СССР действительно запускал к Луне беспилотные аппараты "Зонд" для отработки лунного полёта. Была даже назначена предварительная дата первого полёта человека к Луне — 8 декабря 1968 года.
Как СССР Хотел Высадить Первого Человека На Луне
«Аполлон», была ответом на успехи в космосе Советского Союза. Прямая трансляция высадки на Луну велась по всему миру, за исключением СССР и КНР. У американцев был шанс стать первыми в лунной гонке, но они не приняли во внимание сообщение ЦРУ о двух успешный запусках огромной ракеты Н1, не поверили, что русским удастся так быстро отправить человека к Луне. То, что первыми людьми на Луне оказались американцы, было для советского руководства, крайне неприятным фактом.
Одна из самых важных телетрансляций в истории, которую пропустило ТВ СССР
Ведь Советский Союз высадился на Луне всего на год позже. Телетрансляцию о первой высадке человека на Луну вели все страны. СССР действительно запускал к Луне беспилотные аппараты "Зонд" для отработки лунного полёта. Была даже назначена предварительная дата первого полёта человека к Луне — 8 декабря 1968 года. Еще одним успехом советской лунной программы была первая в истории мягкая посадка на Луну, совершенная аппаратом «Луна-9» в начале 1966 года.
Как провалилась секретная советская миссия «Луна-15»
Новая станция должна была продолжить программу по освоению естественного спутника Земли и сама — стать ее спутником. На фото: Запуск ракеты-носителя «Молния-М» 31 марта 1966 года. Фото из открытых источников «Луна -10» была сконструирована на базе своей предшественницы — «Луны-9», которая до этого уже благополучно совершила посадку на поверхности Луны. Нам всем кажется, что Луна не так уж далеко, но при такой скорости путь до естественного спутника Земли составил примерно трое с половиной суток. Для понимания: это примерно 40 тысяч километров в час, то есть за час «Луна-10» проходила практически весь экватор Земли. Чтобы станция осталась на орбите, при подлете к Луне её нужно было затормозить. Иначе она бы упала на поверхность или попросту улетела в космос.
Для этих целей был предусмотрен реактивный тормозной двигатель.
О легендарной выставке, подготовке к ней, ее участниках и связи научной мысли с фантастической литературой — в совместном материале mos. От литературы к науке Активное развитие техники, начавшееся в XIX веке, дало толчок к появлению жанра научной фантастики в литературе. Термин «научная фантастика» англ. Эти два имени не сходили с уст читающей публики разных стран. Наибольший интерес, пожалуй, вызывали их фантазии на тему освоения космоса: бестселлером 1865 года стал роман Верна «С Земли на Луну прямым путем за 97 часов 20 минут» в переводе на русский — «Из пушки на Луну» и «От Земли до Луны» , а одной из главных книг 1901 года — «Первые люди на Луне» Уэллса. Одним из его первопроходцев жанра в России стал Константин Циолковский, в свободное от науки время написавший несколько фантастических рассказов — «На Луне», «Грезы о Земле и небе», «Вне Земли». Но, конечно, расцвета отечественная научно-фантастическая литература достигла в 1920-х годах — это время Евгения Замятина, Александра Беляева, Алексея Толстого. Их произведения оказали большое влияние не на одно поколение читателей и писателей: братья Стругацкие рассказывали, что самое большое влияние на них как на авторов оказала именно советская фантастика двадцатых, а не книги Герберта Уэллса и Жюля Верна.
Одним из главных фантастических произведений советской литературы тех лет стал роман Алексея Толстого «Аэлита», впервые опубликованный в журнале «Красная новь» в 1922 году. Успех книги о путешествии людей на Марс и встрече с цивилизацией инопланетян закрепила ее экранизация. Эту картину, ставшую первым фантастическим фильмом в истории СССР, в 1924 году снял легендарный советский режиссер Яков Протазанов. Мечты о межпланетных путешествиях захватывали умы землян. Многие изобретатели и ученые вдохновлялись фантастическими произведениями и создавали собственные чертежи и макеты ракет. Большинство из них так и оставалось на бумаге, но, помимо романтических исканий в 1920-х, делались и реальные шаги.
Станция также имела названия «Луна-1D» и «Мечта». Для достижения второй космической скорости ракета-носитель была снабжена третьей ступенью блок «Е» , с двигателем РД0105, созданным на предприятии «Конструкторского бюро химавтоматики» Воронеж. Через сутки, 3 января в 3 часа 56 минут и 20 секунд, на расстоянии 119 500 км от Земли «Луна-1» «превратилась» в искусственную комету, выпустив из специального контейнера натриевое облако. Эту искусственную комету видели люди во многих странах.
Эту искусственную комету видели люди во многих странах. А в 6 часов 4 января 1959 года станция прошла наиболее близкую к Луне 5-6 тысяч километров точку своей траектории. Как уже было сказано, АМС не достигла Луны. Причина, по которой станция не добралась до поверхности Луны, связана с ошибкой, закравшейся в циклограмму полёта: при команде на отсечку двигателя третьей ступени, которая выдавалась с Земли, не было учтено время прохождения сигнала от командного пункта до станции.
Как покоряли Луну советские автоматические межпланетные станции
«Авантюристы». Почему в СССР не верили, что американцы высадятся на Луне? | Во время визита в СССР в 1959 году ему не стали объяснять, почему запущенная незадолго до того автоматическая межпланетная станция «Луна-1» не попала на поверхность Луны. |
Почему советская лунная программа потерпела неудачу? | Пикабу | Главной причиной, помешавшей советской стороне осуществить высадку человека на Луну, стали неудачи с ракетами-носителями. |
Первым покорителем Луны был гражданин СССР
Первая советская ракета поднялась в воздух летом 1933 года на Нахабинском полигоне в Подмосковье. Первый советский пилотируемый полет в сторону Луны. Об очередном успехе советской космонавтики доложили высшему руководству страны: запуск «Луны-10» совпал с проведением XXIII съезда КПСС.
Были ли люди на Луне?
Уже 14 сентября 1959 года в 00:02:24 станция «Луна-2» впервые в мире достигла поверхности Луны в районе Моря Дождей вблизи кратеров Аристилл, Архимед и Автолик. Среди выдающихся научных результатов, полученных в ходе полёта «Луны-1», можно отметить следующие: при помощи бортового магнитометра впервые был зарегистрирован внешний радиационный пояс Земли; при помощи ионных ловушек и счётчиков частиц были осуществлены первые прямые измерения параметров солнечного ветра; было установлено отсутствие у Луны значительного магнитного поля. Новости 26.
Чем прославился и кем был Юрий Гагарин? Юрий Алексеевич Гагарин был советским летчиком-космонавтом, Героем Советского Союза, кавалером высших знаков отличия многих государств. Но именно 12 апреля 1961 года он стал первым в мировой истории человеком, который совершил полет в космос. Космическая экспедиция проходила на корабле «Восток-1», который был запущен с космодрома Байконур. В общей сложности полет Юрия Гагарина продолжался 108 минут. После его завершения космонавт успешно приземлился в Саратовской области, вблизи города Энгельса. Сразу после этого Гагарину было присвоено звание майора.
После того, как стало ясно, что высадка американских космонавтов состоится ранее отложенной чем высадка советских космонавтов, указом президиума СССР агенту Горнист была поставлена задача во что бы то ни стало внедриться в западный экипаж, по возможности его возглавить, и вступить на поверхность Луны первым, скрывая на груди находившуюся в числе груза корабля миниатюрную копию Красного Знамени. Сегодня это свидетельство подвига старшего лейтенанта Льва Твердорукова, а также образец лунного грунта со вмонтированным микрочипом, содержавшим отчет о ходе миссии, можно увидеть в Мемориальном музее космонавтики на ВДНХ.
Из-за невозможности адекватной отработки отдельных компонентов и блоков, пришлось испытывать сразу готовую ракету. Первый пуск Н-1 состоялся 21 февраля 1969 года и закончился провалом. Ракета продержалась в воздухе всего 69 секунд и погибла из-за неисправности силовой установки первой ступени. Второй пуск, состоялся 3 июня и завершился ещё более фатально. Фактически ракета погибла ещё при старте в результате взрыва одного из двигателей. При этом был практически полностью уничтожен стартовый стол. Проблема была явно слишком серьёзная, что не позволяло решить её в разумные сроки. На анализ причин катастрофы, доработку ракеты и строительство новой стартовой позиции ушло почти 2 год.
К тому моменту лунная гонка Советским Союзом была полностью проиграна. Авария ракеты Н-1 в ходе второго испытательного пуска. Видно срабатывание системы аварийного спасения в верхней части ракеты. В качестве полезной нагрузки на ракету был установлен макет лунного корабля. В 1971 и 1972 году были предприняты ещё два испытательных пуска Н-1, но они также закончились провалом и оба ещё на этапе работы первой ступени. В 1973 году был подготовлен 5-й запуск ракеты Н-1. Но пуск был отменён и остаётся только гадать, насколько он мог быть удачным. Она представляла собой уже готовую УР-500 с прикрепляемыми по бокам блоками новой первой ступени.
Новости и события Российского исторического общества
Еще одним успехом советской лунной программы была первая в истории мягкая посадка на Луну, совершенная аппаратом «Луна-9» в начале 1966 года. Согласно предварительному отчету, первостепенной задачей СССР был облет естественного спутника человеком и возвращение на Землю, исследование физических свойств Луны и съемка ее поверхности. Телетрансляцию о первой высадке человека на Луну вели все страны. Об очередном успехе советской космонавтики доложили высшему руководству страны: запуск «Луны-10» совпал с проведением XXIII съезда КПСС. Советская лунная станция «Луна-24» совершила мягкую посадку на спутник Земли 46 лет назад, 18 августа 1976 года. Мы собрали сообщения советских СМИ о полёте на Луну.
Покорители космоса. Они были первыми (к 60-летию полета Ю.А. Гагарина)
Она закончила активное существование ввиду исчерпания заряда химических батарей, поскольку не была оборудована солнечными батареями. Сегодня, 27 апреля в истории: 1908.
Но первый шаг сделан. И мы слышим слова космонавта, первые слова человека на Луне: — Один маленький шаг человека — огромный шаг человечества. Армстронг отходит от кабины. Движения его напоминают движения водолаза на морском дне. И сам он в своем скафандре похож на водолаза.
За ним тянется веревка, которую держит оставшийся в кабине Олдрин. Это на случай неожиданностей. Он отходит от кабины все дальше. Медленно поворачивается на 360 градусов. Машет рукой в сторону телевизионной камеры. Его первое задание на лунной поверхности после "приобретения уверенности" — взять образец лунной почвы.
Он берет ее специальной лопаточкой, мы видим, как он укладывает его в целлофановый мешок и кладет в карман, пришитый выше колена левой ноги. Движения его становятся увереннее и быстрее. Он уходит все дальше и, наконец, исчезает за рамкой телевизионного экрана. Мы слышим его голос, он рассказывает, что почва на Луне твердая, преимущественно пепельно-серого цвета. Неожиданно он появляется на экране снова, и зрители на Земле не могут сдержать возгласа удивления: он бежит. Но не так, как бегают на Земле.
Так бегают на экране кино, снятые замедленной съемкой. Он берет из люка-кладовки еще один мешочек для образцов почвы и снова уходит за рамку экрана. Из люка кабины появляется Эдвин Олдрин. Он спускается уверенней, чем его предшественник. И снова зрители изумленно ахают: Олдрин прыгает с последних двух ступенек. Тут же он поднимается на лестницу и снова прыгает.
Теперь на экране телевизора двое космонавтов. Армстронг дважды подпрыгивает на месте и даже пытается присесть, но скафандр мешает ему. Олдрин обходит лунную кабину, осматривает ее и докладывает на Землю, что повреждений не нашел. Армстронг вынимает телевизионную камеру из гнезда в люке-кладовке, относит ее на несколько метров от кабины и устанавливает на треножнике. Теперь мы видим всю лунную кабину, близкий, неровный лунный горизонт. Кругом безжизненная, какая-то рябая пустыня, вся в оспинах-кратерах.
Видны большие валуны и каменные гряды, о которых рассказывал Армстронг сразу после посадки. Несколько часов работали космонавты на поверхности Луны. Они установили лазерно-радарный рефлектор для измерения расстояния между Землей и Луной и изучения неравномерности во вращении Земли. Расстелили лист алюминиевой фольги для обнаружения следов "благородных газов" — гелия, аргона, неона, провели другие научные эксперименты. Их мужество вызывает восхищение. Командир корабля "Аполлон-11" Нил Армстронг, голубоглазый, с юношеской прической и застенчивой улыбкой, по свидетельству всех, кто знает его, обладает завидным хладнокровием, выдержкой и быстротой реакции.
На поверхность Луны СССР хотел доставить передвижные, астрономические, гелиографические, геофизические и связные станции в 1972—1975 годах, причем вес фототелескопов мог достигать 580 кг, а диаметр планетных телескопов — от 500 мм до 1,5 м. Все это, убеждены авторы отчета, позволило бы исследовать планеты и их атмосферы, вести метеорологические исследования. По задумке, комплекс состоял из двух частей — посадочной в составе экипажа три человека и орбитальной экипаж — два человека. Выводить его на орбиту должна была ракета-носитель "Н-1". Одна из главных задач для обеспечения жизнедеятельности лунных баз — транспортное сообщение. Она могла решиться с помощью многоразовых транспортных кораблей, которые смогли бы летать по трассе между орбитами около Луны, то есть "выполнять роль парома". Для полета на Землю, считают ученые, могли бы использоваться многоразовые "челночные корабли", с помощью которых можно было бы доставлять как грузы, так и членов экипажа. Реализованные миссии Первая автоматическая станция на естественный спутник Земли "Луна-1" была запущена 2 января 1959 года.
Однако из-за ошибки в циклограмме она не смогла достичь поверхности небесного тела. Но несмотря на это, аппарат выполнил научные задачи — зарегистрировал внешний радиационный пояс Земли, провел прямые измерения солнечного ветра и стал первым искусственным спутником Солнца. По отношению ко многим задачам советских аппаратов, которые отправлялись на поверхность естественного спутника Земли или его орбиту, можно было сказать, что они выполнялись впервые. Так, "Луна-3" впервые в истории сфотографировала обратную сторону естественного спутника Земли, а "Луна-9" — сняла первую телепанораму. По итогам этой миссии на Землю удалось доставить 170 г грунта. В советское время реализовать большую часть лунной программы не удалось.
Но миссия «Луны-1» позволила понять и отработать технологию полета к естественному спутнику Земли для последующих космических аппаратов. Уже 14 сентября 1959 года в 00:02:24 станция «Луна-2» впервые в мире достигла поверхности Луны в районе Моря Дождей вблизи кратеров Аристилл, Архимед и Автолик. Среди выдающихся научных результатов, полученных в ходе полёта «Луны-1», можно отметить следующие: при помощи бортового магнитометра впервые был зарегистрирован внешний радиационный пояс Земли; при помощи ионных ловушек и счётчиков частиц были осуществлены первые прямые измерения параметров солнечного ветра; было установлено отсутствие у Луны значительного магнитного поля. Новости 26.
«Поехали!»: как проходил первый полет человека в космос
По версии «Человека на Луне», Нил Армстронг отправляется на Луну вовсе не из патриотических побуждений, но из-за переживаний о смерти дочери. Командир корабля Джеймс Артур Ловелл стал первым человеком, дважды слетавшим к Луне (правда, на её поверхности ему так и не суждено было побывать). Космонавты СССР на Луне, пропавшие космонавты СССР, первый советский космонавт в плену у Пекина и другие любопытные версии.
Человек на Луне: Как Нил Армстронг сделал свой знаменитый «маленький шаг»
Тайны «Мечты». Как Советский Союз целился в Луну | Аргументы и Факты | Советским ученым первым в мире удалось запустить автоматическую станцию, которая приблизилась к Луне и подарила нам новые знания о космосе. |
Кто был первым на Луне и как надо летать в космос? | В пятидесятилетний юбилей высадки первого человека на Луну разбираемся с «лунным заговором»: откуда он взялся, кто и как с ним борется и почему он до сих пор существует. |
История первого полета на Луну | Нейросеть Бегемот | Всего Советский Союз удачно отправил на Луну три лунохода. |
История первого полета на Луну
Первые на Луне: как СССР получил титул «лунной державы» - Hi-Tech | Так Советский Союз остался позади в «лунной гонке» — ведь высадка человека является самым грандиозным её свершением. |
Тайны «Мечты». Как Советский Союз целился в Луну | У американцев был шанс стать первыми в лунной гонке, но они не приняли во внимание сообщение ЦРУ о двух успешный запусках огромной ракеты Н1, не поверили, что русским удастся так быстро отправить человека к Луне. |
Горящий сортир и французское шампанское. Как СССР изучал Луну
Успешная посадка станции «Луна-9» стала очевидным свидетельством того, что лунный грунт достаточно плотен для того, чтобы в будущем принять на себя пилотируемый космический корабль. Кроме того, в ходе полета «Луны-9» впервые в истории были произведены измерения уровня радиации непосредственно на поверхности Луны. Выяснилось, что его значение вполне приемлемо для осуществления полета человека на Луну без ущерба для здоровья — с учетом использования защитных средств, в частности, скафандров, блокирующих данное радиационное излучение. Таким образом, прилунение советского космического аппарата открыло новый этап в развитии космонавтики. Человек начал осваивать ближайшие к Земле планеты. До новых встреч в блоге КосмосИзДома!
Пожалуй, если бы не смерть Сергея Павловича Королева в январе 1966 г. Тем не менее из-за ряда проблем, в первую очередь технических, советским космонавтам на Луне побывать суждено не было. А ракета Н-1 всего четырежды стартовала с космодрома «Байконур», ни разу не выйдя даже на орбиту Земли. Четвёртый пуск комплекса Н1-Л3 был проведён 23 ноября 1972 г. Первая ступень работала практически без замечаний до 106,93 с, когда произошло разрушение насоса окислителя двигателя N4, приведшее к накоплению смеси. К пятому пуску комплекса Н1-Л3 были разработаны и прошли все виды наземных испытаний многоресурсные двигатели, однако пуск не состоялся, так как в декабре 1972 г. США завершили свою лунную программу полётом корабля «Аполлон-17» и политический интерес к лунной программе пропал. К тому времени в ходе шести посадочных миссий на поверхности Луны побывали 12 американских астронавтов, на Землю было доставлено свыше 300 кг лунных образцов. При этом несомненным успехом были эксперименты по доставке на лунную поверхность двух советских луноходов, второй из которых, запущенный в январе 1973 года, прошел рекордные 39 километров и передал на Землю 89 тыс. Уже после высадки первых американских астронавтов на Луну, СССР в ходе трех миссий «Луна-16», «Луна-20» и «Луна-24» доставил на Землю свыше 300 граммов лунного вещества. Шесть американских экспедиций на Луну плюс наши автоматы привезли столько данных с Луны, что они до сих пор не обработаны. До сих пор появляются новые статьи, исследуется тот грунт, который привезли. И когда какая-то группа ученых говорит — а давайте слетаем на Луну, им говорят обратитесь к американцам, они вам все бесплатно сделают, дадут грунт, дадут свои данные, все это в открытом доступе существует», — считает эксперт. По его мнению, нынешний интерес к лунным экспедициям больше связан с отработкой технических вопросов, нежели решением научных задач. Потому что уже не ставятся научные задачи, ставятся задачи технические в перспективе на экспансию, освоение Луны.
Люди, базы и челнок Развитие лунной программы в 1970—1985 годах предполагало создание сети обитаемых баз в разных районах естественного спутника Земли, проведение там научных экспериментов и обеспечение транспортной связи. К началу 1970-х годов СССР собирался "обеспечить достаточно продолжительное пребывание космонавтов на Луне примерно 15—20 суток с тем, чтобы можно было провести необходимый объем работ по исследованию района посадки, приобретения опыта проведения человеком различных исследовательских работ и т. Искусственные спутники и автоматические станции были нужны для решения самостоятельных научных задач и обслуживания обитаемых станций. Эти средства "должны функционировать как во время пребывания экспедиций на Луне, так и между экспедициями, и создание их должно быть предусмотрено в начале 70-х годов", уточняется в отчете. В частности, спутники на орбите Луны могли создать карты, изучить строение и состав пород поверхности, обеспечить связь между удаленными базами. Часть этих задач должен был решить тяжелый спутник. На поверхность Луны СССР хотел доставить передвижные, астрономические, гелиографические, геофизические и связные станции в 1972—1975 годах, причем вес фототелескопов мог достигать 580 кг, а диаметр планетных телескопов — от 500 мм до 1,5 м. Все это, убеждены авторы отчета, позволило бы исследовать планеты и их атмосферы, вести метеорологические исследования. Для пилотируемых экспедиций предлагалось создать ракетно-космический комплекс "Л-3М" модернизация "Л-3" , который сможет находиться на Луне до 20 суток, и начать его эксплуатацию с 1973 года. По задумке, комплекс состоял из двух частей — посадочной в составе экипажа три человека и орбитальной экипаж — два человека. Выводить его на орбиту должна была ракета-носитель "Н-1". Одна из главных задач для обеспечения жизнедеятельности лунных баз — транспортное сообщение. Она могла решиться с помощью многоразовых транспортных кораблей, которые смогли бы летать по трассе между орбитами около Луны, то есть "выполнять роль парома". Для полета на Землю, считают ученые, могли бы использоваться многоразовые "челночные корабли", с помощью которых можно было бы доставлять как грузы, так и членов экипажа. Реализованные миссии Первая автоматическая станция на естественный спутник Земли "Луна-1" была запущена 2 января 1959 года. Однако из-за ошибки в циклограмме она не смогла достичь поверхности небесного тела.
Королёв приступил к разработке собственной ракеты-носителя Н-1 для лунной миссии примерно в одно время с Челомеем — летом 1960 года, однако практически сразу у него произошел конфликт с главный конструктором ракетных двигателей Валентином Глушко, который вместе со своим ОКБ-456 перешел на сторону его конкурентов. Видя, что работы над Н-1 затягиваются, свои проекты ракеты для полета на Луну предложили так же Янгель и Челомей. Последний хотел на основе УР-500 создать сверхтяжелую ракету УР-700 с грузоподъемностью до 225 т, стоимость которой была значительно меньше, чем у королёвской Н-1. Проект Челомея поддержал Глушко, пообещавший разработать двигатель для новой ракеты. Валентин Глушко — основоположник ракетного двигателестроения Глушко предложил в качестве топлива для нового двигателя РД-270, работы над которым начались 26 июня 1962 года, недавно синтезированный гептил [4] , работающий в паре с азотным тетроксидом АТ , благодаря чему такой двигатель был конструктивно проще других ЖРД [5]. Единственным его серьезным минусом была дороговизна компонентов топлива и их неэкологичность. Тем не менее, на стороне Челомея и Глушко на коллегии Минобщемаша выступил академик Келдыш, благодаря чему было получено добро на дальнейшую разработку двигателя РД-270, а, впоследствии, и ракеты УР-700. Задач подобного масштаба советская космонавтика до того еще не ставила — не смотря на то, что Челомей рассчитывал завершить проектирование ракеты-носителя за 4 года, после чего в 1965—1966 годах должны были состояться первые тестовые запуски, реально к моменту смерти Королёва проект так и не обрел материальное воплощение. Потребовалось сворачивание работ над ракетой Н-1, отмена запланированных запусков по программе «Восход» и объединение усилий сразу нескольких КБ, чтобы 27 июля 1967 года — вскоре после полета «Союза-1» — состоялся первый тестовый запуск прототипа будущего космического корабля ЛК-700. В чистом голубом небе хорошо было видно отделение первой ступени. Все три ступени ракеты сработали нормально, и в целом пуск прошел отлично: лунный корабль был успешно выведен на орбиту... Только четвертый и пятый запуски, осуществленные, соответственно, 2 января и 10 марта 1968 года, закончились облетом спутника и, не смотря на то, что один из возвращаемых аппаратов из-за сбоя в системе навигации был подорван, чтобы избежать попадания на территорию иностранного государства, были признаны успешными, после чего начались испытания лунного корабля с космонавтами на борту. Лунный корабль Челомея принципиально отличался от разрабатываемого в ОКБ-1 проекта корабля «Союз 7К-ЛОК» — если по замыслу Королёва космонавт на окололунной орбите должен был через открытый космос перебираться из кабины в спускаемый аппарат, который бы доставил его на поверхность Луны, а после возвращения на орбиту точно так же возвращаться на корабль, то ЛК-700 был рассчитан на старт непосредственно с поверхности Луны, в связи с чем его называли не «спускаемым» а «возвращаемым». Многим такое решение казалось чрезвычайно смелым, однако оно позволяло значительно снизить риск гибели космонавта. Ракета УР-700 7 мая «Союз-4» вышел на околоземную орбиту — фактически, это был уже совершенно иной по конструкции корабль, чем предыдущие «Союзы», однако из-за того, что они относились к одной серии ЛК, старое название продолжало использоваться. Его командиром был Владимир Комаров, для которого этот полет стал вторым в карьере, а бортинженером — Пётр Колодин. Полет продолжался 4 дня — космонавты успешно проверили работу всех систем, а Колодин дважды вышел в открытый космос, однако при посадке отказала автоматика и Комарову пришлось сажать корабль в ручном режиме. По счастью, посадка прошла удачно — опыт Комарова позволил сохранить жизнь экипажу, не смотря на то, что «Союз-4» сел в нерасчетной точке. Успех миссии убедил Челомея в возможности переноса испытаний с околоземной орбиты на окололунную. Тестовые запуски в июне и июле показали надежность ракеты УР-700 — никаких внештатных ситуаций не наблюдалось и 10 сентября руководство решилось запустить в космос «Союз-5» с космонавтами Валентином Бондаренко и Ириной Соловьёвой, которая стала первой женщиной, вышедшей в открытый космос. Полет, в ходе которого тестировался в том числе и скафандр для предстоящей лунной высадки «Кречет», продолжался 10 суток, после чего состоялась «генеральная репетиция» высадки. Челомею удалось доказать, что новая ракета отличается гораздо большей надежностью и мощностью по сравнению с предыдущими разработками — в результате Совет министров принял его предложение назначить первый пилотируемый полет на Луну корабля «Союз-7» на 2 апреля 1969 года. Первые люди на Луне Алексей Леонов выходит на лунную поверхность Старт состоялся в 10 часов 34 минут по московскому времени — все три ступени отработали в штатном режиме и уже на втором часу полета аппарат «Союз-7», разогнавшись до второй космической скорости, взял курс на Луну. В 14 часов 16 минут 5 апреля корабль достиг Луны — включился тормозной блок, начался выход на окололунную орбиту. На следующий день в 17 часов 07 минут произошло сбрасывание тормозного блока и возвращаемый аппарат приступил к снижению, постепенно убавляя давление газа в двигателе, чтобы обеспечить мягкую посадку. В течение всего пребывания экипажа на Луне они постоянно вели радиопереговоры с Байконуром — непосредственно во время высадки с космонавтами поддерживал связь Гагарин, что побудило Леонова произнести сразу после прилунения слова «Ну все, приехали! Около двух часов потребовалось космонавтам на подготовку к выходу на лунную поверхность и только в 19 часов 18 минут Леонов выбрался из кабины — 11 минут ушло на разгерметизацию шлюзового отсека, включение камеры на борту аппарата и спуск по лестнице, прежде чем нога человека впервые коснулась поверхности Луны на территории Океана Бурь. При этом Леонов, перефразируя знаменитую фразу Циолковского, произнес:«Человечество наконец-то шагнуло за пределы своей колыбели! Через 15 минут после того, как Леонов обеими ногами ступил на поверхность Луны, из кабины стал выбираться и Макаров. Скафандры «Кречет» были рассчитаны на 10 часов работы вне корабля, поэтому космонавтам приходилось действовать быстро — ими были проведены фотографирование места посадки возвращаемого аппарата, сборы образцов лунного грунта, установка советского флага, а так же вымпела из нержавеющей стали. Благодаря точной работе Леонова и Макарова при посадке, «Союз-7» прилунился примерно в 85 метрах от аппарата «Луноход-1» — после того, как основные цели экспедиции были выполнены, космонавты направились к нему, удалившись на максимальное расстояние от возвращаемого аппарата. Всего на поверхности Луны космонавты пробыли 113 минут, после чего вернулись в кабину корабля. Лунный скафандр «Кречет» В 6 часов 16 минут 7 апреля экипаж произвел отделение посадочных приспособлений и запустил двигатель взлетного блока — через час возвращаемый аппарат вновь вышел на окололунную орбиту и начал облет Луны. К этому времени население Советского Союза уже праздновало очередной триумф отечественной космонавтики — ТАСС впервые объявило о запуске корабля к Луне еще 2 апреля, однако о целях его полета не сообщалось.