Исполнительный директор ЭФКО (бренды "Слобода", Hi и другие) Сергей Иванов поделился своим мнением по поводу неприятия покупателями продуктов питания.
Пастбища на Крайнем Севере и кофейная мука — какие решения предложили эксперты DeepFoodTech 2023
В июне этого года наш исполнительный директор Сергей Иванов рассказал про ЭФКО со сцены Крокуса. все новости на сегодня. Проект из стадии исключительно фундаментальных исследований переходит в более практическую плоскость, – заявил исполнительный директор «Эфко» Сергей Иванов. Гистограмма просмотров видео «Исполнительный Директор Эфко Сергей Иванов На Конкурсе Молодых Предпринимателей Gsea Russia 2023» в сравнении с последними загруженными видео.
Сергей Иванов: Рассчитываем загрузить наше производство продажами на экспорт на 60-70%
Исполнительный директор и член совета директоров ГК «Эфко», крупнейшего производителя растительной еды в России. Это заключение было подобно холодному душу, вспоминает член совета директоров «Эфко» Сергей Иванов: он и его коллеги были уверены, что в пищевую промышленность уже никакие новые технологии не придут. Поэтому стал смотреть интервью с совладельцем и исполнительным директором компании «ЭФКО» Сергеем Ивановым настороженно, но, с надеждой. Биография члена совета директоров и исполнительного директора ГК Эфко Сергея Иванова. В гостях у Основателей — Сергей Иванов! Сооснователь частной аэрокосмической компании Даурия, акционер и исполнительный директор ГК «Эфко». Бизнес входит в тройку крупнейших компаний российского агропромышленного комплекса и производства продуктов питания. Эфко — все новости по теме на сайте издания С конференцией Гладкова и сильным снегопадом, но без йогуртов «Эфко»: итоги недели.
ГК "ЭФКО" прекратит производство молочных продуктов
По оценке основателя Greenwise Артема Пономарева, сегодня растительными альтернативами в России занимаются около 50 компаний. История превращения «Эфко» из тяжеловеса масложировой промышленности в стартапера на фудтех-рынке началась в 2018 году. Именно тогда руководство компании в одном из дайджестов про инновации наткнулось на историю американского проекта С16 Biosciences , который разработал технологию производства пальмового масла из микроорганизмов. Раньше пальмовое масло можно было получить только путем вырубки тропических лесов — это серьезно вредит экосистеме Земли. Теперь же его аналог научились получать в лабораториях на биологическом материале. Это заключение было подобно холодному душу, вспоминает член совета директоров «Эфко» Сергей Иванов: он и его коллеги были уверены, что в пищевую промышленность уже никакие новые технологии не придут.
По словам Иванова, компания «Эфко» поняла, что может повторить путь Nokia, упустившей инновации на рынке смартфонов, и решила активно инвестировать в разработку новых продуктов. Сначала хотели купить уже существующий российский стартап, но от этой идеи быстро отказались. Мы пытались искать, но ничего живого не нашли. Поэтому решили развиваться самостоятельно», — говорит Иванов. Иванов с командой решили использовать его и начать партнерство с государственными НИИ.
В нашем деле креатив не работает, только фундаментальная наука», — объясняет он. Компания выделила несколько технологических направлений: растительные альтернативы мяса и молока; сладкие белки — белковая альтернатива сахара, которая дает надежду решить проблему сахарного диабета в мире; клеточное питание — возможность через пищу точечно влиять на здоровье человека, восполняя нехватку конкретных элементов; синтез жиров из микроорганизмов то, что делают в С16 Biosciences. Разработка растительного мяса «Эфко» началась в 2019 году. Ею занимались две независимые команды: одна в научно-исследовательском центре «Эфко» в Алексеевке, вторая — в НИИ при Воронежском государственном университете инженерных технологий. Фактически это поиск максимально точного соотношения разных ингредиентов, формирование фарша и вкус.
Инновационная рента в растительном мясе лежит в ароматике, вкусе и белке», — рассказывает Иванов. Тем не менее вывести идеальное сочетание всех этих элементов оказалось не так просто. Каждый четверг руководство «Эфко» пробовало котлеты из растительного мяса. Невозможно было поверить, что это когда-то может быть вкусно», — вспоминает Иванов. Добиться оптимальных текстуры, вкуса и запаха удалось к осени 2020 года.
Сумму вложений в разработку растительного мяса в «Эфко» не раскрывают. По словам основателя Greenwise Артема Пономарева, крупные инвестиции для этого не требуются: рецептуры доступны для всех производителей, их нужно просто адаптировать под свои требования, наняв технолога, а для производства подходят стандартные линии. На презентации продукта Сергей Иванов сообщил о планах компании вложить в производство растительного мяса 4 млрд руб. Там же удалось заключить первый контракт — с основателем сети блинных «Теремок» Михаилом Гончаровым, который до этого продавал блины с котлетой американских первопроходцев этого рынка Beyond Meat. Правда, в обоих случаях у сети с растительным мясом не сложилось.
Михаил Гончаров основатель сети кафе быстрого питания «Теремок» Мы первыми в своем сегменте продавали Beyond Meat. Продажи были очень слабые. С растительным мясом «Эфко» тоже работали, получили аналогичный результат. Блины с мясом этих брендов занимали 35-е место из 35 видов блинов. Потенциала в этом пока не вижу: это долгий путь.
Фото: 5 причин, которые будут в ближайшие 30 лет определять продовольственный рынок, назвал Сергей Иванов, исполнительный директор компании "ЭФКО" на 11-технологической конференции в Сколково Startup Village. Среди причин, которые будут в ближайшие 30 лет определять продовольственный рынок, Сергей Иванов назвал рост мирового спроса на еду в Юго-Восточной Азии и Африке, борьба за здоровье природы снижение нагрузки на единицу природы , изменение климата, здоровая диета для городских жителей и появление прорывных технологий в еде.
Когда цена упала до 10 тыс. Эта цифра растет, и никто ничего с этим сделать не может. Сладкие белки в 10 000 раз слаще сахара.
Вместо конфеты как баловства мы получаем конфету как функциональную суперъеду, полезную для нашей микробиоты. В этом проекте мы в пятерке мировых команд, которые этим направлением занимаются, и ни от кого не отстаем. А те, кто пробует наше мороженое без сахара и молока, не могут поверить, что вообще такое возможно». Подсластив как следует будущее, Иванов отметил, что сегодня единственная страна в мире, где сладкий белок сертифицирован, — это Япония, а Россия должна стать второй: «У нас есть шанс возглавить борьбу с сахарным диабетом на международном уровне, а с точки зрения бизнеса сахарный рынок — это 70 млрд долларов, и вот эта белковая сладость на половину этого рынка точно будет претендовать». Рынок еды России — 80 млрд.
Мы глубоко убеждены, что живем в тот исторический момент, когда из русского фудтеха в ближайшие годы может появиться несколько глобальных компаний. Что для этого надо делать? Для начала этому самому фудтеху как-то активнее ногами перебирать, а во вторых — и с этим можно обратиться к правительству — опасно инновации в еде будущего ставить в соревновательную позицию с лоббистами консервативных отраслей. Если мы хотим побеждать на мировых рынках с нашим фудтехом, то внутри страны для него, конечно, нужно создавать тепличные условия».
Также впервые в прошлом году компания поставила за рубеж продукцию «Hi! Похожие статьи по теме:.
Сделано в России: ни рыба, ни мясо
«ЭФКО» изучает перспективы развития сладких белков и растительного мяса в ОАЭ | выдача займа под залог. |
Иванов Сергей | биография и последние новости | Исполнительный директор ГК "Эфко" Сергей Иванов пояснил, что это связано с введением экспортных пошлин на эти культуры. |
Сергей Иванов: как "Эфко" заказали | О возвращении бизнеса к нормам социальной ответственности перед обществом рассуждает российский бизнесмен ― исполнительный директор группы компаний "Эфко", гендиректор компании "Еда будущего", член YPO Russia Сергей Иванов. |
Директор ЭФКО: главный вызов для новой еды — необразованность россиян
По итогам прошедшего календарного года выручка ГК «Эфко» выросла примерно на четверть – с 223 млрд руб. (2021 г.) до 277 млрд руб. Такие данные в интервью журналу «Агроинвестор» озвучил исполнительный директор компании Сергей Иванов. Но они на инвестиционные программы никак не влияют», – рассказал «БелПрессе» исполнительный директор и член совета директоров группы компаний «ЭФКО» Сергей Иванов. Что еще почитать.
«ЭФКО» презентовала первое в России растительное масло, произведенное микроорганизмами
Среди инноваций, которые помогут решить проблемы продовольственного рынка, Сергей Иванов назвал появление прорывных технологий и как следствие - новой еды, производство белка из водорослей и микроорганизмов, жиров - из растений и микроорганизмов, но интересней всего, по словам спикера, обстоят дела с заменителями сладостей. Как подчеркнул Сергей Иванов, разработанный биотехнологами сладкий белок в сочетании с пищевыми волокнами уже в ближайшие 2 года позволит вывести на продовольственный рынок и за рубежом, и в России кондитерские изделия без сахара, полезные для здоровья.
Как обстоят дела с развитием основного сегмента бизнеса и инновационных направлений деятельности компании, в интервью "Агроинвестору" рассказал исполнительный директор "Эфко" Сергей Иванов. С какими результатами — производственными и финансовыми — группа компаний "Эфко" закончила 2022 год? Уже четвертый год наш бизнес увеличивается двузначными цифрами.
Как и прежде, основные направления, которые обеспечили прирост выручки, — это пищевые ингредиенты, трейдинг, переработка масличных и брендовый бизнес. Хорошие показатели у направления пищевых добавок и ингредиентов. Мы улучшили рыночные позиции по производству лецитинов, удвоили производство фермента фосфолипаза А2. Маржа в переработке остается небольшой Основное направление компании — масложировой бизнес.
Какие изменения произошли за год здесь? Имеющиеся мощности позволяют нам перерабатывать до 3,5 млн т масличных в год. Это подсолнечник, рапс и соя. В 2022-м переработали 2,4 млн т.
По сравнению с 2021 годом рост больше чем на четверть. Наиболее существенный, почти в два раза, по рапсу — на фоне выхода на полную мощность нашего липецкого МЭЗа "Либойл" 330 тыс. Самой неожиданной для нас категорией в прошлом году стал майонез. Вы отметили, что нарастили мощности по переработке масличных, а в каких еще направлениях расширяли емкость производства?
Например, увеличили мощности и второй год сохраняем уверенные лидерские позиции по производству яичных продуктов в нашем цехе по глубокой переработке яйца. Этому проекту уже больше четырех лет. Изначально он появился как ответ на внутренний запрос производить майонез на жидком яичном желтке для максимального воспроизводства домашнего соуса. Сейчас цех превратился в полноценное производство, на котором разбивают более миллиона яиц в день.
Желток идет в майонез — и для нашего брендового бизнеса, и на продажу. Белок и меланж тоже не остаются без дела. Они реализуются среди наших клиентов в хлебопекарной и кондитерской промышленности. Последняя крупная сделка, в которой участвовала "Эфко", — это как раз покупка основной доли в упомянутой вами компании "Либойл".
Произошла она два года назад. За прошедший с того времени период группа больше не совершала никаких приобретений? Мы больше занимались расширением и созданием новых мощностей, как таковых серьезных сделок по покупке новых предприятий не было. Но все подобные вопросы мы решаем в рабочем порядке, постоянно анализируем рынок и наблюдаем за торгами.
Если приобретение нового актива соответствует нашей стратегии, то принимаем участие в торгах. Сельхозпроизводители последние два года придерживаются стратегии очень сдержанных продаж масличных культур, что отнюдь не облегчает жизнь переработчикам. Как вы гарантируете обеспечение своих мощностей сырьем? Изменилась ли как-то в связи с этим работа с аграриями?
На самом деле глобальных изменений нет. Такой "тяни-толкай" давно не новость. Фермеры хотят продать подороже, переработчики — купить подешевле. Маржа в переработке как была, так и остается небольшой.
При этом фермеры тоже понимают, что искусственное сдерживание продаж сырья имеет свойство оборачиваться его профицитом на рынке. Семечку, которую так бережно откладывали "до лучших времен", могут просто не купить. Или приобрести по непривлекательной цене. Дополнительный дисконт сырью обеспечит то, что при хранении в условиях повышенной влажности оно окисляется, а значит, тоже теряет в качестве и цене.
Мы имеем дело с высококонкурентным рынком и десятками факторов влияния. Продажи, например, сои в этом году могут идти стабильно, а на следующий — перевернуться с ног на голову из-за засушливой погоды в Аргентине. Наши главные преимущества здесь — это опыт, выстроенные отношения с фермерами "в поле" и сильная аналитика, обеспечивающая высокую точность прогнозов. Сильная часть бизнеса "Эфко" является активным экспортером сельхозпродукции.
Каковы результаты по данному направлению? Экспорт — традиционно сильная часть бизнес-модели "Эфко". Хотя в прошлом году зависимость от международной торговли оказалась и не самой сильной ее стороной. Наши ведущие экспортные продуктовые категории — растительные масла, шрот, специализированные жиры и маргарины, кормовые продукты и брендовые товары.
Слишком дорогая логистика. Говоря о перспективах развития производства альтернативной продукции, Сергей Иванов рассказал, что компания постоянно работает над расширением линейки:.
Производители гармонизируют состав, делая растительное мясо источником белка, железа, кальция, аминоксилот и других питательных микроэлементов. Там культура потребления, например, растительного молока существует давно и в ближайшие два года ожидается увеличение спроса. Также можно выделить и страны Ближнего Востока. Российские производители могут занять свободные ниши и влюбить потребителей в свою продукцию.
Качество, вкус и цена станут конкурентными преимуществами российских производителей растительных продуктов. Экспортный потенциал огромный! У производителей продукции на растительной основе есть шанс закрепиться в Китае, Вьетнаме, Таиланде, Сингапуре и не только.
Решение болезненное. Производитель йогуртов «Слобода» и Liberty Yogurt закрывает бизнес
Исполнительный директор ГК «ЭФКО» Сергей Иванов. Исполнительный директор ГК "Эфко" Сергей Иванов пояснил, что это связано с введением экспортных пошлин на эти культуры. Смотрите видео онлайн «Сергей Иванов (Эфко, Даурия). Исполнительный директор ГК «ЭФКО» Сергей Иванов объяснил, почему рост экспортных пошлин на подсолнечник не угрожает сокращением площадей. Об этом рассказал на своей странице в Facebook исполнительный директор ГК «Эфко» Сергей Иванов. Сергей Иванов из «ЭФКО» — один из немногих бизнесменов и топ-менеджеров в России, кто активно ведет соцсети, много выступает и не боится говорить о глобальных проблемах.
«ЭФКО» начал поставлять растительное мясо на арабский рынок
Да, в прошлом они были на уровне 50-60 тыс. Но долгое время подсолнечник, в принципе, стоил 20 тыс. Сегодня сырье придерживают, ждут цены в 50 тыс. Думаю, что сезон будет очень тяжелым — коллективный разум должен как-то получить этот опыт. Нужно трезво мыслить, оценивать балансы и считать, смотреть, куда движется рынок. Высока вероятность того, что во второй половине сезона будет обвал цен.
Есть мнение, что в связи с этим компаниям приходится пересматривать свои долгосрочные планы и инвестиционную активность. Что произошло? Какие инвестпроекты поменялись? Если взять масличные, мы инвестировали в них при цене в 20 тыс. Сейчас они дешевле 30 тыс.
Условный фермер жалеет, что они не стоят 50 тыс. Но о чем речь? Это не очень конструктивная постановка вопроса. Вы упомянули, что переработчики и сельхозтоваропроизводители обречены работать вместе. Почему вы использовали такую формулировку?
Есть какие-то проблемы во взаимоотношениях? Пытаемся друг другу продать свою картину мира. Сельхозтоваропроизводители говорят, что хотят продать всё сырье на экспорт. Мы настаиваем, что у нас больше мощностей и мы рядом. Покупает сегодня Турция, а завтра не будет.
И что тогда? В итоге получается такой коммерческий конфликт — переработчики занижают цены, производители завышают. Это «тяни-толкай» — вот что я имел в виду под словом «обречены». Но пытался сказать о единой экосистеме, конечно. К счастью, сегодня на земле, у сельхозтоваропроизводителей, наконец-то за многие годы сложилась гигантская доходность.
Мы в переработке и близко таких денег не зарабатывали, не будем зарабатывать и не претендуем на это. Соответственно, вы постоянно вводите новые мощности, выкупаете заводы — «Либойл», например.
А значит, имеет потенциал решения проблемы сладости для диабетиков.
На данный момент объем потребления сахара на Ближнем Востоке оценивается на уровне 16 млн тонн в год. Для этого потребуется всего 400 тонн сладкого белка. Предварительно речь идет о емкости рынка в 800 млн долларов.
В напитках речь уже идет о возможности заменить сахар в пропорции 1:10000. В конфетах пока дошли до отметки 1:500. И это зона для дальнейшего роста, чтобы себестоимость белковой сладости была сопоставима с традиционной.
Внутренняя аналитическая служба, изучающая инновации по всему миру, выяснила тогда, что фонд Билла Гейтса вложил деньги в стартап, который биотехнологическим способом собирался производить пальмовое масло. Стало ясно, что стремительно появляются направления, которые полностью меняют подходы к ключевому бизнесу компании. Поскольку основной бизнес ЭФКО — маслопереработка, акционеры попросили аналитиков и сотрудников венчурного фонда компании оценить вместе с учеными, насколько биосинтез масел — это реально и перспективно в обозримом будущем.
Оказалось, что задача действительно выполнимая, и в прошлом году специалисты ЭФКО получили первый биосинтезированный продукт — аналог какао-масла. Жиры из микроорганизмов получают технологией прецизионной ферментации. Для этого обычные пищевые дрожжи модифицируют, чтобы в результате они смогли продуцировать жиры, которые являются полным природным аналогом растительных масел.
Образование Выпускник экономического факультета Новосибирского госуниверситета. Карьера Совладелец, член совета директоров и исполнительный директор ГК «Эфко», одного из крупнейших производителей продуктов питания в России бренды «Слобода», «Альтеро» с оборотом 3 млрд долларов. Также является генеральным директором компании «Еда будущего» - проекта акционеров ГК «Эфко», развивающего бренд Hi Helathy Innovation в растительном мясе и растительных альтернативах молочной продукции; а также сооснователем Exactfarming - цифрового помощника Фото: mzhsr. И в качестве идеи для обсуждения предложила создать клуб качества "сделано в России", в котором участники добровольно возьмут на себя дополнительные обязательства по стандартам качества. И сразу после вступительноого слова Вероники Олеговны мне прилетел вопрос: - что я об этом думаю и нужно ли ЭФКО поддержка в продвижении наших брендов за границей?
Мамиконян человек гибкий, за бабло любую идею поддержит. А я им в чатик пожелание отправил. Чтобы они сами их ели, и дети их до шестого колена.
Гимн, флаг и прочие рюшечки это как способ убрать на корню любую критику "пути партии". Тот кто создал все - лох наверно и не знал что можно белок сразу из "сладенькой водички" делать. Шутка, не смешная только в Беларуси, что гуртом и батьку побить можно.
Сделано в России: ни рыба, ни мясо
Исполнительный директор «ЭФКО» Сергей Иванов рассказал о новой разработке технологов компании – биосинтезированном растительном масле. Исполнительный директор и совладелец «Эфко» Сергей Иванов считает, что излишний оптимизм в восприятии природы человека — один из важных вызовов для предпринимателей, создающих бизнес на прорывных инновациях. Все новости и статьи по теме Эфко для инвесторов на сегодня. ВОмске. И наука такие решения уже предлагает, – открыл лекторий исполнительный директор ЭФКО Сергей Иванов. Группа компаний «ЭФКО» на форуме INNOFOOD в Сочи представила биосинтезированное растительное масло, произведённое бактериями. Совладелец группы компаний о том, почему «Эфко» делает ставку на.
Сергей Иванов
Основатель частной космической компании заплатит миллионы за потерянные спутники | Исполнительный директор ЭФКО (бренды "Слобода", Hi и другие) Сергей Иванов поделился своим мнением по поводу неприятия покупателями продуктов питания. |
Иванов: социальная ответственность становится основой устойчивости бизнеса | Совладелец «ЭФКО» и председатель наблюдательного совета фонда Сергей Иванов в рамках панельной дискуссии на «ЭКСПО-2020» объявил о решении компании перенести штаб-квартиру своих инновационных проектов на Ближний Восток. |
«ЭФКО» разрабатывает биосинтезированное растительное масло | Открыл конференцию исполнительный директор «ЭФКО» Сергей Иванов. |
ГК "ЭФКО" прекратит производство молочных продуктов | Сергей Николаевич совладелец, член совета директоров и исполнительный директор ГК «Эфко», одного из крупнейших производителей продуктов питания в России с оборотом 3 млрд долларов. |
Кто владелец ESG-бизнеса? | В этом смысле спич исполнительного директора группы компаний «Эфко» Сергея Иванова на форуме стал вполне показательным, пускай даже речь в нем шла лишь о биореволюции. |
Другие новости по теме
- Сергей Иванов: Рассчитываем загрузить наше производство продажами на экспорт на 60-70%
- Новости. Главные новости ритейла в России и мире 📰 New Retail
- Сергей Иванов (Эфко, Даурия) — как вернуться из космоса и завоевать пищевой рынок | шоу Основатели
- Похожие статьи по теме:
- «ЭФКО»: будущее пищевого производства
- Воронежская компания запланировала начать производство препаратов для долголетия
Сергей Иванов: выручка ГК «Эфко» выросла в 2022 году до 277 млрд рублей
Мы начали перевод компании в другую философию существования — формируем иное отношение к продукции. Эта новая философия должна соответствовать нашему пониманию глобальных вызовов, которые стоят перед индустрией питания. Для 10 млрд человек рано или поздно еды не хватит. Второй вызов — экология. Индустрия еды не может не влиять на процессы, происходящие на нашей планете. ESG-повестка будет довлеть над индустрией еды так же, как это уже происходит с энергетикой и металлургией. Третий вызов — это здоровье.
Ради создания доступной еды производители массовых продуктов питания идут на слишком серьезные компромиссы в отношении здоровья человека. Еще один вызов — ожирение. Динамика страшная — за пять лет количество страдающих этой болезнью в мире выросло с 100 млн до 500 млн человек. Мы все эти вызовы пропустили через себя и сформулировали простую идею, которая легла в основу нашего долгосрочного планирования — будущее точно за технологиями, отвечающими на каждый из этих вызовов одновременно. Для себя мы переводим их как «здоровое будущее». В перспективе — это сладкий белок, пищевые волокна и другие инновационные продукты.
Это целая линейка, которую мы вывели из группы и трансформировали в проект акционеров компании. Не приходится ли чем-то жертвовать — инвестициями, ресурсами — в пользу «Hi! Чтобы заниматься инновациями, мы сформировали дополнительные управленческие ресурсы. Сам инновационный центр построили еще 10 лет назад. И если до 2017 года это было скорее элементом нашей культуры, то четыре года назад мы осознали: чтобы выжить, нужно сделать инновации главной причиной нашей конкурентоспособности. И работать в этом направлении не просто между делом и для себя, а подходить к вопросу основательно.
Сказали себе, что должны научиться создавать и внедрять разработки, доводить их до людей, масштабировать и реализовывать. В противном случае мы просто прекратим существование. Перед таким выбором себя и поставили. Организовали пространство «Лиман» в поселке Белая Вежа. Мы рассматриваем его как социальную экосистему для совместной работы и жизни ученых, администраторов, социальных конструкторов. Вторым шагом стало то, что посадили акционеров и высший менеджмент за парты — начали изучать цитологию, генетику, физику, химию, социологию, психологию, нейрофизиологию, философию, проводить социологические исследования.
Мы стали лучше понимать, что происходит в обществе, начали учиться думать цивилизационными кодами и технологическими трендами. То есть пытаться увидеть, куда движутся общество и технологии. Для себя мы определяем бизнес простой формулой.
Как поменялась стратегия. Каково оказаться в ОАЭ раньше всех? Откуда столько мифов о майонезе 52:42 Разбираемся с домашней едой. Почему промышленная еда все-таки лучше.
Запустить пилотное производство браззеина и монелина. А также локализовать сборку беспилотных летательных аппаратов и твердооксидных топливных ячеек. На базе собственного научного центра фонд инвестирует в разработки Hi-Food растительное мясо и молоко — Hi-Meat и Hi-Milk , Hi-Bio сладкие белки, биосинтезированные жиры и клеточное питание — Hi-Protein и Hi-Nutrition , Hi-Tech аэротакси, водородные и твердооксидные топливные элементы — Hi-fly и Hi-Energy.
В чем уникальность сои? Это очень богатая культура, которая идеально подходит для переработки по принципу zero waste. Масло отжал, пищевые волокна забрал, белок — в мясо и молоко. После производства концентратов и изолятов получается сладкая водица, которую можно использовать как культуральную жидкость для производства сладкого белка или нужных жиров. Сладкие белки открыли 30 лет в Африке — это браззеин, тауматин и монолин. Они в тысячи раз слаще сахара, а по потенциалу могут быть и в 10 000 раз слаще. Соя — очень богатая культура, которая идеально подходит для переработки по принципу zero waste.
А как их воспринимает организм человека? Нет инсулинового ответа. То есть человечество на пороге того, чтобы создать сладость, которая полезна и не провоцирует диабет. Пищевыми волокнами. То есть вы делаете сладкое, которое дает и эмоции, и нужные микроэлементы для микрофлоры. Это новое представление, какой может быть кондитерка будущего. Человечество на пороге того, чтобы создать сладость, которая полезна и не провоцирует диабет. Нам далеко до этого счастливого будущего? Думаю, что 1,5—2 года до промышленного внедрения. В сладких белках «ЭФКО» входит в число лидеров, хоть мы и поздно начали.
Хотели инвестировать в стартап, но нас не пустили. Тогда мы решили, а почему бы самим не сделать. Создали несколько лабораторий, нашли ученых в России, сотрудничаем со всеми институтами в стране, которые занимаются биотехнологиями. В Москве и Новосибирске два центра наших по этой теме работают. Тот путь, который в стартапе прошли за 4 года, наши ученые за 8 месяцев преодолели. История с сахарами понятна потребителю, он всегда стремится покупать безопасную для здоровья еду. А какой стимул для покупки растительного мяса? Правильно ли я понимаю, что на развитых рынках, где растительное мясо уже хорошо представлено в магазинах, потребители выбирают этот товар, потому что производство более экологично? Мы не делали таких исследований, не могу утверждать. Но мне кажется, это не единственный мотив.
Многие потребители отдают предпочтение местным производителям, потому что локальные фермеры оказывают меньше негативного влияния на окружающую среду. Американские производители идут на Ближний Восток, в Китай и не чувствуют проблем, о которых вы говорите. В Китае и странах Ближнего Востока население считает, что импортный товар лучше местного. У них есть такой менталитет. Мы для западных рынков нашим базовым торговым предложением рассматривали подсолнечник как источник белка. Подсолнечник из России — так же естественно, как российская пшеница. Но если говорить в целом, то мы больше верим в рынки, которые ближе к нам расположены. Мы сейчас продаем растительное мясо по цене чуть дороже говяжьего фарша. А цель — чтобы было по цене свинины. С таким позиционированием сможем найти потребителей даже там, где платежеспособный спрос не очень высокий.
Это как на внутреннем рынке, так и на экспорт? Но в первую очередь растительное мясо — это экспорт. В России потребители очень консервативны. С другой стороны, мы сильно недооцениваем тренды вегетарианства и флекситарианства среди молодежи. У этого фактора может быть кумулятивный эффект, когда молодые люди вдруг массово начнут голосовать ногами за новую еду. Здесь очень интересная дилемма — курица или яйцо. У российского продовольственного рынка есть специфика — зачастую многие инициативы преподносятся сверху. Например, ESG-повестка, которая через компании не зашла в сельское хозяйство. Мы видим активную позицию правительства, министерства сельского хозяйства. Разве нет?
Я с вами согласен, Минсельхоз и правительство начинают эту тему двигать. Но это только сейчас начало происходить. Важно понимать, что ESG-повестка очень конфликтная и идейная. То есть ты либо в это веришь, либо нет — и все делается для галочки. Появился целый класс функционеров, бизнес-чиновников, которые обслуживают такие интересы большого бизнеса. В этом трудно находиться, если честно.