ФСТЭК России пересмотрел административные регламенты по контролю за соблюдением лицензионных требований. БДУ ФСТЭК России: основные моменты (модель угроз).
Федеральная служба по техническому и экспортному контролю
О МЕТОДИКЕ ОПРЕДЕЛЕНИЯ АКТУАЛЬНЫХ УГРОЗ ИНФОРМАЦИОННОЙ БЕЗОПАСНОСТИ С ИСПОЛЬЗОВАНИЕМ БДУ ФСТЭК | Основные направления развития системы защиты информации на 2023 год от ФСТЭК России. Новости из мира информационной безопасности за октябрь 2023 год. Новые угрозы в БДУ ФСТЭК. |
Развитие систем информационной безопасности. Блеск и нищета… БДУ | Новости БДУ ФСТЭК России Открыть. #Наука и технологии. |
Банк данных угроз безопасности информации | ФСТЭК России является правопреемницей Государственной технической комиссии СССР, которая была создана в декабре 1973 года. для решения задачи формирования перечня актуальных угроз ИБ российский регулятор ФСТЭК России выпустил методический. |
Обновления базы уязвимостей “Сканер-ВС” | г) включения в банк данных угроз безопасности информации ФСТЭК России () сведений о новых угрозах безопасности информации, сценариях (тактиках, техниках) их реализации. |
11–13 февраля 2025
Может быть, повторюсь, но считаю, что сама идея — использовать модель угроз при выборе мер защиты — абсолютно верная. Однако, не отрицая важности самого процесса оценки угроз безопасности информации при выборе адекватных мер защиты, необходимо отметить, что многолетняя практика моделирования угроз для каждого конкретного объекта показывает свою НЕэффективность. Ситуация получается очень похожей на басню Крылова правда, немного в другой коннотации : «Вертит Очками так и сяк: То к темю их прижмёт, то их на хвост нанижет, То их понюхает, то их полижет; Очки не действуют никак». И происходит это по банальной причине: нет связи между угрозами и мерами. Вот давайте посмотрим на раздел банка угроз, связанного с уязвимостями.
Там есть не только привязка уязвимости к конкретному ПО и его версии, что позволяет однозначно определить необходимость принятия мер, но и такие замечательные рубрики, как «Возможные меры по устранению уязвимости» и «Способ устранения». А это уже прямое руководство к действию. Поэтому этот раздел оказывается весьма полезным в практической деятельности ибэшников. К сожалению, этого нельзя сказать про раздел угроз безопасности информации.
Правда, некоторые специалисты пытаются составить таблицы соответствия угроз и мер защиты [2], но, честно говоря, это всё-таки самоделки. Здесь нужен системный подход,чёткая проработка и соответствующие разделы в банке угроз. Вот тогда-то модель угроз станет действенным инструментом при выборе мер защиты и не потребуется заставлять бизнес разрабатывать формальную модель угроз «документ ради документа» , он сам почувствует её необходимость, так как это будет экономить деньги. А ещё лучше, если угрозы будут увязаны не только с мерами защиты, но и с необходимыми функциями безопасности, которые реализуются средствами защиты читай классами средств защиты.
Тогда модель угроз станет бесценной. Не всё, что в банке угроз названо угрозами, является таковым. Просто кое-что, отнесённое к классу угроз, не вписывается в классическое определение угроз. Частенько идёт подмена понятий.
Кстати, об определении. Как сказал классик, «прежде чем объединяться и для того, чтобы объединиться, мы должны сначала решительно и определённо размежеваться». В нашем случае объединяться — это составить банк угроз, а размежеваться — чётко определить те сущности, которые мы собираемся объединять. Попробуем «размежеваться».
И главное здесь, конечно, — понятие угрозы. Глупо полагать, что обеспечением безопасности информации занимаются только для того, чтобы поддержать соответствующие службы и производителей средств защиты. Эгоизм правит миром, и поэтому любая деятельность по обеспечению безопасности информации направлена только на то, чтобы не допустить ущерба обладателю от нарушений полезных свойств информации. Поэтому примем за аксиому, что угроза — это некие негативные действия, угрожающие интересам субъекта обладателя информации.
А отсюда следует, что угроза может быть только тогда, когда есть субъект, которому может быть причинён ущерб. Поэтому «угрозы информации» быть не может в силу того, что информация является объектом отношений, а не субъектом. Может быть только «угроза безопасности информации», то есть угроза состоянию защищённости информации.
Наконец, ФСТЭК теперь будет организовывать и проводить оценку эффективности деятельности госорганов по технической защите информации и обеспечению безопасности значимых объектов КИИ. Отсюда мнение о том, что опираться нужно на аппарат государственных служащих. Однако, есть оборотная сторона — низкий уровень дохода государственного служащего провоцирует его низкий профессионализм, текучку, а также высокий уровень коррупции», — говорит Бедеров. Объекты КИИ до сих пор не все прошли даже категорирование, напоминает эксперт: срок категорирования несколько раз продлевали и пока что окончательного решения по вопросу нет. В целом же указ президента предусматривает создание централизованной базы данных, с помощью которой будет легче контролировать субъекты и объекты КИИ, считает президент Ассоциации малых операторов России АМОР Дмитрий Галушко.
Я работаю в сфере информационной безопасности уже более 15 лет в России, а также долго время занимаюсь популяризацией вопросов кибербезопасности в блоге.
Но в последнее время больше работаю как менеджер и оказываю консультации в сфере информационной безопасности.
Сразу после этого мы передали информацию смежным подразделениям. Сообща начали оперативную работу над правилами обнаружения уязвимостей и блокирования атак с их эксплуатацией.
Мы автоматически применили созданные правила для наших клиентов еще до появления в публичном доступе информации об уязвимостях. Именно благодаря слаженной работе отделов внутри компании BI. ZONE быстро реагирует на угрозы и защищает от них клиентов.
Евгений Волошин.
Новый раздел на сайте БДУ - Форум по вопросам информационной безопасности
Все хранящиеся в БДУ ФСТЭК России записи имеют единообразный формат и включают: текстовое описание уязвимости, дату обнаружения уязвимости, названия, версии и производителей уязвимого ПО, информацию о типе ошибки. Расширение полномочий ФСТЭК россии. «формирует перечень организаций, которые аккредитованы ФСТЭК России или имеют лицензии ФСТЭК России, осуществляют деятельность по обеспечению информационной безопасности. ФСТЭК России: российские разработчики ПО постоянно нарушают требования по срокам устранения уязвимостей. Идентификаторы БДУ ФСТЭК России. Расчет базовой, контекстной и временной метрик по методике CVSS с использованием калькулятора CVSS6 V3 или V3.1, размещенного в БДУ ФСТЭК России7.
Федеральная служба по техническому и экспортному контролю (ФСТЭК)
В ГОСТ 15408 предполагается, что проверку правильности документации и разработанного продукта ИТ будут проводить опытные оценщики, уделяя особое внимание области, глубине и строгости оценки. В содержании каждого из элементов доверия, в соответствии с ГОСТ 15408 отражены действия оценщика. Действия оценщика — тот набор действий непосредственно подтверждение то, что требования, предписанные элементами содержания, доверия и представления свидетельств, выполнены, а также явные действия и анализ, которые должны выполняться в дополнение к уже проведенным разработчиком. Оценщик должен иметь высшее образование, обладать глубокими знаниями в области программирования на различных языках, методах оценки.
Например, в части описаний. Текст, написанный техническим языком, с добавлением свойственных любому государственному органу канцеляризмов — это существенная преграда для понимания и эффективного использования. Другой аспект — это вовлечение российских специалистов в работу над платформой. Когда речь идет о практических инструментах «для людей», делать их без оглядки на исполнителей и потребителей — это неэффективный путь. Сергей Вихорев Советник генерального директора ГК «ИТ-Экспертиза», эксперт по информационной безопасности Стоит открыть любой документ ФСТЭК России, касающийся требований к мерам защиты информации, и увидим: «Требования к системе защиты информации информационной системы определяются в зависимости от... И далее: «В качестве исходных данных для определения угроз безопасности информации должен использоваться банк данных угроз безопасности информации bdu. При этом по факту до сих пор меры защиты выбираются исходя из класса информационной системы который, кстати, определяется по другим критериям и не обращает внимание на угрозы или требуемого уровня защищенности, но не от угроз. Нет взаимосвязи между самими угрозами и теми мерами, которые позволяют их нейтрализовать. Сама идея — использовать модель угроз при выборе мер защиты — абсолютно верная. Но при этом сейчас нет связи между угрозами и мерами. Некоторые специалисты пытаются составить таблицы соответствия угроз и мер защиты, но по большому счёту это всё же «самоделки». А нужен системный подход и четкая проработка и соответствующие разделы в банке угроз.
Переустанавливать Dr. Web после получения медиапакета с DVD не придется. Либо можно приобрести сертифицированные дистрибутивы с вариантом поставки в электронном виде. Сколько требуется приобрести медиапакетов к сертифицированному Dr. Web, если у компании несколько офисов и филиалов? Если все офисы и филиалы удалены друг от друга, удобнее купить по комплекту в каждый офис и филиал, чем пересылать один комплект для установки в каждый из них. Также при проверке со стороны регулятора в части использования сертифицированного ПО удобнее иметь сертифицированный медиапакет на месте. Какова минимальная лицензия на продукт Dr. На 1 или 2 ПК с электронным медиапакетом либо на 5 ПК и более с электронным или с физическим медиапакетом. Узнайте цены на этой странице. Компании требуется защита сертифицированным Dr. Web более 250 рабочих станций. В конструкторе лицензий на сайте цены только до 250 ПК. Как быть? Обратитесь в службу поддержки , выбрав Помощь в выборе антивируса, или закажите обратный звонок. Будет ли образовательному учреждению предоставлена скидка для образования при покупке медиапакета? Скидка полагается только на лицензию. Некоторое время назад компания приобрела Dr. Web сертифицированный для N-го количества ПК. Сейчас требуется дозакупка. Надо ли приобретать дополнительный медиапакет? Нет, если требуется дозакупка сертифицированного медиапакета с тем же сертификатом соответствия. Какой продукт выбрать? Есть несколько вариантов: Dr. Web Desktop Security Suite — электронная лицензия и медиапакет. Коробочный продукт «Dr. Web Малый бизнес». Можно ли использовать Dr. Как получить сертифицированную версию Dr. Web, если уже есть лицензия на продукт линейки Dr. Web Enterprise Security Suite? Приобретите медиапакет у наших партнёров, либо, при наличии серийного номера с префиксом в коде продукта FST его наличие можно проверить в Менеджере лицензий , скачайте сертифицированные дистрибутивы с сайта компании «Доктор Веб». Выполните установку сертифицированных дистрибутивов. Для каждой версии предусмотрены свои особенности перехода. Поэтому перед переходом на новую версию обязательно проконсультируйтесь со службой технической поддержки, оформив письменный запрос. Напишите запрос в службу техподдержки , обязательно приложив к нему: документы, подтверждающие покупку медиапакета товарную накладную или копию оплаченного счета о покупке сертифицированного медиапакета ; сообщите идентификатор сертифицированного программного изделия или серийный номер идентификатор присваивается программному изделию при любом виде поставки. Мы хотим использовать арендованный компьютер, на котором установлен Dr. Имеем ли мы право использовать лицензию, владельцем которой не являемся? В соответствии с п.
В нём как раз учтены большинство из перечисленных недостатков, есть мастер по моделированию угроз. Просто выбираете необходимые пункты и на выходе получаете информацию в одном из возможных форматов: jsom, xlsx, csv. В выгруженном файле кроме актуальных угроз и исходной информации будут рекомендации о том, какие меры лучше предпринять. Пока данный раздел сайта БДУ находится в опытной эксплуатации, и неизвестно, когда перейдет в постоянную эксплуатацию. Новый раздел можно использовать для моделирования угроз и определения, какие меры защиты необходимо применять в конкретном случае, чтобы четко сформировать техническое задание на создание системы защиты информации. На сегодня система может выдавать на каждую угрозу достаточно широкий спектр потенциально возможных мер. Так или иначе нельзя сразу использовать результаты работы мастера определения актуальных угроз. Чтобы добиться более однозначного результата придётся смотреть более внимательно на то, какие меры применимы конкретно к вашей ИТ-инфраструктуре, а какие нет. В любом случае это проще, чем делать самостоятельно определять с нуля актуальные угрозы и необходимые меры защиты. Я крайне рекомендую использовать новый раздел угроз БДУ — он сильно облегчает работу.
Банк данных угроз безопасности информации. Что такое банк угроз ФСТЭК?
Как мы видим, есть некое совпадение между тем, как представлена информация об источниках угроз в БДУ, и тем, как мы должны определять их по новой методике. Также в БДУ указывается объект воздействия, на который направлена угроза, и перечисляются последствия этого воздействия. Они могут быть трех типов: нарушение конфиденциальности, доступности и целостности. Если мы вновь заглянем в методику, то мы поймём, что кроме этих трех разновидностей рассматриваются нарушения подотчетности, неотказуемости и целый ряд других свойств, которые не описываются в БДУ. Главная проблема текущей версии БДУ в том, что в описании угроз нет информации о том, какие меры защиты могут её нейтрализовать. Хорошая новость в том, что на сайте БДУ появился новый раздел угроз. В нём как раз учтены большинство из перечисленных недостатков, есть мастер по моделированию угроз.
Просто выбираете необходимые пункты и на выходе получаете информацию в одном из возможных форматов: jsom, xlsx, csv. В выгруженном файле кроме актуальных угроз и исходной информации будут рекомендации о том, какие меры лучше предпринять. Пока данный раздел сайта БДУ находится в опытной эксплуатации, и неизвестно, когда перейдет в постоянную эксплуатацию.
В первом случае ФСТЭК проверяет, насколько та или иная программа соответствует требованиям закона о персональных данных, и выдает соответствующий сертификат. Этот документ подтверждает, что программу можно использовать в системах защиты персональных данных.
Во втором случае — аттестует компанию, которая хранит персональные данные например, биометрические.
Определение угроз безопасности для инфраструктуры, размещаемой на внешних хостингах Особое внимание уделяется вопросу разделения ответственности при моделировании угроз для информационных систем, размещаемых во внешних ЦОД и облачных сервисах. Определение актуальных угроз безопасности в рассматриваемой ситуации должно осуществляться владельцем информации совместно с используемым хостингом. В общем случае хостинг определяет актуальные угрозы безопасности для предоставляемой им инфраструктуры и доводит эти сведения до своего клиента — обладателя информации оператора. Например, границы моделирования угроз безопасности при аренде виртуальной инфраструктуры выглядят следующим образом: В случае, если владелец хостинга не выполняет моделирование угроз, Методика не рекомендует использование его услуг. С учетом того, что такая рекомендательная мера далеко не всегда будет соблюдаться, остается открытым вопрос о том, как быть владельцу информации, если он решится на использование услуг такого хостинга. Поддержание модели угроз в актуальном состояние Результаты моделирования угроз оформляются в виде документа по форме, представленной в приложении к Методике, и утверждается руководителем обладателя информации оператора. Стоит отметить, что предлагаемая к использованию форма документа имеет достаточно стандартную структуру, повторяющую основные разделы Методики, при этом в ней отсутствует раздел с указанием выводов или какой-либо иной информации, объясняющей, что же с этими угрозами делать дальше.
Такой подход, к сожалению, создает впечатление неоконченного документа, описывающего мероприятие, вырванное из общего контекста. Но перейдем к дальнейшим этапам жизненного цикла модели угроз. Подразумевается, что в течение всего периода эксплуатации информационной системы, модель угроз должна актуализироваться с учетом изменения требований законодательства, изменения архитектуры и условий функционирования системы, выявления новых угроз безопасности информации. С учетом того, что внесение изменений в БДУ событие относительно частое от 1 до 3 раз в год, в соответствии с представленной в базе информацией , возвращаться к вопросу актуализации модели угроз придется регулярно. Вместе с тем стоит отметить, что поддерживать в актуальном состоянии модель угроз можно и в виде электронного документа. Необходимо ли в этом случае утверждать такой документ у руководителя и если да, то каким именно образом — пока неясно. Удалась ли новая Методика? Опубликованный проект документа демонстрирует, что в вопросах обеспечения безопасности информационных систем регулятор старается идти в ногу со временем и вместе с тем учитывать пожелания владельцев таких систем.
Из очевидных плюсов обновленной Методики стоит отметить: ее универсальность и, следовательно, возможность использования для различных типов информационных систем; структурированный и понятный подход к определению актуальности угроз безопасности; зависимость актуальности угроз от действительно важных факторов — наличия потенциальных негативных последствий от реализации угрозы и сценариев ее реализации. Вместе с тем, при прочтении Методики отчетливо ощущается, что это лишь проект, а не финальная версия методического документа: неоднократное упоминание БДУ в контексте функций, которая она в настоящий момент не реализует; ссылки на фактически отсутствующие для большинства типов информационных систем базовых и типовых моделей угроз; форма документа по результатам моделирования угроз, требующая доработки и иные мелкие недочеты. И что же дальше? Новый вариант Методики значительно отличается от действующей в настоящее время. В случае утверждения этого документа а пока не видно ни одной действительно значимой причины, почему это может не произойти , перед владельцами информационных систем встанет вопрос о том, нужно ли им актуализировать имеющиеся модели угроз и если да, то как и в какой срок необходимо это осуществить.
В связи со сложившейся обстановкой и введенными санкциями против Российской Федерации рекомендуется устанавливать обновления программного обеспечения только после оценки всех сопутствующих рисков. Компенсирующие меры: - использование средств межсетевого экранирования для ограничения возможности удаленного доступа; - ограничение доступа из внешних сетей Интернет ; - использование виртуальных частных сетей для организации удаленного доступа VPN.
Новый раздел на сайте БДУ - Форум по вопросам информационной безопасности
Сергей Борисов - exclusive content on Boosty | • 3 класса защищенности ГИС; • Применение БДУ ФСТЭК. |
БДУ ФСТЭК РОССИИ Telegram канал | Методический документ должен применяться совместно с банком данных угроз безопасности информации ФСТЭК России (). |
Особенности банка данных угроз ФСТЭК России
- Анализ уязвимостей и оценка соответствия по ОУД4
- Мы выявили пять уязвимостей в Websoft HCM
- ФСТЭК РФ БДУ и организации, системы, технологии, персоны:
- ФСТЭК РФ БДУ - Банк данных угроз Федеральной службы технико-экспортного контроля - CNews
Новый раздел на сайте БДУ - Форум по вопросам информационной безопасности
О банке данных угроз безопасности информации ФСТЭК России регулярно пишут разные авторы. Идентификаторы БДУ ФСТЭК России. БДУ ФСТЭК России: основные моменты (модель угроз). б) база данных уязвимостей, содержащаяся в Банке данных угроз безопасности информации (далее – БДУ) ФСТЭК России3.
Общий обзор реестров и классификаций уязвимостей (CVE, OSVDB, NVD, Secunia)
Новые угрозы в БДУ ФСТЭК. Документы» отражена информация об угрозах, способах их реализации, техниках и тактиках злоумышленников, выгруженная из банка данных угроз безопасности информации (БДУ) ФСТЭК. ФСТЭК России подтвердила соответствие технологической операционной системы TOPAZ Linux требованиям к средствам технической защиты информации для систем АСУ ТП и объектов.