Новости трагедия в москве норд ост

Как удалось спасти большинство пленников «Норд-Оста» — в новом расследовании программы «Основано на реальных событиях».

«В автобусах живые находились вперемешку с трупами». 17 лет теракту в «Норд-Осте»

Фото Unsplash Этапы горя Люди, потерявшие близких, в переживании горя проходят несколько этапов. Они переживают состояние острого стресса, испытывают комплекс сильнейших эмоциональных реакций, таких как страх, отчаяние, тревога, гнев. В этот момент очень сложно совладать с чувствами и контролировать свое поведение. Такое состояние не может длиться долго — оно отнимает очень много ресурсов, изматывает человека психологически и физически. Отрицание Человек не может поверить в смерть близкого. После «Норд-Оста» родственники не могли опознать родных в морге. Даже на похоронах не верили, что прощаются именно со своим близким. Для того чтобы помочь людям справиться с тяжелым стрессом во время чрезвычайной ситуации, работают специалисты. Если человек не испытывает облегчения после беседы с психологом, подключается психиатр, у которого больше ресурсов, в том числе и психотерапевтических и медикаментозных. Гнев Затем наступает этап гнева: «Почему это произошло со мной и моими близкими? Торг Он сменяется этапом «сделки» «Боже, сделай так, чтоб он выжил!

Принятие Важный завершающий этап — осознание произошедшего, которое может начаться через несколько часов, а может и через несколько дней или недель. В среднем этап занимает несколько месяцев, а в случае смерти близкого — около года. После природных катаклизмов сила эмоциональной реакции не так высока, как после антропогенных, то есть вызванных людьми, особенно сопровождающихся насилием». Некоторые опускают руки, нередко заболевают. Кто-то уходит в религию, иногда — в секту. Кто-то со всеми конфликтует как, например, так называемые комбатанты — афганцы, «чеченцы». Другие находят смысл в детях, благотворительности или в поисках правды ради всех. Из двух дочерей Дмитрия Миловидова террористы отпустили только одну. Вторая погибла во время штурма. Ему, инженеру по профессии, легче оперировать не эмоциями, а цифрами.

В перечне мельчайших деталей, фактов, дат, номеров дел — огромная боль и обида, которые до сих пор не отпустили. Все это время он и другие активисты ходят на судебные заседания, упорно ведут собственное расследование.

Мовсар Бараев не собирался умирать в «Норд-Осте»: роль смертниц была отведена вдовам, которых возглавила дядина Зура. Для шахида парень чересчур любил деньги и женщин. На что он надеялся? На то, что подфартит так же, как Басаеву в Буденновске и Радуеву в Первомайском. Не случайно его группа была усилена несколькими участниками похода на Буденновск — их опыт мог очень пригодиться. Кое-кому из персонала центра удалось быстро сориентироваться в ситуации, запереться в отдаленных от зрительного зала помещениях и потом выбраться из здания через окна. Актеры, которые не были задействованы на сцене на момент захвата, закрылись в гримерке, а потом связали «веревку» из костюмов и по ней спустились из окна на улицу.

Один из боевиков, в камуфляже, маске и с автоматом, вышел на сцену прямо посреди спектакля и приказал актерам спуститься в зал, для убедительности несколько раз выстрелив в потолок. Он же объявил всем присутствующим, что они являются заложниками. После этого террористы разошлись по залу и заминировали его. Артиллерийские снаряды — те самые, что были замаскированы под тормозные ресиверы КамАЗа, — установили в партере и возле бельетажа, объяснив сидящим вблизи зрителям, что это бомбы. Тем заложникам, которые пожелали позвонить своим близким по мобильным телефонам, разрешили это сделать — и велели сообщить, что Театральный центр захвачен, и если силовики попробуют взять его штурмом, то за каждого убитого ими боевика будут расстреляны десять заложников. Первые жертвы и освобожденные К Театральному центру стянули усиленные наряды милиции, ОМОН, СОБР, приехали руководители силовых ведомств — и московских управлений, и федерального уровня. Из показаний успевших покинуть здание сотрудников стало известно, что захватчики — чеченские террористы. Тогда же впервые прозвучала версия о том, что они хотя на тот момент еще не было выдвинуто никаких требований будут настаивать на прекращении боевых действий в Чечне. Подполковник юстиции Константин Васильев, показав в оцеплении свое служебное удостоверение, беспрепятственно вошел в здание центра и предложил террористам взять в заложники его, чтобы те взамен отпустили детей.

Боевики не поверили, что мужчина действует по собственному почину, заподозрили в нем «шпиона ФСБ» и сорвали погоны. Завязалась драка, в ходе которой Васильев был убит. Его тело с шестью пулевыми ранениями позже — уже после штурма — найдут в подвальном помещении центра. В ночь на 24 октября захватчики отпустили 15 детей и еще несколько десятков заложников — женщин, иностранных граждан их среди зрителей насчитывалось около 75 человек из 14 разных стран и мусульман. В ходе переговоров, организованных силовиками, террористы выдвинули-таки свое требование: вывести федеральные войска из Чечни и, соответственно, прекратить там боевые действия. Роль переговорщика взял на себя депутат Госдумы от Чеченской республики Асламбек Аслаханов, но толком не смог ничего достичь: связь очень быстро прервалась. Тем не менее вскоре боевики отпустили еще двух детей. Под утро 24 октября, воспользовавшись всеобщей суматохой и хаосом, в Театральный центр пробралась 26-летняя продавщица из расположенного поблизости магазина Ольга Романова. Она бесстрашно зашла в зрительный зал, отпихнула главаря террористов и принялась убеждать заложников, что им нечего бояться.

Тот приказал одному из подручных убить женщину. Зрители начали заступаться за Романову, убеждая захватчиков в том, что она пьяна и не осознает собственных слов и действий. Но боевики были уверены, что продавщицу подослала ФСБ. Ее вытолкали в коридор и расстреляли.

Всего было захвачено в заложники 912 человек по другим источникам — 916 , включая граждан зарубежных государств. В зрительном зале террористы начали стрелять в воздух и, объявив о наличии взрывчатки в здании, приступили к установке бомб. На сцене и балконе были размещены баллоны с осколочно-фугасными снарядами и поражающими элементами, охраняемые смертницами. По периметру зал охраняли террористки с «поясами шахидов». Некоторым заложникам разрешили позвонить родным, чтобы сообщить о захвате и о том, что за каждого убитого или раненого боевика террористы будут расстреливать по 10 человек. Затем у заложников отобрали мобильные телефоны, им почти не давали есть и пить, некоторых не выпускали в туалет.

Сразу после захвата здания части актеров и сотрудников Театрального центра удалось бежать оттуда через служебные помещения. Ночью террористы отпустили 15 маленьких детей и нескольких иностранцев. Когда информация о захвате дошла до правоохранителей, к зданию были направлены милиция и военнослужащие внутренних войск, а также бронетехника и бойцы из отряда спецназа «Альфа». Первая попытка установить контакт с террористами была предпринята 24 октября — ночью в здание центра пришел депутат Госдумы от Чечни Асламбек Аслаханов. В ходе этих встреч боевики отпустили более 20 человек. Тем не менее в итоге террористы объявили, что утром 26 октября начнут убивать заложников. Штурм с применением газа Взрыв в здании Театрального центра мог привести к катастрофическим последствиям, поскольку главный зал не имел надежных опор. Чтобы предотвратить массовые жертвы, решили использовать нервно-паралитический газ. В ночь на 26 октября одна из групп спецназа проникла на первый этаж здания — в технические помещения, куда террористы не спускались из-за снайперов. Были сделаны отверстия для доступа к вентиляции, а также установлены видеокамеры.

Силы спецназа, милиции, внутренних войск и бронетехнику стянули к Театральному центру. Штурм начался раньше запланированного срока.

Ясира Виталиева под видом любительницы мюзиклов вместе с сообщницей или сообщником прошлась с видеокамерой по всем этим местам. Её задачей было разведать систему охраны, расположение внутренних помещений, подходы к зданию.

После совещания Эльмурзаев принял решение организовать захват заложников в здании Театрального центра на Дубровке, который находился недалеко от центра Москвы, имел большой зрительный зал и малое количество прочих помещений. Теракт у ресторана «Макдоналдс» 19 октября[ править править вики-текст ] За организацию взрывов заминированных автомобилей отвечал Асланбек Хасханов. Для выполнения террористической акции в одном из техцентров по ремонту автомобилей в бензобаки ставилась перегородка, которая делила бак на две части — в одну часть заливался бензин, чтобы автомобиль мог эксплуатироваться в обычном режиме, а во вторую половину закладывалась взрывчатка. Когда машины были подготовлены, было решено, что сначала должны состояться взрывы, а потом — захват театрального центра.

Были выбраны места для совершения терактов: Концертный зал имени Чайковского — « ВАЗ-2108 », приобретённый в августе-сентябре Ахъядом Межиевым. Ресторан « Макдоналдс » на улице Покрышкина — « Таврия », приобретённая, по некоторым данным, тем же Межиевым. В тот же день, 18 октября 2002 года , Аслан Масхадов дал интервью французскому агентству Франс-Пресс , в котором заявил об активизации своих связей с наиболее экстремистскими лидерами чеченских террористов. Отвечая на вопросы агентства, Масхадов объяснил радикализацию своей позиции отказом Запада поддержать его.

При этом он заявил о некоей готовящейся сепаратистами «исключительной операции», однако какие-либо детали он раскрыть отказался [9]. Для теракта возле «Макдоналдса» использовалось взрывное устройство, изготовленное на основе 152-миллиметрового артиллерийского снаряда , усиленного примотанными к нему изолентой шариками, роликами, кусками проволоки и снабжённое часовым механизмом. Время взрыва было назначено на 19:00 19 октября , когда ресторан наполнялся большим количеством людей, пришедших сюда после окончания рабочего дня. Однако по неустановленной причине механизм бомбы сработал раньше, и в 13:10 « Таврия » взлетела на воздух, унеся жизнь 17-летнего подростка [10].

Два других заминированных автомобиля так и не взорвались — по некоторым данным, из-за того, что пластичная взрывчатка, использованная во взрывном устройстве, была учебной и просто не сработала в установленное время [11]. На другой день Хасханов отогнал оба автомобиля на Звенигородскую улицу, предварительно забрав из них взрывные устройства, переделанные под воздушные ресиверы КамАЗа. Автомобили были обнаружены оперативниками в январе 2003 года. Сам Хасханов 20 октября покинул Москву и бежал в Ингушетию.

Неудавшиеся самоподрывы смертниц[ править править вики-текст ] За несколько часов до захвата Театрального центра Абубакар Руслан Эльмурзаев встретился с Межиевым у казино «Кристалл» недалеко от театрального центра на Дубровке, прибыв на встречу на красном « Форде-Транзите », который позднее был использован для доставки террористов к ДК. Далее версии расходятся. По версии Алихана Межиева, Эльмурзаев попросил его пристроить на ночёвку двух своих родственниц, приехавших из Чечни. Межиев посадил их в свой автомобиль и повёз домой к своему приятелю Аслану Мурдалову.

Через некоторое время после этого, когда « мерседес » Межиева стоял в пробке на Охотном ряду, по радио передали сообщение о захвате театрального центра. Услышав это, пассажирки, по словам Межиева, занервничали и приказали ему остановиться у ближайшей станции метро. Возле « Библиотеки имени Ленина » женщины, показав «пояса шахидов», сообщили, что собираются взорваться в метро. Однако Межиев не позволил им сделать это и отвёз их домой к Мурдалову, где они были разоружены, а на следующий день он отвёз женщин на Курский вокзал.

Там они купили железнодорожные билеты до Назрани и уехали [12]. По другой версии[ какой? Межиев посадил девушек в машину и начал кружить по городу, выбирая людное место для совершения теракта. Приняв решение высадить смертниц около кафе «Пирамида» на Пушкинской площади , Межиев узнал по радио о захвате центра на Дубровке и, испугавшись, вместе с девушками поехал домой.

Межиев пояснил, что теракт организовать невозможно, так как на улицах слишком много милиции, и предложил отправить девушек домой. Исполнение[ править править вики-текст ] После взрыва у « Макдоналдса » по причине активизации действий милиции и спецслужб было решено перенести дату захвата заложников с 7 ноября на 23 октября. В этот день в 19:00 состоялся общий сбор группы в полной боевой готовности рядом со стоянкой международных автобусов в Лужниках. Через час террористы погрузились в микроавтобусы и поехали в сторону центра на Дубровку.

Захват заложников[ править править вики-текст ] В среду, 23 октября 2002 года , в 21:05 по московскому времени к зданию Театрального центра на Дубровке по адресу: улица Мельникова , дом 7 ранее — Дворец культуры Государственного подшипникового завода подъехали три микроавтобуса, из которых выскочили вооружённые люди в камуфляже и вбежали в здание ДК. Обезвредив 4-5 охранников, вооружённых электрошокерами и газовыми пистолетами, основная часть группы ворвалась в концертный зал, где в это время заканчивалась первая сцена второго действия мюзикла « Норд-Ост » и находилось более 800 человек. Оставшаяся часть террористов начала проверять другие помещения театрального центра, сгоняя в основной зал сотрудников и актёров мюзикла, и других граждан, находившихся в здании Дома Культуры, в том числе около 30 человек — учащихся Школы ирландского танца « Иридан », которые в одном из помещений проводили репетицию [13]. На сцену, где в это время находились восемь артистов, одетых в военно-лётную форму образца 1940-х годов, вышел вооружённый автоматом человек и приказал актёрам спуститься со сцены в зал.

В подтверждение серьёзности своих слов он сделал несколько выстрелов вверх.

«Мы идем умирать»: что произошло на Дубровке в «три черных дня» ровно 19 лет назад

Это помогало, но ненадолго. Вспоминая, что было самым сложным в эти дни, я бы выделил три чувства. Во-первых, беспомощность. Я, как мне кажется, очень трезво просчитывал, что смогу сделать. Сотового у меня не было, посылать сообщения я не мог. Любая попытка к сопротивлению была обречена.

Я бы, конечно, без труда вырвал у шахидки пистолет и даже, может быть, уложил 2—3 террористов, но остальные бы прикончили меня сразу же, не дав развиться успеху. Причем это стоило бы жизни ещё нескольким заложникам. Даже если бы мне помогли и мы обезвредили бы большую часть боевиков, что, конечно, уже совершенно невероятно, остальные успели бы привести в действие бомбы. Я понимал, что, даже пожертвовав жизнью, ничего сделать, никого спасти в такой ситуации нельзя. Это мучило больше всего.

Во-вторых, мысль, что, может быть, все мучения напрасны: вот мы сейчас здесь промучаемся от жажды и страха, а через несколько дней всё равно погибнем. Но эту мысль я успешно отогнал воспоминанием о том, что многие люди боролись за жизнь и в более безнадежных ситуациях и выживали. Наконец, ощущение полной безвыходности. Потом это чувство даже пересилило первые два. Я понимал, что ради нас никто выводить войска из Чечни не будет — нас здесь человек семьсот, а вывод обернулся бы смертью нескольких тысяч.

Значит, оставался штурм. Но как штурмовать здание, обложенное бомбами, где через ряд сидят шахидки с пластитом, а у всех боевиков в руках гранаты? Шансов выжить не было... В первую же ночь народ начал писать записки. В основном в ход шли программки.

Ручек не хватало, но, к счастью, на нашем ряду они были. Кроме того, террористы раздали детям «сувенирные» ручки мюзикла, чтобы те могли порисовать. Записки боевиками не возбранялись, но им они, похоже, не нравились. Маленькие дети на балконе организовали из записок целую игру, похоже, мало отличая её от действительности. У них там действовало что-то вроде «подполья», был даже свой «шифр», разумеется, элементарно просчитываемый в уме.

Но главное, что дети держались. Записки нас немного подбодряли, было чем заняться — писать самому или передавать чужие всё же веселее, чем тупо ждать своей участи. Хотя — что напишешь в таком письме? Как подбодрить, когда всем понятно, на каком волоске от гибели мы находимся? Заложник Олег Савцов, актер детской труппы: — Когда в здание на Дубровке ворвались чеченцы, я сильно испугался за маму: она сидела внизу, в гримёрке, ждала меня с репетиции.

Но бандиты так до них и не добрались — мама закрыла дверь на ключ. Повезло, через три часа её освободили омоновцы. А я оставался с ребятами и сильно горевал о близких. По мобильнику, который мне дал Арсений, я переговаривался с папой. Арсений и Кристина — они тоже из нашей детской труппы — погибли.

Им было по 13 лет. Однажды в зал ввели пожилого окровавленного мужчину. Чеченцы объявили, что он ищет своего сына Рому. Приказали подняться детям с таким именем. Наш маленький Ромка Шмаков встал.

Но фамилию чеченцы назвали другую. Весь зал видел, как к виску захваченного мужчины террористы приставили ствол. Его так били по голове, что хлынула кровь. Потом его увели куда-то. Мне говорили, что чеченцы его расстреляли.

А Ромка наш с перепугу стал заикаться. Я тогда подумал: детство кончилось… Никакое это не кино. В жизни всё страшнее. Одна из числа освобожденных заложниц Марина Школьникова покидает зал. Она передала требования террористов.

Они нас, а мы их поддерживали морально. Ребята их с балкона подкармливали — кидали вниз конфеты. Мы не скучали, развлекали друг друга как могли. Некоторые, самые маленькие, плакали. Когда начался штурм, у всех было одно чувство: скорее бы всё кончилось и домой.

Устали невероятно. Штурма ждали и хотели его. Страшного было много. Я видел, например, мужчин с окровавленными затылками. Мне потом сказали, что особо ретивых били прикладами.

Наш балетмейстер, маленькая и хрупкая женщина, по каким-то причинам не заснула, когда пустили газ. Начался штурм, она подняла голову и поняла, что пора выбираться на улицу. Она пыталась всех будить. Но они только храпели в ответ. Тогда она стала спускаться по верёвке вниз на одной руке.

В другой она держала сумочку, в которой был паспорт. Мне рассказывали: она меня растолкала, и я, видимо, надышавшись газа, одурел и пошёл куда глаза глядят. На выходе омоновец сказал: «Иди, парень, садись в машину». Я и сел в ближайший микроавтобус. Через 20 минут в салон заглянул милиционер с автоматом и испугался — он принял меня за террориста.

Оказывается, я сел в автобус, на котором к «Норд-Осту» приехали накануне захвата чеченцы. Лариса Абрамова, реквизитор театра: — Как всегда, в этот день в антракте мы с ребятами сделали необходимые перестановки и пошли к себе в комнату. Начался второй акт. Когда танец лётчиков заканчивается, на сцену выходит Чкалов. И в этот момент мне ребята выносят ранец, канистру и гаечные ключи, я должна принять их, чтобы не загремели, и отнести на место.

И вот подхожу и из-за кулис не вижу танцоров. Вижу мужика, который стреляет в потолок и кричит. Я сначала подумала: ОМОН, что-то происходит в зале. У меня за спиной стоял начальник монтировочного цеха. Он сказал: «А пошли-ка мы со сцены!

И мы пошли: ребята — к себе, а я — на своё рабочее место. Спокойно, не торопясь. Ещё не боялись. И тут раздается какой-то топот, выстрелы. Я заперла на ключ дверь, ведущую на сцену, а чуть позже и вторую, ведущую в коридор.

Во время спектакля в гримерках, реквизиторных работает трансляция. Я слушаю: люди на сцене говорят на незнакомом языке, а потом на русском с акцентом. Мол, мы из Чечни, а вы все заложники. Мне как-то и в голову не пришло уйти с рабочего места. Позвонила домой, предупредила.

А минуты через три чеченцы подошли к дверям, пихнули одну, потом другую и начали что-то тяжелое таскать. Кричали: «Сюда ставь! Только где-то через полчаса я поняла, что всё это достаточно серьезно и надо что-то делать.

У меня в голове проскальзывает мысль: опаздывают куда-то на выступление. Здание-то театральное. Мы, чтобы нас не отвлекали бегущие люди, что делаем? Правильно, закрываем двери и спокойно продолжаем отстукивать учебные упражнения. Грохот ног заглушает все внешние звуки, в том числе и стрельбу. Он приглушает музыку, отвечает, говорит в трубку: «Что?

Нет, у нас все в порядке… В каком здании? Как в хорошем динамичном спектакле, синхронно с ним, когда он выходит из одной двери, в другую дверь заходят два человека в масках и с автоматами. Полный сюрреализм… Заталкивают обратно Игоря. Звучит выстрел в потолок — все падают на пол, я остаюсь стоять посреди зала с глупой улыбкой на лице. В моем представлении происходящее — чья-то шутка. Мы ведь в театральном здании. Плюс звонок, после которого синхронно выходит Игорь и входят люди в масках, придает уверенность в розыгрыше. С двух сторон меня тянут наши девчонки вниз, а я стою и лыблюсь на террориста. Тот уже начинает нервно тыкать в мою сторону автоматом, я, делая одолжение, подыгрываю шутке — сажусь на корточки и закладываю руки за голову… Позже, общаясь с нашими девчонками, узнаю, что только я посчитал выстрел холостым.

Большую часть наших обдало побелкой с потолка, и у них сразу появилось убеждение, что дело не шуточное. Эпизод 4 Нас гонят по коридору в основной зал. У меня нет на ногах обуви, только носки. В тот день я забыл танцевальные ботинки, а в кроссовках крайне неудобно бить степ. Человек в маске стреляет в стеклянную дверь, у меня в голове: «Вот долбаные шутники, босиком гонят через битое стекло». Эпизод 5 Загоняют нас в зал. Рассаживают на последние ряды. Маринка оказывается на два ряда впереди. Мне очень хочется пересесть туда, но я не знаю, как это сделать… Проходит немного времени.

Девушка из нашей танцевальной группы начинает мерзнуть, я отдаю ей свою футболку. Террористы эмоционально взрываются, начинают на меня орать на смеси русского, арабского и чеченского. Из всего этого я понимаю, что нарушил дресс-код по Корану, согласно которому мужчина не должен оголять торс в присутствии посторонних женщин. На меня насильно надевают куртку одного из террористов. На мои возражения, мол, дайте куртку девушке, а я надену свою футболку, не реагируют… Уже после окончания событий я понимаю, что эта куртка мне едва не стоила жизни при освобождении: все мужчины в масках приехали в одинаковых черных куртках, именно эту куртку на меня и надели, чем создали видимость для внешних наблюдателей, что я один из террористов. Она ведет себя абсолютно невменяемо, ругается на собравшихся зрителей и террористов, через слово проскальзывает мат… Девушку весьма грубо выталкивают через переднюю правую дверь в фойе, через минуту слышны выстрелы. Один из террористов возвращается в зал и сообщает о том, что ее расстреляли и так будет с каждым, кто не будет подчиняться их требованиям. У меня по-прежнему убежденность в ирреальности всего происходящего: если хотели бы расстрелять, то расстреляли бы у нас на глазах я не знал, что с передних рядов сцену расстрела было видно. Эпизод 7 Террористы самые задние ряды начали освобождать для своего отдыха.

Я смог перебраться к Маринке. Одновременно с этим началось минирование зала. У меня в голове только и крутилось: «Вот сволочи телевизионщики, устроили тут «За стеклом», а ведь кому-то завтра на работу. Что они себе позволяют? Мне завтра на таможне груз получать! Чем выделялся? Тем, что он ходил без маски и без оружия. Он играл роль «хорошего полицейского» и, подсаживаясь в разных углах зрительного зала, стравливал давление. Он говорил с людьми.

Говорил, что они лично нам плохого не желают. Как только наше правительство примет решение о выводе войск из Чечни, они нас всех отпустят… Звали этого «добряка» Ясиром. Он был не чеченцем. Он был арабом, отучившимся на медика в Ростове если я правильно помню. Как я понял, его задачей было успокаивать людей и не допустить ни в коем случае спонтанной паники, которая бы вывела толпу заложников из тупой покорности горстке террористов. Так вот. Поскольку мы сидели фактически у зоны отдыха террористов, то Ясир подходил к нам чаще, чем к другим. В один из своих подходов он начал нам рассказывать, что все хорошо закончится, что они нас отпустят и тому подобное… На это я ему ответил притчей-анекдотом: «Посреди моря-океана терпит бедствие большой пассажирский лайнер. Все пассажиры и команда мечутся, лодки загадочным образом не пригодны для спасения.

Все в панике, и только один пассажир в своей дорогой и роскошной каюте молится Богу и обращается к Нему со словами: «Боже, я великий грешник! Я погубил своего отца, предал мать, отравил брата, моих грехов по отношению к посторонним людям я не смогу перечислить и за сотни лет… Боже! Зачем ты губишь весь корабль, когда в твоих силах просто обломить потолочную балку, чтобы она убила меня! Зачем ты губишь еще 2000 человек? Неужто тебе не проще убить только меня…» Так этот грешник молился до последней минуты жизни корабля. За мгновение до того, как послать корабль на дно, Бог снизошел до ответа: «Я вас, сволочей, по всему земному шару на этот корабль 5 лет сводил! Он посерел лицом, встал и, не глядя на меня, ушел… Больше он к нам не подходил, причем у меня сложилось впечатление, что и в зону отдыха он проходил потом, стараясь не идти мимо нас. Походы «по нужде» были для нас особым испытанием. Ходили мы в оркестровую яму… К концу третьего дня там было больше чем по щиколотку нечистот… Напомню, я был все это время в носках, так как забыл танцевальную обувь.

Яркое воспоминание. Эпизод 10 У нас сразу отобрали сотовые телефоны. Иногда для создания информационного шума и для маскировки связи террористов заложникам раздавались сотовые телефоны для звонков родственникам, которых мы должны были призвать выйти на митинги «против войны в Чечне»… Реально, это был лучший способ спрятать информацию о том, кому и с какого телефона террористы звонили для получения инструкций… Масса звонков с непонятно кому принадлежавших телефонов на непонятно какие номера. Поди разберись, каким шифром можно спрятать информацию в этой массе звонков. После подобного сеанса связи все телефоны отбирали. С телефонным звонком домой связан второй анекдот, который мне по телефону рассказал брат. Не могу себе представить его плачущим, но склонен верить друзьям, которые поддерживали его и маму в этот момент. Кстати, раз уж о родственниках пострадавших заговорили… Стоит упомянуть момент, сопряженный с человеческой жадностью и попыткой нажиться на горе родственников.

Теракт в метро между «Павелецкой» и «Автозаводской» стал самым смертоносным — от одного взрыва погибли 42 человека Фото: fishki. Спустя 40 минут прогремел второй взрыв в вагоне поезда, прибывшего на станцию «Парк культуры». Первое взрывное устройство было мощностью до 4 кг тротила, втрое до 2 кг тротила. И снова взрывчатка была начинена болтами и обрезками арматуры. Поскольку взрывы произошли не в тоннеле, а у платформы с большим объёмом пространства нет стен, от которых отражается ударная волна , то погибших оказалось меньше, чем в 2004 году. В двух терактах погибло 40 человек и 168 пострадали. В 2010 году в Московском метро случился двойной тракт — взрывы прогремели на «Лубянке» и «Парке культуры» Фото: bangkokbook. Взрыв произошёл в зале для встречи прилетающих международных рейсов — террорист смог обойти рамку металлоискателя. Мощность взрывного устройства составляла до 5 кг тротила. В итоге 37 человек погибло и более 170 получили ранения. Большинство терактов 2000-х годов были отголоском чеченской войны и ликвидации террористических группировок на Кавказе. На момент ночи 23 марта, по сообщениям пабликов, нескольким вооруженным бандитам удалось покинуть здание Крокус Сити Холла и скрыться. С тех пор России пришлось пережить еще ряд терактов. Предыдущая волна страшных атак закончилась с завершением чеченской войны. К моменту 0.

Её быстро допрашивают, уводят в коридор и убивают тремя выстрелами из автомата. Чуть позже выдвигаются дополнительные требования об обязательном участии в переговорах журналистки Анны Политковской , политиков Бориса Немцова , Ирины Хакамады и Григория Явлинского [31]. Спустя полчаса Иосиф Кобзон выводит из здания Любовь Корнилову и трёх детей: двух её дочерей и одного ребёнка, которого она назвала тоже своим [32] , вместе с ними выходит Марк Франкетти. Затем выходят и двое сотрудников «Красного креста», которые за руки выводят из здания пожилого мужчину — гражданина Великобритании [33]. Во время переговоров с ними террористы заявляют о готовности отпустить 50 заложников, если к ним прибудет глава администрации Чечни Ахмат Кадыров [35] [К 1]. Через полчаса переговорщики покидают здание ДК. Через 15 минут они выносят тело убитой Ольги Романовой [36]. Передав тело сотрудникам «скорой помощи», они возвращаются в здание Театрального центра. Террористы безуспешно стреляют им вслед из автоматов и дважды из подствольного гранатомёта [37] , легко ранив при этом прикрывавшего девушек бойца группы «Альфа» майора Константина Журавлёва. На показанной видеозаписи Мовсар Бараев, сидящий в квартире перед ноутбуком , заявляет, что его группа принадлежит к «диверсионно-разведывательной бригаде праведных шахидов» и требует вывода российских войск из Чечни. Также на видеозаписи засняты пять женщин, одетых в чёрные накидки « абайя » и чадру [38]. Они пребывают в здании около 40 минут, за которые им удаётся побеседовать с террористами и шестью заложницами [41]. Террористы расценивают это «как провокацию», однако официальный представитель штаба по освобождению заложников опровергает это предположение [43]. Директор ФСБ Николай Патрушев заявляет, что власти готовы сохранить террористам жизнь, если они освободят всех заложников [40]. Они доставляют заложникам воду и соки. Через Сергея Говорухина террористы передают, что отказываются от ведения дальнейших переговоров [40]. Террористы задерживают его и через некоторое время расстреливают [49]. Боевики открывают по нему огонь из автоматов, но промахиваются и попадают в двух других заложников — Тамару Старкову в живот и в Павла Захарова в голову. Террористы разрешают отнести раненых заложников на первый этаж и вызывают в здание сотрудников «скорой помощи» машина «скорой помощи» прибывает через 40 минут , которые забирают раненых в больницу.

«Норд-Ост»: фотохроника трагедии

Спустя полгода после трагедии Аркадий вместе с мамой снова пришли в театральный центр на Дубровке, чтобы увидеть «Норд-Ост». Как удалось спасти большинство пленников «Норд-Оста» — в новом расследовании программы «Основано на реальных событиях». «Норд-Ост» тогда гремел на всю Москву.

В Москве вспоминали трагедию «Норд-Оста»

В Москву съездила всего один раз, через три года после «Норд-Оста», зашла в зал снова, закрыла какие-то эмоциональные вопросы и восстановила то, что не помнила. Пресс-секретарь мюзикла «Норд-Ост» Елена Шмелева около ДК. Помимо «Норд-Оста» в истории Москвы есть ещё одна печальная страница, напоминающая события в «Крокусе». Трагедия «Норд-Оста» транслировалась в прямом эфире. Н — «Норд-Ост». Юрий Сапрыкин о том, как в Москву приходила война и какой след она оставила.

Трагедия «Норд-Оста»: хронология и последствия теракта 2002 года на Дубровке

Поверить, что мы попали в такой переплёт в центре Москвы… Мозги отказывались это понимать», — вспоминала позже одна из зрительниц, Виктория Кругликова. Террористы быстро заминировали здание и рассадили смертниц в зрительном зале. Через несколько часов томительного ожидания террористы огласили список лиц, с которыми они готовы были вести переговоры. Кобзон, Хакамада, Рошаль и другие В качестве переговорщика от властей в здание захваченного театра зашел депутат Госдумы Иосиф Кобзон.

Вместе с ним для оказания медицинской помощи к пострадавшим пропустили еще двух представителей Красного Креста, а от СМИ — британского журналиста Марка Франкетти. Вместе с собой женщина помимо двух собственных детей забрала и чужую девочку, выдав ее за свою дочь. Позже Иосиф Давыдович снова придет к террористам на переговоры.

Но уже вместе с Ириной Хакамадой. Увы, в этот визит им не удастся забрать с собой хоть кого-то из заложников. Первые жертвы Именно Рошаль и его коллега вынесли тело убитой Ольги Романовой — 26-летней продавщицы «Лэтуаль», жительницы соседнего дома, узнавшей о захвате из новостей и пришедшей на Дубровку требовать освобождения заложников.

Архивное фото Ольга Романова стала первой жертвой террористов на Дубровке Несколько заложниц, отпросившись в туалет, выпрыгивают из его окна. Одна, будучи на каблуках, прыгает босиком и повреждает связки. Вытаскивая ее из-под огня автоматов и гранатометов, открытого террористами по убегающим, ранен майор «Альфы» Константин Журавлев.

После побега заложников в туалет их больше не отпускают. Ради этой цели используют оркестровую яму. Тем временем отряд «Альфа» начинает отрабатывать штурм на здании-близнеце театра на Дубровке — доме культуры «Меридиан» на Профсоюзной улице.

Удается договориться, что, если Путин позвонит Масхадову и начнет вывод войск хотя бы из одного района Чечни, террористы отпустят половину заложников. С этим предложением Явлинский выезжает в Кремль. После отъезда Явлинского боевики раздают заложникам мобильные телефоны.

У многих была закинута голова, и открыты рты. Первая мысль: надо же - все напрасно, они всех уже убили. С облегчением вздохнул, когда услышал, как кто-то из зрителей всхрапнул. Вспомнил, что нас предупреждали, что в зале могут все заснуть, но минут через 40 проснуться. Стекла на противогазе запотели, я сорвал его с лица, стал колоть спящим через одежду антидот. Каждому из нас выдали по 3-4 шприца", - добавил Виталий Демидкин. По его словам, рывок и бой с террористами длились не больше 5 минут.

Они не успели взорвать бомбы. Еще 40 минут специалисты разминировали зал, боялись туда пустить врачей: все взрывные устройства были соединены между собой. Опасались, что бомбы подорвут с улицы подельники террористов. Мы продолжали вытаскивали в коридоры спящих, а на улицу их выносили уже медики и военные", - отметил Демидкин. В ходе штурма погибли 67 заложников, еще 58 скончались позже в автобусах и больницах - всего 125 человек. Есть и неофициальные данные - 174 человека. Одна из причин — газ был засекречен, и врачи не были готовы к оказанию эффективной медицинской помощи.

Газета "Коммерсантъ" писала об этом так: "По словам врачей, при штурме распыляли газ либо снотворного, либо нервно-паралитического действия. В первом случае вещество воздействует на центр мозга, ответственный за дыхание, во втором — на мускулатуру, в том числе и ту, которая обеспечивает работу легких. Вещества и той, и другой группы в достаточно дозе могут привести к остановке дыхания. Если это произошло, способ "запустить" пациента — это дыхание изо рта в рот или же подключение к аппарату искусственной вентиляции легких. Аппараты ИВЛ есть не только в стационарах, но и в реанимобилях. На кадрах видеохроники видно, что вынесенным из зала людям делали непрямой массаж сердца, однако занимались этим не врачи, а бойцы: такой способ реанимации в сложившейся ситуации малоэффективен". Всего же число жертв "Норд-Оста" составило 130 человек.

Пять человек погибли от рук террористов еще до штурма. Павел Захаров был застрелен в ночь накануне штурма по ошибке: стрелявший целился в другого заложника, но промахнулся. Для раненого вызвали "скорую помощь", которая доставила Захарова в больницу, где он и умер.

Но детям Сергея повезло меньше. Кто был чем-то недоволен — получал прикладом по спине или рукояткой пистолета в висок, — поясняет Будницкий.

Вместе с другими детьми из заминированного здания отпустили иностранцев и одну беременную женщину. К зданию начали съезжаться наряды полиции. На месте был мэр Москвы Юрий Лужков. Первые жертвы теракта на Дубровке В этом теракте были жертвы, которых можно было бы избежать. Так, например, 26-летняя Ольга Романова была расстреляна террористами в одном из подсобных помещений.

Девушка решила, что в одиночку сможет убедить боевиков отпустить людей. Ей удалось прорваться через оцепление к зданию. Попытки вернуть ее обратно провалились, и Романова дошла до дверей театрального центра. Они оказались закрытыми. За оцеплением все выдохнули, однако Ольга нашла вход в здание с торца и оказалась внутри.

Через несколько минут прозвучали выстрелы. Позже боевики вынесли ее тело. А до этого террористы расправились с полковником юстиции Константином Васильевым, который требовал, чтобы те отпустили заложников. Переговоры 24 октября на переговоры с террористами приезжали депутат Госдумы Асламбек Аслаханов и сенатор Руслан Аушев. Но переговоры успехом не увенчались.

Хакамада прибыла на переговоры с террористами, но уговорить их отпустить заложников ей не удалось. Они сказали, что принципиально их не отпустят, — говорила она в интервью телеканалу НТВ. Боевики не хотели договариваться. Зато после того как в здание вошел певец Иосиф Кобзон, террористы отпустили вместе с ним несколько заложников. Очевидно, им польстило общение с народным любимцем.

Таким образом здание покинули еще несколько детей и одна женщина. Григорий Явлинский тоже пытался выступить в роли переговорщика и попросить отпустить заложников, но тщетно. Были среди заложников те, кто пытался спастись своими силами. Вечером 24 октября они бежали через окно, и террористам не удалось их поймать. После этого настроения внутри здания изменились.

Боевики приготовились в любой момент осуществить свой план и подорвать здание. Главарь группировки Бараев обещал устроить взрыв, если начнется штурм.

Когда, наконец, материалы обо всех погибших были собраны, сложно было придумать название. Светлана вспомнила слова 13-летней Даши Фроловой, которая, находясь в захваченном зале, написала на свой левой ладони: «Мы не умрем. Только не надо больше войны». Девочка погибла при штурме.

Мать Даши Татьяна Фролова рассказала, что узнала о надписи только в 2004 году из материалов уголовного дела. В 2011 году при поддержке московского правительства книга памяти «Мы не умрем» была издана небольшим тиражом — 3000 экземпляров. В годовщину событий на площади перед Театральным центром книга раздавалась бесплатно всем желающим. А через несколько лет Светлана наткнулась в интернете на объявления о продажах книги. Мы делали для людей, чтобы узнали о нашей боли. Собирали материал не для заработка.

Но кто-то этим воспользовался», — говорит она. Ценники варьировались от 300 до 1000 рублей. Сейчас у Светланы в планах дополнить сайт «некрополем» — разделом, в котором будет представлена информация о местах захоронения погибших и фотографии надгробий. Отсюда и родилась эта идея. Я еще не знаю, как мы это реализуем. Сегодня уже известны места захоронения 100 погибших и имеются фотографии 54-х из них.

Пока сбор необходимой информации идет тяжело», — признается она. Еще у Светланы есть мечта — чтобы появился сорт роз в память о Саше.

«Я помню, как понял, что мы все оттуда не выйдем живыми»: воспоминания заложника «Норд-Оста»

Ресторан « Макдоналдс » на улице Покрышкина — « Таврия », приобретённая, по некоторым данным, тем же Межиевым. В тот же день, 18 октября 2002 года , Аслан Масхадов дал интервью французскому агентству Франс-Пресс , в котором заявил об активизации своих связей с наиболее экстремистскими лидерами чеченских террористов. Отвечая на вопросы агентства, Масхадов объяснил радикализацию своей позиции отказом Запада поддержать его. При этом он заявил о некоей готовящейся сепаратистами «исключительной операции», однако какие-либо детали он раскрыть отказался [9]. Для теракта возле «Макдоналдса» использовалось взрывное устройство, изготовленное на основе 152-миллиметрового артиллерийского снаряда , усиленного примотанными к нему изолентой шариками, роликами, кусками проволоки и снабжённое часовым механизмом. Время взрыва было назначено на 19:00 19 октября , когда ресторан наполнялся большим количеством людей, пришедших сюда после окончания рабочего дня. Однако по неустановленной причине механизм бомбы сработал раньше, и в 13:10 « Таврия » взлетела на воздух, унеся жизнь 17-летнего подростка [10]. Два других заминированных автомобиля так и не взорвались — по некоторым данным, из-за того, что пластичная взрывчатка, использованная во взрывном устройстве, была учебной и просто не сработала в установленное время [11]. На другой день Хасханов отогнал оба автомобиля на Звенигородскую улицу, предварительно забрав из них взрывные устройства, переделанные под воздушные ресиверы КамАЗа. Автомобили были обнаружены оперативниками в январе 2003 года. Сам Хасханов 20 октября покинул Москву и бежал в Ингушетию.

Неудавшиеся самоподрывы смертниц[ править править вики-текст ] За несколько часов до захвата Театрального центра Абубакар Руслан Эльмурзаев встретился с Межиевым у казино «Кристалл» недалеко от театрального центра на Дубровке, прибыв на встречу на красном « Форде-Транзите », который позднее был использован для доставки террористов к ДК. Далее версии расходятся. По версии Алихана Межиева, Эльмурзаев попросил его пристроить на ночёвку двух своих родственниц, приехавших из Чечни. Межиев посадил их в свой автомобиль и повёз домой к своему приятелю Аслану Мурдалову. Через некоторое время после этого, когда « мерседес » Межиева стоял в пробке на Охотном ряду, по радио передали сообщение о захвате театрального центра. Услышав это, пассажирки, по словам Межиева, занервничали и приказали ему остановиться у ближайшей станции метро. Возле « Библиотеки имени Ленина » женщины, показав «пояса шахидов», сообщили, что собираются взорваться в метро. Однако Межиев не позволил им сделать это и отвёз их домой к Мурдалову, где они были разоружены, а на следующий день он отвёз женщин на Курский вокзал. Там они купили железнодорожные билеты до Назрани и уехали [12]. По другой версии[ какой?

Межиев посадил девушек в машину и начал кружить по городу, выбирая людное место для совершения теракта. Приняв решение высадить смертниц около кафе «Пирамида» на Пушкинской площади , Межиев узнал по радио о захвате центра на Дубровке и, испугавшись, вместе с девушками поехал домой. Межиев пояснил, что теракт организовать невозможно, так как на улицах слишком много милиции, и предложил отправить девушек домой. Исполнение[ править править вики-текст ] После взрыва у « Макдоналдса » по причине активизации действий милиции и спецслужб было решено перенести дату захвата заложников с 7 ноября на 23 октября. В этот день в 19:00 состоялся общий сбор группы в полной боевой готовности рядом со стоянкой международных автобусов в Лужниках. Через час террористы погрузились в микроавтобусы и поехали в сторону центра на Дубровку. Захват заложников[ править править вики-текст ] В среду, 23 октября 2002 года , в 21:05 по московскому времени к зданию Театрального центра на Дубровке по адресу: улица Мельникова , дом 7 ранее — Дворец культуры Государственного подшипникового завода подъехали три микроавтобуса, из которых выскочили вооружённые люди в камуфляже и вбежали в здание ДК. Обезвредив 4-5 охранников, вооружённых электрошокерами и газовыми пистолетами, основная часть группы ворвалась в концертный зал, где в это время заканчивалась первая сцена второго действия мюзикла « Норд-Ост » и находилось более 800 человек. Оставшаяся часть террористов начала проверять другие помещения театрального центра, сгоняя в основной зал сотрудников и актёров мюзикла, и других граждан, находившихся в здании Дома Культуры, в том числе около 30 человек — учащихся Школы ирландского танца « Иридан », которые в одном из помещений проводили репетицию [13]. На сцену, где в это время находились восемь артистов, одетых в военно-лётную форму образца 1940-х годов, вышел вооружённый автоматом человек и приказал актёрам спуститься со сцены в зал.

В подтверждение серьёзности своих слов он сделал несколько выстрелов вверх. Террористы объявили всех людей — зрителей и работников театра — заложниками, но не выдвинули своих требований. Они рассредоточились по залу и приступили к его минированию. Некоторым зрителям было разрешено позвонить по мобильным телефонам своим родным, сообщить о своём захвате в заложники и о том, что за каждого убитого или раненого боевика террористы будут расстреливать по 10 человек из числа заложников [14]. В первые минуты захвата некоторым актёрам и сотрудникам Театрального центра удалось запереться в помещениях или покинуть здание через окна и запасные выходы [15]. О случившемся немедленно извещён Президент России Владимир Путин [16]. Поступает информация, что здание театра захватил отряд чеченских боевиков во главе с Мовсаром Бараевым, среди террористов есть женщины [17]. Захватчики называя себя «смертниками из 29-й дивизии» [18] объявляют, что не имеют претензий к иностранным гражданам, оказавшимся в заложниках около 75 человек из 14 стран, в том числе Австралии, Германии, Нидерландов, Украины, Грузии, Азербайджана, Великобритании и США , и обещают их освободить.

Я был с ним шапочно знаком, встречались иногда на дальневосточных совещаниях. Само убийство я не видел: видел, как Цветков выходит из здания представительства Магаданской области. Я на какие-то секунды отвернулся, вдруг услышал хлопки — и уже увидел, как он падает. Все бросились к нему — Цветков лежал на тротуаре, вокруг начал собираться народ. Потом люди подняли его на руки и понесли в здание. Я ушел, свидетелем по этому уголовному делу не стал — что я мог рассказать? Взрыв у «Макдональдса» На следующий день, 19 октября, я поехал на станцию метро Юго-Западная. Там жил мой руководитель Валерий Анатольевич Пак, мы договорились встретиться в 13 часов. И через 10 минут прогремел взрыв. В кафе стекла повылетали. Во время работы геологом я сотни взрывов на месторождениях слышал — сразу понял, что это не петарды и не хлопушки. Террористы оставили взрывчатку в припаркованной «Таврии» — когда я вышел, видел раскуроченную машину. Один парень погиб, семь или восемь человек были ранены осколками стекла, часть оглушило. Позже я прочитал, что таймер на взрывчатке был поставлен на 7 часов вечера — люди как раз идут с работы. Вы представляете, какая это толпа, сколько людей пострадало бы? Два билета на «Норд-Ост» Я должен был улетать в Благовещенск 21 октября, но меня задержали на пару деньков. Помню, вышел из Минприроды и не знал, что делать. Увидел рядышком билетные кассы — пошел и купил билеты в театр. Кстати, выбирал между двумя мюзиклами: «Норд-Ост» или «Чикаго». Но у меня рука упала на «Норд-Ост». Я тогда читал в газетах, что это популярный мюзикл, новые веяния. Только в 2017 году из материалов следствия узнал, что теракт на Дубровке планировался на 7 ноября, но они переиграли на 23 октября. То есть в день, когда я взял билеты. Нет, не на свою беду — ведь в здании, набитом взрывчаткой и шахидками, при штурме заложники практически не пострадали. На спектакль мы пошли со знакомой. Я поехал на Дубровку из гостиницы на метро, а она на такси. И когда выходила из машины, порвала колготки. Мы встретились у театрального центра, она говорит: «Я не могу в таком виде на спектакль, давай не пойдем». Но я ее уговорил. Она, кстати, тоже выжила. Все началось во время второго акта. В СМИ про это писали: начало захвата вплелось в канву самого спектакля. Прекрасно помню: музыка, танцуют актеры в военной форме. И тут выходит из-за кулис товарищ с автоматом и пускает автоматную очередь в потолок. Все подумали, что это необычная задумка режиссера. Но я служил в армии, просто посмотрел на плафон или на потолок, не помню и увидел дырки — и тут сердце кольнуло первый раз. А потом еще несколько человек забежали на сцену, нам объявили, что мы все заложники. Артистов согнали в зал, всех зрителей с первых трех рядов — назад. Перед сценой уселись две шахидки — молодые девчонки, лет по 16. На каждой висел пояс смертницы с батарейкой: стоило прижать контакт — и от театра осталась бы одна воронка. Во время и после захвата никакой паники не было. Видимо, с боевиками поработали психологи, объяснили, как себя вести. Если в Беслане, как я потом читал, боевики говорили людям, что «мы — смертники и никто отсюда не выйдет», то нас, наоборот, успокаивали: якобы, если ваши власти выполнят наш ультиматум вывод российских войск из Чечни , то вы все уйдете живыми и здоровыми. Потом Бараев Мовсан Бараев — чеченский террорист, руководил терактом на Дубровке. АП долго с нами разговаривал, рассказывал, как живут в Чечне и что они просто защищают свою родину. Но истерики были, особенно у иностранцев. Недалеко от меня сидели немцы, они были в панике. В туалет в оркестровую яму Я сидел на четвертом ряду. После шестого или седьмого ряда был проход — туда боевики притащили бандуру типа бензобака, начиненную взрывчаткой. В ней было килограммов 30 или 40. Возле нее села пожилая шахидка — самая злая. Потом мы узнали, что ее мужа убили. Я периодически смотрел на нее: представляете, мы-то дремали, а она за эти дни так и не спала. Такой взгляд у нее был пронзительный. В первые часы боевики развесили взрывчатку по стенам и по сцене. Сначала никого вообще никуда не пускали. А спустя полдня люди стали кричать и возмущаться, что хотят в туалет. В сам туалет, естественно, было не попасть, потому что он находился за пределами зала. Боевики начали водить заложников в оркестровую яму. Чтобы туда попасть, надо было подняться на бортик, потом по лестнице спуститься вниз. Образовалась огромная очередь. Молодая шахидка с пистолетом очередь эту контролировала. Однажды две девушки-заложницы тайком закурили.

Воспоминания о них и истории выживших — в материале «Экспресс газеты». Похоронила племянника, едва не потеряла сестру На мюзикл «Норд-Ост» Виктория Кругликова отправилась с 18-летней дочерью Настей, сестрой Ириной и ее 15-летним сыном Ярославом — домой из них вернулись только трое. Семья сидела на 11 ряду, когда на сцену выскочил человек в маске с криками «Война пришла в Москву, вы — заложники! Рядом сидела смертница. Когда в ДК пустили газ, Кругликову вынесли в числе первых. На улице ее нашел муж — отнес на руках к «скорой». Вернулся за дочерью и вытащил из-под горы тел. Спас Ирину и думал, что отыскал своего племянника, ее сына — светловолосого парня в белой рубашке. Но Ярослав пришел на роковую постановку в зеленом... О том, что Ярослава нет в живых, Виктория узнала от супруга, находясь в больнице. Следом — «Ира бросилась с моста... Погибший от газа участник «Гарема» помогал ФСБ Став заложником, Сергей Сенченко в первые часы после захвата передавал из зала спецслужбам информацию о террористах Ее сестра все же осталась в живых, на помощь пришла молодая пара, увидевшая попытку женщины покончить с собой. Оправилась, по словам Кругликовой, она не быстро: спасла лишь новая беременность: «У нее появились на свет сын и дочь. Теперь ей есть ради кого жить...

ТАСС Вдоль стен зрительного зала боевики разместили бомбы, а в центре и на балконе — металлические баллоны, внутри которых находились 152-миллиметровые артиллерийские осколочно-фугасные снаряды и поражающие элементы. Женщины-шахидки расположились в шахматном порядке. Самое мощное взрывное устройство было в партере. Не бойся. Не думай, что тебе от нее достанется больше, чем кому-нибудь другому. Этой штуки хватит на три таких здания», — рассказывает Светлана Губарева. Рядом были бомбы, смертницы. Помню постоянный страх. Помню, что мама говорила в детстве: когда страшно, надо молиться. У меня с собой в кошельке была иконка, и я молилась», — говорит Ксения Жаркова , пришедшая на мюзикл с одноклассниками. ТАСС «Не спали, не ели. Просто сидели и ждали, обычное состояние — какое-то оцепенение, и приступы страха, когда просто ноги немеют, или вдруг появляется надежда на спасение, и вот ты весь начинаешь действовать…, — вспоминает один из выживших. В него несколько раз выстрелили, но попали не в него, а в спокойно сидевших зрителей». По словам Ольги Черняк, дети сами поддерживали взрослых: «У взрослых периодически была паника. Дети успокаивали своих родных». У него украинский паспорт, у нее российский, — рассказывает Георгий Васильев. И Саша все время выталкивала мужа, чтобы он отдал свой паспорт… А он не двигался: молчи, я без тебя никуда не пойду. Женя в конечном итоге погиб». ТАСС Попытки политиков и общественных деятелей установить контакт с боевиками начались в ночь на 24 октября. Они вывели женщину, троих детей и гражданина Великобритании. А потом одна уткнулась в меня: «Там мама»», — рассказывает Иосиф Кобзон.

В Москве вспоминали трагедию «Норд-Оста»

Список жертв Норд-Оста После "Норд-Оста" было необходимо сохранить все в тайне, но этого не сделали, и получили такое количество жертв в Беслане.
20 лет спустя. Бывшие заложники «Норд-Оста» о погибших близких и жизни после теракта После "Норд-Оста" было необходимо сохранить все в тайне, но этого не сделали, и получили такое количество жертв в Беслане.
После «Норд-Оста». Как живут люди, пережившие теракт на Дубровке | Аргументы и Факты 21 год прошел со дня трагической развязки потрясшего всю Россию захвата заложников в театральном центре на Дубровке во время мюзикла «Норд-Ост».
17 лет теракту на Дубровке. Как развивались события Помимо «Норд-Оста» в истории Москвы есть ещё одна печальная страница, напоминающая события в «Крокусе».

«В автобусах живые находились вперемешку с трупами». 17 лет теракту в «Норд-Осте»

О трагедии на мюзикле «Норд-Ост» напоминает мемориал с фамилиями погибших. Новости компаний. Ровно 20 лет назад произошла трагедия на мюзикле «Норд-Ост», которая унесла более 100 человеческих жизней. Многие ставят его на одну ступень с трагедией в "Норд-Осте" и захватом заложников в Буденновске. Теракт на Дубровке — террористическая акция в Москве, длившаяся с 23 по 26 октября 2002 года, в ходе которой группа вооруженных боевиков во главе с Мовсаром Бараевым захватила и удерживала заложников из числа зрителей мюзикла «Норд-Ост» в Театральном центре на.

20 лет теракту на Дубровке. Как убивали мюзикл «Норд- Ост»

Многие ставят его на одну ступень с трагедией в "Норд-Осте" и захватом заложников в Буденновске. 250 билетов на популярный мюзикл «Норд-Ост» выдала префектура московского Восточного округа в качестве поощрения волонтерам тогдашней переписи населения. «Норд-Ост»: 21 год со дня теракта – Москва 24. В Москве на сцене бывшего ДК Государственного подшипникового завода идет второе отделение «Норд-Оста».

Похожие новости:

Оцените статью
Добавить комментарий