на гражданке». Слово понравилось еще тем, что оно объединяло всех граждан страны: русских, украинцев, татар, казахов и др. Надо сказать, после распада СССР и забвения коммунистической идеологии, в Афганистане продолжили по старинке называть своих бывших врагов шурави. Правда теперь такое название закрепилось исключительно за гражданами РФ.
Более того, оно употреблялось даже на официальном уровне, для подчёркивания важности сотрудничества Афганистана с Советским Союзом: в частности, общеупотребительное приветствие «Шурави — хуб асти» [2] и другие приветствия адресованные советским гостям [3]. Негативную коннотацию слово приобрело на рубеже 1970-х и 1980-х гг.
Происхождение и смысл термина «шурави»
- Шурави — душман — груз 200. Десять слов, которые пришли к нам из Афгана
- Шурави что значит с афганского
- Происхождение термина
- Шурави — Википедия Переиздание // WIKI 2
За что сражались «шурави»
С целью разложения контингента советских войск в Афганистане моджахеды наладили поставки наркотиков и алкоголя в боевые подразделения «шурави». служить или честно трудиться «на гражданке». многие слышали это приветствие или встречали на страницах интернета. Смотрите онлайн видео «Кто такие «Шурави»?» на канале «Секреты Умелых Рук» в хорошем качестве, опубликованное 12 сентября 2023 г. 12:03 длительностью 00:02:19 на видеохостинге RUTUBE. «советский») - разговорное название наших солдат среди местных жителей, часто использовавшееся с уважительной интонацией.
Кто такой шурави в Афганистане: история и значение
так называли советских солдат, воюющих в Афганистане во время афганского конфликта в 1979-1989 гг. истор. советский человек, советские люди (в речи афганцев) Шурави высоко оценивают этот кишлак! О шурави — советских солдатах, воевавших в Афганистане, — сняты фильмы («Шурави»[2]), написаны книги[3], патриотические клубы создают музеи[4]. Шурави — историческое название уроженцев СССР в Афганистане. Произошло от афганского названия советских гражданских и военных специалистов, в большом количес.
"Шурави" - кто это? Происхождение и значение слова
Окончательное решение его было таким: «Я пришел сюда с вами и уйду, даст Аллах, домой вместе с вами». Там же, в госпитале, он познакомился с другим своим земляком, жителем с. Чишки Саид-Селимом Эскиевым. Это была их первая и последняя встреча. Эскиев проходил службу на отдаленном посту возле населенного пункта Сураби вблизи афгано-пакистанской границы. Когда ему оставалось до конца срока службы два месяца, его отряд вышел на боевое задание. Когда у одного из впереди идущих под ногами раздался шелчок, Эскиев, не раздумывая, оттолкнул его и сам лег на мину, своей жизнью спасая товарищей… Билал Таташов вспоминает, как после его службы в Афганистане туда же, на срочную службу, был призван его младший брат Халил. Однажды во время сопровождения колонны он попал в ту часть, в которой служил Билал и встретил его сослуживца Юсуп-Хаджи из Гудермесского района. Когда я передавал свой ремень Юсупу-Хаджи, на нем было уже пять имен. После общения с моим братом Юсуп-Хаджи подарил ему тот самый ремень, в свое время подаренный ему мною», — вспоминает Билал Таташов.
Необходимо отметить, что спустя всего пять лет, уже во время боевых действий в Чеченской Республике, боевое братство оказалось сильнее политических предрассудков. Известно, что часть чеченских «афганцев» в период боевых действий на территории ЧР входили в состав незаконных вооруженных формирований. Однако это не мешало им поддерживать контакты с «афганцами» из регионов России, которые обращались с просьбами о поиске пропавших без вести солдат, а также военнослужащих, находившихся в плену. Боевое братство оказалось сильнее политических предрассудков. Так, например, ветераны войны в Афганистане с помощью своих боевых друзей-чеченцев оказали содействие в освобождении из плена майора Морозова и его группы из 50 человек. А вот как вспоминает майор Морозов, командир отряда 22-й обр спецназа ГРУ, плененный боевиками 8 января 1995 года в горах вблизи с. Комсомольское, о встрече с чеченскими «афганцами» в журнале «Братишка» за январь 2010 года: «В первые дни меня допрашивали начальник разведки и начальник контрразведки Шалинского района. Оба в прошлом военные, служили в Афгане. Сидим в камере.
Заходят: «Морозов, пошли». Ну, думаю, начинается. Выходим из здания департамента госбезопасности Шалинского района, раньше там милиция была. Они мне так, негромко: «Ты только веди себя спокойно, не дергайся». А выглядим мы почти одинаково. Все в камуфляже и в черных вязаных шапочках. Я за несколько дней уже оброс. Выходим, пересекаем площадь и заходим в кафе. Садимся за стол.
Они что-то сказали, и скоро на столе появились бутылка водки, соленые огурцы и еще что-то из закуски. Они наливают и говорят: «ну что, братан, давай за встречу». Мол, братья-«афганцы» и т. Они и говорят: «Ты знаешь, мы пока не решили, что с вашим отрядом сделать. Но если дело дойдет мочить вас, то знаешь, на тебя рука не поднимется. Вон стоит «жигуленок», давай-ка мы тебя сейчас в Хасавюрт вывезем, и у тебя все нормально будет. А с отрядом потом решим. Отказался я от такого предложения».
В середине лета 1987 года новое правительство Афганистана предложило бунтовщикам мирное решение затянувшегося военного конфликта. По результатам соглашения, подписанного СССР в Женеве, 15 мая 1988 года начался организованный вывод войск с территории Афганистана. Девятью месяцами позднее, 15 февраля 1989 года ее официально покинул последний советский бронетанковый взвод. Эта дата вошла в историю Советского Союза как день окончания Афганской войны. Эхо войны После вывода войск на земле Афганистана остались сотни советских граждан. Часть из них - военнопленные, часть - дезертиры. Кто-то из них вернулся на родину в 90-е годы, то-то принял ислам, обрел новую семью и отказался возвращаться. До сих пор работают добровольческие комиссии и комитеты, разыскивающие наших соотечественников в Афганистане. Некоторые местные жители, мирно настроенные к советским солдатам, и сейчас отмечают положительные следы советского военного присутствия в стране. Что такое «шурави» для них? Люди, принесшие на родную землю материальную и медицинскую помощь, построившие крепкие здания и проложившие хорошие дороги. Люди, которых до сих пор вспоминают добрым словом. Понравилась статья? Поделись с друзьями: Реклама.
Сегодня, когда Афганистан опять оккупирован, военная коалиция НАТО зеркально повторяет то, что было в Афгане в советские оккупационные годы. А как нужно было поступить? Что есть своя доля в этом у западного сообщества — может быть, у блока НАТО, — и у советского блока, у Китая и Японии. Это был бы гораздо более безопасный мир, чем мир, в котором нас победили за счет нашей собственной усталости, нашего собственного нежелания жить в той косной, замшелой, бюрократической советской парадигме, в которой мы все существовали тогда, зажатые, как в тисках. Мир изменился, потеряв стабильность и управляемость. Революционные, террористические, другие группировки вышли, что называется, в свободный поиск. Тех, кого прикармливали американцы, стали Аль-Каидой, а те, кого прикармливали мы — антиглобалистами и ультра-левыми, ничуть не менее опасными для нас, чем для Запада. Это были золотые времена, спокойные по сравнению с сегодняшними и сытые времена. Очень много потерял — как ни грустно это признать — Афганистан со времен советской оккупации. Далеко не все, что было сделано в советские времена для Афганистана, было плохим, очень многое было хорошего. Вот это афганцы сегодня понимают. Потому что они видели все: талибов и моджахедов, последствия западной оккупации и пакистанского вмешательства, они видели результаты иранского вмешательства в приграничных районах. Им есть, с чем сравнивать.
Как отмечают американские СМИ, эти деньги были разворованы афганскими чиновниками, полевыми командирами и наркомафией. При этом американские военные всячески пытались вытравить из памяти афганцев хорошие воспоминания о пребывании здесь советских войск. Многие россияне, посетившие Афганистан в 2000-х, с сожалением отмечали, что статус "шурави" уже не имеет того значения, как в 1990-х. В 2010 году журналист Равшан Темуриен, работавший переводчикам во время Афганской войны, в интервью информационному агентству "Фергана" отмечал, что после девятилетнего нахождения американских войск в Афганистане можно провести сравнение с аналогичным периодом пребывания в этой стране ограниченного контингента советских войск. И это сравнение, со слов Равшана, почти всегда не в пользу США. Афганцев очень сильно раздражают методы войны, исповедуемые коалицией. Американцы все в шлемах и бронежилетах, идут всегда цепочкой, оружие наготове, в случае чего палят куда ни попадя. А советский солдат оружие держал на ремне и шел ни от кого не прячась, - передавал Темуриен слова одного из бывших моджахедов. Командир Северного альянса Ахмад-Шах Масуд отмечал, что советские солдаты, как и его бойцы, были настоящими воинами, которые хоть и воевали друг против друга, но делали это честно.