Индийская организация космических исследований (ISRO) сообщила о завершении основной научной программы лунохода миссии «Чандраян-3» и его переводе в режим спячки. В космосе «Луноход-1» полвека назад совершил настоящий научно-технологический прорыв. Главная» Новости» Луна 25 последние новости на сегодня. После завершения программы «Аполлон» исследование Луны американцами было почти полностью прекращено.
Сера, алюминий и железо: индийский луноход сообщил о первых открытиях с Луны
Как видно из этого стремления, задачи у программы отнюдь не только научные, но и отражают текущие процессы в обществе США. В настоящий момент NASA уже провело летные испытания сверхтяжелой ракеты SLS и межпланетного космического корабля Orion и запланировало первый пилотируемый полет к Луне в следующем году. Но для высадки на поверхность еще необходимо разработать посадочный аппарат, который должен стать значительно больше и грузоподъемнее, чем полвека назад, и произвести новые скафандры. Но Китай значительно отстает в технологиях, и разработка сверхтяжелых ракет и кораблей в КНР находится на раннем этапе — там, где США находились около десяти лет назад. Согласно условиям конкурса, озвученным в 2007 г.
Заявку на конкурс отправили более 30 команд из разных стран, включая Россию. Сроки завершения конкурса неоднократно переносились, призовой фонд расширялся, но до финиша не дошел никто. Оказалось, что задача достижения поверхности Луны в несколько раз сложнее и дороже, чем ожидали организаторы. Несмотря на провал конкурса, он породил несколько компаний и проектов, которые смогли привлечь деньги и развить свою деятельность.
На собранные средства SpaceIL заказала производство космического аппарата на государственном аэрокосмическом предприятии Israel Aerospace Industries, а запуск - на ракете SpaceX. Однако их зонд Beresheet разбился при попытке посадки на Луну в апреле 2019 г. Следующим частным проектом стала японская компания ispace, ей удалось привлечь инвестиции от государственных компаний и банков под амбициозный бизнес-план проведения рекламных кампаний на Луне. При этом компании удалось найти и коммерческого заказчика: Космический центр Мохаммеда бин Рашида из Объединенных Арабских Эмиратов оплатил доставку своего лунохода.
Ориентировочно это должно случиться к 2024 году. Для решения транспортно-логистических в НАСА планируют пользоваться услугами частных компаний. Помощь в проекте окажут SpaceX, Blue Origin и другие компании, которых набралось уже больше десяти. SpaceX займутся разработкой корабля Starship, пригодного для полетов на Марс и Луну. Blue Origin разработает навигационную систему для точной посадки и энергетическую систему для выдерживания холодных лунных ночей.
Maxar Technologies займется созданием орбитальной станции Lunar Gateway. Другие партнеры создадут технологии вертикальной посадки аппарата, а также спроектируют способы дозаправки на орбите. Менее крупные компании тоже получат индивидуальные задачи. Россия Россия неоднократно анонсировала и модифицировала программу исследования Луны «Сириус», будущими станциями «Луна-25» бывшее название «Луна-Глоб» , «Луна-Ресурс-2» и «Луна-Ресурс-3». Ориентировочный старт первой миссии был назначен на 2015 год, следующие этапы были запланированы на 2020 и 2022 годов.
Технически первая лунная станция была спроектирована, но проект передвинули на 2019 год. Однако и этот срок оказался нереальным: «Луна-25» перенеслась на 2021 год, но и эта дата пока не точная — например, вице-президент РАН Юрий Балега предположил, что проект осуществят до 2024 года. В планах РФ есть также космический туризм. Ориентировочная первая экспедиция на спутник намечена на 2030 год. Роскосмос заявляет, что будет строить лунную базу с помощью аддитивных технологий 3D-печать и местных ресурсов.
После 2035 года Россия намерена завершить постройку лунных баз.
Следует также отметить, что в предложенной программе наблюдается распыление сил: вместо создания лунной базы промышленность вынуждена будет заниматься то программой «Луна — орбита», то строительством лунной орбитальной станции, необходимость наличия которой обоснована крайне слабо. Недостатки лунной базы: — Требуется создавать посадочные платформы для доставки грузов и космонавтов на поверхность Луны; — Условия работы на поверхности планеты будут отличаться от условий на орбите, что потребует разработки принципиально новых жилых модулей; — Исследования лунной поверхности возможны только в окрестностях базы; — Относительно высокая стоимость развертывания и эксплуатации. Странно, что не имеющий аналогов в мире ядерный буксир с двигателями малой тяги крайне слабо представлен в долгосрочной программе освоения дальнего космоса. А ведь именно эта уникальная разработка могла бы помочь значительно сэкономить время: для доставки тяжелых грузов около 20 тонн на орбиту вокруг Луны ядерным буксиром сверхтяжелый носитель не нужен. Полеты буксира по трассе «околоземная орбита — окололунная орбита» могли бы начаться уже в первой половине 2020—х годов!
С одной стороны, конечно, нельзя сказать, что девиз предложенной программы — «Флаг на Луне любой ценой! Мест в полярных областях Луны, на которых соблюдаются все условия, необходимые для быстрого и удобного развертывания лунной базы ровная поверхность, «вечный свет», возможное наличие линз водяного льда в затененных кратерах поблизости , не так уж много, и за них может разгореться конкурентная борьба. И откладывая создание пилотируемой лунной инфраструктуры на 2030—е годы, а строительство базы — на 2040—е, Россия может упустить приоритет и потерять лунные территории навсегда! Критикуя — предлагай! Следуя этому принципу, около года назад автор статьи предложил свой вариант проекта развертывания лунной базы — «Луна семь» седьмая высадка человека на Луну. Благодаря помощи группы энтузиастов, включая представителей космической отрасли, удалось в первом приближении определить параметры как самой базы, так и транспортной системы, необходимой для ее строительства.
Основная идея данного предложения — «Лететь сегодня! В качестве основы транспортной системы предполагается использовать модернизированную ракету «Ангара—А5». Предложены два варианта модернизации носителя. Второй вариант модернизации — замена УРМ II и кислородно—водородного разгонного блока КВТК на один большой кислородно—водородный разгонный блок, что позволит значительно увеличить массу ПН на отлетной траектории к Луне. Для выхода на орбиту Луны и посадки в проекте используется посадочная ступень на основе существующего и отработанного РБ «Фрегат». Автор отдает себе отчет в том, что космическая техника не кубики детского конструктора и значительная доработка порой означает полную переделку РБ или КА.
По предварительным расчетам, транспортная система на основе модернизированной «Ангары—А5», кислородно—водородного разгонного блока и «лунного Фрегата» сможет доставить на поверхность Луны чистый груз массой 3. В предложении «Луна семь» все грузы — модули базы, электростанция, негерметичный луноход, заправщики и двухместный пилотируемый корабль —— должны быть вписаны в эти «кванты» массы. Конструкция пилотируемого лунного корабля основывается на использовании корпусов спускаемого аппарата и бытового отсека «Союза». Корабль садится на поверхность Луны без топлива на обратный путь — запас, необходимый для возвращения, должны предварительно доставить два заправщика. Вызывает сомнение возможность «втиснуть» пилотируемый КА, состоящий из СА, БО бытовой отсек выполняет в том числе и функцию шлюзовой камеры и «лунного Фрегата» с посадочными опорами, в 4. Ясно, что для этого потребуются высокая «весовая культура» и новая элементная база.
Однако напомним: масса маневрирующего двухместного КА Gemini, способного выполнять сближение и стыковку на орбите, составляла 3. Прямая схема полета, без стыковки на орбите Луны, при всех ее недостатках имеет и ряд преимуществ. Корабль не ожидает возвращения экспедиции на орбите в течение длительного времени. Снимается проблема наличия стабильных окололунных орбит из—за влияния Земли, Солнца и масконов под поверхностью далеко не все окололунные орбиты стабильны. Используется унифицированная посадочная платформа как для доставки модулей базы и других грузов, так и для пилотируемого КА. Любые другие варианты транспортной системы требуют разработки новых элементов и новых КА.
Отсутствуют сложные стыковочные операции у Земли или у Луны, а значит не потребуется установка стыковочного узла и других систем для стыковки. Стартовать к Земле можно практически в любой момент. И главное, все операции осуществляются с привязкой к инфраструктуре базы, что позволяет избежать дублирования одновременного строительства станции на орбите и базы на поверхности. Схема с посадкой тяжелого СА на поверхность не является энергетически оптимальной. В предложении «Луна семь» были рассмотрены и «классические» варианты экспедиции со стыковкой на орбите Луны, однако они требуют создания не только отдельного легкого лунного корабля, но и лунного взлетно—посадочного модуля, что сильно усложняет концепцию. Рассматривается также «Луна семь V.
В таком случае потребуется ракета—носитель с грузоподъемностью около 40 т на низкой околоземной орбите или многопусковая схема с многочисленными стыковками что повышает стоимость программы и увеличивает время до начала первых полетов. В качестве места для развертывания первого лунного поселения скорее, «первой палатки» выбран район южного полюса Луны, а именно гора Малаперт Malapert mountain. Это достаточно ровное плато с прямой видимостью Земли, что обеспечивает хорошие условия для связи и является удобным местом для посадки. Кроме того, неподалеку от места предполагаемого размещения базы находятся затененные кратеры, в которых возможно обнаружение линз водяного льда. Расчет запасов системы жизнеобеспечения базы показывает, что при умеренной замкнутости по воде и кислороду подобной той, что уже достигалась на орбитальных станциях для работы экипажа из двух человек достаточно отправки одного трехтонного модуля с запасами в год а при переходе на частичное использование местных ресурсов —— даже меньше. В процессе роста базы количество членов экипажа будет увеличено до четырех человек, а значит потребуется ежегодная отправка двух модулей с грузами.
Данные модули пристыковываются к базе и после использования запасов образуют дополнительные жилые объемы. Предложенная схема развертывания, обеспечения и расширения базы требует не более 13 пусков тяжелых а не сверхтяжелых! Модули базы самоходные, оборудованы мотор—колесами, что сильно упрощает сборку лунной «первой палатки» и снимает необходимость в срочном создании лунохода—крана для перевозки. База первого этапа включается в себя два жилых модуля с системами жизнеобеспечения и каютами космонавтов, служебный главный командный пост и научный модули, складской модуль с запасами для первого экипажа и отдельный модуль—электростанцию. Перед строительством базы с помощью унифицированной транспортной системы предлагается осуществить доставку за один пуск спутника связи на окололунную орбиту после развертывания базы связь в ее окрестностях может обеспечиваться с помощью башни—ретранслятора, однако на начальном этапе спутник необходим и легких автоматических луноходов 2—3 шт. Роверы проведут окончательный выбор места развертывания базы, а также установят радио— и световые маяки для формирования сетки координат, которая поможет осуществить точную посадку модулей, заправщиков и пилотируемых кораблей.
Для защиты экипажа базы от радиации предлагается использовать вантово—стержневую крышу, которая доставляется на Луну в сложенном состоянии. В дальнейшем на крышу, после ее раскрытия, с помощью грунтомета наносится слой реголита толщиной около метра. Данный вариант предпочтительной «традиционной» засыпки модулей, так как он позволяет обеспечить доступ к внешней поверхности «бочек» и не создает дополнительных сложностей для наращивания базы дополнительные модули просто заезжают под крышу и стыкуются к основному сооружению. Кроме того, при использовании крыши сокращается количество «земляных» работ. В предложении «Луна семь» подробно рассмотрен также негерметичный луноход базы первого этапа, оснащенный отделяемым модулем с челюстным ковшом. Проведены оценки возможности использования одного из модулей базы в качестве герметичного лунохода.
Выполнен расчет солнечной электростанции базы: большую часть ее массы составляют аккумуляторные батареи, позволяющие пережить недолгую ночь на «пике вечного света».
Впрочем, спереди был подвешен блок приборов «Рифма», немного снижавший клиренс. Кстати, шасси для них разрабатывали во ВНИИтрансмаше — там же, где занимались конструированием ходовой части танков, а проект целиком вело КБ Машиностроительного завода имени С. Чтобы во время лунной ночи обеспечить обогрев оборудования, расположенного в герметичном корпусе «Лунохода», применяли термоизотопный генератор — штуку вроде тех «атомных батареек», что нашли в горах грузинские дровосеки. А для охлаждения машины лунным днем у генератора был радиатор-охладитель. Миссия «Луна-21». Экипаж советского дистанционно управляемого лунохода «Луноход-2» работает за управлением в дальнем центре космической связи, январь 1973 года Источник: Getty Images Управляли «Луноходом» с Земли, ориентируясь на изображение с навигационных телекамер.
В экипаж входили водитель, оператор антенны, штурман, бортинженер и командир. Было две смены, команды менялись каждые два часа. Находился центр управления под Симферополем, а длительность контакта с «Луноходом» составляла 9 часов в сутки. Зачем трудились «Луноходы»? С одной стороны, «Луноходы» не могли собрать принципиально новой информации о Луне. Ну да, изучали мелкие кратеры, делали фото. Конечно, роль их во многом была политической.
И экспериментальной. Планировали, что следующее поколение «Луноходов» будет возить уже советских космонавтов.
Догнать и перегнать: за чем летит «Луна-25»?
Космос Технологии. Главное космическое событие недели — первый запуск тяжелой ракеты-носителя «Ангара» с космодрома Восточный. «Луноход-1» представлял собой гибрид космического аппарата и транспортного средства высокой проходимости. Главная задача миссии — отработка базовых технологий мягкой посадки в околополярной области и проведение контактных исследований Южного полюса Луны. Запуск «Луны-25» — в августе 2023 года. Фото: НПО Лавочкина / Космический центр «Восточный».
Догнать и перегнать: за чем летит «Луна-25»?
Смотрите видео онлайн «Лунные робособаки, дом-луноход и устойчивые бактерии на МКС» на канале «Red Barn» в хорошем качестве и бесплатно, опубликованное 27 апреля 2024 года в 10:18, длительностью 00:10:39, на видеохостинге RUTUBE. Кроме того, космические наблюдения с орбиты позволили восстановить весь путь, пройденный луноходом. О намерении поучаствовать в космической программе альянс Hyundai/Kia заявлял ещё в середине 2022 года, но сейчас определена концепция лунохода и примерные сроки реализации программы. Лунная программа СССР — советская программа исследования Луны с помощью космических аппаратов.
В освоении Луны могут принять участие возрожденные луноходы
"Луноход-1" навсегда остался для советских людей символом освоения космоса. Если VIPER успешно опустится на поверхность Луны, он станет первым рабочим луноходом NASA за последние 50 лет. Все новости О погоде Наука и космос Природа Животные Авто Коронавирус. Причем важно понимать: те космические программы, которые просто попробуют воспроизвести высадки 1960-1970-х, ничего всерьез прояснить не смогут.
50 лет «Луноходу-2»: как проходила миссия последнего советского ровера
Но это выглядит смешно, особенно в свете провальной попытки сесть на Луну несколько дней назад. Напомним, что модуль «Одиссей» из-за ошибок персонала завалился набок. А предыдущая миссия и вовсе сгорела в атмосфере Земли. В целом программа покорения Луны «Артемида» рассматривается экспертами как «запутанная», «чрезмерно сложная» и «неоправданно дорогая».
Самое главное, у США не идет дело с тяжелой ракетой, а без ракеты далеко не улетишь. Не стоит сомневаться, что именно китайцы вернутся на Луну после более чем 50-летнего перерыва. Последние советские станции летали еще в 1976-м, когда американская программа была давно свернута.
Неудача Луны-25 дала повод журналистам и блогерам позубоскалить, но специалисты понимают, что неудачи бывают у всех, а опыт и наработки не подвергаются сомнению. Ожидается, что Луна-26 полетит в 2027 году, хотя не исключено, что раньше. Пока планируется, что Луна-26 с орбиты изучит Луну, и выберет точку посадки для Луны-27.
Китай тем временем не устает подчеркивать, что на всех его миссиях зарезервировано место для проектов и оборудования других стран.
Но это выглядит смешно, особенно в свете провальной попытки сесть на Луну несколько дней назад. Напомним, что модуль «Одиссей» из-за ошибок персонала завалился набок. А предыдущая миссия и вовсе сгорела в атмосфере Земли. В целом программа покорения Луны «Артемида» рассматривается экспертами как «запутанная», «чрезмерно сложная» и «неоправданно дорогая». Самое главное, у США не идет дело с тяжелой ракетой, а без ракеты далеко не улетишь. Не стоит сомневаться, что именно китайцы вернутся на Луну после более чем 50-летнего перерыва. Последние советские станции летали еще в 1976-м, когда американская программа была давно свернута. Неудача Луны-25 дала повод журналистам и блогерам позубоскалить, но специалисты понимают, что неудачи бывают у всех, а опыт и наработки не подвергаются сомнению.
Ожидается, что Луна-26 полетит в 2027 году, хотя не исключено, что раньше. Пока планируется, что Луна-26 с орбиты изучит Луну, и выберет точку посадки для Луны-27. Китай тем временем не устает подчеркивать, что на всех его миссиях зарезервировано место для проектов и оборудования других стран.
Паллава Багла, научный писатель и соавтор книг об освоении Индией космоса, сказал, что у лунохода ограниченный заряд батареи. По его словам, к восходу солнца луноход может "проснуться", а может и не "проснуться", потому что индийская электроника выходит из строя при таких низких температурах.
Он подчеркнул, что в Индии не существует технологии, которая помогла бы создать электронные схемы и компоненты, способные выдержать холодную температуру Луны. Как писало Metro, миссия Индии на Луну началась более месяца назад и обошлась примерно в 75 миллионов долларов. Успех был достигнут всего через несколько дней после того, как российский модуль "Луна-25", который направлялся в тот же лунный регион, вышел на неконтролируемую орбиту и разбился. Предполагалось, что это будет первая успешная высадка России на Луну после перерыва в 47 лет — но ничего не вышло.
Естественно, сдвинулись вправо и сроки реализации задуманного. Согласно первоначальным планам, выполнить мягкую посадку предполагалось в 1964 году, но удалось это сделать только 3 февраля 1966 года [2, 5]. На Землю был передан большой объём информации о нашей соседке. Впервые в мире передавалась телевизионная картинка непосредственно с поверхности другого небесного тела. В тот день спускаемый аппарат станции «Луна-9» прилунился в Океане Бурь. А спустя два месяца после первой мягкой посадки первый земной аппарат был выведен на селеноцентрическую орбиту. Первым искусственным спутником Луны в истории космонавтики стала станция «Луна-10». На её борту была установлена разнообразная научная аппаратура: гамма-спектрометр для исследования интенсивности и спектрального состава гамма-излучения лунной поверхности, прибор для изучения солнечной плазмы, приборы для регистрации инфракрасного излучения поверхности Луны, регистратор метеорных частиц. Естественно, размещалась и фотоаппаратура для съёмки лунной поверхности. На орбите вокруг Луны станция активно функционировала 56 суток. В 1966—1968 годах состоялось ещё несколько полётов станций типа «Луна». Три космических аппарата «Луна-11», «Луна-12», «Луна-14» были выведены на орбиту вокруг Луны, а одна станция «Луна-13» совершила мягкую посадку на лунную поверхность. Полёты советских автоматических станций к Луне заложили основу для возможной отправки на неё человека. Это был необходимый и, можно считать, достаточный шаг по подготовке пилотируемой экспедиции. А такая подготовка в нашей стране активно велась, но до воплощения в жизнь в силу разнообразных причин дело не дошло, несмотря на то, что в рамках подготовки пилотируемого полёта к Луне состоялось более 10 полётов беспилотных космических средств. Все они проходили в период с 1967 по 1971 год, и аппараты запускались под обозначениями «Зонд» и «Космос». Так как в статье речь идёт только о станциях с обозначением «Луна», то эти полёты останутся за рамками рассмотрения. Советской пилотируемой лунной программе будет посвящена отдельная статья. Новые космические аппараты создавались с использованием тех технических решений, которые применялись при разработке пилотируемых средств. Их полёты в какой-то степени скрасили горечь от наших нереализованных надежд по отправке человека на Луну. Разработкой самоходных лунных аппаратов советские конструкторы занялись ещё в начале 1960-х годов. Этим средствам передвижения по лунной поверхности, ставшим потом известными всему миру как луноходы, предназначалась роль «глаз Земли» ещё до того, как на лунную поверхность опустится человек. Они же должны были служить средством передвижения космонавтов по Луне. Лавочкина под руководством Г. Эскизный проект лунохода был утверждён осенью 1966 года, а конструкторскую документацию подготовили спустя год. Размеры аппарата, так же, как и его масса, определялись возможностями ракеты-носителя «Протон», с помощью которой предполагалось организовать доставку. Станция «Луна-10» Луноход представлял собой установленный на самоходное шасси герметичный приборный отсек. Масса аппарата по исходному проекту — 900 килограммов, позже уменьшена до 756 килограммов. Диаметр по верхнему основанию корпуса — 2,15 метра, высота — 1,92 метра, длина шасси — 2,215 метра. Максимальная скорость передвижения по Луне — 4 километра в час. К тому моменту, когда стало ясно, что с высадкой советского человека на Луну придётся повременить, уже были изготовлены несколько экземпляров «лунных тележек». Было решено всё же доставить их на Луну и использовать в автоматическом режиме. Впервые такую попытку предприняли 19 февраля 1969 года. Но неудача поджидала конструкторов уже в самом начале — подвела ракета «Протон», взорвавшаяся на участке выведения. После первой неудачи полёты луноходов решили отложить — на первое место вышла доставка на Землю образцов лунного грунта. Идея о создании станций типа Е-8-5, а именно так аппарат обозначался в конструкторской документации, родилась у главного конструктора КБ имени С. Лавочкина Г. Бабакина задолго до того, как «лунная гонка» подошла к своему финалу. Он полагал, что аппараты подобного типа полетят не только на Луну, но и на другие планеты. Но в конце 1960-х годов не было задачи важнее, чем опередить американцев, поэтому и делали станцию только в лунном варианте. За основу была взята посадочная ступень Е-8, которую разрабатывали для доставки лунохода. Вместо самоходного устройства на ней планировалось установить бур для взятия образцов, а доставку грунта на Землю обеспечить ракетой «Луна — Земля».
В освоении Луны могут принять участие возрожденные луноходы
Программа полета станции «Луна-17» и самоходного аппарата «Луноход-1» была выполнена полностью. Решить данную проблему призвана помочь очередная лунная миссия НАСА в рамках программы «Artemis» («Артемида»), которая доставит на поверхность нашего спутника автономный луноход VIPER. Когда писалась эта статья, стало известно, что индийская межпланетная автоматическая станция «Чандраян-3», на борту которой находится луноход, успешно прилунилась в районе Южного полюса, то есть там, где должна была сесть «Луна-25». Те же дешевые луноходы частников с дистанционным управлением могут не только заниматься геологическими исследованиями, но и «обслуживать» любознательных школьников в научных музеях. Поскольку луноход питается исключительно от солнечной энергии с батареей мощностью 450 Вт, а не с помощью удобного радиоактивного ядра, то и передвижение затруднено.
Индийский луноход перестал выходить на связь с Землей
В итоге отправили в 2019 году его к Луне. Аппарат в сборе: орбитальный и посадочный модули, 2019 год. Чандраян-3 выглядит практически идентично. Посадочный модуль и мини-луноход. Тут сделаем небольшое отступление, ибо читатель уже интересуется, а где «Чандраян» под номером один? А он был запущен в 2008 году как 1400-килограммовый спутник для исследования Луны с ее орбиты, успешно отработал там около года, сбросив на поверхность небольшой ударный зонд Moon Impact Probe 29 кг на поверхность спутника Земли. Но это была индийская разработка с бортовой аппаратурой из США и Европы.
А вот «Чандраян-2» весил почти 4 тонны и в основе своей имел как раз российско-индийский проект, над которым велась работа, как мы уже говорили с 2007 года. Почему такой тяжелый? Потому что состоял из орбитального и посадочного модулей: 1 орбитальный должен был отработать не менее 2 лет, совершая обороты вокруг Луны на удалении около 100 км от поверхности, 2 посадочный предполагалось посадить в районе Южного полюса Луны, где бы из него выехал миниатюрный 27-килограммовый луноход «Прагьям» «Мудрость» и около 14 суток отработал бы свою научную программу. С орбитальным всё получилось, с посадочным — нет.
Каждое колесо имело собственный привод и подвеску. Внутри корпуса находились система управления с гироскопами, средства связи, батарея, системы подогрева и охлаждения и научная аппаратура. Откидывающаяся верхняя панель имела солнечные батареи мощностью 1 кВт и должна была поддерживать батареи. Снаружи обвеска состояла из телекамер и антенн, телескопа, дозиметра, выносного блока аппаратуры "Рифма", прибора, оценивающего проходимость, и одометра, роль которого играло девятое колесо.
Первые испытания вездехода проводили в 1968 году на Камчатке в районе вулканов Толбачик и Шивелуч. Испытания были непростыми не только для вездехода, но и для людей: вертолёт с учёными и военными однажды совершил жёсткую посадку, а в 1970 году на повторных испытаниях ящики с оборудованием "Лунохода"... Сначала потерю скрывали, а когда за поиски принялся КГБ, то оборудование нашли в Магадане, где ящики с космическим оборудованием неделю простояли под открытым небом. Испытания вездехода прошли на ура: он уверенно преодолевал крутые, сыпучие склоны и не опрокидывался при кренах, которые в несколько раз превышали расчётные. Это было настоящее волшебство. Не то волшебство, когда странные люди с размалёванными лицами машут руками по телевизору, а настоящее, созданное разумом человека, созданное наукой. Он 537 раз в разных точках исследовал физические свойства поверхности Луны и провёл 25 химических анализов грунта. Только в сентябре 1971 года его батареи разрядились, и он перестал выходить на связь.
Экипаж "Лунохода-2" во время работы, 25 января 1973 г. Обычно оператор в ЦУПе закрывал крышку и выезжал, сдавая назад. Но в тот день в ЦУПе находились новые начальники, и кто-то из них приказал оператору сдать назад, не закрывая крышки. Крышка задела сыпучий грунт, зачерпнув его внутрь, а когда крышку закрыли — грунт насыпался на корпус и стал дополнительным слоем теплоизоляции. Вездеход перегрелся и вышел из строя.
В итоге корабль назовут Мэнчжоу, что означает «Лодка Мечты». Оно подчеркивает вековую мечту китайского народа о космосе, а также благозвучно. Спускаемый аппарат получил имя Ланьюэ, или Объятия Луны. Это — литературный образ из стихотворения Мао Цзедуна. Но это выглядит смешно, особенно в свете провальной попытки сесть на Луну несколько дней назад. Напомним, что модуль «Одиссей» из-за ошибок персонала завалился набок. А предыдущая миссия и вовсе сгорела в атмосфере Земли. В целом программа покорения Луны «Артемида» рассматривается экспертами как «запутанная», «чрезмерно сложная» и «неоправданно дорогая». Самое главное, у США не идет дело с тяжелой ракетой, а без ракеты далеко не улетишь. Не стоит сомневаться, что именно китайцы вернутся на Луну после более чем 50-летнего перерыва. Последние советские станции летали еще в 1976-м, когда американская программа была давно свернута.
Возможно, они уже мертвы. Роботы перешли в спящий режим в начале сентября, когда на Луне наступила ночь и у них разрядились батареи. Следующий лунный день наступил 22 сентября. Индийская организация космических исследований надеялась, что два космических корабля, работающие на солнечной энергии, пробудятся, когда солнце встанет над Луной и их солнечные панели перезарядятся. Посадочный модуль «Чандраян-3» и его лунный ровер не вышли из спячки.
Догнать и перегнать: за чем летит «Луна-25»?
Небольшие проблемы возникли лишь с нарушением синхронизации одной из камер, а также вызванным низким коэффициентом усиления антенны ОНА длительным периодом передачи каждая круговая панорама передавалась как минимум 25 минут. Несмотря на это с «Лунохода-1» было получено 218 панорам. Панорама, снятая «Луноходом-1» Интересно, что фототелевизионная система использовалась для движения лунохода, когда радиолиния уже не могла передавать данные малокадрового телевидения: «С помощью фототелевизионных панорам производилась оценка труднопроходимых участков маршрута лунохода. Такой анализ проводился во время первого, второго, третьего и шестого лунных дней. Максимальное расстояние, на которое можно было безопасно перемещать самоходный аппарат, составляло 15 метров». Несколько замечаний также получил и наземный комплекс управления. Такая подробная «история болезни» первого лунохода и внимательно проделанная работа над ошибками позволили провести вторую лунную миссию на очень высоком уровне и существенно продвинуться в развитии систем дистанционного управления самоходными автоматическими станциями для исследования других планет. Уже несколько поколений специалистов РКС постоянно оттачивают технологии приборов на основе постоянного анализа опыта реальных космических полетов. Вот уже почти полвека с момента описанных в публикуемом документе событий «работы над ошибками» делаются по итогам каждой миссии и позволяют совершенствовать космические приборы с использованием лучших из доступных технологий. Сегодня РКС продолжает вести разработки в области систем телеметрии , связи и управления , которые могут быть использованы в будущих российских и международных миссиях по изучению Луны.
Специалисты холдинга в последние годы провели масштабную модернизацию российского наземного комплекса управления космическими аппаратами: был создан с нуля Восточный командно-измерительный пункт , модернизирован наземный комплекс управления, в том числе комплекс средств дальней космической связи, который успешно работает в рамках проекта «Экзомарс». В ближайшее время РКС примет участие в создании системы дальней космической связи на космодроме «Восточный».
Они собрали массу полезной информации. Упомянутый выше блок приборов «Рифма» был рентгенофлуоресцентным спектрометром и измерял химический состав лунного грунта. С помощью прибора оценки проходимости изучали физико-механические свойства лунного грунта. На «Луноходе-2» был установлен магнитометр, непрерывно проводивший измерения. Правда, помехи от мотор-колес сильно осложнили интерпретацию результатов, и все же данные получились интересные. Уголковые отражатели, установленные на «Луноходах», позволили с помощью направленных с Земли лазеров точно измерить расстояние до Луны в разное время и уточнить ее орбиту.
Коллиматорным рентгеновским телескопом, установленным на «Луноходе-1», измеряли радиационный фон на поверхности Луны. Советский «Луноход-2» миссия «Луна-21». Январь 1973 года Источник: Getty Images Судьба «Луноходов» — от нулевого до третьего «Луноход-0» погиб 19 февраля 1969 года из-за разрушения носового обтекателя ракеты-носителя, еще при старте с Земли. Он прошел в общей сложности 9,9 км. Завершилась его миссия 14 сентября 1971 года, когда термоизотопный генератор выработал ресурс. Системы аппарата просто замерзли лунной ночью. Через неделю, 15 января, автоматическая станция «Луна-21» доставила его в кратер Лемонье в Море Ясности. Его пробег составил 39,1 км.
Завершилась работа этого аппарата преждевременно, 10 мая 1973 года.
Но и тогда этого не произошло: конструкторам потребовалось больше времени для проведения испытаний , устранения неисправностей и отладки работы отдельных систем. В результате миссию перенесли на 2022 год, а потом — на 2023-й. С 2003 года на Луну страны отправили уже несколько экспедиций. В числе успешных — запуск в 2013 году аппарата NASA, который установил мировой рекорд скорости передачи данных в 622 мегабита в секунду. В мае 2019 года китайский луноход «Юйту—2» обнаружил на обратной стороне луны два типа пород, в существовании которых ученые сомневались. В феврале 2023 года стало известно, что новый виток «лунной гонки» разворачивается между Китаем и США.
На выставке в Национальном музее Поднебесной показали модель пилотируемого посадочного аппарата, который должен доставить двух китайских астронавтов на поверхность спутника Земли примерно к 2030 году. Американские астронавты планируют высадиться на Луне после 2025 года в рамках миссии «Артемида—3». Следующие аппараты с территории России на Луну, по словам Борисова, планируют отправить уже с 2027 года. Первым станет станция «Луна—26». В 2028 году хотят запустить аппарат «Луна—27», а в 2030-м или позже — «Луну—28». После этого, как утверждает Борисов, Россия «с коллегами из Китая» перейдет к следующей фазе — пилотируемых полетов на спутник и строительству лунной базы. А во вторую очередь — запасов водяного льда на полюсах.
Кроме того, на спутнике есть огромные залежи полезных ископаемых: железа, алюминия, титана, а в поверхностном слое лунного грунта накоплен гелий-3 — редкий изотоп, который можно использовать как топливо для будущих термоядерных реакторов.
Скорость передачи научной информации — не менее 4 мегабит в секунду. Планируется, что станция достигнет спутниковой орбиты через пять дней. На посадку потребуется еще около недели.
С 21 по 24 августа аппарат должен приземлиться на Южный полюс Луны. Это место выбрано неслучайно — космические державы уже несколько лет соревнуются между собой в том, кто первым совершит посадку в этом месте. Ранее все запущенные с Земли аппараты приземлялись только в приэкваториальной зоне, которая считается наиболее удобной с точки зрения подлетной траектории. За статус первого прилунившегося на Южном полюсе аппарата «Луна—25» поборется с индийской автоматической межпланетной станцией «Чандраян—3», которая сейчас также летит к спутнику.
Посадка этого модуля с луноходом запланирована на 23—24 августа. На Луне российский аппарат пробудет не менее года. Управлять космическим кораблем будут с Земли. Весь план полета заранее запрограммировали и загрузили в бортовой компьютер, оснащенный специальным программным обеспечением.
Этим будет заниматься орбитальная часть автоматического зонда. Посадочный аппарат будет исследовать поверхность небесного тела — искать воду и летучие соединения в лунном полярном веществе и изучать состав верхнего слоя реголита остаточного грунта. Ученые также хотят проследить эволюцию и происхождение спутника Земли и понять, как космические лучи и электромагнитные излучения воздействуют на его поверхность.