Узнайте, какие важные аспекты нужно учесть при составлении бизнес-плана и как сделать его привлекательным для инвесторов. Учебное пособие «Бизнес-планирование» дает представление о принципах, концепциях и методике разработки бизнес-плана.
Forbes Экспертиза
Бизнес-планирование в данном контексте выступает как элемент управления бизнес-процессами на предприятии. Используйте хорошие принципы бизнес-планирования, и вы создадите хороший план, на котором вы сможете построить процветающий бизнес. Требования к анализу проектов и принципы подготовки бизнес-плана могут существенно меняться в зависимости от целей проекта и условий его осуществления.
Как составить бизнес-план: пошаговая инструкция для начинающих предпринимателей
На объём и содержание плана оказывают влияние в том числе его отраслевые направленности. Крупные предложения требуют большего объёма предварительных разработок, а для небольших предприятий можно ограничится более кратким бизнес-планом. Резюме должно содержать не более четырёх страниц, в нём кратко должно быть указано: самые важные характеристики делового предложения, ожидаемые финансовые успехи, прогнозируемые объёмы продаж по годам, объём инвестиций, затраты на производства, уровень рентабельности, срок окупаемости затрат, представление о возможностях для бизнеса, их привлекательности, важности для предприятия и региона, в том числе характеристики необходимых ресурсов, вероятные сроки возврата заёмных средства, а также ожидаемая прибыль. План маркетинга выступает ключевой частью бизнес-плана, он не только важен для внутренней организации деятельности предприятия, но и представляет собой основу контактов с партнёрами и инвесторами. Выбор маркетинговой стратегии занимает важное место на протяжении всего существования бизнес-идеи до момента появления товара или услуги на рынке и его послепродажного обслуживания.
Вместе с тем стоит отметить, что для начала необходимо сделать описание отрасли, иными словами, анализ текущего состояния и перспектив развития избранной отрасли бизнеса. Производится анализ инвестиционной привлекательности сферы бизнеса. Основная задача предприятия или предпринимателя заключается в том, чтобы в достаточном количестве представить в бизнес-плане наиболее важные характеристики предлагаемого на рынок товара или услуги. Всякий товар или услуга характеризуются специфическими особенностями: качество, набор свойств, название, внешнее оформление, упаковка и прочее, что надо описать в бизнес-плане.
Далее идёт точное описание полезного эффекта, который в ключевой момент будет наиболее интересен для потребителя. Кроме того, важно определить жизненный цикл предлагаемого товара или услуги. Большое значение в этом разделе плана имеют маркетинговые исследования силами маркетинговой службы предприятия или с привлечением специализированных компаний. Такого рода исследования направлены на изучение рынка, определение его потенциальной ёмкости, условий конкуренции, степени риска, формирование целей и задач коммерческой деятельности.
Раздел "План производства" представляет собой один из ключевых разделов в бизнес-плане даже если предприятие ориентируется на маркетинг. В ситуации, когда вместо продукции производятся услуги или выполняются какие-либо работы, в данном разделе характеризуется производство товаров. При этом необходимо учитывать, что последнее и выступает в качестве основы деятельности предприятий, тем не менее само по себе оно в полном объёме не в состоянии решить проблемы эффективности, поскольку сбыт, продажа продукции, оказание услуг сегодня являются решающим элементом их деятельности. Данный раздел бизнес-плана актуально освящать с позиции объёма и роста производства, потребности в ресурсах и мерах по их эффективному использованию, а также определению цен, затрат.
При планировании типа А в разделе необходимо поднимать вопросы, которые относятся в организации производства; объёмы закупок сырья, материалов, комплектующих изделий; обеспечение предприятия топливом, энергией; потребность в рабочей силе; контроль качества; издержки производства. Замечание 6 При планировании модернизации действующего бизнеса в разделе необходимо отразить изменения в организации производства в планируемом году. Раздел "Организационный план" зачастую объединяют с разделом "Правовое обеспечение деятельности". Этот раздел посвящён представлению инвестора о предприятии, его менеджменте, и упоминается: правовое положение предприятия; основные держатели акций, размер уставного капитала; характеристика совета директоров предприятия и менеджеров руководителей , включая среднее и низовое звено управления; обязанности и ответственность каждого руководителя, его заработная плата; оргструктура предприятия, функции каждого подразделения и полномочия уровней управления, методы контроля их деятельности; кадровая политика предприятия и пр.
Иными словами, данный раздел даёт полное деловое расписание, которое демонстрируется инвестору и говорит о высоком профессионализме управленческой команды. Организационная структура управления бизнесом, личностные характеристики и квалификация персонала — это основные вопросы, особенно в малом и среднем бизнесе. Для рыночный условий раздел бизнес-плана "Оценка риска и страхование" представляет особую важность. Поскольку глубина его проработки в большей степени зависит от доверия потенциальных инвесторов, кредиторов и партнёров по бизнесу.
Раздел состоит из анализа рисков и путей их снижения при достижении поставленной перед предприятием цели. Последний раздел "Финальный план" даёт возможность установить эффективность предлагаемого бизнеса, определить каковы будут доходы и расходы как результат выбранной финансовой стратегии. Данный раздел освещает вопросы финансового обеспечения деятельности предприятия и наиболее эффективного использования денежных средств в планируемом периоде. Основной задачей раздела выступает общая экономическая оценка бизнес-плана, и для инвестора данный раздел зачастую самый интересный и привлекательный из всего бизнес-плана.
Целиком раздел состоит из следующих финансовых документов: отчет о прибылях и убытках, баланс денежных расходов и поступлений, прогноз на баланс активов и пассивов, анализ безубыточности, стратегию финансирования. Данный раздел позволяет инвестору получить ответы на вопросы о том, как предприятие планирует отвечать по своим обязательствам. Для типа А приводятся планируемые финансовые показатели, для типа Б — в плане указаны итоги за прошедший период, план на текущий год, а также соотношение показателей и фактического выполнения. Возможность получения средств в полной мере зависит от качества бизнес-плана, а также от иных факторов.
Бизнес-план представляет собой элемент стратегии, важное звено в усилиях предприятий по поиску деловых партнёров, инвестиций и новых возможностей для бизнеса. В качестве решающего элемента для многих банков выступает не только бизнес-план, но и обеспечение кредита, финансовое состояние предприятия. Высококачественным эффективным бизнес-планом предприятия является тот, который способен привлечь внимание кредиторов. В современном бизнесе стратегическое партнёрство стало достаточно характерной формой делового сотрудничества.
Для большей части бизнес-планов, которые используются в разного рода отраслях экономики, предлагаемая форма разработки основных разделов общеприменима. При этом не стоит забывать о том, что чем крупнее бизнес-план, тем более серьёзна и сложна его информационная часть. Всякий бизнес-план разрабатывается с максимальной точностью как оптимизационный процесс, который включает в себя многоаспектное рассмотрение взаимосвязанных разделов плана, оценку разного рода факторов на внедрение инновационных изобретений и пр. Более высокое качество бизнес-плана соответствует более простой работе по оценке егоэффективности.
Оценочный отчёт покажет, насколько разумно осуществлялись предынвестиционные и предпроизводственные затраты. Необходимо качественно планировать фазу реализации бизнес-плана, поскольку отклонени от первоначальных проектных данных могут подвергнуть опасности весь бизнес-план. Реализация бизнес-плана состоит в выполнении всех рабочих задач на предприятии и вне его. Важно составит реальный график, который будет содержать информацию о реализации различных стадий, их продолжительности и который сможет объединить эти стадии в последовательную схему действий по реализации плана.
Реализация бизнес-плана Реализация бизнес-плана чаще всего ложится на команду по её осуществлению. В случае, когда предприятие в процессе его образования имеет серьёзный высококвалифицированный состав персонала, то оно может назначать команду реализации под собственным управлением. Иначе нужно назначать профессионального консультанта, который будет действовать в интересах самого инвестора. Ключевая цель назначения команды заключается в том, чтобы предоставить гарантию того, что выполнение всех работ находится в соответствии с планом и что имеется возможность проведения соответствующих мер в случае, если работы и издержки неким образом не совпадут с планом.
Замечание 7 Целесообразным представляется применение сетевых графиков реализации бизнес-плана. В конечном итоге важно говорить о нацеленности на достижение конкретных результатов, которая выступает общим для всех объектов контроля.
Общие положения: понятия и определения Планирование бизнеса — это определение целей и путей их достижения, посредством намеченных и разработанных программ действий, которые в процессе реализации могут корректироваться в соответствии с изменившимися обстоятельствами. Бизнес-план представляет собой комплексный документ, включающий описание предприятия-инициатора и цели продукта деятельности проекта, оценку способа ее достижения посредством анализа конъюнктуры рынка, финансово-экономического анализа и рисков реализации проекта развития, а также описание плана маркетинга, производственного и организационного операционного планов.
Основными разделами.
В каждом отдельном случае составляется свой бизнес-план. Именно на основании этого внутреннего документа и будет происходить реализация каждого из проектов. В случае когда доходность инвестиций ниже чем средняя по стране ставка банковского депозита, то бизнес-план подлежит доработке. Проведение ранжирования инвестиционных проектов производят по нескольким ключевым параметрам. Главными из них являются сроки окупаемости и чистая приведенная стоимость. Бизнес-план Любой инвестиционный проект должен иметь собственный бизнес-план. Он представляет собой аналитический документ с описательной и расходной частью.
Описательная часть включает в себя характеристику компании, специфику проекта инвестирования, текущее состояние соответствующего рынка, производственную программу, особенности управленческой структуры и другие параметры. Расчетная часть включает в себя предусмотренный объем финансирования проекта, расчеты основных финансовых индексов, показатели экономической целесообразности и эффективности. Непосредственно перед расчетной частью, как правило, помещают таблицу, содержащую основные данные по рассматриваемому проекту. В ней содержится информация отражающая, текущую и будущую инфляцию, биржевую динамику цен на национальную валюту, ключевую процентную ставку ЦБ, кредитную ставку банка, привлеченного к финансированию проекта, ставку дисконтирования и прочие данные. Завершает бизнес-план конкретный вывод, который показывает рентабельность и целесообразность реализации инвестиционного проекта. Цели и принципы составления инвестиционного бизнес-плана Основным назначением и задачей инвестиционного бизнес-плана является целостная системная оценка условий, перспектив, экономических и социальных результатов реализации проекта. Бизнес-план необходим для: Инвестора, поскольку позволяет определить экономическую целесообразность вложения средств; Органов управления осуществлением инвестиционного проекта, так как с его помощью вырабатывается программ действий и руководство процессом реализации; Кредиторов, так как принятие решения о кредитовании проекта происходит после оценки эффективности бизнес-проекта и возможностей возврата заемных средств; Органов государственного управления, поскольку бизнес-план позволяет регулировать и контролировать экономические отношения в области льготного кредитования и бюджетного финансирования проектов. Основным требованием, предъявляемым к инвестиционному бизнес-плану, является обеспечение полноты информации, которая содержится в нем.
Кроме того, все данные и расчетные показатели должны быть достоверными. Принципы составления инвестиционного бизнес-плана: Наличие объективных и надежных входных и выходных данных; Наличие необходимых и достаточных параметров выходной и промежуточной информации для принятия рациональных решений по бизнес-проекту на всех этапах его реализации; Комплексный и системный подход к рассмотрению влияния факторов и условий на реализацию и итоги инвестиционного проекта; Краткость.
Подготовка бизнес-плана имеет огромное значение для предприятий в тех случаях, когда недостаточно финансовых ресурсов для осуществления конкретного проекта. В этих случаях данный документ является одним из основных, который необходим для обращения к другим инвесторам, чтобы привлечь их финансовые ресурсы для финансирования данного проекта или же в банк, второй вариант, чтобы получить кредитные средства с целью определения объемов разработки стратегии финансирования. В этом случае вкладчиками могут быть банки, иные юридические и физические лица. Бизнес-план оценивает перспективную ситуацию как внутри фирмы, так и вне за ее пределами.
Это необходимо руководству компании для ориентации в условиях акционерной собственности и, в некоторой степени, при создании компаний. Функции бизнес-плана Бизнес-план является одним из основных документов, определяющих дальнейшую стратегию предприятия, позволяющим знать каким образом ее руководители достигнут свои цели и задачи, в первую очередь нужен для повышения прибыльности. На общей концепции развития фирмы базируется бизнес-план, суть которого более подробно разрабатывать финансовый и экономический аспект стратегии, предоставляется технико-экономическое обоснование конкретным мероприятиям. Бизнес-план помогает решить следующие проблемы: — выявить конкретные направления деятельности фирмы, целевые рынки и место организации на этих рынках; — определить показатели и выбрать состав товаров и услуг, которые будут предложены компанией потребителям; — спрогнозировать долгосрочные и краткосрочные цели фирмы, стратегию и пути их достижения. Бизнес-план, который хорошо спланирован и разработан, должен определить все спорные и трудно решаемые вопросы планирования проекта и просчитывать не только финансы в перспективе, но в значительной степени предсказать развитие ситуации по проекту: — что эта идея принесет в будущем; — как будет развиваться производство; — как будет продаваться продукт или услуга; — какие необходимые шаги стоит предпринять предприятию, при подходящей обстановке экономической, политической, конкурентной и при непредвиденных обстоятельствах.
Hello World!
Результатом такого планирования является система планов предприятия, которая включает в себя стратегический и текущий бизнес-план предприятия. Учитывая особенности бизнес-планов, приведем еще раз основные принципы планирования, дополнив их специфическими, характерными только для этого документа. При подготовке годового бизнес-плана оптимальным интервалом планирования является один месяц. Бизнес-план – это документ, который содержит информацию о будущем бизнесе, включая цели, стратегию, источники финансирования и план действий. В-четвертых, планирование следует осуществлять по принципу, согласно которому функционирование предприятия должно быть рентабельно и обеспечивать денежные поступления и прибыль в объеме.
Бизнес-планирование: методы и ошибки
Помогает определить минусы, не дающие предприятию правильно развиваться, которые в перспективе могут стать серьезными проблемами и в значительной мере оказывать сложности в работе компании. Дает правильную целенаправленность конкретному виду бизнеса 3. Руководитель получает действенный инструмент для надлежащего контроля и управления, обеспечивающий достижение предприятием поставленных целей. Является мощным инструментом самообучения во время его составления, а после того, как его будет реализовано, становится основой для сравнения фактических показателей с планируемыми. Во время планирования бизнеса предприниматель получает теоретические знания, опыт и профессионализм.
Анализ внешних условий помогает изучить современный рынок, насколько жизнедеятелен выпускаемый продукт, циклы деловой активности, проконтролировать цены и определиться с налогами. Планирование подразумевает рассмотрение компании с разных позиций, проанализировать разные аспекты функционирования.
Принципы планирования. Группа 1 — самые простые принципы, определяющие цель и характер планирования. Они носят самый общий характер и не выходят за рамки здравого смысла. Принцип содействия достижению целей.
Задача всех планов — облегчить достижение целей компании Принцип эффективности планов. Эффективность планов измеряется тем, насколько он способствует достижению целей, если учитывать расходы и прочие нежелательные последствия, связанные с составлением и осуществлением этого плана Принцип первичности планирования. Планирование логически предшествует выполнению всех других управленческих функций. Группа 2 — принципы правила , определяющие структуру планов. Принцип плановых предположений. Чем в большей степени сотрудники, занимающиеся планированием, понимают и используют взаимосогласованные плановые предположения, тем более скоординированным будет планирование в масштабе предприятия то есть принцип регламентирует установление важнейших исходных предпосылок и достижение договоренности о их использовании и распространении.
Принцип плановых предположений очень важен для самого процесса планирования. Это имеет первостепенное значение в случае использования бизнес-планирования для управления предприятием или выработки сложного управленческого решения, участие в котором принимают разные отделы или подразделения. Таким образом, можно говорить о непрерывном обновлении предпосылок. Принцип информирования о стратегии и политике. Чем лучше будут понятны стратегия и политика, тем более взаимоувязанной будет структура планов предприятия. Этот принцип продолжение предыдущего — стратегия и политика это тоже своеобразные планы предприятия.
Некоторые руководители считают стратегию компании секретной, ограничивая доступ к ней — «только для некоторых высших менеджеров». Но реальная практика говорит о том, что в подавляющем большинстве случаев, конкуренты так или иначе найдут способ «ознакомиться» с ней, а потери предприятия из-за ошибок в планировании незнание сотрудниками стратегии и политики приводит к нескоординированность планов — во много раз превышают потери от знания конкурентами стратегии. Принцип согласования по времени. Чем в большей степени планы будут составляться с целью создания согласованной по времени, взаимосвязанной сети производственных и вспомогательных программ, тем более эффективно и результативно они будут способствовать достижению целей предприятия выделяют горизонтальное и вертикальное согласование по времени. Для координации необходимо: 1 убедиться что производные планы согласуются с основными по мерам и срокам; 2 в производных планах четко установлены цели и делегированы полномочия. Группа 3 предназначена для управления самим процессом планирования.
Принцип ограничивающего фактора. При осуществлении выбора из альтернатив, чем в большей степени возможно выделить и учесть те факторы, которые являются ограничивающими критичными для достижения желаемой цели, тем более определенно и четко можно выбрать самые предпочтительные альтернативы ключ к принятию решения — это решение проблемы путем нахождения и нейтрализации ограничивающего или стратегического фактора — то есть ответ на вопрос «что мешает? Этот принцип может помочь при выработке решения какой-либо проблемы: основное внимание следует уделить тому, что мешает достичь намеченной цели. Поиск и нейтрализация ограничивающих факторов — процесс, который не прерывается.
Для этого ответьте на следующие вопросы: Чем вы будете заниматься? Нужны ли вам партнёры по бизнесу и сотрудники? Потребуется ли вам специальное помещение или вы будете работать онлайн? Что необходимо для ведения бизнеса? Описание рынка сбыта и ваших конкурентных преимуществ Выходить на любой рынок, не проанализировав конкурентов, — большая глупость. Они определённо есть, уже работают, имеют сложившуюся репутацию. Поэтому важно понять, кто ваши соперники, в чём их слабые и сильные стороны. Что они могут предложить клиенту, чего нет у вас? А в чём выигрываете вы? Подумайте, в чём состоит существенное различие между вами и вашими конкурентами. Может быть, ваша продукция гораздо лучшего качества.
Поэтому если необходима замена оборудования, оно меняется. Если даже появляется небольшой риск, что с оборудованием может что-то случиться и это повлияет на здоровье людей, мы принимаем решение о его замене. Отслеживание новинок, безопасность и правильное выстраивание технологических цепочек, безусловно, может требовать инвестиций. Но в то же время достаточно жесткий фокус должен быть на производительности и правильной перегруппировке технологий, в том числе на уровне продаж и маркетинга. И технологически мы не можем часть заказов из одной линии перебросить на другую. Тогда собирается кросс-функциональная команда из продавцов, маркетологов, закупщиков и технологов и думает, каким образом можно уравновесить загрузку. Чаще всего грамотное распределение ассортимента решает проблему, и необходимость в инвестициях отпадает. Принципы ESG больше не в тренде? Я для себя разделяю ESG на две части: хайповую и выгодную для бизнеса и покупателя. Вот, наверное, первая часть в текущих реалиях немного отошла на задний план, а вторая продолжает активно развиваться. Сделать производство безотходным, это ведь про ESG? Но в то же время это и про экономику, и про себестоимость. Если говорить про «Аскону», то мы даже в стратегии прописали, что с точки зрения ESG применяем прагматичный подход. То есть то, что полезно бизнесу и покупателям, мы несомненно делаем. А вот то, что относится к хайпу например, застелить все поле солнечными батареями при 50 солнечных днях в году , делать не будем. Сейчас наша деятельность в этом направлении более прикладная. Переработка матрасов, возвращение в производственный цикл обрезков и остатков материалов — отличная возможность снизить себестоимость, сохранив при этом качество. Конечно, это выгодно и нам, и покупателям. Изучение клиентского опыта Клиент — тот, ради кого затевается бизнес. И он обязан быть в фокусе вашего внимания. Поэтому ни при каком условии нельзя прекращать сбор обратной связи и реакций на то, что происходит с клиентом. Если у вас еще нет системы, которая бы работала с клиентским опытом, это нужно сделать уже сегодня. Причем это намного важнее, чем несколько лет назад. Если раньше можно было сделать неправильные выводы и потом перестроиться, то при сегодняшнем количестве изменений перестраиваться просто некогда. Понимание того, как ведет себя покупатель, что его мотивирует на взаимодействие с вами, почему он хотел бы вернуться к вам, что его сейчас тревожит — один из главных и важнейших инструментов. Сегодня выиграет тот, кто быстрее поймет, как меняется поведение покупателя, и правильно среагирует. Поэтому при планировании следующего года обязательно надо оставлять графу под опросы, исследования и аналитику. Изменился ли рынок труда? Ситуация начала резко меняться еще в 2018 году, когда мы добежали до той самой демографической ямы, которая была заложена в начале 1990-х годов. Борьба за ресурсы, перестраивание каналов, быстрорастущие маркетплейсы, е-comm и отрасль IT — все это перекроило рынок труда и его стоимость. Дальше на эти изменения наложилась еще и пандемия. Появились удаленка, новые возможности, размылись понятия «зарплата в Москве — Питере» и «зарплата в регионах». Все это привело к ситуации, когда предложения по работе в несколько раз превышали отклик по спросу. Но в этом году все изменилось на 180 градусов. Конечно, нужно реагировать на текущую ситуацию, потому что есть конкурентное поле. Придется смотреть, что происходит с зарплатами, с наличием и обучением конкретных специалистов. Но в то же время у каждой компании есть определенные ценности, правила и договоренности, какими мы видим наших сотрудников.
Цели, принципы и этапы бизнес-планирования организации
Есть несколько вариантов: Написать самостоятельно Этот путь оптимален, если вы собираетесь лично управлять фирмой, развивать бизнес. Тогда надо изучить проект изнутри, погрузиться в детали, чтобы досконально знать, как это всё работает. Когда управленец собрал все необходимые данные, понял основы своего бизнеса и презентует проект инвесторам, ему проще защищать этот проект, поскольку он знает все его сильные и перспективные стороны. А инвесторы, в свою очередь, хотят сотрудничать с теми, кто лично занимается управлением проектами. Составляя бизнес-план самостоятельно, вы вынуждены будете разобраться во всём а значит, сразу обнаружить потенциальные уязвимости проекта. Когда предприниматель плохо подготовлен, он едва ли сможет точно рассчитать все финансовые показатели.
Как бы то ни было, постарайтесь спланировать развитие бизнеса хотя бы в общих чертах перед обращением к специалисту. Интересные идеи для бизнеса: принципы выбора и топ лучших вариантов Скачать готовый Этот вариант имеет право на жизнь, когда вы собираетесь заняться бизнес-планированием проекта самостоятельно, но нуждаетесь в ориентирах и шаблонах, чтобы опереться на них. Выдумывать с нуля структуру документа при бизнес-планировании — однозначно дольше и сложнее, чем пользоваться готовым шаблоном. Кроме того, шаблоны позволяют быстро вникнуть в новую сферу деятельности. Какой бы прекрасный шаблон вы ни выбрали, его нужно будет глубоко и подробно переделать.
Тут есть опасность воспользоваться совсем не подходящим шаблоном и составить нереалистичный план, либо унаследовать из шаблона ошибки, содержащиеся в нём. Обратиться в консалтинговое агентство К этому способу бизнес-планирования на предприятиях прибегают, когда план предназначен для инвесторов или банков, а самостоятельно рассчитать все цифры и учесть все требования не получается. К примеру, сложно рассчитать NPV — прибыль, которую должен получить собственник, за вычетом издержек и процентов инвесторов, а также инфляции. Консалтинговая фирма с большим опытом составления таких документов оказывает услуги в области бизнес-планирования на самом высшем уровне и рассчитывает показатели очень точно. Кроме того, аналитики подготовят рекомендации, соответствующие финансовой модели, перечислят все риски и важные факторы, которые следует учитывать.
Иногда сторонние специалисты не знают всех нюансов, которые известны руководителю компании. Вот эти неверные шаги, допускаемые многими руководителями. Ознакомьтесь с ними, чтобы впредь избегать подобного а если всё же случится накосячить, то, по крайней мере, вы будете понимать, что ваши проблемы — довольно распространённые. У компании нет бизнес-плана или его игнорируют. Это один из самых тяжких грехов для предпринимателя.
Также такой документ может включать в себя приложения, которые детализируют расчеты и подтверждают данные. Например, в него могут включены графики, детализация отчета о доходах и расходах, фотографии объектов, результаты маркетинговых исследований. Комьюнити теперь в Телеграм Подписаться Кому и зачем нужен бизнес-план Как я уже говорил ранее, бизнес-план — это отличный способ минимизировать вероятность прогорания на начальных этапах построения своего дела. Помимо этого, он также может быть полезен: для инвесторов — предприниматель должен предоставить инвесторам бизнес-план своего будущего или уже существующего проекта, чтобы они определили его рентабельность; для получения государственного финансирования — если вы рассчитываете на получение государственных льгот и субсидий, необходимо обосновать причины в бизнес-плане; для банка — при получении кредита на открытие или развитие своего дела в большинстве случаев потребуется предоставить банку бизнес-план.
Отсюда вытекают такие задачи, как: определение направления бизнеса; оценка рынка сбыта и его особенностей; разработка стратегии продвижения; определение качества продукта и оценка масштаба производства; оценка рисков и издержек; анализ вариантов маркетинговых мероприятий; анализ экономических показателей и параметров, по которым будет оцениваться каждый этап реализации плана. Подытожив, можно сказать, что бизнес-план — это отличный инструмент, с помощью которого можно реализовать, систематизировать, а также проанализировать новый проект. Принципы бизнес-планирования Удачный бизнес-план — это всегда соблюдение принципов: Единства. Заключается в том, что организация является целостной системой, а ее составные элементы должны развиваться в одном направлении.
Все планы каждого из подразделений должны согласовываться с планами всего предприятия. Каждый сотрудник компании при бизнес-планировании участвует в плановой деятельности, что не зависит от занимаемой должности. Другими словами, процесс планирования привлекает всех, кого затрагивает. Процесс планирования в организации должен характеризоваться постоянством.
Это необходимо из-за того, что условия внешней среды отличаются неопределенностью и изменчивостью, поэтому компания должна вносить коррективы и уточнять планы, учитывая все изменения. Принцип гибкости — наличие возможности изменения направленности планов из-за появления непредвиденных обстоятельств. Принцип точности — каждый бизнес-план должен составляться с наиболее возможной степенью точности. Обязательности выполнения.
Принцип обязательности выполнения — принятый к исполнению план является обязательным для выполнения всеми сотрудниками компании. Виды бизнес-планов Внутренний Данный вид включает в себя следующие подвиды: Управленческий бизнес-план.
В данном случае бизнес-план выступает как вторичный документ, представляющий планы разработки и реализации соответствующей части инвестиционного проекта. В широком понимании бизнес-планирование — это непрерывный процесс планирования хозяйственной деятельности предприятия на ближайшие и отдаленные периоды в соответствии с потребностями рынка и возможности получения необходимых ресурсов. В данном случае бизнес-план выступает инструментом управления организацией посредством его реализации и внесении в коллектив на основе анализа внутреннего состояния объекта и его положения во внешней среде. Результатом такого планирования является система планов предприятия, которая включает в себя стратегический и текущий бизнес-план предприятия. Здесь инвестиционный проект может быть включен в стратегический и текущий бизнес-план предприятия, который отражает планируемые результаты проекта. Близким родственником бизнес-плана можно считать технико-экономическое обоснование. Это еще один из вариантов плана развития предприятия, поэтому функции бизнес-плана близки к функциям технико-экономического обоснования.
Главное отличие технико-экономического обоснования от бизнес-плана заключается в том, что это специфический документ для создания и развития промышленных объектов, то есть особый акцент в структуре технико-экономического обоснования сделан на производственно-технический аспект проекта, в то время как коммерческие рыночные проблемы будущего бизнеса остаются нераскрытыми. С этих позиций можно говорить о гораздо узком специфическом характере технико-экономического обоснования, чем бизнес-плана. В рыночных условиях хозяйствования бизнес-план используется в различных сферах и формах предпринимательства и помогает очертить тот круг проблем, с которым сталкивается предприятие или предприниматель в условиях изменчивости, нестабильности рыночной ситуации. Бизнес-план — это краткое, точное, допустимое, понятное описание предполагаемого бизнеса, важнейший инструмент при рассмотрении большого количества различных ситуаций, позволяющий выбрать наиболее перспективные решения и определить средства для их достижения. Бизнес-план — это необходимый в рыночных условиях инструмент технического, организационно-экономического, финансового, управленческого обоснования дела, включая взаимоотношение с банками, с инвестиционными и сбытовыми организациями, посредниками, потребителями. Цель разработки бизнес-плана — спланировать хозяйственную деятельность предприятия на ближайшую и отдаленную перспективу в соответствии с потребностями рынка и возможностями получения необходимых ресурсов. Бизнес-план является рабочим инструментом и для действующих предприятий. Он описывает процесс функционирования предприятия и показывает, каким образом руководители стараются достичь свои цели и задачи. Хорошо разработанный бизнес-план помогает предприятию расти, завоевывать новые позиции на рынке, где оно функционирует, составлять перспективные планы своего развития, концепцию производства новых товаров и услуг и выбрать рациональный способ их реализации.
Организация, работающая в стабильной ситуации и производящая продукцию для достаточно устойчивого рынка, при росте объемов производства разрабатывает бизнес-план, направленный на совершенствование производства и поиск путей снижения издержек. Однако все эти предприятия постоянно предусматривают мероприятия по модернизации производимой продукции, услуг и формируют их в виде локальных бизнес-планов.
Роль высшего руководства в планировании заключается в том, что оно должно проявлять интерес к процессу планирования, оказывать ему поддержку и участие. Топ-менеджмент должен определить общую схему планирования, принципы определения целей. Планирование должно соответствовать определенным требованиям принципам. Таблица 1. Принципы бизнес- планирования Таблица 1.
ПРинципы бизнес-планирования продолжение Таблица 1. ПРинципы бизнес-планирования продолжение 38 Внутренние функции бизнес-планирования При планировании бизнеса имеет такие внутренние функции: 1.
Бизнес-планирование предприятия на все случаи жизни
Бизнес-план может быть и результатом единовременного планирования проекта для решения конкретной стратегической задачи; это основной документ инвестиционного проекта , в котором излагаются суть, основные характеристики, финансовые результаты и экономическая эффективность проекта [2]. Бизнес-планирование — это разработка бизнес-плана, то есть процедура по сбору, обработки информации, принятия системы взаимосвязанных управленческих решений с целью получения ожидаемого результата [2]. Бизнес-планирование и планирование Бизнес-планирование имеет следующие отличия от планирования [8] : Бизнес-планирование включает лишь одну из важнейших задач планирования нового вида деятельности или бизнес-проекта, а не весь комплекс деятельности предприятия. Бизнес-план разрабатывает лишь новую стратегию или тактику развития предприятия, а план может включать различные виды совместной текущей и перспективной деятельности. Бизнес-планы разрабатываются в основном на инновационные проекты, и они ограничены чёткими сроками их выполнения, по истечении которых работа над данным бизнес-проектом завершается. Планирование производится непрерывно по всем видам деятельности предприятия: по мере выполнения одного годового плана предприятие переходят к осуществлению следующего плана и т. К бизнес-плану предъявляются повышенные требования к наиболее тщательного обоснования финансовых показателей с учетом существующей степени риска.
Планы необходимы в основном для собственного пользования, а бизнес-планы — для внешних пользователей. Бизнес-планы разрабатываются под руководством первых лиц или собственником предприятия. Планирование, как правило, осуществляется экономистами-плановиками функциональных подразделений предприятия. Принципы планирования и бизнес-планирования[ править ] Планирование должно соответствовать следующим принципам [2] [3] : Целенаправленность. Базовыми должны быть цели верхнего уровня. Целостность и полнота.
Все объекты планирования должны иметь общие цели и иметь возможность взаимодействия. Планы структурных подразделений составляют сводный план. В план включаются все значимые факторы. План должен иметь возможность изменяться за счёт плановых резервов, встроенных компенсирующих механизмов, использования оперативных изменяющихся и альтернативных планов. Информация на входе и выходе должна быть актуальна. Расходы планирования должны быть не больше выгод от планирования, который зависят от качества принимаемых решений.
Единство координации и интеграции. Планы подразделений должны быть едины и взаимозависимы. Процесс планирования должен быть постоянен новый план возникает после завершения предыдущего или после его частичного завершения. Точность и детализация. Степень точности должна соответствовать цели, а детализация отчетности должна уменьшаться с ростом уровня руководящего органа, которому предоставляется отчетность. Сотрудники должны активно принимать участие в формировании данного отчета.
Сотрудники предприятия ведут себя рационально.
Данные на первый год даются с делением по кварталам и месяцам. По завершению каждого года план уточняется, производится корректировка направлений деятельности на будущий период. Принято говорить о десятке основных функций, которые должен выполнять бизнес-план, они следующие: При помощи бизнес-плана менеджер может стандартизировать процесс знакомства со своим проектом, экономит собственное время, упорядочивает контакты. Поскольку в процессе поиска инвесторов, кредиторов и партнёров он должен неоднократно повторять одну и ту же информацию о своём проекте и предприятии. На этапе нормальных рыночных отношений отсутствие бизнес-планов участниками инвестиционного проекта может расцениваться как нелогичное, абсурдное мероприятие, которое спровоцирует со стороны коллег недоверие и настороженность.
В силу этих обстоятельств, наличие бизнес-планов является обязательным требованием со стороны участников цивилизованного рынка. Основательно составленный бизнес-план в необходимых условиях можно быстро преобразовать в заявку на финансовую поддержку. В этой связи привлечение финансовых средств для развития коммерческого дела невозможно без материалов, которые содержатся в бизнес-планах. Наличие у предприятия или предпринимателя бизнес-плана психологически настраивает на ощущение солидности и основательности его руководства. Процесс планирования обязывает бизнесмена адекватно оценивать предпринимаемые им действия. При планировании своё предприятие рассматривается с разных точек зрения, многоаспектно, причём многие из установленных при этом сильных и слабых сторон предприятия иначе не были бы рассмотрены.
С помощью бизнес-плана можно установить ещё на начальном этапе те проблемы развития предприятия, которые в будущем могут перейти в серьёзные трудности, которые осложняют деятельность предприятия. Бизнес-план наделяет конкретный бизнес, деятельность в сфере услуг определённой целью. Поскольку многие отечественные предприниматели, которые работают в данной сфере экономики, энергичны, напористы, но их действия не всегда эффективны по причине отсутствия чётких целей и планов деятельности. При составлении бизнес-плана, предприниматель получает инструмент контроля и управления, который позволяет ему обеспечить планомерное движение своего бизнеса к тем целям, которые были поставлены в бизнес-плане. В процессе составления бизнес-плана в качестве мощного инструмента выступает самообучение, а после уже реализация предусмотренных им действий — основы для сопоставления с фактическими достижениями. Составление и реализация бизнес-планов на предприятиях является некой импровизированной школой менеджмента для новых поколений бизнесменов, менеджеров, предпринимателей и специалистов, а также залогом непрерывного роста ВВП, широкого использования инноваций и социально-экономического развития страны в целом.
Экономист, менеджер при составлении бизнес-плана также положительно влияет на свои навыки, опыт и знания, повышает свой профессионализм, который он мог недополучить, не проводя детального анализа и планирования на своём предприятии. Информация, которая содержится в бизнес-планах, является основой для принятия партнёрами решений относительно целесообразности и условий ведения дел с конкретным предпринимателем, а также позволяет адекватно оценить финансовую устойчивость его предприятия, принять в расчёт все возможные риски. Бизнес-план и особенно его раздел "Резюме" рассматривается как рекламный документ, представляющий предприятие и предпринимателя. Основные правила бизнес-планирования В бизнес-планировании существует три основных правила, которые необходимо обязательно соблюдать, они следующие: В бизнес-плане не должны присутствовать революции. Бизнес-план должен одновременно быть оптимистичным и пессимистичным. Бизнес-план должен быть скользящим, с возможностью корректировки.
В бизнес-план закладываются преимущества гибкого сочетания производственного и рыночного, финансового и технического, внутреннего и внешнего аспектов деятельности предприятия. Самым сложным этапом бизнес-планирования по праву считается непосредственное формирование плана. Огромная важность придаётся структуре, а также конкретному содержанию бизнес-плана. Особое внимание также уделяется титульному листу, который содержит в себе следующие данные? Тема бизнес-плана, дата его подготовки, автор, полное наименование и адрес предприятия, где разработан план. Титульный лист также служит для указания на нем сведений о том, что сведения, содержащиеся в документе, не подлежат разглашению.
Все изучающие в настоящее время документ обязательно обращают внимание на оглавление и резюме. Оглавление позволяет чётко представить содержание бизнес-плана. Резюме, пусть и подготавливается в последнюю очередь, следует сразу за оглавлением и включает в себя основные положения идеи и выводы бизнес-плана. Резюме должно быть кратким и всячески обеспечивать привлекательность своим качеством и сосредоточением мыслей. По своему обыкновению в российской практике в качестве основной цели бизнес-планирования выступает реинжиниринг, иными словами преобразование бизнеса в зависимости от применяющихся условий внешней среды. В данном контексте стоит отметить, что применение реинжиниринга актуально в следующих случаях: В случае, если предприятие находится в кризисном состоянии.
В случае, если текущее положение предприятия в целом удовлетворительно, при этом существуют некоторые негативные прогнозы его дальнейшей деятельности. В ситуации, когда осуществлением реинжиниринга заняты благополучные, быстро развивающиеся и агрессивные предприятия и организации, которые ставят своей основной задачей быстрый отрыв от конкурентов, создание конкурентных преимуществ. В любой ситуации происходит разработка будущей модели предприятия во взаимодействии с его деловой средой и ориентацией на потребителя. Говоря о технических характеристиках бизнес-плана, то следует отметить, что он н е должен включать более ста страниц. На объём и содержание плана оказывают влияние в том числе его отраслевые направленности. Крупные предложения требуют большего объёма предварительных разработок, а для небольших предприятий можно ограничится более кратким бизнес-планом.
Резюме должно содержать не более четырёх страниц, в нём кратко должно быть указано: самые важные характеристики делового предложения, ожидаемые финансовые успехи, прогнозируемые объёмы продаж по годам, объём инвестиций, затраты на производства, уровень рентабельности, срок окупаемости затрат, представление о возможностях для бизнеса, их привлекательности, важности для предприятия и региона, в том числе характеристики необходимых ресурсов, вероятные сроки возврата заёмных средства, а также ожидаемая прибыль. План маркетинга выступает ключевой частью бизнес-плана, он не только важен для внутренней организации деятельности предприятия, но и представляет собой основу контактов с партнёрами и инвесторами. Выбор маркетинговой стратегии занимает важное место на протяжении всего существования бизнес-идеи до момента появления товара или услуги на рынке и его послепродажного обслуживания. Вместе с тем стоит отметить, что для начала необходимо сделать описание отрасли, иными словами, анализ текущего состояния и перспектив развития избранной отрасли бизнеса. Производится анализ инвестиционной привлекательности сферы бизнеса. Основная задача предприятия или предпринимателя заключается в том, чтобы в достаточном количестве представить в бизнес-плане наиболее важные характеристики предлагаемого на рынок товара или услуги.
Всякий товар или услуга характеризуются специфическими особенностями: качество, набор свойств, название, внешнее оформление, упаковка и прочее, что надо описать в бизнес-плане. Далее идёт точное описание полезного эффекта, который в ключевой момент будет наиболее интересен для потребителя. Кроме того, важно определить жизненный цикл предлагаемого товара или услуги. Большое значение в этом разделе плана имеют маркетинговые исследования силами маркетинговой службы предприятия или с привлечением специализированных компаний.
У компании нет бизнес-плана или его игнорируют.
Это один из самых тяжких грехов для предпринимателя. Да, планировать сложно, гарантий никто дать не может, и подчас невозможно определить, какие решения верные, а какие нет. Однако именно бизнес-план станет вашей опорой в будущем, наполненном неизвестностью и сюрпризами. План не учитывает стратегические цели и задачи бизнеса, ценности, миссию. Такой план — как поездки куда попало по пересечённой местности, без ясного понимания направления.
Накатавшись по виражам, от которых захватывает дух, вы окажетесь в исходной точке. Пренебрежение потребностями клиентов. Этим вы открываете дорогу свои заклятым конкурентам. Удивительно, сколько фирм её умудряются игнорировать, выходя на рынок в полной уверенности, что они лучше потребителя знают, что ему нужно. Недооценка соперников.
Если не изучать других бойцов, можно быстро вылететь с ринга. В вашей нише есть и другие умные, сообразительные люди, торгующие теми же товарами и услугами. Низкая самооценка, когда вся система бизнес-планирования построена на том, что у конкурентов будто бы всё лучше и успешнее. Не игнорируйте свои преимущества, активно используйте их, чтобы привлечь покупателя. Неправильная оценка роли бюджета в бизнес-планировании.
Пока вы не сведёте бюджет, не станет ясно, какие суммы и когда надо вкладывать. Бизнес-план состоит, в основном, из работы, объём которой и определяет бюджет. План помогает принимать грамотные решения, касающиеся финансов. Писать бизнес-план в одиночку. Такой документ, составленный одним человеком, будет слишком однобоким, узким.
Специалисты ВШЭ указывают следующие шаги, которые обеспечат эффективный бизнес-план. Определение целей и задач. Перед тем, как начать составлять бизнес-план, важно четко определить цели и задачи бизнеса.
Представители бизнеса должны знать, какую проблему необходимо решить, какую нишу занимать и какого результата планируется достигнуть. Исследование рынка. Для того, чтобы понять, существует ли потребность в продукте или услуге бизнеса, необходимо провести исследование рынка.
В данном случае необходимо оценить конкурентов, их сильные и слабые стороны, а также определить спрос на производимые продукт или услугу. Описание продукта или услуги: важно подробно описать производимый продукт или услугу, включая его функциональность, уникальные особенности и преимущества. Разработка маркетинговой стратегии.
Важно определить, как планируется продвигать продукт или услугу на рынке. Необходимо рассмотреть различные каналы маркетинга, такие как реклама, партнерство, продвижение в социальных сетях и т. Финансовый план.
Важно проанализировать финансы бизнеса, включая прогноз доходов и расходов, чтобы спрогнозировать покрытие затрат и получение прибыли. План действий. Важно составить план действий, который поможет достичь целей.
Это пункт должен включать в себя конкретные действия и сроки для их выполнения. Этапы разработки бизнес-плана Основные ошибки при составлении бизнес-плана: Недостаточное исследование рынка и конкурентов.
Как бизнесу строить планы в условиях неопределённости: актуальные тренды и эффективные технологии
Почему бизнес-план больше не нужен? | Деловой квартал — новости Екатеринбурга | Бизнес-план должен завоевать умы, поэтому приведите цифры в порядок или план будет дискредитирован. |
Как правильно составить бизнес-план (и нужен ли он вашей компании) | Вообще, насколько гибким является такой инструмент планирования, как бизнес-план? |
Принципы и подходы бизнес-планирования | Принцип точности – каждый бизнес-план должен составляться с наиболее возможной степенью точности. |
Преимущества бизнес-планирования в период санкций
Принципы составления инвестиционного бизнес-плана. это определение оптимального результата и эффективных путей Цели бизнес-планирования. Узнайте, как составить бизнес-план и получить максимальную отдачу от процесса, в этом всеобъемлющем руководстве. Бизнес‑план также пригодится, если вы хотите привлечь средства инвесторов или получить грант от государства. Принципы планирования бизнеса. Виды бизнес-планов. Поэтому в бизнес-плане вы должны все доходчиво и убедительно изложить с помощью расчетов, графиков и таблиц, не забыв приправить все своим убеждающим докладом о том, почему нужно развивать именно ваш проект.
Функции и принципы бизнес-планирования
Для инвестора этого типа содержание бизнес-плана должно содержать подробную информацию о маркетинговой политике (принципы ценообразования, пути распространения продукции, план рекламной кампании, организация постпродажного обслуживания). Бизнес-план не принимается законодательством в отличие от политики, постоянно адаптируется к рыночным условиям и, таким образом, адаптируется к непредсказуемым рыночным ситуациям. Обоснованы основные принципы бизнес-планирования, которые ориентируют предприятие на достижение высоких результатов работы, а также рассмотрены основные этапы разработки успешного бизнес-плана.
«Основополагающий принцип бизнес-планирования – «прошлого нет»
В данном документе будут отражены любые изменения политики обработки персональных данных Оператором. Политика действует бессрочно до замены ее новой версией. Уведомление об авторских правах Сайт и содержание сайта, в том числе элементы дизайна, текст, графические изображения, иллюстрации, видео, скрипты и другие объекты, принадлежит и управляется ООО «РК ГРУПП». Содержание Сайта не может быть скопировано, опубликовано, воспроизведено, передано или распространено любым способом, а также размещено в глобальной сети «Интернет» без предварительного письменного согласия ООО «РК ГРУПП». Содержание Сайта защищено авторским правом, законодательством о товарных знаках, а также другими правами, связанными с интеллектуальной собственностью, и законодательством о недобросовестной конкуренции. Ответственность ООО «РК ГРУПП» не несет ответственности за надлежащее функционирование сайта, в случае, если Пользователь не имеет необходимых технических средств для его использования, а также не несет никаких обязательств по обеспечению пользователей такими средствами. Информация, приведенная на сайте, подготовлена исключительно для создания общего представления об обсуждаемых темах и не является профессиональной консультацией. Компания не несет ответственности за последствия действий, совершенных или не совершенных на основании информации, размещенной на настоящем сайте или содержащейся в информационных уведомлениях. Использование файлов cookie 1. На сайтах Компании используются файлы cookie и механизмы отслеживания действий Посетителей сайтов. Файлы cookie — это маленькие текстовые файлы, которые сохраняются на устройстве Посетителя при посещении сайтов Компании.
Информация, которая собирается в файлах cookie, позволяет Компании улучшать сайты и адаптировать их к индивидуальным интересам Посетителей. На сайтах используются, как cookie, которые требуются в обязательном порядке для нормальной технической работы сайтов Компании, так и маркетинговые файлы cookie и механизмы отслеживания, которые не обязательны для функционирования сайтов Компании. Благодаря использованию маркетинговых файлов cookie и механизмов отслеживания Компания может показывать Посетителю предложения, исходя из его интересов, проанализировав пользовательское поведение. Для этих целей в том числе используются инструменты Google Analytics, Яндекс.
На этом этапе делаем титульный лист. Пишем содержание и меморандум о конфиденциальности. Бизнес-план магазина Советы и рекомендации по составлению бизнес-плана Существует три вопроса, отвечать на которые в полной мере должен любой успешный бизнес-план: Что нужно сделать? Как это сделать?
Какой результат должен быть получен? В ходе бизнес-планирования нужно подготовить всю важную информацию и преподнести ее максимально емко и кратко, что поможет легче воспринять суть изложенного и все важные моменты. Вот несколько рекомендаций, придерживаясь которых удастся составить хороший бизнес-план. Рекомендации Используйте максимально конкретные формулировки, цифры, факты. План должен получиться без воды и двусмысленностей. Составляйте документ по стандартной структуре. Избегайте утверждений в стиле «у продукта нет аналогов», «конкуренты отсутствуют», если у вас не уникальная разработка, которая действительно не имеет аналогов. Приводите максимально точные расчеты.
Не завышайте и не занижайте значения показателей, чтобы получить нужные результаты и сделать план привлекательнее. Если цены склонны сильно колебаться, используйте в расчетах плана максимальные их значения. Учитывайте особенности изменения цен, присущие вашей сфере, региону, сезону.
Основной целью разработки бизнес-плана является планирование хозяйственной деятельности фирмы на ближайшие и отдаленные периоды в соответствии с потребностями рынка и возможностями получения необходимых ресурсов. Наряду с главной, определяющей целью составители бизнес-плана должны отразить другие цели: 1 социальные цели — преодоление дефицита товаров и услуг, оздоровление экологической обстановки, улучшение психологического климата в стране, создание новых духовных и культурных ценностей, развитие научно-технического и творческого потенциала, расширение деловых контактов, международных связей; 2 повышение статуса предпринимателя — развитие и укрепление экономического потенциала предпринимателя. Это служит условием и залогом возможности успешного проведения последующих сделок, повышения престижа предпринимателя, порождаемого его известностью, доброй репутацией, гарантиями высокого качества товаров и услуг; 3 иные, специальные цели и задачи — развитие контактов, зарубежные поездки, вхождение в различного рода ассоциации и др. Основа бизнес-плана — концентрирование финансовых ресурсов для решения стратегических задач, т. Функции бизнес-планирования. В современной практике бизнес-план выполняет пять функций. Первая из них связана с возможностью его использования для разработки стратегии бизнеса.
Эта функция жизненно необходима в период создания предприятия, а также при выработке новых направлений деятельности. Вторая функция — планирование. Она позволяет оценить возможности развития нового направления деятельности, контролировать процессы внутри фирмы. Третья функция позволяет привлекать денежные средства — ссуды, кредиты. Главная причина заключается не столько в проблеме высоких процентных ставок, сколько в возросшей невозвратности кредитов. В этой ситуации банки предпринимают целый комплекс мер по обеспечению возврата денежных средств. Четвертая функция позволяет привлечь к реализации планов компании потенциальных партнеров, которые пожелают вложить в производство собственный капитал или имеющуюся у них технологию. Пятая функция путем вовлечения всех сотрудников в процесс составления бизнес-плана позволяет улучшить их информированность о предстоящих действиях, скоординировать усилия, создать мотивацию достижения целей. Подготовка и эффективное использование бизнес-плана имеет первостепенное значение. Этот план может быть разработан менеджером, руководителем, фирмой, группой фирм или консалтинговой организацией.
Для определения стратегии развития крупной фирмы составляется развернутый бизнес-план. Нередко уже на стадии его подготовки определяются потенциальные партнеры и инвесторы. Что касается временного аспекта бизнес-планирования, то большинство фирм составляет планы на год. В них детально рассматриваются различные направления деятельности фирмы в этот период и бегло характеризуется дальнейшее развитие. Некоторые фирмы составляют планы на срок до 5 лет, и лишь крупные компании, твердо стоящие на ногах, планируют на период более 5 лет. Наряду с внутрифирменными функциями бизнес-планирование имеет большое значение при определении стратегии планирования на макроуровне.
Пример: новые электрокары могут сильно проигрывать известным конкурентам, нужно заранее продумать план отстройки от гигантов. Мониторинг и оценка.
Без постоянного мониторинга и оценки ваши планы окажутся неэффективными. Следите за выполнением работ, измеряйте прогресс и корректируйте действия раз в неделю, в месяц, в три месяца; Пример: масштабный проект «Создание электрокара» необходимо разбить на иерархию задач и отслеживать выполнение, прогресс на каждом уровне: найти команду, провести исследование рынка, выбрать завод и т. Удобнее и логичнее всего это делать в сервисах для планирования и управления проектами вне зависимости от масштаба вашей задумки. В приложении можно посчитать трудозатраты, бюджет, подключить к задаче нужных сотрудников и стейкхолдеров. Вовлечение всех уровней организации. Планирование включает в себя вклад всех уровней компании — это усиливает сотрудничество. Пример: привлекайте к мозговым штурмам, совещаниям не только менеджеров, но и рядовых сотрудников, которые могут поделиться своим видением и неординарным подходом к решению задачи. Лучшие практики планирования в бизнесе С принципами разобрались.
А вот то, как строить планы, нам подскажут примеры ведущих компаний мира, которые успешно справляются с этим. Сценарное планирование Эта практика включает в себя создание различных «сценариев» или «историй» о будущем. Каждый сценарий основывается на различных предположениях о будущих событиях. Это позволяет компаниям быть готовыми к различным исходам. Сценарное планирование успешно использует компания Shell ещё с 1970-х годов. Эта практика помогает анализировать тенденции в энергетической отрасли и прогнозировать изменения на рынке. Так, в своём отчете компания выделила мировые сценарии: «Горы», «Океаны» и т. На основе данных в этих сценариях и тенденциях, компания выстраивает своё планирование.
Анализ хорош, чтобы понять своё текущее положение и наметить будущие действия. Например, компания Starbucks и аналитические центры регулярно проводят SWOT-анализ, чтобы определить новые возможности на рынке и управлять потенциальными угрозами для компании. Это помогает организации оставаться глобально известной и успешной. Планирование на основе данных Data-Driven Planning С использованием больших данных и аналитических инструментов компании теперь могут базировать свои планы на точных и подробных данных. Netflix — яркий пример использования Data-Driven Planning. Они используют данные пользователей, чтобы прогнозировать тренды и рекомендовать людям те шоу, сериалы и фильмы, которые им с большой долей вероятности понравятся. Учитывая сумасшедшую популярность сервиса, можно сделать вывод, что это им удаётся. Какую практику планирования выбрать?
К счастью, ни одна из них не противоречит друг другу, поэтому вы можете совмещать их. Например, использовать планирование на основе данных для того, чтобы определить сценарии и для каждого сценария провести SWOT-анализ.