Может быть, нужно вообще исключить литературу из школьного курса? Однако, в прозаических произведениях художественной литературы использование тропов не несет особой смысловой нагрузки, в отличие от лирических произведений. Зачем нужно изучать литературу?» – Читать классику – скучно! – Произведения из школьной программы – непонятные! – Литература в школе должна заинтересовывать, но на самом деле она может только привить отвращение к чтению! Зачем нужно изучать литературу?» – Читать классику – скучно! – Произведения из школьной программы – непонятные! – Литература в школе должна заинтересовывать, но на самом деле она может только привить отвращение к чтению!
Зачем нужна литература
Рассмотрим основные причины, почему все еще нужно обращать внимание на литературу, и в чем ее вред по мнению отдельных экспертов. Положительное влияние книг В школе недаром существует такой предмет, как литература. На основе опыта классиков учителя пытаются передать ученикам мудрость, научить правильным поступкам и рассказать о плохих делах Сейчас многие успешные люди говорят о том, что прочитывают в месяц определенное количество книг. Но зачем они это делают и как связан успех и книги? В книгах есть опыт автора, других людей, которые перенесены на страницы, записаны в строчках. Мы можем учиться не на собственных ошибках, а на основе знаний, которые кто-то уже получил до нас.
Правильная литература способна создать полезное мировоззрение, сформировать достойную личность, расширить взгляд на многие привычные вещи. Книги могут помочь найти себя, определиться с целью в жизни и выбрать правильный путь, когда сложилась непонятная ситуация. Многие вопросы станут более понятными после прочтения тематической литературы, найдутся решения проблем, которые самостоятельно было нельзя преодолеть.
Максим Мошков: Считаю, надо признать этот факт свершившимся. Из читающей Россия превратилась в страну почитывающую. И еще надо здраво понимать, что 30 и 32 нельзя складывать. Они сильно пересекаются, и очень заметную долю из них составляют студенты и школьники. Судя по опросам, женщины читают художественную литературу больше, чем мужчины. У вас есть этому объяснение? Максим Мошков: Рискну предположить, что это из-за большей доли неработающих. Домохозяйки и пенсионерки имеют время на чтения больше, чем те, кто работает. Если бы считали статистику по работающим, читающих было бы примерно поровну. Библиотеки утратили свою роль. Какую роль сегодня играют библиотеки? Максим Мошков: Какие-то сверхоптимистичные цифры вы приводите. Да это ж суперрезультат! Нет, увы, библиотеки утратили свою роль. Не ходят в них. Даже я не хожу, а ведь когда-то был записан в четыре библиотеки и ходил в каждую из них не реже раза в неделю, читая по 300 книжек в год. Достать книжку, которую хочется прочитать, - эту задачу более-менее успешно решают теперь магазины, в которых нет дефицита, и интернет, в котором размещено 100 тыс. Цена бумаги в цене книги - это незначительная доля Книги для российского рынка печатаются в основном на импортной бумаге, и сейчас они день ото дня дорожают. Если так пойдет дальше, то чем книголюбы будут наполнять свою корзину? Максим Мошков: Цена бумаги в цене книги составляет незначительную долю. Гораздо больше цена зависит от жадности продавцов и накруток сетей распространения. Цену определяет рынок, и пока есть спрос, книги будут продавать массово, а значит, по приемлемым ценам. Интернет с его возможностями по добыванию электронных книг - слишком серьезный конкурент, чтобы позволить цене бумажной книги улететь в облака. Бумажный экземпляр будет стоить не очень больших денег, а когда экономика типографского дела не позволит при таких ценниках держать производство на плаву, оно почти единомоментно и повсеместно разорится и закроется.
Борис Куприянов: «Библиотека должна выходить из себя в прямом и переносном смысле» Константин Мильчин: «У меня никогда не было варианта — читать или не читать. Я всю жизнь жил в мире книг» «Из двух мужчин в тёмном вот он — библиотекарь, а я — просто журналист», — сказал на встрече Константин Мильчин. Издательство «Востсибкнига» в этом проекте организует встречи со специалистами в области книгоиздания и библиотечного дела. Борис Куприянов и Константин Мильчин провели в Иркутске несколько дней, выступили перед студентами и преподавателями ИГУ, в Гуманитарном центре-библиотеке имени семьи Полевых и «Молчановке». Он с сожалением отметил, что ни одна библиотека из Иркутской области не сумела победить в конкурсе «Пространство Библио» фонда «Вольное дело» Олега Дерипаски. Действительно, месяц и год без книги, наверное, не скажутся на доходах, и дети не станут любить меньше ничего не читающих родителей. И знакомые скорее отметят ваши пыльные ботинки, чем изумятся, что вы не прочитали последнего победителя «Букера». Тогда зачем действительно это нужно? Борис Куприянов: Есть масса красивых слов, что такое чтение. Я скажу самое главное. Зачем человек должен читать? Медленное чтение, взаимодействие с книгой, работа над книгой — это единственный способ научения аналитическому мышлению, критическому мышлению. Это единственный способ научения анализу жизни. Другого нет. Можно жить вообще без анализа, чистой рефлексией, как инфузория: её колют, она отскакивает. В современных СМИ нет уже аналитики. Там есть только вспышка-событие, реакция на неё, которая тоже является событием. Упал «Боинг» — событие, хоп-хоп-хоп, через три недели это уже не событие, теперь у нас землетрясение… Если человек хочет быть полноценным участником жизни, развиваться и интеллектуально совершенствоваться, он должен обладать некоторыми аналитическими и критическими способностями. Лучшего способа, чем чтение, нет. Можно долго сидеть перед рекой и анализировать, как плывёт рыба. Но чтение быстрее, и проще, и выше уровнем. А так — вэлком, есть телевизор, есть рэп… Вопрос в том, где человек в дальнейшем хочет оказаться. Я читал детям рассказы, читаю и сейчас. У меня большая линейка детей, старшей 23 года, младшей 2,5 года, ещё сын посередине. Но есть такая стандартная кривая чтения. Если в семье активно работают с чтением, то дети очень серьёзно читают в возрасте до 9-10 лет. После этого, что называется, «сносятся с катушек» и перестают читать вовсе. Это во всём мире так. Если заложен какой-то потенциал, они начинают читать самостоятельно с 13-14 лет. Я очень жестоко отношусь к своему сыну, заставляю его читать по часу в день, отбираю у него все гаджеты, запираю его в комнату фактически. Меня скоро к Астахову поведут. Ну, вот пока он читает через силу. Но на самом деле надо привить навык, дать понять, зачем это нужно, и на следующем этапе человек начинает читать сам. Конечно, семейная ситуация очень важна. Многое зависит от самого человека. Самое главное, что во многих поколениях в семьях не закладывались эти вещи. А чтение всё-таки не элитарная вещь, а всеобщая. Константин Мильчин: Есть такое американское исследование: специалисты пытались понять, почему в малообеспеченных семьях обычно поколение за поколением сохраняется статус нищеты. А в богатых семьях часто и успех, и богатство сохраняются за наследниками в нескольких поколениях. В 1970-х годах грешили на генетику, потом выяснили, что с генетикой ничего не связано. Оказалось, что в семьях, где есть возможность с детьми постоянно заниматься, читать с раннего детства, у ребёнка больше шансов дальше жить достойно.
Утрата литературой своего традиционного статуса и потеря прежних функций не могла оказаться безболезненной. И здесь мы с неизбежностью говорим о роли государства в поддержании или же в полном небрежении художественного слова и его воздействия на современника. Оглянемся на времена советские. Прошло время бранить соцреализм, советскую власть, искоренение инакомыслия в литературе. Негативные воздействия на словесность того процесса, который в современном литературоведении получил название «огосударствление» литературы, хорошо известны. Его жертвой пали и отдельные писатели, и целые литературные направления новокрестьянская литература, представленная именами С. Есенина, П. Васильева, С. Клюева, А. Хармса, К. Вагинова, А. Но не только лишь к уничтожению писателей и литературных направлений сводилось внимание государства к литературе. Первый съезд советских писателей 1934 ознаменовал принципиально новый характер отношений литературы и власти, когда словесность становится государственным делом, а писательский труд — востребованным и общественно значимым. Создается Союз писателей, формируется впервые в мировой истории Литературный институт, готовящий профессиональных литераторов, организован академический Институт мировой литературы им. И все эти события становятся объектом колоссального общественного внимания, воспринимаются людьми тридцатых годов так же остро и с той же гордостью, как перелет в США через Северный полюс и эпопея спасения челюскинцев. Иногда, правда, приходится слышать следующее: массовое открытие литературных изданий, поддержка Литинститута, Союза писателей и др. Мы полагаем, что это не так. В данном случае речь идет о разнонаправленных и даже противоречивых векторах советской системы и советской политики, которая несла в себе как глубочайший гуманизм и любовь к человеку примеры известны, среди них — ликвидация беспризорности, сплошная грамотность, отсутствие бездомных, поголовное среднее образование, всеобщий доступ к медицинскому обслуживанию и многое другое , так и людоедство ГУЛАГА и всего, что с ним было связано. Один вектор почти не пересекался с другим, они будто существовали в разных измерениях, поэтому об одной эпохе написан и «Василий Теркин», и пронзительная повесть К. Воробьева «Это мы, Господи! А позитивная роль литературы, какую она играла в советские годы, была обусловлена именно государственным вниманием и поддержкой. Именно в результате государственного влияния и поддержки возникло явление, которое получило название социалистического реализма. Не понятое в советской время из-за неизбежной идеологизации любого его филологического исследования , осмеянное в постсоветское, сейчас оно все более привлекает внимание исследователей. Постепенно становится ясным, что социалистический реализм удовлетворял очень важной общественной потребности. Когда революцией были уничтожены прежние социальные институты, общественные связи нарушены, мораль, основанная на общечеловеческих принципах, объявлялась буржуазной, религия трактовалась как опиум для народа, а Церковь подвергалась невиданным гонениям, — общество нуждалось в слове, способном организовать распадающийся мир, лишившийся прежних связей и структур и не обретший новых. Литература могла сказать такое слово и говорила его. Именно социалистический реализм стал тем литературным направлением, которое сумело показать человеку, выбитому из прежних социальных ячеек, его место в становящемся мире. Литература объясняла читателю новый мир, творящийся на его глазах, структурировала его, указывала личности место в новых социальных структурах, формировала представления о частных, социальных, исторических задачах, указывала место в мироздании. Это было органичное, идущее изнутри литературы стремление. Литература брала на себя функцию организации общества, лишенного бытийных, онтологических, религиозных ориентиров и исконных нравственных ценностей. Иными словами, литература структурировала пореволюционный хаос, превращала его в новый послереволюционный космос, придавала ему черты гармонии и высшей разумности, вписывая в него читателя, объясняя ему, в чем состоят результаты грандиозной исторической ломки, пережитой в прошлом десятилетии. Утратив прежнюю мифологию, общество нуждалось в новых мифах, способных представить революцию как эпоху первотворения, результатом которой является современное мироздание. И литература ответила на эту общественную потребность, создала художественную мифологию, которая формировала у читателя картину мира, светлого и преображенного, устремленного к несомненным и очевидным историческим перспективам. Советская мифология, созданная литературой социалистического реализма, конструировала категории мышления строителя прекрасного коммунистического завтра. Литература рождала миф о Революции как о грандиозном историческом преображении космических масштабов, приведшем к сотворению Нового Мира. Основные константы этого мифа оформились в исторической эпопее А. Толстого «Петр Первый», в романе Н. Островского «Как закалялась сталь», в колхозном эпосе М. Шолохова «Поднятая целина». Рядом с этим мифом и одновременно с ним творился миф о Новом Человеке, герое-демиурге. Его воплощением стал Левинсон «Разгром» А. Фадеева , Павел Корчагин «Как закалялась сталь» Н. Островского , Курилов «Дорога на Океан» Л. Чертами такого героя становятся аскетизм, отсутствие личной жизни любовь сознательно принесена в жертву Революции , железная воля, способность к строгому рациональному мышлению, сильный дух, властвующий над физически слабым и изможденным телом. С названными чертами нового человека ассоциируется христианский мотив укрощения плоти потерянное в борьбе здоровье , жертвенность и восхождение. В той мифологической модели нового мира, которая создавалась литературой социалистического реализма, даже пространство и время обретали особые константы. Время, история могли выступать как косное начало, требующее ускорения ценой невероятных волевых усилий героя-демиурга и его сподвижников, способных схватить Фортуну за волосы и повернуть к себе лицом, рвануть колесо истории и заставить его крутиться быстрее «Петр Первый» А. Миф о победе над временем создает В. Катаев «Время, вперед! Советская мифология преобразовывала и переосмысляла христианские и языческие образы, мотивы, сюжеты, перетолковывая их в соответствии со своими нуждами.
Нужна ли литература
Зачем нужна литература в школеЛичное Недавняя информационная волна, на поверхности которой плавали какие-то нелепые списки произведений – не то для школьной пр. В самом деле, если главной целью чтения полагать лишь получение необходимой информации, то читать нужно лишь духовную, справочную и учебную литературу. Значение литературы в жизни человека Литература – это огромное хранилище духовно-нравственных ценностей.
Зачем нужно читать книги, и как приучить себя к этому?
Зачем нужна нам всем литература? Предназначение литературы открывается в каждом человеке по-своему, чем больше читаешь разностороннюю литературу, тем больше это понимаешь. Предлагаем вашему вниманию статью на тему: Нужно ли современной молодежи читать русскую классику: «за» и «против». Зачем нужна литература человеку. Наш блогер Мария Терленева придерживается другого мнения: классическую литературу надо читать! На вопрос зачем же нужна литература человеку, каждый ответит по-своему.
Сочинение Зачем нужна классическая литература?
Другая трудность в изучении русской литературы — язык, которым написаны произведения. новости литературы. Наибольшее впечатление производят произведения литературы, которые читаются в спокойной обстановке, например на отдыхе или во время лёгкой болезни. Зачем нужна нам всем литература? Предлагаем вашему вниманию статью на тему: Нужно ли современной молодежи читать русскую классику: «за» и «против».
Зачем нужна литература?
Обогащаем свой язык и развиваем речь. Читая классиков, мы пополняем свой словарный запас, насыщаем свой язык образами и красивыми оборотами речи. Нам становится проще сформулировать свои мысли, мы начинаем делать это грамотно. Находим пути решения проблем. Что сейчас, что раньше проблемы у людей очень похожи. В этом плане классика совершенно не устарела. В классических произведениях можно найти ответ почти на любой вопрос, а то, как решают свои проблемы герои книги, может дать нам подсказку и помочь решить нам наши проблемы.
Развиваем свою фантазию и креативное мышление.
Соцсети, видеоигры, стриминговые сервисы, telegram-каналы - они действительно составляют конкуренцию литературе? Мне-то кажется,что у них своя ниша, а у книголюбов своя. Максим Мошков: Они все "дербанят" один ограниченный ресурс - время человеческого внимания. Ниши разные, а время на всех одно. И конкуренция бешеная. Меня даже удивляет, насколько крепка все же любовь к чтению, что держится на заметном статистическом уровне на фоне всех этих времяпожирающих захватывающих альтернатив. Раздавать новости через интернет на порядок дешевле Электронные книги, аудиокниги - они вытесняют книги печатные?
Максим Мошков: О да, несомненно. Я об этом уже лет 20 говорю на каждом углу. Результат-то налицо. Достаточно отслеживать объемы заработков в электронной и бумажной сфере. Там растут, здесь снижаются - в разных областях с очень разными скоростями. Особенно примечательны новости. Бумажных новостей не стало. У нас на глазах закрылись практически все газеты, тиражи толстых журналов упали с миллионов до считаных тысяч, и только глянец еще где-то как-то теплится.
Экономика производства - безжалостная штука. Раздавать новости через интернет на порядок дешевле, чем на бумаге. С книгами примерно то же происходит, но не так быстро. Тем не менее в художественной литературе заработки на цифре практически сравнялись с заработками на бумаге, а значит, точка пересечения уже пройдена, и дальше процесс умирания бумаги пойдет по нарастающей. Может, это нормально? Так же нормально, как отсутствие массового паломничества в залы консерватории, театры, на выставки? Максим Мошков: Нормально, конечно. Бывшие паломники консерваторий нынче получают ту же самую популярную музыку в свои наушники с плеера, театры которые и сейчас неплохо поживают заменены сериалами и тик-током...
То есть потребление художественной продукции не снизилось, а просто диверсифицировалось, сменив форматы и способы доставки.
Прокачивает эмпатию В отличие от публицистики или нон-фикшна, художественная литература вываливает на страницы весь внутренний мир героя, от душевных терзаний до детских травм. Читатель может разобраться в эмоциях и мотивации героя, соотнести их со своими переживаниями, научиться лучше понимать себя и других благодаря этому эмоциональному опыту. Это подтвердило исследование , опубликованное в 2013 году в журнале Science. Знакомит с культурным кодом Конечно, вы можете познакомиться с культурой других стран и эпох с помощью исследований или документальных фильмов, но произведения, написанные в интересующее вас время в нужной вам стране, будут источником информации из первых рук, законсервированной в слова и истории. Вы сможете на практически живых примерах прочитать, какие существовали общественные или культурные нормы, как они исполнялись и почему они были важны. Дает насмотренность Художественные тексты часто гораздо более читабельны конечно, есть и всем известные исключения: например, Толстой , чем нон-фикшн и профессиональная литература. Так что, если вам понадобится написать нехудожественный текст, вы можете поучиться у писателей тому, как сделать его более простым для восприятия.
Например, писать интересно и увлекательно вам поможет классика ХХ века: «Двенадцать стульев» и «Золотой теленок». Улучшает сон и общее состояние здоровья Чтение книг помогает снизить стресс. Это доказали американские психологи все в том же 2013 году: начиная с шестой минуты чтения пульс читателей замедлялся, как при медитации, а мышцы расслаблялись.
Нужно понимать зачем люди читают, и писать то, что им нужно, а не "я так вижу! Если они ему, читателю, этого не дают, то читать вас будут только вашей секты.
Ради статуса "свой-чужой". А это мало. Мне кажется, что есть по сути две группы причин по которым люди сейчас читают художественную литературу: компенсационные и комплементарные. Разумеется, возможны и другие классификации, но сегодня я хотел бы рассмотреть именно эту и рассказать, чем она может быть полезна. Как писателям, так и читателям.
Компенсационные причины делают именно то, что предалает название: они компенсируют что-то в реальной жизни. В школе обижают? Жизнь всеми презираемого и пинаемого офисного планктона осточертела? Вот вам книги про Великого Нагибатора! Денег не хватает до получки?
Попаданец выбрался голый из канавы и всего за пять книг стал богатейшим и всемогущим олигархом. Девушки еще не обращают на вас внимание? Ну, или уже? Автор-гаремник всегда готов помочь. Ах, вы женщина недооцененная мужчинами?
В том числе и физически? Скорая помощь женского романа спешит к вам на подмогу. Во всех случаях это именно компенсация. Вы не научились защищаться. Вы не пошли в спортзал и не накачали мускулы так, чтобы девушки начали на вас засматриваться независимо от вашего возраста.
Зачем нужна литература?
Действительно, зачем нам нужна художественная литература, если мы можем посмотреть художественные фильмы, снятые по мотивам известных произведений, прослушать аудиокниги. Давайте разберемся, зачем вообще надо читать классику? Значение литературы в жизни человека Литература – это огромное хранилище духовно-нравственных ценностей. Зачем нужны паспорт, ФИО, подпись и фото на документы. Предназначение литературы открывается в каждом человеке по-своему, чем больше читаешь разностороннюю литературу, тем больше это понимаешь.
Зачем нужны литературные критики и книжные блогеры?
Классическая литература — это высокая литература. Любая программа по литературе продуктивна, если учитель понимает, зачем преподаёт свой предмет. Предлагаем вашему вниманию статью на тему: Нужно ли современной молодежи читать русскую классику: «за» и «против». В 2013 году блог TestYourVocab опубликовал статистику: регулярное чтение художественной литературы увеличивает словарный запас на 30 процентов и выше.