История вокруг романа Алексея Иванова «Сердце Пармы» развивалась стремительно. Началось все с того, что продюсер писателя Юлия Зайцева сообщила в своих соцсетях: «Караул, грабят!». Алексей Иванов в историю Гражданской войны вплетает войну компаний Shell и «Нобель» за нефтедобывающие технологии.
Писатель Алексей Иванов о пути России, окне в Европу и угрозе соцсетей.
Мне кажется, ей нет места в современности. И уж точно не должно быть места в будущем. Только не надо путать архаику и традиции. Например, мне ужасно не нравится российский постмодернизм — он разрушает традиции. Зато нравится европейский постмодерн, который является продолжением традиций и их развитием на новом уровне. Развитие традиций — это не архаика, не слепое следование, невзирая на смену обстоятельств.
Или сквозняк устроить? При всей близости к Азии, Россия — вариант европейского мира, а ни в коем случае не азиатского. Если сильно упрощать и говорить вульгарно и профанно, то Европа — это мир, где свобода — главная ценность. Россия — это мир, где свобода — ценность номер два или даже номер три. Азия — это мир, где свобода — вообще, не ценность.
Соответственно, мы ближе к Европе, чем к Азии. Хоть и не тождественны Европе. Поэтому для России разумнее всего поддерживать отношения с Европой, а не с Азией. С Азией тоже надо дружить и сотрудничать, но все же мы — часть европейского мира. Идентичности бывают трех типов: либо по национальности русский, татарин, чеченец , либо корпоративная чиновник, сиделец в тюрьме, солдат, купец , либо территориальная москвич, уралец, сибиряк.
В России ценность по идентичности всегда была на первом месте. Скажем, какая главная ценность для крестьянина — такая и для тебя, если ты крестьянин. Если ты рабочий — для тебя главное рабочие ценности. А свобода — она всегда на втором месте. Россия объединена в некое сложносоставное единое целое именно общей структурой идентичностей, а для любой идентичности свобода — на втором месте.
Какой движущий девиз для России вы бы предложили десять лет спустя? На мой взгляд, никакого иного пути, кроме демократии, у России быть не может. Про прошлое и будущее. Появление Гугла и Яндекса даже Стругацкие предугадать не смогли — Что для вас история? Есть множество концепций, что такое история, но ни одна не объясняет всех явлений до единого.
Например, есть классическая концепция Карла Маркса, что история — борьба классов, по концепции Льва Толстого история — ролевое движение народа, в теории Гумилева — это всплески пассионарности у разных этносов. Есть мимитическая теория, что история — это борьба мимитических комплексов за свое существования и сохранение. Каждая теория объясняет какие-то вещи, но остается и что-то ею не объясненное. Видимо, история — сумма совершенно разных стратегий, которая для нас, как для ее участников, выглядит явлением цельным и органичным, но внутри себя очень сложная и непонятная. Есть наука футурология, но это лишь экстраполяция сегодняшних тенденций на будущее и представление этих тенденций, как главных.
Но предугадать будущее не дано никому — ни ученым, ни пророкам. Все ошибаются и достаточно жестко. Например, советские фантасты братья Стругацкие 20-30 лет своего творчества обсуждали, каким будет будущее, но не попали. Сейчас мы понимаем, что не будет того коммунистического будущего и тех коммунаров. Даже технологически будущее будет выглядеть совсем иначе.
Скажем, они описывали, что в будущем люди будут мгновенно перемещаться в пространстве: человек входит в портал в Риге — выходит в Париже. Это казалось им нормой будущего. В то же время они не смогли представить мгновенное перемещение информации. В их книгах, если человеку надо что-то узнать, он делал запрос в мировой информаторий, а к вечеру ему приносили карточку. Появление Гугла и Яндекса они предугадать не смогли, как и телекома — постоянной связи всех со всеми.
Даже те, кто брались профессионально предсказывать будущее, и то промахнулись… Полагаю, что предсказывать будущее надо по дню сегодняшнему: смотреть, какие явления пришли к нам из будущего. Философы школы Ампары, представленной моим любимым писателем юности Сергеем Павловым, предполагали, что современность определяется не прошлым, а будущим. Вспомните фильм «Терминатор» — там люди совершают поступки не потому, что что-то было в прошлом, а потому, что что-то случится в будущем. Такой переворот ситуации кверх тормашками — очень значим. Даже современная инновационная экономика устроена именно так — она мотивируется будущим.
Чем отличается инновационная экономика от традиционной? Традиционная строится на принципе «спрос рождает предложение». Все ходят босиком — огромный спрос на башмаки, какие-то люди начинают их производить и богатеть. В экономике будущего — предложение рождает спрос. До Стива Джобса никто не знал, что такое айфон, но Джобс предложил этот продукт на рынок — он получил бешеную популярность.
Джобс стал миллиардером. Уметь видеть в дне сегодняшнем будущее — это большое искусство, жизненный опыт и профессиональная компетенция. Я ими не обладаю. Про роман «Тобол». Не преувеличивайте мое значение — я глядел дальше всех, потому что стоял на плечах гиганта — Название вашего романа в двух частях «Тобол.
Мало избранных» отсылает к евангельской притче — это случайно или намеренно? Любое большое дело — неважно, в России или нет — делается по принципу «много званых — мало избранных»: до финиша доходят далеко не все, не всем суждено довести свое дело до конца. Обычно так обозначают жанр масштабного исторического кино на библейский или античный сюжет, где история может трактоваться достаточно вольно. Но традиционная эпопея — это «Тихий Дон», «Война и мир», «Жизнь и судьба» — там у второстепенных героев нет своего сюжета, а главный сюжет — движение времени и исторических событий. Поскольку своим героям я дал свои сюжеты, это уже за рамками классической эпопеи — это романная черта, но масштаб и количество героев — черта все же эпопейная.
Чтобы разделить жанры, я дал определение «пеплум». Мне представляется, что это такой роман, в котором герои мотивированы историческим процессом: они поступают так, как от них требует история. Возьмем «Трех мушкетеров» — там главные герои мотивированы любовью, местью, честью, дружбой, а вовсе не войной католиков с гугенотами и борьбой Англии с Францией. Это приключенческий роман в исторических декорациях. У меня все герои мотивированы именно историческим процессом: поступают так, как должны по историческим обстоятельствам.
Несмотря на то что в романе есть, например, линии фэнтези, это все же исторический роман, а не беллетризация истории или оживление учебника истории. У историка главный инструмент для работы — факт, а у писателя — образ. Чтобы образ получился наиболее выразительным, писатель-историк может даже отступить от факта, но не настолько, чтобы нарушалась структурная основа истории. Например, реальный губернатор Гагарин приехал в город Тобольск зимой, а у меня — летом. Для чего?
У меня есть сцена, где народ втаскивает карету губернатора на гору — очень зрелищная сцена, которая несет большую смысловую нагрузку. А зимой губернатор бы от пристани до резиденции ехал в санях — не надо было бы его втаскивать. Я бы потерял сцену. Но для истории неважно, когда он приехал. Вот вам и разница между историей и историческим фактом.
Мне хотелось написать исторический роман, соблюдая классическую традицию, но развивая ее. Чтобы там прочитывалась высокая традиция русского исторического романа, но это был роман 21-го века. Надеюсь, получилось. В чем разница между классическим историческим романом и романом эпохи постмодерна? Возьмем классический роман «Петр Первый» Алексея Толстого.
Поделиться Автор «Золота бунта» вновь порадует поклонников. В конце осени он выпустит историю про речфлот. Писатель Алексей Иванов завершил свою очередную книгу. Об этом написала у себя в соцсетях его продюсер Юлия Зайцева. Новинка от автора романов «Географ глобус пропил», «Сердце пармы», «Пищеблок» и других бестселлеров выйдет в конце осени 2023 года.
И уже никто не сомневался в том, что Иванов — настоящий писатель. Про себя. Я не великий писатель земли русской, а буржуазный интеллектуал, реагирующий на раздражители Delfi: Критики придумали для вас определение «иденти», потому что вы занимаетесь идентификацией региона. Хотели бы стать русским Умберто Эко? Алексей Иванов: Я хотел бы стать русским Ивановым. Я люблю Умберто Эко, но не хочу быть Умберто Эко — 2. Мне интересен жанр «иденти» — художественное произведение, идентифицирующее некую территорию, но не я его придумал и, разумеется, не я единственный его представитель. Я много сил отдал идентификации Урала — моей родины. Писатели категории ВПЗР всем своим творчеством окучивают одну-единственную титаническую идею — чаще всего это величие или страдания русского народа или злодеяния российской власти.
Я занимаюсь главным, на мой взгляд, писательским делом — проблематизацией бытия: стараюсь увидеть проблему там, где ее не видит еще никто — ни общество, ни государство. Мне кажется, писателю и нужно этим заниматься: не окучивать одну тему, а отвечать на раздражители эпохи своими произведениями. Пока пишешь про один раздражитель, ситуация поменялась, появился новый раздражитель — это тема для следующего произведения. Тема раздражения для писателя обычно связана с темой «герой нашего времени». Мне часто говорят, что фильм «Географ глобус пропил» не очень напоминает роман — только внешними чертами. И Хабенский производит не то впечатление, какое мой герой Виктор Служкин из романа. Я абсолютно согласен, но считаю это достоинством фильма, а не его недостатком. Это произведение о герое нашего времени — не просто удачном персонаже, а персонаже, личная драма которого совпадает с главной драмой эпохи. Главной в «лихих 90-х» была потребность в гармонии, порядке и стабильности.
Разумеется, у каждого были свои представления об этой стабильности: кто-то хотел назад в СССР, кто-то — торжества либеральных ценностей, а кто-то — просто всех нагнуть. Виктор Служкин завершает все словами: иного примирения на земле я не вижу. Он ищет мира и гармонии. Режиссер Александр Велединский снимал фильм в 2010 году, когда время и конфликт поменялись. Он сохранил мою фабулу, но ему пришлось сменить героя и его конфликт. Хабенский очень точно сыграл героя 2010-х годов — в то время главной проблемой стал поиск свободы, которую государство по перышку выщипывало из общества. Фильм начинается песней Кипелова «Я свободен». Герой цитирует Пушкина: не боишься никого, кроме Бога одного… Про жену говорит: я не могу держать ее на цепи. Его герой всем дает свободу.
И не его вина, что люди не умеют ею пользоваться: ученики ведут себя как свиньи, жена связывается с другим, друг запутывается… Это большая художественная удача. Главная проблема не только России, но и всего цивилизованного мира — перехода онлайна в офлайн. Когда мы в реальной жизни начинаем жить по законам соцсетей — квинтэссенции интернета — наша жизнь меняется незаметно для нас. И эти изменения представляют огромную угрозу для культуры… — В чем вы тут видите угрозу? Одна из предыдущих таких революций — изобретение книгопечатания. Что оно привнесло в этот мир? Разумеется, заслуга его не в том, что огромная толпа монахов-переписчиков освободилась от нудной и неинтересной работы. Печатный станок Гутенберга, распространяясь по Европе, привел к появлению прессы, которая, в свою очередь, произвела социальные классы, от них родилось гражданское общество и буржуазный формат развития, в котором Европа двигается и сейчас. Без печатного станка буржуазное развитие было бы невозможным.
То есть способ коммуникации предопределил способ самоорганизации общества и стратегию дальнейшего исторического развития. Также и Интернет — это совершенно новая коммуникация, которая формирует новые стратегии исторического развития. Мы пока не понимаем, какие, но уже прочитываем их в окружающем мире. Перейду к примеру. В традиционном обществе молодой человек хочет познакомиться с девушкой. Что ему надо для этого сделать? Надо прочитать книжку или посмотреть фильм, чтобы было о чем с ней поговорить. Надо заработать денег, чтобы сводить ее в кафе. Надо привести себя в порядок, чтобы хорошо выглядеть, и она обратила на него внимание.
То есть ему надо поработать над собой. Обобщенно говоря, эволюционировать. Благодаря соцсетеям, такой молодой человек все равно найдет себе девушку, которая примет его таким, какой он есть — немытым, нечесаным, безденежным и без интересной темы. Выбор — гигантский. То есть появление соцсетей заменяет эволюцию выбором. Это очень важный момент для развития человеческого рода. Соцсети отменяют эволюцию. А как мы будем жить без эволюции? Другой пример.
Скажем, сижу я тут перед вами и вещаю. Видимо, чем-то заслужил право голоса: книги писал, фильмы снимал. В традиционном обществе, для того, чтобы тебя слушали, надо что-то сделать. А в виртуальном мире право голоса дается всем. И вещать ты можешь сразу, на всю вселенную, а не только на это кафе. И это тоже неприемлемо для традиционного общества. В интернете ты можешь вещать анонимно, не отвечая за свои слова. И тогда, мало того что коммуникация теряет смысл, но еще и рушится такая вещь, как авторитет, ответственность за свои слова. В соцсетях у всех равное право голоса и компетенции: мнение академика равно мнению недоучившегося студента.
Вся современная культура построена на институте авторитета, который порождает иерархию. Культура — система разных иерархий. Когда иерархий много — человек может выбирать любую, где ему удобно и комфортно, где он может занять выигрышную позицию. Такая ситуация называется демократией. Когда иерархия одна — это называется тоталитаризмом. Когда иерархий нет вообще — это анархия, хаос. Интернет — ситуация, где иерархии нет, хаос. И эволюционировать он будет к тоталитаризму, а не к демократии, что настораживает. Российский интернет, рунет — это уже достаточно тоталитарная зона.
Молодые люди, которые делают селфи и погибают при этом, которые готовы гореть заживо в костре и пить отраву лишь бы получить побольше лайков — это люди с тоталитарным мышлением. Для них нет иной иерархии, кроме лайков, за которые можно отдать жизнь. Когда мы в реальном мире начинаем жить по законам виртуального мира, мы создаем угрозу для традиционной культуры. Как человечество будет отвечать на эту угрозу — никому не известно. Как изменится наша культура и общество от этого — непонятно. Смешивать реальную и виртуальную среду, живущие по разным законам — это противоестественно. Забавная история: человек описал реальный день, который он решил прожить в формате фейсбука: встал утром, вышел из подъезда, поймал первого встречного и рассказал, что он ел на завтрак, поймал другого — рассказал свои планы на день, встретил двух незнакомых людей, которые общались между собой — ввязался в их разговор, высказал каждому свое мнение о нем… День закончил в дурдоме. Главная драма нынешней эпохи — ситуация, когда в реальном мире мы начинаем жить по законам виртуального мира… — Не планируете написать книгу на тему интернета? В романе «Комьюнити» я рассказал о главном парадоксе интернета: он придуман для объединения людей, но если в интернете начинаешь жить по законам общества потребления — он нас разъединяет.
Как считаете, почему? И «Сердце пармы» позволяет эти ответы найти. Стимпанк против дизельпанка — Можете немного рассказать о новом романе «Бронепароходы»?
Доступно только краткое описание сюжета, но от него уже веет духом дизельпанка поджанр фантастики про миры, где используют технологии первой половины XX в. Тогда все враждующие силы имели на реках флотилии вооруженных пароходов. Кроме того, сражались ведь не абстрактные белые с абстрактными красными.
Были военморы в Нижнем Новгороде, «учредиловцы» в Самаре, рабочие-повстанцы Ижевского завода, чекисты и китайцы в Перми, потом — колчаковцы вместе с британской военно-морской миссией. В противостоянии принимали участие и гигантские корпорации того времени — компания братьев Нобель, которая обеспечивала нефтепродуктами всю Россию, и компания Shell, которая боролась за вытеснение Нобелей с нефтяных рынков Европы. А еще шла промышленная война.
Угольные тресты боролись с нефтяными, паровые машины — с двигателями внутреннего сгорания. Так сказать, стимпанк против дизельпанка. Революцию в своих отраслях совершали инженеры и ученые, в частности Иван Губкин, разработавший новую теорию нефтеносности, и Владимир Шухов с его фантастическими конструкциями.
Добавьте в эту гремучую смесь безжалостные децимации Троцкого, жестокое лихачество Ларисы Рейснер писательница, любовница Николая Гумилева, позднее — соратница Троцкого в годы Гражданской войны. Такое исследование для гуманитария если не подвиг, то что-то героическое? Или здесь никаких трудностей не возникло?
Куда труднее, чем с техникой, было разобраться с экономическими отношениями. Речной флот был очень сложно устроен. На реках главенствовали могучие пароходные компании, которые ко времени Гражданской войны вошли в состав русских и иностранных синдикатов, занимающихся и машиностроением, и железными дорогами, и нефтедобычей, и добычей угля.
Надо было понять, на кого они работали, какую цель преследовали, какими методами действовали. Почему, например, Нобели согласны были на сотрудничество с большевиками даже при национализации, а Shell, избежав национализации, все равно предпочла даже не сторону белых, а вообще англичан. И выйдет ли нон-фикшн «Речфлот» одновременно?
Нон-фикшн «Речфлот», т. Будет ли это сериал или фильм? Экранизация может быть только в формате сериала.
По каким критериям вы выбираете, с кем работать? Можете пояснить на примере? Общее видение проекта.
Портфолио кинокомпании. Творческий коллектив. Способность изыскать необходимый для фильма бюджет.
Умение делать визуальные эффекты. Потенциал коллаборации с другими компаниями и прокатчиками. Много всего.
Пояснять на конкретных примерах я не хочу, потому что это не мои секреты и не мои планы. Страшилки про мертвецов — Вы начинали как фантаст, но потом, по вашим же словам, переросли фантастику как жанр. Есть ли шанс, что вы вернетесь когда-нибудь к космосу и звездолетам?
Сразу объясню «корыстный» интерес. Было бы интересно прочитать про ваше видение будущего России через 50—100 лет. Не столько предсказание, сколько проект.
Вы как-то упоминали про идею советского фантаста Сергея Павлова «Лунная радуга», «Волшебный локон Ампары» — о том, что будущее детерминирует настоящее. Есть ли знаки, что будущее уже здесь и наводит свои порядки?
«Страна потеряла надежду жить лучше»: писатель Алексей Иванов — о нынешней России
По словам Зайцевой, это «самый фундаментальный, художественно яркий, объёмный и пронзительный труд по истории отечественного речфлота». Задумка книги начала формироваться у Иванова ещё в раннем детстве, поскольку его жизнь неразрывно связана с речным миром. Родители Алексея — инженеры-судостроители. Сам писатель, будучи подростком, неоднократно отправлялся в экспедиции по Каме, Волге и другим рекам Урала и Поволжья. В это время он по крупицам собирал фактуру для романа.
Мы не отвечаем за работу розничных и интернет-магазинов. В карточке книги вы можете узнать, в каком интернет-магазине книга в наличии, сколько она стоит и перейти к покупке. Информацию о том, где еще можно купить наши книги, вы найдете в разделе «Где купить». Если у вас есть вопросы, замечания и пожелания по работе и ценовой политике магазинов, где вы приобрели или хотите приобрести книгу, пожалуйста, направляйте их в соответствующий магазин. Мы уважаем законы РФ Запрещается публиковать любые материалы, которые нарушают или призывают к нарушению законодательства Российской Федерации. Удалить из избранного.
Новинка от автора романов «Географ глобус пропил», «Сердце пармы», «Пищеблок» и других бестселлеров выйдет в конце осени 2023 года. Новый роман Иванова называется «Речфлот». По словам Зайцевой, это «самый фундаментальный, художественно яркий, объёмный и пронзительный труд по истории отечественного речфлота». Задумка книги начала формироваться у Иванова ещё в раннем детстве, поскольку его жизнь неразрывно связана с речным миром. Родители Алексея — инженеры-судостроители.
Это прагматик. По моим наблюдениям, политических взглядов у него просто нет. Раньше он себе делал популярность благодаря антисоветской риторике. Теперь у него новая методичка, связанная со спецоперацией. Сейчас определённые деятели культуры выполняют команды, которые приходят с Запада. Прошла команда: «Хватит ругать советскую власть, сосредоточьтесь на пороках новой России.
Писатель Алексей Иванов планирует выпустить книгу о Калининградской области в январе
Культура - 9 октября 2023 - Новости Кирова - Проза» выпустило киноверсию романа «Общага-на-Крови» Алексея Иванова — одного из самых известных российских писателей, автора многих книг-бестселлеров, среди которых «Сердце пармы», «Географ глобус пропил», «Тобол» и другие. Алексей Иванов (Aleksey Ivanov). Алексей Иванов в историю Гражданской войны вплетает войну компаний Shell и «Нобель» за нефтедобывающие технологии. Алексей Иванов подчеркнул, что прежде всего является писателем, хотя и с культурологическим образованием. Алексей Иванов (Aleksey Ivanov).
Культура - 9 октября 2023 - Новости Архангельска - Писатель Иванов ответил на слова коллеги из США о романе Достоевского. российский писатель и сценарист, автор нескольких бестселлеров, среди которых "Сердце пармы", "Географ глобус пропил" и "Хребет России", неоднократный лауреат литературных премий.
Толстой и Шекспир
- Толстой и Шекспир
- Иванов Алексей Викторович
- Все материалы
- Иванов Алексей Викторович
- Ранние годы
- Писатель Алексей Иванов встретился с казанскими почитателями
Алексей Иванов: «Вместо идеологии у нас сплошная конспирология»
Алексей Иванов (Фото DR). 24 января вышел новый большой художественный роман Алексея Иванова «Бронепароходы» — о речном флоте в годы Гражданской войны. о Гражданской войне. Екатеринбург стал первым городом, в котором писатель Алексей Иванов презентовал свой новый роман «Бронепароходы», вышедший рекордным тиражом, – 80 тыс экземпляров. Культура - 9 октября 2023 - Новости Якутска -
Иванов — не первый
- Новости автора "Алексей ИВАНОВ"
- Писатель Алексей Иванов высказался о состоянии России - 9 октября 2023 - 62.ру
- Первый хлеб Пармы
- Писатель Алексей Иванов высказался о состоянии России - 9 октября 2023 - 72.ру
Популярные аудиокниги
- Алексей Иванов выпустит исторический роман «Речфлот» - 3 августа 2023 - 59.ру
- Толстой и Шекспир
- О Башкирии
- «Сердце Пармы» хотели превратить в водку