Вера ПашеннаяПримечательно, что в момент экзаменационного прослушивания Пашенная вообще не отдавала себе отчет в том, что делает. В 1962 году Вера Пашенная поставила спектакль "Гроза" совместно с режиссером Михаилом Гладковым. Вера Николаевна Пашенная. Народная артистка СССР, Лауреат Государственной премии СССР, Профессор, Лауреат Ленинской премии.
Об актрисе Вера Пашенной
Related tags: Pashennaya, Vera Nikolaevna (Пашенная, Вера Николаевна). Вера Пашенная родилась в Москве, в семье известного актёра Н. П. Рощина-Инсарова. ПАШЕННАЯ, ВЕРА НИКОЛАЕВНА (1887–1962), русская актриса. Народная артистка СССР (1937), лауреат Государственной (1943) и Ленинской (1961) премий. Родилась 7 (19) сентября 1887 в Москве, в семье известного актера -Инсарова, с успехом выступавшего в. русская и советская актриса, педагог, народная артистка СССР, лауреат Ленинской и Сталинской премий, кавалер двух орденов Ленина.
Вера Пашенная носила с собой ампулу с ядом
- Вера Пашенная: биография и личная жизнь
- Вера пашенная: биография и личная жизнь
- Краткая информация об актрисе
- 135 лет Вере Пашенной!
- Вера Пашенная (Vera Pashennaya) биография, фильмы, спектакли, фото |
Об актрисе Вера Пашенной
Вера Пашенная: биография, творчество, личная жизнь, семья | Вера Пашенная родилась в Москве 7 (19) сентября 1887 года, дочь знаменитого актёра Николая Рощина-Инсарова[2]. |
Вера Пашенная: вера и талант | Говорят, суровая Вера Пашенная, бывшая в силу своего положения, по существу, хозяйкой Малого театра, недолюбливала артиста Кенигсона. |
Встреча-портрет «Мастера искусства. Вера Пашенная» | Биография Веры Пашенной, фильмография и спектакли с участием Веры Пашенной. |
BILETTORG.RU
- Пашенная Вера Николаевна — Мегаэнциклопедия Кирилла и Мефодия — статья
- Вера Пашенная: биография, творчество, личная жизнь, семья
- Вера Пашенная биография. русская актриса театра
- Алфавитный указатель
- Вера пашенная: биография и личная жизнь
Пашенная Вера Николаевна (1887—1962)
Вера Пашенная и театр ее имени | Дважды Вера Пашенная выходила и на сцену Большого зала Ленинградской филармонии в концертах артистов Малого театра. |
ПАШЕННАЯ Вера Николаевна, фото, биография | Вера Николаевна Пашенная довольно быстро стала ведущей актрисой Малого театра, а потом – и его легендой. |
Вера Николаевна Пашенная | Вера Пашенная. Дата рождения: 19 сентября, 1887. Актриса. Лучшие фильмы: Идиот, Васса Железнова, Екатерина Воронина, Горе от ума. |
Актриса Пашенная: биография, фото (много фото!) - | Вера Пашенная довольно быстро стала ведущей актрисой Малого театра, а потом — и его легендой. |
Пашенная, Вера Николаевна — большая энциклопедия. Что такое Пашенная, Вера Николаевна | Витольд Полонский, как и Вера Пашенная, также принят в труппу Малого театра. |
Вера Пашенная: биография и личная жизнь
Пашенная, Вера Николаевна — статья из Интернет-энциклопедии для Актриса Вера Пашенная появилась на свет в сентябре 1887 года в Москве. Вера Пашенная в роли Любовь Яровая Вся долгая жизнь Пашенной в театре подтвердила этот прогноз. Вера Пашенная родилась 7 (19 по новому стилю) сентября 1887 года в Москве.
Вера Пашенная - Vera Pashennaya
Вера Николаевна Пашенная родилась в Москве (7) 19 сентября 1887 года, в семье знаменитого актёра Николая Рощина-Инсарова. Вера Николаевна Пашенная родилась в Москве (7) 19 сентября 1887 года, в семье знаменитого актёра Николая Рощина-Инсарова. Вера Пашенная ‑ народная артистка СССР (1937), лауреат Сталинской премии (1943), лауреат Ленинской премии (1961). Вера Пашенная в 1943 году награждена Сталинской премией первой степени — за многолетние выдающиеся достижения в области театрально-драматического искусства и Ленинской премией в 1961 году.
Актриса Пашенная: биография, фото (много фото!)
Пашенная, Вера Николаевна — большая энциклопедия. Что такое Пашенная, Вера Николаевна | российская актриса, народная артистка СССР (1937). |
Пашенная, Вера Николаевна — Википедия | Вера Николаевна Пашенная родилась в Москве (7) 19 сентября 1887 года в семье знаменитого актёра Николая Рощина-Инсарова. |
135 лет со дня рождения русской актрисы, педагога, народной артистки СССР Веры Пашенной
Однажды сменив на сцене великую Марию Ермолову, Вера Пашенная быстро добилась признания. Актриса Вера Пашенная появилась на свет в сентябре 1887 года в Москве. Смотрите видео онлайн «Вера Пашенная (7.09.1887 — 28.10.1962)» на канале «Зина Парижева» в хорошем качестве и бесплатно, опубликованное 7 июля 2022 года в 17:20, длительностью 00:02:03, на видеохостинге RUTUBE.
135 лет со дня рождения русской актрисы, педагога, народной артистки СССР Веры Пашенной
Байки про характер Веры Пашенной до сих пор пересказывают в актерских кругах. Вера Пашенная родилась в семье известного актёра Николая Рощина-Инсарова (реальная фамилия — Пашенный); её сестра,Екатерина Рощина-Инсарова, в 1919 году эмигрировала. / Фотография Вера Пашенная (photo Vera Pashennaya). Вера Пашенная довольно быстро стала ведущей актрисой Малого театра, а потом — и его легендой. Вера Пашенная родилась в семье известного актера Николая Рощина-Инсарова (1861—1899, фамилия Пашенный).
Вера Пашенная
- Краткая информация об актрисе
- Алфавитный указатель
- чПКФЙ ОБ УБКФ
- Вера пашенная — биография, новости, личная жизнь
- Вера Пашенная: вера и упорство
- 135 лет со дня рождения русской актрисы, педагога, народной артистки СССР Веры Пашенной
Пашенная Вера Николаевна
Эта удивительная женщина родилась в Москве 7 19 сентября 1887 года в семье знаменитого актера Николая Рощина-Инсарова, 130 лет назад. Однажды сменив на сцене великую Марию Ермолову, Вера Пашенная быстро добилась признания. Среди ее ролей можно особенным образом выделить Старую хозяйку из «Каменное гнездо» Х. Тренева , а также Вассу из бессмертного произведения М. Горького «Васса Железнова». Читая биографию этой величайшей актрисы невольно задаешься вопросом, откуда же к юной девушке, почти девочке, пришли мысли о сцене, которые вытеснили прочное, давнее, не раз обдуманное решение стать врачом? В свое время родные Веры сулили ей прекрасную врачебную карьеру, которая, впрочем, не интересовала будущую актрису.
Многосерийные ленты «Маша Березина», «Грехи отцов», а также популярный фильм «Адъютанты любви» снимались при участии Харыбиной. Во время поиска очередного проекта для съемок Вере Анатольевне поступает предложение о документальном кино.
Так актриса открыла для себя новую спецификацию — режиссер документального кино. В 2014 году на юбилейном кинофестивале «Кинотавр» был представлен необычный проект — фильм с элементами как документального, так и игрового кино «Спроси меня», режиссером и идейным вдохновителем которого выступила Вера Харыбина. Фото с красной дорожки Сочинского фестиваля бережно хранят у себя студенты МХАТа, ставшие главными действующими лицами полнометражной ленты. Фильм «Спроси меня» получился достаточно необычным: с одной стороны — это полноценное документальное кино о жизни и судьбе восьми реальных персонажей с непохожими судьбами и жизнями, а с другой — участниками съемок стали студенты театральных вузов, примеряющие на себя чужой жизненный путь. Специфическое кино не стало призером кинофестиваля, зато было высоко оценено коллегами и критиками. Личная жизнь Случайное знакомство в купе поезда с актером МХАТа Игорем Золотовицким переросло в бурный роман, а спустя несколько лет — в супружескую жизнь. В браке у пары родилось двое сыновей Алексей и Александр. Оба молодых человека сейчас стараются идти по стопам родителей и осваивают актерскую профессию, а также увлекаются музыкой.
А в далекое время перестройки уже знаменитой актрисе пришлось прервать свою карьеру по причине декретного отпуска, а потом и в связи с отсутствием предложений об участии в съемках. Все это время основным источником дохода семьи стала активно развивающаяся актерская профессия супруга, часто бывающего в заграничных поездках с популярными театральными спектаклями МХАТа. Выдающиеся театральные работы На театральной сцене Пашенная Вера Николаевна приняла участие десятках постановок.
Урванцева — Вера Мирцева; «Вишни цветут» И. Чекина — Зина; «В новой семье» В. Александрова — Наталья Николаевна; «Всех скорбящих» Г. Гейерманса — Рита; «Гибель Содома» Г. Зудермана — Китти Гаттенберг; «Дни нашей жизни» Л. Чехова — Соня; «Евреи» Е. Островского и Н.
Соловьева — Елена Кармина; «Живой труп» Л. Толстого — Лиза; «Забава» «Без любви» А. Шницлера — Христина; «За океаном» Я. Гордина — Эсфирь; «Идиот» по Ф. Достоевскому — Настасья Филипповна; «Казнь» Г. Ге — Кэт; «Канцлер и слесарь» А. Луначарского — Анна Клейнбауэр; «Лес» А. Сарду и Э. Гюго — Марион; «Огни Ивановой ночи» Г. Зудермана — Марикка; «Преступление и наказание» по Ф.
Достоевскому — Дуня; «Привидения» Г. Ибсена — Фру Альвинг; «Рабочая слободка» Е. Карпова — Лукерья; «Склеп» В. В 1924 году вместе с Н. Смирновой организовала из первого выпуска Драматических курсов при Малом театре Театр-студию и стала его директором. С 1933 года руководила несколькими курсами Театрального училища им. Щепкина при Малом театре, с 1941 — профессор. С 1945 года — руководитель кафедры актерского мастерства училища. В 1936 году, оставшись на гастроли в Игарке, основала там Народный театр. В кино снималась с 1912 года, дебютировав с роли Ларисы Огудаловой в «Бесприданнице».
Позже стала появляться на экране в 1950-е — в фильмах-спектаклях и кино. Горького и роли хозяйки Нискаувори вспектакле «Каменное гнездо» Х. В коллекции Гостелерадиофонда хранятся записи спектаклей, сцен из спектаклей с участием актрисы, радиоспектаклей и литературных произведений А. Пушкина, Н. Некрасова, В. Короленко, М. Горького, Б. Полевого, В. Член КПСС с 1954 года.
Вера Пашенная довольно быстро стала ведущей актрисой Малого театра, а потом — и его легендой. О ней говорили, что в этой актрисе чудесным образом сошлись все лучшие качества актёров Малого театра. В 1920-е годы актриса выступала и в других московских театрах, участвовала в зарубежных гастролях МХАТа по приглашению Станиславского. В 1924 году вместе с Н. Смирновой организовала из первого выпуска курсов Театр-студию и стала его директором.
Вера Пашенная биография Личная Жизнь
Вряд ли Пашенная в роли Яровой была по-настоящему проникнута идеей большевизма. Но, часто бывая в солдатских казармах и рабочих общежитиях, актриса «подсмотрела», увидела свою Яровую. Актрису интересовал нелегкий путь женщины, порывавшей с прошлым ради будущего. Конечно же, Пашенной хотелось играть современную роль, хотя в пьесе было немало композиционных несовершенств. Тренев, тогда еще начинающий драматург, не видел свое произведение «режиссерским глазом». Исполнители центральных ролей Пашенная, Ольховский, Кузнецов что-то исправляли в тексте, дописывали реплики, по сути став соавторами пьесы. Актриса создала образ глубоким, с богатым внутренним миром, сложными душевными коллизиями. Таким убедительным и ярким, что многие исполнительницы по всей стране эту роль играли «под Пашенную». Вера Николаевна пытается создать новую семью, ее мужем становится Виктор Родионович Ольховский.
Но совместная жизнь супругов продлилась лишь год. В день смерти Ольховского Пашенная играла Любовь Яровую. Созданные актрисой комические образы вызывали ту неповторимую смесь осуждения и подспудного восторга перед почти ошарашивающими, но внутренне оправданными красками. Автором инсценировки и постановщиком спектакля был Михаил Нароков. Ее Маланья, с лицом куклы-матрешки, сродни ярмарочному шаржу. Эдакая Венера Растеряевой улицы, будто сошедшая с полотен Рубенса или Кустодиева — пышнотелая, чудовищно неподвижная, чувственная. Актриса уловила этот ленивый ритм жизни с лузганием семечек кстати, которых она терпеть не могла в доме, но для роли виртуозно выучилась щелкать , наглый хохот Маланьи, ее манеру с удовольствием смачно сплетничать. Таких людей, как Пашенная, неофициально называли государственными артистами.
Они приглашались в президиумы, представительствовали на собраниях трудящихся, писателей, ученых. Их подписи ставились под письмами во славу или, напротив, в порицание чего-то и кого-нибудь. Сегодня мы понимаем, что постигнуть эти судьбы, в данном случае судьбу Пашенной, по их публичным высказываниям и поступкам нельзя. Вера Николаевна являлась членом художественной коллегии театра и членом художественного совета. Горячо, почти с неистовой, гневной требовательностью, часто нелицеприятно выступала она на заседаниях. Натура властная, она высказывала свои суждения громко и открыто, никого не боясь. Могла себе позволить не угодничать, не предавать своего художественного вкуса, своего понимания мира. И была непредсказуема во всем: в поступках, в оценках.
Удивляла, притягивала, органически совмещая в себе множество противоречий. Человек необычайной душевной доброты, она обладала колоссальным женским обаянием, не поддаться которому было невозможно. Весь коллектив Малого театра тех лет а это более 700 человек она знала по именам и отчествам. И когда ее удивленно спрашивали: «Зачем Вам это? И никакими силами ее оттуда невозможно было выманить, пока не смолкали последние раскаты грома. Окружающие смеялись, а она говорила: «Я боюсь, она меня убьет». Это не шутка, а быль. Боялся же руководитель Малого театра князь Сумбатов-Южин — мужчина весьма представительный — мышей!
В годы войны, в эвакуации в Челябинске Пашенная выезжает с творческими программами на крупные заводы, в госпитали. Незабываемые впечатления от встреч с героями, наблюдения военном времени глубоко западали в душу, ложились в актерскую копилку. Пригодятся они и Пашенной в роли Талановой в спектакле «Нашествие» Л. Леонова, поставленном в военном 1943 году. Во время Великой Отечественной войны в семью Пашенной пришло горе. Очень скоро вести с фронта от него перестали приходить. Пашенная в своей книге напишет о том, что зять погиб на фронте в 1941 году, Ирина Витольдовна в своих воспоминаниях — пропал без вести. На самом деле Сверчков попал в окружение, был взят в плен.
После войны Сверчкова разыскивала советская военная администрация Германии, требуя у американцев его выдачи. В Мюнхене в 53-м году он становится первым диктором радиостанции «Освобождение». Коллеги называли его «Наш ответ Левитану». Любимый зять очень «подпортил» анкету Вере Николаевне. К «проклятым вопросам» «о происхождении» и «есть ли родственники заграницей», прибавилась еще одна статья — «измена Родине». Живым свидетельством необыкновенной актерской работы Пашенной остался кинофильм «Васса Железнова» режиссер Л. И по сей день кто же из зрителей мгновенно рядом с ее именем не поставит имя Вассы Железновой? Хотя видевшие спектакль Малого театра считают, что фильм намного слабее и не следует по нему судить об игре Пашенной в этой роли.
Но он запечатлел живую Пашенную! Зубов и Е. Велихов без сомнения, одна из вершин в творческой биографии актрисы. Пашенная хотела быть в этой роли «человеческой женщиной», сыграть жизнь погубленную, похожую в чем-то на свою. Но режиссеры предлагали ей сыграть в первую очередь хозяйку-накопительницу, а уж потом «человеческую женщину». Создателям спектакля важнее было придать социально-политическую окраску образу. Ум и власть — две черты, которые выбрала актриса, создавая свою Вассу. Но Пашенная играла так, что заставляла думать и о трагедии этой женщины.
О трагедии ума, направленного на иссушающую, меркантильную цель, и трагедии власти, в своем ослеплении ломающей жизнь дорогих для нее людей. Ее Васса была и хозяйкой, и пленницей владеющих ею страстей. Замечательно играла Пашенная последние минуты жизни Вассы. Падала она «мертвая», как валится срубленное под корень кряжистое и раскидистое дерево, которое еще за секунду перед тем было полно жизни. С внутренним сопротивлением она приступает к работе над ролью Хозяйки Нискавуори в пьесе Х. Вуолийоки «Каменное гнездо» режиссер В. Хохряков , боясь повторить в чем-то «родственную» ей Вассу Железнову. Но в этом удивительном, мягком и в то же самое время масштабном создании Пашенной, в печальном образе старой и одинокой женщины была такая человеческая красота, глубина, сила воли и мысли, что зрительный зал охватывало ощущение светлой радости от встречи с ней.
Всем, кто знал Веру Николаевну в эти годы, невдомек было, что эта удивительная женщина — средоточие энергии, воли, оптимизма — уже нездорова. Врачи поставили Пашенной страшный диагноз, но она решительно отказывалась от операции. Столько еще нужно успеть сделать, а если болезнь опасна, тем более! Жить в пол накала Пашенная не умела. И когда врачи запрещали ей играть спектакль, она вопреки всему оставляла дома записку: «В моей смерти прошу никого не винить. Еду играть спектакль по своему желанию». Сама же репетирует роль Кабанихи. На роль Катерины назначается Руфина Нифонтова, актриса, уже полюбившаяся Пашенной по спектаклю «Каменное гнездо».
В молодости сама игравшая Катерину, Пашенная старается снять с образа малейшие намеки на декламационность, с какой часто произносились монологи героини.
Впрочем, учёба в музыкальной школе Виталию тоже не пришлась по душе. По осени он ещё ходил на занятия, а зимой, обнаружив, что дверь накрепко примёрзла, тут же вернулся домой и, сияя от радости, сообщил родителям о закрытии школы навсегда.
Только став взрослым Виталий Мефодьевич пожалел об отсутствии музыкального образования и даже иногда упрекал маму в недостаточной настойчивости по этому поводу. Виталий Соломин справа с родителями и родственниками. Старший брат стал предметом гордости всей семьи.
Виталий, как и его родители, считал Юрия красивее и талантливее, чем он сам. Младший Соломин был очень застенчив, но при этом страстно мечтал стать актёром. Арест Вера Фигнер лично не участвовала непосредственно в покушении.
Однако она собирала информацию и занималась подготовкой этого террористического акта. После казни лидеров Народной воли Фигнер отбывает в Харьков. Однако позже суд заменил казнь на пожизненную каторгу.
Находясь в тяжёлых условиях заточения, Фигнер писала стихи и даже продолжала политическую деятельность. Вышла на связь со многими заключенными и устраивала забастовки. В девятьсот четвёртом году ей несколько изменяют наказание и отправляют в ссылку.
После революции 1905 года царский режим стал с опаской относиться к революционерам, которые могли принять образ мучеников. Поэтому Вере разрешают выехать за границу на лечение. Личная жизнь Случайное знакомство в купе поезда с актером МХАТа Игорем Золотовицким переросло в бурный роман, а спустя несколько лет — в супружескую жизнь.
В браке у пары родилось двое сыновей Алексей и Александр. Оба молодых человека сейчас стараются идти по стопам родителей и осваивают актерскую профессию, а также увлекаются музыкой. А в далекое время перестройки уже знаменитой актрисе пришлось прервать свою карьеру по причине декретного отпуска, а потом и в связи с отсутствием предложений об участии в съемках.
Все это время основным источником дохода семьи стала активно развивающаяся актерская профессия супруга, часто бывающего в заграничных поездках с популярными театральными спектаклями МХАТа. Знаменитая фамилия Юрий Соломин в юности. Когда мама позвонила старшему сыну в Москву и рассказала об этом, Юрий велел взять младшему брату билет и ехать в столицу.
Поселился Виталий в комнате, где снимал угол Юрий с женой. Юрий Соломин никак не мог отвести брата в училище и мучился, не зная, как ему поступить. С одной стороны, Соломин-старший уже был преподавателем, а с другой не мог оставить брата без помощи, ведь тот совершенно не знал Москву.
На выручку пришла жена Ольга. Она взяла Виталия за руку и отвела в приёмную комиссию. Юрий и Ольга Соломины.
В Москве Вера Пашенная проживала по адресу: ул. Огарева на данный момент Газетный пер. На доме установлена мемориальная доска.
Режиссерская работа Спустя некоторое время Вера Харыбина заинтересовалась режиссерской работой и приняла решение продолжить свое образование на режиссерском факультете Всероссийского государственного института кинематографии. Руководителем курса, на котором актриса осваивала новую профессию, был признанный кинорежиссер, создатель не одного десятка кинолент, включая «Республику Шкид» и «Возвращение Броненосца», Геннадий Полока. В 1997 году, став дипломированным режиссером, Вера Харыбина начала снимать сериалы.
Многосерийные ленты «Маша Березина», «Грехи отцов», а также популярный фильм «Адъютанты любви» снимались при участии Харыбиной. Во время поиска очередного проекта для съемок Вере Анатольевне поступает предложение о документальном кино. Так актриса открыла для себя новую спецификацию — режиссер документального кино.
В 2014 году на юбилейном кинофестивале «Кинотавр» был представлен необычный проект — фильм с элементами как документального, так и игрового кино «Спроси меня», режиссером и идейным вдохновителем которого выступила Вера Харыбина. Фото с красной дорожки Сочинского фестиваля бережно хранят у себя студенты МХАТа, ставшие главными действующими лицами полнометражной ленты. Фильм «Спроси меня» получился достаточно необычным: с одной стороны — это полноценное документальное кино о жизни и судьбе восьми реальных персонажей с непохожими судьбами и жизнями, а с другой — участниками съемок стали студенты театральных вузов, примеряющие на себя чужой жизненный путь.
Специфическое кино не стало призером кинофестиваля, зато было высоко оценено коллегами и критиками.
Тренева , а также Вассу из бессмертного произведения М. Горького «Васса Железнова». Читая биографию этой величайшей актрисы невольно задаешься вопросом, откуда же к юной девушке, почти девочке, пришли мысли о сцене, которые вытеснили прочное, давнее, не раз обдуманное решение стать врачом? В свое время родные Веры сулили ей прекрасную врачебную карьеру, которая, впрочем, не интересовала будущую актрису. В ранние гимназические годы у Пашенной возникла тяга к театру, которая впоследствии и определила судьбу девушки. В 1904 году Вера Пашенная окончила гимназию.
Готовясь стать врачом, она зубрит на даче у подруги латынь и химию.
135 лет Вере Пашенной!
Их было три: "Моя работа над ролью", "Искусство актрисы", "Ступени творчества", которые в настоящее время стали настольными книгами большинства театральных актеров. Вера Пашенная: дети, мужья В браке актриса была дважды. Как и у большинства актрис темпераментных, волевых и мужественных, личная жизнь Веры Пашенной сложилась не с первого раза. Сначала ее избранником стал Витольд Полонский, актер немого кино. Брак был студенческим. Через год после росписи влюбленные обвенчались в церкви. В этом супружестве у них родилась дочь Ирина.
Спустя три года Витольд и Вера развелись. В 1913 году актриса вышла замуж во второй раз и тоже за актера - Владимира Грибунина. С ним она прожила длительное время. Не стало Веры Пашенной в конце октября 1962 года. Несколько лет она боролась с онкологией. Практически до последнего дня играла в любимом театре.
Преподавала в Щепкинском училище с 1918 по 1960 гг. С 26 сентября 1922 по июнь 1923 г.
Преподавала в Щепкинском училище с 1918 по 1960 гг.
С 26 сентября 1922 по июнь 1923 г.
Пашенная воспитала не одно поколение актёров, оставив своим ученикам очень простое и, в то же время, высокое завещание — любить сцену. Вера Николаевна не любила слова «играть», а говорила — «работать». Она призывала работать в полную силу, всего себя отдавать сцене, и только тогда в зале не останется равнодушных. Именно такой была и сама Вера Николаевна.
Вера Пашенная
Такой была уже ее Мария Стюарт в одноименной трагедии Шиллера, сыгранной в 1910 г. Впервые, однако, мощное дарование Пашенной во всю силу развернулось в советской пьесе, в драме Тренева «Любовь Яровая», где она в 1926 г. Пашенная была первой исполнительницей Любови Яровой, и многие другие актрисы, игравшие эту роль после нее, вслед за Пашенной старались столь же страстно показать героизм женщины, способной во имя революции перешагнуть через любовь, отдать революции все силы своей души. Долгая артистическая жизнь Веры Николаевны Пашенной была неотрывна от сцены Малого театра.
На этой сцене она с огромным успехом выступала в пьесах Островского, Льва Толстого, в трагедиях Шекспира.
Опыт встречи с этой несомненной мощной реалисткой, как и размышления о возможности прихода в МХАТ таких актрис, как Массалитинова или Корчагина-Александровская, позволил Станиславскому и Немировичу-Данченко теоретически осмыслить расхождение ветвей русского сценического искусства, равно связанных с щепкинским корнем.
Местом ее постоянного жительства станет Париж. Я не знаю, чем бы кончились наши отношения с сестрой... Ее большой талант «сгнил на корню», а ее жизнь и артистки, и человека погибла по ее собственной прихоти... Воспоминания писались в сталинские вре-мена, вышли через год после смерти «вождя всех народов». Иметь родственников-эмигрантов было опасно.
Рощина-Инсарова оставалась заметной фигурой русского зарубежья. В пресловутой анкете отдела кадров Малого театра за 1955 год Вера Николаевна напишет в сведениях о Рощиной-Инсаровой: «не знаю, что делает и где адреса не знаю ». Однако о сестре Пашенная никогда не забывала, сохранились ее письма к Екатерине Николаевне с просьбой вернуться на Родину. Хочется вспомнить ее великолепную Евгению Мироновну из пьесы Островского «На бойком месте». Героиня Пашенной — умная и хищная, плутоватая и эгоистичная, по-женски необычайно притягательная. Между центральными персонажами пьесы, Евгенией - Пашенной и Миловидовым — Провом Садовским на сцене шла азартная, увлекательнейшая игра. И зрительный зал с удовольствием погружался в это актерское пиршество интонаций и красок. Каким обольстительным лукавством светились глаза Евгении, сколько «приемов» в ее обхождении с Миловидовым — проверенный способ привлечь проезжающих на постоялый двор.
Роль Миловидова в дальнейшем играли такие замечательные актеры, как Виктор Ольховский и Николай Соловьев оба были в разные годы мужьями Пашенной. Но так «концертно», как сыграл Пров Садовский роль Миловидова, она не прозвучала ни в чьем исполнении. С 1918 года Вера Николаевна начала свою педагогическую деятельность на «Драматических курсах при Государственном академическом Малом театре» позже училище, получившее имя М. Щепкина и вела ее почти до последних лет жизни. Инициатива возрождения театральной школы после революции в большой мере исходила от Веры Николаевны. Она любила повторять: «Я как Антей, когда силы покидают меня, я смотрю на молодежь и снова обретаю силу». Пашенная-педагог подарила сцене несколько поколений талантливых учеников. Многие из них занимали и занимают ведущее положение в театрах Москвы и других городов России, удостоены почетных званий и наград: Констанция Роек, Виктор Борцов, Алексей Эйбоженко, Федор Чеханков...
Юрий Мефодьевич Соломин — народный артист СССР, художественный руководитель Малого театра, как и его учительница, рано начал преподавать. Это утверждала Пашенная. Когда актер чем-то увлечен, одержим, только тогда он может увлечь и зрителя». Всю свою жизнь Пашенная будет предана Малому театру, но по воле судьбы ее личная и творческая жизнь пересечется с Художественным. После развода с Полонским она обвенчалась с Владимиром Федоровичем Грибуниным — артистом Художественного театра, одним из любимых актеров Немировича-Данченко и Станиславского. Для Пашенной после Ленского Грибунин стал своего рода наставником. Во многом благодаря его замечаниям и советам актриса приучилась постепенно вникать в сложный процесс духовной, психологической работы над образом. В первые годы после революции Пашенная работала очень много, со свойственными ей жаром и темпераментом.
У Веры Николаевны врачи находили истощение нервной системы. И тут как подарок судьбы явилось приглашение Станиславского участвовать в заграничном турне по Европе и Америке с Художественным театром. В 1922 году Вера Николаевна берет годовой отпуск в Малом театре, а дочь Ирина — в Театральном училище. И, как думал Грибунин, в дальнейшем перейдет из Малого в Художественный театр. Школа Станиславского, бесспорно, дала актрисе многое. Науку Ленского дополнила наука Станиславского. Станиславский сделал Пашенной весьма лестное для нее и почетное предложение остаться в заграничной поездке на второй год, она, поблагодарив, отказалась и вернулась в Малый театр. Важным творческим этапом для актрисы стала роль Любови Яровой в пьесе К.
Тренева «Любовь Яровая». В легендарном спектакле 1926 года, поставленном режиссерами И. Платоном и Л. Прозоровским, были заняты лучшие актерские силы Малого театра: В. Пашенная — Любовь Яровая, В. Ольховский — Михаил Яровой, С. Кузнецов — Швандя, Е. Гоголева — Панова, П.
Садовский — Кошкин, А. Сашин-Никольский — Пикалов... Вряд ли Пашенная в роли Яровой была по-настоящему проникнута идеей большевизма. Но, часто бывая в солдатских казармах и рабочих общежитиях, актриса «подсмотрела», увидела свою Яровую. Актрису интересовал нелегкий путь женщины, порывавшей с прошлым ради будущего. Конечно же, Пашенной хотелось играть современную роль, хотя в пьесе было немало композиционных несовершенств. Тренев, тогда еще начинающий драматург, не видел свое произведение «режиссерским глазом». Исполнители центральных ролей Пашенная, Ольховский, Кузнецов что-то исправляли в тексте, дописывали реплики, по сути став соавторами пьесы.
Актриса создала образ глубоким, с богатым внутренним миром, сложными душевными коллизиями. Таким убедительным и ярким, что многие исполнительницы по всей стране эту роль играли «под Пашенную». Вера Николаевна пытается создать новую семью, ее мужем становится Виктор Родионович Ольховский. Но совместная жизнь супругов продлилась лишь год. В день смерти Ольховского Пашенная играла Любовь Яровую. Созданные актрисой комические образы вызывали ту неповторимую смесь осуждения и подспудного восторга перед почти ошарашивающими, но внутренне оправданными красками. Автором инсценировки и постановщиком спектакля был Михаил Нароков. Ее Маланья, с лицом куклы-матрешки, сродни ярмарочному шаржу.
Эдакая Венера Растеряевой улицы, будто сошедшая с полотен Рубенса или Кустодиева — пышнотелая, чудовищно неподвижная, чувственная. Актриса уловила этот ленивый ритм жизни с лузганием семечек кстати, которых она терпеть не могла в доме, но для роли виртуозно выучилась щелкать , наглый хохот Маланьи, ее манеру с удовольствием смачно сплетничать. Таких людей, как Пашенная, неофициально называли государственными артистами. Они приглашались в президиумы, представительствовали на собраниях трудящихся, писателей, ученых. Их подписи ставились под письмами во славу или, напротив, в порицание чего-то и кого-нибудь. Сегодня мы понимаем, что постигнуть эти судьбы, в данном случае судьбу Пашенной, по их публичным высказываниям и поступкам нельзя. Вера Николаевна являлась членом художественной коллегии театра и членом художественного совета. Горячо, почти с неистовой, гневной требовательностью, часто нелицеприятно выступала она на заседаниях.
Натура властная, она высказывала свои суждения громко и открыто, никого не боясь. Могла себе позволить не угодничать, не предавать своего художественного вкуса, своего понимания мира. И была непредсказуема во всем: в поступках, в оценках. Удивляла, притягивала, органически совмещая в себе множество противоречий. Человек необычайной душевной доброты, она обладала колоссальным женским обаянием, не поддаться которому было невозможно.
Горького; 1919 — Электра — «Электра» Г. Луначарского; 1923 — Вера Филипповна — «Сердце не камень» А. Островского; 1924 — Порция — «Юлий Цезарь» У. Шекспира; 1924 — Эсфирь — «За океаном» Я. Гордина; 1924 — Маргарет — «Волчьи души» Дж.
Смолина; 1925 — Настасья Минкина — «Аракчеевщина» И. Платона; 1925 — Нипгал Умми — «Загмук» А. Тренёва; 1929 — Ирина — «Огненный мост» Б. Ромашова; 1929 — Маланья — «Растеряева улица» М. Нарокова по Г. Шимкевича; 1931 — Василиса — «Ясный лог» К. Тренёва; 1932 — Варя — «Разгром» по А. Фадееву; 1932 — Таня — «Плоды просвещения» Л. Толстого; 1935 — Мурзавецкая — «Волки и овцы» А. Островского; 1935 — Эмилия — «Отелло» У.
Шекспира; 1936 — Долорес — «Салют, Испания! Афиногенова; 1937 — Гурмыжская — «Лес» А. Тренёва; 1938 — Анна Андреевна — «Ревизор» Н. Гусева ввод ; 1940 — Кручинина — «Без вины виноватые» А. Островского; 1943 — Таланова — «Нашествие» Л. Режиссеры: П. Садовский, К. Зубов, Б. Никольский; 1948 — Кукушкина — «Доходное место» А. Островского; 1948 — Рыбачка — «Южный узел» А.
Первенцева; 1948 — Барабошева — «Правда — хорошо, а счастье лучше» А. Островского; 1949 — Хлестова — «Горе от ума» А. Грибоедова; 1950 — Наталья Ковшик — «Калиновая роща» А. Софронова; 1957 — Хозяйка Нискавуори — «Каменное гнездо» Х. Режиссёр: В. Комиссаржевский — Ламбрини; 1961 — Колесова — «Честность» А. Софронова; 1962 — Кабаниха — «Гроза» А. Режиссёры: В. Пашенная, М. Чехова — Варя; «На дне» М.
Горького — Василиса; «Три сестры» А.