Иверская икона Богородицы одна из самых прославленных в мире икон.
Там Иверское сердце…
Иверская икона Божией Матери – одна из наиболее известных и почитаемых в православном мире. учитель покаяния». Иверская икона Божией Матери/Необъяснимые чудеса Иверской иконы Богородицы/История обретения.
Чудеса по молитвам к Иверской иконе Божией матери
Когда они ушли, она вместе с сыном опустила икону в море. Прошло двести лет. И однажды, это было во вторник Пасхальной недели, афонские монахи Иверской обители увидели в море огненный столп. Надо пояснить, почему на Горе Афон в Греции оказался Иверский монастырь. Иверон по-гречески означает «грузинский». Древнее название Грузии — Иберия, в русской транскрипции — Иверия. Грузинский монастырь был основан в 860-880 годах от Рождества Христова, и строился он на средства грузинского иверского царского дома Багратионов, один из потомков которого был генералом русской армии и участвовал в Бородинском сражении 1812 года.
В 1259 униаты полностью разрушили монастырь. В 1285 году на монастырь напали латиняне, а в 1306 году подвергся страшному разорению от пиратов-каталонцев. Грузин в монастыре почти не осталось, поэтому константинопольский патриарх передал монастырь в Греческую Церковь. Так вот, в XI веке монахи увидели огненный столб до неба, который исходил из стоящей на воде иконы. Как бы они ни приближались к столпу, он от них удалялся. Благочестивому иноку Гавриилу Святогорцу явилась во сне Пресвятая Богородица и велела ему не страшась идти по воде и взять из моря образ.
Что он и сделал, и принес икону в монастырь, ее поместили в храме.
До недавнего времени Иверская часовня, построенная в 18 веке, была фактически разрушена. В восстановленном виде она существует не более 7 лет. В декабре этого года художники начнут расписывать стены внутри, а в следующем году в планах открыть часовню для посещения прихожан. Когда закончится ремонт здесь установят одну из главных святынь монастыря - Иверскую икону Божией матери. Когда-то этот образ Пречистой с младенцем, написанный на горе Афон, был утерян в числе других значимых святынь монастыря.
А к съёмкам сможет приступить, как только вернётся в Ленинград. На том и распрощались. Вроде бы, обычная деловая встреча. Но, возвращаясь домой, Ирина почему-то всё время думала о Меркурьеве, и сердце её радостно билось. Василий тоже не мог забыть хрупкую девушку с огромными, глубокими чёрными глазами. На гастроли актёр уехал с мыслями о ней. Съёмки картины, между тем, откладывались из-за его долгого отсутствия. Режиссёр нервничал и однажды заявил Ирине: если через три дня Меркурьев не явится на площадку, ему найдут замену. Мейерхольд спешно отправила в Сочи телеграмму: «Приезжайте, мы простаиваем». И подпись: «Целую, Ирина». Девушкой она была скромной. Просто ей очень хотелось, чтобы Меркурьев приехал и снялся в картине. Но третий день был на исходе, а актёр всё не появлялся.
Богоматерь на Иверской иконе держит левой рукой Младенца, а правой указывает на Него как на Спасителя. Христос же одной рукой благославляет, а во второй держит свиток, символизирующий Евангелие. Расположение фигур такое, что Матерь Божья как бы создает защитное пространство для Богомладенца. Тем самым проиллюстрированы представления о Ней как о «вместилище Невместимого Бога». Часто на списках Иверской прямо на лице Пречистой можно увидеть рану. По преданию ее нанес воин-иконоборец. На афонском оригинале на самом деле видны изменения красочного слоя, напоминающие запекшуюся кровь. Именно по каплям крови на изображении легко отличить Иверскую от других икон Богородицы. Первый установлен в память об обретении святыни монахами Афонского монастыря. Оно произошло через день после Пасхи, предположительно в начале ХI века. Современные верующие вспоминают это чудо во вторник Светлой седмицы. Еще одно празднование установлено в память о том, как первый список афонской святыни прибыл в Москву. Торжественная встреча иконы состоялась осенью 1648 года, и Церковь вспоминает об этом важном событии 26 октября. В 1656 году он был перенесен в Валдайский монастырь, основанный патриархом Никоном по образцу Иверской обители на Афоне. Праздник в честь этого отмечается 25 февраля. Не так давно в календаре появился еще один день Иверской иконы. Он связан с возвращением Церкви в 2012 году древнего списка, много лет хранившегося в Историческом музее. Второе обретение образа теперь отмечается 6 мая. Примечательно, что дни памяти первой афонской встречи с Иверской иконой и нового праздника оказались в календаре недалеко друг от друга, а иногда могут выпасть даже на один день. Храм Иверской иконы Есть немало храмов Иверской иконы, но самую большую известность получила часовня, находящаяся в центре Москвы. Когда-то Сама Богородица определила местом для своей иконы вход в монастырь, и сейчас та хранится в небольшой часовне у ворот афонской обители. А в России самым популярным местом для молитвы перед этой святыней стала часовня у ворот Кремля. Всякий приезжавший в город, прежде чем начинать дела, шел сюда, поклониться Иверской. После революции от дорогого многим верующим места богоборческая власть постаралась не оставить ни следа.
Икона Иверской Божьей Матери
История Иверской иконы Божией Матери История иконы Иверская икона Божией Матери — одна из самых любимых в народе, но при этом одна из самых труднодоступных. Ее списки разошлись по всему миру, но сама древняя икона, чудесным образом оказавшись в афонской обители тысячу лет назад, никогда больше не покидала монашеский полуостров. Согласно преданию, в IX веке икона находилась у одной благочестивой вдовы, жившей близ города Никея. При императоре Феофиле иконоборцы, уничтожавшие святые иконы, пришли в дом этой христианки. Когда один из воинов копьем ударил по образу Богородицы, из пораженного места потекла кровь, которая до сих пор видна на иконе — щеке Пресвятой Девы. Вдова, боясь уничтожения святыни, пообещала императорским воинам деньги и просила их до утра не трогать икону. Когда они ушли, женщина вместе с сыном впоследствии афонским иноком для сохранения святой иконы опустила ее в море. Они пришли к берегу и нашли святой образ, который стоял на воде. После молебна о даровании монастырю святыни преподобный Гавриил Святогорец по повелению Божией Матери, явившейся ему во сне, пошел по воде, принял святую икону и поставил в храме. Однако на следующий день икона была обретена не в храме, а над воротами обители. Так повторялось несколько раз, пока Пресвятая Дева не открыла во сне святому Гавриилу свою волю: она не желает быть хранимой иноками, а хочет быть их Хранительницей.
После этого образ был поставлен над монастырскими воротами. Поэтому святая икона называется еще Портаитиссой, то есть Вратарницей. Первоначально икона находилась снаружи, в киоте непосредственно над входом, позднее был построен специальный небольшой храм внутри монастыря, слева от ворот, в котором она и пребывает сегодня. Правда, сейчас образ не поставлен над вратами, как было раньше, — для него построили специальный храм недалеко от ворот. Вот только поклониться Иверской иконе могут далеко не все: известно, что сюда не всегда пускают даже паломников. Списки Иверской иконы Божией Матери Так как увидеть и помолиться святому образу может не каждый, были сделаны специальные списки, которые также следует почитать. Иконописец работал над иконой год, а все это время он держал строгий пост, согласно которому ему разрешалось прикасаться к пище только по выходным. Зато ему удалось воссоздать точную копию, причем такую же чудотворную. Иверская икона Божией Матери долгое время считалась защитницей и покровительницей царской семьи, а затем хранилась в Новодевичьем монастыре. В советские годы обитель была преобразована в музей, а святой образ стал частью его фонда.
Богородица, явившись прп. Гавриилу, объяснила, что не монахи должны сторожить икону, а она является стражем мон-ря. После этого икона была помещена над вратами обители и получила название «Вратарница» в ркп. BHG, N 1070е из-за отсутствия в их повествовании ряда подробностей. Видимо, все версии восходят к одному несохранившемуся архетипу.
Сказания в Сборнике Paris. Сказание в рукописи ГИМ. Однако он просил братию именовать себя Варваром. Подчеркивается, что икона была подарена Пресв. Богородицей населявшим Иверский мон-рь грузинам за их простоту.
В этих версиях содержится ряд противоречий. Сын вдовы, живший во времена императора-иконоборца Феофила, принимает постриг в Иверском мон-ре, к-рый в тот период не существовал ГИМ. Согласно «Повествованию», икона находилась в море 70 лет ГИМ. Иоселиани и А. Натроев согласны с тем, что никейская вдова и ее сын жили в правление имп.
Феофила, однако архиеп. Кутаисский Тимофей Габашвили , митр. Руисский Иона Гедеванишвили , Д. Пурцеладзе, М. Сабинин , А.
Калиновский считали, что икона не могла находиться в воде долгое время и была пущена по морю в кон. Сергий Спасский предполагал, что она приплыла к Св. Горе еще в годы правления Феофила и была помещена в груз. Иоанном Святогорцем Иверского мон-ря перенесена туда Сергий Спасский. Петр Афонский был пленником в Аравии; события в Никее датируются временем после взятия арабами Амория авг.
Иверская икона Божией Матери, с клеймами Сказания. Помимо общей фразы о множестве исцелений недужных, слепых, хромых, бесноватых и о чудесной помощи во время недостатка муки, вина и масла Ath. В списке Ath. Некий Амир т. Монахи вместе со священными сосудами и И.
Пираты, разорив мон-рь, удалились, но ночью их постигла Божественная кара - разразившаяся буря потопила все корабли, кроме корабля Амира. Раскаявшись, тот пожертвовал значительные средства на восстановление мон-ря. Согласно «Повествованию», эмир принял постриг в Иверском мон-ре и построил монастырские укрепления ГИМ. С этими версиями сходно описание обретения И. Гедеоном по рукописи 1613 г.
В него добавлен текст о гласе, раздавшемся от находившейся в море иконы, что только старец Гавриил, подвизающийся на М. В последующих посвященных И. Этого сюжета еще нет в кн. Агапия Ланд ос а 1641. Значительное число рукописей, содержащих Сказание об И.
E 35, XVI в. XVIII в. ГИМ, музей «Новодевичий монастырь» По более поздним источникам известно чудо о номисме золотой монете , полученной бедным паломником от Пресв. Богородицы после того, как иверский привратник стал требовать деньги за хлеб, к-рый раздавали в виде милостыни. В тот момент, когда привратник взял у бедняка плату, весь хлеб в мон-ре зачервивел.
Игумен узнал древнюю номисму, пожертвованную иконе и подвешенную к ее окладу, нашел обладателя монеты, и история получила огласку Dawkins. Согласно др. Нектарий Влах 1812-1890 , приглашенный как лучший афонский протопсалт на престольный праздник в Иверский мон-рь, был во время братской трапезы отравлен певчими, завидовавшими его мастерству. Почувствовав недомогание, Нектарий пошел в ц. Богородицы Портаитиссы и, обратившись с горячей молитвой к Божией Матери, выпил масла из лампады от Ее иконы.
Яд утратил силу, и Нектарий пел на празднике так хорошо, как никогда в жизни Ibid. Перед первой мировой войной кроткое выражение лика Младенца Христа на И. Чудеса от И. Феофилактом Маринакисом. Многие из них рассказаны иером.
Максимом из Трапезунда, служившим в течение 50 лет 1940-1990 просмонарием в ц. Согласно афонскому преданию, незадолго до Второго пришествия И. Об этом возвестил прп. Нил Мироточивый , неоднократно являвшийся в 1813-1819 гг. Феофану Нил Афонский, прп.
Посмертные вещания прп. Феодор Поздеевский. В Греции особо почитаются копии И. Нерукотворный список И. Dublin, 1897.
Афонский Иверский мон-рь: Ркп. Тифлис, 1901 на груз. Иверская святая и чудотворная икона Богоматери на Афоне и ее списки в России. Иверский мон-рь на Афоне в Турции. Тифлис, 1909.
The Monks of Athos. Ashgate, 2005; Хрисанф, иером. Сыны Света: Воспоминания о старцах Афона. Славянские Сказания об И. Предания об И.
Это обстоятельство затрудняет решение вопроса о том, возникли ли слав. При этом надо учитывать, что 2 из 3 слав.
Она простояла там ночь, а наутро ее увидели над вратами монастыря. Образ внесли в храм, и на следующее утро все повторилось. Богородица еще раз явилась во сне Гавриилу: «Не хочу быть охраняемой вами, но хочу Сама быть Хранительницей вашей не только в земной, но и в небесной жизни. Испросила Я у Господа милость вам, и доколе будете видеть икону Мою в своей обители, дотоле благодать Сына Моего к вам не оскудеет». После этого монахи построили храм над воротами монастыря и поместили туда обретенную икону. Она получила название «Портаитисса» — то есть «Вратарница» или «Привратница». Там она находится и теперь.
Считается, что эта святыня не должна никогда покидать место своего пребывания, иначе она снова исчезнет. Но списки с нее делались много и часто. Первый список заказал афонским монахам царь Алексей Михайлович. К нему в 1647 году приезжала группа афонских монахов и рассказала о чудесном образе. Алексей Михайлович попросил привезти ему список с этой иконы. Он был привезен в Москву в 1648 году. Встреча была очень торжественной и пышной.
Однажды во время набега сарацин один воин дерзко ударил икону своим копьём. В тот же миг из образа потекла кровь, которую можно различить на иконе и сегодня. Разбойник покаялся и принял монашество под именем Дамаскин, но сам называл себя Варваром. Инок достиг святости, и в обители сохранилось его иконописное изображение. Интересно, что Иверский монастырь в отличие от других святогорских монастырей использует не византийское время, а унаследовал собственную систему исчисления времени от основателей монастыря. В соответствии с ней день начинается не с заходом, а с восходом солнца. В конце XIX века основанный на Афоне святыми выходцами из грузин монастырь, ими заселенный, намоленный и восстанавливаемый после всех варварских нападений, остался без грузин, последний из них преставился в 1955 году, и обитель окончательно перешла в руки греков. В настоящий момент среди насельников монастыря преобладают греки. Предание Иверского монастыря повествует о чуде, сотворенном Божией Матерью. Один бедняк просился на ночлег, но монах вратарник потребовал у него плату. У бедняка не было денег, и, удрученный, он пошел по дороге в Карею. Вскоре он повстречал таинственную Женщину. Она дала ему золотую монету. Бедняк вернулся и отдал ее привратнику. Монахи, обратив внимание на древность монеты, заподозрили несчастного в краже. После его рассказа о Жене они пошли к иконе Вратарница и увидели, что эта монета — одна из пожертвованных Божией Матери. Из-за того, что монахи отказали путнику в безвозмездном гостеприимстве, все продукты в Иверском монастыре испортились. Велико было раскаяние иноков. С тех пор на Святой Горе строго соблюдают обет безмездного странноприимства.
Православный календарь 6 мая. Второе обретение списка иконы Божией Матери Иверской.
Оригинальный образ Владимирской иконы по легенде написал сам апостол Лука еще при жизни Святой Марии — матери Иисуса. Это список с оригинальной иконы, которая не сохранилась. Сначала она хранилась в Вышгороде, а затем была перенесена во Владимир. Вот уже более шести веков образ хранится в Москве. Владимирская икона Божьей Матери Эта святыня защитила Русь от нашествия тамерлановой орды; наполеоновских войск, которые победоносным маршем прошли по разным странам мира; фашистской чумы. В 1395 году, когда хромой Тимур со своими несметными полчищами надвигался на Москву, русичам во главе с сыном Дмитрия Донского, князем Василием, ничего не оставалось, как уповать на заступничество высших сил. Встретить неприятеля решили на Оке. Туда же была доставлена из Владимира чудотворная икона. Десятки тысяч москвичей и воинов молились перед образом, прося защитить город от полчищ Тамерлана.
Тимур, веривший в знамения и пророчества, в вещие сны, обратился к мудрецам для толкования своего сна. Они рассказали ему, что женщина — Божья Матерь, которая охраняет русскую землю. Полководец решил повернуть назад и напасть на Золотую Орду. Это было начало конца Орды. Икона Владимирской Божьей Матери — настоящий оберег для Руси. Она много раз сохраняла ее земли и Москву от чужеземных завоевателей. Сейчас икона находится в музейном храме при Третьяковской галерее, в Толмачах. Это был период, когда Иван Грозный присоединил Казанские земли к царству Московскому.
На исконно татарских землях строились православные храмы, население массово принимало христианство. Мусульманское духовенство видело в пожарах наказание населению за отказ от своей истинной веры. Десятилетней девочке Матроне был дарован вещий сон, в котором Богородица указывала ей, где найти ее икону. Образ был найден под печкой сгоревшего дотла дома. Найденную икону поместили в храм, а список с нее отправили царю. Государь повелел в месте обретения образа основать монастырь, где и хранить икону.
Придя на Афон, он стал обращаться в разные мон-ри с просьбой постричь его в монашество, однако по Божественному Промыслу ему повсеместно отказывали, чтобы впосл. Когда юноша достиг этого мон-ря, то, войдя в собор во время литургии, увидел икону и, узнав ее, пал перед ней на колени и начал с плачем молиться.
После этого он поведал игумену и братии историю образа и свои злоключения, но ему не поверили, решив, что он хочет похитить драгоценную икону «Ты ходишь в нищетне образе, а сказываешь ся такова отца сын, да и икону сказываешь свою - неси ты добр человек. Мы того человека слыхали, а иныя от братья нашея и знали. Он бе от великих вельмож - того деля сказываешь себе отцем, нечто хочешь у нас икону сию украсть» , и выгнали его из мон-ря, «не поив, не кормив». Юноша в печали обратился с плачем к Богоматери, упрекая Ее в том, что Она не заступилась за него. От усталости он заснул прямо на солнцепеке. Тогда чудотворная икона покинула храм и встала над ним на воздухе, защищая от солнечных лучей. Игумен и братия, пришедшие в собор на вечерню, обнаружили пропажу и решили, что икону похитил подозрительный паломник. Выйдя за стены мон-ря, они увидели чудо, раскаялись в своих подозрениях и приняли юношу в обитель.
Со временем он стал игуменом, а мон-рь, бывший до этого беднейшим на Св. Горе, разбогател Шмидт. Происхождение И. В ряде списков, в т. Старший известный список сохранился в составе Сборника, переписанного в 1536 г. Язык Сказания лишен выразительных южнославянизмов, текст производит впечатление рус. Боброва, что появление текста на Руси может быть связано с Герасимом Поповкой , а письменная фиксация - с Пахомием Логофетом Бобров. Сказание включено наряду с Повестью о Ватопедском мон-ре и «Воспоминанием отчасти Святыя горы Афонския...
Максима Грека перечень списков см. Максим Грек в России. Переводы и послания Максима Грека: Неизд. Литературное наследие Максима Грека: Характеристика, атрибуции, библиография. Пересказ 1-й версии Сказания об И. Вероятно, не позднее сер. Лукьянова; список сделан в 1769 в Угличе служителем ц. Эта версия, ограниченно распространенная даже в рус.
Афон: История Афона. Третья версия Сказания об И. Ее слав. В этом варианте, озаглавленном «О священней обители Иверской и честней иконе Портаитской», Сказанию предшествует история основания Иверского мон-ря. Во всех вариантах этой версии Сказания происхождение И. Сюжет о ранении иконы и чудесном истечении крови Kretzenbacher. По словам Павла Алеппского , архидиакона Антиохийского патриарха Макария III , оставившего сочинение о путешествии иерарха в Россию, «Ея ланита поранена и кровь течет из нея, ибо, как рассказывают, магребиты, завладев Святой Горой, ударили по иконе ножом, и тотчас потекла из нея кровь» Павел Алеппский. Кутаисский Тимофей Габашвили , посетивший Иверский мон-рь в 1755 г.
Григорович-Барский в 1744 г. Это Сказание об И. Богородицы сб. В 1685-1686 гг. Самуилом Бакачичем. Перевод известен не менее чем в 39 южнослав. Начиная с 1808 г. Хотя сборник Агапия был переведен в кон.
Известна книга и в румын. Румынские легенды о Богородице. В 1658-1659 гг. Валдайское издание «Рая мысленного» получило широкое распространение не только в России и среди православного населения Речи Посполитой, но и у юж. В 1665 г. Богородицей Афона, истории И. Иоанникием Галятовским в качестве отдельной главы «Чуда Пресвятой Богородицы Иверской», разделенной на 17 «чудес», в книгу сказаний о чудесах Богоматери «Небо Новое с новыми звездами», изданную во Львове 2-е изд. Подробный пересказ версий «Рая мысленного» и «Спасения грешников» с добавлением ряда чудес от И.
Дополнительно здесь помещены чудо о монахе-сребролюбце, избавленном от мук заступничеством Богоматери, и 2 случая, записанные отшельником иеродиак. Лукой Никейским: о видении демона неким иверским иноком в 1701 г. В преданиях о чудотворном образе нашло отражение изменение состояния красочного слоя и олифы образование комков на иконе в области шеи Богоматери , отмечавшееся паломниками и путешественниками. В рассказе из «Солнца Пресветлого» при упоминании ранения образа сообщается характерная деталь: «В лице рана от иконоборцев, запеклась кровь грудой» ГИМ. Григорович-Барский пишет: «Имат же еще святая она икона знамение или шрам язвы на вые» Григорович-Барский. По наблюдению архим. Антонина Капустина , сделанному в 1859 г. Заметки поклонника Святой Горы.
Это в свою очередь повлияло и на иконографию позднейших списков И. XIX в. Небо Новое. Львов, 1665. Странствования Василия Григоровича-Барского по св. Афонской горы, им самим описанное; То же: М. Сказания об афонских мон-рях в новгородской рукописи XVI в. Das verletzte Kultbild.
Очерки рус. Београд, 1997. Вршац, 2000; Бобров А. Београд, 2005. Турилов Афонские списки И. Комплекс сведений привлекал внимание исследователей в прошлом Сергий Спасский. XVI - нач. XVIII вв.
В истории привоза 1-го списка И. Московского Патриархата, с другой - возложением христ. Востоком на Россию надежд на освобождение от тур.
Иверская, как и другие почитаемые иконы Богоматери, имеет свою историю и свои особенности.
Иверская икона которая сейчас хранится на Афоне в IX веке находилась у одной благочестивой вдовы, жившей близ города Никеи. При императоре Феофиле 829 — 842 иконоборцы, уничтожавшие святые иконы, пришли в дом этой христианки, и один воин копьем ударил по образу Богородицы. Тотчас из пораженного места потекла кровь. Вдова, боясь уничтожения святыни, пообещала императорским воинам деньги и просила их до утра не трогать икону.
Когда они ушли, женщина вместе с сыном впоследствии афонским иноком , для сохранения святой иконы опустила ее в море.
Во время Великой Отечественной войны, когда семья находилась в эвакуации, появился на свет их сын Пётр. Именно он впоследствии оставил немало ценных воспоминаний об отце и матери. После расстрела отца Ирину, как дочь «врага народа», уволили с работы. Ответственность за большую семью полностью легла на плечи Василия Васильевича. Работал он много.
Один за другим выходили фильмы с его участием: «Небесный тихоход», «Золушка», «Повесть о настоящем человеке». А после напряжённого трудового дня на съёмочной площадке или в театре, Меркурьев помогал жене по дому. Или ехал на дачу. По рассказам сына, Василий Васильевич всё время там что-то строил и усовершенствовал: огород, теплицы. В середине 50-х, после реабилитации Всеволода Мейерхольда, Ирина Всеволодовна снова смогла выйти из тени и работать. Она сняла документальный фильм о жизни и творчестве любимого мужа.
А в 1978-м Василия Васильевича не стало. Ирина Мейерхольд пережила супруга на три года.
Иверская Богоматерь. Что можно и чего нельзя 26 октября 2023 года?
Напомним, по данным МВД, в ночь на 1 сентября 2020 года преступники двое жителей города Волхова Ленинградской области подплыли к острову Валдай на лодке, сделали подкоп под воротами и проникли на территорию Иверского монастыря. Разбив окно, они забрались в храм и похитили напрестольный крест, золотые изделия из церковной лавки и Иверскую икону Божией Матери XIX века, которую в 2001 году принес в дар монастырю президент России. На сайте Новгородской епархии сообщается: «В этот радостный для обители день за богослужением молились сотрудники областного УМВД. Архиерей обратился к собравшимся с приветственным словом. Он напомнил, что Иверская обитель на Валдае была возвращена Церкви в 1991 году, а в 2007 году по распоряжению Владимира Путина монастырь был восстановлен.
В этот день на Московском подворье Троице-Сергиевой Лавры отметят престольный праздник: придел домового храма Святителей Московских освящен в честь Иверской иконы Божией Матери. Вонми многоболезненному воздыханию душ наших, призри с высоты святыя Твоея на нас, с верою и любовию поклоняющихся пречистому образу Твоему. Се бо, грехми погружаемии и скорбьми обуреваемии, взирающе на Твой образ, яко живей Ти сущей с нами, приносим смиренная моления наша. Не имамы бо ни иныя помощи, ни инаго предстательства, ни утешения, токмо Тебе, о Мати всех скорбящих и обремененных!
Конечно, сейчас есть новая копия, но где находится теперь та, старая икона, — одна из загадок. Во время «путешествия» иконы на Валдай в Москве с нее была снята только одна копия, Никон запретил другие. В 1669 году эту копию Иверской иконы поместили в Иверской часовне у Московского Кремля, при Воскресенских воротах Китай-города. По традиции всякий, кто шел на Красную площадь, прикладывался к иконе, которая снова прославилась как чудотворная.
Настолько, что этот факт признавали и живущие в Москве католики. Московские итальянцы, например, говорили, что «эта мадонна творит истинные чудеса». Иверская часовня у Воскресенских ворот фото Карла Фишера, 1900-е гг. Фото: общественное достояние Едва ли удивительно, что сразу после революции часовня, которая упоминается во многих произведениях Л.
Толстого, И. Бунина, М. Цветаевой, даже Герберта Уэллса , была разрушена, все ценности конфискованы, икона увезена в неизвестном направлении. Сейчас часовня восстановлена, на Афоне был сделан снова и привезен в Москву новый список с Иверской иконы.
Прежняя икона хранится в запасниках Третьяковки. Казалось бы, дела давно минувших дней. Но вот с греческого Афона в канадский Монреаль был привезен новый список Иверской иконы. Ее хранителем был чилиец Хосе Иосиф Муньос Кортес 13 мая 1950 — 31 октября 1997 годы из католического латиноамериканского рода от испанских аристократов.
Что происходило на протяжении первой тысячи лет — не совсем понятно. Его воины ворвались в дом, где хранилась икона, один из них ударил по ней мечом. Удар пришелся по щеке девы Марии, и с тех самых пор шрам присутствует на всех списках. Вероятно, то была единственная икона с настоящим шрамом, но дело в другом: по легенде, из раны выступила кровь. Воины испугались, хозяйка умолила их взять «отступные» и не трогать икону. Ночью она опустила икону в воду, и та уплыла. Иверская икона Божией Матери Фото: St. Apostle Luke, общественное достояние Что было дальше с этой женщиной — неизвестно, а вот икона приплыла к горе Афон, где уже был построен монастырь.
Там она и хранится по сей день, выказывая чудесную силу. Кроме «общепринятых» чудес, святыня указывает на сильнейшие земные катаклизмы — от землетрясений до войн. А между Москвой и Петербургом, почти посередине, в Новгородской губернии, был построен свой Иверский монастырь. Основал его знаменитый патриарх Никон еще в 1653 году на одном из островов красивейшего Валдайского озера. Хотя тогда само озеро и леса пользовались дурной славой даже языческие капища находили и нечисть всякую над озером видели. Монастырь так и назвали — Валдайский Иверский Богородицкий Святоозерский монастырь, и освятили его во имя Иверской иконы Божьей Матери. Привезли ее вместе с планом Афонского Иверского монастыря, по образу которого строили Валдайский. Кстати, большую часть монахов в это время составляла белорусская братия, бежавшая от гонений униатов на родине.
Икона Иверской Божьей Матери
Иверская Богоматерь. Что можно и чего нельзя 26 октября 2023 года? | Икона Божьей Матери Иверская под старину (17 х 23 см), арт IDR-470. |
Иверская икона Божией Матери | 25.10.2023 | Московский Данилов монастырь | Иверская икона Божией Матери — одна из чудотворных святынь, которая была обретена более тысячелетия назад. |
Там Иверское сердце… | Список Иверской иконы Божией Матери. |
Икона Иверская: значение и в чем помогает Вратарница, где находится образ | Иверская икона Божьей Матери, также известная как Вратарница или Привратница, является православной иконой, изображающей Деву Марию с Младенцем Христом. |
Икона Иверская: значение и в чем помогает Вратарница, где находится образ | Образ Иверской иконы Божией Матери был прислан из Русского Свято-Пантелеймоновского монастыря, расположенного на греческом полуострове Афон, 9 октября 1867 года на имя настоятеля Троицкого собора г. Ставрополя протоиерея Василия Розалиева. |
Праздник Иверской иконы Божией Матери в 2024 году — о чем молятся
- История Иверской иконы Божией Матери
- За что Иверскую икону Богородицы любили цари, нищие студенты и поэты
- Иверская икона Божией Матери – главная святыня горы Афон -
- Что можно делать 26 октября 2023 года?
- Иверская икона в России
Соборная икона Иверской Божией Матери оказалась афонского письма
Иверская икона Божьей Матери, также известная как Вратарница или Привратница, является православной иконой, изображающей Деву Марию с Младенцем Христом. Иверская икона Божьей Матери имеет чеканный оклад, изготовлен грузинскими мастерами в XVI веке. Икону Ивeрской Божьeй Матeри на Руси считали святынeй, называв ee "чудотворной". Иверская-Монреальская икона Божией Матери была написана на Афоне в 1981 году. Второе обретение списка иконы Божией Матери Иверской.
Иверская икона Божией Матери – главная святыня горы Афон
Иверская икона Божьей Матери. 1648 г. Афон. Иверская икона Божией Матери почитается православными верующими как чудотворная. Монреальская Иверская икона — список Иверской иконы Божией Матери, написанный в 1981 году на Афоне греческим монахом Хризостомом. Тихона (Агрикова) в день празднования Иверской иконе Божией Матери. Икона Божией Матери «Иверская»: иконография, значение в православии, история происхождения, о чем просить, как правильно молиться и где расположить в доме.
Соборная икона Иверской Божией Матери оказалась афонского письма
Также и мою болезнь посети и душу мою помилуй, Благая, и тело излечи благодатью Твоей, Пречистая. Перевод: Наглость ненавидящих образ Господа, власть нечестивых иконоборческая ересь безбожно наступила в Никее, и посланные бесчеловечно мучают вдову, благочестиво почитающую икону Богоматери, но вдова с сыном ночью отпустили икону в море взывая: «Слава Тебе, Чистая, так как непроходимое море подставило Тебе как плечи свои волны , слава прямому пути Твоему, Единственно Нетленная».
Как Божия Матерь действует в нашей жизни сегодня? Истории икон и истории людей в документальном проекте «Лики Богородицы».
Смотрите новый выпуск проекта «Лики Богородицы».
Максима Грека перечень списков см. Максим Грек в России. Переводы и послания Максима Грека: Неизд. Литературное наследие Максима Грека: Характеристика, атрибуции, библиография. Пересказ 1-й версии Сказания об И. Вероятно, не позднее сер. Лукьянова; список сделан в 1769 в Угличе служителем ц.
Эта версия, ограниченно распространенная даже в рус. Афон: История Афона. Третья версия Сказания об И. Ее слав. В этом варианте, озаглавленном «О священней обители Иверской и честней иконе Портаитской», Сказанию предшествует история основания Иверского мон-ря. Во всех вариантах этой версии Сказания происхождение И. Сюжет о ранении иконы и чудесном истечении крови Kretzenbacher. По словам Павла Алеппского , архидиакона Антиохийского патриарха Макария III , оставившего сочинение о путешествии иерарха в Россию, «Ея ланита поранена и кровь течет из нея, ибо, как рассказывают, магребиты, завладев Святой Горой, ударили по иконе ножом, и тотчас потекла из нея кровь» Павел Алеппский.
Кутаисский Тимофей Габашвили , посетивший Иверский мон-рь в 1755 г. Григорович-Барский в 1744 г. Это Сказание об И. Богородицы сб. В 1685-1686 гг. Самуилом Бакачичем. Перевод известен не менее чем в 39 южнослав. Начиная с 1808 г.
Хотя сборник Агапия был переведен в кон. Известна книга и в румын. Румынские легенды о Богородице. В 1658-1659 гг. Валдайское издание «Рая мысленного» получило широкое распространение не только в России и среди православного населения Речи Посполитой, но и у юж. В 1665 г. Богородицей Афона, истории И. Иоанникием Галятовским в качестве отдельной главы «Чуда Пресвятой Богородицы Иверской», разделенной на 17 «чудес», в книгу сказаний о чудесах Богоматери «Небо Новое с новыми звездами», изданную во Львове 2-е изд.
Подробный пересказ версий «Рая мысленного» и «Спасения грешников» с добавлением ряда чудес от И. Дополнительно здесь помещены чудо о монахе-сребролюбце, избавленном от мук заступничеством Богоматери, и 2 случая, записанные отшельником иеродиак. Лукой Никейским: о видении демона неким иверским иноком в 1701 г. В преданиях о чудотворном образе нашло отражение изменение состояния красочного слоя и олифы образование комков на иконе в области шеи Богоматери , отмечавшееся паломниками и путешественниками. В рассказе из «Солнца Пресветлого» при упоминании ранения образа сообщается характерная деталь: «В лице рана от иконоборцев, запеклась кровь грудой» ГИМ. Григорович-Барский пишет: «Имат же еще святая она икона знамение или шрам язвы на вые» Григорович-Барский. По наблюдению архим. Антонина Капустина , сделанному в 1859 г.
Заметки поклонника Святой Горы. Это в свою очередь повлияло и на иконографию позднейших списков И. XIX в. Небо Новое. Львов, 1665. Странствования Василия Григоровича-Барского по св. Афонской горы, им самим описанное; То же: М. Сказания об афонских мон-рях в новгородской рукописи XVI в.
Das verletzte Kultbild. Очерки рус. Београд, 1997. Вршац, 2000; Бобров А. Београд, 2005. Турилов Афонские списки И. Комплекс сведений привлекал внимание исследователей в прошлом Сергий Спасский. XVI - нач.
XVIII вв. В истории привоза 1-го списка И. Московского Патриархата, с другой - возложением христ. Востоком на Россию надежд на освобождение от тур. Иверский мон-рь разд. С процветающей Россией святогорские обители связывали и надежды на получение материальной помощи. В 1647 г. Уже через год, 13 окт.
Никону Там же. И так мы закончили святую литургию, и после литургии я вручил ту святую воду и святые мощи иконописцу преподобнейшему среди иеромонахов и духовных отцов господину Ямвлиху Романову, чтобы он, смешав святую воду и святые мощи с красками, написал святую икону, дабы все вещество святой иконы состояло из святой воды и святых мощей. И иконописец писал эту святую икону, принимая пищу лишь по субботам и воскресеньям, и со многим радением и бдением в великом молчании завершил ее. И все то время, пока писалась эта святая икона, мы с 365 братьями дважды в неделю пели великий молебен от вечера до утра и ежедневно служили святую литургию, пока не была завершена икона» Фонкич. В честь принесения 1-го списка И. Ченцова, основываясь на палеографическом анализе 2 греч. Данные работ Ченцовой их анализ см. Дальнейшую судьбу 1-го списка И.
Павел Алеппский, посетивший в 1654-1656 гг. Москву вместе с Антиохийским патриархом Макарием, сообщает, что И. Согласно Дворцовым разрядам, с мая 1654 до окт. По мнению одних исследователей Евсеева, Шведова. Алексей Михайлович как бы повторил деяние основателя Новодевичьего монастыря царя Василия III Иоанновича, вложившего в собор после присоединения Смоленска к Московскому гос-ву 1514 одну из копий чудотворной Смоленской иконы Божией Матери , находившуюся в Благовещенском соборе Московского Кремля. Николая «Большая глава», и возвращения из военного похода 1654-1655 гг.
В одном случае, муж женщины, молившейся перед иконой, проснулся рано утром и предложил ей пойти в церковь, хотя раньше он не проявлял интереса к церкви. В другом случае, икона помогла зажить рану без боли и кровотечения. Все эти чудеса свидетельствуют о том, что Иверская икона Божией Матери помогает верующим в разных ситуациях и является источником утешения и надежды. Икона также помогает вернуть душевное равновесие после потери близких людей и уберечь от пожара. Существуют копии этой иконы, которые можно увидеть в разных местах. Например, в центре Валдайского монастыря, созданного по образцу Иверского монастыря на горе Афон, первоначально находилась церковь Иверской иконы, которая впоследствии была переименована в честь места упокоения Божией Матери, где икона до сих пор занимает почетное место.