Новости что влияет на выбор метода коррекционного воздействия

Психолог и клиент обсуждают правила и содержание психо-коррекционной работы, особенности воздействия психокоррек-ционных методов, предполагаемый результат. Обоснование выбора коррекционных мероприятий. Методы психокоррекции очень различны, а выбор метода зависит от психотерапевтического направления, к которому принадлежит специалист.

Что влияет на выбор метода коррекционного воздействия ответ на тестирование

Данный подход предполагает индивидуальное обучение ребенка с преподавателем или специалистом, что позволяет учитывать его особенности и настраиваться на его ритм работы. Групповые занятия. Такой метод коррекционного воздействия предполагает работу в малых группах, что позволяет детям развивать коммуникативные навыки, учиться сотрудничать и взаимодействовать друг с другом. Компьютерные программы. Современные технологии позволяют создавать специальные программы для коррекционного обучения, которые помогают развивать у ребенка навыки в интерактивной форме. Метод поддерживающего окружения. В данном случае важно создать такую среду, где ребенок будет чувствовать себя комфортно и поддерживаемым. Такой метод помогает детям справляться с трудностями, развиваться и достигать лучших результатов. Работа с помощью игр и карточек. Игры и различные материалы могут быть эффективными средствами коррекции, поскольку они позволяют детям через игровую деятельность развивать навыки, тренировать память и внимание. Физическая активность.

При использовании данного метода коррекционного воздействия дети занимаются специальными упражнениями, которые способствуют развитию и укреплению мышц, координации движений и улучшению общей физической формы. Выбор метода коррекционного воздействия должен основываться на комплексном анализе особенностей развития ребенка и его потребностей. Важно подобрать такой метод, который будет эффективным и учитывать индивидуальные особенности каждого ребенка. Критерии выбора оптимального метода При выборе метода коррекционного воздействия требуется учитывать ряд критериев, которые помогают определить оптимальный подход к решению задачи. Важно учитывать следующие факторы: Тип нарушения. Каждый метод коррекционного воздействия эффективен для определенного типа нарушения. Например, для речевых нарушений может быть рекомендована логопедическая коррекция, а для нарушений двигательной координации — физиотерапия. Индивидуальные особенности ребенка. Каждый ребенок уникален, поэтому необходимо учитывать его возраст, уровень развития, психоэмоциональное состояние и т. При выборе метода коррекционного воздействия необходимо учитывать такие особенности и подбирать индивидуальный подход к ребенку.

Доступность метода.

При выборе методики необходимо учитывать индивидуальные потребности и возможности ребенка. Некоторым детям помогает визуальная методика с использованием картинок и диаграмм, другим — более активные методы с большим количеством движения.

Цели коррекционного воздействия: Каждая методика имеет свои цели и направленность. Некоторые методики направлены на развитие речи, другие — на развитие мелкой моторики и координации движений. Правильный выбор методики зависит от конкретных целей, которые ставятся перед ребенком.

Доступность и доступность: Необходимо учитывать, насколько методика доступна для ребенка и его семьи. Некоторые методики требуют специальных материалов, оборудования или дополнительных финансовых затрат. Не все родители могут позволить себе определенные методики, поэтому важно выбрать методику, которая будет доступна и реализуема для ребенка.

Опыт и квалификация педагога: Успех и эффективность применения методики во многом зависят от опыта и квалификации педагога. Некоторые методики требуют специальных знаний и навыков, поэтому имеющийся опыт и квалификация педагога могут оказаться определяющими факторами при выборе методики. Научные и практические обоснования: Важным фактором является состоятельность и научная обоснованность выбранной методики.

Отсутствие научных и практических обоснований может снизить эффективность методики и ослабить ее значимость.

Карповой и Л. Лысюк [69] представлена модель соотношения реальных и игровых отношений детей в игре и их роли для психического развития ребенка. Авторы полагают, что функция игровых отношений состоит в ориентировке в системе социальных смыслов, мотивов, норм и правил. Отсюда становится понятной необходимость существования двух центров в детской коррекционной игре. Роль взрослого состоит в организации ориентировки детей в проблемных и конфликтных ситуациях, а функция отношений между сверстниками определяется необходимостью организации усвоения новых способов деятельности и поведения в психологически благоприятной атмосфере игровых коррекционных занятий. Игровая комната. Ее оборудование Успешность коррекционной работы в значительной мере определяется организацией необходимых условий проведения игровой терапии и, в первую очередь, специально оборудованным для игровых занятий помещением.

Игровая комната должна быть оборудована таким образом, чтобы обеспечить: возможность организации и проведения самых разнообразных видов игр: сюжетно-ролевых игр и игр-драматизаций, подвижных игр с правилами например, «салочки», «жмурки», «прятки» , игровых упражнений под музыку, занятий рисованием и лепкой; возможность осуществления как групповых, так и индивидуальных форм игровых занятий; физическую и личностную безопасность всех, кто принимает участие в занятиях. В игровой комнате должна быть исключена либо сведена к минимуму угроза физическому здоровью и безопасности детей. Для обеспечения личностной безопасности — чувства комфорта и отсутствия тревожности — участники игровых занятий должны иметь возможность уединения и «интимизации» своей деятельности, пространственного отделения от участников группы и психолога, ведущего игровые занятия, при желании в любой момент изменить позицию участия в игре — от активного участника до позиции наблюдателя за игрой сверстников. Предоставление ребенку свободы выбора характера своего участия в игре, права самому определять и регулировать формы игровой активности обеспечивают чувство его безопасности и являются важным условием формирования способности регулировать свою деятельность. И наконец, в игровой комнате должна быть атмосфера уюта, комфорта, что стимулирует творческую активность ребенка, обеспечивает условия для свободного самовыражения личности. Размеры игровой комнаты должны быть таковы, чтобы в зависимости от числа участников обеспечить всем детям возможность свободно взаимодействовать друг с другом и в то же время возможность в любой момент перейти к индивидуальной игре. Слишком маленькие размеры комнаты создают тесную пространственную близость участников занятий и вызывают фрустрацию и возбуждение. Кроме того, небольшие размеры комнаты не позволяют создать необходимые для эффективной работы зоны игр — для сюжетно-ролевой игры с куклами, для подвижных игр с правилами и игр-упражнений на релаксацию, для занятий изобразительной деятельностью.

Напротив, если комната слишком велика, она провоцирует неорганизованную, нецеленаправленную активность ребенка — бегание, прыжки, лазание, крики и т. Традиционный набор мебели для игровой комнаты включает: шкафы с открытыми и закрытыми полками для игрушек, игр, бумаги, красок, карандашей, мячей, хранения документации и методических материалов психолога; длинный низкий вытянутый стол с расположенным на нем кукольным домом для игры «в семью»; круглый стол, покрытый клеенкой или пластиком, для занятий рисованием и лепкой если нет круглого стола, то его с успехом можно заменить двумя сдвинутыми столами, расположенными таким образом, чтобы дети размещались лицом друг к другу для облегчения кооперации и сотрудничества , небольшой стол для психолога, детские стулья и стул для психолога, большая доска с мелом на стене, раковина с водой, ковер на полу. Желательно иметь также большое зеркало на стене, которое в случае необходимости можно задернуть занавеской. В ряде случаев бывает полезно а психоаналитики настаивают на этом иметь ящик с песком размером 1 х 1 м, позволяющим по воле и желанию ребенка конструировать свой мир и населять его различными персонажами. Ящик с песком может быть размещен на клеенке на полу или на специальном низком столе и снабжен необходимыми совками, лопатками, ведерком. На стенах размещаются детские рисунки и картинки с любимыми персонажами детей из сказок и мультфильмов. При расстановке мебели необходимо запланировать «уголок уединения», например отдельно стоящий детский стол со стулом, который мог бы с равным успехом использоваться как при желании самого ребенка уединиться, выйти на время из игры, занять более пассивную позицию наблюдателя, так и в случае необходимости для временной изоляции ребенка психологом или ограничения его агрессивности и чрезмерной неорганизованной активности. Важным элементом хорошо оборудованной игровой комнаты является окно Гезелла, прозрачное лишь со стороны наблюдателя, позволяющее, во-первых, осуществлять наблюдение за детьми с диагностическими целями в отсутствие психолога в комнате; во-вторых, реализовать при необходимости супервизию и иметь возможность профессионального обсуждения наиболее трудных случаев; в-третьих, оно незаменимо при работе с родителями, предоставляя возможность объективировать в игре детей, сделать очевидным для родителей некоторые особенности детско-родительских отношений, моделируемые в игре ребенком, и остро нуждающиеся в коррекции; пролить свет на характер взаимоотношений ребенка со сверстниками, часто скрытый для родителей; выявить некоторые личностные особенности ребенка, остающиеся не отрефлексированными родителями в процессе рутинного ежедневного общения с ребенком.

В состав оборудования игровой комнаты входят также магнитофон или проигрыватель с необходимым набором пластинок или аудиозаписей. Даже краткое перечисление необходимого оборудования вполне однозначно свидетельствует о насыщенном стимульно-средовом окружении ребенка. Поэтому, как ни банально прозвучит рекомендация не перегружать игровую комнату излишними с точки зрения коррекционных целей предметами, ее следует повторить еще раз. Любой новый предмет обладает определенной притягательной силой, «валентностью» К. Левин , стимулирует желание ребенка опробовать предмет, реализовать специфичный для него способ действия. Если это новое действие идет вразрез с логикой программы коррекционных занятий, то это может привести к дезорганизации деятельности участников группы, возрастанию хаотичности и случайности их действий, к типичному «полевому» поведению. В силу этого при организации игровой комнаты и ее оборудовании правилом должно стать, взыскательное ограничительное. Адекватная организация среды и игровых предметов поможет свести к минимуму запрещения, ограничения активной деятельности детей в процессе игровых занятий.

Игрушки и игровые предметы включают сюжетные игрушки, игровые предметы с фиксированной функцией, неоформленные игровые предметы, которые могут быть использованы и как предметы-заместители для сюжетно-ролевой игры, и как игровые предметы для неструктурированных игр игр-манипуляций, не имеющих четко структурированного сюжета и роли. Приведем примерный перечень игрушек и игровых предметов, отвечающих указанным выше требованиям [95; 200]. Рекомендуется также включать в набор игрушек куклу с непрорисованным «пустым» лицом, позволяющим ребенку осуществить идентификацию с любым значимым другим или самим собой в условиях актуализации защитных механизмов, сопротивления, а также на ранних стадиях реализации игровой коррекции. В случае наличия специальных физических дефектов или хронических заболеваний ребенка целесообразно включать в набор игрушек куклу, обладающую тем же дефектом куклу на костылях, с сильными шрамами на лице, в очках и пр. Игрушки не должны быть слишком большими — ребенку должно быть легко и удобно держать их в руке и манипулировать ими. Куклы должны быть гибкими, что позволит ребенку свободно придавать им желаемую позу, не хрупкими, не ломаться при легком увеличении усилия. Для игры «в детский сад» «в школу» необходим аналогичный набор кукол, предназначенный для изображения учителей, воспитателя, родителей, сверстников, парты столы , кровати для игры в «детский сад» , доску с мелом для игры «в школу». Для игры «в больницу» «в доктора» кроме набора кукол и необходимой мебели нужно иметь игрушечный набор «Айболит» — шприцы, термометр, бинты и пр.

Для всех указанных сюжетных игр полезно иметь набор кукольных животных, которые могли бы заменить людей при наличии, например, барьеров, препятствующих разыгрыванию семейных отношений. Разнообразие набора животных позволит ребенку осуществить выбор соответствующего персонажа для идентификации и даст психологу, наблюдающему за игрой, ценный диагностический материал для выявления личностных особенностей ребенка и особенностей переживания им своих отношений со значимыми людьми. В состав набора необходимо включить «диких» агрессивных животных, позволяющих ребенку выразить агрессию в социально приемлемой форме. Широко используются также наборы животных, позволяющие разыграть драматизации известных сказок в коррекционных целях, таких как «Репка», «Теремок» и др. Помимо обычных кукол весьма полезно оказывается использовать и кукол, надевающихся на руку. Само физическое действие — надевание на руку этих кукол ребенком для разыгрывания сюжета — облегчает принятие роли и идентификацию с персонажем, с которым ребенок теперь составляет как бы одно физическое целое, служа «мостиком», соединяющим мир реальности и мир воображения. Аналогичную функцию выполняют маски различных персонажей сказок, в том числе маски животных. В наборе игрушек необходимо также предусмотреть транспортные игрушки, позволяющие путем перемещения в пространстве выразить в сюжетно-ролевой игре эмоциональные отношения к значимым для ребенка лицам, символизируя путем приближения свою симпатию, потребность близости, желание общения и путем удаления — неприязнь, ревность, стремление к избеганию контактов, неприятие, уход от коммуникации.

Кроме того, транспортные игрушки предоставляют ребенку возможность в ходе выполнения игрового действия с ними безбоязненно исследовать игровую комнату, приблизиться к психологу и вызывающим интерес сверстникам, сохраняя необходимую меру личностной безопасности. К транспортным игрушкам относятся машина в набор должна быть включена грузовая машина , самолет, лодка, корабль. Для выражения агрессии помимо диких агрессивных животных волк, крокодил, дракон необходимо иметь игрушечные пистолеты, автоматы, наручники, щит и меч, шумовые музыкальные игрушки барабан, бубны, горн , набор игрушечных солдатиков и соответствующего армейского оборудования, включая военную технику. Для выражения конструктивных и деструктивных намерений и проигрывания наиболее типичных конфликтных ситуаций полезными оказываются строительные наборы — конструкторы различных размеров — от маленьких до больших, в рост ребенка. Большие кубы и параллелепипеды должны быть легкими можно использовать в качестве основы картонные ящики, обшитые материей , доступными для свободного манипулирования ребенка и тем самым должны утверждать его могущество над вещами, утверждать его Я, не причинять ущерба ребенку, не представлять опасности для его здоровья. Из такого строительного набора можно построить дом, пещеру, крепость. Используется он также для игры-драматизации сказки «Теремок». Полезно использовать в качестве строительного материала для подвижных игр большие мягкие подушки или тряпичные легкие валики для игры «Осада крепости».

Для организации управления играми и регуляции поведения детей полезно иметь часы со стрелками, песочные часы для игр-соревнований , два игрушечных телефона для облегчения коммуникации с замкнутыми детьми , «волшебную палочку», «шапку-невидимку» и пр. Для подвижных игр и игр-соревнований нужно иметь мячи большие и маленькие , кегли, мишень с дротиками, скакалки. Можно также использовать настольные игры в футбол, хоккей. Для формирования эмоциональной устойчивости и произвольной регуляции полезно использовать так называемые «фортунные» игры. Такие игры, выигрыш в которых определяется случаем, позволяют создавать ситуацию переживания ребенком успеха или неудачи и формируют у него необходимую толерантность. Нужно предусмотреть предметы, которые могут быть использованы в качестве предметов-заместителей в игре: кубики, лоскутки, палочки, пуговицы, скакалка, одеяло или занавеска. Для занятий изобразительной и конструктивной деятельностью нужны цветная бумага различных размеров, краски, кисти большие и маленькие , цветные и простые карандаши, ластик, пластилин, глина, конструктор, мозаика, ножницы с тупыми концами, пластмассовые емкости для воды. Игрушки должны находиться в отведенных для них местах в определенном порядке так, чтобы ребенок, освоив этот порядок, мог сам достать интересующую его игрушку и вернуть ее на место, а вся атмосфера игровой комнаты внушала бы ему уверенность в порядке, стабильности и постоянстве мира.

Кто должен убирать и наводить порядок в игровой комнате. В решении этого вопроса все практики игротерапии проявляют единодушие: не ребенок. Приведение игровой комнаты в порядок должно стать заботой ассистента психолога или другого лица, поддерживающего помещение в чистоте. Показания для проведения индивидуальной и групповой форм игровой коррекции В зависимости от состава участников игровых занятий различают две формы коррекционной работы: индивидуальную и групповую игротерапию. Несмотря на их очевидные различия, фокусом психологического воздействия в том и в другом случае является каждый ребенок, а не группа в целом. В игротерапии не ставятся групповые цели и не преследуется задача достижения групповой сплоченности. По мнению подавляющего большинства специалистов в области игровой терапии, групповая игротерапия безусловно обладает большей эффективностью и лишь она позволяет обеспечить гармоническое развитие личности, способной достигнуть оптимального баланса между автономией и независимостью, с одной стороны, и умением строить отношения коопераций и сотрудничества с другими людьми — с другой [954; 200]. Однако само наличие широкой практики индивидуальной игротерапии свидетельствует о том, что в ряде случаев именно индивидуальной работе с ребенком отдается предпочтение.

Выбор индивидуальной или групповой формы проведения коррекционных занятий в каждом конкретном случае определяется характером психологических трудностей развития, испытываемых ребенком. Как указывает В. Акслайн, в том случае, когда проблемы ребенка концентрируются вокруг социального приспособления, показана групповая игротерапия. Если проблемы ребенка лежат в сфере эмоциональных отношений и эмоционального развития, более эффективной на начальных этапах занятий оказывается индивидуальная игротерапия. Таким образом, целостный процесс игротерапии включает два этапа — этап индивидуальной игротерапии, который в благоприятных условиях может быть сведен к знакомству с психологом и установлению с ним первичных отношений доверия и взаимопонимания, и второй этап — групповой игротерапии, обеспечивающий обобщение приобретенного позитивного опыта и перенос его в реальную практику социальных отношений. Иначе говоря, вопрос о выборе формы игротерапии должен быть переформулирован так: в каких случаях игровую терапию можно сразу начинать в групповой форме, а в каких групповой терапии должна предшествовать индивидуальная? Главным критерием для выбора групповой формы терапии является наличие у ребенка социальной потребности в общении, мотивов заслужить одобрение у сверстников и взрослого, стремление к высокому социальному статусу [201]. Только при условии сформированности системы социальных мотивов и коммуникативной направленности оправданно включение ребенка в группу.

В случае отсутствия социальной потребности актуальность приобретает задача ее формирования, что и может быть наилучшим образом реализовано в процессе длительной индивидуальной работы в результате построения отношения в системе «ребенок—взрослый» как отношений равноправия и сотрудничества со значимым Другим.

Сильное проявление аффектов -важная составная часть коррекционного процесса. Этот механизм является универсальным. Он срабатывает и в индивидуальной, и в групповой психокоррекции. Эмоциональное отреагирование приносит значительное облегчение детям и поддерживается и психологом, и участниками коррекционной группы. По мнению И. Ялома, отреагирование грусти, травматических переживаний и выражение сильных, важных для индивида эмоций стимулирует развитие групповой сплоченности.

Этот механизм в большей степени присутствует при групповой психокоррекции, стимулирует откровенность, проявление скрытых мыслей, желаний, переживаний. Кроме различных переживаний и отношений, связанных с чувством вины, сюда относятся события и поступки, которых ребенок просто стыдится. Существует, однако, риск, что если ребенок раскроется и не получит поддержки, то это окажется для него болезненным и нанесет психотравму. Обратная связь, или конфронтация. Обратная связь означает, что ребенок узнает от других членов группы, как они воспринимают его поведение, как оно на них воздействует. Этот механизм имеет место и в индивидуальной психокоррекции, и в групповой, но в групповой его значение во много раз увеличивается. Обратная связь - главный фактор групповой психокоррекции.

Другие люди могут быть источником той информации о нас самих, которая нам не совсем доступна. В обыденной жизни мы часто сталкиваемся с людьми, проблемы которых прямо написаны у них на лице, и люди, вступающие с таким человеком в контакт, не указывают ему на его недостатки, так как боятся показаться бестактными и обидеть его. А ведь именно эта информация представляет материал, с помощью которого он мог бы измениться. Термин «конфронтация» часто применяют для отрицательной обратной связи. Некоторые психологи считают конфронтацию в форме конструктивной критики очень полезным психокоррекционным фактором. Одновременно они указывают, что при преобладании одной только конфронтации критика перестает восприниматься как дружелюбная и конструктивная, что ведет к усилению психологической защиты. Конфронтацию необходимо сочетать с эмоциональной поддержкой, которая создает атмосферу взаимного интереса, понимания и доверия.

Инсайт означает понимание ребенком неосознаваемых прежде связей между особенностями своей личности и неадаптивными способами поведения. Инсайт относится к когнитивному научению и вместе с эмоциональным коррекционным опытом и опытом нового поведения объединяется в категорию интерперсонального научения. Коррекционный эмоциональный опыт. Коррекционный эмоциональный опыт представляет собой интенсивные переживания актуальных отношений или ситуаций, благодаря которому происходит коррекция неправильного обобщения, сделанного на основе тяжелых прошлых переживаний. Сущность этого механизма состоит в том, что клиент в условиях психокоррекционной ситуации, будь то индивидуальная или групповая психокоррекция, повторно переживает эмоциональный конфликт, который до сих пор был не в состоянии разрешить. Но реакция на его поведение психолога или члена группы отличается от той, которую он обычно провоцирует у окружающих.

Что влияет на выбор метода коррекционного воздействия

Описание случаев, когда применяют КПТ, а также методы и техники когнитивно-поведенческой психотерапии. При выборе основного коррекционного подхода должны учитываться следующие факторы. По характеру направленности психокоррекционных воздействий можно выделить два вида: симптоматическую и каузальную, а по способу коррекционных воздействий выделяются директивные и недирективные виды коррекции. При выборе метода коррекционного воздействия особое внимание необходимо обратить на психологические аспекты, которые могут оказать существенное влияние на эффективность выбранного метода. На выбор метода коррекционного воздействия могут влиять такие факторы, как возраст, пол, интеллектуальные способности, эмоциональная устойчивость и многие другие.

Психологическая коррекция: методы, виды, задачи

В отличие от практик психотерапевта, методики данной сферы ориентированы на людей, не страдающих психическими расстройствами. Объектом воздействия специалиста становится обычный человек, столкнувшийся с трудными жизненными обстоятельствами. Психологическая коррекция оказывается так называемой «скорой помощью» для человека, которому в короткий срок необходимо решить определённую проблему. Цели, задачи и принципы психокоррекции Основной целью психокоррекционных методик является избавление клиента от состояния, провоцирующего психологический дискомфорт. В этом контексте перед психологом стоят следующие задачи: помочь клиенту выйти на новую ступень личностного развития; стимулировать к росту эмоционально-волевую сферу; предложить профилактические приёмы, которые воспрепятствуют эмоциональному выгоранию; выявить корни детских страхов; сформировать отсутствующие навыки, например, коммуникативные; способствовать развитию памяти, мышления, произвольного внимания; откорректировать деструктивные модели, заложенные в сознании клиента; помочь с повышением социально-психологического статуса человека в коллективе; подтолкнуть клиента к творческому самовыражению; улучшить стрессоустойчивость и работоспособность; до определённых пределов «сдвинуть» барьеры, которые установила психика для собственной защиты; исправить пищевое поведение. Виды коррекционной терапии Психокоррекция делится на несколько типов. Она может быть клинической, педагогической, социальной и спортивной. Каждое направление классифицируется по определённым признакам.

Берем лист бумаги и записываем все варианты устранения проблемы, которые приходят в голову. Это помогает отключить переживания, боязнь возможных неудач. Затем проанализируйте предложенные вами решения, оцените по пятибалльной системе насколько они жизнеспособны, можно ли их использовать. Выберите оптимальный для конкретной ситуации вариант. Если «пятерочных» вариантов несколько, попробуйте скомбинировать их. Такое упражнение помогает пробудить творческую активность и найти решение проблемы. Упражнение элементарное: каждое утро после пробуждения и каждый вечер перед тем, как идти спать, нужно подойти к зеркалу и как следует улыбнуться, несмотря на настроение, самочувствие и прочие моменты. Держать на лице улыбку не менее двух минут. Выбор методов, техник и упражнений когнитивно-поведенческой терапии настолько богат и разнообразен, что для каждого конкретного случая непременно найдется оптимальный вариант, который даст результат. Владеть основами КПТ, знать и понимать, как выявить и нейтрализовать иррациональные мысли, установки, паттерны поведения, полезно практикующим психологам любых направлений, психиатрам и психотерапевтам, врачам, наркологам, начинающим специалистам и студентам старших курсов психологических и медицинских факультетов. Приобрести полезные навыки в работе с депрессивными и тревожными состояниями, познакомиться с эффективной коррекционной методикой можно на курсе «Когнитивно-поведенческая терапия в практике психолога» в Академии профессиональной подготовки и повышения квалификации кадров.

Укажем ряд факторов неблагополучия развития, наличие которых позволяет говорить о целесообразности коррекционной работы. К ним относятся: — нарушение коммуникации в системе отношений «ребёнок - взрослый» и «ребёнок - сверстник»; — низкий уровень социальных достижений ребёнка; — поведение, отклоняющееся от социальных норм и требований; — переживание ребёнком состояния эмоционального неблагополучия; — наличие экстремальных, кризисных жизненных ситуаций; — аномальные кризисы развития, которые в отличие от нормативных возрастных кризисов не связанных с завершением кризиса развития и не содействуют формированию психологических новообразований. Наличие этих факторов позволяет положительно решать вопрос о целесообразности коррекционного воздействия. В настоящее время в коррекционной педагогике принято различать две основные формы коррекции - симптоматическую и казуальную, соответствующие двум основным формам диагностики, симптоматической, направленной на выделение симптомов, внешних признаков картины развития, и диагностике, направленной на выявление причин трудностей и отклонений в развитии. Соответственно коррекция может быть направлена на устранение негативных симптомов развития, либо может быть обращена к причинам, порождающим трудности и отклонения в развитии. От того, как именно понимаются причины и условия развития ребёнка, то есть в зависимости от представления о модели развития ставятся цели коррекционной работы. Постановка целей коррекционной работы прямо связана с принимаемой теоретической моделью психического развития ребёнка и определяется ею. В практике коррекционной работы можно выделить различные модели объяснения причин трудностей в развитии: медицинская, биологическая, интерракционистская, педагогическая и деятельностная модель; В отечественной работе цели коррекционной работы определяются пониманием закономерностей психического развития ребёнка как активного деятельностного процесса. Постановка целей коррекционной работы осуществляется в контексте деятельностной модели, ставящей во главу угла несформированность ведущего типа деятельности и других, типичных для данной возрастной стадии видов деятельности. Следует выделить три основных направления в области постановки коррекционных целей: 1 Оптимизация социальной ситуации развития.

Оказывать всю необходимую поддержку детям в развитии собственных потенциальных возможностей, посредством использования заданий на сообразительность, смекалку, креативность, творческое мышление и т. Создание благоприятного психологического микроклимата во время учебных занятий, путем доброжелательного отношения к детям, проявлению по отношению к ним положительных эмоций и настроя на успешность образовательного процесса и личностного развития. Характеристика основных приемов коррекционной педагогики Эффективные приемы коррекционного воздействия: Использование разнообразных игровых ситуаций. Использование дидактических игр , связанных с поиском родовых и видовых признаков предметов. Организация интересных и познавательных игровых тренингов, направленных на всестороннее развитие учащихся, умению взаимодействовать и общаться с другими участниками игры.

Факторы, определяющие эффективность психокоррекции

Психолог и клиент обсуждают правила и содержание психо-коррекционной работы, особенности воздействия психокоррек-ционных методов, предполагаемый результат. Технологии коррекционного воздействия, или интервенции: Коррекционное воздействие является частным случаем психологического воздействия. Выбор метода коррекционного воздействия в большой степени определяется возможностями ребенка и целями воспитательного процесса.

Что влияет на выбор метода коррекционного воздействия: основные факторы и подходы

Классификация методов обучения - это упорядоченная по определенному признаку их система. В современной дидактике существуют разнообразные классификации методов обучения см. Возрастным особенностям и возможностям школьников соответствует классификация, по которой методы подразделяются по источникам передачи и характеру восприятия информации Е. Голант, С. Наглядные — наблюдение, демонстрация, использование ТСО. Словесные — объяснение, рассказ, чтение, беседа. Практические и игровые — упражнение, игровые методы элементарные опыты, моделирование. Наглядные методы и приемы - использование их отвечает дидактическому принципу наглядности и связано с особенностями детского мышления. Наблюдение - это целенаправленное, планомерное восприятие ребенком предметов и явлений окружающего мира, в котором активно взаимодействуют восприятие, мышление и речь. С помощью этого метода воспитатель направляет восприятие ребенка на выделение в предметах и явлениях основных, существенных признаков, на установление причинно-следственных связей и зависимостей между предметами и явлениями. В обучении детей используются наблюдения разного вида: I распознающего характера, с помощью которых формируются знания о свойствах и качествах предметов и явлений форма, цвет, величина и т.

Метод демонстрации включает различные приемы: а Показ предметов - один из самых распространенных приемов обучения: дети рассматривают кукольную мебель и одежду, посуду, домашние вещи, орудия труда, оборудование для рисования, лепки, аппликации и др. Образцом может быть рисунок, аппликация, поделка. Использование ТСО. В обучении используются компьютеры. Этот метод позволяет показать детям те явления жизни, непосредственное знакомство с которыми невозможно; делает учебный процесс более привлекательным. Словесные методы и приемы - их эффективность в значительной мере зависит от культуры речи самого воспитателя, от его образности, эмоциональной выразительности, доступности для детского понимания. Объяснение используется в процессе наблюдения явлений и рассматривания предметов, картин, в ходе упражнений и т. Рассказ - это живое, образное, эмоциональное изложение событий, содержащее фактический материал. Один из наиболее эмоциональных методов обучения. Рассказчик имеет возможность свободно общаться с детьми, замечать и учитывать их реакции.

Рассказ воспитателя должен быть образцом литературно правильной, образной и выразительной речи. Рассказ детей - это может быть пересказ сказок, литературных произведений, рассказы по картинам, предметам, из детского опыта, творческие рассказы. Чтение расширяет, обогащает знания детей об окружающем, формирует способности детей к восприятию и пониманию художественной литературы. Методы и приемы воспитания Методы воспитания — это пути способы достижения заданной цели воспитания. Применительно к школьной практике можно сказать, что методы— это способы воздействия на сознание, волю, чувства, поведение воспитанников с целью выработки у них заданных качеств. Несомненно, одни пути ведут к цели быстрее, чем другие. Практика воспитания использует прежде всего те из них, которыми вели своих учеников воспитатели, жившие прежде нас. Эти пути называются общими методами воспитания. Однако во многих случаях общие методы воспитания могут оказаться малоэффективными, поэтому перед воспитателем всегда стоит задача найти новые, неизведанные пути, которые максимально соответствуют конкретным условиям воспитания, позволяют быстрее и с меньшими усилиями добиваться намеченного результата. Конструирование, выбор и правильное применение методов воспитания — вершина педагогического профессионализма.

Однако создать принципиально новый метод воспитания ни одному воспитателю не под силу, хотя задача совершенствования методов стоит постоянно, и каждый воспитатель в меру своих сил и возможностей ее решает, внося в разработку общих методов свои частные изменения, дополнения, соответствующие конкретным условиям воспитательного процесса. Такие частные совершенствования методов называются приемами воспитания. Прием воспитания — часть общего метода, отдельное действие воздействие , конкретное улучшение. Образно говоря, приемы — это неизведанные тропинки, которые прокладывает воспитатель вместе со своими воспитанниками, чтобы быстрее достичь цели. Если ими начинают пользоваться и другие воспитатели, то постепенно приемы могут превратиться в широкие столбовые пути — методы. Знание методов и приемов воспитания, умение правильно их применять — одна из важнейших характеристик педагогического мастерства. Такова связь методов и приемов воспитания. Выделяется также понятие средств воспитания. Если под приемом понимается единичное воздействие, то под средством — совокупность приемов. Средство — уже не прием, но еще не метод.

Например, труд — средство воспитания, но показ, оценка труда, указание на ошибку в работе — это приемы. Слово в широком понимании — средство воспитания, но реплика, ироническое замечание, сравнение — приемы. В связи с этим иногда метод воспитания определяют как систему приемов и средств, используемых для достижения поставленной цели, так как в структуре метода приемы и средства присутствуют обязательно. Выбор методов воспитания Нет методов хороших или плохих, ни один путь воспитания не может быть заранее объявлен эффективным или неэффективным без учета тех условий, в которых он применяется. Какими причинами детерминируется применение того или иного метода? Какие факторы влияют на выбор метода и заставляют воспитателя отдавать предпочтение тому или иному пути достижения цели? Выбор методов жестоко детерминирован, ибо он глубоко причинно обусловлен. Чем глубже воспитатель понимает причины, по которым он использует те или иные методы, чем лучше знает специфику самих методов и условия их применения, тем правильнее намечает пути воспитания, выбирает наиболее эффективные методы. На практике всегда стоит задача не просто применить один из методов, а выбрать наилучший — оптимальный. Выбор метода — всегда поиск оптимального пути воспитания.

Оптимальным называется наиболее выгодный путь, позволяющий быстро и с разумными затратами времени, энергии, средств достичь намеченной цели. Избрав показатели этих затрат в качестве критериев оптимизации, можно сравнивать между собой эффективность различных методов воспитания. Среди общих причин условий, факторов , определяющих выбор методов воспитания, прежде всего должны быть учтены следующие: Цели и задачи воспитания: цель не только оправдывает методы, но и определяет их. Какова цель, такими должны быть и методы ее достижения. Содержание воспитания: надо иметь в виду, что одни и те же задачи могут быть наполнены разным смыслом. Очень важно поэтому правильно увязать методы не с содержанием вообще, а с конкретным смыслом. Поскольку содержательная характеристика методов очень важна, она также учитывается при классификации. Возрастные особенности воспитанников: одни и те же задачи решаются различными методами в зависимости от возраста воспитанников. За возрастом — приобретенный социальный опыт, уровень социального, нравственного, духовного развития. Формировать, скажем, чувство ответственности нужно и в младшем, и в среднем, и в старшем школьном возрасте, но методы воспитания должны меняться.

Игра «Обезьянка» Цель: учить детей подражать мелким движениям рук. Оборудование: игрушка Обезьянка. Дети стоят в кругу, психолог показывает обезьянку и рассказывает, как она любит подражать. Психолог поднимает руку, потом делает это же движение с обезьянкой, потом предлагает детям выполнить это движение самим или на обезьянке. Затем движения усложняются: взмах рукой, хлопанье в ладоши, постукивание и пр. Аналогичные игры можно проводить с куклой, можно использовать ребенка в качестве куклы и дети поочередно показывают действия на нем. Учитывая наличие страхов у детей с РДА и трудности контакта с ними, можно предложить выполнить эту роль родителям. Можно включить в группу здоровых братьев и сестер. На следующем втором этапе основного коррекционного блока занятий можно предложить детям разнообразные манипулятивные игры с предметами, что способствует развитию у них зрительного и осязательного восприятия. Очень важно формировать у ребенка представление о собственном теле, его частях, сторонах.

Психотехнические игры: Цель: учить слушать и понимать речевую инструкцию. Оборудование: кегли, корзина или коробка. Ход игры: психолог ставит на стол кегли, предлагает детям взять их и кинуть в коробку, которая находится в двух метрах от него. Если дети успешно справились с заданием, то можно организовать соревнование: «Кто быстрее». Занятие можно усложнить. Детям предлагается кинуть кегли в коробку с учетом цвета. Игра «Найди место для игрушки» Оборудование: кегли, мячи и коробки с разными отверстиями. Ход игры: психолог предлагает ребенку поочередно положить кегли или мячи на место. Можно организовать соревнование. Аналогичные занятия можно организовать и за столом.

Игра «Собери фигурки» Оборудование: доски Сегена. Ход игры: небольшая группа детей расположена за столом. Каждому ребенку по команде предлагается собрать и разобрать доски. Возможны усложнения игр дифференцировка более сложных форм, величины предметов и пр. На третьем этапе психокоррекции можно перейти от манипулятивной игры к сюжетно-манипулятивной. Важным является формирование игровых штампов у детей с помощью многократных повторений игр с последовательным включением новых игровых действий. Психотехнические приемы: Цель: формирование у детей игровых манипулятивных действий. Оборудование: игрушка «Кот Мурзик» и различные объемные предметы в специальном полиэтиленовом мешке. Ход игры проводится с небольшой подгруппой детей : психолог показывает детям Кота Мурзика, надетого на руку. Кот Мурзик здоровается с каждым ребенком.

Необходимо помнить, что эффекты коррекционной работы проявляются на протяжении достаточно длительного временного интервала: в процессе работы, к моменту завершения и т. Так, коррекционная программа может не претендовать на полное разрешение трудностей развития, а ставить более узкую цель в ограниченном временном интервале. Оценка эффективности коррекции может меняться в зависимости от того, кто ее оценивает, поскольку позиция участника коррекционного процесса в значительной мере определяет итоговую оценку ее успешности. Например, для клиента основным критерием успешности своего участия в программе будет эмоциональное удовлетворение от занятий и изменение эмоционального баланса в целом в пользу положительных чувств и переживаний. Для психолога, ответственного за организацию и осуществление коррекционной программы, главным критерием оценки станет достижение поставленных в программе целей. Для лиц из окружения клиента эффективность программы будет определяться степенью удовлетворения их запроса, мотивов, побудивших обратиться за психологической помощью, а также особенностью осознания ими проблем и стоящих перед ними задач, непосредственно связанных с проблемами клиента.

Анализ факторов и условий, влияющих на эффективность коррекционной работы, показал, что существенное значение для достижения запланированного эффекта имеет интенсивность коррекционных мероприятий.

В данном случае важно создать такую среду, где ребенок будет чувствовать себя комфортно и поддерживаемым. Такой метод помогает детям справляться с трудностями, развиваться и достигать лучших результатов. Работа с помощью игр и карточек. Игры и различные материалы могут быть эффективными средствами коррекции, поскольку они позволяют детям через игровую деятельность развивать навыки, тренировать память и внимание.

Физическая активность. При использовании данного метода коррекционного воздействия дети занимаются специальными упражнениями, которые способствуют развитию и укреплению мышц, координации движений и улучшению общей физической формы. Выбор метода коррекционного воздействия должен основываться на комплексном анализе особенностей развития ребенка и его потребностей. Важно подобрать такой метод, который будет эффективным и учитывать индивидуальные особенности каждого ребенка. Критерии выбора оптимального метода При выборе метода коррекционного воздействия требуется учитывать ряд критериев, которые помогают определить оптимальный подход к решению задачи.

Важно учитывать следующие факторы: Тип нарушения. Каждый метод коррекционного воздействия эффективен для определенного типа нарушения. Например, для речевых нарушений может быть рекомендована логопедическая коррекция, а для нарушений двигательной координации — физиотерапия. Индивидуальные особенности ребенка. Каждый ребенок уникален, поэтому необходимо учитывать его возраст, уровень развития, психоэмоциональное состояние и т.

При выборе метода коррекционного воздействия необходимо учитывать такие особенности и подбирать индивидуальный подход к ребенку. Доступность метода. Некоторые методы могут быть недоступны из-за отсутствия специалистов, оборудования или финансовых средств. Поэтому при выборе метода следует учитывать его доступность для применения в конкретных условиях. Каждый метод имеет свою эффективность, которая может быть измерена по результатам испытаний и исследований.

При выборе метода следует учитывать его эффективность и ожидаемый результат для данного конкретного случая. Социальные и этические аспекты. Некоторые методы могут вызвать вопросы в обществе или быть неприемлемыми с этической точки зрения.

Влияние личных особенностей на выбор метода

  • Что влияет на выбор коррекционного воздействия
  • Что влияет на выбор метода коррекционного воздействия? Основные факторы
  • Методы и методики коррекционного воздействия. — МегаЛекции
  • Что влияет на выбор метода коррекционного воздействия — подход к выбору метода ответа
  • Подходы к выбору метода ответа

Роль диагностики в выборе метода коррекционного воздействия

  • 6.1.2. Принципы построения коррекционно-развивающих программ
  • Когнитивно-поведенческая психотерапия (КПТ)
  • Возраст и индивидуальные особенности
  • Методы психологической коррекции

Что определяет выбор метода коррекционного воздействия? Подход к выбору метода ответа

Развивать все компоненты психологической готовности, сформированные не в полной мере, или… Психологические особенности влияния руководителя на подчиненных 1. Типы и виды слухов, факторы, определяющие степень эффективности слухов Типология по происхождению слухи могут быть спонтанно, стихийно возникающими либо умышленно фабрикуемыми, целенаправленно распространяемыми. Возможны и промежуточные разновидности. Иногда слух зарождается стихийно, но… Социально-трудовая адаптация и реабилитация больных задачи клинической психологии 2. Это те случаи, когда пациент не в состоянии справиться с собой без посторонней помощи.

А между тем все резервы для его хорошего самочувствия находятся внутри его личности. Но чтобы заставить работать эти резервы, необходимо проникнуть к нему «в душу», увидеть связь его переживаний с личностью. Вот здесь на помощь психологу приходят методы диагностики личности, устанавливающие особенности его реагирования на все, что происходит вокруг и внутри пациента. Оказание помощи пациенту, как известно, следует начинать не с лечения, а с диагноза.

Психодиагностические процедуры позволяют установить программу психологической помощи человеку, реализуемую в виде различных психотерапевтических технологий. Они позволяют «исправить» личность, осуществить коррекцию психических процессов, нарушающих комфортность жизни человека. Существует большое разнообразие коррекционных методов, базирующихся на различных психологических концепциях, взглядах их авторов на природу человеческой психики. Метод классического психоанализа исходит из того, что все психические недуги вызваны конфликтами, произошедшими с индивидом еще в детском возрасте.

Суть таких конфликтов — во внутренней борьбе между «можно и нельзя», между осознаваемыми и неосознаваемыми потребностями и мотивами поведения человека. Информация о таких конфликтах сохраняется в подсознании взрослого человека и в определенных ситуациях незаметно упраляет индивидом. Целью психоанализа является вскрытие и сознательная мысленная переработка таких конфликтов, установление равновесного «мира» между сознанием и бессознательным психики личности. Техника психоанализа требует, чтобы пациент находился в положении лежа, а психотерапевт — в месте, недоступном взгляду пациента например, позади у изголовья.

Это позволяет пациенту чувствовать себя несколько раскованнее, что очень важно для успешного проведения сеансов психоанализа. Пациент при этом должен непроизвольно, без продолжительных пауз и остановок говорить о том, что ему придет на ум, не опасаясь абсурдных вещей. Роль психолога состоит в сдержанном толковании отдельных деструктивных сцен из далекого детства, сообщаемых пациентом. Цель — реконструкция истории его личности.

Другими словами, пациент переносится во времени в детство, повторяет те чувства, которые он тогда испытывал, и получает возможность их «правильно» переработать. Происходит освобождение подсознания от очагов постоянного психического давления на повседневное поведение. Метод конфронтационной поведенческой психотерапии предусматривает организацию тренировочных встреч пациента с теми деструктивными ситуациями, которые обычно вызывают у него нарушения психического равновесия. Это тот принцип, который в житейской ситуации называют «клин клином вышибают».

Если, например, человек испытывает постоянный страх при прохождении моста через реку, то психолог услужливо предоставляет ему возможность испытывать это чувство до тех пор, пока оно не утратит остроту. Такие сеансы могут как реализовываться в реальных условиях, так и носить воображаемый характер. При этом психолог первое время всегда должен находиться вместе с пациентом. Технология метода предусматривает учет личности пациента при назначении программы тренировок.

Метод гипнотических воздействий предусматривает создание у пациента состояния неглубокого транса, т. В результате сознание изменяет ориентацию с восприятия внешнего мира на восприятие внутреннего. Такое измененное состояние сознания вызвано появлением очага возбуждения в коре головного мозга. Образующаяся доминанта подчиняет себе все соседние участки коры, постепенно выключая органы чувств.

Человек «уходит в себя» через поле сужения внимания.

Например, некоторые методы могут требовать специализированного оборудования, материалов или персонала. Предпочтения и мотивация клиента: Важно также учитывать предпочтения и мотивацию клиента, так как это может влиять на его участие и сотрудничество в процессе коррекционного воздействия. Например, если клиенту не нравится определенный метод или он не видит в нем смысла, то его мотивация может быть низкой, что может сказаться на результате работы. Учитывая все эти факторы, психолог может выбрать наиболее подходящий метод коррекции, который будет эффективным и соответствовать потребностям и особенностям клиента. Влияние личных особенностей на выбор метода При выборе метода коррекционного воздействия на человека играют важную роль его личные особенности.

Каждый человек уникален, и его индивидуальные характеристики могут существенно влиять на выбор метода коррекции. Одной из основных личных особенностей, влияющих на выбор метода коррекционного воздействия, является тип личности. По психологической классификации, существует несколько типов личностей: сангвиник, холерик, флегматик и меланхолик. Каждый тип личности имеет свои особенности, и для каждого из них может быть предпочтительным определенный метод коррекции. Например, для сангвиника, который характеризуется высокой активностью и энергичностью, могут быть эффективными методы, основанные на физической активности. Такие методы помогут сангвинику снять излишнюю энергию и концентрироваться на задачах.

В случае с холериком, который обладает сильным нравом и тенденцией к конфликтам, может быть предпочтительным метод коррекции, основанный на психологической работе с негативными эмоциями и агрессией.

Психолог, заранее не отвергая и не отрицая возможную правоту клиента, не пытаясь сразу и полностью его переубедить, приглашает его выслушать и взвесить разные точки зрения. Прежде чем предоставить клиенту такую возможность, необходимо договориться с ним о том, что он и психолог находятся, друг с другом в равнопартнерских отношениях и имеют право не только ставить друг перед другом вопросы, но и делать вполне самостоятельные выводы, принимать независимые решения. Групповые методы психокоррекции. Специфика групповой психокоррекции заключается в целенаправленном использовании групповой динамики, то есть всей совокупности взаимоотношений и взаимодействий, возникающих между участниками группы, включая и психолога, в коррекционных целях.

Групповая психокоррекция не является самостоятельным направлением психокоррекции представляет лишь специфическую форму, при использовании которой основным инструментом воздействия выступает группа клиентов, в отличие от индивидуальной психокоррекции, где таким инструментом является только сам психолог. Это взаимодействие «здесь и теперь», при котором участники изучают происходящие с ними процессы межличностного взаимодействия в данный момент и в данном месте.

Каждый человек уникален и может иметь различные физические и психологические особенности, которые могут влиять на выбор оптимального метода коррекции ответа. Одним из факторов, который нужно учесть, является возраст пациента. У детей могут быть особенности развития и обучения, поэтому необходимо выбирать методы, которые подходят именно для данной возрастной группы. Для взрослых пациентов могут быть другие факторы, такие как наличие хронических заболеваний или физических ограничений, которые должны быть учтены при выборе метода коррекции. Кроме того, психологические особенности пациента также могут играть важную роль при выборе метода коррекции ответа. Некоторые люди могут быть более открытыми к определенным методам, в то время как другие могут предпочитать более индивидуальный подход. Необходимо учитывать эмоциональное состояние пациента и его личностные особенности, чтобы выбрать наиболее эффективный метод коррекции ответа. Также важно учесть образование и уровень развития пациента.

Некоторые методы могут быть более сложными для понимания и использования, поэтому необходимо выбирать методы, которые наиболее соответствуют интеллектуальным способностям пациента. В итоге, при выборе метода коррекции ответа необходимо учитывать все вышеупомянутые факторы, а также обсудить их с пациентом. Индивидуальный подход поможет выбрать наиболее подходящий метод коррекции, который будет эффективен и удобен для пациента. Наличие возможности контроля и поддержки при выборе метода коррекции ответа При выборе метода коррекционного воздействия на ответы важно учитывать наличие возможности контроля и поддержки.

Какие факторы оказывают влияние на выбор метода коррекционного воздействия?

Описание случаев, когда применяют КПТ, а также методы и техники когнитивно-поведенческой психотерапии. Необходимо отметить, что выбор коррекционных методов зависит, прежде всего, от возраста и степени нарушения, выявленных в ходе диагностического обследования ребёнка. Факторы, оказывающие влияние на выбор метода коррекционного воздействия на организм — от технологии и эффективности до совместимости с телесными системами. оценка эффективности коррекционного воздействия требует четкого определения методов. Технологии коррекционного воздействия, или интервенции: Коррекционное воздействие является частным случаем психологического воздействия.

Психокоррекция в рилив-терапии методом проблемных тематических вопросов

Приемы коррекционной педагогики Эффективные приемы коррекционного воздействия.
Что влияет на выбор метода коррекционного воздействия: основные факторы и подходы Какие факторы влияют на выбор метода и заставляют воспитателя отдавать предпочтение тому или иному пути достижения цели?
Что влияет на выбор метода коррекционного воздействия ответ на тестирование Факторы и условия, влияющие на эффективность коррекционной работы.

Психологическая коррекция: методы, виды, задачи

Необходимо помнить, что эффекты коррекционной работы проявляются на протяжении достаточно длительного временного интервала: в процессе работы, к моменту завсршения и т. Так, коррекционная программа может не претендовать на полное разрешение трудностей развития, а ставить более узкую цель в ограниченном временном интервале. Оценка эффективности коррекции может меняться в зависимости от того, кто ее оценивает, поскольку позиция участника коррекционного процесса в значительной мере определяет итоговую оценку ее успешности. Например, для клиента основным критерием успешности своего участия в программе будет эмоциональное удовлетворение от занятий и изменение эмоционального баланса в целом в пользу положительных чувств и переживаний. Анализ факторов и усло. Коррекционные занятия должны проводиться не менее 1 раза в неделю продолжительностью 1—1,5 ч. Интенсивность коррекционной программы определяется не только продолжительностью времени занятий, но и насыщенностью их содержания, разнообразием используемых игр, упражнений, методов, техник, а также мерой активного участия в занятиях самого клиента.

На успешность коррекционной работы влияет пролонгированность коррекционного воздействия. Даже после завершения коррекционной работы желательны контакты с клиентом с целью выяснения особенностей поведения, сохранения прежних или возникновения новых проблем в общении, поведении и развитии. Желательно осуществлять контроль и наблюдение каждого случая хотя бы в течение 1—2 месяцев после завершения коррекционных мероприятий. Эффективность коррекционных программ существенно зависит от времени осуществления воздействия. Чем раньше выявлены отклонения и нарушения в развитии, чем раньше начата коррекционная работа, тем большая вероятность успешного разрешения трудности развития. Факторы, определяющие эффективность психокоррекции 1.

Ожидания клиента. Значение для клиента освобождения от имеющихся проблем. Характер проблем клиента. Готовность клиента к сотрудничеству. Ожидания психолога, осуществляющего коррекционные мероприятия. Профессиональный и личностный опыт психолога.

Специфическое воздействие конкретных методов психокоррекции. По мере распространения психокоррекционной помощи вопрос об оценке ее эффективности становится все более актуальным. Это относится как к временным аспектам работы психолога быстрое и эффективное воздействие , так и к качеству коррекционной работы. Для того чтобы можно было говорить о сопоставимости результатов коррекционного воздействия, необходимо помнить следующее: — оценка эффективности коррекционного воздействия требует четкого определения методов. В практике зачастую очень трудно выделить какой-то один метод, так как в коррекционных целях большинство психологов используют сочетание различных методов; — даже один и тот же метод в руках специалистов разной квалификации дает разные результаты. При оценке эффективности воздействия могут использоваться объективные психофизиологические методы, регистрирующие вегетативно-соматические, физиологические и психические функции.

Поиск критериев эффективности психокоррекционного воздействия всегда будет требовать учета. Цель: сформировать у студентов представление об особенностях организации и проведения психокоррекционной работы с детьми дошкольного возраста. План: 1. Основные принципы коррекционной работы с детьми дошкольного возраста. Коррекция нарушений личностного развития. Психологическая коррекция эмоционально-волевой сферы.

Коррекция нарушений познавательной сферы. Социальная дезадаптация ребенка дошкольного возраста и пути ее коррекции. Методические рекомендации При овладении данной темой следует обратить внимание на то, что при организации и проведении психокоррекционной работы с детьми дошкольниками необходимо учитывать психологические особенности данного возраста и ведущий вид деятельности. Студент должен усвоить, что личностная, эмоционально-волевая и познавательная сферы дошкольника являются наиболее уязвимыми и требующими пристального внимания психолога.

Самостоятельно коррекционная деятельность создается никак не равно как элементарная тренировка способностей и умений, а равно как целая осознанная работа, безусловно и неотъемлемо вписывающаяся в концепцию ежедневных актуальных взаимоотношений клиента. Данный принцип задает способы коррекционных мероприятий путем организации соответствующих видов деятельности. Коррекционная работа при этом осуществляется не в виде простой тренировки навыков и умений, а в виде целостной, осмысленной деятельности, которая включается в систему повседневных жизненных отношений клиента. Каузальный принцип направлен на устранение причин и источников отклонений в психическом развитии ребенка.

Сложная иерархия отношений между симптомами и их причинами, структура дефекта определяют цель и задачи психологической коррекции. С учетом первопричины разрабатывают стратегию психокоррекционной работы. Временной принцип психокоррекции предполагает раннее начало онтогенетически последовательного воздействия, опирающегося на сохраненный функции. Проведение ранней коррекционной работы обусловлена особенностями детского мозга — его пластичностью и универсальной способностью к компенсации нарушенных функций. Коррекция должна строиться не с учетом хронологического возраста, а в связи с тем, на каком этапе психического развития находится ребенок. Таким образом, опора в деятельности на систему принципов психологическогой коррекции в деятельности специального психолога позволяет повысить эффективность коррекции нарушенных функций у детей с ограниченными возможностями здоровья. Библиографический список Кухарчук О. Институт дополнительного профессионального образования Саратовского национального исследовательского государственного университета, под ред.

Саратов, 2016. Леонтьев А. Личность и неврозы. Суслова О. Терехина Т. Психолого-педагогическая коррекция. Учебно-методическое пособие. Краснодар, 2013 Шипова Л.

Противоположные стороны равны». Беседа как метод обучения широко используется при решении задач. Организуя фронтальную работу с классом, следует учитывать индивидуальные возможности каждого ребенка. К ответу на более простые вопросы следует привлекать наиболее слабых учащихся. В отдельных случаях на уроках математики сами наблюдения могут служить ведущим методом в сочетании с методом изложения знаний или беседы.

Какое число умножали? Учащиеся подводятся к выводу: «При умножении на 10 произведение можно получить из множителя, если к нему приписать один нуль справа». Обобщение учащиеся сделали на основе наблюдения умножения однозначного числа на 10. Однако надо помнить, что этот метод «добывания» новых знаний может быть использован не всеми учащимися. Чтобы усвоить ту же тему, более слабые учащиеся слушают объяснение учителя или более сильного ученика, источником знания для которых служил учебник.

Самостоятельная работа в процессе закрепления математических знаний может быть организована по-разному. В одних случаях она требует от учащихся использования лишь репродуктивной воспроизводящей деятельности. Закрепление и повторение математических знаний не возможны без упражнений. Упражнения используются для формирования навыков счета, вычислительных умений и навыков, умений решать задачи и т. Упражнения должны использоваться в определенной системе, с нарастающей степенью трудности.

Факторы, влияющие на методы управления:. Факторы, влияющие на выбор метода. Алгоритм управления изменениями.

Схема этапов и подэтапов юридического консультирования. Таблица стадий психологического консультирования. Блок схема психологического консультирования.

Виды психологического консультирования схема. Последовательность этапов контроля. Последовательность этапов контроля в организации.

Этапы контроля в менеджменте. Направления работы в психологическом консультировании. Основные направления психокоррекции таблица.

Подходы в психологическом консультировании. Направления психологического консультирования таблица. Формы организации учебного процесса в специальных школах.

Формы организации обучения детей с интеллектуальными нарушениями. Методы и способы коррекционной работы. Формы организации обучения схема.

Оценочная деятельность школа. Оценочная деятельность на уроке. Формы работы педагога на уроке.

Контроль и оценка в начальной школе схема. Модель методического обеспечения. Планирования методической работы в образовательном процессе.

Теоретические основы планирования образовательного процесса. Методическая работа по разработке программы воспитания. Схема модели психолого-педагогического сопровождения.

Модель схема психолого педагогического сопровождения в ДОУ. Модель психолого-педагогического обследования лиц с ОВЗ. Организационная модель психолого-педагогического сопровождения.

Компоненты информационной образовательной среды. Информационная образовательная среда школы. Образовательная среда схема.

Современная образовательная информационная среда. Факторы влияющие на качество образовани. Факторы влияющие на эффективность обучения.

Факторы влияющие на эффективность обучения персонала. Факторов, влияющих на эффективность процесса обучения,. Педагог психолог логопед взаимодействие.

Направления коррекционной работы с детьми с ОВЗ педагога-психолога.. Методики работы педагога-психолога с детьми с ОВЗ В школе. Формы работы педагога-психолога с родителями в детском саду схема.

Принципы работы с детьми с девиантным поведением. Работа с детьми девиантного поведения. Основные принципы работы с детьми девиантного поведения.

Формы работы с детьми с девиантным поведением. Функции воспитания. Воспитывающая функция.

Формы и методы индивидуальной работы с педагогами. Взаимодействие педагога с детьми в ДОУ. Формы работы с воспитанниками.

Формы работы воспитателя с родителями. Социальные компетенции дошкольников. Коммуникационные компетенции детей старшего дошкольного возраста.

Компетентности социальных навыков у дошкольников. Формирование социальных компетенций ребенка. Способы психологического воздействия.

Методы психологического воздействия в психологии. Виды психологического влияния. Способы психологического влияния.

Взаимосвязь вторичного и первичного дефекта. Первичный и вторичный дефект по Выготскому. Структура дефекта по л.

Факторы, влияющие на выбор подхода

Методы психокоррекции очень различны, а выбор метода зависит от психотерапевтического направления, к которому принадлежит специалист. Факторы, влияющие на выбор метода коррекционного воздействия в процессе решения проблем. Влияние симптомов на выбор метода коррекционного воздействия. Методы психокоррекции очень различны, а выбор метода зависит от психотерапевтического направления, к которому принадлежит специалист. Психологи́ческая корре́кция — один из видов психологической помощи (среди других: психологическое консультирование, психологический тренинг, психотерапия); деятельность.

Оценка эффективности психокоррекционных мероприятий

n Виды, средства и способы коррекционного воздействия на отклонение в развитии (ва). Выбор метода зависит от состояния пациента, необходимого результата. Методы коррекционного воздействия могут быть разными.

Похожие новости:

Оцените статью
Добавить комментарий