На выставке, которая проходит в рамках нацпроекта «Культура», представлены все периоды творчества русского авангардиста, основателя и теоретика аналитического метода в искусстве Павла Филонова и его последователей. Выставка будет посвящена юбилею художника Павла Филонова (1883–1941). Это один из самых загадочных представителей русского авангарда ХХ века. Павел Николаевич Филонов родился в 1883году в Москве,в многодетной семье рязанских мещан Николая Иванова, бывшего дворового графа Головина, «бесфамильного», и его законной супруги, Любови Николаевны, бывшей намного его моложе. "Художник мирового расцвета" – в Медиацентре парка "Зарядье" открывается выставка работ Павла Филонова. Один из важнейших художников русского авангарда – он фактически был фигурой non grata в советском искусстве.
Сергей Уваров Формулы и один: в Зарядье показали ретроспективу Павла Филонова 15.12.2023
Место проведения выставки нельзя назвать ни удачным ни неудачным, поскольку хотя территориально до него добираться не трудно, и цена билетов не завышена, само оформление выставки и качество учреждения, где она проходит оставляет желать лучшего. Трудно понять, для чего режиссеры выставки погрузили ее в мавзолейную тьму, превратив для посетителей ее посещение в офтальмологическую пытку. Возможно, тьмой хотели подчеркнуть трагическую судьбу Филонова, но для этого вполне достаточно было бы самих его полотен. Антураж оформления выставки и замысловатость ее лабиринтов больше подходят для шоу веселых покойников, чем для картин интеллектуального художника. Стоит однако отметить удачное расположение картин с точки зрения возможности детального их изучения, и если бы не упомянутая вселенская тьма, выставка, возможно, удалась бы на славу.
Еще одна важная деталь — временная дистанция. Нас отделяет почти столетие от страшных, трагических событий XX века. Филонов, как и другие художники своего поколения, видел ужасы Первой мировой и революции, голод и разруху Гражданской… Впрочем, на короткое время художники-авангардисты получили от власти карт-бланш, и перед ними открылись блестящие перспективы.
И все же прагматикам-революционерам оказалось не по пути с мечтателями-художниками, хотя Филонов успел поучаствовать в создании петроградского Государственного института художественной культуры и даже возглавлял отдел общей идеологии. Кроме того, он организовал коллектив «Мастера аналитического искусства», состоявший из его учеников, однако в 1930-е МАИ после травли практически прекратил свое существование. Тем не менее у мастера остались последователи, пытавшиеся продолжать его дело. Правда, им было трудно тягаться с Филоновым, упрямым фанатиком и аскетом, презиравшим земные блага и посвятившим свою жизнь искусству, поэтому многим так и не удалось выйти за рамки эпигонства. Но что же должны чувствовать мы, жители XXI столетия — неспокойного, но пока чуть более милосердного, — глядя на работы художника, видевшего смерть и крушение миров? Можем ли мы оценить его творчество не сердцем, через чувства и сострадание, а с холодной головой, как исследователи? К подобному «рациональному» подходу призывал художников сам Филонов, веривший, что творчество строится не на капризном вдохновении, а на упорной исследовательской работе.
Конечно, временная дистанция проясняет некоторые вещи.
Одна из них — «Перерождение интеллигента». Возможно, название никак и не связано с сутью работы, поскольку было придумано позже. Скорее всего, «Перерождение» рассказывает о вечном движении, которое существует во Вселенной. Слом старого и появление нового он воплотил во множестве лиц и предметов.
Чтобы увидеть огромную фигуру на картине, нужно внимательно вглядываться в нее. И тогда можно будет заметить, как изображение возникает из ниоткуда и исчезает в никуда. Не случайно Филонов говорил, что слово «творчество» он заменяет на «сделанность» — сотворение в еще более глобальном смысле. Что интересно, художник писал свои масштабные работы тонкой кистью, постепенно заполняя огромное пространство холста.
На экспозиции можно увидеть 63 произведения одного из основоположников отечественного авангарда из коллекции Русского музея, представляющие все этапы его творчества. Самыми ранними произведениями художника на выставке стали «Женщина в восточной одежде» и «Пейзаж Ветер », созданные им еще в период обучения. Посетители увидят картины из известного цикла 1910-х «Пир королей», «Крестьянская семья», «Цветы мирового расцвета».
Русский музей открывает «Школу Филонова»
Основные принципы его аналитического метода состоят в том, что картина развивается как живой организм — от частного к общему, словно растет за счет деления клеток, каждая из которых обладает своей сложной организацией. Упорно и точно вводи прорабатываемый цвет в каждый атом, чтобы он туда въедался, как тепло в тело или органически был связан с формой, как в природе клетчатка цветка с цветом», — писал он. Филонов осмелился нарушить один из важнейших авангардистских принципов — он никогда не отрицал классического искусства и не воевал с ним. В его работах всегда можно найти следы этого искусства — и хронологически близкого, вроде модерна и символизма, и гораздо более раннего, вроде Босха. Он упорно разрабатывал свой метод и никак не участвовал в борьбе авангардистских группировок, что было актуально до тех пор, пока в 1932 году их всех не разогнала Советская власть. Он занял уникальную в русском авангарде позицию, став пророком, мессией, аскетом, учителем, изгоем и мучеником в одном лице.
Организм против механизма — так можно определить пафос его позиции. Одним из главных положений аналитического метода стал принцип сделанности, когда организм художественного произведения должен расти, как растет все живое в природе. Такая живопись — не состояние, а процесс, подобный биологическому. В выставочных залах Новосибирского государственного художественного музея будут представлены почти все периоды жизни и творчества художника и это позволяет проследить, как развивалась его идея аналитического искусства. Павла Филонова можно сравнить с Пабло Пикассо по масштабу творчества, по той концепции и живописной философии, которая была им предложена.
Напомним, что 7 декабря 2021 сотрудник частной охранной организации, осуществляющей охранную деятельность Ельцин Центра, где выставлялась работа ученицы Казимира Малевича, совершил акт вандализма, нарисовав безликим фигурам глаза шариковой ручкой. Пушкина, Государственного Эрмитажа, Научно-исследовательского музея при Российской академии художеств, Вятского художественного музея, Краснодарского краевого художественного музея, Томского областного художественного музея, Ярославского художественного музея, Витебского областного краеведческого музея, Музея-усадьбы «Кусково», а также частных коллекций. Александр Добровинский.
Фото: Парк «Зарядье» То, что Рембрандт зашивал в расползающуюся дерюгу, опутывал кружевами и умел удерживать внутри прирученной материи, Филонов — раз уж дело после Фрейда пошло, — синтезировал в единый разогретый поток. Все это кандинское бессознательное, клеевских козявок, инфузорий-туфелек непроясненного, фамов и надеек незримого выпустил, как из мешка, наружу и дал им яркий, ряженый свет — лишь бы плодились и размножались многомерки да ложноножки. Авангардисты отменяли всю предыдущую историю искусства, на самом деле обобщая ее, разыгрывая очередную кульминацию, подводя промежуточные итоги всемирности. Впрочем, восприятие Филонова зависит еще и от зрительского оптимизма или пессимизма. В органике роста, явленной через разбег составных частей растительных или социальных организмов, можно увидеть разбухание нового мира. Ну или же распад, атомизацию старого. Кому что ближе. Медиацентр «Зарядье» «Павел Филонов.
Сергей Уваров Формулы и один: в Зарядье показали ретроспективу Павла Филонова 15.12.2023
эта коллекция приехала из культурной столицы - Санкт-Петербурга, а именно из Русского музея - одного из крупнейших в стране. В выставочном зале Медиацентра парка «Зарядье» открывается выставка, приуроченная к юбилею художника Павла Филонова (1883–1941) — одного из самых загадочных представителей русского авангарда ХХ века. С 16 декабря 2023 года по 17 марта 2024 года в Медиацентре парка «Зарядье» пройдет выставка «Павел Филонов. 3 декабря 1941 года в блокадном Ленинграде от голода умер Павел Филонов, знаменитый русский художник, изобретатель аналитического метода в живописи. Выставку открывает фото филоновцев 1927 года и двадцать три имени с краткими биографиями (всего сегодня известно порядка ста учеников Павла Филонова).
В «Зарядье» открылась выставка художника-авангардиста Павла Филонова
В выставочном зале Медиацентра парка «Зарядье» проходит выставка, приуроченная к юбилею художника Павла Филонова (1883–1941) — одного из самых загадочных. 3 декабря 1941 года в блокадном Ленинграде от голода умер Павел Филонов, знаменитый русский художник, изобретатель аналитического метода в живописи. Выставка недаром получила название «Рабочий Изо»: именно так себя именовал сам Павел Филонов, желая подобной дефиницией обозначить свой подход к искусству. Художник порой трудился по 18 часов в день, поскольку такой пристальности требовала выбранная им эстетика. и знаменитые "Живые головы", и "Пир Королей", и "Крестьянская семья", которую часто называют еще и "Святым семейством". Людмила Вострецова, старший научный сотрудник Русского музея, куратор выставки, один из лучших специалистов по творчеству Павла Филонова, так объясняет в своей статье к каталогу: «Два основных положения аналитического искусства — органическое искусство и принцип. Свыше 60 работ одного из важнейших художников русского авангарда Павла Филонова на три месяца поселились в медиацентре парка «Зарядье».
Работы Павла Филонова в «Зарядье»
Выставка «Павел Филонов. Художник Мирового расцвета» в «Зарядье». В «Зарядье» показывают большую выставку, посвященную творчеству одного из самых интересных представителей русского авангарда. 16 декабря 2023 года в выставочном зале Медиацентра парка «Зарядье» открылась выставка, приуроченная к юбилею художника Павла Филонова (1883–1941) — одного из самых загадочных представителей русского авангарда ХХ века. На выставке представлено около 120 произведений живописи и графики, созданных мастерами аналитического искусства – учениками и последователями корифея русского авангарда Павла Филонова – из собрания Русского музея, Государственного Музея истории Санкт-Петербурга. Выставка работ художника Павла Филонова «Рабочий Изо» открылась в воронежском музее Крамского в среду, 3 июня. В рамках Платоновского фестиваля экспозицию привез Государственный Русский музей, она будет работать до 5 июля. «Павел Филонов. Художник мирового расцвета» — выставка с таким названием откроется 16 декабря в московском парке «Зарядье».
Сергей Уваров Формулы и один: в Зарядье показали ретроспективу Павла Филонова 15.12.2023
Учеников, которые образуют объединение "Мастера аналитического искусства", учил бесплатно. Более того, отдавал им заказы. Так, иллюстрации к финскому эпосу "Калевала" делали его ученики, о степени своего участия в этом проекте Филонов ничего не говорил. Художник буквально жил впроголодь, отказываясь брать деньги даже от жены, которую страстно любил, - брал взаймы, всегда отдавая деньги. Фото: Пресс-служба Зарядья В 1931-м друзья договорились о заказе для него в "Изогизе" на картину на производственную тему, одновременно упрашивая Филонова принять заказ. Он работал над полотном о заводе "Красный путиловец" с октября 1931 по май 1932, в итоге картину возвратили автору без объяснений. Аскет, бессребреник, человек феноменальной воли, Филонов воспроизводил в своей жизни тип средневекового мастера Человек, который в "Декларации Мирового расцвета" написал: "Я художник мирового расцвета - следовательно только пролетарий", - не только не вписался в "иконостас" мастеров соцреализма, но был фактически фигурой non grata советского искусства. И дело, может статься, не только в том, что Филонов до голодной смерти в Ленинграде зимой 1941 года оставался аскетичным последователем русского "утопически-религиозного коммунизма", связанного с идеями воскрешения мертвых в работах Николая Федорова. Фото: Пресс-служба Зарядья Филонов, очевидно, стремился соединить новейшие достижения биологии о его знании анатомии человека ходили легенды с интуитивными художественными прозрениями, "сделанность" картины для художника была как результатом исследования, так и органического роста произведения.
Когда, точно соринки в глазу, рыбки в воде, окна в стене, вместе с чужими, точечными исключениями случаются и параллельные открытия, симметричные извилины, вспышки и всполохи схожих озарений. У Филонова рассыпаны их десятки, сотни — масса открытий, которых хватило бы на поколения художников, а их вот точно так и хватило. Все пущено в рост: фигуры интуиции, мембраны, вакуоли и ячейки, соединительные ткани и противительные союзы, атомы и их дрожания, всполохи и протоны, нейтроны, электроны, мюоны и даже кварки, шкварки и клейкая зелень, огонь, вода, земля и кислород — словом, все жизни, все жизни, вплоть до рыб, цветов, детей и их игрушек, мячей, кубиков, золотых обмолвок, шевелящихся виноградин, лунных городов и лунных рабочих поселков. Павел Филонов. Фото: Государственный Русский музей Прислушайся, прохожий, как трава растет, как облака плывут по орбите и рельсы гудят предчувствием воскрешения мертвых. Картины Филонова все время потягиваются и растут, мерцают, бликуют и делятся, кипят, закипают, их все не объять, не увидеть и не охватить. Выставка в «Зарядье» смещена к картинам и графическим листам 1910-х годов, позднего гораздо меньше в них видно, как Филонова ломали, а он не ломался, бился головой о затыки, и тогда голова отрывалась от тела и гуляла отдельно , но сильно заметно, как все эти бытовые и бытийные структуры меняются, как усложняются и измельчаются, после чего вновь наступает пора ясности и крупных планов, голов, заводов, социально озадаченных плоскостей. Как ближе к концу лица обращаются в лики, устав плести паутину млечных натяжений, и все время стараются очеловечиться, да, видно, нельзя никак. В соцсетях спорадически возникают споры: с каким художником можно сравнить Филонова?
Масштабный выставочный проект направлен на то, чтобы приблизить зрителя к пониманию творческого наследия Филонова, сохранившегося не только в живописи и графике, но и в статьях, манифестах, дневниковых записях. Всего в экспозицию вошло более 60 живописных и графических шедевров. Они дают представление о свойственном Филонову понимании мира, космического пространства и взаимоотношений человека и Вселенной. Выставка может быть интересна как профессиональному сообществу художников и искусствоведов, так и широкой аудитории.
Фото: Государственный Русский музей. По словам организаторов, проект направлен на то, чтобы приблизить зрителя к пониманию творческого наследия Филонова, сохранившегося не только в живописи и графике, но и в статьях, манифестах, дневниковых записях. Вниманию посетителей представлены картины из известного цикла 1910-х годов «Ввод в мировый расцвет», абстрактные композиции, «Головы» и изображения зверей, исполненные в 1920-е годы.
Москвичей пригласили на выставку Павла Филонова в Зарядье
Когда, точно соринки в глазу, рыбки в воде, окна в стене, вместе с чужими, точечными исключениями случаются и параллельные открытия, симметричные извилины, вспышки и всполохи схожих озарений. У Филонова рассыпаны их десятки, сотни — масса открытий, которых хватило бы на поколения художников, а их вот точно так и хватило. Все пущено в рост: фигуры интуиции, мембраны, вакуоли и ячейки, соединительные ткани и противительные союзы, атомы и их дрожания, всполохи и протоны, нейтроны, электроны, мюоны и даже кварки, шкварки и клейкая зелень, огонь, вода, земля и кислород — словом, все жизни, все жизни, вплоть до рыб, цветов, детей и их игрушек, мячей, кубиков, золотых обмолвок, шевелящихся виноградин, лунных городов и лунных рабочих поселков. Павел Филонов. Фото: Государственный Русский музей Прислушайся, прохожий, как трава растет, как облака плывут по орбите и рельсы гудят предчувствием воскрешения мертвых.
Картины Филонова все время потягиваются и растут, мерцают, бликуют и делятся, кипят, закипают, их все не объять, не увидеть и не охватить. Выставка в «Зарядье» смещена к картинам и графическим листам 1910-х годов, позднего гораздо меньше в них видно, как Филонова ломали, а он не ломался, бился головой о затыки, и тогда голова отрывалась от тела и гуляла отдельно , но сильно заметно, как все эти бытовые и бытийные структуры меняются, как усложняются и измельчаются, после чего вновь наступает пора ясности и крупных планов, голов, заводов, социально озадаченных плоскостей. Как ближе к концу лица обращаются в лики, устав плести паутину млечных натяжений, и все время стараются очеловечиться, да, видно, нельзя никак. В соцсетях спорадически возникают споры: с каким художником можно сравнить Филонова?
А в 1974 году на опушке Битцевского парка таранили самовольный вернисаж поливочные машины и тракторы поэтому та выставка получила название бульдозерной. Этот человек без всяких согласований с высоким начальством, практически в одиночку, задумал, подготовил и провел первую в России персональную выставку работ ныне всемирно известного авангардиста , создателя особого направления в живописи — аналитического искусства. В обход всяких правил галерист сумел договориться и привезти из Государственного Русского музея несколько десятков филоновских картин. На выставку народ повалил валом.
Мгновенно разошлись 300 экземпляров выставочного каталога с репродукциями и никогда не издававшейся ранее рукописью художника «Идеология аналитического искусства и принцип сделанности». Закипели споры об авангардизме. Партийные функционеры схватились за головы: кто, зачем и по какому праву выставляет полотна сомнительного художника, хотя бы и погибшего в блокадном Ленинграде? Тем более что выставка якобы посвящена 50-летию Великой Октябрьской социалистической революции!
К расследованию инцидента, подрывающего идеологические установки партии, приступили работники «культурного» отдела КГБ. Воспользуемся результатами их розысков. Прежде всего, чекисты установили, что без разрешения руководства Сибирского отделения АН СССР, а по одному лишь письму заместителя директора Дома ученых Платонова, на ротапринтном участке Хершкович напечатал известный каталог, ставший ныне библиографической редкостью. Для ускорения печатных работ он добавил к письму 90 рублей от себя лично оператору ротапринта и в убытке не остался, так как «самочинно» установил цены на каталог и входные билеты, а вырученные суммы тратил на плату рабочим выставки и другие операции.
В начале 1920-х им были созданы картины-формулы, среди которых вошедшие в состав выставки «Формула революции», «Формула петроградского пролетариата» «Формула весны». В 1930-е творчество художника характеризуется наибольшим стилистическим многообразием. Но для мастера это было тяжелое время. Обвиняемые в формализме художник и его ученики стали объектами ожесточенной травли. Павел Филонов голодал, экономил на всем, продолжая преподавать бесплатно. Из-за нехватки денег на покупку холста он часто писал масляными красками по бумаге или картону.
Посетить выставку можно до 17 марта. Экспозиция организована Государственным музейно-выставочным центром «Росизо» и Государственным Русским музеем при поддержке автономной некоммерческой организации по реализации проектов в сфере культуры и искусства «Территория культуры» в парке «Зарядье», подведомственном Департаменту культуры города Москвы.
Русский музей выставил работы Павла Филонова - художника мирового расцвета
Людмила Вострецова, старший научный сотрудник Русского музея, куратор выставки, один из лучших специалистов по творчеству Павла Филонова, так объясняет в своей статье к каталогу: «Два основных положения аналитического искусства — органическое искусство и принцип. 27 ноября в Культурно-выставочном центре Русского музея в Казани на базе Галереи современного искусства ГМИИ РТ открылась выставка произведений Павла Филонова и его учеников «Глаз видящий, глаз знающий» из собрания Русского музея (Санкт-Петербург). На выставке представят более 60 живописных и графических работ Павла Филонова, созданных им в разные годы. В выставочном зале Медиацентра парка «Зарядье» проходит выставка, приуроченная к юбилею художника Павла Филонова (1883–1941) — одного из самых. Павел Филонов — бренд внутри бренда «русский авангард», его напряжённый нерв и аналитическое сердце, его уникальная системна — вне канонов.
Русский музей и РОСИЗО представили масштабную выставку Павла Филонова в Москве - События
В выставочном зале Медиацентра парка «Зарядье» проходит выставка, приуроченная к юбилею художника Павла Филонова (1883–1941) — одного из самых загадочных. Выставка работ Павла Филонова стала второй временной экспозицией в рамках подписанных договоренностей. Казимир Малевич, Павел Филонов, Марк Шагал, Анна Лепорская и другие». 16 декабря 2023 года в выставочном зале Медиацентра парка «Зарядье» открылась выставка, приуроченная к юбилею художника Павла Филонова (1883–1941) – одного из самых загадочных представителей русского авангарда ХХ века. В «Зарядье» открылась выставка Павла Филонова. Ключевой представитель русского авангарда, в одном ряду с Кандинским и Малевичем, не вписался в соцреализм.