"Баядерка" была впервые представлена Императорским балетом в Императорском Большом Каменном театре в Санкт-Петербурге 4 февраля 1877 года. Балетный сезон Новосибирского театра оперы и балета (НОВАТ) открылся премьера балета Людвига Минкуса (1826-1917) "Баядерка" в постановке испанского хореографа Начо Дуато. Баядерка — балет в трёх действиях и пяти картинах с апофеозом балетмейстера Мариуса Петипа на музыку Людвига Минкуса. Начо Дуато создает свою версию балета, оставляя в неприкосновенности гениальные хореографические фрагменты, созданные Мариусом Петипа и его последователями, сохранившими «Баядерку» для новых поколений. «Баядерка» – это красивая история о несчастной любви, ставшая одной из самых известных в русском балете.
Похожая на Болливуд: на сцену Михайловского театра блистательно вернулась «Баядерка»
Здание театра является крупнейшим зданием театра в РФ. Оно представляет собой сложный и уникальный архитектурный комплекс и на сегодняшний день имеет статус культурного наследия РФ. В настоящее время художественным руководителем театра является Владимир Кехман, гендиректором с января 2018 года назначен приглашенный дирижер театра Ара Карапетян.
Кульминация спектакля, сцена царства теней, давно вошла в анналы мирового балета как одна из самых запоминающихся и впечатляющих массовых хореографических картин. Спектакль каждый раз задает сложный вопрос зрителю — что же выбрать, прислушаться к зову сердца или голосу разума, чтобы угодить земным законам и строгим правилам? Оригинальное название: Баядерка Мировая премьера состоялась 23 января 1877 года на сцене петербургского Большого театра Премьера постановки: 17, 18 ноября 2017 года Авторы и постановочная группа.
Баядерка Никия должна развлекать гостей танцами.
Она не может скрыть своей скорби и горя. Взор ее устремлен к любимому Солору. Прислужница Гамзатти вручает Никии корзину цветов для освящения помолвки. Отчаяньем наполняется танец баядерки. Но неожиданно из цветов выползает змея и смертельно жалит ее. Никия понимает, что виновница ее смерти — мстительная дочь раджи. Великий брамин предлагает противоядие, но Никия отвергает его.
Баядерка верна своей любви к воину. Она умирает. Солор в отчаянии бросается к телу любимой. Действие третье Картина четвертая Солор безутешен. Его мучает раскаяние и бессилие перед роком. Только опиум может увести его из реальности в мир грез и соединить с Никией. Перед ним из мрака возникают тени.
Длинной вереницей спускаются они с неведомых высот — из царства теней. Среди них Солор видит прекрасную Никию… Для Солора нет больше реального мира. За гранью жизни и смерти души влюбленных соединились… Музыкальный руководитель и.
Своей эмоциональностью, ритмическим разнообразием, подчеркнутой театральностью она способствует созданию яркого зрелищного спектакля. В театре я отдыхаю душой, заряжаясь положительной энергией, которая так необходима в бешеном ритме или унылой обыденности повседневной жизни.
Сюжет балета пропитан индийским народным колоритом, в центре событий - любовный треугольник. Нежная любовь баядерки Никии индийской танцовщицы и служительницы храма, воина Солора и дочери ражди Гамтзатти. Партию Никии танцевала В. До чего она божественно красива, изящна, движения отточены и безупречны. Впечатления, оставшиеся от спектакля, просто не передать словами.
Здание театра изумляет своими внушительными размерами прежде всего зрительного зала, величественностью архитектурного решения. Макет зрительного зала театра Перед спектаклем и во время антракта мы просто бродили по вестибюлю, по парадным лестницам, фойе, посмотрели Царскую ложу.
«Баядера» – первая премьера сезона
Краткое содержание «Баядерки» Произведение состоит из трех действий. Первое действие Солор — охотник, влюбленный в баядерку Никию, отвечающую ему взаимностью. Но быть молодым влюбленным вместе не позволяют обстоятельства. Однажды Солор и Никия встречаются в лесу, они признаются друг другу в чувствах, что так давно пылали в них, и дают священную клятву у храма любить друг друга вечно. Но на Никию уже положил глаз Великий брамин, он настолько поражен красотой девушки и ее пленительными танцами, что после выступления баядерок на празднике огня делает предложение девушки стать его женой. Никия, влюбленная в молодого охотника, отвергает предложение, чем навлекает на себя гнев брамина. Тем временем и на Солора у судьбы совсем иные планы. Раджа Дугманта желает, чтобы его дочь Гамзатти стала женой охотника, о чем раджа и сообщает Солору.
Молодой человек пытается всячески уйти от этого поступка, но не может твердо настоять на своем решении. После разговора Дугманта и Солора к радже приходит брамин и рассказывает, что видел тайное свидание баядерки Никии и богатого кшатрия Солора.
Торжественные выходы жрецов, красочные шествия участников празднества, эффектный дивертисмент со знаменитым «индусским танцем» — всё это создает особую атмосферу действия и, как будто оттягивая драматургически важные моменты, на самом деле контрастно оттеняет и выгодно подает другие эпизоды, где главное — сосредоточенность на внутреннем мире героев, разработка психологических характеристик и нюансов. Балет «Баядерка» требует очень высокой исполнительской культуры — не только танцевальной, но и актерской. На протяжении своей долгой сценической жизни спектакль обогащался актерскими находками, впитывал опыт следующих поколений танцовщиц и танцовщиков. Постепенно складывалась исполнительская традиция, но каждый новый талантливый актер обычно искал и близкий себе поворот темы, и современное звучание ее. Петипа сочинил балет для бенефиса известной русской балерины Е. Вазем, ориентируясь на виртуозность и отточенность ее безупречно академического танца. Актерские же возможности исполнительницы были ограниченны.
В дальнейшем в трактовку центральной партии было внесено много нового — и, прежде всего, в актерском отношении. Усложнился в соответствии с общим ростом танцевальной техники, изменением представления о виртуозности и хореографический текст роли. В партии Никии крупнейшие русские балерины А. Павлова, М. Кшесинская, О. Спесивцева открывали новые драматические интонации, обогащая и собственную палитру выразительных средств, и диапазон выразительности данной роли. В советское время тема внутренней независимости человека, противостоящего обстоятельствам и посягательству на его исконные права любить и быть счастливым, приобрела в исполнении замечательных балерин М. Семеновой, Н. Дудинской героический характер.
В 1941 году на сцене Театра имени С. Кирова была осуществлена новая редакция балета. Пономарев и В. Чабукиани задались целью приблизить спектакль к требованиям времени, избавив его от явных архаизмов и длиннот. Лучшее из хореографии Петипа было тщательно воссоздано Пономаревым, часть танцев была заново сочинена Чабукиани. Танец Золотого божка 3-я картина сочинил для себя Н. Чабукиани завершали спектакль «Тенями», отказавшись от финального четвертого акта. В нем на свадьбе Солора с Гамзатти, соединению которых мешала тень Никии, осуществлялось возмездие богов за то, что Солор нарушил данную баядерке клятву в верной любви. Дворец разрушался, погребая под обломками участников свадебного празднества.
Утрата четвертого акта с трио Солора, Гамзатти и Никии-тени вызывала немало возражений. Тем не менее, произведенные изменения имели свою логику, а предложенная версия, как показало время, подтвердила свою жизнеспособность. Спектакль, отпраздновавший свой более чем вековой юбилей, и сегодня притягивает, впечатляет, искренне волнует. Недаром по сей день «Баядерка» принадлежит к числу самых любимых спектаклей — любимых и зрителями, и самими исполнителями. Перед тем как углубиться в лес, Солор поручает факиру Магедавее передать баядерке Никии, что он будет ждать ее у храма. Из храма торжественно выходят Великий брамин и жрецы. Начинается праздник поклонения огню. Факиры и служительницы храма — баядерки — исполняют священные танцы. Среди них украшающая празднество прекрасная Никия.
Факир, уловив удобное мгновение, передает Никии слова Солора. Наступает ночь. Солор в сопровождении факира приближается к храму. Он ждет свою возлюбленную. Выходит Никия. Солор заключает Никию в свои объятия, клянется в безграничной любви и верности. Он предлагает Никии бежать навсегда из этих мест. Внезапно в дверях пагоды возникает фигура Великого брамина. Увидев Никию в объятиях Солора, он решает жестоко отомстить отвергнувшей его баядерке и своему сопернику.
Отдав приказание позвать баядерок, раджа посылает за своей дочерью. Пришедшей Гамзатти он объявляет о своем решении выдать ее замуж за Солора. Входит Солор. Раджа говорит ему о предстоящей свадьбе. Но хотя красота Гамзатти поражает Солора, он не в силах забыть баядерку. И потому пытается отклонить честь стать супругом Гамзатти. Не дослушав Солора, раджа гневно объявляет, что свадебная церемония состоится совсем скоро. Объяснение с Солором прерывает приход Великого брамина, принесшего важное известие.
Есть моменты, которые свидетельствуют о том, что постановка была осуществлена не без влияния парижской постановки балета "Сакунтала". Этот спектакль по драме Калидаса был поставлен в Париже братом хореографа Люсьеном Петипа в 1858 году. Однако верно и то, что, позаимствовав некоторых персонажей, Мариус Петипа полностью изменил суть и идею произведения. По своему сюжету балет - это романтическая история о несчастной любви отважного молодого воина и баядерки. Кто такая баядерка? Прежде всего, для лучшего понимания содержания балета "Баядерка" поясним значение этого слова. Баядерками баядерами , как сообщает нам словарь Брокгауза и Эфрона, называли девочек, которые по обету родителей или при рождении посвящались божеству и жили при храме до конца жизни. Родителям, пожертвовавшим свое дитя богам и отрекшимся от всех прав на него, жрецы обещали их благосклонность. Впрочем, девадаси или "девадази", что в переводе означает "божья рабыня" могли попасть в храм и иначе. Кого-то продавали викрита , были такие, кто самостоятельно решил посвятить себя служению богам датта , кто-то танцевал просто из преданности божеству бхакта , хритами называли сирот, попавших в храм. Иногда баядерами становились и взрослые девушки, по каким-либо причинам ставшие обузой для собственных семей. По своему происхождению баядерки - это девочки из знатных семей купцов или уважаемых ремесленников. Девадаси обычно обучались пению и владели приемами и различными стилями искусства ритуального танца Древней Индии. Также они прислуживали при храме и плели венки и гирлянды для празднований. Баядерки не имели права покидать стен храма без разрешения брамина. Они либо оставались девственницами, либо избирали себе любовником мужчину из высшего сословия, если старший жрец давал на то свое разрешение. Известно, что нередко баядеры становились любовницами браминов. Не все баядерки жили при храме, существовали и странствующие. Они кочевали по всей стране и иногда приглашались в гостиницы для развлечения иностранцев здесь явный отсыл к древнегреческим гетерам. Назывались они накни или кутани. Либретто балета "Баядерка".
Новосибирский театр оперы и балета представил новую постановку "Баядерки"
В завершении 39-го творческого сезона Красноярский театр оперы и балета представит два обновленных спектакля – после длительного перерыва на сцену возвращаются две истории пылкой любви – балет «Баядерка» и опера «Дочь полка». В статье рассматривается сценическая история балета Мариуса Петипа «Баядерка», подчеркивается значение сохранения этого балетного шедевра в Мариинском театре на протяжении всего ХХ века. самого важного - балета Минкуса, хотя в обоих спектаклях главных номеров ждешь.
Баядерка (балет)
Елена Зайцева, артисты балета и хора. Баядерка (балет) — У этого термина существуют и другие значения, см. Баядерка (значения). Баядерка Сцена из I акта, 1900 Композитор Людвиг Минкус Автор либретто Сергей Худеков Хореограф Мариус Петипа Последующие редакции Александр Горский Количество. «Баядерка» (1877) — последний трагический балет Мариуса Петипа и первый в ряду его шедевров. Балет «Баядерка», созданный композитором Людвигом Минкусом в 1877 году, стал одним из шедевров Мариуса Петипа. композитор Минкус Людвиг. «Баядерка», таким образом, балет трех эпох, балет архаических форм, архитектонических прозрений.
Баядерка: история о любви
Балет Баядерка, НОВАТ. Купить билеты на балет Баядерка в Новосибирский театр оперы и балета | Но баядерка напоминает ему о его сане и отвергает пылкие признания. |
Новосибирский театр оперы и балета представил новую постановку "Баядерки" - ТАСС | любовный треугольник. |
Можно и без Курентзиса: Пермский театр оперы и балета поставил «Баядерку» | она должна украсить своими танцами процессию. |
Новосибирский театр оперы и балета представил новую постановку "Баядерки" - ТАСС | Начо Дуато создает свою версию балета, оставляя в неприкосновенности гениальные хореографические фрагменты, созданные Мариусом Петипа и его последователями, сохранившими «Баядерку» для новых поколений. |
Краткое содержание балета «Баядерка» Людвига Минкуса | По мнению историков, литературной основой «Баядерки» послужила та же индийская драма Калидасты, что и в постановке «Шакунтала», но сюжеты этих двух балетов очень отличаются. |
Критик Александр Максов рассказал о мистике в «Баядерке»
Балету Мариуса Петипа «Баядерка» уже почти полтора века, а его сюжет довольно прост. В завершении 39-го творческого сезона Красноярский театр оперы и балета представит два обновленных спектакля – после длительного перерыва на сцену возвращаются две истории пылкой любви – балет «Баядерка» и опера «Дочь полка». И "Баядеркой" же закончился его жизненный и творческий путь – 8 октября 1992 года Парижская опера давала премьеру балета "Баядерка", которую Нуриев очень хотел подарить французской публике. Трагическая история любви индийской храмовой танцовщицы Никии и знатного воина Солора оживает в удивительных танцах балета «Баядерка». балет, первоначально поставленная французским хореографом Мариусом Петипа в четырех действиях и семи картинах на музыку Людвига Минкуса.
Мариинский театр Шедевр Мариуса Петипа Балет "Баядерка"
Разгневанная Никия пытается заколоть соперницу кинжалом, но верная служанка спасает жизнь дочери раджи. Гамзатти тоже рассержена - в ее лице Никия приобрела себе нового врага. В следующей картине начинается праздник. Раджа Дугманта действует по своему плану - приказав Никии танцевать, по окончании танца он посылает ей цветочную корзину со змеей. Великий брамин предлагает ужаленной и умирающей девушке противоядие, но та предпочитает смерть. Третий акт В заключительном действии либретто балета "Баядерка" повествует, что Солор поглощен грустными мыслями об ушедшей Никии. Он засыпает, и ему снится царство теней, где обитает теперь душа прекрасной баядерки. Приход слуг будит его - они пришли, чтобы подготовить Солора к свадьбе. Тот вынужден идти с ними во дворец. Ему кажется, что его преследует тень Никии, которая обвиняет его в измене.
Во дворце Гамзатти хочет развлечь юношу, но тот весь во власти мрачных видений. Наконец начинается свадьба. Великий брамин соединяет руки будущих супругов. И в тот же момент стены дворца содрогаются от подземного толчка. От начавшегося землетрясения здание рушится - так совершается месть богов Солору за то, что он нарушил клятву. Под развалинами дворца погибают и все присутствовавшие на свадьбе. В апофеозе, уже в царстве теней, на небесах, души Никии и Солора соединяются. Таково краткое содержание балета "Баядерка". О балете Анализ постановок и отзывы о балете "Баядерка" Минкуса, ставшем шедевром русского театрального искусства и вершиной творчества самого композитора, оставили многие искусствоведы и хореографы.
Вот, например, что писала о нем советский музыковед Л. Михеева: В музыке Минкуса, упругой и пластичной, сохранились все присущие композитору черты.
Солор выезжал на гигантском бутафорском слоне, охотился на плюшевого тигра, а несчастную Никию кусала тряпичная змея. Настоящими вершинами спектакля стали предсмертный танец Никии — эдакий «жестокий романс» — и гран-па теней на фоне Гималайских гор. Но только Петипа добился почти стихотворной простоты и гармонии.
С рассветом близ храма появляются охотники с убитым тигром, баядерки, идущие за священной водой. Солор уходит с охотниками.
В своем дворце раджа Дугманта объявляет дочери Гамзатти о том, что намерен выдать её замуж за Солора. Солор пытается отклонить предложенную ему честь, но раджа объявляет, что свадьба состоится очень скоро. Появляется Великий брамин. Удалив всех, раджа выслушивает его. Тот сообщает о свидании Солора с баядеркой. Раджа решает убить Никию; брамин напоминает, что баядерка принадлежит богу Вишну, её убийство навлечёт гнев Вишну — убить надо Солора! Дугманта решает во время празднества послать Никии корзину цветов с ядовитой змеёй внутри.
Разговор раджи и брамина подслушивает Гамзатти. Она велит позвать Никию и, предложив ей танцевать завтра на свадьбе, показывает портрет своего жениха. Никия потрясена. Гамзатти предлагает ей богатства, если она покинет страну, но Никия не может отказаться от любимого.
Раджа объявляет Солора и свою красавицу-дочь женихом и невестой. Воин поражен красотой девушки.
Но воспоминание о баядерке Никии и клятве, данной ей, приводит его в замешательство. Является Великий брамин. Он хочет сообщить радже тайну. Гамзатти подслушивает разговор брамина с отцом. Великий брамин рассказывает о любви Солора и Никии. Дугманта разгневан на Солора, но не меняет своего решения.
Баядерка, решает он, должна умереть. Брамин, надеявшийся уничтожить своего соперника Солора, не ожидал такой развязки. Но раджа неумолим. Гамзатти приказывает невольнице привести Никию. Дочь раджи сообщает баядерке о своей скорой свадьбе и приглашает ее танцевать в день торжества. Гамзатти намеренно показывает баядерке портрет жениха — Солора.
Никия протестует: Солор любит только ее, он поклялся ей в верности. Дочь раджи требует, чтобы Никия отказалась от Солора. Но баядерка готова скорее умереть, чем расстаться с ним. В гневе Никия заносит над Гамзатти кинжал, но подоспевшая невольница удерживает баядерку. Дочь раджи произносит смертный приговор Никии. Площадь перед дворцом раджи.
Пышное празднество по случаю помолвки Солора и Гамзатти. Баядерка Никия должна развлекать гостей танцами. Она не может скрыть своего горя. Взор ее устремлен к любимому. По распоряжению Дугманты невольница вручает Никии от имени Солора корзину цветов. Но неожиданно из цветов выползает змея и смертельно жалит Никию.
Никия понимает, что виновница ее смерти — мстительная дочь раджи. Великий брамин предлагает Никии противоядие. Но баядерка остается верна своей любви. Солор склоняется над умирающей. Солор безутешен. Его мучит раскаяние.
Он закуривает кальян и погружается в сон. Перед ним из мрака возникают тени ушедших в мир иной.
«Баядерка»
Декорации и костюмы Елены Орловой, отличающиеся оригинальностью и легкостью, отражают великолепие востока и атрибуты европейской моды. Хореографические картины, изобилующие музыкой и ритмикой джаза, вальса-бостона, шимми и других американских танцев, органично вплетены в канву сюжета и привносят в постановку экзотическую тональность. В спектакле нет дефицита в движении. Хореограф — постановщик Илья Устьянцев не только учил солистов, артистов балета и хора танцевальной стилистике 20-ых годов прошлого века и индийским танцам, но и разучивал с исполнителями акробатические элементы.
Факиры во главе с Магдавеей разжигают священный огонь. Из Храма торжественно выходят Великий Брамин и жрецы.
Храмовые танцовщицы — баядерки исполняют священные ритуалы. Среди них выделяется прекрасная Никия. Влюбленный в Никию Великий Брамин с восхищением любуется ее танцами. Воспользовавшись моментом, когда все участники богослужения забылись в молитвенном экстазе, он признается Никии в своей любви, обещая бросить к ее ногам все богатства Индии. Баядерка с негодованием отвергает жреца и напоминает ему данном им обете безбрачия.
Великий Брамин уязвлен и подавлен таким откровением баядерки. По его знаку все возвращаются в храм. Знаменитый воин Солор просит Факира Магдавею передать Никии, что он придет к храму, чтобы увидеться со своей возлюбленной. Баядерка выходит набрать воды из священного источника и встречается с Солором. Счастливый воин дает ей клятву и вечной любви.
Факир охраняет их тайное свидание, но Брамину удается подслушать нежные беседы влюбленных. Он негодует и клянется священным огнем, что жестоко отомстит сопернику. Вторая картина. Зал во дворце раджи Раджа объявляет о своем желании выдать замуж свою дочь — принцессу Гамзатти за храброго воина Солора. Наступает время совершить обряд посвящения Гамзатти в невесты.
Для этого во дворец приглашают баядерок, среди которых Никия. Раджа показывает Солору красавицу дочь, объявляет их женихом и невестой. Гамзатти счастлива, а Солор в растерянности: он не смеет отказаться от высокой чести стать супругом дочери раджи, но он любит Никию и дал ей клятву верности! С важным известием приходит во дворец Брамин. По его просьбе раджа остается с ним наедине.
Брамин сообщает радже о любви Солора к баядерке. Разгневанный раджа решает уничтожить баядерку. Брамин напоминает ему, что гибель баядерки навлечет гнев богов и настаивает на убийстве Солора. Но раджа непреклонен. Чувствуя, что приход верховного жреца связан с предстоящей свадьбой, Гамзатти подслушивает разговор Брамина с отцом.
Желая проверить услышанное, она посылает за Никией. Дочь раджи сообщает баядерке о своей скорой свадьбе и приглашает ее танцевать в день торжества. Гамзатти намеренно показывает своего жениха Солора, проходящего за окнами дворца. По реакции баядерки она понимает, насколько сильна любовь Никии к Солору.
На первый план вышли стремления к свободе, счастью и любви.
Премьера состоялась 23 января 4 февраля 1877 года в петербургском Большом Каменном театре. Балет, относящийся к высшим достижениям хореографа, быстро завоевал признание и более 140 лет идет на сценах России. Сюжет рассказывает о воине Солоре, который влюблен в прекрасную баядерку Никию. Во время свидания Солор клянется Никии в любви. Об этом узнает великий брахман, который и сам влюблен в баядерку.
Великий брахман тут же рассказывает обо всем радже Дугманте, который решил поженить свою дочь Гамзати и Солора. Гамзати, услышав разговор великого брахмана с отцом, просит привести к себе Никию и сообщает ей, что выйдет замуж за Солора. Рассерженная Никия набрасывается на соперницу с ножом, но служанка Гамзати останавливает ее. Гамзати не забывает нанесенного ей оскорбления и решает отомстить сопернице. Во время праздника в честь свадьбы Гамзати и Солора Никии, которая развлекает гостей, приносят корзину с цветами.
В ней находилась змея, которая укусила баядерку.
Об этом узнает великий брахман, который и сам влюблен в баядерку. Великий брахман тут же рассказывает обо всем радже Дугманте, который решил поженить свою дочь Гамзати и Солора. Гамзати, услышав разговор великого брахмана с отцом, просит привести к себе Никию и сообщает ей, что выйдет замуж за Солора.
Рассерженная Никия набрасывается на соперницу с ножом, но служанка Гамзати останавливает ее. Гамзати не забывает нанесенного ей оскорбления и решает отомстить сопернице. Во время праздника в честь свадьбы Гамзати и Солора Никии, которая развлекает гостей, приносят корзину с цветами. В ней находилась змея, которая укусила баядерку.
Это и была месть Гамзати. Великий брахман предлагает Никии противоядие, если она останется с ним, но баядерка отказывается, предпочитая смерть жизни с нелюбимым. Интересной особенностью «Баядерки» являются два совершенно разных акта. Первый рассказывает почти всю историю до смерти Никии.
Его отличительной чертой является классическая хореография, но в восточном стиле.