Проповедь Святейшего Патриарха Кирилла в праздник Покрова Пресвятой Богородицы после Литургии в Александро-Невском скиту 14 октября 2020 года. Обращение Святейшего Патриарха Кирилла в связи с масштабным наводнением на Урале и в ряде регионов Сибири. 12 апреля 2023 года, в среду Страстной седмицы, Святейший Патриарх Московский и всея Руси Кирилл совершил последнюю в этом году Литургию Преждеосвященных Даров в кафедральном соборном Храме Христа Спасителя г. Москвы.
Патриарх Кирилл выступил с предпасхальной проповедью. Он предупредил власть об опасности тирании
«Первосвятитель» | Патриарх Кирилл сегодня — 15-я годовщина интронизации патриарха Кирилла. |
Патриарх Кирилл призвал верующих взять ответственность за страну | Аминь!», — закончил свою проповедь патриарх Кирилл. |
Проповедь Святейшего Патриарха Кирилла в Храме Христа Спасителя в Неделю 3-ю по Пятидесятнице | Проповедь Святейшего Патриарха Кирилла после великого повечерия в четверг первой седмицы Великого поста в Сретенском ставропигиальном монастыре. |
Проповедь Патриарха
Внешне оно выглядит как проповедь, как миссия. Проповедь Святейшего Патриарха Кирилла в канун четверга 1-й седмицы Великого поста. Об этом заявил в четверг в проповеди после вечернего великопостного богослужения в храме Христа Спасителя Патриарх Московский и всея Руси Кирилл. Проповеди, связанные с предстоятелем Русской Православной Церкви патриархом Кириллом.
Четыре революционных пожелания патриарха Кирилла на 2024 год
Posted 24 июня 2023,, 07:44 Published 24 июня 2023,, 07:44 Modified 24 июня 2023,, 07:49 Updated 24 июня 2023,, 07:49 Патриарх Кирилл перед обращением Путина говорил о недопустимости предательства 24 июня 2023, 07:44 Фото: Кадр из передачи "Слово пастыря" Заявление прозвучало в традиционной телепередаче настоятеля РПЦ. В своем обращении к верущиюм которое впрочем, было записано заранее , патриарх говорил о важности защищать Отечество и недопустимости предательства. Программа началась со слов: «Кто отречется от меня перед людьми, от того и я отрекусь.
Он заявил, что надеется, что Господь поможет россиянам и украинцам преодолеть испытания, обрести мир, уважение и согласие, строя общее будущее.
В ходе пасхального обращения патриарх заявил , что подлинное предназначение человека осуществляется только тогда, когда он избегает зла и греха. Поделиться Патриарх Кирилл выступил с пасхальным обращением Патриарх Кирилл выступил с пасхальным обращением Отметим, что на пасхальное богослужение в храм Христа Спасителя приехал президент России Владимир Путин. Пасха — главный христианский праздник.
По слову Патриарха, «крест — мерило истины, мерило праведности», он отражает «глубинную онтологичесую сущность», заложенную самим Богом в жизнь людей: то, что победа над страданием возможна через добровольную жертву и достигается только во Святом Духе.
А ведь сегодня много таких людей. Тяжело говорить о том, что в таком богатом городе, как Москва, есть бездомные, есть голодающие. В то время, когда мы все жили гораздо беднее, не было голодающих, не было бездомных, — а сейчас, когда мы становимся богаче, появляются и те, и другие. И дай Бог нам всем не терять чувство ответственности, особенно когда мы обретаем материальные ценности, ведь с приростом личного богатства возрастает и личная ответственность пред Богом, пред Церковью, перед народом. Я бы очень хотел, чтобы сегодняшние мои слова были не только услышаны — а их услышат многие через средства массовой информации, — но чтобы они были приняты и разумом, и сердцем. Чтобы услышавшие осознали самое главное: через богатство можно не только погибнуть, но и спастись, — если богатство служит не только во благо тому, кто им владеет, но и помогает многим и многим другим людям.
Вот и Церковь наша сегодня призвана осуществлять социальную работу. Что мы подразумеваем под этой социальной работой? Да в первую очередь помощь тем, кто в нашей помощи нуждается. И сегодня у нас существуют соответствующие структуры — на общецерковном уровне, на уровне Патриархии, на епархиальном; но и каждый приход должен заниматься делами благотворительности, особенно такой состоятельный, как тот, в котором мы сейчас находимся. Необходимо оказывать помощь нуждающимся, в первую очередь, нуждающимся прихожанам, и не только прихожанам, но и всем тем, кто мог бы через нашу милостыню освободиться от гнета бедности и неустройства. Да поможет нам всем Господь именно так, а не только на словах и не только через посещение храма, осуществлять свое христианское призвание. И верим, что именно такая милостыня и такая добродетель помогут нам обрести Божественную милость, в том числе в день Страшного Божиего суда. Пусть Господь пребывает Своею благодатью, Своей милостью, Своей любовью со всеми нами.
Доклад Святейшего Патриарха Кирилла на пленарном заседании XXV Всемирного русского народного собора
Будьте ближе к пастве, чаще служите на приходах, общайтесь с людьми, с тем чтобы они чувствовали в вас своих отцов! Монашествующим он посоветовал не замыкаться в стенах обителей. Все духовенство он призвал обращаться к верующим с "самым ярким, самым убедительным, исполненным любви" словом. И проповедь ваша должна быть актуальной, - подчеркнул он.
Но мы по совести своей должны осознать наши грехи, нашу неправду — по отношению к ближним и дальним, но в первую очередь по отношению к Самому Богу. Святая Четыредесятница дает нам такую возможность, а потому и начинается ныне духовная весна, возрождение человека, укрепление его веры и благочестия, переключение сознания с маловажного, не очень-то и нужного на самое главное. А главное — это вера в Господа и жизнь в соответствии с Его Божественным законом.
Мы начинаем поприще Великого поста с этого вечера, когда испрашиваем друг у друга прощения. Это первый, небольшой, но очень важный шаг. Правда, для кого-то этот шаг становится очень тяжелым, особенно когда проблемы, обиды реально разделяют людей, и каждый негодует на того, с кем поссорился, полагая, что именно другой всенепременно во всем виноват. Ведь чаще всего мы оправдываем себя и возлагаем всю вину на другого, на того, с кем поссорились, на кого имеем какую-то обиду. Вот сегодняшний день и требует от нас того, чтобы мы ни на кого не возлагали ответственность — только на самих себя. А потому и требуется от нас сделать непростой первый шаг — попросить прощения у тех, с кем мы в ссоре, кого мы обидели.
Невероятно трудно — с полным сознанием своей личной вины подойти к человеку и попросить у него прощения, но этого требует от нас Церковь Божия. Требует для того, чтобы мы могли войти в поприще Великого поста, уже имея некий опыт самокритики, опыт смирения и опыт прощения. Сегодняшнее богослужение призывает нас к тому, чтобы мы обрели этот опыт через смиренное прошение ближних о прощении наших грехов, о прощении того, что мы совершили пред ними явно или неявно, в деяниях или мыслях. И потому не следует считать, что происходящее сегодня вечером — это некий обычай, который требует от нас формального «Прости! Вот тогда Прощеное воскресенье становится действительно дверью в поприще Великого и спасительного поста. И да поможет нам Господь именно так испросить прощения у других — брата, сестры, отца, матери, детей, родителей — с тем, чтобы получить от них прощение и со своей стороны простить им все, что еще остается в сердце нехорошего, что разлучает нас друг от друга.
В конце концов, и наши православные братья-греки уже много веков твердят о существовании Греческого мира и воспевают великие ценности эллинизма, и это никого не смущает. Но стоило только заявить очевидное: о существовании ареала русской культуры, о Русском мире — сколько же шума поднялось, когда мы сформулировали эту мысль и стали ее развивать! Сколько самых нелепых и надуманных обвинений было высказано нашими мнимыми друзьями и недоброжелателями!
Как гласит народная мудрость, на воре и шапка горит. Разве в недрах Русского мира родилась концепция «оси зла» или идея «мирового полицейского»? Разве мы придумали поражающую цинизмом и духовным варварством тему «отмены культуры»?
Разве мы навязываем остальному миру гегемонию, представляя ее как всеобщее и безальтернативное благо для остального мира? Думаю, ответ очевиден. Хотел бы отметить, что, вопреки расхожему мнению, само понятие Русский мир появилось вовсе не в 2000-х годах.
Над цивилизационной самобытностью России размышляли многие выдающиеся писатели и философы. Наконец, Федор Михайлович Достоевский, которому принадлежит авторство термина «русская идея». И это только очень немногие имена из большого списка мыслителей, вдохновлявшихся в своем творчестве идеей Русского мира.
Далеко не со всем можно согласиться в их рассуждениях. Каждый из них по-своему расставлял акценты, описывая феномен России и русской самобытности. В чем же заключаются ключевые черты русской идеи, являющейся, по сути, ценностным основанием Русского мира как особого духовного и культурного пространства?
Какова же формула Русского мира? Когда используют термин «нация», обычно имеют в виду общность людей, говорящих на одном языке. Но в случае с русским народом есть интересный нюанс.
Русские эмигранты, скажем, уже во втором или третьем поколении могут едва говорить по-русски, но тем не менее считают себя настоящими русскими и с душевной тоской вспоминают об исторической родине. Могу об этом говорить, опираясь на свой собственный опыт, потому что по долгу службы мне пришлось достаточное время жить в Западной Европе. Кроме того, не всякий говорящий и пишущий по-русски как на родном языке тем самым заявляет о своей принадлежности к русскому народу.
Даже более того, некоторые открыто отрекаются от своих национальных корней, свидетельствуя о неприятии русского культурного кода. Бог им Судья. Отвержение памяти предков — явление однозначно порицаемое в нашей духовной традиции.
Итак, вопрос языка, безусловно, важен, но не он имеет определяющее значение. А что имеет? Определяющее значение имеет единство культуры, состоящее в осознании народами общности исторической судьбы и общности духовно-нравственных ценностей, от чего и проистекает, в свою очередь, единство мировоззрения.
Подчеркну — именно мировоззрения, а не идеологии. Эти вещи ни в коем случае нельзя смешивать. Идеологии могут меняться в зависимости от политической ситуации — поэтому единство на такой основе непрочно, ненадежно и может рассыпаться при неблагоприятных условиях.
Наша страна на печальном историческом опыте минувшего столетия хорошо это знает. Именно с учетом отрицательного, но всё же ценного опыта в действующей сегодня российской Конституции[3] закреплен запрет на установление общей государственной идеологии, обязательной для всех. В ответ на вопрошание ряда общественных сил, желающих непременно иметь некую национальную идею, могу лишь вновь повторить: она у нас и так уже есть.
Тем, кто по-настоящему любит страну, свой народ и культуру, не нужна никакая идеология. Не нужно ничего придумывать и изобретать. Все самое главное у нас уже есть: богатейшая духовная и культурная традиция Православия, уникальный ценный опыт совместного мирного проживания и уважительного взаимодействия с представителями других национальностей и религий.
Надо только быть достойными наследниками наших предков и жить в соответствии с убеждениями, чтобы дело со словами не расходилось. Возвращаясь к определению формулы Русского мира, можно сказать, что Русский мир — это прежде всего общность святынь. Использую это слово не только в религиозном значении, хотя и это измерение, несомненно, очень важно.
Общность мировоззренческих идей и нравственных ценностей объединяет людей разного этнического происхождения, разных вероисповеданий и культурных традиций. В этом есть нечто иррациональное, как отмечал Николай Александрович Бердяев[4]. Впрочем, столь же иррациональна, по всей видимости, и ненависть противников Русского мира.
Что же нас связывает? Что для нас свято? Ключевое понятие, общий знаменатель в формуле Русского мира — традиция.
Традиция— и это следует из самой внутренней формы слова, ибо в переводе с латыни оно буквально означает «предание, передача»— в первую очередь обеспечивает связь поколений, сохраняет и передает людям ценный духовный и культурный опыт. Без этого опыта невозможно ни существование народа, ни крепкая, устойчивая государственность, являющаяся, по сути, зримым выражением воли нации к общественной самоорганизации. Так было в веке XVIII, в эпоху неконтролируемых культурных влияний Запада, его абсолютного доминирования в русской общественной жизни — а в следующем столетии, напомню, большой вклад в восстановление целостности русской культуры внесли русские писатели и, может быть, в первую очередь Александр Сергеевич Пушкин.
Можно сказать, что с этого восстановления начался мощный расцвет отечественной культуры, подаривший миру многих выдающихся писателей, художников и композиторов. Однако еще более трагический разрыв произошел в веке XX, когда новые власти взяли курс на решительный отказ от наследия прошлого, объявив, что разрушат до основания старый мир и построят на его обломках новый.
Затмила голову, в особенности русской интеллигенции, эта муть, этот туман, природу которого мы осознали, только пройдя через десятилетия послереволюционной жизни. И лишь в конце XX века началось массовое возвращение людей к вере Христовой, так что тысячи и тысячи стали приходить к таинству Святой Евхаристии. И теперь, имея такую возможность, мы должны помнить, что причащение Святых Христовых Таин — это не обряд, который нужно совершать один раз в год, как было принято в дореволюционные времена, как я уже сказал, среди нерелигиозной интеллигенции. Мы с вами должны причащаться всякий раз, когда есть потребность. А если потребности к причастию нет, если отсутствие этой потребности мы прикрываем различными благочестивыми или псевдоблагочестивыми рассуждениями — «я не готов, я не все прочитал, я чего-то не сделал, поэтому и причащаться не буду»? Ни в коем случае нельзя, чтобы такие ложные аргументы отрывали нас от Святой Евхаристии, которая есть средоточие жизни Церкви и которая действительно является таинством Церкви. Не причащаясь или редко причащаясь, мы сами себя отлучаем от Церкви. А чем же еще мы можем себя духовно питать, как не силой Божественной, которая является нам и с нами соединяется через причащение Тела и Крови Самого Спасителя?
Мало-помалу эти опасные заблуждения давно прошедших времен относительно редкого причащения проходят, и все больше и больше людей по воскресеньям причащаются Святых Христовых Таин. Но надо, чтобы это стало реальной потребностью современного православного человека, живущего в нашей стране, потому что странным является посещение Литургии без причащения. Богословски это объяснить невозможно; ни один, даже самый великий богослов не объяснит! Ведь Литургия совершается для причащения, и люди в прямом смысле слова приходят на Литургию для причащения. А если они не причащаются, что это означает? Еще раз нужно сказать: всякие ссылки «недостоин», «не подготовился» и так далее лишь обличают нас, но никак не оправдывают. И это особенно важно в наше судьбоносное время, когда по милости Божией укрепляется вера в нашем народе — через скорби, через страдания, а ведь чаще всего так и бывает.
Проповедь Святейшего Патриарха Кирилла перед чином прощения в Храме Христа Спасителя
По словам Кипшидзе, предложение патриарха не встретила понимания со стороны властей Украины, и с тех пор РПЦ пор подобных попыток не предпринимала «в силу их бессмысленности». Замглавы синодального отдела подчеркнул, что мирные инициативы подобного рода имеют смысл только тогда, когда встречаются с пониманием с противоположной стороны. Православная Пасха Христова в этом году попадает на 5 мая.
В связи с этим патриарх сказал, что, относясь с пониманием к действиям украинского епископата, он в то же время молится о том, «чтобы никакие временные внешние средостения никогда не разрушили духовное единство нашего народа» и «чтобы те духовные ценности, которые сформировал наш благочестивый народ под покровительством единой Русской Православной Церкви, чтобы они, укорененные в душах и сердцах людей, сегодня принесли свой плод стояния за единство Церкви и за Божью правду». По словам патриарха, сегодня на Русскую Православную Церковь ополчились «духи злобы поднебесной», которые стремятся не просто разделить православных людей Руси и Украины, но сделать так, чтобы между ними пролегла пропасть, «не просто пропасть, а чтобы ров был выкопан, подобно тем рвам, которые используют во время военной операции, чтобы враг не прошел». Между тем патриарх Кирилл глубоко убежден, что, поскольку все эти усилия не от Бога, их цели никогда не будут достигнуты.
Не последние ли это времена? На Показать ещё протяжении всей истории людям казалось, что происходящее с ними невозможно вынести, вытерпеть, что наступили последние страдания рода человеческого. Но кончины века так и не было, а люди часто выходили из испытаний более сильными, как, несомненно, более сильным духовно вышел наш народ, по предстательству Царицы Небесной, из жесточайшего безбожного плена, когда стоял вопрос о самом существовании веры православной на нашей земле, о физическом существовании храмов и монастырей.
Будучи миролюбивыми и скромными людьми, мы одновременно готовы при любых обстоятельствах защитить свой родной дом. Я не перестаю чувствовать тревогу за всех тех людей, которые живут в тех местах, где происходят военные столкновения. Ведь все это люди и народы Святой Руси. Все это наши братья и сестры. Как в Средние века, желая ослабить Русь, силы разные сталкивали братьев друг с другом и погружали в междоусобную брань, так и сегодня нужно сделать все, что можно сделать, чтобы прекратилось кровопролитие и чтобы не было опасности междоусобной брани.
ПАТРИАРХ КИРИЛЛ СЕГОДНЯ: О МИГРАНТАХ, ПОБЕДЕ, РУССКОМ МИРЕ И БОЖЬЕМ ПРИЗВАНИИ РОССИИ.
Проповеди, связанные с предстоятелем Русской Православной Церкви патриархом Кириллом. Внешне оно выглядит как проповедь, как миссия. Патриарх Кирилл произнес воскресную проповедь, в которой заговорил об опасностях не ограниченной нравственным законом власти. Святейший Патриарх Кирилл совершил утреню с чтением Великого канона преподобного Андрея Критского в Храме Христа Спасителя.
Патриарх Кирилл призвал молиться за братьев и сестер на украинской земле
Проповедь Святейшего Патриарха Кирилла в среду первой седмицы Великого поста. Патриарх Кирилл Сегодня: «Живя без храма, человек подвергает себя опасности». Патриарх Кирилл сегодня — 15-я годовщина интронизации патриарха Кирилла. 19 июля 2023 года Святейший Патриарх Кирилл выступил с докладом на пленарном заседании Архиерейского Совещания Русской Православной Церкви в Свято-Троицкой Сергиевой лавре. Святейший Патриарх Кирилл возглавил заседание Организационного комитета празднования 100-летия со дня кончины святителя Тихона, Патриарха Московского.