К созданию Совета экономической взаимопомощи (СЭВ) СССР и страны Восточной и Центральной Европы шли с 1945 года, когда СССР начал оказывать помощь освобожденным. СЭВ — совет экономической взаимопомощи — межправительственная экономическая организация. Решение о её создании было принято 5 января 1949 года на закрытом Экономическом совещании представителей ряда стран Восточной Европы: СССР, Румынии. #Россия #Russia #История #НАП СЭВ — совет экономической взаимопомощи — межправительственная экономическая организация.
Самороспуск Совета экономической взаимопомощи (СЭВ)
Создание СЭВ изначально предполагало, что в его состав будут входить только европейские государства и СССР. СОВЕТ ЭКОНОМИЧЕСКОЙ ВЗАИМОПОМОЩИ (СЭВ) — межправительственная экономическая организация социалистических государств. Совет экономической взаимопомощи — (СЭВ) межправительственная экономическая организация социалистических государств, созданная по решению экономического совещания представителей Болгарии, Венгрии, Польши, Румынии, СССР и Чехословакии (5 8 января 1949).
Создание Совета Экономической Взаимопомощи (СЭВ) - 5 января 1949 года
(Протокол о намерении относительно разработки международного проекта по созданию электронного научно-справочного аппарата к архивному фонду Совета экономической взаимопомощи от 22 мая 2001 г.). СЭВ — совет экономической взаимопомощи — межправительственная экономическая организация. Решение о её создании было принято 5 января 1949 года на закрытом Экономическом совещании представителей ряда стран Восточной Европы: СССР, Румынии. Например, о Совете экономической взаимопомощи (СЭВ), с момента образования которого исполнилось в этом году 70 лет. Дело в том, что в те зимние дни по инициативе товарища Сталина был создан СЭВ — Совет Экономической Взаимопомощи.
Валентин Катасонов: СЭВ — уникальный опыт, который не раз еще пригодится
день образования СЭВ, Совета экономической взаимопомощи стран социализма, созданного в 1949 году. 5 января 1949 года создан СЭВ (Совет экономической взаимопомощи). Создание и функционирование СЭВ имело важное значение для развития международных экономических отношений.
Почему СЭВ, дав миру уникальные бренды, ушел в небытие
Формирование Совета Экономической Взаимопомощи (СЭВ) произошло в ходе особого экономического заседания 05.01.1949 г. Его членами стали СССР и государства Восточной и Центральной Европы. СЭВ — совет экономической взаимопомощи: формирование и цели организации По предложению СССР и Румынии в Москве зимой 1949 года было проведено заседание по экономическим проблемам за закрытыми дверями. СЭВ-3 В 1949 году 5 января создан Совет Экономической Взаимопомощи.
Валентин Катасонов: СЭВ — уникальный опыт, который не раз еще пригодится
К 70-летию Совета экономической взаимопомощи | Совет экономической взаимопомощи – межправительственная экономическая организация социалистических государств, созданная в 1949 году. |
Опыт СЭВ востребован и сейчас / Новости / ВЕЛИКОРОССЪ | Совет экономической взаимопомощи (СЭВ[3], эс-эв) — межправительственная экономическая организация, действовавшая в 1949—1991 годах. СЭВ Совет экономической чем ответил СССР на создание ЕЕС. |
К 70-летию Совета экономической взаимопомощи | 28 июня 1991 года - в Будапеште тихо и буднично прекратил свое существование Совет экономической взаимопомощи (СЭВ). |
Совет экономической взаимопомощи | Календарь #LenRu - YouTube | Совет экономической взаимопомощи (СЭВ) — в 1949-1991 годах межправительственная экономическая организация стран социалистического лагеря. |
75 лет конкуренту ЕС – Совету экономической взаимопомощи (СЭВ)
На фото: здание Совета Экономической Взаимопомощи (СЭВ). 5 января 91 года на заседании исполкома Совета экономической взаимопомощи принято решение преобразовать СЭВ в Организацию международного экономического сотрудничества. 5 января 1949 г. принято решение о создании Совета экономической взаимопомощи. СЭВ-3 В 1949 году 5 января создан Совет Экономической Взаимопомощи.
Совет экономической взаимопомощи
Протокол о создании СЭВ был подписан в Москве 18 января, официально об этом было объявлено 25 января 1949 года — именно эта дата и считается днём основания организации. Замысел создания СЭВ был совершенно очевиден. В условиях начинающейся Холодной войны нужна была контр-организация, которую можно противопоставить в рамках экономического объединения Западной Европы по плану Маршалла. Ведь Чехословакия, Венгрия и Польша были заинтересованы участием в этой американской программе, несмотря на то, что она требовала сохранения рыночной экономики. Такое требование было неприемлемым для Сталина, поскольку неизбежно привело бы к более тесным экономическим связям этих стран с Западом, чем с Советским Союзом. Советский лидер в июле 1947 года приказал правительствам Чехословакии, Венгрии и Польши отозвать своих представителей с Парижской конференции по программе восстановления Европы. Это стало своеобразным "моментом истины" в разделе Европы после Второй мировой войны. Кто виноват? Как Янукович вел Украину в Евросоюз, а привел к госперевороту и войнеДаже спустя 10 лет после Евромайдана в массовом сознании господствует миф о некой "пророссийскости" Януковича и "Партии регионов", которая вызвала неодобрение националистических и проевропейских сил, а затем и государственный переворот.
Но стоит последовательно рассмотреть реальные дела Януковича, как миф развеивается в прах Важным фактором в создании СЭВ была и "внутренняя холодная война": в 1948 году начался советско-югославский конфликт. Задача Москвы состояла в том, чтобы способствовать переориентации на себя балканских государств, прежде всего Болгарии и Албании, в условиях обострившихся отношений с Белградом. Стоит отметить, что экономическая интеграция стран Западной Европы началась несколько позже, с основания в 1951 году Европейского объединения угля и стали ЕОУС. Но она резко ускорилась в 1957 году, когда было создано Европейское экономическое сообщество ЕЭС, или Общий рынок. Однако если на Западе в основе лежала конкуренция, в ходе которой выяснялось, кто из участников процесса наиболее успешен, и чья модель развития станет основной в результате, например, Греция потеряла такие отрасли как судостроение и выращивание оливок , то в рамках СЭВ все время предпринимались попытки административным путём определить, какая страна будет специализироваться на той или иной отрасли производства, чтобы не дублировать усилия друг друга. Конечно, в процессе обсуждения путей развития управляемые коммунистами страны проявляли и определённую долю национального эгоизма: им всем хотелось выстроить сбалансированную и уравновешенную экономику. Подобные обстоятельства не могли не вносить существенные коррективы в планирование в рамках СЭВ. В свою очередь, и Советский Союз не был полностью самостоятельным в своих действиях.
Позже, 22 октября 1963 года, странами-членами СЭВ был утвержден Переводной рубль - коллективная валюта для организации многосторонних расчётов стран-членов СЭВ с функциями: мера стоимости, средство платежа и накопления. Данная надгосударственная валюта, хоть и называлась рублём, но не имела к внутренней валюте СССР никакого отношения. Внутри страны, как известно, применялась двухконтурная система денежного обращения, о которой так же стоит сказать несколько слов.
Два контура денежного обращения представляли собой безналичные и наличные деньги. Безналичные деньги использовались для обеспечения оборота товаров группы отраслей А, то есть для взаиморасчетов между предприятиями. Эти деньги, а точнее сказать - учётные единицы, не имели никакого материального носителя, а были лишь записями на счетах предприятий.
Если вся экономика страны, все отрасли экономики, все предприятия работают, как одна мега корпорация, то зачем внутри компании вводить денежное обращение, ведь можно передавать товар "из цеха в цех" по внутренним накладным. Именно этот механизм работал в советской экономике и даже те предприятия, которые не были государственными колхозы и кооперативы , были органично встроены в эту систему и хорошо её дополняли. Наличные деньги: зарплаты, стипендии, пенсии, пособия и т.
Эти два контура не пересекались. За 30 лет существования сталинской экономики было всего 2-3 случая, когда из безналичного контура деньги попадали в наличный контур обналичивались. Деньги делали на другом.
В основном, это были цеховики, подпольщики, неучтенный товар, произведенный в "третью" смену и т. Но это было и не нужно для нормального товарооборота: во-первых, по причине двухконтурной системы денежного обращения, где львиная часть товарооборота обеспечивалась первым контуром, то есть не деньгами, а учётными единицами, во-вторых, огромные отрасли экономики образование среднее и высшее, медицина, частично пассажирские перевозки, городская недвижимость и т. Страны СЭВ использовали переводной рубль как международную денежную единицу с 1 января 1964 года.
Переводной рубль не имел конкретно-предметной формы например, банкнот или казначейских билетов , использовался только для безналичных расчётов между странами-участницами; существовал только в виде записей на специальных счетах Международного банка экономического сотрудничества МБЭС создан 22 октября 1963 года специально под задачи СЭВ , Международного инвестиционного банка МИБ или в банках стран-участниц.
Во время трагических событий 3-4 октября 1993 года, связанных с противостоянием сторонников президента Бориса Ельцина и Верховного Совета России, в этом здании был пожар, и некоторая часть архива погибла, правда, как утверждают специалисты — сравнительно небольшая. В настоящее время он в виде отдельного фонда находится в Российском государственном архиве экономики РГАЭ. Сам Р. Как отмечает сам Михаил Липкин, до сих пор во многих справочных изданиях продолжает существовать немало фактологических ошибок, касающихся этой организации. Их перечень начинается с даты основания СЭВ. Достаточно сказать, что сообщения об этом в прессе появились спустя месяц после фактического основания Совета. При этом переговоры об образовании оргнаизации шли довольно трудно.
Изначально Совет Экономической Взаимопомощи задумывался советским руководством как региональная организация. Название новой структуры в процессе обсуждения несколько раз менялось. Изначально ее хотели назвать «Координационным комитетом», затем «Экономическим комитетом» и «Экономическим советом». В итоге было избрано наиболее обтекаемое название, которое впервые прозвучало 8 января 1949 года на приеме в Кремле для представителей ряда стран Восточной Европы Румынии, Болгарии, Венгрии, Польши и Чехословакии , принявших участие в закрытом совещании, где обсуждались дальнейшие перспективы хозяйственного взаимодействия. И только в период 1950-1980-х годов СЭВ, по выражению автора, «стал одним из столпов единства Восточного блока в период холодной войны, сердцем «мировой системы социализма», согласно геополитическому видению капитанов восточной альтернативы капиталистической глобализации». Через всю монографию автор последовательно проводит мысль, подкрепляемую архивными свидетельствами, о том, что устоявшийся в массовом сознании стереотип о диктате Советского Союза в рамках СЭВ — не более чем публицистический штамп, который крайне далек от реальной ситуации. На самом деле все было намного сложнее. Активную работу в процессе создания, развития и совершенствования Совета проводили другие страны-участницы, особенно восточноевропейские.
Впервые возможность работы с фондами СЭВ появилась у автора в 2005 году. Поначалу разобраться в этом было сложно: мешал бюрократический и казуистический язык. Необходимо было определить логику исследования, а также исторический контекст, в котором осуществлялся научный поиск. Одновременно возник вопрос, касающийся периодизации истории организации и совместимости этапов ее развития с теми циклами реформ и преобразований, которые происходили в СССР и странах-союзницах. При И. Сталине СЭВ рассматривался как региональная альтернатива плану Маршалла. Но, уже, начиная с середины 1950-х годов, отношение к Совету меняется: выдвигаются предложения войти в организацию Китаю, а с 1962 года и Монголии. Хрущев, учитывая меняющуюся политическую карту мира и международную обстановку, рассматривал СЭВ как ядро мировой системы социализма с участием всех стран, симпатизирующих СССР и встающих на социалистический путь в рамках процесса деколонизации.
Наконец, при Л. Брежневе, особенно в период «разрядки», СЭВ приобрел особое значение: в его рамках осуществлялось как сотрудничество, так и противодействие на международной арене. Важное значение для СЭВ имели события 1968 года в Чехословакии и их отголоски, причем те тенденции, которые прекратились на внутриполитическом уровне, продолжали поддерживаться на уровне внешнеполитическом и межгосударственном. Бывший заместитель министра иностранных дел СССР, секретарь СЭВ в 1967-1983 годах Николай Фадеев, начиная с 1969 года, придал этой организации особое звучание и продвигал ее именно как глобальную организацию.
Страны-участницы Совета в конце 1960-1970-х годах выступали реципиентами западных передовых технологий, применяли их у себя, а свои разработки, вполне конкурентоспособные, поставляли на рынки Азии, Северной Африки, Латинской Америки, взамен получая достаточно дефицитные сырьевые ресурсы и пытаясь развивать там совместные предприятия, иногда даже с посредничеством некоторых западных стран, например, ФРГ. У современных исследователей существует два взаимоисключающих взгляда на СЭВ.
Согласно первому из них, который распространен среди представителей старшего поколения — это был провальный проект, изначально безнадежный, и предмета для обсуждения тут нет. Липкин считает иначе. Он утверждает, что Совет экономической взаимопомощи вовсе не обязательно сравнивать с Европейским союзом, поскольку он изначально не замышлялся как наднациональное образование, как это утверждалось, например, в основополагающих документах ЕОУС, Евратома и ЕЭС. Как раз в этом и заключалась притягательная сила СЭВ: в 1970-е годы туда стремились вступить десятки стран. Вопрос международного права особенно остро встал перед СЭВ в 1970-х годах. Еще при Л.
Брежневе была предпринята попытка одновременно поднять статус этой организации и вести переговоры с Европейским сообществом о равноправном сотрудничестве. Но тут же выяснилось, что нужно поднимать вопрос о наднациональных структурах. По этому вопросу страны-участницы СЭВ разделились, поскольку у них изначально был разный стартовый уровень развития. Например, Румыния и Болгария были заинтересованы в том, чтобы через механизмы СЭВ добиться больших привилегий в торговле с западноевропейскими странами, но они понимали, что позиции их слишком слабы для того, чтобы они смогли делегировать свои полномочия некоей внешней силе. Напротив, такие страны, как Польша и Венгрия, были готовы к этому, и даже настаивали на том, чтобы был выбран именно этот вариант интеграции. За время своего существования СЭВ пережил несколько волн реформ.
В 1962 году их инициатором выступила Варшава, причем ее инициатива была предпринята вовсе не по указанию Москвы. Наоборот, Советский Союз тормозил эти преждевременные, по его мнению, усилия Польши, а также более поздние предложения, направленные на формирование в рамках Совета единой внешнеполитической линии, обязательной для соблюдения всех ее членов. Материалы обсуждения Комплексной программы социалистической экономической интеграции в 1968-1969 годах, которые были малоизвестны в самом Советском Союзе, показывают, что Варшава и Будапешт хотели привязать Москву к этим коллективным решениям. Они видели в углублении интеграции возможности для сохранения и укрепления собственного суверенитета, а более слабые страны, такие как Румыния, Монголия, напротив, опасались, что могут оказаться в позиции сельскохозяйственного придатка. Поэтому София и Бухарест оставляли за собой свободу рук в различных внешнеполитических акциях. В конечном итоге СССР, обсуждая эту Комплексную программу в течение нескольких лет, пошел на массу уступок союзникам, отказавшись, в частности, от подписания обязывающего международного договора.
Помимо масштабной комплексной программы на 100 страниц была и закрытая часть, где были отражены наиболее спорные документы. Следы этого документа впервые обнаружила в архивах бывшей ГДР финская исследовательница Суви Кансикас, а затем был найден и сам документ, который не существовал в описи. В нем оказались не только спорные вопросы, но и те из них, которые не хотелось излишне светить: отношения с третьими странами, развитие электроники и перспективы создания единой электронно-вычислительной системы стран СЭВ. Но при анализе итогов развития Совета можно зайти совершенно с другого ракурса. Например, с 1960 года существует Европейская ассоциация свободной торговли ЕАСТ , которая изначально предполагала более свободную, без жесткого администрирования, форму интеграции, чем Евросоюз. Тогда ситуация выглядит вполне успешной.
Более того, изучение рабочих записей и дискуссий, отложившихся в архивах СЭВ и свободных от бюрократической и идеологической казуистики, показывает, насколько откровенно и подчас жестко шло обсуждение сложнейших вопросов, насколько неоднозначным был процесс интеграции в рамках СЭВ.
Альтернатива капитализму: простые вопросы (и ответы) о СЭВ к его 70-летию
Двусторонняя система торговых отношений имела непрозрачный характер, была сильно политизирована, постоянно порождала вопрос: "кто кого кормит". Так, у СССР — поставщика топлива и сырья — за 1975-1985 годы накопилось 15 млрд. До национальных экономик сигналы от мирового рынка доходили в искаженном виде, не позволяли объективно измерить эффективность хозяйственной деятельности, оперативно осуществлять модернизацию производства. В связи с этим СЭИ не стала существенным фактором развития экономики в технологическом плане. На начальном этапе торговая блокада СЭВ со стороны Запада способствовала консолидации европейских социалистических стран, а вот на этапе "разрядки" расширение торгово-экономического сотрудничества с западными странами немало способствовало разобщению и упадку СЭВ. В этих условиях национальные интересы вышли на первый план. Он был частью биполярного мироустройства и поддерживал геостратегическую стабильность в мире. Будучи конкурентом ЕС, СЭВ невольно способствовал совершенствованию институтов европейской интеграции, особенно в части планирования и создания механизмов сближения уровней развития и благосостояния стран-участниц. Жаксылыков: пенсионное соглашение ЕАЭС обеспечит соцзащиту граждан и справедливость 20 декабря 2019, 21:53 Благодаря СЭВ была создана инфраструктурная сеть, связующая экономики стран-участниц, которая и сейчас широко используется во взаимных экономических связях России и других стран СНГ с Евросоюзом, да и между странами ЕС.
Сегодня действуют и нефтепровод "Дружба", и газопровод "Ямал — Европа", и Усть-Илимский целлюлозный завод, и многие другие объекты, возникшие в ходе социалистической интеграции и сохраняющие свое международное значение. Для стран СЭВ интеграция стала базой индустриализации, способствовала прогрессивным в то время изменениям в структурах их экономики. Она вызвала бурную урбанизацию и рост доходов населения во всех социалистических странах Восточной Европы.
Основные органы Совета: сессия СЭВ высший орган, созывалась не реже одного раза в год поочерёдно в столицах стран-членов, делегации обычно возглавлялись главами правительств , секретариат Совета во главе с секретарём главное должностное лицо СЭВ — экономический и исполнительно-административный орган СЭВ; Исполнительный комитет с 1962, входили заместители глав правительств, которые поочерёдно выполняли функции председателя Исполкома ; постоянные комиссии и комитеты, которые организовывали и координировали сотрудничество в отдельных областях народного хозяйства. В структуре СЭВ действовали Институт по стандартизации с 1962 , Международный институт экономических проблем мировой социалистической системы с 1970. В 1960—1970-е гг. Участники СЭВ перешли на систему расчётов по всем видам платежей в коллективной валюте — переводный рубль в 1963 образован Международный банк экономического сотрудничества, начавший операции в 1964 и систему среднесрочного и долгосрочного кредитования в 1970 образован Международный инвестиционный банк. Основополагающими документами стали Комплексная программа углубления и совершенствования сотрудничества и развития социалистической экономической интеграции стран — членов СЭВ 1971 , Организационно-методические, экономические и правовые основы научно-технического сотрудничества стран — членов СЭВ и деятельности его органов 1972. В 1972—1974 гг.
С 1961 года в решении некоторых вопросов совместно с СЭВ участвовала Югославия. В функции СЭВ входило содействие объединению и координации сотрудничества в планомерном развитии хозяйства, экономического и научно-технического прогресса. Штаб-квартира СЭВ находилась в Москве. На сессии определялись направления деятельности и обсуждались вопросы, входящие в компетенцию СЭВ.
Причем его "плодами" те страны активно пользуются и сегодня. Механизм согласования экономических интересов в рамках СЭВ эффективно работал до середины 1970-х гг. А со второй половины 1970-х, вдобавок, обозначилось существенное повышение зависимости СССР от импорта производственных капиталовложений, разнообразных технологий и широкого ассортимента потребительских товаров, включая продукты сельского хозяйства и пищевой промышленности. Сперва - из региона СЭВ, а затем с конца 1970-х - и из "западных" государств. Которым из СССР с того времени тоже поставлялось преимущественно нефте- и газовое сырье... В связи с 60-летием СЭВа, примечательны некоторые основополагающие документы-направления экономической, в том числе энергетической и транспортной политики СССР в Восточной Европе во второй половине 1940-х-середине 1950-х годов. Подчеркнем, что в начале деятельности СЭВа СССР не планировался в роли бессрочного трубопроводного поставщика нефти и газа восточноевропейским странам! На совещании руководителей восточноевропейских стран в начале января 1949-го в Москве, провозгласившем создание СЭВ, И. Сталин отметил, что "видимо, в ваших странах будут расти потребности в нефти, газе, другом промышленном и энергетическом сырье.