Главная» Новости» Ютуб шульман екатерина последние выступления. Политолог Екатерина Шульман во время эфира своей еженедельной авторской политико-просветительской программы на одной известной видеохостинговой платформе сообщила.
Биография и личная жизнь Екатерины Шульман, муж и интересные факты, новости
Родители Кати всячески поддерживали это ее увлечение. Екатерина Шульман — пожалуй, один из самых известных российских политологов. Екатерина Шульман – российский политолог, публицист, кандидат политических наук, состояла в Совете при Президенте РФ по развитию гражданского общества и правам человека. Екатерина Шульман – российский политолог, публицист, кандидат политических наук, состояла в Совете при Президенте РФ по развитию гражданского общества и правам человека.
Екатерина Шульман: «Знаете за что легко полюбить зумеров? У них нет конфликта с родителями»
Екатерина Шульман – российский политолог, публицист, кандидат политических наук, состояла в Совете при Президенте РФ по развитию гражданского общества и правам человека. Политолог Екатерина Шульман стала героиней нового выпуска шоу «Скажи Гордеевой» — она поговорила о том, станет ли женщина президентом России, обсудила темы карьеры, семьи и принятия возраста. Екатерина Шульман – российский политолог, публицист, кандидат политических наук, состояла в Совете при Президенте РФ по развитию гражданского общества и правам человека. Где сейчас проживает и работает Екатерина Шульман, известный оппозиционный политолог. В октябре политолог и преподаватель Екатерина Шульман приняла участие в фестивале для родителей SmartFest, организованном онлайн-школой Skysmart. Политолог Екатерина Шульман обладает талантом говорить простым и доступным языком о сложных для обывателя темах как на своем Ютуб-канале, так и в прямом эфире.
Россиянка обвинила семью политолога Екатерины Шульман в самоуправстве
В пандемию стены школы разомкнулись. Обе стороны увидели друг друга. Ученики увидели, как живут другие ученики, учителя увидели своих учеников, их родителей и друг друга. Это такая принудительная прозрачность.
Все недовольны всеми. Родители хотят, чтобы с их детьми иначе разговаривали, педагоги хотят, чтобы родители больше вовлекались в процесс обучения детей, разделяли с ними тяжесть педагогического труда. А для многих детей онлайн вообще мучителен.
По моим наблюдениям, чем старше ребенок, тем легче ему к этому приспособиться. Для младших школьников только дистанционное обучение — чистой воды профанация и издевательство. Так что пока поначалу все увидели друг друга и ужаснулись.
Дальше этого дело не продвинулось, но я думаю, что продвинется. У кого-то, может, совсем противоположный опыт. Но как человек, который стремится наблюдать за социальными трендами, я вижу, что онлайн-образование — это инструмент, который расширяет возможности образовательного процесса, позволяет его сделать более увлекательным, приблизить к ученику, слушателю.
Но одновременно онлайн-инструментарий поощряет учительскую лень: проще включить видео, чем рассказывать самому. А еще расширяет пропасть неравенства между теми, кто может себе позволить настоящую школу и настоящий университет, быть внутри образовательной среды, и теми, кто будет видеть все это на экранчике. Раньше условный Ломоносов стремился попасть в Московский или Петербургский университет.
Теперь ему скажут: «Вот тебе московские или петербургские преподаватели в телефоне, ты тоже учишься». Но это вовсе не то же самое. Как все уже поняли по итогам 2020 года, образование — это не передача информации.
Это среда, где люди научаются находиться в разнообразных социальных ролях: младшего, старшего, равного, успевающего и неуспевающего, помогающего и пользующегося помощью, работающего в одиночку и в группе. Люди учатся конкурировать и сотрудничать, преодолевать себя, делать то, что не умели, добиваться успеха и терпеть поражения. Это все формирует личность.
Человек, который сидит дома и выполняет задания, ничего этого не получает. Это опасно. Я не говорю, что надо отменить весь онлайн.
Но нельзя не указать на эту линию разлома.
На этой почве Заславская и Шульман и сошлись. Несмотря на разницу в 12 лет, в 2007 году Екатерина вышла за него замуж, став, таким образом, госпожой Шульман. Это так называемое агентство по стратегическим коммуникациям, представляет собой в чистом виде лоббистскую структуру, которая продвигает западные интересы на территории СНГ. В этой фирме Шульман заняла позицию с малопонятным названием «директор по исследованию законодательства». В 2011 Шульман окончила аспирантуру кафедры политологии и управления Российской академии госслужбы и перешла на преподавательскую работу, оставив PNB Company.
Спустя еще два года Шульман все-таки сумела защитить квалификационную работу «Политические условия и факторы трансформации законотворческого процесса в России» и получила долгожданный диплом кандидата политических наук. Защитившись, Шульман начинает активно писать для газеты «Ведомости», Московского центра Карнеги и вести свои колонки в изданиях Сolta. Любопытный факт: в конце 40-х годов прошлого века название «Грани» имел «журнал русской эмиграции», выпускавшийся в Франкфурте-на-Майне власовским Народно-трудовым союзом российских солидаристов НТС , использовавшим в качестве символа бандеровский тризуб. Московская школа Сороса и спецслужб С 2013 года политолог начала преподавать в Московской школе гражданского просвещения, в попечительский совет которой входят представители британских СМИ и спецслужб. Деятельность Московской школы финансируется из различных российских и зарубежных источников, среди которых Совет Европы, ГК «Рольф», «Деловая Россия», Стокгольмский институт переходной экономики, Институт «Открытое общество», Фонд Макартуров, Фонд Мотта и прочие «друзья российского общества». Однако, несмотря на все ученые степени и звания, ценность исследований Шульман вызывает большие сомнения.
У нее он равен трем. Это значит, что за все время три ее статьи процитировали… всего лишь три раза, что, впрочем, и неудивительно. Когда я это дело себе доращу, я тоже буду всех презирать. Пока еще нет, пользуйтесь этим, дорогие слушатели, пока я еще достаточно молода и добродушна». В 2015 за публикации в «Ведомостях» и на сайте Colta Шульман была номинирована на публицистическую премию «Политпросвет», попав в шорт-лист в категории «Аналитика» вместе с другими либералами: политологом, старшим научным сотрудником Университетского колледжа Лондона Владимиром Пастуховым и доктором экономических наук Владиславом Иноземцевым ставшим лауреатом премии. Однако политолог и сама была замечена в пропаганде нетрадиционных отношений.
В 2016 году Екатерина и Михаил Шульман создали собственный YouTube-канал, где начали выкладывать свои публичные лекции, записываемые прямо на кухне у плиты, а уже на следующий год Екатерина получает на радиостанции «Эхо Москвы» собственную программу «Статус», где становится ведущей. Помимо своей основной преподавательской работы, политолога часто зовут и на другие мероприятия, например прочитать доклад «АнтиСталин» в Сахаровском центре и тому подобные либерально-русофобские междусобойчики. Политолог Шульман ведет и активную общественную деятельность, является членом оргкомитета Общероссийского гражданского форума и сотрудничает с движением «Голос», которое также непосредственно связано с «Открытой Россией» Михаила Ходорковского. Госпожа политолог также частый гость во многих европейских странах. Об этом свидетельствуют ее регулярные поездки за рубеж, где ее принимают на самом высоком уровне покровители российской оппозиции. Так, в марте прошлого года Шульман по приглашению Cambridge University Russian Society посетила Кембридж, в мае уже была в Таллине на Международной конференция имени бывшего президента Эстонии Леннарта Мери, в июле делала доклад «Роль женщины в России: традиционализм и модернизация» в немецком Кёнигсвинтере, в сентябре снова едет в Лондон выступать в Royal Over-Seas League.
Конец ноября политолог проводит в Берлине на Форуме гражданских обществ России и Германии, 19 декабря едет в Минск, а спустя месяц уже выступает в Осло на конференции Норвежского института оборонных исследований «Власть и экономика при Путине и далее», еще через десять дней — снова Кембридж по приглашению сразу двух британских обществ Cambridge University Russian Society и Cambridge Russian-Speaking Society. На это раз Шульман рассказывала о том, как в России происходит «трансформация демократий и как политический режим реагируют на социальные изменения». Стоит ли говорить, что в своих выступлениях она всегда гневно критикует российский «политический режим». Желанный гость она и в американском дипломатическом представительстве.
А вот шульман — это человек, который в нем следил за порядком. Это не раввин, не духовное лицо, а, скорее, завхоз. Поэтому вопрос о ее национальности все-таки имеет место быть. Екатерина родилась в Туле в 1978-м году в профессорской семье физиков и лириков. Ее отец был кандидатом технических наук и заместителем ректора в местном институте экономики и информатики. А вот мама после окончания филфака сумела достигнуть престижного звания профессора педагогики.
Неудивительно, что с такими родителями наша сегодняшняя героиня рано научилась читать и росла глубоко образованной девушкой. Она неплохо знала английский и даже сумела осилить три тома «Властелина колец» на языке оригинала. Неудивительно, что после окончания школы она отправилась совершенствовать свои навыки в город Торонто. Ей помогло то, что мама-педагог несколько лет трудилась там над совместным канадско-российским научным проектом, который был направлен на изучение воспитания школьников.
В настоящее время Шульман - автор проекта "Сноб", ведет страницу в "Фейсбуке" и канал на "Ютубе". Основное убеждение Екатерины Михайловны заключается в том, что Россия живет в гибридном политическом режиме, совмещая элементы демократии и авторитаризма. На данном тезисе основаны рассуждения политолога, получившие развитие в выступлениях и книгах, в частности в работах "Практическая политология. Пособие по контакту с реальностью", "Законотворчество как политический процесс". Очень скоро грамотный специалист с беспристрастной увлекательной формой подачи сложного политологического материала, основанного сугубо на экспертном мнении, становится заметной персоной в интернет-среде. Женщину приглашают для интервью и дебатов в эфир радио "Эхо Москвы". Екатерина Шульман становилась специальным гостем популярной на "Эхе" программы "Особое мнение". В интервью Алексею Венедиктову политолог дала подробную оценку и высказала мнение о реновации жилья в Москве. В эфире радиостанции совместно с журналистом Майклом Наки Екатерина ведет авторскую еженедельную программу "Статус", транслируемую также на "Ютуб"-канале "Эха Москвы". Политолог имеет и собственный канал на видеохостинге, где публикуются интервью и лекции, читаемые Екатериной Михайловной. К слову, выступления регулярно проходят в лекториях и неизменно собирают полные залы заинтересованной аудитории. Популярной у слушателей стала лекция о будущем семьи, частной собственности и государства. Взгляды политолога на обстановку в стране с учетом демографических особенностей, влияния феминизма получили положительный отклик среди блогеров в «Живом журнале». Способ подачи материала - просто о сложном - привлекателен не только для политически грамотных слушателей, но и для обывателей.
Екатерина Шульман: где живет сейчас оппозиционный политолог
Шуль от латинского schola, от которого произошел термин «схоластика» — это традиционное название иудейского дома молитвы. А вот шульман — это человек, который в нем следил за порядком. Это не раввин, не духовное лицо, а, скорее, завхоз. Поэтому вопрос о ее национальности все-таки имеет место быть. Екатерина родилась в Туле в 1978-м году в профессорской семье физиков и лириков. Ее отец был кандидатом технических наук и заместителем ректора в местном институте экономики и информатики. А вот мама после окончания филфака сумела достигнуть престижного звания профессора педагогики.
Неудивительно, что с такими родителями наша сегодняшняя героиня рано научилась читать и росла глубоко образованной девушкой. Она неплохо знала английский и даже сумела осилить три тома «Властелина колец» на языке оригинала. Неудивительно, что после окончания школы она отправилась совершенствовать свои навыки в город Торонто.
Факты из личной жизни Как уже упоминалось выше, супруг Екатерины Михаил является яростным борцом за справедливость.
Она активно поддерживает его образ мышления. В 2012 году пара пережила серьезное испытание, связанное с деятельностью Михаила. Михаил Шульман председательствовал в ТСЖ, частью которого является родной дом четы. Один из жильцов самовольно занял чердак этого дома под свои нужды, с чем был категорически не согласен супруг Екатерины.
Отстаивание прав вылилось в длительную войну с соседями, обивание многочисленных порогов чиновников, а также бесконечные судебные тяжбы. На супругов регулярно оказывалось давление. Однажды даже подожгли автомобиль семьи Шульман. Ситуация закончилась весьма печально — Михаила избили бейсбольной битой, в результате чего он длительное время пролежал в коме.
Примечательным фактом является введенный Екатериной термин «гибридной системы власти». Говоря простым языком, данный термин означает сочетание признаков авторитарности и демократизма, как бы взаимоисключающе не звучали данные понятия. Примечательно мнение политолога о неправильном представлении построения фундаментальных систем западного общества. К примеру, подавляющее большинство людей в РФ считают, что американская свобода выбора — это фикция.
Шульман Екатерина, однако, уверена в действенности данного механизма.
При этом Шульман подчеркивает значение открытости судебного процесса над Бишимбаевым. Такая прямая трансляция судопроизводства — уникальный способ правового просвещения. Конечно, хотелось бы, чтобы правовая культура у граждан формировалась без такой высокой цены, но изменения уже произошли, процесс запущен, и это останется в памяти, окажет свое влияние», — акцентировала она внимание.
Судья Айжан Кульбаева объявила о завершении работы суда и назначила начало прений на 29 апреля, которые продолжатся до 4 мая при необходимости. После окончания судебного следствия, сторонам дали время до 29 апреля 2024 года на подготовку к прениям, сообщила Кульбаева. Судья Айжан Кальбаева уточнила даты прений: 29, 30 апреля и 2-4 мая. Байжанов отрицает вину по обвинениям, кроме невовременного вызова скорой помощи.
Бишимбаев также не считает себя виновным в убийстве, признав вину только в причинении побоев.
Дело Бишимбаева, по моему мнению, является одним из тех судебных процессов, который может изменить, не побоюсь этого слова, «национальное самосознание»», — говорит она. При этом Шульман подчеркивает значение открытости судебного процесса над Бишимбаевым. Такая прямая трансляция судопроизводства — уникальный способ правового просвещения. Конечно, хотелось бы, чтобы правовая культура у граждан формировалась без такой высокой цены, но изменения уже произошли, процесс запущен, и это останется в памяти, окажет свое влияние», — акцентировала она внимание. Судья Айжан Кульбаева объявила о завершении работы суда и назначила начало прений на 29 апреля, которые продолжатся до 4 мая при необходимости. После окончания судебного следствия, сторонам дали время до 29 апреля 2024 года на подготовку к прениям, сообщила Кульбаева. Судья Айжан Кальбаева уточнила даты прений: 29, 30 апреля и 2-4 мая. Байжанов отрицает вину по обвинениям, кроме невовременного вызова скорой помощи.
Екатерина Шульман¹: биография политолога
Екатерина Шульман — все самые свежие новости по теме. Екатерина Шульман, политолог и мама двух дочерей и сына, тоже считает, что никаких гайдов для родителей не существует. Екатерина Шульман: биография, национальность, личная жизнь, последние новости. Биография Екатерины Михайловны Шульман, детские и юношеские годы.
Шульман Екатерина Михайловна
И устраивается на работу в «PNB Company» так называемое «агентство по стратегическим коммуникациям», то есть лоббистскую структуру, которая продвигает западные интересы на территории СНГ. Где работает с 2007 по 2011 год. Сферу своей деятельности в данной компании пани Шульман не раскрывает. А в 2013 году пани Шульман защищает кандидатскую диссертацию в РАНХиГС как ни обидно, но это притон либералов-глобалистов гораздо хуже, чем та же ВШЭ, постоянно попадают в различные русофобские скандалы по теме «Политические условия и факторы трансформации законотворческого процесса в современной России». Почему не «Влияние отражённого света с Венеры на скорость превращения либералов в гомосексуалисты»? Тоже хорошая тема, не менее бесполезная и водянистая. Кстати, ценность научной деятельности пани Шульман в области политологии оценивается по индексу Хирша аж в 2 прописью: два!
То есть «две статьи процитировали два раза». У меня, несмотря на отсутствие диссертаций, и то выше. Некоторые мои монографии по политологии переведены на семь языков было, когда я в последний раз смотрел, сейчас может уже и больше. Действительно, кто вообще в здравом уме будет читать что-то типа «К вопросу об эволюции политических условий законотворческого процесса в российском парламентаризме последних десяти лет»? И, соответственно, в том же 2013 году пани Шульман начинает активно писать во всякие либеральные «Грани. У них ещё бандеровский тризуб в качестве символа.
Прозрачный такой намёк… А с 2017 года пани Шульман ещё и вещает на «Эхе Москвы» в программе «Статус». C 3 декабря 2018 года по 21 октября 2019 года входила в состав СПЧ. Как видим, там тоже надолго не задержалась. Подытожим: пани Шульман с высокой вероятностью является мутной аферисткой, всегда получавшей различные должности каким-то специфическим образом. Образование она получила таким же образом, диссертация её не имеет научно-практической ценности, опыта реальной трудовой деятельности у неё нет, а все её «рассуждения» — это убогая либерально-глобалистская пропаганда в интересах западных заказчиков. Типичный «апельсин».
Социально-экономические и технологические изменения ускорились настолько, что опыт предыдущих поколений потерял часть своей ценности. Новым поколениям он уже не нужен. Более того, дети сейчас лучше разбираются в каких-то вещах, непонятных старшим.
С тех пор, как физические наказания ушли из учебного процесса, педагогическая мысль не знает чем их заменить Меняется экономика, и это заметно даже по рынку труда: в промышленной экономике был всего десяток-другой профессий, а в экономике постиндустриальной мало того, что выбор чрезвычайно широк, так еще и появляются совершенно новые виды и формы занятости. Например, миллионы людей работают удаленно, хотя еще 20 лет назад это было совершенно невозможно.
В доказательство своих слов россиянка приложила кадры, на которых сантехники показывают трубы и утверждают, что они либо перерезаны, либо на стояке установлены и перекрыты краны. По словам автора топика, сестра известного политолога является председателем их ТСЖ, при этом отказывается разговаривать с собственниками жилья по этому вопросу. Мы отказались продать семье Шульман свою квартиру по цене ниже рынка», — написала пострадавшая.
Кроме того, благодаря блогерскому опыту, ее заметили и сделали предложение вести колонку в деловой газете «Ведомости». Став кандидатом политических наук, Екатерина Михайловна, по ее словам, стала более уверена в себе и своей экспертности.
В 2013 году, кроме написания статей для «Ведомостей», Шульман стала автором для проекта Colta бывший OpenSpace. В 2015 году Шульман начала свою деятельность в качестве колумниста и комментатора аналитического центра Московский центр Корнеги , занимающегося вопросами экономики, общества, внутренней и внешней политикой России и стран СНГ. Среди последних ее публикаций — комментарий от 2019 года по поводу протестов, вызванных недовольством после выборов в Мосгордуму и их значения для будущего транзита власти. Через год, Екатерина вошла в состав экспертов Общероссийского гражданского форума. Форум представляет собой открытое саморазвивающееся сообщество граждан и объединений, нацеленное на модернизацию России. Впервые ОГФ состоялся в 2013 году, после чего стал проходить ежегодно. В 2020 году прошел на 11 площадках в смешанном формате с преобладанием в большей мере онлайн формата.
С 2017 года Шульман работает на радио «Эхо Москвы», где ведет часовую авторскую программу «Статус». В декабре 2018 года вошла в Совет по правам человека.
Екатерина Шульман: «У каждого свои 90-е»
Политолог Екатерина Шульман о том, решатся ли власти на ротацию на фронте, и будет ли новая волна мобилизации после выборов #шульман #екатеринашульман. Екатерина Шульман: биография, родители, муж и дети, личная жизнь. Шульман прокомментировала свое включение в реестр СМИ-иноагентов: Политика: Россия: Топ подкастов в категории «Новости». Екатерина Шульман была рождена 19 августа 1978 года на территории Тулы.
Екатерина Шульман: «Знаете за что легко полюбить зумеров? У них нет конфликта с родителями»
Та же девочка из Тулы, всё ещё без высшего образования, в 1999 году в 21 год! Одного из крупнейших информационных агентств России. Это, простите, как? Кто перебросил её в Москву?
Кто принял её на работу в такое СМИ на руководящую должность без высшего образования журналистского, филологического или какого-либо ещё? И без опыта работы на аналогичной должности, опять же! Что она понимала в журналистике?
На каком основании её приняли на такую должность? Откуда такой гигантский карьерный скачок? Опять «невидимая волосатая рука рынка»?
Впрочем, на этой работе она предсказуемо не удержалась. Какие бы блаты там ни были, но редактор РИА «Новости» должен быть профессионалом и соображать в журналистике, и соображать хорошо. И поэтому продержалась она там всего полгода, с марта по сентябрь.
Оттуда пани Шульман «неведомый благодетель» забирает в помощники депутата Госдумы. Не подскажете мне, помощником кого была пани Шульман? Уж точно её продвигал не господин Шульман, «специалист по творчеству Набокова» это такая профессия?
А кто-то другой… Ах, да, она ещё и становится экспертом Аналитического управления центрального аппарата Государственной думы РФ. Не подскажете, экспертизой чего может заниматься девочка без высшего образования? И, как в бессмертной классике Масяни, «хочу иметь не просто дуру, а звезду эстрады», поэтому девочку Катю отдают в Российскую академию государственной службы при Президенте Российской Федерации.
Я, конечно, могу ошибаться, но в этой академии обычно учатся люди, у которых уже ЕСТЬ высшее образование.
Отсутствие такой мотивации будет социальным преимуществом, потому что человеку будет нужна мотивация иного типа: мотивация к самореализации, к проявлению своей уникальности, того в себе, что не может заменить робот. Труд в нашем сегодняшнем представлении станет никому не нужен, потому что от твоего труда только экологическая ситуация ухудшится, а вот от твоего творчества будет прибавочная стоимость и дальнейший прогресс человечества. Если выражаться менее возвышенно, отсутствие мотивации — чрезвычайно ценное качество для людей, которым предстоит жить в обществе, где их работа не нужна.
Для того чтобы они не чувствовали себя выброшенными из социума и никому не нужными, у них должна быть другая психология, другое устройство головы. Они не должны считать получение фишечек целью своих усилий. Они должны спокойно относиться к осязаемым достижениям, к должностям, наградам, деньгам — собственно говоря, к внешним признакам статуса. Мы видим, как человечество потихонечку к этому идет.
Смотреть всегда надо на Первый мир и его передовые отряды, потому что они задают нормы, которые потом будут всеобщими. Там мы видим пятьдесят серых толстовок Цукерберга, скандинавизацию поведения элит, показную скромность и смерть того демонстративного потребления, которое в свое время принесла с собой буржуазия, когда стала правящим классом. Хороший человек — это профессия Возникает проблема нового века: как и чем занять людей, чья работа не нужна. Кажется, что жизнь с гарантированным гражданским доходом, когда работать не надо, будет прекрасной мечтой, но на самом деле человек от этого болеет и умирает.
Исследования показывают, что у лишившихся работы людей процесс саморазрушения начинается гораздо раньше, чем наступает материальная нужда. Человек должен быть включен в социум, ему нужно признание, ему нужно ощущать себя важным и полезным, делающим нечто ценное, ему нужны смыслы. Если дать ему деньги и сказать: «А теперь иди и ничего не делай», — он начнет болеть, чахнуть и разрушать себя. Известный экономист Роберт Скидельски, бывший член британского парламента, сказал следующее: одна из задач новой эпохи — научить всех жить так, как раньше жила только аристократия, и при этом не сойти с ума.
Кажется, что это вообще не проблема, но на самом деле это очень большая проблема. Решаться она будет тем поколением, которое, слава Богу, равнодушно к цацкам и понтам, которое наконец скинет это ярмо со своей души, которое сейчас уже говорит, что главная ценность — это семья, что создание семьи — это большее достижение, чем карьерный успех, что главное — это отношения, которое ценит коммуникативные навыки. Это очень правильно, потому что пресловутая эффективность есть у робота, человеку она становится нужна все меньше и меньше. Помните, было такое советское выражение: «хороший человек — это не профессия»?
Сейчас мы приходим к обществу, в котором другой профессии нет: есть только профессия хорошего человека, а все остальные могут быть автоматизированы. От человека требуется коммуницировать с другими людьми, создавать и поддерживать отношения, организовывать людей. На первый план выходят менеджерские качества, но не в смысле выжать максимум из работника, а в смысле поддержать совместную работу, сделать ее радостной и удовлетворяющей тех, кто в нее вовлечен. Это становится чрезвычайно ценным, и в этом смысле новое поколение выглядит очень перспективно.
Вообще, кто общается с двадцатилетними, тот в большом восторге от них, я как преподаватель могу это подтвердить. Ценность семьи будет только расти Происходит размывание границ «мужского» рабочего и «женского» домашнего пространства. Повышение ценности семьи и семейных отношений привело к тому, что женщины не захотели бросать своих детей, но и работу бросать тоже не захотели. Великая дилемма «семья или работа» осталась в ХХ веке: это проблема для промышленной экономики, когда твоя работа состоит в том, что ты либо сидишь в конторе, либо стоишь на заводе.
Все больше и больше людей работает дома и выезжает на совещания, только чтобы хоть как-то обувь на каблуках выгулять. Ценность семьи будет только расти, потому что люди все больше и больше живут дома. Удаленная работа и развитие доставки возвращает нас по домам. В ХХ веке человек у себя дома, считай, и не бывал: он утром на завод выезжал, с завода вечером приезжал, в отпуск ездил в санаторий, детей на три месяца отправлял в пионерский лагерь, и посмотреть, кто у него в квартире живет, возможности толком не было.
Это, с одной стороны, укрепляло семейные отношения, с другой — уничтожало их, кому как повезет. Сейчас люди живут дома и ставят свои отношения с домашними на первый план. Это чем-то напоминает традиционное общество: изба и прялка, только вместо прялки у нас компьютер. А когда вертикальные фермы появятся и накормят наши города, поселения будут становиться все более и более автономными.
Мы еще увидим какие-нибудь деревни староверов или поселок художников, которые вообще ни в чем не нуждаются: у них есть солнечная батарея на крыше, от которой они получают электричество, они провертели себе скважину, оттуда получают воду. У них стоят вертикальные фермы, на которых они выращивают себе еду, к ним прилетает дрон и приносит все, что им нужно, не говоря уже о том, что они это могут напечатать на 3D-принтере, который стоит прямо тут же. Жизнь в городах изменится очень сильно. Очередь выстраивается за окситоцином — При этом нет ли такого чувства, что очереди за айфонами и какими-то особыми кроссовками — это свидетельство повышенной потребности в маркерах своего социального статуса?
Раньше человек старался избежать физического труда, потому что это было проклятье и удел нижестоящих. Чем выше ты взбирался по социальной лестнице, тем меньше ты работал физически и тем больше ты ел жирной еды. Богатый от бедного отличался очень просто: у богатого были длинные ногти, белые ручки и специальная одежда, которая показывала, что он не работает, и уж в совсем традиционных обществах ориентального типа у него был еще большой живот может позволить себе есть много жирного мяса! Сейчас все перевернулось: бедный — толстый, богатый — худой.
Мы специально бегаем и прыгаем, занимаемся физическим трудом и поднимаем тяжести для того, чтобы быть здоровыми. Точно так же стояние в очереди, которое было проклятием для советского человека, высасывало его кровь, делало его агрессивным и вообще уничтожало его жизнь, теперь становится прекрасным увлечением. Смотрите, мы стоим все вместе, у нас adventure, люди покупают специальные билеты на то, чтобы им квест устроили. Это взаимодействие в онлайне не хуже, чем в офлайне, но человек хочет взаимодействовать и в реальном мире.
Квесты дают не столько адреналин, сколько командность. Кстати говоря, это ровно то, зачем люди ходят в благотворительность, некоммерческие организации, политический активизм. Многие думают, что люди ходят туда жертвовать собой, — это очень опасное заблуждение. С теми, кто пришел с такими представлениями в благотворительность, будут происходить плохие вещи.
Надо понимать, что люди приходят туда за окситоцином — гормоном счастья, который вырабатывается при успешной совместной деятельности. Тот, кто попробовал сладкий вкус успеха во взаимодействии с другими, будет за этим приходить еще и еще. Вообще-то этот опыт должна давать человеку школа. Если бы кто-то обладал достаточным педагогическим талантом для того, чтобы воспроизводить этот опыт для учеников, то дети обожали бы школу.
Делать то, что получается — это большое удовольствие. Принудительная публичность — новый инструмент давления — У нас получилась совершенно идеальная картина современной молодежи. Какие у них есть проблемы, темные стороны? Что плохого можно сказать об этой культуре слабости?
Она фетишизирует жертву и тем самым побуждает людей объявлять себя жертвами для того, чтобы получить привилегии. Снижая общий уровень насилия, в особенности физического, она вырабатывает новые формы насилия, первой из которых я бы назвала принудительную публичность. Есть в соответствующем сообществе термин «аутинг». Есть каминг-аут, когда ты рассказываешь о себе, а есть аутинг, когда я рассказываю, что ты такой-то.
Это инструмент давления новой эпохи. Парадоксально, но, как и в традиционном обществе, в обществе новом все оказываются завязаны на репутации. Все живут на виду, всё открыто, записано и может быть опубликовано, данные доступны не только государствам и корпорациям, но и гражданам. Соответственно, репутация — это все, и крах репутации закрывает человеку все его социально-профессиональные перспективы.
Он не может сказать: «Да, предположим, я сволочь и плохо поступал, но зато я профессионал». Никому не нужен твой профессионализм. Ты продаешь некий продукт, центральный элемент которого — твоя личность. Если твоя личность вызывает отвращение и отторжение, то нельзя сказать: «Да, я дал женщине по заднице, но я хороший актер».
Неважно, какой ты актер, люди приходят посмотреть на тебя в фильме, и они должны к тебе хорошо относиться. Если они к тебе плохо относятся — они не пойдут на фильм с тобой, есть много других фильмов с хорошими людьми. Надо признать, что мы с вами въезжаем на полной скорости в культуру, относящуюся к сексуальности если не негативно, то подозрительно. Для всех нас было бы лучше, если бы нормы задавала старая добрая развратная Европа, но в современном мире они задаются Америкой, а Америка — страна пуританская.
Они буквально несколько десятилетий, с конца 60-х, прожили в ситуации, когда секс считался чем-то скорее хорошим, чем плохим, и, видимо, им не понравилось. Сейчас мы видим, как американское общество с очень большим удовольствием возвращается в парадигму, в которой секс — это плохо. Когда они были пуританами, то говорили, что это грешно, теперь они говорят, что это опасно. Сексуальное общение становится опасным с разных сторон: во-первых, ты никогда не можешь быть уверен, что твое поведение не будет признано насилием, а во-вторых, ты открываешься другому человеку и не знаешь, как он себя поведет.
Это было всегда, но сейчас эти риски превышают выгоды.
Например, твердость ее характера очень ярко показывает случай из детства. Екатерина после школы, как уже говорилось выше, отдыхала с семьей на Оке. И однажды утром увидела, что ее обокрали — коробку с самым на тот момент ценным имуществом трехтомником «Властелина колец» украли. Публикация от Екатерина Шульман. Политолог e. Она разговаривала со всеми — от бабушек на скамейках до подростков на пустыре. В результате один мальчишка принес ей пропажу, правда, пришлось отдать большую сумму.
Именно на это потратила тогда Катя все деньги, полученные за медаль. Что касается других интересных фактов, то: Канал Ютуб ее исчисляется порядка 300000 подписчиков. И ведет его Екатерина вовсе не ради заработка, а для того, чтобы донести свои мысли до как можно большего количества людей. В Инстаграм Шульман не имеет своего аккаунта. Зато есть несколько страниц, которые ведут ее поклонники, публикуя самые яркие вступления и высказывания. Личная жизнь Екатерина Шульман умудряется совмещать активную служебную жизнь с личной. Во-первых, в 2006 году она успешно вышла замуж за Михаила Шульмана — литературоведа. А во-вторых, у них родилась дочь.
И в-третьих, у пары 3 ребенка — Оля 2008 г. С мужем Катя познакомилась в «Живом журнале» по переписке. Сам Миша родился в Архангельске и закончил Литинститут.
Если вы читаете газету и узнаете о каких-то безобразиях, которые происходят в закрытых системах школах, колониях, интернатах, армии , будьте уверены, что эти безобразия возникли не в тот момент, когда вам о них рассказывают. Они были всегда. Более того, скорее всего, в последнее время их стало меньше, раз общество обсуждает их как что-то ненормальное. И это касается всех видов насилия. Получается, что государство со своей пропагандой «скреп» и защитой традиционной семьи на нас почти не влияет?
Государство не то чтобы пытается защитить семью. Точнее будет сказать, что оно проводит квазиидеологическую политику охранительства которую можно широко понимать как «консерватизм». И чрезвычайно смутно понимаемые «семейные ценности» входят в этот пыльный мешок традиционализма. Что это именно такое, определить при этом бывает достаточно сложно. Если под этим подразумевается нерушимость брака, то очевидно, что развод сегодня — уже давно социальная норма. В обществе сейчас всерьез не обсуждают, что развод нужно как-то ограничить или запретить. Это произносят только маргиналы, а местечковые практики принудительного урегулирования отношений в семье и губернаторские призывы ужесточить бракоразводный процесс — глупость, никакого отношения к закону не имеющая. Такие заявления вызывают возмущение у большинства, и поэтому никаких законодательных изменений на эту тему не может быть, потому что власть знает, что есть вещи, которые ей лучше не делать.
Прикрываясь разговорами о сохранении традиционной семьи и нерушимости брака, государство сокращает финансирование социальных статей бюджета и сбрасывает с себя социальные обязательства, частично перекладывая эти функции на общественные организации. Охранительство не может быть полноценной идеологией, потому что в нем нет идеологического содержания. Дополнительная засада в том, что это «было» — очень сложная композитная картина прошлого, которая меняется в зависимости от конъюнктуры, личности говорящего и конкретных целей речи. Но нет никакой точки в истории, в которую можно ткнуть со словами: «Вот наш идеал. Мы хотим, чтоб было как тогда». Если попытаться воспроизвести этот «золотой век» исходя из представлений лиц, говорящих с верхнего этажа иерархии, то получится нечто вроде 70-х прошлого века, но при этом с потребительским капитализмом. Говорить, что это нереалистично, — избыточно, потому что это и так все понимают. Моя мысль вот в чем: этот мутный консерватизм не является идеологической системой, поэтому он не может быть кому-то навязан — у самих навязывающих нет системных представлений, чего они хотят.
Есть такой термин «идеократия»: общественно-политический строй, в котором есть главенствующая религия или идеология религиозного типа. И самое важное: есть сверху донизу выстроенная система, доносящая эту идеологию до конечного потребителя. К примеру, СССР был идеократией: выступает генеральный секретарь, в своей речи он высказывает какую-нибудь идеологему: «экономика должна быть экономной» или «а теперь мы осваиваем целину». Дальше все этажи идеологической машины берут на вооружение этот тезис и начинают претворять его в разные формы. Каждый мелкий начальник произносит такую же речь, объясняя, как на его участке выглядит реализация этого тезиса. Художники рисуют такие картины, композиторы сочиняют про это музыку, те же слова произносятся в мультиках или в театре. Все должны эту тему отработать. Современная Россия не является идеократией — и машины нет, и идеологемы нет.
В пародийном виде мы наблюдаем бледную тень этой системы в заказных постах в социальных профилях знаменитостей и так называемых инфлюенсеров. Многим нервным людям в 2014 году показалось, что пропагандистский аппарат всемогущ и может формировать общественное мнение по своему желанию. Через некоторое время выяснилось, что легко формируется мнение людей ровно по тем вопросам, которые людей не интересуют и не имеют к их жизни прямого отношения. С точки зрения социологии это сводится к тому, что люди смотрят телевизор, а потом, когда им задают вопросы, отвечают теми же словами, что слышали на ТВ. Вот сейчас посмотрим, как этой всемогущей машине удастся изменить мнение граждан о пенсионной реформе.
Екатерина Шульман: где живет сейчас оппозиционный политолог
Екатерина Шульман — все самые свежие новости по теме. Политолога Екатерину Шульман оштрафовали за нарушение закона об иноагентах. Новости по тегу: Екатерина Шульман. биография политолога, канал Ютуб, сколько лет, национальность, рост, вес, муж Михаил Шульман, дети, сейчас, фото. Что будет с семьей в ближайшие 20–30 лет, и кто будет воспитывать н Смотрите видео онлайн «Екатерина Шульман.
Екатерина Шульман биография Википедия Родители
ЕШ — человек для всех: как Екатерина Шульман стала любимой женщиной Москвы - Москвич Mag | Екатерина Шульман – биография, фото, личная жизнь, новости 2018 фотокартины. |
Шульман, Екатерина Михайловна — Википедия | Политолог Екатерина Шульман выступила на фестивале для родителей SmartFest. |
Интервью Екатерины Шульман — такой вы ее еще не знаете! | Биография политолога Екатерины Шульман: личная жизнь, скандалы с участием мужа, воспитание детей, национальность и образование. |
В бывший дом Екатерины Шульман подбросили листовки про "поддержку нацистов" | Екатерина Шульман — все самые свежие новости по теме. Официальный канал Екатерины ШульманДАННЫЙ МАТЕРИАЛ СОЗДАН И РАСПРОСТРАНЁН ИНОСТРАННЫМ СРЕДСТВОМ МАССОВОЙ ИНФОРМАЦИИ, ВЫПОЛНЯЮЩИМ ФУНКЦИИ. |
Зачем политолог Екатерина Шульман призывает россиянок не рожать и бежать в Европу | В Ельцин Центре 22 декабря с лекцией «Как меняется российское общество: линии трансформаций» выступила известный политолог, доцент Института общественных наук РАНХ и ГС, член Совета по правам человека при президенте России Екатерина Шульман. |
Екатерина Шульман по делу Бишимбаева: Будут последствия
В сети обсуждают скандал с недвижимостью вокруг семьи политолога Екатерины Шульман | Екатерина Шульман лучше Минздрава знает о фертильности граждан России и рождаемости в стране. |
Кто по национальности Екатерина Шульман | Ранее мэрия Москвы отсудила 160 тыс. рублей у мужа Шульман, который не оплачивал аренду муниципальной земли под принадлежащим ему старинным особняком на Бауманской улице. |
Екатерина Шульман*: «Педагогическая мысль не знает, чем заменить физические наказания»
С 2007г. Шульман была директором в консалтинговой компании в сфере предвыборных технологий и PR. В 2008 году у политолога появилась страница на Facebook запрещен в России, принадлежит корпорации Meta, признанной в РФ экстремистской. Екатерина Шульман в начале карьеры В 2011-м, окончив аспирантуру Российской академии госслужбы, она начала преподавательскую деятельность. Двумя годами позже Екатерина защитила диссертацию на тему «Политические условия и факторы трансформации законотворческого процесса в России» и стала кандидатом политических наук. А в 2014 году получила звание доцента. В тот же период Шульман занялась журналистской деятельностью. Её статьи стали появляться в газете «Ведомости», в интернет-изданиях Republic, «Грани. Позже аналитические умозаключения журналистки стали публиковать в Московском центре Карнеги и проекте «Сноб». Канал Екатерины Шульман на Ютуб и передача «Статус» на «Эхо Москвы» В июне 2016 года Шульман решила попробовать себя в качестве блогера и создала канал на YouTube для бесед на политические темы.
Где они, что они собой представляют?
Она охватывает административную машину — может быть, пока еще с недостаточной силой. Когда они или от их имени говорят о том, что «мы потеряли молодежь», что молодежь телевизор не смотрит, или власти не уважает, или на выборы не ходит, или еще что-то не хочет делать, то молодежь тут — всего лишь псевдоним завтрашнего дня. На самом деле у тех, кто наверху, проблемы не с молодежью, а со следующим поколением, с их собственными детьми. Они их по привычке называют молодежью, а это уже давно не молодежь. Это люди в расцвете социальной зрелости, и они лишены доступа к принятию решений и политическому представительству. Сейчас все исследования межпоколенческих и семейных отношений показывают нам интересную штуку. Мы привыкли считать, что конфликт поколений — это вещь, заложенная природой: дети всегда бунтуют против отцов, так уж жизнь устроена. Мы не отдаем себе отчет, до какой степени конкретные социально-исторические условия способны этот конфликт сгладить либо обострить. Мы сейчас будем говорить об очень больших общностях, внутри которых будет много исключений, поэтому не пытайтесь проецировать эти наблюдения на свои семьи. В самом общем виде картина у нас следующая: люди, рожденные в 50-е годы, очень своеобразно выполняли свою супружескую и родительскую функцию.
У этого поколения есть свои особые характеристики: самый высокий уровень разводов и абортов, модус этих разводов и модель последующих отношений родителей с детьми, специфическое половое поведение 70-х и 80-х. Мы не будем сейчас уходить в причины, не будем никого обвинять или оправдывать, просто зафиксируем этот социологический факт. Это поколение было сорокалетним к распаду Советского Союза. Часть восприняла это событие как величайшую политическую катастрофу, часть — как открывшееся великое окно возможностей, это сейчас не важно. Важно, что этика и эстетика, политика и экономика 90-х во многом стала отражением представлений о жизни именно этого поколения. Когда говорят, что мы выстроили капитализм по книге «Незнайка на луне» и по карикатурам в «Крокодиле», изображавшим капиталистическое общество, а отношения Церкви и государства — по перевернутым наоборот атеистическим брошюркам и Емельяну Ярославскому, надо иметь в виду, что те, кто строил все это, были воспитаны по-советски. Поколение рожденных в 50-е — вершина советского воспитания, они прошли полный курс идеологической индоктринации: от детского сада до высшей школы. Война отрезала навсегда память о прежней России, просто физически убив всех, кто мог что-то помнить, а послевоенное поколение стало продуктом советской власти. Их отношения с собственными детьми, скажем аккуратно, склонны быть сложными. Именно в их случае конфликт поколений проявляется максимально остро.
В поколении рожденных в 50-е конфликт поколений проявляется максимально остро. Обычно считается, что сорока- и пятидесятилетние обижены отсутствием социального и карьерного лифта: дети генералов доросли до генеральских должностей, а ротации не происходит. Но дело не только в этом. Очень часто конфликт обусловлен тем, что дети представителей этого поколения выросли в распавшихся семьях с очень специфическими отношениями между отцом и матерью. Это дети советских женщин с их особым пониманием своей роли, своих обязанностей, своих прав по отношению к детям и по отношению к действующим и бывшим мужьям. Дети поколения 50-х уже имеют своих детей. И вот между «детьми» и «внуками» нет конфликта поколений, причем такая тенденция фиксируется не только у нас. Сглаживание конфликта поколений между центениалами и их родителями отмечается везде. Это довольно уникальная ситуация с точки зрения антропологии. Более всего обращает на себя внимание исследователей то, что дети и родители говорят друг о друге с нежностью и уважением.
Это кажется самой естественной вещью на свете — кто ж не любит своих детей, и родителей принято тоже любить. Но в середине двухтысячных картина была противоположной. Я помню, как читала в «Живом журнале» закрытые женские сообщества, и у меня возникло жуткое чувство, что я среди своих сверстников, а на тот момент мне было тридцать, вообще одна со своими родителями разговариваю. Люди находились в жутком конфликте с родителями: либо вообще не общались, либо ненавидели друг друга, даже телефонные разговоры заканчивались истериками, слезами и бросанием трубки. Мне лично это было дико. Большинство поколенческих исследований носит маркетинговый характер: понятно, что компании хотят узнать, кому как продавать товары и услуги. Тем не менее, мы, политологи, можем много интересного из них извлечь. В исследовании, которое недавно проводилось для Сбербанка, есть такой интересный момент: одна из немногих претензий, которую дети предъявляют к родителям — что те не говорят, как жить, не дают установок. Родители, в свою очередь, говорят: «Я не знаю, как надо, они, может быть, лучше моего знают». Обычно о том, что впервые в истории человечества следующее поколение знает больше, чем предыдущее, пишут в исследованиях, касающихся цифровой грамотности и сетевого бытия.
Обучение идет в обратном порядке, и это, мягко говоря, взрыв мозга, потому что вся наша культура построена на том, что предшествующее поколение передает свой опыт следующему. Такая передача опыта характерна прежде всего для аграрного общества, где инноваций практически нет, а опыт важнее, чем творчество. После того, как начались последовательные волны промышленных революций, а великие географические открытия расширили горизонты человечества, уже возникала ситуация, когда следующее поколение лучше ориентируется в изменившихся условиях, чем предыдущее. Но обычно за то время, когда условия жизни менялись, эти новые поколения сами успевали стать взрослыми и родителями. На таком коротком временном отрезке это явление наблюдается впервые. Это очень интересный, новый и мало на что похожий феномен. Невротическое стремление быстро-быстро напихать в ребенка умения и навыки с тем, чтобы он был подготовлен к жизни, сменилось ощущением, что нельзя в него ничего инсталлировать, потому что мы не знаем, как изменится мир завтра. Идея, что до 21 года ты учишься всему, что ты должен знать, а дальше только работаешь на этом топливе, уже выглядит утопичной. С одной стороны, время бежит быстро, а с другой — торопиться некуда: все понимают, что ты будешь обучаться бесконечно, повышая квалификацию или получая новую специальность. От этого понимания возникает желание не тратить совместные с ребенком годы жизни на то, чтобы впихивать в него насильно, как в гуся для фуа-гра, ценные знания и в процессе портить отношения, а лучше дать ему запас любви, чувство собственной ценности и принятия, которые останутся с ним.
Я сейчас не говорю, что это рациональная или выигрышная стратегия: те, кто получил лучшее образование в молодости, все равно имеют преимущество — не оттого, что они узнали про таблицу Менделеева, а оттого, что у них больше нейронных связей в голове образовалось в процессе узнавания таблицы Менделеева, поэтому их мозг лучше приспособлен к дальнейшему обучению. Я сейчас говорю лишь о том, что у людей возникает некое ощущение, что главное — это все-таки отношения, любовь. Вот я даю своему ребенку уверенность, принятие — а за этим стоит ощущение, что дрессировка, которую давали родители предыдущего поколения, уже не выглядит такой уж ценной. Когда находящиеся при власти говорят о молодежи, которую они упустили, они говорят не о молодежи. Они упустили своих детей. Эта формулировка справедлива для значительного количества людей этого возраста, но слава Богу, не для всех — человеческая природа берет свое. Если мы говорим о молодежных протестах, то это не протесты двадцатилетних против своих родителей. Поколения двадцатилетних детей и их родителей объединяют общие ценности, основная из которых — это справедливость. Их протест проявляется по-разному, в зависимости от возраста. Сорокалетние и более старшие склоняются к протестам законными методами, и это хорошо и эффективно.
Эти люди записываются наблюдателями, подают заявления в суды, пишут жалобы, искусно стравливают одно ведомство с другим, чтобы получить желаемое, организуют структуры, которые защищают права заключенных, женщин, детей, больных, кого угодно. Они успешны в этой деятельности. Протест «внуков» в силу их возраста носит более хаотичный характер. Вопреки тому, что любят говорить о русском народе, уровень толерантности к насилию у нас низкий, в том числе к государственному насилию. У нас, может, и любят поговорить про Сталина, которого на вас нет, но как только начинаются реальные проявления государственного насилия, это мало кому нравится. Еще точнее, те, кому это не нравится, гораздо организованней и артикулированней тех, кому норм. Асексуальность — новый тренд, а уровень насилия снижается — Вы начали говорить про мораль и ценности молодежи. Складывается противоречивая картина: с одной стороны, молодые люди снимают всякие жестокости на видео и выкладывают в YouTube, с другой — очень много новостей, где какой-то старшеклассник кого-то спас. Переживание по поводу низкого морального облика молодежи и вообще по поводу большего по сравнению со вчерашним разврата — это тоже один из традиционных социальных механизмов передачи опыта. Интересно, что в нынешний исторический момент это утверждение наиболее далеко от истины.
Все те данные, которые мы имеем, причем как американские, так и российские, говорят о том, что все дальше и дальше отодвигается вовлечение молодежи в те практики, которые раньше считались маркерами взросления. Люди все позже пробуют алкоголь, все позже начинают курить или не начинают вовсе, все позже начинают половую жизнь. Поколение Z вообще гораздо меньше интересуется сексуальной тематикой, чем любое предыдущее. Асексуальность — это новый тренд, и он будет только развиваться. Все исследования свидетельствуют о том, что нынешняя молодежь — самое правильное из всех поколений, какие только можно себе представить. Мы, в отличие от авторов египетской надписи, находимся в информационном потоке. Жизнь детей и подростков всегда была довольно жестокой, но эти практики касались только тех, кто в них непосредственно участвовал. Вырастая, люди забывали об этом, понятие о насилии было размыто, толерантность к насилию была гораздо выше. Считалось, что все мальчики дерутся, это нормально и правильно.
Как вы оцениваете этих женщин-игроков на арене и саму тенденцию? А вот тенденция гораздо важнее. Потому что в нее встроятся многие, чьи имена мы даже сейчас не знаем, и они даже не знают, что они в нее встроятся. Процесс, называемый феминизацией, — очень обширный. Он действительно глобальный, социально-экономический. Он заключается, если кратко формулировать, в увеличении женского участия во всех сферах жизни. Все больше людей работает, и все больше женщин работает. Для россиян это не выглядит новостью, потому что у нас все женщины работают с 1917 года, но, тем не менее, есть всякие регионы мира, где этого приходилось и приходится добиваться. В странах цивилизованных женщины уже довольно давно видимы на социальной сцене, они говорят, участвуют, принимают решения, но их все еще не так много именно на верхних этажах как корпоративного, так и политического управления. Как выглядит это распределение? Женщин достаточно много и в администрировании, и в бизнесе, но, чем выше мы поднимаемся, тем реже мы их встречаем. Это и есть проблема, называемая «стеклянным потолком». В муниципальном управлении женщин будет очень много, чуть ли не большинство — но не среди мэров городов. Их будет очень много в образовании и даже среди директоров школ — но не среди ректоров вузов. Вот, собственно, проблема. Решена ли она? Будет ли решаться? Да, потому что осознается как проблема. Светлана Тихановская стала одной из самых обсуждаемых политических фигур в 2020 году Уже трудно сказать публично, что так происходит, потому что у женщин меньше наклонности к руководству, они, знаете ли, такие мягкие, такие компромиссные, им вообще семья важнее. Весь этот треп уже перестал быть общественно приемлемым. Есть еще, конечно, отсталые уголки мира, в которых можно нести такую чушь публично, но это поле сжимается. Такие разговоры не имеют под собой никакой научной основы и оправдывают сложившееся социальное неравенство, которое поддерживается искусственными сдерживающими методами. Не мужчины лучше женщин или женщины лучше мужчин. Никто не лучше никого. Более того, люди, которые стремятся к руководящим должностям, довольно похожи друг на друга. Они относятся к подвиду «начальники». Или желающие быть начальниками. И этого в них больше, чем мужского или женского, если вообще существует «мужское» или «женское» применительно к социальному поведению. Не женщины лучше мужчин, а разнообразие лучше монополизма. Поэтому рациональной стратегией является кажущееся нам абсурдным требование вводить в борды разных компаний определенные проценты людей определенного типа. Потому что, если у вас весь ваш совет директоров состоит из пожилых белых мальчиков, то они имеют определенный набор знаний, определенный социальный опыт и представление о мире. Они будут все друг с другом соглашаться, и им будет вместе страшно комфортно. Но качество управления у вас снизится, потому что они знают только то, что они знают, не более того. А если у вас из ваших 10 членов правления 3 старых мальчика, 3 старых девочки, а также разные люди разного цвета, возраста и социального происхождения, то они приносят с собой свой разнообразный опыт. И это создает пресловутую синергию. В политике то же самое. В особенности, конечно, это касается парламента. Там должно быть разнообразие. Потому что избиратели разные, и они будут делегировать разных людей. Они хотят, чтобы их представители были на них похожи. Ей приходится слышать массу пренебрежительных комментариев из-за того, что она женщина. Однако нельзя не отметить, что и к типу начальника она, вероятно, тоже не относится… Е. Это история про персоналистскую автократию, которая дошла в развитии до своего предела и утратила те основания, на которых базировалась ее легитимность. В такой ситуации, действительно, случайный человек становится символом протеста, но не его лидером. Так бывает. Как домохозяйка Тихановская стала лицом оппозиции и почему белорусы ей поверили И довольно часто такие антиавторитарные протесты на моральной основе, на фундаменте моральной правоты, ощущаемой протестующими, связаны с женским участием. Яркий пример — матери площади Мая, аргентинские женщины, которые протестовали против похищений и исчезновения своих близких. Это были многолетние протесты, и три первых их руководительницы были убиты. Это, конечно, были годы более лихие, чем нынешние, но тем не менее. Когда имеешь дело с автократиями, полезно об этом помнить. Площадь Мая в Буэнос-Айресе — место, где с конца 70-х годов прошлого века разворачивался один из мощнейших гражданских протестов в современной истории. После падения хунты была признана пропажа 11 тыс человек Протест «вы делаете то, чего нельзя делать, мы это не хотим больше терпеть» часто связан с женщинами и от женского имени звучит более убедительно. Кроме того, протест с женским участием декларативно ненасильственный. Это часто рассматривается как недостаток. Мол, выставили бы крепких мужиков, взяли бы штурмом чего-нибудь и тут-то бы всех и победили. Я думаю, что в белорусском случае взятие штурмом чего бы то ни было не имело бы никаких других политических последствий, кроме прихода туда российских вооруженных сил, вот и все. Думаю, процесс формирования нации, который идет в Беларуси, важнее, чем немедленный политический результат. Это может звучать несколько бесчеловечно, поскольку люди страдают, и каждая следующая неделя или месяц сохранения этого невозможного статус кво — это новые пострадавшие. Но белорусы делают себе коллективную биографию, формируют свой национальный легендариум. У них не было раньше такой основы для национального единства, и вот она появилась. Что это было — самопожертвование, последняя капля?.. Действительно, это была чудовищная история, которая поразила всех. Но время от времени такое происходит в политической истории, когда люди не видят иного выхода для своего протеста, для своего гнева, для своего бессилия, для своей невозможности мириться с существующим положением вещей, кроме самоповреждающего поведения. К сожалению для тех, кто задумывается о таком, надо сказать, что ужасность события совершенно необязательно за собой ведет последствия, сомасштабные этой ужасности. Нельзя воображать себя такой гранатой, которая сейчас все подорвет. Когда настанет момент, любая соломинка переломит спину верблюда. Символом может стать кто угодно, мы с вами уже говорили. Вообще говоря, в гражданском действии есть много других инструментов, которые не предполагают подобное жертвование. Он хотел привлечь вас в качестве эксперта-политолога, который помог бы доказать, что он никак не связан с запрещенной общественной организацией, однако следователь счел, что и вы являетесь ее агентом… Вы общаетесь с Иосилевичем? Ему можно помочь? Я бы с большим удовольствием выступила экспертом в этом действительно довольно абсурдном деле. Но я не разбиралась в нем до такой степени, чтобы давать прогнозы или советы. Советы в подобных случаях должен давать адвокат. У него, кажется, вполне квалифицированные защитники, в том числе международная правозащитная группа «Агора», им вполне можно доверять. Если кто может смягчить репрессивный удар, то, конечно, они. Михаил Иосилевич — бизнесмен из Нижнего Новгорода, основатель Храма летающего макаронного монстра. Его креативная общественная деятельность привела к неожиданным и печальным последствиям — он стал фигурантом уголовного дела Отказ следствия пригласить меня в качестве эксперта — это вторая серия от создателей слэш-хорора «Новгород это Нижний Новгород»: «Открытый университет» это «Открытая Россия». Те же люди, которые в свое время решили, что Новгород и Нижний Новогород — один и тот же город, обнаружили мою связь с «Открытой Россией», с которой я связана в такой же степени, как с «Единой Россией». Насколько я поняла из бумаги от следователя, которая была опубликована, под моим вовлечением в какие-то проекты «Открытой России» подразумевается прочтение мной в 2017 году курса лекций о политической истории 2000 годов для «Открытого университета», который работает и никем не запрещен.
Она отметила, что не считает себя политэмигрантом. Ранее сообщалось об отъезде из России ряда знаменитых личностей. Все они позже опровергли предположения об эмиграции.