В Великий Понедельник на Утрене мы слышим евангельское повествование о проклятии Господом бесплодной смоковницы и притчу о злых виноградарях. первый день самой важной для христианина недели в году.
Великий понедельник – 2023. Что можно и нельзя делать в дни Страстной недели
ВЕЛИКИЙ ПОНЕДЕЛЬНИК Страстной седмицы - Храм Святого Апостола и Евангелиста Иоанна Богослова | Читаем Ветхий Завет (понедельник седмицы 6-й Великого поста, седмица ваий). |
ВЕЛИКИЙ ПОНЕДЕЛЬНИК. СТРАСТНАЯ НЕДЕЛЯ С АНДРЕЕМ МЕРЗЛИКИНЫМ - Телеканал «СПАС» | В Великий Понедельник Церковь вспоминает сына патриарха Иакова, Иосифа, ставшего прообразом Господа. |
10 апреля – Великий понедельник Страстной седмицы Великого поста
Великий Понедельник Страстной седмицы Великого Поста | Митрополит Антоний (Паканич) напомнил о величии Страстной седмицы и важных эпизодах Великого Понедельника. |
ВЕЛИКИЙ ПОНЕДЕЛЬНИК СТРАСТНОЙ СЕДМИЦЫ | Считается, что именно в Великий понедельник Страстной недели произошла история со смоковницей, которая не плодоносила. |
Великий Понедельник Страстной седмицы Великого поста | Великий понедельник в православии в 2024 году приходится на 29 апреля. |
Великий понедельник
В течение Великого понедельника верующие должны начать работу по подготовке к Пасхе. Страстная седмица, Великий Понедельник начинается с притчи о бесплодной смоковнице. Нельзя в Великий Понедельник (а также в другие дни до Пасхи) веселиться, приглашать гостей и ходить в гости самому. В Великий Понедельник мы слышим евангельское повествование о проклятии Господом бесплодной смоковницы и притчу о злых виноградарях. В Великий понедельник также проходит чин мироварения: начинают варить миро (смесь масел), которое используют для причастия.
Великий понедельник Страстной недели 10 апреля 2023: что нельзя делать
ВЕЛИКИЙ ПОНЕДЕЛЬНИК | В Великий понедельник также вспоминают притчи о злых виноградарях, о двух сыновьях и пророчества Христа о грядущих страданиях. |
Великий понедельник в 2024 году: история и традиции праздника | Дни Великой седмицы издревле посвящены Церковью каждый особому воспоминанию и каждый называется Великим. |
Великий понедельник: что означает первый день Страстной недели | 18 апреля 2022 года, в Великий понедельник Страстной седмицы, митрополит Корсунский и Западноевропейский Антоний молился за уставными богослужениями в храме Рождества. |
ВЕЛИКИЙ ПОНЕДЕЛЬНИК Страстной седмицы - Храм Святого Апостола и Евангелиста Иоанна Богослова | С понедельника у православных верующих начинается последняя неделя Великого поста. |
ВЕЛИКИЙ ПОНЕДЕЛЬНИК. СТРАСТНАЯ НЕДЕЛЯ С АНДРЕЕМ МЕРЗЛИКИНЫМ
Все эти действия помогают преобразить душу. Если этого не делать, душа засохнет подобно смоковнице и будет непригодна для вечной жизни. Как провести Великий понедельник Как и в любой другой день Великого поста, Страстной понедельник предназначен для подготовки к встрече праздника Пасхи. Последняя постная седмица призывает верующего к максимальному духовному напряжению, а также сопереживанию идущему на крестную смерть Христу. В Великий понедельник обязательно читайте Евангелие и размышляйте над событиями дня. Помолитесь Богу, попросите Его помочь Вам измениться в лучшую сторону. Желательно посетить богослужение.
Также у вас есть возможность с помощью сервиса «Елицы Записки» подать записку на пасхальную Литургию в храм Гроба Господня в Иерусалиме.
Предательство до Иуды Оказывается, еще в Ветхом Завете произошло событие, нашедшее отражение в поступке Иуды-предателя Христа. Любимый сын патриарха Иакова Иосиф был нелюбим братьями. Они завидовали тому, что отец дарит родственнику больше любви. Случилось так, что все братья Иосифа ушли в далекие степи пасти скот. Отец попросил сына посмотреть, как дела у пастухов. Но когда Иосиф добрался до стада, братья решили его убить. Несчастного сбросили в яму, а потом продали в рабство проходившему мимо египетскому каравану. Отцу же братья сказали, что его сын погиб.
Изображением великих и разнообразных бедствий и признаков разрушения Иерусалима и кончины века верующие побуждаются среди зол к великодушию, беспристрастию, терпению, молитве и бдению духовному и утешаются обетованием Спасителя о распространении Евангелия во всем мире и прекращении бедствий «избранных ради» Мф. При цитировании ссылка гиперссылка на сайт Нижегородской епархии обязательна. Другие материалы за день.
Грядущие невинные страдания Спасителя показаны в ветхозаветном прообразе целомудренного Иосифа. Из событий Евангельских в этот день вспоминается иссушение бесплодной смоковницы. Смоковница изображает сонмище иудейское, у которого Иисус Христос не нашел истинного плода, а только лицемерную сень закона, которую обличил и проклял. Но эта смоковница изображает также и всякую душу, не приносящую плода покаяния, почему Святая Церковь и взывает к нам: «Изсохшия смоковницы за неплодие, прещения проклятия убоявшеся, братие, плоды, достойны покаяния, принесем Христу, подающему нам велию милость».
Патриаршая проповедь в Великий Понедельник после Литургии в Храме Христа Спасителя
В предшествии свещеносцев из алтаря выходит священник. В руках его Святое Евангелие, которое и полагается на аналой. Во время службы Часов читается Евангелие. Хотя Устав предписывает читать Евангелие на Часах только в дни Страстной седмицы, на практике Евангелие читают весь пост, начиная со Второй седмицы. Засохшее дерево символизирует душу, не приносящую духовных плодов — истинного покаяния, веры, молитвы и добрых дел. А злые виноградари — это фарисеи и книжники, которые в итоге убили Сына Хозяина виноградника.
Блюди убо душе моя, не сном отяготися, да не смерти предана будеши, и Царствия вне затворишися, но воспряни зовущи: Свят, Свят, Свят еси Боже, Богородицею помилуй нас. На середине храма ставится аналой.
В предшествии свещеносцев из алтаря выходит архиерей. В руках его Святое Евангелие, которое и полагается на аналой.
Можно есть только овощи, фрукты, хлеб, мед, орехи. Кто-то проводит понедельник вовсе без еды и воды.
В таких печальных мыслях представляется дерево, по виду обещающее весьма много плодов. Еще чувство святого негодования, возбужденное мыслью о лицемерах, изображаемых смоковницей, не совершенно успокоилось, как представился новый предмет, способный возбудить праведный гнев во всяком, кто хоть немного ревновал по славе Бога Израилева. Внешние притворы, ведущие в храм, вместо молящихся наполнены были торжниками, из которых одни продавали вещи, относящиеся к Богослужению, другие занимались обменом иностранной монеты на еврейскую.
Великое число продающих, еще большее — продаваемых вещей, столы с деньгами, лавки для продавцов, всякого рода жертвенные животные, торги, споры, обман, раздоры — производили то, что во всем Иерусалиме не было места настолько беспорядочного и шумного, как притвор Соломонов. И этот-то самый притвор был издавна предназначен для входа и молитвы язычников, которым не позволялось проникать далее!.. Следствием вышеозначенного беспорядка было то, что рассудительный грек или римлянин, пришедший по влечению сердца в Иерусалим и в храм Соломонов, должен был, вместо назидания, терпеть здесь шум и все неудобства, каким подвергаются на торжищах! Удивительно ли, если у него в таком случае, вместо благоговения к Богу Израилеву, невольно возникали худые мысли о Его служении и служителях? Таким-то образом пресвятое имя Божье хулимо было ради самого Израиля во языцех! Не недостаток места был причиной того, что часть храма превратили в торжище. Внизу, у подножия горы, на которой стоял храм, и за его оградой довольно оставалось пустого пространства, где можно было расположиться торжникам. Но там было менее выгодно, ибо не так высока была плата за право торговли старейшинам храма; а в этом последнем и состояло все дело.
Корысть была душой беспорядка, который, находясь под покровительством самих начальников, усилился до высочайшей степени, хотя все лучшие люди давно им были недовольны. Иисус Христос, в самом начале служения Своего, в первую Пасху, уже выступал против торга в храме и изгнал из него торжников Ин. Теперь это было еще необходимее. Позволив именовать Себя всенародно Сыном Давидовым, то есть Мессией, Он тем самым как бы взял на Себя обязанность перед народом выступить против беспорядков, вкравшихся в Богослужение, потому что все верили и ожидали, что одним из главнейших действий будущего Мессии должно быть исправление Богослужения и восстановление древнего благочестия и благочиния. При том беспорядок был так велик и по следствиям своим так важен, что вопиял сам против себя. Святая ревность объяла сердце Иисусово! С видом Посланника Божьего и тем гласом, перед которым всегда трепетали грешники и лицемеры, Он требует, чтобы притвор был немедленно очищен. Ученики, зрители, жители Иерусалима, иностранцы — одобряют требование; самые торжники невольно чувствуют, что зашли не в свое место, — и безмолвно повинуются.
Некоторые медлят, хотят упорствовать, но этим только раздражают народ, который повеление Сына Давидова принимает за веление Самого Бога. В несколько минут животные выгнаны, столы и седалища опрокинуты, мешки с деньгами выброшены; все приняло другой вид, и вместо прежнего мятежа наступили тишина и порядок. Благочиние простерлось до того, что никому не позволялось теперь пронести через притвор какую-либо постороннюю вещь Мк. К этому действию — для вразумления непонимающих его — присоединено и поучение. В них открывалась истинная точка зрения, с которой надлежало смотреть и на беспорядок, допущенный первосвященниками, и на ревность против него Сына Давидова.
Народные приметы 10 апреля
Иссохшая смоковница, по словам Евангелия, была для апостолов проповедью о силе веры и молитвы, без которых человек пред Богом духовно мертв. По толкованию святых отцов, бесплодная смоковница изображает иудейское сонмище, у которого Иисус Христос не нашел истинного плода, а только лицемерную сень закона, которую обличил и проклял. Но эта смоковница изображает также и всякую душу, не приносящую плода истинного покаяния, веры, молитвы и добрых дел. В Великий Понедельник также вспоминается ветхозаветный патриарх Иосиф. Он, из зависти проданный братьями, пострадал, а потом прославился; этим Иосиф прообразовал страдания Христа Спасителя, преданного на смерть соотечественниками.
Вечерня плавно перетекает в литургию Преждеосвященных Даров.
Но эта литургия отличается от обычной великопостной тем, что на ней читается Евангелие. Пока еще Спаситель с учениками сидят в тени старых маслин и ничто не предвещает наступление Конца. Апостолы думают, что впереди много будет таких покойных и мирных дней. Но Христос знает, что это последние дни… И в перспективе Своего ухода от учеников наставляет их быть духовно бдительными. И ответил им Иисус: смотрите, чтобы кто не ввел вас в заблуждение.
Во избежание тайных козней от врагов и волнений народных, Господь все последние ночи перед страданием и смертью Своей проводил вне Иерусалима, в кругу усердных почитателей и друзей: но поприщем последних действий Его должен был быть Иерусалим как вместилище всего священного и средоточие всенародной деятельности. Поэтому, едва только наступило утро, Господь вместе с учениками отправился во святой град тем же, что и вчера, путем, но уже без всякой торжественности, которая и вчера была более естественным следствием необыкновенного стечения обстоятельств, нежели действием особенных планов и предварительных соображений. Свежесть весеннего утра, чистота горного воздуха, разнообразие видов, открывающихся с Елеона, делали это путешествие весьма приятным и легким. Господь почувствовал голод и желал его утолить теперь же, вероятно, не предполагая быть в Иерусалиме где-либо, кроме храма. Как бы именно для этого недалеко от дороги росло смоковничное дерево. Пора смокв еще не наступила, но поскольку дерево покрыто было листьями на смоковнице листья выходят после плодов , то можно было предположить, что это одна из поздних смоковниц, на которых плоды держатся иногда всю зиму и дозревают весной среди новых листьев. И Господь пошел прямо к смоковнице, чтобы утолить плодами ее Свой голод. Но на дереве не нашлось ни одного плода зимовалого; не было признака и новых летних плодов — смоковница была совершенно бесплодна! Это огорчило всех, Сам Господь, против обыкновения Своего, казался недовольным.
Слова эти произнесены были, по-видимому, в тоне обыкновенного негодования; смоковница однако же тотчас начала засыхать, и впоследствии стало ясно, что в них заключалось проклятие Мф. Если бы кто из нынешних любомудров находился тогда в числе учеников Иисусовых, то, вероятно, изумился бы при том случае. Проклинать невинное дерево за то, что оно не утолило голода! Так не поступают и обыкновенные мудрецы! В самом деле, смоковница не исполняет своего предназначения — не приносит плодов; между тем, величается листьями, обманывает всякого своим видом, как бы она была действительно тем, чем ей быть надобно. Подобное видим и в некоторых людях: ни смоквы, а все в листьях! И с ними будет то же, и на них не может почивать Божье благословение. О, смоковница проклята не напрасно! Евангелист Лука сохранил целую притчу, взятую от смоковницы Лк.
В притче она представлена пощаженной в надежде будущего плодоношения; ее велено окопать и осыпать пометом чувственное выражение Божьего долготерпения к грешникам. Теперь смоковница проклята за неплодие: знамение правосудия, которое рано или поздно следует за долготерпением и казнит нераскаянных. Таким образом, прежняя притча служила для учеников изъяснением настоящего поступка их Учителя, а этот поступок дополнял урок, заключавшийся в притче, показывая, что время долготерпения Божьего к грешникам имеет свой срок и конец и что нераскаянность, особенно лицемерие, скорее всего низводят на главу нераскаянного грешника мщение небесное. Сын Божий, рассуждает в этом случае св. Златоуст Бесед. И вот для этого святого опыта, суда и отмщения избирается не человек какой-либо, даже не существо одушевленное, а бездушная смоковница — дерево, которое в Палестине по многочисленности его не имело никакой цены, стоя при пути, не составляло ничьей собственности и, судя по его неплодности, само по себе уже было близко к тому, чтобы засохнуть; так что проклятие его состояло, можно сказать, более в чудесном обнаружении повреждения, в нем уже скрывавшегося, нежели собственно в лишении его плодотворности.
То есть, растительную и не подверженную термической обработке пищу, поскольку в календаре питания по церковному уставу положено сухоядение без использования растительного масла. Что нельзя делать в Великий понедельник В Великий понедельник нельзя венчается и праздновать свадьбу. Также нельзя принимать участие во всевозможных торжествах и увеселительных мероприятиях. Запрещено ругаться, завидовать, обижаться и скандалить. В Великий понедельник нельзя ходить на кладбище и поминать умерших. Что можно делать 10 апреля в Великий понедельник В начале Страстной недели нужно посещать церковную службу, молиться, каяться и соблюдать пост. По народным традициям в Великий понедельник занимались домашними делами — белили печи и дома, мыли скотину, чистили сарай, убирались в огороде. Можно начинать мелкий ремонт или убираться в квартире в дополнение к Чистому четвергу. В Великий понедельник по приметам все помыслы должны быть чисты — нельзя ругаться, сквернословить и завидовать, чтобы не привлечь несчастья в дом.
ВЕЛИКИЙ ПОНЕДЕЛЬНИК СТРАСТНОЙ СЕДМИЦЫ
Высохшее дерево стало предупреждением для безбожников, которые не пытаются взрастить в себе духовные плоды. Великий понедельник в 2023 году: что можно делать Всю неделю день необходимо начинать с молитв, в храмах проходят богослужения. Дни Страстной недели в народе называют чистыми, потому что в это время верующие начинают готовиться к Пасхе. Страстная неделя — это время строгого поста. Очень часто начинают ограничивать себя даже те, кто не делал этого в Великий пост.
В этот день строго запрещается есть продукты животного происхождения: мясо, яйца, рыбу и молоко. Включать в меню можно овощи и фрукты, крупы, каши на воде, постные супы, орехи и сухофрукты, мед.
Дерево высохло, как и души людей, которые живут без веры. Иссушение дерева символизирует, что силы Христа не иссякли и слово его может как исцелить, так и погубить. Кроме того, в Великий понедельник христиане готовятся к Пасхе: моют полы, убираются в доме, разбирают шкафы, избавляются от ненужных вещей и чинят сломанное. Верующие продолжают держать пост, который в эту неделю становится более строгим. Разрешается есть овощи, хлеб и фрукты.
В старину знахари в этот день собирали золу, которой потом лечили людей от сглаза и алкоголизма.
Так Спаситель показал, что в его власти являть правосудие. В этот день категорически запрещено венчаться и устраивать свадьбы. Также нельзя участвовать в торжествах и ругаться.
На Страстной понедельник можно запланировать себе небольшие дела по дому: наведение уюта и покоя касается не только души, но и жилища.
Мелкий ремонт очень даже приветствуется в этот день. Чего нельзя делать на праздник Если вдруг не соблюдался Великий пост, постарайся избегать молочного, мяса, яиц и сдобы вплоть до Пасхи 2020. По традиции, в Страстной понедельник категорически нельзя употреблять алкоголь. В первый день Страстной недели после Вербного воскресенья и оставшиеся дни нельзя развлекаться и даже думать об удовольствиях.
ВЕЛИКИЙ ПОНЕДЕЛЬНИК Страстной седмицы
Здесь вспоминаются слова святого Василия Великого, который говорил: «Добро от зла отличается мерой». в течение шести серий вместе с историками и библеистами осмысляет события и значения каждого из святых дней этой недели – от Великого Понедельника до Великой Субботы. Подготовка к Светлой Пасхе начинается с Великого понедельника, который в 2023 году выпадает на 10 апреля. Считается, что именно в Великий понедельник Страстной недели произошла история со смоковницей, которая не плодоносила.
Сегодня Великий понедельник – начало Страстной недели у православных христиан
10 апреля 2023 года, в Великий Понедельник, архиепископ Брестский и Кобринский Иоанн совершил Божественную литургию Преждеосвященных Даров в храме Тихвинской иконы Божия. Во святой и Великий Понедельник мы вспоминаем блаженного Иосифа прекрасного и засохшую смоковницу, поскольку отсюда берет начало (седмица) святых Страстей Господа. В Великий Понедельник на Утрене мы слышим евангельское повествование о проклятии Господом бесплодной смоковницы и притчу о злых виноградарях.
Please wait while your request is being verified...
С Божией помощью мы сможем избежать соблазнов и грехов. Помоги Господи всем нам!
А злые виноградари — это фарисеи и книжники, которые в итоге убили Сына Хозяина виноградника. На 6-м Часе мы слышим Паремию, которая традиционно находится на своем месте, в середине 9-го Часа. Но темы паремий Страстной седмицы принципиально отличаются от тех тем, что мы слышали в обычные дни Поста.
Вместо пророка Исаии на 6-м Часе читается пророчество пророка Иезекииля, исполненное страшных, таинственных видений, которые он созерцал в дни Вавилонского пленения. Иезекиилю открылось сияние Славы Господней и, движимые среди пламени, крылатые и многоочитые образы Небесных Ангелов. И вновь, как и в дни Поста, в первые три дня Страстной седмицы мы падаем в поклоне, молясь словами молитвы Ефрема Сирина: Господи и Владыко живота моего... Затем начинается Вечерня. Изменяются и ветхозаветные чтения на вечерне.
Чтение книги Бытия, предлагавшееся в течение всего Великого Поста закончилось. Праотцы уже погребены в земле Обетованной; мы читаем книгу Исход, в которой говорится о исходе из страны греха и рабстве. Вместо Соломоновых притчей — чтение о многострадальном Иове — прообразе Христа.
Так Спаситель показал, что в его власти являть правосудие. В этот день категорически запрещено венчаться и устраивать свадьбы. Также нельзя участвовать в торжествах и ругаться.
Нельзя выворачивать карманы - предвещает кражу. Нельзя тушить свечи, они должны догореть сами - к потере в семье. Если свеча сама потухла, это говорит о грядущих неприятностях. Нельзя хлопать дверями - разбудить и разозлить Домового, который начнет буянить и проказничать. Если не получилось закрыть дверь тихо, домашнего духа нужно задобрить, поставив за печкой или в уголке на кухне миску с молоком, кусочек пирога, немного каши, конфеты или другие угощения. Нельзя жадничать - к нужде. По этой же причине нельзя переедать. Нельзя воровать, даже ради смеха - к большому позору. В течение всей недели, начиная с понедельника, идет подготовка к главному празднику - Пасхе. Убираются, моют пол, столы, лавки, стулья, двери, окна, вытряхиваются половики, ковры, перемывается и подготавливается посуда, дом приводится в полный порядок.