Отличия между опытом и экспериментом заключаются в том, что опыт наблюдает за объектом в естественных условиях, не изменяя его, а эксперимент предполагает изменение и контроль параметров объекта. В отличие от опыта, научный эксперимент предполагает использование технических средств — приборов.
В чем отличие экспериментального опыта от эксперимента?
Разница между опытом и экспериментом состоит в том, что при проведении эксперимента, вы уже знаете, что должно получиться, а при опыте нет. Если под «опытом» понимать накопленные гражданином знания и умения, то опыт и эксперимент суть настолько две большие разности, что между ними не может быть никаких сходств и различий. Основными отличиями эксперимента от обычного опыта является наличие манипуляции с условиями, которые позволяют проверить гипотезу или причинно-следственные связи. 3) Цели (при проведении эксперимента перед детьми возникает определённая цель, а опыт может осуществляться спонтанно). Если под «опытом» понимать накопленные гражданином знания и умения, то опыт и эксперимент суть настолько две большие разности, что между ними не может быть никаких сходств и различий. Основное отличие эксперимента от обычного опыта заключается в том, что эксперимент предполагает строгое и тщательное планирование, учет всех возможных факторов, а также контроль за проведением и оценкой результатов.
Опыт и эксперимент в исследовательской работе
На самом деле разница между опытом и экспериментом не такая уж и критическая. | |
Чем отличается опыт от эксперимента и наблюдения? | | То есть отличие опыта от эксперимента заключается в том, что эксперимент имеет более сложную структуру и опыт в эксперименте часто служит лишь способом проверки гипотезы. |
Чем опыт отличается от эксперимента?
Специально организованные ситуации эксперимента (опыта) в отличие от простых наблюдений позволяют более отчетливо увидеть отдельные свойства, стороны, особенности предметов и явлений природы. Во время проведения опыта исследователь никак не влияет на исследуемые явления и не изменяет объекты, а в ходе эксперимента они меняются. Экспериментом называют опыт и связанное с ним наблюдение исследуемого объекта или явления. опыт, воспроизведение объекта познания, проверка гипотезы. Во время проведения опыта исследователь никак не влияет на исследуемые явления и не изменяет объекты, а в ходе эксперимента они меняются. 2.2 Отличия эксперимента от опыта. Опыт и эксперимент – два понятия, которые могут быть взаимозаменяемыми в повседневной речи.
Чем отличается опыт от эксперимента. Чем опыт отличается от наблюдения
Наблюдение может проводиться непосредственно или с использованием технических средств и способов регистрации данных фото-, аудио-и видеоаппаратура, карты наблюдения и пр.. Однако с помощью наблюдения можно обнаружить лишь явления, встречающиеся в обычных, «нормальных» условиях, а для познания существенных свойств объекта необходимо создание специальных условий, отличных от «нормальных». Главными особенностями метода наблюдения являются: непосредственная связь наблюдателя и наблюдаемого объекта; предвзятость эмоциональная окрашенность наблюдения; сложность порой — невозможность повторного наблюдения. В зависимости от позиции наблюдателя выделяются открытое и скрытое наблюдение.
Выделяются, далее, сплошное и выборочное наблюдение. Необходимо учитывать специфические требования к процедуре получения и трактовки информации в наблюдении. Среди них особо выделяются следующие: Наблюдению доступны только внешние факты, имеющие речевые и двигательные проявления.
Наблюдать можно не интеллект, а то, как человек решает задачи: не общительность, а характер взаимодействия с другими людьми и т. Необхидно, чтобы явление, наблюдаемое поведение определялось операционально, в терминах реального поведения, т. Для наблюдения должны быть выделены наиболее важные моменты поведения критические случаи.
Примеры практического опыта могут включать различные области человеческой деятельности. В медицине опытом является накопленная за годы работы врача база знаний о различных заболеваниях, их симптомах и методах лечения. Это позволяет врачу делать диагнозы, определять оптимальные методы лечения и принимать обоснованные решения. В науке опыт может быть накопленным знанием о предмете изучения. Например, ученый, который изучает химические реакции, может иметь обширный опыт работы с различными веществами и способами их взаимодействия. Это позволяет ему предсказывать результаты реакций и создавать новые материалы и соединения. Также практический опыт может быть накопленным знанием о процессе производства. Например, инженер, работающий в автомобильной промышленности, может иметь опыт в сборке и тестировании автомобилей. Это позволяет ему оптимизировать процессы, улучшать качество и надежность автомобилей и искать новые способы повышения эффективности производства.
Научное наблюдение Как было сказано выше, наблюдение является формой психического исследования , однако, это справедливо только в том случае, если оно направлено на познание чего-либо с обязательным переходом к выявлению сути этого явления. Если говорить более простым языком, наблюдение, как психический метод должно не просто констатировать тот или иной факт, но находить ему объяснение, почему произошло так, а не иначе и что из этого следует дальше. Научное наблюдение обязано фиксировать полученные знания в любой доступной форме, кроме того оно носит постоянный характер и имеет определенную структуру. Объект изучения подвергается систематическому наблюдению по определенному плану. Это позволяет не просто сделать какие-то выводы, но дать им объяснение, а также выявить определенные закономерности, например, постоянный характер явления или же его временные проявления. В отличие от научного оно не имеет четко заданной цели , тут не нужно докапываться до истины, а все полученные знания принимаются как данность. Житейское наблюдение хаотично и по сути оно постоянно. Так или иначе, человек постоянно фиксирует какие-либо события, и они превращаются в определенные данные. Житейское наблюдение не имеет системы, оно не подвергается планированию, но, несмотря на его случайный характер, имеет серьезное значение в жизни человека, а также трактовке происходящих вокруг событий.
Интересным фактом является то, что при отсутствии у житейского наблюдения цели докопаться до сути вещей и получить объяснение тому или иному явлению, это происходит само собой. Как правило, человеком случайно регистрируются определенные события, а затем происходит формирование понимания конкретного процесса. Например, гремит гром, человек фиксирует звук, среди туч появляется молния — еще один элемент, начинается дождь — третий факт. Все они складываются в логическую цепь — после молнии слышен гром и это является предвестником дождя. То есть специального анализа и наблюдения в данном случае не было, но случайные факты сформировали определенную последовательность и дали понимание процесса. Следующим в этой цепи может стать появление солнца и радуги, что продолжит логическую цепь. Все люди по-разному фиксируют происходящее вокруг. Многие люди вообще не обладают даром житейского наблюдения, как правило, они не слишком задаются вопросом, как происходит тот или иной процесс и почему это именно так, а не иначе. Вообще наличие вопросов, как и почему в какой-то степени порождает в человеке склонность к житейскому наблюдению.
Из него может сформироваться житейская мудрость. Касательно этого есть интересная поговорка: «Мудр не тот, кто знает многое, а тот, кто знает нужное» Она прекрасно характеризует значимость житейского наблюдение и его важность перед наблюдением научным. Очень часто в бытовых вопросах люди без образования гораздо умнее и рациональнее рассуждают, нежели люди с учеными степенями Это как раз говорит о том, что житейские знания, полученные путем житейского наблюдения более важные, чем знания научные. Вообще житейское наблюдение направлено на окружающие вещи, а научное на их суть, которая очень часто в обычной жизни не слишком важна. Эти знания конечно необходимы для науки и могут повлечь за собой грандиозные открытия, но в жизни простых людей они бывают редко применимы. Например, информация о том, что все вещества состоят из атомов или молекул не слишком полезны для простых людей, но имеют серьезное значение в исследовании различных процессов, например, ядерных реакций, связанных с расщеплением ядра, которые в свою очередь помогают получать необходимую для современного человека электроэнергию. Что такое эксперимент? От латинского слова «experior», что означает «пробовать» или «испытывать», эксперимент определяется как проверка гипотезы путем проведения процедуры в строго контролируемых условиях. Это делает данный метод идеальным для изучения первичных данных.
Манипулируя определенной независимой переменной, можно измерить ее влияние на зависимую переменную. Причинно-следственная связь проверяется путем воздействия на участников определенных процедур. Например, исследователи могут измерить, как потребление воды может повлиять на метаболизм людей, позволив экспериментальной группе выпивать 8 стаканов воды каждый день, в то время как контрольная группа будет выпивать только 4 стакана. Затем через неделю их показатели метаболизма будут сравниваться, а для проверки результатов будут применяться статистические методы, такие как Т-тест. Построение гипотез и проверка их на опыте и эксперименте Для проведения опыта или эксперимента требуется подготовка. Необходимо привести гипотезу, которая является предварительным предположением относительно связи между явлениями или процессами. Гипотеза может быть подтверждена или опровергнута путем проведения опыта или эксперимента. Опыт и эксперимент во многом отличаются друг от друга. Опыт — это наблюдение и фиксирование явлений с целью получения новых знаний или уточнения существующих.
Он основан на наблюдении и анализе происходящих в окружающем мире процессов и явлений. В то же время, эксперимент — это метод научного исследования, включенный в систему научного познания. В эксперименте ученые специально создают определенные условия для изучения явлений или процессов. Одним из отличий между опытом и экспериментом является применение технических средств и метода измерения. В эксперименте используются специальные приборы и оборудование для фиксации и измерения параметров явлений и процессов. Это позволяет получить более точные и объективные результаты. В то же время, при проведении опыта достаточно наблюдений и анализа. Отсчеты и координаты могут быть включены в опыт, но не являются обязательными. Примеры применения опыта и эксперимента можно найти в повседневной жизни.
Это называется "опыт". При помощи секундомера можно измерить период, во время которого снежинки полностью превратяться в воду. Это называется "измерения".
После проведения опыта, если ваша гипотеза подтвердилась, можно сказать, вы создали закон. А вот, если вы знаете какой - либо закон и хотите проверить его на правдивость, то для этого вам нужно провести "эксперимент". Разница между опытом и экспериментом состоит в том, что при проведении эксперимента, вы уже знаете, что должно получиться, а при опыте нет.
Разрабатывая программу развития гимназии, администрация и педагоги обратились к целой группе ученых-педагогов с просьбой помочь сформулировать центральную проблему, над решением которой уже работал педагогический коллектив. Педагоги могли долго рассказывать о волнующих их проблемах, о путях их решения, которые предполагали проверить в экспериментальной работе. В совместной с учеными работе педагоги разделили задачи на теоретические поисковые и практические организационно-педагогические. В каждой группе задач, в свою очередь, были выделены центральные, ведущие проблемы. Основная задача была определена как «формирование культуры жизненного самоопределения школьника». В результате деятельность гимназии и ее подразделений стала более четкой. Проще стало планировать работу, анализировать ее результаты, осуществлять текущее руководство. Исследователи и педагоги-практики нередко не отличают опыт от эксперимента.
И то и другое — виды поисковой деятельности, подразумевающей нахождение путей совершенствования существующей практики образования. Однако опыт — это эмпирическое познание действительности, основанное на чувственном познании, а эксперимент— это познание, проводимое в контролируемых и управляемых условиях, воспроизводимых путем их контролируемого изменения. Эксперимент отличается от наблюдения активным оперированием изучаемым объектом, он осуществляется на основе теории,: определяющей постановку задач и интерпретацию результатов. Нередко главной задачей эксперимента служит проверка гипотез и предсказаний теории.
Опыт и эксперимент – что это и отличия
Опыт Опыт , это научный метод, при котором моделируется изучаемое явление, создаются особые условия. Опыт помогает подтвердить или опровергнуть имеющееся ранее предположение, которое было выдвинуто на основе проведенного наблюдения. В процессе иногда возникает новое наблюдение, которое будет нуждаться в дальнейшей проверке. Соответственно, вначале выдвигается гипотеза, потом она подтверждается или опровергается опытом. Понятие обычно применяется в точных научных дисциплинах , физике, химии и т. В психологии под опытом часто понимают эксперимент, объединяя эти два метода.
Оба они направлены на исследование объекта в управляемых условиях с целью уточнения имеющихся предположений. Но некоторое различие между ними все же есть. Эксперимент проводится впервые с целью подтверждения гипотезы. Опыт же выполняется исследователем, когда он располагает некоторыми данными, нуждающимися в уточнении. Эксперимент преследует конечную цель, которая точно определяется исследователем.
Опыт может проводиться более спонтанно, когда перед учеными стоит задача, предполагающая различные варианты решения. Пример: Исследователи ставят опыт над группой людей с целью выявления закономерностей формирования определенных страхов. Группе испытуемых на большом экране демонстрируются изображения различных животных, которые не вызывают у них неприятных ассоциаций. Каждый раз, когда на экране появляется изображение собаки, в помещении гаснет свет и раздаются неприятные, оглушающие звуки. По мере повторения демонстрации изображения собаки громкость и интенсивность неприятного звукового воздействия возрастает.
По завершении эксперимента оцениваются реакции испытуемых на изображение собаки, которое появляется на экране уже без выключения света и неприятных звуков. Проведение опытов над людьми сопряжено с множеством споров, поскольку этичность подобного метода исследования вызывает сомнения. В чем сходство? Все три метода познания обеспечивают практическое применение имеющихся психологических знаний и приращение новых знаний в результате исследований. Все они направлены на получение специалистом информации об изучаемом объекте.
При помощи методов решаются следующие задачи: изучение особенностей психических процессов, выявление влияния внешних факторов на работу психики, изучение физиологических механизмов, которые управляют сознанием людей. Исследования, осуществляемые при помощи данных методов, позволяют получить теоретические знания о свойствах, закономерностях, особенностях функционирования человеческой психики. Добытые теоретические знания в дальнейшем применяются на практике в сфере межличностных отношений и трудовой деятельности, а также помогают формировать ключевые методики воспитания, образования.
Опытное знание - знания, приобретённые в процессе непосредственных переживаний, впечатлений, наблюдений, практических действий, в отличие от знания, достигнутого посредством абстрактного мышления; единство знаний и умений. Одно из основных понятий теории познания. В философии опыт есть основа всего непонятийного знания о действительности. К опыту должна сводиться вся наука, она должна быть достоверной. В то же время познанию нельзя останавливаться только на опыте. Напротив, опыту надлежит быть упорядоченным, сверенным, объединенным с помощью мышления и даже исправленным, дополненным. Значение и важность опыта были исследованы Кантом в его работе «Критика чистого разума»: опыт есть главный продукт нашего рассудка. Всякое расширение нашего познания не может опираться ни на что другое, кроме как на расширение опыта. Однако сам опыт является результатом деятельности духа, предполагая известные «формы рассудка», которые только и делают возможным опыт. Лишь благодаря опыту или возможному опыту осознанные нами понятия получают свою реальность. Выводы, которые выходят из рамок возможного опыта, являются по сути обманчивыми, так как не позволяют осознать всю многогранность существующих в этом мире связей. Опыт как философская категория! Опыт - это знание, которое непосредственно дано сознанию субъекта и сопровождается чувством прямого контакта с познаваемой реальностью - будь это реальность внешних субъекту предметов и ситуаций восприятие или же реальность состояний самого сознания представления, воспоминания, переживания и т. Существуют две философские концепции, для которых проблема опыта является центральной.
Эксперимент Эксперимент , это научный метод, при котором изучаемые объекты искусственным образом погружаются в определённую среду. Их поведение контролируется специалистом, проводящим исследование. Основная задача эксперимента , проверить имеющуюся теорию и выявить новые факты, которые позволят получить необходимые знания. Эксперимент является одним из самых популярных методов познания в психологии, но при этом целесообразность его применения вызывает немало споров. Существуют следующие виды эксперимента: Лабораторный. Проводится в специально созданных условиях. Происходит в естественной среде обитания объектов изучения. Направлен на выработку у определенной группы людей полезных навыков. Проводится непосредственно перед основным исследованием. Психологический эксперимент менее информативен, чем аналогичные исследования в других областях науки. Это объясняется сложностью и многогранностью человеческой психики, которую не всегда можно оценить объективно. Одни и те же эксперименты в одной группе людей могут давать совершенно разные результаты в зависимости от эмоционального состояния испытуемых, влияния внешних факторов на них, индивидуальности самого исследователя. Часто получаемые данные позволяют определить не характерные качества самой личности, а выраженность реакции этой личности на конкретный эксперимент. Психика человека спонтанна, непостоянна и уникальна. Она является крайне сложным объектом изучения. Тем не менее эксперимент пользуется популярностью у исследователей несмотря на все свои недочеты. Психологи применяют метод для проверки своих гипотез, поскольку он позволяет получить конкретную информацию в установленный промежуток времени. Пример: Преподаватель в университете желает выявить, как влияет уровень освещения в аудитории на уровень восприятия информации студентами. С этой целью он проводит эксперимент, состоящий из двух этапов. В один день лекция в аудитории зачитывается при завешенных окнах и минимальном искусственном освещении. Во второй день студенты слушают лекцию при ярко включенном свете и полностью открытых окнах. После каждой лекции преподаватель проводит проверочную работу, содержащую вопросы по рассмотренной теме. По результатам общей успеваемости группы испытуемых в обоих случаях можно делать выводы о том, насколько уровень освещения влияет на внимание и усидчивость аудитории. Наблюдение Наблюдение , научный метод, при помощи которого можно изучать объект исследования путем фиксации его поведения.
Если опыт проводится преднамеренно, то его называют экспериментом. Слово «эксперимент» произошло от латинского слова experimentum, переводящегося как «проба». Экспериментом называют опыт и связанное с ним наблюдение исследуемого объекта или явления. К проведению эксперимента необходимо готовиться: заранее планировать его цель; выбирать необходимое оборудование; составлять план работы. Эксперимент является видом познавательной деятельности, осуществляемой для получения нового знания или проверки действенности старого. При необходимости запланированные действия могут проводиться неоднократно. Во время проведения опыта исследователь не изменяет изучаемые объекты и никак не влияет на исследуемые явления. А в ходе эксперимента происходят преобразования объекта или явления. Порой объекты помещаются в искусственные условия, которые не существуют в природе или реальной практике. Экспериментируя, учёные могут создать новые приспособления для работы, открыть новые свойства материалов и характеристики явлений.
Какая разница между опытом и экспериментом?
Опыт и эксперимент в исследовательской работе. | Во время проведения опыта исследователь никак не влияет на исследуемые явления и не изменяет объекты, а в ходе эксперимента они меняются. |
Отличие наблюдения от эксперимента. Чем отличается опыт от эксперимента | Опыт призван подтвердить гипотезу на практике, а эксперимент закрепляет её. |
Какая разница между опытом и экспериментом? - Гуру Науки | Ставили предсказуемый опыт, а получился неожиданный эксперимент с парадоксальным результатом. |
Консультация «Познавательно исследовательская деятельность. Экспериментирование» | Опыт призван подтвердить гипотезу на практике, а эксперимент закрепляет её. |
Чем отличается опыт от эксперимента. Чем опыт отличается от наблюдения | Чем отличается опыт от эксперимента Опыт в физике — это методика познания действительности, метод исследования, процесс в науке, нацеленный на опровержение или подтверждение теорем, предположений, гипотез. |
Консультация «Познавательно исследовательская деятельность. Экспериментирование»
Чем отличается опыт от эксперимента и наблюдения? - Психолик | Таким образом, отличие между опытом и экспериментом по цели заключается в том, что целью опыта является получение опыта, который может быть применен в будущем, в то время как целью эксперимента является проверка гипотезы или получение новых знаний. |
Что такое эксперимент | Отличие опыта от эксперимента. Эксперимент и опыт отличия. |
Чем психологический опыт отличается от эксперимента? | Ставили предсказуемый опыт, а получился неожиданный эксперимент с парадоксальным результатом. |
Отличие наблюдения от эксперимента. Чем отличается опыт от эксперимента | Эксперимент – это опыт и связанное с ним наблюдение исследуемого объекта или явления. |
Чем отличается опыт от наблюдения в биологии. Чем отличается опыт от эксперимента
Если под «опытом» понимать накопленные гражданином знания и умения, то опыт и эксперимент суть настолько две большие разности, что между ними не может быть никаких сходств и различий. Отличия между опытом и экспериментом заключаются в том, что опыт наблюдает за объектом в естественных условиях, не изменяя его, а эксперимент предполагает изменение и контроль параметров объекта. Эксперимент, опыт, наблюдение – основополагающие методы изучения окружающего мира, постижения закономерностей природы. Поскольку понятия эксперимента и опыта в психологии практически тождественны, то следует рассматривать их отличие от метода наблюдения. Отличие опыта от эксперимента: Эксперимент призван доказать гипотезу, а опыт — зафиксировать ее В практических условиях. Разница между опытом и экспериментом состоит в том, что при проведении эксперимента, вы уже знаете, что должно получиться, а при опыте нет.
Чем исследования отличаются от эксперимента
Преимущества эксперимента: Эксперимент позволяет контролировать все факторы, влияющие на явление, что делает результаты более точными и надежными. Ключевые слова: Опыт, эксперимент, естественный эксперимент, искусственный эксперимент, виртуальный эксперимент. Дадим подробную информацию про Эксперимент, опыт, наблюдение – основополагающие методы изучения окружающего мира, постижения закономерностей природы. это, как правило, повторение какого-то эксперимента с целью демонстрации или практических лабораторных. Основное отличие эксперимента от обычного опыта заключается в том, что эксперимент предполагает строгое и тщательное планирование, учет всех возможных факторов, а также контроль за проведением и оценкой результатов.
Опыт и эксперимент – что это и отличия
Цель: познакомить школьников с одним из методов экологических исследований - постановки опытов, напомнить детям, что такое опыт и как он проводится Планируемые достижения: Знания: представления об экологических опытах, их отличии от опытов естествоведческих Умения: характеризовать технологию проведения опытов. Какие опыты можно считать экологическими? Технология проведения опыта поисследованию влияния экологических факторов на прорастание семян. Цель: организовать проведение опыта по теме влияние экологических факторов на прорастания семян Планируемые достижения: Знания: представления о факторах, необходимых для прорастания семян Умения: проводить опыт по выявлению экологических факторов на рост и развитие растений Рассматриваемый вопрос: 1. Технология проведения опыта по изучению влияния экологических факторов на прорастание семян Тема 4. Цель: Ознакомить школьником с понятием «эксперимент», показать его отличие от опыта.
Планируемые достижения: Знания: представление об «эксперименте», его структуре Умения: характеризовать технологию проведения эксперимента Рассматриваемые вопросы: 1. Обучение экспериментированию в образовательной системе Эльконина - Давыдова Эксперимент. Эксперимент — универсальный способ познания окружающего мира. Используется как в естествознании, так и в обществознании социологический, педагогический эксперименты. Эксперимент имеет более сложную по сравнению с опытом структуру: постановка проблемы — выдвижение гипотезы — поиск способа проверки гипотезы как правило, это опыт, но могут вовлекаться и наблюдения — действия по проверке гипотезы — подготовка полученной информации - выводы гипотеза подтверждается или опровергается.
С построением исследования в структуре эксперимента мы уже знакомы. В структуре эксперимента мы организовывали систематические наблюдения в природе в прошлом году. Разница лишь в том, что там способом проверки гипотезы было наблюдение. Но таким способом может быть и опыт. То есть отличие опыта от эксперимента заключается в том, что эксперимент имеет более сложную структуру и опыт в эксперименте часто служит лишь способом проверки гипотезы.
В прочем в методической литературе обыкновенно не обозначается разница между опытом и экспериментом. Типичное обозначение: «опыт эксперимент », то есть это как бы одно и тоже. Обучение экспериментирванию в образовательной системе Эльконина - Давыдова. До последнего времени эксперимент имел место главным образом при работе с растениями на пришкольном сельскохозяйственном участке или в классном уголке природы. Правда и там он чаще всего обозначался как опыт.
В них отражены определенные педагогические закономерности. Знания такого рода получает и сам учитель в процессе практической работы с детьми. Он узнает, как лучше поступить в ситуации определенного рода, какие результаты дает то или иное конкретное педагогическое воздействие на конкретных учащихся»1. Приемы, методы, формы работы, оказавшиеся эффективными в опыте одного педагога, могут не дать желаемого результата в работе другого учителя или в другом классе, в другой школе, потому что эмпирическое знание — конкретно. В этом его особенность — не сила и не слабость, а отличие от знания теоретического, научного. И сейчас еще слышны сетования на то, что «ученые труды страдают абстрактностью». Но ведь абстракция — теоретическое обобщение опыта. В этом определении весь ответ: не может быть теории без предшествующего ей опыта, и существо теории составляют наиболее общие закономерности, то есть абстракция. Именно в ситуациях, когда требуется «взлететь над суетой», обратиться к проверенным истинам, ощущается потребность в научном знании.
Помощь ученого нужна либо для обобщения опыта, либо для постижения выводов из опыта коллег. Пример из практики. Разрабатывая программу развития гимназии, администрация и педагоги обратились к целой группе ученых-педагогов с просьбой помочь сформулировать центральную проблему, над решением которой уже работал педагогический коллектив.
Опыт в отличие от эксперимента - это, как правило, повторение какого-то эксперимента с целью демонстрации или практических лабораторных занятий. В то время как эксперимент - это обычно новое исследование. Но это лишь словесная разница.
Да нет никакой разницы.
С детьми младшей группы был проведен ряд экспериментов, которые имели невысокий степень самостоятельности, эксперименты сопровождались показами, беседами воспитателя. Свою работу считали необходимым начать с формирование умения видеть состояние объекта, или одно явление без связи с другими и явлениями. Так, например, изучая свойства разных предметов в воде, воспитателем был предложен метод наблюдения за песок, мелкие камешки, по 2-3 предмета одинаковой формы и объема, но из разного материала дерева, стекла, пластмассы, бумаги, ткани, воска, используя последовательные действия , которые вместе с детьми опускались в прозрачный сосуд. Далее воспитателем в ходе беседы и рассказа было рассказано, почему некоторые из них плавают, другие - тонут, а некоторые - растворяются, изменяя цвет воды. Знание свойств наблюдаемых объектов закреплялись с детьми в рисунках, рассказах детей, чтении стихов наизусть. Таким образом, на первом этапе система экспериментов и созданные педагогические условия ее реализации позволили сформировать в детей определенные экологические знания.
Развитие сенсорных действий было направлено на ориентацию в пространстве, развитие барического чувства, умение определять величину, форму, цвет предметов. Приоритетным направлением второго этапа мы определили переход к самостоятельному действию детей. Малыши учились сравнивать качества и состояния одного предмета, приобретали практические действия. Так, при изучении темы «Солнце» вместе с детьми утром было определено местонахождение солнца на небе по определенным ориентирами дома, деревья и т. Эта процедура повторилась в полдень и вечером. Вечером были подведены итоги эксперимента, дети делились своими впечатлениями и результатами наблюдения. Все действия детей и воспитателя сопровождались рассказом и диалогом с детьми.
С целью показать зависимость между высотой стояния солнца и количеством его тепла был проведен следующий этап эксперимента с детьми среднего возраста. В затемненном помещении дети направляли свет фонарика на свою руку под определенным углом, подержали 20-30 сек, затем направляли свет вертикально к руке. После с помощью метода беседы вместе с детьми было определено, когда тепла было больше. Вместе с воспитателем детьми были сделаны выводы. Таким образом, в ходе экспериментирования у детей среднего возраста сформировались определенные навыки в работе с природными объектами. Благодаря экспериментированию дети стали очень ответственно относиться к занятиям, стали более активными. Значительно улучшились речевые показатели детей: словарь обогатился существительными, прилагательными, глаголами, обобщающими словами, высказываниями о природе, состояние погоды.
С детьми старшего дошкольного возраста нами проводились более сложные эксперименты и опыты. Эксперименты несли систематический, поисковый долговременный характер, продолжался развитие сенсорных действий. Во время выполнения экспериментальных задач дети в большинстве действовали самостоятельно. Эксперименты постепенно усложнялись, и максимально приблизилась к опытам. Эта серия экспериментов уже побудила к выводам и обобщениям. Так, при изучении темы грунт с целью научить детей различать влагу и сухую землю воспитателем был предложен эксперимент. В ходе эксперимента детям было предложено взять в руки две горсти земли - мокрой и сухой - и сжать кулаки.