Соответственно, кроме любителей рока со всего Союза, в Тушино на «халяву» заявились все гопники Москвы и Подмосковья.
Читайте также
- Интересный день в истории музыки «Монстры Рока» в Тушино!
- Монстры Рока в Тушино. 28 сентября 1991 года.
- Монстры Рока в Тушино. 28 сентября 1991 года.
- 30 лет легендарному концерту "Монстры рока" в Тушино | Пикабу
«Музыка на службе у Капитала». Размышления о Тушинском рок-фестивале 1991 года в Москве
На руинах ссср: как прошел фестиваль «монстры рока» в тушино | Фестиваль «Монстры рока» в Тушино 1991. |
Первый канал выложил фильм «Монстры рока в Тушино. 30 лет спустя» | 28 сентября 1991, когда некогда могущественный Советский Союз доживал свои последние месяцы, на поле аэродрома Тушино состоялся рок-фестиваль «Монстры рока». |
Интересный день в истории музыки «Монстры Рока» в Тушино! | 28 сентября 1991, когда некогда могущественный Советский Союз доживал свои последние месяцы, на поле аэродрома Тушино состоялся рок-фестиваль «Монстры рока». |
МОНСТРЫ РОКА В ТУШИНО 1991 | Как это было с комментариями очевидцев концерта | Главная» Новости» Концерт тушино 1991. |
«Музыка на службе у Капитала». Размышления о Тушинском рок-фестивале 1991 года в Москве
28 сентября 1991 года на аэродроме Тушино состоялся рок-фестиваль "Монстры рока". Metallica: Монстры рока в Тушино | Как это было в 1991[by Senmuth]. «Монстры рока» — международный рок-фестиваль, состоявшийся в СССР 28 сентября 1991 года на поле аэродрома Тушино в Москве, вскоре после августовского путча ГКЧП. Пафосное мероприятие под названием «Монстры рока» под организацией человека с лицом профессионального комсомольца и гэбэшника – Бори Зосимова – разразилось как нельзя вовремя. Скажем так, тушинским концертом «Монстры рока» американцы и ельцинские приспешники заполировали победу в холодной войне. В 1991 году группа Metallica приезжала в Москву, чтобы выступить на фестивале «Монстры рока» в Тушино. metallica-red_place-1991_1023.
Организация
- «Монстры рока в Тушино. 30 лет спустя». Документальный фильм
- Самое популярное
- Интересный день в истории музыки «Монстры Рока» в Тушино!
- Штурм к сцене
Рецензия: документальный фильм «Монстры рока в Тушино. 30 лет спустя»
Всё это по колено в грязи. Было страшновато, честно... Атмосфера постапокалипсиса. Но при этом всём шикарный звёздный состав из мировых звёзд на сцене.. Самое сильное впечатление оставила, конечно, Metallica. Уникальное мероприятие со всех сторон. И я там был! Добрались до тушинского поля без приключений. Там стояли ряды солдат в касках, ряды милиции.
И все это начиналось довольно мирно. Мы спокойно встали где-то метрах в 50 слева от сцены. Погода была с дождем, люди вытоптали всю траву, на поле была каша, и люди вставляли бутылки в землю горлышком вниз и вставали на них - так было повыше и лучше видно. Первой вышла Pantera.
Ночевали в тушинском поле под дождем. Я вот в десять утра приезжаю в Тушино, и мне становится нехорошо. Потому что я вижу просто людское море. Я думаю: "Мама родная". А милиция не знает, что делать», — отметил он. Милиция сказала 400 тысяч. Было ощущение, что тысяч 600 набралось», — добавил Зосимов.
В жюри «Голос. Дети» появится МакSим Юбилейный 10-й сезон вокального проекта «Голос. Дети» стартует на Первом канале 9 декабря. Кресла наставников команд займут — Баста у него за плечами семь сезонов «Голоса» , Егор Крид два сезона и дебютирующая в шоу певица МакSим. Взявшего творческую паузу постоянного ведущего проекта Дмитрия Нагиева в новом сезоне «Голос.
А от милиции всем жестко досталось — после концерта еле дошел до вокзала! О фестивале в Тушино узнал от друзей, которые увидели анонс по телевизору. Поехали на него командой человек в десять на поезде. Еще на вокзале я заметил скопление неформального народа. Впрочем, в соседних двух плацкартах была точно такая же ситуация. Всю ночь всем вагоном пили самогон и «Жигулевское» водка была недоступна, горбачевский сухой закон еще был в силе. Веселье прекратилось только на рассвете. А утром, выйдя из поезда, я увидел на перроне Павелецкого вокзала человек 100—120 попутчиков из Воронежа. Построившись в колонну, мы все двинулись в сторону «Новокузнецкой» в поисках выпивки. Вскоре добрели до винного магазина с большой очередью на улице. В продаже было только шампанское. Скинувшись деньгами, пронесли одного худенького паренька над очередью и протиснули в дверной проем магазина, к самому прилавку. Очередь возмущалась, но ничего с этим поделать не могла. Несколько десятков бутылок были переданы по цепочке. Пили из горла, с непривычки пена шла через нос. С этим богатством мы влезли в переполненные вагоны метро и наконец-то достигли долгожданной станции метро «Тушинская»! Фестиваль найти было просто: чем ближе к месту проведения, тем больше спящих людей на голой земле. Как выяснилось позже, эти люди приехали заранее, за несколько дней. Некоторые пытались занять место у сцены и ставили там палатки. В начале феста происходили потасовки, когда все пытались приблизиться к сцене, а заградительные кордоны сдерживали этот натиск. Над головой летели бутылки, свистели дубинки… было немного страшно. Тогда наша команда находилась в двухстах метрах от сцены. Было принято решение штурмом приблизиться к сцене. Pantera и E. В итоге под Metallica мы рубились уже в пятидесяти метрах от сцены. Наутро после концерта мы поехали всей толпой на «Горбушку» за сувенирами. Гуляли по Арбату, где и сделали эту историческую фотографию. Мы не стали дожидаться вечернего поезда, взяли билеты на проходящий дневной. У одного парня из нашей компании, Саши, была с собой десятилитровая канистра самогона. На фест он ее с собой не стал брать, сдал в камеру хранения на вокзале. Так что в вагоне на обратном пути нам было чем заняться. С тех пор за Сашей закрепилась кличка Канистра. Я всегда увлекался тяжелой музыкой, а мой товарищ занимался винилом и подгонял мне пласты различных металлистов. Мы почти полуподпольно записывали и слушали эту музыку, так как официально она считалась идеологически неверной и не приветствовалась. И вот началась перестройка и рухнул железный занавес.
Про ... Брайан Джонсон(AC/DC) о концерте «Monsters of Rock-91» в Москве
На Окружной, когда к нам подсели местные пацаны с десяток человек, это были друзья парня по прозвищу Кабан, который недавно переехал в наш район как раз оттуда; он еще был фанатов Overkill и сделал соответствующую татутху на плече, череп с крыльями; потом в армии люди ее пугались. Там уже народ рассосался по вагону, я пил пиво с одним из подсевших по прозвищу Ковпак. Хороший был парнишка, мы потом общались , но позже он умер. От Тимирязевский мы двинули пешком на платформу Дмитровская рижского направления. Там в электричке уже был полный угар. Мы сразу влились в толпу едущих на фестиваль ребят и начали разбредаться. Мир и любовь! Pantera — Domination Однако при высадке на платформе Тушино начались приключения.
Прошел слух, что менты на платформе отбирают весь алкоголь. Слух сразу же оказался жестокой правдой — у нас конфисковали два пакета с вином, где-то дюжину бутылок. Следующая картина — не знаю, каким образом, но мы сидим в придорожном кювете, как прячущиеся от карателей раненые партизаны и судорожно поглощаем оставшиеся жидкости. С нами, кстати, была одна девушка Наталья. Ну как девушка? Тогда ей было уже 24 года и двое детей. Она была разведена и встречалась с местным уркой по имени Саша.
Сашу я тоже видел в том кювете, но он куда-то испарился в итоге. Выглядел он вполне прилично — с длинными волосами, такой хипповатый мужичок. Позже они с Натальей разобьются на мотоцикле, Саша потеряет ногу, а потом его посадят. Наталья начнет жить с парнем по имени Серега Тарасов Карась. Карась кинет ее ради «молоденькой», и все лето 1993 года мы проведем вместе с Натальей. Самое удивительное — ничего «такого». Все было абсолютно невинно.
Блин, ее дочке тогда было столько же, сколько моей сейчас. Но в 1991-м находиться в их компании было стремновато. Кстати, Саша-вор был любителем хард-рока — «Перпл», «Зеппелин», «Слейд». Именно от него я услышал, что настоящие урки не слушают всякую муть типа шансона, а прибиваются по вполне фирмовым вещам. Выпив все, что у нас было, в приподнятом настроении наша несколько поредевшая толпа выбралась на свет божий, в прохладный пасмурный сентябрьский день. С нами уже продвигались какие-то совсем не знакомые люди, которые, правда, были нам как братья. По дороге мы распевали песни, я помню что-то из репертуара «Коррозии Металла» тогда они еще не были такой одиозной группой, как сегодня; никаких наци-приколов и секс-шоу, но считалось, что на их концерт идти опасно.
Пара моих друзей как-то ходила, но о том, что видели, они предпочитали молчать и не кололись ни в какую. Нашей специальной шуткой было исполнение песни «Ждет трехликий монстр ада в преисподней у ворот, человечье ворон стадо диким криком в ад зовет» на мотив саббатовской Paranoid. В общем, подошли к месту. Никаких обысков и проверок сумок не было. Просто пошли прямо на видневшуюся вдали сцену. Со стороны сцены доносился ритмичный гул, не было видно вообще ничего. Как я понял, играла какая-то «неизвестная начинающая группа Pantera».
По пути встречались люди, которые шли обратно. Нам объяснили, что там впереди милицейское оцепление, и смысла соваться нет. Собственно, где мы остановились, там все и решили сделать «базу». Ряды наши основательно поредели. Кто-то сразу отправился «на разведку». Я сам пару раз ходил, возвращался изрядно подогретый — нарывался на каких-то ребят из Новосибирска самогон и Краснодара вино. Со мной они приходили к нам в гости.
Кто-то непрерывно появлялся-исчезал, кто-то из потерявшихся нарисовывался и вновь пропадал. В какой-то момент меня просто вырубило. Проснулся я уже под другой звук. Наш табор снимался, все хотели перебраться поближе к сцене. Там играла группа EST. Если честно, я никогда не был их фанатом, не любил такой вот утяжеленный блатняк. Правда, к Жану Сагадееву заочно относился с уважением.
Он был наш пацан, почти земляк, из Бибирево. Потом я с ним лично познакомился. Мы репетировали на базе, которой Жан владел совместно с одним суровым дядькой, исполнявшим шансон. Там мы несколько раз сидели, выпивали. Хороший был человек Жан. Толпы на таком большом расстоянии от сцены толком не было. Народ стоял по большей части разреженно.
Помню одну фишку. Чтобы хоть что-то видеть, некоторые втыкали пустые бутылки, коих было разбросано несчетное количество, в землю горлышками вниз, делаю своеобразную площадку.
Полтора миллиона. Оценки того, сколько человек собрались в Тушино ровно 25 лет назад, 28 сентября 1991 года, на фестиваль Monsters of Rock, разнятся, но одно ясно: для только что пережившей августовский путч России это было беспрецедентное событие, масштабы которого превзошли все мыслимые ожидания.
Так или иначе, лучшей метафоры для внезапно хлынувшей в страну свободы придумать было трудно. Звуки собирают воспоминания участников и очевидцев московского Monsters of Rock. Борис Зосимов, организатор фестиваля Вы будете смеяться, но помог мне всё это сделать Юрий Владимирович Никулин. Когда мне нужно было попасть к вице-мэру Ю.
Лужкову с этой идеей, надо мной смеялись, мол, "на ваших этих рокеров придут посмотреть человек сто". Юрий Владимирович попросил Лужкова посодействовать, "дайте молодёжи провести" и т. Ну, Лужков мне говорит: "Борь, я гарантирую, что там больше двухсот человек не будет". Я ему: "А я вам гарантирую, что там будет больше 100 тысяч человек".
Когда стало ясно, что всё получается, у меня на рекламу оставалась всего неделя. Я сумел договорится с телеканалом "Россия", и они каждые несколько часов объявляли о концерте. Никто, конечно, не верил. Думали, что это чушь.
Потом люди поехали в Тушино, видели, что там началось дикое строительство, сцена и прочее, строился реальный город. Причем, всю неделю до концерта шёл сильнейший дождь. Американцы с грустью на всё это смотрели. Я им говорю: "Гарантирую, что в день концерта дождя не будет".
Они мне: "Да ладно, не смеши нас.
Стоит напомнить, что "Монстры рока" был бесплатным концертом, на который пускали абсолютно всех, без указания мест и рядов, и даже позволяли проносить алкоголь. Атмосфера полной свободы, подогреваемая самой свободолюбивой музыкой в мире — роком. Концерт тогда сильно задержали, публика — все 500 000 человек — нервничала, но с первыми аккордами тяжёлого метала группы Pantera, открывшей концерт, поняла, что праздник начался. Pantera была немного "тяжеловатой" музыкой даже для бывалых металлистов, но её выбрали не зря — не очень привыкшего к концертам зарубежных групп зрителя нужно было "разогреть". Если вблизи от сцены концерт действительно напоминал концерт, то на большом отдалении, где и находилась группа Станислава, он больше походил на музыкальный фестиваль вроде "Вудстока": люди ходили туда-сюда, садились на траву, знакомились и общались. Поведение зрителей мало напоминало концерт. Была движуха, настоящий проходной двор: все ходили в разные стороны, кто-то вставал, кто-то ложился. Там не было такого, понимаете, единого взгляда на сцену.
Один парень лёг вообще рядом с колонкой, монитором, его с первыми аккордами Pantera и смыло оттуда, представляете? Станислав На концерт со свободным входом тогда собралась вся Россия. Для многих участников, в том числе для Стаса, это был гигантский акт культурного обмена: рокеры и панки со всей страны съехались показать себя и посмотреть других. Рассказать об особенностях жизни неформалов в провинции. Подраться с мажорными московскими рокерами в "косухах" с лисьими воротниками. Оторвать воротники. Разбить в драке бутылку вина. Расстроиться ровно до того момента, как на сцену не выйдет Metallica. Обмен опытом закончился с первыми же аккордами Enter Sandman Metallica.
Культ "Металлики" сложно переоценить: что тогда, что сейчас группе по-настоящему поклонялись, а при одной мысли о том, что на их концерте можно будет побывать, людей трясло от волнения мелкой дрожью.
Константин Кинчев и фэн группы "Алиса" из числа солдат внутренних войск Фотограф Жора Молитвин Моя надежда оправдала себя, но только отчасти. Меня увидели Жан Сагадеев со-товарищи из группы "Э. Правда, Сагадеев был в своём репертуаре, как только я сделал один единственный кадр, Жан куда-то испарился. На этом одном единственном кадре Сагадеев стоит с закрытыми глазами. Группа "Э. Музыканты из группы "Pantera" дружно сидели возле своей палатки. Поскольку меня они не знали, то ко мне не подошли.
От меня до них было довольно-таки далеко и сделать снимок оттуда, где я стоял, было невозможно. Участник группы "Pantera". За его спиной палатки, выполняющие роль гримёрок для музыкантов-участников фестиваля. А вот американский фотограф ходил возле палаток с музыкантами беспрепятственно и фотографировал их как хотел и откуда хотел. Его и в фотопит перед сценой спокойно пропускали. Девушки присели отдохнуть возле заграждения. Композиция получилась живописной и тем самым привлекла моё внимание. А "Metallica" прошмыгнула в свою палатку быстрёхонько.
По ним было видно, что они не хотят, чтобы их кто-нибудь заметил. А уж о том, чтобы они вышли к фотографам, не было и речи. Я встал возле самого ограждения, поближе к палатке с "Metallica". От меня до неё было метров пять. В этой армейской палатке были малюсенькие окошки и через одно из них я увидел музыкантов внутри палатки. Я прикрутил к своей камере телеобъектив, надел фотовспышку, поскольку в палатке было темно, улучшил момент и нажал на кнопку фотоаппарата. Вспышка сработала, внутри поняли, что их кто-то снимает, чья-то предательская рука занавесила оконце, через которое я видел музыкантов. Съёмка закончена!
Я был очень расстроен и когда начался концерт, мне было не до него, настроение было на нуле. Я вышел на поле аэродрома и издалека посмотрел, как выступает "Э. Потом вернулся за сцену, сел на свои ящики и загрустил. Ко мне подошёл и сел рядом со мной Толик Крупнов. Вот у него настроение было превосходное! Нас с Толиком окружили какие-то люди и стали спрашивать у него, как ему нравится концерт? Куда же ещё лучше! Надо признаться, что настроение мне Толик поднял!
На поле перед сценой я не пошёл. Концерт я слушал из-за сцены, там всё прекрасно было слышно.
Фестиваль «Monsters of Rock-1991» в Тушино (28.09.1991)
Ведь посмотреть-то было на что! На фоне этих монстров остальные группы присутствовали постольку-поскольку. Звук на шоу был такой силы, что сотрясал землю и гремел на несколько километров вокруг. Закончилось всё пальбой из пушек и фейерверком. Живым свидетелям концерт запомнился бешеной энергетикой и фантастичностью происходящего, эти ваши «нашествия» и рядом не валялись. Трудно ожидать повторения подобной концентрации тяжёлых изотопов редковстречаемых металбэндов, sad but true. Да, играли Heavy в наше время — не то, что нынешнее племя! Интересные факты[ править ] Во время исполнения «Harvester of Sorrow», на третьем куплете, барабанщик Ларс Ульрих серьезно повредил указательный палец. Тем не менее, на дальнейшем выступлении группы это не сказалось.
Кресла наставников команд займут — Баста у него за плечами семь сезонов «Голоса» , Егор Крид два сезона и дебютирующая в шоу певица МакSим. Взявшего творческую паузу постоянного ведущего проекта Дмитрия Нагиева в новом сезоне «Голос. Дети» заменит Яна Чурикова, а ее соведущей станет Агата Муцениеце. Алена Апина выиграла суд против Первого канала и Джанабаевой Певица Алена Апина выиграла суд за песню «Бухгалтер», которую несколько лет назад на Первом канале перепела Альбина Джанабаева. Солистка группы «Комбинация» Алена Апина недавно выиграла суд у Первого канала.
Тушинский концерт прошёл под охраной почти 11 тыс. Однако беспорядков не удалось предотвратить: 51 человек госпитализирован, около 100 обратились в медпункты, 50 задержаны с холодным оружием и наркотиками, 1 — с огнестрельным оружием. Поскольку не был ограничен пронос любого алкоголя в том числе в бутылках и канистрах , на концерте присутствовало значительное количество зрителей, активно его употреблявших, и вскоре в народной среде возник оборот «тушинское попоище». Концерт начала группа Pantera, которая недавно выпустила свой один из лучших альбомов cowboys from hell 1990.
В фильме — история крупнейшего концертного события в истории России, рассказанная от первого лица — организаторов, музыкантов и зрителей фестиваля. Среди давших интервью для фильма организаторы Борис Зосимов, тогда промоутер и директор фирмы «BIZ Enterprises», в будущем председатель совета директоров телеканала «MTV-Россия» и президент российских отделений лейблов PolyGram и Universal Music, Эдуард Ратников, будущий основатель концертного агентства T.
«Монстры Рока» в Тушино — ровно четверть века назад
Интересный день в истории музыки «Монстры Рока» в Тушино! | «Монстры рока» в Советском Союзе. |
29 лет назад состоялся рок-фестиваль «Монстры рока» в СССР — Музыка на DTF | 30 лет назад, 28 сентября 1991 года, на поле аэродрома в Тушино состоялся крупнейший рок-фестиваль в отечественной истории, который посетили до 1 млн человек. |
Фестиваль Монстры Рока в Москве | 28 сентября 1991 года на поле аэродрома Тушино в Москве прошел один из самых массовых концертов в мире — «Монстры рока». |
Побоище в Тушино: 25 лет спустя
Борис Зосимов, организатор масштабного международного рок-фестиваля «Монстры рока», прошедшего в сентябре 1991 года на поле аэродрома Тушино в Москве, рассказал о страшной борьбе российских групп за право выступать вместе с Metallica и AC/DC. МОНСТРЫ РОКА В ТУШИНО 1991 | Как это было с комментариями очевидцев концерта. Когда я слышу словосочетание "Монстры Рока в Тушино", то перед моими глазами встаёт не концерт, а стеклянные бутылки, летящие градом из задних рядов зрителей в передние и ручеёк травмированных людей, текущий по направлению к медицинской машине.
Про ... Брайан Джонсон(AC/DC) о концерте «Monsters of Rock-91» в Москве
Главная» Новости» Концерт тушино 1991. крупнейшего концертного события в истории России, рассказанная от лица организаторов, музыкантов и зрителей фестиваля. В 1991-ом году в Москве состоялся крупнейший рок-фестиваль Монстры рока. Смотрите онлайн Монстры Рока, Тушино, 1991 55 мин 3 с. Видео от 27 сентября 2022 в хорошем качестве, без регистрации в бесплатном видеокаталоге ВКонтакте!
Побоище в Тушино: 25 лет спустя
Документальный фильм «Монстры рока в Тушино. Я спустился в метро, проехал две остановки, вышел на «Тушинской», перешёл Волоколамское шоссе и отправился на аэродром теперь там стадион «Спартак». Как я узнал много позже, на тушинском поле в этот день побывали около 1 600 000 один миллион шестьсот тысяч человек. Авторы ленты не стали снимать многочасовой сериал и много кого не позвали в качестве спикеров - так, в фильме нет представителей Metallica, за Pantera рассказывает фотограф группы, а впечатления «простых зрителей» почему-то передают музыканты группы «Мастер». Тем не менее основные герои, организовавшие фестиваль, с удовольствием предались воспоминаниям об авантюре 30-летней давности. Борис Зосимов давно отошёл от дел и наслаждается заслуженным отдыхом на вилле: в его рассказе о «Монстрах рока» часто звучит слово «бред» применительно к идее организовать за три недели масштабный рок-фестиваль и к тому, как им удавалось договориться относительно виз для американцев и самолётов для перевозки оборудования. Для сегодняшнего дня всё это звучит вполне фантастично - «весёлое было время», как подчеркнул г-н Зосимов.
И вот уже опять послышалась старая песенка: «Запретить! Но их не хватило бы, даже если пригнать по одному милиционеру на каждого зрителя. Потому что ЭТА милиция никакого порядка блюсти не может, уважения или даже страха не вызывает. Милиция на тушинском поле олицетворяла иные ценности, чем перед Белым домом в августовские дни. Представьте себе, уже в 12 часов дня — за два часа до концерта — свободное перемещение сбоку от сцены было перекрыто: всех гнали в центр. Хмурые курсанты не видели вокруг себя людей: клепаные куртки, рваные джинсы, небритая щетина — что церемониться с эдакой шпаной? В первых рядах прижатые к металлической ограде и стиснутые со всех боков люди стояли лицом к лицу с милицейской цепью. Ограда держалась прочно. В нее вдавливались. Добрые милиционеры выдергивали из толпы теряющих сознание, злые — пускали в ход дубинки. Вскоре в них полетели бутылки. А вы как думали? Я не хочу сказать, что милиционеры — это плохо. Но в силу нашей объективной действительности, тяжелой и надоевшей жизни на тушинском поле, как и везде в стране, незримо присутствовал дух озлобления. Даже не дух — душок скорее. Ведь на этот раз никого не убили. А могли. Нет, как ни говорите, а в самом слове «Тушино» так и слышится нечто роковое — «туша», «тушить»... И в истории нашей — то «тушинский вор», то бесподобный «Пульс Тушина»... Тяжел и темен ты, русский рок. Андрей Кокарев. Попробуйте как-нибудь провести такой эксперимент — задайте нескольким случайно выбранным из круга своих знакомых людям простой вопрос: "Где и когда состоялся величайший рок-концерт в истории человечества? Самый распространенный ответ, который вы получите, разумеется, будет "не знаю". Несколько более продвинутых граждан покопаются в анналах собственной памяти и вспомнят про "три дня мира и музыки" в американском Вудстоке. И только один или, может быть, два человека скажут, что данное событие имело место 23 года тому назад и не где-нибудь "у них", а в Москве. Сколько-сколько, говорите, "детей цветов" внимали Хендриксу и Jefferson Airplane на этом самом вашем Вудстоке? А 28 сентября на взлетное поле в Тушино явились дети "ржавого железа" в количестве один миллион человек. Вдумайтесь в эту цифру. Попробуйте представить себе такое количество людей в одном месте. Задумайтесь о возможных последствиях... С 1983 года мероприятие стало международным и окончательно переориентировалось на любителей той музыки, что потяжелее. Из списков выступавших за разные годы можно было бы собрать неплохую энциклопедию хард-рока, пост-глэма, спид-металла, трэша, хэви и тому подобных жанров. Последние две команды до Москвы не доехали и на полпути их заменила еще мало кому тогда известная Pantera. Москва в тот месяц ни про каких монстров еще не знала и знать не хотела — по улицам ездила бронетехника, по телевизору шло ГКЧП и "Лебединое озеро", а казавшийся незыблемым СССР вдруг как-то внезапно начал "трещать по швам", а на его окраинах перестали размахивать палками и начали потихоньку стрелять. Казалось, что сама история вдруг начала грохотать и лязгать затворами "калашниковых" и танковыми траками так, что заглушить ее было бы не под силу никакой "Металлике". Провести такой фестиваль в Москве, да еще и с бесплатным входом, казалось ему лучшим вариантом для начала собственного продюсерского бизнеса.
Борис Ельцин только что предотвратил военный переворот и стоя на танке, обещал молодежи, которая поддерживала его, все, что они хотят. Поэтому представители власти этой страны позвонили нам и пригласили приехать к ним через три дня. Я начал гадать, и сколько нам за это заплатят? Как за три дня мы сможем перебросить 12 грузовиков с аппаратурой и шесть автобусов из Барселоны в Москву? В нашем тенте был дощатый настил и все те же две 11,5-ваттные лампочки. Постоянно заглядывал гастрольный менеджер и сообщал: "На поле собралось полмиллиона зрителей, и народ все прибывает". Мама дорогая, сколько товарищей! Потом, через полчаса новое сообщение: "Мужики, народу больше миллиона. Власти начинают нервничать, поэтому для охраны пришлось нанять 30000 вооруженных солдат". Я решил, что они надо мной издеваются. Это же опасно! Мне нужно было срочно отлить, и я вышел из тента и поссал на какую-то бетонную колонну с ржавым шаром на верхушке. Стоял и восхищался старыми и новыми самолетами на этой авиабазе в сгущающихся сумерках, и в этот момент два мудака со здоровенными пушками как заорали на меня: "Нет, нет! Рокер-капиталист, нет! Ребята заметно разнервничались. После того как переводчики их успокоили, пообщались с ними и подарили блок сигарет "Мальборо", я поинтересовался, а что, собственно, случилось? Фил Ансельмо, Pantera Москва меня потрясла — у вас тут произошла самая настоящая революция. Я видел множество молодых людей, пока мы гуляли по городу. Для них наш приезд был чем-то чудесным, необыкновенным.
То тут, то там в толпу врывались какие-то менты и солдаты, с остервенением избивая людей дубинками. Кому-то из ментов, особо ретивым, не повезло. Они слишком оторвались от своих, и тут уже сами начали огребать от обозленных металистов. У них отнимали имущество и жестоко били. Я видел людей с ментовскими щитами и с дубинками, которые бросались в новые заварушки. Мне, честно говоря, хватило пары таких атак. Я выдохся и окончательно потерялся от своих. Прорыв К тому времени EST уже отыграли. Я оказался в правой части поля, ближе к Москве-реке. Страсти вроде как улеглись, народ подустал и массово уселся прямо на землю. Как вы понимаете, никаких синих туалетных кабинок тогда не было и в помине. Я только один раз до того видел мобильный туалет — это был железный кунг защитного цвета на базе мощного «Урала», где-то на мероприятии в Лужниках. Очередь к нему вилась размером с очередь в Мавзолей или «Макдональдс», а в женскую часть была настолько длинной, что значительная часть дам стояла в мужской очереди. Как говорится, что естественно, то не безобразно. Здесь все было проще — народ ходил поссать к реке. Я очень ждал выступления The Black Crowes. К тому моменту я уже послушал их дебютный альбом 1990 года. Было в этой группе нечто такое, что отличало ее от кучи «волосатых» команд 1980-х. Я чувствовал, что ее творчество близко сидящему внутри меня видению музыки, которое я никогда не смог бы сформулировать самостоятельно. Как будто старая музыка, которую я любил, звучала здесь и сейчас. Вообще, мы привыкли, что музыкальный водораздел проходит по 1991 году. Nirvana, гранж и все такое. Но на самом деле уже в конце 1980-х появлялось нечто абсолютно не похожее на привычный мейнстрим того времени. Выступление The Black Crowes, такое чувство, слушал только я один. Кто-то сидел, кто-то лежал, один я маячил, стараясь то пританцовывать, то, вытянувшись, посмотреть на сцену. Хорошо помню, как один парень сказал: «Да ну, хуйня какая-то». Сцену с нашей диспозиции было почти не видно, зато рядом был огромный экран. После Black Crowes все встали. По толпе пробежало какое явственное напряжение, народ разве что копытами не бил. Началось массовое скандирование: «Fuck you, милиция» опять по песне «Коррозии Металла». Metallica не выходила достаточно долго, но когда они все же появились и начали играть… Не знаю, не смогу описать свои ощущения. Это был какой-то угар. Народ рубился, повернувшись даже не к сцене, а к большому экрану, который висел правее. Я уже протрезвел, но всех подробностей не запомнил. Помню, что играли Battery и новые вещи. Вроде даже мою любимую Last Caress. Вокруг творился какой-то ад. Реально, за километр от сцены! Народ обнимался, чуть ли не плакал. Понимаете, произошло то, что не должно было произойти никогда. Metallica — Battery После Metallica многие чувствовал себя… опустошенными, что ли? Как раз темнело. Кто-то уже уходил. Стало возможным пробраться поближе к сцене. Их новая вещь Thunderstruck была идеальным вариантом, чтобы открыть ей концерт. Когда начался этот гитарный теппинг, я даже сначала не поверил, что вот оно. Сейчас расскажи кому, что взрослые парни сажают подростка себе на плечи, сразу что подумают? Геи-педофилы, Тесака на них нет? Когда закончилась последняя песня, народ, непривычный к выходам на бис, потихоньку потянулся с поля. Меня терзали какие-то смутные предчувствия. По краям перекрытий сцены стояли пушки, такие, типа старинных. Мы же помним про ружье Чехова. И «Акадаки» не сыграли одну крутую вещь! Предчувствие меня не подвело. Обратно толпа шла оглушенная и какая-то притихшая. В электричке от Тушинской кто-то пустил по вагону канистру… с водой, и тут я понял, как же сильно хочу пить… и есть, и спать. Только в этот момент. Когда я подходил к дому, хлынул дождь. На следующий день все встретились на нашем традиционном месте тусовок, у огромного дерева с тарзанкой.