На Западе она была известна как Матильда Кшесинская или Матильда Кшесинская. Биография и личная жизнь Матильды Кшесинской тесно связана с императорской семьей. Матильда Кшесинская: как балерина стала самой богатой женщиной России. 6 декабря 1971 года не стало Матильды Кшесинской.
Царь-девица: 18 впечатляющих фактов о Матильде Кшесинской
Матильда Кшесинская | Биография Матильды Кшесинской и личная жизнь так или иначе переплетается с судьбами высокопоставленных особ. |
Балетный роман | Светская львица дореволюционного Петербурга Матильда Кшесинская родилась ровно 145 лет назад — 31 августа 1872 года. |
Матильда Феликсовна Кшесинская. Супружеские измены | Надпись на памятнике Матильды гласит: «Светлейшая княгиня Мария Феликсовна Романовская-Красинская, заслуженная артистка императорских театров Кшесинская». |
«Своей семье он был верен»: историк — о романе между Николаем II и Матильдой | Где Николай Романов познакомился с Матильдой Кшесинской, как в русском обществе реагировали на роман между наследником и балериной и что с ней стало после разрыва отношений — «Афиша Daily» поговорила с петербургским историком Алексеем Кулегиным. |
Роковая Матильда: как на самом деле жила самая известная балерина имперской России
Кроме особняка в Петербурге, Кшесинская купила дом на юге Франции, куда приезжала несколько раз в год. Во время Первой мировой войны Матильда Кшесинская на собственные деньги построила лазарет на 30 мест, но, когда обстановка вышла из-под контроля, она была вынуждена бежать. Некоторое время балерина жила у знакомых, а в июле она вместе с сыном, горничной Людмилой Румянцевой и преданным слугой Иваном Курносовым выехала из Петербурга. В годы революции Кшесинской пришлось перенести серьезные душевные муки: она потеряла людей, с которыми тесно была связана раньше, — Николая II и великого князя Сергея Михайловича. В начале 1920 года Кшесинская навсегда покинула измученную политическими потрясениями Россию и обосновалась в Венеции. Несколько позже, во Франции, она вновь встретила великого князя Андрея, и влюбленные воссоединились. Согласовав вопрос о женитьбе с братом Андрея, Кириллом Владимировичем, влюбленные обвенчались в Русской церкви в Каннах 30 января 1921 года. В дневнике Андрей записал: «Наконец сбылась моя мечта — я очень счастлив». Матильда тоже была безмерно счастлива. Ведь она получила титул княгини. Свое прозвище Мадам 17 балерина получила из-за того, что в казино Монте-Карло, куда она так любила выезжать, неизменно ставила на цифру 17.
Для того чтобы ни в чем себе не отказывать, нужен был постоянный источник доходов, поэтому Кшесинской пришлось продать виллу и перебраться в Париж, где она открыла танцевальную школу. Сама Кшесинская не бросала балета и принимала активное участие в различных постановках. Например, в 1936 году, когда балерине было уже 64 года, она выступила со знаменитым русским танцем в лондонском «Ковент-Гардене». Но самой страшной потерей для балерины была смерть в 1956 году ее мужа, великого князя Андрея Владимировича. Убитая и потрясенная, я отказывалась верить, что не стало верного спутника моей жизни. Вместе с Верой мы горько заплакали и, опустившись на колени, начали молиться… С кончиной Андрея кончилась сказка, какой была моя жизнь». В день, когда Матильда Кшесинская ходила на спектакль актеров Большого театра, приехавшего на гастроли в Париж, она записала: «Хотя со смертью мужа я никуда больше не выезжаю, проводя дни в студии за работой, для добывания хлеба насущного, или дома, я сделала исключение и поехала на него посмотреть. Я плакала от счастья… Это был тот самый балет, который я не видела более 40 лет. Душа осталась, традиция жива и продолжается. Конечно, техника достигла большого совершенства…» До конца дней своих Матильда оставалась гордой примой-балериной Императорского балета.
Кшесинская ушла из жизни 6 декабря 1971 года, не дожив до 100-летнего юбилея всего 9 месяцев. Ее похоронили на кладбище Сен-Женевьев-де-Буа, которое стало последним приютом многих русских эмигрантов.
Я перестала смотреть на него только как на Наследника, я забывала об этом, все было как сон». Узнав о романе своего сына с начинающей балериной, мать Николая запретила Феликсу Кшесинскому принимать его дома. Влюбленные стали видеться в карете, стоявшей в переулке. Вскоре Матильда заговорила с отцом о своем переезде.
Он был в сомнениях, так как съезжать незамужней девушке было неприлично, да и сам роман не имел будущего. Однако он разрешил ей сменить место жительства, но только вместе со старшей сестрой. Так, при финансовой поддержке Николая она сняла дом, в котором они и жили. Последнее свидание Николая и Матильды прошло «на Волконском шоссе, у стоявшего на обочине сарая с сеном». Там будущий император разрешил ей продолжать обращаться к нему на ты и пообещал прийти на помощь в любой сложной ситуации. Матильда Кшесинская частенько козыряла своей приближенностью к Николаю.
Однажды, когда ее не допустили к парадному балету Большого театра, посвященному коронации, она написала жалобу в высшие инстанции. Ее пропустили, а сама она написала : «Моя честь была восстановлена, и я была счастлива, так как я знала, что это Ники лично для меня сделал». А однажды она отказалась облачиться в некий костюм , ей выписали штраф. Она оскорбилась и написала царю, который постановил отменить штраф, а директор театра подал в отставку. Позднее он стал не только ее покровителем , но и любимым человеком. После прекращения отношений с Матильдой он так и не женился, а в момент кончины держал в руке медальон с портретом возлюбленной.
Великий князь Сергей Михайлович остался при мне и поддержал меня. Никогда я не испытывала к нему чувства, которые можно было бы сравнить с моим чувством к Ники, но всем своим отношением он завоевал мое сердце, и я искренне его полюбила». Матильда Кшесинская На сцене Мариинского театра она выступала как Кшесинская 2-я, 1-й была ее старшая сестра Юлия. Там Матильда показывала свое мастерство с момента окончания училища с 1890 года и до 1917 года. Еще будучи ученицей училища, она сомневалась в правильности выбранного пути и даже подумывала бросить занятия, но, увидев танец итальянской балерины Вирджинии Цукки, поняла, к чему следует стремиться. Но она преображалась, когда просто улыбалась.
Низкий рост позволил ей осуществлять самые сложные танцевальные па.
Следует сказать, что чувства молодых людей были взаимными. Матильда всегда с нетерпением ждала появления Николая на своих премьерах и танцевала в эти моменты с особым вдохновением. Наследник престола, с свою очередь, стремился видеть возлюбленную как можно чаще. Так, после того, как он пребывал в длительной поездке в Японии, после приезда он первым делом отправился к Кшесинской. Как и любой наследник престола, Николай рано или поздно вынужден был жениться. Его избранницей стала Алиса Дармштадская, принцесса из Британии. Интересно то, что родители противились этому браку, при этом Кшесинская всячески поддерживала своего любовника и одобряла его выбор. Она понимала, что балерина не может стать супругой наследника, ею должна стать исключительно особа королевской крови.
Гогеном на углу Кронверкского проспекта и Дворянской улицы. Теляковский Владимир Аркадьевич Из газеты «новости дня» от 22 января 1905 года «Известная балерина М. Кшесинская, покинувшая Мариинскую сцену, воздвигает себе палаццо в самой модной части Петербурга — на Троицкой площади, на углу Кронверкского проспекта. Весь первый этаж дворца занят парадными комнатами. Дворец строит архитектор Высочайшего Двора А. Судя по записям в дневниках Теляковского, главной задачей Матильды Феликсовны было «топить Дягилева», особенно после того, как Нижинский отказался танцевать с ней на её бенефисе в честь двадцатилетия пребывания на сцене.
Но Дягилев хотел привезти «Русские балеты» на российскую сцену, а без поддержки Кшесинской это было бы очень трудно сделать. Кроме того, Вацлав Нижинский был военнообязанным, и Дягилев надеялся, что Кшесинская повлияет на высочайшее решение об отсрочке. Кшесинская же была заинтересована в гастролях в Ковент Гарден. Вот как это кратковременное сотрудничество отразилось в переписке современников: Валентин Серов — Вальтеру Нувелю «Да, да, по всей вероятности, Сергей Павлович решил-таки по-своему, как мы с Нижинским ни отговаривали — пригласить Кшесинскую. Как-никак, на мой взгляд, это — позор. Во-первых, при всех гимнастических достоинствах она не артистка.
Во-вторых, она—Кшесинская, а это тоже кое-что…» Владимир Теляковский делает запись в дневнике: «Час от часу не легче. Кшесинская снюхалась теперь с Дягилевым». В этот сезон единственный раз три самые известные балерины своего времени Анна Павлова, Тамара Карсавина и Матильда Кшесинская танцевали в одной программе. И не одна. Она привезла с собой сына Вову, доктора Милька, своего верного оруженосца барона Готша, горничную, театральную портниху и великого князя Андрея Владимировича». Кшесинская хранила свои драгоценности в лондонском магазине Фаберже и каждый вечер специальный агент-детектив привозил ей те, которые она просила из списка и оставался у дверей уборной до конца спектакля.
«Поклонская знала, что у Николая II и Кшесинской была дочь»
У Матильды Кшесинской родился сын от Николая II. Матильда Кшесинская прожила яркую жизнь, однако ее последние годы за границей были относительно спокойными. Кшесинская тоже опасалась за свою жизнь – слишком тесной была ее связь с императорским домом.
Матильда Кшесинская - балетная звезда со скандальной репутацией (19 фото)
Надпись на памятнике Матильды гласит: «Светлейшая княгиня Мария Феликсовна Романовская-Красинская, заслуженная артистка императорских театров Кшесинская». Что ж, пока заинтригованная российская публика в состоянии некоторой оторопи готовится лично оценить источник всероссийской шумихи, Владимир Тихомиров рассказывает, какой была в жизни Матильда Кшесинская. Надпись на памятнике Матильды гласит: «Светлейшая княгиня Мария Феликсовна Романовская-Красинская, заслуженная артистка императорских театров Кшесинская». Надпись на памятнике Матильды гласит: «Светлейшая княгиня Мария Феликсовна Романовская-Красинская, заслуженная артистка императорских театров Кшесинская».
Матильда Кшесинская - биография, фото, личная жизнь, Николай II и последние новости
В 12 часов было освящение штандартов. Стояние у театра дразнило воспоминания». Находясь под впечатлением ее — перо трясется в руке! Встречаться у родителей становилось просто немыслимым», — вспоминала Кшесинская. В мемуарах маленькая Кшесинская действительно, всего 153 см! В своих воспоминаниях она строго придерживалась одной линии: любовь с наследником была горяча и взаимна, но невинна; его брак был вынужденно династическим, поэтому балерина с самого начала отношений благоразумно не претендовала на важную роль в его судьбе. Заявления о взаимной любви «…когда государь со свитою обходил фронт полка, наследник, идя за ним, в упор смотрел на меня, а я на него моими влюбленным глазами» чередуются в мемуарах с перечислением всевозможных «трофеев» дорогих вин, мебели, украшений — знаков внимания великих князей, офицеров и знаменитостей и подарков от Ники «…наследник подарил восемь золотых, украшенных драгоценными камнями чарок для водки»; «подарки были хорошие, но не крупные».
Я ожидала наследника у себя в доме, могла свободно и когда хотела его принимать, а в то же время в театре я должна была получать первые роли в лучших балетах и выступать уже как настоящая балерина в целом балете, а не в отдельных небольших ролях», — Кшесинская легко и не особо смущаясь совмещала личное со служебным. О том, что этот роман рано или поздно должен окончиться, оба понимали с самого начала. Примечательно, что в еще декабре 1891 г. Я давно ее люблю, но еще глубже и сильнее с 1889 года, когда она зимой провела шесть недель в Петербурге! Я долго противился моему чувству, стараясь обмануть себя невозможностью осуществления моей заветной мечты! Но теперь, когда Эдди Альберт Виктор Эдуард, старший сын принца Уэльского, с согласия королевы Виктории сватался к Аликс, однако получил отказ.
В мемуарах Матильда записала лишь общие возвышенные фразы о царе «…чувство долга и достоинства было в нем развито чрезвычайно высоко» и царице «…в ней наследник нашел себе жену, целиком восприявшую русскую веру, принципы и устои царской власти, женщину больших душевных качеств и долга». При расставании она лишь трогательно попросила разрешения обращаться к нему в письмах на «ты», как и прежде, и в нужде просить о помощи. На деле все было несколько сложнее: после помолвки Алиса Гессенская в Англии получила неприятные анонимные письма с оскорбительными сведениями о Ники. Вчитываться она не стала, показала письма жениху, и тот исповедался ей в своем завершенном романе. Николай дал прочесть невесте дневник и впредь открыл ей доступ к его записям. Примирение было полным: в том же дневнике 8 июля 1894 г.
Аликс растроганно записала: «Мой родной, дорогой мальчик, никогда не меняющийся, всегда верный… Словами не выразить мою любовь, восхищение и уважение — что прошло, то прошло и никогда не возвратится, и мы можем спокойно вспоминать об этом — нас всех искушают в этом мире, и… когда мы раскаиваемся и возвращаемся к добру и на верный путь, Бог нас прощает… Прости, что я пишу так много, но я хочу, чтобы ты был совершенно уверен в моей любви к тебе и в том, что я люблю тебя еще больше с тех пор, как ты рассказал мне об этой маленькой истории. Твое доверие ко мне тронуло меня так глубоко, и я молю Господа оказаться всегда достойной его. Благослови тебя Бог, любимый Ники! До «охлаждения» Кшесинская не только не скрывала, а напротив, старалась афишировать свои отношения с будущим царем, а после — напоминать о них. Отсвет власти и всемогущества державного друга падал и на нее. Среди множества слухов и сплетен о ней — чаще всего скандальных и диких — были и вполне обоснованные.
Еще во время романа она вела себя довольно надменно с коллегами по цеху и требовала к себе особого отношения.
Дед Кшесинской был знаменитым скрипачом и драматическим актером, отец — танцовщиком, мать — актрисой. Сама Кшесинская так писала о своем детстве: «Я была любимицей отца. Он угадывал во мне влечение к театру, природное дарование и надеялся, что поддержу славу его семьи на сцене. С 3-летнего возраста я любила танцевать, и отец, чтобы доставить мне удовольствие, возил меня в Большой театр, где давали оперу и балет. Я это просто обожала…» Никто в семье даже не подумал препятствовать естественному желанию Матильды стать танцовщицей.
Она поступила в Императорское театральное училище, которое с блеском окончила. После выпускного экзамена состоялся торжественный обед, на котором присутствовали все члены императорской семьи. Александр III посадил Кшесинскую рядом со своим сыном и в шутку заметил: «Смотрите только, не флиртуйте слишком». Вскоре Кшесинскую зачислили в балетную труппу. Последовали первые спектакли и первые роли. Желание балерины танцевать Эсмеральду не исполнилось.
Мариус Петипа сказал, что, только познав горести любви, Матильда сможет по-настоящему понять роль Эсмеральды. Во время одной из прогулок по Петербургу Кшесинская увидела, как мимо нее проехал экипаж. В нем сидел великий князь Николай Романов, наследник российского престола. Тот обернулся и улыбнулся Кшесинской, словно давая понять ей, что помнит о шутке отца. После того как престолонаследник вернулся из кругосветного путешествия, начался пылкий роман. Ники, как называли его близкие, сделал первый подарок Матильде: золотой браслет с сапфиром и бриллиантами.
Далее Матильда стала хозяйкой прекрасного особняка на Английском проспекте, который построил великий князь Константин Николаевич для своей возлюбленной, балерины Кузнецовой. О своем романе с Николаем Кшесинская позже вспоминала: «Ники меня поразил. Передо мной сидел не влюбленный в меня, а какой-то нерешительный, не понимающий блаженства любви. Летом он сам неоднократно в письмах и разговорах напоминал насчет близкого знакомства, а теперь вдруг говорил совершенно обратное, что не может быть у меня первым, что это будет мучить его всю жизнь… Он не может быть первым! Разве человек, который действительно любит страстно, станет так говорить? Конечно нет, он боится просто быть тогда связанным со мной на всю жизнь, раз он будет первый у меня… В конце концов мне удалось убедить Ники… Он обещал, что это совершится через неделю, как только он вернется из Берлина…» Кшесинская скорее всего не подозревала, что она и Николай явились марионетками в спектакле, поставленном родителями престолонаследника, которые были обеспокоены его инфантильностью.
Начались — телефоны, разговоры, телеграммы. Бедный директор метался туда, сюда. Наконец шлет министру шифрованную телеграмму в Данию, где тот в это время находился при государе. Дело было секретное, особой государственной важности. И что же? Получает такой ответ: «Так как балет этот Кшесинской, то за ней его и оставить». Матильда продолжала выступления даже будучи беременной - до тех пор, пока удавалось скрывать растущий живот. Роды были тяжелые, Матильду и ребенка еле спасли.
Великая княгиня Мария Павловна, мать Андрея была решительно против каких-нибудь отношений сына с Кшесинской. Поскольку он был еще слишком молод, то не имел возможности записать сына на свое имя. Отчество он получил Михайлович, а через десять лет сын Кшесинской был именным указом Николая возведен в потомственное дворянство под фамилией Красинский Великая княгиня Мария Павловна Великий князь Андрей Владимирович и Матильда Феликсовна Кшесинская с сыном Владимиром Матильда Феликсовна Кшесинская с сыном Владимиром Матильда Кшесинская в своем особняке Санкт-Петербурга, в 1916 год. В ноябре Кшесинской было присвоено звание заслуженной артистки. После долгих уговоров она согласилась вернуться на сцену в качестве приглашенной балерины - на отдельные спектакли и продолжала выступления с неизменным успехом. Именно этот период стал одним из лучших в ее творчестве с появлением у нее нового партнера, Петра Николаевича Владимирова, она словно обрела вторую молодость. Пётр Николаевич Владимиров Кшесинская влюбилась в него - может быть, это было одно из самых сильных ее увлечений за всю жизнь. Он был очень красив, элегантен.
Она была старше его на 21 год. Специально чтобы танцевать с ним, Кшесинская решила выступить в «Жизели» - балете, в котором блистали Павлова и Карсавина. Для балерины в сорок четыре года это была совершенно неподходящая партия, к тому же Кшесинская не умела исполнять лирико-романтические роли и впервые потерпела неудачу. Чтобы подтвердить свою репутацию, она тут же с блеском станцевала свой коронный балет - «Эсмеральду». Андрей Владимирович, узнав о страсти Матильды, вызвал Владимирова на дуэль. Они стрелялись в Париже, в Булонском лесу. Великий князь прострелил Владимирову нос, и тому пришлось делать пластическую операцию. Кшесинская могла бы танцевать еще долго, но революция 1917 года положила конец ее карьере.
Она еще пыталась отсудить у большевиков особняк, с балкона которого выступал Ленин. Понимание, насколько все серьезно, пришло позже. Вместе с сыном Кшесинская скиталась по югу России, где власть менялась, словно в калейдоскопе. Великий князь Андрей Владимирович попал в руки большевиков в Пятигорске, но те, так и не определившись, в чем он виноват, отпустили его на все четыре стороны. Сын Владимир переболел испанкой, выкосившей в Европе миллионы людей. Чудом избежав сыпного тифа, в феврале 1920 года Матильда Кшесинская на пароходе «Семирамида» навсегда покинула Россию. К этому времени двоих ее возлюбленных из рода Романовых уже не было в живых. Жизнь Николая прервалась в доме Ипатьева, Сергея застрелили в Алапаевске.
Когда его тело подняли из шахты, куда оно было сброшено, в руке великого князя нашли маленький золотой медальон с портретом Матильды Кшесинской и надписью «Маля». В феврале 1920 года она с семьей навсегда покинула Россию, отплыв из Новороссийска в Константинополь. В 1921 году в Каннах 49-летняя Матильда Кшесинская впервые в жизни стала законной женой. Великий князь Андрей Владимирович, несмотря на косые взгляды родственников, оформил брак и усыновил ребенка, которого всегда считал своим. Матильде Феликсовне был присвоен титул Светлейшей княгини Романовской-Красинской, а ее сын Владимир был официально признан сыном Андрея Владимировича и тоже Светлейшим князем. В их доме бывали Тамара Карсавина, Сергей Дягилев, уехавшие за границу великие князья. Хотя денег было мало - почти все ее драгоценности остались в России, у семьи Андрея средств тоже было немного, - Кшесинская отклоняла все предложения выступать на сцене. В 1929 году, в год смерти Дягилева, Матильда Феликсовна открыла в Париже свою балетную студию.
Школа пользовалась неослабевающим успехом, - даже во время войны у нее никогда не было недостатка в учениках. В годы Второй мировой войны, когда немцы оккупировали Францию, сын Матильды был арестован гестапо. По легенде, балерина, чтобы добиться освобождения, добилась личной аудиенции у шефа гестапо Мюллера. Сама Кшесинская этого никогда не подтверждала. Владимир провел в концлагере 144 дня, в отличие от многих других эмигрантов сотрудничать с немцами отказался, и все-таки был выпущен на свободу. В конце сороковых годов она отдалась новой страсти - рулетке. В казино ее называли «мадам Семнадцать» - именно на это число она предпочитала ставить. Страсть к игре довольно скоро разорила ее, и доходы от школы остались единственным источником существования.
В 1950-х годах она написала мемуары о своей жизни, которые впервые были изданы на французском языке в 1960 году. В 1958 году впервые на гастролях в Париже был Большой театр. Она сидела в ложе и плакала от счастья, что русский классический балет, которому она отдала всю жизнь, продолжает жить... Матильда Феликсовна не дожила лишь девять месяцев до своего столетнего юбилея. Она умерла 6 декабря 1971 года. В роду Кшесинских было много долгожителей. Дед Матильды прожил 106 лет, сестра Юлия умерла в возрасте 103 лет, а сама «Кшесинская 2-я» ушла из жизни всего за несколько месяцев до 100-летия. Она похоронена вместе с мужем, которого пережила на 15 лет, и сыном, который ушел из жизни спустя три года после матери.
На ней значится: Светлейшая княгиня Мария Феликсовна Романовская-Красинская, заслуженная артистка императорских театров Кшесинская. Она пережила свою страну, свой балет, мужа, любовников, друзей и врагов. Ее любовь к мехам - от пальто, отделанных горностаем, до длинных накидок с темно-коричневыми соболями - вошла в легенду. Но все же к драгоценностям она питала особое пристрастие. Балерина водила дружбу с Агатоном Фаберже, сыном знаменитого Карла Фаберже и потому могла выбирать себе украшения. На крещение сына князь Владимир Александрович подарил ей прекрасный крест, украшенный уральскими изумрудами. Было у нее и красивое бриллиантовое колье riviere-подарок цесаревича. Но самым любимым украшением Матильды было ожерелье.
Выполненное, по всей вероятности, Фаберже, оно состояло из перевитых лент и бантов, усеянных бриллиантами. Центральный элемент колье - в виде большого банта, украшенного крупным бриллиантом грушевидной формы, - был съемным, и его можно было носить как брошь В 1911 году на двадцатилетие своей сценической карьеры, Матильда получила от Николая II в дар орла, украшенного бриллиантами, оправленными в платину, к которому крепилась подвеска с розовым сапфиром. По заказу великого князя Андрея Владимировича, князь Александр Константинович Шервашидзе, прославившийся также как талантливый сценограф, создал эскиз бриллиантовой тиары-бандо с шестью большими сапфирами-кабошонами. Скорее всего, это украшение было выполнено в мастерской Августа Хольстрема, специализировавшейся на изделиях из платины с бриллиантами. Тиара-бандо составила гарнитур с украшением, полученным Матильдой ранее в подарок от великого князя Андрея. Речь идет о созданном Фаберже кулоне с большим сапфировым кабошоном, массой более 100 карат, с подвеской из ограненного кабошоном сапфира грушевидной формы, массой 83 карата. Оба камня были оправлены в платину и окаймлены бриллиантами.
Балерина славилась умением устраивать карьеру и отстаивать свои позиции. Некоторым образом именно она послужила причиной ухода из театра князя Волконского : отказавшись восстанавливать для Кшесинской старинный балет « Катарина, дочь разбойника », он был вынужден подать в отставку с поста директора Императорских театров [7] согласно воспоминаниям самой балерины, видимым поводом к конфликту послужили фижмы костюма для русского танца из балета « Камарго ». В 1911 году Кшесинская участвовала в « Русских сезонах » в Лондоне. Дягилев пошёл на контакт со «своим злейшим врагом» в надежде решить свои проблемы в российской столице: с помощью влияния и связей балерины он намеревался добиться возможности выступить со своей антрепризой в Петербурге и получить отсрочку военной службы для ставшего военнообязанным Нижинского. В обмен на обещание «похлопотать» Кшесинская была приглашена танцевать во время лондонского сезона 1911 года балерину интересовал именно Лондон, где традиционно собиралась высшая аристократия — в отличие от Парижа, бывшего центром артистической жизни. Для её выступлений было выбрано « Лебединое озеро » — в том числе потому, что Дягилев хотел получить доступ к принадлежавшим ей декорациям балета. Балерина стала посредником Дягилева в его переговорах с директором Императорских театров Теляковским по поводу аренды Михайловского театра на сезон 1912 года. Последний отреагировал на этот альянс с раздражением: «Час от часу не легче. Кшесинская снюхалась теперь с Дягилевым» [8]. Попытки уладить дела при помощи Кшесинской полностью провалились. Дягилев был настолько зол на неё из-за Нижинского, что его слуга Василий всерьёз предлагал ему отравить балерину [9]. Во время Первой мировой войны , когда войска Российской империи сильно страдали от нехватки снарядов, верховный главнокомандующий великий князь Николай Николаевич утверждал, что бессилен что-либо сделать с артиллерийским ведомством, так как Матильда Кшесинская влияет на артиллерийские дела и участвует в распределении заказов между различными фирмами [10] :162.
Любимая балерина императора. Жизнь и судьба Матильды Кшесинской
ПОСЛЕДНЯЯ ДОЧЬ ПОСЛЕДНЕГО ИМПЕРАТОРА? | 6 декабря 1971 года не стало Матильды Кшесинской. |
Чем очаровывала польская балерина Кшесинская мужчин дома Романовых | На Западе она была известна как Матильда Кшесинская или Матильда Кшесинская. |
Матильда Кшесинская - биография, новости, личная жизнь | Конечно, самые яркие, привлекающие внимание страницы биографии Матильды Кшесинской связаны с ее романом с наследником престола. |
ПОСЛЕДНЯЯ ДОЧЬ ПОСЛЕДНЕГО ИМПЕРАТОРА? - 11 июня 2003 - ФОНТАНКА.ру | Матильда Феликсовна Кшесинская в зимнем саду. |
Последние годы «великолепной Матильды» | Матильда Кшесинская родилась 19 (31 по новому стилю) августа 1872 года в Лигово (под Петербургом) в семье артистов балета Мариинского театра. |
РГАЛИ. 150 лет со дня рождения русской балерины Матильды Кшесинской
Последние годы «великолепной Матильды» | Русская Культура | Читайте полную биографию балерины Матильды Кшесинской, 151 год со дня рождения которой исполняется 31 августа 2023 года. |
Последние годы «великолепной Матильды» | Биография и личная жизнь Матильды Кшесинской тесно связана с императорской семьей. |
Матильда Кшесинская — биография балерины
Константин Севенард показывает два главных доказательства того, что его бабушка — дочь Николая II и Матильды Кшесинской. Матильда Кшесинская (1872 — 1971) — знаменитая русская балерина и педагог. Родители Матильды Кшесинской: Феликс Кшесинский и Юлия Доминская./Фото.
Матильда Кшесинская - биография, фото, личная жизнь, Николай II и последние новости
Матильда Кшесинская стала известной балериной не только в России, но и далеко за пределами ее. Матильда Кшесинская (1872 — 1971) — знаменитая русская балерина и педагог. Прима-балерина Императорского театра Матильда Кшесинская была не только одной из ярчайших звезд русского балета, но и одной из самых скандальных и неоднозначных фигур в истории ХХ в. Она была. Родители Матильды Кшесинской: Феликс Кшесинский и Юлия Доминская./Фото. Судьба Матильды Кшесинской вообще была тесно связано с судьбой императорской фамилии. Биография и личная жизнь матильды кшесинской Матильда кшесинская личная жизнь.