Второй отряд продолжает выполнять исследовательские задачи на борту ледокола «Илья Муромец», который сейчас также находится в Восточно-Сибирском море. Восточно-Сибирское море — Окраинное море Северного Ледовитого океана, у берегов России, между Новосибирскими островами и островом Врангеля. Восточно-Сибирское море омывает берега Восточной Сибири и свободно сообщается с Северным Ледовитым Океаном.
Где находится Восточно-Сибирское море?
Сарычев в 1787 г. Геденштром в 1810 г. Анжу в 1822 г. Врангель в 1821-23 гг. Особенно упорно искал землю к северу от Чукотского полуострова Ф. Этой землей оказался открытый впоследствии о. Проводившиеся после этого экспедиции обогатили знания о климате, погоде, условиям плавания и гидрологии Восточно-Сибирского моря. По характеру ландшафтов западная часть побережья резко отличается от восточной.
На участке от Новосибирских островов и до устья р. Колымы берега однообразны. Здесь к морю подходит заболоченная тундра. Берега низмены и пологи. Восточнее Колымы побережье становится гористым. Новосибирские острова и о. Врангеля имеют низкие ровные берега.
Море бедно островами. Шельф моря представляет собой равнину, наклоненную с юго-запада на северо-восток. На дне нет значительных впадин и возвышенностей. Преобладают глубины до 20-25 м. Наибольшие глубины сосредоточены в северо-восточной части моря. Донные отложения представлены преимущественно серым илом. Вблизи берега встречается ил с песком и иногда только песок, то есть в море распространены грунты, свойственные малым глубинам.
Мелководность и ровное дно - существенные черты природы Восточно-Сибирского моря. В западную часть моря, хотя и редко, проникают циклоны атлантического происхождения, а в его восточные районы — тихоокеанского. Из других факторов формирования климата главную роль играют высокие широты и близость континента. Все это характеризует климат Восточно-Сибирского моря как полярный морской со значительным влиянием континента. Зимой к побережью Восточно-Сибирского моря выходит отрог Сибирского антициклона. В северной части распространяется гребень Полярного антициклона, выраженный менее отчетливо. Для зимы характерна спокойная безоблачная погода, нарушаемая циклоническими вторжениями.
Атлантические циклоны на западе моря приводят к усилению ветра и некоторому потеплению. Тихоокеанские циклоны, имеющие в тылу холодный континентальный воздух, увеличивают скорость ветра, облачность и вызывают метели в юго-восточной части. На гористых участках побережья с прохождением тихоокеанских циклонов связано образование местного ветра — фена, сопровождающегося штормовым ветром, ясной и сухой погодой.
Уже из названия этого природного водоема видно, что находится он в районе северного побережья Восточной Сибири. Границы моря преимущественно представлены условными линиями. Только в некоторых частях оно ограничивается сушей. Раньше, до начала XX столетия, море имело несколько названий, в числе которых Индигирское и Колымское. Сейчас оно называется Восточно-Сибирским.
Ознакомившись со статьей, можно узнать более подробную информацию об этом водоеме: характеристики, климатические условия. Также здесь описаны ресурсы Восточно-Сибирского моря и существующие на сегодня проблемы. Штейн, Осадки Северного Ледовитого океана: процессы, прокси и палеосреда , п. Добровольский, Б. Восточно-Сибирское море, Московский университет 1982. Международная гидрографическая организация. Получено 6 февраля 2010. Робинсон, Кеннет Х.
Бринк Глобальный прибрежный океан: региональные исследования и обобщения, Издательство Гарвардского университета, 2005 г. ISBN 0-674-01741-2 стр. Хейлеман и И. Архивировано 19 сентября 2010 года.. Получено 2010-09-12. Эвенки, Большая Советская Энциклопедия. ISBN 0-8166-3569-2 п. Об исключении населенных пунктов из реестра административно-территориального деления Республики Саха Якутия Порты и навигация по-русски «Золотая» станция по-русски Местоположение Полностью море находится за Полярным кругом.
Его самая южная точка находится у берега Чаунской губы. Все его берега принадлежат территории России. Море находится в районе Северного Ледовитого океана. Это место, где уже практически не ощущается воздействие теплых вод Атлантического океана, а воды Тихого его еще не достигают. Восточно-Сибирское море является окраинным. Само море находится между островами Новосибирскими и островом Врангеля. Проливами оно соединяется с Чукотским и морем Лаптевых. Описание и характеристики В центральной и западной части берега отлогие, а к побережью примыкают две низменности: Нижне-Колымская и Яно-Индигирская.
К побережью восточной части восток от устья Колымы подходят отроги Чукотского нагорья. Местами здесь образовались и скалистые обрывы. На острове Врангеля, на его западном побережье, они достигают до 400 метров в высоту. На участке Новосибирских островов береговая линия однообразная и низменная. Морское ложе образовано шельфом, у которого рельеф в большей степени равнинный, а наклонен он слегка в северо-восточном направлении. Более глубокие места характерны для восточного региона. Море здесь имеет глубину до 54 метров, в центральной и западной части — до 20 метров, а в северных районах — до 200 метров изобата — граница моря. Самая большая глубина Восточно-Сибирского моря — около 915 метров, а средняя составляет 54 метра.
Иными словами, этот водоем полностью находится в пределах материковой отмели. Площадь водной поверхности составляет 944 600 кв. Воды моря сообщаются с водами Ледовитого океана, в связи с этим водоем относится к типу окраинных материковых морей. Объем составляет примерно 49 тыс. Практически круглый год температура воздуха имеет значения ниже нуля, поэтому воды моря всегда покрыты дрейфующими крупными льдинами толщиной в несколько метров. Рельеф Линия берега имеет большие изгибы. В связи с этим море местами отодвигает границы суши вглубь материка, а местами, наоборот, суша выступает далеко в море. Есть и участки с почти ровной линией берега.
Небольшие извилины в основном отмечаются у устьев рек. Восточное и западное побережья имеют сильно различающийся рельеф. Побережье, омываемое морем от устья Колымы до Новосибирских островов, имеет практически однообразный ландшафт. Водоем в этих местах граничит с заболоченными тундрами. Берега здесь пологие и невысокие. Более разнообразный ландшафт отмечается на побережье, образованном восточнее реки Калымы, но преобладают здесь горы. Море до острова Айон граничит с мелкими холмами, некоторые из которых имеют довольно крутые склоны. Для района Чаунской губы характерны низкие крутые берега.
Большой участок дна моря покрыт небольшим осадочным чехлом. Острова в Восточно-Сибирском море немногочисленны. Большая часть из них образована за счет фундамента. По результатам исследований аэромагнитные съемки определено, что в состав осадков шельфа в основном входит ил песчаный, галька и валуны раздробленные. Есть предположения, что часть из них — обломки островов. Разнесены они по всей территории льдом. В большей степени, в связи с преобладанием равнинного рельефа, глубина Восточно-Сибирского моря равна всего лишь 20-25 метрам. Гидрология Почти весь год водоем покрыт льдом.
В восточных участках даже летом можно увидеть многолетние плавучие льды. От берегов они отгоняются материковыми ветрами к северу. Дрейфуют льды в северо-западном направлении благодаря циркуляции воды, на которую воздействуют антициклоны у Северного полюса. Область циклонического круговорота увеличивается, и в море поступают многолетние льдины из полярных широт после ослабления антициклона. На сегодняшний день не до конца изучена система течений в этом водоеме. Но с уверенностью можно утверждать, что для водной циркуляции этих мест характерен циклонический характер. Характеризуется этот водоем, в сравнении с другими представителями бассейна Ледовитого океана, не очень высоким речным стоком. Реки Восточно-Сибирского моря немногочисленны.
Самая крупная река, впадающая в море, — Колыма. Ее сток равен примерно 132 куб. Второй по этой же характеристике является речка Индигирка, приносящая за тот же период в два раза меньший объем воды. Все это на общую гидрологическую ситуацию влияет незначительно. Среднегодовое значение осадков — от 100 до 200 мм. В связи с отсутствием в море желобов с большими глубинами и по причине того, что значительная территория представлена мелководьем, поверхностные воды занимают огромные пространства. Приливы Для моря характерны полусуточные правильные приливы, что вызываются волной, движущейся к континентальному побережью с севера. Лучше всего они выражаются в северо-западном и северном регионе, ослабевая при этом в южном направлении.
Это можно объяснить тем фактом, что на мелководье приливная волна гасится. К примеру, в то время, как на участке от Шелагского мыса до реки Индигирки колебания уровня практически незаметны, в ее устье рельеф и конфигурация берегов приводят к увеличению приливов примерно на 25 сантиметров. Наиболее высокий уровень воды характерен для июня-июля месяца, ведь в это время самый большой речной приток. В зимнее время уровень постепенно снижается и в марте достигает своего минимального значения. Флора и фауна Фауна и флора Восточно-Сибирского моря подобна фауне и флоре соседнего моря Лаптевых, так как оба они являются типично арктическими. Те же млекопитающие и птицы, та же рыба, что и во многих других северных морях. Обитают здесь нерпы, нарвалы, морские зайцы и моржи. Белые медведи обжили острова.
Облюбованы эти места и огромным количеством гнездующихся птиц. Встретить здесь можно гусей: белолобого и гуменника. Также обитает гага гребенушка и довольно редкая казарка черная. Собираются большие птичьи базары: моевки, чайки, кайры. Добычей морского зверя и рыбалкой в прибрежных водах занимаются только местные жители. Следует отметить, что на участках речных устьев здесь можно встретить большие косяки из белой рыбы. Фитопланктон моря представлен сине-зелеными и диатомовыми водорослями. Иногда появляются крылоногие моллюски и оболочники.
Грунт изобилует полихетами, рачками амфипод и изоподами. Представители млекопитающих — белухи, тюлени, моржи и китообразные особенно полосатики. Ресурсы Восточно-Сибирского моря в плане флоры и фауны являются относительно бедными. Связано это, прежде всего, с довольно суровыми условиями климата.
Общая площадь акватории чуть менее 940 тыс. Через проливы море объединяется с морем Лаптевых и Чукотским морем. Береговая линия незначительно изрезана, на берегах расположены невысокие горы. Средняя отметка глубины в море составляет 66 метров, максимально глубокая точка находится на отметке 358 метров.
Однако льды всегда встречаются к северу от — Новосибирские острова.
В западной части моря на месте обширного припая формируется Новосибирский ледяной массив. Он состоит преимущественно из однолетних льдов и к концу лета обычно разрушается. Подавляющая часть пространств на востоке моря занята отрогом Айонского океанического ледяного массива, который в значительной мере образует тяжелые многолетние льды. Его южная периферия в течение всего года почти примыкает к побережью материка, усложняя ледовую обстановку в море. Гидрохимические условия. Характерные черты гидрохимических условий Восточно-Сибирского моря иллюстрируют содержание и распределение кислорода и фосфатов в нем. Осенью и зимой воды Восточно-Сибирского моря хорошо аэрированы. Уменьшение содержания кислорода связано с расходом его на окисление органических веществ, что интенсивнее всего происходит у дна. Поэтому и кислородный минимум находится в придонном слое.
Это объясняется слабым развитием фитопланктона под ледяным покровом. Восточно-Сибирское море город-порт Певек Хозяйственное использование. Труднодоступное Восточно-Сибирское море используется главным образом в транспортном отношении как часть Северного морского пути, по которой проходят транзитные перевозки и через порт Певек идут грузы снабжения в северные районы Восточной Сибири. Устьевое рыболовство и добыча морского зверя в прибрежных водах имеют значение только для местных жителей. Проблемы исследования Восточно-Сибирского моря сходны с проблемами изучения других арктических морей. Однако здесь в большей степени уделяется внимание изучению ледовитости моря, поведению Айонского ледяного массива главное препятствие для мореплавания , колебаниям уровня моря и их прогнозам, течениям, дрейфу льдов и т. Важные задачи — оперативное обслуживание навигации, изыскание путей продления ее сроков, выбор наиболее рациональных судоходных трасс и другие научно-прикладные вопросы, с решением которых связано дальнейшее хозяйственное освоение моря. Многие энтузиасты отправлялись в путь, мечтая замкнуть кольцо своего маршрута, обойдя северную шапку нашей планеты вдоль условной линии, к северу от которой и начинается та самая Арктика, как магнитом притягивающая всех, кто хоть раз побывал на ее просторах. Невероятные приключения ждали путешественников на этом тяжелом и опасном пути, который, как правило, длился не один год.
Отважные люди шли на собачьих упряжках, пешком или на лыжах, плыли на каяках и яхтах, передвигались на снегоходах и даже поднимались в воздух на воздушных шарах, чтобы пересечь северную часть Атлантики, перебраться через Берингов пролив. Наша основная задача заключалась в том, чтобы намеченный маршрут можно было пройти единой командой, избрав такой способ передвижения, который был бы одинаково пригоден и для просторов тундры, и для арктического мелколесья, и для дрейфующих льдов Северного Ледовитого океана. Лучше любой другой техники могли бы соответствовать этим требованиям антарктические колесные вездеходы, которые мы собрали для того, чтобы дойти до Южного полюса. Но прежде чем отправляться в путь, нужно было максимально повысить их надежность. То есть практически создать новую машину, которая вобрала бы в свою конструкцию весь положительный опыт наших вездеходов прежних моделей, только имела бы еще более высокие технические показатели и максимальную надежность. На таких машинах мы и намерены были предпринять попытку пройти кольцевой маршрут вдоль побережья Северного Ледовитого океана. Надо сказать, что новые машины действительно удались. Серьезных проблем с техникой не было, а приключений, как можно было ожидать с самого начала, хватило бы не на один сценарий приключенческого фильма. Наш путь, общей протяженностью не менее 25 000 км, который получил название «Полярное кольцо», мы разбили на три этапа.
На первом этапе экспедиции, который проходил по побережью России от Ямала до Чукотки, за 50 дней путешествия было пройдено свыше 6 000 километров. Второй должен был соединить берега России с берегами Гренландии и Канады и пройти через точку Северного полюса. Третий, заключительный, этап запланирован на лето 2004 года: стартовав в канадском поселке Резольют-Бей, пройдя вдоль побережья Аляски и преодолев Берингов пролив, мы вновь финишируем на Чукотке. Чаунская Губа, остров Большой Роутан 11 мая 2002 года. Тридцать пятый день В этот день мы вышли из Тикси. Накануне целый день пришлось провести в автомастерских на погранзаставе — приводили в порядок машины. Пройдена уже большая часть маршрута, а за последние дни им досталось немало. Это и тяжелые торосы в районе острова Большой Бегичев, и настоящие песчаные бури в Оленекской протоке, и встречи с первой весенней водой. В устьях небольших рек и ручьев под снегом скапливается вода, образуя большие наледи, а то и просто озера.
И все же больше всего поразило нас то, что встретили мы в среднем течении Оленекской протоки на реке Лене. Река образовала здесь бесконечное количество песчаных отмелей, кос, островов, которые и являют собой ту, самую гигантскую, дельту реки Лены. Берега низкие. Не всегда удавалось понять, по льду мы движемся или по земле. С материка постоянно дуют ветра, набравшие силу на просторах Лены, их сила такова, что снежный покров не образуется. Какая-то плотная серая масса, срывая песок и мелкие камни с промороженных песчаных барханов-застругов, несется по дельте на север, в сторону Ледовитого океана. Воздух наполнен песком, который сечет лицо, руки, стучит по одежде, корпусам вездеходов. Глаза невозможно даже приоткрыть. Песок набивается внутрь машины сквозь малейшие щели, образуя песчаные «сугробы» в самых неподходящих местах.
Надолго запомнилась нам ночевка в районе озера Куогастах-Арыта. Снежно-песчаная буря совершенно лишила нас видимости. Машины просто скользят по ветру, не слушаясь руля, стоит только выехать на чистый лед. Нам едва удалось укрыться от ветра за обрывистым берегом мыса, вдающегося в русло, но и это не спасло. К утру машины завалило какой-то серо-коричневой смесью песка и снега. Страшно хочется пить. Вчерашний ужин и сегодняшний завтрак — всухомятку. О воде из талого снега страшно даже подумать. Покинув остров Макар, движемся по побережью моря Лаптевых16 мая 2002 года.
Сороковой день Покидаем остров Макар в Янеком заливе. Ничем особым от десятков других таких же в этих краях этот остров не отличается, но есть одна деталь, превратившая его в исключительно притягательную точку для всех радиолюбителей мира — ни один из них с этого острова в эфир еще не выходил. И хотя утверждать это сложно — здесь когда-то стояла полярная станция и работал маяк, но тем не менее факт выхода с него в эфир никем зафиксирован не был, да и сама международная островная радиолюбительская программа IOТА родилась гораздо позже, чем здешняя полярная станция. А по сему наш радист Юрий Заруба, присоединившийся к маршрутной группе в Нижнеянске, не мог скрыть своего восторга. В составе нашей команды — некоторые замены. Вячеславу Государеву пришлось вылететь из Тигси в Москву. Причин было несколько, но одна из главных — спасать фотоархив и всю остальную информацию, накопившуюся в компьютере, который, наглотавшись гари и песка, «забыл» все пароли и ни в какую не хотел продолжать работать. В Нижнеянске к нам присоединился новосибирец Виталий Заруба, бессменный радист многих наших экспедиций. Вообще же Нижнеянск сегодня — это готовые декорации для фильма ужасов.
Самые смелые фантазии режиссера, попытавшегося нарисовать брошенный город, вряд ли смогут соперничать с тем, что происходит с этим городом наяву. Мы подошли к нему глубокой ночью, при белесом сумеречном освещении. Первое, что мы увидели, — это какой-то старый высокий и совершенно бесконечный забор из колючей проволоки. Серые блоки двухэтажных домов с черными глазницами выбитых окон тянулись в глубь города, образуя мрачные улицы. Повалившиеся фонарные столбы, оборванные электропровода, горы занесенного снегом хлама, брошенная техника. Мы остановились в поисках прохода сквозь забор, опоясывающий город с запада, переговариваясь друг с другом по внутренней радиосвязи. Неожиданно в разговор вмешивается возбужденный и хорошо мне знакомый голос Юры Зарубы, который дежурит на нашей частоте, зная, что мы на подходе к городу. С его штурманским сопровождением по радио мы медленно двинулись по ночному Нижнеянску. Вот улица Первомайская, вот центральная площадь с огромной надписью на одном из зданий — Бассейн «Умка», вот котельная, напоминающая своим видом 4-й блок Чернобыльской АЭС после катастрофы...
Еще минут 15 путаного хода по городу, и мы встречаемся с Юрием, который ждал нас в общежитии, — это одно из немногих городских зданий, где есть вода, правда, в виде ржавого кипятка, текущего из всех кранов. Большая же его часть — вообще без тепла и воды. Но люди, вынужденные здесь выживать в полном смысле этого слова, удивительно отзывчивы. Несмотря на горы собственных проблем, они находят возможность помочь нам и с жильем, и с небольшим ремонтом машин, и с заправкой. Узнали мы там и о совершенно диких, на наш взгляд, вещах. Где-то «наверху» было дано указание разбирать дома и все, что может пригодиться, для того, чтобы делать где-то неподалеку новый поселок для коренного населения. Среди бела дня подъезжали грузовики и куда-то вывозили то, что еще могло быть использовано для строительства. Нередко, в азарте, принимались за те дома, в которых еще жили русские, так что часто на дверях подъездов можно было увидеть надписи: «Не ломайте! Мы еще здесь живем!
Потекло с крыш, снег напитался водой, ледовая корка раскисла. На выходе из города проехали мимо традиционной для советских времен «Доски почета». Вырезанный из металла проржавевший профиль Ленина, красные от ржавчины знамена, оторвавшиеся от стенда и издающие на ветру зловещий скрежет. Сверху остатки надписи, призывающей претворять в жизнь решения какого-то съезда КПСС. По сторонам старались не смотреть, чтобы не видеть этой тягостной картины... Сорок восьмой день Бухта Амбарчик. Весна бурно вступала в свои права. Тундра стремительно освобождалась от снега, оживала. По берегам появились горы.
При низком вечернем или утреннем освещении картины возникали просто фантастические. Но воды с каждым днем становилось все больше и больше. И это немного беспокоило, ведь впереди был еще довольно долгий путь. Особенно трудно пришлось в устье Колымы. Вечером с трудом пробились к месту ночевки на острове Каменка. По набухшему снегу машины шли тяжело. Участки открытой воды казались более опасными, хотя это пока еще только верховая вода. Под ней все еще надежный лед. Со временем поняли, что идти по воде даже проще, но этот опыт пришел не сразу.
Вначале пришлось досыта намучиться в снежном «болоте». К востоку от устья Колымы знаменитая бухта Амбарчик, вся покрытая водой. Выбирать дорогу практически бессмысленно. Шли напрямик, курсом на какие-то строения в глубине залива. Как на зло отказали дворники. Ветровое стекло заливало водой. Горячий водяной пар от двигателя засасывался отопителем и заволакивал конденсатом стекла изнутри.
ВОСТОЧНО-СИБИРСКОЕ МОРЕ
Восточно-Сибирское море в России Восточно-Сибирское называют самым суровым среди всех северных морей, расположенное на крупном расстоянии от теплых вод Атлантического океана. шельфовое море Северного Ледовитого океана у берегов Восточной Сибири между Новосибирскими островами и островом Врангеля. это часть Северного Ледовитого океана, расположенная между островом Врангл и островом Новая Сибирь и соединенная с морем Лаптевых проливами Санникова, Дмитрия Лаптева и Этерикана. Ледовая обстановка в водах моря Лаптевых и особенно в Восточно-Сибирском море часто бывает наиболее сложной в зимние месяцы. Восточно-Сибирское море является одним из самых суровых и ледовитых морей Российской Арктики.
Восточно-Сибирское море - East Siberian Sea
Карское море принадлежит группе морей Сибирской Арктики. Проливы восточно сибирского моря. Где находится Восточно Сибирское море на карте мира. В зимний период Восточно-Сибирское море находится под влиянием ветров южных и юго-западных. Восточно-сибирское море. Карское море —окраинное море Северного Ледовитого океана.
Интересные факты о Восточно-Сибирском море
Восточно-Сибирское море омывает северные берега Восточной Сибири и одно из самых мелководных морей Евразии, в этом отношении оно уступает только Аральскому и Азовскому морям. Где находится Восточно Сибирское море на карте мира. Чаунская губа Восточно-Сибирское море. Восточная Сибирь граничит с Западно-Сибирским, Дальневосточным экономическими районами России, имеет границы с Монголией и Китаем. ВОСТОЧНО-СИБИРСКОЕ МОРЕ, окраинное море Северного Ледовитого океана у северо-восточных берегов Азии, между Новосибирскими островами и островом Врангеля. Главная» Новости» Восточно сибирское море соленость.
Восточно-сибирское море в россии. Восточно-сибирское море
Иглокожие представлены высокоарктическими видами морских звезд и офиур. Из рыб наиболее часто встречаются осетр, голец, нельма, ряпушка, омуль и мускун. Из млекопитающих можно встретить белых медведей, моржей, нарвалов, нерп и морских зайцев. Среди птиц встречаются черная казарка, гуси, гага, чайки моевки, кайры. Чайки, кайры и моевки довольно часто собираются в птичьи базары. Сам сибирский край России богат на красоты и достопримечательности, но туризм на самом холодном море мира не развит по понятным причинам. Восточно-Сибирское море — окраинное море Северного Ледовитого океана.
Оно имеет особенности, отличающие его от других морей бассейна: - Это море одно из самых мелководных наряду с морем Лаптевых и наиболее суровых по ледовому режиму, с площадью 913 тыс. Изрезанность береговой линии моря невелика, прибрежное дно почти постоянно испытывает воздействие плавающих льдов и волн. С октября — ноября по июнь — июль оно полностью покрыто льдом. В это время преобладает принос льдов из Центрального Арктического бассейна в море, в отличие от других морей Арктики, где превалирует выносной дрейф льда. По сравнению с другими арктическими морями, волнение в Восточно-Сибирском море развито слабо, главным образом из-за значительной его ледовитости. Характерная особенность льдов Восточно-Сибирского моря — значительное развитие припая зимой.
Летом, в среднем всего на два месяца в году август-сентябрь , ото льда освобождается лишь узкая полоса вдоль берега, что влияет на состояние береговой биоты. Большая западная часть материкового побережья Восточно-Сибирского моря и его островов низменная, сложенная новейшими аллювиальными, озёрными, местами морскими отложениями, скованными многолетней мерзлотой. Эти отложения объединяются под общим названием "едомы", их аналоги известны также на побережье Аляски. В прибрежной части шельфа Восточно-Сибирского моря, примерно в 130 км севернее устья р. Колыма расположена группа Медвежьих островов. Расстояние до ближайшего берега составляет 35-90 км.
Границами территории являются собственно контуры островов Крестовский, Андреева, Пушкарёва, Леонтьева, Лысова и Четырёхстолбовой. На большей части равнинных участков Медвежьих островов преобладают арктические мелкобугорковые тундры. Флора архипелага включает более 160 видов сосудистых растении, из которых 112 обнаружены на острове Четырёхстолбовом [2]. Территория островов не заселена. Временно здесь бывают охотники. На острове Четырёхстолбовой до 1995 г.
Общая протяжённость термоабразионных берегов в Восточно-Сибирском море составляет около 1800 км, причём на долю континентального побережья вместе с островом Айон приходится около 1200 км, остальные 600 км - это берега восточной части архипелага Новосибирских островов. Потепление климата в Арктике, по-видимому, приведёт к тому, что в береговой зоне Восточно-Сибирского моря увеличится длительность воздействия на берег морского волнения, с двух месяцев в настоящее время до четырёх месяцев в будущем, а это значит, что время действия процесса термоабразии возрастёт за счёт этого фактора как минимум вдвое. В результате на крутых откосах береговых обрывов, во много раз усилится процесс оплывания грунта. Катастрофические размывы берегов, при которых отступание береговой линии достигнет десятков и сотен метров в год, обеспечат поступление в море огромных объёмов осадочного материала, который при трансгрессии и штормовых нагонах будет выноситься на шельф. Большая часть дельт рек Индигирки, Алазеи и Колымы сложена отложениями береговых баров, собственно аллювиальные илистые наносы распределяются в виде узких полос вдоль рукавов. Мелководность Восточно-Сибирского моря, жёсткие и динамичные фоновые условия и глинистые грунты предопределили бедность видового состава и низкую численность всех компонентов биоты его акватории.
Флора цианобактерий или синезелёных водорослей, которые начинали эволюцию жизни на Земле, представлена исключительно континентальными видами, развивающимися в устьях рек. Число их невелико: в водной толще и на литорали Восточно-Сибирского моря наличествует всего восемь видов этих организмов, и самым распространённым является род Носток, колонии которого можно встретить и в более южных регионах [3]. Водоросли-макрофиты, которые создают систему биотопов для разнообразных биоценозов, в арктических морях растут в диапазоне глубин от 0 до 30 м, а в большинстве арктических районов из-за мутности воды этот пояс не очень большой. Несмотря на довольно представительный состав ихтиофауны, Восточно-Сибирское море по данному параметру значительно уступает расположенному восточнее Чукотскому морю 112 видов , где высока доля арктическо-бореальных и бореальных видов, проникающих через Берингов пролив [6], [9]. Ихтиофауна пресных и морских вод бассейна Восточно-Сибирского моря насчитывает 69 таксонов видового и подвидового рангов. В фауне представлены две крупные группы, различающиеся образом жизни, характером размножения и географией происхождения: 1.
Больше всего видов в родах: сиг — 6, голец — 4. Такие проходные рыбы, как горбуша, чавыча являются сезонные мигрантами и не образуют самостоятельных стад. Малоротая корюшка, навага, полярная треска, полярная камбала, арктический голец, пелядь — тоже не очень многочисленны и редко попадают в уловы. Фауна морских рыб представлена 33 видами из 23 родов, основные представители — морской окунь, терпуг, керчак сем рогатковых , бельдюга — донная рыба, предпочитающая глубины от 100 до 300 м. Больше всего видов в родах ликод 6 и липарис 3 , которые являются типичными донными, малоподвижными рыбами, питающимися преимущественно некрупными ракообразными креветками, крабами и не имеющими промыслового значения. Семейство рогатковых бычки-керчаки является очень ценным с экологической точки зрения семейством.
Именно молодью четырёхрогового бычка, или ледовитоморской рогатки, кормится ценная рыба омуль во время своего летнего откорма в морских водах. В большей части акватории Восточно-сибирского моря обитают только два вида китообразных: белуха и нарвал. В то же время на восточной окраине Восточно-Сибирского моря давно отмечены гренландский и серый киты, оба вида там регулярно нагуливаются [4].
Страшно хочется пить. Вчерашний ужин и сегодняшний завтрак — всухомятку. О воде из талого снега страшно даже подумать. Покинув остров Макар, движемся по побережью моря Лаптевых16 мая 2002 года. Сороковой день Покидаем остров Макар в Янеком заливе. Ничем особым от десятков других таких же в этих краях этот остров не отличается, но есть одна деталь, превратившая его в исключительно притягательную точку для всех радиолюбителей мира — ни один из них с этого острова в эфир еще не выходил. И хотя утверждать это сложно — здесь когда-то стояла полярная станция и работал маяк, но тем не менее факт выхода с него в эфир никем зафиксирован не был, да и сама международная островная радиолюбительская программа IOТА родилась гораздо позже, чем здешняя полярная станция.
А по сему наш радист Юрий Заруба, присоединившийся к маршрутной группе в Нижнеянске, не мог скрыть своего восторга. В составе нашей команды — некоторые замены. Вячеславу Государеву пришлось вылететь из Тигси в Москву. Причин было несколько, но одна из главных — спасать фотоархив и всю остальную информацию, накопившуюся в компьютере, который, наглотавшись гари и песка, «забыл» все пароли и ни в какую не хотел продолжать работать. В Нижнеянске к нам присоединился новосибирец Виталий Заруба, бессменный радист многих наших экспедиций. Вообще же Нижнеянск сегодня — это готовые декорации для фильма ужасов. Самые смелые фантазии режиссера, попытавшегося нарисовать брошенный город, вряд ли смогут соперничать с тем, что происходит с этим городом наяву. Мы подошли к нему глубокой ночью, при белесом сумеречном освещении. Первое, что мы увидели, — это какой-то старый высокий и совершенно бесконечный забор из колючей проволоки. Серые блоки двухэтажных домов с черными глазницами выбитых окон тянулись в глубь города, образуя мрачные улицы.
Повалившиеся фонарные столбы, оборванные электропровода, горы занесенного снегом хлама, брошенная техника. Мы остановились в поисках прохода сквозь забор, опоясывающий город с запада, переговариваясь друг с другом по внутренней радиосвязи. Неожиданно в разговор вмешивается возбужденный и хорошо мне знакомый голос Юры Зарубы, который дежурит на нашей частоте, зная, что мы на подходе к городу. С его штурманским сопровождением по радио мы медленно двинулись по ночному Нижнеянску. Вот улица Первомайская, вот центральная площадь с огромной надписью на одном из зданий — Бассейн «Умка», вот котельная, напоминающая своим видом 4-й блок Чернобыльской АЭС после катастрофы... Еще минут 15 путаного хода по городу, и мы встречаемся с Юрием, который ждал нас в общежитии, — это одно из немногих городских зданий, где есть вода, правда, в виде ржавого кипятка, текущего из всех кранов. Большая же его часть — вообще без тепла и воды. Но люди, вынужденные здесь выживать в полном смысле этого слова, удивительно отзывчивы. Несмотря на горы собственных проблем, они находят возможность помочь нам и с жильем, и с небольшим ремонтом машин, и с заправкой. Узнали мы там и о совершенно диких, на наш взгляд, вещах.
Где-то «наверху» было дано указание разбирать дома и все, что может пригодиться, для того, чтобы делать где-то неподалеку новый поселок для коренного населения. Среди бела дня подъезжали грузовики и куда-то вывозили то, что еще могло быть использовано для строительства. Нередко, в азарте, принимались за те дома, в которых еще жили русские, так что часто на дверях подъездов можно было увидеть надписи: «Не ломайте! Мы еще здесь живем! Потекло с крыш, снег напитался водой, ледовая корка раскисла. На выходе из города проехали мимо традиционной для советских времен «Доски почета». Вырезанный из металла проржавевший профиль Ленина, красные от ржавчины знамена, оторвавшиеся от стенда и издающие на ветру зловещий скрежет. Сверху остатки надписи, призывающей претворять в жизнь решения какого-то съезда КПСС. По сторонам старались не смотреть, чтобы не видеть этой тягостной картины... Сорок восьмой день Бухта Амбарчик.
Весна бурно вступала в свои права. Тундра стремительно освобождалась от снега, оживала. По берегам появились горы. При низком вечернем или утреннем освещении картины возникали просто фантастические. Но воды с каждым днем становилось все больше и больше. И это немного беспокоило, ведь впереди был еще довольно долгий путь. Особенно трудно пришлось в устье Колымы. Вечером с трудом пробились к месту ночевки на острове Каменка. По набухшему снегу машины шли тяжело. Участки открытой воды казались более опасными, хотя это пока еще только верховая вода.
Под ней все еще надежный лед. Со временем поняли, что идти по воде даже проще, но этот опыт пришел не сразу. Вначале пришлось досыта намучиться в снежном «болоте». К востоку от устья Колымы знаменитая бухта Амбарчик, вся покрытая водой. Выбирать дорогу практически бессмысленно. Шли напрямик, курсом на какие-то строения в глубине залива. Как на зло отказали дворники. Ветровое стекло заливало водой. Горячий водяной пар от двигателя засасывался отопителем и заволакивал конденсатом стекла изнутри. Сидящий рядом фотооператор Афанасий Маковнев вынужден был сменить фото- и видеокамеры на большое махровое полотенце и непрерывно работать «дворником», протирая стекло хотя бы изнутри.
Минут через 40 подошли к берегу и стали искать место, где можно было бы подняться наверх. Вдоль берега торчали деревянные сваи — остатки причала, покосившиеся и рухнувшие бараки, фрагменты заборов из колючей проволоки, которые в три кольца опоясывали весь этот «город». С трудом нашли проход, вышли на дорогу, ведущую к трем зданиям, чудом сохранившимся в этом мертвом царстве. Проходим мимо скромного памятника, установленного в 1993 году в память о жертвах сталинских репрессий, погибших в лагерях Северной Колымы. Одни оставались здесь навсегда, других гнали дальше на восток. Сколько можно было продержаться в этих нечеловеческих условиях? Были ли те, кому удалось выбраться из этого ада живыми? В сохранившихся домах сейчас расположена полярная станция. Четверо человек полностью оторваны от внешнего мира. Радиостанция вышла из строя, никакой другой связи нет.
Из продуктов — одни консервы, грудой сваленные в углу большой кухни. Вода — из снега или льда. На ладан дышит какой-то древний дизель, питающий пока еще полярку электроэнергией. Единственный трактор не глушится никогда, так как запустить его после остановки механик уже не надеется. Наутро попрощались со всем населением «города» Амбарчик, взяли с собой какую-то коробку с метеодонесениями, чтобы передать ее в Певеке в Управление Гидрометслужбы, да еще какое-то письмо, из которого явно следовало, что продержаться полярники без внешней поддержки смогут совсем недолго. Пятьдесят второй день Пройдены последние сотни метров нашего 6 000-километрового маршрута. Около четырех часов пытались выйти на берег с изъеденного солнцем и черного от песка, копоти и угля льда Певекского залива. К Певеку подошли рано утром. Ощущение было такое, что это — наш последний шанс выбраться на берег. Едва не влетев в открытую воду в районе котельной, чудом не потеряв провалившийся под лед прицеп около морпорта, по остаткам зимника поднялись по каменистому замусоренному берегу на дорогу, ведущую из порта в город.
Последний ходовой день нашего непростого путешествия. Он оказался, пожалуй, одним из наиболее насыщенных событиями и впечатлениями. Задержка на полярной станции острова Айон едва не обернулась для нас серьезными проблемами. Все реки и ручьи, вздувшиеся от талых вод, превратились в бурные потоки, безжалостно кромсающие обрывистые берега глубокими оврагами. Двигаться вдоль береговой кромки было практически невозможно. Под метровой толщей талой воды на каждом шагу нас подстерегали глубокие промоины с крутыми берегами, опасные топляки, вынесенные сюда во время ледохода, а то и просто следы пребывания человека в виде старых топливных бочек, брошенной техники и остатков каких-то металлических конструкций. Первое время мы все же пытались идти по берегу, но вскоре поняли, что нужно попытаться уйти от берега — лед еще достаточно мощный и выдержит наши машины без особых проблем, правда, в этом случае нам придется испытать свою технику на плавучесть не только в переносном, но и в прямом смысле. Связываем машины попарно и так, страхуя и помогая друг другу, уходим на несколько километров от берега. И вскоре уже свыклись с положением «водоплавающих», постепенно получая первый опыт движения по большим открытым пространствам. Машины держатся на плаву за счет водоизмещения шести больших колес.
А так как специального движителя для воды не предусмотрено, то перемещаемся только за счет их вращения. В кабине вода доходила едва ли не до сидений. Педали и аккумулятор — под водой, генератор на двигателе — тоже. Главным же было уберечь двигатели от попадания воды в воздухозаборники. Только отъехали от острова Айон, пытаемся выйти на более крепкий лед А потому перебираться из кабины на корму, чтобы двигатель был хоть немного выше, приходилось на ходу. Да еще встречный ветер так и норовил развернуть машины боком. Картина совершенно фантастическая, достойная кисти любого самого именитого мариниста. Жаль только, что нельзя было наблюдать эту картину со стороны... Но пришло время, когда все испытания остались позади. Мы — в большом и довольно ухоженном чукотском городе Певеке.
Впереди — долгий перелет до Москвы через всю Россию. Машины наши остались на Чукотке для работы в Государственном. К следующей весне нам предстояло сделать другие... И мы их сделали. На них мы в марте 2003 года и отправимся сначала к Северному полюсу, а затем дальше — в Гренландию и Канаду. Уверен, что это будет не менее захватывающее путешествие, подготовку к которому мы, сами того не замечая, начали сразу, едва успев вернуться домой, после окончания первого этапа «Полярного кольца». Площадь 38,4 тыс.
Ссылки Восточно-Сибирское море на Викискладе? Восточно-Сибирское море в книге: А.
Добровольский, Б. Моря СССР. Изд-во Моск. Смотреть что такое «Восточно-Сибирское море» в других словарях: Восточно-Сибирское море — Сев Ледовитый океан, между Новосибирскими о вами и о. Название присвоено в 1935 г. До начала XX в. Площадь 913 тыс. Расположено на шельфе. Средняя глубина 54 м, максимальная 915 м.
Большую часть года покрыто льдом. Соленость от 5.
С материка постоянно дуют ветра, набравшие силу на просторах Лены, их сила такова, что снежный покров не образуется. Какая-то плотная серая масса, срывая песок и мелкие камни с промороженных песчаных барханов-застругов, несется по дельте на север, в сторону Ледовитого океана. Воздух наполнен песком, который сечет лицо, руки, стучит по одежде, корпусам вездеходов. Глаза невозможно даже приоткрыть.
Песок набивается внутрь машины сквозь малейшие щели, образуя песчаные «сугробы» в самых неподходящих местах. Надолго запомнилась нам ночевка в районе озера Куогастах-Арыта. Снежно-песчаная буря совершенно лишила нас видимости. Машины просто скользят по ветру, не слушаясь руля, стоит только выехать на чистый лед. Нам едва удалось укрыться от ветра за обрывистым берегом мыса, вдающегося в русло, но и это не спасло. К утру машины завалило какой-то серо-коричневой смесью песка и снега.
Страшно хочется пить. Вчерашний ужин и сегодняшний завтрак — всухомятку. О воде из талого снега страшно даже подумать. Покинув остров Макар, движемся по побережью моря Лаптевых16 мая 2002 года. Сороковой день Покидаем остров Макар в Янеком заливе. Ничем особым от десятков других таких же в этих краях этот остров не отличается, но есть одна деталь, превратившая его в исключительно притягательную точку для всех радиолюбителей мира — ни один из них с этого острова в эфир еще не выходил.
И хотя утверждать это сложно — здесь когда-то стояла полярная станция и работал маяк, но тем не менее факт выхода с него в эфир никем зафиксирован не был, да и сама международная островная радиолюбительская программа IOТА родилась гораздо позже, чем здешняя полярная станция. А по сему наш радист Юрий Заруба, присоединившийся к маршрутной группе в Нижнеянске, не мог скрыть своего восторга. В составе нашей команды — некоторые замены. Вячеславу Государеву пришлось вылететь из Тигси в Москву. Причин было несколько, но одна из главных — спасать фотоархив и всю остальную информацию, накопившуюся в компьютере, который, наглотавшись гари и песка, «забыл» все пароли и ни в какую не хотел продолжать работать. В Нижнеянске к нам присоединился новосибирец Виталий Заруба, бессменный радист многих наших экспедиций.
Вообще же Нижнеянск сегодня — это готовые декорации для фильма ужасов. Самые смелые фантазии режиссера, попытавшегося нарисовать брошенный город, вряд ли смогут соперничать с тем, что происходит с этим городом наяву. Мы подошли к нему глубокой ночью, при белесом сумеречном освещении. Первое, что мы увидели, — это какой-то старый высокий и совершенно бесконечный забор из колючей проволоки. Серые блоки двухэтажных домов с черными глазницами выбитых окон тянулись в глубь города, образуя мрачные улицы. Повалившиеся фонарные столбы, оборванные электропровода, горы занесенного снегом хлама, брошенная техника.
Мы остановились в поисках прохода сквозь забор, опоясывающий город с запада, переговариваясь друг с другом по внутренней радиосвязи. Неожиданно в разговор вмешивается возбужденный и хорошо мне знакомый голос Юры Зарубы, который дежурит на нашей частоте, зная, что мы на подходе к городу. С его штурманским сопровождением по радио мы медленно двинулись по ночному Нижнеянску. Вот улица Первомайская, вот центральная площадь с огромной надписью на одном из зданий — Бассейн «Умка», вот котельная, напоминающая своим видом 4-й блок Чернобыльской АЭС после катастрофы... Еще минут 15 путаного хода по городу, и мы встречаемся с Юрием, который ждал нас в общежитии, — это одно из немногих городских зданий, где есть вода, правда, в виде ржавого кипятка, текущего из всех кранов. Большая же его часть — вообще без тепла и воды.
Но люди, вынужденные здесь выживать в полном смысле этого слова, удивительно отзывчивы. Несмотря на горы собственных проблем, они находят возможность помочь нам и с жильем, и с небольшим ремонтом машин, и с заправкой. Узнали мы там и о совершенно диких, на наш взгляд, вещах. Где-то «наверху» было дано указание разбирать дома и все, что может пригодиться, для того, чтобы делать где-то неподалеку новый поселок для коренного населения. Среди бела дня подъезжали грузовики и куда-то вывозили то, что еще могло быть использовано для строительства. Нередко, в азарте, принимались за те дома, в которых еще жили русские, так что часто на дверях подъездов можно было увидеть надписи: «Не ломайте!
Мы еще здесь живем! Потекло с крыш, снег напитался водой, ледовая корка раскисла. На выходе из города проехали мимо традиционной для советских времен «Доски почета». Вырезанный из металла проржавевший профиль Ленина, красные от ржавчины знамена, оторвавшиеся от стенда и издающие на ветру зловещий скрежет. Сверху остатки надписи, призывающей претворять в жизнь решения какого-то съезда КПСС. По сторонам старались не смотреть, чтобы не видеть этой тягостной картины...
Сорок восьмой день Бухта Амбарчик. Весна бурно вступала в свои права. Тундра стремительно освобождалась от снега, оживала. По берегам появились горы. При низком вечернем или утреннем освещении картины возникали просто фантастические. Но воды с каждым днем становилось все больше и больше.
И это немного беспокоило, ведь впереди был еще довольно долгий путь. Особенно трудно пришлось в устье Колымы. Вечером с трудом пробились к месту ночевки на острове Каменка. По набухшему снегу машины шли тяжело. Участки открытой воды казались более опасными, хотя это пока еще только верховая вода. Под ней все еще надежный лед.
Со временем поняли, что идти по воде даже проще, но этот опыт пришел не сразу. Вначале пришлось досыта намучиться в снежном «болоте». К востоку от устья Колымы знаменитая бухта Амбарчик, вся покрытая водой. Выбирать дорогу практически бессмысленно. Шли напрямик, курсом на какие-то строения в глубине залива. Как на зло отказали дворники.
Ветровое стекло заливало водой. Горячий водяной пар от двигателя засасывался отопителем и заволакивал конденсатом стекла изнутри. Сидящий рядом фотооператор Афанасий Маковнев вынужден был сменить фото- и видеокамеры на большое махровое полотенце и непрерывно работать «дворником», протирая стекло хотя бы изнутри. Минут через 40 подошли к берегу и стали искать место, где можно было бы подняться наверх. Вдоль берега торчали деревянные сваи — остатки причала, покосившиеся и рухнувшие бараки, фрагменты заборов из колючей проволоки, которые в три кольца опоясывали весь этот «город». С трудом нашли проход, вышли на дорогу, ведущую к трем зданиям, чудом сохранившимся в этом мертвом царстве.
Проходим мимо скромного памятника, установленного в 1993 году в память о жертвах сталинских репрессий, погибших в лагерях Северной Колымы. Одни оставались здесь навсегда, других гнали дальше на восток. Сколько можно было продержаться в этих нечеловеческих условиях? Были ли те, кому удалось выбраться из этого ада живыми? В сохранившихся домах сейчас расположена полярная станция. Четверо человек полностью оторваны от внешнего мира.
Радиостанция вышла из строя, никакой другой связи нет. Из продуктов — одни консервы, грудой сваленные в углу большой кухни. Вода — из снега или льда. На ладан дышит какой-то древний дизель, питающий пока еще полярку электроэнергией. Единственный трактор не глушится никогда, так как запустить его после остановки механик уже не надеется. Наутро попрощались со всем населением «города» Амбарчик, взяли с собой какую-то коробку с метеодонесениями, чтобы передать ее в Певеке в Управление Гидрометслужбы, да еще какое-то письмо, из которого явно следовало, что продержаться полярники без внешней поддержки смогут совсем недолго.
Пятьдесят второй день Пройдены последние сотни метров нашего 6 000-километрового маршрута. Около четырех часов пытались выйти на берег с изъеденного солнцем и черного от песка, копоти и угля льда Певекского залива. К Певеку подошли рано утром. Ощущение было такое, что это — наш последний шанс выбраться на берег. Едва не влетев в открытую воду в районе котельной, чудом не потеряв провалившийся под лед прицеп около морпорта, по остаткам зимника поднялись по каменистому замусоренному берегу на дорогу, ведущую из порта в город. Последний ходовой день нашего непростого путешествия.
Сложная ледовая обстановка в Восточно-Сибирском море
Восточно-Сибирское море, окраинное море Северного Ледовитого океана у северо-восточных берегов Азии, между Новосибирскими островами и островом. Восточно-Сибирское море на подробной спутниковой карте, 2024 год. 02.04.2024 Последние новости по тегу 'восточно-сибирское море'. Главные события в нефтегазовом секторе России и зарубежья. 22 июля в Восточно-Сибирском море образовалась сложная ледовая обстановка.
Проливы восточно сибирского моря
От берегов они отгоняются материковыми ветрами к северу. Дрейфуют льды в северо-западном направлении благодаря циркуляции воды, на которую воздействуют антициклоны у Северного полюса. Область циклонического круговорота увеличивается, и в море поступают многолетние льдины из полярных широт после ослабления антициклона. На сегодняшний день не до конца изучена система течений в этом водоеме. Но с уверенностью можно утверждать, что для водной циркуляции этих мест характерен циклонический характер. Характеризуется этот водоем, в сравнении с другими представителями бассейна Ледовитого океана, не очень высоким речным стоком. Реки Восточно-Сибирского моря немногочисленны.
Самая крупная река, впадающая в море, — Колыма. Ее сток равен примерно 132 куб. Второй по этой же характеристике является речка Индигирка, приносящая за тот же период в два раза меньший объем воды. Все это на общую гидрологическую ситуацию влияет незначительно. Среднегодовое значение осадков — от 100 до 200 мм. В связи с отсутствием в море желобов с большими глубинами и по причине того, что значительная территория представлена мелководьем, поверхностные воды занимают огромные пространства.
Климат В зимний период Восточно-Сибирское море находится под влиянием ветров южных и юго-западных. Скорость их составляет примерно 7 метров в секунду. Также в зимнее время на климат моря большое влияние оказывает Сибирский максимум. Циклоны тихоокеанские, преобладающие в юго-восточных участках моря, приносят метели, сильные ветра и довольно пасмурную погоду с постоянно моросящим дождем или мокрым снегом. Флора и фауна Фауна и флора Восточно-Сибирского моря подобна фауне и флоре соседнего моря Лаптевых, так как оба они являются типично арктическими. Те же млекопитающие и птицы, та же рыба, что и во многих других северных морях.
Обитают здесь нерпы, нарвалы, морские зайцы и моржи. Белые медведи обжили острова. Облюбованы эти места и огромным количеством гнездующихся птиц. Встретить здесь можно гусей: белолобого и гуменника. Также обитает гага гребенушка и довольно редкая казарка черная.
С глубиной солёность повышается до 32 промилле. Литература Шамраев Ю. Ссылки Восточно-Сибирское море на Викискладе? Восточно-Сибирское море в книге: А. Добровольский, Б. Моря СССР. Изд-во Моск. Смотреть что такое «Восточно-Сибирское море» в других словарях: Восточно-Сибирское море — Сев Ледовитый океан, между Новосибирскими о вами и о. Название присвоено в 1935 г. До начала XX в. Площадь 913 тыс. Расположено на шельфе. Средняя глубина 54 м, максимальная 915 м.
RU - Резкий подъем уровня воды в реке Обь у города Колпашево Томской области привел к подтоплению приусадебных участков в одном из микрорайонов, сообщил губернатор региона Владимир Мазур в своем телеграм-канале. По информации спасательных служб, в райцентре, в микрорайоне "Рейд", подтоплено пять приусадебных участков", - написал Мазур. Он уточнил, что в Молчановском районе подтопленными остаются три жилых дома в Игреково и один в Могочино.
Со временем это привело к существенному сокращению их количества и даже к исчезновению некоторых видов. Нельзя не отметить еще одну проблему, которая в последнее время обрела глобальный характер. Речь идёт о от которого страдает местная фауна. Помимо всего прочего, отрицательно на состоянии акватории сказывается также и человеческая деятельность, связанная с разработками месторождений нефти и газа. Экономическое положение В 1935 году стартовали регулярные рейсы кораблей по так называемому проложенному через Восточно-Сибирское море. Вместе с этим нельзя не акцентировать внимание на том, что навигационный сезон длится здесь всего лишь три месяца — начинается в конце июля и заканчивается в начале ноября. При этом судоходство разрешается исключительно в это время и в прибрежной полосе. Самую большую долю Северного Ледовитого занимает Арктический бассейн, по характеру своего дна наполовину - шельфовый шельфом называется подводная окраина материка. Восточно-Сибирское море относится как раз к шельфовой его половине, и это многое в нем определяет Ил на его дне смешан с песком, раздробленными мелкими камнями, изредка попадаются и валуны свидетели геологической истории моря. Она продолжается. Рельеф дна почти ровный, с небольшим наклоном с юго-запада на северо-восток, отсутствуют очаги сейсмичности и вулканизма, значительные впадины или подъемы. В идеале карты берегов Восточно-Сибирского моря следовало бы корректировать каждый год. Основная часть побережья на западе и в центре представляет собой заболоченную тундру, схваченную многолетней мерзлотой. В последние десятилетия слой мерзлоты постепенно истончается и береговая линия меняет свои очертания. То же касается и большинства островов, песчаные почвы которых покрыты и перемежаются слоями и фрагментами ископаемого льда. Самая общая характеристика расположения Восточно-Сибирского моря - между Новосибирскими островами и островом. Через проливы Дмитрия Лаптева, Этерикан, Санникова и пролив севернее острова Котельный архипелаг Анжу на западе соединяется с морем Лаптевых, на востоке - через пролив Лонга - с. Условная северная граница совпадает с краем материкового шельфа. С юга береговая граница моря простирается от мыса Святой Нос на западе до мыса Якан. Большую часть года море покрыто льдом, навигация возможна с августа по октябрь. Направление дрейфа льда зависит от циклонических процессов в атмосфере , влияющего и на скорость и направление течений. Зимой у полюса развивается область высокого давления, кроме того, на западную окраину моря проникают циклоны из Атлантики, хотя и эпизодически, не слишком часто, а в его восточные районы с Тихого океана, чаще, чем атлантические. Плюс оказывает свое влияние отрог Сибирского максимума обширного антициклона , выходящий к побережью и несущий холодный воздух с континента. Льды летом дрейфуют на северо-запад со скоростью 3-8 км в сутки. Наиболее свободное ото льдов пространство образуется к концу лета в западной части моря, когда тает так называемый Новосибирский названный так по островам припай в восточной части. Льды, отделяющиеся от Айонского океанического ледяного массива, держатся у восточных берегов моря, как правило, все лето, отступая к северу лишь вблизи устьев рек с их более теплыми водами. Свое нынешнее название море обрело лишь в 1935 г по представлению Русского географического общества. До этого его называли то Индигирским, то Колымским. По причине сурового климата флора и фауна самого моря и земной тверди в его регионе не слишком разнообразны и отстают тут даже от соседних морей. И все же в конце лета самый теплый период в тундре вдоль берегов рек появляются даже ромашки. Среди льдов хозяйничают белые медведи, охотящиеся на обитающих здесь моржей и тюленей, по тундре бродят стада северных оленей, бегают песцы, на скалах гнездятся кайры, чайки, бакланы. В устьях рек водятся омуль, сиг хариус, белорыбица, полярная корюшка, лососевые голец и нельма, другие виды. При этом, надо заметить, воды моря и впадающих в него рек первозданно чисты, загрязнения, не критичные для окружающей среды, отмечаются в районе Певекского порта, где пока нет очистных сооружений, и Чаунской губы. Что касается истории заселения берегов этого моря человеком, то все сведения здесь основываются главным образом на теоретическом вычислении путей миграции предков эвенов, эвенков, якутов и чукчей. Называются фантастические цифры до 3 млн лет назад. Но более достоверной видится другая цифра, подкрепленная археологическими находками в материковой части Якутии, - около 10 тыс. Хотя еще вопрос, добирались ли эти люди в доисторические времена до берега океана? Косвенно это подтверждают наскальные рисунки вблизи Певека, но возраст их пока не установлен. С XVII в. Это были люди отважные, бывалые и азартные, но и прагматичные, и они, конечно, уже знали что-то и о пушных зверях этих краев, и о россыпных месторождениях золота и олова на Индигирке и Колыме. Существует мифологема о том, что поморы ходили по «открытой воде» у этих берегов еще в XIII в. Между устьями Индигирки и Колымы первым проплыл казак Михайло Стадухин в 1644 г и основал Нижнеколымский острог В 1648 г его помощник Семён Дежнёв прошел от устья Колымы и далее через пролив Лонга и до Анадырского залива, где основал город Анадырь. История открытия островов моря начинается с 1712 г. Во время Великой Северной экспедиции 1733-1743 гг. В 1849 г британец Генри Келлетт открыл остров Врангеля принадлежащий Восточно-Сибирскому и Чукотскому морям и назвал его в честь своего судна - Геральд. Но в 1867 г американский китобой Томас Лонг дал ему другое имя: в честь русского мореплавателя Фердинанда Врангеля. Сам Врангель о существовании острова знал от чукчей, но не смог найти его. Последними из архипелагов моря были открыты острова де-Лонга, в результате дрейфа американской шхуны «Жаннетта» с капитаном Дж. В 1878-1879 гг швед Н. Норденшельд стал первым мореплавателем, которому в 1875 г на пароходе «Вега» удалось пройти Северным морским путем вдоль всего берега Азии с одной зимовкой. В начале XX в. Воллосович 1900-1901 гг. Седов 1909 г. Шмидта в 1932 г на ледокольном пароходе «Сибиряков», транспортные перевозки начались в 1935 г Современный период навигации отсчитывается с 1978 г. Первым портом Восточно-Сибирского моря стал Амбарчик. В 1932 г сюда были доставлены по Колыме из Владивостока «враги народа», в основном бывшие «кулаки». В 1935 г здесь жили уже несколько тысяч человек, впрочем слово «жили» в данном случае не совсем точное, это был не поселок, а лагерь Дальстроя, промышленного подразделения ГУЛАГа. В 1935 г здесь была открыта и важнейшая для наблюдения за этим регионом Арктики гидрометеостанция. И пересыльная тюрьма для репрессированных. И вот свидетельство 2011 г.. Здесь еще сохранились какие-то развалины времен ГУЛАГа, опутанные заржавевшей колючей проволокой, но скромный памятник жертвам репрессий не заброшен. Порт Певек был построен в 1951 г.
База знаний
Плавание проходит в сложной ледовой обстановке. В Чукотском и Восточно-Сибирском морях начинается процесс ледообразовния. Корабли и суда идут кильватерным строем. За ледоколом «Вайгач» следует большой противолодочный корабль «Вице-адмирал Кулаков», затем — большие десантные корабли «Кондопога» и «Александр Отраковский».
По Северному морскому пути проходят регулярные рейсы начиная с 1935 года. Кратчайший маршрут, соединяющий европейскую часть России с Дальним Востоком и называемый законодательством РФ как «исторически сложившаяся национальная транспортная коммуникация», которая находится в Арктике и проходит не только по Восточно-Сибирскому, но также и другим морям Северного Ледовитого океана, — все это Северный морской путь.
Он представляет собой главную арктическую артерию России. Для освоения природных ресурсов значение такой важной коммуникации, как Северный морской путь, неоценимо. Это магистраль, способная повлиять на укрепление экономики не только ближних арктических регионов, но и всей страны. Отмечается повышенное внимание мировых регионов к ресурсам Арктики, но акватория пути принадлежит России, являясь единственным коридором для снабжения регионов Арктики товарами и продовольствием. Восточно-Сибирское море находится между Новосибирскими островами и островом Врангеля и граничит с морем Лаптевых на западе, с Чукотским морем — на востоке, а северной границей проходит по 79 градусу северной широты.
Из названия понятно, что море омывает берег Восточной Сибири. Море считается мелководным. Дно моря — плоская мелководная равнина в западной части и неглубокие жёлобы, оставшиеся ещё со времени ледникового периода, — в южной части. Здесь лежит песчаный ил, в котором много гальки и валунов, принесённых льдами. У моря есть заливы — Колымский, Чаунская губа, Омуляхская и Хромская.
Берег слабо изрезан, его прибрежные низменности пронизывает множество рек, среди которых есть крупные — Индигирка и Колыма. Высокие морские берега состоят из ледяных замёрзших пород и поэтому быстро разрушаются, а поверхностные грунты постепенно стекают вниз по склону из-за неизбежного действия ветра, тепла и волн. Климат этих мест суровый, арктический. Зима — время холодных юго-западных и дерзких южных ветров. Теплее всего в южной части акватории.
В летние месяцы погода на побережье Восточно-Сибирского моря дождливая, туманная, иногда выпадает мокрый снег. Солёность воды отличается в зависимости от части моря. В восточной его части она составляет 30 промилле у поверхности, а речной сток делает ее преснее, в устьях доводя уровень солёности почти до нуля.
Побережье административно относится к Якутии и к Чукотскому автономному округу. Название присвоено по предложению Ю. Физико-географическое положение Проливами море соединяется с Чукотским морем и морем Лаптевых. Берега моря в западной и центральной части очень отлогие, к побережью примыкает Яно-Индигирская и Нижне-Колымская низменности. Термо-абразионные участки там чередуются с аккумулятивными, находящимися вблизи устьев примыкающих рек. Первые слабо изрезаны, обрывистый и оползневой уступ высотой до 10 м на о. Новая Сибирь до 30 м состоящий из многолетнемёрзлых пород, омывается мелководным морем.
Местами к нему примыкают широкие полосы песчано-илистой осушки. На аккумулятивных участках побережье местами сильно изрезано песчаными косами и островками. В восточной части побережья, к востоку от устья Колымы, к берегу выходят отроги Чукотского нагорья, местами встречаются скалистые обрывы. Скалистые обрывы до 400 м высотой имеются на западном побережье о.
Прозрачность на западе равна 10-15 м, но после шторма уменьшается до 2-5 м. На востоке прозрачность достигает 15-18 м. В устьевых участках она понижается до 5 м и даже до 2 м, а в устьях крупных рек бывает менее 1 м. Таким образом, цвет и прозрачность морской воды во многом зависят от силы ветра и распространения речных вод в Восточно-Сибирском море. С октября по июль оно полностью покрыто льдом.
В это время преобладает принос в море льдов из Центрального Арктического бассейна, в отличие от других морей Арктики, где лед выносится. Характерная особенность льдов моря - значительное развитие припая зимой. Наиболее широко он распространяется в западной мелководной части моря и занимает узкую прибрежную полосу на востоке. Толщина припая к концу зимы достигает 2 м. За припаем располагаются дрейфующие льды толщиной 2-3 м. На самом севере моря встречается многолетний арктический лед. Преобладающие зимой южные ветры относят дрейфующие льды от кромки припая. Появляются значительные пространства чистой воды и молодых льдов, образующие Новосибирскую на западе и Заврангелевскую на востоке стационарные заприпайные полыньи. Летом льды всегда встречаются к северу от линии о.
Врангеля — Новосибирские о-ва. В западной части моря на месте обширного припая формируется Новосибирский ледяной массив, который к концу лета разрушается. Громадное пространство на востоке занято отрогом Айонского океанического ледяного массива из тяжелых многолетних льдов. Его южная периферия в течение всего года почти примыкает к побережью материка, блокируя море с востока. В районах устьев рек кроме омуля, сига, хариуса встречаются большие косяки белой рыбы. Там также обнаружены и другие виды рыб - полярная корюшка, навага, полярная треска и лососевые рыбы, арктический голец, нельма. Млекопитающие представлены моржами, тюленями и белыми медведями. Труднодоступное Восточно-Сибирское море используется главным образом в транспортном отношении как часть Северного Морского пути, по которой проходят транзитные перевозки. Через порт Певек идут грузы снабжения в северные районы Восточной Сибири.
Устьевое рыболовство и добыча морского зверя в прибрежных водах имеют значение только для местных жителей. Уже в далекие времена некоторое значение имел сбор мамонтовой кости и клыков моржа. Русский академик А. Миддендорф берег западной части Восточно-Сибирского моря назвал Мамонтовым берегом в связи с обилием бивней, скелетов, а иногда и целых туш мамонтов. Особенно много костей мамонтов находят в обрывах берега неподалеку от пролива Дм. Из кости мамонта и бивней моржей чукчи и эвенки делают прекрасные поделки. Основные порты на побережье — Певек и Амбарчик. На гористых участках побережья с прохождением тихоокеанских циклонов образование местного ветра — фена, сопровождающегося штормовым ветром, ясной и сухой погодой. Одно из самых холодных арктических морей и самое ледовитое.