Аэростаты прикрывали Ленинград от вражеской авиации. К 80-летию полного освобождения Ленинграда от фашистской блокады. Примечательно, что таким же методом получали водород для аэростатов в блокадном Ленинграде.
Блокадный Ленинград 1941-1944 гг
- История файла
- Бернштейн А.И. Аэростаты воздушного заграждения в обороне Ленинграда
- Зачем в блокадном ленинграде запускали дирижабли
- Аэростат над Невским. Петербург меняет свое убранство перед памятной датой
80 лет прорыву блокады Ленинграда
Аэростаты в блокадном ленинграде (57 фото) | Борис Шелиш осознавал весь риск эксперимента, но другого способа поднять аэростаты в воздух в блокадном Ленинграде не видел. |
Аэростаты над Петербургом - СПБ ГБУ "ГЦСП "КОНТАКТ" | Не сумев захватить Ленинград с ходу летом 1941 года, фашистское командование группы войск Север предприняло в апреле 1942 г. (сразу же после первой тяжелейшей блокадной зимы) операцию под кодовым названием Айсштосс (ледовый удар). |
В Ленобласти открыли памятник прорыву энергетической блокады в годы ВОВ | Новости России | Противовоздушную оборону (ПВО) Ленинграда обеспечивали:2-й корпус ПВО, состоявший из шести зенитных артиллерийских полков, одного зенитного пулеметного полка, трех полков аэростатов заграждения и формировавшегося авиационного корпуса и вспомогательных частей. |
Аэростаты над Ленинградом: Записки инженера - воздухоплавателя
Водородный двигатель в блокадном Ленинграде. Вот и после завершения оформления города к 76-й годовщине полного освобождения Ленинграда от фашистской блокады отправляется в Аргентину на очередные соревнования. Впервые массовое использование водорода в качестве автомобильного топлива произошло в блокадном Ленинграде в 1941 году. Разбомбленные дома в натуральный размер, отделение милиции и квартиру актрисы блокадных времён покажут ко Дню полного освобождения Ленинграда от блокады. Аэростат в блокадном Ленинграде. Блокада Ленинграда аэростаты заграждения. Дирижабль в блокаду Ленинграда.
Борьба за умы
- Новости из Петербурга
- В небо над Петропавловкой поднялись копии аэростатов времен блокады Ленинграда
- Зачем в блокадном ленинграде запускали дирижабли
- Аэростаты над Ленинградом - Средство массовой информации - Каталог статей - ветераны района
- Новости из Петербурга
В честь 71-летия освобождения от блокады в воздух поднимутся аэростаты (фото)
Привязной аэростат стал одним из символов блокадного Ленинграда. Она тонну весит, такие сбрасывали на Ленинград, — делится создатель и владелец «Ленрезерва» Анатолий Бернштейн и приглашает спуститься в бомбоубежище. Жители блокадного Ленинграда: женщина везет ослабевшего от голода мужа на санках, 1942 год. К 80-летию полного освобождения Ленинграда от фашистской блокады. Впервые массовое использование водорода в качестве автомобильного топлива произошло в блокадном Ленинграде в 1941 году.
Аэростаты над Ленинградом: Записки инженера - воздухоплавателя
После этого - весь 1942 год и позже - автолебедки постов AЗ работали на отработанном водороде, выпущенном из аэростатов. Они служили до конца войны; только в Ленинграде благодаря изобретению Б. Шелища было сэкономлено около ста тонн бензина. Талантливый изобретатель был награжден орденом Красной Звезды. Я не видел Б. Шелища с 1944 года более 35 лет и удивился, когда неожиданно получил от него письмо. Он писал, что хотел бы повидаться и надеется на встречу - в День Победы - 9 мая 1982 года. Я был на этой встрече, но Бориса Исааковича, к сожалению, не увидел: он не дожил до нее. Смысл этой утвержденной Герингом операции был в уничтожении с воздуха кораблей Балтийского флота, вмерзших в лед на Неве и в Финском Заливе. Налет был дерзкий и неожиданный: впервые фашисты предприняли его средь бела дня. Самолеты шли волнами на высоте одного-двух километров.
Наши истребители и зенитчики успели встретить эту армаду на подступах к городу и частично рассеять ее. Но 58 бомбардировщиков прорвались в воздушное пространство над городом, да еще на малой высоте. Нужно было по крайней мере заставить их подняться выше, не дать бомбить прицельно. И командующий армией ПВО генерал-майор Г. Зашихин отдал приказ: "Поднять аэростаты! Они сковали маневр противника. Фашистские стервятники, сбросив бомбы уже без прицеливания, вынуждены были набирать высоту, выходить из пространства над городом и попали в плотный огонь зенитной артиллерии. Артиллеристов поддержали наши истребители. Операция "Айсштосс" была сорвана. Боевые корабли, стоявшие на Неве, почти не пострадали.
Потери фашистской авиации в этом бою - 25 сбитых и 10 подбитых самолетов. Это - из 58, прорвавшихся к городу. Командование противника вернулось к старой тактике ночных налетов. Они были частыми в этом апреле. Постам AЗ приходилось все время быть начеку. Большинство наших отрядов находилось на стационарных наземных позициях, но порой аэростатчикам приходилось воевать и в совсем иных условиях. Отряд под командованием лейтенанта В. Меншутина - 31 пост разместили на баржах. Баржи вывели в Финский залив и расставили их там на якорях. Поднимавшиеся с них аэростаты прикрывали гавань, порты, город со стороны залива, подходы к Кронштадту.
Связь с постами - только по рации. Иногда баржи срывало с якорей и несло в открытое море - в сторону противника. В таких случаях выручали моряки. Они выходили в залив и под артиллерийским обстрелом противника буксировали баржу обратно. Когда залив не был покрыт льдом, противник с попутной волной пускал плавающие мины, которые взрывались при столкновении с баржой. Расчетам морских постов AЗ пришлось учиться, как от них уберечься. Лучшие стрелки расстреливали мины из винтовок. Выделялся снайперской стрельбой аэростатчик сержант Козлов. Трагедий, случаев гибели аэростатчиков было немало. Расскажу об одном из этих драматических случаев.
В августе 1942 г. Находившийся на посту командир звена лейтенант Алексей Кузнецов бросился на помощь расчету. Аэростат взмыл вверх, унося с собою висящего на стропе офицера. Был штиль, и, набрав высоту около 3,5 км, аэростат завис почти на месте. Мы навели с КП полка зенитный теодолит; было уже достаточно светло, и мы видели, как лейтенант Кузнецов боролся за спасение аэростата и за свою жизнь. Физически сильный, спортсмен, он, подтягиваясь на руках, поднялся и закрепился у самого корпуса аэростата. Положение его усугублялось тем, что он был в летней гимнастерке, а на трехкилометровой высоте температура близка к нулю. Кузнецову удалось пробить ножом корпус аэростата; теряя газ, тот стал спускаться вниз, опустился в Неву. Но Нева в этом месте была не только водоразделом, но и линией фронта: на одной стороне были наши, на другой - оккупанты. Испытавший судьбу в поднебесье, имея наверное один шанс из тысячи, проявивший редкое мужество, наконец, спасший аэростат лейтенант Кузнецов до берега не доплыл.
Его убили с вражеского берега пулеметным огнем. Аэростат прибило волной к нашему берегу... Фашистская авиация постоянно пыталась налетами и бомбежками парализовать её деятельность. Только с ноября 1941 г. Ленинградская армия, ПВО выделила для защиты в дополнение к имеющимся среде вам отряд аэростатчиков - 21 пост. Жили в палатках на трескучем морозе. Прямо с ледяного поля поднимал в воздух аэростаты. Они зависали вдоль всей трассы. На ледовой Дороге жизни аэростатчики делали все возможное, чтобы она работала бесперебойно. Аэростаты получали огромное количество пробоин, но восстанавливались на месте и вновь поднимались в воздух.
Тогда - только прорыв страшной кольца в одном месте. Освобождение придет лишь через год - в январе 1944 года. Война продолжалась. Продолжались налеты. Мы поднимали аэростаты в воздух и в снегопад, и в дождь, и в туман; исключение составляли только ночи со штормовым ветром, но в этих условиях обычно и авиация противника не взлетала. Около 500 раз с наступлением сумерек поступала в полки AЗ команда: "Поднять аэростаты". И через две минуты над городом всплывали аэростаты, поднимаясь выше и выше, пробивая облачность, уходя на свой "потолок". Если провести несложные подсчеты, можно вывести такие цифры: более миллиона аэростато-часов проработали в небе Ленинграда на защите города аэростаты постов AЗ. Мы привыкли к аэростатам и газгольдерам с водородом, как привыкают быть рядом с пороховыми бочками, но так же хорошо мы знали, что в случае воспламенения аэростат горит тысячеградусным факелом, от которого надо не укрываться, а тушить его. И мы это делали.
Это событие вошло в историю как «Прорыв энергетической блокады». Памятник с таким названием открыли на территории мемориального комплекса «Разорванное кольцо» в Ленинградской области. Так компания «Россети Ленэнерго» отдала дань памяти энергетикам, инженерам и водолазам, спасшим десятки тысяч жителей города и обеспечившим в тяжелейшее время электричеством хлебозаводы, оборонные предприятия, больницы и госпитали. Подвиг ленинградских энергетиков долгое время был засекречен, но благодаря нашим совместным усилиям мы сможем сделать так, чтобы о нем помнили и знали не только наши современники, но и все будущие поколения», — подчеркнул генеральный директор ПАО «Росссети Ленэнерго» Игорь Кузьмин.
Кантора "Был у Жданова по делам водоснабжения. Еле пришёл, меня шатало от голода… Шла весна 1942 года. Если бы я увидел там очень много хлеба или даже колбасу, я бы не очень удивился.
Но там в вазе лежали настоящие пирожные буше…" [25] Мы видим, что некто автор статьи не указан добавил слова, которых не было в оригинальном тексте статьи. Кроме того, Ю. Кантор из публикатора превратилась в "очевидца" и заодно сменила пол кстати, женская фамилия "Кантор" не склоняется. Зачем мы так подробно остановились на этом частном случае? Дело в том, что в нём, как в капле, отразилась вся технология мифотворчества. В информационное поле вбрасывается хлёсткая запоминающаяся фраза, которая уже самостоятельно продолжает своё путешествие, изменяясь и обрастая новыми подробностями. Так пирожные у Жданова они вообще являются довольно устойчивым образом возникают и в таком, например, контексте: "Так что же не нравится участникам "круглого стола" в культурном центре ФСБ?
В чем они видят заказную, оплаченную фальсификацию истории, покушение на самое святое? А вот в чем. Близоруко, односторонне показана сама война, точнее, роль советского руководства в суровые военные годы. Не так ее надо сегодня показывать. Не было растерянности и трусости. Не было страшных и необязательных потерь. Не было заградотрядов.
Не было людоедства в Ленинграде и пирожных в хрустальной вазочке в кабинете Жданова выделено мной - Д. Так, В. Как справедливо указывает сам Демидов, неясно, зачем Жданову нужны были блины из дома, если во флигеле Смольного жил его личный повар, Николай Щенников [27]. Здесь стоит сказать, что ленинградский Партизанский край существовал на территории Белебелковского упразднён в 1961 г. Продовольствие же в осаждённый Ленинград из Партизанского края действительно доставлялось. В ту самую страшную блокадную зиму жители Партизанского края отправили через линию фронта в Ленинград обоз, состоявший из более чем 200 подвод. Было переправлено 380 центнеров хлеба и разных круп, 120 центнеров жиров и другие продукты [29].
Так что вполне возможно, что мифотворцы просто взяли реальное историческое событие и извратили его до неузнаваемости. Сохранилось достаточное количество свидетелей, чтобы утверждать, что никакими особыми излишествами в быту и, в частности, в питании Андрей Жданов не отличался. Уже упоминавшийся В. Демидов опросил в конце 1980-х гг. Все они отмечали неприхотливость Жданова [30]. Как вспоминала одна из двух дежурных официанток Военного совета фронта А. Страхова Хомякова , во второй декаде ноября 1941 года Жданов вызвал её и установил жёстко фиксированную урезанную норму расхода продуктов для всех членов военсовета командующему М.
Хозину, себе, А. Кузнецову, Т. Штыкову, Н. Соловьёву : "Теперь будет так... Оператор располагавшегося в Смольном центрального узла связи М. Нейштадт вспоминал: "Честно скажу, никаких банкетов я не видел. Один раз при мне, как и при других связистах, верхушка отмечала 7 ноября всю ночь напролёт.
Были там и главком артиллерии Воронов, и расстрелянный впоследствии секретарь горкома Кузнецов. К ним в комнату мимо нас носили тарелки с бутербродами. Солдат никто не угощал, да мы и не были в обиде... Но каких-то там излишеств не помню. Жданов, когда приходил, первым делом сверял расход продуктов. Учёт был строжайший. Поэтому все эти разговоры о "праздниках живота" больше домыслы, нежели правда..
Жданов был первым секретарём обкома и горкома партии, осуществлявшим всё политическое руководство. Я запомнил его как человека, достаточно щепетильного во всём, что касалось материальных вопросов" [32]. Наконец, не испытывавший никакой особой любви к Жданову сын Л. Берия Серго писал в своих воспоминаниях: "При всей моей антипатии к Жданову не могу принять на веру разговор о том, как в Смольном в дни блокады устраивали пиры. Не было этого, и говорю так не в оправдание Жданова или кого-то другого из руководителей осаждённого Ленинграда. Беда в том, что зачастую мы исходим сегодня из нынешних понятий. А тогда всё, наверное, было строже, и дело не в Жданове.
Попробовал бы он позволить себе нечто подобное... Что скрывать, армейский паёк - не блокадная пайка. Но паёк. Не больше. А вот эти экзотические фрукты, благородные вина на белоснежных скатертях - выдумка чистой воды. И не следует, видимо, Жданову приписывать лишние грехи - своих у него было предостаточно" [33].
Положение СССР казалось угрожающим. Линии фронта на 21 сентября 1941 года Фашисты надеялись на блицкриг. Ленинград гитлеровцы вознамерились взять измором. Было от чего паниковать и жителям северной столицы: нехватка продуктов и топлива дала о себе знать очень скоро. Спасительная «Дорога жизни» через Ладожское озеро находилась в пределах досягаемости артиллерии и авиации захватчиков, их военно-морских сил, так что пропускная способность этой транспортной артерии не могла удовлетворить потребности осажденных. По «Дороге жизни» В результате в Ленинграде начался массовый голод. Усугубленный особенно суровой первой блокадной зимой, проблемами с отоплением, он привел к сотням тысяч смертей.
Аэростаты в блокадном
Невский проспект уже освобожден от ярких гирлянд, им на смену приходят строгие композиции на блокадную тему. Разумеется, к 76-й годовщине полного освобождения Ленинграда от фашистской блокады празднично оформлен будет не только главный проспект города. Уже монтируют композиции и баннеры на Адмиралтейской и Синопской набережных, площадях Победы и Пролетарской Диктатуры, на Московском и других крупных проспектах. Как идет эта большая работа, оценили корреспонденты «Санкт-Петербургских ведомостей». Им в подмогу самая разнообразная техника - от лестниц до автовышек с выдвигающимся на высоту до 32 метров трапом. Монтируют растяжки, консоли и баннеры исключительно ночью, чтобы не создавать проблем для движения транспорта. Ведь большая часть композиций размещается или по краям проспектов и улиц, или прямо над магистралями. Первым адресом нашего ночного объезда стал Невский проспект. В ста метрах от Литейного посредине Невского монтировали подвесную тросовую композицию. Над ними размещают фанерную фигуру, имитирующую заградительные аэростаты, которые защищали город в годы блокады с воздуха. На Невском проспекте будет пять таких композиций плюс растяжки, баннеры, плакаты и праздничные флаги, - сообщил Андрей Чистяков, директор учреждения «Городской центр рекламы и праздничного оформления».
Растяжки с изображением разорванного блокадного кольца со словами «1941 - 1944. Чуть ближе к площади Восстания, у улицы Маяковского, бригада оформителей монтирует на опоре фонаря трехметровый баннер с датой «27 января 1944 года» и орденом города-героя, которого удостоен Ленинград.
При столкновении самолета с тросом от удара срабатывал закрепленный под аэростатом инерционный механизм.
Аэростат отсоединялся, а на конце троса открывался тормозной парашют, который, создавая тягу, вдавливал трос в крыло самолета. Кроме того, закрепленная на конце мина подтягивалась к самолету и взрывалась при столкновении. Если трос не разрезал крыло, его подрывала мина Мы учили командиров постов регулировать такелаж, уточняя центровку аэростата, с тем, чтобы улучшить аэродинамические характеристики и увеличить высоту подъема.
Стремились повысить и аэростатический потолок, увеличивая расчетный газовый объем аэростатов, очищая тросы от льда. Тяжелее трос - на меньшую высоту поднимется конструкция в целом. К сожалению, химики не могли в те годы обеспечить нас антиобледенительными смазками.
Рост "потолка" был постоянной задачей, решение которой требовало опыта и - опытов. На тыловом складе нашего полка хранились два комплекта аэростатов "триплет", рассчитанных на большие высоты. Их доставили в полк еще до войны, но опробовать не успели.
Я разыскал эти оболочки, изучил сохранившиеся инструкции и с разрешения командира полка оборудовал два поста этими аэростатами. Сложность была в том, что для достижения высоты в 6 км один трос должны были поднимать последовательно три невзаимозаменяемых аэростата. В октябре 1941 года на обоих постах третьи "ступени" триплетов обосновались на высоте 6300 метров.
Но такие аэростаты были только на двух постах AЗ. Пошли на хитрость - с разрешения командования передавали по телефону эту величину открытым текстом. Мы рассуждали так: факт этот достоверный, противник может убедиться, что аэростаты на высоте больше 6 км есть.
А коли так, он вынужден будет еще больше увеличить высоту полета бомбардировщиков. В действительности аэростаты "триплет" для массовой эксплуатации на фронте несомненно не годились - из-за громоздкости, сложности подъема и приземления. Два "триплета" дежурили над Ленинградом в общей сложности меньше года, но свою скромную роль в обороне города сыграли.
Блокада длилась два с половиной года. Начался голод. Аэростатчики - рядовые, сержанты и офицеры - проявили в условиях блокады большое мужество.
В голодную, трагическую, тяжелейшую блокадную зиму 1941-1942 года, получая 125 граммов хлеба и 75 граммов сухарей, бойцы постов и отрядов A3 обеспечивали подъем аэростатов, доставку на позиции водорода, охрану постов. От недоедания, мороза и нехватки времени на отдых опухали лица, руки, отказывали силы, на исходе были водород и бензин. Полки AЗ в Ленинградской блокаде ежемесячно расходовали более 150 тысяч м3 водорода: часть его уходила на диффузионные утечки, часть в боевые пробоины; кроме того, водород в аэростатах периодически, раз в месяц, приходилось полностью заменять.
Водород - это основной боеприпас аэростата, он нужен аэростатчику, как нам - воздух и хлеб. В наше время аэростаты и дирижабли летают на гелии. Во время войны негорючего гелия практически не было.
Кубометр водорода весит 90 г и имеет подъемную силу 1,1 кг. Отличные характеристики! На каждом посту AЗ хранилось до 500 м3 водорода, заключенного в тончайшие прорезиненные оболочки аэростата и газгольдера, которые можно проколоть булавкой.
Грозная для самолетов противника техника сама-то была чрезвычайно уязвимой. И опасной для работы с ней на земле. Каждый пост AЗ должен был ежедневно проверять чистоту водорода.
Индикаторных приборов для этого практически не было. Переносный газоанализатор в полку был один - в распоряжении инженера полка. Бывая на постах, я выборочно контролировал им чистоту газа.
А командиры постов должны были загрузить аэростаты точно вывешенным балластом и определить подъемную силу газа в этих условиях. Из таких опытных данных рассчитывалась чистота водорода. А воздух мало-помалу просачивался в аэростаты.
Водорода не хватало. Поэтому сержанты, командиры постов AP, "тянули до последнего", чтобы сохранить боеспособность поста. Полки AЗ Ленинграда водородом обеспечивал один из небольших химических заводов города, где добывали водород устаревшим, но практически проверенным железо-паровым способом.
Способ был неэкономичным, требовал большого расхода топлива которое в блокадном Ленинграде было чрезвычайно дефицитным , но другого надежного способа просто не было. Дело осложнялось и тем, что часть рабочих завода еще в начале войны ушла в действующую армию, многие из оставшихся погибли от голода. Поэтому в цехах часто работали солдаты, выделенные из частей AЗ.
Доставляли водород от завода к боевым позициям по воздуху, в газгольдерах. Газгольдеры, цилиндрические прорезиненные емкости по 125 м3, заполняли водородом и уравновешивали балластом. В сопровождении четырех бойцов газгольдеры плыли на позиции.
А голодные сопровождающие шли пешком, днем и ночью, часто в снегопад по обледенелому насту, под дождем, а иногда и под артобстрелом. Удержать газгольдер при ленинградских-то ветрах было не легко. Хорошо помню, как в районе порта в 1942 г.
Боец Капустина была поднята газгольдером на высоту около 100 метров. Цепкая и мужественная девушка с винтовкой за спиной не растерялась и висела, держась за стропу, пока газгольдер не опустился в залив. Она выдержала холодную стужу ноябрьского залива, держась за газгольдер, пока ее не выловили моряки...
Водорода с химзавода постам AЗ хватало не всегда. Когда из-за его нехватки падала боеспособность, мы вынуждены были развертывать газодобывающие армейские походные установки и добывать водород своими силами. За час этим способом можно было получить до 400 м3 водорода, но способ был чрезвычайно неэкономичным.
Чтобы получить кубометр 90 г водорода, нужно было израсходовать 2,5 кг химикатов плюс бензин. А зимой 1941-1942 года бензин с точностью до 100 граммов выдавали только на боевую работу. За его перерасход грозил военный трибунал.
Весь транспорт нашего полка, кроме двух газогенераторных автомобилей, работавших на дровяных чурках, был остановлен. Все грузы переносили на руках, перевозили на санях и тележках. Раненых и больных вывозили тоже на санях.
А за один боевой подъем всех аэростатов полка AЗ сжигалось около 1,5 тонн бензина. Его тратили автомобильные лебедки. Шелищ внес предложение не выбрасывать на воздух отработанный водород, а использовать его в качестве топлива для автомобильных двигателей.
Борис Исаакович не только внес предложение тогда не принято было много писать , но и оборудовал автолебедки необходимыми приспособлениями, продемонстрировал их в работе. Командиры и инженеры полков, собравшиеся на совет, видели, как Шелищ подсоединил шланг и включил двигатель лебедки. Хотя была зима, двигатель легко запустился, работал мягко и устойчиво.
Конечно, и после этих испытаний у нас оставались сомнения, не выйдут ли из строя двигатели, хватит ли их ресурса и т.
Нижний Новгород, ул. Максима Горького, д. При любом использовании материалов сайта и сателлитных проектов, гиперссылка hyperlink www.
Зенитные пушки стреляют в нас даже с этих блоков. Фото: waralbum. Их в Ленинграде насчитывалось порядка 300. Аэростат имел оболочку из прорезиненной ткани, благодаря закачанному в него водороду, поднимался вверх и вытягивал за собой стальной трос. Аэростатами прикрывали особо важные объекты. Например, на Смольный за годы войны не упало ни одной бомбы, хотя немецким летчикам его месторасположение у изгиба Невы было хорошо известно. Уцелели и городские мосты. Аэростат в блокадном Ленинграде Аэростат в музее «Ленрезерва» Грозным оружием «люфтваффе» были бомбардировщики «Юнкерс-87» «Штука» , которые наносили очень точные бомбовые удары с малой высоты, заходя в крутое пике. Но аэростаты лишали их этой возможности. Они размещались в шахматном порядке на расстоянии около километра друг от друга. Такая плотность для летящего на огромной скорости самолета была сравнима с полетом в «минном поле». Врезавшись в трос, бомбардировщик мог лишиться крыла или получить другие «травмы, несовместимые с жизнью». А кроме того, к самому аэростату еще привязывались на веревках вполне реальные мины. Над Ленинградом часто висит облачность. Она маскировала аэростаты. А уж по ночам немецкие летчики боялись такой системы заграждения больше чем зениток. Одиночный аэростат поднимался на высоту до 2,5 километров, спаренные — до 4,5 километров, а тройные — до 6,5 километров. И хоть последних было немного, советское командование сознательно допускало утечку информации об их наличии. Само присутствие таких аэростатов внушало немцам страх и заставляло уходить на еще большую высоту, откуда никакие прицельные бомбардировки были уже невозможны. Сегодня ведущие автоконцерны создают автомобили на водороде, который является альтернативой бензину. В годы блокады при отсутствии топлива ленинградцы делали то же самое. Применяли использованный в аэростатах водород для питания лебедок, с помощью которых эти гигантские до 20 метров в длину конструкции опускали на землю. В аэростатной команде насчитывалось 12 человек. Подъем и особенно спуск этих махин был делом нелегким.
Аэростаты в блокадном ленинграде
Водородное топливо в блокадном Ленинграде | Способ был неэкономичным, требовал большого расхода топлива (которое в блокадном Ленинграде было чрезвычайно дефицитным), но другого надежного способа просто не было. |
Почему Ленинград не стал Сталинградом | Водородный двигатель в блокадном Ленинграде. |
Первые автомобили на водородном топливе появились в блокадном Ленинграде | Блокада Ленинграда на Нюрнбергском процессе была приравнена к геноциду. |
Зачем в блокадном ленинграде запускали дирижабли | Она тонну весит, такие сбрасывали на Ленинград, — делится создатель и владелец «Ленрезерва» Анатолий Бернштейн и приглашает спуститься в бомбоубежище. |
Аэростаты над Ленинградом | Но вскоре в блокадном Ленинграде не стало и электричества. |
Почему Ленинград не стал Сталинградом
Диссертация по теме Аэростаты воздушного заграждения в обороне Ленинграда: К 60-й годовщине разгрома немецко-фашист. войск и освобождения Ленинграда от вражеской блокады 27 янв. 1944 г. (Из воспоминаний Александра Бернштейна, ветерана воздухоплавания, участника Великой Отечественной войны, главного инженера полка аэростатов заграждения о воздушных боях над Ленинградом). 27 января в небо над Петербургом поднимутся аэростаты в честь 71-летия со дня снятия блокады Ленинграда.
Куда пойти с ребенком?
Блокада. Аэростат заграждение. Год: 1943. Через несколько минут десятки аэростатов в разных концах Ленинграда поднялись в воздух. В блокадном Ленинграде гелий был одним из наиболее доступных и надежных ресурсов для наполнения аэростатов. Источник информации о фото: Категория: Блокада Ленинграда, Аэростаты и дирижабли.
Чтобы помнить... Блокадный Ленинград
Чтобы помнить... Блокадный Ленинград: sokura — LiveJournal | Место съемки: Ленинград Notice: Undefined variable: print in /home/area7ru/ on line 1635. |
Блокада Ленинграда | Молодежные колонны с макетами аэростатов противовоздушной обороны, небольшими копиями тех, что использовались в системе ПВО блокадного Ленинграда, встретились на Дворцовой площади, где все аэростаты поднялись в воздух. |
Ленинград, который выстоял | Одним из элементов воздушной обороны Блокадного Ленинграда служили аэростаты заграждения. |
День полного освобождения Ленинграда 2024 | 27 января отмечается 80 лет снятию блокады Ленинграда. Аэростаты заграждения в блокадном Ленинграде. |