Поэтому «углеродный налог» вводить не надо, хоть Чубайс говорит, что он будет маленький. Углеродный налог должен зародиться внутри страны и распространиться на те производства, которые активно выбрасывают в атмосферу парниковые газы. Сделка с приобретением углеродных токенов, представляющих собой цифровой эквивалент единиц сокращения выбросов, а также их погашение были осуществлены в публичном. Углеродный налог введен в рамках борьбы с выбросами парниковых газов. Углеродный налог (англ. carbon tax) — налог, взимаемый с содержания углерода в топливе, как правило, в транспортном и энергетическом секторах.
Углеродный налог
С фундаментальной точки зрения углеродная единица — это товар, который долгосрочно может только дорожать. Скорее всего, от угроз обратиться с жалобой на углеродный налог во Всемирную торговую организацию откажутся. читать больше на. Поэтому «углеродный налог» вводить не надо, хоть Чубайс говорит, что он будет маленький. В министерстве торговли и интеграции сообщили LS, какие казахстанские экспортеры будут платить углеродный налог (СВАМ*) в Евросоюзе в 2023 году. Зампред Совета безопасности РФ Дмитрий Медведев заявил в среду, что углеродный налог Евросоюза может повлиять на объемы потребления российских нефти и угля в ЕС.
Трансграничный углеродный налог в ЕС: вызов российской экономике
Вокруг углеродного налога который хотят ввести в ЕС ходит много мифов. Поэтому предлагаемый «углеродный налог» деструктивен и неприемлем для нас», – заявил глава СР. Трансграничный углеродный налог должен заработать в тестовом режиме с 2023 года, а в полной мере сбор будут взимать уже с 2026 года.
Дерипаску разводят на углерод, а он крепчает| Углеродный налог| Контроль экономики| AfterShock.news
О проблеме углеродного налога размышляют «Известия». По словам представителя индийского правительства, «любые односторонние меры, принимаемые для борьбы с изменением климата, не должны представлять собой средство произвольной или неоправданной дискриминации или скрытого ограничения мировой торговли». Как видится безуглеродное будущее в период кризиса Схожие взгляды озвучиваются сейчас и в Москве. Так, на прошлой неделе возобновилось обсуждение механизмов регулирования углеродных выбросов, о котором первый замглавы Минэкономразвития Илья Торосов говорил в интервью «Известиям» полгода назад. Особое внимание участники Недели российского бизнеса уделили перспективе введения платы за углерод. Представители министерств, ведомств и отечественного делового сообщества в целом сходятся во мнении, что спешка в вопросах углеродного налогообложения крайне нецелесообразна. И те, и другие апеллируют к международному опыту. Последний однозначно демонстрирует, что углеродный налог не только не способствует достижению заявленных целей, то есть снижению углеродоемкости производств, но и непосредственно оказывает угнетающее действие на экономику. Неработающий инструмент Основных причин сказать «нет» углеродному налогу как минимум три.
Но мы будем очень аккуратно к этому вопросу подходить", - цитирует главу министерства Максима Решетникова информационное агентство.
По его словам, все новые решения будут всесторонне оцениваться, исключая какую-либо дополнительную нагрузку на российскую экономику, обсуждаться в диалоге с заинтересованными лицами. Речь об углеродном налоге - платеже за выбросы парниковых газов при производстве промышленной продукции. Остальное - метан и закись азота, загрязняющие вещества, за которые предприятия платят в рамках экологического регулирования. Об этом говорили участники форума, прошедшего под эгидой Российского союза промышленников и предпринимателей РСПП. Ключевой принцип - сокращение парниковых выбросов не должно тормозить развитие экономики Необходимость внедрения своей системы взимания платы за углерод авторы инициативы связывают с механизмом пограничной корректировки углеродных выбросов, введенным Евросоюзом с 1 октября 2023 года. На введении углеродных платежей уже много лет настаивает коллективный Запад. На днях стало известно, что Еврокомиссия хочет создать рабочую группу по продвижению систем квотирования парниковых выбросов в других странах, сделав его центральным элементом "климатических усилий". Евросоюз идею продвигает, в том числе для создания преимуществ для своей промышленности. Бурный экономический рост развивающихся стран стал возможен за счет расширения доступа к дешевой энергии на основе ископаемого топлива.
Плата за углерод - удобное средство подорвать этот рост.
Ведется обсуждение законопроекта об углеродном регулировании, субсидировании использования низкоуглеродных технологий, а также ведение углеродной отчетности компаниями. А в 2019 году была представлена стратегия EU Green Deal. К 2050 году ЕС планирует добиться нулевых чистых выбросов и стать углеродно-нейтральной в рамках своей климатической политики. Для поддержки «зеленого курса», а также торговой защиты предприятий, ЕС разрабатывает проект введения углеродного налога на импортируемую продукцию Carbon Border Adjustment Mechanism, CBAM. Целью данной инициативы является стимулирование экспортеров снижать углеродоемкость своих товаров, а также защитить от падения конкурентоспособности европейских производителей. Европейские компании придерживаются углеродно-нейтральной политики, но уступают производителям из США, Китая и России, которые не пренебрегают использованием углеродного топлива, так как отсутствуют какие-либо серьезные ограничения. Одной из проблем внедрения углеродного налога на импортную продукцию является непосредственный расчет содержания углерода и углеродного следа в товарах, что может являться своеобразной лазейкой для оптимизации налогообложения. Влияние европейского пограничного углеродного налога на российские предприятия Введение углеродного налога на импортную продукцию скажется на конкурентоспособности российских компаний-экспортеров, поставляющих продукцию в ЕС. Эксперты из консалтинговой компании KPMG рассмотрели 3 возможных варианта развития событий и представили оценки ущерба для российских компаний-экспортеров.
Базовый сценарий. В данном варианте развития событий предполагается, что налог будет введен с 2025 года и облагаться будут исключительно прямые выбросы углекислого газа при непосредственном производстве товаров. Налоговые издержки составят около 5,55 млрд евро в год.
Включение СТВ в экономическую систему Евросоюза было сопряжено со значительными трудностями и вызывало вопросы как со стороны предприятий — загрязнителей окружающей среды, так и со стороны населения. Основную критику на ранних этапах внедрения СТВ вызывали уровни ограничений, объемы бесплатных квот и достоверность информации о фактических объемах выбросов. Так, в 2006 году объем разрешенных выбросов с учетом бесплатных квот настолько превышал их реальный объем, что это привело к падению стоимости квоты на выбросы в ЕС СТВ до 1,3 долл. США за тонну к концу года. В последующие годы европейские страны более обдуманно подходили к вопросу учета выбросов и к объему выдаваемых бесплатных квот. Стоит отметить, что механизм бесплатного распределения квот до сих пор продолжает применяться в странах, входящих в ЕС СТВ, для предотвращения так называемой утечки выбросов, то есть ситуаций, когда компании перемещают свои производственные мощности в страны с менее жесткими ограничениями по выбросам, в результате чего общемировой объем выбросов не меняется или даже растет.
Также в рамках ЕС СТВ бесплатные квоты могут предоставляться в целях поощрения игроков, значительно сокративших свои выбросы. Правила ЕС СТВ предусматривают жесткие меры наказания для компаний-загрязнителей, превышающих установленные лимиты на выбросы. На разных этапах внедрения системы размер штрафа за сверхнормативные выбросы СО2—эквивалента менялся: если в 2005—2007 годах он составлял 40 евро за тонну, то в 2008—2009 годах — уже 100 евро за тонну. В настоящее же время величина штрафа устанавливается для каждой страны в ЕС СТВ индивидуально и зависит от размера предприятий. Штрафы за сверхнормативные выбросы приносят в бюджет стран — участниц ЕС СТВ значительные суммы: в 2018-м этот показатель составил 14,5 млрд евро. Доход европейских стран от штрафов за превышение лимитов на выбросы с большой долей вероятности будет увеличиваться в ближайшие годы. По прогнозу аналитической компании JATO, уже с 2021 года одни только автопроизводители, продающие свои машины на территории Европы, будут выплачивать по 33,6 млрд евро в виде штрафов за сверхнормативные выбросы16. СТВ на базе RGGI на начальных этапах работала неидеально: в первые три года функционирования она предусматривала чрезвычайно высокие ограничения на выбросы 170,5 млн тонн СО2-эквивалента в год вследствие ошибок в расчетах. Впоследствии лимит был снижен более чем в три раза и в 2019 году был равен 53 млн тонн СО2—эквивалента в год, благодаря чему стоимость квот немного выросла см.
Объем торгов в данной системе в 2019 году составил 259 млн долл. Была основана в феврале 2007 года губернаторами пяти американских штатов Аризона, Калифорния, Нью-Мексико, Орегон, Вашингтон. Однако в конце 2011 года шесть штатов вышли из состава организации и перестали выполнять взятые на себя обязательства. К выполнению данной цели в 2014 году присоединился Квебек. Ограничения на выбросы в данной СТВ установлены для предприятий, объем выбросов которых превышает 25 млн тонн СО2—эквивалента в год. СТВ в Калифорнии в первые два года покрывала энергетическую промышленность, а также крупные нефтехимические предприятия, нефтегазовые компании, предприятия, занятые в пищевой, стекольной и цементной промышленности. С 2015 года правила СТВ в Калифорнии распространились на производителей всех видов топлива, кроме авиационного и судового. СТВ в Квебеке покрывает все промышленные производства, энергетику, транспортировку и импорт ископаемого топлива. В настоящий момент СТВ в Калифорнии охватывает порядка 600 предприятий.
Прибыль, получаемая штатом, по оценкам Всемирного банка, составляет 3 млрд долл. СТВ в Квебеке объединяет 93 предприятия, а суммарные выбросы, покрываемые квотами, составляют 57 млн т СО2-эквивалента. СТВ приносит в бюджет Квебека порядка 643 млн долл.
Новости партнеров
- Для России «углеродный налог» ЕС не так страшен: о причинах
- Мировые объемы выброса углерода
- Наши проекты
- Регистрация
- Трансграничный углеродный налог – прямой удар по экономике России
Углерод на весах экономики
О том, что углеродный налог будет введен, Европой заявлено однозначно. С предложением о введении углеродного налога выступил на встрече с РСПП первый вице-премьер Андрей Белоусов. | Введение с 2025 года углеродного налога в ЕС будет иметь серьёзные последствия для России, заявил зампред Совбеза РФ Дмитрий Медведев.
НИФИ: российский ВВП снизится на 0,17% из-за введения углеродного налога в ЕС
Экологический план EU Green Deal, представленный Еврокомиссией 14 июля, предполагал снижение к 2030 г. Ключевой механизм по достижению этого показателя — введение трансграничного углеродного налога на импорт в страны ЕС углеродоемкой продукции в какой форме будет реализован этот механизм — в виде пошлины или требования покупки квот на выбросы, на специальной бирже еще предстояло определить. В номенклатуру товаров, которые планировалось облагать сбором, попали сталь, трубы, цемент, алюминий, удобрения и электроэнергия. Схема отчетности по углеродному следу и налоговой базе должна была заработать в тестовом режиме с начала 2023 г. Цена на выбросы, содержащиеся во ввозимой продукции, будет определяться исходя из стоимости СО2 на аукционах в европейской системе торговли квотами.
В 2021 г. Пока официального отказа или объявления о корректировках этого плана не было, но де-факто как на уровне Европарламента, так и на уровне отдельных стран стремление к форсированной декарбонизации убавилось. Например, Германия решила не отказываться пока от угля и не закрывать оставшиеся в стране атомные станции. А депутаты Европарламента летом не смогли договориться о формате обращения углеродных единиц на биржах и отложили этот вопрос.
Это должно позволить гармонизировать условия деятельности компаний и избежать масштабных ограничений на китайский экспорт в Европу, поэтому вряд ли Китай введет новые требования сильно позже, чем ЕС, полагает эксперт. Тенденция может затронуть и другие страны региона, добавляет он.
Чубайс предлагает ввести зеленый налог в России. Что это, если не вредительство?
RU, Алексей Белкин Углеродный налог - придуманная глобалистами форма дани, которую предполагается выплачивать в пользу «развитых» государств. И что же в этой связи предложил Чубайс на совещании у своего конкурента Белоусова? Анатолий Чубайс всё никак не может угомониться. Сислиб продолжает продавливать зеленую повестку Запада.
Причем делает это нарочито открыто и откровенно. На днях первый вице-премьер Андрей Белоусов, который "отжал" у Чубайса "зеленую повестку", провел совещание на предмет готовности России к углеродному налогу Евросоюза. Напомним, что с 2026 года Евросоюз вводит так называемый углеродный налог, под который попадут "грязные" компании и отрасли. Основной удар придется на металлургию, химию, удобрения, электроэнергию, цемент и ряд иных отраслей.
Разумеется, ни о какой борьбе за экологию речи не идет.
Производители, не входящие в ЕС, могут вычесть стоимость CBAM, если у них есть собственный внутренний налог на выбросы углерода. Первоначальное требование состоит в том, чтобы просто сообщать о выбросах: штрафы вступят в силу в 2026 г.
Однако даже переходный этап пограничного механизма должен заставить производителей в странах-экспортерах уделять больше внимания сокращению выбросов углекислого газа, поскольку иначе их продукция будет менее конкурентоспособной. Правда Европе еще предстоит проделать большую работу, чтобы CBAM работал бесперебойно: от обеспечения надзора за соблюдением в государствах-членах до введения более подробных технических правил. Хотя ЕС заявляет, что CBAM — ключевая часть проекта по сокращению выбросов парниковых газов, пограничный налог на выбросы углерода вызвал взрыв критики со стороны ключевых торговых партнеров и обеспокоенность тем, что предприятия не готовы к оформлению документов.
Поэтому «углеродный налог» вводить не надо, хоть Чубайс говорит, что он будет маленький. Сегодня маленький, а завтра — больше», - отметил он. Этим проблемы соглашения не исчерпываются, добавил эксперт.
В соответствии с соглашением, они должны идти в некий международный фонд, который будет их тратить на всякие климатические вещи. А у нас в итоге и товары будут дороже, и, как следствие, рабочих мест меньше, потому что товары будут меньше покупать, производство остановится», - заключил он. Парижское соглашение по климату было заключено в декабре 2015 года.
Трансграничный углеродный налог в ЕАЭС «больнее» всего ударит по России
Тег: «углеродный налог». Нет постов для отображения. Эксперты рассчитали цену углеродного налога в ЕС для российской экономики Введение трансграничного углеродного налога в ЕС может привести к снижению российского ВВП на 0. Углеродный налог введут с 2023 года, а в 2026 году он заработает в полную силу. Углеродным налогом упрощённо называют проект там называемого трансграничного корректирующего углеродного механизма (CBAM) Еврокомиссии. Российским компаниям придется платить углеродный налог в европейскую казну из-за ошибки российских властей.
Чубайс не тонет — он обещает россиянам «новую жизнь» с налогом на воздух
Это должно позволить гармонизировать условия деятельности компаний и избежать масштабных ограничений на китайский экспорт в Европу, поэтому вряд ли Китай введет новые требования сильно позже, чем ЕС, полагает эксперт. Тенденция может затронуть и другие страны региона, добавляет он. Но по мере того как регулирование будет ужесточаться — что неизбежно, — такие риски возрастут, оговаривается он. Азиатские страны не отказываются от своих целей по достижению углеродной нейтральности, но временные рамки у них намного шире, чем на Западе.
Китай хочет достичь ее в 2060 г. Если ориентироваться на опыт ЕС, где введен длительный переходный период до 2026 г. Китайский внутренний рынок углеродных единиц только запустился, ценообразование пока не устоялось.
Скорее всего, механизм работы китайского налога будет аналогичен европейскому — с привязкой цены на углерод на внутреннем рынке к условной ставке налогообложения импорта, полагает эксперт. Введение трансграничного регулирования в Китае возможно не ранее чем через 2—3 года после введения европейского трансграничного углеродного налога на базе полученного ЕС опыта, уверена налоговый партнер компании «Технологии доверия» Галина Науменко. Более того, если опираться на предложенный ЕС механизм, режим платности будет введен только через три года, добавляет она.
Вероятно, потери от трансграничного углеродного налога Китая будут меньше, чем от его европейской версии, полагает Белоглазова.
Если в стране-импортере действует внутренняя система налогообложения выбросов углекислого газа, ее товары будут освобождены от сбора, при условии наличия соглашения с Европейской комиссией. Как будет работать трансграничный углеродный налог в Европе. Вводя импортную пошлину на углерод, руководство Евросоюза пытается принудить в первую очередь США и Китай к более жестким мерам по борьбе с изменениями климата. Возможно, Брюссель также старается убедить, например, Турцию, которая до сих пор не подписала Парижское соглашение. Со стороны все это выглядит как «зеленый протекционизм». Если европейцы окончательно согласуют трансграничную углеродную пошлину без консультаций со своими торговыми партнерами, у тех есть несколько вариантов ответа: Принять совместно или по отдельности ответные меры на импорт товаров из ЕС, или, допустим, собственный вариант CBAM, то есть налоги на выброс углерода в США такой вариант рассматривается. Поставить барьер планам Евросоюза в виде соответствия новых норм международным торговым правилам, возможно инициировать спор со стороны ВТО.
Договориться об исключениях с ЕС. По этому пути вполне могут пойти развивающиеся страны, ограничения на импорт продукции которых сильно ударит по их экономике импортеры металлов из Африки. Эффект прочувствуют все, не только импортеры в страны Евросоюза, но и отрасли ЕС, использующие сырье и продукты, который будут облагаться новым налогом. Это изменит цепочки поставок в промышленности, автомобилестроении, строительстве, производстве бытовой техники и упаковки. Если предположить, что в 2026 году средняя цена на тонну выбросов углерода будет 75 евро, сбор только за сталь и алюминий составит примерно 245 евро за метрическую тонну. Если бы вся цепочка поставок была включена, налог на выбросы углерода превышал бы 500 евро с авто. Особенно сильное влияние новый налог окажет на сталелитейную промышленность.
Это позволяет им позиционировать себя как организации, придерживающиеся принципов устойчивого развития. В отдельных случаях регулятор может предоставлять компаниям свободные квоты бесплатно с целью стимулирования снижения выбросов или с учетом особых экономических ситуаций. Как правило, для расчета объемов выбросов и лимитов по ним используется специальная единица измерения — CO2-эквивалент, — к которой приводятся все парниковые газы в зависимости от их влияния на парниковый эффект. Стандартным размером одной квоты, принятым на рынке для удобства торгов, является одна тонна CO2-эквивалента. Впервые снижение выбросов посредством торговли квотами было успешно апробировано в США в 90—е годы прошлого века с целью контроля выбросов двуокиси серы. В результате данный метод было решено использовать для борьбы с глобальным изменением климата. При создании первых СТВ предполагалось, что с их помощью будет вестись торговля квотами только на выбросы углекислого газа, поскольку он вносит наибольший вклад в изменение климата. Однако с 2008 года по решению Еврокомиссии стала возможна торговля квотами и на другие парниковые газы: метан, оксид азота и другие. Национальные системы торговли выбросами парниковых газов. Рисунок 1. Системы торговли квотами и углеродные налоги Источник: Всемирный банк В настоящее время СТВ функционируют как на наднациональном Eвросоюз и национальном Швейцария, Новая Зеландия уровнях, так и на уровне отдельных регионов, провинций или городов Калифорния, Квебек. По данным Всемирного банка, в мире было разработано 29 СТВ9. По оценкам агентства Reuters, в 2018 году объем мирового рынка углеродных квот составил 164 млрд долл. Общий объем торговли квотами на ее платформе составил в 2018 году 45,5 млрд долл. США в 1,5 раза больше объема торгов 2017 года. Крупнейшими источниками выбросов в атмосферу являются секторы электро- и теплоэнергетики и транспорта, генерирующие две трети мирового объема выбросов. Оставшаяся треть приходится главным образом на промышленные предприятия и строительство. Большая часть СТВ функционирует лишь в определенных секторах экономики, к которым относятся электроэнергетика, нефтепереработка, черная металлургия, целлюлозно-бумажная промышленность, химическая промышленность, производство строительных материалов, грузовые и пассажирские авиаперевозки, во многих азиатских регионах — строительная отрасль. Стоит отметить, что с помощью СТВ контролируются далеко не все выбросы, генерируемые человеком. Указанные показатели свидетельствуют о том, что в целом рынок квот на выбросы парниковых газов находится на стадии формирования и страны постепенно вырабатывают свои подходы к ценообразованию и регулированию рынка. Если рассматривать вопрос формирования стоимости углеродных квот с теоретической точки зрения, то для функционирования механизма по уменьшению выбросов цены должны устанавливаться на уровне, отражающем потенциальные финансовые затраты предприятий на снижение выбросов установка нового оборудования, изменение технологического процесса и прочее. Таким образом, подразумевается, что стоимость квот должна быть ниже в развивающихся странах с менее жесткими требованиями к экологичности производства. Однако на практике данная схема справедлива лишь отчасти. Однако пока основным драйвером стоимости квот являются политические и законодательные решения в той или иной стране. Так, резкое повышение стоимости квот в ЕС СТВ в первой половине 2019 года было связано со структурными реформами европейского углеродного рынка и с предполагаемым сокращением объема доступных квот с 950 до 550 млн штук12. По оценкам Международного банка реконструкции и развития и Всемирного банка, диапазон стоимости углеродной квоты, необходимый для реализации целей, заложенных в Парижском соглашении, должен составлять 40—80 долл. США за тонну CO2-эквивалента к 2020 году и 50—100 долл.
В первую очередь он коснется экспортеров нефти, газа, продукции нефтехимии, металлургии, удобрений, а также цемента, при производстве которых выделяется значительное количество парниковых газов. Это означает, что основная тяжесть нового «экологического бремени» ляжет на Россию. Чем же сможет ответить на этот вызов наша страна? Прежде всего, необходимо указать, что «углеродный налог» является оборотной стороной программы «декарбонизации» мировой экономики. Руководство Евросоюза поставило целью добиться его климатической нейтральности уже к 2050 году. Для этого необходимо постепенно отказаться от использования угля, нефти и газа в энергетике и перейти на возобновляемые «зеленые» источники энергии. Очевидно, что это приведет к росту издержек европейских производителей, поэтому уравнять их шансы по сравнению с «карбоновыми» конкурентами возможно только за счет административных рычагов, в частности, введения специального налога на импортеров продукции, имеющей высокий «углеродный след» при производстве. Для нашей страны все это вдвойне дурные новости. С одной стороны, Европа, крупнейший рынок для сбыта российских углеводородов, в ближайшие 20-30 лет будет планомерно снижать их потребление. С другой стороны, искусственно вводятся дополнительные издержки для экспортеров прочей продукции. И это мы говорим только про европейский рынок, хотя в США и КНР тоже подумывают об аналогичных защитных мерах для защиты своего внутреннего рынка и местных производителей.
НИФИ: российский ВВП снизится на 0,17% из-за введения углеродного налога в ЕС
Поэтому «углеродный налог» вводить не надо, хоть Чубайс говорит, что он будет маленький. Углеродный налог введут с 2023 года, а в 2026 году он заработает в полную силу. Планы Европейского союза по введению трансграничного углеродного налога помогут улучшить окружающую среду только при должном использовании. Для нашей страны все это вдвойне дурные новости.
Регистрация
- Что такое углеродный налог и с какой целью он вводится
- Полезная информация об углеродном налоге
- Россия и ЕС начали обсуждать углеродный налог
- Россия и ЕС начали обсуждать углеродный налог
Против дискриминации
- Европа хочет миллиард от России: за что и куда пойдут эти деньги рассказали эксперты
- Европейский «углеродный налог» серьёзным образом скажется на российской экономике
- Европейский «углеродный налог» серьёзным образом скажется на российской экономике
- В России предложили ввести углеродный налог | Новости общества
- В России предложили ввести углеродный налог
Трансграничный углеродный налог в ЕАЭС «больнее» всего ударит по России
Компании вынуждены будут платить 5,62 млрд евро в год. Итого 50,6 млрд евро. Нефтегазовая отрасль Нефтегазовая отрасль от введения европейского пограничного углеродного налога пострадает больше всех. Финляндия уже начала снижать закупки российской нефти в рамках перехода к «зеленой» энергетике, согласно статье агентства Reuters. Российские компании из нефтегазовой отрасли спасут только высокие цены на нефть, что позволит и зарабатывать, и платить углеродный налог, и инвестировать в модернизацию производства для снижения вредных выбросов. Но здесь российские компании выглядят немного предпочтительней, чем производители из Китая, которые выделяют в атмосферу наибольший уровень углекислого газа на тонну стали. Выбросы углекислого газа при таком производстве и углеродный след отсутствуют. Электроэнергетика Введение углеродного налога коснется также компании из электроэнергетики только в том случае, если у каждого импортируемого в ЕС товара будет отслеживаться углеродный след. Это приведет к увеличению себестоимости товара и снижению его конкурентоспособности. Соответственно углеродный след у товаров, экспортируемых из России будет большим.
В статье Основные способы генерации электроэнергии в России объясняется принцип производства электроэнергии тепловыми электростанциями за счет сжигания углеродного топлива, в основном газа.
Еврокомиссия 14 июля опубликовала проект трансграничного углеродного регулирования ТУР.
Цель вводимого Евросоюзом углеродного налога — «уравнять» продукцию, произведённую в ЕС, где выбросы CO2 на производстве минимизируются, и импортируемую из третьих стран, где выбросы высоки. По методике, утверждённой Минэкономразвития, новые налоги могут обойтись российским поставщикам железа, стали, алюминия и удобрений минимум в 1,1 миллиарда евро в год, пишет РБК 26 июля. ООН: страны G20 должны достичь нулевого уровня выбросов в атмосферу к 2050 году «Это не должно быть скрытым видом санкций или попыток получения прибыли от нашей страны просто за то, что Россия — это Россия.
А если полученный от нас миллиард они пустят на развитие и модернизацию своей же энергетической сети, на увеличение эффективности, то, конечно, это поможет», — отметил Кукса. По его словам, снизить выбросы поможет не столько введение налогов, сколько увеличение эффективности сжигания и очистки выбрасываемых в атмосферу газов.
С 2024 года судовладельцы будут обязаны покупать разрешения на выбросы за свои поездки в порты ЕС и из них. Это должно способствовать развитию более экологичных видов транспорта и снижению зависимости от нефти. Представители Европарламента и стран ЕС согласовали реформы в прошлом году. Теперь эти изменения должны получить окончательное одобрение со стороны стран ЕС, что ожидается в ближайшие несколько недель.
После этого реформы вступят в силу.
Данная система установила серьезные ограничения главным образом на предприятия, производящие сталь и химическую продукцию, поставив их в невыгодное положение по сравнению с дешевыми импортными производителями, которые все это время не соблюдали столь высокие экологические стандарты. Налог может быть расценен как протекционистский инструмент: если, как предполагается, он будет рассчитываться исходя из углеродоемкости товара, он будет дискриминировать иностранных товаропроизводителей с большей углеродоемкостью производства, что не соответствует принципам ВТО в частности, принципу наибольшего благоприятствования, предусматривающему равное отношение к одинаковым товарам внешних и отечественных производителей: сравнение по принципу углеродоемкости принципами ВТО не предусматривается. Кроме того, европейское регулирование предполагает бесплатное распределение квот на выбросы для целого ряда товаров, произведенных в ЕС, в том числе стали и цемента, — при сохранении этого принципа введение углеродного налога на импорт будет явным протекционизмом. В результате можно ожидать начала тарифных войн и возникновения противоречий с международным торговым законодательством. Учитывая размер европейского рынка, введение налога усилит давление на компании и правительства по всему миру, вынуждая все больше стран принимать дополнительные меры по ограничению выбросов и разработке собственного законодательства. Позиция Евросоюза по данному вопросу такова, что компании-импортеры из стран с собственными схемами углеродного ценообразования, таких как Австралия, Канада или Япония, могут быть освобождены от данного сбора, если их правительства заключат новые торговые соглашения с ЕС или пересмотрят существующие. Чтобы определить, на каких отраслях дополнительное налоговое бремя скажется наиболее сильно, можно обратиться к существующей в Европе системе торговли квотами. Наиболее углеродоемкими являются горнодобывающие и нефтегазовые отрасли, а также металлургическая, химическая и целлюлозно-бумажная промышленность.
Изменение структуры европейского рынка перераспределение долей нанесет наибольший ущерб странам с сырьевой экономикой, имеющим большую долю экспорта углеродных товаров в Европу. Влияние на российский экспорт Одной из наиболее пострадавших от введения трансграничного углеродного налога стран может стать Россия, для которой ЕС — ключевой рынок сбыта. Но при этом в Китае существуют внутренние механизмы по ограничению выбросов, аналогичные EU ETS, что дает стране конкурентное преимущество перед Россией, которая только разрабатывает углеродное законодательство: на текущий момент соответствующий законопроект находится на стадии обсуждения в правительстве. Стратегия сокращения выбросов в России В 2020 году Минэкономразвития разработало Стратегию долгосрочного развития России до 2050 года с учетом Парижского соглашения. Стратегия имеет два основных сценария низкоуглеродного развития: базовый, который принят за основу, и интенсивный. Стратегией предусмотрено создание правовой основы и методологической базы для технологической трансформации экономики, введение национального регулирования выбросов парниковых газов и создание системы климатического мониторинга. Кроме того, в правительстве обсуждается законопроект об углеродном регулировании, который предполагает в том числе субсидирование внедрения низкоуглеродных технологий, введение мониторинга выбросов парниковых газов и верифицируемой углеродной отчетности для компаний. Аналитики KPMG считают, что при пессимистичном сценарии и введении углеродного сбора с 2022 года суммарные потери экспортеров лишь в первый год составят 3,6 млрд евро. Далее налоговый сбор будет ежегодно увеличиваться и в 2030 году составит 8,2 млрд евро.
Снижение рентабельности продаж и обострение конкурентной борьбы на европейском рынке изменят конъюнктуру европейского рынка сбыта и могут негативно повлиять на российский экспорт в Европу. В зависимости от отрасли структура импорта в ЕС может измениться совершенно по-разному. Так, с одной стороны, при использовании текущих технологий добычи нефть из Саудовской Аравии, имеющая более низкий углеродный след, может потеснить российское сырье. В случае введения налога на весь объем выбросов негативные последствия ждут также российских производителей удобрений и компании из целлюлозно-бумажной промышленности, чья конкурентоспособность на европейском рынке существенно снизится. В то же время некоторые производители российской стали с низкой себестоимостью продукции могут увеличить свою долю на европейском рынке за счет конкурентов из других стран, для которых введение налога будет означать превышение издержек над рыночной стоимостью их товаров и вынужденный уход с рынка ЕС.