Гетман Мазепа – «иуда» Петра Великого, почему он предал русских, которым присягнул на верность. В Северной войне Мазепа выступал на стороне Петра I, но после ряда поражений русской армии он уверовал в непобедимость Карла XII. Мазепе удалось завоевать доверие Петра в самые короткие сроки. С 1689 года Пётр получал на Мазепу доносы, говорившие о его измене. Мазепа, как опытнейший политический игрок, в какой-то мере даже способствовал воцарению Петра, ибо в тогдашней «схватке за Кремль» не поддержал Софью и своего благодетеля боярина Голицына во время их попытки перехватить легитимную власть.
Какую роль сыграл гетман Мазепа в истории России и Украины
- Читайте также
- Курсы валюты:
- Измена И. Мазепы и политика русского правительства на Гетманщине
- Иван Степанович Мазепа
- Осада крепости Карлом
Изменник Мазепа и битва Полтавская 1708-1710 годы
Как отзывался о своих соотечественниках — малороссийских крестьянах и казаках? Как стал гетманом? За какие заслуги Петр I ввел его в свой ближний круг? Почему современная украинская пропаганда лепит из Мазепы образ героя? Как сложилась судьба Мазепы после разгрома шведов под Полтавой?
Итог показателен: военно-стратегический и политический результат мазепинщины оказался равен нулю. Ни поднять общенародное восстание против «москалей», ни даже нанести урон коммуникациям русской армии не удалось. Головкин писал послу в Дании князю В. Долгорукому: «…весь малороссийский народ обретаетца в верности к Его Царскому Величеству и ис тех мест, где шведы были, а имянно из Ромны и Прилук, все прислали присланных своих с объявлением верности своей». Исторические данные о Полтавской баталии свидетельствуют: участие казаков Мазепы в битве было минимальным.
Современный исследователь Полтавской битвы и событий вокруг неё Владимир Артамонов отмечает: «Небольшая кучка добровольцев-запорожцев пошла вместе со шведской армией на штурм русских редутов. Остальные силы Мазепы 6—8 тыс. А вот казаки нового пророссийского гетмана Скоропадского принимали в Полтавской битве куда более активное участие. Не говоря уже о стихийной партизанской вой не на территории Украины, которая обескровила шведскую армию». После Полтавы в биографии Мазепы остаются только поспешное бегство между прочим, вместе со значительной частью богатств и бесславная смерть на чужбине. Как известно, турецкие власти отказались выдать Мазепу и его немногочисленных приспешников России. Головкину от 8 августа 1709 года проясняет мотивы турок и их отношение к украинским беглецам: «И то заявляю я вашей милости моему милостивому пану, что ежели совокупно Мазепа и все, с ним находящиеся, у ваших милостей за людей почитаются, то мы их за таковых не считаем и не признаём. Знаем только и признаём короля шведского и при нём состоящих. И кто бы они ни были, ежели короля шведского слугами являются, [тех] тогда знаем».
Не только финальная измена, но и весь жизненный путь Мазепы характеризует его как человека хитрого, но не мудрого, для которого вполне естественным было предавать товарищей и покровителей. Достойно удивления, как эти качества в избранном кумире спокойно принимают «мазепознавцы», прославляющие, в то же время, кодекс чести запорожского «степного рыцарства». Николай Костомаров писал: «Самое верное определение этой личности будет сказать, что это была воплощенная ложь. Он лгал перед всеми, всех обманывал — и поляков, и малороссиян, и царя, и Карла, всем готов был делать зло, как только представлялась ему возможность получить себе выгоду или вывернуться из опасности». Впрочем, в этом отношении Мазепа был не оригинален — он выступал наследником и продолжателем политики гетманов эпохи «Руины», лавировавших между Россией, Польшей, Османской Турцией и Крымом… Иван Степанович Мазепа, происходивший из православной шляхетской семьи с Белоцерковщины, воспитывался в тогдашней Речи Посполитой, при дворе польского короля Яна Казимира, «королевским покоевым» камер-юнкером которого он был. По согласному мнению биографов, Мазепа всю жизнь оставался человеком не украинской, а скорее польской культуры и польского уклада. Известия о его юности, которые трудно проверить методами исторической науки, представляют молодого авантюриста и искателя приключений.
Теперь когда гетман бежал, Петр, учитывая, что российская казна все равно не получала с аренд ни копейки денег, счел возможным отменить их, тем самым укрепив позиции русского правительства на Украине. Стоит отметить, что аренды, вызывавшие недовольство украинского населения уже отменялись русским правительством в 1687 г. Никакой непосредственной заинтересованности в них у царской власти не было, но вскоре они были введены вновь, по просьбе Мазепы. Кстати говоря, отмена аренд не имела такого уж однозначно положительного значения, как кажется на первый взгляд. Среди арендаторов — украинских мещан и купцов это вызвало замешательство и недовольство, тогда как простой народ поддержал этот шаг. Об этом киевский воевода Д. Голицын 11 ноября писал начальнику Посольского приказа Г. Головкину, информируя его, что «у иных многие есть прежние жалованные грамоты, которые противны оным указам, дабы рандам быть, и с теми поехали к государю киевской войт и протчие просить, что б их вновь изволил подписать». Голицын рекомендовал не подписывать этих грамот, чтобы не всколыхнуть волну народного недовольства 21. Однако тем самым русское правительство рисковало утратить поддержку богатой верхушки украинских городов. В них царь призывал их сохранять верность монаршему престолу, «обнадеживал» своею «милостью» и приглашал на выборы нового гетмана в Глухов 22. Милости не замедлили последовать. Вскоре многие из сохранившей верность Петру старшины получили новые имения, подтвердительные грамоты на владения старыми и должности. В их числе — черниговский полковник П. Полуботок получил маетности бывшего гадячского полковника Михаила Василевича и другие имения , нежинский — Л. Жураховский стал действительным полковником вместо наказного , переяславский — Стефан Томара села в Переяславском полку , прилуцкий — Иван Нос назначен полковником вместо ушедшего с Мазепой Дмитрия Горленко 23 и др. В письмах к соратникам Петр, несколько даже идеализируя ситуацию, утверждал, что «здешней народ со слезами Богу жалуютца на онаго Мазепу. Царь, не сомневаясь в верной службе казаков Запорожской Сечи, заверял их в своей «милости» 27. Издавались царские манифесты и населению украинских городов — известен экземпляр, адресованный мещанам и казакам города Почепа. Уже 5 ноября царь получил челобитные из Прилук, Лубен, Лохвицы, Новгород-Северского, из Миргородского и Прилуцкого полков с подтверждением населения в своей верности. По справедливому замечанию Н. Костомарова, челобитные пришли в т. Стоит добавить, что вряд ли они были вызваны известиями о взятии Батурина — слишком мало времени прошло, чтобы известие об этом широко распространилось к моменту составления челобитных. Они, по всей вероятности, были реакцией на царские манифесты от 29 и 30 октября. Одновременно появился и указ старшине, «ушедшей с Мазепой к шведам». В нем повторялась уже неоднократно озвученная в официальных документах за подписью Петра версия, что старшина была уведена Мазепой к шведам «обманом». Казаки, ушедшие с Мазепой, призывались возвращаться в русский стан «без всякого опасения», поскольку царь отрицал наличие за ними, как завлеченными обманом в шведский лагерь, какой-либо вины. Срок на возвращение давался месяц, в противном случае Петр обещал сослать членов их семей, имения отобрать в пользу «верных», а самих — если кто будет пойман «смертью без пощады» 31. Оба эти указа были обнародованы, то есть публично зачитаны старшине и казакам 6 ноября в Глухове при избрании нового гетмана, которым стал Иван Скоропадский. Тогда же был произведен обряд гражданской казни над чучелом Мазепы, изменившего, по выражению Г. Головкина «своему суврену так. По свидетельству Головкина Мазепа «в сем народе украинцах. И ис тех малых казаков, которых он, изменник Мазепа, к неприятелю обманом завез, купами паки к нам приходят сами» 32. Не стоит переоценивать политическое значение этого события. Проклятие бывшему гетману было произнесено, когда в целом было уже ясно, что украинское общество не поддержало его. Характерно, что только 3 ноября Петр спохватился по собственному выражению, ему «припало на ум» , что у ушедших с Мазепой генерального писаря Ф. Орлика, управляющего Мазепы Цурки, старосты Шептаковской волости Быстрицкого остались семьи в Прилуках. В письме А. Меншикову царь приказывал «взять их за караулом» 34. Вместе с тем Мазепа также не остался в долгу, используя в своей пропаганде традиционный лозунг о «порушенных» казацких вольностях. Нельзя согласится с мнением Т. Таировой-Яковлевой, что гетман вел себя пассивно, постоянно находился «в положении отстающего», в отличие от Петра, который привлекал украинское население на свою сторону «популистскими шагами» и проводил политику «запугивания» населения 35. Польский очевидец, побывавший на Украине в начале ноября сообщал, что прежде чем Мазепа перешел на сторону шведов, он послал своего племянника Войнаровского к Петру I «с пунктами от всей Украины и Войска Запорожского», требуя возвращения «вольностей, что от предыдущих царей даны были», и, жалуясь на мародерства и грабежи русских войск в Малороссии. Кроме того, Войнаровский должен был якобы заявить, что украинское войско не может выступить на помощь русской армии против шведов. Петр будто бы приказал пытать гетманского племянника, и только заступничество одного из царских вельмож — некоего князя, помогло тому бежать к Мазепе. Именно это, якобы, и стало последней каплей, переполнившей чашу терпения гетмана и заставившего его переметнуться на шведскую сторону 36. Буквально дословно эти сведения повторяются в дневнике Д. Крмана запись относится к концу октября. Он также отмечает, что основным мотивом перехода Мазепы к шведам было желание защитить порушенные казацкие вольности 37 Это неоспоримо свидетельствует, что мазепина версия его измены имела широкое хождение на Украине уже в конце октября — начале ноября еще до взятия русскими войсками Батурина. Филипп Орлик в письме Стефану Яворскому от 1 12 июня 1721 г. Согласно Орлику, все эти аргументы Мазепа изложил в своих универсалах, разосланных в первой половине ноября из с. Бахмач генеральной старшине, полковниками и даже сотникам 38 , однако несомненно, что подобные воззвания распространялись гетманом и ранее. В них заявлялось, что московское правительство намеревалось взять в неволю гетмана и старшину, казаков превратить в драгун, а всех малороссиян переселить за Днепр, раздав их земли великороссиянам 39. О том же самом говорилось и в письме Мазепы Скоропадскому, написанному еще раньше, сразу после отъезда в шведский лагерь 40. Все эти утверждения имели мало общего с действительностью, однако отражали традиционные страхи казацкой старшины по отношению к России. Один из мазепинцев — прилуцкий полковник Дмитрий Горленко тотчас после соединения со шведами в письме к прилуцкому полковому судье приказывал, чтобы тот заперся в Прилуках, «согнав» туда всех конных и пеших казаков для обороны города от «неприятеля» — надо думать, русских войск здесь же Горленко напоминал, что уже требовал того же «изустно». Кроме того, он сообщал, что Мазепа и его сторонники «совокупились» со шведами для пользы всей Украины, о чем вскоре будет широко объявлено гетманскими универсалами 41. Известно также, что когда шведы заняли в конце октября пустую Дегтяревку все жители спрятались от шведов в лесу , то Мазепа дал «письма» надо думать универсалы, объяснявшие его поступок двум встретившимся ему там жителям, «призывая» их переходить к шведам 42. Наконец казак полтавского полка Ф. Скрыпников свидетельствовал, что И. Мазепа «с первого часу» своей измены рассылал по Украине письма, в которых заявлялось, что русские отступили от православной веры и покрывают коней церковными ризами 43. Мазепа не ограничился рассылкой манифестов по Украине. Его гонцы выехали и в Запорожскую Сечь и в Крымское ханство. Однако первоначально, собравшись на раду запорожцы отказались поддержать Мазепу, сохранив верность царскому престолу 44. Рука об руку с пропагандой Мазепы на Украине действовала шведская пропаганда, причем шведские воззвания стали распространяться практически сразу после отъезда гетмана к шведскому королю. Знаменитый указ Петра I Малороссийскому народу от 6 ноября был во многом реакцией на действия шведской пропаганды. Опираясь на его текст, мы можем попытаться реконструировать содержание шведских «пашквилей», рассылавшихся по Украине, между прочим, наряду с «прелестными письмами» Мазепы. Во-первых, русский царь обвинялся в том, что начал войну со Швецией «без причин праведных», «немилосердно» мучая подданных шведского короля речь шла о населении подвластных Швеции территорий, куда вторглась Русская армия. Во-вторых, в шведских манифестах украинцев призывали не покидать перед приходом шведской армии свои дома, продолжая заниматься каждодневными хозяйственными делами. В-четвертых, украинцам напоминалось о разорении мирных жителей, чинимом по царскому указу 45. Вышеприведенные свидетельства источников подтверждают, что мазепина «версия» его измены имела достаточно широкое хождение на Украине. Это стало результатом деятельной пропаганды гетмана, в основе которой лежала идея о нарушенных казацких вольностях. Она широко использовалась казацкими предводителями на протяжении всего периода существования Войска Запорожского. Первые дни после измены Мазепы характеризовались на оставленной им Украине некоторым смятением и растерянностью, причем как среди казацкой старшины, так и в стане русского командования, не подозревавших о планах гетмана. Подобные суждения уже высказывались ранее в историографии и в частности одним из первых биографов Мазепы — Н. Костомаровым 46. Однако современные украинские историки эти выводы затушевывают, а порой — просто игнорируют. Между тем ситуация для русской армии на Украине становилась все более серьезной. И, несмотря на это, русское командование медлило с операцией против единственного города, казацкий гарнизон которого поддержал измену Мазепы — Батурина, гетманской столицы. При этом первоначально Петр и его окружение видимо не подозревали, что Батурин может оказать сопротивление. Головкин послал письмо командующему казацким гарнизоном в Батурине Дмитрию Чечелю, информируя его о движении к городу шведов и указе Петра в связи с этим впустить в батуринский «замок» полк русской пехоты. Сам царь в случае осады города шведами обещал придти на помощь 47. Погребки состоялся Военный совет, на котором было решено направить А. Меншикова «добывать Батурин» 48. Александр Ригельман в своем «Летописном повествовании о Малой России» особенно отмечает, что было решено добиваться сдачи города в первую очередь переговорами и, лишь в крайнем случае, штурмовать Батурин 49. Киевский воевода Д. Голицын в грамоте на имя Петра специально отмечал, что он был «по имянному вашему великого государя указу посылан для уговору казаков в Батурин» 50. Войска двинувшегося к Батурину Меншикова почти три дня простояли под гетманской столицей, пытаясь уговорами в т. Голицын склонить засевших там казаков впустить русский гарнизон. Однако большая часть осажденных были и такие, кто сохранял верность царю заняла открыто враждебную позицию — вслед переплывавшему р. Сейм после переговоров с сердюками Д. Голицыну раздалось несколько выстрелов, а 1 ноября из крепости стали обстреливать русские войска и жечь посад «начали по нас стрелять из пушек, не видя никакова от нас действия, и посад кругом города зажгли» — писал Меншиков Петру 51. Наконец, когда долее ждать уже было невозможно — шведы, как ожидалось, могли вот-вот придти на выручку Батурину, Меншиков, в 6 часов утра 2 ноября начал штурм. Он, учитывая слабость батуринских укреплений и нежелание части казаков драться против русских войск, длился недолго — через два часа крепость пала 52. Светлейший простоял на месте боя несколько часов — уже утром следующего дня он был в Конотопе. Петр, получив 2 ноября известие о взятии Батурина, оставил окончательный вопрос о его судьбе на усмотрение князя — если крепость способна выдержать шведскую осаду, то ее предписывалось «поправить и посадить гварнизон». Но гонец, привезший известие о взятии Батурина сообщил Петру, что «оной некрепок». Поэтому царь советовал вывезти из крепости артиллерию, а «строение зжечь», мотивируя это тем, что «шведы также лехко могут взять, как мы взяли». Меншикову советовалось не терять времени — уже завтра противник мог показаться у Батурина 53. Те же распоряжения Петр повторил и аналогичном по содержанию письме от 4 ноября 54. Отметим, что в письмах нет ни слова о необходимости учинить казни и расправы с остатками батуринского гарнизона и вообще о каких-то репрессиях. Однако и эти указания Петра Меншиков получил уже утром 3 ноября, находясь в Конотопе, то есть примерно в 30 км от Батурина и поэтому выполнить их не мог. В ответном письме светлейший ничего не говорит о том, как он поступил с крепостью, отмечая лишь, что легкая артиллерия была вывезена, а тяжелые пушки уничтожены 55. На основе вышеупомянутых меншиковских донесений в Журнале Петра была сделана запись общего характера: «город Батурин где Мазепа изменник имел свою резиденцию достали не со многим уроном людей, и первых воров полковника Чечеля и генерального есаула Кениксека с некоторыми их единомышленниками взяли; а прочих всех побили, и тот город со всем сожгли и разорили до основания» 56. Сравнивая запись о батуринской осаде с информацией о других сражениях, помещенных в том же Журнале, где подробно указываются потери и число пленных, можно придти к выводу, что никакой конкретной информации в Воронеже не имели, основываясь только на донесениях Меншикова. Судя по всему А. Меншиков поступил, руководствуясь прежде всего оперативной обстановкой в районе боевых действий. Те укрепления и замковые постройки, которые уцелели во время штурма и пожара, были сожжены. Причины этого были достаточно прозаичны — нежелание русского командования, что бы столь важный пункт достался в руки врага. Следует отметить, что посад города был сожжен не без участия осажденных, которые хотели затруднить русским приступ, и делали это еще 1 ноября. Свидетельство одного из польских источников, в достоверности которого, правда, можно серьезно усомниться, говорит о том, что «не только Меншиков жег Батурин», но что возле города якобы произошло сражение, в котором победу одержал шведский король 57. Возможно имелось ввиду то, что после ухода из-под Батурина русских войск, оставшиеся строения были разграблены и уничтожены шведскими солдатами. Украинские историки, впрочем, охотнее цитируют другое письмо Петра — аж от 5 ноября, которое было послано вдогонку за первыми двумя, потому что царь не был уверен, что светлейший получил их. Только в самом конце третьего письма, в котором дословно повторялись предыдущие указания, но которое не имело никакого практического значения, поскольку данные в нем распоряжения не могли быть исполнены, заявлялось: «…Батурин в знак изменникам понеже боронились другим на приклад зжечь весь» 58. Как видно возможность использовать уничтожение Батурина в пропагандистских целях занимала Петра меньше всего, придя ему в голову отнюдь не сразу. Непонятно, впрочем, почему российский историк Т. Таирова-Яковлева тенденциозно трактует именно это письмо как непосредственный указ Петра Меншикову «разграбить» «все дома, церкви и монастыри» 59. Если с причинами уничтожения города и крепости все более менее ясно, то по поводу жертв среди гражданского населения и защищавших крепость казаков многое остается невыясненным. В современной украинской литературе упорно доказывается, что практически все население Батурина — ок. Однако существующие достаточно скудные источники, касающиеся этого вопроса не позволяют однозначно согласиться с этим утверждением. Все их можно условно разделить на несколько групп: 1. Свидетельства очевидцев. Главным образом это посетившие руины Батурина шведы и те, кто сопровождал их армию. Следует оговориться, что никто из них не был ни участником, ни наблюдателем штурма мазепиной резиденции, а лишь побывал на месте событий спустя несколько дней. На данный момент известно несколько таких свидетельств. На основе оригинальных изданий они тщательно проанализированы В. Все они рисуют мрачную, однако вполне обыденную для военных будней картину — сожженные постройки, полуобгоревшие трупы, запах от разлагающихся человеческих останков. Что касается человеческих жертв, то здесь вновь все свидетельства отмечают, что несмотря на значительные жертвы среди защитников в т. Из дневника барона Давида фон Зильтмана следует, что спешившему Меншикову некогда было проводить на месте побоища какие-то специальные экзекуции 61. Свидетельства современной событиям прессы, рукописных «летучих листков», погодных летописных записей или воспоминания современников, которые находились на значительном удалении от места действия. Эти свидетельства достаточно многочисленны, но при этом во многом однотипны. Известия зарубежной прессы о штурме Батурина тщательно собрал и проанализировал в своем достаточно оригинальном исследовании Т. Мацькив 62 , сведения аналогичных украинских и российских источников — С. К последним относятся и Новгородский летописец «град его стольный разори и до основания вся люди посече» и другие подобные рукописные сборники «город Батурин войска государевы доставши, спалили и людей всех вырубали» 63. Все они позволяют однозначно заключить только одно — ожесточенность сражения и значительное число жертв. Каких-либо выводов о количестве погибших или о его соотношении с числом тех, кто остался жив, на такой шаткой источниковой основе сделать невозможно, поскольку многие из сведения, особенно из западноевропейских газет, падких на «новости» о действительных или мнимых варварствах «московитов», основывались на ничем не проверенных слухах. Они кочевали из одной газеты в другую, могли обрастать новыми вымышленными подробностями и т. Несмотря на значительное количество подобных газетных заметок их репрезентативность как источника крайне сомнительна. Особняком среди этой группы источников стоят донесения английского посла в России Чарльза Уитворта, опытного дипломата, имевшего разветвленную сеть осведомителей. В своем сочинении о России, написанном ок.
Имел прекрасную библиотеку. После смерти отца он занял его должность. В 1674 году Мазепа поехал с посольством от гетмана Правобережной Украины в Крымское ханство и вез султану 15 левобережных казаков в качестве невольников. Но по пути делегацию перехватили запорожские казаки, которые чуть было не казнили Мазепу на месте. Они отправили его левобережному гетману Самойловичу, где Мазепе поручили воспитание детей. Мазепа отличался талантом очаровывать власть имущих. Так произошло и с фаворитом царицы Софьи Голицыным. Именно он сыграл решающую роль в избрании Мазепы гетманом после падения Самойловича, которого после неудачной Крымской кампании сослали в Сибирь. Так 25 июля 1687 года Мазепа стал левобережным гетманом Войска Запорожского. Позднее появились слухи, что гетман дал Голицыну взятку за помощь в получении должности, однако достоверных фактов на этот счет нет. Иван Мазепа. Источник: pinterest. Он стал советником Петра в польских делах, между ними завязалась тесная личная дружба. Мазепа стал опорой государю и в военных делах.
Портрет идеального Мазепы на фоне эпохи
Главные новости. Мазепа явно был искренен, когда говорил своим приближённым, что примет сторону Карла XII, только если увидит неспособность Петра оборонить не только Украину, но и саму Москву. В противоположность Мазепе, Пётр изображён человеком, всецело отдавшимся общему делу. Историк Кирилл Кочегаров о политической биографии Мазепы, взаимоотношениях с Петром I и войне с Шведской империей. «Петр настойчиво требовал от Турции выдачи ему изменника Мазепу, и на светлейшего, погруженного в ужас расплаты, вдруг напали вши. Петр I очень долго не мог поверить, что человек, которому он безгранично доверял, оказался изменником.
Выпуск шестой: XVIII столетие
- История Мазепы: Петр I в ярости повесил его манекен
- Защита казацких привилегий была движущей силой большинства конфликтов украинской истории
- Петр I: Мазепа (1639-1709) | Курс Владимира Мединского | Петровские времена
- В Воронежской области демонтировали памятный знак встрече Мазепы с Петром I
- Юность Мазепы
Мазепа, история гетмана, предавшего не только царя, но и Россию
Пётр I имел все основания написать в указе о награждении Мазепы орденом Андрея Первозванного: «За многие в воинских трудах знатные и усердно-радетельные верные службы». Петр не верил доносам, доносчиков наказывал, а дружба с Мазепой только крепла. В походной ставке Петра I сначала не поверили известию о бегстве Мазепы из гетманской резиденции – городка Батурина – к шведскому королю.
Портрет идеального Мазепы на фоне эпохи
Мазепа получил ответные дары. Мазепа заключил с последним соглашение, обещая Польше Киев, Чернигов и Смоленск. Для себя он хотел получить титул князя и права на Витебск и Полоцк. В ответ Петр I ликвидировал ставку Мазепы, лишил его всех титулов и избрал нового гетмана, а митрополит Киевский объявил Мазепе церковную анафему.
Его умение втереться в доверие и менять как перчатки своих покровителей прошло красный нитью через всю его По многочисленным просьбам мы подготовили внеплановый выпуск, посвященный человеку, ставшего в русской истории персонифицированным символом предательства — гетману Малороссии Мазепе.
Его умение втереться в доверие и менять как перчатки своих покровителей прошло красный нитью через всю его жизнь и карьеру. Петр I очень долго не мог поверить, что человек, которому он безгранично доверял, оказался изменником. Какую религию исповедовал Мазепа?
Каков же он — Мазепа? И почему он так и не смог воплотить в жизнь свои амбициозные планы? Неизвестный художник «Портрет Ивана Мазепы в латах и с андреевской лентой» Ранние годы Мазепы В 1639 году на свет появился человек, которому суждено было сыграть далеко не последнюю роль в истории Полтавской битвы , — Иван Мазепа. Его малой родиной стало село Мазепинцы, которое прадед будущего гетмана получил от польского короля в качестве дара.
Кстати, сегодня в этом селе под Белой Церковью проживает около 400 человек. Известно, что его дед находился в услужении у русского царя, а вот отец Мазепы сначала находился среди соратников Богдана Хмельницкого, а затем переметнулся на сторону поляков. Я думаю, именно от него Иван унаследовал способность менять свои взгляды и перестраивать их под то, что кажется выгоднее. Уже с самого детства Мазепа находился в окружении, что не отличалось лояльным отношением к русским. В большинстве своём это были поляки, негативно настроенные против России, что, несомненно, сказывалось и на взглядах мальчика. Образование Иван получил в Иезуитском коллегиуме, находившемся в Варшаве. Благодаря отцу сумел устроиться на службу к польскому монарху Яну Казимиру.
Несмотря на все недостатки и наличие низменных черт характера, Мазепа был весьма образованным человеком. Получив место при дворе, он стал много внимания уделять своим знаниям, обучался в европейских странах, знал несколько языков. Он не гнушался наговаривать на тех, кто доверился ему, был уличён в предательстве близких людей. Вероятно, именно поэтому многие поляки старались избегать Мазепу, с которым нельзя было откровенничать или, тем более, делиться своими секретами и проблемами. Но король Иоанн Казимир рассудил, что Мазепа поступил неумышленно, и не стал казнить его, а только удалил от двора. Существовала и иные причины отлучения Мазепы от двора. Согласно одной из версий, ловкий придворный был уличён в любовной связи с супругой знатного пана Фальбовского.
Конечно, после такого позора и вспыхнувшей ненависти со стороны Фальбовского Мазепа оставаться при дворе уже не мог. Впрочем, некоторые историки считают этот рассказ вымыслом, слухами, что распространяли недоброжелатели Мазепы а их у него было очень много. В дальнейшем эта история была художественно переработана Байроном, из-за чего и получила известность. Теодор Шассерио «Казачка возле тела Мазепы, привязанного к лошади» Жизнь среди казаков Несмотря на то, что придворный блеск остался в прошлом, Мазепа не собирался оставаться в тени. Он понимает, что успеха в жизни можно добиться благодаря удачному браку. В 1668 году он берёт в жёны дочь одного из самых влиятельных казацких старшин Семёна Половца, Анну.
Гетман стал одним из богатейших феодалов не только России, но и Европы". По мнению ученого, для Мазепы смыслом жизни были власть и богатство, но не стремление преобразовать Малороссию в независимое государство.
Он, как и все гетманы до него, искал протектората вассала Карла Первого - польского короля Лещинского, так как понимал, что одной гетманщине в соседстве с такими гигантами как Российское царство, Османская империя, Крымское ханство и Речь Посполитая, не устоять. Кстати, украинские историки не отрицают того, что гетманщина, когда она стояла при Мазепе под протекторатом России, добилась экономического процветания. Но в те времена перемена вассальной зависимости повсюду квалифицировалась как измена и жестоко каралась.
III.Деятельность и.Мазепы в годы Северной войны (1700-1709гг.)
В ходе Северной войны Петр I столкнулся не только со шведской армией, но и с изменой бывшего друга – гетмана Украины Ивана Мазепы. Поэтому первым делом Петр издал документ, которым лишил Мазепу власти. Известно же, что по указанию Петра I «Гетмана Ивашку Мазепу за такое его богомерзкое дело, преосвященные митрополиты и архиепископы и со всем Освященным Собором, того врага Креста Христова, предали анафеме и проклятию вечно». Кроме того, Карл XII вёл секретные переговоры с украинским гетманом Иваном Степановичем Мазепой (1639–1709), который обещал предать Петра I и перейти на сторону шведов. В 1706 году состоялось свидание Петра с Мазепой в Киеве, где Мазепа принялся за постройку заложенной Петром Печерской крепости.
Иван Мазепа - биография, новости, личная жизнь
Знаковой особенностью украинской истории стало то, что ранненациональный украинский миф строился в те времена, когда принято было замалчивать гетманство Мазепы, а историческая память новой украинской нации видит в нем определяющую фигуру национальной памяти. Чтобы иметь право оценивать поступок Ивана Мазепы в 1708 г. Это важно, поскольку тогдашняя христианская Европа четко поделилась на Западную, Центральную и Восточную. В каждом из этих регионов господствовала определенная политическая культура, которая позволяла делать людям определенные поступки или выносила их за пределы здравого смысла. Например, в таких странах Центральной Европы, как Речь Посполитая, Ливония, Молдова, Украина-Гетманщина, люди, которые имели власть, думали, разговаривали и действовали в пределах «вольностей». В Восточной Европе — тогдашней России, со времен Петра I высшие представители власти представляли политику «общей пользы» — «всеобщего блага».
Реформы Петра I были в значительной степени навязыванием «общей пользы» как русским, так и украинцам. Это не нравилось как первым, так и вторым, и они сопротивлялись власти, в том числе и при помощи оружия. Однако выступление Мазепы против Петра восприняли как измену Российскому государству. В тогдашних источниках поступок Мазепы называли «измена Мазепы», а сам украинско-шведский союз как «несчастливый шведский год». Как относились к подобным поступкам в странах Центральной Европы?
Как мы уже упоминали, подобные поступки случались в то время во всех странах региона. Какой была их мотивация, ради чего рисковали жизнью? Для понимания вольностей центральноевропейских обществ необходимо рассмотреть три самые главные их составляющие: богатство, власть и статус. Успешному развитию Украины содействовало ее расположение на пересечении торговых путей между Восточной Европой, мусульманским миром и Центральноевропейскими странами. Именно экономическое могущество украинской элиты придало ей политической значимости в собственных глазах.
Поэтому господствующее экономическое положение элиты перетекало в реальную власть в обществе, которая закреплялась созданием «хазарской» идеологии. По этой идеологии, казачество — потомки древних хазар. Эта идея украинской элиты давала ей полное право хозяйничать в собственной стране. Реальное и воображаемое ограничение вольностей в первую очередь — экономических казацкой элиты русской центральной властью привело к выступлению 1708 — 1709 гг. После этого, на рубеже XVII — XVIII веков, для казацкой элиты и ее гетмана самым главным заданием стало сохранение традиционного для них хозяйственного и общественно-политического уклада.
Это было возможным при условии дальнейшего усиления власти Ивана Мазепы и его сторонников среди казацкой верхушки.
Какой была их мотивация, ради чего рисковали жизнью? Для понимания вольностей центральноевропейских обществ необходимо рассмотреть три самые главные их составляющие: богатство, власть и статус. Успешному развитию Украины содействовало ее расположение на пересечении торговых путей между Восточной Европой, мусульманским миром и Центральноевропейскими странами. Именно экономическое могущество украинской элиты придало ей политической значимости в собственных глазах. Поэтому господствующее экономическое положение элиты перетекало в реальную власть в обществе, которая закреплялась созданием «хазарской» идеологии. По этой идеологии, казачество — потомки древних хазар. Эта идея украинской элиты давала ей полное право хозяйничать в собственной стране. Реальное и воображаемое ограничение вольностей в первую очередь — экономических казацкой элиты русской центральной властью привело к выступлению 1708 — 1709 гг.
После этого, на рубеже XVII — XVIII веков, для казацкой элиты и ее гетмана самым главным заданием стало сохранение традиционного для них хозяйственного и общественно-политического уклада. Это было возможным при условии дальнейшего усиления власти Ивана Мазепы и его сторонников среди казацкой верхушки. Однако этому помешали действия «покровителя» украинского государства. Петровские реформы были в значительной степени непонятны даже такому образованному человеку как Иван Мазепа, а тем более казацкой верхушке. Они жили представлениями и идеями Центральной Европы и любые изменения политической жизни были для них ограничением или лишением их власти. Поэтому украинская элита была готова рисковать своей установившейся жизнью, поскольку эту жизнь на их глазах менял их протектор. Один из лидеров казацкой элиты — Василий Кочубей написал донос Петру I с целью приведения к власти нового гетмана, который бы тщательнее защищал украинскую автономию. Мазепа в такой сложной политической ситуации взял инициативу в свои руки, но потерпел поражение. Важно, что в те запутанные времена военного противостояния в Центрально-Восточной Европе представители Гетманщины брали пример со своих коллег из Ливонии, Венгрии и Речи Посполитой и стали образцом наследования для бояр Молдовы.
Украинская элита свои земли и власть превращала в качественно новый статус в пределах казацкого общества. Во времена Ивана Мазепы новая элита получила официальное название «Значне вiйськове товариство». Все значительные военные товарищи были занесены в реестр. Представители значительного военного общества приобщались к власти следующим образом: «товарищ» выполнял различные обязанности курьерская служба, суд и тому подобное , а когда занимал военную или административную должность, его вычеркивали из списка. Таким образом, существовал слой приобщенных к власти людей, на который опиралась гетманская администрация.
Мазепа стал вторым кавалером высшего ордена Андрея Первозванного. Благодаря щедротам Петра Мазепа стал крупнейшим, как сказали бы сейчас олигархом, владел 24 тысячами дворов в Малороссии и на юге России, не говоря о дворце гетмана в Батурине. Предательство Мазепы не было разгадано мнительным Петром, но предательство за три столетия не расшифровано историками. Думаю, по той причине, что невозможно установить, кем был на самом деле Мазепа и придерживался ли он каких-то принципов.
На протяжении бурной жизни православный русин Иван Мазепа был поковыем, иначе постельничьим, шляхтичем у польского короля. Ротмистром у ненавидевшего поляков правобережного гетмана Дорошенко. Спецпосланником к крымскому хану, который возил в подарок татарам десятки рабов — пленных казаков. Генеральным есаулом у кровного врага Дорошенко левобережного гетмана Самойловича, которого Мазепа отблагодарил интригами и помог отправиться в Сибирь. Гетманом Запорожского войска, который убеждал царя искоренить своевольную Сечь, а казакам рассказывал о жесткости московского царя. И, наконец, союзником шведского короля, объявившего поход на Россию, которой Мазепа на Евангелии клялся в вечной верности. Искать в этом карнавале масок подлинного Мазепу бессмысленно.
Думаю, по той причине, что невозможно установить, кем был на самом деле Мазепа и придерживался ли он каких-то принципов. На протяжении бурной жизни православный русин Иван Мазепа был поковыем, иначе постельничьим, шляхтичем у польского короля. Ротмистром у ненавидевшего поляков правобережного гетмана Дорошенко.
Спецпосланником к крымскому хану, который возил в подарок татарам десятки рабов — пленных казаков. Генеральным есаулом у кровного врага Дорошенко левобережного гетмана Самойловича, которого Мазепа отблагодарил интригами и помог отправиться в Сибирь. Гетманом Запорожского войска, который убеждал царя искоренить своевольную Сечь, а казакам рассказывал о жесткости московского царя. И, наконец, союзником шведского короля, объявившего поход на Россию, которой Мазепа на Евангелии клялся в вечной верности. Искать в этом карнавале масок подлинного Мазепу бессмысленно. Потому что подлинным Мазепа оставался всегда, ибо он был воплощением измены ради того, чтобы его лодку прибило к берегу еще более могущественного сюзерена. Дюма вполне мог бы сделать Мазепу персонажем авантюрного романа. Хотя благородства мушкетеров у Мазепы не было в помине.
Полтавская битва и предательство Мазепы
Летом 1704 года Петр поручил Мазепе отправляться в правобережные края разорять магнатов, державшихся шведской армии. А ровно через год — 26 июля 1709 года Пётр I после победы под Полтавой триумфально въехал в Киев, где пробыл месяц для наведения порядка после измены Мазепы. «Петр настойчиво требовал от Турции выдачи ему изменника Мазепу, и на светлейшего, погруженного в ужас расплаты, вдруг напали вши. Реформы Петра, усугубившиеся тяготами Северной войны, привели к трагическим для Украины и России событиям, в центре которых оказалась и судьба Мазепы.
Полтавская битва и предательство Мазепы
Петр восхищался в Мазепе качествами, которые все еще были столь редки среди его соотечественников. В 1689 одним из первых поддержал Петра I в его борьбе за власть с царевной Софьей Алексеевной. Иван Мазепа, гетман Войска Запорожского, прославился прежде всего тем, что предал российского императора Петра I.
Как Пётр I наказал Мазепу и украинских казаков за измену
Говорят, якобы, пан этот приказал привязать обнаженного Мазепу к коню лицом к хвосту и напугать коня плетьми и выстрелами чтобы она поскакала во всю прыть. Продвижение по службе[ ] Мазепа, будучи образованным человеком например, он знал из языков помимо польского и русского по-латыни и по-немецки мог найти себе хорошую карьеру в казачестве, куда он и отправился. Здесь он женился. Его тесть помог ему выдвинуться в кругу гетмана Петра Дорофеевича Дорошенко. При нем Мазепа дослужился до генерального писаря и в 1674 году был отправлен посланником к турецкому султану. По дороге в Константинополь делегация была перехвачена кошевым Иваном Серко. Запорожские казаки намеревались казнить Мазепу, но перенаправили его левобережному гетману Ивану Самойловичу. Будучи тонким политиком, он сделался доверенным лицом левобережного гетмана.
В 1682 году он был поставлен генеральным есаулом. После Первого Крымского похода в 1687 году, окончившегося неудачей, гетман Даниил Самойлович пал жертвой интриги и был сослан в Сибирь. В этом же году при поддержке со стороны фаворита царевны Софьи боярина Василия Голицына Ивана Мазепу избрали гетманом левобережной Украины. В делах Государственного архива сохранилась записка Мазепы, из которой ясно, что после своего избрания в гетманы он заплатил князю Голицыну взятку за содействие. Мазепа сумел заслужить расположение и молодого царя Петра , когда тот взошел на трон. Продолжительное время Иван Мазепа был одним из ближайших соратников царя Петра I и много сделал для экономического подъема Левобережной Украины. За многочисленные заслуги перед Россией Мазепа вторым в империи был награжден высшей российской наградой — орденом Святого Андрея Первозванного.
В 1692-1695 гг. Шереметева, а в 1697-1698 гг. Иосиф I пожаловал М. Римской империи грамоту на титул М. По своему усмотрению распоряжался налогами, таможенными сборами с Гетманщины и войсковой казной. Получал также доходы более 200 тыс. Часть своих средств он направлял на строительство и реставрацию церквей и мон-рей. Всего на его средства было построено, по подсчетам С. Павленко, 26 соборов, мон-рей и колоколен как на территории Гетманщины, так и на территории России - в Рыльском и Севском уездах; был отреставрирован Софийский собор в Киеве и воздвигнута колокольня, построены стены Киево-Печерской лавры - всего возведено или перестроено более 40 церковных строений. Среди известных построек можно назвать Никольский военный собор Киев , Свято-Вознесенский собор в Переяславе-Хмельницком, киевский Златоверхий во имя арх.
Михаила мужской монастырь , Троицкий собор в Чернигове. Постройки, сделанные на деньги М. Многочисленны были вклады и дары М. Одним из таковых является т. Пересопницкое Евангелие в наст. Сохранилось более 130 универсалов жалованных грамот , дарованных М. Часть универсалов ограждали церкви от вмешательства мазепинской администрации и даровали им дополнительную финансовую помощь и недвижимую собственность. В 1701 г. Однако Петр I игнорировал все регулярно поступавшие доносы и жалобы на М. Считая, что рус.
Станиславом Лещинским и швед. Карлом XII. Узнавшего о переговорах и в февр. Весной 1708 г. После того как рус. Десна, но, чтобы не выступать с казаками, гетман симулировал приступ тяжелой болезни. Узнав, что к его столице Батурину приближается с войсками А. Меншиков, фактически лишивший М. С собой он увел ок. При этом М.
Не было заселения русскими гетьманских земель. Наоборот, шла интенсивная колонизация русских территорий украинцами, которые искали защиты от поляков и крымцев. Истощение материальных и человеческих ресурсов гетьманства было намного меньше, чем в России. Но Мазепа не сумел оценить того, что дал ему Пётр I.
И в этом есть его роковая ошибка. Гетьман Мазепа, исходя из восприятия России не как Родины, а как протектората, который, по его мнению, плохо выполнял главную функцию — защиту территории Малороссии, а также из убеждённости в непобедимости шведской армии, пытается «спасти» гетьманскую Украину. Мазепа обещает шведскому королю поддержку провиантом, зимними квартирами и живой силой. А шведской марионетке, кандидату на польский трон Станиславу Лещинскому, Мазепа предлагает принять Гетьманщину как «наследие своё».
Этим поступком он предал свою землю. Но справедливости ради нужно отметить, что реального урона стратегии Петра I и пользы Карлу XII предательство Мазепы не принесло, оно попросту оказалось напрасным. Измена Карлу XII. Он сделал ставку на шведского короля и жестоко ошибся.
Тот же, в свою очередь, ошибся в Мазепе. Находясь в очень затруднительном положении после полтавской битвы 27 июня 1709 года, Мазепа предпринимает последнюю попытку выбраться из него: через посланника предлагает царю предать в его руки Карла XII, а взамен — полное прощение и гетьманскую булаву. Это была чистой воды авантюра и сбыться ей было не суждено. После решающей битвы Шведский король, а с ним и Мазепа, бегут в Бендеры к турецкому султану.
Позади взлёт карьеры, высокое положение и сказочное богатство Мазепы. Никому не известный и всеми забытый, бесславно заканчивает он свои дни на чужбине. Существует версия, что его отравили или он сам принял яд, потому что не смог перенести всего произошедшего. Печально в этой истории только одно: одарённый многими талантами человек с государственным мышлением и незаурядным умом оказался хитрым авантюристом.
Амбиции привели его к такому грустному итогу жизни.
Родители воспротивились такому браку, который ни в каком случае не мог быть дозволительным по церковным правилам. Мать Матрены, женщина гордая и вздорная, начала после того обращаться сурово со своей дочерью и довела ее до того, что ей не стало терпения жить в родительском доме, находившемся в Батурине, где ее отец должен был постоянно проживать по званию генерального судьи. Матрена убежала к гетману. Мазепа, не желая срамить девушку, отослал ее обратно к родителям, хотя писал ей потом: «Никого еще на свете я так не любил, как вас, и для меня было бы счастье и радость, если бы вы приехали и жили бы у меня, но я сообразил, какой конец из того может выйти, особенно при такой злобе и ехидстве ваших родных: пришло бы от церкви неблагословение, чтоб вместе не жить, и где бы я тогда вас дел. Мне вас было жаль, чтоб вы потом на меня не плакали». Но положение возвращенной в родительский дом Матрены стало еще хуже: мать мучила ее жестоким обращением; отец, находясь под сильным влиянием жены, поступал во всем так, как она хотела. Родители Матрены жаловались в кругу своих знакомых, что гетман обольстил их дочь и обесславил их семью.
Матрена тайно переписывалась с Мазепой, жаловалась на мать, называя ее мучительницей. Мазепа утешал ее, уверял в своей любви, но советовал ей в крайнем случае идти в монастырь. Кочубей писал к Мазепе упреки, а Мазепа отвечал ему: «Ты упоминаешь о каком-то блуде; я не знаю и не понимаю ничего; сам ты, видно, блудишь, слушаясь своей гордой, болтливой жены, которую, как вижу, не умеешь сдерживать. Справедлива народная пословица: где всем правит хвост, там, наверно, голова блудит. Жена твоя, а не кто другой причиной твоей домашней печали. Святая Варвара убегала от своего отца, да и не в гетманский дом, а к пастухам в каменные расщелины». По наущению жены своей, Кочубей искал возможности тем или другим способом сделать гетману зло и пришел к мысли: составить донос и обвинить гетмана в измене. Сначала посредником для представления доноса выбран был какой-то великорусский монах из Севска, шатавшийся за милостыней по Малороссии.
Он был принят у Кочубея в Батурине, накормлен, одарен, и выслушал от Кочубея и от его жены жалобный рассказ о том, как гетман, зазвавши к себе в гости дочь Кочубея, свою крестницу, изнасиловал ее. Когда этот монах посетил Кочубеев в другой раз, супруги сперва заставили монаха целовать крест в том, что будет хранить в тайне то, что услышит от них, потом Кочубей сказал: «Гетман хочет отложиться от Москвы и пристать к ляхам; ступай в Москву и донеси об этом боярину Мусину-Пушкину». Монах исполнил поручение. Монаха допросили в Преображенском приказе, но никакого дела об измене малороссийского гетмана не начинали. Прошло несколько месяцев. Кочубеи, видя, что попытка не удалась, стали искать других путей; они согласились с бывшим полтавским полковником Искрой, свояком Кочубея. Не решаясь сам начинать дело, Искра услужил Кочубею только тем, что отправил полтавского попа Спасской церкви, Ивана Святайла, к своему приятелю, ахтырскому полковнику Федору Осипову, просить у него свидания по важному государеву делу. Ахтырский полковник съехался с Искрой в своей пасеке.
Ахтырский полковник известил о слышанном киевского воеводу и в то же время отправил в Москву от себя письма о предполагаемой измене гетмана, между прочим письмо к царевичу Алексею. Царь узнал обо всем 10 марта 1708 года и в собственноручном письме к Мазепе обо всем известил гетмана, сам уверял, что ничему не верит, считает все слышанное произведением неприятельской интриги, и заподозревал миргородского полковника Апостола, который, как царю было ведомо, недружелюбно относился к гетману. Царь заранее предоставлял гетману схватить и сковать своих недоброжелателей. Между тем сам Кочубей, по совету попа Святайла, отправил в Москву к царевичу еще один донос с перекрестом Янценком. Привезенный этим посланцем донос, доставлен был в руки государя. Но и этому доносу Петр не поверил и снова известил гетмана. Тогда гетман просил царя через канцлера Головкина повелеть взять доносчиков и прислать в Киев, чтоб судить их в глазах малороссийского народа. Царь на это согласился.
Кочубей находился в своем имении Диканьке, близ Полтавы. Гетман отправил туда казаков взять его и Искру. Но Кочубей и Искра узнали об этом заранее, убежали в Ахтырский полк и спрятались в местечке Красный Кут под защиту ахтырского полковника. Гетман известил об этом канцлера Головкина, а Головкин отправил капитана Дубянского отыскать Кочубея, Искру и Осипова, благодарить их от имени государя за верность и пригласить их, для объяснения, ехать в Смоленск, надеясь на царскую милость и награждение. В то же время Петр, отпуская к Мазепе его генерального есаула Скоропадского, обнадеживал гетмана, что доносчикам, как клеветникам, не будет оказано никакого доверия и они примут достойную казнь. Доносчики доверились Головкину и поехали. С Белгорода их сопровождал сильный конвой, но так, чтобы им не казалось, что они едут под караулом. На другой день после прибытия доносчиков, начали допрашивать их царские министры.
Прежде всех спрашивали ахтырского полковника Осипова. Он был только передатчик того, что сообщили ему, и не мог сказать ничего важного и нового по самому делу. Затем, приступили к Кочубею, и тот подал на письме 33 статьи 338 доноса о разных признаках, обличавших, как думал доноситель, гетмана Мазепу в измене: 1 В 1706 году в Минске говорил ему гетман наедине, что княгиня Дольская, мать Вишневецких, родственница Станислава Лещинского, уверяла его, что король Станислав желает сделать Мазепу князем черниговским и даровать запорожскому войску желанную волю. И мы с Чуйкевичем на другой после того день порешили обвенчать наших детей поскорее. Никто не знает, где огонь кроется и тлеет, а все узнают тогда, когда вспыхнет пожар: только тот пожар не скоро угаснет». Мазепа в Киеве веселился, гулял с музыкой, вместе с полковниками, и всех заохочивал к веселости, а на другой день послан был казак с гетманскими письмами ко ксендзу Заленскому. С какой бы стати ему сноситься письменно с этим ксендзом, если бы у него не было злого намерения? Вероятно, это он сделал, услыхавши, что за Кикиным хочет приехать в Батурин сам государь, и Мазепа намеревался обороняться и отстреливаться от государя.
Видно, это он делал для того, чтоб со временем иметь татар для своей услуги. И другого человека, по прозванию Быевского, посылал Мазепа в Крым и к белгородским татарам, но неизвестно зачем. Ему на это сказали: «Не дай Бог, чтобы мы этого желали». Тогда он повторил: «Если между вами есть кто-нибудь такой, кто бы мог отчизну свою спасать, я тому уступлю; если вы на мне хотите оставить эту тягость, то извольте меня слушать и смотреть на мое руководительство: я уже пробовал ханской дружбы; был расположен ко мне бывший хан Казын-Гирей; но его отставили; а теперешний сначала было дружелюбно отвечал мне на мои письма, но потом посылал я в Крым своего посыльщика, да не получал уже никакой надежды оттуда: кажется, надобно дело наше начинать с другого бока и придется, уговорившись и постановивши свое намерение, браться за сабли». Из всех городов и сел люди уходят на правую сторону, и мать гетмана, умершая игуменья, перевела много людей в основанные ею на другой стороне Днепра слободы; от этого люди на левой стороне Днепра принуждены, с большим против прежнего отягощением, кормить конные и пехотные полки и думают также уходить на Заднепровье. Люди говорят, что так делается с той целью, чтобы города не в силах были защищаться. Тот же Русинович рассказывал, что польский коронный гетман Синявский поручил ему сказать Мазепе, что государь не удержится против шведов, и казаки, если с ним будут заодно, погибнут, а если будут за поляками, то останутся в целости при своих вольностях. Вижу, государь оскорбил Польшу, но и Украину он очень обременил; сам я не знаю, что делать с собой; если до чего придется, не в силах буду удержать казаков, когда они захотят куда-нибудь склониться"».
Тот же Русинович говорил, что приезжал в Киев для размена денег мещанин львовский Гордон, шведский партизан, и Мазепа велел ему выдать из войсковой казны в размен 20000 р. Он же, Русинович, говорил, что все ляхи любят гетмана Мазепу, и когда в Люблине был выбор короля, то Синявский и другие паны подавали свои голоса, вероятно, с надеждой, что Мазепа пособит деньгами Речи Посполитой. Наконец, передавшийся на шведскую сторону пан Яблоновский часто говаривал: «Мы надеемся на Украину, потому что там есть шляхта, наша братья». Было бы довольно с него десяти городов гадяцкого полка, с которых идут ему все доходы, кроме того, у него во власти есть волости и села значительные, а он берет себе доходы с порукавичных и арендовых с большим умножением, и оттого арендаторы стали продавать дороже горилку. Прежде, бывало, полковников избирали вольными голосами, а теперь гетман за полковничьи места берет взятки. Умер киевский полковник Солонина, оставивши внуков и племянников. Гетман отобрал у них села и отдал своей матери, и после смерти генерального обозного Борковского Мазепа отнял у жены его и у малолетних детей имение и присвоил себе. Дума эта, по указанию Кочубея, была доводом непостоянства гетмана в верности царю.
Из этих пунктов ясно можно видеть, что Кочубей явился без всяких юридических улик, и донос его беспристрастным людям не мог показаться нимало основательным. Неудивительно, если после таких показаний Кочубей и его товарищ были взяты под стражу, а 21 апреля приведены к пытке. Искре сделали допрос: не был ли донос по наущению неприятеля? Искра показал, что неприятельского наущения не было, и он за гетманом никакой измены не знает, а подущал его подавать донос Кочубей в течение двух лет, и когда Искра уговаривал Кочубея отстать от своего намерения, то Кочубей отвечал, что готов умереть, лишь бы обличить Мазепу. Искре дали 10 ударов кнутом. Потом приведен был к пытке Кочубей и, не дожидаясь мук, сказал: «Я на гетмана написал донос, затеяв ложь по злобе, надеясь, что мне поверят без дальнего розыска; и на всех особ, о которых писал в доношении, писал ложно». Ему дано было 5 ударов кнутом. Искру еще раз подвергли пытке и дали 8 ударов.
Он еще раз показал, что не знает за гетманом ничего, кроме верности царю. Допрашивали сотника Кованька с пыткой два раза; на него Кочубей в своем доносе ссылался как на свидетеля относительно речей ксендза Заленского. Кованько показал, что Кочубей научил его, обнадеживая милостью государя, а сам он, Кованько, ничего не знает об измене гетмана. Тут Кочубей рассказал о том, что Мазепа, после неудачного сватовства на его дочери, похитил ее ночью тайно, а потом возвратил ее родителям с Григорием Анненковым, приказавши передать Кочубею такие слова: «Не только дщерь твою силой может взять гетман, но и жену твою отнять может». После того прельщал Мазепа дочь Кочубея письмами и чародейским действием довел ее до исступления: «Еже дщери моей возбеситися и бегати, на отца и мать плевати». Кочубей представил пук любовных писем Мазепы к Матрене. Поп Святайло, писавший донос и теперь подвергнутый пытке, показал, что действовал по приказанию Кочубея, а сам ничего не знает за Мазепой. Тогда Кочубея опять подвергли пытке и допрашивали: не было ли к нему какой-нибудь подсылки от шведов, поляков партии Лещинского, запорожцев или крымских татар?
Ему дано было три удара кнутом; Кочубей показал, что ни о чем не знает, ни с кем у него не было совета и все против Мазепы он затеял по своей злобе. Искре на пытке дали 6 ударов, допрашивая о том же; Искра по-прежнему показал, что ни от кого, кроме Кочубея, не слыхал дурного о Мазепе. С такими же вопросами пытали снова Святайла и Кованька; первому дали 20, последнему 14 ударов. Осталось переходившее из уст в уста предание, что когда сотник и поп, испытавши пытку, лежали на полу под рогожами, сотник сказал попу: «Что, отче, сладок московский кнут, не купить ли его домой женам на гостинец? Святайло отвечал: «О, чтоб тебя, Петр... Кочубей описал все имевшиеся у него деньги, долги, числившиеся на разных лицах, лошадей и скот в своих имениях. Государь приказал Кочубея и Искру препроводить к Мазепе и казнить обоих смертью перед всем запорожским войском, попа Святайло и присыланного прежде от Кочубея с доносом монаха запереть в Соловецкий монастырь, а сотника Кованька, писарей и служителей Кочубея и Искры отправить в Архангельск и поверстать в солдаты. Путь их лежал водой от Смоленска по Днепру.
Преступники были скованы. Вельяминов-Зернов прибавил к этому присланному от Мазепы отряду еще солдат, взявши их у киевского воеводы, и повез осужденных в гетманский обоз. Кочубея снова подвергли допросу об его имуществе, и он к прежним показаниям прибавил еще известие о нескольких ценных вещах, бывших у него. Тела их лежали напоказ народу, пока не окончилась обедня, а потом были положены в гробы и отвезены в Киев. Там похоронили их июля 17, во дворе Печерского монастыря, близ трапезной церкви. Жена Кочубея еще раньше, когда Кочубей был в Витебске, была взята посланцем Мазепы гадячским полковником Трощинским, вместе с детьми и невесткой, женой сына ее Василия, в Диканьке, и привезена в Батурин в старый двор своего мужа, а невестку, по приказанию Мазепы, отпустили к ее родителям, у которых в то время находился и муж ее. Жену Кочубея несколько времени держали под строгим караулом; после казни мужа она была отпущена. Петр был глубоко убежден в верности к себе Мазепы и думал, конечно, что совершил строгое, но вполне справедливое дело, предавши казни доносчиков, покушавшихся оклеветать перед царем его верного и испытанного слугу.
Прошло лето; приближалась осень. По этому слуху, Петр дал распоряжение, чтобы гетман шел к великороссийскому войску на соединение, а казацкая конница преследовала неприятеля сзади и нападала на его обоз. Самого гетмана царь желал видеть начальником этой конницы во время ее военных действий. Мазепа хотел уклониться от такого поручения и, в письме своем к государю, жаловался «на подагричные и хирагричные припадки»; страшные боли мешают ему ехать верхом.