В конце вечерни совершается чин прощения. Во время чина прощения хор исполнил песнопения: «Покаяния отверзи ми двери», «На реках Вавилонских».
Епископ Алексий совершил вечерню с чином прощения в Даниловом монастыре
В придворном обиходе московских царей обряд прощения приобрел сложный церемониальный характер. С середины Масленой недели царь объезжал московские монастыри, испрашивая прощения и благословения от братии, иногда ездил в Троице-Сергиеву лавру. Затем прощался со своими домочадцами и придворными. В само воскресенье после Литургии Патриарх посещал государя и испрашивал прощения23. Вечером в Прощеное воскресенье по окончании службы чин прощения совершался в Успенском соборе Московского Кремля. И как власти т. Последнее замечание означает, что головщик запевал первый стих 140-го псалма «Господи, воззвах к Тебе» с припевом «услыши ны, Господи», а остальные стихи 140, 141, 129 и 116-го псалмов воззвахи прочитывались без пения припево24. В это время Святейший Владыка «со властьми» обходил и прикладывался к иконам, к гробницам митрополитов и Патриархов, затем шел на свое место. Протодиакон с кадилом возглашал «большую ектению» имеется в виду сугубая и кадил иконы, Патриарха и весь народ. По ектении следовал возглас протопопа «Яко милостив и человеколюбец Бог еси» или «Услышы ны, Боже, Спасителю наш». Затем, обратившись лицом к алтарю, на восток, протопоп читал «помянник, яко же и на павечернице».
После этого Патриарх выходил на середину церкви и, встав на орлец лицом к народу, произносил «прощение всем вслух». После чего протопоп подавал ему крест на блюде для благословения. По Чиновнику новгородского Софийского собора звон бывает в начале «8 часа дни». В собор собирались «боярин и воевода и дияки и множество народа для поучения святительского». Службу совершал чередной священник и диакон в постном облачении. После окончания вечерни архиерей в сопровождении протодиакона и ризничего следовал к иконам, чтобы целовать их. Ключарь нес впереди «витую свечу», подияк иподиакон — лампаду. Певцы на клиросах поочередно пели тропари «Покаяния отверзи ми двери…», стихиру Успения Богородицы, стихиру Новгородским святителям епископу Никите и архиепископу Иоанну, в заключение — стихиру «Владычице, приими молитвы рабов Твоих…». Архиерей обходил приделы Софийского собора и прикладывался к иконам и гробницам свт. Никиты и иных иерархов.
Вслед за ним прикладывались к иконам и гробницам городские сановники и народ. По возвращении протодиакон говорил сугубую ектению. По возгласе «Услыши ны, Боже наш…» — «Премудрость» и отпуст великого повечерия «Владыко многомилостиве…». После отпуста — чтение помянника. После заключительного возгласа «За молитвами Пречистыя Твоея Матере и святых отец наших…» архипастырь творил перед народом три поклона, испрашивал прощения и осенял благословением на две стороны. Затем он говорил «поучение начальником града и всем православным християном»26. В Чиновник помещено поучение свт. Митрополит Евгений Болховитинов 30 апреля 1805 года читал «Слово на память иже во святых отца нашего Никиты, епископа и чудотворца Новгородского»27. Вечерня совершалась "по уставу, с отпустом". Далее архиерей обходил и целовал "по чину во церкви святыя иконы".
По целовании, паки возшед на амвон, глаголет, зря к народу, молитву "Владыко многомилостиве…" и прочая»28. Во время молитвы народ преклоняет колени. После молитвы архиерей творит прощение. Ключарь подносит архиерею на блюде крест. Чин прощения описывается там следующим образом. После трех поклонов молитвы прп. Ефрема архиерей поклоняется образам. Затем следует в алтарь и облачается в малое облачение. После того как все молящиеся в храме приложатся, архиерей исходит из алтаря на уготованный ковер и орлец. Протодиакон возглашает: «Главы ваша Господеви приклоните».
Архиерей читает молитву «Владыко многомилостиве Господи…», затем испрашивает прощения и подает крест для целования народу. В это время поется славник «Прообразуя…»29 и «Всех скорбящих Радосте»30. Отсутствует указание о поучении народу31. После вечерни знаменается архиерей ко святым иконам и к мощем святым и облачается у места своего в малое облачение. Посем говорит протодиакон ектению с кадилом пред Спасовым образом, и ектении, и возглас "Услыши ны, Боже". Посем архиерей приемлет крест и ставится у амвона на степени и глаголет молитву "Владыко многомилостиве", и по молитве бывает прощение, и посем благословляет крестом властей и всех ту предстоящих. Посем архиерей разоблачается у места ж своего и идет во свой дом»32. Здесь также отсутствует упоминание о поучении. Возможно, составители последних двух Чиновников считали, что святительское поучение народу является обязательным, что само собой разумеется. V Уставные указания о совершении чина прощения перед наступлением Великого поста содержатся также в монастырских Обиходниках, которые составлялись, с одной стороны, как руководства для келарей относительно трапезы, с другой стороны, содержали некоторые богослужебные предписания, дополнявшие соответствующие указания Типикона.
Согласно Обиходнику Троице-Сергиевой лавры, служба начиналась со звона «обычного» к вечерне за два часа.
Когда мы читаем жития этих подвижников, мы не можем поверить, что все описанные события случались с людьми, которые, как и мы, имели плоть и кровь. Святые мужи в египетских пустынях собирали свои общины. Но на Великий пост насельники уходили в уединение и, уходя, просили прощения друг у друга, потому что не знали, кто вернётся назад, а кто нет. Каждый в одиночестве уходил в пустыню, в которой в которой мог быть как холод, так и зной. В пустынях были дикие звери, разбойники ходили тогда свободно. А потому каждый инок, который покидал свою обитель, прощаясь с братом, уходил как бы навсегда. Прощаясь с ближним, он просил прощения и сам прощал всё то, что могло отягощать душу при жизни в общежитии.
Мы с вами живём в большом городе. В больших городах, как известно, суеты очень много, жизнь течёт очень быстро, и в таком ритме мы зачастую теряем сердцевину той глубины, того богатства, которое имеет всякий верующий человек, приходящий к Господу Богу. Мы не отдаём себе отчёта в том, что имеем, а ведь имеем мы великую благодать. В суете проходя мимо этого сокровища, мы теряем в этой жизни гораздо больше того, что можем приобрести в своих повседневных, иногда действительно крайне необходимых трудах, а очень часто в трудах совершенно бесполезных, на которые мы тратим свою бесценную жизнь. А время Великого поста, пусть хотя бы внешне, но подвигает нас к тому чтобы сосредоточиться на самом главном — на том, что нам действительно нужно в этой жизни. А что нужно божественному творению, Божиему творению? Нужна связь с Творцом, с Господом Богом. Эта связь, бывает часто потеряна.
В богослужении участвовали: председатель Отдела внешних церковных связей Московского Патриархата митрополит Волоколамский Иларион, архиепископ Истринский Арсений, архиепископ Орехово-Зуевский Алексий; епископы Аркадий Афонин , Никон Миронов , епископ Красногорский Савва, епископ Анатолий Аксенов , председатель Синодального Отдела религиозного образования и катехизации епископ Зарайский Меркурий,епископ Дмитровский Александр, епископ Бронницкий Игнатий, руководитель Административного секретариата Московской Патриархии епископ Солнечногорский Сергий, епископ Иероним Чернышов , председатель Финансово-хозяйственного управления Московской Патриархии епископ Подольский Тихон, епископ Павлово-Посадский Кирилл, а также ключарь Храма Христа Спасителя протоиерей Михаил Рязанцев, клирики кафедрального собора. По отпусте вечерни Предстоятель Русской Православной Церкви обратился к верующим с Первосвятительским словом, сообщает пресс-служба Патриарха Московского и всея Руси. Затем был совершен чин прощения.
Чин прощения возглавил настоятель протоиерей Роман Нещерет. По окончании службы отец Роман благословил всех на начало Великого поста. Клирик собора иерей Сергий Королёв обратился к верующим с напутственным словом о необходимости примирения друг с другом для того, чтобы приступить к Святой Четыредесятнице с душевным миром и чистым сердцем.
Вечерня с чином прощения в Тихвинском храме города Коломны
После окончания вечерни правящий архиерей искренне испросил прощения у паствы от себя лично и от лица всех священнослужителей епархии, после чего обратился к верующим с проповедью, в которой рассказал об истинном назначении поста и его сути. 6 марта, в Неделю сыропустную, Прощёное воскресенье, в Свято-Богородице-Неопалимовском храме совершена традиционная вечерня с чином прощения. Вечером 17 марта, в Неделю сыропустную преподаватели и студенты Пермской духовной семинарии молились за вечерним богослужением с Чином прощения, которое совершил Высокопреосвященнейший Мефодий, митрополит Пермский и Кунгурский. Накануне Великого поста в Коневском монастыре традиционно совершена вечерня с Чином прощения. В нынешней литургической практике вечерня с чином прощения в неделю Сыропустную происходит согласно указаниям Типикона (см. выше) следующим образом. 26 февраля 2023года в Прощеное воскресение, в храме Святой Троицы ский была совершена Вечерня, по окончании которой прошел чин прощения.
Вечерня с чином прощения в Свято-Успенском кафедральном соборе
Сегодня я прошу у вас прощения, дорогие братья и сестры, за те вольные и невольные обиды, которые мог приничить, за трудные моменты. Прошу простить меня и помолиться обо мне грешном».
Лесное игумения Дросида Сорокопуд. Первая часть службы совершалась в светлых облачениях. После пения великого прокимна и закрытия Царских врат Владыка Герман и духовенство переоблачились в великопостные черные ризы. По окончании вечерни правящий Архиерей Сочинской епархии Преосвященнейший епископ Герман обратился к собравшимся со словом проповеди. Владыка преподал благословение на начало Великого поста, испросив прощения у клира и верующего народа.
В сердце каждого человека есть семена веры Богу. Но одни люди согревают свою душу благочестием, и эти семена сохраняются и прорастают, а другие иссушают их, заглушают и губят. Господь говорит, что богопочитание проявляется через служение людям и прощение обид. Поэтому подвиг Великого поста начинается с чина прощения. Мы друг у друга испрашиваем и прощение, и благословение на предстоящие труды. У всех вас я прошу прощения и благословения , и Господь простит и помилует всех нас!
Чин прощения появился в монастырской жизни египетских монахов. Перед наступлением Великого поста, чтобы усилить подвиг молитвы и подготовиться к светлому празднику Пасхи, монахи расходились по одному по пустыне на все сорок дней поста. Некоторые из них уже не возвращались обратно: кто-то был растерзан дикими зверями, другие погибли в безжизненной пустыне. Потому, расходясь, чтобы встретиться только на Пасху, монахи просили друг у друга прощения за все вольные или невольные обиды, как перед смертью. И сами прощали всех.
Епископ Вениамин совершил вечерню с чином прощения в Спасо-Преображенском соборе
Впоследствии благочестивая традиция испрашивать прощения перед Великим постом получила распространение и среди мирян. Такая практика помогает лучше настроиться на покаяние и приступить к соблюдению поста в возвышенном состоянии духа. Первым с просьбой о прощении к студентам Академии и братии монастыря обратился и. После сказанного им слова братия обители, студенты и прихожане монастыря также испросили друг у друга прощения и пожелали благодатного Великого поста.
Поэтому Церковь предваряет дело Великого поста чином прощения. Надо учиться прощать людей, их немощи, их неправедные поступки. Если мы христиане, то должны поступать так, потому что единственная молитва, которую нам оставил Господь, — это «Отче наш» со словами «и остави нам долги наша, якоже и мы оставляем должником нашим». Если мы этого не делаем, значит мы не чада Христовы.
После пения великого прокимна и закрытия Царских врат, епископ Серафим и духовенство переоблачились в великопостные черные ризы. После отпуста вечерни владыка Серафим прочитал молитвы на начало святой Четыредесятницы. А ведь эта Святая Четыредесятница, эти дни Великого поста и есть наш молитвенный дар Богу, дар покаяния.
Сергия Радонежского мкр. Для участия в службе и чине прощения прибыло духовенство Сочинской епархии.
За богослужением молилась настоятельница Троице-Георгиевского женского монастыря с. Лесное игумения Дросида Сорокопуд. Первая часть службы совершалась в светлых облачениях.
Преосвященнейший Зосима совершил вечерню с Чином прощения.
Журнал «Церковь и Время» Принять На сайте используются cookie-файлы, которые помогают показывать Вам самую актуальную информацию. Продолжая пользоваться сайтом, Вы даете согласие на использование ваших Метаданных и cookie-файлов. Управление cookie Святейший Патриарх Кирилл совершил вечерню с чином… Святейший Патриарх Кирилл совершил вечерню с чином прощения Вечером 14 февраля, нв канун начала Великого поста, Святейший Патриарх Московский и всея Руси Кирилл совершил вечерню с чином прощения в кафедральном соборном Храме Христа Спасителя.
Она же отделяет нас от радости, для которой Господь нас сотворил. Главная причина нашего несовершенного отношения по отношению друг к другу находится внутри нас. Но у нас не должно быть такого отношения, потому что для нас есть заповедь «возлюби врага своего» и «благословляй проклинающего».
Его Высокопреосвященству сослужили клирики храма и духовенство города. Чин прощения совершается один раз в году - в последнее воскресенье перед началом Великого поста. Проходит он следующим образом: все молящиеся сначала прикладываются к иконам Спасителя и Божией Матери, а затем испрашивают прощение у священнослужителей и друг у друга.
Эта связь, бывает часто потеряна.
Иногда потеряна навсегда, а иногда есть возможность возвратиться в Отчий дом и ощутить себя действительно сыном нашего Творца, ощутить себя тем, кем мы созданы по существу. Вновь наступает наиболее благодатное для этого время. Не будем бесцельно тратить и без того короткие дни, мгновения нашей жизни. Воспользуемся этим временем, этим ограничителем внешним, который предлагает Святая Четыредесятница, чтобы оградить нас от воздействия этого мира.
Попробуем закрыть себя, как эти древние египетские монахи уйти в пустыню и думать только о Боге. Этот труд очень сложно совершить в нынешнее время, когда вокруг нас столько всяких средств связи, столько информации, которая придавливает нас окончательно к земле, и не оставляет возможности взглянуть на небо. Но, тем не менее, есть благочестивые люди, которые стараются подражать святым подвижникам, которые отвергают «мудрость» этого мира и становятся для него, для этого мира безумными, а для Бога становятся людьми, ищущими и стремящимися к Нему. Именно такими мы должны быть на этой земле.
В сегодняшний день, прежде чем каждый начнёт свой малый подвиг, мы, обращаясь друг к другу, просим прощения и каждому, кто сейчас стоит в храме, кто подходит к нам вне храма, говорим искренне: «Бог простит». Сказав эти слова, мы должны забыть всё плохое, что тот или иной человек сделал лично нам. Если же мы произносим слова прощения, но храним обиды в своём сердце, то сказанные слова останутся лишь звуком, они не принесут никакой пользы нашей душе. А мы всё-таки стремимся к тому, чтобы очистить себя от всякой скверны плоти и духа и начать правильную, богоугодную жизнь.
Этого я желаю всем нам с вами, дорогие братья и сестры, дорогие отцы. Желаю, чтобы этим Великим постом, когда мир весь злобствует, когда идут кровавые сражения, в которых гибнут наши близкие люди, мы несмотря ни на что, стремились всем своим сердцем помочь этому миру приемлемыми для нас средствами.
Епископ Игнатий совершил вечерню с чином прощения в кафедральном соборе г.Череповца
После отпуста вечерни Преосвященнейший владыка прочитал молитву на начало Великого поста и обратился к собравшимся с архипастырским словом — наставлением на Святую Четыредесятницу, в завершение которого испросил прощения у клира и прихожан. После окончания вечерни правящий архиерей искренне испросил прощения у паствы от себя лично и от лица всех священнослужителей епархии, после чего обратился к верующим с проповедью, в которой рассказал об истинном назначении поста и его сути. 26 февраля 2023 года в храме Воскресения Христова и Новомучеников и исповедников Церкви Русской была отслужена предваряющая Великий пост вечерня с чином прощения. Время подготовки завершает особенная вечерня, совершаемая в воскресный день, посвященный Адамову изгнанию. Особенность этого богослужения состоит в том, что к нему присоединяется чин, совершение которого предполагает взаимное прощение молящихся. После отпуста вечерни митрополит Климент прочитал молитвы на начало Великого поста (Святой Четыредесятницы) и обратился к верующим со словом проповеди.
Вечерня с Чином прощения
Вечером 17 марта 2024 года, в Неделю сыропустную, епископ Переславский и Угличский Феоктист совершил вечерню с чином прощения во Владимирском кафедральном соборе. Вечером 17 марта 2024 года епископ Саянский и Нижнеудинский Алексий молился за вечерним уставным богослужением, по завершении которого совершил чин прощения. После этого был совершен Чин прощения, за которым Правящий архиерей и духовенство испросили друг у друга и у народа прощения. Вечером 26 февраля 2023 года, в Неделю сыропустную, воспоминание Адамова изгнания, Прощеное воскресенье, митрополит Брянский и Севский Александр совершил вечерню с чином прощения в Кафедральном Соборе во Имя Святой Троицы города Брянска.